Литература для школьников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература для школьников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Герои Крылова — Год Литературы
Текст: Екатерина Зайцева/РГ
Фото: megabook.ru
На фото: фрагмент картины Р. М. Волкова «Портрет баснописца И. А. Крылова»
В одном из залов Третьяковской галереи 5 апреля открылась камерная выставка «Баснописец И. А. Крылов и его герои», подготовленная к 250-летнему юбилею литератора. В экспозиции — живописные и скульптурные произведения, представляющие близкое окружение писателя — его покровителя Алексея Оленина, художника Карла Брюллова, министра народного просвещения Александра Шишкова и многих других.
Идея создания литературной экспозиции появилась случайно, рассказывают кураторы выставки Людмила Маркина и Наталья Калугина. Коллеги из калужского музея попросили предоставить один из портретов кисти Брюллова для выставки к юбилею Карла Павловича — 220-летию со дня его рождения. Выбор пал на знаменитый портрет Крылова, написанный художником в 1839 году.
«Тогда-то я и вспомнила, что в этом году мы отмечаем не только юбилей Брюллова, но и 250-летие Ивана Андреевича, — рассказывает Людмила Маркина. — Я подумала: а почему бы нам не сделать свою выставку, посвященную Крылову? Ведь многие его изображения, находящиеся в фондах галереи, неизвестны широкой публике. Например, редкий портрет кисти Романа Волкова, бюст работы Самуила Гальберга, я уж не говорю про многочисленные иллюстрации. Когда я обратилась с этой идеей к руководству, мне сказали: литература не наш профиль. Но мы нашли выход и сделали фокусную выставку, составленную из материалов фондов галереи».
Выставка получилась уютной и даже домашней — всего один небольшой зал. Открывается экспозиция портретом сравнительно молодого Крылова, совсем не похожего на хрестоматийного дедушку, сработанного Брюлловым, несмотря на небрежно надетый домашний халат и намечающуюся полноту.
У волковского Крылова отсутствует скорбная складка между бровей, губы по-детски припухлы, а взгляд задумчиво устремлен вдаль — вот-вот его перо заскользит по бумаге и выдаст еще одну блестящую остроту.
Портрет был написан в 1812 году, когда Крылов благодаря своему покровителю, директору Публичной библиотеки Алексею Оленину, поступил на библиотекарскую службу.
«Мало кто знает, что Крылов во время работы библиотекарем ввел систему библиотечных шифров и разработал правила пользования читальным залом, — рассказывает второй куратор выставки Наталья Калугина. — Под его руководством выпустили около 15 тысяч читательских билетов, сохранились даже футляры, в которых Крылов держал книги, требующие особенного хранения».
Брюлловский Крылов уже давно отошел от такой активности — он стар и грузен, пуговицы сюртука с трудом сходятся на туловище, у него усталый взгляд и растрепанные седые пряди. Художник стремился закончить портрет за один сеанс, потому что «колоритный и калорийный» Крылов был не в силах долго и неподвижно сидеть, но даже Брюллову, известному стремительной манерой работы, это не удалось. Рука не успела попасть на полотно, ее уже после смерти баснописца дописал ученик Брюллова Фаддей Горецкий с гипсового слепка руки покойного Крылова.
Еще несколько картин сделаны по сюжетам басен. Вот федотовская «Разборчивая невеста» — странно дисгармонирующие романтическая атмосфера комнаты, обтянутой красным штофом, и коленопреклоненный перед молодящейся невестой жених-горбун. Вот картина по сюжету «Демьяновой ухи» Андрея Попова, за которую художник получил малую золотую медаль. Интересен факт, что именно академические художники, а не иллюстраторы получали награды за сюжеты по произведениям Крылова. Та же «Разборчивая невеста» принесла художнику Павлу Федотову звание академика Академии художеств.
Настоящее украшение выставки — фарфоровая композиция к басне «Демьянова уха» неизвестного скульптора, выпущенная Императорским фарфоровым заводом.
Она проработана до мелочей — куски стерляди в тарелках, расписная супница, угодливая хозяйка в цветастом домашнем наряде и испуганный сосед Фока, убегающий из дома чересчур гостеприимного хозяина с шапкой, зажатой под мышкой.
Как утверждают кураторы выставки, таких фарфоровых групп было пять, и одна из них входила в коллекцию Галины Вишневской.
Прототипа главного героя басни — переводчика графа Алексея Хвостова, который потчевал окружающих своими стихами подобно Демьяну, тоже можно увидеть на экспозиции, как и портрет министра просвещения Александра Шишкова кисти Ореста Кипренского. Немного выбивается из общего ряда портрет императора Александра I, но кураторы объясняют его присутствие просто. Басня «Квартет» была написана как пародия на Государственный совет при монархе: главы департаментов слишком часто менялись местами, и Крылов не преминул отразить этот момент в басне: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!»
Сопровождает выставку мультимедийный проект, в котором представлены лучшие басни Крылова с иллюстрациями мастеров разных стилей и направлений.
Выставка продлится до 29 сентября в главном здании галереи в Лаврушинском переулке.
Оригинал статьи: «Российская газета» — 07.04.2019
Владимир Крылов | Доступно для продажи
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо
Просмотрите работы в этой категории
Возможно, самым влиятельным художником 20-го века был Пабло Пикассо. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.
Свяжитесь по цене
Лондон
Получайте уведомления о похожих работах
Хотите продать работу этого художника? Продажа с искусством
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо
Просмотрите работы в этой категории
Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.
Серия «Художник»
Портреты художников и скульпторов
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Скульпторы
113 в наличии
Портреты художников и скульпторов
113 в наличии
Портреты художников и скульпторов
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Other works by Пабло Пикассо
Просмотреть все
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Название художника
Разделение название
Партнер
Название художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Другие работы Пабло Пикассо
Посмотреть все
Название художника
Разделение название
Партнер
Название художника
Имя
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Related artists
Georges Braque
French 1900-2000
Georges Braque
French 1900-2000
Georges Braque
French 1900-2000
Жорж Брак
Французский 1900-2000
Встречайте нашего победителя! — Bal Harbour Shops
Мария Фогель
Глядя на обширное портфолио иллюстраторов Виктории Тентлер-Крыловой, можно подумать, что родившаяся в России художница из Нью-Йорка попала в эту область естественным образом. Однако профессиональный путь Тентлер-Крылова начался в другой творческой сфере: в архитектуре. Кажется, что выдумывание трехмерных пространств и выдумывание иллюстративных миров не так уж далеко друг от друга. Здесь мы говорим с художницей — и победительницей BHS Creative Challenge — о ее творческом пути и художественных линиях ее жизни.
Виктория Тентлер-Крылова.
Каким был ваш путь к творчеству?
Я рисую с двух лет! В детстве мне больше всего нравилось читать книжки с картинками, а затем рисовать собственные варианты иллюстраций.
Как иллюстрация стала частью вашей профессиональной жизни?
Мне нравилась моя карьера в архитектуре, но я продолжал рисовать и изобретать идеи для книжек с картинками, и в конце концов у меня появился агент и контракты с издателями. Я увидел в этом возможность переключиться и полностью сосредоточиться на иллюстрации.
После того, как я начал работать над иллюстрированными книгами, я начал получать предложения для коммерческих редакционных иллюстраций, которые больше ориентированы на взрослых. Я люблю эту работу — она сильно отличается от книжек с картинками и дает мне возможность выразить свое чувство стиля и утонченность.
Как бы вы описали свой стиль иллюстрации?
Мой стиль несколько традиционен и реалистичен, но также немного стилизован. Важно экспериментировать с разной эстетикой и техниками — это то, что заставляет вас расти как художника.
Мне всегда нравились возможности и уникальные качества акварели. Моя работа основана на акварели, но с определенной ретро-чувственностью, которая исходит от изучения художников и иллюстраторов середины века. Я также использую цифровые инструменты и накладываю их на акварель — это часто приводит к более четким и точным изображениям, чем просто акварель. Мне нравится сочетание!
Как ваша выигрышная иллюстрация отразила дух магазинов Bal Harbour? Какие эмоции вы хотели передать?
Меня очень вдохновила идея сказочной моды в тропической среде, со всеми этими прекрасными линиями и цветами, перекликающимися друг с другом. Я также увидел возможность поиграть с отражениями [воды], чтобы создать необычный ракурс. Я надеюсь, что изображение передает ощущение беззаботности, праздника и всеобъемлющего и разнообразного праздника творчества, стиля и цвета. Еще мне нравится представлять, что через изображение можно почувствовать ветерок и услышать звуки музыки, плеск воды, шелест пальмовых листьев, смех и возбужденный разговор.
Тентлер-Крылов. Обложка журнала New Yorker за июнь 2022 года.
Недавно у вас был еще один важный момент, когда вы опубликовали свою первую обложку New Yorker . Можете ли вы рассказать нам об этой иллюстрации и о том, что этот момент значил для вас?
Для меня обложки New Yorker представляют собой собственный художественный канон. Когда я узнал, что моя идея иллюстрации была принята, было определенно трудно поверить, что это происходит на самом деле. Эта иллюстрация уличной еды и тележки стрит-арта бок о бок отразила мое отношение к Нью-Йорку; здесь так много красивых мест и зданий, но что я нахожу еще более привлекательным, так это обыденные достопримечательности, такие как газетные киоски, тележки с хот-догами или уличные торговцы.