Цикл лекций «Наследие Золотой Орды в российской и мировой истории»
- Главная
- События
- Афиша
- Лекции
Российская государственная библиотека, Центр восточной литературы, читальный зал литературы на китайском и центральноазиатских языках
с 6 по 27 ноября 2019 года
по предварительной регистрации (при себе необходимо иметь паспорт)
Российская государственная библиотека совместно с Фондом поддержки и развития научных и культурных программ имени Шигабутдина Марджани в ноябре 2019 года проводит цикл лекций «Наследие Золотой Орды в российской и мировой истории». Лекции познакомят гостей с культурой Монгольской империи, главным образом — с культурой Улуса Джучи (Золотой Орды, 1224—1483), крупнейшего средневекового государства кочевников в Евразии.
Осада монголами Багдада, 1258
Иллюстрация Джами ат-таварих, из «Сборника летописей» визиря государства Хулагуидов Рашида ад-Дина, первая четверть XIV века. Из фондов Берлинской государственной библиотеки
Источник фото
Монгольская империя — структура, сложившаяся в начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана (1155/1162—1227). В период своего единства она включала смежные территории Центральной Азии, Южной Сибири, Восточной Европы, Ближнего Востока, Китая и Тибета со столицей в Каракоруме. С начала 1260-х годов крупнейшими её частями становятся государство Юань в Китае, Улус Джучи (Золотая Орда), государство Хулагуидов на Ближнем Востоке, и Чагатайский улус в Средней Азии.
Чингисиды создали глобальную средневековую миросистему, так или иначе объединившую пять независимых региональных экономик и культур — Западную Европу, арабский мир, зоны Индийского океана, Китая и Великой степи.![]()
Лекции будут проходить весь ноябрь, по средам.
На лекции можно будет приобрести научный иллюстрированный каталог выставки «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи» (Издательский дом Марджани, 2019). Выставка проходила с апреля по октябрь 2019 года в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Казанский Кремль», в центре «Эрмитаж — Казань».
Каталог знакомит читателей с всаднической и городской культурой монгольских кочевников времени единства империи Чингис-хана, с пиршественными сосудами из золота и серебра, ювелирными украшениями, изделиями из текстиля и другими памятниками художественного ремесла. Большое место в издании отведено деталям архитектурного декора и образцам буддийской живописи тюрко-монгольского Востока.
Обратите, пожалуйста, внимание, что к оплате принимаются только наличные.
РАСПИСАНИЕ:
лекция Ильи Владимировича Зайцева,
историка-востоковеда, доктора исторических наук, профессора РАН
Лекция об истории Золотой Орды, периоде её возникновения, расцвета и упадка, роли в истории нашей страны, источниках и основных трудах по истории этого государства.
Регистрация
Подробнее
лекция Вадима Винцеровича Трепавлова,
доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института российской истории РАН
В лекции будет дан обзор истории Золотой Орды, её государственного устройства, рассказано о её населении (откуда появилось название «татары»), о системе отношений с русскими землями (входила ли Русь в состав Золотой Орды), охарактеризованы исследования этой средневековой державы современными отечественными и зарубежными историками.
Регистрация
Подробнее
лекция Галины Валерьевны Ласиковой,
куратора коллекции текстиля и манускриптов Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Шигабутдина Марджани
На лекции участники посмотрят изделия, сохранившиеся до наших дней, поговорят об особенностях узоров тканей, представляющих собой удивительную смесь элементов китайского, центральноазиатского, иранского, византийского и даже европейского происхождения, проследят, какое воздействие оказало в дальнейшем это смешение идей на художественную культуру разных регионов.
Регистрация
Подробнее
лекция Марата Абясовича Сафарова,
кандидата педагогических наук, историка и журналиста
В ходе лекции планируется рассмотреть различные сюжеты русско-ордынских отношений в контексте московской истории. На примере двора баскаков в Кремле, исцеления митрополитом Алексием ханши Тайдулы, феномена сословия служилых татар и постепенного формирования Татарской слободы в Замоскворечье будут показаны разные этапы «восточной» истории Москвы.
Особая часть лекции будет посвящена историографии по теме Золотой Орды.
Регистрация
Почему Золотая Орда исчезла, не оставив ни следа
Откуда появилась Золотая Орда?
В исторических документах словосочетание «Золотая Орда» появилось в 1566 году, когда от государства с таким названием осталось лишь предание. В общей сложности этот многонациональный Улуг Улус (Великая страна) просуществовал 300 лет. Чингисхан разделил Монгольскую империю на улусы. Будущая Золотая Орда называлась улусом Джучи.
На востоке она включала в себя Аральское море, на западе — полуостров Крым, на юге граничила с Ираном, на севере подступала к Уральским горам. Осёдлую часть (население городов) составляли пришлые и иноземцы: ремесленники, аптекари, лекари, писцы. А кочевую — монголы и кипчаки, то есть воины. Кочевники, привыкшие жить «здесь и сейчас», ничего после себя не оставили. Другое дело — горожане.
Сарай-Бату, царь городов, имел площадь 36 квадратных километров.
Фото © centr-intellect.ru
Дворцы, Монетный двор, караван-сараи, а с принятием ислама и мечети восхищали путешественников. Сарай-Берке (вторая столица) не уступал Сарай-Бату по красоте. Эти города были центрами торговли, чеканки монет и мостами между Востоком и Западом. Гульстан, Улуг-Мечеть, Аргамаклы-Сарай представляли собой уменьшенные копии столиц. В Золотой Орде процветали астрономия, математика, монгольская юриспруденция. Монгольское право Яса всплыло в XVII веке, имело силу в Тарковском шамхальстве.
На высокие посты назначались представители иранской и арабской элиты. Монголам-кочевникам это не нравилось, это дало начало Великой замятне (что-то среднее между Смутным временем на Руси и эпохой дворцовых переворотов). В 1380 году русский князь возглавил поход против монгольского ига, намекнув на начало конца власти Золотой Орды. Внешняя и внутренняя политика трещала по швам.
Секс после смерти и презервативы со стразами: Что ещё вы не знали о Древнем Египте
Монгольская чума
Чёрная смерть.
Фото © Shutterstock
Чёрная смерть, выкосившая половину Европы, по торговым маршрутам попала и в Орду в 1340–1350 годах. К чуме прибавились сыпной и брюшной тиф, а также сибирская язва. Поскольку всё началось в период сбора урожая, зараза распространилась сразу. Первым пал город Сарай ал-Джедид, затем соседние города, а после этого мор поглотил всю Золотую Орду. Дошло до того, что хоронить мёртвых стало просто некому. Начался отток населения в Крым, Волжскую Булгарию и Русь. Монголы и кипчаки удалились от центра, убежав в степи от чумы, а основные культурные представители вымерли. Если та же Западная Европа после чумы отстроилась и стала крепче, то для Золотой Орды это стало началом конца.
Не помогли и принятые меры — карантин, включавший запрет на посещение золотоордынских городов и выезд из них местным. Путешественник из Турции Эвлия Челеби, оказавшийся нелегалом в охваченном мором государстве, рассказывал о целиком вымерших городах. По словам специалистов, пандемия наложилась на гражданскую смуту.
Смертельный удар Тамерлана
Хан Тохтамыш. Фото © history-doc.ru
Мамай среди монголов не считался ханом, поскольку не был прямым потомком Чингисхана. Он носил статус беклярбека, то есть наместника под началом арабской знати. В 1382 году хан Тохтамыш, представитель Чингисидов и сторонник старых порядков, при поддержке Тамерлана разбил недобитые русскими полки Мамая.
Тохтамыш прекратил смуту и попытался восстановить городскую жизнь, отстроить города, вернуть торговлю. К этому времени утихла чума и вроде бы условия для восстановления были. Началось утрясание внешней и внутренней политики. Сначала был заключён договор с Генуэзской республикой, по которому Тохтамыш признал территориальные завоевания генуэзцев в Крыму. После похода на Москву в 1382 году Тохтамыш снова заставил русских платить дань.
Хан Мамай. Художник © Виктор Маторин
По натуре он был завоевателем, который зачастую не соизмерял свои амбиции и реальные силы. Он сделал роковой шаг, выступив против своего вчерашнего союзника Тамерлана и ударив по Самарканду и Бухаре.
Тамерлан не только разбил Тохтамыша, но и нанёс Золотой Орде смертельный удар, разорив едва оправившиеся от чумы города. С 1420 года Золотая Орда распалась на ряд ханств. Как единое государство она закончилась при хане Кичи-Мухаммеде. Её преемницей стала Большая Орда, но после гибели последнего великого воина хана Ахмеда в XVI веке сошла на нет.
Интимные традиции японцев. Секс с осьминогом, позорная девственность, фуд-фетиш
«Степные майя»
Нельзя сказать, что от Золотой Орды не осталось вообще ничего. Но походить по городам, увидеть в первоначальном виде Гульстан или Ак-Кермен, конечно, возможности нет.
Фото © Getty Images
Учёные по крупицам собирали представления о том, какими были эти города. В основном благодаря реконструкции они воссоздали уклад и ремёсла горожан. Откопали остатки водопроводной и канализационной системы. На это ушли десятилетия археологических экспедиций и исследований в советское время. Отдельно изучался нумизматический материал.
Западные путешественники, русские летописцы, татарские сочинители эпоса сохранили дух той эпохи в своих произведениях.
Все ханства Золотой Орды вошли в состав Русского государства, а Монголия (современная Монгольская Народная Республика) никогда в её состав не входила и является преемницей исключительно империи Чингисхана. Золотая Орда — пример того, что великие империи не только распадаются на части, но и растворяются, оставляя о себе пусть и будоражащие кровь, но мифы. Конечно, Золотая Орда просуществовала гораздо меньше, чем цивилизация майя, но что-то схожее у них есть. Представители цивилизации Мезоамерики тоже начали вымирать и покидать города ещё до прихода конкистадоров, к моменту экспансии уже оказались ослаблены. В судьбе Золотой Орды такую роль сыграли чума, смута и неумение подстроиться под исторические изменения.
Четырнадцатилетние старые девы, брачная ночь с ножом и запах женщины. Сексуальные традиции папуасов
Евгений Жуков
- Статьи
- цивилизация
- История
Комментариев: 17
Для комментирования авторизуйтесь!
Мари Фаверо переписывает традиционную историю монгольских завоевателей
монголов.
Немногие народы-завоеватели вызывали такой страх, трепет, поношение — и, по словам французского историка Мари Фаверо, такое полное непонимание. В « Орде », амбициозном ревизионистском описании Монгольской империи, Фаверо представляет завоевателей степей тринадцатого и четырнадцатого веков как искусных распорядителей глобализма, правителей, которые практиковали поразительную терпимость и стимулировали далеко идущий экономический рост.
В основе этой книги лежит идея «монгольского обмена»: слияния людей, товаров и идей, которое могло соперничать только с колумбийским обменом — столкновением Европы и Нового Света в пятнадцатом и шестнадцатом веках — в Историческое значение.
Масштабы монгольского завоевания впечатляют. Начиная с правления Чингисхана в начале 1200-х годов, этот кочевой народ вырвался из своей родины к югу от Сибири, чтобы захватить большую часть известного мира. На востоке они подчинили себе Китай и Корею. На юге они уничтожили исламские державы Западной Азии, Мавераннахра и Ирана; их всадники достигли даже окрестностей Лахора.
Большая часть Восточной Европы попала под их влияние, а на севере монгольские разведчики могли столкнуться с льдинами Северного Ледовитого океана.
Чем объясняется столь быстрое и обширное строительство империи? Фаверо оспаривает идею монгольской «манифестной судьбы» — что Чингисхан имел амбиции глобального завоевания и покорения оседлых цивилизаций. Переворачивая этот тезис с ног на голову, она вместо этого указывает на преследование монголами мятежных собратьев-кочевников, таких как кыпчаки, которые бежали через пастбища Центральной Азии в поисках убежища на запад, умоляя о защите русских, а затем венгров.
«Завоевания Китая, Ирана и России были побочными эффектами войны кочевников, в которую вмешались оседлые державы, — объясняет Фаверо. Молниеносное наступление монголов вскоре дало понять многим оседлым правителям, что вмешательство было фатальным просчетом.
Секреты их успеха
Орда сосредоточена на самой западной части мира, где доминируют монголы.
Здесь Джучиды (также известные как Золотая Орда), потомки сына Чингисхана Джучи, установили власть над территорией, включая большую часть современной Болгарии, Румынии, Молдавии, Украины, Казахстана, Узбекистана и России к западу от реки Енисей. На первый взгляд может показаться, что Джучиды расправились с наследниками Чингисхана: у них не было богатств Китая, находившегося под контролем великого хана, и они не могли претендовать на оживленные торговые центры Ближнего Востока. , Иран и Мавераннахр, находившиеся в руках Ильханидов и Чагатаидов.
Тем не менее, Джучиды создали самый продолжительный и экономически динамичный компонент Монгольской империи. Как они это сделали? Фаверо предлагает несколько объяснений. Во-первых, монголы создали сложные политические институты. Они регулярно собирались на курилтаи или собрания, где даже высокопоставленные женщины участвовали в государственных делах. Социальный порядок, перераспределение богатства и совместное использование ресурсов были руководящими монгольскими принципами.
Во-вторых, они были необычайно терпимыми правителями, минимально вмешиваясь в местные обычаи и приветствуя людей всех вероисповеданий и происхождения, чтобы поселиться на их территориях. Один монах-францисканец так заметил, что Джучидам «все равно, к какой религии принадлежит человек, если он выполняет требуемые услуги, платит дань и налоги и выполняет свои военные обязанности в соответствии с их законами».
Наконец, Джучиды были замечательными экономическими администраторами. Они проводили политику преднамеренного увеличения доходов от торговли: создание городов, рынков и коммуникационных сетей в сочетании с низкими ставками налогообложения и гарантиями безопасности на торговых путях. Это превратило территорию Джучи, сосредоточенную на пастбищах Волго-Донского региона, в ослепительно космополитический торговый узел. Генуэзцы, венецианцы, евреи, греки, армяне, русские, выходцы из Центральной Азии и арабы общались плечом к плечу в городах и портовых городах, которые обслуживали повсюду от Западной Европы до Китая.
После того, как Джучиды приняли ислам, они создали прибыльные экономические союзы с Западной Азией, которые позволили торговцам «плавать от Волги до Нила». Мир и порядок, которые монголы принесли в Восточную Европу и Западную Азию, утверждает Фаверо, легли в основу обширного интегрированного рынка, включающего ганзейские порты, итальянские города-государства, Константинополь и процветающие города исламского мира.
Монгольский обмен
Одной из самых захватывающих черт монгольского правления было то, как они использовали степь. Для оседлых цивилизаций, граничащих со Средней Азией, таких как Китай, Иран или Россия, степь была угрожающей угрозой, незащищенной границей и источником кочевнических вторжений. Монголы, напротив, превратили степь в своего рода досовременную супермагистраль. На бескрайних пастбищах они установили почтовые станции для системы быстрой связи.
Джучиды, которые продолжали свой кочевой образ жизни, несмотря на бурно развивающиеся города на их территориях, полагались на замерзшие степные реки в качестве путей миграции с севера на юг или стоянок.
И, самое главное, степь стала кратчайшим путем для торговли между Европой, Средней Азией и Восточной Азией.
Это был монгольский обмен: момент, когда относительный мир, развитие инфраструктуры и в основном однородная денежная система позволили резко расширить экономические горизонты. Территория Джучи включала «северную дорогу», один из основных сухопутных маршрутов Шелкового пути, который простирался от равнин Дуная до внутренних районов современного Пекина. Этот маршрут был «одним из ключей к власти Джучи» из-за его глобального коммерческого значения.
По этому маршруту и другому пути в глубине сибирской тайги торговцы переправляли меха, шелка и другие предметы роскоши из одного конца известного мира в другой. Важно отметить, что торговцы осознавали, что эта сеть зависела от монгольского правления и администрации.
По словам Фаверо, это был самый значительный обмен товарами, людьми и идеями в досовременном мире (Шелковый путь также использовался религиозными странствующими).
На самом деле, Фаверо считает, что колумбийский обмен «следует отчасти рассматривать как наследие монгольского обмена», поскольку европейские исследователи, такие как Колумб, искали альтернативные маршруты на восток, чем те, которыми ранее владели монголы.
Конец и наследие
К сожалению, в монгольском обмене процветала еще одна вещь: Черная смерть. Фаверо считает, что «монголы были, по крайней мере, частично ответственны за распространение чумы» в середине четырнадцатого века, пандемии, по сравнению с которой сегодняшний кризис Covid-19 абсолютно бледный. По существу, строительство монгольской империи нарушило естественную среду обитания Yersina pestis , бактерии, вызывающей чуму, в то время как монгольская торговля способствовала ее распространению.
Глубокая вовлеченность монголов в торговлю мехом была особенно виновата: они охотились на сурков, способствуя контакту людей с зараженными блохами животными, несущими Y pestis , а затем преследовали своих хищников, что привело к резкому увеличению популяций сурков и других грызунов.
. Внутри торговых сетей Джучи чума быстро передавалась через поставки зерна в европейские центры, такие как Генуя и Венеция. Как и сегодня, недостатки глобализма можно проследить по переносчикам болезней.
Черная смерть нанесла сокрушительный удар по господству Джучи. Гораздо более серьезной неудачей была междоусобная война, которая все больше пожирала монголов, продукт кровавых битв за престолонаследие (как и их дальние наследники, Моголы в Индии, правители Джучи регулярно совершали братоубийства, чтобы устранить возможных соперников).
Распространенные исторические повествования относят конец господства Джучи к 1400-м годам, но и здесь Фаверо предлагает ревизионистскую альтернативу. В то время как власть Джучи, возможно, раскололась, государства-преемники, включая Россию, переняли монгольские институты и понятия легитимности (аналогичный процесс произошел в Индии после упадка политической власти Великих Моголов).
На самом деле Фаверо считает, что невозможно представить современную Россию без монгольского влияния: Джучиды перенесли центр русской власти из Киева в скромный город на севере, Москву.
Возможно Самый большой вклад Орды заключается в том, что он помогает нам пересмотреть наши представления о том, что делает цивилизацию сложной. Будучи мигрирующим народом, монголы постоянно находились на лошадях — у них были даже переносные церкви и мечети. Однако кочевничество, как говорит нам Фаверо, не исключало сложного построения империи. Как кочевники, монголы, возможно, были более склонны к гибкости и ассимиляции, чем оседлые державы, в отношениях со своими подчиненными народами.
«Скотоводство — это не примитивный этап на пути к модернизации», — заключает Фаверо. «Скотоводство — это другой выбор, который позволил Джучидам создать уникальную имперскую сущность, не имитирующую оседлую модель». Если действительно монголы руководили значительным предшественником современного глобализма, то мы должны рассматривать широко открытые степи как важный этап и посредник для создания сегодняшнего политического и экономического порядка.
Орда: как монголы изменили мир , Мари Фаверо, издательство Гарвардского университета.
Будем рады вашим комментариям на письма@scroll.in.Связанные
Тенденции
Христианский пастор и жена арестованы в Газиабаде после того, как толпа выдвинула обвинения в обращении
Пестрая история «опасного дала», съеденного бедняками по всей Индии
-
Кто такой Винод Адани, загадочный старший брат, оказавшийся в центре кризиса Адани?
В этом романе-дебюте молодой человек взрослеет, когда Индию захлестывает волна национализма
Есть ли у работы философская цель? Да, Гита, Аристотель, Платон и Икигай, кажется, говорят
.

