Характеристика Жан-Жака Руссо — Русская историческая библиотека
читайте на нашем сайте краткую и подробную биографии Жана-Жака Руссо, а также краткие содержания его произведений: Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов, О происхождении неравенства между людьми, Общественный договор
Рассматривая причины морального влияния одной личности на целое общество и давая её характеристику, мы вообще должны отвлекать свое внимание от логических противоречий, обнаруживаемых более пристальным изучением воззрений данной личности, и не должны касаться проявлений её характера в жизни. Привычка к анализу читаемого, а тем более к анализу, лежащему в основе научного изучения, вообще весьма мало развита в больших кругах читателей, обыкновенно воспринимающих лишь то, что поражает их воображение или что наиболее соответствует их собственному настроению, а кроме того автор в книге и человек в жизни – далеко не одно и то же. В настоящее время критиковать Жана-Жака Руссо очень легко, так как многие его воззрения суть совершеннейшие парадоксы, между отдельными его взглядами встречаются противоречия, в его сочинениях довольно-таки много риторики, а в чувствах его немало напускного, в личном же его характере есть черты крайне несимпатичные, в лучшем случае объясняемые его болезненностью. Руссо нужно, наоборот, рассматривать в его исторической обстановке, а не лицом к лицу с отвлеченною критикою, которая, обобщая слабые стороны его ума, образования, таланта и характера, пожалуй, легко могла бы прийти к тому выводу, что Жан-Жак Руссо был только софист-самоучка и ритор-неудачник.
Далее, историки и биографы нередко в оценке исторического значения и характеристике того или другого деятеля исходят из рассмотрения его духовных свойств, тогда как в подобных случаях объяснение влияния, оказанного им на современников, нужно искать прежде всего в идеях, носителем которых он был. Не всегда самые умные, самые нравственные и самые сильные по характеру люди занимают наиболее влиятельное положение в обществе. Очень даже часто человек только потому выдвигается вперед и оказывает влияние на общество, что с особою убежденностью, страстностью и силою высказывает идеи, которые должны быть встречаемы с наибольшим сочувствием в данном обществе. С Жан-Жаком Руссо так именно и случилось: в известных социальных слоях, в которых уже сильна была политическая и социальная оппозиция против абсолютизма и привилегий, идеи свободы и равенства, проповедником которых он сделался, должны были найти особенно сочувственный прием, тем более, что свобода являлась у Руссо без сословных привилегий, сопровождающих ее у Монтескье, и равенство представлялось не только, как равенство перед законом, но и как равенство во власти: как теория Монтескье льстила аристократическим стремлениям, так теория Руссо подходила к настроению буржуазии.
Портрет Жана-Жака Руссо. Художник М. К. Латур
Как проповедник новых политических и общественных идей, Руссо был таким же теоретическим предвестником французской революции, как и другие писатели XVIII в.; он был даже первым между ними по своему сильному и многостороннему влиянию на деятелей революции и на общество той эпохи. Но он же, с другой стороны, является, и предместником той реакции, которая наступила после революции против всего XVIII века. «Будучи, – говорит Морлей, – первым открыто революционным мыслителем в политике, он вместе с тем был самым горячим реакционером в религии. Его влияние отразилось не только на Робеспьере, но и на Шатобриане, не только на якобинцах, но и на католицизме реставрации. Таким образом, он более, чем кто-либо другой, дал направление первым эпизодам революции и дал свои силы первому эпизоду реставрации».
Это замечание одного из лучших авторов, дававших характеристику Руссо, можно обобщить. Одною из характерных черт философии XVIII века, является её культурный оптимизм, на почве которого выросла идея прогресса: золотой век еще впереди, и человечество, руководимое просвещением, шествует к этому золотому веку. Напротив, для Жан-Жака Руссо времена блаженства были далеко позади, в первобытном «естественном состоянии»; просвещение же в его глазах прямо являлось злом. Основною мыслью всего философствования Руссо было возвращение к естественному состоянию, когда человек был будто бы невинен и наивен, и во имя этого возвращения он объявлял войну разуму, ставя на его место чувство, которое вообще играет первую роль в его философии. Руссо, в соответствии со своим личным характером, заменял здравое и положительное философское мышление, представителями которого было большинство писателей этого века, чувствительностью, так сильно действовавшею на современных ему читателей. В его особом способе решать жизненные вопросы заключалась одна из приманок философии Жан-Жака Руссо для громадного большинства читателей, но в то же время он шел вразрез с умственными стремлениями, бывшими в ходу в XVIII в. и ставившими на первый план здравый смысл, а не чувство.
Таким образом, политический революционер был культурным реакционером. В последнем отношении он ближе подходил к массе общества, жившей более эмоциями, чем рассудком, и эта масса лучше его понимала, чем кого-либо другого из писателей XVIII в., все-таки ушедших от неё далеко вперед. Жан-Жак Руссо ставил перед глазами своих современников новые политические цели, но не только не научал их новым умственным методам, а прямо, наоборот, поддерживал в них привычку жить не столько рассудком, сколько чувством. Своей проповедью он, несомненно, возбуждал благородные чувства, вызывал интерес и сострадание со стороны обеспеченных классов к оскорбленным и униженным, и указывал обществу на новые задачи в этой области. Но вместе с тем почти исключительное развитие чувства было реакцией против той умственной дисциплины, которую создавала философия XVIII в., тем более вдобавок, что метод рассуждений Руссо был как раз наиболее рельефным проявлением того, что составляло самую слабую сторону в мышлении XVIII столетия, рассматриваемом с точки зрения теперешних наших требований научности. В век развивавшейся критики Руссо был наиболее догматиком, дававшим абсолютные решения самых жгучих вопросов жизни на основании чисто логических построений и заставлявшим верить в непреложную истинность этих решений. Такова общая суть его характеристики. В этом и заключалась его сила над умами современников, но в этом же заключалась и слабая его сторона: настроение заступало место понимания.
«Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя» Руссо Жан-Жак — описание книги | БиблВсЛит(портрет)Руссо
«Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя» Руссо Жан-Жак — описание книги | БиблВсЛит(портрет)Руссо | Издательство АСТИсповедь. Прогулки одинокого мечтателя
Руссо Жан-Жак
Прослушать отрывок
Перейти
в читальню
Серия: БиблВсЛит(портрет)Руссо
Foreign rights >>
Аннотация
В томе представлены наиболее известные произведения писателя и философа, классика французской литературы Жан-Жака Руссо.
Случайная новинка
Отзывы читателей
Характеристики
Автор:
Руссо Жан-Жак
Редакция:
Neoclassic
Серия:
БиблВсЛит(портрет)Руссо
ISBN:
978-5-17-064970-9
Ниша:
ЗАРУБЕЖНАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА И ДРАМАТУРГИЯ
Вес (кг):
0.76
Переплет:
Твердый
Страниц:
736
Ширина (мм):
145
Высота (мм):
217
Дата последнего тиража:
31.03.2011 г.
ББК:
84(4Фра)
УДК:
821.133.1
Знак информационной продукции:
16+
Смотрите также
Смотрите также
Новости
13.02.2020 г. Книги
07.05.2019 г. Книги
Вы просматривали
Вы просматривали
Мы в социальных сетях
Мы в соцсетях
Пожалуйста, выберите рубрику
На новинки книги
Введите вашу почту*
@izdatelstvoast
Новости, новинки,
подборки и рекомендации
Введите вашу почту* Введите текст жалобы*
Спасибо за обращение!
Ваша жалоба будет рассмотрена в самое ближайшее время.
Введите вашу почту* Как к Вам обращаться* Введите пароль
Спасибо за регистрацию!
На указанный E-mail придёт запрос на подтверждение регистрации.
Жан-Жак Руссо — Цифровые коллекции NYPL
Жан-Жак Руссо
Файл с коллекцией печати
R
Jean-Jacques Rousseau
Gean-Jacques rousseau
MAN-JACQUES. -Quentin de La Tour
Хронология событий
- 1704: Рождение Творца
- 1788: Умер Творец
- 2015: Оцифровано
- 2023: Найден тобой!
- 2024
Формат MLA
Отдел искусства, эстампов и фотографий Мириам и Иры Д. Уоллах: коллекция принтов, Публичная библиотека Нью-Йорка. «Жан-Жак Руссо» Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки . https://digitalcollections.nypl.org/items/9cf721ac-9e27-35d7-e040-e00a18063251
Формат Чикаго/Турабиан
Отдел искусства, эстампов и фотографий Мириам и Иры Д. Уоллах: коллекция принтов, Публичная библиотека Нью-Йорка. «Жан-Жак Руссо» Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки. По состоянию на 2 апреля 2023 г. https://digitalcollections.nypl.org/items/9cf721ac-9e27-35d7-e040-e00a18063251
Формат APA
Отдел искусства, эстампов и фотографий Мириам и Иры Д. Уоллах: коллекция принтов, Публичная библиотека Нью-Йорка. Жан-Жак Руссо Получено с https://digitalcollections.nypl.org/items/9cf721ac-9e27-35d7-e040-e00a18063251
Цитата из Википедии
Портрет Жан-Жака Руссо (1712-1778)
Марин Жан-Ив (реж.), MAH: коллекции Музея искусства и истории Женевы, Женева, Музей искусства и истории , 2019, с. 152
Педерсен Пол Арли, Schweiz Historie: от старого до последнего, Оденсе, Historia Forlag, 2014, с. 105, репр. кул.
Stahl-Gretsch Laurence-Isaline , Rousseau et les savants genevois, [Выставка, Женева, Музей истории науки, Parc de la Perle du Lac, 04.06–30.09.2012], Женева, Musée d’Histoire des Sciences de la Ville de Genève, 2012, с. 19-23, с. 19, репр. кул.
Жан Либис, Жан Феррари, Элиан Лошо, Жан-Жак Руссо (1712-1778). Трехсотлетие в Бургундии. Биография + Библиография, [Centre Régional du livre de Bourgogne], 2012. , с. 3, репр. кул.
Кристен Эрик, Бо Франсуаза, Руссо, Альпы и английская поэзия: [Иллюстрированная антология стихов и поэтической прозы на выбор и переводы на французском языке], Vevey, L’Aire, 2011, с. 28-39, п. 28, репр. кул.
Хюбнер Марита, Жан Андре Делюк (1727-1817): протестантская культура и современная природа, Геттинген, Ванденхек и Рупрехт, 2010, с. 48, больной. 7
Таурек Бернхард Х.Ф., Жан-Жак Руссо, Гамбург, Rowohlt Taschenbuch, 2009, с. 6, репр. кул.
Кунц Жоэль, Pourquoi la Suisse est la Suisse: une histoire suisse pour les voyageurs russes, Genève, Noir sur noir, 2006, с. 109, репр. кул.
Нил Джеффарес, Словарь пастелистов до 1800 года, Лондон, Unicorn Press, 2006, с. 303
Салмон Ксавье, La Rançon de la gloire: пастели, автографы, реплики и копии произведений Мориса Квентина де Ла Тура, L’Estampille/L’Objet d’Art, № 395, октябрь 2004 г., с. 50, рис. 7, репр. кул.
Государственная канцелярия, Служба информации, документации и публикаций. Feuille d’avis officielle de la République et canton de Genève (FAO), № 91, 15 августа 2003 г., стр. 1 (couverture), repr. кул.
Риле Вольфганг, Даниэль Дефо, Райнбек бай Гамбург, Rowohlt Taschenbuch Verlag, 2002, с. 76 репр. н/б
Государственная канцелярия, Служба информации, документации и публикаций, Справочник официальных органов Республики и кантона Женева (ФАО), № 115, 5 октября 2001 г., с. 1, репр. n/b
Christine Debrie et Xavier Salmon Maurice-Quentin de La Tour: Prince des pastellistes, Paris, Somogy, 2000, p.182, fig.98, repr. кул.
Национальный музей замка Версаль и Трианон, Salmon Xavier, Les pastels, Paris, Editions de la Réunion des Musées nationalaux, 1997, с. 160, рис. 1, репр. n/b
Рене Лош, Резюме каталога живописи и пастели Французской школы XVI, XVII и XVIII веков, Женева, Слаткин, 1996, № 126, с. 443-450, репр. кул. п. 445, voir aussi p. 17
Гейгер Жерар (дир.), Cicurel Ronald, 1291–1991: die Schweizerische Wirtschaft: Geschichte in drei Akten, St-Sulpice, SQP, 1991, с. 188, респ. coul., 8.
Lapaire Claude, Музей искусства и истории, Женева, Женева/Цюрих, Banque Paribas (Suisse), Suisse Institut pour l’étude de l’art, 1991, с. 82-83, с. 82, репр. coul., n° 101
C’est la faute à Rousseau: Révolution, Romantisme, République: «l’image» de Jean-Jacques Rousseau, [Exposition, Chambéry, Musée savoisien, 1er déc. 1989–18 февраля 1990 года, Женева, Музей искусства и истории, 1 марта – 29 апреля 1990 года, Шамбери; Женева, Савойский музей; Musée d’Art et d’Histoire, 1989, 25.1
Baertschi Pierre … [et al.], Genève: mon canton, Genève, Ville de Genève, 1988, p. 19, репр. n/b, 13
Музей искусства и истории (Женева), Музей искусства и истории. Иллюстрированные руководства. 2. Живопись и скульптура, Женева, Музей археологии, 19.68, 2е изд., с. 39 репр.
Пьер Буффар, Chefs d’œuvre de la peinture française au Musée d’Art et d’Histoire de Genève, Париж, La revue française, 1963, репр. n/b
Музей искусства и истории (Женева), Guides illustrés, 2, Живопись и скульптура: (залы 39–54), Женева, Музей искусства и истории, 1954, с.
De Watteau à Cézanne, [Экспозиция, Женева, Музей искусства и истории, 7 июля — 30 сентября 1951 г.], Женева, Музей искусства и истории, 1951, 22. 38
Hautecoeur Louis, Каталог галереи изящных искусств, Женева, Музей искусства и истории, 1948, с. 43
Genève à travers les âges: art [et] histoire: exposition retrospective du deuxième millénaire de Genève, 58 avant J.-C — 1942, [Exposition, Genève, Musée d’art et d’histoire, 1er juin — 30 сентябрь 1942 г.], Женева, Музей искусства и истории, 1942, 30
Путеводитель-иллюстратор, Женева, Музей искусства и истории, 1934, с. 78
Джиелли Луи, Каталог живописи и скульптуры, Женева, Сонор, 1928, с. 77
Иллюстрированный гид, Женева, Музей искусства и истории, 1930, с. 79, репр. п. 72
Иллюстрированный гид, Женева, Музей искусства и истории, 1928, с. 75, репр. п. 70
Гелли Луи, «Les «La Tour» du Musée de Genève», La Revue de l’art ancien et moderne, 53, 1928. p. 35-44, 41
Музей искусства и истории (Женева), Путеводитель Соммер, Женева, А. Кундиг, 1926, с. 93, репр. п. 86
Музей искусства и истории (Женева), Гид-соммер, Женева, А. Кундиг, 1924, с. 61, репр. п. 55
Деонна Вальдемар, «Обучение Эмиля: аллегорическая группа Жака Аргана», Генава, t. 2, 1924. с. 342-378, с. 375-376 № 1, с. 376, рис. 7, репр. n/b
Гелли Луи, Les La Tour du Musée de Genève, Pages d’Art, 1923, с. 322-326, oui, planche
Musée des Beaux-Arts (Genève), Catalog du Musée Rath, [Exposition, Musée Rath Genève, 1906], Genève, Impr. W. Kündig & fils, 1906, № 432
Музей изящных искусств (Женева), Каталог музея Рат в Женеве, [Экспозиция, Музей Рат, Женева, 1904], Женева, 1904, № 253
Музей изящных искусств (Женева), Каталог Музея Рат в Женеве, [Экспозиция, Музей Рат, Женева, 1897], Женева, Морис Реймонд и Си, 1897, № 190
Музей изящных искусств (Женева), Каталог Музея Рат в Женеве, [Экспозиция, Музей Рат, Женева, 1892 г.], Женева, Г. Фик, 1892, № 161
Музей изящных искусств (Женева) ), Каталог Музея Рат в Женеве, [Экспозиция, Женева, Музей Рат 1887], Женева, Г.