Декларация россии и сша о прекращении холодной войны: Кэмп-Дэвидской декларации — 30 лет. Почему точка в «холодной войне» оказалась многоточием

Кэмп-Дэвидской декларации — 30 лет. Почему точка в «холодной войне» оказалась многоточием

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Кэмп-Дэвидской декларации — 30 лет. Почему точка в «холодной войне» оказалась многоточием

Текст:

Игорь Дунаевский

Россия и Соединенные Штаты «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Отныне отличительной чертой их отношений будут дружба и партнерство, основанные на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе». Это не строки из утопии об альтернативной истории, а первый пункт реально существующего документа — Кэмп-Дэвидской декларации президентов России Бориса Ельцина и США Джорджа Буша-старшего. Сегодня этот документ, подписанный 1 февраля 1992 года, празднует 30-летний юбилей.

Свитер Бориса Ельцина и куртка Джорджа Буша-старшего в Кэмп-Дэвиде подчеркивали: время вражды с Америкой позади, настает время дружбы. Фото: Paul J. RICHARDS / AFP

Друг с сапогами

В тот день «друг Борис» и «друг Джордж», одетые не в костюмы, а простые куртку и свитер — чтобы подчеркнуть новую атмосферу, пожимали руки, обнимались и поставили подписи под документом, который должен был положить конец соперничеству «холодной войны». Поскольку дата встречи совпала с днем рождения Ельцина, Буш-старший еще и подарил ему ковбойские сапоги с инициалами Б.Е.

1 февраля 1992 года. Кэмп-Дэвид. Посол США в России Роберт Штраусс наблюдает за тем, как американский лидер Джордж Буш — старший дарит ковбойские сапоги президенту России Борису Ельцину на его 61-й день рождения. Фото: AP Photo/David Valdez, White House

«Сегодня впервые встретились американский президент и демократически избранный президент независимой России. И мы сделали это не как противники, а как друзья. Эта историческая встреча — еще одно подтверждение окончания «холодной войны», — заявил Буш-старший.

«Я считаю, что встреча была исключительно положительной, нужной, исторической. И главное еще в наших отношениях сразу сегодня складывалось, и в дальнейшем будет полная открытость, полная честность наших отношений», — согласился Ельцин.

Джордж Буш-старший с Борисом Ельциным во время частного визита 1 февраля 1992 года в резиденции президента в Кэмп-Дэвиде. Фото: DAVID VALDEZ / THE WHITE HOUSE / AFP

Всего пунктов в документе шесть. Они пропитаны эйфорией от взаимных обещаний дружбы, понимания и сотрудничества, в вот конкретики в них явный дефицит.

Слова остались на бумаге

Сегодня же декларация, которая должна была стать основой нового исторического периода, выглядит символом несбывшихся надежд. Не нужно быть специалистом чтобы понять, сколь безнадежно далеко отношения России и США отклонились от провозглашенного в ней курса.

Отчасти выполненным можно считать разве что пункт о сокращении стратегических ядерных арсеналов, хотя процесс этот шел непросто, претензии у двух стран к друг другу остались, а развитие новых вооружений требует уже других подходов и договоренностей. Местами двум странам удавалось сотрудничество в борьбе с терроризмом и наркоторговлей, но в целом США действовали на этих направлениях без оглядки на других и под знаменами борьбы с террором ввергли в хаос весь Ближний Восток.

Третьего февраля 1992 года «Российская газета» опубликовала полный текст Кэмп-Дэвидской декларации.

Для США декларация стала сертификатом о победе в «холодной войне». За пару дней до подписания документа Буш-старший заявлял в Конгрессе, что «Америка победила в «холодной войне», а американский истеблишмент повторяет эту мантру и до сих пор. Поэтому дружба по-кэмп-дэвидски — это дружба победителя с побежденным. В ее основе для американцев лежала слабость и покорность России, самостоятельных интересов у которой не предполагалось. Так США вели себя и на международной арене — весь мир должен был принять правила победителя.

Наша страна, после распада СССР ослабленная системным кризисом, нуждавшаяся в помощи и искавшая свою новую идентичность, какое-то время спорить с этим не пыталась, не выдвигая Западу практически никаких требований. Но как только Россия стала вести себя как равный партнер и требовать уважения своих интересов, как и было записано в Кэмп-Дэвиде, основа для дружбы исчезла.

Февральский выпуск The New York Times: Первого февраля 1992 года Буш и Ельцин объявили о формальном конце»холодной войны».

Наобещав партнерства и уважения, США поступали ровно наоборот. Несмотря на провозглашенное «содействие свободной торговле и инвестициям» между двумя странами, Белый дом отказал Кремлю в отмене Поправки Джексона-Веника, ограничивавшей торговлю. Ее американские законодатели сняли только спустя двадцать лет, да и то сопроводив введением новых ограничений через «закон Магнитского». Уже в 1994 году НАТО приняло решение о расширении на Восток, поближе к границам России. О прописанных в декларации «распространении общих ценностей» и «уважении государственных границ» и говорить смешно. В 1999 году США и их союзники начали бомбардировки Югославии, полностью проигнорировав мнение России. Следом пошла череда американских интервенций в Афганистан (2001), Ирак (2003) и так далее. В начале 2000-ых еще сохранялись попытки наладить отношения Москвы и Вашингтона, но к концу десятилетия стало ясно, что диалога на равных США не примут. Кризис на Украине в 2014 году окончательно перевел дух Кэмп-Дэвида в разряд альтернативной истории. Прописанная в нем забота о «благосостоянии наших народов» обернулась бесконечной чередой экономических санкций из Вашингтона. А русофобия прочно укоренилась в мировоззрении политиков от обеих главных политических партий в США.

Уроки непредсказуемости

Когда подписывалась декларация в Кэмп-Дэвиде автор этих строк еще был школьником, поэтому судить в деталях о политических реалиях того времени не возьмется. Запомнилось, что отношение к Америке, как и всему западному, тогда было заинтересованным, нередко восхищенным, враждебности в нем действительно не было. Взрослые по телевизору примерно так на пальцах объясняли преимущество США и их доллара: их система предсказуема, в ней сменяются лица, но не генеральный курс, а каждый следующий президент уважает и соблюдает решения предыдущего. Поэтому, мол, слову Америки верят во всем мире, как и ее валюте. Это, конечно, говорилось в противовес российским политическим реалиям начала 1990-х, которым предсказуемость и исполнение обещаний были чужды.

Тем удивительнее сегодня видеть все новые доказательства обратного. На всеобъемлющие исторические выводы не претендую, но теперь у президентов США становится особым ритуалом после инаугурации первым делом сесть за стол в Овальном кабинете и подписать кипу указов, отменяющих решения предшественника. Так поступил в прошлом году Джозеф Байден, так до него сделал Дональд Трамп. И это не только по внутренней политике.

2022 год. Спустя тридцать лет после начала «новых взаимоотношений» с Москвой американцы считают, что теперь они хозяева Черного моря у чужих берегов. Фото: LPhot Dan Rosenbaum / HMS Defender / navy.mil

Удручающая судьба Кэмп-Дэвидской декларации была только первым звонком. За пару десятков лет США в одностороннем порядке вышли из целой плеяды международных соглашений — по ПРО, РСМД, открытому небу, ядерной программе Ирана. Так американцы поступают даже с союзниками — достаточно вспомнить, как в прошлом году США, Австралия и Великобритания заключили свой военный союз, разорвав договоренности о строительстве подлодок с Францией.

Кэмп-Дэвидская декларация — урок не только для России, но и всех тех, кто сегодня верит обещаниям Америки о вечной дружбе

Россия эти уроки истории выучила и именно поэтому сегодня требует от Запада не новых обещаний и общих деклараций, а юридически обязывающих, конкретных и письменных гарантий, которые бы учитывали ее интересы в сфере безопасности. Ведь на словах западные политики один за другим убеждают в стремлении к хорошим отношениям с Россией.

Буквально на днях британский премьер-министр Борис Джонсон рассказал в Палате общин, что поручит своим министрам «улучшить отношения» с Россией. Но одновременно его страна накачивает оружием Украину и собирается ввести новые антироссийские санкции. А британские военные корабли без устали бороздят воды Черного моря, устраивая провокации у берегов России. Президент США Дональд Трамп в свое время неоднократно давал обещания «поладить» с Россией, но под давлением вашингтонской элиты так ни на что не решился — все так и осталось в виде деклараций. Зато Трамп первым начал поставки оружия на Украину, закрыл российское консульство в Сан-Франциско и выслал несколько десятков наших дипломатов. Видимо, в качестве «жеста дружбы».

Кэмп-Дэвидская декларация — урок не только для России, но и всех тех, кто сегодня верит обещаниям Америки о вечной дружбе. Посол Украины в Вашингтоне Оксана Маркарова накануне заявила, что Америка — «стратегический друг номер один». Украина, ослабленная внутренними кризисами, сегодня жаждет помощи Запада и хочет искренне верить, что тот будет вечно ее поддерживать на основе общих демократических ценностей. Но прах Кэмп-Дэвидского документа, где тоже воспевались «общие ценности», — очередное доказательство того, что для западного истеблишмента дружба ценна только до тех пор, пока она обслуживает его интересы. А если «младший друг» вдруг заикнется о собственных интересах, как это попытался сделать президент Украины Владимир Зеленский в разговоре с Джозефом Байденом, поставив под сомнение раздуваемую из США военную истерию, его мнение проигнорируют, напомнив, сколь многим он обязан своим «старшим друзьям».

«США и Россия открывают новую эру» 30 лет назад Ельцин и Буш закончили холодную войну. Почему настоящий мир не настал?: Политика: Россия: Lenta.ru

Ровно 30 лет назад, 1 февраля 1992 года, президенты России и США Борис Ельцин и Джордж Буш подписали декларацию о завершении холодной войны. Они поставили свои подписи под словами о том, что две страны больше не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников, хотят дружить и сотрудничать. Почему документ так и не привел к настоящему миру и за что соглашение президентов критиковали в США и России — в материале «Ленты.ру».

«Из-под тени бывшего СССР»

31 января 1992 года в Нью-Йорке открылось заседание Совета Безопасности ООН. Был ажиотаж — все ждали первого на таком уровне выступления президента России Бориса Ельцина. «Он выводит Россию из-под тени бывшего СССР в сферу большой политики», — писали западные СМИ.

Ельцина еще не слишком хорошо знали в мире, ведь он стоял во главе независимой России лишь месяц, поэтому зарубежные эксперты и политологи буквально глотали каждое его слово. На заседании российский президент предложил преобразовать американскую Стратегическую оборонную инициативу в международный проект с учетом технологических разработок оборонного комплекса России.

Кортеж президента России в США

Фото: Mark Reinstein / Getty Images

Одной из первых инициатив Ельцина во внешней политике стало заявление о том, что российские ядерные ракеты отныне не направлены на американские города.

На следующий день, 1 февраля, высокий гость посетил загородную резиденцию президентов США в Кэмп-Дэвиде. Визит совпал с 61-летием Ельцина. Администрация Буша не оставила это без внимания. Президент США преподнес Ельцину торт c одной свечой, ковбойские сапоги с флажками двух стран и вышитыми инициалами «Б.Е.» и куртку-«аляску». Дарить ответный подарок Ельцин не стал: «Нам сейчас не до подарков», — сказал он.

Говорили, что поначалу российский лидер отнесся к обновкам с недоверием и надел их уже после официальной части, по дороге в аэропорт.

Те посиделки под Вашингтоном навсегда вошли в мировую историю: именно в Кэмп-Дэвиде президенты России и США официально объявили об окончании холодной войны.

Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников, — гласил первый пункт декларации. — Отныне отличительной чертой их отношений будут дружба и партнерство, основанные на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе

Поджигатели

Началом холодной войны принято считать речь отставного британского премьера Уинстона Черчилля, который 5 марта 1946 года призвал страны Запада к объединению перед растущей советской угрозой.

От Штеттина (ныне Щецин — прим. «Ленты.ру») на Балтике и до Триеста на Адриатике через весь континент опустился железный занавес, — сказал ветеран мировой политики студентам Вестминстерского колледжа (Фултон, США). — Никогда не было в истории войны, которую было бы легче предотвратить своевременным действием, чем та, которая только что опустошила огромную территорию на планете. Такой ошибки повторить нельзя

Черчилль призвал к объединению военных усилий англоговорящих народов, сославшись на личный опыт общения с русскими, которые, на его взгляд, больше всего восхищаются силой и военной мощью. В объединении он видел «единственный инструмент, способный в данный исторический момент предотвратить войну и оказать сопротивление тирании».

Черчилль, в то время лидер оппозиции, находился в США с частным визитом по приглашению президента Гарри Трумэна и не выражал официальную позицию правительства Великобритании. Более того, около 100 лейбористов в парламенте предложили резолюцию, осуждающую его выступление, с критикой выступили и английские коммунисты. Тем не менее действующий премьер Клемент Эттли уклонился от того, чтобы публично отмежеваться от идей своего предшественника (и преемника).

Выступление Черчилля произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы. 13 марта 1946 года в газете «Правда» вышло интервью Сталина, который сравнил Черчилля с Гитлером и пришел к выводу, что его бывший партнер по антигитлеровской коалиции «стоит теперь на позиции поджигателей войны». Фултон стал водоразделом в политике Запада и Востока. Отыграть ситуацию назад было уже нельзя. В следующие 40 лет США, СССР и их союзники потратили уйму сил и средств на организацию системы безопасности. Лидеры стран думали больше не об экономическом развитии, а о том, как защититься от потенциальной атаки противоположного лагеря.

Термин «холодная война» в 1945 году ввел в оборот британский писатель Джордж Оруэлл, употребив его в своей статье «Ты и атомная бомба». Американский журналист Уолтер Липпман употребил термин в газете New York Herald Tribune в сентябре 1947-го. В том же году Бернард Барух, советник Трумэна, впервые использовал выражение «холодная война» в официальной речи.

Победители и побежденные

Президент Джордж Буш объявил об официальном признании России независимым государством и правопреемником СССР 25 декабря 1991 года, а затем в ежегодном послании к нации заявил, что США выиграли холодную войну.

Два дня спустя в Лондоне Ельцин возразил ему:

Не США, а мы все выиграли холодную войну. Однако нельзя не видеть, что равноправное партнерство будет затруднено, если одна из сторон считает себя победителем, а другую — побежденной

Тем не менее администрация Ельцина, как и предшествовавшая ей горбачевская, на первых порах уделяла первостепенное внимание развитию и укреплению отношений с США. Кардинальную смену вектора подчеркнул тогдашний глава МИД Андрей Козырев: «Демократическая Россия должна быть и будет таким же естественным союзником демократических стран Запада, как тоталитарный Советский Союз был естественным противником Запада».

Неудивительно, что первую поездку в качестве руководителя независимой России Ельцин совершил в США, — это был именно тот вояж в загородную резиденцию американских президентов в Кэмп-Дэвиде, что в 40 километрах от Вашингтона. Лидеры встретились в формате «без галстуков»: считалось, что неформальная обстановка способствует теплому общению и лучшему взаимопониманию. Обе стороны всячески подчеркивали, что встретились не как противники, а как добрые друзья.

Борис Ельцин и Джордж Буш общаются в неформальной обстановке

Фото: Дмитрий Соколов / ТАСС

Подписанты пообещали сообща добиваться устранения всех остатков враждебности периода холодной войны, имея в виду и взаимное сокращение стратегических арсеналов, а также содействовать благополучию своих народов и максимальному расширению связей. Отличительным признаком отношений между правительствами США и России, по мнению авторов текста, должны были стать открытость и терпимость.

«Мы будем активно содействовать свободной торговле, инвестициям и экономическому сотрудничеству между нашими двумя странами. Мы будем предпринимать все необходимые усилия для распространения наших общих ценностей и идеалов демократии, верховенства закона, соблюдения прав человека, включая права национальных меньшинств, уважение государственных границ и мирные изменения на земном шаре», — отмечалось в пятом и шестом пунктах декларации.

Далее авторы текста признавали, что конфликт между СССР и США «способствовал разделению мира в течение жизни целого поколения». Венчали декларацию невероятные слова:

Сегодня США и Россия открывают новую эру в своих отношениях

Ракеты и «ножки Буша»

Стороны, пусть и устно, одобрили дальнейшее разоружение и планы развивать торгово-экономическое сотрудничество. Подписание декларации открыло России двери в такие надгосударственные структуры, как ГАТТ (с 1995 года — ВТО), «Большая семерка», Совет Европы и так далее.

Политики обсудили сложную экономическую обстановку в России и ситуацию с вооруженными силами.

«Я приехал сюда не с протянутой рукой, чтобы просить помощи», — заверил Ельцин. Тем не менее уже 19 февраля в Читинском аэропорту совершил посадку американский военно-транспортный самолет с гуманитарными грузами. Поток «ножек Буша» в Россию пошел с удвоенной силой.

Российского гостя интересовали и такие проблемы, как торговля оружием и «утечка мозгов». Обе державы согласились разработать совместные программы по обеспечению занятости физиков-ядерщиков, чтобы предотвратить их выезд за границу.

Пусковая установка после старта ракеты «Тополь»

Фото: Неменов Александр / ТАСС

Прошли переговоры о сокращении стратегических и тактических арсеналов до минимального объема — 2500 боеголовок для каждой стороны. По этому вопросу не все шло гладко. Ельцин хотел конвертировать стремления в официальный договор, однако Буш не спешил переходить в юридическую плоскость и реагировал в духе: «Время покажет». Он также выразил готовность детально обсудить с Ельциным идею участия России в создании глобальной системы обороны.

Буш был твердо уверен, что Россия сама уничтожит свой ядерный потенциал, а американцам для этого совершенно необязательно сокращать свой, — резюмировал в разговоре с «Лентой.ру» доктор военных наук Константин Сивков. — Кэмп-Дэвидскую декларацию я и тогда, и сейчас рассматриваю как акт о капитуляции России перед США. Американцы считали себя победителями и не собирались соблюдать положения декларации. При этом требовали их соблюдения от России

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) президенты подписали лишь через 11 месяцев, 3 января 1993-го. Он предусматривал сокращение числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц (а не 2500, как предлагал Ельцин), но так и не вступил в силу и позже был заменен более мягким вариантом.

Холодный мир

В США Кэмп-Дэвидскую декларацию одним из первых подверг критике историк-советолог Стивен Коэн, считавший, что никакой новой эры в американо-российских отношениях нет и быть не может. Полагая, что «все сферы российской политики характеризуются путаницей, противоречиями и неопределенностью», он прогнозировал, что миф о партнерстве будет очень скоро развенчан и этот процесс окажется болезненным для обеих сторон. Коэн ввел в оборот понятие «холодный мир», который, на его взгляд, должен был прийти на смену временному сближению России и США.

Но, несмотря на скепсис различных сил по обе стороны океана, партнерская линия между странами продолжалась. Во время следующего визита Ельцина в США в июне 1992 года была подписана Хартия американо-российского партнерства и дружбы. В ней отмечалось, что при выстраивании внутриполитического курса правительство России должно опираться на такие принципы, как демократия, свобода, защита прав человека, уважение прав меньшинств (появление этого документа вызвало недоумение у многих:
оппозиция задавалась вопросом, почему внутренние дела России затрагиваются в документе, подписанном с иностранным государством).

Кроме того, были заключены экономические соглашения. Стороны согласились снять ограничения на число сотрудников дипмиссий, аккредитованных в обеих странах. Буш пообещал Ельцину поддержать в МВФ просьбу России о смягчении требований для получения кредитов, а Россия открыла для международных рейсов воздушное пространство над Восточной Сибирью.

Борис Ельцин и Джордж Буш на встрече в июне 1992 года

Фото: Mark Reinstein / Getty Images

В апреле 1993-го Ельцин и уже новый президент США Билл Клинтон заключили Ванкуверскую декларацию президентов. Закреплялась формула «помощь — за реформы», которая, по мнению ряда экспертов, предполагала влияние США на внутреннюю политику России.

Что же до Кэмп-Дэвидской декларации, то, по словам Константина Сивкова, российское общество отреагировало на нее по-разному. Ориентированные на Запад и презиравшие Советский Союз всячески приветствовали документ, поскольку Россия, по их мнению, становилась полным сателлитом США, а они получали полную свободу выражения своих идей, им открывалась дорога на высокие посты и в Америку, где они могли устраивать своих детей и родственников, обзаводиться недвижимостью и активами. И их надежды, уверен Сивков, полностью оправдались.

«В другую группу входили умеренные западники, не имевшие перспектив, — продолжает эксперт. — Это были западники-романтики, они составляли значительную долю населения России. Они искренне верили в то, что холодная война вызвана идеологией СССР, считали, что теперь наступит всеобщий мир, и поэтому нужно разоружаться. Эти романтики, среди которых было много представителей интеллигенции, очень скоро оказались в глубокой нищете. Многим из них пришлось переквалифицироваться. Основная часть населения заняла по отношению к декларации и вообще сближению с США нейтральную позицию.

Как правило, этих людей отличал невысокий уровень образования. Они говорили, что политика их не касается. Рассматривали декларацию как очень далекое событие, не имеющее лично к ним никакого отношения. Логика у них такая: «Подписали — и хрен с ним!»

Еще одна категория людей отнеслась к Кэмп-Дэвиду с настороженностью, отметил Сивков. Их отличало хорошее знание истории и понимание законов развития общества.

«Они видели действия США в Ираке и Югославии, которую американцы с НАТО уже начинали рвать на части, — добавил военный эксперт. — Но эта группа считала, что так далеко дело у нас не зайдет. Идеологическое противостояние ушло в прошлое, Россия стала капиталистической, и есть надежда на позитивное сотрудничество, полагали они».

Наконец, в самой малочисленной группе находилась приличная часть офицерского корпуса. Это были настоящие патриоты СССР и России, уверен Сивков. В то время они считали, что Советский Союз развалила не столько российская элита, сколько США, и что Штаты будут добивать страну и дальше.

Они понимали, что никакого разоружения не будет, а Кэмп-Дэвидская декларация — лишь прикрытие, чтобы обеспечить окончательный разгром вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса России, — заключил собеседник «Ленты.ру». — На взгляд остальных, эта группа застряла в прошлом и не отошла от штампов холодной войны. Все это я испытал на себе. В тогдашнем обществе мы оказались на положении изгоев. В среде жесткой оппозиции в ходу был лозунг, объединявший всех: «Банду Ельцина — под суд!»

Президент России Борис Ельцин в ковбойской шляпе принимает в подарок от сената США поясной ремень

Фото: В. Чистяков / РИА Новости

***

30 лет назад Часы Судного дня, символизирующие накал международной обстановки, находились в самом далеком от полуночи положении за всю историю — они показывали 23 часа 43 минуты. Стрелки показали это время еще в июле 1991 года, когда Михаил Горбачев и Буш-старший подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), и остались на этом значении в день конца холодной войны.

С 2012 года стрелки Часов идут только вперед. В последний раз Часы Судного дня приходили в движение в 2020 году, когда на фоне прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), усиления напряженности между США и Ираном, нерешенного вопроса о разоружении КНДР и других факторов они приблизили мир к ядерной катастрофе еще на 20 секунд по сравнению с 2018 годом. Сейчас стрелки отделяет от полуночи лишь 100 секунд — меньше всего за всю их историю.

Совместное заявление Президента Джорджа Буша и Президента Владимира В. Путина о новых стратегических отношениях между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией

Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация,

Напоминая о достижениях в Любляне , встречи на высшем уровне в Генуе, Шанхае и Вашингтоне/Кроуфорде, а также уже достигнутый новый дух сотрудничества;

Опираясь на Совместное заявление о новых отношениях между Соединенными Штатами и Россией от 13 ноября 2001 г., вступившие на путь новых отношений для XXI века и приверженные развитию отношений, основанных на дружбе, сотрудничестве, общих ценности, доверие, открытость и предсказуемость;

Подтверждая наше убеждение в том, что новые глобальные вызовы и угрозы требуют качественно нового фундамента наших отношений;

Преисполненные решимости работать вместе с другими странами и международными организациями, чтобы реагировать на эти новые вызовы и угрозы и тем самым способствовать миру, процветанию и свободе во всем мире и укреплению стратегической безопасности;

Объявить следующим образом:

Фонд сотрудничества

Мы достигаем новых стратегических отношений.

Эпоха, когда США и Россия видели друг в друге врага или стратегическую угрозу, закончилась. Мы партнеры, и мы будем сотрудничать для обеспечения стабильности, безопасности и экономической интеграции, а также для совместного противодействия глобальным вызовам и содействия разрешению региональных конфликтов.

Для достижения этих целей США и Россия продолжат интенсивный диалог по актуальным международным и региональным проблемам как на двусторонней основе, так и на международных форумах, в том числе в Совете Безопасности ООН, «Большой восьмерке» и ОБСЕ. Там, где у нас есть разногласия, мы будем работать над их разрешением в духе взаимного уважения.

Мы будем уважать основные ценности демократии, прав человека, свободы слова и свободы СМИ, терпимости, верховенства закона и экономических возможностей.

Мы признаем, что безопасность, процветание и надежды на будущее наших народов зависят от благоприятной среды безопасности, развития политических и экономических свобод и международного сотрудничества.

Дальнейшее развитие американо-российских отношений и укрепление взаимопонимания и доверия также будут зависеть от растущей сети связей между нашими обществами и народами. Мы будем поддерживать растущее экономическое взаимодействие между деловыми кругами наших двух стран, а также контакты между людьми и культурные обмены.

Политическое сотрудничество

Соединенные Штаты и Россия уже действуют как партнеры и друзья в решении новых задач 21-го века; подтверждая наше Совместное заявление от 21 октября 2001 г., наши страны уже объединились в глобальной борьбе с международным терроризмом.

Соединенные Штаты и Россия будут продолжать сотрудничать, чтобы поддержать усилия афганского народа по превращению Афганистана в стабильную, жизнеспособную страну, находящуюся в мире с самим собой и своими соседями. Наше сотрудничество на двусторонней основе и через Организацию Объединенных Наций, дипломатический процесс «шесть плюс два» и на других многосторонних форумах оказалось важным для нашего успеха в избавлении Афганистана от талибов и «Аль-Каиды».

В Центральной Азии и на Южном Кавказе мы признаем нашу общую заинтересованность в укреплении стабильности, суверенитета и территориальной целостности всех народов этого региона. Соединенные Штаты и Россия отвергают неудачную модель соперничества «великих держав», которая может только усилить конфликтный потенциал в этих регионах. Мы будем поддерживать экономическое и политическое развитие и уважение прав человека, расширяя наше гуманитарное сотрудничество и сотрудничество в борьбе с терроризмом и наркотиками.

США и Россия будут сотрудничать для разрешения региональных конфликтов, в том числе в Абхазии и Нагорном Карабахе, а также приднестровского вопроса в Молдове. Мы настоятельно призываем президентов Азербайджана и Армении проявить гибкость и конструктивный подход к урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В качестве двух сопредседателей Минской группы ОБСЕ Соединенные Штаты и Россия готовы оказать помощь в этих усилиях.

13 ноября 2001 г. мы обязались работать вместе над развитием новых отношений между НАТО и Россией, отражающих новую стратегическую реальность в евроатлантическом регионе. Мы подчеркнули, что члены НАТО и Россия все больше объединяются против терроризма, региональной нестабильности и других современных угроз. Поэтому мы приветствуем инаугурацию на саммите Россия-НАТО в Риме 28 мая 2002 г. нового Совета Россия-НАТО, члены которого, действуя в своем национальном качестве и в соответствии с их соответствующими коллективными обязательствами и обязательствами, определят общие подходы. , принимать совместные решения и нести равную индивидуальную и совместную ответственность за их выполнение. В этом контексте они будут добросовестно соблюдать свои обязательства по международному праву, включая Устав ООН, положения и принципы, содержащиеся в Хельсинкском Заключительном акте и Хартии европейской безопасности ОБСЕ. В рамках Совета Россия-НАТО государства-члены НАТО и Россия будут работать как равные партнеры в областях, представляющих взаимный интерес. Они стремятся вместе противостоять общим угрозам и рискам для своей безопасности.

Являясь соавторами ближневосточного мирного процесса, США и Россия продолжат прилагать совместные и параллельные усилия, в том числе в рамках «четверки», по преодолению нынешнего кризиса на Ближнем Востоке, возобновлению переговоров , и поощрять урегулирование путем переговоров.

На Балканах мы будем продвигать демократию, этническую терпимость, самоподдерживающийся мир и долгосрочную стабильность, основанные на уважении суверенитета и территориальной целостности государств региона и резолюциях Совета Безопасности ООН. Соединенные Штаты и Россия продолжат свой конструктивный диалог по Ираку и приветствуют продолжение специальных двусторонних дискуссий, которые открыли путь для принятия Советом Безопасности ООН Обзорного списка товаров.

Напоминая о нашем Совместном заявлении от 13 ноября 2001 г. о сотрудничестве в области борьбы с наркотиками, мы отмечаем, что незаконный оборот наркотиков представляет угрозу для наших народов и международной безопасности и представляет собой существенный источник финансовой поддержки международного терроризма. Мы привержены активизации сотрудничества в борьбе с этой угрозой, что укрепит как безопасность, так и здоровье граждан наших стран.

Соединенные Штаты и Россия по-прежнему привержены активизации сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью. В этой связи приветствуем вступление в силу 31 января 2002 г. Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам9.0003

Экономическое сотрудничество

Соединенные Штаты и Россия считают, что успешное национальное развитие в 21 веке требует соблюдения дисциплины и практики свободного рынка. Как мы заявили 13 ноября 2001 года, открытая рыночная экономика, свобода экономического выбора и открытое демократическое общество являются наиболее эффективным средством обеспечения благосостояния граждан наших стран.

Соединенные Штаты и Россия будут стремиться использовать потенциал мировой торговли для расширения экономических связей между двумя странами и дальнейшей интеграции России в мировую экономику в качестве ведущего участника с полными правами и обязанностями в соответствии с верховенство права в мировой экономической системе. В связи с этим стороны придают приоритетное значение вступлению России во Всемирную торговую организацию на стандартных условиях.

Успех наших двусторонних экономических и торговых отношений требует, чтобы мы вышли за пределы ограничений прошлого. Мы подчеркиваем важность и желательность выхода России из-под эмиграционных положений Закона США о торговле 1974 года, также известного как поправка Джексона-Вэника. Мы отмечаем, что Министерство торговли на основе продолжающегося тщательного и тщательного расследования рассчитывает принять окончательное решение не позднее 14 июня 2002 г. о том, следует ли рассматривать Россию как страну с рыночной экономикой в ​​соответствии с положениями торгового законодательства США. Стороны предпримут дальнейшие практические шаги по устранению препятствий и барьеров, в том числе по мере необходимости в законодательной сфере, по укреплению экономического сотрудничества.

Мы установили новую динамику в наших экономических отношениях и между нашими деловыми кругами, направленную на продвижение торговых и инвестиционных возможностей при разрешении споров там, где они возникают, конструктивно и прозрачно.

Соединенные Штаты и Россия признают наличие большого потенциала для расширения двусторонней торговли и инвестиций, что принесет значительные выгоды обеим нашим экономикам. Приветствуя рекомендации Российско-американского бизнес-диалога, мы привержены работе с частным сектором наших стран для реализации всего потенциала нашего экономического взаимодействия. Мы также приветствуем возможность активизировать сотрудничество в области разведки и разработки энергетических ресурсов, особенно в области нефти и газа, в том числе в Каспийском регионе.

Укрепление контактов между людьми

Величайшая сила нашего общества — это творческая энергия наших граждан. Мы приветствуем резкое расширение контактов между американцами и россиянами за последние десять лет во многих областях, включая совместные усилия по решению общих проблем в области образования, здравоохранения, науки и окружающей среды, а также посредством туризма, побратимских отношений и другие контакты между людьми. Мы обязуемся и впредь поддерживать эти усилия, которые способствуют расширению и углублению добрых отношений между нашими двумя странами.

Борьба с ВИЧ/СПИДом и другими смертельными заболеваниями, прекращение насилия в семье, защита окружающей среды и защита прав женщин — вот сферы, в которых американские и российские институты, и особенно неправительственные организации, могут успешно расширять свое сотрудничество.

Предотвращение распространения оружия массового поражения: нераспространение и международный терроризм

Соединенные Штаты и Россия активизируют совместные усилия по противодействию новым глобальным вызовам XXI века, включая борьбу с тесно связанными угрозами международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки. Мы считаем, что международный терроризм представляет собой особую опасность для международной стабильности, что еще раз показали трагические события 11 сентября 2001 года. Крайне важно, чтобы все страны мира сотрудничали для решительного противодействия этой угрозе. С этой целью Соединенные Штаты и Россия подтверждают нашу приверженность совместной работе на двустороннем и многостороннем уровнях.

Соединенные Штаты и Россия признают огромную важность предотвращения распространения оружия массового уничтожения и ракет. Призрак того, что такое оружие может попасть в руки террористов и тех, кто их поддерживает, свидетельствует о приоритете, который все страны должны уделять борьбе с распространением.

С этой целью мы будем тесно сотрудничать, в том числе в рамках совместных программ, для обеспечения безопасности оружия массового уничтожения и ракетных технологий, информации, знаний и материалов. Мы также продолжим совместные программы по уменьшению угрозы и расширим усилия по сокращению оружейного расщепляющегося материала. В этой связи мы создадим совместные группы экспертов для изучения способов увеличения количества оружейного расщепляющегося материала, подлежащего ликвидации, и будем рекомендовать совместные исследования и разработки в области передовых, устойчивых к нераспространению ядерных реакторов и технологий топливного цикла. Мы также намерены активизировать наше сотрудничество в области уничтожения химического оружия.

Соединенные Штаты и Россия также будут добиваться широкой международной поддержки стратегии активного нераспространения, в том числе путем реализации и укрепления Договора о нераспространении ядерного оружия и конвенций о запрещении химического и биологического оружия. Соединенные Штаты и Россия призывают все страны усилить и строго обеспечить соблюдение экспортного контроля, пресечь незаконные поставки, привлечь к ответственности нарушителей и ужесточить пограничный контроль для предотвращения и защиты от распространения оружия массового уничтожения.

Противоракетная оборона, дальнейшее сокращение стратегических наступательных потенциалов, новый консультативный механизм по стратегической безопасности

Соединенные Штаты и Россия исходят из Совместных заявлений Президента Соединенных Штатов Америки и Президента Российской Федерации по стратегическим вопросам 22 июля 2001 г. в Генуе и о новых отношениях между США и Россией от 13 ноября 2001 г. в Вашингтоне.

Соединенные Штаты и Россия предпринимают шаги, чтобы отразить в военной области изменившийся характер стратегических отношений между ними. Соединенные Штаты и Россия признают, что сегодняшняя обстановка в области безопасности принципиально отличается от той, что была во времена холодной войны.

В связи с этим США и Россия договорились о реализации ряда шагов, направленных на укрепление доверия и повышение транспарентности в сфере ПРО, включая обмен информацией о программах ПРО и испытаниях в этой сфере, взаимные визиты наблюдение за испытаниями противоракетной обороны, а также наблюдение, направленное на ознакомление с системами противоракетной обороны. Они также намерены предпринять шаги, необходимые для ввода в эксплуатацию совместного центра обмена данными с системами раннего предупреждения.

Соединенные Штаты и Россия также договорились изучить возможные области сотрудничества в области противоракетной обороны, включая расширение совместных учений, связанных с противоракетной обороной, и изучение потенциальных программ совместных исследований и разработок технологий противоракетной обороны с учетом важность взаимной защиты секретной информации и защиты прав интеллектуальной собственности.

Соединенные Штаты и Россия в рамках Совета Россия-НАТО изучат возможности активизации практического сотрудничества в области противоракетной обороны для Европы.

Соединенные Штаты и Россия заявляют о своем намерении провести стратегические наступательные сокращения до минимально возможного уровня в соответствии с их требованиями национальной безопасности и союзническими обязательствами и отражая новый характер их стратегических отношений.

Важным шагом в этом направлении является заключение Договора между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

В связи с этим обе стороны исходят из того, что Договор между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 19 г.91, остается в силе в соответствии с его условиями, и что его положения обеспечат основу для обеспечения уверенности, прозрачности и предсказуемости дальнейших стратегических наступательных сокращений, наряду с другими дополнительными мерами, включая меры прозрачности, которые должны быть согласованы.

Соединенные Штаты и Россия согласны с тем, что новые стратегические отношения между двумя странами, основанные на принципах взаимной безопасности, доверия, открытости, сотрудничества и предсказуемости, требуют предметных консультаций по широкому кругу вопросов международной безопасности. Для этого мы решили:

• создать Консультативную группу по стратегической безопасности под председательством министров иностранных дел и министров обороны с участием других высокопоставленных должностных лиц. Эта группа станет основным механизмом, посредством которого стороны будут укреплять взаимное доверие, расширять транспарентность, обмениваться информацией и планами, обсуждать стратегические вопросы, представляющие взаимный интерес; и

• искать способы расширить и упорядочить контакты между министерствами обороны и иностранных дел наших двух стран и нашими разведывательными службами.

Президент Соединенных Штатов Америки:

Джордж Буш

Президент Российской федерации:

Владимир В. Путин

Москва

24, 2002 : Оригинал не был доступен для проверки содержания этой совместной декларации.

Джордж Буш, Совместная декларация президента Джорджа Буша и президента Владимира В. Путина о новых стратегических отношениях между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией Онлайн Герхарда Питерса и Джона Т. Вулли, The American Presidency Project https://www.presidency.ucsb.edu/node/215752

«Снесите эту стену»: Рональд Рейган и конец холодной войны

Автор: Институт Билля о правах

К концу этого раздела вы:
  • Объясните причины и последствия конца холодной войны и ее наследия 90 138

Предлагаемая последовательность:

Используйте эту точку принятия решения после того, как учащиеся прочитают вступительное эссе, чтобы представить вехи внешней политики во время президентства Рейгана. Эту точку принятия решения можно использовать с рассказом о деле Иран-контрас; Рональд Рейган, речь «Снесите эту стену», 12 и 19 июня. 87 Первоисточник; и урок DBQ времен холодной войны (1947–1989).


После Второй мировой войны разразилась холодная война между двумя мировыми сверхдержавами — Соединенными Штатами и Советским Союзом. В послевоенную эпоху соперничество между их соответствующими капиталистическими и коммунистическими системами проявилось в гонке ядерных вооружений, космической гонке и нескольких опосредованных войнах. В 1960-х и 1970-х годах, когда Соединенные Штаты вели войну во Вьетнаме и боролись с ее последствиями и неустойчивой экономикой, казалось, что русские набирают силу. Рост цен на нефть во всем мире привел к непредвиденным доходам богатой нефтью России, которая заплатила за массовое наращивание вооружений и поддержала коммунистические восстания, которые Россия поддерживала в Азии, Африке и Латинской Америке.

В конце концов, политика разрядки снизила напряженность между двумя странами и привела к подписанию ими Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) в 1972 году. ОСВ-1, первое из двух соглашений по ОСВ, ограничило количество ядерных ракет, которыми могла обладать каждая страна. и запретил создание систем противоракетной обороны (ПРО), используемых для защиты от ядерных ударов. Использование ПРО нарушило бы тупиковую ситуацию, связанную с возможностью гарантированного взаимного уничтожения (MAD) — уничтожения обеих сторон в ядерной войне, — потому что это позволило бы одной стороне нанести удар первой, а затем защититься от возмездия.

Советское вторжение в Афганистан в декабре 1979 года для поддержки марионеточного коммунистического режима побудило президента Джимми Картера добиваться увеличения военных бюджетов и снять с рассмотрения в Сенате недавно подписанный договор ОСВ-2, который сократил бы ядерные ракеты обеих стран, бомбардировщики, и другие транспортные средства доставки. Когда Рональд Рейган был избран президентом в 1980 году, он отверг политику разрядки и занял жесткую позицию по отношению к Советам, призванную обратить вспять их достижения, свергнуть коммунизм в Восточной Европе и Советском Союзе и победить в холодной войне. Его администрация поддерживала свободу в Восточной Европе и польское движение сопротивления, известное как Солидарность; вооруженных бойцов, сопротивляющихся коммунизму по всему миру, включая моджахедов  в Афганистане; и увеличение военных расходов для поддержания мира с помощью силы и обанкротить советскую экономику, если она попытается соответствовать увеличению. Рейган также начал идеологический крестовый поход против советского режима за нарушение неотъемлемых прав и свобод.

(слева) президент Джимми Картер и (справа) советский лидер Леонид Брежнев подписывают договор ОСВ-2 в Вене в июне 1979 года. Картер снял договор с рассмотрения в Сенате в декабре после советского вторжения в Афганистан, и он не был ратифицирован.

За несколько десятилетий до прихода к власти Рейган критиковал распространение советского коммунизма и опасность, которую он представлял. Он сравнил коммунизм с нацизмом и тоталитаризмом, для которых характерно сильное государство, ограничивающее личные свободы. В телеобращении 1964 года Рейган сказал американскому народу, что, по его мнению, с Советами не может быть никаких компромиссов.

Мы не можем купить нашу безопасность, нашу свободу от угрозы бомбы, совершив такую ​​безнравственность, как сказав миллиарду людей, находящихся сейчас в рабстве за железным занавесом: «Откажитесь от своих мечтаний о свободе, потому что ради спасения собственной шкуры , мы готовы заключить сделку с вашими рабовладельцами.

Незадолго до того, как он стал президентом, Рейган сказал своему помощнику: «Мое представление об американской политике в отношении Советского Союза простое, а некоторые даже сказали бы упрощенное. Вот оно: мы выигрываем, а они проигрывают».

Рейган также специально нацелился на Берлинскую стену, воздвигнутую коммунистической Восточной Германией в 1961 году для разделения Восточного и Западного Берлина. В 1967 году во время теледебатов с Робертом Кеннеди, которые транслировались по телевидению в мэрии, Рейган заявил: «Я думаю, было бы очень замечательно, если бы Берлинская стена… . . пропадать.» Он продолжил: «Мы просто думаем, что стена, которая воздвигнута, чтобы изолировать людей и удерживать их в пределах их собственной страны… . . должно быть как-то не так». В 19В 78 лет он посетил стену и с отвращением узнал историю Петера Фехтера, одного из первых среди сотен, застреленных восточногерманской полицией при попытке к бегству на свободу.

Рабочие из Восточной Германии, строящие Берлинскую стену в 1961 году.

Американцы знали, что Рональд Рейган был бескомпромиссным воином холодной войны, когда они избрали его президентом в 1980 году. Через головы многих в Государственном департаменте и Совете национальной безопасности он учредил политику, которая повернула вспять разрядку, потому что он думал, что она укрепила и ободрила Советы в течение 19-го века.70-е годы. Он пошутил, что разрядка — это «то, что фермер имеет со своей индейкой — до Дня благодарения».

Рейган также проводил безжалостную идеологическую атаку на коммунизм в жестких моральных терминах, противопоставляя его свободному обществу. В 1981 году он заявил в Университете Нотр-Дам, что «Запад не будет сдерживать коммунизм, он превзойдет коммунизм. . . он отвергнет это как какую-то причудливую главу в истории человечества, последние страницы которой пишутся даже сейчас». В своем выступлении в британском парламенте в 1982 году он сказал, что коммунизм шел «против течения истории, отрицая человеческую свободу и человеческое достоинство», и предсказал, что советский режим окажется «на свалке истории». Берлинская стена была «визитной карточкой режима, который ее построил». Во время этой поездки Рейган посетил стену и сказал: «Она такая же уродливая, как и идея, стоящая за ней». В 19После выступления, заставившего сторонников более мягкой линии по отношению к Советам съежиться, он назвал Советский Союз «империей зла».

В июне 1987 года Рейган был в Западном Берлине, чтобы выступить на церемонии, посвященной 750-летию города, и оказался перед важным выбором. Берлинская стена была одним из важнейших символов холодной войны между Соединенными Штатами и Советским Союзом, а также символом коммунистического угнетения. Он мог противостоять Советам по поводу несправедливости возведения стены или мог сделать мягкое замечание, которое удовлетворило бы членов американского внешнеполитического истеблишмента, желавших избежать конфликта. Он решил произнести провокационную речь с требованием положить конец гнету стены и коммунизма.

Многие официальные лица в администрации Рейгана и в союзном правительстве Западной Германии были категорически против любых провокационных слов или действий во время выступления. Западные немцы не хотели, чтобы речь произносилась где-либо у стены, и стремились избежать того, что могло быть воспринято как агрессивный сигнал. МИД Германии обратился в Белый дом, но безрезультатно. Некоторые члены администрации были обеспокоены еще больше. В то время Соединенные Штаты находились в разгаре переговоров по Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) с СССР, и официальные лица не хотели ставить под угрозу достигнутый ими прогресс, подрывая позиции советского лидера так близко к дому. В результате госсекретарь Джордж Шульц, начальник штаба Говард Бейкер и посольство США в Бонне (столица Западной Германии) прочитали черновики речи Рейгана и неоднократно умоляли президента и его спичрайтеров смягчить формулировку. Заместитель советника по национальной безопасности Колин Пауэлл и другие члены Совета национальной безопасности были особенно непреклонны и предложили несколько исправлений речи. Рейган выслушал все возражения и неизменно решил: «Думаю, оставим это». Он не удержался бы от того, чтобы бросить вызов Советам и коммунизму.

Резкое моральное различие между системами по обе стороны Берлинской стены стало очевидным 12 июня. Рейган и его команда прибыли в Западный Берлин и столкнулись с несколькими протестующими, которые открыто выразили свое несогласие при его появлении. Он также говорил с репортерами и нервными немецкими официальными лицами, опасавшимися последствий из-за враждебной речи. Как он сказал им: «Это единственная стена, которая когда-либо была построена, чтобы удерживать людей внутри, а не снаружи». В Восточном Берлине, напротив, немецкая тайная полиция и российские агенты КГБ оцепили территорию шириной в тысячу ярдов по ту сторону стены, откуда должен был выступать Рейган. Они хотели гарантировать, что никто не сможет услышать его послание о свободе.

Рейган поднялся на трибуну, чтобы выступить, на фоне Бранденбургских ворот и внушительной стены. Он сказал аудитории: «Пока эти ворота закрыты, пока этому шраму на стене позволено стоять, остается открытым не только немецкий вопрос, но и вопрос о свободе для всего человечества». В середине выступления Рейган прямо бросил вызов генеральному секретарю СССР Михаилу Горбачеву, который хотел реформировать коммунизм в попытке его спасти. Он произнес фразу, вызвавшую столько ужаса у американских и немецких официальных лиц: «Если вы стремитесь к миру, если вы стремитесь к процветанию Советского Союза и Восточной Европы, если вы стремитесь к либерализации: идите сюда, к этим воротам! Господин Горбачев, откройте эти ворота! Господин Горбачев, снесите эту стену!» Рейган закончил речь, предсказав, что стена не выдержит. «Эта стена рухнет. Ибо оно не может противостоять вере; оно не может противостоять истине. Стена не выдержит свободы». Рейган взял на себя ответственность за дипломатический фурор, потому что верил во всеобщие идеалы свободы и самоуправления. И он понимал силу использования драматического момента для продвижения американских идеалов.

Президент Рейган произносит свою знаменитую фразу «Снесите эту стену!» выступление в Берлине в 1987 году.

Через год Рейган выступил перед студентами МГУ. «Ключ — это свобода, — сказал он им. Это был идеал, лежавший в основе его политической философии и публичных заявлений на протяжении 50 лет, с самого начала холодной войны. В заявлении, отражающем его собственное чувство ответственности за победу над коммунизмом и защиту свободы, он сказал им: «Это право выдвигать идею, над которой насмехаются эксперты, и смотреть, как она загорается среди людей. Это право мечтать — следовать за своей мечтой или придерживаться своей совести, даже если ты единственный в море сомневающихся».

В оказании военного, экономического, морального и идеологического давления на систему, чтобы способствовать ее краху, к Рейгану присоединились премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, Папа Иоанн Павел II, советский диссидент Александр Солженицын, лидер «Солидарности» Лех Валенса и другие, кто боролся за демократию и свободу. Никто не мог себе представить, что Берлинская стена падет всего два года спустя, 9 ноября 1989 года, когда коммунизм рухнет в Восточной Европе, или что Советский Союз распадется к концу 19 века.91.


Контрольные вопросы

1. Холодная война проявлялась во всем, кроме

  1. опосредованных войн
  2. гонка ядерных вооружений
  3. космическая гонка
  4. прямой военный конфликт между США и СССР

2. Массовое наращивание советских вооружений в 1960-х и 1970-х годах финансировалось за счет

  1. роста мировых цен на нефть
  2. полезных ископаемых, полученных из Афганистана
  3. увеличил производительность советской промышленности
  4. профицит тарифов от торговой войны с США

3. Напряженность в отношениях между США и СССР возросла в 1970-х годах с

  1. подписанием Договора ОСВ в 1972 году
  2. запрет системы противоракетной обороны
  3. Советское вторжение в Афганистан
  4. политика разрядки

4. Президенту, которому чаще всего приписывают пропаганду политики, приведшей к распаду Советского Союза, было 9 лет.0003

  1. Ричард Никсон
  2. Джимми Картер
  3. Рональд Рейган
  4. Джордж Буш-старший

5. Администрация Рейгана бросила вызов советскому влиянию,

  1. поддержав движение «Солидарность» в Польше
  2. отказ от участия в афганском конфликте
  3. , включая одностороннее ядерное разоружение
  4. продолжение политики разрядки

6. Для президента Рональда Рейгана «империя зла», противостоящая миру, была

  1. Афганистан
  2. Иран
  3. Коммунистический Китай
  4. СССР

7. События, знаменовавшие окончание холодной войны, включали все перечисленное, кроме

  1. Восстания против коммунизма в Восточной Европе
  2. Разрушение Берлинской войны
  3. распад СССР
  4. конец коммунистического правления в Китае

Вопросы с бесплатным ответом

  1. Объясните, как разрядка привела к ослаблению ядерной напряженности между Соединенными Штатами и Советским Союзом в XIX70-е годы.
  2. Сравните отношение и политику президента Рейгана к Советскому Союзу с его предшественниками.

Практические вопросы AP

«Но сегодня на Западе мы видим свободный мир, достигший беспрецедентного за всю историю человечества уровня процветания и благополучия. В коммунистическом мире мы видим неудачи, технологическую отсталость, снижение стандартов здоровья, даже нужду в самом элементарном — слишком мало еды. Даже сегодня Советский Союз не может себя прокормить. Таким образом, после этих четырех десятилетий перед всем миром стоит один великий и неизбежный вывод: свобода ведет к процветанию. Свобода заменяет древнюю ненависть между народами вежливостью и миром. Свобода победила. А теперь — теперь сами Советы, возможно, в ограниченной степени начинают понимать значение свободы. Мы много слышим из Москвы о новой политике реформ и открытости. . . . Есть один знак, который Советы могут сделать безошибочно, который резко продвинет дело свободы и мира. Генеральный секретарь Горбачев, если вы стремитесь к миру, если вы стремитесь к процветанию Советского Союза и Восточной Европы, если вы стремитесь к либерализации: подойдите сюда, к этим воротам. Господин Горбачев, откройте эти ворота. Г-н Горбачев — г-н. Горбачев, снеси эту стену!»

Рональд Рейган, Выступление у Бранденбургских ворот, 12 июня 1987 г.

См. приведенную выдержку.

1. Чувства, выраженные в отрывке, способствовали чему из следующего?

  1. Конец войне с терроризмом
  2. Конфликты на Ближнем Востоке
  3. Падение Советского Союза
  4. Атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон 11 сентября 2001 г.

2. Советские условия, упомянутые в этом отрывке, самым непосредственным образом вытекали из

  1. конец Второй мировой войны
  2. разрядка
  3. договоры о коллективной безопасности
  4. создание ООН

3. Эта выдержка была написана в ответ на

  1. Конкуренцию времен холодной войны, распространяющуюся на Латинскую Америку
  2. послевоенная деколонизация
  3. усилия по поиску союзников среди неприсоединившихся стран
  4. политические изменения и экономические проблемы в Восточной Европе

Первоисточники

Рейган, Рональд. «Замечания об отношениях Восток-Запад у Бранденбургских ворот в Западном Берлине». 12 июня 1987 г. https://teachingamericanhistory.org/library/document/speech-at-brandenburg-gate/

.

Рейган, Рональд. «Замечания об отношениях Восток-Запад у Бранденбургских ворот в Западном Берлине».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *