Половцы где жили: Кто такие печенеги и половцы — 8 апреля 2020

кто они, и как их можно узнать сегодня

Потомки свирепых половцев: кто они, и как они выглядят сегодня.

Половцы – один из самых загадочных степных народов, вошедший в русскую историю благодаря набегам на княжества и неоднократным попыткам правителей русских земель если не победить степняков, то хотя бы с ними договориться. Сами половцы были разбиты монголами и расселились по значительной части территории Европы и Азии. Сейчас нет народа, который мог бы прямо возводить свою родословную к половцам. И всё же потомки у них, безусловно, есть.

Половцы. Николай Рерих.

В степи (Дешти-Кипчак – Кипчакская, или Половецкая степь) жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.

Карта расположения кочевых племён.

Потомками половцев были многие русские князья – их отцы нередко брали в жены знатных половецких девушек. Не так давно разгорелся спор о том, как на самом деле выглядел князь Андрей Боголюбский. По реконструкции Михаила Герасимова, в его внешности монголоидные черты сочетались с европеоидными. Однако некоторые современные исследователи, например, Владимир Звягин, полагают, что монголоидных черт в облике князя вовсе не было.

Как выглядел Андрей Боголюбский: реконструкция выполненная В.Н. Звягиным (слева) и М.М. Герасимовым (спрва).

Как выглядели сами половцы?

Хан половцев реконструкция.

На этот счет нет единого мнения исследователей. В источниках XI-XII веков половцев часто называют «желтыми». Русское слово также, вероятно, происходит от слова «половый», то есть, желтый, соломенный.

Доспехи и оружие половецкого воина.

Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).

Половецкий городок.

По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой – это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности – половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.

Половец из Саркела, реконструкция

Венгерский король из половцев и «половецкие венгры»

Часть истории Венгрии напрямую связана с половцами. Несколько половецких родов поселились на ее территории уже в 1091 году. В 1238 г., теснимые монголами, половцы под предводительством хана Котяна поселились там с разрешения короля Белы IV, которому нужны были союзники.
В Венгрии, как и в некоторых других странах Европы, половцев называли «куманы». Земли, на которых они начали жить, назвали Kunság (Куншаг, Кумания). Всего на новое место жительство прибыло до 40 тысяч человек.

Хан Котян даже отдал свою дочь за сына Белы Иштвана. У него и половчанки Иржебет (Эршебет) родился мальчик Ласло. За происхождение его прозвали «Куном».

Король Ласло Кун.

Согласно его изображениям, выглядел он отнюдь не как европеоид без примеси монголоидных черт. Скорее эти портреты напоминают нам знакомые из учебников истории реконструкции внешнего облика степняков.

Личная гвардия Ласло состояла из его соплеменников, он ценил обычаи и традиции народа своей матери. Несмотря на то, что официально он был христианином, он и другие половцы даже молились на куманском (половецком).

Половцы-куманы постепенно ассимилировались. Некоторое время, вплоть до конца 14 века, они носили национальную одежду, жили в юртах, но постепенно перенимали культуру венгров. Куманский язык вытеснялся венгерским, общинные земли переходили в собственность знати, которая также хотела выглядеть «более венгерской». Область Куншаг в XVI веке была подчинена Османской Империи. В результате войн погибло до половины половцев-кипчаков. Веком позже полностью исчез и язык.

Сейчас отдаленные потомки степняков ничем внешне не отличаются от остальных жителей Венгрии – они европеоиды.

Половцы в Болгарии

Половцы несколько веков подряд прибывали в Болгарию. В XII веке территория находилась под властью Византии, половецкие переселенцы занимались там скотоводством, старались поступить на службу.

Гравюра из древней летописи.

В XIII веке количество степняков, перебравшихся в Болгарию, увеличилось. Часть из них пришла из Венгрии после гибели хана Котяна. Но в Болгарии они быстро смешались с местными, приняли христианство и потеряли особые этнические черты. Возможно, сейчас в некотором количестве болгар течет половецкая кровь. К сожалению, точно выделить генетические признаки половцев пока сложно, потому что тюркских черт в болгарском этносе в силу его происхождения предостаточно. Болгары также обладают европеоидной внешностью.

Болгарские девушки.

Половецкая кровь в казахах, башкирах, узбеках и татарах

Половецкий воин в захваченном русском городе.

Многие половцы не мигрировали – они смешались с татаро-монголами. Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.

В дальнейшем эти народности расселялись по разным территориям и приняли участие в этногенезе многих современных наций, в том числе – казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов. Типы внешности у каждой из этих (и перечисленных в заголовке раздела) наций разные, но в каждой течет доля половецкой крови.

Крымские татары.

Половцы также входят в число предков крымских татар. Степной диалект крымскотатарского языка принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, а кыпчакский – это потомок половецкого. Половцы смешались с потомками гуннов, печенегов, хазар. Сейчас большинство крымских татар – европеоиды (80 %), степные крымские татары имеют европеоидно-монголоидную внешность.

Ещё один загадочный древний народ, который расселился по всему миру — это цыгане. О том, что скрывается внутри табора, или как живут польские цыгане, можно узнать в одном из наших предыдущих обзоров.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Половцы – История России

 

Половцы (кипчаки, кыпчаки, куманы) – это тюркоязычный народ, обитавший в X-XIII веках в южнорусских степях и Средней Азии, от западных отрогов Тянь-Шаня до Дуная.  В источниках XI-XII веков половцев часто называют желтыми. Русское слово “Половцы” также, вероятно, происходит от слова “половый“, то есть, желтый, соломенный.  Потомками половцев были многие русские князья – их отцы нередко брали в жены знатных половецких девушек.
Половцы – это один из самых загадочных степных народов, вошедший в русскую историю благодаря набегам на княжества и неоднократным попыткам правителей русских земель если не победить степняков, то хотя бы с ними договориться. Сами половцы были разбиты монголами и расселились по значительной части территории Европы и Азии. Сейчас нет народа, который мог бы прямо возводить свою родословную к половцам. Но всё же потомки у них, безусловно, есть.
В Половецкой степи жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.

Карта расположения кочевых племён в X-XIII веках.

Половцы занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. В XI веке  половцы находились на стадии разложения общинно родового строя и образования классового феодального общества. Половцы объединялись в племенной союз во главе с ханом.

Доспехи и оружие половецкого воина XII века.

Войско половцев состояло из лёгкой и тяжёлой конницы, имевшей постоянный состав типа русских дружин и ополчения. Воины вооружалисьсь луками, саблями, копьями. Защитой служили шлемы и лёгкие доспехи. Важную роль в жизни половцев играли грабительские войны. Тактика половцев сводилась к устройству засад, применению внезапных и стремительных атак конных масс во фланги и тыл противника в целях его окружения ж разгрома. В обороне, к которой половцы прибегали редко, использовали повозки, ограждая ими место своей стоянки и оставляя лишь промежутки для выезда атакующих конных отрядов.
Половцы с 1054 гола совершали частые нападения на земли Киевской Руси (1068, 1092, 1093, 1096 годы), Византии (1087, 1095 годы), Венгрии (1070, 1091, 1094 годы).
Половцы вмешивались в междоусобные войны русских княжеств. Русские князья во главе с Владимиром Мономахом организовали против половцев ряд успешных походов (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116 годы). Владимир Мономах совершил поход к половецким зимовьям, после чего они откочевали на Северный Кавказ и в Грузию. А в 1139 году сын Владимира Мономаха Мстислав Владимирович оттеснил половцев за дон, Волгу, Яик. Покорённые и пленённые половцы часто поселялись на границах Руси, а иногда в качестве наёмного войска включались в состав её вооружённых сил. Борьба русского народа с половцами нашла отражение в летописях русских и в “Слове о полку Игореве“.
В начале XIII века половцы. в союзе с русскими выступили против монголо-татар, но были разбиты в битве на реке Калка (1223 год).
После монголо-татарских завоеваний XIII века часть половцев переселилась в Венгрию и на Балканы, часть слилась с завоевателями и вошла в состав Золотой Орды.

караимов

караимов
Эта страница является частью веб-сайта © FOTW Flags Of The World

Иудаизм

Последнее изменение: 2018-11-02 Роб Рейсайд
Ключевые слова: караимы | иудаизм |
Ссылки: домашняя страница FOTW | поиск | отказ от ответственности и авторское право | написать нам | зеркала



изображение Chrystian Kretowicz , 25 марта 2009 г.


  • Описание
  • Описание варианта

См. также :

  • Караимы Польши
  • Флаги и религия

Описание

Литовские караимы — Lietuvos Karaimai

«За шестьсот лет два тюркских народа — татары и караимы жил в Литве. Из лингвистических и с этногенетической точки зрения они принадлежат к древнейшим тюркским племена — кипчаки. Этот этноним (кипчак) впервые упоминается в исторических хрониках Центральной Азия в 1 тысячелетии до н.э. Антропологически древние кипчаки были очень близки к Сибири. жители Динлины, жившие по обе стороны Саданских гор — в Туве и северной части Гоби.

В 5 в. до н.э. кипчаки жили на западе Монголии, в III в. до н.э. они были завоеваны гуннами. С 6-8 вв., когда возникли первые кочевые тюркские империи основана, судьба Кипчака тесно связана с историей и миграцией племен Средней Азии. В средние века кипчаки стали играть важную роль в Восточная Европа. Европейские историки и лингвисты называют их куманами; Русские ученые называют их половцами. В Турецкая литература они известны как кипчаки.

Вслед за тюркскими огузами, которые были самым многочисленным тюркским племенем, в 10 век. Кипчаки перешли Волгу и расселились в степях Причерноморья и Северного Кавказа. Огромный территории, занятые кипчаками из запад от Тянь-Шаня до Дуная, в 11-15 вв. были названы Дест-э-Кипчак (Кипчакские степи). У них не было целостного состояния; ханы руководили объединением разных племен. Хазарский каганат, раскинувшийся на южных территориях современной Россия, в 9й век в своем расцвете, славилась своей веротерпимостью. караимские миссионеры достигли каганат в 8 — 10 вв. прошли их веру некоторым тюркским племенам (хазарам, кипчакам-куманам и др.), обитающий в южных степях России и Крым. Общий язык и религия объединяли эти племена как единое целое. нация в течение длительного времени; название религии стал этнонимом. Современные литовские караимы – потомки из тех племен.

Караимы Крыма, Галичско-Луцкого края, Литвы и Польши, общее происхождение, прошлое, религия, язык (с диалектами), духовная и фактическая культура составляют одну и ту же нацию.

История караимов связана с Литвой с 1397-1398 гг. Согласно традиции, Великий князь Литвы Витовт, после одного из походов на Золотую Орду степи, пришлось привезти из Крыма несколько сотен караимов и поселить их в Великом княжестве Литовском. Витовт мог привести караимов после того, как побил одного полчищ недалеко от Азова. Передача нескольких сотен караимских семей и несколько тысяч татар было сделано не один раз. Это было связано с государственной политикой Великой Герцогство — заселять пустующие территории, строить города и замки, для развития торговли и экономической жизни.

Первоначально караимы поселились в Тракае между двумя крепостями Великий князь, нынешняя Караимская улица. Позже они были жили в Бирае, Новояместисе, Пасвалисе, Паневом, однако Тракай всегда был административным центром общины. и духовный центр в Литве. Его стали удерживать сами караимы. не только родиной, но и отечеством. На протяжении веков их этнические и культурные связи с Караимов из Крыма и Галицко-Луцкого района не было. прервано либо.

Для получения полной информации о социальном, культурном, этническая и религиозная ситуация, 1997 г. Департамент статистики Литвы было проведено этностатистическое исследование «Караимы в Литва». Было решено опросить всех взрослых караимов и смешанных семей, где один из членов караим. Во время обследования, т.е. на начало 1997 г. проживало 257 человек караимской национальности, 32 из них были детьми до 16 лет» (Литовское общество караимской культуры, 2007).

Флаг литовских караимов — это реконструкция, сделанная мной. согласно изображению, показанному в Джеймсе Б. Минахане «Энциклопедия народов без гражданства: этнические и национальные группы вокруг Мир» том I.
Кристиан Кретович , 25 марта 2009 г.


изображение Krytof Huk , 6 августа 2016

Я заметил герб караимской еврейской общины в Литве на плакат в Тракайском замке. Плакат рекламировал «Встречу с караимами». который должен был состояться через два дня 07.07.2016. Оружие отличается по цвету от герба, изображенного на караимском флаге выше. Возможно упрощение ради создания логотипа?
Крытоф Гук , 6 Август 2016

Project MUSE — Томас С.

Нунан, 1938-2001

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

Kritika: Исследования в российской и евразийской истории 3,2 (2002) 369-371



[Доступ в PDF]

в Memoriam

Roman K. Kovalev

. самых преданных, творческих и плодовитых ученых после смерти Томаса С. Нунана (20 января 1938–15 июня 2001 г.). Большинство из тех, кто знал Тома во многих его качествах, без сомнения, согласятся, что он был не только великим ученым, но и великолепным учителем и наставником, искренним и нежным другом для многих и добрым человеком, искренне преданным своей жене. Профессор Норма С. Нунан и его сын Томас Р. Нунан.

В течение конца 2000 года и первой половины 2001 года Том мужественно, мучительно и упорно боролся с раком, который, в конце концов, ослабил его до такой степени, что человек не может сопротивляться. До самого конца, с семьей и друзьями, он продолжал смотреть вперед, старательно записывая свои мысли в желтом блокноте, будучи подключенным к бесчисленным системам жизнеобеспечения, продолжая свой, казалось бы, бесконечный поиск ответов на исторические вопросы. вопросы. Удивительно, но в последний месяц своей жизни, проведенный в больнице, он во многом способствовал завершению нашей последней совместной статьи («Большой клад дирхемов начала эпохи викингов найденный в 2000 г. в г. Козельске Калужской обл. «). Сопротивление Тома своей неизлечимой болезни, его воля и дух жить дальше и открывать новые горизонты достойны восхищения и не находят параллелей.

Плодовитая, творческая и многогранная натура Тома и его исследования хорошо известны во всем мире ранним славистам и историческим нумизматам. Его работы о дирхемах, или серебряных исламских монетах, в настоящее время стали незаменимыми не только для лучшего понимания исламско-русско-балтийских торговых отношений эпохи викингов, но и в более общем плане для изучения экономической истории средневековой Западной Евразии (от Испании в Среднюю Азию).

В то время как многие ученые знают Тома как исторического нумизмата, другие более знакомы с его весьма уважаемыми работами о кочевниках степной зоны юга России, таких как хазары, печенеги и половцы, или волжских булгар среднего Поволжья. область, край. Другие знают его как одного из ведущих историков викингов на Востоке. Его работа по истории византийско-русских отношений, будь то передача технологий или торговые отношения, также получила широкое признание. Третьи, особенно читатели Kritika , возможно, знает Тома в первую очередь как активного и новаторского исследователя в области домонгольской Руси, одного из краеугольных камней его интересов. В дополнение к некоторым темам, уже отмеченным выше, исследования Тома рассматривали вопрос урбанизации в Руси эпохи викингов; культурные связи между Новгородом и Латинской Европой; экономика Киевской Руси по берестяным грамотам; вопрос о порядке оформления и взыскания долгов в Новгороде; характер русско-эстонских отношений в эпоху викингов; Восточная торговля Суздалии в позднекиевскую эпоху, а также восточная торговля России между 1150-1350 гг.; денежная история Киевской Руси; Промышленность Киева, а также его внутренняя и международная торговля; распространение стекольной промышленности на Руси; счет и упаковка шкур в средневековой Руси и многие другие темы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *