Полководцы в русско японской войне: 7 героев Русско-японской войны — Русская семерка

Семь подвигов в русско-японской войне

После этого четыре японских корабля незамеченными подошли к Порт-Артуру и произвели торпедную атаку. Удачной ее назвать было нельзя. Из 16 выпущенных торпед тринадцать либо прошли мимо целей, либо не взорвались. Однако три торпеды повредили три сильнейших русских корабля, базировавшихся в Порт-Артуре — броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич» и крейсер «Паллада».

Первый бой русско-японской войны продолжился утром, когда с расстояния восьми километров флоты начали перестрелку. Общие потери в этой битве составили 150 человек у русских и 90 человек у японцев.

Лишь на следующий день, 10 февраля 1904 года Япония официально объявила войну России. Сегодня мы вспоминаем подвиги бойцов русской армии в этой войне.

Гибель миноносца «Стерегущий»

В Санкт-Петербурге, на Петроградской стороне стоит великолепный памятник всем морякам, погибшим в русско-японскую войну. На нем два оставшихся в живых матроса эскадренного миноносца «Стерегущий» открывают кингстоны, чтобы затопить корабль и не отдать его врагу. Команда «Стерегущего» действительно совершила настоящий подвиг, только кингстонов на кораблях этого класса нет и «Стерегущий» затонул сам от полученных пробоин.

Миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» 10 февраля, в день официального объявления русско-японской войны, возвращались в Порт-Артур, когда им преградили дорогу четыре японских миноносца «Акэбоно», «Садзанами», «Синономэ» и «Усугумо». Впоследствии к ним присоединились два крейсера «Токива» и «Титосэ». Командиры русских миноносцев приняли решение избежать сражения, но прорыв к Порт-Артуру удался только «Решительному». У «Стерегущего» от прямого попадания снаряда были повреждены котлы, и он продолжил бой, практически потеряв ход. Не смотря на значительное превосходство противника, «Стерегущий» вел бой почти час.

Еще в начале боя Андреевский флаг прибили к мачте гвоздями, чтобы его случайно не сорвало взрывом. Командир корабля лейтенант Сергеев руководил боем лежа на палубе с перебитыми ногами. Когда он погиб, командование принял лейтенант Н. Головизнин, но и он вскоре был сражен осколком. В конце боя, когда корабль уже не мог отстреливаться, командовал им тяжело раненый инженер-механик В. Анастасов. Когда замолчало последнее орудие, умирающий сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина смог выбросил за борт сигнальные книги, привязав к ним груз.

На «Стерегущем» погибли все офицеры и 45 из 49 матросов. Японцы попытались отбуксировать тонущий миноносец, но не смогли — корабль затонул, оборвав буксировочный трос.

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»

Начало войны легендарный крейсер «Варяг» встретил в нейтральном корейском порту Чемульпо. У капитана корабля Всеволода Федоровича Руднева было приказание царского наместника адмирала Алексеева не ввязываться в японские провокации, поэтому крейсер оставался на рейде даже тогда, когда японцы обстреляли канонерскую лодку «Кореец», которая была послана в Порт-Артур с донесением о высадке японского десанта в порту.

9 февраля капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от японцев ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. При выходе из порта русские корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Пхамильдо.

Героический бой «Варяга» и «Корейца» против четырнадцати японских боевых кораблей продолжался в течение часа. «Варяг» и «Кореец» уничтожили японский миноносец и крейсер, повредили еще один крейсер. Но сам «Варяг» был настолько изрешечен снарядами, что Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. Там на крейсере открыли кингстоны и затопили корабль. Канонерская лодка «Кореец» была взорвана. В этом беспримерном бою погибли 1 офицер и 30 матросов с «Варяга», еще 85 моряков были тяжело ранены.

Закрыл пробоину своим телом

Россия до сих пор помнит еще одного героя русско-японской войны. Это инженер-механик русского миноносца «Сильный» Василий Зверев. 27 марта 1904 года в 2 часа 15 минут ночи японцы предприняли попытку заблокировать вход во внутренний рейд Порт-Артура, направив туда 4 больших коммерческих парохода в сопровождении 6 миноносцев.

Попытку врага сорвал сторожевой миноносец «Сильный». Корабль бросился в атаку, расправился с пароходами и вступил в бой с шестью японскими миноносцами. Получив пробоину в паропроводе, «Сильный» превратился в неподвижную мишень для вражеского обстрела. Тогда Зверев закрыл пробоину своим телом и возвратил кораблю ход, пожертвовав своей жизнью. Погибших торжественно похоронили в Порт-Артуре.

Перед прочтением — съесть

Комендор крепости Порт-Артур Григорий Ходосевич был на борту русского миноносца «Страшный», когда 30 марта 1904 года корабль вступил в неравный бой с четырьмя японскими боевыми судами. В бою погибли 49 моряков, в живых остались лишь пять человек, в том числе и Ходосевич.

Он оказался в ледяной воде с тяжелым ранением спины. Под спасательным жилетом у него были спрятаны секретные документы. Увидев подходящую к нему японскую шлюпку, Ходасевич негнущимися от холода пальцами стал рвать пакет и есть бумагу вместе с водорослями. Когда японцы подошли и подняли его на борт, от пакета практически ничего не осталось. Допрос тоже ничего не дал — Григорий Ходосевич не сказал ни слова о содержании секретных документов. Герой был отправлен в лагерь для военнопленных и вернулся на родину лишь после войны.

Порт-Артур — отсюда и в вечность

Одним из настоящих героев обороны Порт-Артура, безусловно, является комендант крепости, генерал-лейтенант Роман Кондратенко. Он лично руководил обороной на самых сложных и опасных участках. Романа Кондратенко умел поднять дух солдат в самые тяжелые моменты осады города, что могло несколько раз отражать штурм японцев. Погиб 15 декабря 1904 года от прямого попадания в каземат форта гаубичного снаряда. Вместе с ним погибли ещё 8 офицеров. После окончания русско-японской войны тело героя было торжественно перезахоронено в Петербурге, в Александро-Невской лавре.

Подвиг пограничника

Одним из героев Порт-Артура стал подполковник русской пограничной стражи, начальник Квантунского отдела Особого Заамурского пограничного округа Петр Бутусов.

В июле 1904 года подполковник Бутусов возглавил поиск, в котором пограничниками была взорвана вражеская пушка, а с трех сняты замки. 6 августа пограничники Бутусова, совместно со стрелками выбили японцев из захваченного ими Водопроводного редута. 15 октября за храбрость, проявленную в боях по отражению второго штурма Порт-Артура, подполковник Бутусов был награждён орденом Св.Георгия IV степени.

21 ноября 1904 года, во время четвёртого штурма Порт-Артура, Бутусов был назначен комендантом горы Высокая, где был смертельно ранен. Скончался 22 ноября и был похоронен на воинском кладбище Порт — Артура.

Русский «китаец» Василий Рябов

Разведчик русской армии, рядовой Василий Рябов неоднократно ходи в тыл к японцам в одежде и парике китайского крестьянина. И однажды группа Рябова нарвалась на японский разъезд. Василий Рябов был взят в плен, но на допросе стойко хранил военную тайну и, будучи приговорен к расстрелу, вел себя достойно. Всe свершилось строго по ритуалу. Стреляли из ружей с пятнадцати шагов. Василий Рябов принял смерть с открытыми глазами.

Японцы были восхищены мужественным поведением русского и сочли своим долгом довести это до сведения его начальства. Записка японского офицера звучит как представление к награде: «Наша армия не может не высказать наших искренних пожеланий уважаемой армии, чтобы последняя воспитывала побольше таких истинно прекрасных, достойных полного уважения воинов».

Итоги русско-японской войны 1904-1905 кратко

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 636.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 636.

Русско-японская война 1904-1905 гг. должна была стать «маленькой и победоносной» для России, однако она стала поводом череды событий, которые рано или поздно должны были произойти. Разберемся же, каковы были итоги этой войны.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Основные сражения войны

Сведем происходившие битвы русско-японской войны в общую таблицу.

Дата

Место

Итог

09. 02.1904

Чемульпо

Поражение «Варяга» и «Корейца» от японской эскадры

27.02.1904

Порт-Артур

Японский флот вывел из строя 90% русской Тихоокеанской эскадры

Апрель 1904

Маньчжурия

Столкновение русской и японской армий на суше показало неготовность первых вести войну

Май 1904

Порт Дальний

Капитуляция порта перед японской армией

Весна 1904 – январь 1905

Порт-Артур

Оборона города завершилась его сдачей генералом Стесселем

24 августа – 3 сентября 1904

Ляоян

Победа русских, от отступление по приказу генерала Куропаткина

19.02.1905

Мукден

Отступление русских войск по приказу генерала Куропаткина

Май 1905

Цусимский пролив

Уничтожение Второй и Третьей Тихоокеанских эскадр русского флота

Июль 1905

Сахалин

Южная часть острова занята японцами

Рис. 1. Цусимский бой.

За 2 года до начала войны Дальний Восток посетил С. Ю. Витте, российский дипломат. В докладе Николаю II он утверждал, что Россия к войне не готова и вполне может ее проиграть, но его никто не хотел слушать.

Итоги русско-японской войны 1904-1905 годов

После экономического истощения обеих стран, воюющие стороны перешли к переговорам, которые было решено провести в Портсмуте под посредничеством американского президента Рузвельта. 23 августа 1905 года был подписан мирный договор между Россией и Японией. Из-за начавшейся в Петрограде, а затем и по всей России революции, японские дипломаты требовали полной капитуляции России. Однако, благодаря дипломатическим умениям С. Ю. Витте удалось заключить максимально выгодный для России мир. Так, по результатам мира Россия обязана была выполнить следующие пункты:

  • передать Японии южный Сахалин и острова Курильской гряды;
  • признать за Японией право на колониальную экспансию Кореи;
  • отказаться от притязаний на Маньчжурию;
  • передать Японии право владения Порт-Артуром;
  • выплатить Японии контрибуцию за содержание пленных.

К С. Ю. Витте в высших кругах империи относились брезгливо, завидуя его талантам и успехам. По возвращении с мирных переговоров в кругах политической элиты его окрестили как «граф Полусахалинский».

Рис. 2. Портрет С. Ю. Витте.

Война на Дальнем Востоке нанесла урон и экономике России. Начался кризис в промышленности, а затем выросли цены и налоги. Промышленники настаивали на заключении мира. Даже ведущие страны мира понимали, что вспыхнувшая революция опасна для мирового порядка и пытались прекратить войну.

В России началась стачка рабочих по всей стране. Государство пребывало в социальных потрясениях на протяжении двух лет.

В человеческом эквиваленте Россия потеряла 270 тысяч солдат при 50 тысяч убитых. Потери Японии были сопоставимы численно, но победа в такой большой войне сделала ее государством номер один в своем регионе, укрепив за ней статус империи.

Война показала Николая как не дальновидного политика. Историческое значение поражения в этой войне для России было в том, чтобы вскрыть все проблемы, накопившиеся в стране за долгие десятилетия и дать Николаю II время на их решение, которым он так и не воспользуется рационально.

Рис. 3. Территориальные потери России в русско-японской войне 1904-1905.

Что мы узнали?

Говоря кратко об итогах Русско-японской войны, следует отметить, что эта война за распределение сфер влияния нанесла сильнейший удар по экономике России и, впоследствии, имела тяжелые политические и социально-экономические последствия, не считая территориальных потерь.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Евгений Петров

    10/10

  • Milagras Frolova

    9/10

  • Александр Шарапов

    8/10

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 636.


А какая ваша оценка?

MIT Визуализация культур

 

Новые герои в старых позах
Некоторые темы и композиции, конечно, были знакомы, потому что некоторые вещи принципиально не менялись. Солдаты и матросы русско-японской войны могли быть младшими братьями людей, сражавшихся в китайско-японской войне. Вооружение было всего лишь усовершенствованием изощренной разрушительной силы. Таким образом, героический, почти статуя Тошикаты 1894 изображение матросов с большим орудием против китайцев нашло естественное воплощение в прекрасной гравюре Тосихидэ 1904 года, где морская артиллерия была немного изящнее, но дух ведения современной войны остался неизменным.

Освоение современной войны — снова

Крупные орудия современной войны, управляемые «прозападными» и высокодисциплинированными бойцами, восхищали художников по дереву во время китайско-японской войны и вновь подчеркивались — часто в почти идентичной форме — в гравюрах Русско-японской войны.

«Лейтенант-коммандер Яманака, старший стрелок нашего корабля «Фудзи», яростно сражается в морском сражении у входа в Порт-Артур», Мигита Тосихидэ, февраль 1904 г.

[2000.75a-c] Коллекция Шарфа, Музей изящных искусств, Бостон

«Японские военные корабли ведут огонь по врагу у острова Хайян», Мизуно Тошиката, сентябрь 1894 г.

[2000.380.13] Коллекция Шарфа, Музей изящных искусств, Бостон

Неудивительно, что одно из самых драматичных изображений войны на суше было создано Киётикой. Красиво озаглавленная «В битве при Наньшане наши войска воспользовались сильной грозой и атаковали врага», эта панорамная сцена изобилует прожекторами, взрывами и вспышками молний, ​​передавая ощущение бескрайности маньчжурского пейзажа и титанического характер борьбы с Россией.
«В битве при Наньшане наши войска воспользовались сильной грозой и атаковали вражескую крепость»
Кобаяси Киётика, 1904 г.

[2000.239] Коллекция Шарфа, Музей изящных искусств, Бостон

Еще одна батальная гравюра Киётики представляет собой поверх изображения пехотного штурма вражеской крепости красочную картинку-в-картинке, изображающую русских генералов, сдающихся в плен победившим японским полководцам. Как и в «модной тарелке» Нобукадзу, состоящей из русской и японской военной формы, эти две партии имеют много общего.
Вкладыш отражает чувство равенства между японскими и русскими офицерами, которое так сильно проявляется в гравюрах о русско-японской войне.

«В битве при Наньшане наши войска воспользовались сильной грозой и атаковали вражескую крепость», Кобаяси Киётика, 1904 г. (врезка справа)

[2000.077] Коллекция Шарфа,
Музей изящных искусств, Бостон


Однако, как и морская война, изображения сухопутной войны редко выходили за рамки повторного использования изображений, представленных десятилетием ранее. Например, на возвышенно-неоригинальной гравюре малоизвестного художника по имени Кёко знакомый офицер, принимающий позу кабуки, бросается вперед (справа налево), размахивая мечом; боевой флаг восходящего солнца с лучами развевается на ветру; корявая сосна пересажена на новом месте боя; поле валяются такие же скомканные вражеские трупы, с переодеванием. Это, как говорит нам художник, оккупация Чонджу.
«Иллюстрация русско-японской войны: наши вооруженные силы оккупируют Чонджу», Кёко, март 1904 г.

[2000.460] Коллекция Шарфа,

Музей изящных искусств, Бостон


В аналогичном духе Тиканобу воспроизвел привлекательный, но теперь ничем не примечательный образ всадника и пехотинцев в бушующей метели. Тосихидэ, изобразивший мускулистых полуголых солдат, переправляющихся через Ялу во время китайско-японской войны, заставил их снова выпрыгнуть из воды, на 10 лет старше, чтобы избить русских. Йошикуни воскресил решительного пехотинца, стоящего на трупе рядом с вражеским солдатом, умоляющим о его жизни.
«Анжу, оккупированный Японский» Тойохары Тиканобу, март 1904 г.

[2000.089] Коллекция Шарфа,
Музей изящных искусств, Бостон

«Новости Русско-Японского Бои: Высшее рядовое Охаши Кэйкити из Имперская гвардия Пехота» Мигиты Тосихидэ, 1904 г.

[2000.059] Коллекция Шарфа,
Музей изящных искусств, Бостон

«В битве при Ша Река, наша компания Силы движет сильным Силы противника слева Берег реки Тайзи» Йошикуни, ноябрь 1904 г.

[2000. 472] Коллекция Шарфа,
Музей изящных искусств, Бостон


К моменту падения Порт-Артура в начале 1905, немногие печатники все еще посвящали себя войне. Один неизвестный художник, праздновавший эту великую победу, предложил перегруженную сцену вокруг больших орудий, которая загипнотизировала художников, изображающих более ранний захват Порт-Артура и Вейхайвэя у китайцев; но энергии, щегольства, чувства прорыва в дивный новый мир, которые оживляли те ранние военные гравюры, нигде не было видно.
«Битва Японии и России в Порт-Артуре — Ура на
Великая Япония и ее великая победа», художник неизвестен, 1905

[2000.356] Коллекция Шарфа, Музей изящных искусств, Бостон

Некоторые из новых военных репродукций содержали откровенный и беззастенчивый плагиат с более ранней войны. Например, изображение морской победы 1904 года при Порт-Артуре оказывается почти точной копией триптиха о китайско-японской войне Гинко. Только мелкие детали в изображении вражеских кораблей и флага отличают эти две работы (плюс фраза на английском языке на плагиате, гласящая: «Японские блокады с великой храбростью сражаются в Порт-Артуре»). Точно так же 1895 Гравюра Тосихидэ с изображением «Капитан Сакума, поднявший боевой клич при оккупации Пескадорес», вновь появилась в 1904 году как «Русские солдаты, бегущие на северный берег реки Ялу». Доблестные бойцы императора — офицер со шпагой, горнист, наступающие войска — идентичны. Корявая сосна идентична. Труп, лежащий лицом вверх на переднем плане, тоже идентичен, за исключением того, что он превратился из китайца в русского. Лишь на левой панели триптиха художник 1904 (его имя дано как Yonehide, и он, кажется, материализовался из ниоткуда и благословленно исчез в том же году) добавить своих бегущих русских.

Переработка гравюр китайско-японской войны
русско-японской войны

В следующих двух замечательных примерах гравюры на дереве, предназначенные для изображения морских и сухопутных сражений русско-японской войны, были буквально сняты с гравюр, произведенных во время Китайско-японская война десятилетием ранее.

Эта гравюра о русско-японской войне (вверху) практически идентична гравюре о китайско-японской войне Гинко (справа). Внесены лишь небольшие изменения для превращения китайских боевых кораблей в российские.
«Японские отряды самоубийц храбро сражаются в морском сражении у Порт-Артура во время русско-японской войны», автор неизвестен, 19 лет04 (вверху)

[2000.085] Коллекция Шарфа, Музей изящных искусств, Бостон

«Кабаяма, начальник штаба военно-морского флота, на борту Сайкиомару, атакует вражеские корабли», Адачи Гинко,
, октябрь 1894 г. (внизу)

[ 2000.380.14a-c] Коллекция Шарф, Музей изящных искусств, Бостон

На этой похищенной гравюре о русско-японской войне (вверху) модель китайско-японской войны (слева) была изменена путем замены китайского трупа на русский и добавления бегущих русских на левой панели.
«Японские войска оккупируют Ичжоу. Русские солдаты, бегущие на
северный берег Ялу», автор Yonehide, апрель 1904 г. (вверху)

[2000.467] Коллекция Шарфа, Музей изящных искусств, Бостон

«Изображение капитана Сакумы, поднимающего боевой клич при оккупации Пескадорес» ” Мигита Тосихидэ, 1895 г. (внизу)

[2000.134] Коллекция Шарф, Музей изящных искусств, Бостон

При просмотре изображений потенциально тревожного характера: нажмите здесь.

Массачусетский технологический институт © 2008 Visualizing Cultures

 

Героический командир Хиросе — Смитсоновский национальный музей азиатского искусства

  • Повернуть изображение вправо
  • Повернуть изображение влево
  • Увеличить изображение
  • Уменьшить изображение
  • Просмотр в размере по умолчанию
  • Посмотреть на весь экран
  • Предыдущее изображение
  • Следующее изображение
  • Скачать изображение
  • Информация о ИИФ
  • Применяются условия использования
Происхождение
Ведутся исследования происхождения.
Этикетка

Героическая смерть Хиросэ Такэо (1868-1904) 27 марта 1904 года стала одним из самых нашумевших эпизодов русско-японской войны. Здесь можно увидеть Хиросе, мчащегося по взорвавшейся палубе «Фукуи Мару», одного из нескольких кораблей, затопленных японским флотом у узкого входа в гавань Порт-Артура. В ходе войны было несколько попыток решительно перекрыть узкое горлышко гавани, но ни одна из них не увенчалась успехом. Уорент-офицер Хиросе, Сугино, устанавливал заряды под палубой, когда в корабль попала русская торпеда. Хиросе трижды возвращался на корабль со своего катера в поисках Сугино и в конце концов был убит русским снарядом.

Хиросэ окончил Императорскую военно-морскую академию в 1889 году. С 1897 по 1902 год он учился в России в рамках общей стратегии Японии по сбору как можно большего количества информации о нации и культуре, с которыми, как предполагалось, ей в конечном итоге предстоит военное противостояние. . Хиросе полюбил русскую литературу и, как говорят, выступал против войны, в которой он, тем не менее, доблестно служил. Эта несколько романтическая нота противоречивой лояльности и конечной жертвы традиционно была центральным элементом в агиографии японских героев.

Согласно современным сообщениям, привлекательная личность Хиросе и космополитическая манера поведения сделали его любимцем европейских военных обозревателей и западных журналистов.

Зона(ы) сбора
Японское искусство
Веб-ресурсы
Институт культуры Google
Заявление об использовании СИ

Применяются условия использования

Существуют ограничения на повторное использование этого образа. Для получения дополнительной информации посетите страницу условий использования Смитсоновского института.

Информация, представленная на этом веб-сайте, может быть пересмотрена и обновлена ​​в любое время по мере проведения текущих исследований или по иным основаниям. В ожидании любых таких изменений и обновлений информация на этом сайте может быть неполной или неточной или может содержать типографские ошибки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *