25.4 Политическое устройство России в начале 20 века
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
После смерти в 1894 г. императора Александра III русский престол унаследовал его сын — Николай II. Его воцарение было встречено ожиданием либеральных реформ. Но император в первой же публичной речи выказал себя сторонником незыблемости самодержавия. Главными принципами его правления были сохранение самодержавного порядка. Понадобились революционные потрясения 1905 г., чтобы Николай II сделал первый шаг в сторону представительной монархии.
В начале XX в. власть императора была самодержавной и неограниченной. В управлении страной он опирался на централизованный бюрократический аппарат, назначения на ключевые должности в котором производились лично самодержцем. Для определения политических ориентиров император выслушивал мнения членов Государственного совета — совещательного органа. Роль верховного суда играл Сенат. Вопросы повседневного управления решались правительством (Кабинет министров), глава которого назначался государем и был ему подотчетен. Главные посты в государственном аппарате занимали представители господствующего сословия. В губерниях параллельно с губернаторами и земскими начальниками, которых тоже назначал царь, существовали дворянские собрания, городские думы и земства — выборные органы местного самоуправления. За годы правления Александра III компетенция этих органов была резко сужена. Вокруг земств группировались представители либеральных течений, которые в своих прошениях на высочайшее имя высказывались за введение в России основных демократических свобод, отделение церкви от государства, создание выборных представительных органов на всех уровнях управленческого аппарата, расширение прав национальностей. Все эти прошения Николай II оставлял без внимания. Либералы выступали за демократические перемены путем реформ сверху, без бунтов и потрясений. В январе 1904 г. они объединились в «Союз освобождения».
На рубеже XIX-XX вв. началось формирование революционных партий. Наследие народников приняла образовавшаяся в 1902 г. партия социалистов-революционеров (эсеров). Эсеры делали ставку на крестьянскую революцию, взяли на вооружение основные тезисы программы народников и методы их борьбы. Среди этих методов важное место занимал политический террор. Боевая организация эсеров в начале века провела ряд террористических актов против представителей царской администрации. Сильное воздействие на публику произвело убийство в июле 1904 г. террористом Е.С. Созоновым министра внутренних дел В.К. Плеве.
В 1903 г., приняв на II съезде программу и устав, окончательно оформилась Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Уже на съезде произошел раскол среди российских социал-демократов на меньшевиков,
Как уже отмечалось, методы противодействия самодержавию у либералов и у революционеров были различными. Либералы подталкивали императора и правительство на путь демократических реформ, формируя общественное мнение и доводя его до высочайшей власти. Революционеры, кроме организации террористических актов, создавали пропагандистские кружки в рабочей среде, распространяли нелегальную литературу, инициировали стачечное движение.
Политические партии России в начале XX в.
Социалистические | Либеральные | Монархические | |
Социальный состав | Рев. интеллигенция, рабочие, городские средние слои, крестьяне | Либеральная интеллигенция, городские средние слои, буржуазия, часть помещиков | Помещики, духовенство, часть крупной буржуазии и городских средних слоев, крестьяне |
Программные цели | Уничтожение частной собственности и царского самодержавия | Создание рыночной экономики, построение правового государства, гражданского общества | Сохранение традиционных основ эконом. и политической жизни, отчасти — возврат к дореформенной ситуации |
Полит. требова-ния | Установление республики, предоставление граждан. прав и свобод | Ограничение монархии, предоставление демократ. прав и свобод | Сохранение и укрепление самодержавия |
Тактика | Революционная (включая вооруженное восстание) | Парламентская борьба | Борьба с либералами и рев-ми всеми методами |
Политическое устройство и общественное движение. История России с древнейших времен до конца XX века
Политическое устройство и общественное движение
После смерти 20 октября 1894 г. императора Александра III русский престол унаследовал его сын – Николай II. Воцарение нового императора было встречено ожиданием либеральных реформ. Однако воспитанный К.П. Победоносцевым император в первой же публичной речи 17 января 1895 г. выказал себя сторонником незыблемости самодержавия и призвал либералов оставить «бессмысленные мечтания». В переписи 1897 г., в графе о роде занятий, Николай II указал: «хозяин земли Русской». Неверно представлять последнего царя безвольным самодержцем. Он был мягким в общении, но принципиальным человеком, а главными принципами его правления были сохранение самодержавного порядка и незыблемость государственных границ. Понадобились революционные потрясения 1905 г., чтобы Николай II сделал первый шаг в сторону представительной монархии.
В самом же начале ХХ в. власть императора была самодержавной и неограниченной. В управлении страной он опирался на централизованный бюрократический аппарат, назначения на ключевые должности в котором производились лично самодержцем. Для определения политических ориентиров император выслушивал мнения членов Государственного совета – совещательного органа. Роль верховного суда играл Сенат. Вопросы повседневного управления решались правительством (Кабинет министров), глава которого назначался государем и был ему подотчетен. Главные посты в государственном аппарате занимали представители господствующего сословия.
В губерниях параллельно с губернаторами и земскими начальниками, которых тоже назначал царь, существовали дворянские собрания, городские думы и земства – выборные органы местного самоуправления. За годы правления Александра III компетенция этих органов была резко сужена. Вокруг земств группировались представители либеральных течений, в основном из интеллигенции, которые в своих прошениях на высочайшее имя высказывались за введение в России основных демократических свобод, отделение церкви от государства, создание выборных представительных органов на всех уровнях управленческого аппарата, расширение прав национальностей. Все эти прошения Николай II оставлял без внимания.
Либералы, в отличие от революционеров, выступали за демократические перемены путем реформ сверху, без бунтов и потрясений. В январе 1904 г. либеральные деятели объединились в «Союз освобождения».
На рубеже ХIХ—ХХ вв. началось формирование революционных партий. Наследие народников приняла образовавшаяся в 1902 г. партия социалистов-революционеров (эсеров). Эсеры делали ставку на крестьянскую революцию, взяли на вооружение основные тезисы программы народников и методы их борьбы. Среди этих методов важное место занимал политический террор. Боевая организация эсеров в начале века провела ряд террористических актов против представителей царской администрации. Сильное воздействие на публику произвело убийство в июле 1904 г. террористом Е.С. Созоновым министра внутренних дел В.К. Плеве.
В 1903 г., приняв на II съезде программу и устав, окончательно оформилась Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Уже на съезде произошел раскол среди российских социал-демократов на меньшевиков (см. меньшевизм
), во главе с Г.В. Плехановым и Ю.О. Мартовым, и большевиков (см. большевизм), лидером которых стал В.И. Ульянов (Ленин). Свои названия обе фракции получили после выборов на съезде центральных руководящих партийных органов (ЦК и ЦО – редакция газеты «Искра»), где сторонники Ленина получили большинство. Идеологией социал-демократов был марксизм, партия делала ставку на рабочий класс, который на рубеже веков начал проявлять революционную активность.Как уже отмечалось, методы противодействия самодержавию у либералов и у революционеров были различными. Либералы подталкивали императора и правительство на путь демократических реформ, формируя общественное мнение и доводя его до высочайшей власти. С этой целью осенью и зимой 1904 г. была организована так называемая «банкетная кампания», прошедшая во многих губернских городах. На банкетах составлялись адреса с перечнем политических требований, главное из которых – создание высшего представительного органа на основе демократических выборов и конституции. Эти требования были утверждены на Земском съезде в Санкт-Петербурге, состоявшемся 6–9 ноября 1904 г.
Революционеры, кроме организации террористических актов, создавали пропагандистские кружки в рабочей среде, распространяли нелегальную литературу, инициировали стачечное движение. Пиком противостояния с самодержавием явилась первая русская революция.
МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ
О наличии в России начала ХХ в. империалистической стадии развития.
Сама теория империализма была разработана В.И. Лениным, который отличал 5 признаков социально-экономического состояния общества, свидетельствующих об империалистической стадии его развития. Это: 1) концентрация производства и капитала, создание монополий, играющих решающую роль в хозяйственной жизни; 2) слияние банковского капитала с промышленным и образование финансовой олигархии; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение; 4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир на сферы влияния; 5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами. Ленин также определял империализм как паразитический, загнивающий, умирающий. Империализм представлялся как последняя стадия капитализма, канун социалистической революции, которая должна произойти не во всех странах одновременно, а в «отдельно взятой стране», являющейся «слабым звеном» в цепи монополистических стран. Вслед за В.И. Лениным вся советская историография доказывала наличие перечисленных выше признаков в России к началу ХХ в., подтверждая готовность страны к социалистической революции.
Другая концепция, сложившаяся еще в начале ХХ в. (Г.В. Плеханов, П.Б. Струве) и продолжающая развиваться в современной исторической науке, утверждает, что позиция В.И. Ленина носит субъективный характер. Теория империализма была необходима революционной партии, чтобы обосновать наличие в России объективных предпосылок социалистического переворота. Действительно, после экономического кризиса 1900–1903 гг. в России шла усиленная концентрация капитала и образовывались крупные синдикаты. Например, синдикат «Продамет» в 1904 г. контролировал 60 % сбыта металлургической продукции, «Продуголь» распоряжался почти всей угольной промышленностью, «Нобель-Мазут» – нефтяной. Монополии «Гвоздь» и «Продвагон» контролировали около 90 % соответствующей продукции. Однако, в отличие от стран Запада, где этот процесс шел постепенно и монополистические объединения образовывались в ходе свободной конкуренции, российские синдикаты создавались при сильном государственном вмешательстве и затрагивали исключительно отрасли тяжелой промышленности, стратегического направления. В целом же Россия в начале ХХ в. оставалась аграрной страной с многоукладной экономикой (на ее долю приходилось 50 % мирового сбора ржи, 20 % – пшеницы и 25 % мирового экспорта зерна). Русские монополии играли важную, но далеко не определяющую роль в экономическом развитии страны.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
7.2. Общественное движение
7.2. Общественное движение «Шестидесятники»Кризис самодержавия, массовые крестьянские выступления побуждали представителей радикального направления общественного движения к поиску более эффективных форм борьбы за демократизацию общества. Типичной фигурой
Общественное устройство
Общественное устройство Эта государственная подать служила основанием и общественного устройства крестьян. Для уплаты податей и отбывания повинностей крестьяне соединялись в административные округа, которые назывались станами и волостями. Мы потом увидим различие
Общественное устройство и политика
Общественное устройство и политика Государство древних майя было не теократией, не примитивной демократией, а классовым обществом с сильной политической властью, сосредоточенной в руках наследственной элиты. Чтобы понять базис государства, существовавшего в XVI в. на
Политическое устройство
Политическое устройство Племя было главной политической единицей у восточных славян до прихода варягов. То немногое, что мы знаем о племенной системе, позволяет думать, что главы семейных кланов и племен обладали всей возможной полнотой власти, хоть и не могли
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО Для нашего исследования друидов и друидизма важны две главные территории кельтского мира – это Галлия и Ирландия, которые являют нам свидетельства кельтского общественного устройства, практически одинакового для этих двух регионов. Устные
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО Положение, занимаемое друидами в кельтском обществе, было предметом особого интереса античных исследователей, в частности Посидония и его последователей. Как мы видели, часть его философии составляла вера в то, что варварские общества сохраняют
Политическое устройство
Политическое устройство Высший законодательный орган государственной власти – Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), его постоянно действующий орган – Постоянный комитет. Глава государства – Председатель (или президент; избирается Всекитайским
Общественное движение в 30—50-е гг. XIX в.
Общественное движение в 30—50-е гг. XIX в. Казалось, что беспощадная расправа с декабристами хотя бы на время должна была заглушить всякие попытки выражения свободомыслия. Однако оппозиция «духа» не прекращалась и в самые мрачные времена. Увлечение идеями немецкой
Политическое устройство и общественное движение
Политическое устройство и общественное движение После смерти 20 октября 1894 г. императора Александра III русский престол унаследовал его сын – Николай II. Воцарение нового императора было встречено ожиданием либеральных реформ. Однако воспитанный К.П. Победоносцевым
Хозяйство, общественное и государственное устройство гуннов
Хозяйство, общественное и государственное устройство гуннов Даров, которые получали шаньюи от ханьского двора, было совершенно недостаточно для удовлетворения потребностей значительного кочевого населения в продуктах оседлого хозяйства. Поэтому для гуннов более
4. Общественное устройство
4. Общественное устройство 4.1. «Военная демократия». Сложнее «реставрируются» общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве,
5. Общественное движение 40-х гг
5. Общественное движение 40-х гг 5.1. Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х годов. Его идеологами были литераторы и философы А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.В современной литературе
Глава 6. Государственное и общественное устройство, экономика
Глава 6. Государственное и общественное устройство, экономика В древности и раннем средневековье Тибетом правили цари (цэнпо). Им помогали члены совета, на котором решались дела государства. Во времена первых цэнпо были двоевластие и распри между светскими вождями
Экономическая война вредит России. Но это опасно и для США.
Примечание редактора:
Версия этой статьи была первоначально опубликована в The Washington Post 2 марта 2022 года. широкий набор экономических санкций, в том числе необычный шаг по отключению российских финансовых учреждений от мировой финансовой системы путем исключения их из системы Общества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT). Использование финансовой и платежной системы в качестве оружия работает лучше, чем многие предсказывали, и президент Байден справедливо взял на себя ответственность за лидерство своей администрации в обращении к Конгрессу во вторник вечером. Широкие санкции были здесь правильной стратегией открытия. Но наша работа в правительстве по вопросам санкций также научила нас тому, что этот подход сопряжен с явными рисками, к которым Соединенные Штаты и их союзники должны подготовиться и противостоять им по мере затягивания конфликта.
Хотя война началась только на прошлой неделе, ясно одно: она ведется на параллельных военных и экономических полях сражений. Россия намного сильнее в военном отношении, чем в экономическом, — отсюда и решение президента Владимира Путина полагаться на традиционные военные меры, которые усиливают силу его страны. Решение Запада отреагировать экономически следует стратегии нападения на слабости вашего противника, признавая при этом, что политическая и военная реальность делает кинетическую войну между НАТО или некоторыми ее членами и Россией невозможной сейчас. Результатом является иногда сбивающий с толку залп военных и экономических атак, происходящих на улицах Украины, на российских и мировых рынках.
Экономическая война не нова. Прошлые экономические бойкоты и эмбарго были направлены на то, чтобы нанести стране экономический ущерб, остановив физическую торговлю в эпоху, когда еще не утвердились глобализация и финансиализация. Глобальная война с террором опиралась на точечные санкции, направленные против конкретных субъектов, людей и организаций, логичную тактику борьбы с терроризмом. Такие шаги, как исключение российских финансовых структур из SWIFT, основаны на представлении о том, что доступ к платежам является необходимым условием для работы национальной экономики в наши дни.
В снежной буре санкций, почему SWIFT так важен? В каждой стране есть центральный банк, который играет роль координатора платежной системы, объединяя в сеть банки этой страны. В отсутствие глобального центрального банка SWIFT, по сути, играет роль координатора между центральными банками различных стран и более чем 10 000 банков по всему миру для обработки платежей.
Платеж требует движения как денег, так и информации. Информация о том, кто кому платит, когда и за что, так же важна, как и реальный поток денег. SWIFT отправляет эту информацию, позволяя банкам разобраться в деньгах, поступающих на их счета и покидающих их. Исключение ключевых российских организаций из SWIFT означает прекращение потока информации; вдруг у российских финансовых акторов нет простого и универсального способа перемещения денег.
Подрыв экономики России в результате отключения от SWIFT можно увидеть в резком, примерно на 30 процентов, падении курса рубля, которое произошло только после объявления SWIFT. Это произошло даже несмотря на то, что центральный банк России резко повысил процентные ставки, пытаясь сохранить деньги в стране. Санкции со стороны Запада дестабилизировали российскую валюту и резко повысили внутренние процентные ставки, серьезно подорвав российскую экономику.
Американское лидерство имеет решающее значение в этой финансовой войне из-за роли доллара в качестве мировой резервной валюты. Хотя некоторые отдельные банки могут счесть выгодным двустороннее взаимодействие с российскими партнерами, им придется взвесить этот риск с учетом возможного возмездия со стороны Соединенных Штатов. Официальные лица США имеют возможность лишить любое финансовое учреждение возможности проводить транзакции в долларах. Банкам в России или где бы то ни было трудно существовать без ведения бизнеса в мировой резервной валюте.
По всем этим причинам и из-за взаимосвязанности мировой экономики санкционная кампания против России работает на удивление хорошо — до сих пор. Но глобализация также означает, что жертвы в такой войне могут быть обеими сторонами. Исключение России из экономической системы вызовет международный резонанс. Откат будет, например, означать повсеместное повышение цен на газ со всеми вытекающими отсюда негативными экономическими последствиями.
Готова ли американская общественность принять эти последствия дома в обмен на защиту свободы украинского народа и более широкой ценности стабильного глобального мирового порядка? Как европейские страны, индивидуально и коллективно, отреагируют на еще большие экономические последствия, учитывая их энергетическую зависимость от России? В ближайшие дни первоначально успешная экономическая война заставит проукраинский альянс столкнуться с подобными вопросами.
Как и любая форма войны, ее финансовая разновидность ужасна.
Ответы будут зависеть как от масштабов экономических последствий, так и от внутренней политики каждой страны. Недавние войны США в Афганистане и Ираке были долгими, с большим количеством жертв, но они привели к относительно небольшим прямым экономическим потрясениям дома. Небольшой экономический рост России (она составляет менее 2 процентов мирового ВВП) может означать относительно небольшие длительные финансовые разногласия в Соединенных Штатах; больше в Европе, вероятно, из-за энергетических отношений России. Рынки акций США резко упали, когда началась война, восстановились в конце недели и упали в понедельник и вторник.
Соединенные Штаты также рискуют потерять контроль над финансовой и платежной системой, которую мы получили отчасти из-за европейской нестабильности в 20-м веке и которая с тех пор поддерживает наше процветание и могущество. Китай разрабатывает собственную систему CIPS в качестве альтернативы SWIFT. Криптовалюты и технология блокчейн предлагают банкам способы проведения платежей без использования долларов или SWIFT. Сам успех превращения унаследованной финансовой системы в оружие Соединенными Штатами и их союзниками может подтолкнуть Россию и другие страны к альтернативному, децентрализованному способу финансирования, который по самой своей природе будет сопротивляться контролю со стороны любого правительства.
Как и любая форма войны, ее финансовый вариант ужасен. Последствия для рядовых россиян и, вероятно, многих других во всем мире будут болезненными, хотя, очевидно, не такими болезненными, как обрушившиеся на украинцев боеприпасы. По этой причине мы решительно поддерживаем эти контрмеры и взвешенный тон президента в отношении санкций в положении Союза. Но любой триумф по поводу них сегодня так же преждевременн, как и пессимизм на прошлой неделе.
Институт Брукингса финансируется за счет поддержки различных фондов, корпораций, правительств, частных лиц, а также пожертвований. Список доноров можно найти в наших ежегодных отчетах, опубликованных в Интернете здесь. Выводы, интерпретации и выводы, содержащиеся в этом отчете, принадлежат исключительно его автору (авторам) и не зависят от каких-либо пожертвований.
Up Front
Обзор Hutchins: количественное смягчение, производительность труда и многое другое
Элайджа Асдуриан, Джеймс Ли, Лора Стоянович и Дэвид Вессел
Получайте ежедневные обновления от Brookings
Введите адрес электронной почтыЗемельная реформа и рынки недвижимости в России
Санкт-Петербург стал местом проведения международной конференции «Земельная реформа и формирующийся рынок недвижимости в России», организованной Леонтьевским центром социально-экономических исследований и Институтом Линкольна в мае 2001 г. Эксперты государственных органов, коммерческих структур и академических институтов России, США и Европы собрались для оценки хода земельной реформы в России и обсуждения будущей реализации. Конференция сосредоточилась на двух ключевых моментах: основных препятствиях, на которые должны быть нацелены различные действия по земельной реформе, и триггерах, которые необходимы для запуска ряда решительных шагов.
С академической и исторической точки зрения разворачивающаяся история приватизации земли в России интересна с интеллектуальной точки зрения, а с практической точки зрения этот процесс и его последствия имеют далеко идущие последствия для россиян. Заинтересованность Института Линкольна в созыве конференции и его постоянное присутствие в России позволяет нам учиться у местных экспертов, делиться опытом и взглядами Института из других стран, а также оказывать поддержку текущим усилиям по земельной реформе. Конференция выявила потребность в профессиональной подготовке россиян, работающих на формирующемся земельном рынке, и Институт Линкольна и Леонтьевский центр разрабатывают учебные программы и учебные курсы, которые будут предложены в Санкт-Петербурге в конце этого года. Например, многие владельцы частного бизнеса теперь оказались в новой роли управляющих недвижимостью, и иногда их земля и здания являются более ценным активом для предприятия, чем сам бизнес. Однако им не хватает знаний и опыта в отношении прав собственности, аренды, оценки, зонирования, регулирования, планирования и ряда других тем.
В постсоветский период приватизация сектора недвижимости в России была наиболее развита в ее городских центрах, и Санкт-Петербург одним из первых городов начал продажу земельных участков, занятых либо приватизированными (т.е. бывшими государственными ) или новые предприятия. Но даже там к 2000 г. было приватизировано лишь около 5% городских земель. Основные проблемы рынка земли в России связаны с отсутствием четких определений, предусмотренных российским законодательством; неспособность закона развить основные положения Конституции РФ о частной собственности на землю; и вытекающее из этого отсутствие твердых гарантий частной собственности и недостаточная защита через суды. Краткая история земельной политики в России поможет составить представление о текущей ситуации.
Земля в истории России
Земля была центральной социальной и экономической силой на протяжении всей истории России, хотя в России никогда не было частной собственности на землю в течение длительного времени или в полном смысле этого слова. До начала ХХ века преобладающей формой собственности была государственная собственность. Более того, значительная часть этой собственности, включая землю, не была зарегистрирована и не была связана с более широкой экономикой. Лишь в 1906 г. столыпинские реформы начали разрушать общину (существовавшие феодально-крестьянские общины) как основную структуру, от которой зависело надельное землепользование, и расширять частную собственность на землю посредством землевладения, крестьянского поземельного банка. и политика переселения. В этот досоветский период в городах России наблюдался растущий рынок городских земельных участков, уже застроенных или предназначенных для дальнейшего развития.
После революций 1917 года частная собственность на землю была упразднена, гражданские сделки с землей запрещены, земля передана в пользование всем, кто на ней работал. Декрет 1918 г. отменил частную собственность на недвижимость в городах, а процесс национализации земли завершился принятием в 1922 г. Земельного кодекса Российской Социалистической Федерации Советских Республик. 1920-е годы земля могла быть сдана в аренду на срок не более шести лет (хотя субаренда не разрешалась), а арендаторы, занимавшиеся обработкой земли, могли использовать дополнительную наемную рабочую силу. Однако к 1929 шла масштабная коллективизация, результатом которой стало создание так называемой кооперативно-коллективной собственности. Была отменена аренда земли, запрещен наемный труд в мелких крестьянских хозяйствах. При социализме земля не продавалась и не покупалась, и все сделки с землей преследовались по закону.
Нынешняя ситуация напоминает ситуацию конца XIX века, до столыпинской реформы, когда земельное право состояло из разрозненных законодательных актов, распространявшихся на собственность на разные виды земли. Частная собственность на землю была введена в 1990 Конституции Российской Социалистической Федерации Советских Республик, начав постепенную ликвидацию государственной монополии на владение землей. Законы 1990 г. «О крестьянском подсобном хозяйстве» и «О земельной реформе» разрешили гражданам иметь в частной собственности земельные участки для использования в качестве приусадебных участков в целях садоводства, строительства домов и других личных нужд. В терминологию этих законов входили «право пользования землей», «пожизненное владение с правом перехода по наследству», «рента» и «имущество». Такое разнообразие оснований для прав собственности потребовало последующих изменений в действующем законодательстве, что также было вызвано распадом СССР.
За последнее десятилетие земельные отношения продолжали развиваться. В декабре 1991 года президент Российской Федерации издал указ, а Дума приняла постановление, разрешающее приватизацию земли в два этапа. Сначала декрет предоставил коллективную собственность на землю и другое имущество колхозам и совхозам. Впоследствии паи ферм могли принадлежать лицам, которые на них работали. Только в конце 2001 г. в России было закреплено право собственности на землю, неотделимое от права купли-продажи земли, причем это право распространялось только на городские земли. Однако запрет на продажу сельскохозяйственных земель не имеет абсолютной силы; законы введены с 19№ 91 разрешается продажа земельных участков, предназначенных для использования в качестве личного подсобного хозяйства для строительства одноквартирного жилого дома или членами животноводческих и гаражных кооперативов.
По словам бывшего министра сельского хозяйства, процветает черный рынок земли, который лишает широкую общественность доступа к информации о рыночной стоимости земли и негативно влияет на экономическое развитие. Отсутствие общей информации о рыночной стоимости земли означает отсутствие объективных критериев для измерения эффективности землепользования. Обширный черный рынок аренды также лишает государственные бюджеты доходов от налога на имущество, поскольку недвижимость не может быть должным образом обложена налогом без точной информации об уровне арендной платы за землю. В соответствии с действующим Гражданским кодексом Российской Федерации (РФ) земельные участки признаются объектами недвижимого имущества, а права на эти участки относятся к категории имущественных прав. Процесс приватизации земли был начат в 1997, но затем застопорилось, поскольку правительство РФ отменило установленные местными администрациями выкупные цены, которые были сочтены слишком низкими. Правительство РФ индексировало цены по ставке, превышающей установленные на местах арендные ставки, тем самым подрывая переход к частному рынку недвижимости. В то же время при определенных условиях (таких как стабильные арендные ставки или минимальные инвестиционные условия) долгосрочная аренда может оказаться приемлемой заменой права собственности. В вопросе регистрации недвижимого имущества существующая российская система не защищает добросовестных приобретателей и не обеспечивает адекватного возмещения расходов при оспаривании права собственности на приобретателя. Кроме того, покупатели, как правило, не могут получить всесторонний обзор, чтобы определить, ясно ли их право собственности.
Препятствия на пути к земельной реформе
В то время как развитие частного рынка земли сдерживается историей и политикой, участников конференции в Санкт-Петербурге интересовали изменения и корректировки на практике, которые специалисты по землеустройству могли бы внести для облегчения перехода. Зонирование и геодезия, а также инвестиционные решения относятся к тем сферам, где на практике могут быть внесены изменения на уровне местного самоуправления для устранения некоторых из следующих препятствий на пути земельной реформы.
Медленное внедрение правового зонирования
Правовое зонирование, хотя и обязательное согласно Градостроительному кодексу РФ, в городах России внедряется медленно. Некоторые ораторы объяснили эту ситуацию нежеланием муниципалитетов, которые цепляются за «оперативное пространство», находящееся в настоящее время под их непосредственным контролем, из страха потерять эту землю. Другие утверждали, что ключевые муниципальные чиновники имеют ряд более конкретных проблем: (1) их профессиональный имидж и стабильность их администрации зависят от действий, которые они предпринимают для привлечения инвестиций; (2) приход новых инвесторов автоматически увеличивает объем «оперативного пространства»; 3) осознание того, что даже совершенная система градостроительных регламентов будет упускать из виду достаточное количество частных случаев, которые придется рассматривать отдельно. Кроме того, муниципальные чиновники тоже являются гражданами и искренне желают собрать больше средств на ремонт своих городов. Проблема в том, что их внимание слишком часто отвлекают более насущные экономические и политические проблемы. Тем не менее, все больше городов России вводят правовые системы регулирования зонирования, в том числе Новгород Великий, Уфа, Казань, Иркутск, Хабаровск, Тверь, Челябинск и Нижний Новгород. Недавняя практика Санкт-Петербурга по изданию «подучастковых градостроительных регламентов» вызвала вопросы о том, соответствуют ли они Градостроительному кодексу РФ, который определяет градостроительные регламенты как совокупность требований и ограничений, применимых к зонам, а не к отдельным объектам. или посылки. Практика издания подсобных постановлений была признана крайне неэффективной по ряду причин. Во-первых, это исключает принятие инвестиционных решений на основе репрезентативной выборки объектов недвижимости, поскольку каждый объект недвижимости в городе регулируется различными правилами. Во-вторых, это более трудоемко, чем применение правил ко всей зоне. Наконец, он сопряжен с более высокими рисками для застройщиков, что ухудшает общий инвестиционный профиль города. Участники из других городов отметили, что такая задержка с введением зонального градостроительного регламента явно противоречит имиджу Санкт-Петербурга как лидера реформ в России в области правового и институционального развития рынка недвижимости.
Некачественное межевание
Многие земельные проблемы в городах России возникают из-за некачественного межевания. Некоторые участки ограничены неопределенностью границ участка и/или здания, а другие страдают от неудачного расположения. То есть многие новые для рынка объекты не имеют прямого доступа к транспорту, связи, системам сбора дождевой воды и другим инфраструктурным сетям. Результатом является множество дефектных объектов, которые, в свою очередь, препятствуют развитию соседних объектов и могут снизить стоимость всей городской территории. В дискуссиях на конференции подчеркивалась важность (или даже неизбежность) проведения обширного обследования городских земель, которое могло бы дать больше уверенности как инвесторам, так и застройщикам, сократить время, необходимое для подготовки инвестиционных предложений, и помочь расширить собственность.
Неразбериха с приватизацией квартир
Большинство городских жителей не воспользовались недавней приватизацией квартир. Эта инициатива не только не привела к созданию нового класса мотивированных и эффективных собственников, способных выступать в качестве ответственных клиентов агентств по эксплуатации жилья, но и создала новые непонятные юридические проблемы. В Санкт-Петербурге, где приватизация квартир наиболее развита, никто не понимает, кто (и на каком правовом основании) должен заниматься выдачей разрешений на реконструкцию помещений общего назначения или перевод жилых квартир в нежилые помещения. В результате собственники квартир могут осуществлять лишь ограниченный набор прав собственности, что, в свою очередь, препятствует расширению рынка частной недвижимости. Участники конференции обсудили, насколько закон, обязывающий собственников квартир приобретать кондоминиумы, может помочь исправить ситуацию. Кроме того, в условиях, когда владельцы квартир имеют ограниченный опыт работы с такими формами собственности, дискуссия сосредоточилась на том, что будет наиболее успешным в отношении тех, кто не выполняет свои обязательства в отношении собственности, — экономическое стимулирование или экономические санкции.
Инвестиции в инфраструктуру
В Санкт-Петербурге очевидны сложные вопросы инженерно-инфраструктурного обеспечения объектов строительства и реконструкции. При определении правовых выплат город учитывает вклад застройщика в развитие городской инфраструктуры и активно выступает посредником между застройщиком и поставщиком ресурсов. Предоставление полной, достоверной и своевременной информации является основным фактором привлекательности инвестиций в недвижимость, поскольку эта информация позволяет быстро и безопасно выбрать инвестиционные возможности. Санкт-Петербург добился прогресса в этом направлении, но его база данных будет оставаться недостаточной до тех пор, пока город полностью не примет градостроительные нормы (т. для муниципальной застройки, и наносит на карту хотя бы контуры инфраструктурных сетей.
Межбюджетные системы налогообложения
Для совершенствования действующей системы налогообложения необходима реформа межбюджетных отношений. Большинство городов получают бюджетную поддержку от своих областей (аналогично штатам США). Таким образом, они не заинтересованы в том, чтобы сообщать об увеличении доходов от налога на имущество, потому что тогда эти доходы подлежат перераспределению в область. Например, для упрощения системы налогообложения и стимулирования инвестиций в недвижимость Новгород Великий заменил двухставочный налог на землю и имущество единым налогом на недвижимость. Для юридических лиц, в отличие от предприятий, налог взимается только с владельцев полных титулов. Несмотря на некоторое снижение налоговых поступлений от единого налога (по сравнению с доходами от первых двух налогов), общие налоговые поступления города увеличились из-за более высокой доходности налога на прибыль в связи с активизацией предпринимательской деятельности.
Уроки России и мира
Заседания и решения Правительства РФ по поводу печально известных аварий с электроснабжением на Дальнем Востоке и наводнений в Якутии в конце весны 2001 г. показывают, что, к сожалению, возможны только масштабные катастрофические события. быть в состоянии побудить государственных администраторов изменить свои старые методы. Хотелось бы верить, что менее разрушительные события также могут стимулировать действия. Например, было бы целесообразно сравнить инвестиционную деятельность в разных городах России, чтобы увидеть, меняется ли такая активность в зависимости от уровня развития их местных нормативных баз, объема и типов информации, предоставляемой застройщикам, а также времени, необходимого для разработки проектных заявок и время, необходимое чиновникам местных органов власти для принятия проектных решений. Пример недавней истории немецкого градостроительства поучителен для ситуации в России. Начиная с 19В 1990 г. немецкая система частично утратила характерную для нее строгую зависимость от муниципальных планов и инициатив развития и стала больше полагаться на инициативы частного сектора. Сейчас чаще частные застройщики, а не муниципалитеты, готовят подробные планы зонирования, а затем выкупают и обустраивают участок. Однако прямое заимствование этого немецкого метода для российских городов не рекомендуется, поскольку любая система должна учитывать специфику местных особенностей и культурных традиций. Американские участники придерживались аналогичного мнения о рисках заимствования методов планирования из других стран. Хотя общие руководящие принципы и принципы могут показаться одинаковыми в разных странах или юрисдикциях, местные правила, процедуры и методы могут значительно различаться из-за различных исторических прецедентов и специфики текущих проблем. Некоторые принципы, которые следует учитывать, включают следующее:
- баланс муниципальных и частных интересов;
- минимизация рисков за счет предварительного установления всех основных плановых и нормативных требований;
- прозрачность и публичное обсуждение решений муниципалитета по планированию и развитию;
- доступность и достоверность информации;
- минимизация затрат на инженерные услуги в связи с монопольным положением муниципалитетов на оказание этих услуг; и
- создание механизма обжалования административных решений.
Это мнение поддержали русскоязычные, ссылавшиеся на градостроительные нормы в России до 1917 года или на нынешнее положение, вынуждающее города незаконно скрывать рост доходов и тем самым явно тормозить экономическое развитие.