«Детство» Толстого краткое содержание: пересказ повести по главам
Содержание
- Основные персонажи
- Очень краткий пересказ
- Краткое содержание по главам
- Основная идея повести
Автобиографическая повесть Толстого была впервые напечатана в 1852 году в журнале «Современник» и во многом отразила детские годы самого Льва Николаевича. Впоследствии она была дополнена до трилогии еще двумя: «Отрочество» и «Юность». В статье приведено краткое содержание части «Детство».
Основные персонажи
- Иртеньев Николай (Николенька) – мальчик десяти лет. Самый младший в семье, он нуждается в любви и внимании матери. Будучи уже повзрослевшим молодым человеком, он становится автором повествования.
- Наталья Николаевна – мать Николеньки. Она запомнилась мальчику доброй, нежной и ласковой. Внешности ее он не помнил.
- Петр Александрович – отец главного героя. В семье пользовался авторитетом и уважением. Только повзрослев, мальчик понял, что отец был игроком и женолюбом.
- Владимир и Любовь Иртеньевы – брат и сестра Николеньки. Они играют с Колей, но не проявляют к нему снисходительности. Брат даже иногда посмеивается над ним.
- Карл Иваныч – преданный учитель детей. Наставник с доброй душой, очень любим Николенькой.
Очень краткий пересказ
Ниже представлено тезисное содержание рассказа «Детство» Л.Н. Толстого.
Николенька привык к домашнему укладу. Он нуждается в любви, внимании родителей и домашнего учителя. Отец принимает решение переехать вместе с сыновьями из родного села Петровского в Москву — там мальчики будут жить у бабушки и смогут получить достойное образование. Переезд тяжело дается Коле. На новом месте он постепенно привыкает к родственникам. На именины бабушки он пишет свое первое стихотворение. Позже к нему приходит первая любовь. Спустя шесть месяцев отец получает известие из деревни: в письме мать мальчиков сообщает о тяжелой болезни. Отец с сыновьями прибывают в село проститься, однако застают женщину уже в беспамятстве. Дети тяжело воспринимают смерть матери. По истечении трех дней после смерти весь дом переезжает в Москву.
Краткое содержание по главам
Книга состоит из 28 глав. Воспоминания уже взрослого человека о детстве передаются от первого лица и охватывают события одного года жизни. Далее приводится краткое содержание по главам.
Глава 1. Учитель Карл Иваныч
Каждое утро домашний учитель Карл Иваныч будит в семь часов десятилетнего Николеньку вместе с братом. В одно утро старик-немец неловко убивает муху перед самым лицом мальчика, и тот от досады злится на учителя.
Учитель не придает значения такой мелочи. Он поторапливает детей умываться, одеваться и идти вниз, в зал, где уже сидит маменька. Он много говорит с мальчиками по-немецки. Строгий, справедливый и заботливый, он по-настоящему любит их. Обида Николеньки на милого и доброго Карла Иваныча быстро проходит. Мальчики идут за учителем поздороваться с матерью.
Глава 2. Maman
В большой гостиной «mаman» наливала чай из самовара. По истечении многих лет повзрослевший Николенька пытается вспомнить черты любимой матушки, но припоминает только некоторые. Большие карие глаза, светящиеся добротой, родинку на шее, платье с белым воротничком, тонкую руку.
На старом рояле напряженно играла этюды Клементи — сестра Коли. Ей было 11 лет. Все ласково называли ее Любочкой. За игрой следила Марья Ивановна (Мими) – гувернантка сестры, которая сидела рядом.
Мама разговаривала с Карлом Ивановичем по-немецки, осведомляясь о состоянии детей. Этот язык она знала в совершенстве. Будучи уже молодым человеком мальчик вспоминает прекрасную улыбку матушки, которой не хватало ему всю жизнь. Затем дети отправляются к отцу в кабинет.
Глава 3. Папа
Не обращая внимания на вошедших, отец разговаривал с приказчиком. Обсуждая с Яковом дела, он горячился и перекладывал на столе бумаги. Они считали расходы, чтобы в срок заплатить Совету. Мальчиков к столу не подпускали. После окончания разговора отец отпустил приказчика. Затем он объявил мальчикам о том, что они уже выросли. Поэтому он решил отправить их к бабушке в Москву продолжать обучение. Матушка с Любочкой должны остаться дома.
