Державин «На смерть князя Мещерского» – краткое содержание и анализ
Некоторые исследователи пытаются разделить оды Державина по их содержанию: на оды похвальные, сатирические, философские. Но дать такую классификацию очень трудно. Свободное творчество Державина не поддается строгому подразделению. Почти в каждой из его од встречаются разные элементы: сатирический, рядом с торжественным, описания природы рядом с философскими рассуждениями.
Державин. На смерть князя Мещерского. Анализ стихотворения. Слушать аудиокнигу
Особняком стоят, однако, две оды, чисто философского содержания: «На смерть князя Мещерского» и самая известная ода – «Бог». Обе они относятся к лучшим произведениям поэта.
В замечательной оде «На смерть князя Мещерского», Державин высказывает мысль, видимо угнетавшую его, – о неизбежности смерти, о ничтожестве и тленности человеческой жизни перед тайной гроба. Эта ода написана в 1783 году, за 10 лет до «Водопада», где эта мысль повторяется, уже в связи с кончиной Потёмкина.
Державин часто бывал в богатом доме князя Мещерского, любившего давать веселые, роскошные пиры. Внезапная смерть этого блестящего, веселого вельможи поразила поэта. Он писал свои вдохновенные строки, вероятно, под впечатлением унылого похоронного звона колоколов:
«Глагол времен! Металла звон!
Твой страшный глас меня смущает,
Зовет меня, зовет твой стон,
Зовет и к гробу приближает».
Сильными и мрачными красками рисует Державин картину смерти, перед которой ничто устоять не может; человек родится для того, чтобы умереть:
«без жалости все смерть разит».
Обращаясь к умершему, он восклицает:
«Сын роскоши, прохлад и нег,
Куда, Мещерский, ты сокрылся?
Оставил ты сей жизни брег,
К брегам ты мертвых удалился.
Здесь персть твоя, а духа нет.
Где ж он? – Он там. – Где там? – Не знаем.
Мы только плачем и взываем:
«О горе нам, рожденным в свет!»
Утехи, радость и любовь
Где купно с здравием блистали
У всех там цепенеет кровь
И дух мятется от печали.
Где стол был яств, там гроб стоит,
Где пиршеств раздавались клики,
Надгробные там воют лики,
И бледна смерть на всех глядит».
Смерть не щадит никого, ей должны покоряться: царь, вельможа, красота молодости, люди во цвете сил, на всех глядит она «и точит лезвие косы». «Смерть, трепет естества и страх!» Державин передает чувство беспомощности и трепетного ужаса перед неизбежностью смерти и ничтожностью жизни.
Только в самом конце, в последней строфе оды чувствуется, что смятенная душа поэта нашла какое-то разрешение, выход из хаоса нахлынувших мыслей; кончается ода утешительными словами, обращенными к другу Мещерского, Перфильеву:
«Жизнь есть небес мгновенный дар,
Устрой ее себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар».
Державин всю свою жизнь был глубоко верующим человеком. Но в поражающих своей силой словах:
Здесь персть твоя, а духа нет.
Где ж он? – Он там. – Где там? – Не знаем» –
чувствуются внезапные сомнения мятущейся души, как бы отголосок скептицизма XVIII-го века.
На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст стихотворения «На смерть князя Мещерского».
История рода Князя Мещерского
Умер друг поэта Гавриила Державина, хлебосольный князь Мещерский. Поэт был опечален его уходом настолько, что откликнулся одой. Несмотря на отсутствие одических размеров и величественности, присущих жанру, эти восемьдесят восемь строк настолько трогают душу читателя, что неминуемо начинаются поиски информации о том, кто такой князь Мещерский и чем он известен? Оказывается — ничем. Самый обыкновенный человек, хотя и представитель древнего рода. Князя Александра, о котором так горевал Державин, значительно превзошёл в известности его потомок — Владимир, который писал, будучи публицистом, а также издавал и редактировал журнал «Гражданин». Но князь Владимир начал издательскую деятельность в 1887-м, а державинская ода «На смерть князя Мещерского» была написана в 1779 году, почти сто лет назад.
Ода
Смерть и вечность — две темы, касающиеся каждого и постоянно пересекающиеся в оде Державина, небывалая искренность и проникновенность лирики — вот почему эти стихи быстро стали известными и полюбились читателю. В их строках заложена глубокая философия относительно ничтожного человеческого бытия и огромного непостижимого мироздания, внутри которого князь Мещерский всё ещё жив. Утешительно для читателя то, что Державин показывает человечество как часть природы, которая вечна, стало быть и люди часть этой вечности, хотя каждая отдельная жизнь безусловно конечна, кратковременна и преходяща. Ведь любой человек — знатный и ничтожный — обязательно умрёт.
Гений Державина сумел объединить жизнь со смертью в радостном ощущении первого и трагическом переживании последнего, и умерший князь Мещерский с лёгкой руки поэта получил жизнь вечно отрадную — настолько глубоко и страстно сопереживал поэт своему близкому знакомому. Смерть мрачна, неумолима, она равнодушна к тому, что вся жизнь героя строк державинской оды была праздничной, наполненной красотой и довольством, роскошью и негой. До предела усиливается драматизм именно этим противопоставлением: на смерть князя Мещерского невозможно отреагировать словом «отмучился». Сама коллизия, разворачивающаяся в оде, конфликтна, так же как и образная система, применяемая автором.
Заложенный в структуру оды конфликт приводит к пониманию, что диалектическая сущность мироздания противоречива и никак не может быть приведена к единству с отдельно взятой человеческой судьбой. «Где стол был яств — там гроб стоит…» — исключительный по своей насыщенности стих. «На смерть князя Мещерского» — ода на одиннадцать строф, где в каждой строчке жизнь пытается сопротивляться смерти.
Противостояние
Восемь строк любой строфы этой оды обязательно заявляют о противостоянии жизни и смерти. Это утверждается на различных уровнях подачи поэтического материала. Образным рядом, построением синтаксических конструкций, изменениями ритмических рисунков звучания и так далее. Державин очень обильно использует тропы — поэтические иносказания, которые со временем, уже в творчестве его последователей оформятся как оксюморон. Это достаточно сложный троп, но и чрезвычайно выразительный: «Мёртвые души» у Гоголя, «Живой труп» у Толстого, «Горячий снег» у Бондарева — сами названия передают всю неоднозначность переживаний, чувств, душевных состояний в передаче определённых событий.
Державин стал основоположником этого средства выразительности в литературном языке. В одном и том же образе уживаются абсолютно противоположные смыслы — это и есть оксюморон. Неоднозначность, противоречия во всём — не только в каждом поступке человека, в его поведении, но и вся жизнь — один только оксюморон, отсюда и такая высокая степень правдивости в строках этой оды. Анализ стихотворения «На смерть князя Мещерского» явно показывает те начала, которые впоследствии будут разработаны, усовершенствованы и до максимума повысят психологическую нагрузку произведения. Например, фраза: «Сегодня бог, а завтра прах.» Это значит следующее: родимся для того, чтобы умереть, и вместе с жизнью смерть свою приемлем. Так звучит главная идея и выполненная Державиным сверхзадача в данном произведении.
Князь Александр Мещерский
Ода, сочинённая Державиным и опубликованная анонимно в «Санкт-Петербургском вестнике» 1779 года, сделала этого человека знаменитым. Молодой Иван Дмитриев так был впечатлён данными строками, что захотел непременно познакомиться с автором, да и не только он. Город, а впоследствии и страна гудели, обмениваясь восторгами. Даже Пушкин, спустя много лет после выхода в свет этого произведения, был впечатлён так, что эпиграфом к главе «Дубровского» взял державинскую строку. Ведь, казалось бы, невозможно выразить мысли о жизни и смерти конкретнее и короче. Вся картина бытия человека раздвигается до необозримых пределов. Строки афористически чеканные не передают почти ничего жизнеописательного относительно своего лирического, внезапно почившего героя.
Сын роскоши, человек благополучный и крепчайшего здоровья. Чем и поразительна была его смерть для друзей, родственников и знакомых. Ода обычно пишется об исторически значимых лицах, по крайней мере это предписывают все законы классицизма. А здесь — просто знакомый поэта. Обычный смертный, ничем из общего числа современников не выдающийся. Это не Суворов, не Потёмкин, а заурядный князь. Почему же стихотворение Державина «На смерть князя Мещерского» производило такое неизгладимое впечатление не только на современников, но и на отдалённых потомков? Это тоже новшество: на тот момент ни один поэт не показал так масштабно всевластность и общность законов мироздания через судьбу обычнейшего из людей.
Образ смерти
Смерть выписана Державиным во всём её могуществе — детально и красочно. Образ её показан в динамике — последовательно и развёрнуто. От скрежетания зубовного до усечения косой дней человеческой жизни — в первой строфе. От глотающей целые царства и разящей безжалостно всё вокруг — во второй.
Далее размах принимает космические размеры: сокрушаются звёзды, потухают солнца, всем мирам грозит смерть. Здесь присутствует и некоторое «заземление», чтобы не улететь в этот космос безвозвратно. Державин переключает читателя на жизнепонимание небольшой насмешливой сценкой: смерть глядит, усмехаясь, на царей, на пышных богачей, на гордых умников — и точит, всё точит лезвие своей косы.
Лейтмотивы
Чёткость деления на строфы отнюдь не нарушает плавности повествования. Целый ряд особых художественных приёмов поставил для этой цели Державин себе на службу. Строфы словно перетекают одна в другую (приём, применённый впервые в русской литературе настолько полно и ясно). Концентрируя главную мысль в последней строке строфы, поэт повторяет её в первой строке следующей, развивая затем и усиливая. Мысль и образ, которые повторяются на протяжении всего текста, называются лейтмотивом, им и воспользовался Державин. Ода «На смерть князя Мещерского» именно потому и получилась таким стройным и последовательным произведением. Главными лейтмотивами послужили равнодушная и бесстрастная смерть и скоротечная, словно сон, жизнь.
Метафизический текст
Князю Мещёрскому не были даны высокие должности, видные посты, он никак и ничем не прославился — ни по военному, ни по административному, ни по художественному ведомству. Человек без особых дарований, с приятными чертами чисто русского хлебосольства (которыми в принципе обладал тогда практически каждый). Первое название, которое дал своему произведению Державин, и вовсе относило его к жанру поэтического послания, но никак не к канонической оде: «К С. В. Перфильеву, на смерть Александра Ивановича Мещерского». Однако пафос истинной оды, звуча колокольным набатом, выдал жанровую принадлежность с первой строфы: «Глагол времён! Металла звон!».
И тут же проясняется метафизическая проблематика. Смерть любого — даже вовсе неизвестного человека делает человечество чуть менее полным, а каждого живущего чуть менее полноценным. Смерть приятеля показана как событие экзистенциальное в потоках изумительных поэтических откровений. Рассказывая о смерти князя, Державин явно сопоставляет её со своей собственной. Единство каждого человека со всем человечеством — вот это и есть метафизика данной идеи. И одновременно ода «На смерть князя Мещерского» говорит о противостоянии смерти, поскольку каждой строкой наталкивает на рефлексию о смысле бытия конкретного человека в общем мироздании, несмотря на его бестрепетные законы.
Смысловая структура
Оригинальные метаморфозы ждут читателя в каждом стихе: первопроходец русской поэзии впервые внёс в литературу абсолютно новые категории: высокое-низкое, вечное-временное, частное-общее, абстрактное-конкретное. Конечно же, всё это известно со времён Аристотеля. Но только у Державина эти категории перестают звучать как взаимоисключающие, вступая в синтез.
Одическое, приподнятое, восторженное звучание констатирует самые неутешительные его постулаты. Жизнь человека и ее смысл: лишь смертный не думает умирать. Такие оксюмороны многочисленны, и все они в этой оде трагичны, так чувствует их Державин. «На смерть князя Мещерского» — ода, поставившая читателя перед лицом смерти как единственной константы, поскольку любая сущность завтра или через тысячу лет, как баобаб, всё равно умирает.
Предупреждение читателю
Существование такой константы сомнительно и иллюзорно, потому что бытийно как бы не имеет смысла, и, значит, сущность не истинна, если следов в будущем никаких от неё не осталось. Державин добавил смысла в сытое, но по большей части бессмысленное существование своего знакомого, одой «На смерть князя Мещерского».
Анализ этого произведения сделан не только филологами, но и философами, где связаны все её детали с моделью вселенной, где нет самооснованности бытия индивидуума, поскольку индивидуальность лишена бытийности. Однако внутренний опыт поэта вступает в спор с неизбежностью, словно предупреждая читателя о том, что он на краю бездны, что цепь превращений не прервётся, все и вся исчезнут в этой космической мистерии без малейшего следа.
Другой князь Мещерский
Державин к князю Мещерскому Владимиру Павловичу отношения иметь не мог, хотя предок его удостоился оды на свою смерть. Князь Александр Иванович был статским советником, служил в таможенной канцелярии. Любил литературу и Санкт-Петербургское Английское общество (клуб). Происходил род Мещерских из татарских князей тринадцатого века, в четырнадцатом и пятнадцатом — владел Мещерой, среди представителей рода были воеводы — городовые и полковые. Это и всё, что известно о князьях Мещерских, ничего особенного. Но в 1838 году родился внук Карамзина, князь Владимир Мещерский, особа не по-державински одиозная. Это один из главных героев общественной жизни России девятнадцатого века, персонаж не только умопомрачительных слухов, но и скабрезных анекдотов. Много работал, издавал журнал (впоследствии — газету), написал «Речи консерватора», которые были довольно известны среди современников.
Его отец — гвардии подполковник Пётр Мещерский, мать — старшая дочь знаменитого историографа и писателя Николая Карамзина. Родители — нравственно красивые люди, просвещённые и верящие в идеалы. Сын же, по собственным его словам, имел и характер дурной, и натуру. Грезил о подвигах во имя Отчизны и о сексуальном внимании со стороны посторонних мужчин. Литературная стезя была выбрана им случайно. В 1981 году описал приезд императора к Потёмкиным, с коими был в дружбе. Вскорости князю Мещерскому было пожаловано камер-юнкерство. И работа в министерстве внутренних дел, после чего и открылась дорога в сформированный неподалёку знаменитый кружок. И начался стремительный подъём князя в элиту государственности России.
Советник государя
Воспитателю наследника — графу Строганову, князь Мещерский понравился, поэтому круг общения князя расположился на высотах заоблачных — он стал близким другом цесаревича Николая (здесь вложен тот самый смысл, несмотря на отношение к будущему русскому монарху). Светская жизнь давалась Владимиру Мещерскому не так просто, как кажется: то Строганов обзовёт «плохим куртизаном», то за спиной слишком громко шушукаются и хихикают. Однако советчиком для всего окружения наследника и для него самого Мещерский всё-таки стал. Цесаревич был крепко болен, и князь сопровождал его на лечение в Европу, за что начальник по управлению внутренних дел Валуев назвал его «интимным при дворе».
После смерти Николая (поговаривали о самоубийстве на почве гомосексуализма) Мещерскому дали другого цесаревича, в будущем — Александра III, который питал чувства к кузине князя. Эту привязанность будущего монарха Мещерскому удалось нейтрализовать, принимая огонь на себя, за что императорская семья осталась ему весьма благодарна. К этому времени писательский зуд стал очень досаждать князю, и с помощью цесаревича был учреждён настоящий оплот самодержавия — журнал «Гражданин». Благодаря превосходным воспреемникам учредитель журнала и остался в людской памяти. Ведь продолжили его дело такие люди, как Достоевский, Тютчев, Майков. А сам Мещерский на страницах «Гражданина» нещадно боролся со светским образованием, земством, судом присяжных, крестьянским самоуправлением и интеллигентствующими евреями. «Содома князь и гражданин Гоморры», по словам Владимира Соловьёва.
Страница не найдена | лингва фенника
Похоже, в этом месте ничего не найдено. Может, попробовать поискать?
Ищи: Архивы Выберите месяц Октябрь 2022 (1) Июль 2022 (2) Июнь 2022 (1) Май 2022 (1) Апрель 2022 (6) Март 2022 (2) Февраль 2022 (2) Январь 2022 (1) Декабрь 2021 (1) Ноябрь 2021 ( 2) октябрь 2021 г. (1) август 2021 г. (1) июль 2021 г. (1) май 2021 г. (1) апрель 2021 г. (1) март 2021 г. (4) февраль 2021 г. (1) январь 2021 г. (3) декабрь 2020 г. (4) ноябрь 2020 г. ( 2) сентябрь 2020 г. (1) август 2020 г. (1) июнь 2020 г. (1) май 2020 г. (5) апрель 2020 г. (5) март 2020 г. (3) февраль 2020 г. (1) январь 2020 г. (2) декабрь 2019 г.(4) сентябрь 2019 г. (1) август 2019 г. (2) июль 2019 г. (1) июнь 2019 г. (6) май 2019 г. (1) апрель 2019 г. (1) март 2019 г. (2) февраль 2019 г. (2) январь 2019 г. (3) декабрь 2018 г. (1) ноябрь 2018 г. (2) октябрь 2018 г. (2) сентябрь 2018 г. (3) август 2018 г. (2) июль 2018 г. (5) июнь 2018 г. (3) май 2018 г. (4) апрель 2018 г. (4) март 2018 г.
- 154 481 просмотров
- Русская культура в достопримечательностях
- Rambling Rector Retired
- Rust Belt Girl
- Gedichte in Übersetzungen
- found in translation
- XIX век
- BEAUTY WILL SAVE THE WORLD
- GlamourPrin
- A Russian Affair
- Rubens Beserra
- Maceochi Language Services
- Nudged Sketches of Flyy Things
- Bubkes.
Org
- Irish Nordic
- Драгоценности классической финской поэзии III
- The Stockholm Review of Literature
- Блог эксперта
- helenduignan
- Пастор в Риге
- Усыпальница
Английские переводы в виде бесплатной электронной книги
Биография


Бесплатная электронная книга: переводы стихов Державина в формате pdf.
Державинские стихи и их достижения
Пушкин и его современники считали оду Державина «Водопад» величайшей поэмой на русском языке. Однако это исключительно длинное и по большей части стандартное произведение, трехлетний труд любви к герою и отчасти меценату поэта, князю Григорию Потемкину, выдающемуся государственному деятелю и полководцу. Я дал только начальные стихи, где Державин предстает в ином обличье, как проницательный естествоиспытатель, чуть ли не поэт-романтик современной Германии или Англии.
Смысл в творчестве Державина часто сжат, местами даже запутан, но эта семантическая плотность может быть дополнительно усилена сочными цветными образами и звуковыми эффектами. Русские стихи впоследствии пошли более приземленным и полезным путем Пушкина, но суровая жизненная сила Державина позже заинтересовала поэтов-иконоборцев, таких как Мандельштам и Маяковский, спасающихся от изнеженной пресыщенности миром поэзии позднего Серебряного века. Его работы давали ориентацию и стабильность в мире, охваченном революцией и быстро меняющимися стилями. Державин был также первым крупным русским поэтом, который добавил обыденные, обыденные слова в литературную смесь, хотя Некрасов, вероятно, нашел свой собственный путь к практике.
Как и многие поэты, Державин плохо разбирался в своем творчестве. Большую часть времени в Званке он проводил за анакреоническими стихами, в которых показана здравая и уравновешенная чувственность, не всегда безобидная, но потакаемая его второй женой. Хуже того, Державин никогда не уставал превозносить достоинства своих трагедий, хотя в то время их не очень любили, а с тех пор не ценили. Такой прямолинейный персонаж, как Державин, не обладал необходимой для литературной критики начитанностью, уравновешенностью и отстраненностью, и его часто сбивала с толку одинокая преданность современников его одам. И все же именно эти стихи Державина возвышаются над двумя веками русской поэзии: суровые, индивидуальные и незаменимые в мировой литературе, которую теперь начинала производить Россия.
Выписка: На смерть князя Мещерского
Голос времени, чье металлическое кольцо
озадачивает своим пугающим мраком,
пока звонит и звонит как бы привезти
моя жизнь все же ближе к могиле.
5. И сам свет, первый, что мы увидели,
принесли острые зубы смерти в наш взор.
Бьет косоподобная молния, и дней
зерно на этом гумне.
Ни одна судьба не ускользнет от этих челюстей,
10. ни одно известное существо не может спешить.
В троне и камере сверлят маленькие червячки;
элементам разлагаются гробницы.
Всю славу сотрёт зияющее время.
Как реки мчатся к морю
15. течение дней и лет, вечность:
что жадное царство не долго медлит.
Мы обходим эту пропасть всю жизнь
в который, наконец, мы стремительно падаем.
С жизнью есть смерть, и все это процветает
20. также находится под покровом смерти.
Жестока смерть и упряма:
звезды подчиняются его воле:
само солнце меркнет до холода:
целые миры смерть устрашит.
25. Вера есть только у нас, бедных смертных
в нас самих, навсегда,
но смерть приходит тихо, как вор,
и то, что было жизнью, быстро ушло.
Он приходит, когда мы никого не боимся,
30. кто знает, что наши концы еще не скоро:
как гром в горах в полдень
наш полет к гордости будет отменен.
Сын легкого удовольствия,
где же ты, Мещерский, прячешься?
35. Ибо ты покинул эти живые берега,
и на мертвых должны теперь пребывать.
Это твой палец, а
нет
повод в том как? или почему?
40. «мы родились в этом мире горя».
Утешение, радость, обильная любовь,
где милосердие жило с сияющим здоровьем:
разве этого холода крови недостаточно
что печаль затемняет самость нашего духа?
45. Где был пир, там гроб,
где ярко говорила каждая смеющаяся голова,
мертвецы воют мертвецам,
и их последняя бледность смотрит на всех.
Он смотрит на все, на каждого короля,
50. какой бы властью они ни обладали,
Он видит каждую богатую и напыщенную вещь
как падают золотые и серебряные идолы.
Он пылает красотой, дышит живым,
в уме в мыслях, в возвышенном:
55. для гордых, кто смело лезет,
точит свою блестящую косу.
При смерти, с трепетом и страхом,
сочетаются гордость и бедность.
Мы говорим, как Бог, но пыль рядом.
60. Сегодня такие лестные надежды мы находим,
И через час мы едва пропустим
путаница входит в эту бездну,
и, как сон, наш век прошел.
65. И как сон, самый сладкий сон,
моя юность совсем убежала.
Теперь красота кажется пустой темой,
ни веселье не имеет много сказать.
70. Сегодня я не так обеспечен,
ни жажда почестей, как в дни
так долго развращенный любовью к похвале,
но все еще там зовет голос, который я знал.
Но даже мужество знает свой день,
желанная слава терпит неудачу.
75. Богатство и богатства уходят;
место страсти, затопляющее сердце
пройдет, как все проходит. А мы
со счастьем менее близким,
находить все ложным. Откуда я стою,
80. этот проход в вечность
произносит, что все должны умереть, сегодня,
завтра Перфильев. Зачем горевать
и покинули мир мы все должны покинуть?
85. Жизнь — краткий преходящий дар небес, 90 058 так сделай же свой мир глубоким и твердым:
убедитесь, что ваша прощальная душа чиста
и благослови удар судьбы, когда он стремителен.
Выдержка: Фелица (Открытие)
Царица, мудрая, всемогущая
и киргизско-кайсакской расы:
тот, чей могучий ум согнул
найти путь, верный след
5. тот Хлор, молодой царевич
может взобраться на самую высокую гору.
Скажи, ты, чья роза не может иметь позвоночника,
сама добродетель предназначена
пленить мое сердце и разум,
10. скажи, как склонился бы твой совет.
Фелица, дай мне здравый инструктаж
в мирском изобилии это правда,
есть страсти найти сокращение
и в этом мире быть счастливым тоже.
15. Как прекрасен теперь твой голос.
Ваш сын сопровождает меня в этом выборе.
Увы, моя тяга к борьбе но истончается
и если сегодня я сдерживаю себя,
20. Завтра я раб капризов.
В отличие от мирз при дворе,
вы часто ходите пешком.
Самая простая еда — это то, что вы искали
где честная плата за проезд просто поставлена.
25. Ваш выстраданный отдых почти такой же:
Вы читаете и пишете при пламени свечи.
Нам простым смертным из-под твоего пера
приходит разумное, но пылкое блаженство,
и даже карты, которые вы решили пропустить
30. как я с утра до утра снова.
Вам плевать на маскарады
и клубу совсем неизвестны:
привычка и обычай не исчезают,
и нет танцев у трона.