Что такое Стоицизм — Узнай Что Такое
Стоицизм — философская школа эпохи эллинизма. Философы-стоики утверждают, что добродетель (такая, как например, мудрость) — это счастье, а суждение должно основываться не на людских словах, а на их поступках. Также они утверждают, что нельзя контролировать или полагаться на внешние события, а только на себя и свои реакции.
Стоицизм был основан Зено́ном Кити́йским в Афинах примерно в 308 году до н. э., но с этим учением связаны такие философы, как: Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий.
Зенон Китийский (около 335 г. до н. э. – 263 г. до н. э.)Своё название стоицизм получил от греческого stoikos, в частности от Stoa Poikile — дословно «галерея разнообразия» или «расписной портик», большой зал в Афинах (украшенный фресками с изображением битвы при Марафоне), место в котором находилась школа стоиков и Зенон преподавал свои учения.
В чём суть учения стоицизма?
Самые главные принципы стоицизма заключаются в том, что наш мир может быть непредсказуемым, а жизнь скоротечна.
Стоицизм призывает человека к стойкости, силе и самоконтролю. И предполагает, что источник нашей неудовлетворённости кроется в нашей импульсивной зависимости от наших спонтанных чувств. Мы должны полагаться больше на логику.
Стоицизм был создан для того, чтобы действовать, а не для бесконечных разговоров о мироздании. Он пытается помочь преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать в соответствии на то, на что можно воздействовать.
Стоическая этика
Стоицизм — это не просто набор убеждений или этических утверждений. Это образ жизни с постоянной практикой и обучением, включающий постоянную практику логики.
Эта этическая доктрина учит безразличию и «пассивной» реакции на внешние события на том основании, что никакие события и ничто внешнее вообще, не может быть ни добром, ни злом. Она учит достичь хладнокровие перед лицом жизненных взлётов и падений.
Целью стоицизма является освобождение от страстей (в смысле: мучений или страданий) посредством стремления к разуму и апатии (в смысле: объективности, неэмоциональности и чёткого суждения).
Стоики считают, что когда человек станет ясным, непредвзятым и самодисциплинированным мыслителем, то сможет понять «логос«.
Логос — это естественная универсальная причина всех вещей.
Для философов-стоиков, несчастье и зло являются результатом невежества. И если кто-то недобр, то это потому, что он не осознаёт своего собственного универсального разума.
Разрешение этой проблемы, этого зла и несчастья, можно достигнуть, практикуя стоическую философию и изучить собственные суждения и поведения, чтобы определить, где человек мог отклониться от универсального разума природы.
Широко известно одно изречение стоиков: «Жить в согласии с природой», которое нужно воспринимать, как в смысле законов Вселенной, так и в отношении сущностной природы человека и разума.
Цитаты стоиков
«Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше».
Луций Анней Сенека
«Если вас беспокоит что-то внешнее, боль связана не с самой вещью, а с вашей оценкой; и это у вас есть право отозвать в любой момент».
Марк Аврелий, Медитации
«Жалобы — это не жизненная стратегия. Каждому из нас отпущен определённый запас времени и сил. Тратя время на жалобы, мы не достигаем своих целей.»
Рэнди Пауш, «Последняя лекция»
«Что нас действительно пугает и тревожит, так это не сами внешние события, а то, как мы о них думаем. Нас тревожат не вещи, а наше понимание их значимости».
Эпиктет
«Стоик – это тот, кто превращает страх в благоразумие, боль в трансформацию, ошибки в инициацию и желание в начинание».
Нассим Николас Талеб
Представители стоицизма
За исключением основоположника, Зенона Китийского (которого ещё называют Зенон-стоик), у стоицизма было три главных лидера, но есть и другие.
Марк Аврелий, император Римской империи. Считается, что он садился каждый день и работал над своими заметками о сдержанности, сострадании и смирении.
Эпиктет перенёс ужасы рабства в Риме, но был освобождён и основал свою собственную школу.
Также древнегреческий философ-стоик Хрисипп обычно считается наиболее важным влиянием на стоицизм. Более поздняя, знаменитая фраза в стоицизме гласила: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои».
Хрисипп защищал и развивал эмпирическую эпистемологию, психологию и проводил многие другие исследования.
Конечно же Сенека. У этого харизматичного оратора были многолетние проблемы со здоровьем. Что однако не помешало ему стать всемогущим советником и получить безграничную власть. Но одновременно его ненавидел и сенат, и римский народ.
А вот американский профессор Массимо Пильюччи — уже философ-стоик нашего времени. Он преподаёт философию в Городском колледже Нью-Йорка (City College of New York) и публикует книги.
Одна из этих книг стала довольно популярной: о том, как быть стоиком в современном мире.
А умер ли философ от смеха?
Хрисипп (279 г. до н. э. – 206 г. до н. э.)Многие источники пишут, что философ-стоик Хрисипп умер от слишком сильного смеха. Но другой философ, по имени Диоген Лаэртский, писал, что по его мнению, он умер от того, что выпил слишком много неразбавленного вина, т. е. его смерть была вызвана алкогольным отравлением.
Криминалистика была довольно ограничена в то время, и мы никогда не сможем узнать истинную причину его смерти.
Смотрите также значения Эллинизма, Экзистенциализма, Этики и Релятивизма.
3) Стоицизм (представители – Зенон, Сенека, Марк Аврелий).
В конце 4 века до н.э. в Афинах родилась еще одна философская школа, основателем которой был Зенон из Китиона (о. Крит). Для стоиков, как и для эпикурейцев, цель жизни состоит в достижении счастья. Для обретения добродетели необходимо было выработать
Стоики первыми разработали теорию
страстей. Видным представителем
римского стоицизма является Сенека (5
г. до н.э. — 65 г. н.э.) — воспитатель будущего
императора Нерона и фактический правитель
империи в этот период. Одна из постоянных
тем раздумий Сенеки — тема смерти. Задачу
философии он видел в том, чтобы научить
человека жить и умереть, дать человеку
внутреннюю независимость и душевный
покой. Вся жизнь должна быть подготовкой
к смерти. «Дурно живет тот, кто не
умеет хорошо умереть». Главное для
Сенеки это свобода человеческого духа.
Он был решительным противником рабства,
в первую очередь, не социального, а
добровольного, когда люди находятся в
полной зависимости от похоти, скупости,
страха. Величие стоического духа
проявляется в господстве над своими
страстями и состоит в том, чтобы, не
ропща принимать все как должное.
Для
стоиков необходимость (судьба, рок)
непреложны, и свободу они понимают как
признание этой необходимости. «Каждый
человек несчастен настолько, насколько
полагает себя несчастным».
Последней крупной оригинальной философской школой античности был неоплатонизм. Создатель этого учения — Плотин (204-270 гг.) — организовал в Риме школу, которая в отличие от всех предыдущих учила подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету для того, чтобы созерцать божественное и достигать его. Плотин развивает платоновское учение о высшем Благе как принципе бытия. Мир образуется из материи благодаря проникновению в нее света
К этому ведут катарсис (очищение), теория (созерцание)
и экстаз (мистический союз с Единым).
С
онтологией Плотина тесно связана его
этика. В экстатическом слиянии с Единым
состоит высшая добродетель. Лишь
совершенство нравственной жизни приводит
к экстазу. Для Плотина жизнь — это борьба,
а идеальный человек — это постоянный
борец за нравственное совершенство.
Учение Платона о Благе Плотин дополняет
развернутым учением о зле как лишенности
добра. Так как материя — последняя ступень
деградации Единого, то она обделена
Благом и в этом смысле она — зло. Поэтому
зло не есть негативная сила, противостоящая
позитивной. Зло — это просто лишённость
позитивного, его дефицит. Оно, в отличие
от Блага, не обладает субстанциональностью.
Если эллинистическая этика отстаивала
самоценность человеческого бытия, то
плотиновская этика цель добродетельной
жизни видела в очищении и слиянии с
Божеством, Единым. Неоплатонизм завершает
развитие античной философии. Stoicism — Routledge Encyclopedia of Philosophy
/стоицизм/v-1
Стоицизм — греческая философская система, основанная Зеноном из Китиона c .
300 до н. э. и развитая им и его последователями в наиболее влиятельную философию эллинистической эпохи. Он рассматривает мир как пронизанный рациональностью и божественно спланированный как наилучшая возможная организация материи. Нравственное совершенство и счастье достигаются, если вообще достигаются, путем воспроизведения этой совершенной рациональности в себе, а также путем обнаружения и исполнения своей собственной назначенной роли в космической схеме вещей.
Ведущими фигурами классического или раннего стоицизма являются первые три главы школы: Зенон из Кития, Клеанф и Хрисипп. Прежде всего блестящему и неутомимому Хрисиппу можно приписать возведение стоицизма в действительно всеобъемлющую систему. «Ранний стоицизм» — главная тема этой статьи — фактически во многом совпадает с его философией.
Не сохранилось ни одного формального философского сочинения ранних стоиков. В основном мы зависим от отдельных цитат и второстепенных сообщений, многие из которых враждебны. Тем не менее, система была реконструирована в мельчайших деталях, и, несмотря на пробелы и неопределенности, она соответствует своему собственному описанию как единого целого.
Мир — это идеально хороший организм, чья собственная разумная душа управляет им к лучшему. Любое впечатление о несовершенстве возникает из-за ошибочного взгляда на его части (включая нас самих) в отрыве, как если бы интересы стопы рассматривались в отрыве от потребностей всего тела. Вся последовательность космических событий предопределена в каждой детали. Будучи наилучшей возможной последовательностью, она повторяется одинаково от одной мировой фазы к другой, причем каждая фаза заканчивается пожаром, за которым следует космическое обновление. Причинная связь «судьбы», однако, не исключает нашей индивидуальной ответственности за наши действия. Они остаются «в нашей власти», потому что мы, а не внешние обстоятельства, являемся их первопричиной, и в определенном смысле для нас «возможно» поступить иначе, даже если предопределено, что мы этого не сделаем.
На самом низком уровне физического анализа мир и его содержимое состоят из двух соэкстенсивных принципов: пассивной «материи» и активного «бога».
Однако на самом низком наблюдаемом уровне они уже состоят из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Воздух и огонь образуют активную и всепроникающую жизненную силу, называемую pneuma или «дыхание», которая составляет качества всех тел и в особенно разреженной форме служит душам живых существ.
«Бытие» — это свойство только тел, но большинство вещей анализируются как тела — даже нравственные качества, звуки, времена года и т. д., — поскольку только тела могут причинно взаимодействовать. Например, справедливость есть душа в известном состоянии, причем душа сама по себе пневма а значит и кузов. В помощь такому анализу используется схема из четырех онтологических категорий. Кроме того, признаются четыре бестелесных: место, пустота, время и lekton (грубо говоря, выраженное содержание предложения или сказуемого). Универсалии отодвинуты на второй план как вымышленные мыслительные конструкции, хотя и весьма полезные.
Мир представляет собой физический континуум, бесконечно делимый и не прерываемый какой-либо пустотой, хотя и окруженный бесконечной пустотой.
Его совершенная рациональность и, следовательно, существование имманентного бога защищаются различными версиями Аргумента от Замысла, при этом кажущиеся несовершенства объясняются, например, скрытыми благословениями или неизбежными сопутствующими факторами наилучшей возможной структуры.
«Логика» включает в себя не только диалектику, которая является наукой об аргументации и, следовательно, логикой в ее современном понимании, но и теорию познания, а также в первую очередь лингвистические дисциплины, такие как риторика и грамматика. Логика стоического вывода берет в качестве основных единиц не отдельные термины, как в аристотелевской логике, а целые предложения. Простые предложения подразделяются на типы и организуются в сложные предложения (например, условные) и полные аргументы. Все аргументы соответствуют или сводятся к пяти основным «недоказуемым» форматам аргументов. Изучение логических головоломок — еще одна центральная область исследований стоиков.
Стоики упорно защищали от нападок со стороны скептически настроенной Академии уверенность в том, что когнитивная достоверность достигается посредством обычных сенсорных столкновений при условии достижения совершенно ясного впечатления ( фантазия ).
Стоическая этика начинается с oikeiōsis , нашего естественного «присвоения» сначала самих себя, а затем и окружающих, что делает заботу о других неотъемлемой частью человеческой природы. Некоторые традиционно ценные предметы, такие как честь и здоровье, поощряются природой, и их следует искать, но не ради них самих. Они инструментально предпочтительнее, потому что научиться делать рациональный выбор между ними — это шаг к конечной цели «жизни в согласии с природой». Важна согласованность выбора, а не достижение целей. Образцы действий, способствующие такой жизни, были систематически систематизированы как

Добродетель и порок — это интеллектуальные состояния. Порок основан на «страстях»: это в корне ложные ценностные суждения, в которых мы теряем рациональный контроль, переоценивая вещи, которые на самом деле безразличны. Добродетель, совокупность наук, регулирующих моральный выбор, — это единственная вещь, имеющая внутреннюю ценность и, следовательно, подлинно «хорошая». Мудрые являются не только единственными обладателями добродетели и счастья, но также, как это ни парадоксально, того, что люди традиционно ценят, — красоты, свободы, власти и т. д. Какими бы географически разбросанными они ни были, мудрецы образуют настоящую общину или «город», управляемый естественным законом.
Более поздние этапы школы — это «средний стоицизм» Панетия и Посидония (второй — первый век до н. э.) и «римский» период (первый — второй век н. э.), представленный для нас преимущественно этическими сочинениями Сенеки, Эпиктета и Марка. Аврелий.
Ссылка на эту статью:
Седли, Дэвид.
Стоицизм, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-A112-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/stoicism/v-1.
Авторское право © 1998-2023 Рутледж.
Познакомьтесь с новыми членами нашей команды современного стоицизма
За последние несколько лет мы расширили команду организации современного стоицизма, наняв новых членов. Каждый из них приносит с собой не только интерес и энтузиазм по поводу стоической философии, практики и сообщества, но и ценные навыки, знания и опыт. Все они вносят существенный и долгожданный вклад различными способами, в некоторых случаях за кулисами. Наша расширенная команда теперь насчитывает 14 человек, что не только распределяет работу, но также дает нам пространство и диапазон для дополнительных проектов, посвященных помощи людям в изучении и практике стоицизма во всем мире.
После написания поста две недели назад, в котором сообщалось, что Харальд Кавли станет помощником редактора Stoicism Today , я понял, что мы могли бы использовать пост, рассказывающий вам, наши читатели, обо всех новых членах команды, которых мы добавили.
за последние несколько лет (и что наша страница «О команде» тоже остро нуждалась в обновлении!). Это давно назревшее обновление возвращает нас к Петру и Энди, которые в течение нескольких лет вносили свой вклад в команду. Совсем недавно к команде присоединились Фил, Ева и Бриттани, а последним пополнением действительно стал Харальд.
Я попросил каждого из них кратко рассказать вам о себе, и без лишних слов, вот они!
Ева Ричес
Я так рада быть частью команды современного стоицизма, и я убеждена, что стоицизм может помочь каждому жить хорошей жизнью. Я страстно хочу донести стоицизм до людей, которые, возможно, никогда не возьмутся за книгу по философии, включая детей, подростков и людей с неакадемическим образованием. Стоицизм дал мне так много, помогая мне хорошо жить с инвалидностью, поэтому для меня было настоящей честью иметь возможность поделиться этим опытом с другими. Меня особенно интересует стоическая этика, а также важность заботы о себе в нашем вкладе во всеобщее благо.
Бриттани Полат
Для меня большая честь присоединиться к команде современного стоицизма, которая продолжает играть важную роль в распространении стоицизма среди людей во всем мире. Как стоики мы можем предложить иное видение жизни, редкое в 21 веке: принципиальный, но не резкий способ решения сложных проблем, стоящих перед нашим обществом. Так же, как это когда-то делал древний стоицизм, современный стоицизм обеспечивает интеллектуально строгую основу для ответов на наши самые важные вопросы, причем не только теоретически, но и практически. Стоики лидируют, показывая, что жизнь разума и добродетели может также быть жизнью действия и участия. Какая привилегия продолжать благородную традицию Зенона, Эпиктета и Марка Аврелия, поскольку мы формируем и разделяем стоицизм для новой эры. Я с нетерпением жду начала работы с современными стоиками и с современными стоиками во всем мире, которые делают мир лучше своими собственными вдохновляющими способами.
Фил Янов
Привет, меня зовут Фил Янов, и я здесь, чтобы помогать людям проводить отличные встречи.
И — я стоик. Я люблю мероприятия, на которых люди могут чему-то научиться и внести в свою жизнь изменения, которые они хотят. Я чувствую, что современный стоицизм имеет несправедливое преимущество в том, что некоторые из лучших умов нашего поколения работают над пониманием того, как стоицизм может помочь всем нам в трудные времена. Я рад быть мальчиком с летучей мышью… или мальчиком с Zoom для этих тяжелых нападающих. В команде Modern Stoicism так много блестящих людей, и моя работа заключается в том, чтобы убедиться, что мегафон работает, когда они будут готовы поделиться. Для этого приключения я полностью готов. Если вы хотите поговорить о стоицизме, со мной можно связаться в Twitter, LinkedIn или в Интернете.
Andi Sciacca
Мне нравится думать о себе как о борце за доступность, образование и справедливость — и гордом #MKEpreneur. Я получаю наибольшее удовлетворение, когда могу помочь другим использовать возможности обучения таким образом, чтобы они могли общаться и процветать.
Как человек, который много работает на руководящих должностях и в советах директоров, я считаю, что есть много возможностей практиковать стоицизм в своей работе. Наиболее важным аспектом для меня является постоянство и основательность регулярного обучения в сочетании с применением того, что я узнаю в ходе этой практики. Читаю ли я Марка Аврелия или Эпиктета, или просматриваю комментарий кого-то в онлайн-курсе, или пост о стоицизме сегодня, написанный кем-то, применяющим стоицизм в своей жизни, — каким бы ни был источник, есть скрытый поток вещества, который поддерживает меня. . Я нашел исключительную ценность в изучении стоицизма и в том, как он помог мне понять стремление к хорошей жизни и готовность принять то, что приносит эта жизнь.
Петр Станкевич
Мое знакомство со стоиками началось в 2006 году, когда я впервые понял, что стоицизм — это платформа, которую я могу использовать, чтобы направить свою жизнь в нужное русло. Со временем выяснилось, что многие люди интересуются моими стоическими приключениями.
Отсюда последовал ряд книг, сначала на моем родном польском, а затем на английском (см. здесь). В конце концов, лучший способ укрепить свой стоицизм — это обсудить его с другими, и вот я здесь. Где-то на этом пути меня осенило, что идеи, которые я развиваю и проповедую, довольно сильно отличаются от бескомпромиссного ортодоксального стоицизма. Я принял это представление, и так возникла концепция реформированного стоицизма. Я считаю, что в 21 веке, во времена непостижимого прогресса и колоссальных вызовов, нам нужен новый способ изложения стоических предпосылок и обещаний. Именно это я и предлагаю. Помимо стоицизма я пишу книги на другие темы и продолжаю пробовать новые воды. Я считаю, что при этом остаюсь верным тому, что я написал в книге о стоицизме и творчестве, то есть, что они не должны противоречить друг другу. Пишите мне по электронной почте в любое время — вся моя контактная информация здесь.
Харальд Кавли
Привет! Многие из вас познакомились со мной в посте совсем недавно.