Глава 4. Классы
На уроке Карл Иваныч рассержено выдавал задания. Володя справлялся хорошо, а Николенька был расстроен и никак не мог собраться. За плохое поведение он был наказан учителем, из-за чего горько расплакался.
Карл Иваныч служил семье на протяжении 12 лет. Он не представлял себя без этой службы. Свой расчет он принял как величайшую неблагодарность.
Время близилось к часу – было пора обедать. Внизу шумели посудой. Ми-ми с дочкой Катенькой возвращались из сада. Но уроки не заканчивались. В класс вошел незнакомец.
Глава 5. Юродивый
На вид ему было около 50 лет. Изорванная одежда и посох, кривой глаз, некрасивое лицо, хриплый голос и бессвязная речь наводили ужас. Это был странник Гриша, которого все знали как юродивого.
Пришел дворецкий Фока и позвал к обеду. Внизу отец предложил выехать на охоту. Девочки тоже захотели поохотиться, и отец им разрешил. К ним позже присоединилась и матушка.
Глава 6. Приготовления к охоте
В конце обеда предложили пирожные. Отец отдал Якову приказ готовить лошадей. Володе оседлали охотничью лошадь (его была хромая). После обеда взрослые перешли в кабинет. За чашкой кофе велась оживленная беседа. О разлуке не проронили ни слова. Линейка была подана — пришло время выезжать.
Глава 7. Охота
Все семейство ехало по дороге. Отец ненадолго отлучился к ржаному полю посмотреть, как идет уборка. После охоты предполагался обед на свежем воздухе, о чем говорила телега с провизией. Отправляясь за дичью, отец дает Николеньке задание вернуться с зайцем. Мальчик спрятался, выжидая момент. Собака Жиран заметила жертву и вырвалась вперед. Но мальчик растерялся, с криком выбежал из укрытия и спугнул зайца. Ему стало очень стыдно за поведение, несвойственное настоящему охотнику.
Глава 8. Игры
После охоты наступило время обеда. Управившись с едой, дети отправились играть. Это был, как обычно, «Робинзон», которого всегда предлагала Любочка. Однако успевшая всем наскучить игра не приносила никакого удовольствия.
Глава 9. Что-то вроде первой любви
Увлекшись игрой, Катенька активно обрывала листья с куста. Неожиданно вместе с листочком ей в руку попал большой червяк. Испугавшись, она вскрикнула. Николенька осознал в этот момент, что всегда был в нее влюблен. Он поцеловал ее руку, но Володя не одобрил поступка, хотя Коля нисколько не жалел о содеянном.
Глава 10. Что за человек был мой отец
По всем признакам отца можно было считать рыцарем «прошлого столетия». Отставной поручик гвардии имел 2 главные страсти: карты и женщины. Он был высокого роста, статен и элегантен. Однако его лицо с маленькими глазками и крупным носом нельзя было назвать красивым. Лысина на голове и вовсе усугубляла положение. Тем не менее, он нравился женщинам и считался удачливым в любовных делах. Кроме того, он прекрасно разбирался в литературе и музыке.
Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной
С охоты вернулись уже под вечер. Дети занялись рисованием, а матушка — игрой на рояле. Николенька рисовал синим цветом сцену из охоты. Отец объявил о том, что Карл Иваныч отбывает из села вместе с мальчиками, а Гриша утром продолжит странствие.
Глава 12. Гриша
Дети затаились в чулане. Им очень хотелось посмотреть, как молится юродивый. Ожидалось забавное зрелище. Однако вместо этого мальчик увидел пример сильнейшей веры, и это особенно сильно впечатлило его. Вскоре подсматривать наскучило. Катенька схватила Николеньку за руку, и мальчик поцеловал ее. Дети с криком выбежали из укрытия.
Глава 13. Наталья Савишна
Толстая Наташка из села Хабаровка за время службы выросла из няньки до главной прислуги. Она присматривала за детьми и следила за порядком. Однажды она отругала Николеньку за разбитую вазу. Обиженный мальчик разрабатывал план мести. Однако Наталья Савишна задобрила его двумя конфетами и принесла свои извинения. С этого момента Николенька ее полюбил.
Глава 14. Разлука
Следующим утром был отъезд. Прощаясь с матерью, маленький Коля горько плакал. Ему казалось, что он никогда сюда не вернется и больше не увидит матушку. Со всеми простившись, отец и мальчики покинули село.
Глава 15. Детство
С переездом Николенька понял, что началась другая жизнь. А та, прежняя, которая называлась «детством», закончилась. Не будет больше чайного стола со скучными разговорами взрослых и кресла, в котором он засыпал. Мечты теперь станут совсем другими.
Глава 16. Стихи
После переезда прошел месяц. Бабушка встречала свой день рождения. Володя подарил ей рисунок: на нем он изобразил турка в чалме. Николенька же сочинил стихотворение. Карл Иваныч смастерил сам шкатулку. Бабушке стихотворение очень понравилось. К празднику прибыла высокопоставленная особа.
Глава 17. Княгиня Корнакова
На вид даме было около 45 лет. Это была женщина с нездоровым цветом лица и крайне сухой манерой общения. Она гордилась собственными детьми и много говорила о сыне. Володя был представлен отцом как светский юноша, а Николенька как талантливый поэт. Тут мальчик вспомнил о словах маменьки. Она наставляла ему быть добрым с людьми, а также прилежно учиться и быть умным. Все это от того, что лицо у него было некрасивое.
Глава 18. Князь Иван Иваныч
Из многочисленных бабушкиных гостей особенно привлекал внимание мужчина пожилого возраста в мундире. Несмотря на то, что Иван Иваныч был князем, он был прост в общении. Из их разговора мальчик узнал о возможной неверности отца и полном подчинении Натальи Николаевны воле мужа.
Глава 19. Ивины
Три мальчика по фамилии Ивины, с которыми познакомился Николенька, всегда радовали своим появлением. Особенно он подружился с Сережей. К игре присоединялся еще один мальчик, Иленька – сын бедного иностранца. Мальчики недолюбливали его и даже издевались. Следовал примеру и Николенька, о чем потом очень сожалел.
Глава 20. Собираются гости
Неожиданно пришла гостья с дочерью. Девочку госпожи Валахиной звали Сонечка. А когда приехали Ивины, Николенька был раздосадован тем, что с Сонечкой может познакомиться Сережа и полностью завоевать ее внимание.
Глава 21. До мазурки
Бабушка отправила Николеньку танцевать с Сонечкой. У него не было перчаток, и он прихватил старую перчатку без пальца Карла Иваныча. Девочку позабавил этот случай, и мальчик перестал расстраиваться.
Глава 22. Мазурка
Наблюдая за танцующими гостями, мальчик заметил, что они танцуют вовсе не так, как его научила Мими. В танце с княжной он допустил ошибку. Отец увел девочку и сказал Николеньке о том, что ему не стоило танцевать. Мальчик с досадой вспомнил маму, которая обязательно поддержала бы его в такую минуту.
Глава 23. После мазурки
Подсевший к детскому столу молодой человек утешает мальчика и тайком от взрослых подливает ему вина. Расхрабрившись, Николенька снова приглашает Сонечку танцевать. Они перешли на «ты», и весь вечер он думал только о ней.
Глава 24. В постели
Вечером сон долго не приходил, мальчик думал о новой возлюбленной. Своими чувствами он поделился с братом. Тот посоветовал ему не подвиги ради нее совершать, а просто целовать: именно так делают все взрослые.
Глава 25. Письмо
По истечении шести месяцев пребывания в Москве отец получил от матери письмо. В нем она сообщала о своей болезни. Во вложенной записке на французском языке просила привезти детей, чтобы проститься с ними.
Глава 26. Что ожидало нас в деревне
Отец с мальчиками приехал в деревню через два дня. Матушку они застали в забытьи. Детям запомнился лишь запах мяты. Маменька уже никого не узнавала.
Глава 27. Горе
В гробу Николенька с трудом узнал милые черты.
Все плакали. Плакал и он. Настоящее горе было не в слезах, а в том, что он больше никогда не будет счастлив от общения с ней.
Глава 28. Последние грустные воспоминания
Жизненный уклад семьи не изменился с уходом Натальи Николаевны. Николеньке это казалось оскорблением ее памяти. До отъезда в Москву он много говорил о маме с Натальей Савишной. Бабушка тяжело приняла известие о смерти, которое ей передали по возвращении. Наталья Савишна осталась в доме одна и вскоре умерла.
Основная идея повести
Идея книги «Детство» Толстого – донести до читателя бесценную роль семьи для ребенка. Нежность мамы, гармонично дополненная строгостью папы, гармонично формируют личность детей. Лев Толстой передал трогательные картины детства, которые остаются в воспоминаниях на протяжении всей жизни. С радостью или с сожалением, счастливые и досадные.
Краткий пересказ не передает эмоциональный фон и полное описание сюжета. Для глубокого понимания содержания рекомендуется прочитать рассказ полностью.
Пересказ повести «Детство» Толстого Л.Н.
План пересказа
1. Утренние занятия братьев Иртеньевых.
2. Отец сообщает детям, что они поедут в Москву. Обида Карла Ивановича.
3. Семья Иртеньевых едет на охоту.
4. Вечер в кругу семьи.
5. Отец с двумя сыновьями и Карлом Ивановичем едет в Москву.
6. Подарки и приезд гостей по случаю именин бабушки.
7. Бал. Николенька влюбляется в Сонечку Валахину.
8. Мать сообщает о своей болезни и о приближающейся смерти.
9. Похороны матери. Николенька осознает, что счастливая пора детства закончилась.
Пересказ
12 августа 18… года — обычный день в доме графа Иртеньева в селе Петровском. Детей, десятилетнего Николеньку, от имени которого ведется повествование, и его старшего брата Володю будит в семь часов утра их учитель — старый немец Карл Иваныч. Пустяковый эпизод — убитая Карлом Иванычем муха падает на голову нежащегося в постели Николеньки — наводит мальчика на мысль, что учитель злой человек. Но вот Карл Иваныч щекочет Николеньку, и теперь он думает, что был несправедлив к доброму, любящему его учителю (Николенька вообще склонен к внимательному анализу поведения людей и событий окружающего мира, пусть он и не всегда приходит к правильным выводам).
Мальчики идут здороваться с маменькой Натальей Николаевной, сидящей в гостиной и разливающей чай. Здесь же их одиннадцатилетняя сестра Любочка уже играет на рояле под присмотром своей Гувернантки Марьи Ивановны, которую в семье зовут Мими. Матушка разговаривает с ними на двух языках — русском и немецком, который она знает в совершенстве. Затем мальчики идут здороваться с отцом, Петром Александровичем. В кабинете они становятся свидетелями разговора отца с приказчиком Яковом. Выясняется, что основной доход в семье поступает из деревни Хабаровки, принадлежащей матери.
Затем отец сообщает, что им пора серьезно учиться, поэтому сегодня в ночь он берет их с собой в Москву, а Карлу Иванычу придется покинуть их дом.Карл Иваныч, добрый и беспредельно любящий семью Иртеньевых человек, очень расстроился. Он счел себя несправедливо обиженным и был во время уроков очень не в духе. За обедом отец выражает матери свое недовольство тем, что она привечает юродивых. После обеда всей семьей поехали на охоту — мужчины верхом, женщины в коляске. Собаки выгнали зайца прямо на Николеньку, но он оплошал, отпустил свою собаку раньше времени, и заяц ускакал. После охоты был пикник. Мальчики и Любочка с Катенькой, дочкой Мими, играли в Робинзона, о котором только что прочитали. Наблюдая за Катей, Николенька ощутил что-то вроде первой любви.
Домой приехали, когда уже смеркалось. Вечером дети рисовали, мать играла на рояле Бетховена и Фильда. Отец объявил, что решил взять Карла Иваныча в Москву. Все были очень рады этому, потому что любили и жалели старого учителя.
Через месяц после приезда в Москву, где они жили в доме бабушки, наступил день бабушкиных именин. Карл Иваныч и дети преподнесли ей подарки: учитель подарил красивую коробочку, сделанную собственноручно, Володя — рисунок, а Николенька сочинил длинное стихотворение, которое бабушке особенно понравилось. Затем стали приезжать с поздравлениями многочисленные гости, среди которых был пожилой князь Иван Иваныч. Николенька случайно услышал его разговор с, бабушкой и понял, что бабушка не любит отца, считает, что он не ценит доброту своей жены и предпочитает ее обществу клуб и карт.
Заехали и братья Ивины, ровесники Николеньки и Володи, в младшего из которых, Сережу, красивого, веселого, бойкого и сильного для своих лет мальчика, Николенька был по-детски влюблен, хотя и прекрасно видел его недостатки. Так, во время игры с Иленькой Грапом, сыном бедного иностранца, также приехавшего поздравить бабушку, Сережа сильно обидел и унизил Иленьку, слабого и тихого мальчика, что оставило глубокий след в душе Николеньки.
Вечером бабушка устроила бал. Николенька, забыв о своей обычной застенчивости и некрасивой внешности, веселился вовсю. Он влюбился в Сонечку Валахину, красивую девочку двенадцати лет, танцевал с ней и был так счастлив, что разлюбил Сережу Ивина.
Через полгода после бабушкиных именин мать прислала письмо, в котором сообщила, что тяжело больна, и просила их немедленно приехать в деревню, чтобы успеть попрощаться перед смертью. Они отправились на следующий день, однако по приезде застали матушку уже без сознания. Она лежала с открытыми глазами, но никого не узнавала. Около ее постели сидели доктор и няня Наталья Савишна, которая вырастила и ее, и всех ее детей. Все домашние были очень печальны. В этот же вечер в страшных муках мать умерла.
На другой день, вечером, стоя у гроба матери, глядя на ее любимое лицо и не видя его от слез, Николенька, не осознав еще произошедшего в полной мере, впервые проявил склонность к самоанализу. Ему казалось, что он не испытывает настоящего горя, а только тихую грусть, к которой постоянно примешивалось какое-то самолюбивое чувство, и мальчик презирал себя за это. Во время похорон все вели себя по-разному. Николенька плакал. Отец был очень бледен и с трудом сдерживал слезы, но выглядел при этом весьма эффектно, и Николеньке это почему-то не нравилось. Мими опухла от слез и, казалось, едва держалась на ногах, однако слезы ее были вызваны не только горем, но и чувством неуверенности в дальнейшей судьбе — своей и дочери. Лицо Любочки, мокрое от слез, выражало только детский страх. Володя был очень задумчив и стоял, устремив неподвижный взгляд в одну точку. Все посторонние, утешавшие отца, вызывали в Николеньке лишь досаду. Единственной, кто, по мнению мальчика, испытывала истинное горе, была Наталья Савишна, которая не плакала, а молилась. После похорон она не оставляла своих обязанностей по дому, но делала все машинально. Разговоры с ней, ее тихие слезы и спокойные набожные речи утешали Николеньку. Со смертью матушки мальчик осознал, что счастливая пора детства закончилась.
Читать легче, чем «Войну и мир» – сказки Толстого для детей • Блог Виктории и Альберта
Нацию захватила экранизация эпического романа Толстого «Война и мир», снятая BBC. Для некоторых это первое знакомство с творчеством Толстого, но для русских детей он является одним из первых авторов, которых они встречают благодаря множеству рассказов и учебных книг, которые он написал для них.
Л. Н. Толстой, «Для маленьких», иллюстр. А. Пахомов. Ленинград : Детгиз, 1954. Дар Рональда Хортона. НАЛ: 36.АА.141/38041800576498Родившись в аристократической семье, Толстой (1828-1910) интересовался жизнью русских крестьян, большинство из которых были неграмотными сельскохозяйственными рабочими, юридически принадлежавшими помещикам до освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 году. в 1859 году открыл школу в Ясной Поляне, своем имении, чтобы дать начальное образование детям крестьян своей земли. В 1870-х и 1880-х годах, уже имея собственных детей, он создал букварь и сборники рассказов для детей. Вскоре они стали использоваться в школах по всей России и продолжают пользоваться популярностью и сегодня.
Л. Н. Толстой, «Книга для детей», иллюстрировано Н. А. Хентовой. [Берлин] : Слово, 1921. NAL: 36.BB.7 / 38041800159840 Одним из самых любимых рассказов Толстого был его пересказ сказки «Златовласка и три медведя».
Л. Н. Толстой, Три медведи︠и︡а [Три медведя], иллюстрации В. Лебедевой. Москва : Гос. изд-во детской лит-ры, 1955. Дар Рональда Хортона. NAL: 36.AA.144 / 38041800158651 Он ссылается на английскую историю о трех медведях в «Анне Карениной» (имеется в виду три сестры Щербацкие), которую он написал в 1875 году, в том же году, когда он опубликовал свою версию истории о Златовласке. Рассказ Толстого называется «Три медведя», а имя девушки-нарушителя не называется. А вот медведям дают русские имена Михаил Иванович, Наташа Петровна и маленькая Мишутка. Вы можете увидеть, как они спрашивают, кто («кто» по-русски) был на их стульях и кроватях, ревущий заглавный шрифт на этой странице:
Л. Н. Толстой, Три медведи︠и︡а [Три медведя], иллюстрации В. Лебедевой. Москва : Гос. изд-во детской лит-ры, 1955. Дар Рональда Хортона. NAL: 36.AA.144 / 38041800158651 Девушка была интерпретирована как фигура Наполеона, вторгшегося и разрушившего дом добрых русских медведей, но в конечном итоге отбитого, как Наполеон в 1812 году. Эта история также была популярна в советские времена, когда недоверие посторонних поощрялось.
Поучительные сказки используются для того, чтобы воспрепятствовать плохому поведению детей и поощрить хорошее. В этой истории девочка, собирающая грибы (любимое русское занятие), чудом избегает приближающегося поезда.
Л. Н. Толстой, «Рассказы», иллюстр. С. Закржевской. Москва: ︠Т︡СК ВЛКСМ), 1937. НАЛ: 36.АА.203 / 38041992101139 Поезда были относительно новым явлением в России. Ближайшая к Ясной Поляне линия была построена в 1860-х годах. Толстой был ими заинтригован и видел в них вторжение в нетронутую сельскую местность.
Толстой также написал версии других историй со всего мира, особенно басни Эзопа. Здесь можно увидеть умную Галку, бросающую камни в кувшин, чтобы напиться воды, и глупую собаку, которая теряет свою кость, бросив ее в воду после того, как залаяла на свое отражение. Рассказы были сокращены (и это может стать неожиданностью для читателей «Войны и мира»), поскольку Толстой стремился к тому, чтобы его произведения для детей были краткими и простыми.
Л. Н. Толстой, «Малуйшам» [Дети], ил. А. Пахомова. Ленинград : Детгиз, 1960. Дар Рональда Хортона. NAL: 36.AA.143 / 38041800576399 Детские рассказы Толстого были основным продуктом раннего образования в советские времена, особенно те, которые поощряли трудолюбие или лояльное поведение. Некоторые из его рассказов были отредактированы, чтобы соответствовать советским нравам, а другие полностью проигнорированы; например, «Бог видит истину, но ждет», рассказ его детей о несправедливо заключенном в тюрьму человеке, который находит утешение в молитве, не входил в учебную программу.
Толстой верил в способность чтения и образования изменить жизнь. Его нужно было не просто использовать, им нужно было наслаждаться. Девизом его школы было «свободно входить и выходить». В этом сборнике рассказов для детей младшего возраста мы видим, как Таня учит свою куклу читать (вероятно, используя книгу, похожую на собственную букварь Толстого «Азбука»), а Настя читает вслух своей гордой маме после школы.
Л. Н. Толстой, «На лугу»; рассказы и басни. [На лугах: рассказы и небылицы.], Ил. В. Горячева, Москва, Гос. изд-во детской лит-ры, [1960], подаренный Рональдом Хортоном. NAL: 36.AA.150 / 38041800576449Толстой гордился тем, что его книги, по его собственным словам, «учат поколения всех русских детей, от царских до крестьянских…». Все упомянутые выше книги находятся в свободном доступе в Национальной художественной библиотеке, будь вы принцем или бедняком.
Первые книги Льва Толстого
Детство, отрочество, юность
Лев Толстой
Три части первого произведения Толстого были написаны отдельно, а затем объединены издателями в единый том. Повсюду звучит последовательный голос, и эти произведения стали приносить Толстому известность среди других писателей и среди русской публики. Эти три произведения, наполненные рассказами о жизни автора в доме его детства в Ясной Поляне, служат хорошей основой для философских рассуждений, которые Толстой исследовал в более поздних произведениях, а также для здорового понимания его воспитания осиротевшего графа и помещика.
Севастопольские очерки
Льва Толстого
В его трех очерках, посвященных осаде Севастополя во время Крымской войны, изданных отдельно как Севастополь в декабре , Севастополь в мае 9044 Август г. — Толстой использует свой характерный анализ, чтобы раскрыть скрытые истины о человеческом состоянии. Сделав своего читателя созерцателем этого воинственного государства, ему удалось бросить вызов многим культурным нормам, которые его русские читатели привнесли в свое понимание того, что произошло во время Крымской войны. Как и в случае с несколькими работами, которые последовали за этой ( «Война и мир» ), Толстой относится к войне откровенно и эмоционально.
Казаки
Лев Толстой
Первоначально названный Молодость , этот том часто считается четвертым этапом в шедевре юности Толстого, начатом Детство . Главной задачей молодого Толстого как писателя было воссоздание действительности и упорядочивание ее в соответствии с высшей нравственной истиной. Он использовал свое собственное самонаблюдение, особенно в этом томе, чтобы добиться своего понимания человечества и человеческого состояния. Опубликованный в 1863 году после почти десятилетней работы том получил неоднозначные отзывы в прессе, но был восторженно встречен друзьями, семьей и некоторыми коллегами-литераторами, в том числе русским писателем Тургеневым, который считал его своим любимым произведением Толстого.
Война и мир
Лев Толстой
Считающийся многими наряду с Анной Карениной лучшим русским романом из когда-либо написанных, Война и мир почти больше вымышленная история, чем роман ( и считался таковым его автором). Отмеченный своей приверженностью несравненному реализму, детали романа настолько тонко реализованы, что сколько бы раз его ни читали, всегда можно найти новую деталь. Толстой останавливается на многих заблуждениях социальной науки и военной философии, и ему удается подвергнуть сомнению почти все в этой размашистой монументальной книге. Намеренно избегая структуры и замкнутости (роман наполнен бесконечными сюжетными линиями, которые никуда не ведут, и персонажами, которые только кажутся исчезающими), Толстой достигает в письме стиля, который ощущается как текучесть реальной жизни.
Исповедь
Лев Толстой
Начатый вскоре после того, как он закончил Анна Каренина , этот автобиографический текст вырос из масштабного переосмысления религии, которое автор начал в 1879 году после посещения монастыря для обсуждения религии. Толстой начал этот том под названием «Введение в неопубликованное произведение ». Мысли, лежащие в его основе, настолько противоречивы, что он запрещен к публикации в России и незаконно распространяется с 1884 г. до тех пор, пока не будет окончательно опубликован в 19 г.
Евангелия вкратце
Лев Толстой
Краткое и увлекательное философское объяснение Толстым Библии и того, как ее учения могут быть применены к стремлению к хорошей жизни. В отличие от его более ранних художественных произведений, этот том отмечен прямолинейностью языка, который отражает изменение повествования, которое он совершает после кризиса веры в свои 50 лет. Даже сегодня его понимание Евангелий и их смысла наполнено мудростью.
Смерть Ивана Ильича
Лев Толстой
Длинный рассказ или повесть, это была первая крупная художественная работа, за которую Толстой взялся после того, как он закончил Анна Каренина . В своей самой основной форме книга представляет собой обсуждение смысла жизни после смерти человека. Как и многие из его более длинных работ, эта отмечена толстовским реализмом и философской точкой зрения, но из-за его кризиса веры более короткая работа также гораздо более остра в своих вопросах о жизни, достойной жизни.
Крейцерова соната
Лев Толстой
Ни в одном из других его произведений фаталистическая привязанность Толстого к поездам (которая также является главной темой романа «Анна Каренина ») не реализована более полно, чем в этом коротком романе, опубликованном с опозданием. в его жизни. Здесь сопоставление сексуальности, музыки, смерти и убийства сливаются в сложный мир, который одновременно содержится в маленькой сцене одного поезда и в то же время отражает более широкое общество. Нигде у Толстого он не говорит о сексуальности так откровенно и так решительно.