Посошков иван тихонович биография: Посошков Иван Тихонович

Содержание

Посошков Иван Тихонович



Посошков Иван Тихонович

1652 — 1726

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Иван Тихонович Посошков

Посошков Иван Тихонович (1652—1726) — экономист и публицист, сторонник петровских преобразований. Выступал за развитие промышленности и торговли. Главный труд, «Книга о скудости и богатстве», обращен к Петру I. Главной причиной скудости государства видел в отсталости сельского хозяйства из-за непомерной эксплуатации крестьянства и требовал государственной регламентации повинностей. Источником богатства считал торговлю, которой должно заниматься купечество. В 1725 г. был заключен в Петропавловскую крепость, где скончался через несколько месяцев.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 406.


Искатель христианской правды

ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726), писатель, экономист, “искатель христианской правды, патриот, сторонник монархического принципа”. Посошков, вышедший из крестьян, занимавшихся ювелирным промыслом, с одной стороны, является продолжателем хозяйственной традиции Древней Руси, выраженной в “Домострое” и практической жизни общин и артелей, а с другой, несет уже сомнение в верности традиционных ценностей. Хотя в целом его симпатии на стороне национальных традиций хозяйственной жизни, которые он хочет обновить “сугубо умственным путем”. Тем не менее пафос огульного и не всегда справедливого обличительства внутреннего порядка присутствует в его главном труде “Книге о скудости и богатстве” (1724, изд. 1842).

Из основополагающих ценностей Древней Руси он принимает почти все. Прежде всего идею домостроительства (экономики, хозяйства), цель которого, по его мнению, — в достижении изобильного богатства, то есть определенного достатка человеческих вещественных и невещественных благ. Источником богатства является только труд, “безотносительно к его физическим и социальным особенностям”.

Изобильное богатство понимается им не как средство к роскошной жизни, а как средство обеспечения некоторого достатка для прокормления своей семьи, церковного богослужения и выплаты царских налогов. Изобильное богатство может быть очень скромным, и дело совсем не в величине его, а в том, что каждый человек должен обязательно трудиться, приносить “прибыток”. Трудом создается “всенародное богатство”, состоящее из “домовых внутренних богатств”. Некоторые “избытки” во “внутреннем домовом хозяйстве” предполагают продажу их вне хозяйства. Посошков стоял на позициях регулирования внешнеторговой деятельности в сторону таможенного ограничения вывоза за границу сырья. Он полагал, что продавать надо преимущественно готовые продукты. Ученый стоял за независимость русского хозяйства от иностранного рынка, предлагая использовать для этого таможенную политику, содействующую росту российской промышленности и созданию производств, продукты которых тогда закупались за границей. За рубежом следует покупать только то, чего нельзя сделать в России.

Посошков неоднократно высказывает идеи экономической автаркии, независимости русского хозяйства от внешних рынков. Богатство народа состоит не в том, что он получает из-за границы, а в том, что он создает внутри своего хозяйства, обеспечивая себя всем необходимым.

Во времена Посошкова крестьяне составляли не менее 95% всего населения страны.

От их “изобильного богатства” зависело русское Царство. “Крестьянское богатство, — говорил Посошков, — царственное, а нищета — крестьянское оскудение царственное”. Крестьянский экономист считал крестьян такими же землевладельцами, как и помещиков. “Под всеми ими земля вековая царева, а помещикам дается ради пропитания на время”. Земля, которую обрабатывают крестьяне, принадлежит им по обычному праву ее распределения и перераспределения, регулируется общиною. Для осуществления справедливого землевладения, по мнению Посошкова, нужно ввести всеобщий поземельный налог не только с крестьян, но и с других “чинов”.

О. Платонов


Социальный мыслитель-самоучка

Посошков Иван Тихонович (1652, с. Покровское Московской губ, — 1(12).02.1726, Петербург) — социальный мыслитель-самоучка, экономист. Родился в семье зажиточного крестьянина-ремесленника. Был обучен грамоте, различным ремеслам: монетному, пушкарному и строительному делу, вел в Новгороде широкую предпринимательскую деятельность, В 1697 г.

имел личную аудиенцию у Петра I, стал членом его «Ученой дружины», сторонником проводимых им преобразований. Перу Посошкова принадлежит ряд «доношений», проектов и трудов социально-экономического и религиозно-этического характера: «О денежном деле» (1699-1700), «О ратном поведении» (1700-1701), «Первая записка Стефану Яворскому» (1708), «Вторая и третья записки» (1708-1710), второе «поношение» царю «О новоначинающихся деньгах» (1708). В 1708 г. им написано соч. «Зерцало сиречь изъявление очевидное» против раскольников и лютеран, в 1719 г. окончен трактат «Завещание отеческое к сыну», в 1724 г. завершен главный труд — «Книга о скудости и богатстве». В августе 1725 г. Посошков за антидворянские политические убеждения, выраженные в этой книге, был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где и скончался. Проекты экономических и административных преобразований, выдвигаемые Посошковым, расходились с идеями дворянских идеологов «просвещенного абсолютизма». В своих экономических и социальных взглядах он исходил из того, что «не то царственное богатство, еже в царской казне лежащия казны много.
.. но то самое царское богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самым и домовыми внутренними своими богатствами» (Книга о скудости и богатстве. С. 13-14). Производство и торговлю Посошков считал жизненным нервом государства, защищал интересы отечественной индустрии, с горечью отмечал, что огромные богатства России мало исследованы и плохо используются. Большую роль в стране, по его мнению, должно играть купечество, без которого никакое «царство состояти не может». Посошков рассчитывал при помощи государства достигнуть гражданского мира, экономического преуспевания и «общего блага». Все сословия должны «служить» «царскому интересу» с целью приносить общегосударственную пользу, царь же, со своей стороны, заботясь об «общем благе» — поддерживать все сословия, лишь тогда наступят новые порядки: и богатые, и бедные будут жить между собой в мире. Посошков выступал за смягчение крепостного права и «упорядочение» его государством. Его идеал — благоустроенная и просвещенная деревня.
Все беды России он видел в потере духовности, в церковном «веротворческом» разладе, в гражданском, «поселянском» (крестьянском), воинском, судейском, купеческом, всеобщем «порочном состоянии». Средствами улучшения жизни Посошков считал распространение грамотности среди населения, благонравие, благоверие. В этой связи он высоко ставил роль церковнослужителей в обществе: «Священство — столп и утверждение всему человеческому спасению». Идеи Посошкова направлены на обоснование идеала гражданина — «достойного человека», сознающего свой гражданский долг, а также таких социальных порядков, при которых существуют уважение к личности, нетерпимость к праздности и роскоши. Ему была свойственна вера в то, что разумные указы устранят «неисправы» в государстве, утвердят «прямую правду» и водрузят «любовь и беспечное житие народное». Посошков защищал прогрессивную идею равенства всех перед законом. Для выработки основного закона — «Судебной книги» — он рекомендовал создать «общесоветие» с участием представителей от крестьян.
Политико-правовые взгляды общества представлялись ему как борьба добра со злом, правды с неправдой. Поэтому, предлагая проект реформы судопроизводства, Посошков соотносил правовые нормы с этическими постулатами православия. Для него характерны опора на народный здравый смысл и философско-богословскую традицию, берущую начало от отцов церкви (особенно Иоанна Дамаскина). В его взглядах прослеживаются элементы своеобразного демократизма и гуманизма, не отрицавшие догматов православия и принципов самодержавного правления.

Т. Л. Мазуркевич

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 492-493.

Сочинения: Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951; Зерцало очевидное. Казань, 1895-1900. Вып. 1-2; Завещание отеческое к сыну. Спб., 1893; Сборник писем к митрополиту Стефану Яворскому. Спб., 1900.

Литература: Брикнер А. Иван Посошков. Спб., 1876; Царевский А. А. Иван Тихонович Посошков в истории русского прогресса. Спб., 1883; Он же. Посошков и его сочинения. Обзор сочинений Посошкова, изданных и неизданных со стороны их религиозного характера. М, 1883; Кафенгауз Б. Б. И. Т. Посошков: Жизнь и деятельность. 2-е изд. М .; Л., 195 i; История философии в СССР М., 1968. Т. 1.С. 298-301.


Экономист, публицист

Посошков Иван Тихонович (1652 — 1726, Петербург) — экономист, публицист. Родился в семье ремесленников-серебряников. Приобрел технические знания по гравированию, черчению, оружейному, столярному делу, чеканке денег, винокурению. В 1694 — 1696 работал над денежным станком для подношения Петру I. В 1697 демонстрировал царю «огнестрельные рогатки». Имел винокуренный завод, серный прииск, искал нефть, пытался завести фабрику игральных карт, работал фонтанным и водочным мастером. К концу жизни покупал дома, деревни, земли в Новгороде и Петербурге. Наряду с предпринимательством занимался публицистикой, отзываясь на все острые вопросы эпохи. В 1701, после поражения рус. войска под Нарвой, составил записку для Петра I «О ратном поведении», предложив меры по созданию боеспособной армии. Свои взгляды на вопросы просвещения, этики, церковные проблемы Посошков изложил в 1703 — 1710 в записках, обращенных к митрополиту Стефану Яворскому. предлагал создать патриаршую академию, учить детей духовенства, печатать учебники с опровержением ереси, считал необходимым упрощение церковнославянского алфавита. Итогом литератураной деятельности Посошкова была «Книга о скудости и богатстве», написанная им в 1724 (1-е изд. — М., 1842; 4-е изд. — М., 1951), содержащая проекты реформ различных сторон гос. и общественной жизни, доказывавшая тесную связь между богатством страны и гос. устройством. Посошков выступал за реформы суда, создание единого общегос. свода законов, в составлении к-рого должны были участвовать все классы общества. Признавая крепостное право, считал необходимым точно определить крестьянские повинности, обязательность обучения крестьянских детей. Выдвигал задачу охраны природных богатств от хищнического их использования. Считал, что гос-во обязано регламентировать всю хоз. жизнь страны: стимулировать развитие промышленности, поиски полезных ископаемых, сократить ввоз иностранных товаров и расширить вывоз промышленных изделий из России. Предложения Посошкова не получили практического осуществления и, вероятно, стали причиной его ареста в авг. 1725 Тайной канцелярией. Умер в Петропавловской крепости.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951;

Зерцало очевидное. Казань, 1895-1900. Вып. 1-2;

Завещание отеческое к сыну. Спб., 1893;

Сборник писем к митрополиту Стефану Яворскому. Спб., 1900.

Литература:

Платонов Д.Н. Иван Посошков. М., 1989.

Брикнер А. Иван Посошков. Спб., 1876;

Царевский А. А. Иван Тихонович Посошков в истории русского прогресса. Спб., 1883;

Царевский А. А. Посошков и его сочинения. Обзор сочинений Посошкова, изданных и неизданных со стороны их религиозного характера. М, 1883;

Кафенгауз Б. Б. И. Т. Посошков: Жизнь и деятельность. 2-е изд. М .; Л., 1951;

История философии в СССР М., 1968. Т. 1.С. 298-301.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Посошков, Иван Тихонович | это.

.. Что такое Посошков, Иван Тихонович?

Книга о скудости и богатстве

Ива́н Ти́хонович Посошко́в (1652, село Покровское, близ Москвы — 1 февраля 1726 года, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) — выдающийся русский экономист, публицист, предприниматель и изобретатель. Первый русский экономист-теоретик. Основное сочинение — социально-экономический трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724, опубликована в 1842 году).

Сторонник военных и экономических преобразований Петра I. Придерживался меркантилистских взглядов. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян. Репрессирован (1725). Умер в Петропавловской тюрьме.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Книга о скудости и богатстве
  • 3 Вклад в экономическую науку
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Биография

О Посошкове известно очень мало.[1] Первое упоминание о нём в документах встречается по делу строителя Андреевского монастыря Аврамия, который подал императору Петру I документы, в которых раскрывались причины недовольства в народе. По этому делу были привлечены к ответу, среди прочих, и крестьяне «Ивашка да Ромашка П.».[1] В последующие годы Посошков много работает, успевает сделаться состоятельным человеком, однако высокого места среди петровских сподвижников он не получил. Посошков скончался в Петропавловской крепости, причиной его ареста был, вероятнее всего, написанный им «Трактат о скудости и богатстве», выступавший за ограничение дворянского землевладения . Кроме того, Посошкову принадлежат «Завещание отеческое» и «Зерцало суемудрия раскольнича».

Книга о скудости и богатстве

Основная статья: Книга о скудости и богатстве

Полное название этой книги — «Книга о скудости и богатстве, сие есть изъявление от чего приключается скудость, и от чего гобзовитое богатство умножается», она принадлежит к числу выдающихся произведений не только русской, но и мировой экономической литературы.[источник не указан 689 дней] Трактат поднимал весьма глубоко проблемы, которые на более низком уровне обсуждались в окружении Петра I, а также частично поднимались в трудах западных экономистов, хотя трактат создавался абсолютно независимо от них.[1] Трактат представляет собой соединение меркантилистской теории с идеями Запада. Он требует ограничения крепостного права на позициях абсолютизма: «крестьянам помещики не вековые владельцы, того ради не весьма их берегут, а прямой их владелец — Всероссийский Самодержец».[1] Посошков предлагал ограничивать цены посредством наказания для завышающих цены: «буде кто взял цену не противонастоящие излишнюю, взять штрафу да высечь батогами или плетьми, чтобы впредь так не делал». [1] Он противник множественности налогов, по его мнению, следует установить единый «государственный … сбор…, то есть десятинный», и с товара установить единую пошлину.

Не сводя богатство к деньгам, Посошков различал богатство вещественное и невещественное. Под вещественным он подразумевал богатство государства (казны) и богатство народа. Что в настоящее время можно отождествить с валовым продуктом. Под невещественным – «истинную правду», т. е. законность, правовые условия, хорошее управление страной – те ценности, которые сегодня мы называем «институтами». Поэтому Посошкова можно назвать предтечей российского институционализма. Источником богатства он называл производительный труд, а причинами скудости – отсталость сельского хозяйства, недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли. Для уничтожения скудости и достижения богатства Посошков предлагал два условия: 1) уничтожить праздность и заставить всех людей прилежно и производительно работать; 2) решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию.

Являясь идеологом купечества, Посошков много места в своем сочинении отводил вопросам внутренней торговли. В стремлении сделать купечество монополистом в торговле он предлагал запретить дворянам и крестьянам заниматься торговлей и высказывался за «установленную цену», регулируемую сверху системой надзора и контроля, т. е. в данном вопросе отстаивал устаревшие взгляды. Посошков внимательно относился к внешней торговле, организация которой должна была защитить русское купечество от иностранной конкуренции и способствовать приумножению денег в стране, считал необходимым ввозить только то, что не производится в России. Ограничение ввоза предметов роскоши должно было сохранить, по его мнению, деньги в стране. Он предлагал прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия. Оригинальны взгляды Посошкова на деньги: он отстаивал номиналистическую теорию денег.

Вклад в экономическую науку

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

В лице Посошкова русская экономическая мысль конца XVII — начала XVIII в. прочно стояла на уровне мировой экономической мысли того времени.

И. Т. Посошков был первым последовательным институционалистом в истории экономических учений. Он пишет о невещественном богатстве страны — набором гражданских основ — институтов, способствующих здоровому функционированию экономики и общества.

Он впервые поднимает вопрос о вещественном богатстве, как не о денежной массе, находящейся в стране, а о материальных благах, находящихся в руках государства и народа. Что в настоящее время можно отождествить с валовым продуктом.

Особенно большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности, проблемы которой и в настоящее время являются актуальными. В числе мер, направленных на её развитие, он предлагал строить заводы за государственный счет и передавать их затем в частные руки.

Поддерживая идеологию купечества, Посошков вместе с тем выражал и интересы крестьянства. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков определенными рамками. Заслуга И. Т. Посошкова состоит в том, что он сумел правильно, в пределах своей эпохи, понять основные задачи России.

Взгляды экономиста, изложенные в книге «О скудости и богатстве» являлись новаторскими не только в России, но и на международной арене, что делает И. Т. Посошкова выдающимся экономистом и в настоящее время, так как он впервые поднимал вопросы, исследовал процессы и явления, являющиеся актуальными и в современном обществе.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Посошков Иван Тихонович

Литература

  • Погодин М. П. Предисловие // Сочинения Ивана Посошкова. — М.: Типография Николая Степанова, 1842.
  • Кафенгауз Б. Б. И. Т. Посошков. Жизнь и деятельность. — М.: Изд-во АН СССР, 1951. — 204 с.
  • Платонов Д. Н. Иван Посошков. — М.: Экономика, 1989. — 142 с.
  • Пашков А. И., Экономические взгляды И. Т. Посошкова, «Изв. АН СССР. Отделение экономики и права», 1945, № 4
  • История русской экономической мысли, т. 1, ч. 1, М., 1955; Мордухович Л. М.
  • Очерки истории экономических учений, М., 1957, гл. 6; Мордухович Л. М.
  • Главные этапы истории экономических учений, т. 1, М., 1970.
  • Гукасьян Г.М., Нинциева Г.В., История экономической мысли, Изд-во «Питер», 2008г., 168с.

Камералистические и «полицейские» идеи И. Посошкова о благоустройстве «Русской земли»

  • Домашняя
  • Журналы
  • Журнал институциональных исследований
  • 2014
  • № 1
  • Журнал «Институциональные исследования» «Полис. Благоустройство «Земля Русская»

Дытель Евгений, к.
заведующий кафедрой «Экономической теории и экономической политики», Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Гатина Эльмира, р.
Ученик, Высшая школа экономики и менеджмента — Уральский федеральный университет

Журнал институциональных исследований, 2014, Том. 6 (№ 1),

п. 36-42

В статье представлены взгляды И. Т. Посошкова как отражение хозяйственного мировоззрения обывателей русского государства XVIII века. Проводится сопоставление этих взглядов с формировавшимися в Западной Европе парадигмами экономического, правового и управленческого мышления — камералистикой и концепцией полицейского государства. Камералистика как наука, относящаяся к государственному хозяйству, была связана с камеральным учетом (без метода двойной записи), когда учет велся через объем услуг, отдаваемый трудом, землей или «фондом» (комплексом произведенных человеком хозяйственных благ). Согласно концепции полицейского государства, человек в своей социальной детерминации является ориентиром анализа. Он член общества (правительства), способный соблюдать правила и законы общественного поведения, правильно вести хозяйство. Задача, поставленная Посошковым, состоит в том, чтобы описать нормы поведения такого человека и условия, которые помогают решить эту цель.

Скачать полный текст в pdf

Ключевые слова: история экономической мысли; материальные и нематериальные блага; камеристика; полицейский участок


Литература:

  • Маркс К. и Энгельс Ф. Работа. 2-е изд. (на русском).
  • Маршев В.И. (2012). История управления мыслями: Учебник. М.: Инфра-М. (на русском).
  • Мединский В. Р. (2010). Навстречу русскому воровству, особый путь и долготерпение. Олма Медиа Групп. (на русском).
  • Павлов-Сыльванский Н. П. (2009) Посошков, Иван Тихонович. Большая биографическая энциклопедия. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/103403/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0% БИ 2). (на русском).
  • Посошков И. Т. (1951). «Книга о бедности и богатстве» и другие произведения. Эд. и Комм. Б. Б. Кафенгаус. М.: Изд. Дом Академии СССР. (на русском).
  • Соколов Ю.В. (1996). Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учебное пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ. (на русском).

Издатель: ООО «Гуманитарные перспективы»
Учредитель: Южный федеральный университет
ISSN: 2076-6297

История российского лесного хозяйства и его лидеров

История российского лесного хозяйства и его лидеров
Все о лесах России | Лесной Клуб Российских НПО | Полезные ссылки | Карта сайта | Поиск по сайту
gif» colspan=»2″>

Основная информация о лесе и лесном хозяйстве России

Новости

Российское лесное законодательство

Все ли в России с лесами в порядке?

Русские старовозрастные леса — всемирное природное наследие

Устойчивое лесное хозяйство в России

Лесной вестник

Другие периодические издания Лесного клуба

Публикации Лесного Клуба

Лесной клуб Горячие точки


RSS-Новости

В.К. Тепляков, Е.В. П. Кузьмичев, Д. М. Баумгартнер, Р. Л. Эверетт

Посвящается 200-летию со дня создания

Департамента лесного хозяйства России

«Лесное хозяйство — дитя необходимости».
(Морозов Г. Ф.)

«…До сих пор русский вклад игнорировался творцами лесного хозяйства в России, несомненно, в большой ущерб отрасли. Вы никогда не увидите в наших учебниках лесного хозяйства цитаты из Майера, Теплоухова, Боде, Скаржинского или Левиса. Из работы этих людей мы могли бы многому научиться».
(А.Ф. Рудзкий)

«Классические произведения, даже когда они в некоторых отношениях устарели, в сущности всегда молоды и всегда служат для воодушевления читателя… Вообще мы едва знакомы с нашими мастерами и изучаем их почти никогда.»
(Г. Ф. Морозов)

Содержание

Предисловие
Введение
Глава 1. История лесопользования, управления, политики и законодательства в России
Первый период (8 век — 12 век)
Второй период (13 век — 16 век)
Третий период (17 век — 1725)
Четвертый период (1725-1798)
Пятый период (1798-1832)
Шестой период (1832-1888 гг.)
Седьмой период (1888-1917)
Восьмой период (1917-1991)
Девятый период (1991 – настоящее время)
Глава 2.
Зарождение лесоведения в России Иван Тихонович Посошков (1652-1726)
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Петр Иванович Рычков (1712-1777)
Фердинанд Габриэль Фокель (? — 1753)
Андрей Андреевич Нартов (1723-1813)
Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833)
Евдоким Филиппович Зябловский (1763-1846)
Виктор Семенович Семенов (1809-1872)
Андрей Николаевич Бекетов (1825-1902)
Глава 3. Почвоведение, экология леса и лесоведение
Василий Васильевич Докучаев (1846-1903)
Павел Андреевич Костычев (1845-1895)
Гавриил Иванович Танфильев (1875-1928)
Георгий Федорович Морозов (1857-1928)
Владимир Николаевич Сукачев (1880-1967)
Иван Степанович Мелехов (1905-1994)
Глава 4. Лесоустройство, лесоустройство и теория лесопользования
Егор Францевич Канкрин (1774-1845)
Александр Ефимович Теплоухов (1811-1885)
Альфонс Романович Варгас де Бедемар (1816-1902)
Фёдор Карлович Арнольд (1819-1902)
Александр Фелицианович Рудзкий (1838-1901)
Василий Тарасович Собичевский (1838-1913)
Митрофан Кузьмич Турский (1840-189)9)
Михаил Михайлович Орлов (1867-1932)
Николай Павлович Анучин (1903-1984)
Глава 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *