Политика сократ: Мысли Сократа о политике — политология

Философия Сократа – кратко — Русская историческая библиотека

Содержание:

Биография Сократа

Значение философии Сократа

Сократический метод — кратко

Учение Сократа о добре — кратко

Учение Сократа о Боге — кратко

Взгляд Сократа на государство и общество — кратко

читайте также статьи Сократ – биография, Сократ – краткая биография, Смерть Сократа, Личность Сократа, Сократ как человек, Диалоги с Сократом, Диалектика Сократа, Этика Сократа, Сократ о Боге

Сократ (469 – 399 г. до Р. X.) – начинатель классического периода греческой философии, её центральная фигура, одинаково замечателен и своими воззрениями, и своей жизнью. Так как сам Сократ ничего не писал, то его биографию и учения приходится восстанавливать по сочинениям Платона, Ксенофонта, Аристотеля, Диогена Лаэрция, Плутарха и др. Из них Ксенофонт («Воспоминания о Сократе») дает, по-видимому, правдивыми внешний облик, но не в состоянии понять всей значительности роли Сократа в философии; Платон же вкладывает в уста Сократу свои собственные воззрения. Поэтому личность и философские учения Сократа приходится воссоздавать очень осторожно, и отдельные исследователи в этом не вполне сходятся.

 

Сократ. Краткая биография. Иллюстрированная аудиокнига

 

 

Биография Сократа

(См. также статью Сократ – краткая биография). Сын ничем не замечательного ваятеля Софрониска и повивальной бабки Фенареты, Сократ был самоучкой. Гражданин Афин, он любил собирать около себя жаждавшую знания молодежь и вел с ней долгие беседы в гимнасиях (зданиях для гимнастических упражнений), на улицах и площадях, на прогулках по окрестностям Афин, оказывая на нее глубокое влияние. При этом, в противоположность софистам, он отказывался брать деньги за свои беседы, считая непристойным торговать мудростью. С софистами Сократ расходился и по существу, противопоставляя их индивидуалистическому скептицизму и релятивизму некоторые общеобязательные начала как знания, так и поведения. Не без коварства сознающей свою цену скромности Сократ не хотел называть себя «софистом» (т. е. мудрецом) и довольствовался менее претенциозным названием «философа» (любителя мудрости).

В личности Сократа поражает, прежде всего, её целостность, её органическая сила и духовное здоровье. Особенно яркий образ Сократа обрисовал Платон в диалоге «Пир». На войне он был храбрый воин, в родном городе – пламенный патриот. Он участвовал в трех походах; старался образумить народное собрание в страшном деле осуждения стратегов, победивших при Аргинузских островах (406 г.). Сократ отказался бежать из тюрьмы, когда был осужден на смертную казнь, сказав, что он был афинянином еще в утробе матери и желает умереть им, что для него выше всего повиновение законам отечества.

К числу учеников Сократа принадлежали очень многие из виднейших деятелей эпохи: гениальный Платон, основатели так называемых школ сократической философии – киренской (Аристипп), кинической (Антисфен), мегарской (Эвклид) и элидо-эретрийской (Федон), а кроме того – видные политики Алкивиад, Критий (один из 30 афинских тиранов) и многие другие. Хотя Сократ был противником софистов, тем не менее, отчасти и его философия, как и учения софистов, влияла на юношество в духе индивидуализма и свободы личного убеждения; только Сократ ставил этой свободе определенные рамки – общеобязательные принципы разума.

Дельфийский оракул признал Сократа «мудрейшим из греков», и тем не менее афинские судьи – по доносу неких Мелита, ритора Ликона и демагога Анита – осудили философа на смерть за то, что он развращает юношество, не верит в отечественных богов и вводит новые божества. Под последними разумелся тот «внутренний» «голос» (понимавшейся Сократом как нечто объективное), который часто подсказывал Сократу и мысли, и поступки и который Сократ называл своим «божественным» (το δφι μόνιον; отсюда говорят о «демоне» Сократа). Еще ранее Аристофан осмеял Сократа в своей комедии «Облака», выведя его висящим в корзине у крыши дома, призывающим своих новых богов – Облака, символы умственного тумана – снизойти к нему (и Облака действительно наполняют дом Сократа) и поучающим в прямо безнравственном духе одного молодого афинянина. На суде Сократ держался с необыкновенным достоинством и сказал судьям, что он не только не подлежит казни, но достоин величайших почестей за свою учительскую деятельность. Это особенно возмутило судей, и Сократ был осужден на смерть. Из-за делосских празднеств исполнение приговора было отложено на месяц, в течение которого философ вел в тюрьме со своими друзьями беседы, часть которых увековечена Платоном в диалоге «Федон». В мае 399 г. Сократ выпил ядовитый кубок цикуты.

Смерть Сократа. Художник Ж. Л. Давид, 1787

 

Значение философии Сократа

Уже вскоре после своей смерти – в сочинениях Платона – Сократ фигурирует как великий мыслитель. Слава реформатора философии (как теоретической, так и практической), составившего эпоху в её развитии, навсегда осталась за Сократом, так что весь предыдущей период её истории называют «досократовским». Аристотель ставит Сократу в заслугу то, что он положил начало научной методологии в форме индуктивных рассуждений и общих определений, а Цицерон в «Тускуланских беседах» прославляет Сократа за то, что он первый свел философию с неба на землю, ввел ее в дома и человеческое общество, – был создателем нравственной и общественной философии. По-видимому, правы те исследователи, которые ближайшую цель философствования Сократа видят в его стремлениях положить конец моральной анархии и политическому разложению родных Афин и вообще Греции, а реформу теоретической философии считают необходимым средством для достижения нравственно-общественных задач.

 

Сократический метод – кратко

Главную задачу своей философии Сократ видел в познании самого себя и других; начертанное в дельфийском храме изречение «познай самого себя» было его девизом. Против софистов Сократ выставлял общеобязательность разума и образуемых им понятий. Понятия (особенно нравственные и общественные) Сократ отвлекал от ряда частных, конкретных житейских случаев, проводя их один за другим (отсюда – επαγογή – в переводе, приведение; латинский перевод – inductio, отсюда «наведение) и вырабатывая на их основании твердые определения. Сократ вел свои исследования в форме разговоров, выработав свой особый метод  «сократической» диалектики. Сократ не излагал своей философии систематически (в «акроаматической» форме), а выспрашивал собеседника и заставлял и его самого производить некоторую работу. При этом Сократ часто вначале прикидывался незнающим («ирония» Сократа: «я знаю только то, что я ничего не знаю»), а затем, доведя умелыми вопросами собеседника до нелепых выводов (reductio ad absurdum), убеждал его в том, что тот ничего не понимает, и показывал, как надо философски решить вопрос. Такой метод в необыкновенной степени возбуждал в собеседнике и слушателях интерес и активную работу мысли. Свой метод Сократ сравнивал с ремеслом своей матери и говорил, что он помогает людям рождать мысли (майевтика). Развитие Сократом мыслей в форме диалогов – с положениями и возражениями – было зародышем платоновской «диалектики», а логический метод определения (установления содержания) понятий Платон положил в основу своей гносеолого-метафизической теории идей. Истинные понятия, согласно философии Сократа, общезначимы и общеобязательны в силу общности ума во всех людях; поэтому они выше случайных и противоречивых показаний чувств; на них основана наука, тогда как чувственные данные могут дать начало лишь «мнению».

 

Учение Сократа о добре – кратко

Добродетель Сократ сводил в своей философии к знанию и оптимистически верил, что всякий может стать добродетельным, раз он будет знать, в чем состоит добро. Всякое зло возникает лишь из незнания добра, – никто не зол по природе и добровольно. В этих философских воззрениях Сократа совмещались психологический детерминизм (неизбежность перехода знания в действие, обусловленность поступков знанием) с идеей свободного, творческого развития духа через приобретение и выработку знания. Все 4 традиционные добродетели греков: мудрость, храбрость, умеренность и справедливость – Сократ сводил к одной – к мудрости. Этот «оптимизм знания» вообще характерен для многих этических и социальных реформаторов: он является для них порукой в достижимости их идеалов, в которой они могли бы отчаяться, если бы с самого начала видели все трудности, стоящие на пути их осуществления. Сократ часто утверждал, что добро и польза – вещи равносильные, что это даже, в сущности, два разных обозначения одного и того же. Некоторые произошедшие от Сократа философские школы (в первую очередь, киренейские гедоники со своим вождём Аристиппом) толковали этот подход великого основоположника в духе элементарного утилитаризма и эвдемонизма. Однако неправомерно приписывать такую трактовку самому Сократу. Его философия держалась здесь гораздо более глубокого взгляда, не сводя добро к грубой материальной выгоде, а доказывая, что лишь возвышенные этические чувства являются источником истинной пользы для человека.

Сократ. Античный бюст. Национальный археологический музей, Неаполь

 

Учение Сократа о Боге – кратко

Ко времени Сократа философская мысль греков уже разрушила старую веру в человекоподобных олимпийских богов, и Сократ стоит на повороте греческой мысли к единобожию; при этом он первый стал понимать божество не как природную, а как нравственную силу (бог – источник добродетели). Отождествление Бога с идеей блага и добра сближало философию Сократа с монотеизмом, а в некоторых отношениях и с христианством. К изучению природной физики Сократ относился равнодушно, не видя возможности использовать его для нравственной реформы общества; тут влияло, несомненно, частью слабое в ту эпоху развитие техники, частью то, что досократовские философы изучали скорее космос, как целое, чем отдельные циклы закономерностей природы.

 

Взгляд Сократа на государство и общество – кратко

Общество и государство, по Сократу, не представляют собою простой арены борьбы отдельных индивидуальных или групповых эгоизмов: в основе их лежит идея целого, некоторый освященный божеством разумный план. Чтобы управлять государством, нужно этот план понимать, надо быть «знающим».

Выходец из простых людей, соединявший утонченный аристократизм духа с демократизмом внешности и обхождения с людьми, Сократ – в противоположность наиболее распространённым в Греции воззрениям – высоко ценил физический труд и вообще трудовое начало.

Читайте также статьи Философия Иоанна Скота Эриугены, Философия Фомы Аквинского — кратко, Философия Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Якоб Бёме, Философия Фрэнсиса Бэкона – кратко, Философия Декарта – кратко, Философия Паскаля – кратко, Философия Спинозы – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко, Джон Локк – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Беркли – кратко, Философия Просвещения — кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Шеллинга – кратко, Философия Гегеля — кратко, Философия Шопенгауэра – кратко, Философия Фейербаха – кратко, Философия Огюста Конта – кратко, Философия Ницше – кратко

Сократ

Официально:

Сократ.  470/469 г. до н. э. –  399 г. до н. э., древнегреческий философ.

 

Неофициально:

1. Одна из глав книги Михаила Гаспарова «Занимательная Греция» носит название: «»Облака» сгущаются». Действие этой главы происходит в конце V века до нашей эры. Если знать, что речь идет о комедии Аристофана «Облака», то сразу станет ясно – они сгустились над Сократом. Ведь именно этот древнегреческий философ стал героем комедии Аристофана.

 

2. Точной даты рождения Сократа нет ни в одной энциклопедии мира. Но ученые по косвенным данным вычислили, и получилось 4 июня 470 года до нашей эры.

 

3. Великий ученый, который повернул философию от изучения природы к изучению человека, явился на свет в Афинах. Сын каменотеса и скульптора Софрониска и повитухи Фенареты получил неплохое для того времен образование.

 

4. В молодости Сократ поучился искусствам у Дамона и Конона, слушал Анаксагора и Архелая. Известно, что он умел читать и писать. 

 

5. Сократ участвовал в Пелопоннесской войне, дрался под Потидеей, при Делии и при Амфиполе.

     

6. Сократ не слишком-то жаждал участвовать в общественной жизни, но иной раз был вынужден вступаться за истину и друзей. Он защищал от несправедливого суда народа осуждённых на смерть стратегов, в том числе сына своих друзей Перикла и Аспазии.

 

7. Сократ был наставником афинского политика и полководца Алкивиада и спас его жизнь в бою. Исследователи считают, что доброе дело не прошло безнаказанно: именно спасение Алкивиада, который навредил Афинам, вызвало гнев горожан и, в конечном итоге, привела к суду и смертному приговору.

 

8. Сочинений Сократа нет в библиотеках, он не ценил письменной речи и никогда ею не пользовался – считал, что она вселяет забывчивость в души и ослабляет память.

 

9. Философские взгляды Сократа и обстоятельства жизни и смерти дошли до нас в пересказе его учеников Платона и Ксенофонта. Из этих свидетельств встает образ босого философа, уверенного в том, что объект философии не природа, а человек и его нравственные качества: «Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо».

 

10. Для исследования этих вопросов Сократ придумал свой собственный сократический метод, что можно попросту объяснить как искусство диалектического спора. Он спорил с учениками, гуляя на улице, или сидя дома у очага – ученики приходили к нему с вязанками дров, так как платы за обучение он не брал.

 

11. Афоризмы и советы философа можно цитировать часами: именно от Сократа мы знаем, что начало всей мудрости – удивление, что мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть, и что пьянство не рождает, а только обнаруживает пороки. Он называл справедливость воздаянием по заслугам, а тем, кто хочет сдвинуть мир, прежде всего советовал сдвинуть себя.

 

12. Впрочем, ученикам Сократ советовал не слушать ничьих советов, в том числе и его собственных.

     

13.Сократ дискутировал с учениками на тему, ЧТО есть человек, а услышав в ответ, что голое двуногое существо, немедленно указал им на ощипанную курицу.

 

14. На вопрос, стоит ли жениться, Сократ отвечал, что, конечно, стоит, ведь если  женишься удачно, проживешь счастливую жизнь. А если неудачно, то станешь философом. Это он знал по собственному опыту, ведь его ссоры с женой Ксантиппой тоже вошли в историю, а имя Ксантиппы стало нарицательным для злой, сварливой жены. «Среди таких дрязг еще и думать!», – восхищался Сократом поэт Генрих Гейне.

     

15. По меткому выражению Александра Герцена, Сократа пытались вылечить от разума и сознания цикутой. В 399 году до нашей эры ему предъявили обвинение в том, что он не чтит богов и развращает юношество.

 

16. Как свободный афинский гражданин, Сократ не был казнен палачом, а сам принял яд.

 

17. «Учитель, зачем ты умираешь невиновным?» – вскричал ученик, видя, что он подносит к губам чашу с ядом, определенную ему судом. «А ты хочешь, чтобы я умирал виноватым?» – удивился Сократ.

 

18. Долгие годы благодаря Ксенофонту считалось, что Сократ был отравлен цикутой. Однако картина смерти Сократа, описанная Платоном, не соответствует классической картине отравления цикутой.

 

19. Современные исследователи считают, что ядовитым растением, которое использовали для отравления Сократа, был болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum).

 

20. Среди учеников Сократа немало известных людей. Это уже упомянутые политик Алкивиад, политик, писатель и историк Ксенофонт, философ, основатель Академии  Платон, философ, основатель кинизма Антисфен,  философ Аристипп и многие другие.

 

21. Великая фраза Сократа о том, что он знает, что ничего не знает, имеет мало кому известное продолжение – но остальные не знают и этого.

 

Политическая философия Сократа — Центр Джека Миллера

Сократовская политическая философия Сократ 470/469 – 399 г. до н.э. | Платон 428/427 или 424/423 – 348/347 до н.э. | Ксенофонт 430–354 B

Резюме

Основные документы

Комментарий

 

Надлежащее место речи или разума в политическом сообществе впервые стало насущным теоретическим вопросом и политическим вопросом с жизнью и смертью Сократа. Сократ отошел от традиции философии, которая предшествовала ему, среди прочего, своим решением исследовать моральные и политические вопросы, подвергая сомнению публично и конфиденциально мнения своих нефилософских современников. Его публичное сомнение в общепринятом мнении о добродетели и гражданстве привело к преследованию его родным городом Афинами по обвинению в нечестии и, в конечном итоге, к его казни. Защита, которую он дал перед лицом этих обвинений, увековеченных в трудах его учеников Платона и Ксенофонта, возможно, не спасла ему жизнь, но помогла обеспечить привилегированное место науки или философии в античном режиме, а затем и в западном мире.

Мир.

В защитной речи Сократа, как рассказывает Платон, приводятся аргументы, которые позже станут элементами стандартной защиты свободы слова. В рассказе Платона Сократ утверждает, что люди не могут не верить в то, во что они верят, и поэтому их следует исправлять, а не наказывать. Соответственно, единственное подходящее средство от ложных или злых учений — это истинные и здравые аргументы. Жители Афин, однако, никогда серьезно не задумывались о том, как научить горожан быть хорошими или почему они должны быть верны городу и его традициям. Только позволив гражданам подвергнуть сомнению эти традиции, кто-либо может прийти к познанию политики, которая одна только и может поставить такую ​​лояльность на прочный фундамент.

 

 

Поскольку эти аргументы, кажется, указывают на принцип свободы слова, поразительно, что в других диалогах Сократ не только не защищает свободу слова, но даже выступает против нее. В «Республике

» Платона Сократ, как известно, утверждает, что социальная стабильность, необходимая для его знаменитого «города в речи», требует, чтобы граждане «благородно лгали» об их происхождении и их политическом и экономическом положении в городе. Кроме того, образование класса опекунов включает в себя программу радикальной цензуры под строгим контролем философов, которые и проектируют режим, и руководят им. У Платона Законы , неортодоксальные взгляды на город и его богов исправляются не путем их открытого обсуждения, а путем частных встреч со зловеще-названным «ночным советом». Почему Сократ, так остро сознающий, что стремление к знанию требует открытости противоположным взглядам, считает необходимым не только подавлять инакомыслие, но даже сознательно поощрять ложь?

Здесь мы должны столкнуться с фундаментальным различием между политической философией Сократа и политической философией Просвещения, которая формирует современное, основанное на правах правительство и которая привела к принятию политического принципа свободы слова. Политические философы эпохи Просвещения питали гораздо большие надежды, чем Сократ и его ученики, на широкое распространение рациональности. Сомнения Сократа в его способности воспитывать граждан

en masse  выражается несколько яснее в рассказе Ксенофонта о суде над Сократом, чем в рассказе Платона. Ксенофонт утверждает, что Сократ не только не думал, что честный отчет о его заслугах спасет его от казни, но даже надеялся, что он обеспечит его казнь и спасет от склонения к старости. Другими словами, Сократ не думал, что большинство людей можно заставить смотреть на вещи философски с помощью публичных аргументов; самое большее, на что могут надеяться философы, — это научить философии очень немногих выдающихся студентов и, возможно, привить некоторую долю уважения к философии остальным. Эта точка зрения также предлагается 
Республика
, который изображает разумный город как управляемый одним или несколькими королями-философами, а не как наполненный разумными гражданами. Даже в рациональном городе разум принадлежит лишь немногим привилегированным.

 

 

Какими бы серьезными ни были эти сомнения в возможности просвещения, платоновская Апология может указывать на еще более серьезные сомнения в возможности рациональной политики. Ибо, хотя Сократ и утверждает там, что исправление посредством свободного исследования — единственный способ получить истинное гражданское образование, он не говорит, что такое образование возможно. На самом деле, Сократ лихо утверждает, что то, что было установлено его исследованиями

твердо  только в том, что никто , включая его самого, не обладает знанием добродетели, которое могло бы стать основой такого образования. Есть много способов интерпретировать смелое заявление Сократа о собственном невежестве, но ясно то, что, хотя Сократ понимал возможность рационально защищать стремление к моральной и политической мудрости, он не думал, что такая мудрость была доступна в его время. время. Он также не думал, что прогресс в направлении такого рода мудрости возможен, кроме как в том ограниченном смысле, в котором осознание своего невежества является своего рода прогрессом.

Таким образом, казалось бы, что Сократ видел проблему во мнениях или суждениях, которыми руководствуется каждое политическое сообщество, и что это восприятие привело его в конце концов к выводу, что единственный здравый политический принцип или принцип действия состоит в том, чтобы всем сердцем следовать мудрость. Другими словами, нужно жить философской жизнью, а не заниматься благоустройством города. Таким образом, для Сократа суждения граждан — даже элитных граждан — не могут подняться до уровня знания, не теряя при этом своего отчетливо политического характера. Следствием этого вывода является то, что политические споры об этих суждениях, поскольку они0023 политические никогда не будут по-настоящему свободными и открытыми, то есть никогда не будут философскими или научными. Любой закон или указ, устанавливающий свободу слова и неограниченное исследование, всегда будет лишь искусственным и запутанным изображением истинного или естественного принципа философского исследования.

 

 

Платон. Извинение . В  Четыре текста о Сократе: Платон и Аристофан . Отредактировано и переведено Томасом Г. Уэстом и Грейс Старри Уэст. Итака: Издательство Корнельского университета, 19.8

Найдите его на Amazon.

Онлайн-перевод на английский язык в Интернет-архиве классики

Греческий текст в проекте «Персей»


Платон. Республика Платона . Перевод Аллана Блума. 2-е изд. Нью-Йорк: Basic Books, 1991.

Найдите на Amazon.

Онлайн-перевод на английский язык в Интернет-архиве классики

Греческий текст в проекте «Персей»


Платон. Горгий . Перевод Джеймса Х. Николса-младшего. Итака: издательство Корнельского университета, 19.98.

Найдите на Амазоне.

Онлайн-перевод на английский язык в Интернет-архиве классики

Греческий текст в проекте «Персей»


Платон. Государственный деятель . Перевод Сета Бенардете. Чикаго: University of Chicago Press, 1984.

Найдите на Amazon.

Онлайн-перевод на английский язык в Интернет-архиве классики

Греческий текст в проекте «Персей»


Ксенофонт. Апология Сократа перед присяжными. В Под редакцией Роберта С. Бартлетта. Итака: Издательство Корнельского университета.

Найдите на Amazon.

Онлайн-перевод на английский язык в проекте «Персей»

Греческий текст в проекте «Персей»


Ксенофонт. Памятные вещи . Перевод Эми Боннетт. Итака: Издательство Корнельского университета, 2001.

Найдите на Amazon.

Онлайн-перевод на английский язык в Perseus Project

Греческий текст проекта «Персей»


Диоген Лаэртский. Жизнеописания выдающихся философов.  Отредактировано и переведено Тициано Доранди. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2017.

Найдите на Amazon.

Онлайн-перевод на английский язык в проекте «Персей»

Греческий текст в проекте «Персей»


Аристофан. «Облака». В  Четыре текста о Сократе: Платон и Аристофан. Отредактировано и переведено Томасом Г. Уэстом и Грейс Старри Уэст. Итака: Корнелл, 19 лет.84.

Найдите на Амазоне.

Онлайн-перевод на английский язык в Internet Classics Archive

Греческий текст в проекте «Персей»

 

Анастапло, Джордж. «Апология Платона Сократа ». В  Размышления о свободе слова и Первой поправке.  Лексингтон: The University Press of Kentucky, 2011.

Прочтите отрывок из проекта Muse или найдите его на Amazon.


Раух, Джонатан. «Расцвет гуманитарных наук». В Добрые Инквизиторы . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2013: 31–87.

В этой главе рассматривается различие между древними и современными взглядами на отношение науки к политике и необходимость регулирования речи, взяв за отправную точку Платоновскую республику .

Найдите на Amazon.

 

 

Шофилд, Малькольм. Платон: политическая философия.  Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2006 г.

Найдите на Amazon.


Краут, Ричард. Как читать Платона.  Лондон: Granta, 2008 г.

Найдите на Amazon.


Уэст, Томас Г. «Введение». В  Четыре текста о Сократе: Платон и Аристофан . Отредактировано и переведено Томасом Г. Уэстом и Грейс Старри Уэст. Итака: Издательство Корнельского университета, 1984.

Найдите на Amazon.


Блум, Аллан. «Интерпретативное эссе». В г. Республика Платона г. . Перевод Аллана Блума. 2-е изд. Нью-Йорк: Основные книги, 1991.

Найдите на Амазоне.


Лейбовиц, Дэвид. 2010.  Ироническая защита Сократа: апология Платона . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Найдите на Amazon.


Себелл, Дастин. 2015.  Сократический поворот: познание добра и зла в эпоху науки . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.

Найдите на Amazon.

Почему Сократ ненавидел демократию — Школа Жизни

Просмотры страниц 383941

Работа • Политика и правительство

Мы привыкли очень высоко ценить демократию и, соответственно, Древние Афины, породившую ее цивилизацию. Парфенон стал чуть ли не синонимом демократических ценностей, поэтому многие лидеры демократий любят фотографироваться среди его руин.

Поэтому очень поразительно обнаружить, что одно из великих достижений Древней Греции, философия, с большим подозрением относилось к другому ее достижению, демократии.

В диалогах Платона отец-основатель греческой философии Сократ изображается крайне пессимистичным в отношении всего дела демократии. В шестой книге «Республика » Платон описывает, как Сократ вступил в разговор с персонажем по имени Адеймантус и пытался заставить его увидеть недостатки демократии, сравнивая общество с кораблем. Если бы вы отправились в путешествие по морю, — спрашивает Сократ, — кто бы в идеале вам поручил решать, кто будет командовать кораблем? Кто-нибудь или люди, знакомые с правилами и требованиями мореплавания? Последнее, конечно, говорит Адеймантус, так почему же тогда, отвечает Сократ, мы все время думаем, что любой старый человек должен быть достоин судить, кто должен быть правителем страны?

Сократ считает, что голосование на выборах — это навык, а не случайная интуиция. И как любому навыку, этому нужно систематически обучать людей. Позволить гражданам голосовать без образования так же безответственно, как поставить их во главе триеры, плывущей на Самос во время шторма.

Сократу суждено было на собственном опыте испытать катастрофическую глупость избирателей. В 399 г. до н.э. философ предстал перед судом по сфабрикованному обвинению в развращении афинской молодежи. Присяжные из 500 афинян были приглашены для рассмотрения дела и с небольшим перевесом решили, что философ виновен. Он был казнен болиголовом в процессе, который для думающих людей ничуть не менее трагичен, чем осуждение Иисуса для христиан.

Важно отметить, что Сократ не был элитарным в обычном смысле этого слова. Он не верил, что голосовать должны лишь немногие. Однако он настаивал на том, чтобы к голосованию допускались только те, кто рационально и глубоко думал о проблемах.

Мы забыли это различие между интеллектуальной демократией и демократией по праву рождения. Мы дали право голоса всем, не связывая его с правом голоса. И Сократ точно знал, к чему это приведет: к системе, которой греки боялись больше всего, — к демагогии.

dēmos ‘народ’ + agōgos ‘ведущий

Древние Афины имели болезненный опыт демагогов, например, грубая фигура Алкивиада, богатого, харизматичного, красноречивого богатого человека, который подрывал основные свободы и помогал подтолкнуть Афины к их катастрофическим военным авантюрам на Сицилии. Сократ знал, как легко люди, стремящиеся к избранию, могут использовать наше стремление к легким ответам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *