Правители в смутное время в: правители России в период смутного времени.

Правители Смутного времени | это… Что такое Правители Смутного времени?

О смутном времени как явлении в истории России см. статью Смутное время.

Годы с 1598 по 1613 известны в исторической литературе под названием эпохи Смутного времени или времени нашествия самозванцев. Царь Федор Иоаннович, последний из оставшихся в живых сыновей Ивана Грозного, умер 7 января 1598 года бездетным. Его смертью закончилась династия Рюриковичей, правивших Русью более 700 лет. На российский престол 22 февраля 1598 года взошел представитель боярского рода, Борис Фёдорович Годунов, родной брат царицы Ирины Фёдоровны, жены царя Федора Иоанновича.

Содержание

  • 1 Борис Годунов
  • 2 Самозванец (Дмитрий)
  • 3 Василий Шуйский
  • 4 Семибоярщина
  • 5 Ополчения
  • 6 Конец Смутного времени и его значение
  • 7 Примечания
  • 8 Источники

Борис Годунов

Основная статья: Борис Годунов

Царствование Бориса Годунова сопровождалось большими потрясениями для России. В 1601—1603 годах страну поразил жестокий голод в связи с трёхлетним неурожаем. Из-за извержения вулкана Уайнапутина[1], лето 1601 года выдалось исключительно сырым. Дожди лили так часто, что по словам монаха-бытописателя Авраамия Палицына, все «человецы в ужас впадоша». В середине августа было резкое похолодание, что погубило всю растительность. Старых запасов хлеба хватило лишь на скудное пропитание до весны и на новый посев. Но семена не взошли, залитые сильными дождями. Новый неурожай принес «глад великий…мроша людие, как и в поветрие моровое не мроша…».Царь Борис Годунов принимал ряд мер для уменьшения голода. Он издал указ, которым устанавливал предельную цену на продажное зерно, а уездным воеводам приказал выдавать хлеб неимущим людям из городовых осадных запасов. Голодные люди устремились в уездные города. Но хлеба на всех не хватало. Особенно много ходоков за хлебом устремилось в столицу. Царь Борис приказал оделять голодных людей по «денежке» в день, на которую в Москве можно было купить треть фунта хлеба. Но и в Москве хлеба на всех прибывших не хватало. Тела умерших от голода сотнями валялись на улицах. За два года и четыре месяца в Москве было схоронено 127000 умерших.

Памятный в русском народе голод 1601—1603 годов не прошел бесследно для народного сознания. «Быть беде», — говорили в народе. И она пришла. В 1603 году под Москвой вспыхнуло восстание бедняков во главе с Холопко. Войскам Годунова с трудом удалось его подавить.

Самозванец (Дмитрий)

Основная статья: Лжедмитрий I

В конце 1604 года на Руси объявился претендент на царский престол — Самозванец, бывший инок Чудова монастыря в Москве, Григорий Отрепьев. Объявив себя спасшимся царевичем Дмитрием, он, при содействии польского короля Сигизмунда III, вступил на землю русскую. Лжедмитрий I с отрядом поддержки беспрепятственно дошел до Новгорода Северского, но был остановлен войсками царя Бориса под командованием князей Трубецкого и Петра Басманова. 21 января 1605 года произошло кровопролитное сражение и отряд Самозванца был разгромлен, а сам он ушел в Путивль, который встал на его сторону.

13 апреля 1605 Борис Годунов умер, и Москва присягнула в верности его сыну Федору. Примеру ее последовали многие города России. Но Петр Басманов со своими единомышленниками встал на путь измены и, прибыв в Путивль, поклялся в верности Лжедмитрию I, назвав его царем. Почувствовав столь мощную поддержку, Самозванец отправил жителям Москвы грамоту, в которой уверял их в своей милости. Москва, а с ней и другие города, признали Григория Отрепьева сыном Ивана Грозного и присягнули новому царю. При этом московская чернь вторглась во дворец Годуновых, убила Федора Годунова и его мать, Марию Григорьевну. Дочь Бориса Годунова, Ксению, бояре заставили уйти в монастырь. Тело же Бориса Годунова извлекли из могилы в церкви святого Михаила и захоронили вместе с телами жены и сына в обители святого Варсонофия на Сретенке (ныне Сретенский монастырь).

Лжедмитрий I торжественно прибыл в Москву и, став царем московским, женился на Марине Мнишек, дочери польского воеводы Мнишека Сендомирского, установив во дворце польские обычаи и порядки, не соблюдая русских традиций и отвергнув православную веру. Москвичи в течение года терпели бесчинства Григория и его окружения, и 17 мая 1606 года в результате боярского заговора он был убит. Убит был и изменник Петр Басманов.

Василий Шуйский

Основные статьи: Василий Шуйский, Восстание Болотникова, Тушинский вор

По предложению боярской Думы новым царем выкликнули князя Василия Ивановича Шуйского, потомка великих князей Суздальско-Нижегородских, и 1 июня 1606 года он был венчан на царство. Однако ожидаемого спокойствия в стране не наступило.

После избрания верховым боярством царем князя Василия Шуйского, менее знатное, среднее боярство, к которому примкнуло столичное дворянство, приказные дьяки, а также провинциальное дворянство (городовые дворяне и дети боярские), было недовольно его избранием и восстало против него. Недовольство это было вызвано тем, что вопреки принятому в то время порядку, Шуйский был возведен на престол не «по приговору всей земли», то есть не Земским собором, в котором принимали участие все сословия российского общества, а лишь кучкой знатных бояр и толпой преданных ему москвичей. Первым против Шуйского поднялся князь Григорий Шаховской, высланный Шуйским воеводой в Путивль. Его поддержало местное дворянство, к которому примкнули и неслужилые низшие классы населения, тягловые и нетягловые. Они-то и были, сначала, главной опорой восставшего дворянства. Впоследствии эти классы будут выступать уже отдельно от всех, направив свои враждебные действия как против боярства, так и против дворянства. Таковым был, например, Иван Болотников и примкнувшие к нему посадские люди, беглые крестьяне и холопы, казацкая «вольница».

Иван Болотников примкнул к князю Шаховскому в сентябре 1606 года. Тот дал ему отряд в 12000 человек и направил под Москву. По пути к Москве к отряду Болотникова присоединился веневский дворянин Истома Пашков с отрядом и рязанские дворяне братья Ляпуновы, Захар и Прокопий, тоже с отрядом. Идя к Москве, Болотников повсюду разносил весть, что сам лично видел спасшегося царя Дмитрия Иоанновича и тот назначил его главным воеводой по освобождению Москвы и смещению с престола царя Василия Шуйского. Города, через которые проходил Болотников, поддерживали его, помогая припасами и подкреплением. Не поддержала только Коломна, которая в отместку была безжалостно разграблена его войском. Пытаясь остановить Болотникова, Шуйский направил против него князей Юрия Трубецкого и Ф. И. Мстиславского. Но безуспешно. Войско Болотникова 22 октября 1606 года заняло село Коломенское в семи верстах от Москвы. Здесь он построил острог и начал рассылать по Москве и окрестным городам грамоты, призывая народ целовать крест якобы спасшемуся государю Дмитрию Иоанновичу. Шуйский тем временем укреплял Москву и собирал подмогу из дворян и детей боярских. Между тем в войске Болотникова начались разногласия. Сначала из войска вышли братья Ляпуновы с отрядом, а затем и Истома Пашков. Они были военачальниками над дворянами и детьми боярскими, в то время как Болотников командовал холопами, беглыми крестьянами и всякого рода людьми самого низкого сословия.

Узнав об ослаблении войска Болотникова, царь Шуйский стал часто тревожить его набегами посылаемых им отрядов. Болотников был вынужден отступить от Москвы и занять Калугу. Тем временем к Шаховскому присоединился новый самозванец, Лжепётр, якобы сын царя Федора Иоанновича, с отрядом волжских и терских казаков. Шаховской направил его занять Тулу, а позднее и сам присоединился к нему. На помощь Болотникову он послал отряд князя Телятевского, который разбил под Калугой в начале мая 1607 года войска воевод царя Шуйского, князей Татева и Черкасского. Вырвавшись из осады, Болотников со своим отрядом тоже ушел в Тулу. Здесь следует сказать, что при появлении нового самозванца, Лжепетра, Болотников стал склонять народ на его сторону, так как Лжедмитрий II в России в это время так и не появился. Объявился он, как известно из исторической литературы, только в июне 1607 года в Стародубе, а к сентябрю 1607 года у него уже был отряд в 3000 человек. Таким образом, в России с середины июня до середины октября 1607года одновременно действовали два самозванца — Лжепётр и Лжедмитрий II. 30 июня 1607 года царь Шуйский взял в осаду своими войсками Тулу. Осада длилась больше трех месяцев и 10 октября Тула была взята. Шуйский жестоко расправился с бунтовщиками. Ивану Болотникову выкололи глаза, и он был утоплен, Лжепетра повесили, а князя Шаховского сослали в пустынь на Кубенское озеро.

Объявив себя в июне 1607 года новым претендентом на российский престол, Лжедмитрий II к июню 1608 года сильно упрочил своё положение и подошёл к Москве. Но Москву взять ему не удалось. И он был вынужден остановиться в селе Тушино, в двенадцати километрах от Москвы, за что получил прозвище «тушинский вор». И нужно сказать, что в этот период многие города России признали Лжедмитрия II. И только Троице-Сергиев монастырь, города Коломна, Смоленск, Переяславль-Рязанский, Нижний Новгород и ряд сибирских городов остались верными царю Шуйскому. Русские войска под предводительством родственника царя, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, совместно со шведами изгнали поляков из Пскова и других городов и в октябре 1609 года подошли к Москве. Освободив Александровскую слободу, Скопин-Шуйский вынудил приспешника Самозванца, гетмана Сапегу, снять осаду Троице-Сергиевого монастыря. В это же время польский король Сигизмунд III вторгся в пределы России и осадил Смоленск, приглашая к себе на службу всех поляков и всех желающих из лагеря Самозванца. Многие отряды, служившие Самозванцу, покинули его, и Лжедмитрий II вынужден был бежать в январе 1610 года из Тушина в Калугу, где он был убит впоследствии в декабре 1610 года князем Петром Урусовым.

Семибоярщина

Основная статья: Семибоярщина

Польский король Сигизмунд III решил изменить тактику захвата Москвы и России. Весной 1610 года он направил гетманов Жолкевского и Сапегу с войсками к Москве, которую те и окружили. Скопин-Шуйский не смог препятствовать им, так как был отравлен в апреле 1610 года на пиру своими завистниками. Шведы же перед этим бросили русские войска и, ограбив Ладогу, ушли в Швецию. Гетманы тайно послали Московским боярам письмо, в котором написали, что они пришли с намерением остановить напрасное кровопролитие. И предложили боярам вместо царя Шуйского избрать на русский престол сына Сигизмунда III, королевича Владислава, который, по их словам, охотно примет и православную веру. Такую же грамоту прислал боярам и король Сигизмунд III. Большинство московских бояр и часть москвичей поколебались в преданности царю Шуйскому, и в июле 1610 года он был низложен, насильственно пострижен в монахи и отправлен в Чудов монастырь.

В сентябре 1610 года москвичи пустили в столицу войско гетмана Жолкевского, который, установив в Москве свою власть в лице Семибоярщины, завладел московскою казною и царскими сокровищами. После низложения царя Шуйского на российский трон имели виды сразу несколько претендентов: Лжедмитрий II, который хоть и лишился многих своих сторонников, но надежды на престол не терял; польский королевич Владислав, выкликнутый на царство боярской Думой и частью москвичей; польский король Сигизмунд III, имевший тайную мысль самому стать российским царем.

Ополчения

Основные статьи: Первое ополчение, Второе ополчение

Первоначально и сам патриарх Гермоген был склонен к согласию на избрание московским царём Владислава, при условии принятия королевичем православной веры и соблюдения всех российских обычаев. Однако, обнаружив замыслы Сигизмунда и увидев в этом опасность порабощения России и погибели православной веры, Гермоген не внимая ни убеждениям боярской Думы, ни угрозам поляков, освободил москвичей от присяги Владиславу и проклял его и короля. С этого же времени он начал писать и делать воззвания к верным сынам России, призывая их постоять за православие и Отечество.

Конец Смутного времени и его значение

Смутное время длилось еще более двух лет, вплоть до 21 февраля 1613 года, когда на Земском Соборе 1612—1613 г. был избран новый российский царь, юный Михаил Федорович Романов. А перед его избранием произошел ряд важнейших исторических событий, таких как: организация и поход на Москву первого и второго народных ополчений для освобождения ее от иноземных захватчиков; созыв Земского собора 1612—1613 гг. и проведенная на нем огромная организационная работа князя Пожарского по выбору нового российского царя.

По мнению историка XIX века В. О. Ключевского, Смутное время позволило выявить два коренных недостатка, которыми страдал московский государственный порядок. Во-первых, обнаружилось несоответствие политических стремлений и притязаний московского боярства характеру верховной власти и народному взгляду на нее. Боярство хотело ограничить верховную власть, а по народному взгляду она должна была быть неограниченною. Во-вторых, выявилось тяжелое и неравномерное распределение государственных обязанностей между классами общества, которое не оставляло места ни личным, ни сословным правам и приносило в жертву государству все частные интересы.

Под влиянием этих недостатков смута в своем развитии из решения династического вопроса перешла в социально-политическую борьбу низших классов общества против высших. Однако эта социально-политическая борьба не привела к распаду общества даже в условиях интервенции страны иноземными захватчиками и примкнувшей к ним казацкой «вольнице». Нашествие польско-литовских и казацких полчищ пробудило во всех социальных слоях общества чувство национального и религиозного единства. Закончилось же Смутное время борьбой и победой всего российского земского сообщества над иностранными интервентами и их поборниками.

Примечания

  1. Witze A. The volcano that changed the world (англ.) // Nature. 2008-04-11. DOI:10.1038/news.2008.747

Источники

  • Летопись о многихъ мятежахъ. Издание второе. — М.: 1788.
  • Малиновский А. Ф. Биографические сведения о князе Пожарскомъ. — М.: 1817.
  • Глухаревъ И. Н. Князь Пожарский и нижегородский гражданинъ Мининъ, или освобождение Москвы въ 1612 году. Историческое сказание XVII века. — М.: 1848.
  • Смирновъ С. К. Биография князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго. — М.: 1852.
  • Забелинъ И. Е. Мининъ и Пожарский. Прямые и кривые въ Смутное время. — М.: 1883.
  • Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. — М.: 1906.
  • Шматов В. Е. ПУРЕХЪ. Историко-краеведческое исследование. — Киров: 2004.

Правители Смутного времени

Содержание

Введение

1. Царствование Бориса Годунова

2. Царь Федор Борисович Годунов

3. Царствование Лжедмитрия I (Григория Отрепьева)

4. Царь Василий Иванович Шуйский

5. «Семибоярщина» и Владислав IV

Заключение

Список литературы

Введение

Годы с 1598 по 1613 известны в исторической литературе под названием эпохи Смутного времени или времени нашествия самозванцев. Царь Федор Иоаннович, последний из оставшихся в живых сыновей Ивана Грозного, умер 7 января 1598 года бездетным. Его смертью закончилась династия Рюриковичей, правивших Русью более 700 лет. На российский престол 22 февраля 1598 года взошел представитель боярского рода, Борис Фёдорович Годунов, родной брат царицы Ирины Фёдоровны, жены царя Федора Иоанновича.

Смута – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16 – начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.

Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов.

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558 – 1583гг.: разорение экономики, рост социального напряжения.

Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 – начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов. Церковная историография 19 – начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр.

Путь к трону для Годунова был нелегким. В удельном городе Угличе подрастал наследник престола Дмитрий, сын шестой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591г. царевич при невыясненных обстоятельствах погиб. Официальное расследование проводил боярин В. И. Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свел причины случившегося к «небрежению» Нагих, в результате чего Дмитрий случайно заколол себя ножом, играя со сверстниками. Царевич был тяжело болен «падучей» (эпилепсией). Давать такому ребенку нож в руки, в самом деле, было преступно. Не исключено, что к смерти Дмитрия был причастен сам Годунов: ведь достаточно было через мамку царевича разрешить больному ребенку играть с ножом.

Летопись обвиняет в убийстве Бориса Годунова, ведь Дмитрий был прямым наследником престола и мешал Борису в продвижении к нему. Последние исследования приводят доказательства, что Годунов все-таки не имел к этому делу отношения.

17 февраля 1598 года Земский собор избрал на царство его шурина Бориса Годунова. Его поддержали, потому что деятельность временщика высоко оценивалась современниками.

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу, освобождая их от налогов. Новый царь даже хотел выписать из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались разные языки, но этому воспротивилась церковь.

Деятельность правительства Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям в 1588г. был избран первый русский патриарх, которым стал митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. Во внутренней политике правительства Годунова преобладали здравый смысл и расчетливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений.

При нем в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например, в Кремле был сооружен водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор.

Годунов стремился облегчить положение посадских людей. Прежде крупные служилые люди держали торговых людей и ремесленников в своих «белых слободах», освобожденных от уплаты государственных налогов. Теперь же все, кто занимался торговлей и промыслами, должны были войти в состав посадских общин и участвовать в платеже повинностей в казну — «тянуть тягло». Таким образом, численность тяглых людей возросла, и тяжесть сборов с каждого плательщика уменьшилась, поскольку общая сумма осталась неизменной.

Хозяйственный кризис 1570-х-начала 1580-х гг. заставил пойти на установление крепостной зависимости. В 1597г. был издан указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего… году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению назад.

На бежавших шесть лет назад и ранее указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали.

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 мая 1595г. в Тявзине (близ Ивангорода) был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, — и Россия, согласно договору, вернула себе Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.

Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразились поистине страшные события. В 1601г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы, и разразился неурожай. В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары.

Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые все же имелись у них дома. Около 127 тыс. человек, умерших от голода, было похоронено в Москве, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

В 1601-1602гг. Годунов пошел даже на временное восстановление Юрьева дня. Правда, он разрешил не выход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне, таким образом, спасали свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на земли членов Боярской думы и духовенства. Но и этот шаг не увеличивал популярности царя. Начинались народные бунты. Самым крупным было восстание под предводительством атамана Хлопка, разразившееся в 1603г.

В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царские войска смогли разбить восставших, но успокоить страну не удалось – было уже поздно.

По стране стали ходить слухи, что настоящий царевич жив. Годунов оценил нависшую над ним угрозу: по сравнению с «прирожденным» государем он – никто. Не случайно хулители называли его — «рабоцарь». В начале 1604г. было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья. Розыск показал, что самозванец – бежавший в 1602г. в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян.

16 октября 1604г. Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления. В январе 1605 правительственные войска тем не менее разбили самозванца, который вынужден был уйти в Путивль. Но сила самозванца была не в армии, а в вере народа, что он — законный наследник престола. К Дмитрию стали стекаться казаки со всех окраин России.

13 апреля 1605г. Борис Годунов казался веселым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошел оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер. Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился. Похоронили его в Кремлевском Архангельском соборе.

Фёдор родился в Москве, сын Бориса Фёдоровича Годунова и его жены Марии Григорьевны, дочери Малюты Скуратова. Незадолго до рождения Фёдора его отец стал фактическим единовластным правителем государства. Федор был полный телом, очень сильный, румяный и черноглазый юноша, от природы одаренный умом и способностями. Борис Годунов, сам не имевший почти никакого образования, постарался дать сыну совсем не то воспитание, которое по обычаю получали дети московских государей. Он выписал для сына иностранных учителей и рано приучал юношу к пониманию правительственных дел. Судя по сохранившимся официальным документам, отец ничем не пренебрегал, чтобы укрепить за ним престол, и еще при жизни именовал Федора «великим государем». 14 апреля 1605г., на другой день после смерти Бориса, Москва присягнула Федору без ропота и волнений.

Обстоятельства, при которых Фёдор Борисович вступил на московский престол, оказались слишком неблагоприятны для того, чтоб его царствование было долгим и счастливым. Его отец внезапно скончался в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I. Присяга, принесённая царю, включала также имена его матери Марии и сестры Ксении Борисовны, а также клятву «не хотеть на царство» Симеона Бекбулатовича и «злодея, именующего себя Дмитрием». Такая формулировка (где не упоминалось имени Григория Отрепьева) дало основания народу считать, что Годуновы отказались от версии, согласно которой самозванец — это Отрепьев, и подозревать, что он — настоящий царевич Дмитрий. Фёдор Борисович был единственным московским царём (не считая фактически не правившего Владислава Сигизмундовича), над которым не был совершён обряд венчания на царство.

Федор отстранил от командования войсками, воевавшими против наступавшего с Украины самозванца, князя Мстиславского и отправил вместо него Петра Федоровича Басманова. На Басманова возлагались надежды, которых тот не оправдал. 7 мая вместе со всеми войсками новый воевода присягнул Дмитрию, а 1 июня в Красное Село приехали послы от претендента — дворяне Плещеев и Пушкин. Народ, узнав об этом, подхватил гонцов и повез на Красную площадь. Посланцев поставили на Лобном месте, и они при огромном стечении народа прочитали грамоту царевича. Дмитрий извещал в ней о своем спасении, прощал московским людям, что они по незнанию присягали Годуновым, припоминал всякие утеснения и насилия, причиненные народу Борисом, обещал всем льготы и милости и приглашал прислать к нему посольство с челобитьем.

В правительство вошли князья Фёдор Иванович Мстиславский, Василий и Дмитрий Ивановичи Шуйские, которых новый царь вызвал обратно из действующей армии в Москву; сыскными делами, как и при Борисе, ведал Семён Годунов. С целью обеспечить лояльность населения правительство Фёдора раздавало огромные подарки «на помин души» царя Бориса, а также объявило амнистию сосланным при Борисе; среди вернувшихся в Москву был двоюродный дядя Фёдора Богдан Бельский, впоследствии сыгравший решающую роль при его аресте.

Предпринятые меры не дали желанных результатов, в частности, опытный старейшина Боярской думы Ф. И. Мстиславский с самого начала вёл двойную игру, в результате чего Семён Годунов распорядился даже тайно умертвить его, но это не было осуществлено из-за быстрого краха династии.

Во время семи недель царствования Фёдора была предпринята одна важная внутригосударственная мера: учреждён Каменный приказ (аналог министерства строительства), ведавший каменным строительством Московского государства. Ему подчинялись все мастера каменных дел, известковые и кирпичные заводы в Москве. Учреждение контролировало бюджет городов, где «белый камень добывался».

10 июня от Дмитрия приехали в Москву князь Василий Голицын и князь Рубец-Мосальский. Они свели с престола патриарха Иова и сослали его в Старицкий Богородицкий монастырь. Не известно, имели ли они какие-то конкретные распоряжения насчет царского семейства. Но в тот же день в дом Годуновых явились со стрельцами дворяне Молчанов и Шерефединов. Узников развели по разным комнатам и умертвили. Вдову Бориса удавили веревкой. Федор пробовал бороться, но его оглушили дубиной и тоже задушили. В живых осталась одна Ксения. Голицын и Мосальский объявили народу, что Мария и Федор отравили себя ядом. Тела их погребли без всяких почестей в Варсонофьевском монастыре. Туда же из Архангельского собора перевезли гроб с телом Бориса. Впоследствии при царе Василии Шуйском тела Бориса и Федора Годуновых перезахоронили еще раз – в Троице-Сергиевском монастыре.

После смерти Бориса Годунова его армия под Кромами перешла на сторону Лжедмитрия I. 20 июня Лжедмитрий I вступил в Москву. Заняв царский престол, он стремился проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику.

Многие поверили самозванцу, а иные пристали к нему из ненависти к Годуновым или за его хорошие поступки, а были и такие, которые наверно знали о его обмане, но держали его сторону из трусости или для выгоды. Поляков и казаков он щедро наградил, и они остались в Москве веселиться. Немцев, которые служили Годунову и хотели служить ему, он принял особенно ласково, сказал, что верит им более, чем русским, и после составил из них три отборные дружины по 100 человек в каждой и дал им большое жалованье. Романовых, их родственников и других, невинно наказанных при Годунове, самозванец возвратил из ссылки. Филарет Никитич Романов получил сан митрополита и опять увиделся с женою и сыном, которые стали жить близ Костромы в монастыре св. Ипатия.

В интересах русских феодалов правительство Лжедмитрия I провело верстание их увеличенными денежными и земельными окладами, произведя при этом денежные и земельные конфискации у монастырей. Южные районы государства были освобождены от налогов на 10 лет, там же прекратилась обработка «десятинной пашни». Усиление налогов, в частности из-за отправки денег в Польшу, вызвало весной 1606г. подъем вооруженной борьбы народных масс. Не успев заручиться полной поддержкой всех феодалов, Лжедмитрий I должен был делать уступки восставшим — он не пошел на подавление движения силой и включил в Сводный судебник, который не успел, однако, издать, статьи о крестьянском выходе. Произошло и ухудшение отношений с Польшей из-за нежелания Лжедмитрия I выполнить свои обязательства. Он оттягивал введение католичества и отказался делать территориальные уступки Польше, предлагая Сигизмунду III деньги за оказанную им помощь. Кризис внутренней и внешней политики Лжедмитрия I создал условия для организации заговора дворцовой знати во главе с Василием Шуйским.

В то время, когда польские мятежники рассчитывали использовать Лжедмитрия I против Сигизмунда III, московские бояре-заговорщики во главе с Василием Ивановичем Шуйским искали соглашения с королем, чтобы свергнуть самозванца, нужного только для низложения Годуновых. Москвичи были недовольны бесчинствами польских солдат, свадьбой Лжедмитрия I с Мариной Мнишек, неумением Лжедмитрия I держать себя сообразно царскому «чину». Воспользовавшись обстановкой, бояре подняли бунт якобы против поляков, стремившихся «убить царя и бояр». Во время восстания горожан Москвы против поляков, прибывших на свадебные торжества Лжедмитрия I с М. Мнишек, самозванец был убит заговорщиками.

С января 1605г. В.И.Шуйский назначен воеводой полка правой руки в походе против Лжедмитрия и в битве под Добрыничами одержал победу. Однако, не сильно желая победы Годунова, бездействием дал усилиться самозванцу.

После падения Годунова пытался осуществить переворот, однако был арестован и сослан вместе с братьями. Но Лжедмитрий нуждался в боярской поддержке, и в конце 1605 года Шуйские вернулись в Москву.

В ходе народного восстания 17 мая 1606 года Лжедмитрий I был убит, а 19 мая группа приверженцев Василия Ивановича «выкликнула» Шуйского царём. Был коронован 1 июня Новгородским митрополитом Исидором.

Василий Иванович дал крестоцеловальную запись, ограничивавшую его власть. В начале июня правительство Шуйского объявило Бориса Годунова убийцей царевича Дмитрия.

Приход Шуйского к власти усилил борьбу среди боярства и между южным и столичным дворянством, что привело к восстанию под руководством И. Болотникова. В борьбе с ним Шуйский выдвинул программу консолидации всех слоев класса феодалов, учитывая их интересы в политике по крестьянскому (Уложение 9 марта 1607г. ), холопскому (указы 1607–1608 гг.), земельному и финансовому вопросам.

Став царем, В.И.Шуйский выдвинул в патриархи казанского митрополита Гермогена, человека удивительной судьбы и исключительной стойкости, неистового сторонника православия. Гермоген выступил против присяги русских бояр польскому королю Сигизмунду III, призывал к восстанию против польских захватчиков. Поляки заточили его в темнице Чудова монастыря в Кремле, где он и умер голодной смертью.

В 1606г. по распоряжению В.И.Шуйского из г.Углича в Москву были перенесены останки истинного Дмитрия, сына Ивана Грозного. При вскрытии гроба обнаружилось, что останки за 15 лет не тронуты тлением. Мощи были признаны чудодейственными, многих больных исцелило одно только прикосновение к гробу. В том же году останки Бориса Годунова, его жены и сына были пренесены в Троице-Сергиевскую лавру.

Шуйский подавил крестьянское восстание И.И. Болотникова (1606-1607гг).

После поражения под Волховом (1 мая 1608г.), правительство Шуйского было осаждено в Москве. К концу 1608г. многие районы страны оказались под властью Лжедмитрия II. В феврале 1609г. правительство Шуйского заключило договор со Швецией, по которому за наём шведских войск уступало часть русской территории, что привело к шведской интервенции 1609-1617 годов.

С конца 1608г. началось стихийное народное движение против польских интервентов, возглавить которое правительство Шуйского (в лице командующего русско-шведской армией князя М. В. Скопина-Шуйского) сумело только с конца зимы 1609г. К марту 1610г. Москва и большая часть страны были освобождены. Но ещё в сентябре 1609г. началась открытая польская интервенция.

Поражение войск Дмитрия Шуйского под Клушином от армии Сигизмунда III 24 июня 1610г. и восстание в Москве привели к падению Шуйского. Слабость В.И.Шуйского и его неспособность выправить ситуацию, привели к тому, что 17 июля 1610г. он был низложен боярами и насильно пострижен вместе с женой. Так как в боярской среде не существовало кандидата на престол, который мог бы устроить всех (по крайней мере, большинство), было сформированое боярское правительство, получившее название «Семибоярщина».

В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду. Бывший царь умер в заключении в Гостынинском замке, в 130 верстах от Варшавы, через несколько дней там же умер его брат Дмитрий. Третий брат, Иван Иванович Шуйский, впоследствии вернулся в Россию.

Поражение войск Василия Шуйского от поляков под Клушиным (24 июня/4 июля 1610г.) окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошел переворот. Дворяне во главе с Ляпуновым и посадские люди свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. Москвой стала ведать группа из семи бояр во главе с Мстиславским – «Семибоярщина». Фактически власть её не распространялась за пределы Москвы: на западе от Москвы, в Хорошеве, встали поляки во главе с Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском – вернувшийся из-под Калуги Лжедмитрий II, с которым был и польский отряд Сапеги.

«Семибоярщина» состояла из членов Боярской думы – князей Ф.И. Мстиславского, И.М.Воротынского, А.В.Трубецкого, Б.М.Лыкова, а также И.Н.Романова, Ф.И.Шереметева. В начале работы правительства в ней принимал участие и кн. В.В.Голицын. Главой Семибоярщины был избран князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы с 1586г. Федор Иванович Мстиславский. В истории его политической деятельности он трижды отказывался от выдвижения на русский трон (1598г., 1606г., 1610г.), и согласился быть лишь главой объединенного боярского правительства в 1610г.

Идея избранного боярского правительства неоднократно возникала в русской истории 16–17 вв., в том числе при Иване Грозном (Избранная рада) и Феодоре Ивановиче (в 1585г. в подобное правительство входили Ф.И. Мстиславский, Н.Р. Юрьев, С.В. Годунов, князья Н.Р. Трубецкой, И.М. Глинский, Б.И. Татев, Ф.М. Троекуров), однако в полной мере реализовалась лишь в период Смуты.

Боясь искать опоры и помощи внутри страны (в стране полыхала крестьянская война под руководством И.И. Болотникова), московские бояре решили обратиться к полякам с предложением найти компромисс. В начавшихся переговорах представители Семибоярщины дали обещание, несмотря на протесты русского патриарха Гермогена, не избирать царём представителя русских родов.

17(27) августа 1610г. поляки дали согласие правительству Семибоярщины подписать договор. Согласно ему, правителем Семибоярщины русским царём признавался сын польского короля Сигизмунда III – королевич Владислав, который призывался на русский престол. Ограждая свои привилегии, аристократическое правительство добилось включения статей, ограничивавших права Владислава (необходимость принятия им православия ещё в Смоленске, обязательство жениться только на русской, ограничение количества приближённых лиц из Польши, сохранение всех прошлых порядков с неизменным крепостным правом и т.п.). С.Жолкевский, понимая, что подписание договора может быть негативно воспринято польским королем, направил к тому посольство в составе князя В.В. Голицына и митрополита Филарета Никитича Романова (отца Михаила Романова). Приняв посольство, Сигизмунд III потребовал, чтобы не его сына, а его самого Семиборящина признала царем России. По его требованию С. Жолкевский привез в Польшу низложенного царя Василия Шуйского, в то время как правительство Семиборящины в ночь на 21 сентября 1610г. тайно впустило в Москву польские войска, стоявшие в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым. В российской историографии этот факт рассматривается как акт национальной измены.

Наместник Владислава (т.к. королевичу было всего 15 лет) Александр Гонсевский, получивший чин боярина, стал самовластно распоряжаться в стране. С октября 1610г. реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках военных руководителей польского гарнизона (А. Гонсевского и С. Жолкевского). Не считаясь с русским правительством из семи бояр, он щедро раздавал земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране. Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен.

Семибоярщина номинально функционировала вплоть до освобождения Москвы Народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского. В польской историографии ее оценка разнится с российской. Она считается избранным правительством, на законной правовой основе (договор от 17 августа 1610г.) пригласившим иностранцев управлять Московией.

Владислав IV Сигизмундович Ваза «Польский» – король Польши с 6 февраля 1633г., (провозглашение избрания 8 ноября 1632г.), старший сын Сигизмунда III. 27 августа (6 сентября) 1610г., как Московский царь, принял присягу московского правительства и людей.

По договору 4 февраля 1610г., который был заключен под Смоленском между королем Сигизмундом и московским посольством, королевич Владислав должен был занять после принятия православия Московский престол. После низложения Василия Шуйского летом 1610г. московское правительство (Семибоярщина) признало Владислава царём и чеканило от имени «Владислава Жигимонтовича» монету. Владислав православия не принимал, в Москву не прибыл и венчан на царство не был. В октябре 1612 г. в Москве было низложено боярское правительство королевича Владислава; в 1613 г. царём был избран Михаил Фёдорович. До 1634 г. Владислав продолжал пользоваться титулом Великого князя московского.

В 1617 г. Владислав, поощряемый польским сеймом, неудачно попытался овладеть московским престолом, ограничившись территориальными уступками Москвы Польше по Деулинскому перемирию. Окончательно отказался от претензий на Москву по Поляновскому миру в 1634г., уже будучи польским королём.

Осенью 1611 г. по инициативе К.Минина и приглашенного им Д. Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе 1612 г. оно подошло к Москве и 26 октября 1612 г. освободило ее. В 1613 г. Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова, в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 г. был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618г. заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий уйдёт практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 г., в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей. Территориальные потери России смог возместить и восстановить лишь царь Петр I почти сто лет спустя.

Однако долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия Смуты – разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора десятилетия. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8%. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишка с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам 17 века населённость была все ещё ниже уровня 16 века. И в середине 17 века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.

Следствием Смутного времени стали также изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.

1. Алексеев Н.Н. Лжедмитрий I. – М.: АСТ, 2001. – 560 с.

2. Бердышев С. Смутное время. – М.: Мир книги, 2007. – 240 с.

3. Буссов К., Елассонский А., Геркман Э. Хроники Смутного времени. – М.: Фонд С.Дубова, 1998. – 608 с.

4. Валишевский К. Смутное время: историческая хроника. – М.: АСТ, 2007. – 509 с.

5. Захаревич А.В. Русские цари. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 576 с.

6.  Масса И., Петрей П. О начале войн и смут в Московии. – М.: Рита-Принт, 1997. – 560 с.

7.  Морозова Л.Е. Смута начала XVII века глазами современников. – М.: РАН, Институт российской истории, 2000. – 400 с.

8. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. Борис Годунов. Василий Шуйский. – М.: АСТ, 2005. – 1005 с.

9. Толстиков А. Русские цари. – М.: Белый город, 2008. – 304 с.

10. Ульяновский В. И. Смутное время. – М.: Европа, 2006. – 448 с.

Теги: Правители Смутного времени  Курсовая работа (теория)  История
Просмотров: 29391
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Правители Смутного времени

15 утешительных библейских стихов для трудных времен

В наши дни так много тревожных тем занимает заголовки, что может быть трудно понять их. Когда закончится безумие?

Люди, жившие в библейские времена, не были чужды жестокости. Но многие также были хорошо знакомы с характером Бога — любящего, защищающего Отца, который быстро утешает Свой народ. Он утешал их тогда и утешает нас сейчас.

Найдите несколько минут, чтобы погрузиться в эти отрывки из Писания, и пусть они поддержат вас в предстоящие дни.


«Господь — свет мой и спасение мое; кого мне стоит бояться? Господь твердыня жизни моей; кого мне бояться?»
—Псалом 26:1

«Господь идет впереди вас. Он будет с вами; он не оставит вас и не покинет вас. Не бойся и не смущайся».
—Второзаконие 31:8

«Даже если я пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною; твой жезл и твой посох, они утешают меня».
—Псалом 22:4

«Он возносит смиренных на высоту, и плачущие возносятся в безопасное место».
—Иов 5:11

«Постоянная любовь Господа никогда не прекращается; его милости никогда не заканчиваются; они новые каждое утро; велика твоя верность».
—Плач 3:22-23

«Мир оставляю вам; мой мир, который я даю вам. Не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущаются сердца ваши и да не устрашаются».
— Иоанна 14:27

«Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в беде».
—Псалом 46:1

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения».
—2 Коринфянам 1:3

«Да утешит меня непоколебимая любовь твоя согласно твоему обещанию рабу твоему».
—Псалом 119:76

«Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь. Но мужайтесь; Я победил мир».
—Иоанна 16:33

«Если Я скажу: «Поистине, тьма покроет меня, и свет вокруг меня будет ночью», то и тьма не будет для вас тьмой; ночь светла, как день, ибо тьма для тебя, как свет».
—Псалом 139:11-12

«Радуйтесь, небеса, и ликуйте, земля; разразитесь, о горы, пением! ибо утешил Господь народ Свой и пожалеет страждущих Своих».
— Исайя 49:13

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
— Матфея 5:4

«Возложи свое бремя на Господа, и Он поддержит тебя; он никогда не допустит , чтобы праведник поколебался».
—Псалом 55:22

«Нет, во всем этом мы более чем победители через Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни что-либо другое во всем творении не сможет отлучить нас от любви Божией в Христос Иисус, Господь наш».
—Римлянам 8:37-39

Испытываете ли вы полное утешение, которое приходит только от знания Иисуса Христа? Начните свою жизнь с Ним сегодня.

7 истин, которые нужно помнить в трудные времена

Вернуться ко всем статьям о трудностях и страданиях

Трудности и страдания

Деннис и Барбара Рейни

· 7 минут чтения


Много лет назад наша семья из восьми человек и несколько наших близких друзей с двумя детьми отдыхали в небольшом кондоминиуме на утесе с видом на Тихий океан в Южной Калифорнии. Это была красивая обстановка и прекрасное время для наших семей, но однажды ночью мы познакомились с опытом, с которым жители Южной Калифорнии регулярно сталкиваются.

В 2 часа ночи мы проснулись от грохота, который заставил нас подумать, что в здание врезался грузовик. Потом мы заметили, что все трясется. Мы вскочили с кровати и поспешили в гостиную, где все наши дети спали на полу в спальных мешках. Люстра над обеденным столом качалась.

Это было землетрясение — не очень сильное, но очень тревожное. Мы чувствовали себя дезориентированными и растерянными. Мы думали, сколько это продлится и что нам делать. Земля должна быть устойчивой и твердой, а теперь это не так. Когда он, наконец, прекратился, мы не могли снова заснуть в течение нескольких часов, потому что наши страхи проснулись, и наша безопасность оказалась под угрозой.

Тревожные времена

Описывает ли наш опыт ваше самочувствие в последнее время? В последние годы многих американцев потрясла экономическая нестабильность, расовые конфликты, массовые расстрелы и террористические угрозы. Даже нынешние политические гонки вызывают у нас чувство беспокойства, беспокойства, дезориентации. Мы задаемся вопросом, что делать. Мы чувствуем страх, когда земля трясется под нашими ногами.

Многие последователи Христа так же обеспокоены беспрецедентной трансформацией нравственного климата нашей культуры. В частности, взгляды мира на человеческую сексуальность изменились так быстро, что христиан теперь называют фанатиками за то, что они придерживаются библейских стандартов. Мы не знаем, как поступить, что сказать или не сказать.

И в наших индивидуальных домах многие могут чувствовать себя дезориентированными и унылыми из-за болезни, лишений, неудачных отношений или недавней смерти друзей или членов семьи. Как у нашей подруги, которой только что поставили диагноз «рак», ее мир только что был потрясен. Возможно, ваш мир тоже был потрясен.

Ваша любовь настоящая? Узнайте в новой книге Боба Лепина « Love Like You Mean It».

Наша стабильность

Пару лет назад я (Варвара) читала книгу Исайи и наткнулась на отрывок, который раньше не замечала. В Исаии 33:5-6 говорится: «Господь превознесен, ибо Он обитает на высоте; он наполнит Сион правосудием и праведностью, и он будет стабильностью ваших времен, изобилием спасения, мудрости и знания; страх Господень — сокровище Сиона».

Меня поразила вот эта фраза в середине: «и он будет стабильностью твоего времени…»  В то время наша страна переживала экономический спад. Все в Америке почувствовали удар.

Когда жизнь кажется ненадежной и нестабильной — не только во внешнем мире, но и внутри вашей семьи — помните, что Бог в конечном счете все контролирует. Неважно, что происходит вокруг вас или насколько шаток мир, Он — наша надежная и прочная основа.

Во многих отношениях Америка была довольно стабильной страной в течение последних нескольких десятилетий. Но может и не продолжаться. Когда вы чувствуете, что земля уходит из-под ваших ног, полезно вспомнить, что Иисус — ваша Скала и ваша Крепость. Он будет стабильностью вашего времени.

Как справиться с жизненными трудностями

Жизнь никогда не будет легкой. Мы всегда будем сталкиваться с проблемами и трудностями. Это было бы так, даже если бы наша культура была более стабильной, чем сегодня, ибо Писание обещает нам: «В мире будете иметь скорбь».

Так как же нам справиться с утратой, с горем, со страхом, со страданием? Как мы реагируем, когда что-то идет не так? И как мы учим наших детей справляться с трудностями жизни?

Сегодня христианам нужно больше знать о Боге, о себе и о миссии, которую дал нам Бог. Вот семь вещей, которые нужно помнить:

1. Бог жив . Он не исчез. Он вечен, всемогущ и всезнающ, как Он был с начала времен. Как сказано в Исаии 40:28: «…Господь есть Бог вечный, Творец концов земли. Он не падает в обморок и не утомляется; его понимание непостижимо».

2. Бог никогда не меняется. Псалом 90 (KJV) начинается словами: «Господи, Ты был нашим жилищем во всех поколениях… от века и до века, Ты Бог». Вдохновленный этими словами, Исаак Уоттс написал следующие стихи в неизменном гимне «О Боже, наша помощь в прошлые века». Они напоминают нам, что наши страхи, хотя и отличаются от его страха в прошлые века, все же остались прежними:

Наш Бог, наша помощь в прошлые века,
Наша надежда на годы грядущие,
Наше убежище от бури,
И наш вечный дом.

Под сенью престола Твоего
Святые Твои обитали в безопасности;
Достаточно одной твоей руки,
И наша защита надежна.

Мы все боимся потери жизни, здоровья, свободы и мира. Мы боимся неизвестного будущего. Но знаете ли вы, кто будет с нами? Иисус, Тот, Кто «вчера, сегодня и вовеки Тот же» (Евреям 13:8).

3. Бог предлагает вечную жизнь. Если вы приняли Христа своим Господом и Спасителем, ваши грехи прощены благодаря жертве Христа на кресте. Вы – дитя Божье, и, как сказано в Римлянам 8:38–39, «ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ничего иного во всем». творение, сможет отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Это обнадеживает.

4. Бог выиграл битву. Он победил смерть. История завершится возвращением Христа. Что бы мы ни испытывали в мире, мы можем найти покой в ​​Нем. В Иоанна 16:33 Иисус говорит нам: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь. Но мужайтесь; Я победил мир».

5. Все еще под контролем Бога. Его не удивляет то, что происходит в мире или в вашей жизни. Он суверенный, всемогущий Царь царей. Даже во времена неопределенности и хаоса Послание к Римлянам 8:28 остается в силе: «И мы знаем, что Бог все содействует ко благу любящим Бога, призванным по Его изволению. ” Как и 1 Фессалоникийцам 5:16-18 (NASB), в котором говорится: «Всегда радуйтесь; молитесь непрестанно; за все благодарите; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

6. Бог позаботится о ваших нуждах. Особенно во времена экономической нестабильности легко начать беспокоиться о самых элементарных вещах, например о том, сохраним ли мы свою работу или хватит ли нашим семьям еды. Но в Евангелии от Матфея 6:26-33 Иисус говорит нам, что мы не должны беспокоиться о том, что мы едим или во что наденем:

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, а Отец ваш Небесный кормит их. Разве вы не более ценны, чем они? И кто из вас, заботясь, может добавить хотя бы один час к своей жизни? А почему вы беспокоитесь об одежде? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся и не прядут, но говорю вам, что даже Соломон во всей своей славе не был одет, как одна из них. Но если Бог так одевает траву полевую, которая сегодня жива, а завтра будет брошена в печь, то не тем ли более Он оденет вас, маловеры? … Но ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам.

7. Бог дал нам добрые дела. Слова Иисуса также напоминают нам, что в жизни есть нечто большее, чем удовлетворение наших повседневных материальных потребностей. Когда мы ищем Божьего Царства и Его праведности, мы действуем в соответствии с Его приоритетами — мы заботимся о построении наших семейных отношений, о соединении сердец наших детей с Божьим сердцем и воздействии на будущие поколения, провозглашая Христа. Мы обеспокоены тем, что Бог использует нас, чтобы достигать и влиять на других с помощью Евангелия. Вот что такое жизнь на самом деле.

Второе послание к Коринфянам 5:20 говорит нам, что мы являемся посланниками Христа. Думали ли вы о том, что ваши лучшие возможности для выполнения этой роли — представлять Христа и Его Царство — могут появиться в такие времена, как сейчас, когда так много людей нуждаются в помощи и ободрении?

Подумайте об этом: если вы чувствуете беспокойство из-за нестабильности в нашем мире, то многие люди, с которыми вы сталкиваетесь каждый день, также обеспокоены и напуганы. Что отличает вас от других, так это то, что вы имеете твердое основание во Христе. Это возможность для вас проявить себя. Если вы построили свой дом на Скале (Матфея 7:24-27), вы останетесь непоколебимыми. Это само по себе является свидетельством для наблюдающего мира, что в христианах есть что-то особенное. И если вы затем протянете руку помощи другим, которые борются без этой основы, это действительно делает вас редкостью.

Когда жизнь кажется ненадежной и нестабильной, сосредоточьтесь на этих вечных истинах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *