Представители движения реформации отстаивали положение: Глава 6 Реформация и проблемы перевода

Глава 6 Реформация и проблемы перевода

Под Реформацией (от лат. reformatio – преобразование) понимается движение, направленное против католической церкви, отвергавшее власть папства, стремившееся к более демократичному устройству церковных общин. Представители Реформации отстаивали положение о непосредственной связи человека с Богом, отрицая догму об обязательном посредничестве духовенства, и утверждали, что единственным авторитетом в области религиозной истины является Священное Писание, которое вправе читать каждый человек.

Датой начала Реформации принято считать 1517 г., когда немецкий монах Мартин Лютер (1483–1546) выступил со своими знаменитыми тезисами, направленными против торговли так называемыми индульгенциями61. Начавшись в Германии, Реформация быстро вышла за ее пределы, широко распространившись в других странах Европы. Мощный размах реформационного движения породил сопротивление католических кругов, получившее название Контрреформации.

Ей удалось победить в ряде европейских государств, однако сама католическая церковь, чтобы удержать свои позиции, была вынуждена пойти на определенную модернизацию.

Выступая против папского Рима, идеологи Реформации широко использовали наследие своих предшественников – англичанина Джона Уиклифа, чеха Яна Гуса и других мыслителей, а также опыт средневековых еретических движений.

Достаточно сложен вопрос об отношении Реформации к ренессансной традиции. С одной стороны, гуманистическое движение, представители которого боролись против схоластики, критиковали невежество католического духовенства, высмеивали сословные предрассудки, сыграло важную роль в идейной подготовке Реформации. С другой стороны, цели и социальная база двух этих замечательных исторических явлений были во многом различны: гуманизм, стремившийся к созданию новой светской культуры, обращался к наиболее образованной общественной элите, тогда как Реформация, провозгласившая необходимость обновить на основе Евангелия жизнь каждого человека, апеллировала к широким народным массам.

В определенном смысле можно говорить и о языковом аспекте отмеченного выше несходства: в то время как гуманистическая культура в значительной степени являлась латиноязычной, деятели Реформации обращались к народу на родном языке. Все это способствовало отчуждению многих крупных гуманистов от реформационного движения, а иногда приводило к прямо враждебному отношению к последнему. Характеризуя с указанной точки зрения раскол, внесенный Реформацией в «республику ученых», выдающийся русский историк Е.В. Тарле писал: «До 1517 и следующих годов религиозное свободомыслие имело несравненно более теоретический, нежели практический характер; после этого кризиса оно неминуемо должно было приобрести характер боевой, нападающий. Глубоко равнодушные к религии люди апатично и безучастно отнеслись к Реформации и отступились от борьбы; таков был Эразм Роттердамский, оставшийся таким же типичным гуманистом, каким был всю жизнь; неравнодушные к религиозным и религиозно‑государственным вопросам деятели должны были стать либо на сторону нового движения, как это сделал Ульрих фон Гуттен, либо превратиться в верных защитников старой веры, как это случилось с Томасом Мором»
62
.

Одной из важнейших задач, которые поставили перед собой представители Реформации, стал перевод Библии на «народные» языки, означавший конец монополии католической церкви на чтение и толкование Библии (французский теоретик перевода Э. Кари даже назвал Реформацию в конечном счете битвой между переводчиками). И в разрешении ее огромную роль сыграли труды ученых‑гуманистов, положившие начало научно‑филологическому изучению Священного Писания.

Trojden | Реформация в Беларуси: Белозорович В. А.

Вспомните

Почему католическая церковь стала объектом широкого недовольства в Западной

Европе в первой половине XVI в.?

1. Предпосылки реформационного движения. В XVI в. Западную Европу охватило реформационное движение, направленное против католической церкви. Оно началось в 1517 г. с выступления профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера и завершилось оформлением протестантизма, Под влиянием западноевропейской Реформации развернулось реформационное движение и на белорусско-литовских землях. Это происходило благодаря соседству с лютеранской Пруссией, развитию европейского книгопечатания, внешней торговли, учебе выходцев из ВКЛ в университетах Западной и Центральной Европы.

Распространение реформационных идей косвенно было вызвано влиянием русского вольнодумства, например идей «стригольников» и «нестяжателей». Представители этих ересей выступали против церковного руководства, монашества, церковного землевладения. Спасаясь от гонений царских властей, еретики бежали в Великое Княжество Литовское, где господствовала религиозная толерантность — веротерпимость. Например, в середине XVI в. в Витебске появились трое православных монахов из Московского государства: Феодосий Косой, Артемий, Фома. Они призывали людей «обращаться к Богу только через Иисуса Христа при помощи Святого Духа».

На распространение реформационных идей повлияло сложное положение православной церкви в Великом Княжестве. Известно, что с конца XIV в. государственной поддержкой пользовалась католическая церковь. Православная конфессия существовала только за счет пожертвований верующих и сохраняла свой традиционный характер.

Развертыванию реформационного движения в ВКЛ содействовали рост городов, развитие ремесла и торговли, обострение классовых противоречий, столкновение экономических и политических интересов разных социальных групп, культурный подъем. В отличие от Западной Европы Реформация на белорусско-литовских землях не была обусловлена процессом формирования капитализма. Основными ее участниками были шляхта и мещане, поскольку буржуазия в то время еще не сформировалась.

2. Кальвинизм. Реформационное движение на территории Беларуси широко развернулось с середины XVI в. Его ведущим направлением являлся кальвинизм.

Историческая справка

Кальвинизм — течение протестантизма, основанное Ж. Кальвином (1509—1564) в Швейцарии. Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Согласно кальвинистскому учению, Бог заранее избрал одних людей на спасение, а других — на погибель. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказывать это своим трудолюбием. Поэтому кальвинисты отрицательно относились к пустой трате человеком времени. Из семи таинств они признавали только крещение и причастие.

Идеи кальвинизма активно поддержали магнаты, часть шляхты, так как это вероучение соответствовало их свободолюбивым представлениям. Кальвинизм не допускал государственного контроля над церковью. Принимая протестантское вероучение, магнаты и шляхта таким образом выступали против Люблинской унии, поскольку католическая церковь активно поддержала идею включения ВКЛ в состав Польши. Нужно учитывать и тот фактор, что часть шляхты стремилась обогатиться за счет владений церкви.

Лидером кальвинизма стал Николай Радзивилл Черный, а центрами — Брест и Несвиж.

Бывший кальвинистский сбор в Заславле. Современный вид

Историческая личность

НИКОЛАЙ РАДЗИВИЛЛ ЧЕРНЫЙ (1515-1565) — Виленский воевода и канцлер ВКЛ. Возглавлял комиссию по проведению аграрной реформы. Был противником государственной унии с Польшей. Отстаивал самостоятельность ВКЛ. Первоначально приобщился к лютеранству, а в 1553 г. перешел в кальвинизм.

Кальвинисты в ВКЛ образовали шесть округов, состоявших из общин. Они в письменных источниках назывались «гельветскими сборами» — то есть швейцарскими. Центральным считался Виленский сбор, основанный в 1557 г. А самая первая кальвинистская община появилась в 1553 г. в Бресте. При сборах действовали школы, типографии и госпитали (приюты для больных и бедных). Всего во второй половине XVI в. в Княжестве насчитывалось около 180—200 гельветских общин.

3. Арианство. В 1560-е гг. из кальвинизма выделилось самостоятельное направление Реформации — арианство, ил и движение антитринитариев. Их называли «литовскими братьями». Ариане отрицали догмат о триединстве Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Святой Дух), не признавали крещение младенцев, считали Иисуса Христа только человеком.

Наиболее широко арианство распространилось в Новогрудском и Брестском воеводствах. Арианские сборы во второй половине XVI в. действовали в Новогрудке, Доске, Клецке, Ивье, Любче, Несвиже и других городах. Всего насчитывалось около 20 общин.

Антитринитаризм подразделялся на два течения: шляхетское и крестьянское. Представители первого течения во главе с Сымоном Будным развернули широкую религиозно-просветительскую деятельность.

Историческая личность

СЫМОН БУДНЫЙ (около 1530-1593) — деятель культуры, гуманист, философ, просветитель. Окончил Краковский и, возможно, Базельский университеты. Проповедовал кальвинизм в Вильне и Клецке. В Несвиже издал первую в пределах современной Беларуси печатную книгу на старобелорусском языке — «Катехизис» (1562). Затем перешел на позиции арианства.

Изображение Сымона Будного, выполненное его идейными противниками, где он показан в аду как грешник.

«Катехизис» С. Будного. Несвиж. 1562 г.

Крестьянское течение представляли такие идеологи, как Якуб из Калиновки, Павел из Визны. Они не только критиковали католическую церковь, но и выступали против эксплуатации крестьянства, верховной власти и государственных учреждений. «Можно ли назвать христианским то общество, где люди владеют невольниками», — писал Якуб из Калиновки. Понятно, что подобная позиция обусловила их конфликт со шляхтой.

4. Результаты и значение Реформации. Реформация оставила глубокий след в истории Беларуси и имела положительные результаты. К ней примкнули многие магнаты из белорусско-литовских земель. К их числу относятся Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи, Глебовичи и др. Они с позиций государственного патриотизма стремились сохранить независимость ВКЛ.

Феодалы-протестанты («евангелики») во время подъема Реформации занимали многие высшие государственные должности, преобладали в составе панов-рады. По их инициативе был издан виленский привилей Сигизмунда II Августа 1563 г. Этот документ уравнивал в правах всю шляхту страны независимо от вероисповедания: и католическую, и православную, и протестантскую. А в 1573 г. в Речи Посполитой Варшавская конфедерация приняла акт о свободе вероисповедания. Текст его вошел в III Статут ВКЛ.

Протестантские школы, типографии, госпитали, письменность содействовали распространению в обществе просвещения, идей гуманизма, веротерпимости, миролюбия. Реформация способствовала развитию публицистической литературы, создававшейся в виде предисловий, послесловий, трактатов (научных произведений). Выдающимися публицистами были Сымон Будный, Василий Тяпинский, Андрей Волан, Лаврентий Крышковский. Они выступали в защиту родного языка, высмеивали религиозных фанатиков, отстаивали свободу личности.

Реформация позволила определенному кругу населения белорусских земель ознакомиться с ценностями европейской культуры. Вместе с тем Реформация в Княжестве не достигла того уровня, который она имела в западноевропейских странах. На ее спад повлияла не только узость социальной базы протестантизма, но и образование Речи Посполитой, где ведущие позиции занимали католическая церковь и католическая шляхта.

Василии Тяпинский

МАТЕРИАЛЫ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Из Устава Слуцкой [кальвинистской] школы Адама Рейнольда

…пусть никого не оттолкнет от нашего порога расхождение в религии, пускай не оторвет от владения доступным счастьем из-за безосновательного страха… Мы уже давно научены опытом, что религия — предмет убеждения, а не насилия…

Какой принцип Реформации представлен в документе?

Вопросы и задания

1. Определите причины Реформации в ВКЛ. Сравните их с причинами Реформации в Западной Европе.

2. Заполните схему «Предпосылки Реформации в ВКЛ».

3. Назовите и охарактеризуйте направления Реформации в ВКЛ.

4. В чем отличие между кальвинизмом и арианством на белорусско-литовских землях?

5. Назовите главные результаты Реформации в Княжестве.

6. Дайте определения понятиям: Реформация, кальвинизм, арианство.

7. С помощью дополнительной литературы подготовьте сообщения о представителях реформационного движения.

8. Как вы понимаете слова деятеля Реформации Лаврентия Крышковского: «Бог железо создал не для того, чтобы из него делать мечи и копья, а для того, чтобы выковывать косы, топоры да лемеха»?

9. Заполните таблицу «Реформационное движение в белорусских землях».

Направление Реформации

Количество общин

Представители

Идеология

    



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница