Анализ повести «Портрет» Гоголя | ReadCafe
Произведение «Портрет», анализ которого мы сейчас сделаем, входит в сборник «Петербургские повести» Николая Гоголя, куда также включены «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего». При всей разнице сюжетов они объединены не только местом действия, но и общей проблематикой. Безусловно, разбор этой повести поможет лучше понять задумку Гоголя, что поможет вам, например, при написании сочинения или просто если вы делаете краткий анализ повести «Портрет» Гоголя.
Проблематика повести «Портрет» Гоголя
Произведение посвящено важной для любого писателя теме истинного и ложного искусства, ответственности художника за своё творение. Не менее значима сквозная тема, объединяющая все «Петербургские повести» — вопрос настоящих и мнимых ценностей, обманчивой привлекательности столичной жизни, за которой скрывается пошлость, посредственность, ненужная суета и призрачная красота. Звучит в повести «Портрет», анализ которой мы проводим, тема утраченных иллюзий, которая в этот период активно разрабатывалась многими европейскими писателями, например, французскими романистами О.
де Бальзаком, Ф. Стендалем.
Анализ повести «Портрет» Гоголя — композиция
Произведение имеет двухчастную композицию. Первая посвящена судьбе художника Чарткова, прослежена его жизнь от ранней молодости до старости, показано разрушение таланта и духовная деградация под влиянием служения золотому тельцу.
Во второй части показан истинный художник, который понимает ответственность за созданное им произведение искусства. Совершив ошибку, он стремится её исправить, проходит путь духовного очищения.
Две части противопоставлены друг другу, два художника – два нравственных полюса: один разрушение, второй созидание. Продолжим анализ повести «Портрет».
Тема искусства и образ художника в повести «портрет» Гоголя
Анализ повести «Портрет» показывает, что центральное место занимает проблема творчества. Если вы пишите сочинение на эту тему, учтите этот момент. При подготовке вам также поможет краткое содержание повести «Портрет».
В первой части читатель видит молодого, подающего надежды художника Чарткова.
Он беден, мечтает иметь свою мастерскую, чтобы погрузиться в творчество, не отвлекаясь ни на какие житейские проблемы. Профессор пророчит ему большое будущее, видя в нём настоящий, но пока ещё не полностью развитый талант. Учитель предостерегает его от торопливости, объясняет, что талант требует вдумчивого, постоянного труда. Но случайность вмешивается в судьбу художника. В лавке он неожиданно находит портрет старого ростовщика, поразивший его пронзительными, как будто живыми глазами. Хотя взгляд их неприятен, но в них видится притягательное зло. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет. Ночью ему снится долгий сон о том, как ростовщик выходит из рамы и пересчитывает золотые червонцы. Проснувшись, юноша находит деньги, спрятанные в раме портрета.
Благодаря анализу повести «Портрет» ясно, что внешне повествование укладывается в рамки традиционного мотива продажи души дьяволу: сатана, явившийся в образе ростовщика, искушает героя деньгами, и тот поддаётся соблазну.
Однако вдумчивый анализ повести показывает: Гоголь неоднократно подчёркивает, что не слепой случай и даже не дьявол виноваты в судьбе героя. Дальнейшее поведение Чарткова – результат его собственного выбора. Так, после получения денег молодой человек размышляет, на что их потратить. Первым побуждением было снять небольшую комнату и работать, совершенствуя картины. Но затем он решает поехать в парикмахерскую завить волосы, сходить в лучший ресторан, снять огромную, богато обставленную квартиру, да ещё и заказать журналисту похвальную статью о себе.
Выбор художника — тема для сочинения
Когда у художника появляются первые клиенты, он снова оказывается перед выбором: поддаться их требованиям и написать посредственный портрет, который нравится даме с дочкой, или работать над образом Психеи, вкладывая в него талант и душу. Но в погоне за деньгами Чартков выбирает лёгкий путь и за несколько лет разменивает своё дарование на золото. Выберите эту тему, чтобы раскрыть ее в своем сочинении, а анализ повести «Портрет» Гоголя вам поможет в этом, как и краткое содержание.
Только увидев прекрасную картину истинного художника, много лет прожившего в Италии затворником, совершенствуя мастерство, Чартков осознаёт, что зря потратил жизнь. Но воскрешения не наступает: наоборот, он сходит с ума, скупает картины великих художников и в озлоблении уничтожает их.
В повести Гоголя Чарткову противопоставлен настоящий художник. Во второй части мы слышим историю человека, написавшего портрет ростовщика. Это одухотворённый художник-самоучка, постигнувший высокое значение и духовную глубину искусства. Что еще нам становится ясно, когда мы делаем анализ повести «Портрет» Гоголя?
Художник понимает, что создав эту картину, он впустил в мир зло: портрет приносит несчастья всем обладателям. Искупить свою вину герой пытается уйдя в монастырь, отмаливая свой грех. Только очистив душу, он решается написать произведение живописного искусства на религиозную тему. Художник завещает сыну найти портрет, приносящий зло, и «истребить» его.
Словами этого художника об искусстве выражены мысли самого писателя: талант – «драгоценнейший дар Бога», «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», настоящее «высокое создание искусства» снисходит в мир «для успокоения и примирения всех».
Вы прочитали анализ повести «Портрет» Гоголя, и надеемся, что эта информация оказалась полезной и интересной для вас. Посетите наш литературный блог, где сотни статей на подобную тематику помогут вам познакомиться с известными произведениями, а также будут хорошим подспорьем при написании сочинений. Также читайте по теме:
- Краткое содержание повести «Портрет»
- Биография Николая Гоголя
Теги:
анализ
книги
Повесть Гоголя «Портрет»
Перегляд файлу
Попередній слайд 1 / 28 Наступний слайд
Зміст слайдів
Номер слайду 1
Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. (Н. В. Гоголь)Проблема истинного искусства и роли художника в обществе (по повести Н. В. Гоголя «Портрет»)
Номер слайду 2
Композиционно повестьраспадается на 2 части. В первой Гоголь рассказывает историю Чарткова, вторая знакомит нас с происхождением демонического портрета ростовщика.
Номер слайду 3
Вспомним, где мы впервые встречаем Чарткова?»-Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют выставленные картины?-Какого мнения Чартков о картинах?
Номер слайду 4
…здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесл, бездарность, которая была верна, однако ж, своему призванию и внесла в самое искусство свое ремесло. Те же краски, та же манера, та же набившаяся, приобыкшая рука, принадлежавшая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку!
Номер слайду 5
Мысли его вдруг омрачились; досада и равнодушная пустота обняли его в ту же минуту. «Черт побери! гадко на свете!»С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак
Номер слайду 6
-На какие детали внешнего облика Чарткова обращает наше внимание Гоголь?
Номер слайду 7
Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости.
Номер слайду 8
Чартков вступил в свою переднюю, нестерпимо холодную Вошел вместе с нею в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом
Номер слайду 9
бросился на узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею, потому что ряд медных гвоздиков, когда-то прикреплявших ее, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе
Номер слайду 10
Художник вспомнил, что действительно и вчера еще не было свечинадел свой крепко и сильно заношенный халат
Номер слайду 11
О чем предупреждает профессор своего ученика?Молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни. Найдите в тексте размышления героя.- Какие слова, с вашей точки зрения, являются важными, ключевыми для понимания его натуры
Номер слайду 12
— Да! терпи, терпи! — произнес он с досадою. — Есть же наконец и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать? Взаймы ведь никто не даст.
А понеси я продавать все мои картины и рисунки, за них мне за все двугривенный дадут.
Номер слайду 13
Иногда становилось ему досадно, когда он видел, как заезжий живописец, француз или немец, иногда даже вовсе не живописец по призванью, одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг денежный капитал
Номер слайду 14
завидно рисовалась в голодном его воображенье участь богача-живописца; тогда пробегала даже мысль, пробегающая часто в русской голове: бросить все и закутить с горя назло всему.
Номер слайду 15
Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами
Номер слайду 16
Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе.
Номер слайду 17
-Какое чувство вызывает у Чарткова купленный портрет?-Страх, испытанный им, когда он вглядывался в портрет неизвестного мужчины, определил кошмарные события сна и ощущение ужаса, пережитое им во сне.
Итак, какой сон снится Чарткову?
Номер слайду 18
Номер слайду 19
Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском… Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи.
Номер слайду 20
-Задумаемся, что в характере героя предопределило его духовное падение, где он проявил слабость?
Номер слайду 21
-На что решает потратить эти деньги Чартков?- Как меняются его мысли под влиянием золота и внутреннего голоса?
Номер слайду 22
-В какой момент Чартков отказывается от самого себя, предает себя, свой талант?
Номер слайду 23
Номер слайду 24
Принятие неправедных денег оказалось роковым,фатальным для таланта героя. Но вспомним художника, сумевшего освободиться из-под влияния портрета и создавшего поистине великое произведение искусства. Значит, встреча с дьявольским не всегда ведет к гибели, многое зависит от человека, и семена зла могут прорасти или не прорасти в человеческой душе.
Номер слайду 25
-Как стал проводить время Чартков? -Как изменилось его отношение к искусству? По просьбе академии художеств Чартков должен дать отзыв о картине русского художника, присланной из Италии.- С какой целью Гоголь так подробно описывает тернистый путь живописца?
Номер слайду 26
Что почувствовал Чартков, увидев картину? Автор пишет, что «вся жизнь его была разбужена».- Как вы понимаете эти слова? -Чартков судорожно принимается за работу. Почему же несмотря на все усилия он так и не смог написать картину?
Номер слайду 27
Номер слайду 28
ПОРТРЕТОВ: Реальные люди, реальные истории
Искусство, биография, история и идентичность сталкиваются в четвертом сезоне портретов Смитсоновской национальной портретной галереи. Присоединяйтесь к режиссеру Ким Саджет, когда она беседует с кураторами, историками и лидерами мнений об их любимых портретах и раскрывает настоящих людей, стоящих за искусством.
Эп.
13Уникальная крышка
с Глория Стайнем и Сюзанна Браун Левин
Эп. 12
Бонус: Дело о пропавшем портрете
с Кэти Хафнер и Скотт Бэрд
Эп. 11
Носы Пиноккио и вставные ореолы
с Энн Телнаес и Венди Уик Ривз
Эп. 10
The Business End Of Portraiture
с Индра Нуйи
Эп. 9
БОНУС: В поисках Клеопатры
с наши друзья из Sidedoor
Эп. 8
Почтовые отправления
с Дэн Пьяцца
Эп.
7Ярлык во времени
с Хосе Андрес
Эп. 6
Бонус: изображение президентов
с Филип Кенникотт и Кэролайн Карр
Эп. 5
Вещи, которые мы принимаем как должное
с Ванн Р. Ньюкирк II
Эп. 4
Взгляд на свободу
с Дебора Уиллис и Рея Комбс
Эп. 3
Живи долго и протестуй
с Джордж Такей
Эп. 2
Женщина, которая сбила науку с ног
с Джада Юань
Страницы
- 1
- 2
- Загрузить еще
- последний »
Эп.
11Вчерашние разрушители… Сегодня
с Джеффри Голдберг
Эп. 10
Незабываемая история
с Хунг Лю
Эп. 9
БОНУС: Кем на самом деле была Покахонтас?
с Пол Чаат Смит
Эп. 8
Эллен Стофан видит звезды здесь, на Земле
с Эллен Стофан
Эп. 7
Портреты прогресса
с Ричард Курин и Лонни Банч
Эп. 6
Филлис Уитли Перерисовано
с Оноре Джефферс и Эшли Корен
Эп.
5Съемка призраков
с Питер Мансо
Эп. 4
Через дефис
с Дана Тай Сун Берджесс
Эп. 3
Основополагающие истины
с Рик Аткинсон
Эп. 2
На деньги
с Эллен Фейнгольд и Рози Риос
Эп. 1
Изображение президентов
с Филип Кенникотт и Кэролайн Карр
Трейлер
Сезон 3
с Ким Саджет
Эп.
11Специальное праздничное предложение: Музыкальная роль
с Рене Флеминг
Эп. 10
Самодельный
с Джанин Шерман Барруа и Эль Джонсон
Эп. 9
Бугалу Батаана
с Эдуардо Диас
Эп. 8
Поза Рокфеллера
с LL Cool J и Ричард Ормонд
Эп. 7
Реальность
с Роберт Маккарди
Эп. 6
Видеть Истину
с Гвендолин Дюбуа Шоу
Эп.
5Живопись убийства президента
с Брэндон Брэйм Fortune
Эп. 4
В центре внимания Рубен Салазар
с Тайна Карагол
Эп. 3
Становимся моложе с Гарриет Табман
с Карла Хейден и Кейси Леммонс
Эп. 2
Дома в галерее: бой Демпси-Уиллард
с Бриана Завадил Уайт
Эп. 1
Уилл Роджерс: удаление жало
с Джим Барбер
Трейлер
Сезон 2
с Ким Саджет
Эп.
11Пересечение границы
с Хьюго Кростуэйт
Эп. 10
В тылу врага
с Энн Шумар
Эп. 9
Комната для резки Принимает
с покойный Коки Робертс
Эп. 8
Разговор с секретарем
с Лонни Банч
Эп. 7
Вспоминая Мэриан Андерсон
с Лесли Уренья
Эп. 6
Первые
с покойный Коки Робертс
Эп.
5Размышляя о Покахонтас
с Пол Чаат Смит
Эп. 4
Подводный
с Джули Паккард и Хоуп Ганглофф
Эп. 3
В ритме
с Венди Макнотон
Эп. 2
Любящий
с Шерил Кэшин
Эп. 1
Однобокий
с Джилл Лепор
Трейлер
Скоро: портреты
дней портретной истории | Национальная портретная галерея
Бет Эванс
Вы ищете возможность исследовать искусство и историю с друзьями и семьей на выходных? В Национальной портретной галерее проводится бесплатная программа для семей, позволяющая создавать произведения искусства и узнавать больше о некоторых действительно уникальных фигурах из истории Соединенных Штатов.
Каждую субботу и воскресенье с 13:00 до 16:00. мы приветствуем посетителей всех возрастов в нашем Образовательном центре для дней портретных историй.
, 2016 г. Каждые выходные наши преподаватели сосредотачиваются на разных исторических фигурах. Есть бесчисленное множество замечательных историй на выбор! Каждую субботу и воскресенье мы посвящаем программу кому-то новому. Мы наполняем образовательный центр образами и звуками из жизни этого человека, в том числе репродукциями его или ее портретов. Мы читаем книги и обсуждаем жизнь этого человека. Наконец, мы создаем художественную деятельность, которая связана с биографией.
Некоторые истории хорошо известны, но нам до сих пор нравится о них узнавать, например, Роза Паркс и бойкот автобуса в Монтгомери или дружба Авраама Линкольна с Фредериком Дугласом. Другие истории являются новыми для многих посетителей. Например, знаете ли вы, что первой женщиной, переплывшей Ла-Манш, была чемпионка Америки по плаванию по имени Гертруда Эдерле? Или что Анна Мэй Вонг преодолела множество препятствий, чтобы стать первой китайской американской голливудской кинозвездой? В некоторые недели мы фокусируемся на великих деятелях истории США, таких как Покахонтас или Бенджамин Франклин, а в другие недели мы фокусируемся на современных жизнях, таких как Соня Сотомайор и Педро Мартинес.
Как могут подтвердить наши сотрудники, независимо от того, каких героев мы выделяем, дни портретных историй — отличный ресурс для семей! Вот несколько цитат некоторых наших звездных педагогов:
«Одним из моих самых ярких воспоминаний было время, когда мы работали с книгой Большие слова Мартина о Мартине Лютере Кинге-младшем. Эти дети задавали довольно сложные вопросы, но это вызвало отличный диалог между ними, мной как читателем/преподавателем и родителями, которым, как мне казалось, очень нравилось иметь безопасное пространство для обсуждения интересных вопросов и мыслей. Думаю, мне просто нравится, что это место, где семьи могут меньше бояться больших идей, которые несут в себе некоторые портреты в музее», — Кэролин 9.0003
«Дни портретных историй нравятся семьям, потому что люди всех возрастов могут вместе заниматься искусством! Моим любимым воспоминанием о Portrait Story Days была 8-летняя девочка, вдохновленная Sequoyah.
Она создала свой собственный символический язык с ключом. Она написала нам несколько предложений, чтобы мы их расшифровали!» — Роуз
«Мое любимое занятие в рамках Дней портретной истории было посвящено Эдгару Аллену По. Мы читали The Raven , слушали жуткую музыку и создавали загадочные и пугающие произведения искусства (которыми, я думаю, гордился бы Эдгар Аллен По)!» — Джулия
«Самое лучшее в Днях портретных историй — это видеть, как родители берут информацию о нашем выделенном портрете, а затем рассказывают об этом своим детям, связывая это с тем, что они узнали в школе, в обществе и дома. Мы открываем путь ко многим беседам, которые расширяют их музейный опыт». — Пэтти
Приходите послушать захватывающие и вдохновляющие истории, которые сформировали и продолжают формировать эту страну. Дни портретных историй предоставляют детям и их взрослым прекрасную возможность учиться вместе, творить вместе и взять что-нибудь домой, чтобы продолжить разговор. Посмотрите наш онлайн-календарь, чтобы найти интересующую вас историю, или загляните в любую субботу или воскресенье днем и удивитесь тому, что вы узнаете! Эта программа бесплатна, открыта для публики и отлично подходит для всех возрастов.

13
7
11
5
11
5
11
5