Глава 6 Реформация и проблемы перевода
Под Реформацией (от лат. reformatio – преобразование) понимается движение, направленное против католической церкви, отвергавшее власть папства, стремившееся к более демократичному устройству церковных общин. Представители Реформации отстаивали положение о непосредственной связи человека с Богом, отрицая догму об обязательном посредничестве духовенства, и утверждали, что единственным авторитетом в области религиозной истины является Священное Писание, которое вправе читать каждый человек.
Датой
начала Реформации принято считать
1517 г., когда немецкий монах Мартин
Лютер (1483–1546) выступил со своими знаменитыми
тезисами, направленными против торговли
так называемыми индульгенциями61.
Начавшись в Германии, Реформация быстро
вышла за ее пределы, широко распространившись
в других странах Европы. Мощный размах
реформационного движения породил
сопротивление католических кругов,
получившее название Контрреформации.
Выступая против папского Рима, идеологи Реформации широко использовали наследие своих предшественников – англичанина Джона Уиклифа, чеха Яна Гуса и других мыслителей, а также опыт средневековых еретических движений.
Достаточно
сложен вопрос об отношении Реформации
к ренессансной традиции. С одной стороны,
гуманистическое движение, представители
которого боролись против схоластики,
критиковали невежество католического
духовенства, высмеивали сословные
предрассудки, сыграло важную роль в
идейной подготовке Реформации. С другой
стороны, цели и социальная база двух
этих замечательных исторических явлений
были во многом различны: гуманизм,
стремившийся к созданию новой светской
культуры, обращался к наиболее образованной
общественной элите, тогда как Реформация,
провозгласившая необходимость обновить
на основе Евангелия жизнь каждого
человека, апеллировала к широким народным
массам.

Одной из важнейших задач, которые поставили перед собой представители Реформации, стал перевод Библии на «народные» языки, означавший конец монополии католической церкви на чтение и толкование Библии (французский теоретик перевода Э. Кари даже назвал Реформацию в конечном счете битвой между переводчиками). И в разрешении ее огромную роль сыграли труды ученых‑гуманистов, положившие начало научно‑филологическому изучению Священного Писания.
Trojden | Реформация в Беларуси: Белозорович В. А.
Вспомните
Почему католическая церковь стала объектом широкого недовольства в Западной
Европе в первой половине XVI в.?
1. Предпосылки реформационного движения. В XVI в. Западную Европу охватило реформационное движение, направленное против католической церкви. Оно началось в 1517 г. с выступления профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера и завершилось оформлением протестантизма, Под влиянием западноевропейской Реформации развернулось реформационное движение и на белорусско-литовских землях. Это происходило благодаря соседству с лютеранской Пруссией, развитию европейского книгопечатания, внешней торговли, учебе выходцев из ВКЛ в университетах Западной и Центральной Европы.
Распространение реформационных идей косвенно было вызвано влиянием русского вольнодумства, например идей «стригольников» и «нестяжателей». Представители этих ересей выступали против церковного руководства, монашества, церковного землевладения. Спасаясь от гонений царских властей, еретики бежали в Великое Княжество Литовское, где господствовала религиозная толерантность — веротерпимость. Например, в середине XVI в. в Витебске появились трое православных монахов из Московского государства: Феодосий Косой, Артемий, Фома. Они призывали людей «обращаться к Богу только через Иисуса Христа при помощи Святого Духа».
На распространение реформационных идей повлияло сложное положение православной церкви в Великом Княжестве. Известно, что с конца XIV в. государственной поддержкой пользовалась католическая церковь. Православная конфессия существовала только за счет пожертвований верующих и сохраняла свой традиционный характер.
Развертыванию реформационного движения в ВКЛ содействовали рост городов, развитие ремесла и торговли, обострение классовых противоречий, столкновение экономических и политических интересов разных социальных групп, культурный подъем. В отличие от Западной Европы Реформация на белорусско-литовских землях не была обусловлена процессом формирования капитализма. Основными ее участниками были шляхта и мещане, поскольку буржуазия в то время еще не сформировалась.
2. Кальвинизм. Реформационное движение на территории Беларуси широко развернулось с середины XVI в. Его ведущим направлением являлся кальвинизм.
Историческая справка
Кальвинизм — течение протестантизма, основанное Ж. Кальвином (1509—1564) в Швейцарии. Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Согласно кальвинистскому учению, Бог заранее избрал одних людей на спасение, а других — на погибель. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказывать это своим трудолюбием. Поэтому кальвинисты отрицательно относились к пустой трате человеком времени. Из семи таинств они признавали только крещение и причастие.
Идеи кальвинизма активно поддержали магнаты, часть шляхты, так как это вероучение соответствовало их свободолюбивым представлениям. Кальвинизм не допускал государственного контроля над церковью. Принимая протестантское вероучение, магнаты и шляхта таким образом выступали против Люблинской унии, поскольку католическая церковь активно поддержала идею включения ВКЛ в состав Польши. Нужно учитывать и тот фактор, что часть шляхты стремилась обогатиться за счет владений церкви.
Лидером кальвинизма стал Николай Радзивилл Черный, а центрами — Брест и Несвиж.
Бывший кальвинистский сбор в Заславле. Современный вид
Историческая личность
НИКОЛАЙ РАДЗИВИЛЛ ЧЕРНЫЙ (1515-1565) — Виленский воевода и канцлер ВКЛ. Возглавлял комиссию по проведению аграрной реформы. Был противником государственной унии с Польшей. Отстаивал самостоятельность ВКЛ. Первоначально приобщился к лютеранству, а в 1553 г. перешел в кальвинизм.
Кальвинисты в ВКЛ образовали шесть округов, состоявших из общин. Они в письменных источниках назывались «гельветскими сборами» — то есть швейцарскими. Центральным считался Виленский сбор, основанный в 1557 г. А самая первая кальвинистская община появилась в 1553 г. в Бресте. При сборах действовали школы, типографии и госпитали (приюты для больных и бедных). Всего во второй половине XVI в. в Княжестве насчитывалось около 180—200 гельветских общин.
3. Арианство. В 1560-е гг. из кальвинизма выделилось самостоятельное направление Реформации — арианство, ил и движение антитринитариев. Их называли «литовскими братьями». Ариане отрицали догмат о триединстве Бога (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Святой Дух), не признавали крещение младенцев, считали Иисуса Христа только человеком.
Антитринитаризм подразделялся на два течения: шляхетское и крестьянское. Представители первого течения во главе с Сымоном Будным развернули широкую религиозно-просветительскую деятельность.
Историческая личность
СЫМОН БУДНЫЙ (около 1530-1593) — деятель культуры, гуманист, философ, просветитель. Окончил Краковский и, возможно, Базельский университеты. Проповедовал кальвинизм в Вильне и Клецке. В Несвиже издал первую в пределах современной Беларуси печатную книгу на старобелорусском языке — «Катехизис» (1562). Затем перешел на позиции арианства.
Изображение Сымона Будного, выполненное его идейными противниками, где он показан в аду как грешник.
«Катехизис» С. Будного. Несвиж. 1562 г.
Крестьянское течение представляли такие идеологи, как Якуб из Калиновки, Павел из Визны. Они не только критиковали католическую церковь, но и выступали против эксплуатации крестьянства, верховной власти и государственных учреждений. «Можно ли назвать христианским то общество, где люди владеют невольниками», — писал Якуб из Калиновки. Понятно, что подобная позиция обусловила их конфликт со шляхтой.
4. Результаты и значение Реформации. Реформация оставила глубокий след в истории Беларуси и имела положительные результаты. К ней примкнули многие магнаты из белорусско-литовских земель. К их числу относятся Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи, Глебовичи и др. Они с позиций государственного патриотизма стремились сохранить независимость ВКЛ.
Феодалы-протестанты («евангелики») во время подъема Реформации занимали многие высшие государственные должности, преобладали в составе панов-рады. По их инициативе был издан виленский привилей Сигизмунда II Августа 1563 г. Этот документ уравнивал в правах всю шляхту страны независимо от вероисповедания: и католическую, и православную, и протестантскую. А в 1573 г. в Речи Посполитой Варшавская конфедерация приняла акт о свободе вероисповедания. Текст его вошел в III Статут ВКЛ.
Протестантские школы, типографии, госпитали, письменность содействовали распространению в обществе просвещения, идей гуманизма, веротерпимости, миролюбия. Реформация способствовала развитию публицистической литературы, создававшейся в виде предисловий, послесловий, трактатов (научных произведений). Выдающимися публицистами были Сымон Будный, Василий Тяпинский, Андрей Волан, Лаврентий Крышковский. Они выступали в защиту родного языка, высмеивали религиозных фанатиков, отстаивали свободу личности.
Реформация позволила определенному кругу населения белорусских земель ознакомиться с ценностями европейской культуры. Вместе с тем Реформация в Княжестве не достигла того уровня, который она имела в западноевропейских странах. На ее спад повлияла не только узость социальной базы протестантизма, но и образование Речи Посполитой, где ведущие позиции занимали католическая церковь и католическая шляхта.
Василии Тяпинский
МАТЕРИАЛЫ ИСТОРИЧЕСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Из Устава Слуцкой [кальвинистской] школы Адама Рейнольда
…пусть никого не оттолкнет от нашего порога расхождение в религии, пускай не оторвет от владения доступным счастьем из-за безосновательного страха… Мы уже давно научены опытом, что религия — предмет убеждения, а не насилия…
Какой принцип Реформации представлен в документе?
Вопросы и задания
1. Определите причины Реформации в ВКЛ. Сравните их с причинами Реформации в Западной Европе.
2. Заполните схему «Предпосылки Реформации в ВКЛ».
3. Назовите и охарактеризуйте направления Реформации в ВКЛ.
4. В чем отличие между кальвинизмом и арианством на белорусско-литовских землях?
5. Назовите главные результаты Реформации в Княжестве.
6. Дайте определения понятиям: Реформация, кальвинизм, арианство.
7. С помощью дополнительной литературы подготовьте сообщения о представителях реформационного движения.
8. Как вы понимаете слова деятеля Реформации Лаврентия Крышковского: «Бог железо создал не для того, чтобы из него делать мечи и копья, а для того, чтобы выковывать косы, топоры да лемеха»?
9. Заполните таблицу «Реформационное движение в белорусских землях».
Направление Реформации | Количество общин | Представители | Идеология |
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
1919-1960-е годы, История свободы, TeacherServe®, Национальный гуманитарный центр
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ | РУКОВОДСТВО ПО САЙТУ | ПОИСК | ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
Кеннет Р. Обзор Когда большинство американцев думают о Движении за гражданские права, они имеют в виду период времени, начинающийся с решения Верховного суда 1954 года по делу Браун против Совета по образованию , которое объявило раздельное образование вне закона, или бойкота автобусов в Монтгомери, кульминацией которого стала поздно 1960-х или начала 1970-х годов. Движение охватило как специальные местные группы, так и авторитетные организации, такие как Национальная ассоциация содействия развитию цветного населения (NAACP), Конгресс за расовое равенство (CORE), Конференция христианских лидеров Юга (SCLC) и Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (SNCC).![]() Большая часть нашей памяти о Движении за гражданские права 1950-х и 1960-х годов воплощена в драматических фотографиях, кинохронике и записанных выступлениях, которые Америка встречала в ежедневных газетах и вечерних новостях. По мере того, как движение распространялось по стране, американцы впитывали образы полных надежд, дисциплинированных и преданных своему делу молодых людей, вершащих свою судьбу. Их встретили враждебно,
Драма середины двадцатого века возникла на фундаменте более ранней борьбы. Два особенно примечательны: кампания NAACP против линчевания и юридическая кампания NAACP против раздельного образования, кульминацией которой стало решение Верховного суда 1954 года Brown . Кампания NAACP по борьбе с линчеванием в 1930-х годах объединила широкую огласку причин и издержек линчевания, успешную попытку победить кандидата в Верховный суд Джона Дж.
![]() Хьюстон не смутилась: юристы были либо социальными инженерами, либо паразитами. Он хотел равного доступа к образованию, но его также беспокоил тип общества, в которое пытались интегрироваться чернокожие. Он был среди тех, кто исследовал американское общество и увидел расовое неравенство и правящие силы, которые пропагандировали расизм, чтобы отделить черных рабочих от белых. Поскольку он считал, что расовое насилие в Америке эпохи депрессии было настолько распространенным, что делало массовые прямые действия несостоятельными, он делал упор на рассмотрение жалоб через суд. Разработчики стратегии Brown разработали мощную комбинацию постепенности в юридических вопросах и пропаганды далеко идущих изменений в других политических сферах. На протяжении 1930-х и большей части XIXВ 40-х годах NAACP инициировала судебные иски, которые демонтировали некоторые аспекты здания раздельного образования, каждый из которых основывался на прецеденте предыдущего. Только в конце 1940-х годов NAACP считала политически целесообразным прямое оспаривание конституционности самого «раздельного, но равного» образования. В то же время организации по защите гражданских прав поддержали усилия по радикальному изменению баланса сил между работодателями и работниками в Соединенных Штатах. Они уделяли особое внимание заключению союза с организованными рабочими, история расовой изоляции которых возмущала чернокожих. В 19В 30-е годы Национальный негритянский конгресс ввел чернокожих во вновь созданный Объединенный союз сталелитейщиков, и профсоюз обратил внимание на особые требования афроамериканцев.
Холодная война и маккартизм приостановили столь экспансивные концепции гражданских прав человека. Критики нашей внутренней и внешней политики, выходившие за узко очерченные границы, были заклеймены антиамериканцами и, таким образом, изолированы от сознания американцев. Белое южное сопротивление до Brown был грозным, и медленный темп изменений стимулировал нетерпение, особенно среди молодых афроамериканцев в начале 1960-х годов. Они пришли к выводу, что не могут ждать перемен — они должны их сделать. А автобусный бойкот в Монтгомери, длившийся весь 1956 год, продемонстрировал, что массовые акции прямого действия действительно могут работать. Четверо студентов колледжа из Гринсборо, которые сидели за обеденным столом в Вулворте, положили начало десятилетию деятельности и организации, которая убьет Джима Кроу. Устранение сегрегации в общественных местах и снятие табличек «Только для белых» и «Только для цветных» было немалым подвигом. Тем не менее, с самой первой сидячей забастовки Элла Бейкер, массовый лидер, чья деятельность началась в 1930-х годах и которая была советником студентов, основавших Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (SNCC), указала, что борьба «была связана с чем-то очень больше, чем гамбургер или даже гигантская кока-кола». из SNCC и CORE задавали острые вопросы об исключительной природе американской демократии и выступали за решения проблемы лишения избирательных прав и нарушения прав человека афроамериканцев, включая ненасильственный популизм доктора Кинга, «вооруженную уверенность в себе» Роберта Уильямса, и острая критика Малкольма Икса в отношении мирового превосходства белых, среди прочего. Руководство обсуждением учащихся Студенты, обсуждающие движение за гражданские права, часто обращают внимание на мотивы отдельных лиц. Например, они зададут вопрос, искренне ли президент Кеннеди верил в расовое равенство, когда поддерживал гражданские права, или делал это только из политической целесообразности. Или они могут спросить, как белые могут быть настолько жестокими, чтобы нападать на мирных и достойных демонстрантов. Они также могут выражать благоговение перед снисходительностью Мартина Лютера Кинга и призывами к интеграции, одновременно демонстрируя дискомфорт в связи с сепаратизмом Black Power и заявлениями о самообороне. Но сосредоточение внимания на характере и моральных качествах лидеров упускает из виду попытки движения изменить способы осуществления политической, социальной и экономической власти. Ведение продуктивных дискуссий, в которых рассматриваются более широкие вопросы, скорее всего, потребует опровержения некоторых общепринятых представлений о Движении за гражданские права. Ненасилие и пассивное сопротивление были выдающимися тактиками протестующих и организаций. (См. Заявление о целях SNCC и мемуары Джо Энн Гибсон Робинсон «Бойкот автобусов в Монтгомери и женщины, которые его начали».) Но они были не единственными, и число протестующих, которые были идеологически привержены им, было относительно небольшим. . Хотя название одной из важных организаций по защите гражданских прав было Студенческий координационный комитет ненасильственных действий, его члены вскоре пришли к выводу, что пропаганда ненасилия как принципа не имеет отношения к большинству афроамериканцев, которых они пытались охватить. Участники движения в Миссисипи, например, не решались заранее прибегать к насилию, а просто считали самооборону здравым смыслом. Если некоторые члены SNCC в Миссисипи были убежденными пацифистами перед лицом эскалации насилия, они тем не менее пользовались защитой местных жителей, которые разделяли их цели, но еще не были готовы перековать свои мечи на орала. Вооруженная самооборона была важным компонентом борьбы чернокожих за свободу, и она не ограничивалась маргиналами. Вернувшиеся солдаты давали отпор белой толпе во время Красного лета 1919 года. В 1946 году ветераны Второй мировой войны также защищали чернокожие общины в таких местах, как Колумбия, штат Теннесси, где произошли кровавые расовые беспорядки. Их самооборона, несомненно, привлекла внимание страны к угнетению афроамериканцев; Общенациональная кампания NAACP побудила президента Трумэна назначить комиссию по гражданским правам, которая произвела Чтобы защитить эти права , знаменательный отчет, в котором содержится призыв к устранению сегрегации. Ветеран армии Роберт Ф. Уильямс, который был сторонником того, что он называл «вооруженной опорой на собственные силы», возглавлял процветающее отделение NAACP в Монро, Северная Каролина, в начале 1950-х годов. Песня поэта Клода Маккея «Если мы должны умереть» ярко передает дух самообороны и насилия. Часто решение о том, является ли насилие «хорошим» или «плохим», необходимым или непродуманным, зависит от точки зрения человека и от того, какая точка зрения прослеживается в книгах по истории. Важной целью Движения за гражданские права было устранение сегрегации. Но если студентов, которые теперь на поколение или больше отдалились от Джима Кроу, попросить дать определение сегрегации, они, скорее всего, укажут на примеры индивидуального расового разделения, такие как черные и белые едят за разными столиками в столовой и существование черных и белых.
молитвенные дома. Как и большинство наших политических лидеров и общественного мнения, они
поместите предписание Кинга судить о людях по содержанию их характера и
не цвет их кожи исключительно в разрезе личных
отношения и взаимодействия. Тем не менее, сегрегация была социальной, политической и
экономическая система, которая ставила афроамериканцев в худшее положение,
лишило их избирательных прав и применялось в соответствии с обычаем, законом, а также должностными лицами и линчевателями. Обсуждение сегрегации следует расширить за пределы выражения личных предпочтений. Один из способов сделать это — провести различие между черными и белыми учащимися, которые тусуются в разных частях школы, и законом, предписывающим разделение школ по расовому признаку, или между черными и белыми учащимися, питающимися отдельно, и законами или обычаями, запрещающими афроамериканцам посещать рестораны и другие общественные места. удобства. Иными словами, движение за гражданские права велось не просто для того, чтобы студенты разного происхождения могли познакомиться друг с другом. Цель интегрированной и мультикультурной Америки не достигается просто за счет близости. Школы, экономика и другие социальные институты должны быть реформированы, чтобы удовлетворить потребности всех. Это было более широкое и широко понимаемое значение цели покончить с Джимом Кроу, и Джеймс Фармер убедительно доказывает это в «Интеграции или десегрегации». Управляемое обсуждение должно указать на то, что многие
подходов к прекращению сегрегации не включали интеграцию или
ассимиляции, и учащиеся должны осознать привлекательность сепаратизма. Дебаты ученых Любое краткое обсуждение исторической литературы по Движение за гражданские права неизбежно будет неполным. Предлагаемые книги — биографию, исследование борьбы чернокожих за свободу в Мемфисе, краткое исследование решение Brown и дебаты о развитии движения были выбраны из-за их разнообразия доступности и полезности для обучения, поскольку а также обоснованность их учености. Уолтер Уайт: мистер NAACP Кеннета Роберта Янкена — биография одного из самых известных борцов за гражданские права.
первой половины ХХ века. Уайт сделал себе имя как рискованный исследователь NAACP по делам о линчеваниях, бунтах и других проявлениях насилия на расовой почве в годы после Первой мировой войны. представители, секретари кабинета министров, судьи Верховного суда, профсоюзные лидеры, голливудские магнаты и дипломаты среди его круга друзей. Его стиль работы зависел от сплочения просвещенной элиты, и он выступал за то, чтобы направить усилия на развитие бюрократии по гражданским правам, а не на местные и ориентированные на массы организации. Есть много прекрасных книг, в которых изучается развитие Движения за гражданские права в одном месте или штате. Браун против Совета по образованию: краткая история с документами под редакцией Уолдо Э. Мартина-младшего содержит проницательное 40-страничное эссе, в котором правовая стратегия NAACP и решение по делу Брауна 1954 рассматриваются в нескольких контекстах. включая альтернативные подходы к включению афроамериканских граждан в американскую нацию, а также влияние Второй мировой войны и холодной войны на пути к Брауну . Сопроводительные документы подтверждают давнюю борьбу чернокожих за свободу, в том числе требования об объединенных школах в Бостоне в 1849 году., продолжая протесты против отдельного, но равного решения по делу Plessy против Ferguson от 1896 года, а также важных пунктов из дел NAACP, ведущих к Brown . Документы предваряются подробными заметками и провокационными вопросами для обсуждения. Дебаты о движении за гражданские права Стивена Ф. Лоусона и Чарльза Пейна также сосредоточены на обучении и обсуждении. Кеннет Р. Янкен — профессор африканских и афроамериканских исследований и директор по экспериментальному обучению отдела учебных программ бакалавриата Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. Авторы иллюстраций Цитировать это эссе:
| ||||||||||||||||||||||||||
Главная NHC | Служба учителей | Предсказание Америки | Преображение природы | История свободы | ||||||||||||||||||||||||||
Суд над Мартином Лютером: отчет
Лютер отвечает на обвинения в ереси перед Вормским сеймом в 1521 году
(Слушания Лютера перед сеймом в Вормсе по обвинению в ереси)
Историки описывают это как испытание, которое привело к рождению современного мира. Перед императором Священной Римской империи и Вормским сеймом весной 1521 года, как отмечал биограф Лютера Роланд Х. Бейнтон, «прошлое и будущее встретились». Мартин Лютер смело защищал свои письменные нападки на ортодоксальные католические верования и отрицал власть Рима определять, что правильно, а что неправильно в вопросах веры. Твердо придерживаясь своего толкования Писания, Лютер дал толчок Реформации, реформаторскому движению, которое разделило Европу на два региона, протестантский и католический, и подготовило почву для религиозных войн, которые продолжались более века. столетие, продолжавшееся до Вестфальского мира 1648 г.
Можно сказать, что долгое путешествие Мартина Лютера в Вормс началось в 1505 году на дороге недалеко от его родного города Эрфурта в Саксонии (ныне часть Германии), когда молния повалила Лютера на землю. Лютер воспринял молнию как призыв от Бога и, к разочарованию своего отца, который надеялся, что он станет юристом, принял обет в августинском монастыре, чтобы начать глубоко христианскую жизнь. Лютер произвел впечатление на начальство в Эрфуртском монастыре. К 1507 году он был рукоположен в священники и отслужил свою первую мессу. К 1508 году он получил степень по библеистике в Виттенбергском университете и стал преподавателем в этом августинском учреждении.
Сомнение в продаже индульгенций
Поездка в Рим в 1510 году заставила Лютера серьезно усомниться в некоторых католических обычаях. Возможность для поездки возникла, когда Лютер был выбран в качестве одного из двух братьев-августинцев для поездки в Вечный город, чтобы помочь разрешить спор внутри ордена, который требовал разрешения папы. То, что Лютер увидел в Риме, разочаровало его. Наблюдая за некомпетентным, легкомысленным и циничным духовенством, исполняющим свои священные обязанности, он начал испытывать сомнения относительно католической церкви. После путешествия он написал, что «ушел с луком, а вернулся с чесноком».
Эти ранние сомнения относительно Рима и его обычаев расцвели в течение следующих нескольких лет после того, как Лютер получил престижную должность доктора Библии в Виттенбергском университете и предпринял тщательный обзор первоисточника своей религии. Изучение Лютера привело его к богословию Павла и его вере в возможность прощения через веру, которая стала возможной благодаря распятию Христа. В богословии Павла, которое Лютер в значительной степени воспринял как свое собственное, не было необходимости искать прощения у священников, потому что для тех, кто верил и раскаивался, прощение было даром Божьим.
Понимание Лютером богословия Павла заставило его скептически относиться к тому, что католическая церковь полагается на практику продажи индульгенций как на основной источник дохода. (Индульгенция представляла собой отпущение временного наказания после того, как исповедник раскрыл грех, выразил раскаяние и внес требуемый вклад в Церковь.) В проповедях в Виттенберге, начиная с 1516 года, Лютер утверждал, что прощение приходит изнутри, и что никто… будь то священник или папа — был в состоянии даровать прощение, потому что никто не может заглянуть в душу другого. Он также задавался вопросом, может ли папа, как он утверждал, избавить души умерших близких исповедника из чистилища. Набрасываясь на продажу индульгенций, Лютер нанес удар в самую сердцевину церковных инструментов сбора денег, и конфронтация была неизбежна.
Ситуация достигла апогея в следующем году, когда Папа Лев X начал кампанию по сбору средств для строительства великой базилики Святого Петра в Риме. Практика того времени заключалась в том, чтобы предоставить привилегию продавать индульгенции различным епископам, которые сохраняли для себя и своих целей часть собранных средств. Альберт Бранденбургский, получивший право на индульгенцию на своей территории на восемь лет, сказал своим продавцам индульгенций, что они могут обещать покупателям полное отпущение всех грехов и что тем, кто ищет индульгенции для умерших родственников, не нужно ни каяться, ни исповедоваться в своих грехах. Провозглашение индульгенции выпало на долю опытного доминиканского торговца по имени Джон Тецель, который путешествовал из города в город по территориям Альберта. Тетцель следовал за крестом с папским гербом на городскую рыночную площадь и начинал проповедь или рекламную презентацию, включавшую мелодию, которую Мартин Лютер считал особенно нежелательной:0008
Как только монета в сундучке зазвенит,
Душа из чистилища выплывет.
Лютер в гневном ответе на кампанию по продаже индульгенций подготовил на латыни плакат, состоящий из девяноста пяти тезисов для обсуждения. Плакат, по обычаю того времени, был помещен на двери замковой церкви Виттенберга. Сила прощения, утверждал Лютер в своих Девяносто пяти тезисах, принадлежит только Богу. Если у папы действительно была власть, на которую он претендовал, Лютер спрашивал, почему он просто не воспользовался ею: «Если у папы действительно есть власть освободить кого-либо из чистилища, почему во имя любви он не упразднит чистилище, позволив все вышли?» Жалобы Лютера также касались оправдания церкви поощрения пожертвований. Он жаловался на то, что «доходы всего христианского мира всасываются в эту ненасытную базилику», в то время как нужды были гораздо больше, включая «живые храмы» и поместные церкви.
Когда копия тезисов Лютера попала в Рим, папа, по некоторым сведениям, сказал: «Лютер — пьяный немец. В трезвом состоянии он будет чувствовать себя по-другому». Тем не менее, папа видел в Лютере достаточно угрожающего, чтобы назначить нового генерала ордена августинцев в надежде, что тот «потушит огонь, прежде чем он превратится в пожар». Удивительно, однако, что на собрании лютеровского капитула в том же году в Гейдельберге аргументы Лютера были встречены с энтузиазмом среди молодых августинцев и просто покачали головами среди старших участников.
Воодушевленный приемом его взглядов, Лютер нацелился на новые цели. Он бросил вызов власти Церкви отлучать своих членов, написав, что только Бог может разорвать духовное общение. Он также поставил под сомнение первенство церкви в Риме, предположив, что не было исторической поддержки тому, чтобы поставить ее авторитет выше авторитета других церквей. Очевидно, папа начал понимать, что Лютер был большей угрозой, чем он думал сначала. Папа обратился к доминиканцу Сильвестру Пририасу, хозяину Священного дворца в Риме, чтобы составить ответ на аргументы Лютера. Ответ Пририаса заклеймил Лютера еретиком и необоснованно назвал его «прокаженным с медным мозгом и железным носом». 7 августа 1518 года Лютер получил вызов явиться в Рим, чтобы ответить на обвинение в ереси.
Дорога в Вормс
Папская булла, осуждающая Лютера
Фридрих Мудрый, курфюрст Германии в Священной Римской империи, оказался в центре нежелательного спора. От папы Льва Фридрих получил письмо, в котором выражалась обеспокоенность тем, что он оказал поддержку Мартину Лютеру, «сыну беззакония», который «бросался на Церковь Божью». Папа призвал Фридриха передать Лютера «в руки Святого Престола, чтобы будущие поколения не упрекнули вас в том, что вы способствовали возникновению самой пагубной ереси против церкви». Чувствуя себя обязанным церкви, но также в некоторой степени сочувствуя Лютеру, чьи атаки на Рим получили значительную поддержку в его родном регионе, Фридрих искал компромисс. В переговорах с кардиналом Каэтаном, папским легатом, Фридрих добился переноса слушаний Лютера по обвинению в ереси в Аугсбург, город на немецкой земле.
Кардинал Каэтан трижды брал у Лютера интервью с 12 по 14 октября 1518 года. Ему сказали, что он должен отречься от своих взглядов на индульгенции и непогрешимость папы, Лютер отказывается. По вопросу о непогрешимости папы Лютер сказал: «Я отрицаю, что он выше Священного Писания». Разочарованный кардинал пожаловался после встречи начальнику Лютера, Джону Штаупицу: «Его глаза глубоки, как озеро, а в его голове роятся удивительные мысли». Лютер оставался в Аугсбурге еще неделю, ожидая какого-то решения церкви, но когда до него дошли слухи о плане его ареста, он ночью бежал верхом.
Катеян настаивал на том, чтобы Фридрих Мудрый либо арестовал и отправил Лютера в Рим, либо изгнал с его территории, но Фридрих отказался. Вместо этого он написал императору с просьбой либо закрыть дело Лютера, либо отправить его в Германию для слушания перед судьями. 18 декабря 1518 года Фридрих написал письмо Катеяну, в котором сообщал ему, что он отправит Лютера в Рим только «после того, как он будет осужден за ересь». Он настаивал на том, чтобы Лютеру была предоставлена возможность обсудить его толкование Священного Писания и представить его в университет для принятия решения. «Ему следует показать, в каком отношении он еретик, а не осуждать заранее», — писал Фридрих. Взгляды Фридриха, несомненно, отражали взгляды большинства немцев. Один писатель того периода сообщил, что он опросил людей в гостиницах по всей территории и обнаружил, что трое из каждых четырех человек, с которыми он разговаривал, поддерживали Лютера.
Тем временем в Риме была подготовлена папская булла ( Cum Postquam ), разъясняющая позицию Церкви в отношении индульгенций. Хотя декреталь положил конец некоторым из худших злоупотреблений, он подтвердил, что папа имеет полную власть освобождать от временного наказания посредством индульгенций.
В Германии доводы Лютера стали притчей во языцех. Виттенбергский университет стал преимущественно лютеранским учебным заведением, в то время как конкурирующий университет, Лейпцигский университет, стал поборником традиционных католических позиций. Было предложено обсуждение. Лютер приезжал в Лейпциг и защищал свои взгляды против видного профессора по имени Джон Экк. Несмотря на протесты некоторых церковных деятелей, потрясенных идеей поставить еретика на такую стадию, дебаты продолжились в июле 1519 г.. В течение четырех сессий в течение восемнадцати дней два интеллектуальных центра спорили о свободе воли, библейской поддержке индульгенций и главенстве Рима. В конце концов, явного победителя не было, и только один из двух оценивающих университетов (Парижский и Эрфуртский) сообщил о своем решении.
Слава и влияние Лютера продолжали распространяться. Между дебатами в Лейпциге и летом 1520 г. Лютер написал и опубликовал серию трактатов, которые считаются его основными произведениями: «Проповедь о добрых делах», «Папство в Риме», «Вавилонское пленение», и Свобода христианина. Вавилонское пленение была особенно противоречивой книгой, в которой ставились под сомнение все, кроме двух, из семи таинств католической церкви.
Рим, однако, не забыл о Мартине Лютере. 15 июня 1520 года Папа Лев X в папской булле Exsurge Domine предупредил Лютера, что он будет отлучен от церкви, если не отречется от 41 предложения, включенного в его 95 тезисов, в течение следующих шестидесяти дней. Бык начинался абзацем, в котором Лютер сравнивался с вепрем:
Восстань, Господи, и рассуди свое дело. Вспомни свои упреки тем, кто весь день преисполнен глупости. Услышь наши молитвы, ибо лисы восстали, стремясь погубить виноградник, точило которого ты один истоптал. Когда ты собирался вознестись к Отцу твоему, ты поручил заботу, управление и управление виноградником, образом торжествующей церкви, Петру, как главе, и своему наместнику, и его преемникам. Вепрь из леса стремится погубить его, и все дикие звери питаются им.
Exsurge Domine закончился мольбой и предписанием:
Поэтому пусть сам Мартин и все, кто к нему примыкает, и те, кто укрывает и поддерживает его, через милосердное сердце Бога нашего и окропление кровью Господа нашего Иисуса Христа, которым и через Которого совершилось искупление рода человеческого и созидание святой матери Церкви, знайте, что от всего сердца увещеваем и молим, чтобы он перестал нарушать мир, единство и истину Церкви. о чем Спаситель так усердно молился Отцу. Пусть он воздерживается от своих пагубных заблуждений, чтобы он мог вернуться к нам… Однако мы приказываем Мартину, чтобы он тем временем прекратил всякую проповедь или проповедническую деятельность.
После казни папской буллы и планов по ее распространению книги Лютера были сожжены на римской площади Пьяцца Навона. Тем временем Лютер составил апелляцию по своему делу и отправил ее новому императору Священной Римской империи Карлу V. В документе, часто называемом «Апелляция к Цезарю», Лютер просил императора признать его вину или невиновность по обвинению в ереси. будет определено после слушания нецерковными должностными лицами. Лютер смело заявил в своем августовском обращении, что церковные чиновники должны нести ответственность перед государством:
Три года я тщетно искал покой. Теперь у меня есть только один выход. Я обращаюсь к Цезарю. Я не желаю, чтобы меня защищали, если меня признают нечестивцем или еретиком. Об одном прошу, чтобы ни истина, ни заблуждение не были осуждены неслыханно и неопровержимо.
Папской булле потребовалось три месяца, чтобы добраться до Лютера в Виттенберге. На следующий день после получения копии папской буллы Лютер написал другу: «Эта булла осуждает самого Христа» и что теперь он «уверен, что папа — антихрист». Лютер, сильно возбужденный, развязал защиту своих утверждений, получивших осуждение в папской булле в его Против отвратительного быка антихриста . Тон его трактата был вызывающим:
Лучше мне умереть тысячу раз, чем отказаться от одного слога осужденных статей. И как меня отлучили за святотатство ереси, так и я их отлучаю во имя святой правды Божией. Христос будет судить, чье отлучение устоит.
10 декабря 1520 года Мартин Лютер и некоторые из его университетских сторонников собрались у ворот Эльстера в Виттенберге, где были сложены в кучу и подожжены различные богословские труды и документы из Рима. Сам Лютер бросил папскую буллу в огонь. «Поскольку они сожгли мои книги, я сожгу их», — сказал он.
Когда Лютер открыто отверг его требование отречения, Папа Лев отлучил Лютера от церкви 3 января 1521 года. Делом Лютера для Папы Льва руководил папский нунций Алеандр . По мнению Алеандра, светские суды не играли никакой роли. Лютер был признан виновным в ереси, осужден Церковью, и единственной задачей светских властей должно быть выполнение решения Церкви. «Единственный компетентный судья — папа», — писал Алеандр.
Когда обращение Лютера к Цезарю дошло до императора Карла V, он разорвал его и растоптал. Однако в течение месяца более сдержанный Карл V, обеспокоенный реакцией немецкого народа, если Лютер будет осужден без слушания, пересмотрел свое решение. 11 марта 1521 г. император отправил Лютеру приглашение приехать на собрание сейма в Вормсе, чтобы «отвечать относительно ваших книг и вашего учения». Мандат императора обещал охранную грамоту, если он прибудет в Вормс в течение двадцати одного дня. «Вам нечего бояться ни насилия, ни ловушек», — говорилось в письме.
Лютер решил уйти. В письме Фридриху Мудрому Лютер объяснил свои мысли: «Я пойду, даже если я слишком болен, чтобы стоять на ногах. Если Цезарь позовет меня, Бог позовет меня. вручи мое дело Богу».
Лютер перед сеймом
Лютер в Вормсе готовится к сейму
Хотя Лютер описывал себя как «физически испуганного и дрожащего», Лютер и небольшая группа сторонников вошли в Вормс ранним вечером апреля. 16 на двухколесной тележке. Толпа из двух тысяч человек помогла сопроводить Лютера до его квартиры.
Отчет от третьего лица, почти наверняка написанный самим Лютером, описывает сцену на следующий день, когда Лютера впервые допросили:
В четыре часа дня императорский камергер и глашатай, Виттенберг пришел к нему в его гостиницу «Германский двор» и провел его в ратушу по переулкам, чтобы избежать толпы, собравшейся на главных улицах. Несмотря на эту предосторожность, у ворот ратуши собралось множество людей, которые попытались войти вместе с ним, но охрана удержала их. Многие поднимались на крыши домов, чтобы увидеть доктора Мартина. Когда он начал опрокидывать кайл, несколько вельмож последовательно обратились к нему со словами ободрения. «Будьте смелее, — сказали они, — и не бойтесь тех, кто может убить тело, но бессилен против души».
Архиепископ Трирский Джон Эк (не участник лейпцигских дебатов) открыл слушание, указав на большую стопку книг Лютера и спросив его, принадлежат ли эти книги ему и откажется ли он от доктрин, изложенных в них. «Я думаю, что книги мои», — ответил Лютер. Когда названия книг были прочитаны, Лютер ответил более уверенно: «Да, книги мои». Когда его спросили: «Откажетесь ли вы от содержащихся здесь доктрин?», Лютер осторожно ответил, сказав, что «было бы опрометчиво и опасно отвечать на такой вопрос, пока я не обдумаю его в тишине и не отступлю, чтобы не навлечь на себя гнев нашего Господа». Выражая удивление, что профессор богословия не может сразу ответить на его вопрос, Экк удовлетворил просьбу Лютера все обдумать. Он велел Лютеру прийти на следующий день в то же время со своим ответом.
На следующий день в шесть часов Лютер вошел в большой зал, который был переполнен. Эк потребовал: «Объясните теперь. Будете ли вы защищать все свои сочинения или дезавуировать некоторые из них?»
Лютер увидел возможность произнести речь, а не ответ «да» или «нет», и он ею воспользовался. Он ответил, проводя различия между своими различными сочинениями: «Я умоляю ваше величество и государства империи учесть, что мои сочинения не все касаются одного и того же вопроса. Некоторые из них проницательны, предназначены для назидания верующих, для благочестия ради улучшения нравов, но булла, признавая невинность и пользу таких трактатов, осуждает их наравне с остальными. Если бы я отрекся от них, что бы я сделал на практике? наставление, которое одобряет каждый христианин, и таким образом ставлю себя в противоречие со всеобщим голосом верующих».
Затем Лютер описал второй класс сочинений, «в которых я нападаю на папство и веру папистов как на чудовища, влекущие за собой разрушение здравого учения и человеческих душ». Он дерзко утверждал, что «декреталии папы внесли в христианство полный беспорядок, застали врасплох, заключили в тюрьму и истязали веру верующих. .. вопреки Евангелию». Если бы он «отрекся от этих писаний», сказал Лютер, он «придал бы дополнительную силу и дерзость римской тирании» и «открыл бы шлюзы потоку нечестия, проделав для него брешь, через которую он ворвался бы и захлестнул бы христианский мир».
Наконец, Лютер сказал, что есть третий класс работ, в которых он нападал на своих теологических противников. За эти сочинения Лютер принес небольшое извинение: «Я без колебаний признаю, что в них я проявил большую жестокость, чем подобает человеку моего призвания; я не ставлю себя святым, я не говорю, что мое поведение был безупречен». Тем не менее Лютер также отказался отречься от этих писаний, потому что это позволило бы «Риму использовать отречение, чтобы расширить свое царство и угнетать человеческие души».
Лютер не отступит. Только если бы он мог убедиться в своих ошибках на основании Писания, он мог бы предложить опровержение и «собственной рукой бросить мои книги в огонь». Он предупреждал судящих его не «осуждать Божественное Слово», чтобы Бог не ниспослал на них «потоп бед, и царствование нашего благородного юного императора, на которого, кроме Бога, возлагаются все наши надежды, скоро и тяжко обеспокоенный». Он закончил свою речь, умоляя императора и лордов не позволять «моим врагам потакать своей ненависти ко мне с вашей санкции».
Экк нашел ответ Лютера уклончивым. Он снова спросил: «Мартин, ответь откровенно и без рогов, ты отвергаешь или не отвергаешь свои книги и содержащиеся в них ошибки?»
Лютер ответил: «Поскольку ваше императорское величество и ваши светлости требуют простого ответа, я дам вам ответ без зубов и без рогов. Если я не уличен в заблуждении свидетельством Писания или явными доказательствами… не может и не отступит, ибо мы никогда не должны поступать вопреки нашей совести… Вот стою. Боже, помоги мне! Аминь!»
Повторив, как и просили, свой ответ на латыни (он говорил по-немецки), вспотевший и усталый Лютер победно вскинул руки и вышел из зала под хор шипящих испанцев. Фридрих Мудрый дал оценку деятельности Лютера: «Доктор Мартин прекрасно говорил перед императором, князьями и сословиями, но слишком смело». Вернувшись в свою квартиру после двухчасового слушания, Лютер залпом осушил банку пива Eimbeck, оставленную для него там другом.
После слушаний Карл V сказал группе избирателей, что готов возбудить дело против Лютера как «отъявленного еретика». Большинство выборщиков были согласны с императором, но были и немецкие крестьяне, о которых нужно было беспокоиться. Крестьяне были на грани восстания, и осуждение Лютера, в котором они видели защитника, могло подтолкнуть их к открытому конфликту. Был выбран комитет, чтобы встретиться с Лютером и попытаться добиться хотя бы частичного отзыва. Усилия комитета не увенчались успехом. Лютер не пошел на компромисс со своими принципами.
6 мая окончательный вариант Вормского эдикта, подготовленный Алеандром, был представлен на рассмотрение Сейма. Окончательно он был подписан императором 26 мая. В эдикте Лютер назывался «возродителем старых и осужденных ересей» и «изобретателем новых». Он призывал к сожжению его книг и конфискации имущества. Он отрезал его от церкви, призвал к аресту и запретил кому-либо укрывать или поддерживать его. Наконец, он предупредил, что любой, кто посмеет прямо или косвенно выступить против этого указа. .. будет виновен в преступлении lese majeste и навлечет на себя наше тяжкое негодование, а также каждое из наказаний, упомянутых выше». Замок, где его загнала верхом банда «похитителей» в рамках инсценированного похищения на пути обратно в Виттенберг Фридрих Мудрый решил спрятать его
Последствия год в замке Вартбург, где Лютер занимался переводом Библии на немецкий язык, он мужественно принял приглашение городского совета Виттенберга вернуться домой. а курфюрст — снова за кафедрой, начиная серию важных лекций («Проповеди Invocavit») об основных христианских ценностях9.0008
Большая часть оставшейся части карьеры Лютера была посвящена построению литургии, образцов и институтов для новой Церкви, основанной на его толковании Писания и его руководящем принципе спасения через веру и благодать Божью. Он также неустанно трудился над полным переводом Библии на немецкий язык.
В 1525 году Лютер женился на Катерине фон Бора, монахине на пятнадцать лет моложе того, кому он помог сбежать из монастыря. У пары было шестеро детей.
Период 1524-1525 гг. был бурным в Германии, когда разразилась Крестьянская война, восстание неимущих в Германии против государства и высших классов. Лютер был для многих участников восстания героем, потому что он публично встал на сторону крестьян во многих их недовольствах. Однако когда крестьяне совершали зверства от его имени, Лютер призвал их повиноваться властям и написал трактат, в котором осуждал насилие, совершаемое дьяволом.
В конце 1520-х годов большая часть северной Германии стала лютеранской, как и несколько крупных городов в других частях Германии. Тем временем популярность Лютера и его идей в его родном регионе убедила светские власти в том, что соблюдение Вормского эдикта больше не является разумным вариантом. В августе 1526 года Шпейерский сейм подтвердил Вормский эдикт только для католических территорий и разрешил терпеть лютеранство в регионах, где его нельзя было эффективно подавить.
Лютеранство продолжало распространяться и стало господствующей верой в Скандинавии и других частях северной Европы.