О жизни и деятельности Михаила Ломоносова – в электронной коллекции Президентской библиотеки
19 ноября 2017 года исполняется 306 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова – гениального российского учёного-энциклопедиста мирового значения (1711–1765). На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с посвящённой ему коллекцией, в которую вошли научные труды, исследования, очерки и архивные материалы о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, его собственные труды по физической химии, истории и металлургии, а также эпистолярное наследие. В ряде старинных книг учёный предстаёт как литератор и реформатор русского языка.
Исследователи отмечают в своих трудах, что само место рождения – Архангельская область, село Холмогоры – сыграло немалую роль в судьбе Ломоносова. Б. Меншуткин в электронной копии книги «Михайло Васильевич Ломоносов. Жизнеописание» (1911) пишет: «Поморы представляют из себя особенный, самобытный класс населения, и, хотя обычно числятся крестьянами, но по сметливости, энергии, предприимчивости, общему развитию резко отличаются от крестьян, занимающихся только земледелием». Далее автор сообщает, что Ломоносов до 19-летнего возраста ходил на морской промысел. «Впоследствии Ломоносов нередко пользовался в своих учёных трудах почерпнутыми в отрочестве впечатлениями, наблюдениями и умозаключениями», – отмечает Б. Меншуткин.
Подробная биография великого учёного представлена в нескольких книгах из электронного фонда Президентской библиотеки. Из них можно, в частности, узнать, что лишь к 20-летнему возрасту Ломоносов овладел чтением и письмом; поначалу его настольными книгами были только духовные церковные произведения. Позже он познакомился с «Арифметикой» Л. Ф. Магницкого и «Грамматикой» под авторством М. Г. Смотрицкого (1648).
В 1731 году Михаил Ломоносов был принят в московскую Славяно-греко-латинскую академию, иначе называющуюся «Спасския школы». Мера таланта поморского самоучки раскрылась в первый же год, когда его дважды переводили на более высокую ступень обучения. Уже в 1735 году Михаил Ломоносов по требованию Синода в числе лучших учеников был направлен в Петербургскую академию наук, а в 1736 году – в Германию для изучения металлургии, химии, а также наук, которым не обучали в России. Европейские профессора внимательно следили за его успехами, отмечая живой ум, высокую способность к овладению новым материалом и неуёмную жажду приобретения знаний.
В электронной копии книги Я. Грота «Очерк академической деятельности Ломоносова» описаны житейские неурядицы, с которыми Ломоносову пришлось столкнуться после возвращения на родину: «С самого приезда из-за границы он находился в крайне тесных обстоятельствах. <…> Cкудное академическое жалованье задерживалось по нескольку месяцев, и он, как сам говорил, не только не мог покупать инструментов, но с великою нуждою иметь пропитание». Стоит отметить, что Михаил Васильевич к тому времени имел семью, у него родилась дочь.
Но учёный продолжал дело академического строительства в России, а затем приступил к реализации собственных представлений о том, каким должен быть создаваемый в Москве университет.
В электронной копии юбилейного издания «Празднование двухсотлетней годовщины рождения М. В. Ломоносова Императорским Московским университетом» 1912 года приведено высказывание российского государственного деятеля Михаила Сперанского, во всей полноте отражающее роль Ломоносова в создании университета: «С первого же дня своего существования Университет стал жить тою традицией, над созданием которой всю жизнь трудился Ломоносов: Университет стал не только местом науки, но науки, широко открывшей свои двери обществу. <…> Светоч русской науки, зажжённый в 1755 году гениальным Ломоносовым, не погас, несмотря на никакие бури, проносившиеся над русской наукой и жизнью, и не погаснет он до тех пор, пока мы будем не только вспоминать великого создателя русской науки, но и помнить его заветы и поучительную историю Московского Университета – иначе – историю нашего научного и народного самосознания».
Особое место в жизни Ломоносова заняла литература. Эту тему под необычным ракурсом в работе «Корифеи русского слова» исследует Н. Прилуко-Прилуцкий: «Не будучи поэтом, Ломоносов берётся за стихи, потому что эта форма речи была привлекательнее для тех, на убеждения которых он должен был действовать».
Стоит отметить, что и свою литературную деятельность учёный направил на благо развития науки в России, отставшей по этому критерию от Европы. В своё время Ломоносов преподнёс оду императрице Елизавете Петровне, ожидая от неё решения ряда проблем в этой области. Расчёт оправдался, что явствует из электронной копии книги А. Кизеветтера «Ломоносов» (1914): «Шувалов был знатный вельможа и всегда мог видеть императрицу. Он-то и разъяснил государыне, как важно и необходимо всё то, что написал Ломоносов об устройстве в Москве первого университета. Когда открывали университет, Ломоносов очень хлопотал о том, чтобы туда свободно допускали без различия и знатных, и самых простых людей, и дворян, и купцов, и крестьян – всех, кто захочет».
Сегодня Московский государственный университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова. В 2014 году на юридическом факультете МГУ открыт электронный читальный зал Президентской библиотеки, где каждый желающий может использовать ресурсы фонда библиотеки, в том числе её «ломоносовскую» коллекцию.
Энциклопедист, поэт, художник, филолог, минеролог, мозаист, основатель первой в России научно-исследовательской химической лаборатории, реформатор русского языка, автор русской риторики, составитель «Российской грамматики», Ломоносов никогда не переставал трудиться во славу науки. Как написал А. С. Пушкин в своём «Путешествии из Москвы в Петербург»: «Ломоносов… был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Биография Михаила Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый, первый отечественный академик, литератор и реформатор русского языка. Это достаточно выдающаяся личность, за свою жизнь он сделал массу важнейших открытий в физике, химии, астрономии и других областях.Рождение и образование
Купель, в которой крестили М. В. Ломоносова
Появился на свет Ломоносов 19 ноября 1771 году в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии. Современное село названо в честь ученого – Ломоносово. Его отец был крестьянином, отличным купцом, который занимался морским промыслом.
Пруд у восстановленной усадьбы Ломоносовых в селе Ломоносово
Михаил был единственным ребенком в семье. В возрасте 9 лет умерла его мать, после чего отец еще дважды женился. С 10 лет мальчик начинает работать вместе с отцом на его собственных судах помощником. В ходе частых путешествий, мальчик много думает об устройстве природы. Благодаря местному дьяку Михаил научился читать, обучился алгебре, грамматике и открыл для себя литературу.
Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов подделал документы о своем происхождении. Он проучился в учебном заведении 5 лет, выучил латинский язык, изучил богословские и современные научные книги.
Образцы почерка М. В. Ломоносова: сверху 14-летнего и снизу 19-летнего
В 1735 году поступает в Санкт-Петербургский университет при Академии наук. Здесь юноша изучает физику, математику, делает первые попытки писать стихи. Уже через год отличной учебы получает возможность поехать на обучение в Европу. В Германии Ломоносов прожил 5 лет. В 1740 году покинул город по причине разногласия со своим наставником Генкелем.
26 мая 1740 году женится на дочери хозяйки квартиры, которую Ломоносов арендовал несколько лет. Первая дочь умерла в раннем возрасте. Второй раз ученый стал отцом сына Ивана в 1741 году, который также скончался в годовалом возрасте. В 1749 году родилась единственная выжившая дочь Ломоносовых Елена.
Успехи в науке
Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге
Всерьез заниматься наукой Ломоносов начал в 1737-1738 годах. В период обучения за границей он пишет свои первые работы. Дебютная работа начинающего ученого называлась «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» и была посвящена различным агрегатным состояниям.
Следующим исследованием стала диссертация в 1745 году на тему «О металлическом блеске», которая принесла ему профессорское звание и титул дворянина. Все научные работы Ломоносова отличаются точностью. В своих исследованиях и расчетах он практически никогда не ошибался.
Основные открытия ученого в области естествознания:
- изготавливал цветные стекла и краски;
- подверг химическому анализу руды;
- сформулировал основы кинетической теории газов;
- открыл закон сохранения энергии;
- объяснил тайну грозовых явлений и северного сияния;
- придумал основы физической химии.
Ломоносов поддерживал труды Коперника, поэтому занимался и изучением астрономии. Он открыл атмосферу на Венере, усовершенствовал механизм светоотражающего телескопа (современное название – система Ломоносова-Гершеля) и организовал множество научных экспедиций. Также именно он первым догадался, что звезда Солнце, — это огромный огненный шар.
Много новаторских идей ученый предложил и в области грамматики русского языка, сделав его более научным. Так, он ввел целый ряд новых понятий, например, горизонт, атом, молекула, температура. Ум и идеи ученого очень опережали время, поэтому многие работы были обнародованы уже после его смерти.
Ломоносов подготовил и издал множество учебников по химии, физике, металлургии, организовал многие химические производства. Также высоко были оценены и его творческие способности. Ученый известен также как поэт и художник.
Звания и награды
Диплом профессора химии Ломоносова 1745 год
В 1745 году Ломоносов стал первым академиком Петербургской АН. В 1760 году его делает почетным членом Стокгольмская академия наук, а в 1764 году – Болонская АН.
В феврале 1757 года императрица Екатерина возвела ученого в чин коллежского советника.
Посмертное признание
Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре
Михаил Васильевич Ломоносов скончался в возрасте 53 лет 15 апреля 1765 года. Умер ученый из-за тяжелого воспаления легких. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Сразу после кончины по приказу Екатерины все его научные труды были изъяты и бесследно исчезли.
В честь ученого названо:
- Город в Ленинградской области;
- Многочисленные улицы, аллеи и площади по всей стране;
- Московский институт тонкой химической технологии;
- Столичный университет;
- Горный хребет на Новой Земле;
- Возвышенность на острове Западный Шпицберген;
- Течение в Атлантическом океане и подводный хребет в Северном Ледовитом океане.
В 1956 года Академия наук Советского союза учредила Золотую медаль имени Ломоносова, которая вручалась ученым за выдающиеся достижения в области химии.
Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!
Просмотров записи: 11612
Запись опубликована: 13.04.2018
Автор: Максим Заболоцкий
Новая биография Ломоносова
Марина Тимашева: Раскрывая новую биографию Ломоносова, автор Валерий Шубинский (серия »ЖЗЛ» издательства »Молодая гвардия»), я не могу не задать вопроса, который все равно будет задан при произнесении имени Ломоносова на фоне нынешней ситуации в сфере образования. Что делают с высшей школой, включая мой родной ГИТИС. Со средней школой. Представим себе, что герой книги жив и видит всё ЭТО, не знаю, как это назвать, предположим, »реформы». Как бы он отреагировал? Надеюсь, нам ответит Илья Смирнов.
Илья Смирнов: Позвольте, я начну всё-таки за здравие. Брался я за эту книгу с некоторым сомнением. И связаны они были не с самим Михаи́лом Васи́льевичем: звание просветителя России у него уже никто не отнимет. Но у Вас в театральном мире есть понятие »датский спектакль» — постановка к официальной дате. Биография в »ЖЗЛ» к 300-летию тоже своего рода »датская». Но получилась-то она живая, смелая, не идеологизированная ни в какую сторону. Валерий Игоревич Шубинский не историк по образованию, он даже ближе к Вашему, Марина, департаменту изящных искусств , чем к моему скучному. Сам же предупреждает, что книга »не претендует на научность» (6). Хотя, по-моему, она намного научнее множества таких, которые претендуют. Но начнем с дебютной идеи. Судьба героя книги – из государственных крестьян Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в высшие академические круги Европы – стала возможна на волне петровских преобразований (189). Этот »насильственный прорыв в будущее» автор сопоставляет с другим революционным переворотом, уже из ХХ столетия, и высказывает, вроде бы, субъективное, но интересное суждение: чтобы понять »внутренний мир», »психологию» Ломоносова, его личный опыт явно не годился. »И тут мне неожиданно пришел на помощь опыт … советской эпохи. Вспоминая свое общение с ровесниками моих родителей, моих дедушек-бабушек, я невольно находил в них некоторые черты, родственные Ломоносову и его современникам» (5).
Илья Смирнов: Вечная тема пристрастности актеров и биографов. Но здесь биограф честно выдаёт »компромат»: эпизоды, больше подходящие для криминальной хроники, чем для новостей из мира науки, »восемь мужчин не могли совладать с двумя пьяными буянами – вероятно, слуга Ломоносова бы под стать ему ростом и силой» (183) и тому подобное, конфликтные ситуации, в которых герой оказался неправ (в частности, споры с Г.Ф. Миллером и А.Л. Шлёцером по древнейшей русской истории и источниковедению (359). Характер, весьма далекий от современных представлений, какие бывают профессора.
»Очень бы желал я, чтобы кто-нибудь другой, а не г. Ломоносов произнес речь…, но не знаю такого между академиками… Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален, чтобы иметь силу для поражения безжалостных насмешников. Разве у нас, милостивый государь, есть кто-нибудь другой в Академии, кто бы превзошел его в этих качествах?» (366).
Полемику по серьезным вопросам вели так:
»Языка нашего небесна красота
Не будет никогда попрана от скота» (237)
Ответ:
»Когда по-твоему сова и скот уж я,
То сам ты нетопырь и подлинно свинья» (238)
Зоологические аргументы подкреплялись политическими. И здесь уместны аналогии с 20-ми годами прошлого столетия (именно с 20-ми, потому что никаким особенным репрессиям обвиняемые, как правило, не подвергались).
Марина Тимашева: Но в 30-х и позже Ломоносов как раз и становится памятником, официальным героем сталинского пантеона, а его личные враги приравниваются к врагам народа.
Илья Смирнов: Да, сталинские пропагандисты изобрели, точнее, заимствовали у славянофилов »легенду» о борьбе »русских патриотов» с »немецким засильем» (369), под эту националистическую схему подверстывали и придворные интриги, и научные дискуссии. Схема, к сожалению, имела официальное хождение до самой Перестройки.
Возвращаясь от мифологии к реальности. Профессорами и академиками во времена Ломоносова становились люди неакадемически молодые, но, как отмечает автор книги, »человеческий век» был тогда короток, по приведенным в книге подсчетам, средняя продолжительность жизни академиков первого призыва всего 44 с половиной года (421). Кроме того, »Академии пришлось идти на самые фантастические предприятия, чтобы поддерживать свое существование: например, получать в Берг-коллегии железо, якобы для починки кровель, и сбывать его на сторону» (87).
Марина Тимашева: Неужели тендеров там не было на каждый гвоздь или конкурсов каких?
Илья Смирнов: До этого Анна Иоанновна с Бироном как-то не додумались. Видимо, чиновников не хватало, чтоб на каждый гвоздь отдельную кипу бумажек с печатями оформлять. Но читая соответствующую главу, я всё время вспоминал нынешних директоров театров (191, 199). Что касается пионеров российской науки, то они брались за всё сразу не от самомнения. Больше-то некому было взяться. В огромной стране не удавалось набрать 20 студентов. Вот и приходилось, как когда-то Петру Первому, становиться универсальным специалистом и еще кроликом для собственных опытов. »Если голову под проволоку поставить, то почувствуешь колотье. Так же, когда плечо приложишь к проволоке, то и сквозь платье колотье почувствуешь… Когда молоток приложишь ко лбу и зубам, а другим концом к проволоке, то почувствуешь немалую болезнь» (333). Как известно, при проведении подобных экспериментов с малопонятным тогда электричеством друг и соавтор Ломоносова Георг Вильгельм Рихман погиб.
В книге много »психологии», но это не умозрительные реконструкции: а что могла бы думать Екатерина Великая, если бы на ее месте был я? Мнения и чувства выводятся из обстоятельств времени и места, из социальной среды. »Сумароков и писатели его круга в своих произведениях обличали дворянскую спесь… Но это была теория. На практике, столкнувшись с уверенным в себе… выходцем из низов, они не могли не попрекнуть его »подлым родом» (270). Все »личное» в этой книге – не для того, чтобы потешить чьи-то комплексы: »ага, он так же мелок, как мы!» — а чтобы правильно понять то главное, из-за чего мы с вами через 300 лет вспоминаем этого человека.
Марина Тимашева: И что же сегодня происходит с этим »главным», на что он положил жизнь?
Илья Смирнов: Нельзя не согласиться с депутатом и профессором Иваном Ивановичем Мельниковым, когда он пишет, что »труд многих великолепных ученых и замечательных педагогов со времен создания Академии наук и Московского университета и до наших дней…» скоро будет перечеркнут, »обнулен» и называет это »Плевок в Ломоносова»
Но дело не в том, чтобы выразить эмоции, а в правильном понимании природы так называемых »образовательных реформ». Конечно, это тема специального разговора. Но здесь »от противного» нужно сказать, что речь идет не об »ошибках». Когда политик с дипломом советского МГУ заявляет, что »только в тоталитарных странах дети хорошо складывают дроби» — извините, у меня нет оснований считать его идиотом. Он ведает, что творит. С начала 90-х годов проводится целенаправленная политика по »освобождению» подрастающих поколений от »лишних» знаний. Высшее образование как система уже ликвидировано, это словосочетание больше ничего не значит, как и вузовский диплом. Теперь добивают среднюю школу.
Марина Тимашева: Есть мнение, что ее превращают в церковно-приходскую.
Илья Смирнов: Хуже. Церковно-приходская школа была примитивной стадией эволюции, но не тупиковой. Сейчас конструируется гибрид церковно-приходской с тем »инклюзивным» заведением, где дети »свободно выбирают» себе »проекты»: заняться ли им сегодня »тоталитарной» арифметикой или »инновационным» ковырянием в носу. Естественно, главными врагами такого »образования» в кавычках оказываются »предметники», то есть специалисты, знающие свой предмет, «предметное лобби, которое не хочет прогрессивных сдвигов» и еще »сциентисты».
Марина Тимашева: Это что еще за антипартийная оппозиция?
Илья Смирнов: Такое уничижительное определение, образованное от слова »наука» — сциентизм.
Так вот, Ломоносов был как раз убежденным »сциентистом».
»… Нынешние люди, а особливо испытатели натуральных вещей, мало взирают на родившиеся в одной голове вымыслы и пустые речи, но больше утверждаются на достоверном искусстве. Главнейшая часть натуральной науки физика ныне уже на одном оном свое основание имеет. Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов» (111)
Марина Тимашева: Как будто специально написано по случаю замены физики и биологии на новый предмет »Проектное место России в мире». Книга В.И. Шубинского может оказаться большим подспорьем для »предметного лобби», то есть для здравомыслящих людей.
Илья Смирнов: Книга, конечно, не лишена недостатков. Но это что? — мелкие оговорки – оплошности, как правило, даже не связанные с основной темой (см., например, 10, 54,291).Редактор должен был заметить. Всерьез мне не нравится только эпиграф, где герой книги назван »кулацким сыном». Вне зависимости от того, как неправильно слово »кулак» употреблялось в недоброй памяти коллективизацию, задолго до коллективизации оно уже приобрело отчетливо негативный оттенок, а отец академика был всё-ж-таки не мироед, не ростовщик, а честный труженик.
Но в целом, конечно, книга хорошая и, как Вы справедливо заметили, полезная для общественного сопротивления тем, кто пытается повернуть историю вспять, в невежество и средневековье.
Профессор Фишер (354), »участвуя в 1760 году в обсуждении системы народного образования в России, категорически возражал против обучения крестьян чему-либо, кроме чтения и катехизиса». Ломоносов. »Удивления достойно, что не впал в ум господину Фишеру, как знающему латынь, Гораций и другие ученые и знатные люди в Риме, которые были выпущенные на волю из рабства… Ни единому человеку не запрещают учиться, кто бы он ни был, а чей он сын, в том нужды нет» (399)
Вот его ответ на проект, который предусматривал больше мест в университете, чем в гимназии. »Совсем противным образом быть должно, затем что не всякий школьник произойти может в студенты» (387). Ответ на предложения сделать высшее образование развлечением для всех желающих.
Вот проблема клерикализации. Ломоносов в своей работе, положившей начало научной демографии, бросал прямой вызов церковникам, предлагая »запретить пострижение в монахи мужчин и женщин… соответственно до 50 и 45 лет» (409). Еще хорошая идея: запретить священникам »ругать науки» в проповедях (406). А вот эта веселая цитата:
»Козлята малые родятся с бородами:
Коль много почтены они перед попами!»
(276)
прямо просится на сайт Атеизм. Ру. Расхождение с профессиональными атеистами в том, что ученый выступал не против религии как таковой, а против воинствующей этнографии под религиозной вывеской. »… Спасительное есть дело представлять в уме своем непостижимое величество и непонятную премудрость Всевышнего Зиждителя, показавшего нам толь дивное позорище, сложенное из различных тварей на увеселение и на пользу нашу, и за сие благодарить его щедроте»(309).
Ну, а в завершение – самая главная цитата. »… Стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…» (444)
Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича 👍
Великий русский ученый, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рожден 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту.
Будущий великий ученый и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка.
Когда юный Ломоносов узнает, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идет пешком в Москву, чтобы продолжить свое дальнейшее образование. Придя
в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию.Он живет очень бедно, голодает, мерзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удается преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет.
И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить свое образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова. Годы обучения
в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведенный за границей, был очень насыщенным.Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот – его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга.
И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук.
Невозможно оценить тот вклад, который внес Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения. В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича – он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя.
Михаил Васильевич Ломоносов умер 15-ого апреля 1765-ого года в Санкт-Петербурге.
Ломоносов Михаил Васильевич, подробная биография
(1711-1765) русский ученый-энциклопедист, поэт
Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовке, близ с. Холмогоры, Архангельской губернии, а ныне селе Ломоносове Архангельской области. Его отец был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он учился в Москве на священника и поэтому был одним из образованных людей тех мест, в их семье была обширная библиотека.
Получив возможное для тех мест образование, в 1730 году Михаил Ломоносов отправился в Москву в Славяно-греко-латинскую академию. Он настолько хорошо там учился, что в 1735 году его отправили на учебу в Петербургский университет, а с 1736 года он продолжил образование в Германии.
Талантливый юноша не только прекрасно учился, но и работал на фабриках и шахтах, затем во Фрайбурге изучал химию и горное дело. Большую часть из пяти лет, проведенных в Европе, Михаил Ломоносов прожил в Марбурге, у известного физика Х. Вольфа. По его мнению, настоящие знания приобретает только тот, кто теорию сумеет подкрепить практикой. Ломоносов был верен этому правилу всю жизнь.
В 1741 г. он вернулся на родину и был назначен профессором химии (академиком) Петербургской Академии наук. С 1757 г. становится канцлером, что соответствует должности вице-президента Академии наук.
Благодаря усилиям Михаила Ломоносова в Петербурге была создана прекрасно оборудованная лаборатория, в которой ученый проделал большую часть своих опытов.
Помимо этого, он строил стекольные заводы, кожевенные предприятия, шахты, плавильные печи и даже сам изготовлял для царского двора красивые искусственные огни. Кроме этого, он руководил и занимался также многими другими делами, среди них картографические работы, писал учебники, поэмы, создавал школы. По его инициативе и проекту был открыт Московский университет. Все эти многочисленные дела и заботы ученый сочетал с чисто научной работой.
Главные его открытия касаются химии, физики и астрономии, прежде всего таких неведомых еще проблем, как тепло или строение молекулы. Эти открытия на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, не придававшей особого значения развитию точных знаний в варварской стране, которой они считали Россию. Ломоносов первым сформулировал закон сохранения массы, а также основные положения кинетической теории газов. Вместе с другом, немецким ученым, академиком Георгом Рихманом, он проводил опыты по атмосферному электричеству. Эти исследования завершились трагично, так как, проводя опыт во время грозы, Рихман погиб.
Михаил Васильевич Ломоносов начал собирать систематическую коллекцию российских минералов и первым предложил описывать их по внешнему виду, химическим и физическим свойствам. Огромное значение имеет сделанный им вывод о породах — спутниках месторождений различных металлов.
Значительными являются и работы Ломоносова в области русской словесности. Он заложил основы развития современного стихосложения. Его работы стали началом становления русского литературного языка светского характера.
Для того, чтобы внести порядок в литературный язык, Михаил Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам — штилям — «высокому», «посредственному», «низкому», связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии — как высокого.
Для высокого стиля характерно употребление славянизмов, т. е. древних церковнославянских слов, понятных современникам Ломоносова. Одновременно с этим ученый отказывался от устаревших слов, даже в высоком стиле.
В «посредственном» стиле он рекомендовал употреблять славянские слова «с великою осторожностию, чтобы слог не казался надутым». Просторечные слова можно было употреблять в среднем стиле, но тоже ограниченно: «чтобы не опуститься в подлость». «Низкие» слова могли свободно использоваться в низком стиле, из которого исключались славянские слова. Нормы литературной речи, которые ввел Михаил Ломоносов, способствовали развитию языка русской литературы.
Он был не только ученым, но и человеком с непростым характером, неуравновешенным, вспыльчивым, подвижным и динамичным.
Нелегко перечислить все открытия, принадлежащие Ломоносову. Именно ему мы обязаны рождением русской мозаики. На Ломоносовском заводе было выполнено панно, посвященное битве под Полтавой.
Ломоносов отдавал работе все свои силы, время, жизнь. Такой образ жизни привел к тому, что Михаил Васильевич рано постарел, здоровье его было подорвано изнуряющей работой. Результатом этого стала смерть Ломоносова от простой весенней простуды.
Михаил Васильевич Ломоносов, по словам Александра Сергевича Пушкина, «…был первым нашим университетом». Виссарион Григорьевич Белинский назвал его «отцом русской литературы».
Взгляды и теории Михаила Васильевича Ломоносова, далеко уходящие в будущее, оценили по-настоящему только ученые, жившие чуть ли не на два века позже.
The Biography of Mikhail Lomonosov | Биография Михаила Ломоносова |
Mikhail Vasilyevich Lomonosov was born on November 19th, 1711, in Arkhangelsk province. He was a famous Russian scientist, polymath and a writer, who had greatly contributed into national literature, science and education. He was also the founder of Russian literary language and a talented poet. The spheres of science that he was interested in included chemistry, physics, natural science, history, philology, art and some others. Lomonosov was the first to discover the atmosphere of Venus. | Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в Архангельской губернии. Он был известным русским ученым, эрудитом и писатель, который в значительной степени способствовал развитию национальной литературы, науки и образования. Он также был основателем русского литературного языка и талантливым поэтом. Сферы науки, которыми он был заинтересован, включали химию, физику, естественные науки, историю, филологию, искусство и некоторые другие. Ломоносов был первым человеком, открывшим атмосферу Венеры. |
He was born to a family of a prosperous peasant and fisherman. When he was young he liked fishing with his father. Lomonosov’s mother was a deacon’s daughter. At the age of ten he started accompanying his father in business ventures. However, the boy was keen on studying and getting knowledge than business. He spent every spare minute with books. | Он родился в семье зажиточного крестьянина и рыбака. Когда он был молод, он любил ездить на рыбалку с отцом. Мать Ломоносова была дочерью дьякона. В возрасте десяти лет он начал сопровождать отца в деловых поездках. Однако, мальчик был более увлечен изучением и получением знаний, чем бизнесом. Он проводил каждую свободную минуту с книгами. |
At the age of nineteen Lomonosov decided to go to Moscow on foot because he wanted to study. He entered the Slavic Greek Latin Academy and lived on three kopecks a day, living off only black bread and kvas. However, he made a rapid progress in studies. Soon, he was awarded a scholarship to Saint Petersburg State University, and then he got a two-year grant to study in Germany. Arriving back to Moscow, Lomonosov was made a full member of the Russian Academy of Science and named professor of chemistry. He established the Academy’s first chemistry laboratory. In 1755, wishing to improve Russian education system, Lomonosov together with his patron Count Ivan Shuvalov founded the Moscow State University. Most of his accomplishments were almost unknown outside Russia until long after his death. | В возрасте девятнадцати лет Ломоносов решил пойти в Москву пешком, потому как хотел учиться. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию и жил на три копейки в день на одном черном хлебе и квасе. Тем не менее, он быстро добился успехов в учебе. Вскоре он получил стипендию в Санкт-Петербургском государственном университете, а затем он получил двухлетний грант на обучение в Германии. Прибыв в Москву, Ломоносов стал полноправным членом Русской академии наук и стал профессором химии. Он основал первую химическую лабораторию в Академии. В 1755 году, желая улучшить систему образования в России, Ломоносов совместно со своим покровителем графом Иваном Шуваловым основал Московский государственный университет. Большая часть его достижений была почти неизвестна за пределами России еще долго после его смерти. |
Lomonosov died in 1765 in Saint-Petersburg. He is still known as the father of Russian science and founder of Moscow State University. | Ломоносов умер в 1765 году в Санкт-Петербурге. Он до сих пор известен как отец русской науки и основатель Московского государственного университета. |
ЗАГАДОЧНЫЙ ГЕНИЙ | Статьи | Известия
Автор книги «Поколенная роспись. Род Ломоносовых» Николай Шумилов (он руководит государственным архивом Архангельской области) проследил судьбу 470 представителей этого рода начиная от жившего в XVI веке Артемия Ломоносова, который считается прапрадедом просветителя, и до одиннадцатого поколения потомков самого Михаила Васильевича, среди которых были знатные фамилии. Княгиня Мария Волконская, поехавшая за мужем-декабристом в Сибирь, и братья Александр и Николай Раевские, герои Бородина, дружбой с которыми гордился Пушкин, — все это правнуки Ломоносова. Однако же, по словам Шумилова, даже после этих скрупулезных исследований Ломоносов остается для него, как и прежде, во многом таинственной фигурой. По прозвищу «Ломонос» Как Пушкин в литературе, так и Ломоносов в науках — основоположник всего. Но если жизнь поэта рассмотрена едва ли не под микроскопом, то биография ученого изобилует загадками и белыми пятнами. — Действительно ли его предки были новгородцами, переселившимися на Северную Двину после разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году? — спрашивает себя Николай Шумилов. — Почему Ломоносов называл себя то сыном «холмогорского дворянина», то сыном священника? Почему крестьянскому сыну Ломоносову легко сходили с рук такие поступки, за которые крестьянина — человека «подлого», как тогда считалось, сословия, засекли бы насмерть? На эти вопросы однозначных ответов пока нет. Михайло Ломоносов родился 19 (8 по ст. ст.) ноября 1711 года. Однако это условная дата, установленная Императорской Академией наук в 1911 году. Спустя сорок лет историк Александр Андреев вычислил другую дату — 4 сентября. Поразмыслив, решили оставить прежнюю: уже вошла во все энциклопедии и биографии. И с фамилией не все однозначно. Бытует версия, никем всерьез не опровергнутая, что настоящая фамилия Ломоносовых — Дорофеевы, а Ломонос — это уличное прозвище, полученное кем-то из предков ученого за увечье в драке. С местом рождения ученого тоже путаница, начал которую его первый биограф граф Андрей Шувалов, написавший летом 1765 года, что «господин Ломоносов родился в Архангельске». На самом же деле тот родился в 80 километрах от Архангельска вверх по Северной Двине, близ города Холмогоры, на Курострове, в деревне… А вот деревню, в которой Михайло появился на свет, исследователи до сих пор называют по-разному: кто — Денисовкой, кто — Мишанинской. — Можно смело и окончательно написать: Михайло Ломоносов родился в деревне Мишанинской, — развеял сомнения Николай Шумилов. — Найдены подтверждающие это документы. 15-летний бизнесмен В советских школах изучали: якобы вырос Ломоносов в бедной крестьянской семье, пешком пришел от Белого моря в Москву и там, в жуткой нищете, выучился на гения. Этот миф живуч по сю пору. Между тем отец Ломоносова Василий Дорофеевич, черносошный — то есть лично свободный — крестьянин, был состоятельным рыбопромышленником и землевладельцем. Первым из поморов купил себе гукор — двухмачтовое парусное судно водоизмещением около ста тонн, построенное по указу Петра I на европейский лад. Мать Елена Ивановна была дочерью дьякона. После ее смерти отец начал брать 9-летнего Михайлу на промысел в Белое и Баренцево моря и в Архангельск — торговать рыбой и морским зверем, учил бизнесу. — Ломоносова приняли в Славяно-греко-латинскую академию 15 января 1731 года, — рассказывает Николай Шумилов. — Срок обучения в этом первом вузе Москвы был 8 лет. А Ломоносов за год с небольшим одолел программу четырех курсов! Это значит, что он приехал в Москву, уже имея хорошее образование. Кто в Холмогорах мог дать ему знания — загадка. Известно только, что грамоте его обучил дьячок куростровской Дмитриевской церкви Семен Сабельников, что Михайло читал дома «Арифметику» Магницкого, «Грамматику» Мелентия Смотрицкого и «Псалтирь». Шумилов полагает, что не только эти книги стали «вратами учености» Ломоносова. По его версии, юный Михайло учился в Холмогорской славяно-латинской школе, которая позже стала семинарией, а теперь это Поморский государственный университет. В списках школы фамилия Ломоносова, правда, не значится, но занятый в бизнесе юноша мог посещать занятия вольнослушателем. Такую льготу сыну крупного рыбопромышленника и внуку двинского земского старосты начальство школы вполне могло предоставить. Сын царя При жизни Ломоносова возникли слухи, что он побочный сын Петра I. Поражало внешнее сходство Ломоносова с царем. И характер тоже был «царский»: в императорском дворце драл за уши пажей, в Академии наук не смели при нем пикнуть, никому не спускал попыток покуситься на его честь. Известна резкая отповедь Ломоносова всесильному графу Ивану Шувалову, который вздумал было над ученым пошутить: «Я, ваше превосходительство, не только у вельмож, но ниже (т.е. даже. — Ред.) у Господа моего Бога дураком быть не хочу». В Москве с юношей начинают происходить загадочные события, которые ничем иным, кроме знатности происхождения, современники объяснить не могли. Поскольку в Славяно-греко-латинскую академию царским указом от 7 июня 1728 года было запрещено принимать крестьянских детей, Михайло заявил, что он «города Холмогор дворянский сын». Обман раскрылся, однако Ломоносова не выгнали. В 1734 году он, пытаясь устроиться священником в Оренбургскую экспедицию, на допросе в канцелярии Синодального правления показал, что «отец у него города Холмогорах церкви Введения пресвятые богородицы поп Василей Дорофеев». И за этот обман с Ломоносова взыскано не было. Более того, его перевели в петербургскую Академию наук учиться «на академическом коште», а в 1736 году отправили в Германию для обучения химии и горному делу. Елизавета Петровна принимала Ломоносова в своем царскосельском дворце, пожаловала ему чин коллежского советника, который давал право на потомственное дворянство. При ней Ломоносов всего за год построил себе в Петербурге на Мойке огромную усадьбу с садом, прудом, жилым домом, астрономической обсерваторией, мозаичной мастерской и флигелем для жилья наемных мастеров-мозаичников. Екатерина II запросто заезжала к Ломоносову отобедать, возвела его в статские советники и пожаловала ему в Копорском уезде для устройства фабрики цветного стекла 40 кв. км земель с 211 душами крепостных крестьян мужского пола. Ломоносов был скрытен относительно всего, что касалось его личной жизни. Однажды написал о себе совсем загадочную фразу: «Меня оставил мой отец// И мать еще в младенчестве…» — хотя Василий Дорофеевич утонул в море, когда Михаилу исполнилось 29 лет. В Архангельске на о. Соломбала живет отставной капитан дальнего плавания Василий Корельский, который нашел в исторических документах 27 доказательств тому, что его земляк Михайло Ломоносов был сыном Петра I. Василий Павлович издал автобиографическую книгу «На моем веку», в которой записано предание рода Корельских о «царском сыне» Ломоносове. — Мой пращур Семен Корельский был отцом третьей жены Василия Дорофеевича Ломоносова Ирины, которую Михайло назвал «лихой мачехой», — рассказывает Василий Корельский. — Именно Семен увез Михайлу зимой 1730 года в Москву. Что касается «царского сына», то история такая. В январе 1711 года Петр I встретился в Усть-Тосно, недалеко от Петербурга, с холмогорскими купцами, братьями Бажениными, которые строили для царя корабли. В услужении у братьев была девица Елена, чьей красотой прельстился Петр. Для покрытия греха Елену выдали замуж за бедного крестьянина Василия Ломоносова, который после свадьбы вдруг разбогател. А перед смертью царь повелел своему сподвижнику епископу Феофану Прокоповичу позаботиться о Михайле Ломоносове. — Полная чепуха, никакие родственные узы Петра I и Ломоносова не связывали! — возмущается Николай Шумилов. — Хотя Феофан Прокопович действительно использовал свой огромный авторитет для поддержки Ломоносова. Трудно сказать, чем вызвано такое покровительство. Может, успехами поморского парня в постижении наук. Наше все Ломоносов для Архангельской области — это «наше все». Его именем названы проспект, театр, библиотека, университет, городской район, школа, село, где он родился, месторождение алмазов и даже горный хребет на Новой Земле. В честь Ломоносова устраивают научные чтения, фестивали искусств, марафонские пробеги и сельские спартакиады. И в архангельских школах жизнь Ломоносова учат совсем не по учебнику. В «Истории Отечества» для 6-7 классов изложена вполне советская версия биографии Ломоносова. А в учебнике истории для 10 класса в главе о XVIII веке великий ученый вообще не упомянут. — Я сама не склонна соглашаться с точкой зрения, что Ломоносов — сын Петра I, но детям свое мнение не навязываю, — говорит учительница истории школы № 9, расположенной на проспекте Ломоносова, Наталья Попова. — Предлагаю ученикам две версии происхождения нашего великого земляка, пусть они сами рассуждают, царских ли он кровей или гениальный крестьянин. Специально к нынешним Ломоносовским чтениям в Архангельске был снят документальный фильм об отношении современников к своему великому земляку. Одним из героев этого фильма стал народный артист России Виктор Степанов, сыгравший 15 лет назад в телесериале «Михайло Ломоносов» главную роль. — Конечно, заманчиво верить, что гигант произошел от гиганта, — задумался Степанов над вопросом о царском происхождении Ломоносова. — Но Господь выбирает своих посланников по собственному замыслу: Христос родился в семье плотника в Иудее, Ломоносов — помором на Севере. Он и должен был именно здесь родиться — в краю, где люди умеют сопротивляться невзгодам. А по большому счету мы все дети Петра, Ломоносова, Ермака…
Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов: биография и творчество
Только неуемная страсть к знаниям помогла сыну крестьянина стать основоположником таких областей науки, как естествознание, химия, астрономия, приборостроение, география, металлургия, геология, филология. Ломоносов — один из самых ярких примеров восхождения по социальной лестнице снизу вверх.
Детство
Михаил Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии.Сейчас город носит имя великого ученого — село Ломоносово.
Отец — зажиточный крестьянин Василий Дорофеевич. Мать, Елена Ивановна, покинула наш мир, когда мальчику было всего девять лет.
Семья владела довольно большим земельным участком. Основную прибыль приносило рыболовство. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным морякам. Уже с десяти лет и молодой Миша принимал участие в походах. Наряду с рыбалкой мальчик любил читать. Клерк местной церкви научил его этому хитрому делу.Затем мальчик написал на бумаге свое полное имя — Ломоносов Михаил Васильевич. Биография ученого гласит, что работой его учителя было написание писем, петиций и деловой переписки.
Когда мальчику было тринадцать, его отец женился в третий раз. С мачехой отношения наладились не сразу. А через год, суровой зимой, Ломоносов, кратко описавший, биография которого очень сложна, тихо покинул дом. Ему повезло — в нужном направлении был отправлен рыбный поезд, к которому присоединился будущий ученый.Мальчик отправился покорять Москву, где еще никто не знал, кто такой Ломоносов.
Трудный выбор
В царской России высшее образование можно было получить только в трех крупных городах. Конечно, это были Москва, Санкт-Петербург и Киев. Из представленных вариантов Михаил Ломоносов выбрал первый. Его путь к знаниям занял более трех недель.
Дата начала
В январе 1731 года мальчик успешно поступил в школу. Учителя узнали, кто такой Ломоносов: в первую очередь прилежный ученик, всем своим характером стремившийся к наукам.Все свободное время он проводил за изучением библиотечных книг.
За обучение платили даже очень маленькую зарплату, на которую можно было получить лишь немного хлеба и кваса. Ломоносов не раз горевал о постигшей его бедности, но никогда всерьез не думал бросить учебу и вернуться в родное село, где отец хотел выдать его замуж за одну из местных красавиц.
Будущий ученый был явно более развитым, чем его сверстники. Поэтому за год он мог прыгнуть сразу два-три класса.Он хорошо владел латынью и греческим языком.
Санкт-Петербург
В 1735 году в составе двенадцати наиболее успешных учеников был переведен учиться в Петербургскую Академию наук. Кто такой Ломоносов, мог лично наблюдать за звездами науки. В этом учебном заведении были представлены все основные дисциплины.
Жизнь была более чем скромной. Но академия выдавала одежду, а в комнатах была простая мебель.
Каждое утро начиналось с урока углубленного изучения немецкого языка.Помимо филологии и написания стихов, ученый занимался математикой, физикой, химией и минералогией.
Прилежный ученик быстро стал привычным, и очень скоро ни у кого из учителей не возникло вопроса о том, кто такой Ломоносов.
Немецкий период жизни
В 1736 году группа студентов, в том числе и Михаил Васильевич, была отправлена на учебу в Германию.
Основной задачей было обучение горнодобывающей промышленности с целью дальнейшего обучения в институтах.Никого не удивило присутствие в группе Ломоносова.
Следующие пять лет жизни ученого прошли в Германии и частично в Голландии. Результатом этого периода стали глубокие познания в физике, химии, горном деле. Даже жизнь в долгах и полуголодная жизнь не разочаровала Михаила Васильевича в правильности выбранного направления.
Семейная жизнь
В 1739 году, поссорившись с учителем, Ломоносов, биография которого представлена в статье, оставляет обучение и пытается вернуться в Россию.Ему это не удается. Он женится на дочери хозяйки дома, в котором снимал дом, — Елизавете Циль. В этом же году у молодой пары рождается дочь. К сожалению, прожила девочка недолго, умерла в 1743 году.
В декабре 1741 года родился мальчик Иван. Но не дожив двух месяцев, ребенок умер. В феврале 1749 года родилась дочь Елена.
Возвращение в Россию
В июне 1741 года Ломоносов вернулся в родную Академию наук и вместе с профессором И.Амман начал собирать минералы и окаменелости. Он растет как поэт. Переводит статьи из немецких журналов. Начинает проводить эксперименты как изобретатель. Вскоре у него будет возможность самостоятельно преподавать и принимать участие в академических собраниях. Вскоре мир увидел первые диссертации по физике и химии.
В июне 1745 года Михаил Васильевич получил звание профессора химии Петербургской академии. По личному ходатайству ученого было начато строительство химической лаборатории, которое было завершено спустя два года.
В 1748 г. был открыт Исторический отдел, в котором Ломоносов принимал активное участие.
В том же году Михаил Васильевич стал журналистом. Деятельность началась с переводов иностранных писем для газеты «Петербургские ведомости».
Дальнейшая деятельность
После сближения с фаворитом императрицы Иваном Шуваловым Ломоносов получает возможность продвигать свои идеи на высшем уровне.
Так, под его влиянием в 1755 году открылся Московский университет с обучением заокеанской модели.
Уже в 1756 году Ломоносов начал активную борьбу за обучение детей из низших классов в гимназиях и университетах. Отчасти ему это удается.
В 1758 году он стал главой географического отдела. Ведется колоссальная работа по созданию атласа России.
В 1763 году Екатерина II произведена ученым в статские советники.
В том же году получил звание действительного члена Академии художеств за работу с мозаикой.
Память
В 1765 году Михаил Васильевич тяжело болен.К сожалению, его не вылечили. Скончался великий ученый 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в Петербурге.
Ломоносов — уникальный ученый, который смог проявить себя практически во всех областях науки: физике, химии, литературе, языках. Кроме того, мир увидел множество его изобретений. Он один из немногих, кому удалось разгадать секрет окраски стекла в красный цвет. Его работа с мозаикой долгое время поражала умы современников.Работа была очень долгой, напряженной и кропотливой. Я использовал множество оптических инструментов собственного изготовления. Ярый борец с несправедливостью. Практик, который был не только критиком, но и достойным предложением для замены не удовлетворившей его гипотезы. Работа в горном деле и металлургии по сей день может интересовать специалистов. Вообще Михаил Васильевич Ломоносов был выдающейся личностью.
Память о нем еще долго будет передаваться из поколения в поколение.
9785883372253: Золотые имена России: Михаил Ломоносов + DVD — AbeBooks
Золотые имена России: Михаил Ломоносов + DVD
Покупатели, купившие этот товар, также купили
Лучшие результаты поиска на торговой площадке AbeBooks
Изображение продавца
Потапурченко З., Бубнова А.
Опубликовано Русский язык. Курсы (2013)
ISBN 10: 5883372252 ISBN 13: 9785883372253
Новый Мягкое покрытие Количество: 10
Описание книги Состояние: новое.Страниц: 32 Язык: Русский. «Михаил Ломоносов» — уникальное учебное пособие из серии «Золотые имена России». Он знакомит иностранных студентов с жизнью и научной деятельностью великого русского ученого, философа и поэта Михаила Васильевича Ломоносова. Книга состоит из двух частей: учебного фильма и краткого читателя о жизни Ломоносова. Словарь, использованный в фильме, доступен для учащихся любого языкового уровня: начального, среднего или продвинутого. Книга снабжена различными обучающими тестами, включая лексику, разговорные задания и задания на понимание.14-минутный DVD дает хорошее представление о необычной биографии Ломоносова и культурной жизни России XVIII века. Краткий читатель предлагает множество упражнений для усвоения изученного материала. Книга содержит различные грамматические задания для развития навыков чтения и речи. Вторая часть включает более подробные и сложные тексты о Ломоносове. Внимание! Дополнительный DVD не относится к регионам. Его можно смотреть на любом стандартном европейском плеере (система PAL). 9785883372253.Инвентарный номер продавца № 10-57135
Подробнее об этом продавце | Связаться с этим продавцом
PPT — презентация PowerPoint Михаила Васильевича Ломоносова | бесплатно скачать
PowerShow.com — ведущий веб-сайт для обмена презентациями и слайд-шоу.Независимо от того, является ли ваше приложение бизнесом, практическими рекомендациями, образованием, медициной, школой, церковью, продажами, маркетингом, онлайн-обучением или просто для развлечения, PowerShow.com — отличный ресурс. И, что лучше всего, большинство его интересных функций бесплатны и просты в использовании.Вы можете использовать PowerShow.com, чтобы найти и загрузить примеры онлайн-презентаций PowerPoint ppt практически на любую тему, которую вы можете вообразить, чтобы вы могли узнать, как улучшить свои собственные слайды и презентации бесплатно. Или используйте его, чтобы найти и загрузить высококачественные практические презентации PowerPoint ppt с иллюстрированными или анимированными слайдами, которые научат вас делать что-то новое, также бесплатно.Или используйте его для загрузки собственных слайдов PowerPoint, чтобы вы могли поделиться ими со своими учителями, классом, студентами, руководителями, сотрудниками, клиентами, потенциальными инвесторами или всем миром. Или используйте его для создания действительно крутых слайд-шоу из фотографий — с двухмерными и трехмерными переходами, анимацией и музыкой на ваш выбор — которыми вы можете поделиться со своими друзьями на Facebook или в кругах Google+. Это тоже бесплатно!
За небольшую плату вы можете получить лучшую в отрасли конфиденциальность в Интернете или публично продвигать свои презентации и слайд-шоу с высокими рейтингами.Но в остальном это бесплатно. Мы даже преобразуем ваши презентации и слайд-шоу в универсальный формат Flash со всей их оригинальной мультимедийной красотой, включая анимацию, эффекты перехода 2D и 3D, встроенную музыку или другой звук или даже видео, встроенное в слайды. Все бесплатно. Большинство презентаций и слайд-шоу на PowerShow.com можно бесплатно просматривать, многие даже можно бесплатно загрузить. (Вы можете выбрать, разрешить ли людям загружать ваши оригинальные презентации PowerPoint и слайд-шоу фотографий за плату или бесплатно или вообще.) Посетите PowerShow.com сегодня — БЕСПЛАТНО. Здесь действительно каждый найдет что-то для себя!
За небольшую плату вы можете получить лучшую в отрасли конфиденциальность в Интернете или публично продвигать свои презентации и слайд-шоу с высокими рейтингами. Но в остальном это бесплатно. Мы даже преобразуем ваши презентации и слайд-шоу в универсальный формат Flash со всей их оригинальной мультимедийной красотой, включая анимацию, эффекты перехода 2D и 3D, встроенную музыку или другой звук или даже видео, встроенное в слайды. Все бесплатно. Большинство презентаций и слайд-шоу на PowerShow.com доступны для просмотра, многие даже можно бесплатно загрузить. (Вы можете выбрать, разрешить ли людям загружать ваши оригинальные презентации PowerPoint и слайд-шоу из фотографий за плату или бесплатно или вовсе.) Зайдите на PowerShow.com сегодня — БЕСПЛАТНО. Здесь действительно каждый найдет что-то для себя!
Михаил Васильевич Ломоносов — презентация онлайн
Транспортно-технологическийколледж имени
Карпов А.Т.
Мой любимый ученый
М. В. Ломоносов
Студент: Мэтью
Колобов
Группа: 14-АТ
Калуга 2019
Михаил Васильевич
Ломоносова
Детство
Михаил Ломоносов —
отец русских наук
и выдающийся поэт,
основоположник русской литературы.
Ломоносов родился в 1711 году
в Архангельской губернии. Он
любил проводить время на рыбалке
с отцом. Он начал с
читал сам тогда он был
маленький мальчик.
Исследование
Он хотел учиться, и когда ему было
19 он пешком отправился в Москву. Он
решил поступать в Славяно-греко-латинскую академию. Он вошел в нее и шесть
лет спустя в 1736 году ему было отправлено
за границу, чтобы закончить учебу в
химия и горное дело. Ломоносова
много работал и стал великим
ученый.Он был физиком,
художник и астроном,
географ, историк и
государственный деятель
Достижение
Ломоносов сделал телескоп; он
наблюдал множество звезд и планет
с его телескопом. Ломоносов написал
первая научная грамматика
Русский язык. Он написал много
стихи. Ломоносов построить завод
под Петербургом. Это был завод
где производилось стекло. Он заработал
портрет Петра I из стекляшек.
Ломоносов был основателем
г. первый российский университет.Это
Университет назван в честь
Ломоносова и находится он по адресу
Москва.
Смерть
Ломоносов умер в 1765 году
но люди все еще знают
и запомни его.
Научное открытие
Научная работа
Ломоносов был основателем
г. Московский университет, который в
г. 1940 г. по случаю его 185-й годовщины
Юбилею присвоено имя
его. Он автор первых
научная грамматика
Русский язык. Ломоносова
опубликовал первую историю
Россия в 1760 году изобрела
новая система счетчика в его
поэзия.Он также возродил искусство
Русская мозаика и построена
мозаика и цветное стекло
фабрика.
Изобретения
Ломоносов изобрел
первый газовый барометр,
разработаны методики
точное взвешивание, принес
вверх по кинетической теории
тепло. Он доказал
масла органического происхождения,
каменный уголь и янтарь.
СПАСИБО ЗА
ПРОСЛУШИВАНИЕ!
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ М.В. Ломоносов 1711 1765
ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
М.В. Ломоносов (1711 — 1765) — Полимат — Ученый — Писатель
Молодость и семья Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии. Его отец был зажиточным крестьянином-рыбаком. — Его мать была дочерью дьякона. �
Просвещение в Москве В 1730 году, в 19 лет, Ломоносов присоединился к каравану, направлявшемуся в Москву. Он поступил в Славянско-греко-латинскую академию. �
Образование в Москве Он закончил двенадцатилетний курс обучения всего за пять лет, получив высшее образование в своем классе.� В 1736 году Ломоносов был удостоен стипендии Петербургского государственного университета. �
Обучение за рубежом � Он был награжден двухлетним грантом на обучение за границей в Марбургском университете в Германии.
Образование за границей — Ломоносов быстро освоил немецкий язык и помимо философии серьезно изучал химию и даже начал писать стихи. Он также проявил интерес к немецкой литературе.
Возвращение в Россию Ломоносов вернулся в Россию в 1741 году.Через год он был назначен адъютантом РАН по физическому факультету. � Ломоносов стал действительным членом Академии и профессором химии в 1745 году. Он основал первую в Академии химическую лабораторию. �
Возвращение в Россию — Стремясь улучшить систему образования в России, в 1755 году Ломоносов вместе со своим покровителем графом Иваном Шуваловым основал Московский государственный университет.
Физика — Он рассматривал тепло как форму движения, предложил волновую теорию света, внес свой вклад в формулировку кинетической теории газов.
Астрономия — В 1762 году Ломоносов представил на форум Российской академии наук усовершенствованную конструкцию телескопа-рефлектора.
Астрономия — Ломоносов был первым, кто выдвинул гипотезу о существовании атмосферы на Венере, основываясь на своих наблюдениях прохождения Венеры в 1761 году в небольшой обсерватории рядом с его домом в Петербурге.
Химия — Ломоносов первым зафиксировал замерзание ртути. Полагая, что природа подвержена регулярной и непрерывной эволюции, он продемонстрировал органическое происхождение почвы, торфа, угля, нефти и янтаря.
Химия — В 1745 году он опубликовал каталог из более чем 3000 минералов, а в 1760 году он объяснил образование айсбергов.
Мозаика Ломоносов с гордостью восстановил древнее искусство мозаики. В 1763 году он основал стекольный завод, который произвел первый за пределами Италии витражную мозаику. �
Мозаика — Всего было сорок мозаик работы Ломоносова. Среди лучших — портрет Петра Великого и Полтавской битвы.
Поэт В 1755 году он написал грамматику, которая изменила русский литературный язык, объединив церковнославянский с народным языком.Он написал более 20 торжественных церемониальных од, в частности Вечернюю медитацию о величии Бога. �
Известный ученый — В 1761 году он был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук.
Мы помним… Он умер через год в Санкт-Петербурге. � Большинство его достижений были неизвестны за пределами России еще долгое время после его смерти. � Могила Ломоносова на Лазаревском кладбище, Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербург �
Наследие Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов был российским эрудитом, ученым и писателем, внесшим важный вклад в литературу, образование и науку.� Среди его открытий была атмосфера Венеры. �
Наследие Ломоносова — Его областями науки были естествознание, химия, физика, минералогия, история, искусство, филология, оптические приборы и другие. Ломоносов был также поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка.
1711 — 2011 � В этом году мы отмечаем 300-летие со дня рождения М. В. Ломоносова.
Литература � � � � � http: // ru. википедия. org / http: // muzey.mitht. ru / library / lomonosov_astronomiya_i _opto_mekhanika. html http: // www. культура. ru / http: // ломоносов. litinfo. ru / review / lomonosov / 007/614. htm http: // www. библиоглобус. ru / (uy 503 euwarsguh 45 palor 1 vw) / history. aspx? контроль. Id = 6 & запись. № = 1559 http: // фотки. яндекс. ru / users / janefr / view / 47440 / http: // museum. ломический. ru / moz_45. html http: // dic. академический. ru / dic. nsf / ruwiki / 1009487 http: // www. бочкавпечатлений. com / social / blog / 23142/24871
Краткая биография.Ломоносов как многосторонняя личность
В 1711 году, 19 ноября, в селе Денисовка Архангельской губернии родился известный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Как следует из краткой биографии, Ломоносов был химиком, поэтом, физиком и художником.
Детство
Детство будущего поэта проходит с отцом Василием Дорофеевичем и мачехой, любви к которой он никогда не испытывал. Они жили бедно, как обычные крестьяне, Михаил был единственным сыном в семье.Практически все жители этого села, в том числе и Василий, занимались морскими промыслами. Чтобы унаследовать все, чем занимался его отец, ему нужно было получить образование. Поэтому мальчика отправляют в приходскую церковь учить грамоте.
Как повествует краткая биография, Ломоносов был очень целеустремленным ребенком, в раннем возрасте научился читать и писать. После того, как молодой Майкл узнал о намерениях своего отца жениться на нем, он украл его паспорт и сбежал. Тяга к знаниям у мальчика была настолько велика, что в конце 1730 года он пешком отправился в Москву.
Учебные годы
В столице он пять лет учится (вместо двенадцати) в Славяно-греко-латинской академии, куда поступает, скрывая свое крестьянское происхождение. Михаилу на тот момент исполняется 19 лет, а его одноклассники только что вышли из-за парт.
Как сообщает краткая биография Михаила Ломоносова, в столице он жил очень бедно, стипендия составляла 3 копейки в день, конечно, этих денег ни на что не хватало.
Настойчивость Михаила помогла ему стать лучшим учеником, которого вместе с тремя успешными учениками отправили в Германию, где они позже изучали горное дело.
Жизнь за границей была очень насыщенной. Первый год ученик проходит за три года, он изучает греческий и латынь (на латыни в то время было написано большое количество научных книг, которых в свое время он успел прочитать внушительное количество).
Михаил Васильевич успевает хорошо учиться и с сочинять собственные стихи на разных языках, знакомиться с древнерусской и латинской поэзией. К сожалению, с естественными науками на первом этапе упражнения, как описывает краткая биография, Ломоносову нелегко справиться, что вызывает у него еще больший интерес к ним.В будущем это станет серьезным толчком к его профессорской карьере.
Возвращение в Россию
В 1741 году ученый приезжает в Петербург, где поступает в Академию наук в качестве адъюнкта физика. Михаил Ломоносов, краткая биография которого рассказывает об огромном вкладе этого уникального человека во многие науки, помогал в развитии астрономии, геологии, географии, метеорологии, картографии, почвоведения, геодезии.
В 1754 году Михаил работал над собственным проектом, в дальнейшем именуемым Ломоносовским университетом.Закон о сохранении материи, рассказывает краткая биография, написал лично Ломоносов. Он также исследовал большое количество оптических инструментов и работал над теорией цвета.
Молодой Михаил Ломоносов
В этом и без того весьма избирательном эшелоне эрудитов существует еще более эксклюзивное сообщество: те, кто на мгновение воплощает душу своей страны. Закрепленные и прославленные воздвигнутыми статуями, печатными деньгами и строительными эпонимами, они определяют личности, которые обычно попадают в меняющийся ландшафт.Для Соединенных Штатов это был Бенджамин Франклин во время основания; для России это был Михаил Ломоносов в период ее просвещения.
Наш пятнадцатый главный герой сериала «Мастера многих», Ломоносов, возглавил культурную и научную революцию, помогая позиционировать Россию как центр Просвещения 18 века. Человек с легендарной загадочностью, он вполне заслуживает своего места среди этой группы эрудитов. Продолжая уделять внимание нише, мы исследуем его ранние годы. Чтобы раскрыть их определяющие привычки, выбор и опыт, мы снова спрашиваем: каким он был в свои двадцать лет?
— Влиятельный государственный деятель, основавший Московский университет и служивший своей стране в качестве государственного секретаря
— Знаменитый химик, основавший лабораторию Российской Академии, доказал закон сохранения массы в реакциях и открыл первую фабрику мозаики
— Величайший лингвистический просветитель XVIII века, опубликовал принятые правила грамматики и популярные стихи, пьесы и исторические произведения
— Опытный геолог, каталогизировавший более 3000 минералов, продемонстрировавший происхождение почвы и объяснение образования айсбергов
Михаил Васильевич Ломоносов родился в замораживающее существование.Он провел детство в глухой сибирской деревне (Мишанинская, позже названная в его честь Ломоносово), и его личная жизнь отражала его окружение. Сын неграмотного крестьянина-рыбака, он, тем не менее, испытал более серьезные потрясения в матриархате: его мать умерла, когда ему было девять лет. Ситуация усугублялась тем, что через несколько лет умерла и его первая мачеха. Его вторая мачеха превратила его дом в сущий ад; жадный читатель с раннего возраста, и она жестоко ругала его за это.Позже он заметил, что он:
Принужден был читать и учиться, когда это было возможно, в уединенных и безлюдных местах и переносить холод и голод
Пока его милый отец помогал ему разбираться в торговле, Ломоносов стремился к более академическому влиянию и наставник, который привел к нему в село диакон С.Н. Сабельников. Дьякон подарил ему две книги («Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магнитского), которые Ломоносов с любовью вспоминает как врата своей эрудиции.
Легенда о Ломоносове начинается в 1730 году. Ясно, что его образовательная любознательность намного превышала возможности его окружения, он решил отправиться в поисках более академической атмосферы. Расположенный в огромном мегаполисе Москва, он отважно совершил предательское путешествие продолжительностью ~ 1200 километров в неделю на собачьих упряжках.
Славяно-греко-латинская академия / Академия — Москва, РоссияПоселившись в Москве, двадцатилетний -летний Ломоносов стремился получить классическое образование ни в каком ином высшем учебном заведении города: Славянском. -Греко-латинская академия [далее именуемая «Академия»].Уже слишком далеко в своих усилиях, он не позволяет бюрократии препятствовать его поступлению и поэтому обращается с ложными учетными данными, ложно утверждая, что является сыном холмогорского дворянина.
Он провел следующие два года, двадцать два и двадцать три , постоянно работая в суматохе. Среднестатистический студент начал намного раньше по возрасту, поэтому, чтобы догнать свое поколение, ему пришлось сократить трехлетнюю учебу примерно до восемнадцати месяцев.Эта потребность наверстать упущенное вызвала соревновательную мотивацию. Примечательно, что в финансовом отношении он был заметно опустошен:
Я жил на три копейки в день: полкопеи на хлеб и полкопейки за квас; остальное было на бумагу, обувь и другие предметы первой необходимости.
В следующем году, 1734 г., двадцатитрехлетний -летний Ломоносов был приглашен в сестринскую Киево-Могилянскую академию по программе обмена. Активно путешествуя за границу, он издает свое первое художественное произведение — короткое стихотворение « стихов на чашку ».Кроме того, он мысленно вступает на благочестивый путь с целью стать священником и присоединиться к традиционной религиозной экспедиции в Оренбург; Любопытно, что он начинает рассказывать своим коллегам по академическим наукам, что его отец на самом деле был священником. Недовольный предложениями STEM в этой академии, он рано возвращается в Славяно-греко-латинскую академию.
В 1735 году его изменчивые, противоречивые предыстории наконец настигли его. 24-летний Ломоносов, которому исполнилось лет, оказался в серьезной академической беде — ему грозило неминуемое исключение.Оренбургская экспедиция, не менее деморализующая, отвергла его. К счастью, в последнюю минуту произошло чудо, и его академическая успеваемость была сохранена: государственная Академия наук официально попросила трех студентов, доказавших свои успехи в латыни, математике и естественных науках, выполнить специальное задание в ближайшем будущем. Без вариантов и благодарный за спасательный круг, он полностью принимает свою академическую сторону.
В следующем году Двадцатипятилетний -летний Ломоносов окончательно оканчивает Академию, завершая учебную программу, которая обычно длится одиннадцать или двенадцать лет при рекордных пяти годах .По ежегодной традиции Академия отправляла 12 лучших студентов в Санкт-Петербург со стипендиями. В первые несколько месяцев после его прибытия из Санкт-Петербурга и Академии наук поступил неоднозначный запрос; они искали трех молодых студентов для обучения за границей в Германии, чтобы вернуть последние академические знания в области химии и горных наук.
Санкт-Петербургский государственный университетТаким образом, в январе 1937 года , двадцатишестилетний Ломоносов, которому исполнилось лет, отправился учиться в университет Филлипса в Марбурге, в центральной Германии, у выдающегося ученого Кристиана Вольфа.Он оставался под его опекой в течение двух лет, что оказалось очень влиятельным как с философской точки зрения, так и с точки зрения доступа к сети во все более высоких научных кругах. Ломоносов сел с некой Катариной Зильч, вдовой пивовара; И хотя он активно «пытался избежать любви», вскоре он увлекся скромной и красивой дочерью своей хозяйки Элизабет Кристин Зилч. В том же году, к сожалению, его альма-материя, Академия, сгорает, пока он находится за границей.
Phillips-University MarburgНаконец, закончив свое академическое образование и получив звездное рекомендательное письмо от известного Вольфа, он решил отточить свое прикладное образование в течение следующих двух лет. Заинтересовавшись расширением своего репертуара в области минералогии, металлургии и горного дела, , 28 лет -летний Ломоносов приземлился в лаборатории Берграта Иоганна Фридриха Хенкеля во Фрайберге, Саксония. Полностью придерживаясь своего внутреннего универсала, он самостоятельно изучает немецкую литературу и публикует два дополнительных стихотворения: Ода и Письмо о правилах русской версификации. Завершив ураган года на позитивной ноте, он и Элизабет в конце ноября рожают свою дочь Катарину-Элизабет. Вскоре после этого Ломносов и его возлюбленная официально связали себя узами брака.
В 1741 году, когда ему исполнилось тридцать , Ломоносов наконец отправился домой. Россия, вооруженная передовыми знаниями и известными специалистами, тепло приветствовала его, назначив адъюнктом Российской академии наук на физическом факультете. В частном порядке он приблизился к завершению своей первой крупной научной публикации: Первые принципы металлургии или горного дела.
Оригинальная мозаика ЛомоносоваПриписывать непогрешимость нашим героям, независимо от поколения, является нездоровым и контрпродуктивным предубеждением. Приостановление субъективных оценок и суждений необходимо для полноценного комплексного анализа ; поэтому здесь мы будем активно искать то, что скрывается за завесой, и разбираться с причудами, слухами и противоречиями, стоящими за Михаилом Ломоносовым.
Во-первых, стоит обратить внимание на его характерную вспыльчивость. Часто отдельные и раздраженные, есть несколько записанных случаев, когда раздраженный Ломоносов агрессивно пренебрегает коллегами.Наиболее известно то, что его обвинили, судили и поместили под домашний арест в 1743 году после словесных нападок на нескольких человек в Академии наук; его освободили через восемь месяцев, только после извинений перед всеми причастными. Его эмоционально тяжелое и физически бездушное детство разумно подпитывало его потребность проявить себя до конца жизни; из этого логически следует, что он, возможно, никогда не терял этой свирепости и временами отвечал подавляющим и непропорциональным гневом. Взрывное поведение агрессивных людей неприятно, но не совсем необычно — вполне понятный недостаток.
Однако, возможно, более тревожным является то, что он является постоянным потенциальным пятном на его репутации, так как он открыто заявляет о лжи. Это особенно прискорбно, потому что в нем воспроизводится один из его самых смелых моментов как один из предзнаменований: его большая ложь о том, что он благороден, чтобы попасть в Академию. Бесспорно, бесстрашный двадцатилетний парень, пересекающий сибирскую тундру в поисках лучшего образования и представивший необходимую ложь, достойно восхищения. Его последующая ложь — утверждение, что его отец был священником, и его чуть не исключили? Это подчеркивает тревожное отсутствие суждений и намекает на чувство высокомерия.
Кем был Михаил Ломоносов в свои 20 лет? Блестящий, любопытный, универсальный студент жизни с уникальным и смелым чувством настойчивости.
Достигнуты ли он в свои 20 лет? Вне академической успеваемости, не полностью. Подобно Томасу Джефферсону или Джагадишу Чандре Бозу, этот период становления был отмечен десятилетием престижного образования, практического обучения и элитных сетей.
Хотя за это десятилетие у него не было никаких глубоких или революционных открытий, его выдающийся диапазон как эрудита был бесспорно заметен.Традиционный эрудит, который действительно находился между художником и ученым, он вскоре возглавил культурное и научное движение русского просвещения.