Правила трех единств классицизма: ТРЁХ ЕДИНСТВ ТЕОРИЯ • Большая российская энциклопедия

Историко-литературный процесс и направления литературы. Классицизм и сентиментализм

На этой странице вы узнаете 
  • Море волнуется раз: что такое три штиля?
  • Как правило трех единств связано с МВД? 
  • Почему классицизм всем надоел? 

Мы с литературой во многом похожи. Кажется, нам всем свойственно разбивать свою жизнь на периоды. Например, детство: мы были юные и как-то по-особенному воспринимали мир. Потом школа, разные события: первая влюбленность, первая двойка, первая пятерка.

Какое это имеет отношение к литературе? Абсолютно прямое! Так же, как развиваемся мы, развивается литература. 

В этой статье мы начнем разговор об историко-литературном процессе и разберемся в трёх направлениях: классицизме, сентиментализме и романтизме. 


Историко-литературный процесс и направления 

Литература живет, изменяется, развивается с течением времени. Всю эту совокупность изменений называется историко-литературным процессом.

Историко-литературный процесс можно рассматривать с двух сторон. 

  • В узком смысле: как литературную жизнь определенной страны или эпохи. 
  • В широком смысле: как развитие литературы в целом.

Изучая историко-литературный процесс, мы посмотрим на причины — исторические этапы, сопутствующие изменениям в литературе. Она чувствительна к изменениям в обществе и отвечает на его запросы. Процесс этого изменения делят на этапы — литературные направления.

Литературное направление — совокупность литературно-эстетических и духовных принципов, характерная для произведений многих писателей, сохраняющаяся и реализующаяся в их творчестве на протяжении некоторого исторического периода.

То есть литературное направление — это особенности творчества, характерные разным периодам.

Давайте посмотрим на таймлайн — он покажет, в какой последовательности возникали направления литературы.

Классицизм 

Слово «классицизм» происходит от латинского classicus (первоклассный, образцовый). Зарождается во Франции, приходит в Россию в XVIII веке. 

Почему появляется классицизм? 

После средневекового упадка человек решает вернуть высокий уровень развития и нравственности, который был в Древней Греции. Этот период называется эпохой Возрождения. Возникает классицизм — литературное направление с ориентацией на античность.

Классицизм связан также с идеями Просвещения — верховенство разума, вера в необходимость образования для усмирения животного в человеке. Идея государственного долга берет верх — человек должен жить не для себя, а для общественного блага.

Представители классицизма в русской литературе: В.Г. Державин, Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, М.В. Ломоносов.

Давайте представим, что классицизм — это строгий и внимательный ко всем мелочам педант и перфекционист. Почему он именно такой? Сейчас разберемся.

Черты классицизма
  1. Посвящение своей жизни государству.

Идеальный герой живет для государства, а не для себя; он добровольный аскет. Это воздержанный человек, который всю жизнь отказывается от удовольствий и следует строгим правилам. Он твердый и разумный. 

  1. Герои произведения — люди высокого социального положения.
  1. Основной конфликт — выбор между разумом и чувствами, личным и общественным.
  1. Четкое деление персонажей на положительных и отрицательных.

Отрицательных автор обличает, а на положительных стоит равняться. 

Одно из средств, подчеркивающих, к какой категории относится персонаж — “говорящие фамилии”. Например, отрицательные: Простакова, Скотинин; положительные: Стародум, Правдин.

  1. Иерархия жанров и стилей: разделение на высокие, средние и низкие.
Море волнуется раз: что такое три штиля?

Теория «трех штилей» — так названа концепция М.Ю. Ломоносова, в которой он выделяет три литературных стиля. 

Например, в низких жанрах допускались просторечия, можно было говорить о простых людях. А вот в высоких — никак и ни за что. Такая вот невероятная строгость!

Но посмотрим подробнее на эту теорию.

Теория «трех штилей»

«Высокий»«Средний» «Низкий» 
Какие жанры относятся?Ода, трагедия, эпопея.Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии.Комедия, эпиграмма, песня сатира, басня.
Что изображает?Жизнь высших слоев общества, общественно важные процессы, исторические события.Жизнь средних слоев общества, нравственные вопросы.Повседневная жизнь обычных людей.
Какая лексика используется?Высокий стиль речи: например, книжная лексика, церковно-славянские слова.Русские слова с примесью церковнославянских.Низкий стиль речи: разговорный язык, использование просторечий.
  1.  Система амплуа.

В произведениях классицизма появляется типичный сюжет, который выражается в очень знакомой нам форме — в любовном треугольнике. Нас и сейчас увлекают такие сюжеты. Помните, например, любовный треугольник между Нейтом, Мэдди и Кэсси из сериала «Эйфория»

Любовный треугольник увлекал и современников классицизма. Посмотрим на схемку — не менее красочную, чем в «Эйфории». 

  1. Правило «трех единств».

Этот принцип говорит про три строгих правила, которым должно подчиняться произведение классицизма:

  1. Единство времени. Действие в произведении проходит в течение одних суток. Например, в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» всё начинается на рассвете, когда Фамусов приходит к Софье в комнату, а заканчивается тем, что на рассвете следующего дня Чацкий уезжает из Москвы.
  1. Единство места. Все события происходят в одном месте. Например, у Фонвизина в «Недоросле» —  это дом Простаковых, у Грибоедова в «Горе от ума» — дом Фамусовых.
  1. Единство действия. В произведении один конфликт. Например, любовный (как мы уже видели чуть раньше) или общественный. Этот конфликт — и есть главное действие произведения. 
Как правило «трех единств» связано с МВД? 

Чтобы запомнить это правило классицизма, придумаем ассоциацию. Классицизм — строгое направление, почти такое же, как МВД. Этот орган власти внимательно следит за порядком, требует подчинения правилам.  

Аббревиатура МВД — зашифрованные первые буквы «трех единств»места, времени и действия. 

Наше знакомство со строгим джентльменом — классицизмом — позади. Посмотрим, кто нас ожидает впереди.

Почему классицизм всем надоел?

В классицизме множество правил и запретов. Авторы устают от строгости, читатели устают от одних и тех же сюжетов и однозначности трактовок. Их легко понять: нас тоже раздражают однотипные сериалы и фильмы.

Устали жители XVIII в. и от рационализма, который диктовал строгие правила, провозглашал целую идеологию служения государству. Эта философия, построенная на главенстве разума, вымещает чувственное.

На смену приходит сентиментализм — неизбежный ответ на строгое и рациональное. Он открывает мир чувств и обращает внимание на когда-то скрытые части жизни.  

Сентиментализм

Слово «сентиментализм» образовано от франц. sentiment — чувство. В России развивается во второй половине XVIII в. 

Концепция этого направления — культ чувств, то есть акцент на эмоциональном. В произведениях сентиментализма показывают духовный мир простых людей — да-да, наконец, они становятся важными героями произведений. 

Представители сентиментализма в русской литературе: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Сентиментализм похож на знакомые нам образы принцесс: смиренных, чувствительных, но только тех, кто из простых семей — помним об этом! Например, на Золушку.

Черты сентиментализма
  1. Героями становятся люди незнатного происхождения.
  1. Зарождение психологизма.
Психологизм — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Психологизма здесь еще нет, он появится в полной мере чуть позже. Однако его начало уже прослеживается в таких чертах: 

  • Внимание к внутреннему миру героя.
  • Исповедальные мотивы — взгляд в глубину душевного мира человека, своеобразное оголение его самых сильных переживаний, то есть настоящая исповедь.
  1. Особая связь природных образов с внутренним миром человека.

Сентиментализм отходит от установки классицизма, что высокие нравственные качества воспитываются в человеке государством или просвещением и говорит о том, что самое главное есть в нас от рождения. Именно природная часть дает человеку особенные возможности, именно ей обусловлен его внутренний мир.

Давайте подведем итог. Сентиментализм — это первые шаги в изучении внутреннего мира человека, необходимое промежуточное звено между слишком рациональным и крайне иррациональным.  

Сегодня мы узнали о том, как литература дружит с историей и что от этой дружбы происходит. За спиной два направления, но на этом наш разговор не заканчивается. Вас ждут новые любопытные подробности во второй части статьи — «Романтизм, реализм, импрессионизм». 

Фактчек
  • Классицизм — направление, произведения которого подчиняются строгим правилам. Черты классицизма: принцип «трех единств», система амплуа и иерархия жанров и стилей.
  • Правило «трех единств» легко запомнить через аббревиатуру МВД: единство места, времени и действия.
  • Сентиментализм возникает во многом как ответ классицизму из-за изменения общественных настроений и отхода от культа рационализма. Он возводит в культ чувства, обращает внимание на простого человека, связывает нравственное развитие человека с его природой. 

Проверь себя

Задание 1.

Выберите возможные определения термина «историко-литературный процесс»:

  1. Положительные изменения в литературе.
  2. Литературную жизнь определенной страны и эпохи. 
  3. Развитие литературы на протяжении веков в целом.

Задание 2.

Выберите, что можно найти в произведении сентиментализма:

  1. Идеального героя, который руководствуется государственным долгом.
  2. Зарождение психологизма.
  3. Культ чувств.
  4. Исповедальные мотивы.

Задание 3.

Выбери черты классицизма:

  1. Внимание к внутреннему миру представителей низших сословий.
  2. Строгая жанровая иерархия.
  3. Разделение на положительных и отрицательных героев отсутствует.
  4. Основным конфликтом комедий становится любовный.

Задание 4.

Какое произведение русской литературы можно отнести к сентиментализму?

  1. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина.
  2. «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
  3. «Светлана» В.А. Жуковскогоа.
  4. «Недоросль» Д.И. Фонвизина.

Ответы: 1. — 2, 3; 2. — 2, 3, 4; 3. — 2, 4; 4. — 1.

Какие правила классицизма нарушил фонвизин в комедии недоросль

В эпоху правления Петра Великого в России стали закладываться основы нового направления в литературе. Признаки классицизма зародились в Италии в 16 веке. Уже через сотню лет направление достигло своего наивысшего развития во Франции во время правления Людовика 14, который утверждает абсолютную монархию.

Идейной основой формирования литературного направления является утверждение сильной государственной власти. В качестве основной цели классицизм ставил прославление абсолютной монархии. В переводе с латинского термин classicus означает «образцовый». Признаки классицизма в литературе черпают свои истоки из античности, а теоретической основой становится произведение Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674 год). В нем вводится понятие трех единств и говорится о строгом соответствии содержания и формы.

Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.

Основные признаки классицизма подразумевают использование правила трех единств (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие литературного процесса. Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.

В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Несмотря на то, что работы русских классицистов обнаруживают связь с Н. Буало, классицизм в России значительно отличается. Свое активное развитие он начал после смерти Петра Первого, когда духовенство и дворяне пытались вернуть государство в допетровские времена. Следующие признаки классицизма присущи исключительно русскому направлению:

  1. Оно более гуманно, поскольку формировалось под влиянием идей Просветительства.
  2. Утверждало естественное равенство всех людей.
  3. Основной конфликт происходил между аристократией и буржуазией.
  4. В России была своя античность – отечественная история.

Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:

  1. Победоносно-патриотические. «Ода на взятие Хотина» (1739 год) была приложена к письму о правилах российского стихотворства. В произведении широко используется символика и вводится собирательный образ русского солдата.
  2. Оды, связанные с восшествием на престол монарха, в которых особенно четко прослеживаются признаки классицизма. Ломоносов писал произведения, обращенные к императрице Анне, Елизавете, Екатерине Второй. Похвальная ода представлялась писателю наиболее удобной формной беседы с монархом.
  3. Духовные. В 18 веке они называли переложение библейских текстов с лирическим содержанием. Здесь автор говорил не только о личных переживаниях, но и об общечеловеческих вопросах.

Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование средств художественной выразительности и обращений – это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.

Поведение героев в тексте соответствует авторской оценке. Читатель мгновенно понимает, кто из них носитель пороков и добродетели.

Стародум доносит до читателя мысль автора, хотя в самом конфликте не участвует.

События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный.

Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением.

Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в «Недоросле» и «Бригадире».

Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия «Бригадир», а затем «Корион». Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в «Недоросле» — самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.

Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка «Бригадира» имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных — основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. «Бригадир» для русской литературы был новым жанровым явлением – это комедия нравов.

Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.

Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник – в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.

В произведении главным становится социально-политический конфликт. «Недоросль» — самая узнаваемая комедия классицизма, признаки которой – три единства, строгое разделение на положительных и отрицательных героев, говорящие фамилии — Фонвизин успешно соблюдает. Для автора существуют две категории дворян: злонравные и прогрессивные. Открыто звучит тема бедственности крепостного права в России.

Новаторство драматурга проявляется в создании положительных образов, которые по замыслу должны были оказать воспитательное действие, но он продолжает сохранять признаки классицизма. В комедии «Недоросль» характер Простаковой был своеобразным открытием для Фонвизина. Эта героиня представляет собой образ русской помещицы – недалекой, жадной, грубой, но любящей своего сына. Несмотря на всю типичность, в ней раскрываются индивидуальные черты характера. Ряд исследователей увидели в комедии черты просветительского реализма, другие же обратили внимание на нормативную поэтику классицизма.

Семейство Простаковых планирует женить своего бездаря Митрофанушку на умнице Софье. Мать с отцом презирают просвещение и утверждают, что знание грамматики и арифметики ни к чему, тем не менее, нанимают сыну учителей: Цыфиркина, Вральмана, Кутейкина. У Митрофана есть соперник – Скотинин, брат Простаковой, который хочет жениться из желания стать обладателем деревень со свиньями. Однако девушке находят достойного мужа Милона; дядя Софьи, Стародум, одобряет их союз.

Семья болконских война и мир сочинение

— Поэтика Аристотеля: три единства

Мы начнем этот экскурс в историю с обсуждения Поэтики Аристотеля , текста, написанного примерно миллиард лет назад (или 335 г. до н.э., в зависимости от того, кого вы спросите).

Эти сочинения сосредоточены на современных драматических трагедиях и могут быть более или менее полезны вам как современному писателю в зависимости от вашей личной техники. Тем не менее, основания существуют не просто так, и всегда полезно знать правила, даже если вы продолжаете идти вперед и игнорировать их. Тем более, что элементарные уроки рассказывания историй — это, по сути, просто упражнения в распознавании образов.

Цель Поэтика состояла в том, чтобы изучить некоторые элементы повествования, которые сделали трагедии такими душераздирающе грандиозными и успешными. В нем рассматривается множество вещей, связанных с темой, тоном и эмоционально удовлетворительными арками персонажей (которые мы неизбежно рассмотрим в следующем посте в блоге).

Возможно, одной из самых важных тем является концепция катарсиса, то есть эмоционального очищения: тот момент, когда вы выпускаете воздух, который задерживали на протяжении всей ужасной сцены, которая обязательно должна была закончиться чьей-то смертью или катастрофой. Моменты катарсиса чрезвычайно важны, и научиться создавать их — ценный инструмент. Опять же, мы рассмотрим это в более позднем сообщении в блоге.

Аристотель тоже писал о комедиях, но, к сожалению, этот текст был утерян каким-то великим наводнением, или пожаром, или другим бедствием, которое всегда бесчувственно уничтожало творческие достижения, так что нам придется двигаться дальше только с трагедией.

Из щедрости Поэтики

сегодня мы рассмотрим концепцию, известную как «Три единства» или «Драматические единства». Три Единства:

1. Единство Времени: действие пьесы должно происходить в короткой внутренней хронологии, в идеале не более 24 часов.

2. Единство места: действие должно происходить в минимальном количестве мест, в идеале всего в одном. Общественная площадь или дворцовый двор обычно хорошо служили этой цели.

3. Единство действия: Действие пьесы должно быть максимально лаконичным. Достигните эмоциональных ударов и соответствующих сюжетных точек в несколько эффективных шагов. Избегайте подсюжетов. Качество превосходит количество. (Если бы Аристотель знал, что такое нелинейное повествование, он, вероятно, тоже не советовал бы это делать.)

Возможно, вы инстинктивно согласились или не согласились с одним или всеми этими пунктами, так что давайте рассмотрим их достоинства и недостатки.

1. Единство Времени:   С современной точки зрения этот кажется бесполезным. В современных средствах массовой информации истории могут растягиваться на любое количество времени, от жалких получаса до охвата целых поколений. Но во времена Аристотеля это служило большей цели; сцены были установлены в больших амфитеатрах, и актеры часто играли несколько ролей. Общение с течением времени могло быть сложным и запутанным, поскольку маски и язык тела использовались для общения разных персонажей в большом пространстве. Попытка запечатлеть разный возраст между этими персонажами может только замутить воду. В наши дни известные лица и описательная проза превращают вековое повествование в прогулку по парку, а нелинейное повествование не только возможно, но и часто желательно.

Тем не менее, для нас это тоже полезно. Нам надлежит помнить об инструменте безотлагательности — о чем-то, что может сыграть ключевую роль в любой истории, а не только в триллерах или приключениях. Растягивание хронологии вашей истории устраняет эту безотлагательность. Это не обязательно плохо, просто об этом нужно знать. Если вы хотите, чтобы внимание читателя неугасало, постарайтесь захватить его сейчас.

2. Единство места: снова , это было более полезно во времена Аристотеля, когда истории сталкивались с логистическими проблемами. Смена местоположения означала использование стандартных фрагментов или вытаскивание припева, чтобы сообщить нам о смене. Это могло быть неуклюжим и неуклюжим, и это отвлекало зрителей от непосредственности сцены. Но сегодня мы можем запечатлеть обширный пейзаж несколькими хорошо продуманными линиями, а визуальные средства еще больше упрощают перемещение с места на место.

Тем не менее, единство места — это то, что многие писатели недооценивают, и в результате их работа часто страдает. Персонажам нужны цели и направление, устойчивый баланс между прогрессом и препятствиями. Использование повествования в стиле видеоигры, предполагающее, что персонаж должен собрать 7 Dragonballs, или 150 покемонов, или что-то еще, хорошо для эпизодического приключенческого сериала, но оно ослабляет силу вашего повествования, когда вы вставляете его в свои романы или фильмы: по сути, это становится монтажом многих мест и переживаний.

Хуже того, когда мы перетаскиваем их с места на место, фокус смещается с персонажей на пейзаж; мы видим, как декорации меняются за счет времени, проведенного с людьми, которые его занимают. Опять же, иногда это работает нормально (особенно в видеоиграх, где история и персонажи стоят на втором и третьем месте после игрового процесса), а иногда и в телешоу, но в меньшей степени для других медиа.

Вместо этого постарайтесь сохранить дух единства места Аристотеля. Выберите несколько ключевых локаций, между которыми мы можем переключаться (используя передовые технологии повествования), но сделайте так, чтобы эти локации прочно укоренились в сознании вашего персонажа. Если они займут пространство, то и они, и окружающая среда будут казаться гораздо более живыми.

3. Единство Действия: Несмотря на тысячи лет, отделяющие нас от Аристотеля, это единственный шаг, который я считаю правильным — ну, по крайней мере, на 85%. Единство действия необходимо для любой истории. Именно то, что делает голливудские боевики мелкими и производными, — это чрезмерное изобилие действия (и это нормально — вам разрешено наслаждаться этим! Да! Давайте просто назовем это тем, чем оно является: зрелищем, а не историей.)

Но «Действие» относится не только к перестрелкам и взрывам, оно описывает этапы, через которые ваша история достигает своего завершения (то есть сюжетные точки). Искусство хорошего письма — как с точки зрения языка, так и с точки зрения сюжета — заключается в краткости. Скажите, что вы хотите сказать, в как можно меньшем количестве слов. Чем лучше эти слова, тем элегантнее становится ваше письмо. Если ваша история обременена слишком большим количеством взлетов и падений, левых и правых, она будет восприниматься именно так и будет страдать из-за этого.

Помните, что это не полный обзор Поэтики. Если у вас есть склонность к литературе и вы хотели бы узнать о шагах по созданию трагедии, то я настоятельно рекомендую прочитать об этом больше (или просто прочитать непосредственно!) Это был лишь поверхностный взгляд на некоторые структурные элементы, и я рекомендую вам купить копию (довольно дешево!) и сделать ее частью вашей справочной библиотеки.

  • 18 сентября 2013 г.
  • 6

wordweasel на Tumblr

Мы начнем этот экскурс в историю с обсуждения «Поэтики» Аристотеля , текста, написанного примерно миллиард лет назад (или 335 г. до н. э., в зависимости от того, кого вы спросите).

Эти сочинения сосредоточены на современных драматических трагедиях и могут быть более или менее полезны вам как современному писателю в зависимости от вашей личной техники. Тем не менее, основания существуют не просто так — и всегда полезно знать правила, даже если вы продолжаете идти вперед и игнорировать их. Тем более, что элементарные уроки рассказывания историй — это, по сути, просто упражнения в распознавании образов.

Цель Поэтика состояла в том, чтобы изучить некоторые элементы повествования, которые сделали трагедии такими душераздирающе грандиозными и успешными. В нем рассматривается множество вещей, связанных с темой, тоном и эмоционально удовлетворительными арками персонажей (которые мы неизбежно рассмотрим в следующем посте в блоге). Возможно, одной из самых важных тем является концепция катарсиса, то есть эмоционального очищения: тот момент, когда вы выпускаете воздух, который задерживали на протяжении всей ужасной сцены, которая обязательно должна была закончиться чьей-то смертью или катастрофой. Моменты катарсиса чрезвычайно важны, и научиться создавать их — ценный инструмент. Опять же, мы рассмотрим это в более позднем сообщении в блоге.

Аристотель тоже писал о комедиях, но, к сожалению, этот текст был утерян каким-то великим наводнением, или пожаром, или другим бедствием, которое всегда бесчувственно уничтожало творческие достижения, так что нам придется двигаться дальше только с трагедией.

Из щедрости Поэтики сегодня мы рассмотрим концепцию, известную как «Три единства» или «Драматические единства». Три Единства:

1. Единство Времени: действие пьесы должно происходить в короткой внутренней хронологии, в идеале не более 24 часов.

2. Единство места: действие должно происходить в минимальном количестве мест — в идеале, только в одном. Общественная площадь или дворцовый двор обычно хорошо служили этой цели.

3. Единство действия: Действие пьесы должно быть максимально лаконичным. Достигните эмоциональных ударов и соответствующих сюжетных точек в несколько эффективных шагов. Избегайте подсюжетов. Качество превосходит количество. (Если бы Аристотель знал, что такое нелинейное повествование, он, вероятно, тоже не советовал бы это делать.)

Возможно, вы инстинктивно согласились или не согласились с одним или всеми этими пунктами, так что давайте рассмотрим их достоинства и недостатки.

1. Единство Времени:   С современной точки зрения этот кажется бесполезным. В современных средствах массовой информации истории могут растягиваться на любое количество времени, от жалких получаса до охвата целых поколений. Но во времена Аристотеля это служило большей цели; сцены были установлены в больших амфитеатрах, и актеры часто играли несколько ролей. Общение с течением времени могло быть сложным и запутанным, поскольку маски и язык тела использовались для общения разных персонажей в большом пространстве. Попытка запечатлеть разный возраст между этими персонажами может только замутить воду. В наши дни известные лица и описательная проза превращают вековое повествование в прогулку по парку, а нелинейное повествование не только возможно, но и часто желательно.

Тем не менее, для нас это тоже полезно. Нам надлежит помнить об инструменте безотлагательности — о чем-то, что может сыграть ключевую роль в любой истории, а не только в триллерах или приключениях. Растягивание хронологии вашей истории устраняет эту безотлагательность. Это не обязательно плохо, просто об этом нужно знать. Если вы хотите, чтобы внимание читателя неугасало, постарайтесь захватить его сейчас.

2. Единство места: снова , это было более полезно во времена Аристотеля, когда истории сталкивались с логистическими проблемами. Смена местоположения означала использование стандартных фрагментов или вытаскивание припева, чтобы сообщить нам о смене. Это могло быть неуклюжим и неуклюжим, и это отвлекало зрителей от непосредственности сцены. Но сегодня мы можем запечатлеть обширный пейзаж несколькими хорошо продуманными линиями, а визуальные средства еще больше упрощают перемещение с места на место.

Тем не менее, единство места — это то, что многие писатели недооценивают, и в результате их работа часто страдает. Персонажам нужны цели и направление, устойчивый баланс между прогрессом и препятствиями. Использование повествования в стиле видеоигры, предполагающее, что персонаж должен собрать 7 Dragonballs, или 150 покемонов, или что-то еще, хорошо для эпизодического приключенческого сериала, но оно ослабляет силу вашего повествования, когда вы вставляете его в свои романы или фильмы: по сути, это становится монтажом многих мест и переживаний.

Хуже того, когда мы перетаскиваем их с места на место, фокус смещается с персонажей на пейзаж; мы видим, как декорации меняются за счет времени, проведенного с людьми, которые его занимают. Опять же, иногда это работает нормально (особенно в видеоиграх, где история и персонажи стоят на втором и третьем месте после игрового процесса), а иногда и в телешоу, но в меньшей степени для других медиа.

Вместо этого постарайтесь сохранить дух единства места Аристотеля. Выберите несколько ключевых локаций, между которыми мы можем переключаться (используя передовые технологии повествования), но сделайте так, чтобы эти локации прочно укоренились в сознании вашего персонажа. Если они займут пространство, то и они, и окружающая среда будут казаться гораздо более живыми.

3. Единство Действия: Несмотря на тысячи лет между нами и Аристотелем, это единственный шаг, который я считаю правильным — ну, по крайней мере, на 85%. Единство действия необходимо для любой истории. Именно то, что делает голливудские боевики мелкими и производными, — это чрезмерное изобилие действия (и это нормально — вам разрешено наслаждаться этим! Да! Назовем это как есть: зрелищем, а не историей.)

Но «Действие» относится не только к перестрелкам и взрывам, оно описывает этапы, через которые ваша история достигает своего завершения (точки сюжета). Искусство хорошего письма — как с точки зрения языка, так и с точки зрения сюжета — заключается в краткости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *