понятие, основные идеи, виды гуманизма, сторонники
Что такое гуманизм?
Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.
Термин «гуманизм» образован от латинского слова humanitas, которое переводится как «человечность». Однако в русском языке эти понятия не тождественны. Словом «гуманизм» обозначают систему взглядов, тогда как человечность – это характеристика личности, подразумевающая доброту и уважение к окружающим.
Термин «гуманизм» имеет несколько разных значений. Он может употребляться по отношению к мировоззрению, жизненной позиции, системе устройства общества, философской концепции или общественному движению. Но при этом он всегда сводится к идее человеколюбия. Его ключевая идея заключается в том, что каждый человек имеет полное право самостоятельно определять смысл и форму своей жизни при условии, что он соблюдает данный принцип в отношении других людей.
Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.
Принципы гуманизма
Чтобы лучше понять, что такое гуманизм, следует ознакомиться с основными идеями, на которых основывается данная концепция. Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом:
- каждая личность должна иметь возможность развиваться, получать знания и навыки, которые впоследствии сможет направить на принесение пользы себе и обществу;
- каждый человек несёт личную ответственность за свои решения, выборы и поступки;
- являясь социальным существом, человек может создать и привнести в культурный мир что-то новое;
- в своих действиях человек должен руководствоваться принципами морали и нравственности, а также сознательностью и здравым смыслом.
Основная идея гуманизма состоит в том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, и при этом каждый человек имеет право на счастье, благополучие и возможность самореализации.
Виды гуманизма
Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:
- Классический. Это система взглядов, возникшая в период Ренессанса как возрождение и переосмысление идей упомянутых выше античных мыслителей. Авторами и сторонниками классического гуманизма были Мишель де Монтень, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Фрэнсис Бэкон, Томас Мор и Эразм Роттердамский.
- Теистический. Это мировоззрение, основанное на вере в спасение человека Богом. Оно представляет собой альтернативную систему взглядов для верующих людей, поскольку остальные формы гуманизма в той или иной мере поддерживают атеизм.
- Атеистический (светский). Создателем данной концепции считается Жан-Поль Сартр. Она противопоставляется религиозным учениям, подчёркивая, что человек должен делать всё для достижения счастья в этом мире, не рассчитывая на загробную жизнь. Все представления о добре и справедливости должны формироваться без привлечения идей о существовании божеств и сверхъестественных сил.
- Коммунистический. Это форма гуманизма, основательно переработанная марксистами с целью показать, что именно коммунизм лучше всего воплощает гуманистические идеи.
- Научный (натуралистический). Это современная форма гуманизма, идеи которой сосредоточены на необходимости развития личности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации.
- Нормативный. Основной принцип данной формы гуманизма заключается в том, что каждый человек должен иметь возможность удовлетворить свои потребности.
Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:
- Либеральный. По сути, либерализм – это и есть либеральный гуманизм. Важнейшими ценностями в нём считаются человеческая жизнь, права и свободы личности, в частности, право на личное счастье и самореализацию.
- Социалистический. Эта концепция направлена на достижение общечеловеческого счастья, однако ограничивает свободу выбора отдельной личности. Объяснение этого ограничения состоит в том, что партия или профсоюз могут принять более правильное решение.
- Эволюционный. Суть этой концепции заключается в «заботе» о потомках, которые должны стать сильнее, умнее и успешнее за счёт продолжающейся эволюции, включающей естественный, а иногда и искусственный отбор. Харари подчёркивает, что этот подход опасен, поскольку может генерировать фашистские идеи.
Представители гуманизма
Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.
Франческо Петрарка (1304-1374)
Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу). Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства.
Он привнёс в литературу следующие идеи:
- каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима;
- каждый имеет право на полную физическую и духовную свободу;
- человек живёт для себя, а не для Бога;
- каждый имеет свободу выбора и несёт личную ответственность за свои решения;
- не нужно мечтать о загробной жизни, нужно стремиться к бессмертию в памяти потомков;
- каждый человек должен стремиться к счастью, опираясь для этого только на собственные силы;
- не нужно приносить своё счастье в жертву религии, нужно наслаждаться жизнью и любить близких;
- каждый человек прекрасен внешне и внутренне.
В средние века человека считали «сосудом греха», в котором божественная душа заключена для прохождения земных испытаний всевозможными искушениями. Петрарка же популяризировал идею, что человек – это самое совершенное творение Бога. Будучи созданным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому получает радость от творчества.
Джаноццо Манетти (1396-1459)
Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.
Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.
Лоренцо Валла (1407-1457)
Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.
Одно из важнейших его достижений заключалось в доказательстве того, что «Константинов Дар» – фальшивка. Это документ, который якобы составил император Константин, завещавший папам власть в Римской империи. Именно благодаря ему папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валла смог доказать, что документ не был составлен лично Константином в III веке, а был сфальсифицирован гораздо позже – в VIII веке.
Эразм Роттердамский (1466-1536)
Дезидерий Эразм из Роттердама называл себя учеником Лоренцо Валлы. Будучи очень образованным человеком, он уделял много внимания популяризации грамотности среди населения.
При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в частности, написал сатирическое произведение «Похвала глупости» (которое считается самым известным образцом его творчества). Высмеивая невежество, он считал, что распространение образования – это и есть путь к достижению всеобщего счастья.Мишель Монтень (1533-1592)
Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.
Современный гуманизм
Достаточно подробное описание того, что представляет собой данная философская концепция сегодня, даёт Юрий Чёрный в работе «Современный гуманизм». Описывая историю развития гуманизма, он выделяет 3 периода:
- Возникновение (XIX век – 1930-е годы).
- Становление (1930-е – 1980-е годы).
- Обособление светского гуманизма (с 1980-х по сегодняшний день).
Сегодня гуманизм включает множество разных направлений, но его основу составляет светский гуманизм. Его суть сводится к тому, что не существует никаких сверхъестественных сущностей, ради примирения с которыми следовало бы отказываться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных обрядов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.
Отличия гуманизма от гуманности
Многие люди не понимают, чем гуманизм отличается от гуманности, и даже отождествляют эти понятия. Конечно же, они взаимосвязаны, однако обозначают совершенно разные вещи.
- гуманизм – это философская концепция или система взглядов, ориентированная на достижение счастья каждого человека.
- а гуманность – это свойство личности, доброта и уважение по отношению к окружающим, способность к сопереживанию и состраданию.
Заключение
Гуманизм – это одна из самых перспективных систем построения человеческого общества. Он задаёт моральные и нравственные ориентиры, не позволяющие людям причинять вред другу другу и в то же время подталкивающие человечество к развитию. Существует много направлений в гуманизме, но в основе большинства из них лежит право человека самостоятельно определять смысл и форму своей жизни.
10. Ранний итальянский гуманизм и его представители. 7,10
Это была эпоха перехода от средних веков к новому времени, то есть период с XIV века до 10-20 годов XVII века; в Италии это XIV-XVI века, для других государств XV-XVII века. В России эпоха возрождения падает на XVI-нач.XVII. Но в XVI веке возрождение становится общеевропейским явлением..
Этому способствовало: рост городов и усиление их влияния на внутренний и внешний рынки; развитие цехового ремесленного производства, следовательно, формирование новых общественных капиталистических отношений; за очень короткий промежуток времени совершается много научных открытий, которые формируют новую картину мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей), открытия обосновали гелиоцентрический взгляд на мир; эпоха возрождения – это эпоха великих географических открытий.
Сам термин возрождение (ренессанс) был заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д. Боккаччо. В термине возрождение закрепился самый большой культурологический миф. Создатели этого мифа стремились доказать, что корни европейских цивилизаций уходят в античность, а не в дикое варварство средневековья. В противовес античности о средневековой культуре деятели ренессанса отзывались свысока, культура возрождения сформировалась как отрицание, как отказ от средневековой культуры. Средневековая культура не могла исчезнуть бесследно, прежде всего, ренессанс не был безрелигиозной культурой, так как его деятели были людьми верующими, а также сюжеты, темы их произведений несли на себе влияние средневековой религии. Культура возрождения – это синтез античной физической красоты и христианской средневековой духовности (стремление к передаче внутреннего мира человека).
Гуманизм – ценностная основа культуры возрождения.
В эту эпоху формируется идеология нового класса и на первых этапах эта идеология была прогрессивная, так как интересы и других классов.
Принципы:
1. «Природосообразность» – материалистическое истолкование законовприроды.
2.Антропоцентризм – человек – венец природы.
3.Рационализм – человек познает окружающий мир благодаря разуму.
Постепенно буржуазная идеология приводит к постепенному разрушению средневековой концепции к появлению нового учения о самоценности человеческой личности, о безграничных возможностях человека, эти идеи лягут в основу гуманизма – учения, которое станет ценностной основой эпохи возрождения. Краеугольным камнем станет «Божественная комедия» Данте, переход от старого к новому. Земное предназначение человека, проявление его личностного начала, способность человека собственными силами совершить земной подвиг (слова Данте). Слова были развиты Петраркой – родоначальником гуманистского движения в Италии,
В основе гуманизма лежали принципы буржуазной идеологии + радостное восприятие мира, требование полноты жизни. Гуманисты полагали, что в человеке важно не его происхождение, а его личные качества (умственная предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля), идеалом гуманисты считали человека универсального, человека – созидателя. Возможности человека беспредельны, ибо разум человека равен божественному разуму, а человек – смертный бог. Людей образованных в эпоху возрождения чтили так же, как чтили святых. Гуманисты принесли в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Человек выступал творцом своей судьбы, гуманизм не просто стал идеологией, то есть принципом культуры – это было мировое общественное движение, охватившее не только третье сословие (буржуазию), но и даже религиозные высшие сферы – политиков, утверждается в массах. Гуманисты открывают кружки, читают лекции в университетах. Критерием верности гуманисты считали опыт, следовательно, теоретическое обоснование утопического социализма, социального прагматизма.
Родиной гуманизма (как и Возрождения) стала Италия. В первой половине ХVв. итальянский ученый и писатель Леонардо Бруни назвал новую светскую науку о человеке, его месте в мире и поведении в обществе термином “humanitas” (человеческая природа, духовная культура), от латинского слова “humanus” “человеческий”.
Одним словом, в Италии ХV-ХVI вв. термин “humanitas“ означал светскую образованность. Светские науки (studiahumana) были противопоставлены науке церковной (studiadivina). — гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний — studiahumanitatis, куда входила грамматика, риторика (традиционные для средневековой системы образования), филология (преимущественно занималась сопоставлением и выверкой текстов античных авторов), история (должна была осмыслить деятельность сильных личностей и великих мира сего, а также изучать достижения культуры и усилия общества), педагогика (должна была сформировать гармонически — духовно и физически — совершенную личность), поэтика (занималась осмыслением как античной, так и современной поэзии), этика (последняя стала стержнем всего этого комплекса). Этот новый комплекс гуманитарных наук основывался на изучении древнегреческого и латинского (классического) языков. В центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральная философия, в которой особое место было отведено светской этике, которая разрабатывала проблему достоинства человека, основанного на личных качествах и способностях, а не богатстве и знатности.
Программа становления новой гуманистической культуры в основных чертах была намечена великим поэтом итальянского Возрождения Франческо Петраркой (1304—1374), а ее разработку завершили его последователи и друзья — Боккаччо (1313—1375) и Салютати (1331—1406), чье творчество пришлось на период Раннего гуманизма, охватившего в Италии более 60 лет и закончившегося с уходом Салютати.
Заметим, однако, что итальянцы со времен Ренессанса считают, что начало итальянской литературе Возрождения положили три флорентийских светоча: предтеча Возрождения, “последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени” (переходная фигура от средних веков к Ренессансу) Данте, Франческо Петрарка и Боккаччо. Впрочем, на наш взгляд, более справедливой представляется позиция тех исследователей, которые считают основателем Возрождения Петрарку. И с его творчеством связывают начало итальянского гуманизма.
Петрарка был лучшим среди своих современников знатоком античной литературы, поэзии,философии, истории и мифологии. . Ему удалось собрать весьма ценную библиотеку античных рукописей (она включала множество сочинений более 30 древних авторов), он же был их первым текстологом и комментатором и смог заложить основы ренессансной классической филологии.В целом, усилия Петрарки положили начало характерному для культуры Возрождения процессу восстановления преемственных связей с Античностью.
Первым он начал осознавать необходимость критического отношения к древним авторам. И, обратившись к классической латыни, он открыл ее силу и изящество.
. Мало того, на протяжении всей жизни он пытался примирить языческую Античность и христианство. И считал, что светская образованность, знание античной философии, поэзии не противоречит принципам христианства, а скорее наоборот, наследие древних и языческая мудрость (например, языческой поэзии) способны обогатить мир христианства.
Петрарка первым (чем и объясняется сила его воздействия на умы современников) выразил основные принципы гуманизма .Он считал необходимым обращение всей системы знаний к проблемам человека. Главными среди образовательных дисциплин ему представлялись филология, риторика, поэзия и особенно моральная философия. Он заложил основы новой гуманистической этики, главным принципом которой было достижение нравственного идеала путем самопознания, а также образования, смысл которого Петрарка видел в широком овладении культурным опытом человечества.В его этике одним из основных понятий стал термин “humanitas.Именно он лег в основу построения новой гуманистической культуры, которая в свою очередь дала толчок для развития комплекса studiahumanitatis. Петрарка считал, что главное достоинство, возвышающее человека над толпой, это не его знатное происхождение, а высокая образованность, занятия науками, поэзией, которая придает человеку его «человечность».
Еще при жизни слава о Франческо Петрарке перешагнула границы Италии. Для гуманистов он стал классиком: его переводили на языки разных стран Европы, ему подражали, его сочинения комментировали, его яркой индивидуальностью восхищались. Особенно сильным влияние Петрарки оказалось в поэзии — его”Книга песен” дала импульс общеевропейскому явлению петраркизма.
Младшим другом Петрарки был итальянский писатель Джованни Боккаччо (1313—1375). Самым известным и значительным произведением Боккаччо, вершиной его творчества является сборник новелл “Декамерон”( в переводе на русский язык означает “Десятиднев”;. В своих новеллах Джованни Боккаччо выступил со смелой светской концепцией человека и высказал ряд чисто гуманистических идей (Например, благородство человека, по мнению Джованни, коренится не в знатности и богатстве, а в нравственном совершенстве и доблести).
Боккаччо был известен и как ученый-филолог. Важным вкладом Боккаччо в формирование культуры Ренессанса стало его латинское сочинение “Генеалогия языческих богов” — филологический труд, явившийся своеобразным сводом античных мифов, в котором автор выстроил своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии. В целом,“Генеалогия” Боккаччо стала началом гуманистического осмысления античной мифологии с позиций новой филологии.
Дело основателей новой культуры продолжил их младший современник и последователь Колюччо Салютати (1331— Он считал, что путь к истинному знанию открывает не схоластика, а античная мудрость, заключенная в поэзии, философии, мифологии, а также в раннехристианском учении.В своих трактатах он (в противовес аскетизму церковной морали) отстаивал идеал активной гражданской жизни, доказывал главенствующую роль этики ссистеме гуманитарных знаний.
Основная заслуга Салютати состоит в утверждении гуманистической образованности как основы развития новой культуры. В своем творчестве Салютати дал широкое обоснование комплекса гуманистических дисциплин -studiahumanitatis — включая в них грамматику, филологию, историю, поэзию, риторику, диалектику и педагогику (выдвинув их на первый план), но главное место отводил этике. Он считал, что новая образованность поможет глубже проникнуть в смысл Священного Писания, хотя до конца своих дней он не мог примириться с аскетизмом церковной морали. Канцлер Флоренции
В сущности, деятельностью Салютатив начале ХУ в. завершается шестидесятилетний этап раннего гуманизма в Италии. На этом этапе была выдвинута программа построения новой культуры на основе комплекса гуманистических дисциплин studiahumanitatis. Его главными итогами были переориентация знания и образования на проблемы земного бытия человека, реабилитация наследия Античности и зарождение ренессансной литературы. На ХV век приходятся соответственно второй и третий периоды итальянского гуманизма.
Историография: Крупнейшим отечественным исс-телем Возрождения явл.Лидия Михайловна Брагина. Научные монографии: Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). М., 1983. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения в течение более двух столетий определял главное направление культурного развития страны. Он сложился в широкое мировоззрение, в основе которого лежали новые представления о месте человека в системе мироздания и его земном предназначении, о характере взаимоотношений личности и общества, о значении культуры в совершенном устроении индивидуального и социального бытия. Гуманисты с их неустанными идейными поисками резко расширили горизонты знания и его источники, высоко подняли значение науки. Они развивали идеи антропоцентризма, возвеличивали творческие и познавательные возможности человека как «земного Бога». Гуманистическая мысль оказала серьезное влияние на самые разные области ренессансной культуры, стимулируя новаторство и творческие достижения.
М.Л. Абрамсон «От Данте к Альберти» Основное внимание уделено анализу отдельных стадий в развитии раннего Возрождения (XIV в. — первая половина XV в.), характеристике творчества Данте, Петрарки, а также взглядов деятелей следующего столетия, в первую очередь Альберти.
Баткин Леонид Михайлович– крупный исследователь итальянского возрождения. Свои исследования выстраивал на основе трудов Данте, Леонардо да Винчи, Петрарки.
Александр Хаимович Горфункель – «фил-я эпохи В.» В книге анализируются философские и социологические взгляды Данте, Ф. Петрарки, Николая из Кузы, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, М. Монтеня, Дж. Бруно, Т. Кампанеллы, Г. Галилея и др. Работа основана на многочисленных источниках, прежде всего на подлинных текстах философов XIV—XVI вв., по большей части не переводившихся на русский язык; она содержит аргументированную критику буржуазно-идеалистических и клерикальных истолкований философского наследия эпохи Возрождения.
Методическая часть:
7 класс: Всеобщая история, История Нового времени, Эпоха Возрождения: Гуманизм. Д. Алигьери
10 класс: Новое время: эпоха модернизации: Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
Учащиеся усваивают, что вэпоху Возрождения складывается гуманизм— философская система, провозглашающая новое отношение кмиру, природе, человеку. Ее воплощение вхудожественной культуре Европы конца XV— первой половины XVIIв. Искусство Возрождения— гимн красоте Человека, утверждение безграничности его возможностей.
Источники: Боккаччо (Декамерон), Алигьери (Божественная комедия), сонеты Петрарки, изображения да Винчи.
«Renclassic.ru» — об эпохе Возрождения.
Учащиеся осваивают алгоритм логических операций осмысления теоретического материала: обобщая и систематизируя исторические знания, делают выводы овзаимосвязи вразвитии духовной и материальной культуры; приобретают опыт установления преемственных связей между культурами различных эпох (античность— Возрождение). Знакомясь сявлениями художественной культуры, учатся воспринимать ее как своеобразное «окно» вмир, уникальную возможность «погружения» вэпоху Ренессанса; развивают творческие способности воссоздания многомерного «образа эпохи», освоения, «проживания» историко-культурного пласта. Впроцессе общения спроизведениями искусства школьники учатся видеть вних воплощение гуманистической философии, конструировать исторические образы творцов художественной культуры; формируют специфические навыки работы слитературным текстом; накапливают опыт прослушивания музыкальных произведений; «путешествуют» погородам— хранителям культуры прошлого
Основные понятия темы: Античность, Возрождение (Ренессанс), гуманизм, философия, аскетизм, культура, искусство, культурное наследие, утопия, роман, драматург, сонет, мадригал, опера
Гуманизм | Определение, принципы, история и влияние
Цицерон
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джон Кальвин Эразмус Томас Мор Франсуа Рабле Петрарка
- Похожие темы:
- рог изобилия антропоцентризм гуманитарные науки философия Человек эпохи Возрождения
Просмотреть весь связанный контент →
гуманизм , система образования и способ исследования, зародившиеся в северной Италии в 13 и 14 веках и позже распространившиеся по континентальной Европе и Англии. Этот термин альтернативно применяется к множеству западных верований, методов и философий, в которых основное внимание уделяется человеческому царству. Эта историческая программа, также известная как ренессансный гуманизм, оказала настолько широкое и глубокое влияние, что является одной из главных причин, по которой Ренессанс рассматривается как отдельный исторический период. Действительно, хотя слово Ренессанс — более поздняя чеканка, фундаментальная идея того периода как идеи обновления и пробуждения имеет гуманистическое происхождение. Но гуманизм искал свои собственные философские основы в гораздо более ранние времена и, более того, продолжал проявлять часть своей силы еще долго после окончания эпохи Возрождения.
Происхождение и значение термина гуманизм
Идеал гуманизма
История термина гуманизм сложна, но поучительна. Он был впервые использован (как humanismus ) немецкими учеными XIX века для обозначения акцента эпохи Возрождения на классических исследованиях в образовании. Эти исследования проводились и поддерживались педагогами, известными еще в конце 15 века как umanisti , то есть профессорами или изучающими классическую литературу. Слово umanisti происходит от studia humanitatis , курса классических исследований, который в начале 15 века состоял из грамматики, поэзии, риторики, истории и моральной философии. studia humanitatis считались эквивалентом греческого payeia . Само их название было основано на концепции римского государственного деятеля Марка Туллия Цицерона о humanitas , образовательном и политическом идеале, который был интеллектуальной основой всего движения. Гуманизм эпохи Возрождения во всех его формах определял себя в своем стремлении к этому идеалу. Следовательно, никакое обсуждение гуманизма не может быть обоснованным без понимания humanitas .
Humanitas означало развитие человеческой добродетели во всех ее формах и в полной мере. Таким образом, этот термин подразумевал не только такие качества, которые ассоциируются с современным словом гуманность — понимание, благожелательность, сострадание, милосердие, — но и такие более настойчивые характеристики, как сила духа, рассудительность, благоразумие, красноречие и даже любовь к чести. Следовательно, обладатель humanitas не мог быть просто оседлым и обособленным философом или литератором, но по необходимости был участником активной жизни. Точно так же, как действие без понимания считалось бесцельным и варварским, понимание без действия отвергалось как бесплодное и несовершенное. Humanitas призывал к прекрасному балансу действия и созерцания, балансу, рожденному не компромиссом, а взаимодополняемостью.
Цель такой исполненной и уравновешенной добродетели была политической в самом широком смысле этого слова. В сферу компетенции гуманизма эпохи Возрождения входило не только образование молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) посредством философской поэзии и стратегической риторики. Она включала в себя не только реалистическую социальную критику, но и утопические гипотезы, не только кропотливую переоценку истории, но и смелое перекраивание будущего. Короче говоря, гуманизм призывал к всеобъемлющей реформе культуры, преобразованию того, что гуманисты называли пассивным и невежественным обществом «темных» веков, в новый порядок, который отражал бы и поощрял величайшие человеческие возможности. Гуманизм имел евангельское измерение: он стремился проецировать humanitas от человека к государству в целом.
Источником humanitas была классическая литература. Греческая и римская мысль, доступная в потоке вновь открытых или недавно переведенных рукописей, дала гуманизму большую часть его базовой структуры и метода. Для гуманистов эпохи Возрождения в трудах Аристотеля, Цицерона или Ливия не было ничего устаревшего или устаревшего. По сравнению с типичными произведениями средневекового христианства эти языческие произведения имели свежую, радикальную, почти авангардную тональность. Действительно, восстановление классики было для гуманизма равносильно восстановлению реальности. Классическая философия, риторика и история рассматривались как модели правильного метода — попытки систематически и без каких-либо предубеждений прийти к соглашению с воспринимаемым опытом. Более того, классическая мысль рассматривала этику как этику, а политику как политику: ей не хватало тормозящего дуализма, порожденного в средневековой мысли часто противоречащими друг другу требованиями секуляризма и христианской духовности. Классическая добродетель, примерами которой изобиловала литература, была не абстрактной сущностью, а качеством, которое можно было проверить на форуме или на поле боя. Наконец, классическая литература была богата красноречием. В частности, гуманисты считали Цицерона образцом утонченной и обильной речи, а также образцом красноречия в сочетании с мудрой государственной мудростью. В красноречии гуманисты находили гораздо больше, чем исключительно эстетическое качество. Как эффективное средство побуждения лидеров или сограждан к тому или иному политическому курсу красноречие было сродни чистой силе. Следовательно, гуманисты культивировали риторику как средство, с помощью которого можно было сообщить и реализовать все другие добродетели.
Гуманизм, таким образом, может быть точно определен как движение эпохи Возрождения, центральным фокусом которого был идеал humanitas . Несмотря на более узкое определение итальянского термина umanisti , все писатели эпохи Возрождения, культивировавшие humanitas , и все их прямые «потомки» могут быть правильно названы гуманистами.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Другое использование
Неудивительно, что термин, столь широко аллюзивный, как гуманизм , должен быть предметом самых разных применений. Из них (за исключением исторического движения, описанного выше) есть три основных типа: гуманизм как классицизм, гуманизм как относящийся к современной концепции гуманитарных наук и гуманизм как человекоцентризм.
Принимая представление о том, что гуманизм эпохи Возрождения был просто возвращением к классике, некоторые историки и филологи пришли к выводу, что классические возрождения, происходящие где-либо в истории, следует называть гуманистическими. Таким образом, святой Августин, Алкуин и ученые Шартра XII века назывались гуманистами. В этом смысле этот термин также может использоваться сознательно, как в движении «Новый гуманизм» в литературной критике, возглавляемом Ирвингом Бэббитом и Полом Элмером Мором в начале 20 века.
Слово гуманитарных наук , которое, как и слово umanisti , происходит от латинского studia humanitatis , часто используется для обозначения ненаучных научных дисциплин: языка, литературы, риторики, философии, истории искусств и т. д. Таким образом, ученых в этих областях принято называть гуманистами, а их деятельность — гуманистами.
Гуманизм и родственные термины часто применяются к современным доктринам и методам, основанным на центральном значении человеческого опыта. В 20-м веке прагматический гуманизм Фердинанда К. С. Шиллера, христианский гуманизм Жака Маритена и движение, известное как светский гуманизм, хотя и значительно отличались друг от друга по содержанию, все они демонстрировали этот антропоцентрический акцент.
Такой большой набор определений не только сбивает с толку, но и сами определения часто избыточны или неуместны. Нет оснований называть все классические возрождения «гуманистическими», когда достаточно слова Классическое . Сказать, что профессора многих дисциплин, известных как гуманитарные науки, являются гуманитариями, значит смешать неясность с неопределенностью, поскольку эти дисциплины уже давно перестали иметь или даже стремиться к общему обоснованию. Более твердо претендует на правильность определение гуманизма как антропоцентризма или человекоцентризма. Однако по очевидным причинам применение этого слова к классической литературе сбивает с толку.
Гуманизм эпохи Возрождения — Берлинская коллекция
12
Франческо Петрарка
Epistolae familyes
Венеция: Иоанн и Грегориус де Грегори, 1492
Epistolae familyes из Петрарки (1304–1374) отражает акцент автора на конкретный человеческий опыт и его любовь к классическим античным взглядам, которые стали характерными чертами возрождения классического обучения, которое он помог запустить. Сочиняя письма древнегреческим и римским личностям, как если бы они были еще живы, Петрарка надеялся возродить индивидуальность, красоту и чистоту, которые он усматривал в классических произведениях. Он чувствовал, что уроки древних могут оживить нравственную жизнь христианского мира и облегчить мир, охваченный болезнями, голодом и другими невзгодами. Это непостижимое издание Epistolae familyes включает первые восемь из двадцати четырех книг, составляющих сборник.
13
Джованни Боккаччо
Иль Филоколо
Гуальдо, Италия, 1456 разнообразие классических и средневековых текстов и традиций. Среди самых ранних произведений Джованни Боккаччо (1313–1375), близкого друга Петрарки, было Il Filocolo, роман в прозе, основанный на популярной средневековой французской сказке Fleur et Blanchefleur. Переплетая элементы классической мифологии и обогащая сюжет собственными проницательными наблюдениями за человеческой природой, Боккаччо описал любовь и приключения испанского принца Флорио и римской девушки Бьянкофиоре. Написанный по просьбе его любовницы Фьямметты, « Il Filocolo » отличается новаторским использованием итальянской прозы и тем, как он предвосхищает более поздний шедевр Боккаччо, Декамерон .
14
Леоне Баттиста Альберти
De re aedificatoria
Италия, ок. 1485
Леоне Баттиста Альберти (1404–1472) был прототипом «универсального человека» эпохи Возрождения, сочетавшего в себе призвания гуманиста, спортсмена, инженера, архитектора, придворного, музыканта и математика. Четкий синтез многих навыков можно найти в De re aedificatoria (1452), работе, которая стала основным текстом архитектуры эпохи Возрождения. Альберти сочетает идеи, полученные в результате длительного изучения классических источников и моделей, таких как Витрувий, с инновационной архитектурной техникой, основанной на математических принципах и музыкальных гармониях. Альберти воплотил свои теории в жизнь, спроектировав церкви в Римини и Милане, а также дворец Ручалаи во Флоренции. Эта рукопись 9 0023 De re aedificatoria вероятно был произведен в сицилийском центре или в неаполитанском скрипториуме.
15
Леонардо Бруни
De primo bello Punico
Италия, ок. 1450-1470
Политическая история Италии начала пятнадцатого века, особенно нападения Милана на Флоренцию, способствовала обостренному осознанию прошлого Италии среди флорентийских гуманистов. В своих дискуссиях о судьбе древних республик и монархий они нашли гибкую среду для формулирования проблем современных правительств. Таким образом, оригинальная работа Леонардо Бруни (1369 г.-1444) о первой Пунической войне, которая содержится в этой рукописи XV века, представляет собой критический момент в развитии флорентийского гражданского гуманизма. Благодаря применению навыков классицизма к более насущным проблемам Бруни оказал большое влияние на развитие современной историографии.
16
Аристотель
Опера [Греческий]
Венеция: Альд Мануций, 1495 98
Пять томов
Вторжение в Грецию в пятнадцатом веке Турецкие армии вызвали большую тревогу среди зарождавшихся гуманистических кругов в Европе. Опасаясь уничтожения греческой литературы, Альд Мануций (1450–1515), известный ученый, достал у своего ученика Альберто Пио, принца Карпи, средства, необходимые для основания типографии в Венеции, и в 1489 г. , начал редактирование классических текстов. Позже Альд издал замечательную серию из пяти томов, содержащую работы Аристотеля и других, выполненные превосходным греческим шрифтом, превосходящим по качеству все предыдущие попытки. Том I содержит «Органон» , , в то время как другие работы Аристотеля, а также работы Галена, Филона Иудея, Теофраста и Александра Афродисея находятся в остальных четырех томах.
17
Scriptores astronomici veteres
Венеция: Aldus Manutius, 1499
Под редакцией Франциска Нигера
Хотя большие успехи в астрономии не были достигнуты до первой половины шестнадцатого века, великое предвидение Альда Мануция в 1499 году. В том вошли ранее не публиковавшиеся работы Арата Солийского и Прокла, чьи сочинения стали влиятельными в эпоху Возрождения. Работы Арата продолжили традицию астрономических сочинений Евдокса Книдского, ученика Платона. Прокл, известный как великий представитель позднего неоплатонизма, был одним из первых писателей, которые обсуждали прецессию равноденствий и ежегодных солнечных затмений. Томас Линакр, известный английский гуманист, предоставил перевод Прокла Де сфера; другие гуманисты, такие как Уильям Гроцинус, внесли свой вклад в эту замечательную коллекцию писем и предисловий.
18
Диоген Лаэртский
De vita et moribus philosophorum
Италия? Пятнадцатый век?
Интерес пятнадцатого века к Диогену Лаэртиусу (фл. 222 235) представляет собой важную главу в передаче классического греческого знания на латинский Запад. Философия жизни и смерти не был широко доступен на латыни до тех пор, пока Амброзиус Траверсарий не сделал полный перевод Козимо Медичи в 1435 году. Лаэртий с его живым анекдотическим стилем стал занимательной альтернативой стандартным литературным биографиям, таким как « De viris illustribus» св. Иеронима (ок. 390). Эта рукопись — одна из многих, которые охотно передавались из рук в руки, прежде чем печать сделала возможной другую форму распространения с первым латинским изданием инкуналов в Риме ок. 1472.
19
Домицио Кальдерини
Commentaria in Martialem
Италия? пятнадцатый век
Сжатость и разнообразие эпиграмм Марциала (40-ок.104) сделали его одним из самых популярных авторов в его собственное и позднее время. Опытный наблюдатель, он использовал свое остроумие и проницательную проницательность, чтобы представить все аспекты римского общества в резко сжатых утверждениях. Его критический взгляд на космополитическое общество оказался наиболее привлекательным для таких гуманистов, как Домицио Кальдерини (ок. 1444 1478), который написал свой Commentaria in Martialem в Венеции в 1474 году. Павел II. Позднее Папа Сикст IV назначил его апостольским секретарем. Кальдерини, наиболее известный своими комментариями к классическим авторам, также был сведущ в математике, юриспруденции и философии. В этой современной рукописи, написанной неаполитанским почерком, цитируемые слова из эпиграмм выделены красным цветом. Текст украшен более чем 700 декоративными инициалами.
20
Платон
Опера
Базель: Иоганн Фробен, 1532
Перевод Марсилио Фичино
Марсилио Фичино (1433 1499) был самым влиятельным представителем ренессансного платонизма. Вместе с Альберти, Пико делла Мирандола, Козимо Медичи, Политианом и Ландино он основал во Флоренции Платоновскую академию. Хотя несколько работ Платона были доступны в латинских переводах до пятнадцатого века, Фичино сделал первый полный перевод платоновского корпуса на западный язык (1484 г.). Эта публикация знаменует собой важную веху в интеллектуальной истории Европы. Работа была такого высокого качества, что использовалась повсеместно до восемнадцатого века. Шестое издание, исправленное Симоном Гринеем (149 г.3-1541), был выпущен Иоганном Фробеном (1460–1527), одним из величайших печатников и издателей того периода, который нанял знаменитого Эразма в качестве литературного советника и корректора.
21
Люпольд фон Бебенбург
Germanorum veterum principium zelus et
рвение в христианской религии deique ministros
Базель: Johann Бергманн, 1497
Под редакцией Себастьяна Бранта
Большая часть раннего успеха Немецкие гуманисты были обусловлены их артикуляцией национального духа. Их убеждения в отношении древней культуры Германии и ее роли в качестве преемницы Римской империи помогли обеспечить им крайне необходимое покровительство. Таким образом, они возродили не только древних авторов о Германии, таких как Тацит, но и средневековых писателей, которые превозносили Священную Римскую империю и обсуждали связь между германским царством и имперским достоинством. Sebastian Brant 1457-1521), страсбургский гуманист и автор Das Narrenschiff (1494 г., отредактировал трактат канонического юриста и политического теоретика Лупольда фон Бебенбурга (ок. 1297 1363), в котором подчеркивается выдающееся положение Германии и Империи в христианском мире и их почтенная и тесная связь с христианской верой. Разграничивая роли духовной и светской власти в христианском обществе, Лупольд стремился обеспечить modus vivendi между папством и Империей.0109 Konrad Celtes
Panegyris ad duces Bavariae
[Augsburg: Erhard Ratdolt, 1492]
Будучи менее научным, чем издание Лупольда Бранта, Panegyris ad duces Bavariae, составлено Коном рад Целтов (1459-1508), представляет те действия дань уважения правителям, которые часто приносили гуманистам покровительство, которого они тщетно искали в университетах. Кельтес, ученик Рудольфа Агриколы (1443–1485), вел странствующую жизнь ученого эпохи Возрождения и сыграл важную роль в распространении новых знаний к северу от Альп. Герцоги Баварии признали Кельта и его программу гуманистических исследований, добавив гуманистический факультет в свой университет в Ингольштадте, как это сделал император Габсбургов Максимилиан в Венском университете. Поэтические достижения кельтов также принесли ему честь стать первым поэтом-лауреатом Германии — награда, присужденная ему императором Фридрихом III в подражание древнеримской практике. 9
[Лейпциг: Мартин Ландсберг, 1487-88] учреждение гуманистических факультетов в немецких университетах Кельтами и другими, рядом итальянских гуманитарии пришли на помощь в обучении новым областям знаний. Когда Кельтес покинул Лейпцигский университет, его соратник Приам Капотий (ум. 1517) был приглашен заполнить вакантную кафедру литературы, став, таким образом, одним из первых представителей классических исследований на севере. До своего назначения Капотий написал Oratio metrica, дифирамб, в котором он превозносил достоинства основателя Лейпцигского университета Фридриха Саксонского. Используя ряд героических стихов, классических аллюзий и христианских настроений, Oratio предсказывает будущую славу Фредерику и его происхождению. Наиболее известный своими работами о Лукреции, Цицероне, Вергилии и Горации, Капотий способствовал систематическому изучению как священных, так и светских текстов в критический момент распространения знаний эпохи Возрождения.
24
Иоганн Рейхлин
De rudimentis hebraicis
Пфорцхайм: Томас Аншельм, 1506
Рост образования эпохи Возрождения в университетах и школах Германии встретил сопротивление мракобесов, тех схоластов, которые были против гуманистические методы и идеи. Иоганн Рейхлин (1455–1522) был ведущим исследователем греческих и латинских классиков в Центральной Европе, но позже в своей жизни обратился к изучению иврита и библейской критике. После исследования грамматических и экзегетических традиций средневековых раввинов Рейхлин опубликовал в 1506 г.0023 De rudimentis hebraicis, грамматика и лексика иврита. Работа Рейхлина вскоре стала главной темой полемики, разгоревшейся между немецкими гуманистами и мракобесами накануне Реформации. В то время как Рейхлин надеялся, что De rudimentis будет способствовать изучению текстов иудео-христианской традиции, особенно Вульгаты, многие из его современников опасались, что это помешает их попыткам обратить евреев. В ответ мракобесы развернули кампанию по конфискации всех еврейских книг, в частности Талмуда. Мракобесы преследовали Рейхлина в течение многих лет, в конечном итоге проиграв дебаты как в судах, так и в глазах общественности, теперь поглощенной проблемами Лютера.
25
[Ульрих фон Хуттен и др. ]
Epistolae obscurorum virorum
[Майнц? ок. 1516 17]
Во время противостояния с мракобесами Рейхлин отнюдь не был лишен находчивых друзей. Несколько молодых поклонников составили письма якобы от философов-казуистов и монахов, выступавших против Рейхлина. Первый том Epistolae obscurorum virorum, , составленный Кротусом Рубеанусом и другими, появился в 1514–1515 годах; второй том, изданный в 1516–1517 гг., приписывается в основном Ульриху фон Гуттену (1488–1523). Epistolae, — непреходящий классик литературной сатиры, нанес врагам Рейхлина сокрушительный удар, от которого они уже не могли оправиться. Как возмутительные пародии на бесхитростную латынь и средневековые взгляды мракобесов, они пользовались большим успехом. Придумывая имена для корреспондентов, фон Хаттен и его коллеги использовали латинизированные формы, такие как Franciscus Genselinus (Франц Гослинг) и Lupoldus Federfusius (Lupold Featherstuffer), чтобы принизить авторитет своих оппонентов.
26
Hans Sachs
Nachred das rowlich laster,
sampt seinen Zwelff eygenschafften
Нюрнберг: Wolfgang Formschneider, 9 0023 ок. 1535
Это раннее издание «Слухов о злых клеветах и ее двенадцати качествах» было составлено Гансом Заксом (1494–1576), самым популярным немецким поэтом шестнадцатого века. Используя рифмованные двустишия, Сакс сочинил аллегорию, изображающую беды, исходящие от Злой Клеветы, олицетворенной здесь женщиной. На гравюре, вероятно, взятой от центральной фигуры Дюрера «Немезида», изображена женщина с завязанными глазами, волосами из змей, крыльями из павлиньих перьев и огненным шаром, который символизирует опустошение, распространяемое клеветой. Правой рукой она предлагает чашку с крышкой, а в левой прячет нож. Сакс был яркой личностью. Изучая классику до пятнадцати лет, он стал учеником сапожника, путешествуя по дорогам Южной Германии и Рейнской области. Плодовитый автор, он утверждал, что написал несколько тысяч работ, в том числе Мейстерлидера, сказок и басен в стихах и масленичных пьес.
27
Дезидериус Эразм
De ratione studii
Leipzig: Valentin Schumann, 1521
образование. Частные школы того периода следовали устаревшим средневековым образцам и часто были укомплектованы невежественными и жестокими учителями. Когда такие гуманисты, как Джон Колет (ок. 1466 1519) стремились создать государственные школы для детей, они обнаружили, что имеющиеся учебники для обучения молодежи не подходят для начинающих из-за их объема и сложности. По просьбе Колет Эразм (который тогда преподавал латынь и греческий студентам Кембриджа) составил эссе, впервые опубликованное в 1511 году, в котором изложил свои взгляды на идеального школьного учителя и метод обучения. Учитель, замечает Эразм, «должен быть не просто мастером в одной конкретной области знаний», но должен «пройти через весь круг знаний». Такой инструктор «может дать мальчикам неплохое владение латынью и греческим языком за более короткое время и с меньшими усилиями, чем обычные педагоги, обучающие их лепету». Собственные учебники Эразма вскоре заменят многие устаревшие средневековые руководства.
28
Лоренцо Валла
De Elegantiis
latinae linguae
Paris: Simon Colinaeus, 1533 29 900 22
Theodore Gaza
Introductionis grammaticae
libri quatuor, Graece
Basel: Valentin Curio, 1529
Образовательные потребности новых гуманистических учебных программ были превосходно удовлетворены двумя стандартными учебниками пятнадцатого и шестнадцатого веков: Introductionis grammaticae Теодора Газы и De Elegantis Latinae linguae Лоренцо Валлы. Оба этих труда были высоко оценены Эразмом, который в своем De ratione studii, заметил, что «среди греческих грамматик грамматика Теодора Газы стоит, по общему признанию, на первом месте», а что касается латыни, то «не было лучшего наставника, чем Лоренцо Валла». .» Валла (1407-1457) применил новаторское критическое исследование форм латинской грамматики и правил латинского стиля и риторики, создав прочную основу для анализа языка, исторических документов и этических мнений. Греческая грамматика Теодора Газы (ок. 1400–1475) был первым современным руководством, включающим синтаксис, и им пользовались Эразм в Кембридже и Гийом Буде (1467–1540) в Париже. Обе работы часто переиздавались, Валла увидел пятьдесят девять изданий между 1471 и 1536 годами. Издание Газы 1529 года под редакцией Валентина Куриона включает латинские переводы Эразма, Конрада Хересбаха, Якоба Тузануса и Ричарда Крока.
30
Дирк Шревел
Палемон, sive diatribe scholasticae
Лейден: Бонавентура и Авраам Эльзевир, 1626
Одним из важных аспектов развития высших учебных заведений является его тесная связь с историей типографий и книготорговцев. Diatribe scholasticae, — хорошо организованный дискурс о целях и методах высшего образования, составленный Дирком Шревелем, ректором Лейденского университета, и опубликованный известной фирмой Бонавентуры и Абрахама Эльзевира в 1626 году. Шревель, голландец гуманист, родившийся в Харлеме в 1572 году, занимал пост ректора с 1625 по 1642 год, в период, когда университет претерпел наибольшее расширение, привлекая выдающихся ученых со всей Европы. Семья Эльзевир была официальным типографом университета на протяжении большей части семнадцатого века, и многие преподаватели в это время редактировали или писали книги для фирмы.
31
Якопо Филиппо Томасини
Gymnasium Patavinum
Удине: Николя Ширатт, 1654
Гимнастические залы ium Patavinum, , составленный в 1654 году Якопо Филиппо Томасини (1597–1654), описывает историю и обычаи, программы на получение степени, библиотека, преподаватели и выпускники Падуанского университета. Основанное в 1222 году в результате миграции студентов из Болоньи, учебное заведение вскоре превратилось в одну из передовых школ Италии и известный центр научных исследований с длинным и выдающимся списком профессоров и студентов. При Венецианской республике, частью которой была Падуя, университет процветал: были возведены здания, а программа расширилась за счет медицинской школы (1543 г.), ботанического сада (1545 г.) и анатомического театра (159 г.