Позитивизм конт: 74. Позитивизм О. Конта. Философия. Шпаргалки

20.Классический позитивизм (о.Конт, Дж.Ст. Милль, г.Спенсер)

Позитивизм — направление в философии и науке, которое исходит из «позитивного», т.е. из фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» (философские) объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет смысла, а значит и права на существование. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука — сама себе философия.В качестве причины появления позитивизма можно считать бурный прогресс естественных наук на рубеже XIX—XX столетий. Единственным источником истинного действительного знания объявляются конкретные науки.

Оформившись в особое направление в 30-х гг. XIX в. в трудах французского мыслителя О. Конта (который и ввел сам этот термин), позитивизм прошел три основных этапа в своем развитии:

Классический позитивизм

Представителями первой, классической формы позитивизма XIX в. кроме О. Конта были английские мыслители Дж. С. Милль, Г. СпенсерКонт Огюст (1798—1857) — французский философ, «Курс позитивной философии»Он полагал, что «метафизика» как учение о сущности явлений, об их началах и причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия. Основная ее характеристическая черта состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам.

Позитивное в его трактовке — это реальное, достоверное, точное и полезное знание в противоположность смутным, сомнительным и бесполезным утвер­ждениям и представлениям, которые часто имеют хождение в обы­денном сознании и метафизических рассуждениях.

Применял принцип историцизма: «ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей».

В этой связи он выделяет три основных стадии интеллектуальной эволюции человечества:

– теологическая: человеческий дух объясняет природу вещей воздействием многочисленных сверхъестественных факторов.

– метафизическая: сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами

– научная: человек стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений.

При этом, согласно Конту, необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений.Природа позитивной философии — признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам

Свойства положительной философии:

1. изучение положительной философии дает единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума.

2. прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности.

3. специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук.

4. ее можно считать единственной прочной основой общественного преобразования.

Джон Стюарт Милль (1806—1873) — философ, экономист и общественного деятель. Труд «Система логики»Разработал совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Индукция — единственно допустимый прием познания. Она же лежит в основе умозаключений логики и аксиом математики. Она, с точки зрения Милля, должна устанавливать не столько причины, сколько законы явлений.Отрицал дедукцию как метод получения новых знаний. Единственный источник — опыт, предметом которого являются наши ощущения. Материя — лишь постоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний.В «Системе логики» содержится интуитивистская трактовка логики как всеобщей методологии наук.

 Среди нравственных или социальных наук основополагающей Миллем мыслилась психология.  Спенсер Герберт (1820—1903) «Система синтетической философии»

Учение о всеобщей эволюции, опиравшейся особенно на эволюционные идеи Ч. Дарвина.Философия отличается от частных наук только степенью обобщенности знания. Спенсер стремился доказать совместимость науки и религии. Он полагал, что наука помогает религии очиститься от мистики.Спенсер говорит об эволюции Вселенной.Характеристики эволюции:

1.переход от менее связанной формы к более связанной.

2.переход от однородного связанного состояния к разнородному несвязанному состоянию.

3.переход от неопределенного к определенному.

Спенсер отмечал, что эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения.Под это механистическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления — от неорганических до нравственных и социальных. Применительно к обществу эволюция выражается в том, что «возрастание общества, как в отношении его численности, так и прочности, сопровождается возрастанием разнородности его политической и экономической организации. То же самое относится ко всем научно-историческим продуктам и прочим продуктам — языку, науке, искусству и литературе». В этом состоит суть понимания Спенсером прогресса. Философия Спенсера внесла идею историзма в этнографию, историю религий, психологию — что следует признать его важным достижением.Концепция научного познания 0. Конта, Дж.С. Милля, Г. СпенсераИз традиционного набора функций науки — объяснение, описание и предвидение — О. Конт исключил объяснение. Научное познание, согласно Миллю, должно ориентироваться на экономное описание ощущений, которое несовместимо с метафизическим постулированием различных субстанций в качестве основы явлений.Спенсер различал два уровня бытия — «непознаваемое» и «познаваемое». Сфера «непознаваемого» — это предмет не науки, а религии.

Позитивистский подход к проблеме систематизации знания и классификации наукИерархия наук в классификации Сен-Симона и Конта выстраивалась следующим образом: вначале математика с механикой, затем науки о неорганической природе (астрономия, физика, химия), потом науки об органической природе (к которой Конт относил и общество) — биология и социология. Г. Спенсер предложил несколько иную классификацию. В основе его классификации лежит разделение наук на конкретные, абстрактно-конкретные и абстрактные. Науки, изучающие формы, в которых нам даны явления, — это абстрактные науки, к которым принадлежит логика и математика. Открытием законов одного вида силы занимаются абстрактно-конкретные науки, к которым относятся механика, физика и химия. Науки, изучающие явления в целом, Спенсер называл конкретными и относил к ним астрономию, геологию, биологию, психологию и социологию.

«-» позитивизма: программа задавала крайне узкое понимание науки

«+» : развитие различных отраслей науки

  1. Эмпириокритицизм («критика опыта»)

— вторая основная форма позитивизма, сложившаяся в конце XIX — начале XX в. в работах крупного австрийского «философствующего» физика Э. Маха .

Мир в целом и все вещи в нем — «комплексы ощущений». Задача науки — их описание (с математической обработкой), т.е. «чистое описание» фактов чувственного восприятия, к которым «приспосабливается» мысль. 

Мах подверг специальному анализу понятие «заблуждение» и его роль в научном познании, рассмотрел сходство и различия философского и естественно-научного мышления, физического и психического (и место ощущений в их соотношении). Научную известность Маху принесли также его труды по механике, газовой динамике, физиологии и оптике.

Неопозитивизм (логический позитивизм)

Это третий — последний — этап позитивизма и одно из основных направлений западной философии, особенно активно себя проявившее в 30—60-е гг. XX в. (Карнап, Шлик, Найрат, Рейхен-бах и др.)

Отделяя науку от философии, они считали, что единственно возможным знанием является только специальное знание, а задача философии — анализ языковых форм прежде всего языка науки.

Важное значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верификация (доказательство, подтверждение) — процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки, т.е. с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. Тем не менее верифицируемость научных выводов может быть отнесена к одному из важных признаков (критериев) научности.

Таким образом, неопозитивизм сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественнонаучного знания, как это делал «классический» позитивизм, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Если «классический» позитивизм ориентировался на психологию познания, то неопозитивизм в большей степени опирается на логику.

Конт О. — Общий обзор позитивизма | Позитивизм | Книги по философии

Подробности
Категория: Позитивизм
Создано: 2013-01-04
Автор: Tus
Просмотров: 2760

Конт Огюст

Общий обзор позитивизма

 

Перевод с французского И. А. Шапиро
Под редакцией Э. Л. Радлова
М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 296 с. (Изд. 3-е)
Серия Из наследия мировой философской мысли: история философии

Формат: PDF  14,4  Мб

Качество: сканированные страницы + текстовый слой

Язык: русский, старая орфография

Вниманию читателей предлагается классический труд выдающегося французского философа и социолога Огюста Конта (1798-1857), в котором дается систематический обзор основанного им философского направления — позитивизма. Автор не только характеризует основные элементы позитивизма, который, по его мнению, складывается из философии и политики, но и исследует его социальное назначение, вытекающее из связи с революционными движениями конца XVIII — середины XIX века, его значение для народа, отношение позитивизма к искусству. В заключение О. Конт выдвигает программу построения нового общества и указывает политические силы, которые должны будут ее реализовывать.
Книга рекомендуется философам, социологам, политологам, историкам, методологам науки, а также всем, кто интересуется историей философии.

Об Авторе

Огюст КОНТ (1798-1857) — выдающийся французский философ и социолог, основатель философской школы позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной научной дисциплины, методолог и популяризатор науки. Родился в г. Монпелье. Первоначальное образование получил в лицее родного города, после чего продолжил обучение в Политехнической школе в Париже. С 1817 по 1824 гг. работал секретарем у знаменитого французского мыслителя А. де Сен-Симона. В апреле 1826 г. в своей квартире открыл курс позитивной философии перед учеными слушателями, в числе которых были такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Луи Пуансо, Бруссэ. В 1832-1844 гг. работал ассистентом в Политехнической школе, в 1833-1845 гг. преподавал в Парижском политехникуме.
Основные труды О. Конта: «Курс позитивной философии» (т. 1-6,1830-1842) и «Система позитивной политики» (т. 1-4, 1851-1854). Задачей позитивной философии он считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и вы водов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом, почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма. Социология Конта разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития. Его позитивистские идеи получили широкую популярность среди естествоиспытателей XIX в., главным образом благодаря их изложению в сочинениях Э. Литтре (Франция) и английских позитивистов Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера.

Содержание

Предисловіе
Общее введеніе
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Основной духъ позитивизма
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Соціальное назначеніе позитивизма, вытенающее изъ необходимой связи его со всей велиной западной революціей
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Народное значеніе позитивизма
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Роль женщины въ позитивизмѣ
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. Эстетическая сиособность позитивизма
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНІЕ. Религія Человѣчества

  • Назад
  • Вперёд
Скачать:
  • vk.com (PDF)
  • прямая ссылка (PDF)
  • depositfiles (PDF)

Позитивизм — Социология — Оксфордские библиографии

Введение

Позитивизм — это философия науки, предполагающая специфическую эпистемологическую, онтологическую и методологическую точки зрения. Огюст Конт был первым, кто изложил позитивистскую позицию социологии, утверждая, что (1) социальные явления — или социальные факты, как назвал бы их Дюркгейм — внешние и наблюдаемые для индивидуумов поддаются эмпирическому научному анализу и, таким образом, являются целью исследования. позитивистская социальная наука должна была бы (2) различать абстрактные социальные законы, лежащие в основе этих наблюдаемых фактов; (3) сосредоточиться не на причинах, особенно на конечных причинах, а на естественных отношениях между явлениями; и (4) создать свод кумулятивных знаний, которыми могли бы руководствоваться социальные инженеры, по аналогии с физикой или химией, направляющими инженеров-механиков или электриков. Со времен Конта позитивизм развился. Современные позитивисты, как и их критики, придают разные значения и акценты относительно широкому кругу практик и философских позиций, что привело к некоторой путанице в отношении того, что такое позитивизм, а что нет. Учитывая негативную коннотацию, которую позитивизм имеет во многих современных социологических кругах, особенно за пределами Соединенных Штатов, каждый раздел этой библиографии будет включать одну или две критические статьи, связанные с темой раздела. Кроме того, в более позднем разделе «Комментарий и критика» будут представлены основополагающие работы, подчеркивающие разнообразие критики позитивистской социологии. Возможно, самое важное обвинение, выдвигаемое против позитивизма, заключается в том, что он доминирует в дисциплине и особенно в самых престижных журналах, несмотря на то, что позитивизм имеет множество различных современных методологических и эпистемологических значений. Тем не менее, можно выделить несколько основных элементов, которые подчеркивают все позитивизмы. Во-первых, социология есть и должна быть наукой, поскольку изучать следует только те социальные факты, которые являются внешними и наблюдаемыми с помощью научных методов и инструментов. Во-вторых, что тесно связано с этим, социологическое исследование должно быть объективным, нейтральным по отношению к ценностям, отличным от религиозного, морального, политического или философского исследования. В-третьих, методы и инструменты должны быть надежными, проверяемыми и точными; хотя нет четкого набора методов, которых придерживаются позитивисты, многие позитивисты (часто называемые методологическими позитивистами) придерживаются количественного анализа. В-четвертых, теории должны быть абстрактными, обобщаемыми утверждениями с четко определенными понятиями, связанными своими отношениями. Хотя мало кто из позитивистов говорит о «законах», большинство считает, что цель теории — объяснить класс явлений. В-пятых, конечной целью является кумулятивное, объективное познание социального мира, его свойств и динамики.

Общие обзоры классического позитивизма

Невозможно провести четкую развилку между классическим и современным позитивизмом. Возможно, произвольная позитивистская мысль от Конта (Comte 1968) до логического позитивизма (Carnap 1934, Ayers 1959) может быть названа «классической», поскольку элементы продолжают формировать позитивизм сегодня, тем не менее эти ученые, как правило, не упоминаются и не используются в современной защите или сочинения о позитивизме. Философия Конта занимала центральное место в социологической работе как Спенсера (Spencer 1897) и Дюркгейма (Durkheim 1982). Оба социолога придерживались мнения, что существует эмпирический мир и что для его наблюдения следует использовать научные методы; оба написали текст специально о методах, причем Spencer 1961 сосредоточился на использовании историко-сравнительных методов для выработки первых принципов. Дюркгейм 1982 не предписывал конкретного метода, но убедительно доказывал, что социальные факты являются отдельными явлениями, отличными от психологических фактов, и установил логику научного исследования. На классическом этапе развития социологии в Европе и Соединенных Штатах большинство социологов воспринимали социологию как должное как науку. Например, Сорокин 1959 содержит общую теорию стратификации и мобильности, которая молчаливо предполагает, что эти явления обладают некоторыми неизменными идентифицируемыми качествами. Или, возьмем Sumner and Keller 1927, геркулесовы усилия по сбору данных о каждом известном обществе, чтобы все социологи могли черпать информацию из одного и того же места и можно было установить кумулятивное знание. Видение Конта, которое явно или неявно повлияло на социологию, в конечном итоге было оставлено с появлением логического позитивизма (Carnap 1934, Ayers 1959). По сути, логические позитивисты ставили методологию выше теории, логику выше абстракции и проверки. Во многих отношениях логический позитивизм сформировал то, что сегодня называется методологическим позитивизмом, поскольку они объединили эмпирические обобщения с теоретическими утверждениями. Заявление Макса Вебера о социологических методах (Weber 1946) дает критику позитивизма, в то же время закладывая основы современного интерпретативизма в социологии. С другой стороны, Popper 2002 предлагает одну из наиболее убедительных и уважаемых философских и научных критических анализов позитивизма.

  • Эйерс, А. Дж., изд. 1959. Логический позитивизм . Нью-Йорк: Довер.

    Отредактированный сборник эссе наиболее актуальных логических позитивистов.

  • Карнап, Рудольф. 1934. Единство науки . Лондон: Кеган Пол.

    Типичный пример логического позитивизма. В частности, Карнап акцентирует внимание на том, что часто называют единством науки или гносеологическим, онтологическим и методологическим положением о том, что все внешние, наблюдаемые явления поддаются научному измерению. Обнаруженная в так называемой Иерархии наук Конта, позиция единства науки лежит в основе аргумента о том, что социология является наукой.

  • Граф Огюст. 1968. Система позитивной политики . 4 тт. Нью-Йорк: Берт Франклин.

    Полное и окончательное изложение Конта о позитивизме и социальных науках. Хотя все четыре тома информируют читателя, особое значение для его философии имеют первые сто страниц или около того. Первоначально опубликовано в 1851–1854 гг.

  • Дюркгейм, Эмиль. 1982. Правила социологического метода и избранные тексты по социологии и ее методу . Нью-Йорк: Свободная пресса.

    Первоначально опубликовано в 1895 году. Текст Дюркгейма о методах сосредоточен главным образом на эпистемологических и онтологических основах позитивистской социальной науки.

  • Поппер, Карл. 2002. Логика научных открытий . Лондон: Рутледж.

    Первоначально опубликовано в 1934 году. Классическая работа по философии науки, которая ставит под сомнение принципы логического позитивизма, предлагая при этом критический анализ предположений научного исследования.

  • Сорокин Питирим. 1959. Социальная и культурная мобильность . Гленко, Иллинойс: Free Press.

    Первоначально опубликовано в 1927 году. Пример формальной теоретической работы с вездесущими абстрактными утверждениями о стратификации и неравенстве в человеческих обществах. Хотя текст часто забывают, многочисленные общие современные теории стратификации и эмпирические исследования, по-видимому, подтверждают многие положения Сорокина.

  • Спенсер, Герберт. 1897. Принципы социологии . Нью-Йорк: Эпплтон.

    Как это было типично для позитивистов, поиск самых основных элементов или принципов науки был важным шагом в построении совокупной совокупности знаний. Усилия Спенсера постепенно получили признание в некоторых уголках современной социологии, но они являются образцом позитивизма XIX века.

  • Спенсер, Герберт. 1961. Изучение социологии . Анн-Арбор: Univ. из Мичиган Пресс.

    Первоначально опубликовано в 1873 г. Позитивистский текст Спенсера о социологических методах.

  • Самнер, Уильям Грэм и Альберт Г. Келлер. 1927. Наука об обществе . 4 тт. Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. Нажимать.

    Качественный набор данных, который является кросс-культурным, с намерением предоставить социологам общий массив данных, из которых они могут черпать информацию и общаться друг с другом.

  • Вебер, Макс. 1946. Методы социальных наук. В Из Макса Вебера: Очерки социологии . Под редакцией Х. Герта и К. В. Миллса, 55–61. Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Нажимать.

    Методологическое заявление Вебера, подчеркивающее концепцию Verstehen и интерпретативистский подход.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Бразилия: пять веков перемен

На изображении позитивистского храма показан план строительства церкви в Рио-де-Жанейро. Предоставлено библиотекой Джона Хэя, Университет Брауна.

Позитивистская церковь в центре Рио до сих пор стоит и проводит службы. Фотография Бенджамина Мозера.

Позитивизм: обзор

Позитивизм — это философская система, основанная на представлении о том, что в социальных и естественных науках сенсорный опыт и его логическая и математическая обработка являются исключительным источником всей полезной информации. Позитивизм отвергает спекулятивную философию, то есть все проблемы, концепции и положения традиционной философии, относящиеся к бытию, субстанциям, причинам и т. д., которые не могут быть проверены с помощью эмпирической науки. Претендуя на принципиально новую, неметафизическую философию, позитивизм провозглашал эмпирическую науку единственным источником истинного знания.

Один из первых сторонников этой новой школы мысли, Огюст Конт (1798–1857) ввел термин «позитивизм» в 1820-х годах. Конт рассматривал общество как прошедшее через три различные фазы: теологическую, метафизическую и научную (или «позитивную»). Он утверждал, что познание следует понимать как исторический процесс. Конт твердо верил, что интеллектуальное развитие является основной причиной социальных изменений. Именно это социально-политическое измерение позитивизма Конта вызывало столь широкий интерес в XIX веке.

Позитивизм в Бразилии

Во второй половине XIX века позитивизм Конта привлек внимание многих латиноамериканских интеллектуалов, которые нашли в позитивизме ключи к социальной реформации. В Аргентине, Чили и на Кубе позитивизм был использован как сила либеральных реформ и модернизации, которая отвергла влияние католической церкви. В Мексике оно оказало непосредственное влияние на реформы образования при президенте Бенито Хуаресе и было поддержано режимом Порфирио Диаса, который удерживал интеллектуальное влияние до XIX века.10 оборот.

Хотя позитивизм затронул каждую латиноамериканскую страну в девятнадцатом веке, его влияние нигде не было столь глубоким и широко распространенным, как в Бразилии, где он получил поддержку, критикуя институты рабства, монархии и церкви как сдерживающие естественный прогресс нации. . Одной из уникальных сил, стоящих за распространением позитивизма в Бразилии, была Позитивистская церковь Бразилии, основанная Мигелем Лемосом и его зятем Раймундо Тейшейрой Мендесом, которые оба учились у Конта в Париже. Позитивистская церковь пыталась контролировать и направлять позитивистское движение, публикуя тысячи трактатов и брошюр по широкому кругу социальных проблем, хотя на самом деле у нее было лишь небольшое количество последователей, и она не представляла взгляды позитивистов по всей Бразилии. К концу 1870-х позитивизм получил такое широкое распространение, что конкретные предложения Конта по социальной реформе, особенно его аболиционистские и республиканские трактаты, пробудили общественное рвение к модернизации. Позитивистский вклад в эти дебаты заключался в систематическом объединении идей реформации.

  • Каким образом позитивистский взгляд на рационально упорядоченное общество, проходящее через стадии развития, представляет сдвиг для Бразилии в конце 19 и начале 20 веков?
  • Каким образом позитивистское видение вписывалось в поиски современной бразильской нации?

Флаг Бразилии и позитивистская идеология

Вскоре после установления Республики 15 ноября 1889 года был предложен новый временный флаг, символизирующий страну, разработанный Clube Republicano Lopes Trovão. Этот флаг был смоделирован по образцу флага Соединенных Штатов Америки с 13 полосами чередующихся зеленого и желтого цветов и квадрантом звезд, представляющим каждый штат. Мигель Лемос резко раскритиковал флаг как «рабскую имитацию североамериканского знамени», предпочитая вместо этого смотреть на французские модели.

Новый флаг разработал Раймундо Тейшейра Мендес, а набросал Десио Виларес. Флаг адаптировал позитивистскую мантру Огюста Конта: «L’amour pour principe et l’ordre pour base; le progrés pour but» [Любовь как начало и порядок как основание; прогресс как конец]. Чтобы заручиться поддержкой дизайна, Тейшейра Мендес и Мигель Лемос продвигали флаг как созданный генералом Бенджамимом Константом, который действительно представил флаг временному правительству, но чей единственный другой вклад, похоже, предполагал, что созвездие под названием Южный Крест появляется на флаге.

Второй Императорский Флаг, 1870–1889 гг.

Флаг Соединенных Штатов Бразилии, 15–19 ноября 1889 г.

Флаг Соединенных Штатов Бразилии, 19 ноября 1889 г., июнь 1960

Декрет № 4 от 19 ноября 1889 г.

Указ четвертый от 19 ноября1889 г., относящийся к бразильскому флагу, был разработан Руи Барбозой и подписан маршалом Деодоро да Фонсека (президентом Провизорного правительства), Квинтино Бокайувой, Аристидесом да Силвейрой, Руи Барбосой, Кампосом Салесом, Бенджамимом Константом и Эдуардо Ванденколком.

Временное правительство Республики Соединенных Штатов Бразилии:

Считая, что цвета нашего старого флага напоминают о сражениях и славных победах армии и флота при защите Родины;

Учитывая, таким образом, что эти цвета, независимо от их геометрической формы, символизируют вечность и целостность страны среди других народов;

Указы:

Статья 1: Флаг, принятый республикой, сохранит традиции старых национальных цветов ? зеленый и желтый? следующим образом: желтый ромб на зеленом поле, имеющий посередине небесно-голубую сферу, пересеченную белой полосой, спускающейся справа налево [так в оригинале], с девизом? Порядок и прогресс? и перемежается двадцатью одной звездой, включая созвездие Южного Креста, в соответствии с их астрономическим положением с точки зрения расстояния и относительного размера, представляющего двадцать штатов Республики и Нейтральный муниципалитет, все в соответствии с моделью, составленной в Приложение 1.

Статья 2: Национальный герб будет изображен на печати в Приложении 2.

Статья 3: Печатью и перстнем Республики будет служить небесная сфера, которая должна быть нарисована в центре флага и окружена словами ? Республика Соединенных Штатов Бразилии.

Статья 4: Настоящим отменяются все противоположные положения.

Девиз «Ordem e Progresso» («Порядок и прогресс») на флаге Бразилии вдохновлен девизом позитивизма Огюста Конта: «Любовь как начало и порядок как основа; прогресс как конец». Он был вставлен в связи с тем, что некоторые из лиц, причастных к военному перевороту, свергнувшему монархию и провозгласившему Бразилию республикой, были последователями идей Конта.

 

Влияние позитивизма на бразильскую политику

Статуя Педро I. Предоставлено библиотекой Джона Хэя.

Брошюра, из которой взято это изображение, утверждает, что конная статуя Дона Педро I, которая до сих пор стоит на площади Тирадентис в Рио-де-Жанейро, не соответствует исторической правде, поскольку преувеличивает роль, которую Дон Педро I сыграл в создании бразильской империи. независимость от Португалии. Позитивистская церковь утверждала, что статую Дона Педро I следует убрать, но постамент оставить, а на нем установить другой памятник, символизирующий Бразильскую республику. Церковь предположила, что на пьедестале под новым монументом можно в равной степени признать дона Педру I и Хосе Бонифасиу, важную фигуру в усилиях по обеспечению независимости Бразилии от Португалии.

О браке и разводе

Позитивистская церковь Бразилии была крайне обеспокоена отношениями между католической церковью и правительством и в течение долгого времени стремилась способствовать разделению гражданских и религиозных дел. Одним из важных шагов, которого требовали позитивисты, было создание системы регистрации актов гражданского состояния. В брошюре под названием «Проект гражданского брака » позитивисты выступают за полное отделение светской власти от религиозной власти, предполагая, что обязанностью католической церкви является устранение путаницы между светской и духовной властью путем предоставления религиозного брака. только после заключения гражданского брака. Далее в этой брошюре утверждается, что брак — это не договор, а социальная санкция (религиозная или гражданская) основополагающего союза, учреждающего семью. Это утверждение раскрывает интересную позицию, занятую позитивистской церковью. Позитивистская церковь характеризовала брак не как контракт, который может быть нарушен или аннулирован разводом, а как критически важный социальный институт. На самом деле, в брошюре Все еще вопреки ретроградному протесту против развода , церковь заявляет, что развод представляет собой «политическую аберрацию», и его легализация означала бы «глубину морального и психического разложения бразильского народа». Развод продемонстрирует ослабленную мужественность бразильского мужчины, который «утратил глубокое влияние морали женского престижа».

«Ода Туссенту Увертюру», дань уважения гаитянскому герою-аболиционисту, была написана Тейшейрой Мендес для гимна, сочиненного профессором Лимой Коутиньо. Предоставлено библиотекой Джона Хэя.

Об отмене рабства

В памфлете Позитивизм и современное рабство Мигель Лемос пишет в память о Туссенте Лувертюре (1746–1803), «диктаторе Гаити и мученике за свободу своей расы». В трактате содержатся «драгоценные выдержки» из выступления Конта, который повсеместно осуждал «чудовищное преступление, продолжающее порочить бразильскую нацию». Конт резко критиковал то, что он называл «декадентским католицизмом», не только за санкционирование, но даже за поощрение института рабства. Он считал рабство «чудовищным социальным отклонением», позором для европейской философии и цивилизации. Этот трактат содержит увлекательное приложение, написанное Лемосом, с «заметками о решении проблемы в Бразилии». После рассмотрения экономических потребностей, вызванных индустриализацией, Лемос выступает за решительное вмешательство высших государственных властей, чтобы положить конец «отвратительной безнравственности преступной колониальной истории [Бразилии]».

О коренном населении

Позитивистская церковь проявляла большую заботу о благополучии коренных народов Бразилии. В брошюре «В защиту бразильских дикарей » (1910 г.) говорится о «необходимости замены в отношении дикарей, как и в отношении всех народов, братской позиции, присущей всему человечеству, на позицию завоевателя». Все эти брошюры призывают к срочным действиям со стороны правительства по защите коренных народов, в частности, путем реорганизации земель в таких местах, как территория Акко, и создания резерваций.

Лидеры бразильских позитивистов, особенно Раймундо Тейшейра Мендес и Кандидо Мариано да Силва Рондон, обратились к своей доктрине при разработке плана регулирования отношений с коренными народами. В серии писем в редакцию газет, которые затем были перепечатаны в серии брошюр и ежегодных отчетов, Тейшейра Мендес представил индийскую политику, основанную на защите и аккультурации. Он опирался на работы Конта об Африке, в которых французский мыслитель утверждал, что африканцы жили в «фетишистскую эпоху» социального развития, которую Конт считал изначальным человеческим состоянием.

Тейшейра Мендес писал: «Ни один человек не может отрицать, что именно дикари являются законными владельцами земель, которые они занимают, с титулами, столь же действительными, как и те, на которые могла бы ссылаться любая западная нация». Действительно, в другом месте он писал, что группы коренных народов должны быть признаны суверенными нациями. Узурпированные земли должны быть возвращены, а там, где это невозможно, должны быть отданы новые земли жителям этих коренных народов. Он также утверждал, что индейцы имеют полное право сопротивляться вторжению на свои земли. И он иронично заметил, что вооруженную защиту этих земель вряд ли можно считать преступлением, ибо «никто не считает испанцев и португальцев преступниками за то, что они изгнали арабов с Пиренейского полуострова».

  • Как позитивисты вписались в общие изменения в Бразилии в первые годы Республики?
  • Каково наследие позитивизма в бразильской политике?

Бенджамин Констант Ботельо де Магальяйнс (1836–1891)  

O Ideal Republicano de Benjamin Constant [Республиканские идеалы Бенджамина Константа]. Рио-де-Жанейро: Совет. Do Jornal do Commercio, 1936. Библиотека Джона Хэя.

Бенджамин Констант Ботельо де Магальяйнс родился в Нитерой, Рио-де-Жанейро, 18 октября 1836 года в образованной республиканской семье. Констан поступил в Военную школу Рио-де-Жанейро в 1852 году, когда позитивизм начал приобретать все большее значение среди преподавателей и студентов. Констант служил гражданским и военным инженером во время войны Тройственного союза (1864–1870), но вернулся в Бразилию, когда заболел малярией. В 1876 году под сильным влиянием Огюста Конта Констан основал Sociedade Positivista do Brasil и принял доктринальную позицию Эмиля Литтре. Позже он вышел из Общества из-за внутренних разногласий, но до конца жизни оставался ярым учеником Конта.

Его республиканские взгляды привели его к основанию вместе с Деодоро да Фонсека, тогдашним губернатором Риу-Гранди-ду-Сул, Clube Militar в 1887 году. титул, от которого он отказался.

13 мая 1888 года в отсутствие дона Педро II принцесса Изабелла подписала документ об отмене рабства. В результате Империя лишилась поддержки земельной аристократии и начала разваливаться, окончательно уступив власть после военного мятежа 15 ноября 1889 г.. Фонсека стал первым де-факто президентом страны благодаря военному восхождению. Бенджамин Констант, известный как отец-основатель республики, был назначен военным министром во временном правительстве, а затем министром образования, почтовой службы и телеграфов. Он умер 22 января 1891 года и был похоронен на кладбище Сан-Жуан-Батиста в Рио-де-Жанейро.

Раймундо Тейшейра Мендес (1855–1927)

Бразильский философ и математик создал национальный девиз «Порядок и прогресс», а также национальный флаг, на котором он изображен. В 1881 году Раймундо Тейшейра Мендес и его зять Мигель Лемос основали Apostolado Positivista. На протяжении 1880-х годов Тейшейра Мендес и Лемос опубликовали множество брошюр, пропагандирующих позитивизм и поддерживающих такие вопросы, как отмена рабства, республиканизм и отделение церкви от государства. При создании флага Республики Тейшейра Мендес позаимствовал элементы бразильского имперского флага, сохранив зеленый и желтый цвета, заменив имперский герб синей сферой, изображающей небо в день провозглашения независимости в Рио-де-Жанейро. , и добавление позитивистского изречения Ordem e Progresso.

В течение следующих двух десятилетий Тейшейра Мендес стал активным политическим деятелем и продолжал публиковаться через Igreja e Apostolado Positivista do Brasil. Его работы были сосредоточены на вакцинации, участии Бразилии в Первой мировой войне, трудовом законодательстве, женщинах, правах животных и секуляризации кладбищ. В 1905 году Тейшейра Мендес принял на себя руководство Igreja e Apostolado Positivista, но не отказывался от своего титула вице-директора до смерти Лемоса в 1917 году. Он умер в 1927 году и был похоронен на кладбище Сан-Жуан-Батиста в Рио-де-Жанейро.

Евклид да Кунья (1866–1909)

Первоначально военный инженер, Эвклидес да Кунья ушел из армии, чтобы стать инженером-строителем, а затем журналистом. В качестве репортера в 1896–1897 годах он сопровождал армию в Канудос, деревню на задворках штата Баия, где мессиан Антониу Консельейру («Советник») и его последователи основали свою собственную «империю». Потребовалось пять последовательных правительственных экспедиций, чтобы усмирить мятежников, сопротивлявшихся до последнего человека. Самая известная работа Евклида да Кунья, Os Sertões (Восстание в отдаленных районах, 1902 г.) представляет собой свидетельство очевидца войны Канудос и считается первым письменным протестом в защиту забытых жителей бразильской границы.

Позитивная философия графа оказала влияние на интеллектуальную и политическую подготовку Эвклидеса да Кунья, когда он был молодым военным кадетом и в начале дореспубликанского периода Бразилии. Тем не менее его последующее разочарование в республиканском режиме и в своем профессоре, позитивисте Бенджамине Константе, привело к окончательному разрыву с членами движения. В 1890-х годов многочисленные бразильские интеллектуалы, политические лидеры и другие представители элиты променяли свои позитивистские идеалы на эволюционистскую теорию Дарвина.

15 августа 1909 года Эвклидес да Кунья погиб в результате перестрелки в личной ссоре в Рио-де-Жанейро. Каждый август бразильцы отмечают Semana Euclidana («Неделя Евклида») в его честь.

Кандидо Мариано де Силва Рондон (1865–1958)

Кандидо Мариано де Силва Рондон родился в 1865 году в Мимозо, небольшой деревне в Мату-Гросу. В 1890, он был назначен армейским инженером в Телеграфную комиссию и помог построить первую телеграфную линию через штат Мату-Гросу. С 1900 по 1906 год Рондон отвечал за прокладку телеграфной линии из Бразилии в Боливию и Перу. За это время он открыл новую территорию и контактировал с племенем бороро в западной Бразилии.

В результате компетентности Рондона в строительстве телеграфной линии ему поручили продлить телеграфную линию от Мату-Гросу до Амазонки. В ходе строительства линии он обнаружил племя Намбиквара и реку Джуруэна, важный приток реки Тапажос в северной части Мату-Гросу.

Работая в Телеграфной комиссии, Рондон присоединился к позитивистской церкви в Рио-де-Жанейро и оставался ортодоксальным в своем подходе еще долгое время после того, как церковь приобрела реальное влияние в Бразилии.

По словам ученого Тодда Диакона, позитивизм предоставил план национального развития, которому Рондон следовал при планировании и строительстве телеграфной линии. Это также сформировало его представления об отношениях индейцев и белых в Бразилии.

В мае 1909 года Рондон отправился в свою самую длинную экспедицию? начиная с поселения Тапирапуа на севере Мату-Гросу и направляясь на северо-запад, чтобы встретиться с рекой Мадейра, крупным притоком реки Амазонки. Во время своей экспедиции они обнаружили большую реку между Юруэной и Хипараной, которую Рондон назвал Рекой Сомнений. Чтобы добраться до Мадейры, они построили каноэ и достигли Мадейры на Рождество 1909.

После экспедиции он стал первым директором Службы защиты индейцев (Serviço de Proteção ao Índio? SPI), теперь известной как Fundação National do Indio? ФУНАЙ. Учитывая веру Конта в естественную эволюцию обществ, Рондон и позитивисты подчеркивали необходимость защиты индейских земельных владений, чтобы эта социальная эволюция имела место.

Дополнительное чтение

  • В статье Роберта Нахмана «Позитивизм, модернизация и средний класс в Бразилии» подробно рассматривается роль позитивистской церкви Бразилии и влияние позитивизма на политический и социальный ландшафт Бразилии.
  • Объединение нации Тодда Диакона обсуждает роль мыслителей-позитивистов в строительстве первого телеграфа в Бразилии, проект, тесно связанный с целью объединения и организации всей страны.

Источники

  • Карвалью, Хосе Мурило де. Formação das almas: o imaginário da república no Brasil. Сан-Паулу: Companhia das Letras, 1998.
  • .
  • Диакон, Тодд А. Объединение нации: Кандидо Мариано да Силва Рондон и строительство современной Бразилии, 1906?1930 . Дарем, Северная Каролина: Duke University Press, 2004. Библиотека Рокфеллера.
  • Хейлброн, Йохан. «Огюст Конт и современная эпистемология», Sociological Theory 8 (1990): 2, 153–162.
  • Хилтон, Рональд. «Позитивизм в Латинской Америке», Словарь истории идей. Том 3, 539–46.
  • Нахман, Роберт. «Позитивизм, модернизация и средний класс в Бразилии», Hispanic American Historical Review 57 (1977) 1: 1–23.
  • Ренату Луис ду Коуту Нету и Лемос. «Бенджамин Констант: биография и история истории». Estudos Históricos. Том. 10, № 19(1997), с. 67?81.
  • Зеа, Леопольдо. Латиноамериканский разум.  Джеймс Х. Эбботт и Лоуэлл Данхэм, пер. Норман, Оклахома.: University of Oklahoma Press, 1963.
  • .

Этот сборник эссе содержит статьи и исторические ресурсы из коллекции позитивистов библиотеки Джона Хэя в Университете Брауна. В 2006 году Библиотека приобрела у Бенджамина Мозера (выпускник 1998 года) коллекцию из примерно 250 брошюр, изданных Позитивистской церковью Бразилии. Тексты были написаны в основном Мигелем Лемосом и Раймундо Тейшейрой Мендес, основателями церкви. В 2007 году коллекция была организована в виде выставки Патрисией Фигероа и Рексом Нейлсоном, чья работа по организации коллекции и предоставлению справочной информации сделала возможной эту страницу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *