Тест по повести Портрет (10 класс) с ответами на знание текста произведения Гоголя
Последний раз тест пройден более 24 часов назад.
Для учителя
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Вопрос 1 из 14
В каких годах была написана повесть Н. В. Гоголя «Портрет»?
1833 – 1834;
1834 – 1836;
1835 – 1836;
1837 – 1838.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
Повесть «Портрет» Н. В.
Гоголя была написана в 1833 -1834 годах.
В вопросе ошибка?
Вопрос 2 из 14
В какой цикл Н. В. Гоголя вошло произведение «Портрет»?
«Петербургские байки»;
«Городские легенды»;
«Петербургские повести»;
«Повести о художниках».
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
Повесть
«Портрет» вошла в знаменитый цикл Н. В. Гоголя под названием «Петербургские повести»
.В вопросе ошибка?
Вопрос 3 из 14
Какую картину купил Чартков в картинной лавочке на Щукином дворе?
Сюжетную картину, изображающую Чистилище;
Портрет старика;
Портрет китайского императора;
Лик Психеи.
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…Но художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом… Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым…»
В вопросе ошибка?
Вопрос 4 из 14
Что особенно выделялось на картине, которую приобрел Чартков?
Глаза старика;
Белоснежные плечи нимф;
Одежда императора;
Загадочная улыбка Психеи.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник.
В вопросе ошибка?
Вопрос 5 из 14
Что было в мешке у старика, который «вышел» из купленной Чартковым картины?
Слитки золота;
Вещи, расшитые рубинами;
Свертки с драгоценными украшениями;
Свертки с червонцами.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…Это был мешок. Старик развязал его и, схвативши за два конца, встряхнул: с глухим звуком упали на пол тяжелые свертки в виде длинных столбиков; каждый был завернут в синюю бумагу, и на каждом было выставлено: «1000 червонных»..»
В вопросе ошибка?
Вопрос 6 из 14
Как Чартков нашел припрятанный в картине сверток с деньгами?
Квартальный надзиратель случайно повредил раму картины;
Чартков обнаружил деньги, когда очищал картину от пыли;
Старик из сна сказал ему, где именно спрятаны деньги;
Чартков проснулся с зажатым в руке свертком с деньгами.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…послышался треск. Квартальный пожал, видно, слишком крепко раму портрета, благодаря топорному устройству полицейских рук своих; боковые досточки вломились вовнутрь, одна упала на пол, и вместе с нею упал, тяжело звякнув, сверток в синей бумаге. Чарткову бросилась в глаза надпись: «1000 червонных»…»
В вопросе ошибка?
Вопрос 7 из 14
Кто были первые посетители Чарткова?
Известный в Петербурге ростовщик с сыном;
Богатая дама с дочерью;
Генерал с женой;
Близкие друзья Чарткова.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«.
..Вошла дама, предводимая лакеем в ливрейной шинели на меху, и вместе с дамой вошла молоденькая восемнадцатилетняя девочка, дочь ее.
— Вы мсье Чартков? — сказала дама.
Художник поклонился…»В вопросе ошибка?
Вопрос 8 из 14
После какого события Чартков понял, что рисовал бездарные картины?
Чартков увидел на выставке прекрасную картину своего старого товарища;
Чартков нашел свои старые картины и увидел пугающую разницу;
Чарткову приснился сон, что все его клиенты недовольны и возвращают написанные портреты;
Когда Чарткову на его бездарность указал учитель.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…Академия художеств просила его, как достойного ее члена, приехать дать суждение свое о новом, присланном из Италии, произведении усовершенствовавшегося там русского художника.
Этот художник был один из прежних его товарищей…»
«…приблизился к картине; но, боже, что он увидел! Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника…»
«…С очей его вдруг слетела повязка. Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня…»В вопросе ошибка?
Вопрос 9 из 14
О ком из героев идет речь в цитате: «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин»?
ПодсказкаПравильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
Речь идет о Чарткове, который в приступе неистовой злобы и зависти скупал полотна талантливых мастеров и безжалостно уничтожал их.
«…Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства.
Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта… Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин…»
В вопросе ошибка?
-
Вопрос 10 из 14
Как менялись жизни людей, которые брали деньги у ростовщика?
Их жизнь быстро налаживалась;
Люди обретали семейное счастье;
Жизни людей заканчивались несчастным случаем;
Жизни людей не менялись.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…Там честный, трезвый человек делался пьяницей; там купеческий приказчик обворовал своего хозяина; там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока… Никто не сомневался о присутствии нечистой силы в этом человеке… соглашались лучше терпеть и выносить последнюю крайность, нежели обратиться к страшному ростовщику.
..»
В вопросе ошибка?
Вопрос 11 из 14
Почему ростовщик умолял отца художника Б. дорисовать его портрет?
От этого зависело, останется ли ростовщик в мире;
Ростовщик хотел подарить портрет своей семье;
Художник пообещал ростовщику нарисовать его с магнетическими свойствами;
Ростовщик хотел увидеть себя глазами художника.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
..»«…Он бросил кисть и сказал наотрез, что не может более писать с него. Надобно было видеть, как изменился при этих словах странный ростовщик. Он бросился к нему в ноги и молил кончить портрет, говоря, что от сего зависит судьба его и существование в мире, что уже он тронул своею кистью его живые черты, что если он передаст их верно, жизнь его сверхъестественною силою удержится в портрете, что он чрез то не умрет совершенно, что ему нужно присутствовать в мире.
В вопросе ошибка?
Вопрос 12 из 14
Кто из героев ушел в монастырь?
Ростовщик;
Чартков;
Художник Б.;
Отец художника Б.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…Этот рассказ произвел сильное впечатление на моего отца… Три случившиеся вслед за тем несчастия, три внезапные смерти — жены, дочери и малолетнего сына — почел он небесною казнью себе и решился непременно оставить свет. Как только минуло мне девять лет, он поместил меня в Академию художеств и, расплатясь с своими должниками, удалился в одну уединенную обитель, где скоро постригся в монахи…»
В вопросе ошибка?
Вопрос 13 из 14
Кто попросил художника Б.
найти портрет ростовщика и уничтожить его? Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…- Исполни, сын мой, одну мою просьбу, — сказал он мне уже при самом расставанье.- Может быть, тебе случится увидеть где-нибудь тот портрет, о котором я говорил тебе. Ты его узнаешь вдруг по необыкновенным глазам и неестественному их выражению, — во что бы то ни было истреби его… Здесь художник, не договорив еще своей речи, обратил глаза на стену, с тем чтобы взглянуть еще раз на портрет….»
В вопросе ошибка?
Вопрос 14 из 14
Что случилось с портретом ростовщика в конце произведения?
Портрет купил художник Б.;
Портрет поместили в музей;
Портрет сожгли;
Портрет украли.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«… его уже не было на стене. Невнятный говор и шум пробежал по всей толпе, и вслед за тем послышались явственно слова: «Украден». Кто-то успел уже стащить его, воспользовавшись вниманьем слушателей, увлеченных рассказом…»
В вопросе ошибка?
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг теста
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 14784.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
«Портрет» — краткое содержание повести Н. В. Гоголя
Здесь даны основные сведения о повести Н. В. Гоголя «Портрет», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по частям. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.
Содержание
Краткие сведения о произведенииПовесть «Портрет» Николай Васильевич Гоголь написал в 1833–1834 годах. Она входит в цикл «Петербургские повести» и состоит из 2 частей. В каждой из них рассказывается история о художниках, на судьбы которых повлиял портрет ростовщика.
Главные герои повести- Чартков — талантливый художник 22 лет, нервный, с развитым воображением.
- Отец художника Б. — написал портрет ростовщика, будучи художником-самоучкой, честный, добрый человек.
- Хозяин лавки — ловкий торговец, продающий картины.
- Никита — молодой парень, слуга Чарткова.
- Хозяин квартиры.
- Ворух Кузьмич — квартальный надзиратель.
- Дама — заказала Черткову портрет своей дочери. Считает себя знатоком живописи.
- Lise — 18-летняя дочь дамы.
- Художник Б. — рассказчик во второй части повести, человек лет 35, с приятным лицом.
- Старик — богатый ростовщик.
- Приятель отца художника Б. — весёлый человек, живописец.
Бедный художник купил в лавочке портрет старика, поразивший его тем, что глаза изображённого человека были точно живые.
Ночью он увидел сон, будто старик вылез из рамы, достал из мешка свёртки, на которых было написано «1000 червонных».
Наутро пришли к художнику хозяин квартиры и квартальный надзиратель. Так как у молодого человека не было денег заплатить за квартиру, полицейский предложил ему вместо денег отдать картину. Затем взял портрет, нечаянно надавил на раму, и оттуда выпал свёрток с надписью «1000 червонных». Художник так быстро поднял его, что квартальный не заметил этого.
Молодой человек, получив такое богатство, нанял роскошную квартиру и стал модным живописцем, но не творцом искусства, а попросту ремесленником, умеющим писать портреты.
Через несколько лет, увидев прекрасную картину своего прежнего товарища, он понял, что растратил свой талант. Рассматривая свои прежние работы, он наткнулся на портрет, купленный им в лавке. Испугавшись страшных глаз старика, художник велел унести портрет. С тех пор обуяла его зависть к талантливым художникам. Он стал скупать их картины и уничтожать их. В конце концов, сошёл с ума и умер.
Во второй части повести рассказано, как появился этот портрет. Ростовщик, живущий в Коломне, уговорил одного художника написать его портрет.
Когда художник начал писать глаза старика, в душе его поселилась тревога, и он отказался продолжать работу. На следующий день художник узнал, что ростовщик умер.
С тех пор живописец очень изменился, стал завистлив. Участвуя в конкурсе на заказ картины для церкви, он проиграл, так как у всех фигур на его картине были демонические глаза ростовщика.
Художник хотел сжечь портрет, но приятель упросил отдать ему это произведение. У художника как будто камень свалился с души, он стал добрее и спокойнее.
А приятель после этого стал тревожен, беспокоен. Спокойствие вернулось к нему только после того, как он отдал портрет племяннику. Но тот тоже не выдержал, и стал переходить портрет от одного к другому.
А художник, написавший его, стал монахом, удалился в пустынь и через несколько лет написал чудесную картину для церкви.
Сыну своему, закончившему учение в художественной академии, он завещал хранить душу чистой и попросил уничтожить портрет ростовщика, если где-нибудь его увидит.
Сын, художник Б., увидел портрет на аукционе, рассказал людям историю его создания и заявил, что имеет на него права больше чем кто либо. Но портрет кто-то украл, пока все слушали историю о нём.
Краткий пересказ по частям (более подробный, чем краткое содержание)Часть 1В Петербурге, на Щукином дворе, есть лавочка, торгующая картинами. Как-то перед её витриной остановился бедный художник Чартков. Сначала он насмешливо рассматривал дурно намалёванные картины, потом стал размышлять о том, кто же их покупает.
Когда он очнулся от своих мыслей, то услышал, что хозяин лавки уже давно расхваливает ему новые картины. Художнику показалось неловким не купить ничего после долгого стояния у лавки, и он сказал, что лучше посмотрит старые картины.
Одна из них поразила Чарткова. На ней был изображён старик в азиатском костюме. Глаза его поражали, они казались вырезанными из живого человека и вставленными в картину. Художник купил её за двугривенный, а выйдя из лавочки, вспомнил, что эти деньги у него были последними.
Когда он пришёл домой, его слуга Никита сказал, что приходили хозяин квартиры с квартальным. Хозяин сказал, что если художник не заплатит деньги, пусть съезжает с квартиры.
Чартков был молодым человеком, увлечённым творчеством, часто он писал картины, забывая про пищу и питьё. Профессор предупреждал его, что хотя у него есть талант, нужно больше обдумывать работу, не быть нетерпеливым в творчестве.
Сейчас удручённый художник раздумывал, на какие деньги завтра он будет обедать. Зачем он слишком старательно и долго учится живописи, когда мог бы уже стать модным живописцем, писать портреты богатых людей и не нуждаться. Так он с досады сказал сам себе и вдруг увидел чьё-то лицо со страшными глазами. Испуганный художник понял, что это купленный портрет.
Чертков рассмеялся и стал смывать с него грязь. Снова поразился он необыкновенной живости глаз изображённого на нём старика и с ужасом понял, что эти глаза смотрят прямо на него. Чартков накинул на картину простыню.
Ночью увидел художник, что старик выпрыгнул из рамы. Чартков не мог даже вскрикнуть, а только смотрел, как призрак вытащил из складок своего одеяния мешок и вытряхнул из него свёртки, на которых было написано «1000 червонных».
Чартков схватил один откатившийся свёрток. Старик этого не заметил и уложил свёртки в мешок. Затем он пошёл от кровати, но вернулся и глянул на Черткова. Тот стиснул свёрток в руке, вскрикнул — и проснулся.
Увидел он, что простыни на портрете нет, а губы старика вытягиваются, будто хотят высосать его. И снова Чертков проснулся.
Увидел, что портрет закутан в простыню, но она стала раскрываться. И снова художник проснулся.
Он высунулся в форточку, холодный воздух успокоил его. Когда уже брезжил свет зари, Чертков крепко заснул.
Утром пришёл хозяин с квартальным надзирателем. Узнав, что у Черткова совершенно нет денег, полицейский предложил хозяину взять в качестве платы за квартиру картину Черткова, но тому они не нравились.
Квартальный, взяв портрет старика, наверно, слишком сильно надавил на раму. Досточки вдавились, одна упала, вместе с ней упал свёрток с надписью «1000 червонных». Чертков быстро, незаметно поднял его и сказал, что заплатит за квартиру вечером и завтра же съедет с неё.
Когда посетители ушли, художник пересчитал деньги, понял, что он обеспечен года на 3 и может заниматься живописью, не продавая картин, а шлифуя свой талант.
Но он был молод и не выстоял перед искушением красивой беззаботной жизни. Чертков модно оделся, снял великолепную квартиру, заплатил издателю газеты за хвалебную статью о себе, в которой читателей приглашали заказывать у него портреты.
Первой пришла дама с 18-летней дочкой и заказала её портрет. Дама хотела, чтобы девушка была изображена как можно идеальнее. Пришлось художнику сделать так, как она хотела.
Вслед за этим стали поступать заказы от других светских людей и Чертков, разбогатев, стал светским человеком. Его талант не развивался, но заказчики были довольны.
Достигнув зрелых лет и всеобщего уважения, увидел он однажды картину своего прежнего товарища и понял, что лучшие дни своей юности растратил на писание портретов, которые нельзя отнести к высокому искусству.
Чертков велел выбросить все последние картины, погрузился в работу, но у него уже ничего не выходило, кроме заученных приёмов писания.
Он захотел удостовериться, точно ли у него был талант, и стал рассматривать свои прежние картины. И вдруг задрожал, встретив взгляд страшных глаз — это был портрет, купленный им на Щукином дворе. Чартков велел вынести его вон.
Его обуяла ужасная зависть к талантливым художникам. Он стал скупать их произведения и рвал и топтал эти картины.
У него были припадки безумия, затем сделалась горячка, и он умер. В комнате его не нашли денег, увидели там только изрезанные куски прекрасных картин.
Часть 2На аукционе перед одним портретом собралась толпа. Все были поражены живостью глаз изображённого на нём старика.
На этот портрет уже взвинтили огромную цену, но человек лет 35 сказал, что он более всех имеет право на него. Он рассказал историю портрета.
В части Петербурга, Коломне, где жили небогатые люди, проживали и ростовщики. Один из них был очень примечателен: огромного роста, смуглый, с густыми бровями и глазами, сверкающими необыкновенным огнём.
Те, кто занимали у него деньги, обычно изменялись в худшую сторону и конец их жизни был ужасен.
Отец художника Б. был художником-самоучкой. Его отличала честность, твёрдость характера, он помогал другим бедным художникам.
Ростовщик сказал ему, что, может, скоро умрёт, но не хочет умереть совершенно и попросил написать его портрет, чтобы был, точно живой.
Отец согласился, поскольку как раз в церкви заказ на картину, где нужно было изобразить духа тьмы, а наружность ростовщика очень подходила для этого.
Сначала он стал писать глаза старика, но в его душе поселилась ужасная тревога, и он сказал ростовщику, что не будет продолжать писать портрет. Тот умолял, говоря, что жизнь его продолжится в портрете, но художник в ужасе от этих слов выбежал из комнаты.
Утром ему принесла от ростовщика служанка портрет и сказала, что хозяин не хочет его покупать. Вечером художник узнал, что ростовщик умер.
С тех пор характер живописца переменился. Он стал тревожен, завистлив. Художник проиграл в конкурсе на заказ картины для новой церкви, так как один из членов жюри сказал, что в его картине есть что-то демоническое.
Живописец после этих слов увидел, что на его картине у всех фигур были глаза ростовщика. В бешенстве хотел он сжечь злополучный портрет. Но в это время к нему зашёл приятель, тоже художник, и упросил отдать портрет ему.
Когда живописец избавился от этого своего творения, он стал спокойнее и добрее.
Однажды пришёл к нему приятель, который унёс к себе портрет ростовщика. Он рассказал, что после того как повесил его у себя в доме, стал чувствовать тоску и тревогу.
Только когда племянник этого приятеля попросил портрет себе и унёс его, тот снова стал весел и доволен своей жизнью.
Племянник тоже не выдержал и продал портрет собирателю картин, а тот тоже кому-то его сбыл с рук. Приятель сказал, что можно подумать, будто душа ростовщика переселилась в портрет.
Отец художника Б. подумал, что его искусство стало причиной того, что часть жизни старика как-то перешла в портрет и сейчас тревожит людей, порождая зависть, тревогу и тому подобное. Внезапные смерти жены, дочери и маленького сына он посчитал небесною карой себе, постригся в монахи, стал жить один, изнуряя свой тело, чтобы спасти душу.
Через несколько лет он явился в монастырь и написал чудесную картину, изображающую рождество Иисуса.
Когда художник Б. окончил учение и собрался ехать в Италию, он приехал в монастырь проститься с отцом, которого не видал уже 12 лет. Тот благословил его на то, чтобы хранил свой талант и всё принёс в жертву искусству, ибо в нём заключён намёк о божественном рае.
Он рассказал сыну, что однажды написал портрет, очень точно передав образ изображаемого человека. Это не было созданием искусства, так как он чувствовал отвращение к этой работе и желал только как можно вернее изобразить этого человека.
Сейчас до него доходят слухи, что портрет ходит по рукам и сеет среди художников зависть и ненависть. Тот, у кого есть талант, должен быть чист душой. Так закончил свою речь монах, благословил сына и попросил истребить этот портрет, если увидит его где-нибудь. А узнать его можно по необыкновенным глазам.
И вот сейчас, через 15 лет после этого, художник Б. встретил это произведение отца на аукционе. Ещё не закончив речи, взглянул он на стену, где был портрет, и не увидел его — он был кем-то похищен.
В повести Н. В. Гоголя «Портрет» раскрыты темы:
- искусство, художественное творчество;
- богатство;
- зло, скрытое в деньгах;
- соблазн деньгами.
Основная мысль (идея) повести «Портрет» — искусство нужно творить с чистой душой, ограждая себя от соблазнов и пороков. Проникновение зла в душу художника заражает его искусство, пагубно влияет на зрителей.
Для автора конкретное социальное воплощение мирового зла — это денежная власть (с портрета глядят живые глаза ростовщика).
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по частям — для подготовки к уроку литературы.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Портрет художника в молодости Глава 2, разделы 1–2.

Краткое изложение
Глава 2, раздел 1
Стивен проводит лето в новом доме своей семьи в Блэкроке, городке недалеко от Дублина. Ему нравится компания своего дяди Чарльза, бойкого старика, который курит ужасные «черные закрутки» табака и позволяет мальчику брать пригоршни фруктов у местного продавца. Каждое утро Стивен и дядя Чарльз идут через рыночную площадь в парк, где Стивен встречает Майка Флинна, друга своего отца. Флинн пытается обучить Стивена бегуну, но Стивен сомневается, что он когда-нибудь добьется большого успеха. После тренировки Стивен вместе с дядей Чарльзом идет в часовню на утреннюю молитву. Стивен уважает набожность своего дяди, но не разделяет ее.
В выходные дни Стивен гуляет по городу со своим отцом и дядей, слушая их политические дискуссии и рассказы о прошлом. Стивен не понимает многие из их отсылок. Дома Стивен читает роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо, » и глубоко поглощен его приключениями и романтикой. Стивен воображает себя любовником Мерседес, героини романа. Стыдясь того, что его отец плохо распоряжается семейными финансами, Стивен использует воображаемые приключения романа Дюма как бегство. Он дружит с маленьким мальчиком по имени Обри Миллс, который становится его постоянным спутником в воспроизведении приключений Граф Монте-Кристо. Стивен чувствует, что он отличается от других детей, которых он знает, и что он соприкасается с высшим миром. Он воображает будущий момент, когда его преобразит какое-то волшебное откровение.
Глава 2, Раздел 2
Финансовые проблемы семьи Дедалусов начинают острее ощущаться, и прибывают грузчики, чтобы разобрать дом для переезда в Дублин. В Дублине Стивен наслаждается большей свободой, чем раньше, так как его отец занят, а дядя Чарльз состарился. Стивен исследует город и бродит по докам, все еще воображая себя графом Монте-Кристо. Его водят в гости к своей тете и к другой пожилой родственнице.
Стивен чувствует в себе новое настроение горечи, когда он критикует свои глупые порывы, но обнаруживает, что не может их контролировать. Его общение с тетей неловко и приводит к недопониманию. На дне рождения другого ребенка Стивен не чувствует веселья и веселья и просто молча наблюдает за другими гостями. Хотя он поет песню вместе с другими, ему нравится чувствовать себя отделенным от других детей. Однако на вечеринке его привлекает одна из девушек, Э.С. Они вместе покидают вечеринку и едут домой на одном трамвае, едут по разным этажам, но разговаривают на протяжении всей поездки. Стивена привлекают черные чулки, которые она носит, и он вспоминает Эйлин Вэнс. Он задается вопросом, хочет ли Э. К., чтобы он прикоснулся к ней и поцеловал ее, но ничего не делает.
Дома Стивен записывает в блокнот любовное стихотворение, озаглавив его «К Е—К—», подражая Байрону. Он обнаруживает, что его сбивает с толку тоска по романтике. Когда лето подходит к концу, Стивену говорят, что он пойдет в новую школу, потому что его отец больше не может позволить себе Clongowes.
Анализ
В этих первых разделах главы 2 преобладает чувство упадка, которое проявляется в нескольких различных формах. Стивен видит, как надежное постоянство детства уступает место новому чувству того, что люди и места меняются и очень часто становятся хуже. Дядя Чарльз — симпатичная эксцентричная фигура в первом разделе главы, но ко второму он стал дряхлым и больше не может встречаться со Стивеном. Точно так же Майк Флинн когда-то был великим бегуном, но теперь выглядит смешно, когда он бегает. Что наиболее важно, финансовое положение семьи Дедал упало с относительного благополучия почти до бедности. Разрушение семейного дома движущимися мужчинами отражает разрушение прежней наивной веры Стивена в мир. Действительно, наблюдение за этим медленным скатыванием к посредственности глубоко и непосредственно затрагивает Стивена. Он несчастлив даже в компании всех своих родственников на Рождество. Отчасти Стивен зол на себя, но он также зол на свою перемену судьбы и свои собственные изменившиеся отношения с окружающим миром. Стивен все еще чувствует себя отделенным от мира, но здесь мы начинаем видеть развитие его способности к моральной критике.
Портрет художника в юности
Резюме
Глава начинается со Стивена дома; он проводит лето со своей семьей, которая переехала из Брея в Блэкрок, примерно в пяти милях к юго-востоку от Дублина. Стивену нравится проводить время со своим отцом и двоюродным дедушкой, дядей Чарльзом. Он начинает каждый день, наблюдая за дядей Чарльзом, как старик в высокой шляпе, напевая ирландские мелодии, выходит из дома, курит свой дурно пахнущий «черный табак» и готовится совершить свой утренний ритуал дефекации в «беседке» ( флигель).
После ритуала дядя Чарльз и Стивен совершают обычную ежедневную прогулку по городскому рынку; их следующая остановка — парк, где они, как обычно, встречаются с Майком Флинном, старым другом отца Стивена; Майк обучает Стивена бегуну. Флинн, по словам отца Стивена, пропустил через свои руки «некоторых из лучших бегунов современности». Стивен заметил у Майка «дряблое, покрытое щетиной лицо… и длинные испачканные пальцы, которыми он скручивал свою сигарету»; он сомневается в преувеличенном одобрении отцом квалификации Майка.
Вернувшись с тренировки, Стивен сопровождает дядю Чарльза в часовню, где молится старик. Стивен не понимает серьезного благочестия своего дяди и недоумевает, почему дядя так горячо молится.
По выходным Стивен совершает длительные прогулки с отцом и дядей Чарльзом, терпеливо слушая семейные истории и их разговоры об ирландской политике. Хотя Стивен не понимает значения некоторых из их взрослых слов, он начал находить удовольствие в авантюрном и романтическом языке 9.0009 Граф Монте-Кристо. Читая роман, он превращается в темного и лихого любовника красивой и скромной Мерседес; Вместе со своим другом Обри Миллсом Стивен воспроизводит многочисленные битвы и смелые подвиги, которые помогают удовлетворить его мальчишеский аппетит к жизни, полной романтики и приключений.
В конце лета Стивен узнает, что не вернется в Колледж Клонгоус Вуд из-за растущих долгов отца. Вскоре после этого Стивен и его семья переезжают в «унылый дом» в Дублине; там Стивен понимает, что его отец — финансовый неудачник. Он становится застенчивым и ожесточенным, смущенным убогой «изменой судьбы», которая болезненно влияет на его жизнь.
Чтобы избежать своего несчастья, Стивен погружается в фантазии о любви и романтике. Мысли о прекрасной Мерседес сливаются с его любовными воспоминаниями об одной девушке; он пытается успокоить свою юную бурю эмоций, написав возлюбленной стихотворение «К Е-С-». В художественном воссоздании встречи с этой девушкой Стивен сочиняет ей стихотворение на романтическом, байронском языке. После этого он еще больше тоскует по девушке, ломая голову над своей неопределенной потребностью в удовлетворении физической любви, которой он, конечно же, еще не испытал.
Когда Стивен узнает, что его отец организовал для него посещение колледжа Бельведер, престижной дневной школы иезуитов, он с унижением узнает, что его отец обсуждал инцидент с Клонгоусом с отцом Конми и с отцом Доланом. К стыду и тревоге Стивена, все они «от души посмеялись» над мучительной конфронтацией Стивена с отцом Конми.
Следующая сцена начинается спустя два с половиной года. Стивену, наверное, четырнадцать лет, уверенный в себе молодой человек из Бельведера, готовится выйти на сцену в школьном спектакле. За годы работы в Бельведере Стивен зарекомендовал себя как опытный писатель, актер и образцовый студент.
Прислушиваясь к реплике, Стивен ждет у театра и сталкивается с двумя одноклассниками, Хероном и Уоллис, которые предлагают школьную шутку. Они высмеивают серьезность Стивена как «образцового юноши» и дразнят его по поводу девушки, которая проявила интерес к предстоящему выступлению Стивена в пьесе. Стивен непочтительно отвечает на их насмешки; он наизусть читает Confiteor (римско-католическая молитва, произнесенная во время мессы для исповедания греха), и он вспоминает более ранний инцидент, когда Херон насмехался над ним и инициировал аналогичный ответ.
Стивен вспоминает свой первый год в Бельведере; это было время, когда он чувствовал себя ужасно неуверенно в своей семейной жизни и своем будущем. Он начал гордиться успехом своего эссе, когда мистер Тейт, учитель английского языка, обсуждал одно из эссе Стивена, заявив, что оно содержит ересь. Как ни странно, Стивен почувствовал «смутную… злобную радость» от того, что мистер Тейт выделил его. После этого Херон и двое других проблемных одноклассников, очевидно, завидовавшие Стивену, столкнулись с ним и спровоцировали драку; во время инцидента Стивен был вынужден назвать кардинала Ньюмана своим любимым прозаиком, а Байрона — своим любимым поэтом. Хулиганы — Херон, Боланд и Нэш — все предпочитали Теннисона «еретику и аморальному» Байрону, и они пытались заставить Стивена «признать, что Байрон никуда не годится», избивая Стивена, пока он, наконец, не освободился. Однако, несмотря ни на что, Стивен помнит, как шел за ними, полуослепленный слезами.
Память еще жива, но Стивен больше не держит на мальчиков зла; Прежний гнев Стивена был стерт его юношеской любовью к молодой девушке, которая пришла посмотреть на него в пьесе. Ее восхищение им намного перевешивает насмешки мальчиков.
Роль Стивена в пьесе — «фарсовый педагог», и он несколько смущается, когда думает о девушке, смотрящей его школьный спектакль; в результате, закончив свои реплики, он убегает со сцены, мимо публики и своей семьи. Он сбит с толку, барахтаясь в море «уязвленной гордости… падшей надежды… и сбитого с толку желания».
Затем мы видим, как Стивен едет с отцом на поезде в Корк, где Саймон планирует продать оставшуюся часть своего имущества на аукционе. Скучающий и равнодушный во время поездки на поезде Стивен наблюдает за своим отцом, который пьет из фляги и иногда плачет, вспоминая; он задумчиво рассказывает Стивену о старых временах и потерянных друзьях. Прибыв в альма-матер Саймона, Королевский колледж, Стивен наблюдает, как портье развлекает его отца, который продолжает свои утомительные, бесконечные рассказы о прошлом.
Когда они, наконец, прибывают в анатомический театр, где Саймон когда-то учился в качестве студента-медика, Саймон и портье ищут письменный стол Саймона. Стивен на мгновение задерживается и с изумлением смотрит вниз и видит слово Fetus , вырезанное глубоко на рабочем столе. Саймон описывает свои студенческие годы, но Стивен слышит только слова. Призраки стоят вокруг него и непристойно смеются. Внезапно он понимает, что эти молодые люди давным-давно разделяли «зверскую… болезнь» темных мыслей о сексе, которые беспокоят Стивена. До сих пор Стивен считал, что его озабоченность сексом уникальна; Теперь эти молодые люди, которые вырезали слово Fetus в парте во время урока анатомии связаны со Стивеном. Он не одинок в воображении всевозможных темных фантазий.
Тем временем Саймон не подозревает о страданиях своего сына; он продолжает говорить о старых друзьях и дает Стивену советы. Например, он говорит Стивену всегда вести себя как джентльмен и общаться со студентами, у которых есть джентльменские манеры — способность петь песни, рассказывать истории и преуспевать в спорте. Поверхностность советов Саймона и его признание того, что он на самом деле не знает, как быть отцом, оставляет Стивена в изоляции, гневе и безразличии к мелодраматическому и сентиментальному бормотанию отца.
Стивен пытается сбежать от своего чувства отчуждения, но он может вспомнить только воспоминания о детских переживаниях, когда он чувствовал себя отчужденным, одиноким и беспокойным, как сейчас. Между тем, Саймон все еще не подозревает о чувствительной суматохе своего сына и унижает его, когда они со Стивеном обходят местные пабы.
Мысли Стивена кружатся, и его эмоции усиливаются, когда он слышит о юношеских флиртах своего отца (и даже его деда) и пьяных кутежах. Постепенно Стивен начинает эмоционально отделяться от толпы паба и смиряться с тем фактом, что «его детство было мертво или потеряно, а вместе с ним и его душа».
В следующей сцене Стивен и его семья ждут, чтобы получить денежный приз за сочинение-победитель Стивена. Взволнованный тем, что так внезапно у него появилось так много денег, Стивен начинает щедрые траты, которые включают в себя обеды, подарки и небольшой ремонт дома Дедала. Его восторг от траты призовых денег превосходит только его более позднее чувство стыда, когда он осознает свою глупость в попытке «построить волнорез порядка и элегантности против грязного течения жизни».
Разочарованный и разочарованный, Стивен каждый вечер отдаляется от своей семьи. Уже не мальчик, Стивен бродит по «темным склизким улицам» Дублина, пытаясь «утолить яростные влечения своего сердца», и однажды ночью, чувствуя себя «сбитым с толку крадущимся зверем», он прибывает в самое сердце Дублинского города. публичный район. В темном дверном проеме стоит молодая проститутка в розовом платье, которая приглашает Стивена в свою комнату. Именно здесь Стивен соблазняется на свой первый сексуальный опыт; он «отдает себя ей телом и разумом…»
Анализ
Глава II посвящена концу детства Стивена и началу его юношеского развития. После победы над ректором в Клонгоусе Стивен начинает проводить относительно беззаботное лето со своей семьей и друзьями в Блэкроке. Однако его счастье вскоре рушится из-за финансового краха его семьи и эмоционального замешательства раннего подросткового возраста. В начале главы мы видим, что ему все еще нравится физическая активность детства — игры, бег и разыгрывание «приключений»; к концу главы он будет становиться все более угрюмым по мере того, как узнает больше о проблемах мира взрослых. И у него будет опыт секса с проституткой.
В этой главе, в которой записаны эмоции и мысли Стивена примерно с одиннадцати до четырнадцати, подробно описаны колебания настроения подростка. Хотя этот этап развития труден для любого молодого человека, проблемы Стивена кажутся более серьезными — по крайней мере, ему самому — из-за его преувеличенного чувства изоляции, его романтического идеализма и его инстинктивного любопытства ко всем аспектам жизни.
На пороге зрелости Стивен ищет ответ на вопрос о мужественности: что определяет мужчину? Его единственный образец для подражания — его жалкий отец Саймон Дедал. Саймон пытается казаться способным заботиться о своей семье, но Стивен понимает, что его отец — беспечный мот, ответственный только за растущую бедность своей семьи.
Переезд семьи в унылый туманный район Дублина вызывает у Стивена болезненное разочарование и унижение. Джойс понимает страдания, которые переживает Стивен. Он наглядно описывает первую ночь Стивена в новом доме Дедалусов, где «огонь в гостиной не горел», а «наполовину меблированная комната без ковра» была залита «слабым светом над дощатым полом». И «мрачный туманный город», и «голый невеселый дом» вызывают у Стефана «тяжесть на сердце» от «интуиции и предвидения», что именно его отец виновен в упадке. Стивену будущее кажется безнадежным. Он знает, что он умный молодой человек и, возможно, талантлив, но как подняться над будущим, предназначенным для богадельни?
Единственный выход Стивена из этого сурового нового окружения — бродить по улицам Дублина и погружаться в романтические мечты и фантазии. Он очарован своей новой свободой и странной дикостью города, но его смущают его новые и внезапные пробуждения сексуального желания. Всплеск сексуальной похоти беспокоит его, потому что он, по-видимому, противоречит его целомудренному идеалу романтической любви. Он пытается воссоздать удовлетворительное решение в своей вдохновленной стихами мечте о неуловимом E — C — , но терпит неудачу. Стивен — сексуально взрослеющий подросток — растерянный, несчастный и раздираемый сильным чувством беспокойного отчуждения.
Помимо развития темы чувства отчуждения молодого художника, Джойс также подчеркивает тему предательства — особенно в отношениях Стивена с отцом. Саймон Дедал, хотя он и не в состоянии удовлетворить финансовые потребности своей семьи, чрезвычайно озабочен обеспечением качественного образования для своих детей. Однако отец Стивена разочаровывает Стивена, потому что Саймон и другие мужчины смеются над противостоянием Стивена с отцом Конми — триумфальным моментом в молодой жизни Стивена, над которым нельзя «от души посмеяться». Стивен чувствует себя обесчещенным и покровительствуемым старшими. Он особенно близко к сердцу переживает предательство своего отца, и спустя годы он обнаружит, что не может простить своего отца, когда Саймону нужны сочувствие и эмоциональная поддержка сына.
Хотя Джойс раскрывает лишь некоторые подробности первых двух лет пребывания Стивена в Бельведере, мы можем предположить, что Стивен посвятил большую часть своего времени сверхкомпенсации в учебе, чтобы скрыть свое смущение по поводу бедности своей семьи. Мы знаем, что в Бельведере Стивена хвалили за его писательские способности и что он тайно гордился тем, что шокировал своих читателей. Мы также знаем, что он был школьным лидером и получил важную роль в школьном спектакле. Тем не менее, несмотря на все свои достижения, Стивена по-прежнему мучает «неизлечимое одиночество души», и он все больше отчаянно пытается найти выход своим глубоко тревожным, беспокойным эмоциям.
В разгар беспорядков Стивен сопровождает своего отца, когда Саймон должен наблюдать за неприятной задачей по ликвидации остатка семейного поместья. Когда Стивен и Саймон посещают Королевский колледж, Саймон пытается произвести впечатление на своего сына старыми воспоминаниями о своей альма-матер, но Стивен не может разделить какое-либо эмоциональное сочувствие. Когда он видит слово Fetus , глубоко вырезанное на столе, он с потрясенным отвращением понимает, что ученики другого поколения испытывали такие же мрачные мысли, которые беспокоят его сегодня.
Позже Стивена отталкивает поведение отца в одном из баров по соседству. Саймон полон решимости устроить вульгарную демонстрацию своей давно ушедшей бесшабашной мужественности. Стивен задается вопросом, унаследует ли он сам порочность своего отца; он опасается, что единственная надежда на нормальную жизнь в его жизни заключается в возможности стать приемным отцом. Этот пафос отношений отца и сына во время визита в Корк послужил поводом для комментария Стивена о том, что отцовство — не более чем «юридическая фикция».
Визит в Корк также раскрывает иронию в использовании Джойсом мифа о Дедале. Мифический Дедал, в отличие от Симона, был способным, преданным отцом своего сына Икара и искренне беспокоился о будущем мальчика. Напротив, Саймон всегда восставал против большей части своих отцовских обязанностей, и в результате он оставался поверхностным и неэффективным в своей отцовской роли. В конце концов Дедал попытался дать своему сыну ценный совет относительно устройства мира, но Саймону это не удалось. Его эгоистичная сентиментальность еще больше загнала Стивена в моральное и эмоциональное болото.
Глава завершается тем, что Стивен, не сумев наладить связь со своим отцом, уступает сексу: он найдет тепло и утешение, отдавшись сексуальным эмоциям, которые его поглощали. Хотя он жаждет сбежать от грязи и бедности Дублина и пуститься в погоню за чистой правдой, красотой и любовью, его поиски делают крюк в мимолетном моменте физического удовлетворения в приветливых, соблазнительных объятиях молодого Дублина. Проститутка.
Эта молодая женщина в розовом дает Стивену первый сексуальный опыт, а также символически разрешает несколько эмоциональных конфликтов Стивена в отношении женщин. До сих пор женщины были либо святыми, мученицами, либо грешницами для Стефана. Неоднократно Стивену приходилось «извиняться… признавать… [и] признаваться» в том, что его привлекают женщины; эти слова подразумевают, что с его влечением к женщинам что-то не так. В своих ранних отношениях с женщинами он всегда чувствовал удушье от неразрешенной вины, и в результате у него развилось железное подавление его естественных сексуальных импульсов. Эта вина из-за его влечения к женщинам усугублялась его личными чувствами к матери, Данте, Пресвятой Деве и Эйлин. Дублинская проститутка воплощает в себе черты всех этих женщин: она моложавая внешне (она носит розовое платье и держит куклу у кровати), но она уверена в себе и заботится о нем (она твердо воспитывает его и успокаивает его страхи, называя его » маленький негодяй»), и в результате Стивен, молодой художник, поклоняется ей физически и духовно во время своего погружения в секс, акт, который некоторые считают высшим актом творения.
Глоссарий
черная скрутка грубые, черные табачные листья, скрученные вместе.
надворная постройка уличный туалет.
сделал сообщения доставил сообщения.
внучатый племянник внучатый племянник; Дядя Чарльз — двоюродный дедушка Стивена.
взяли свой конституционный Они регулярно гуляли ради здоровья.
Мюнстер Семейный дом Саймона Дедала находится в Корке, графство Мюнстер, который традиционно был политическим рассадником глубокой национальной гордости.
Граф Монте-Кристо Роман девятнадцатого века о красивом герое Эдмоне Дантесе, который собирается жениться на своей прекрасной и любимой Мерседес, когда его ложно обвиняют в измене и заключают в тюрьму на четырнадцать лет. Он устраивает маловероятный, но мелодраматически захватывающий побег; затем он находит сокровище, которое финансирует несколько хитроумных схем мести людям, ответственным за его заключение. Многочисленные намеки на Мерседес, Марсель, солнечные шпалеры и залитые лунным светом сады — все это относится к этому роману.
Мадам, я никогда не ем мускатный виноград. Дантес (граф Монте-Кристо) делает это заявление Мерседес; ее сын замечает, что у Дантеса, кажется, есть восточный кодекс чести, то есть он не может есть или пить все, что ему предлагают в доме его врага. Поскольку Мерседес вышла замуж за соперника Дантеса, Фернана Мондего (он же граф де Морсер), ее дом технически является домом врага.
морские обломки морские водоросли, выброшенные на берег.
имбирные орехи имбирные пряники.
железнодорожный вагон железнодорожный вагон.
причалы причалы, расположенные вдоль борта или выступающие в воду для погрузки или разгрузки судов.
в поисках Мерседеса Отсылка к возлюбленной Эдмона Дантеса, героине Граф Монте-Кристо.
его камень угля ирландская единица веса; 14 фунтов
последний трамвай Трамваи были конными трамваями.
новое изумрудное упражнение Отсылка к блокнотам без разлиновки, похожим на сегодняшние синие книги.
А.М.Д.Г. Ad Majorem Dei Gloriam (Во славу Божью), девиз ордена иезуитов; Стивену и его сокурсникам было приказано поместить инициалы A.M.D.G. на вершинах всех их школьных упражнений и сочинений.
вторая половинка его отца извещает вторая половина извещений, разосланных в рамках процедуры банкротства.
Л.Д.С. Laus Deo Semper (Всегда хвала Богу), еще один девиз иезуитов; часто помещается вверху первой страницы школьного упражнения.
провинциал ордена глава религиозного ордена в провинции.
Христианские братья Отсылка к Дублинской школе христианских братьев, недорогой дневной школе для мальчиков.
петушков птиц, выращенных и специально откормленных для петушиных боев.
Морис Брат Стивена.
Пьеса Троицы относится к пьесе, которая является частью церемонии, посвященной Пятидесятнице (седьмое воскресенье после Пасхи).
стюардов помощников.
Святое Причастие освященный хлеб или облатка.
Индийские булавы Бутылочные булавы, используемые в гимнастике.
майки майки.
Цапля Салаамед Цапля наклонилась вперед, в низком поклоне, положив правую ладонь на лоб; это арабский и индийский жест уважения.
не ходит на базары Стивен не ходит в большие магазины или на блошиные рынки, где продаются необычайно красочные и дешевые экзотические вещи.
Она рвет, не так ли? Она первоклассная, великолепная.
. . . это одна верная пятерка Это точно; высшая оценка в бильярде с использованием только одного удара.
Конфитер Признаюсь; формализованная молитва, произносимая в начале римско-католической мессы.
ничуть не забыл Он не забыл ни малейшей детали инцидента.
в отличной выпечке еще один способ сказать, что кто-то рассержен или «горяч под воротничком».
его дерзкая старая пьеса «bally» — это эвфемизм для «кровавого», который не имеет эквивалента в американском английском; «кровавый позор» можно было бы примерно перевести как «проклятый позор».
Ехали под звон. Джингл — крытая двухколесная ирландская повозка.
мальчик, который мог петь «приходи-все-ты» Мальчик умел петь популярные песни в пабе.
дришин традиционное ирландское блюдо из 1 п.л. кровь овцы, 1 ст. молоко, 1/2 ст. вода, 1/2 ст. рубленого бараньего сала, 1 ст. панировочных сухарей, соль, перец, щепотка пижмы, листья тимьяна. Из смеси формируют толстый рулет, туго завязывают и готовят на пару в течение часа. Хорошо в горячем или охлажденном виде.
анатомический театр кабинет, где преподавалась анатомия; обычно большой зал с сидячими местами ярусами.
легенда Здесь слово означает вырезанную надпись или надпись.
Да, черт возьми! по-ирландски «Ей-богу!»
некоторые манины, такие как я Саймон ведет себя слишком скромно, немного самоуничижительно, чтобы понравиться.