Предшественники социалистов революционеров: Партия социалистов-революционеров и ее предшественники

Социалисты-революционеры: кто они были в России? — Ольга Кононова

Ольга Кононова, 18 сентября 2019, 10:05 — REGNUM На рубеже XIX—XX веков российская политическая оппозиция проходила полосу переосмысления предыдущей теоретической и практической работы и, делая соответствующие выводы, пыталась найти адекватный ответ времени.

Красное знамя социалистической революции

В. И. Ленин, при всех идейных расхождениях с народниками, называл российскую социал-демократию преемником народовольцев в борьбе с самодержавием. (И, кстати, в советском «пантеоне» борцов за свободу народовольцам было отведено достойное место). В «Манифесте Российской социал-демократической рабочей партии» говорилось, что «…партия продолжает дело и традиции всего предшествовавшего революционного движения в России; ставя главнейшей из ближайших задач партии в ее целом завоевание политической свободы, социал-демократия идет к цели, ясно намеченной еще славными деятелями старой «Народной воли» [1].

Илья Репин. Тайное собрание. 1883

Партия социалистов-революционеров, объявившая о своем создании в январе 1902 года, позиционировала себя как идеологических преемников народничества, при этом пытаясь проанализировать и учесть ошибки предшественников. В связи с этим необходимо сказать о том, что понятие «социалист-революционер» появилось гораздо раньше, чем произошло объединение ряда кружков народнического толка в одноименную партию. И вплоть до официального создания полноценных политических партий все российское освободительное движение, так или иначе, именовалось социал-революционным. М. А. Бакуниным, например, весь русский народ признавался «социалистом по инстинкту и революционером по природе» [2].

«Самое имя «эс-эры» как специфическое обозначение нашего течения в русском социализме явилось почти случайно», — пишет о названии возникшей позже партии ее лидер В. М. Чернов. Далее он говорит, что «исторически одинаково социалистами-революционерами называли себя и землевольцы, и народовольцы, и чернопередельцы…» А Плеханов Г.

В. в середине 1890-х гг. выделял социал-демократов как сектор в общем движении социалистов-революционеров [3]. (Интересно, что к этому времени уже были опубликованы и «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия», а группа «Освобождение труда» заявила о своих идейно-тактических расхождениях с народовольцами).

По-видимому, само словосочетание «социалист-революционер» и появилось в 60-е гг. XIX века, подразумевая под собой человека, придерживающегося социалистического учения, которое в его российском, народническом изводе возлагает свои основные надежды на крестьянскую социалистическую революцию. П. Л. Лавров говорит о «социалистах-революционерах» 1860-х гг. — характеризуя их как первых российских социалистов, при которых социализм был лишь «идейным течением в интеллигенции», «неким нравственным убеждением», в отличие от Европы, где социализм на тот момент уже был инструментом рабочего класса, «отстаивавшего свои интересы против интересов обладателей орудиями труда» [4].

1860−1870-е гг. — период разрозненных кружков, зачастую по-разному представлявших себе путь к социализму и организационно никак между собой не связанных. На судебном процессе 1879 года один из предводителей Киевского революционного кружка В. А. Осинский произносит такие слова: «Я имею честь быть членом русской социально-революционной партии…» [5]. После покушения на жизнь товарища прокурора киевского окружного суда среди южных русских революционеров возникла мысль назвать себя «Исполнительным комитетом русской социально-революционной партии», т. е. приводить в исполнение решения этой самой партии. Но, как справедливо замечает в своих воспоминаниях В. К. Дебогорий-Мокриевич, не ясно, «как эти решения могли приниматься, когда на самом деле и такой партии не существовало, так как не существовало никакой общей организации, — об этом пока не думали» [6].

Плакат. Партия «Соц.-рев.»

В 1879 г. появляется организация «Народная воля», члены которой также применяли к себе название «социалист-революционер». (Именно «Народная воля» была первым политическим объединением, назвавшим себя партией, соответственно, в связи с этим, ее мы и можем назвать первой партией социалистов-революционеров). «Ниспровержение существующих ныне государственных форм и подчинение государственной власти народу — так определяем мы главнейшую задачу Социально-Революционной Партии в настоящее время, задачу, к которой невольно приводят нас современные русские условия», — так звучат первые строчки, открывающие выпуск №2 «социально-революционного обозрения», издаваемого «Народной волей» под одноименным названием [7].

Н. А. Морозов вспоминал свой разговор с секретарем газеты «Молва» В. Р. Зотовым, который согласился спрятать у себя в квартире (на углу улицы Бассейной и Литейного проспекта) архив «Народной воли»: «…Мы начали разговор на общественные темы, где Зотов выражал нам полное сочувствие во всей той части нашей революционной деятельности, которая носит чисто радикальный характер, а в социалистической части считал прекрасными, но трудно достижимыми практически те идеалы, которые проповедуются во «Вперед» и других наших журналах. За ними он следил в своих поездках за границу» [8].

«По основным своим убеждениям мы — социалисты и народники. Мы убеждены, что только на социалистических началах человечество может воплотить в своей жизни свободу, равенство, братство, обеспечить общее материальное благосостояние и полное всестороннее развитие личности, а стало быть, и прогресс», — говорится в Программе Исполнительного комитета.

Немного остановимся на понимании народовольцами «социализма». Любопытно, что понятие «социализм» в Программе дополняется «народником».

Ленин говорил о свойственной взглядам народников вере в самобытность российского исторического пути. Речь идет о теории социалистического уклада русской крестьянской общины. Строго говоря, вопросам экономического развития народовольцы не придавали серьезного значения. Социальное и политическое выдвигались ими на первый план.

Владимир Ильич Ленин перед народом

В первом номере «Народной воли» народнический публицист С. Н. Кривенко (который был впоследствии соредактором «Русского богатства» и сотрудником «Нового слова») писал, что «народ всегда считал землю общим достоянием и никогда не признавал ее частной собственностью» [9]. Вера Фигнер заявляла, что «Народная воля» всегда «считала необходимой полную отмену частной собственности…» [10].

Конечно, народовольцы не могли не обращать внимания на изменения, происходящие в деревне, на то, что земля постепенно переходит в руки кулаков и спекулянтов и т. д. Однако вот что интересно — они считали этот процесс политическим, а не экономическим. Вслед за Бакуниным они полагали, что неравенство и буржуазию создает государство. Тихомиров писал, что «у нас не государство есть создание буржуазии, как в Европе, а, наоборот, буржуазия создается государством» [11].

Народовольцы шли к политическому и социальному перевороту. И если следовать классическому марксизму, они не учитывали отсталость России, отсталость во всех отношениях — экономическом, политическом, культурном. Наоборот, они видели в этом исключительность и уникальную возможность. Энгельс говорил о том, что все правительства неизбежно следуют за экономическим развитием, но российская монархия отставала уже на десятилетия (если не больше) к концу 19-го в. И в такой ситуации мысль о том, что наверстать упущенное можно только революционным путем, вполне объяснима. Объяснима ее популярность, объясним российский радикализм. Говоря словами Маркса, критиковавшего Бакунина, но их можно, так или иначе, спроецировать на все российское социал-революционное движение: «Воля, а не экономические условия» лежат в основе российского понимания социальной революции.

Тут важно подчеркнуть, что народовольцы, как и все народники, питали глубокое отвращение к капитализму как таковому. Они не считали его прогрессом. Наоборот. По их мнению, это был порочный путь, которого следовало бы избежать.

Владыка мира — капитал, золотой кумир. Советский плакат

В конце 1883 г. в партии «Народная воля» зародилось новое течение, сформировавшееся вокруг петербургской «рабочей группы», во главе которой стояли Н.

М. Флеров и В. А. Бодаев. Они выступали против жесткой централизации, за большую самостоятельность на местах и расширение работы в массах. И т. д. Но в целом оставались совершенно верны предыдущим социально-революционным ценностям — в качестве революционного метода борьбы предлагали «фабричный» и «аграрный» террор, который был ближе к нуждам рабочих и крестьян. И вера в стихийный социализм крестьянства всё же подкреплялась и пониманием значения нарождающегося рабочего класса и важной роли пропаганды социалистических идей в рабочей среде.

В конце января 1884 г. эмигранты-народовольцы организовали в Париже съезд, на котором приняли решение не изменять программу и тактику. Была направленна группа в Петербург для переговоров с «молодежью», которые закончились мимолетным конфликтом, но последующим слиянием «Молодой «Народной воли» с «Народной волей». Это объединение носило компромиссный характер — и первые, и вторые позиционировали себя как членов партии активного революционного действия.

В связи с массовыми арестами (в том числе лидеров — Г. А. Лопатина, П. Ф. Якубовича и др.) и эта организация вскоре прекратила свое существование. Но и не только из-за этого. Время требовало коренного пересмотра тактической программы.

Что же касается российского рабочего движения, то на тот момент (начало 1890-х гг.) его еще не коснулись разногласия, происходящие в среде идеологов:

«В то время строгого разграничения рабочих кружков на социально-революционные и социал-демократические еще не было. Начавшаяся у интеллигенции идейная распря этих обоих направлений не проникала еще к рабочим. Рабочие кружки еще не были партийными в строгом смысле этого слова: они были лишь вообще революционные. Кружки группировались порайонно; каждый район давал представителя в центральный рабочий кружок, куда назначался представитель и от интеллигенции. Всей организацией руководили социал-демократы, но, по недостатку у них пропагандистов, для занятия в кружках приглашали и народовольцев»

[12], — вспоминает жандармский генерал А. И. Спиридович.

Лукиан Васильевич Попов. Где же истина? 1903

Собственно, основные противоречия, существовавшие в российском революционном движении, касались вопросов стратегии и тактики борьбы. В 1888 году в письме П. Б. Аксельроду Лавров писал:

«Но мы с Вами не одни в русском социалистическом мире. Существуют еще и другие группы, расходящиеся во взглядах и со мною, и с Вами. Нас разделяет тактический прием относительно этих других социалистов-революционеров, с нами не согласных, и как немаловажно, по-видимому, значение тактического приема в той громадной борьбе, которую предполагает понятие социальной революции, для настоящего положения России я считаю это расхождение настолько важным, что признаю его решающим» [13].

После того как 1879 году общество «Земля и воля» раскололось на «Черный передел» и «Народную волю», народническая «ветвь» расходится с теми, кто в будущем станет именоваться «социал-демократами». Это разделение, главным образом, было связано с противоречиями по проводу программы действий. Именно тактические вопросы оказались едва ли не ключевыми в разделении российского революционного движения. Социал-демократы выступали противниками террора и заговорщицкого захвата власти и выступали за пролетарскую революцию. Народники и их последователи считали террор еще не исчерпавшим себя в полной мере средством борьбы, а «вся тяжесть борьбы с самодержавием» падала как на пролетариат, но также и на трудовое крестьянство и революционно-социалистическую интеллигенцию. Для эсеров трудовой народ был неким единым социальным слоем, они не отводили пролетариату главенствующей роли.

Ряд организаций, возникших на территории России после 1890 г., будет считать себя правопреемниками народовольцев. Но для социалистов-революционеров «второй волны» будет очевидной задача пересмотра предыдущего опыта и синтеза наиболее жизнеспособных идей:

«Смотреть кругом себя и видеть; не заклеивать воском доктринерства уши, а, наоборот, прислушиваться к шуму и трепету действительности; выводить нашу социально-политическую программу из окружающих условий — таков дух, завещанный нам «Народною волею», и ему мы хотим остаться, ему остаемся верными при изменившихся обстоятельствах…»

Автор отмечает, прежде всего, рост капитализма в России и, влекомые им процессы, происходящие в рабочей среде. Собственно, для революционера, по мысли Русанова,

«дух и сущность народовольчества» и заключаются в «практическом … признании нашей руководительницей лишь самой жизни, лишь самой реальной действительности». При этом он подчеркивает, что в вопросах террора социалисты-революционеры остаются «верными традициям Исполнительного комитета», этому «необходимому, хоть и печальному, орудию борьбы с правительством» [14].

Убийство Сергея Александровича Иваном Каляевым. 1905

В. Л. Бурцев, редактор «Былого», писал в письме к Г. А. Лопатину о своем понимании задач, стоящих перед своим журналом: «Нет, для нас «Былое», — одна из форм борьбы, борьбы в духе Нар[одной] воли. Все, что мы сможем сделать для апофеоза Н[ародной] в[оли] и ее идей и ее борьбы, мы это сделаем «старым людям на послушание, а молодым на память» [15].

Стоит отметить, что все-таки для тех, кто именовал себя социалистами-революционерами, идеи К. Маркса не были чем-то абсолютно чуждым и враждебным: «Народная воля» дала нам то могучее орудие борьбы, с помощью которого партия может добиться необходимой для нее политической свободы. Социал-демократы указали на класс промышленных рабочих как на главную точку приложения интеллигентных социально-революционных сил» [16]. Теперь лишь необходимо привести к синтезу аспекты социализма и политической борьбы. Ведь главная недоработка народовольцев, по мнению автора, заключалась в том, что они «не сумели объединить свою политическую борьбу с наиболее естественной и целесообразной постановкой социалистического дела» [17]. Для эсеров все-таки были очень важны особенные, по их мнению, «русские условия».Теоретики неонародничества предостерегали российских социал-демократов от догматизма и призывали их принимать во внимание особенности российской действительности [18].

Забастовка рабочих на Путиловском заводе. 1905

В заключение стоит сказать, что радикализм был характерен для российского социал-революционного движения. Он демонстрировал себя в полной мере на протяжении всего периода второй половины 19-го — начала 20-го века. И приход к власти большевиков показал, что у российского революционного движения существуют общие история и традиция, со своими специфическими особенностями, проистекающими из политической действительности самодержавной России: культурной отсталости подавляющего большинства населения, политической несвободы, полнейшей недоговороспособности «старого режима». Отсюда выросли и социал-демократы, и эсеры, восприняв в той или иной степени боевые традиции кружков и организаций 1870−1880-х гг. 19-го в. И «Народной воли», прежде всего, как самого яркого политического события этого времени.

Поэтому понятие «социалист-революционер» как явление шире, нежели политическая принадлежность к той или иной организации.

* * *

[1] Манифест Российской социал-демократической рабочей партии // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Ч. 2. 1898−1925 гг. М., 1953. С. 274.

[2] Бакунин М. А. Речь на Конгрессе Лиги Мира и Свободы в 1868 г. // Бакунин М. А. Избранные сочинения в 5тт. Т. 3. М.; СПб, 1920. с. 112

[3] Чернов В. М. Перед бурей. М., 1993. С.108.

[4] Лавров П. Л. Народники 1873−1878 года. Гл. 1−2 // Материалы для истории русского социал-революционного движения. Женева, 1895. С. 20−21.

[5] Цит. по: Троицкий Н. А. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма 1866−1882 гг. М., 1978. С. 206.

[6] Дебогорий-Мокриевич В. К. Воспоминания. СПб., 1906. С. 333.

[7] Литература партии «Народная воля». М., 1907. С. 39.

[8] Морозов Н. А. Несколько слов об архиве «Земли и Воли» и «Народной Воли» (письмо в редакцию) // Архив «Земли и Воли» и «Народной Воли». М., 1932. С. 36.

[9] Литература партии «Народная воля». С. 44.

[10] Кузьмин Д. (Колосов Е. Е.). Народовольческая журналистика. М., 1930. С. 244.

[11] Литература партии «Народная воля». С. 78−79

[12] Спиридович А. И. Партия социалистов-революционеров и ее предшественники. 1886−1916 гг. Пг. 1918. С. 32.

[13] Цит. по: Володин А.И., Итенберг Б.С. Лавров. М., 1981. С. 277.

[14] Русанов Н. С. (Тарасов К.) Наша программа. «Вестник русской революции», №1. Париж, 1901 г. // Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. Т. 1. 1900−1907 гг. М., 1996. С. 51.

[15] Цит. по: Будницкий О. В. История «Народной воли» в идейной борьбе первой российской революции // Революционеры и либералы России. М., 1990. С. 286.

[16] Житловский Х. О. (Григорович С.). Социализм и борьба за политическую свободу. Лондон., 1898 г. // Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. Т. 1. 1900−1907 гг. М., 1996. С. 40.

[17] Там же. С. 45.

[18] См., например: Чернов В. М. Экономический материализм и критическая философия. // Вопросы философии и психологии. №39(2). М., 1897.

Антикварная книга «Партия социалистов-революционеров и ее предшественники 1886- 1916» Спиридович А И 1918,

  • Книги
    • Художественная литература
    • Нехудожественная литература
    • Детская литература
    • Литература на иностранных языках
    • Путешествия. Хобби. Досуг
    • Книги по искусству
    • Биографии. Мемуары. Публицистика
    • Комиксы. Манга. Графические романы
    • Журналы
    • Печать по требованию
    • Книги с автографом
    • Книги в подарок
    • «Москва» рекомендует
    • Авторы • Серии • Издательства • Жанр

  • Электронные книги
    • Русская классика
    • Детективы
    • Экономика
    • Журналы
    • Пособия
    • История
    • Политика
    • Биографии и мемуары
    • Публицистика
  • Aудиокниги
    • Электронные аудиокниги
    • CD – диски
  • Коллекционные издания
    • Зарубежная проза и поэзия
    • Русская проза и поэзия
    • Детская литература
    • История
    • Искусство
    • Энциклопедии
    • Кулинария. Виноделие
    • Религия, теология
    • Все тематики
  • Антикварные книги
    • Детская литература
    • Собрания сочинений
    • Искусство
    • История России до 1917 года
    • Художественная литература. Зарубежная
    • Художественная литература. Русская
    • Все тематики
    • Предварительный заказ
    • Прием книг на комиссию
  • Подарки
    • Книги в подарок
    • Авторские работы
    • Бизнес-подарки
    • Литературные подарки
    • Миниатюрные издания
    • Подарки детям
    • Подарочные ручки
    • Открытки
    • Календари
    • Все тематики подарков
    • Подарочные сертификаты
    • Подарочные наборы
    • Идеи подарков
  • Канцтовары
    • Аксессуары делового человека
    • Необычная канцелярия
    • Бумажно-беловые принадлежности
    • Письменные принадлежности
    • Мелкоофисный товар
    • Для художников
  • Услуги
    • Бонусная программа
    • Подарочные сертификаты
    • Доставка по всему миру
    • Корпоративное обслуживание
    • Vip-обслуживание
    • Услуги антикварно-букинистического отдела
    • Подбор и оформление подарков
    • Изготовление эксклюзивных изданий
    • Формирование семейной библиотеки

Расширенный поиск

Спиридович А. И.

Иллюстрации

Когда эсеры пытались взорвать чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение» в 1898 г.


8 марта 1898 г. будущий изобретатель и ученый Анатолий Георгиевич Уфимцев (1880-1936) надеялся поколебать веру народа в чудотворную силу Курской-Коренной иконы, поэтому ее решили уничтожить. В Знаменском соборе города Курска, во время всенощной в честь Честного Креста, во время обработки Креста вокруг храма, рядом с иконой поставили бомбу замедленного действия, изготовленную в Финляндии, в качестве «приношения». «, но бомба не взорвалась в назначенное время во время службы, вместо этого разрушительный взрыв в 2 часа ночи сотряс стены монастыря, в то время как храм был пуст.

Газеты того времени сообщали об ужасных разрушениях. Сила взрыва разбила позолоченный балдахин над иконой. Тяжелое мраморное основание с несколькими массивными ступенями сдвинулось с места и раскололось на несколько частей. Огромный металлический подсвечник, стоявший перед иконой, унесло в противоположную сторону собора. Чугунная дверь у иконы Божией Матери сорвалась с петель и была выброшена наружу, где ударилась о стену и дала глубокую трещину. Все окна в соборе, в том числе и в куполе над головой, были выбиты. Среди всеобщего разорения святая икона осталась целой, и даже стекло в раме, по словам некоторых, было целым. Вместо того, чтобы уничтожить Курскую-Коренную икону, анархисты должны были, наоборот, стать причиной ее большего прославления.

Anatoly Ufimtsev

Affermath

отлично, но не достиг цели. Два года спустя, находясь в тюрьме за очередной революционный инцидент, Уфимцев хвастался перед заключенными своим «героизмом» по поводу инцидента с Курской-Коренной иконой. Один из его сокамерников оказался верующим. Возмущенный, он сообщил об этом своему начальству. В ходе дополнительного расследования виновный признал, что именно он устроил взрыв от имени партии эсеров. Но он не предал своих товарищей, совершивших вместе с ним теракт.

Только осенью 1901 года учащиеся Курского реального училища Анатолий Уфимцев (20 лет) и Леонид Кишкин (21 год), внештатный писец Василий Каменев (22 года), студент Института инженеров путей сообщения , Анатолий Лагутин (21 год), арестованы за причастность к взрыву в Знаменском соборе. Из показаний задержанных следовало, что взрыв был произведен с подачи Уфимцева, чтобы поколебать веру в почитаемую святыню и привлечь всеобщее внимание к этому происшествию. Уфимцев включил в этот преступный заговор трех своих товарищей: Кишкин помог ему изготовить бомбу, а Каменев купил часы для таймера. После изготовления бомбы Уфимцев, Кишкин и Лагутин 7 марта, во время всенощной службы, приступили к заговору.

Ввиду искреннего раскаяния и откровенных показаний террористов, а также несовершеннолетнего возраста Уфимцева и остальных на момент совершения преступления было решено не доводить дело до суда. 26 декабря 1901 года царь Николай II приказал выслать обвиняемых в отдаленные районы Российской империи под полицейским надзором: Уфимцева отправили на пять лет в город Акмолинск в Северном Казахстане, а Кишкина, Каменева и Лагутина на два года в Восточная Сибирь.

Раскрытие этого преступления и арест организаторов и исполнителей попытки уничтожения Иконы помогли остановить распространение слухов, распускаемых неверующими курдами, о том, что взрыв был устроен самими монахами для привлечения паломников в Монастырь.

После отбытия наказания Уфимцев вернулся в Курск и открыл слесарную мастерскую. Там он стал своего рода знаменитостью, которую посещали люди, открыто имевшие репутацию революционера. После Октябрьской революции Уфимцев сразу примкнул к большевикам, уехал в Москву и пользовался покровительством видного революционера Максима Горького. Он стал известным изобретателем со многими патентами.

Известный писатель Леонид Андреев использовал «эффектный сюжет взрыва» для кощунственной пьесы «Савва». В ней под именем революционера Саввы он изобразил Уфимцева. Савва уговаривает пьяного монаха из монастыря за деньги поставить под иконой «адскую машину». Тот соглашается, но в последний момент пугается и докладывает обо всем настоятелю. Игумен решает использовать это обстоятельство «во славу Божию» и увеличить монастырский доход. Он приказывает монаху поставить у входа адскую машину, а сам достает Чудотворную икону. После взрыва настоятель тайно кладет на нее икону и демонстрирует «чудо».

В 2007 году в Курск были привезены экспонаты Кунсткамеры, среди которых было и сердце одного из покушавшихся разрушителей «Иконы». Василий Каменев был убит тюремщиками. Как и всех, Василия задержали, а при попытке к бегству расстреляли. Пуля попала ему в сердце и прошла навылет. «Даже пуля не хотела оставаться в этом грешнике», — гласили слухи. Каменев прожил еще три часа: как говорили на выставке, он молился и просил у Бога прощения.

В прошлом веке, в годы гонений на Православную Церковь, Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» была вывезена за границу. Архиепископ Серафим (Иванов) в своей книге «Одигитрия Русского Зарубежья» вспоминает следующее: «В 1949 году, когда глава Синодальной канцелярии протопресвитер Георгий Грабе находился во Франкфурте с чудотворной иконой Божией Матери, старая к нему подошел мужчина и, отзвав его в сторону, сказал: «Я был соучастником попытки взрыва иконы. Я был мальчиком, я не верил в Бога. Вот я и хотел проверить: если Бог есть, то Он не допустить разрушения такой великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке». После этого старец со слезами поклонился чудотворной иконе и вышел из храма».

Знаменский собор в Курске, фото сделано 18 апреля 1898 года. На этой открытке ХХ века изображены леса, воздвигнутые у апсиды для ликвидации последствий взрыва спустя чуть более месяца прежний. Видны и рабочие.

Свидетельства очевидцев

Вот показания одного свидетеля, монаха монастыря, взятые из журнала «Русский Пилигрим» № 12 от 21 марта 99 г. 8:

«Келья, в которой я спал, находится рядом с покоями настоятеля… Мы долго спали, как вдруг, около часа ночи, раздался страшный взрыв, от которого стекла на окнах лопались и вещи падали со столов. Конечно, все проснулись. Я тоже вскочил с кровати, но никто ничего не видел… Все было спокойно и погружено во тьму ночи… Какая-то зловещая тишина. Накинув на себя халат, я выбежал во двор, где уже били тревогу ночные сторожа. От них я узнал, что взрыв произошел в храме. Побежали за ключом, вынесли фонари.

Мы вошли в храм… и нашему взору предстала ужасная картина разрушения. Окна с северной стороны и массивные железные двери были выломаны, как будто в них ворвались вооруженные грабители… Позже выяснилось, что это последствия взрыва. Когда внутреннее убранство храма было должным образом освещено, представилась полная картина разрушения. Сень, под которой находилась Чудотворная икона Божией Матери, помост перед иконой, все это превратилось в груду развалин. Чугунный позолоченный балдахин, массивный подсвечник на 150 свечей — все разлетелось вдребезги. ..

Вся братия поспешила в собор. Прибыл и Преосвященный Ювеналий… Каково же было наше утешение и радость, когда мы увидели, что не только Святыня, но и сам киот, находившийся в подъезде, целы! Настолько цел, что ни единой царапины нигде. Были развалины, груды мусора, картина полного разрушения, а Святая икона, как чудо из чудес, цела и невредима. Со слезами умиления все пали ниц перед таким явным новым чудом нашей великой Святыни, и со слезами умиления совершили первый после разрушения молебен».0004

А вот свидетельство другого старого монаха, приведенное в том же журнале:

«По окончании первого часа вся братия легла спать. Во время глубокого сна я услышал страшный адский гул, от которого моя кровать как будто закачалась в воздухе. В первый момент голова как будто затуманилась — уж слишком страшно было пробуждение. Послышался второй, потом еще один — и бегом по коридору. Только тогда я понял, что произошло что-то ужасное. Выбежав в коридор, я встретил монахов и вместе с ними поспешил на монастырский двор. Встретили ночных сторожей, показавших, что в большой церкви случилось что-то ужасное… Они побежали доложить епископу и архимандриту, но сами встали и поспешили в церковь…

Как только мы переступили порог церкви, нам в лицо ударил ужасающий густой смрад. Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они погасли от массы густого и едкого дыма. Потом открыли все двери и сделали сквозняк, чтобы хоть как-то очистить воздух. Когда церковь зажглась, из груди всех присутствующих вырвались крики ужаса. Великолепный балдахин, где находился Чудотворный образ, был буквально весь разрушен. Десятки драгоценных золотых и серебряных светильников были разбиты и отброшены на 6-7 саженей с невероятной силой. Стены навеса и его колонны были смещены, смяты, повреждены и сильно обожжены. Навес был сдвинут со своего места, ступени, находящиеся под навесом, с невероятной силой отброшены далеко и лежат в нескольких саженях от своего места. Молдинги крошились и отслаивались. Весь огромный собор был покрыт смешанным мусором. Повсюду разбросаны: гипс, деревяшки, гвозди, куски лепнины, свечи, клочки материи… Преосвященнейший Ювеналий с братией, с трудом пробравшись сквозь груду щебня, с душевным трепетом извлекли из киота совершенно цела чудотворная икона Знамения Божией Матери, при этом только стекло внутри разбито…

Трудно описать ту радость и то благодарение Богу и Пресвятой Богородице, которые охватили всех присутствовавших, когда мы увидели, что над Чудотворной иконой совершилось новое чудо благодати Божией. Как только разнеслась весть о чудесном событии, все жители города, от знатных и именитых людей до последнего бедняка, поспешили в монастырь. В девять часов утра прозвенел колокол, и двери храма распахнулись. Многотысячная толпа, как один человек, обнажила головы и перекрестилась. Народ устремился к храму, где в присутствии руководителей и чиновников города Преосвященнейший епископ Курский Ювеналий совершил торжественный молебен перед Чудотворной иконой. Храм не мог вместить всех пришедших увидеть своими глазами дивное чудо милосердия Божия, и вокруг собора образовывались все новые и новые толпы паломников. Эта первая молитва, после только что свершившегося чуда, отличалась необычайной торжественностью. Трудно описать ту минуту, когда по окончании акафиста Царице Небесной Высокопреосвященнейший Ювеналий поднял Чудотворную икону и осенил с четырех сторон молящихся, падших ниц пред глубоко чтимой святыней».0004

Кроме двух вышеприведенных свидетельств, дадим также описание этого чудесного события в местных курских газетах:

«8 марта в 1 час 50 минут вся братия Курского Знаменского монастыря была внезапно разбужена какой-то страшный удар, и окна во всех кельях задрожали, а келейник епископа Ювеналия, епископа Курского, был даже сброшен с постели. В большом испуге монахи выбежали во двор. Епископ Ювеналий с братией повернулся к собору, откуда шел удушающий запах. При попытке войти в собор выяснилось, что он весь пропитан едким дымом и гарью, от которых перехватывает дыхание и гаснут свечи. Немедленно послали за полицией и прокуратурой, и страшная весть о катастрофе мгновенно разнеслась по городу.

Перед глазами всех быстро собравшихся в соборе представителей местной власти: губернатора, генерала жандармов, прокурора, полицмейстера и других предстала ошеломляющая картина. По всему полу были разбросаны доски и битое стекло, которое, как оказалось, вывалилось даже из верхних окон купола с высоты пятнадцати футов. Массивная северная дверь собора была буквально вся разбита и выдвинута даже наружу. Настенные росписи и алебастр повреждены. Но больше всего пострадала та северная ниша, где постоянно находилась высокочтимая Святыня — Чудотворная Курская, или Коренная, икона Знамения Божией Матери.

Эта ниша в виде большого кивота, украшенная орнаментом и священными медальонами, была буквально вся разбита: внутренние позолоченные стены и ее колонны сожжены и выдвинуты, вся лепнина и светильники отброшены далеко в стороны, даже за апхирейской кафедрой; железная решетка перед сенью была сорвана, а массивный подсвечник на 150 свечей изуродован и отброшен на несколько саженей к противоположной стене; разлетевшиеся во все стороны подоконники, ведущие к навесу, повредили роспись стен. ..

Несмотря на все эти повреждения, которые могли произойти только от взрыва какого-то очень сильного вещества, сама драгоценная икона, шестисотлетняя русская национальная святыня, Чудотворная икона Знамения Божией Матери, на этот раз явил нам великое чудо и остался цел на выгоревших, разбитых стенках сени и невредим. Она лишь чуть-чуть сместилась влево в кивоте, но у халата дымом венец закоптился. У него даже стекла не было разбито [по предыдущему свидетельству монаха, стекло было разбито, что более правдоподобно, иначе как могла быть закопчена оправа?]. Также была найдена адская машина, представлявшая собой продолговатый белый металлический ящик, как можно было догадаться по его остаткам, с часами. Размер этого инофирменного ящика мог вместить более фунта динамита, чего было вполне достаточно, по словам МН-БШЮ пиротехника артиллерийского управления Г.П. Иванов. Следственные органы зафиксировали все телесные повреждения и сделали несколько фотографий».0004

Заключение

Все вышеприведенные свидетельства отмечают страшную силу взрыва и явно чудесное сохранение Иконы, лишь немного сдвинутой со своего места, как будто Царица Небесная отвратила Свой Лик от страшного злодеяния. И не только уцелела икона, но и не погибла ни одна душа.

Весть об этом дивном знамении разнеслась по всей России и даже проникла за границу. В следующее воскресенье, 15 марта, во всех русских храмах были отслужены благодарственные молебны Богородице, по случаю чудесного спасения Ее иконы. Паломники начали наводнять Курск, и вынести икону в девятую пятницу после Пасхи собралось более 60 тысяч паломников.

В память о чуде были фотографии взрыва многих домов в Курске. Чудо отмечается ежегодно 8 марта.

Further reading:

http://www.dddkursk.ru/number/701/new/005138/

http://www.vidania.ru/monastery/vzryv_v_znamenskom_sobore.html

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОРДЕН РАБОЧИХ и предшественники (1922-1946) история организации

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИСТОРИЯ

Начало Международного Ордена Рабочих с расколом Рабочего кружка, еврейская взаимная выгода общество социал-демократической окраски. Основные функции организации включало предоставление пособий по безработице, болезни, и страхование жизни и площадка для обсуждения социальных проблемы. Это был побочный продукт идеологии Третьего периода. коммунистическое движение, выраженное лозунгом «Класс против Класс», в котором параллельные организации революционного чистоту искали как общий принцип. Это был, однако, конец долгой и разочаровывающей попытки завоевать Круг на новую линию через процесс внутренней политики — усилие, которому на каждом шагу мешало правое большинство организации.

 

— Левое крыло Меньшинство рабочего кружка —

Долгое время внутри страны существовало левое крыло. Организация «Рабочий кружок». Ньюаркская конвенция 1920 г. Рабочий кружок заявил, что организация является рабочей классовой братской организации, но решил внести тысячи долларов организациям и газетам, признанным «реакционными». сегментом коммунистически ориентированных членов внутри группы.

19 февраля22 номинационная конференция в который должен был быть назначен новый Национальный исполнительный комитет привели Левое крыло к формальному существованию. Около 200 делегатов присутствовал на этой конференции, на которой доминировали социалисты, кто помешал ни одному представителю левых на мандатах Комитет. Результатом стала спонтанная забастовка левых делегатов.

В мае 1922 года Рабочий кружок провел свой 22-й съезд в Торонто. В этом съезде приняли участие 26 делегатов левого крыла из 138, которые боролись над двумя резолюциями Исполнительного комитета: одна против Советский Союз за его судебный иск против социалистической Революционеры и другие политические противники и второй против Рабочая партия Америки и ее орган на языке идиш, фрахт .

 

1. «Протест Конвент» [Круга рабочих] — Нью-Йорк? — 2 июня 1922 г.

Состоялся «съезд протеста» 2 июня 1922 г. в ответ на резолюции 22-го съезда. В нем приняли участие 338 делегатов, представляющих 235 филиалов. организации из 23 государств. Помимо принятия резолюций, Конвент протеста избрал комитет из 15 человек под названием Комитет левого действия. В этот комитет вошли: Д. Абрамс, Авраам Эпштейн, Кранц, Кречмар, Ной Лондон, Лоткер, Минделл, Ошински, Раскин, Р. Зальцман, Дэвид Сигель, Султан, Воск и П. Юдич,

11 июня 1922 г. Национальная исполнительная Комитет рабочего кружка нанес ответный удар, распустив Бостонский окружной комитет, в котором доминируют левые. 2 июля 1922 г. Лоткер был исключен из Нью-Йоркского комитета, а в июле 22 NEC перевела левых нападающих Линдена и Рсника из Питтсбурга. к статусу «членов на свободе». Аналогичное лечение был встречен с Рейнгольдом в Кливленде.

При выборах в Национальный совет Директора подошли в 1922 году, левое крыло оказалось в затруднительном положении. большинство в Миннесоте, Миссури, Вирджинии, Техасе, и Онтарио. Таким образом, Национальный исполнительный комитет был распущен. 5 государственных организаций и различные левые отделения, а также разделенные других благоприятных для его режима ветвей, тем самым обеспечив себе большего количества голосов. Несмотря на эти действия, левое крыло сопротивлялось. расколоть организацию, продолжать борьбу внутри Рабочего Организация кружка до 1925.

Съезд рабочего кружка 1925 г. присутствовало около 1000 делегатов, из которых около 1/4 поддерживал программу левого крыла, призывающую к Кружок, чтобы стать организацией классовой борьбы и остановить ее преследование левых. Левое крыло несколько дней боролось за выиграть право прочитать свою 10-минутную декларацию к Конвенции. В этой декларации говорилось, что «к нашему стыду, Круг, наш Орден, в последнее время стал сплошь и рядом оружие в руках реакционного элемента в еврейской рабочее движение» 9.0004

Один из главных проектов левых. внутри Рабочего кружка вращались вокруг учреждения еврейских рабочих детских школ, родственных Социалистической Воскресные школы и задумывались как «антитоксин для буржуазии». яд ежедневно впрыскивается в детские умы на публике школах, кино и других местах». рассматривать эти школы как пропагандистское орудие левого движения и двинулись в атаку на них. 20 декабря 1925 г. состоялась конференция рабочих Кружкам филиалов по школам было адресовано правое, которое призвал к совершенно новой модели для школ, заменяя местные школьные организации с администрациями, избираемыми централизованно соглашения. 19 декабря25 конференция отклонила эту реструктуризацию, на что ответил созыв второй конференции, этой еще один, плотно упакованный центральным руководством. Эта конференция вызвал забастовку более 100 участников левого крыла, которые поклялись не соглашаться на реструктуризацию. В результате 18 из 24 школ в Нью-Йорке были исключены из Workmen’s Circle. Эти исключенные школы объединились в «беспартийную еврейскую «Рабочие детские школы» — организация, выросшая охватить 83 школы к моменту их присоединения к Международный рабочий орден.

 

2. «Национальный Конференция протеста» [Круга рабочих] — Нью-Йорк Город? — (дата?) 1925.

A «Национальная конференция протеста» был созван в знак протеста против Конвенции 1925 г. Всего 191 филиалы были представлены на этом собрании, которое проходило на два дня. Конференция организовалась в «Левую Wing Alliance» и заявил, что будет бороться «против террор правой машины» и «за беспартийный [т.е. несоциалистическая партия] характер рабочих Круг». Была обещана помощь детскому школьному движению9.0004

Национальный исполнительный комитет Рабочий кружок ответил на организацию левого крыла Альянс предсказуемо, исключив 64 отделения с членством около 15000. Это поставило Исполнительный комитет Альянса в сложной ситуации. Вместо «самоубийства» преждевременного раскола Исполнительный комитет поручил своему филиалы для выполнения различных запросов NEC уйти в отставку из Альянса или быть исключенным. Раскол удалось предотвратить Отступление Альянса и движение за мир привели к давлению был поставлен на НЭК. С этой целью была созвана специальная конференция. по инициативе Провиденциального горрайкома Р.И. 30, 1926, в результате чего отделения выйдут из Альянса собраться и восстановиться в качестве ответвлений Рабочего кружка. В этом сходе приняли участие представители 188 филиалов. Однако НИК Рабочего кружка даже не присутствовал. сбор. Вместо того, чтобы мгновенно восстанавливать ветки, как обещал, NEC инициировал длительный процесс восстановления растянуть процесс на месяцы и даже годы, чтобы деморализовать левое крыло.

Съезд Рабочего кружка 1929 г. пытались исключить левое крыло из участия. на собрании выступил приглашенный спикер Виктор Чернов, руководитель Правая фракция Российской партии социалистов-революционеров. Было предъявлено обвинение в том, что на журналиста было совершено физическое нападение. ежедневной газеты Коммунистической партии на идише, 9-й0135 фрахт . Съезд продлил действие двух спорных резолюций Торонто. 1922 г. и официально одобрил действия НИК по подавлению Левое движение в Рабочем кружке.

 

3. Национальный Конференция групп меньшинств рабочего кружка — Новый Йорк-Сити — 11-13 октября 1929 г.

Национальная конференция групп меньшинств Рабочего кружка присутствовало 193 делегата, представлявших 108 отделений и 23 меньшинства отделений. Эти делегаты единодушно решили выйти из Рабочего кружка и построить новый явно рабочий порядок. Манифест, изданный конференция заявила:

«Время пришло когда каждый, кто серьезно относится к интересам рабочих должен стряхнуть с себя пыль Рабочего Круга. Рабочие Кружок, первоначально организованный под знаменем классовой борьбы, вписав в свою программу отмену капиталистического строя… за последние несколько лет превратился в инструмент капиталистическая политика.

«Не было ни одного единственное важное событие в жизни еврейских рабочих в последние 7 или 8 лет, когда руководство Рабочего кружка не встал на сторону врагов рабочего класса. контрреволюционный наиболее ярко выражена физиономия Рабочего кружка. в своем отношении к Советскому Союзу, единственному пролетарскому государство в мире, гордость и венец достижений всех сознательных рабочих во всем мире».0004

[сн. Р. Зальцман, «Первая борьба за пролетарский порядок», в г. Пять Годы Международного Ордена Рабочих, 1930-1935 гг. (Нью-Йорк: NEC IWO, 1935), стр. 14.]

 

Национальная конференция 1929 г. первоначально стремились присоединиться к уже существовавшему «Независимому рабочему Круг». В то время как 7 из 9 членов Национального Исполнительный комитет Независимого рабочего кружка был в пользу присоединения к левому крылу, два оставшихся члена, включая исполняющего обязанности секретаря, пытались использовать осмотры врачей как повод для исключения. Большинство НИК попыталось свергнуть и.о. секретаря в ответ, но противники левых Крыло Независимого рабочего кружка обратилось в суды, выиграть судебный запрет на слияние. Под надзором суда «Секретная конференция» состоялась 12 января 19 г.30, формально решить вопрос о допуске левых к «Независимый.» Это собрание победило движение однако 48 голосами против 45, что положило конец плану объединения.

Учредительные документы для IWO были поданной 28 марта 1930 г., которую организация признала его дата рождения. Около 5000 левых членов Рабочей Круги ушли, чтобы основать эту новую организацию.

 
— Международный Заказ рабочих —
4. Конференция Национального комитета прогрессивных отделений — Нью-Йорк Город? — 30 марта 1930 г.

Конференция 1930 года, созванная Национальным Комитет прогрессивных отделений рабочего кружка был приняли участие более 200 делегатов, представляющих 157 филиалов Рабочий кружок и Независимый, а также 13 меньшинств группы из других отделений. Конференция утвердила наименование

 

 

5. Первая Конвенция IWO — xxxxxxxxx — XX-XX мая 1931 г.
 

Летом 1932 года Венгерский рабочий Образовательное и благотворительное общество объединились по решению съезда его членов и последующего референдума. 4000 Таким образом, члены этой организации были созданы как Венгерская Раздел ИВО.

Летом 1933 года словацкие рабочие Общество путем голосования своих членов приняло решение о присоединении к IWO, в который вошли еще 4000 взрослых членов. Это стало Словацкая секция IWO.

 
6. 2-я Конвенция IWO — Чикаго, Иллинойс — XX-XX июня 1933 г.

2-й Конвент завершил слияние Венгерской и Словацкой секций IWO.

В 1933 году Российская Народная Взаимопомощь Общество, входящее в IWO, третье вненациональное отделение организации.

В начале июля 1933 г. еврейский Секция Международного Ордена Рабочих была официально учреждена. Еврейская секция состояла примерно из 1/3 организации. членство плюс дополнительное дополнение организации в то время также содержал формальные венгерский, словацкий, русский, Английский, польский, украинский, румынский и итальянский разделы.

 

ЧЛЕНСТВО
Заявленное членство в IWO:
1930 — 9057
1931 — 13 636
1932 — 20 746
1933 — 38 454
1934 — 62 153
1935 — 67 439 (на 1 апреля)
 
Источник: Пять Годы Международного Ордена Рабочих, 1930-1919 гг.35. (Нью-Йорк: NEC IWO, 1935), стр. 32.
 
7. 3-я Конвенция IWO — Нью-Йорк, штат Нью-Йорк — 6-11 мая 1935 г.

Присутствовало 1100 делегатов. на Конвенции 1935 г. Макс Бедахт, генеральный секретарь организации, представил отчет о росте организации собравшимся делегатам.

Вечером первого дня (6 мая, 1935) в Мэдисон-Сквер-Гарден прошел массовый митинг, который посетило более 17 500 человек. Собрание было адресовано Макс Бедахт и Эрл Браудер. Бедахт насчитывал 73 000 членов. IWO на данном этапе, не считая «более 8000 членов» Российского национального общества взаимопомощи, вскоре планируется ввести в IWO путем объединения. (См.: Ежедневный рабочий, 7 мая 1935 г., с. 3).

 
8. Четвертая конвенция IWO — Питтсбург, Пенсильвания — 23-30 апреля 1938 г.

Состоялся 4-й съезд IWO в отеле Форт Питт. Генеральный секретарь Макс Бедахт доставил Основной доклад на собрании. Было около 700 присутствующие делегаты.

Накануне открытия конгресса, состоялось публичное собрание, на котором присутствовало 3000 друзей IWO и обратился к мэру Питтсбурга Корнелиусу Д. Скалли.

Парад в центре Питтсбурга был запланировано на субботу, с семьями, марширующими в национальных костюмах, более десятка поплавков и бандажей. Шествие должно было начаться в 16:00 в Вест-парке на северной стороне города и по расписанию пересечь реку Аллегейни в центр города по 5-й авеню, оживленная магистраль.

 
9. Пятая конвенция IWO — xxxxxxxxx — (дата?)
 
 
 
20. Шестая конвенция IWO — Нью-Йорк — 2-7 июля 1944 г.
 
 
 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА
Генеральный секретарь:
Р. Зальцман
 
 
Офицеры на 1933-35 гг. , выборные к 19 июня33 2-я Конвенция, в том числе:
Генеральный секретарь:
Макс Бедахт
 
Национальный председатель: Уильям Вайнер
Заместитель председателя: Гас Мейер
Секретарь записи: Иосиф Р. Бродский
Казначей: Петр Шипка
 
Национальный исполнительный Комитет (30):

Н. Айров, Иосиф Бродский, Л. Кандела, М. Джурик, К. Айзенбергер, Дж. Фехер, Р. Фидлер, Д. Грин, И. Гуковски, Х. Хоултон, К. Кореник, Р. Кубичек, С. Меншер, Гас Майер, Х. Полткин, Г. Примофф, А. Розенбаум, С. Розенталь, Р. Зальцман, Н. Шаффер, Питер Шипка, А. Спитцер, Э. Стоклас, И. Султан, М. Ткач, М. Толсисс, Дж. Траубер, Уильям Вайнер, М. Работа.

 

Офицеры на 1933-35 гг. , выборные к 19 июня33 2-я Конвенция, в том числе:
Генеральный секретарь: Макс Бедахт
Президент: Уильям Вайнер
Заместитель председателя: Джордж Э. Пауэрс (Детройт)
Секретарь записи: Луиза Томпсон
Казначей: Петр Шипка

 

 

ПУБЛИКАЦИИ

Первым официальным органом IWO был журнал. на идише и английском называется Искра, создана в 1930 году.

 

 

МАЙ

«Первая конвенция Международный Орден Рабочих, Inc.» Р. Зальцмана [май 30, 1931] Один из самых успешных членских «массовых» партий Коммунистической партии организаций» был Международный рабочий орден, образованный отделением левых ветвей от рабочего кружка, еврейское братское и благотворительное общество социалистической ориентации. В этом предсъездовском отчете главы IWO Р. Зальцмана дается краткий описание происхождения и деятельности IWO в течение первых 11 месяцев между его фактическим запуском 1 июля 1930 и конец мая 1931 года. Зальцман отмечает, что около 225 отделений IWO в 31 штате были организованы с 12 000 членов — немного меньше цели в 15 000, установленной на год. Более 22 700 долларов США пособия по болезни были выплачены организацией в течение на этот период, при этом в резерве осталось 51 600 долл. США. В дополнении к пособия по болезни, IWO взяло на себя формирование детских школы от организации Беспартийные рабочие детские школы, привело к созданию 80 школ, дающих «рабочее классное революционное воспитание» примерно 6000 детей. Далее, IWO «активно участвовал в массовой борьбе», включая одобрение законопроекта о национальном медицинском страховании, участие в первомайских митингах и участии в предвыборной кампании «во главе Коммунистической партии». «Первая конвенция Международного Рабочего Ордена примет общее правильное линии, в свете конструктивной самокритики, отменить недостатки в нашей работе, выявить слабые места и усилить наша позиция за единый классовый порядок в братском движении в этой стране», — заявляет Зальцман.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *