Поздний ренессанс: Поздний Ренессанс в Италии / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Поздний ренессанс — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

Стиль эпохи возрождения

Зажиточным гражданам Европы больше не было необходимости укрываться за стенами замков. На смену им пришли городские дворцы (палаццо) и загородные виллы, радовавшие владельцев красотой и комфортом. Типичный палаццо обычно имеет 3-4 этажа. На нижнем этаже находились вестибюли, служебные помещения, конюшни и кладовые. На следующем уровне — пьяно нобиле — размещаются просторные богато украшенные парадные залы. Иногда на этом этаже устраивали спальни членов семьи хозяина дома. Личные покои — это спальня и «студио», комната, используемая как кабинет, мастерская или помещение для частных бесед. Рядом помещалась комната для умывания; воду брали из фонтана или колодца. Третий этаж часто имел такую же планировку, как и piano nobile, здесь были жилые комнаты с более низкими потолками. На верхнем этаже высота потолков была еще меньше, здесь находились помещения для слуг. Средневековые лестницы были винтовыми или напоминали узкие щели, прорубленные в толще стен, теперь они стали широкими и прямыми и доминируют в интерьере. Дополнительные лестницы часто были плохо освещены. Загородная вилла строилась не в таких стесненных условиях, и поэтому могла быть больше. При этом сохранялась та же схема: служебные помещения помещались внизу, парадные комнаты — на втором этаже, а комнаты слуг — на верхнем этаже или на чердаке.

Интерьеры эпохи Возрождения говорят об увлечении классикой. Во главу угла ставится симметрия, а детали заимствуются из древнеримских образцов. Стены часто нейтральных тонов или с узорами. В богатых домах стены часто украшены фресками. Потолки балочные или кессонированные. Потолочные балки и кессоны окрашены в яркие цвета. Полы украшены сложными геометрическими орнаментами. Камины, служившие единственным источником тепла, покрыты резьбой. Если судить по картинам художников того времени, драпировки и другие аксессуары были разноцветными.

В эпоху Вожрождения мебель была более широко распространена, чем в Средние века, но по современным меркам ее все же было немного. Резьба, инкрустация и интарсия присутствовали в интерьере в зависимости от финансовых возможностей и вкусов домовладельца.

Интерьеры церквей эпохи Ренессанса были окрашены в сдержанные цвета и богато декорированы архитектурными деталями, заимствованными из древнеримских памятников. Витражи уступили место прозрачному стеклу. Широко использовалась живопись — фрески, алтарные картины. Алтари обычно заказывали и дарили храмам богатые граждане, чьи портреты можно видеть на переднем плане. В интерьерах эпохи Возрождения прослеживается переход от простоты к пышности.

 

Позднее возрождение и маньеризм

Термин «маньеризм» впервые стал использоваться в литературе по истории искусства для обозначения направления в ренессансной живописи. Для маньеризма характерны фигуры, изображенные в движении, их жесты театральны, картины проникнуты беспокойством и напряжением. Архитекторы стремятся порвать с «классическим стилем», искажения форм иногда выглядят эксцентрично, а иногда комично. На смену сложившимся правилам постепенно приходят смелые авторские решения.

Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Историки разделили эпоху Возрождения на три периода: раннее, высокое, позднее. Историки старой школы выделяют триумфальный период «Высокого Возрождения», который заканчивается упадком. Современные ученые считают каждый период достойным изучения и восхищения: от смелого эксперимента через период расцвета к последнему этапу, отличающемуся большой свободой и сложностью.

 

Микеланджело

Микеланджело Буонарроти (1475-1564), один из величайших художников Возрождения, внес много нового в искусство Ренессанса. Художники-маньеристы во многом ориентировались на его творчество.

Во дворце Фарнезе над главным входом Микеланджело устроил мраморную лоджию и надстроил третий этаж во внутреннем дворе. В церкви Сан-Лоренцо во Флоренции к Старой сакристии Брунеллески была добавлена Новая сакристия, спроектированная Микеланджело, строительство которой началось в 1519 г. Она представляет собой квадрат в плане со скарселлой и куполом на парусах, как и капелла Брунеллески. Но интерьер имеет напряженный, драматичный характер, в отличие от классического, спокойного интерьера сакристии Брунеллески. Пилястры и фризы из темно-серого камня выделяются на фоне белых стен. Двери и ложные окна втиснуты между пилястрами, над ними расположен верхний ярус арок, пилястр и окон. Вдоль стен установлены гробницы герцогов Медичи работы Микеланджело, давшие сакристии название Капелла Медичи. Экспрессивная, полная жизни скульптура гробниц усиливает впечатление.

В Сан-Лоренцо в 1524 г. Микеланджело проектирует библиотеку в крытой галерее второго этажа, надстроенного над первым. Снаружи новый объем почти незаметен. Читальный зал — это длинное помещение, в котором темные пилястры задают четкий ритм. Столы для чтения расположены под окнами по обе стороны зала. Расположение кессонов совпадает с расположением окон, рисунок пола повторяет рисунок потолка. Все детали — пилястры, оконные рамы, отделка пола и потолка — отличаются изяществом. С читальным залом контрастирует предваряющий его вестибюль. Площадь вестибюля — 10 квадратных метров, пол расположен на уровне нижнего этажа, высота потолка — 14 м. Попасть в вестибюль можно через маленькие двери, расположенные в углах, — входящий оказывается сбоку от лестницы, занимающей почти все свободное пространство. Классические элементы втиснуты в пространство вестибюля, которое едва их вмещает. Парные колонны разделяют каждую стену на три части. Базы колонн находятся на том уровне, где заканчивается лестница. Под каждой колонной находится консоль, колонны не выделяются из сетны, а наоборот, утоплены а нее. На первый взгляд кажется, что Микеланджело использует колонны тосканского ордера, но если присмотреться внимательнее, оказывается, что это оригинальная трактовка классического ордера. На каждом отрезке стены помещается глухое окно с сандриком. Настоящие окна расположены высоко под потолком. Парные пилястры и окна находятся на одной оси с колоннами и ложными окнами. Все архитектурные детали выполнены из темно-серого мрамора. Вестбюль производит драматическое впечатление.

Джулио Романо

Если архитектура Микеланджело отличается глубоким трагизмом, то творения Джулио Романо (ок. 1499-1546) вызывают ассоциации с театром. Палаццо дель Тэ в Мантуе (начато в 1525) — самое значимое его творение. Это загородная вилла, одноэтажное здание с внутренним двором в центре. Четыре фасада, выходящие во двор, выполнены в классическом ренессансном стиле, но архитектор отходит от строгой симметрии, ритм нарушен, умышленные «ошибки» удивляют, озадачивают и сбивают зрителя с толку. Замковые камни над фронтонами окон как будто соскальзывают вниз. Кое-где триглифы «падают». Фрески в комнатах дворца иллюстрируют необычные или странные сюжеты. В Большом зале в верхней части стен нарисованы фрески с лошадьми в неприличных позах (вероятно, намек на страсть герцога Федерико Гонзага к его кобыле). Открытая галерея выходит в большой сад загородного палаццо. Джулио Романо, вероятно, стремился воссоздать облик римской виллы, в частности Золотого дома Нерона. Фрески на сводах рассказывают миф о Давиде и являются творением художников из мастерской Караваджо. Потолок и стены в комнате меньших размеров без окон, в Зале Гигантов, заняты росписями, изображающими титанов, восставших против богов и разрушающих грандиозное здание, возможно этот дворец. Искажение классических формул и драматизм очень характерны для маньеризма.

Палладио

Андреа Палладио (1508-1580), один из самых знаменитых архитекторов Ренессанса, но его вряд ли можно отнести к маньеристам. Палладио был уроженцем северной Италии и работал в своем родном городе Виченца, а также в Венеции и в области Венето. В 1549 г. он восстанавливал средневековую ратушу в Виченце, которая обрушилась. Палладио окружил здание, получившее название «Базилика», с трех сторон двухэтажной лоджией, выполняющей роль дополнительной опоры и имеющей вид двухъярусной ордерной аркады. Внизу использован дорический ордер, наверху — ионический. Арки опираются на колонны, отстоящие на некоторое расстояние от полуколонн, в результате между ними образуются прямоугольные проемы. Соседство арочных и прямоугольных проемов получило название «мотив Палладио» (хотя этот прием был известен и раньше). Базилика вызывает интерес у архитекторов всех последующих поколений. Авторитет Палладио укрепился, когда в 1570 г. вышла его книга «I Quattro Libri dell’ Architettura» («Четыре книги об архитектуре»). Этот труд посвящен классической архитектуре, в него вошли переводы из Витрувия и ксилографии с изображениями античных памятников и творений Палладио. Этот трактат стал одним из самых популярных произведений в эпоху Ренессанса, его изучали и использовали архитекторы всей Европы, особенно в Англии (книга была переведена на английский язык в 1676), затем и в Америке.

Палладио спроектировал целый ряд городских домов и вилл в Виченце и окрестностях. Вилла Барбаро в Мазере (начата ок. 1550) — это похожее на храм здание с боковыми крыльями, где размещались хозяйственные службы. Внутренняя планировка главного здания — типично палладианская, греческий крест в плане. Архитектурное решение интерьеров очень простое, росписи Паоло Веронезе (1528-1588) изображают архитектурные детали, открытые двери, балконы, пейзажи, людей и животных — свешивающихся с балкона слуг, заглядывающего в дверь пажа, сидящего на перилах балкона попугая. 

Вилла Капра (или Ротонда) прямо за стенами Виченцы не предназначалась для постоянного проживания, а была скорее увеселительным дворцом на холме, откуда открывается вид на город. Квадратное в плане сооружение перекрыто куполом — это одно из самых известных сооружений Ренессанса. Каждый из четырех фасадов украшен ионическим шестиколонным портиком с фронтоном, к которому ведет широкая лестница. План Палладио, симметричный относительно двух главных осей, — образец модульной планировки. Составленная из квадратов сетка может быть наложена на план, демонстрируя математически выверенные пропорции. Балкон украшен пышной лепниной.

Вилла Фоскари (часто называемая Мальконтента, начата ок. 1558) в Мире, недалеко от Венеции, имеет портик только с одной стороны, портик поднят на высокое основание с лестницами по бокам. План вписан в характерную для построек Палладио сетку с простыми отношениями, например 2:3 или 3:5. Британский критик Колин Роуэ обращает внимание на то, что в основе плана виллы в Гарше (1927) Ле Корбюзье лежит та же самая сетка. Работы Палладио вызвали всеобщее восхищение и были описаны в его сочинениях, снабженных иллюстрациями, творчество этого архитектора стало источником вдохновения и путеводной нитью для английского Ренессанса. Замок Колина Кэмпбелла (1723) или вилла лорда Берлингтона в Чизвике (1725), несомненно, ориентируются на постройки Палладио. Даже в поместье Томаса Джефферсона Монтичелло близ Шарлоттсвилля, штат Вирджиния (начато в 1770), просматривается влияние творчества Палладио.

Великолепные церкви, сооруженные Палладио в Венеции, Сан Джорджо Маджоре (1565) и Иль Реденторе (1576-1577), построены с использованием ордера, центральный неф с окнами наверху перекрыт цилиндрическими сводами, над средокрестием возвышается купол. По обе стороны от центрального нефа расположены капеллы в Иль Реденторе и боковые нефы в Сан Джордже. В Иль Реденторе по обе стороны от средокрестия находятся апсиды. В обеих церквях ордерные элементы из темного камня контрастируют с белоснежными сводами и стенами. Интерьеры светлые, воздушные, свободные.

В театре Олимпико в Виченце (1580) Палладио попытался воссоздать античный театр в уменьшенном виде. Зрительские ряды полукругом поднимаются к колоннаде. Сменные декорации не предусмотрены, поэтому на сцене возводится стена с нишами, окнами и скульптурой. Три больших проема, через которые видна улица в перспективе, поэтому кажется, что за ними скрывается значительное пространство. На самом деле это нет так, настоящая глубина проемов невелика. 

Поздний «Ренессанс». Почему классический private banking в сложной ситуации?

Партнеры FP Wealth Solutions уверены в закате классического private banking. Как они нашли друг друга и чем привлекают новых партнеров и клиентов?

Партнеры компании FP Wealth Solutions, ставшей multi-family office для 50 семей из России, Восточной Европы и Ближнего Востока со средним счетом $5–10 млн, пытаются привлечь из отделений private banking глобальных банков не только клиентов, но и новых партнеров. Многие банкиры разочаровались в своей работе и хотят начать собственный бизнес.

Как-то швейцарский банкир признался одному из партнеров FP Wealth Solutions, что все чаще ощущает себя высокооплачиваемым почтальоном, поскольку его работа заключается в переноске бумажек и форм на подпись. Классический private banking сейчас в достаточно сложной ситуации: отчасти из-за ужесточившегося законодательства и политики единого европейского регулятора, отчасти из-за усложнения внутренних комплаенс-процедур в банках.

FP Wealth Solutions уже сейчас предоставляет продуктовую и юридическую экспертизу для банкиров из СНГ и ведет переговоры с банкирами в Персидском заливе, Швейцарии и Англии. Как партнеры нашли друг друга и откуда у них мысль о закате private banking?

В 2002 году выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юрий Емелин искал работу и наудачу отправил резюме в корпорацию «Аэрокосмическое оборудование» (КАО). Ее генеральный директор Сергей Бодрунов решил взять его своим референтом. Малоизвестная компания оказалась одним из крупнейших холдингов в сфере авионики — с контрольным пакетом государства и годовым оборотом $200 млн.

От бумажной работы Емелин перешел к более ответственным поручениям: вошел в состав дирекции и участвовал в переговорах с правительствами Индии, Китая, Малайзии, Великобритании и Франции. Основная часть работы Емелина была связана с финансами. Сергей Бодрунов запустил параллельный финансовый бизнес — банк «Таврический» и НПФ Оборонно-промышленного комплекса. Емелин стал куратором финансового направления и создал первый венчурный индустриальный фонд аэрокосмической промышленности. Одним из удачных проектов корпорации была система платежей PayCash, в которую КАО инвестировала $15 млн. В России партнером PayCash был «Яндекс», долю в его сервисе «Яндекс.Деньги» (75% минус одна доля) в 2012 году купил Сбербанк за $60 млн.

В 2004 году КАО решила создать компанию для управления деньгами НПФ и дочерних структур.

И Емелин поехал в Москву, где познакомился с Андреем Мовчаном, руководившим «Ренессанс управление инвестициями» (RIM). «Ренессанс» помог КАО создать управляющую компанию «Орион». Емелин стал ее генеральным директором и получил в управление $120 млн.

Когда «Ростех» начал консолидацию оборонно-промышленных предприятий и КАО потеряла самостоятельность, Емелин решил перебраться в Москву. В 2006 году он принял предложение Мовчана перейти в «Ренессанс», где возглавил группу продаж продуктов для институциональных и коллективных инвесторов. Группа работала с крупными российскими компаниями, готовыми инвестировать более $50 млн, разрабатывала для них структурные продукты, а также участвовала в запуске первых эндаумент-фондов — для Мариинского театра, РЭШ и ВШЭ.

Рубеж 2008 и 2009 года оказался сложным временем для «Ренессанса», инвестбанк чуть не разорился в кризис и спасся лишь благодаря новому владельцу миллиардеру Михаилу Прохорову и его $500 млн.

Емелин покинул «Ренессанс», а вскоре с группой менеджеров ушел и Мовчан, который основал компанию «Третий Рим».

Незадолго до этого бывший глава «Ренессанс групп» Олег Киселев, которого ранее обвиняли в участии в хищении акций Михайловского ГОКа, вернулся из Лондона, чтобы начать работу в «Роснано». Он предложил Емелину устроиться в госкорпорацию и поучаствовать в запуске венчурного фонда нанотехнологий «Роснано капитал». Параллельно Емелин с коллегой по «Ренессансу» Лораном Реймоном запустил в Швейцарии собственный бизнес по структурным продуктам. В кризисный период большой популярностью у клиентов пользовались продукты, имеющие целевую доходность 10–20%, — короткие кредитные ноты российских госкомпаний и более рискованные деривативы на акции с целевой доходностью до 30%. Доход компании Емелина был привязан к итоговой доходности самих клиентов или же составлял фиксированную комиссию около 1% от сделки.

В 2012 году бизнес получил название FP Wealth Solutions. Имен клиентов Емелин не раскрывает и говорит, что среди них были крупнейшие российские компании, которые покупали структурные продукты на несколько сотен миллионов долларов в год. Однако сам Емелин сосредоточился на работе с частными клиентами и в 2015 году выкупил у Реймона его долю, превратив компанию в multi-family office. В Москве он встретился с будущими партнерами — уходившими из «Третьего Рима» Данило Лацмановичем и Александром Варюшкиным. До 2013 года они были совладельцами «Третьего Рима» и впоследствии вместе с Мовчаном перепродали компанию Oracle Capital Group, но остались в ней работать.

Лацманович говорит, что под управлением «Третьего Рима» было $400 млн. Нынешний совладелец «Третьего Рима» Андрей Ляхов называет другую сумму — $150 млн на момент покупки компании. После того как в компании сменилось руководство, из нее в 2015  году ушли почти все клиенты. Знакомый Лацмановича утверждает, что у него есть пул лояльных клиентов, переходящих вслед за ним в  другие компании еще со времен «Ренессанса».

По словам другого его знакомого, в разное время клиентами «Третьего Рима» были менеджеры группы «Парламент», «Фосагро» и бывший президент ФК «Локомотив» Ольга Смородская.

В FP Wealth Solutions Емелин сохранил за собой операционный контроль и стратегию. Лацманович занимается привлечением клиентов и новых партнеров, а Варюшкин — рынками и инвестициями. Всего под управлением компании $400 млн. Доход складывается из management fee (порядка 1%) и performance fee (10%). На эти комиссии приходится порядка 80% доходов.

Большая часть портфелей (80–90%) вложена в облигации. Но Варюшкин уверен, что время для инвестиций в облигации уходит: «Сорок лет, на протяжении которых рынок облигаций приносил доходность, сопоставимую с рынком акций, закончились. И сейчас только акции могут предоставить защиту от инфляции». У компании есть две стратегии, ориентированные на акции. Первая — глобальный портфель: инвестиции в американские и европейские компании (33% и 22% соответственно), с 2012 года стратегия приносила долларовую доходность в среднем 11,5%. Вторая — вложения в недооцененные российские акции, такие, например, как «Алроса», «Газпром нефть», «Лукойл», «Магнит». Среднегодовая доходность с  момента основания составляет 12% годовых.

«Сильный импульс к развитию и росту у нас был в 2016 году в связи с законодательством о КИК, — рассказывает Лацманович. — Глобальные банки не давали клиентам никакой поддержки по этому вопросу». По его словам, некоторые клиенты даже не знали, что у них есть необходимость что-то делать в рамках закона о КИК.

Музыка раннего, среднего и позднего Возрождения

Музыканты, Караваджо, ок. 1595

Музыка раннего Возрождения (1400–1467)

Эта группа постепенно отказалась от сложных приемов изоритма и экстремальной синкопы позднего средневековья, что привело к более ясному и плавному стилю. Однако то, что их музыка потеряла в ритмической сложности, она приобрела в ритмической жизненности, поскольку «стремление к ритму» стало заметной чертой примерно в середине века.

Музыка Среднего Возрождения (1467–1534)

В начале 1470-х ноты начали печатать на печатном станке. Печатание нот оказало большое влияние на распространение музыки, потому что печатное музыкальное произведение не только достигло большей аудитории, чем любая рукопись, но и сделало это намного дешевле. Также в этом столетии для многих инструментов началась традиция известных производителей. Эти мастера были мастерами своего дела. Примером может служить Нейшель для его труб.

К концу пятнадцатого века полифоническая духовная музыка (примером которой являются мессы Йоханнеса Оккегема и Якоба Обрехта) снова стала более сложной, что, возможно, можно рассматривать как корреляцию с возросшим исследованием деталей в живопись в то время. Оккегем особенно любил канон, как контрапунктический, так и мензуральный. Он сочинил мессу, Missa prolationum , в котором все части канонически получены из одной музыкальной строки.

В первые десятилетия следующего века музыка, ощущаемая в тактусе (вспомните современный музыкальный размер) двух полубрев к бреву, стала столь же распространенной, как и музыка с тремя полубревами к а -breve, как преобладало до этого времени.

1611 Гравюра на дереве Жоскена де Пре, скопированная с ныне утерянной картины маслом, сделанной при его жизни.

В начале шестнадцатого века наблюдается еще одна тенденция к упрощению, что до некоторой степени можно увидеть в работах Жоскена де Пре и его современников во франко-фламандской школе, затем в работах Г. П. Палестрины, который частично реагируя на критику Трентского собора, который не одобрял чрезмерно сложную полифонию как препятствующую пониманию текста. Франко-фламандцы начала шестнадцатого века отошли от сложных систем канонической и другой мензурной игры поколения Оккегема, стремясь к точкам подражания и дуэтам или трио в рамках общей структуры, которая выросла до пяти и шести голосов. Они также начали, еще до реформ Tridentine, вставлять постоянно удлиняющиеся отрывки омофонии, чтобы подчеркнуть важный текст или точки артикуляции. Палестрина, с другой стороны, стал культивировать свободно плавный стиль контрапункта в густой, богатой текстуре, в которой созвучие следовало за диссонансом почти в каждом такте, а приостановки правили днем. К настоящему времени tactus, как правило, состоял из двух полубрев на краткость, из которых три на краткость использовались для спецэффектов и кульминационных разделов; это было почти полной противоположностью преобладавшей технике столетием ранее.

Музыка позднего Возрождения (1534–1600)

В Венеции примерно с 1534 по 1600 год развился впечатляющий полихоральный стиль, который дал Европе одну из самых грандиозных и звучных музыкальных композиций, сочиненных до того времени с участием нескольких хоров певцов. , духовые и струнные в разных местах базилики Сан-Марко-ди-Венеция. Эти многочисленные революции распространились по Европе в течение следующих нескольких десятилетий, начиная с Германии, а затем переместившись несколько позже в Испанию, Францию ​​и Англию, положив начало тому, что мы сейчас знаем как музыкальную эру барокко.

Сан-Марко вечером. Просторный, звучный интерьер был одним из источников вдохновения для музыки венецианской школы.

Римская школа была группой композиторов преимущественно церковной музыки в Риме, охватывающей эпохи позднего Возрождения и раннего барокко. Многие композиторы имели прямое отношение к Ватикану и папской капелле, хотя работали в нескольких церквях; стилистически они часто противопоставляются венецианской школе композиторов, параллельному движению, которое было гораздо более прогрессивным. Безусловно, самым известным композитором римской школы является Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Хотя он наиболее известен как плодовитый композитор месс и мотетов, он также был важным мадригалистом. Его способность сочетать функциональные потребности католической церкви с преобладающими музыкальными стилями в период Контрреформации принесла ему непреходящую славу.

Кратковременный, но интенсивный расцвет музыкального мадригала в Англии, в основном с 1588 по 1627 год, вместе с создавшими его композиторами, известен как английская школа мадригала. Английские мадригалы были а капелла, преимущественно легкими по стилю, и обычно начинались как копии или прямые переводы итальянских моделей. Большинство из них были от трех до шести голосов.

Musica reservata — это либо стиль, либо исполнительская практика вокальной музыки а капелла последней, в основном в Италии и на юге Германии, предполагающая изысканность, эксклюзивность и интенсивное эмоциональное выражение спетого текста.

Культивирование европейской музыки в Америке началось в шестнадцатом веке, вскоре после прибытия испанцев и завоевания Мексики. Несмотря на то, что они созданы в европейском стиле, очень рано появились уникальные мексиканские гибридные произведения, основанные на родном мексиканском языке и европейской музыкальной практике. Музыкальные практики в Новой Испании постоянно совпадали с европейскими тенденциями на протяжении последующих периодов барокко и классической музыки. Среди этих композиторов Нового Света были Эрнандо Франко, Антонио де Салазар и Мануэль де Сумайя.

Кроме того, многие композиторы наблюдали разделение в своих произведениях на prima pratica (музыка в полифоническом стиле эпохи Возрождения) и seconda pratica (музыка в новом стиле) в первой половине семнадцатого века.

Мессы

В мессах пятнадцатого и шестнадцатого веков использовались два вида источников, монофонические и полифонические, с двумя основными формами обработки, основанными на практике cantus firmus или, начиная примерно с 1500 г., на новом стиле повсеместное подражание. Получилось четыре типа масс:

  • Cantus firmus масса (масса тенора)
  • Cantus firmus/имитационная масса
  • Парафраз масса
  • Имитационная масса (пародийная масса)

Массы обычно назывались по источнику, из которого они заимствованы. Cantus Firmus Mass использует ту же монофоническую мелодию, обычно взятую из пения, обычно в теноре и чаще всего в более длинных нотах, чем другие голоса.

Маньеризм

В конце шестнадцатого века, когда эпоха Возрождения завершилась, развился исключительно маньеристический стиль. В светской музыке, особенно в мадригале, была тенденция к сложности и даже крайней хроматичности (на примере мадригалов Луццаски, Маренцио и Джезуальдо). Термин «маньеризм» происходит из истории искусства.

Переход к барокко

Начавшись во Флоренции, была предпринята попытка возродить драматические и музыкальные формы Древней Греции посредством монодии, формы декламируемой музыки поверх простого аккомпанемента; трудно найти более резкий контраст с предшествующим полифоническим стилем; это тоже было, по крайней мере вначале, светской тенденцией. Эти музыканты были известны как Флорентийская камерата.

Что такое искусство маньеризма? Изучение захватывающего стиля позднего Возрождения

Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы совершите покупку, My Modern Met может получить партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.

В эпоху Возрождения итальянские художники черпали вдохновение в идеальных формах и гармоничных композициях классической античности. Хотя это переосмысление древних моделей хорошо заметно в работах художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело и Леонардо да Винчи, оно также проявилось как маньеризм , стиль, возникший к концу движения.

Художники-маньеристы довели принципы, установленные в эпоху Возрождения, до новых пределов, достигнув высшей точки в эстетике, которая придала классицизму стилизованный оттенок. Здесь мы рассмотрим этот менее известный стиль, изучим его историю и представим характеристики, которые его определяют.

Что такое маньеризм?

Маньеризм — стиль, возникший в 1530 году и просуществовавший до конца века. Он назван в честь

maniera , итальянского термина, означающего «стиль» или «манера», и относится к стилизованному, преувеличенному подходу к живописи и скульптуре.

Иоахим Эйтевал, «Перс и Андромеда», 1611 г. (Фото из Викисклада)

Маньеризм, также известный как Поздний Ренессанс , считается мостом между высоким Возрождением и периодом барокко, который перенял богато украшенную эстетику подмножества и адаптировал ее как экстравагантность.

История

В конце 15 века художники Флоренции начали отказываться от воздушной иконографии Темных веков в пользу классицизма . Этот эстетический подход просуществовал до 17 века и завершился тремя подмножествами: Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение.

Во время Раннего Возрождения художники начали искать вдохновения в древности. Этот новообретенный интерес затем лег в основу Высокого Возрождения , жанра, характеризующегося натуралистическими фигурами и математически точным использованием перспективы. Высокое Возрождение длилось с 1490 по 1530-е годы, когда Возникновение позднего Возрождения , или маньеризма.

Хотя художников-маньеристов интересовал перфекционизм художников Высокого Возрождения, они не стремились его воспроизвести. Вместо этого они преувеличивали принципы эпохи Возрождения, что привело к работе, которая отдавала предпочтение самовыражению, а не стремлению к идеализму. «Вместо того, чтобы принять гармоничные идеалы, связанные с Рафаэлем и Микеланджело, — поясняет Тейт, — [маньеристы] пошли еще дальше, создав в высшей степени искусственные композиции, которые продемонстрировали свои методы и навыки манипулирования композиционными элементами для создания ощущения утонченной элегантности.

 

Характеристики

 

Преувеличенные цифры

Основной способ, с помощью которого художники-маньеристы сделали «шаг вперед» техники Высокого Возрождения, — это преувеличение . Созданные итальянским художником Пармиджанино, маньеристы отказались от реалистичных пропорций и вместо этого изображали фигуры с невероятно вытянутыми конечностями и странным расположением тел. Эти растянутые и скрученные формы, вероятно, использовались для обозначения движения и усиления драматизма.

Пармиджанино, «Мадонна с длинной шеей», 1534–1540 (Фото: Интернет-галерея искусств через Wikimedia Commons Public Domain)

По словам Джорджио Вазари, выдающегося итальянского художника, архитектора, историка и писателя, Пармиджанино непреднамеренно использовал эту необычную эстетику, рисуя собственное подобие. «Чтобы исследовать тонкости искусства, — говорит Вазари о Пармиджанино в своей знаменитой книге по истории искусства «Жизнеописания художников» , — он однажды поставил перед собой задачу написать собственный портрет, глядя на себя в выпуклое зеркало парикмахера. . И при этом, созерцая причудливые эффекты, производимые округлостью зеркала, извивающего балки потолка в странные кривые и заставляющие двери и другие части зданий необыкновенным образом отодвигаться, ему пришла в голову идея развлечь себя, подделывая все».

Пармиджанино, «Автопортрет в выпуклом зеркале», ок. 1523-1524 (Фото: Gallerix через Wikimedia Commons Public Domain)

 

Изысканное украшение

Роскошные украшения — еще один способ, с помощью которого маньеристы довели чувствительность Ренессанса до предела. В то время как деятели Высокого Возрождения обычно не включали узоры в свои работы, художники Раннего Возрождения, такие как Сандро Боттичелли, делали это. Вдохновленный Millefleur (от французского 90 125 mille-fleurs , или «тысяча цветов»)   гобеленов Средневековья, Боттичелли включал цветочные орнаменты в свои масштабные мифологические картины, такие как Primavera .

Боттичелли, «Примавера», ок. в. 1477–1482 (Фото: Google Arts & Culture через Wikimedia Commons Public Domain)

Художники-маньеристы, в свою очередь, вновь обратились к этому интересу к сложному орнаменту, покрывая как холсты, так и скульптуры подавляющим изобилием декоративных элементов. Одним из художников, поднявших эту концепцию на новый уровень, является Джузеппе Арчимбольдо, художник, создававший своеобразные портреты людей из растительности, животных и найденных предметов.

Джузеппе Арчимбольдо, «Весна», 1573 г. (Фото из Викисклада)

 

Искусственный краситель

Наконец, маньеристы отказались от натуралистических цветов, используемых художниками Высокого Возрождения, и вместо этого использовали искусственные — и часто кричащие — тона. Эти нереальные оттенки особенно заметны в работах Якопо да Понтормо, итальянского художника, чья насыщенная палитра подняла богатые краски эпохи Возрождения на новую высоту.

Понтормо, «Показания», 1526-1528 (Фото из Викисклада)

Этот подход к цвету также широко известен благодаря Эль Греко, испанскому художнику, который принял стиль маньеризма, когда переехал в Рим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *