«Система образов» или «особенности раскрытия характеров героев»
Похожие презентации:
Иван Алексеевич Бунин и Липецкий край
Проект по литературному чтению «Они защищали Родину»
Бауыржан Момышулы (1910-1982)
Исследовательский проект «Пушкин – наше всё»
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого
Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни
Олжас Омарович Сулейменов (род.1936 г.)
Жизнь и творчество Алишера Навои
XIX век в зеркале художественных исканий
Своя игра. Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена
1. «Система образов» или «особенности раскрытия характеров героев»
«Система образов» или«особенности раскрытия
характеров героев»
Подготовил : Соломников
Сергей
Ученик 10 класса
МКОУ СОШ №12
Проверил:
2. История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
История создания,система образов,
приемы
характеристики
героев в пьесе А. Н.
Островского
«Гроза»
«Самое
решительное
произведение
Островского»
3. История создания пьесы
Произведение имеетобобщающий смысл, не случайно
Островский назвал свой
вымышленный, но удивительно
реальный город
несуществующим именем
Калинов. Кроме того, в основу
пьесы легли впечатления
от поездки по Волге в составе
этнографической экспедиции
по изучению быта жителей
Поволжья. Катерина, вспоминая
о детстве, говорит о шитье
по бархату золотом. Этот
промысел писатель мог видеть
в городе Торжке Тверской
губернии.
4. Значение названия пьесы «Гроза»
Гроза в природе (действие 4) — физическоеявление, внешнее, не зависящее от героев.
Гроза в душе Катерины — от постепенного
смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам
совести от измены мужу и к ощущению греха перед
людьми, подтолкнувшему к покаянию.
Гроза в обществе — ощущение людьми,
ратующими за неизменность мира, чего-то
непонятного. Пробуждение в мире несвободы
свободных чувств. Этот процесс тоже показан
постепенно. Вначале только штрихи: нет должного
почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем —
неповиновение.
Гроза в природе является внешней причиной,
спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно
она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу
в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то
пошел наперекор.
5. Значение названия пьесы «Гроза»
Вывод.Смысл
заглавия:
гроза
в природе —
освежает,
гроза
в душе —
очищает,
гроза
в обществе —
освещает
(убивает).
6. Эпоха перемен
Пьеса «Гроза» создавалась впредреформенные годы. Это
была эпоха политических,
экономических и культурных
перемен. Преобразования
затронули все слои общества, в
том числе среду купечества и
мещанства. Рушился старый
уклад жизни, уходили в прошлое
патриархальные отношения люди должны были
приспосабливаться к новым
условиям существования.
В литературе середины 19 века
также происходят изменения.
Особую популярность в это
время приобрели произведения,
главными героями которых были
представители низших классов.
Они интересовали писателей
прежде всего как социальные
типы.
7. Система действующих лиц пьесы
Говорящиефамилии
Возраст героев
«Хозяева жизни»
«Жертвы»
Какое место
занимает Катерина
в этой системе
образов?
8. Система действующих лиц пьесы
«Хозяева жизни»Дикой: «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то
ведет».
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».
9. Система действующих лиц пьесы
«Жертвы»Кулигин: «Лучше
уж стерпеть».
Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай,
что хочешь, только бы шито да крыто было».
Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей
волей жить!»
10. Образ Катерины, как главной героини пьесы занимает господствующее положение. Именно её переживания и чувства для автора
являютсяосновными. Именно её судьба
особо выделяется из судеб
главных героев.
По общественному положению,
она хоть и является женой
Тихона, но не является
хозяйкой дома, т. к. в доме
господствует Кабаниха, которая
всячески подвергает её
унижениям. Она полностью
зависит от мужа и свекрови, как
и все замужние девушки,
ушедшие из отчего дома. Для
Кабанихи она занимает почти
место служанки, а Тихон,
который мог бы это изменить,
ничего не делает, он и слова
поперек не скажет матери.
11. Особенности раскрытия характеров героев
Катерина — поэтическая речь,напоминающая заклинание, плач или
песню, наполненная народными
элементами.
Кулигин — речь образованного
человека с «научными» словами
и поэтическими фразами.
Дикой — речь изобилует грубыми
словами и ругательствами.
12. Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:
Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!»Кудряш: «А что?»
Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал!
Дармоед! Пропади ты пропадом!»
Борис: «Праздник; что дома-то делать!»
Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота
дивная».
Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как
приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».
Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Варвара: «Не уважишь тебя, как же!»
Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная
мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».
13. Использование приема контраста и сопоставления:
Использование приема контрастаи сопоставления:
монолог Феклуши — монолог Кулигина,
жизнь в городе Калинове — волжский
пейзаж,
Катерина — Варвара,
Тихон — Борис
English Русский Правила
сравнительная характеристика героев драмы «Гроза»
Действие драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» происходит в середине 19 века в придуманном автором городе Калинове, расположенном на берегу Волги.
Содержание
Социальное, материальное и семейное положениеСавёл Прокофьевич Дикой — богатый купец, «значительное лиц в городе». У него есть жена и дочери-подростки, запуганные своим грозным владыкой. К семейству купца можно отнести и его племянника Бориса, который живёт у него в услужении в надежде, что дядя даст ему с сестрой причитающееся им бабушкино наследство.
Марфа Игнатьевна Кабанова — купчиха. Она богатая вдова. С нею проживают сын Тихон с молодой женой Катериной и дочь Варвара. Своих великовозрастных детей и невестку Марфа Игнатьевна постоянно учит уму-разуму.
И Дикой, и Кабанова считаются главными людьми в городе, так как оба очень богаты.
Значение имён и фамилий
Фамилии этих двух персонажей говорят сами за себя. От них будто веет грубой силой. Имя Савёл похоже на имя евангельского персонажа Савла, который был гонителем христиан. Отчество Дикого — Прокофьевич, Прокофий в переводе с греческого значит «преуспевающий», «успешный».
Имя Марфа является русской формой имени Марта и означает в переводе с древнееврейского языка «наставница», «хозяйка», «владычица». Это имя часто встречалось в купеческой среде. От жителей города Калинова купчиха получила прозвище «Кабаниха», от которого веет чем-то недобрым, грубым.
Сопоставление характеровХарактеры Кабанихи и Дикого во многом сходны, но есть в них и существенные различия.
СходствоУ Дикого и Кабанихи главная черта характера — властолюбие, стремление подчинять себе других людей. Эти персонажи считают себя в городе и в семье главными и самыми разумными людьми, так как они богаты и имеют большой жизненный опыт. На самом деле, ума у них не очень много, они не понимают, что руганью, постоянным ворчанием и требованием безоговорочного подчинения вредят своим же детям, унижая их.
Властолюбивая Кабаниха, стремясь пресекать в своих детях самостоятельность в суждениях и действиях, вырастила слабовольного, бесхарактерного сына и дочь, которая научилась её обманывать и жить по принципу «делай что хочешь, только бы шито да крыто было» (действие 2, явление 2).
Различие
Самодурство Дикого и Кабанихи проявляется по-разному. Марфа Игнатьевна деспотично относится только к своим детям, невестке и слугам. В обществе она старается выглядеть добропорядочной матерью и хозяйкой. Дикой же грубо относится не только к своей семье, но и к жителям города. Он считает себя вправе ругать людей, бить своих домочадцев. «Пронзительный мужик!» — говорит о нём его конторщик Кудряш (действие 1, явление 1). Ваня Кудряш молод, смел, силён, не боится своего хозяина, отвечает на его ругань, а других людей купец совсем запугал. Дикой очень жаден, старается не платить своим работникам за труд, запугивая их своей злобностью и агрессией. Такая патологическая жадность, наверно, не позволяет ему помогать нищим.
В отличие от Дикого, который не признаёт никаких правил, Кабаниха — строгая и фанатичная блюстительница домостроевских правил и ритуалов, нетерпимая ко всему новому. «…Кабаниха создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев, за которые стоит со всем тупоумием самодурства», — писал Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве».
Марфа Игнатьевна набожна, ведь верить в бога и ходить в церковь — это одно из правил Домостроя. Она помогает нищим, а своих домашних совсем замучила своим постоянным недовольством и ворчанием. За это Кулигин отзывается о ней, как о ханже, с виду благочестивой, но угнетающей своих близких. Кабаниха — противница искренних проявлений чувств, все должны вести себя согласно патриархальным традициям и ритуалам. Например, она отругала Катерину, когда та при прощании кинулась мужу на шею, и заставила молодую женщину кланяться ему в ноги.
Если в доме Дикого царит атмосфера страха, то Кабаниха создала у себя атмосферу лицемерия и обмана. Её дочь Варвара говорит Катерине, что весь их дом держится на обмане.
Параметры сравнения | Кабаниха | Дикой |
Социальное, материальное и семейное положение | Богатая купчиха, вдова. Семья: сын, дочь, невестка. | Зажиточный купец, значительное лицо в Калинове. Семья: жена, дочери-подростки. В его доме также живёт племянник Борис. |
Значение имён | Марфа — с древнееврейского «хозяйка», «владычица», «наставница». | Имя Савёл напоминает имя «Савл», которое носил евангельский персонаж, гонитель христиан. |
Сходные черты характера | Властолюбие, эгоизм, наклонность к деспотизму. | |
Различные черты характера | Хладнокровность, ворчливость, показная набожность, ханжество, лицемерность. Строго соблюдает старинные ритуалы и требует этого же от других, нетерпима ко всему новому. | Горячий нрав, агрессивность, злость, жадность, грубость, не признаёт никаких нравственных правил. |
Атмосфера в доме | Всё в её доме построено на лицемерии, держится на обмане. | Создал в своём доме атмосферу страха, все боятся злобного хозяина. |
Отношение к домочадцам, работникам, нищим, странникам | Донимает всех своих домашних ворчанием, замечаниями, укорами. Своих взрослых детей и невестку постоянно учит жить, наставляет, угрожает. Помогает нищим и странницам. | Держит себя со всеми агрессивно. Постоянно расстраивается, что нужно платить работникам, поэтому начинает злиться и ругаться, и работники уходят от него часто без денег. |