Половецкие земли: Половецкая земля | это… Что такое Половецкая земля?

Какие народы являются потомками половцев

3 октября 2017

Русская Семерка

Из истории все мы знаем, что в древности русские часто сражались с половцами. Но кто такие эти половцы? Ведь сейчас в мире нет народа с таким названием. А между тем, кровь их, возможно, течет даже в нас самих…

Фото: Русская СемеркаРусская Семерка

«Злосчастный» народ

Видео дня

Откуда взялся этноним «половцы», точно не известно. Одно время бытовала версия, что он связан со словом «поле», ведь эти народы жили в поле, степи. Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» — «изжелта-белый, желтоватый, соломенный». Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-желтого, соломенного цвета. Хотя это странно для тюркских племен. Сами же половцы называли себя кипчаками, кимаками, куманами…

Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный». Скорее всего, предками кипчаков были племена сиров, кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.

В начале XI века половецкие племена пришли из Заволжья в причерноморские степи, затем пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная. Таким образом им удалось заселить всю территорию от Дуная до Иртыша, которая звалась Великой Степью. Восточные источники даже называют ее Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

От набегов до Золотой Орды

Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества — Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.

В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды. Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.

Где искать потомков половцев?

В период существования Золотой Орды русские князья часто брали в жены половецких княжон. Начало этой традиции положил сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, в 1068 году женившийся на Анне, дочери половецкого хана, которая так и вошла в историю как Анна Половецкая. Его сын Владимир Мономах также женился на половчанке. Киевский князь Святополк Изяславич был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, Юрий Долгорукий — на дочери хана Аепы, Рюрик, сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича — на дочери хана Белока, сын новгород-северск

ого князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» Владимир — на дочери хана Кончака, князь Галицкий Мстислав Удатный — на дочери хана Котяна, которая, между прочим, стала бабушкой Александра Невского!

Итак, мать владимиро-суздал

ьского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, была половчанкой. Исследование его останков должно было послужить подтверждением или опровержением теории о европеоидной внешности половцев. Оказалось, что ничего монголоидного во внешности князя не было. Если верить антропологически

м данным, то они были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они могли смешиваться, например, с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

Откуда же у половцев взялись европеоидные черты? Одна из гипотез гласит, что они были потомками динлинов – одной из древнейших наций Европы, в результате миграционных процессов смешавшимися с тюрками.

Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов встречаются потомки племен с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами. Среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов встречаются этнические группы с названиями «куман», «кубан», «куба», которые некоторые историки относят к части половецких племен. У венгров, в свою очередь, имеются этногруппы «плавцы» и «кунок», которые являются потомками родственных племен — половцев и кунов.

Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

Таким образом, кровь половцев может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…

Другое,Андрей Боголюбский,Юрий Долгорукий,Ярослав Мудрый,Александр Невский,

ПОЛОВЕЦКИЕ НАБЕГИ • Большая российская энциклопедия

Авторы: А. С. Щавелёв (до сер. 12 в.), А. П. Пятнов (сер. 12 – нач. 13 вв.)

ПОЛОВЕ́ЦКИЕ НАБЕ́ГИ, на­па­де­ние от­ря­дов по­лов­цев (см. Кип­ча­ки) на тер­ри­торию Др.-рус. гос-ва, рус. кня­жеств в сер. 11 – нач. 13 вв. По­лов­цы поя­ви­лись в юж.-рус. сте­пях в 1030–40-е гг. Осн. объ­ек­та­ми их аг­рес­сии ста­ли Ви­зант. им­пе­рия и Др.-рус. гос-во.

Сис­те­ма по­гра­нич­ной обо­ро­ны на юж. гра­ни­цах Др.-рус. гос-ва, ос­но­ву ко­то­рой со­ста­ви­ли це­поч­ки ук­ре­п­лён­ных пунк­тов, свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой в еди­ную во­ен­ную и ком­му­ни­ка­ци­он­ную сеть, сло­жи­лась в окон­чат. ви­де при ки­ев­ском кн. Вла­ди­ми­ре Свя­то­сла­ви­че, а за­тем по­сто­ян­но ук­ре­п­ля­лась и ус­лож­ня­лась. Др.-рус. обо­ро­нит. ар­хи­тек­ту­ра 11 в. яв­ля­лась га­ран­ти­ей безо­пас­но­сти от ко­чев­нич. ар­мий, од­на­ко бло­ки­ро­вать на­бе­ги по­лов­цев, ата­ко­вав­ших разл. уча­ст­ки юж.-рус. гра­ниц, не по­зво­ля­ла. В хо­де на­бе­гов по­лов­цы, как пра­ви­ло, не штур­мо­ва­ли и ред­ко оса­ж­да­ли круп­ные го­ро­да (Ки­ев, Чер­ни­гов и др.), ра­зо­ряя сель­скую ме­ст­ность и не­боль­шие го­ро­да. Гл. эко­но­мич. фак­то­ры П. н.: ра­бо­тор­гов­ля, угон ко­ней для про­да­жи, за­хват плен­ных для об­ме­на за вы­куп и гра­бёж. Ха­ны и, ви­ди­мо, по­ло­вец­кая знать до­би­ва­лись от рус. кня­зей по­дар­ков.

Пер­вым упо­мя­ну­тым в ис­точ­ни­ках П. н. на тер­ри­то­рию Др.-рус. гос-ва яв­ля­ет­ся при­ход в янв. – февр. 1062 по­лов­цев под рук. ха­на Ис­ка­ла. Пе­ре­яс­лав­ский кн. Все­во­лод Яро­сла­вич 2 февр. вы­сту­пил про­тив них, но был раз­бит про­тив­ни­ком, ко­то­рый по­сле ус­пеш­но­го на­бе­га ото­шёл в сте­пи. В 1068 по­лов­цы пред­при­ня­ли но­вый на­бег и раз­гро­ми­ли в бит­ве на р. Аль­та объ­е­ди­нён­ное вой­ско ки­ев­ско­го кн. Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча, чер­ни­гов­ско­го кн. Свя­то­сла­ва Яро­сла­ви­ча и пе­ре­яс­лав­ско­го кн. Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча. Это по­ра­же­ние при­ве­ло к Ки­ев­ско­му вос­ста­нию 1068, по­влёк­ше­му за со­бой пер­вое свер­же­ние с ки­ев­ско­го сто­ла Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча. Вер­нув­ший­ся в Чер­ни­гов Свя­то­слав Яро­сла­вич со­брал вой­ско (ок. 3 тыс. чел.) и 1 но­яб. на­нёс по­лов­цам (ок. 12 тыс. чел.) по­ра­же­ние близ г. Сновск. В 1071 П. н. ока­зал­ся на­прав­лен на зем­ли у Рас­тов­ца и Не­яти­на – го­род­ков к юго-за­па­ду от Кие­ва. В 1079 – нач. 1090-х гг. осн. си­лы по­лов­цев бы­ли при­вле­че­ны ви­зан­тий­ца­ми для борь­бы с пе­че­не­га­ми, в свя­зи с чем П. н. пре­рва­лись.

«Взятие половцами Торческа в 1093». Миниатюра Радзивилловской летописи. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).

Но­вый этап П. н. при­шёл­ся на 1093–1107, ко­гда чис­ло на­бе­гов и их раз­ру­шит. си­ла рез­ко воз­рос­ли. В это вре­мя рус. кня­зья на­чи­на­ют пред­при­ни­мать спец. по­ло­вец­кие по­хо­ды для пре­ду­пре­ж­де­ния во­ен. ак­тив­но­сти по­лов­цев. В 1093, по­сле аре­ста ки­ев­ским кн. Свя­то­пол­ком Изя­сла­ви­чем по­ло­вец­ких по­слов, при­быв­ших с пред­ло­же­ни­ем о ми­ре, по­лов­цы со­вер­ши­ли но­вый боль­шой на­бег. Они оса­ди­ли и взя­ли г. Тор­ческ, раз­би­ли 26 мая на р. Стуг­на вой­ска ки­ев­ско­го кн. Свя­то­пол­ка Изя­сла­ви­ча, чер­ни­гов­ско­го кн. Вла­ди­ми­ра Все­во­ло­до­ви­ча Мо­но­ма­ха и его бра­та, пе­ре­яс­лав­ско­го кн. Рос­ти­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча (уто­нул), раз­би­ли 23 ию­ля на Же­ля­ни у Кие­ва вой­ска Свя­то­пол­ка Изя­сла­ви­ча, ра­зо­ри­ли зем­ли во­круг Кие­ва и Вы­шго­ро­да. В 1094 ки­ев­ский князь был вы­ну­ж­ден за­клю­чить с по­лов­ца­ми мир, ко­то­рый был скре­п­лён его бра­ком с до­черью ха­на Ту­гор­ка­на.

В 1095 в от­вет на по­ход рус. кня­зей по­лов­цы два­ж­ды со­вер­ша­ли на­бе­ги на г. Юрь­ев, оса­ж­дая его, и в ито­ге за­ста­ви­ли жи­те­лей по­ки­нуть го­род. Вес­ной 1096 ха­ны Бо­няк и Ку­ря со­вер­ши­ли П. н. на Ки­ев и Пе­ре­яс­лавль. В кон­це мая к Пе­ре­яс­лав­лю по­до­шли воен. си­лы ха­на Ту­гор­ка­на, ко­то­рые в ию­не бы­ли раз­биты вой­ском Свя­то­пол­ка Изя­сла­ви­ча и Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, при этом хан Ту­гор­кан и его сын бы­ли уби­ты. 20.6.1096 на Ки­ев вто­рич­но на­пал хан Бо­няк, бы­ли раз­граб­ле­ны и ра­зо­ре­ны все ок­ре­ст­но­сти, раз­граб­ле­нию и по­жа­ру под­верг­ся Кие­во-Пе­чер­ский мон., а так­же за­го­род­ные дво­ры кня­зей. Вла­ди­мир Мо­но­мах в сво­ём «По­уче­нии» так­же упо­ми­на­ет вой­ны с ха­на­ми Аса­ду­ком, Сау­ком, Бел­кат­ги­ном и др., ко­то­рые при­шлись при­мер­но на это же вре­мя. В мае 1107 хан Бо­няк со­вер­шил на­бег на ок­ре­ст­но­сти Пе­ре­яс­лав­ля и уг­нал ко­ней. Ле­том то­го же го­да ха­ны Бо­няк и Ша­ру­кан по­до­шли к юж. гра­ни­це Др.-рус. гос-ва и ос­та­но­ви­лись близ г. Лу­бен, од­на­ко бы­строе вы­сту­п­ле­ние войск ки­ев­ско­го кн. Свя­то­пол­ка Изя­сла­ви­ча, пе­ре­яс­лав­ско­го кн. Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха и его сы­но­вей (Мсти­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча, Яро­пол­ка Вла­ди­ми­ро­ви­ча и Вя­че­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча), а так­же нов­го­род-се­вер­ско­го кн. Оле­га Свя­то­сла­ви­ча за­ста­ви­ло их об­ра­тить­ся в бег­ст­во; в сра­же­нии был убит брат ха­на Бо­ня­ка – Таз. В 1113 ха­ны Бо­няк и Ае­па пред­при­ня­ли П. н. на г. Вырь (на р. Сейм), но бе­жа­ли, по­лу­чив ин­фор­ма­цию о при­бли­же­нии войск ки­ев­ско­го кн. Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха и нов­го­род-се­вер­ско­го кн. Оле­га Свя­то­сла­ви­ча. Ус­пе­хи по­ло­вец­ких по­хо­дов рус. кня­зей в 1103–16 при­ве­ли к то­му, что П. н. пе­ре­ста­ли быть стра­те­гич. уг­ро­зой для Др.-рус. гос-ва, а по­лов­цы ста­ли уча­ст­во­вать гл. обр. в ме­ж­ду­кня­же­ских усо­би­цах по при­гла­ше­нию рус. кня­зей, от­ка­зав­шись от соб­ст­вен­но на­бе­гов. В ре­зуль­та­те на про­тя­же­нии 1113–69 П. н. прак­ти­че­ски не бес­по­кои­ли Юж. Русь. Лишь в 1125, по­сле смер­ти ки­ев­ско­го кн. Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, по­лов­цы в мае пред­при­ня­ли на­бег на по­гра­нич­ный г.  Ба­руч, но бы­ли раз­би­ты пе­ре­яс­лав­ским кн. Яро­пол­ком Вла­ди­ми­ро­ви­чем.

Но­вый этап ак­ти­ви­за­ции П. н. при­шёл­ся на 1169 – сер. 1190-х гг. В 1169, по­сле во­кня­же­ния в Кие­ве кн. Гле­ба Юрь­е­ви­ча, днеп­ров­ские по­лов­цы по уже сло­жив­шей­ся тра­ди­ции при­шли на «съезд» к ки­ев­скому кня­зю, при­чём и ле­во­бе­реж­ные (дви­ну­лись к г. Пе­со­чен в Пе­ре­яс­лав­ском кн-ве) и пра­во­бе­реж­ные (по­до­шли к г. Кор­сунь в Ки­ев­ском кн-ве) од­но­вре­мен­но. По­ка Глеб Юрь­е­вич ула­жи­вал де­ла с ле­во­бе­реж­ны­ми по­лов­ца­ми, пра­во­бе­реж­ные со­вер­ши­ли на­бег на г. По­лон­ный, за­хва­тив мно­го плен­ных. Про­тив них был от­прав­лен тор­че­ский кн. Ми­хал­ко Юрь­е­вич с не­боль­шим от­ря­дом (1650 чел.), ко­то­рый су­мел раз­гро­мить по­лов­цев, не­смот­ря на их чис­лен­ное пре­вос­ход­ст­во, по­лу­чив, од­на­ко, тя­жёлые ра­не­ния. Сле­дую­щим круп­ным П. н. ста­ло на­па­де­ние по­лов­цев на Ки­ев­ское кн-во на «ру­саль­ной не­де­ле» (10–16 мая) 1176, ко­гда они взя­ли 6 по­гра­нич­ных го­ро­дов и дви­ну­лись к г.  Рас­то­вец, раз­бив близ не­го вой­ска, на­прав­лен­ные про­тив них ки­ев­ским кн. Ро­ма­ном Рос­ти­сла­ви­чем. 23.2.1184 к г. Дмит­ров в Пе­ре­яс­лав­ском кн-ве по­до­шли по­лов­цы ха­на Кон­ча­ка, од­на­ко не при­чи­ни­ли значит. ущер­ба.

«Осада половцами Переяславля в 1185». Миниатюра Радзивилловской летописи. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).

Один из круп­ней­ших в кон. 12 в. П. н. был вы­зван по­ра­же­ни­ем се­вер­ских кня­зей 12.5.1185, ко­то­рое по­ста­ви­ло под удар всю обо­ро­ну Юж. Ру­си, осо­бен­но на ле­во­бе­ре­жье Днеп­ра. По­ло­вец­кие ха­ны раз­де­ли­ли свои си­лы: Кон­чак дви­нул­ся на Пе­ре­яс­лавль, а Кза (Гзак) – на Пу­тивль. Пе­ре­яс­лав­ский кн. Вла­ди­мир Гле­бо­вич су­мел в оди­ноч­ку от­сто­ять го­род, од­на­ко был тя­же­ло ра­нен, а Кон­ча­ку уда­лось взять г. Ри­мов. Од­но­вре­мен­но Кза ра­зо­рил ок­ре­ст­но­сти Пу­тив­ля, за­тем его ос­та­но­ви­ли от­прав­лен­ные в По­се­мье для ор­га­ни­за­ции обо­ро­ны сы­но­вья ки­ев­ско­го кня­зя Олег и Вла­ди­мир Свя­то­сла­ви­чи. Зи­мой 1193/94, сра­зу по­сле ухо­да от Ва­си­лё­ва войск ки­ев­ско­го кн. Свя­то­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча и бел­го­род­ско­го кн. Рю­ри­ка Рос­ти­сла­ви­ча, по­лов­цы со­вер­ши­ли на­бег, ра­зо­рив зем­ли по р. Убе­реж.

По рас­чё­там П. В. Го­лу­бов­ско­го, ле­то­пи­си за­фик­си­ро­ва­ли 46 са­мо­сто­ят. круп­ных П. н. («без при­гла­ше­ния» со сто­ро­ны рус. кня­зей) с 1062 по 1210. Из них 19 бы­ли на­прав­ле­ны на Пе­ре­яс­лав­ское кн-во, 16 – на Ки­ев­ское (в т. ч. 12 – на По­ро­сье), 7 – на Чер­ни­гов­ское и Нов­го­род-Се­вер­ское кн-ва, 4 – на Ря­зан­ское кн-во.

По­след­ние из­вест­ные П. н. со­стоя­лись в 1210 и 1215, ко­гда по­лов­цы ра­зо­ря­ли ок­ре­ст­но­сти Пе­ре­яс­лав­ля (в 1215 в плен по­пал пе­ре­яс­лав­ский кн. Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич). По­сле это­го в свя­зи с из­ме­не­ни­ем си­туа­ции в сте­пи и уси­ле­ни­ем монг. уг­ро­зы соб­ст­вен­но П. н. пре­кра­ти­лись, хо­тя в во­ен. ме­ро­прия­ти­ях рус. кня­зей по­лов­цы уча­ст­во­ва­ли вплоть до 2-й пол. 1230-х гг.

Половцы | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

Половцы, кочевой тюркоязычный племенной союз (половцы в рус. источниках, половцы в западных, кипчаки в вост. к 1055 г. простиралась от Казахстана до Дуная. Политически дезорганизованные и не имевшие единой политики в отношениях с Русью различные половецкие племена были вовлечены в русские межкняжеские конфликты и временами воевали как союзники Руси против других половцев. Династические смешанные браки часто скрепляли половецко-русские политические союзы. Русские источники отмечают двух отдельных половцев: «диких» (враги русов) и «недиких» (союзников русов). Большинство русско-половецких столкновений возникло из-за их разной экономики. Будучи земледельцами, русы хотели превратить степь в обрабатываемые земли, а кочевникам-половцам степь требовалась для выпаса скота. Следовательно, конфликт был неизбежен: русские источники часто говорят о набегах половцев на земли, заселенные русами, и последующих контрнаступлениях русов. Однако из-за политической разобщенности обеих сторон прочный мир так и не был достигнут, и к 1230-м и 1240-м годам обе были завоеваны и поглощены Монгольской империей.

Половцы имели поселения, вероятно занятые обедневшими половцами и русскими переселенцами, занимавшимися земледелием. Расположенные между Русью и Черным морем, половцы контролировали торговлю между двумя областями и принимали непосредственное участие в коммерческой деятельности. За свой скот они получали от Руси продукты земледелия и предметы роскоши. Контролируя большую часть Крыма (особенно Судак), половцы занимались продажей рабов и мехов в Византию и на исламский Восток. В то время как некоторые половцы, возможно, обратились в христианство и ислам, подавляющее большинство сохранило свою шаманско-тарскую религию.

См. также: крым; казахстан и казахи; хазары; киевская русь; полиан; викинги.

Золотой, Питер Б. (1990). «Народы южно-русской степи». В Кембриджская история ранней Внутренней Азии, изд. Денис Синор. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Золотой, Питер Б. (1991). «Аспекты кочевого фактора в экономическом развитии Киевской Руси». В Украинская экономическая история: интерпретационные очерки, изд.И.С. Коропецкий. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский украинский исследовательский институт.

Золотой, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов. Висбаден, Германия: Harrassowitz Verlag.

Нунан, Томас С. (1992). «Русь, печенеги и

половцы: экономическое взаимодействие на степном рубеже в домонгольскую эпоху». История России/Histoire Russe 19:301–326.

Прицак, Омельян. (1982). «Половцы и Русь».

Archivum Eurasiae Medii Aevi 2: 321–280.

Ковалев Роман Константинович

Энциклопедия истории России

Подробнее с encyclopedia.com

Печенеги , В конце девятого века, под давлением торков и хазар, печенеги, кочевой тюркоязычный племенной союз, мигрировали… Империя Золотой Орды , Анахронический и вводящий в заблуждение термин для области, более уместно называемой Улусом Джучи или Кыпчакским ханством (хотя арабские источники временами… Афар, Афар ЭТНОНИМЫ: адал, данакил Афары занимают территорию площадью 143 000 квадратных километров в Джибути и северо-восточной Эфиопии, иногда называемую Афарским триангом… Хива, ХИВА Хива, город на северо-западе Узбекистана и название ханства, существовавшего до и во время правления Российской империи, расположено… Сэр Джон Гарольд Клэпхэм , сэр Джон Гарольд Клэпхэм Английский историк экономики сэр Джон Гарольд Клэпэм (1873-1919 гг. 46) установил экономическую историю как значительную и самостоятельную… Агинско-Бурятский автономный округ, Сибирь (sībēr´ēə), рус. Сибирь, обширный географический регион России, занимающий около 2 900 000 квадратных миль (7 511 000 квадратных километров) и имеющий расчетное население (…

Об этой статье

Обновлено О encyclopedia.com content Распечатать статью

Вам также может понравиться
БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ

Половецкие пляски

Половцы

Polotsky, Simeon

Polotsk

polos

polony

Polonsky, Michael Jay

Polonsky, Abraham

Polonnoye

Polonnaruwa

Polonius

Polonia

Polong

polonaise, à la

Polonaise Style

Pololáník, Zdenek

Polokwane

Polokova, Iveta (1970–)

poloidal field

Polo, Teri 1969–

Polo Ralph Lauren Corporation

Polna

Polmar, Norman 1938-

Pollyfish

Pollonannaish

Polovtsy

Polowetzky, Michael

(AlHova

(Michael

, Alownna. –)

Полсби, Нельсон В. 1934–2007 (Артур Клун, Нельсон Вулф Полсби)

Полсби, Нельсон В. 1934–2007

Полсгроув, Кэрол

Полшек, Джеймс

Polshek, James Stewart

Polska

Polski Koncern Naftowy Orlen S.A.

Polsky, Andrew J.

Polson, Florence Ada Mary Lamb (1877–1941)

Polson, John 1965-

.

Полсон, Уиллоу А.

Polstertanz

Полтергейст 2: Другая сторона

Полтергейст 3

Полтергейст: Наследие

Полтон, Томас

полтрун

20003

Польцмахер Иоганн

Полухина Валентина

Полунин Николай (1909 – 1997) Английский эколог

Православие.

Главная>Учения

Апологетические материалы

Катехизические материалы

История церкви

Современные проблемы

Ежедневные молитвы

Lives of Saints

Разное

ортодоксальный календарь

Патристические проповедь

полемический веб -сайт

Рекомендуемые ссылки

Поиск этого веб -сайта

Духовные дискуссии

«помните, что они находятся в связи, в соответствии с ними; и тех, кто терпит бедствие, как будучи и сами во плоти».

(Евр.13:3)

Эти слова апостола напоминают о чудесах блаженного узника Никона. Этот блаженный был из знатного киевского рода. Он пришел в Печерский монастырь, взял на себя плен послушания Христу, и стал прилежным монахом. Потом, когда половцы племена совершили набег на Киев, блаженный Никон и святой Евстратий были взяты в плен к половцам земли и заключены в кандалы. К половцам пришел христолюбивый киевлянин, предлагая выкупить пленных. Никон не стал искать помощи у благодетеля, и человек предположил, что У святого были богатые родственники, которые должны были выкупить его. Этот человек заплатил выкуп за многих людей и вернулся с ними в Киев, где рассказал о блаженном Никоне. Святые родственники прослышали об этом и пришли выкупать святого. Но блаженный Никон сказал им:

«Не трать свое богатство напрасно. Если бы Господь хотел, чтобы я был свободен, Он бы не отдал меня в руки этих беззаконников, ибо Он отдает в плен тех, кого Он завещания Но Его руки восстановят их».

Его семья упрекнула его и не выкупила. Когда половцы увидели, что их нет собираясь получить золото для пленника, они стали его мучить. Он был вынужден отслужить тяжелую порабощение. В течение трех лет его мучили ежедневно. Его руки и ноги были закованы в цепи. Он часто обжигали раскаленным железом или углями или резали ножами. Морили голодом святого, часто давая ему пищу только через день, или даже каждый третий или четвертый день. Летом он остался на жарком солнце, а зимой святой подвергался снегу и холоду. Половцы сделали все это для того, чтобы заставить святого искать выкуп у своих родственников. Но святитель Никон благодарил Господа и непрестанно молился Ему о своих мучителях.

Наконец он сказал своим мучителям:

«Христос избавит меня от ваших рук. Явился мне брат мой Евстратий, тот, кого ты проданы иудеям на распятие, и за кого ты будешь судим… Это мой брат сообщил мне моего освобождения. Он сказал мне, что на третий день я буду в монастыре, благодаря молитвы св.

Антоний и Феодосий Печерские. И вы, несчастные люди, с Иудой, который продал Христос на кресте, будет мучиться».

Услышав это, половцы подумали, что святой задумал бежать и поэтому перерезал ему сухожилия на ступнях и голенях и поставил его под охрану. На третий день после этого, в шестом часу, в то время как стражи наблюдали, святой внезапно исчез, и стражи ничего не слышал, кроме голоса: «Хвалите Господа с небес».

Так преподобный Никон невидимо перенесен в Печерский храм Пресвятой Богородицы как раз в время, когда служащий священник начинал подготовительные молитвы к Божественной литургии. Вся братия тут же собралась вокруг него и спросила, как он пришел. Сначала он хотел скрыли великое чудо, но братья, увидев его скованным цепями и тело его гнилое от раны и кровь, сочащуюся из перерезанных сухожилий, стали умолять его сказать правду. Тогда блаженный рассказал все, что с ним случилось, но не позволил железным цепям быть сняты с его рук и ног.

Настоятель сказал ему: «Брат! Если бы Господу было угодно видеть вас в этих цепи, Он не избавил бы вас из плена. Поэтому послушайте нас сейчас».

Они сняли с него кандалы и переделали их в орудия для святилища.

Спустя значительное время был заключен мир с половцами. Группа половцев. однажды посетил Печерский монастырь, и воин, пленивший Никона, увидел Святого и сразу узнал своего бывшего пленника. Он подробно рассказал игумену и братии что произошло. Братия прославляла Бога и половецкий воин так умилялся духом что он стал монахом — вместе с рядом его товарищей. Блаженный Никон, следовательно, по терпя свои страдания и работая на своих мучителей, стала причиной спасения их души.

Блаженный Никон был назван «сухим», потому что он был таким иссохшим и обескровленным своими страданиями, что он действительно мог сказать вместе с Давидом: «Моя сила иссякла, как черепок, и язык мой прилип к гортани моей… собрание развратников окружил меня. впились мне в руки и в ноги» (Пс. 21:13-15), и мы, заглянув в дивитесь жизни и чудесам сего земного ангела, говорите с апостолом: «имеем сие сокровище в глиняных сосудах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *