Политика киевских князей древнерусского государства: Внешняя политика киевских князей X века

Внешняя политика киевских князей X века

Период: VI-IX века. автор: Всемирная История

Голова ангела. Мозаика Михайловского монастыря в Киеве. Деталь. XI век.

Внешняя политика Древнерусского государства выражала интересы растущего класса феодалов, расширявшего свои владения, политическое влияние и торговые связи. Стремясь к покорению отдельных восточнославянских земель, киевские князья приходили в столкновение с хазарами (тюрки-кочевники, подчинившие ряд славянских племён и основавшие свое государство в низовьях Волги).

Продвижение к Дунаю, стремление овладеть торговым путём по Чёрному морю и крымским побережьем приводило к борьбе русских князей с Византией, старавшейся ограничить влияние Руси в Причерноморье. В 907 г. князь Олег организовал поход морем на Константинополь. В русском флоте, по сообщению летописей, было 2 тыс. ладей, в каждой из них находилось по 40 человек. Византийцы вынуждены были просить русских о заключении мира и заплатить контрибуцию.

По мирному договору 911 г. Русь получила право беспошлинной торговли в Константинополе.

В княжение Игоря были предприняты два новых похода на Византию. Во время первого похода (в 941 г.) русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии, но в решающей битве византийцы нанесли поражение русскому флоту, спалив часть его «греческим огнём» (горючей смесью). Второй поход (944 г.) закончился новым мирным договором, менее выгодным для Руси, чем договор 911 г.

Киевские князья предпринимали походы и в более отдалённые земли — за Кавказский хребет, к западному и южному побережьям Каспийского моря (походы 880, 909, 910, 913—914 гг.). В последнем из этих походов участвовало до 50 тыс. человек, а в море вышло до 500 кораблей. В 913 г. русскими войсками был занят один из островов близ Баку. Во время похода 944 г. русские овладели важным центром Закавказья городом Бердаа, но не могли здесь надолго закрепиться из-за сопротивления местных жителей.

Восточная политика Святослава Игоревича имела своей целью выход к морю, овладение волжским путём, укрепление в устьях Дона и расширение связей с Ираном и Средней Азией.

Походы войск Святослава в 60-х годах X в. закончились подчинением Волжской Болгарии, разгромом и уничтожением хазарского каганата, занятием городов Саркела, Итиля, Семендера. Были расширены и русские владения на Северном Кавказе, подчинены земли осетин и черкесов (ясов и касогов). Власть Руси распространилась на берега Керченского пролива, где город Тмутаракань стал крупной русской гаванью. Древнерусское государство стремилось укрепиться в низовьях Дуная (в землях, население которых политически зависело от Болгарии).

В период упадка Первого Болгарского царства Византия пыталась столкнуть между собой Русь и Болгарию, которая в начале X в. нанесла Византии серьёзные поражения. Византия рассчитывала ослабить Болгарию и в то же время отвлечь внимание Руси от Херсонеса. Святослав вмешался в византийско-болгарскую борьбу, но отнюдь не в интересах византийской дипломатии, а в целях расширения владений Руси. В результате первого похода Святослава на Балканы в 968 г. его войска заняли ряд городов по Дунаю (Переяславец и др.

).

Ввиду нападения печенегов на Киев войска Святослава были вынуждены вернуться из Болгарии на Русь. Во время второго похода на Балканы в 969 г. Святослав действовал уже в союзе с болгарами против Византии. Русско-болгарские войска, к которым присоединились венгры, вступили в Филиппополь (Пловдив), заняли Фракию, прошли Македонию. Лишь собрав большие силы, византийскому императору Иоанну I Цимисхию удалось взять Великую Преславу. После кровопролитной битвы у Доростола войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. На обратном пути князь был убит печенегами (972 г.). Неудача похода русских привела к тому, что Восточная Болгария попала под власть Византии.

Много сил требовала от Руси борьба с печенегами. Появившись в IX в. из междуречья Волги — Яика, печенеги обосновались в Северном Причерноморье, между Доном и Дунаем, нападая при поддержке Византии на русские границы. При князе Владимире Святославиче на юге страны была возведена линия укреплений по рекам Стугне, Ирпени, Трубежу и др. и реконструированы городские укрепления Киева.

Внешняя политика первых русских князей в таблице

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1260.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1260.

Согласно «Повести временных лет» в 862 году вождь Рюрик был приглашен славянами из-за моря для княжения над ними. Так начало формироваться одно из самых крупных государств Средневековья – Русь. Но что позволило ей достичь больших территориальных размеров? Следует разобраться, какой же была внешняя политика первых русских князей.

Рюрик и Олег

Как известно, Рюрик пришел не один. Сам он сел княжить в Новгороде, а своих братьев Сиенуса и Трувора посадил на княжение в Белоозере и Изборске соответственно. Задачей Рюрика было объединить вокруг себя все близлежащие племена, что он и сделал, обложив их данью и заложив основы будущего государства.

Рис. 1. Призвание варягов на Русь.

В 879 году Рюрик умер. Князем должен был стать его сын Игорь, но ввиду малолетства, бразды правления взял на себя ближайший соратник первого князя – Олег.

В 882 году Олег подчиняет своей власти город Киев и переносит туда столицу, назвав его «Матерью городов русских».

Захватив Киев, Олег установил контроль за рекой Днепр, что позволило Руси полностью контролировать важный торговый путь «Из варяг в греки». Также благодаря захвату Киева были подчинены словене, кривичи и меря.

В 907 и 911 годах Олег с дружиной совершает два военных похода на Византию, итогами которых стали заключение выгодных для Руси беспошлинных торговых договоров и получение дани с ромеев.

Правление Игоря и Ольги

В 912 году Олег умирает и великим князем становится Игорь. Его правление началось с подавления восстания древлян, которых он обложил еще большей данью.

По договору с Византией, Игорь пошел войной на хазар, но потерпел поражение у города Самкерц на Таманском полуострове.
Игорь продолжил политику Олега и совершил два похода на Византию. Поход 941 года закончился крайне неудачно – флот славян был сожжен греческим огнем, а пленные воины казнены в Царьграде.

В 944 году Игорь предпринимает второй поход, в ходе которого была разорена большая часть Балкан. Был заключен договор, отменяющий беспошлинную торговлю и обязующий Русь защищать византийский Крым.

В 943 или 944 году русами был совершен набег на столицу Кавказской Албании город Бердаа. Проведя в городе около полугода, русы ушли оттуда, забрав с собой женщин, детей и прочую добычу.

В 945 году Игорь был убит древлянами за попытку собрать дань второй раз. Новым князем стал юный Святослав, а регентом при нем стала супруга Игоря – Ольга. В 946 году восстание древлян было жестоко подавлено.

В 957 году Ольга посетила Константинополь с целью наладить торговые, культурные и военные связи с Византией. Для укрепления отношений с ромеями Ольга приняла крещение в соборе святой Софии.

Рис. 2. Крещение княгини Ольги.

В 960 году русское войско помогало ромеям в обороне Крита от арабов. В 969 году Ольга скончалась.

Правление Святослава

О личности князя Святослава ходят легенды. Согласно историкам, он не любил и не создан был править. Его уделом была война, которой он посвятил всю свою жизнь. Подводя итог внешней политике Святослава и его предшественников, сформируем таблицу внешняя политика первых русских князей.

Имя

Годы правления

Внешнеполитическая деятельность

Рюрик

862-879

Олег

879-912

907, 911 – походы на Византию

Игорь

912-945

941,944 – походы на Византию

Ольга

945-969

946 – подавление восстания древлян

957 – поездка в Византию

960 – помощь ромеям в обороне Крита от арабов

Святослав

945-972

965 – уничтожение Хазарии

968-969 – война с Болгарским царством

970-971 – русско-византийская война

Святославу удалось решить главную восточную проблему Руси – он уничтожил Хазарский каганат, совершавший постоянные набеги на Русь и облагавший данью приграничные славянские племена. Мечтая доказать свое величие полководца, он ввязался в войну с Византией и в героической битве при Доростоле доказал это. Возвращаясь в Киев, он был убит печенегами на Днепровских порогах.

Рис. 3. Князь Святослав Игоревич.

Что мы узнали?

Внешняя политика первых русских князей была направлена на укрепление и расширение границ молодой Руси, а так же повышения уровня их безопасности. Их задачей было сохранить целостность государства и подчинение всех славянских племен одному центру – Киеву.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Джамал Курбанов

    10/10

  • Вера Сидарюк

    7/10

  • Иван Перфильев

    10/10

  • Мурад Багилов

    10/10

  • Владислав Печенкин

    10/10

  • Константин Костин

    10/10

  • Елена Бутова

    10/10

  • Юрий Ратуш

    10/10

  • Мария Ботвина

    10/10

  • Ann Kryzerow

    8/10

Оценка доклада

4. 5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1260.


А какая ваша оценка?

Путинский Крым Мифотворчество | Wilson Center

Успешное возвращение Крыма в 2014 году стало переломным моментом для растущего русского национализма с имперским сознанием. Тусклая реакция Запада подпитывала веру Путина в то, что он может захватить территорию у Украины и остаться безнаказанным, что в конечном итоге привело к полномасштабному вторжению в феврале 2022 года после восьми лет гибридной войны на Донбассе.

В то время как успешные вторжения Путина в Украину с 2014 по 2022 год отчасти обязаны вялой реакции Запада на фоне всеобщего недоверия, ложная логика российского президента для этого исходит из глубокого колодца истории и национальных образов.

Ранние истоки мифотворчества

Крымский полуостров, расположенный на берегу Черного моря, на протяжении тысячелетий был важным стратегическим районом. Полуостров изначально был заселен несколькими группами степных кочевников и горцев. Он был колонизирован древними греками в начале седьмого века до нашей эры вместе с другими районами северного побережья Черного моря.

В течение следующих полутора тысячелетий Крым оставался в основном греческим по культуре, поскольку он находился под контролем различных эллинистических государств, а затем Византийской империи. Однако в разное время части полуострова занимали также хазары, генуэзцы и другие народы. Евреи селились в Крыму с древних времен и образуют несколько отдельных общин в регионе.

Согласно средневековой Первичной летописи Киевской Руси, в 988 году Владимир Великий, древний киевский князь, захватил город Херсонес, принадлежавший Византийской империи, что привело к браку между Владимиром и византийской принцессой Анной Порфирогенитой. Брачно-политический союз между империей и Русью зависел от крещения Владимира в христианской православной вере, которое он вместе с другими представителями киевской элиты совершил здесь же, в Херсонесе. В то время как другие средневековые источники предполагают, что Владимир был крещен в своем имении под Киевом за год до своего крымского похода, преобладающей стала версия Первого летописного свода. В течение нескольких столетий никто не знал точно, где именно находился древний Херсонес, так как город был в конце концов заброшен.

С падением Византийской империи Крым был завоеван монгольской Золотой Ордой. Вскоре сепаратистское Крымское ханство взяло под свой контроль полуостров, а позже стало протекторатом Османской империи. Благодаря удобному географическому положению полуострова, непосредственно граничащего с российскими степями, татары Крымского ханства использовали Крым для вторжения в Россию для захвата рабов, что побудило московских царей повернуть свою колониальную экспансию в Причерноморье. В конце концов, Екатерине Великой удалось победить османов и аннексировать Крым в 1783 году. Затем императрица основала Севастополь, ныне крупнейший город Крыма, который стал базой российского Черноморского флота.

Как и Владимир Путин, Екатерина Великая любила историю, и, как и Путину, ей также нужно было узаконить притязания России на полуостров и другие южные окраины, которые она назвала Новороссией (Новая Россия). Екатерина поручила найти Херсонес, который в итоге оказался в Крыму, недалеко от Севастополя, тем самым установив историческую претензию на полуостров на основании крещения древнего князя и военной победы.

Конечно, князь Владимир был киевлянином, а не москвичом, но в то время Российская империя правила Киевом и представляла себя правопреемницей Киевской Руси. Императрица также видела в России правопреемницу Византийской империи и мечтала отбить Константинополь у турок. Крым, таким образом, имел два особых значения в государственном мифе, созданном в екатерининскую эпоху, — как место зарождения русского христианства и как место, соединяющее Византийскую и Российскую империи через древнюю Киевскую Русь.

Последующая политика российской колонизации Крыма привела к его значительной русификации, поскольку Российская империя начала строить новые города и переселять своих славянских крестьян в недавно завоеванный регион. Корона отобрала у прежних владельцев земли и перераспределила их между русским дворянством. Крымские татары были экономически, юридически и политически порабощены.

Тем не менее, на протяжении тысячелетий Крымский полуостров формировал уникально разнообразную этническую, языковую и религиозную среду. Однако процесс русификации ускорился в ХХ веке, когда гитлеровский геноцид и сталинский террор привели к Холокосту крымских евреев и депортации крымских татар, армян, болгар и греков в отдаленные регионы.

События после Второй мировой войны

В 1954 году преемник Сталина Никита Хрущев в административном порядке передал Крым Украине по ряду экономических и политических причин. Конечно, когда Хрущев это сделал, он не ожидал, что Советский Союз не переживет ХХ век. После распада Советского Союза Крым стал частью независимой Украины, продолжая принимать российский Черноморский флот.

Потеря полуострова, известного своей увлекательной историей, природной красотой и благоприятным климатом, вызвала сильное негодование у многих россиян. Тем не менее, Крым был местом тесного российско-украинского сотрудничества. Россия неоднократно признавала существующие границы Украины, в том числе в 1994 Будапештский меморандум о гарантиях безопасности для Украины и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве 1997 г. между Украиной и Россией.

Современность: сакральный символизм

Когда Россия захватила Крым в 2014 году, Кремль не только воспользовался обидой постсоветской России по поводу потери любимого полуострова, но и привел исторические и религиозные аргументы, чтобы узаконить аннексию. В своем выступлении 18 марта 2014 года Владимир Путин заявил, что полуостров имеет «сакральное и цивилизационное» значение для России, являясь предполагаемым местом крещения Владимира Великого, древнего князя Киевского.

Крым, по словам Путина, всегда был «неотъемлемой частью России», и его передача Советской Украине была ошибкой. Таким образом, Россию просто «ограбили» после распада Советского Союза, когда полуостров остался в составе Украины. Народ Крыма пострадал от этой несправедливости, заявил Путин, и особенно пострадал от попыток украинского правительства «ассимилировать его», лишив его «исторической памяти» и «родного языка».

Февральская революция на Майдане 2014 года стала последней каплей для народа Крыма, которая привела его к организации референдума 17 марта 2014 года, на котором подавляющее большинство проголосовало за «воссоединение» с Россией, используя свое право на самоопределение. .

Неоимпериализм   Нуждается в мифах, но угрожает безопасности   и нарушает Интернационал   Закон 9000 8

Использование Путиным риторики, разработанной Екатериной Великой, — лишь один пример привычки Кремля перерабатывать и перепрофилировать пропагандистские тропы для своих стратегических нужд. Укрепление Путиным мифа о Крыме как обладающем цивилизационным статусом для России, что представляло собой попытку узаконить аннексию, возвысило символический статус стратегического полуострова, превратив его в один из краеугольных камней российской неоимпериалистической идеологии.

Лично для Путина возвращение Крыма стало его самым важным наследием, которое он надеялся оставить в учебниках истории. Действительно, даже некоторые из самых стойких критиков Путина, включая Алексея Навального, признали в 2014 году, что, хотя то, что сделал Путин, было незаконным, Крым должен был остаться с Россией в обозримом будущем (с тех пор Навальный изменил свое мнение).

После поглощения Крыма Кремль начал реколонизацию полуострова. В то время как десятки тысяч крымских татар и украинцев переселились из Крыма после аннексии 2014 года, их заменил большой приток граждан России, которые поселились на полуострове. Оставшихся крымских татар часто преследуют. Политика, вызвавшая перемещение крымского населения и стимулировавшая реколонизацию Крыма Россией, удалила потенциально враждебное население из важного милитаризованного региона и еще больше укрепила миф о присущей Крыму русскости.

Успешная легитимация аннексии Крыма через апелляцию к историческому утверждению открыла банку с червями. Инструментализация Путиным истории и религии для своих политических нужд стала еще более наглой: если Россия имеет право на Крым из-за крещения там киевского князя, то Россия имеет право решать судьбу Киева и всей Украины. При такой логике, которую неоднократно озвучивал Путин в ряде статей и выступлений, русские и украинцы — одинаковые люди, только Россия лучше и сильнее.

Аннексировав Крым, Путин отверг международное право и подарил россиянам национальную идею, в которой доминируют искаженные исторические утверждения и грубая сила. Крым играет центральную роль в российской империалистической идеологии и пропаганде, которая продолжает стирать разнообразную историю полуострова, представляя русских его коренным населением.

Для Запада захват Россией территории Крыма и вторжение в Донбасс стали фундаментальным вызовом, на который Запад ответил серией осуждений, некоторыми неэффективными санкциями и пощечиной Путину. Западная политика умиротворения, продолжения торговли и опоры на российские ископаемые виды топлива позволила Путину начать войну масштабов, невиданных в Европе с 19 года.45. Возвращение Крыма Украине, когда бы это ни произошло, не только восстановит международный порядок. Это также могло бы нанести сокрушительный удар по неоимперским устремлениям России, что необходимо для достижения безопасности в регионе, и способствовало бы восстановлению самой России как демократической и процветающей страны.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно автору и не отражают точку зрения Института Кеннана.

Мнение | Извините, г-н Путин. Украина и Россия не одно и то же.

Как оказалось, президент Украины Владимир Зеленский тоже имеет некоторое отношение к написанию истории. Популярный комик, он снялся в ситкоме об обычном учителе истории, который случайно становится президентом и пытается исправить коррумпированную политическую систему. Он был правдоподобен в этой роли и, что невероятно, без какого-либо предыдущего политического опыта, в итоге был избран настоящим президентом Украины в возрасте 41 года9.0003

Телевизионная роль Зеленского изображала его героя, рассказывающего детям о темных страницах истории Украины, когда она была частью Российской и Советской империй, но продюсеры не останавливались на этом. Они хотели привлечь более широкую аудиторию, включая тех украинцев, которые говорили дома по-русски и ностальгировали по советским временам, а также тех, кого не волновала история или идентичность. И они преуспели в ошеломляющей победе Зеленского во втором туре в 2019 году, когда он набрал 73 процента голосов над действующим Петром Порошенко.

Зеленский пришел к власти как противоположность украинскому националисту — он еврей-русскоязычный, которому трудно говорить по-украински, и многолетний оптимист, утверждающий, что можно найти простые, основанные на здравом смысле решения основных проблем. Но даже он не смог угодить России. После непродолжительного периода неопределенности российские государственные СМИ начали осуждать его как покорного слугу Запада. Совсем недавно его изображали западным лакеем, готовым в любой момент напасть на Россию от имени Запада.

Зеленскому такое, конечно, не пришло бы в голову даже в самом страшном сне. Но с тех пор, как он вступил в должность, его риторика действительно заметно изменилась. Теперь он звучит более патриотично, и да, он часто говорит об истории, особенно о том, как трудно Украине прощаться со своим бывшим имперским хозяином, с которым она до сих пор имеет общую границу. В трансформации Зеленского российское руководство должно винить только себя.


Сегодня многие россияне разделяют заблуждение Путина о том, что Украина всегда была частью России. Правда намного сложнее.

В середине 9 века, когда группа викингов, называвших себя «русами» (произносится как «роос»), установила контроль над славянами, проживающими на территории современной центральной Украины и северо-западной России, они сделали Киев своей столицей. Москве не предстояло еще два столетия, а когда и была, то это было маленькое поселение в глубине лесов на далеком рубеже средневековой Руси. Местные славяне, которые со временем стали идентифицировать себя как народ русской земли, называли себя русинами — название, которое в некоторых частях юго-западной Украины сохранилось до 20 века. Сегодня три восточнославянских народа Украины, Беларуси и России заявляют, что Киевская Русь является их наследием, хотя центр древней Руси и ее столица Киев входят в состав современной Украины.

Для такой бывшей империи, как Россия, тревожно осознавать, что то, что она считает своей средневековой столицей и резиденцией своей первой династии, теперь находится «за границей». В Киеве похоронен величайший легендарный витязь русского эпоса Илья Муромец, и именно здесь великий князь Владимир Святой крестил русинов в православных водах великого Днепра. Ленин и Путин, известные по-русски как Владимир, обязаны ему своими именами.

Но поскольку средневековые франки времен Карла Великого не были ни французами, ни немцами, было бы ошибкой пытаться присвоить русинам какое-либо современное этническое обозначение. Они говорили на многих восточнославянских диалектах, из которых столетия спустя развились современные украинский, белорусский и русский языки. Язык церкви и государства, старославянский, был заимствован у балканских славян и мало кто на Руси его хорошо знал. То, что Русь приняла восточное (или православное) христианство из Византийской империи, позже обозначит ее отличие от католиков и протестантов в Европе, но этот раскол оставался неразвитым в киевские времена.

Только после монгольского завоевания в середине 13 века выкристаллизовались культурные различия между княжествами, ранее принадлежавшими киевским великим князьям. Эти разногласия вскоре стали политическими, особенно после того, как западнорусские княжества оказались под властью Литвы и Польши. Тем временем среди восточных княжеств князья Московии росли у власти как вассалы монголов, прежде чем в конечном итоге отвергли власть своих хозяев.

Когда два мира с центром в Киеве и Москве снова встретились в 1654 году, они не могли понять друг друга — не из-за языка, а из-за совершенно разных политических моделей. Из восточнославянского населения, свободно жившего в южных степях Речи Посполитой, возникла новая социальная группа — запорожские казаки, первоначально терпимые польскими воеводами как военный бастион против османских нашествий и татарских набегов, направленных на обеспечение пленными рабами. рынки в Крыму или Стамбуле. Украинские казаки также стали считать себя защитниками православного народа Руси от католиков-польских помещиков. После многих казачьих восстаний против Польши одно из них под предводительством гетмана (казачьего генерала) Богдана Хмельницкого в 1648 году превратилось в массовую крестьянскую и религиозную войну, в результате которой польский король предоставил действительную независимость казачьему региону на территории нынешней центральной Украины. Когда война быстро возобновилась, Хмельницкий попросил «покровительства» у православного московского царя. По прибытии московских послов в 1654 г. казачьи старшины ожидали от обеих сторон присяги: они — признания царской власти, а послы — обещания от имени царя уважать казачьи права и свободы. Однако москвичи сопротивлялись, настаивая на том, что их царь — самодержец, неподотчетный своим подданным. В конце концов казаки принесли присягу, но историки до сих пор спорят о том, что они имели в виду, принимая «защиту» Москвы.

Несомненно, что имели в виду цари. Вскоре они установили русские гарнизоны в крупных украинских городах и начали ограничивать автономию казацкой администрации, особенно после отчаянной попытки в 1709 году искать у Швеции защиты от русских. Стремясь упорядочить российское имперское управление, Екатерина II сосредоточилась на поглощении Украины, которую она хотела ассимилировать с Россией. В 1764 году Екатерина II заставила последнего гетмана уйти в отставку, а затем стерла с лица земли последние остатки казачьей автономии. Во время разделов Польши она также приобрела украинские земли, которые Польша сохранила после войн с Хмельницким. К 1793, по случаю собирания под свой скипетр большей части бывших русских земель, Екатерина приказала отчеканить медаль со словами: «Что отторгнуто, то я восстановила».

Но вот настал век современного национализма.

Люди с украинскими флагами маршируют в честь первой годовщины революции на Майдане, свергнувшей президента Украины Виктора Януковича. | Шон Гэллап / Getty Images


Американская и Французская революции , а также идеи немецких философов-романтиков поощряли 19Украинские интеллектуалы 19-го века считали, что суверенитет принадлежит народу и народу, представленному крестьянами. Вместо того, чтобы добиваться возвращения казачьей автономии, они разработали новое представление об Украине как территории, в которой языковые и этнические критерии идентифицировали большинство населения как украинцев.

Затем последовали публикации на современном украинском языке, в первую очередь поэзия национального барда Тараса Шевченко (1814–1861). Российская империя не особенно хорошо ответила на вызов современной государственности; он больше сосредоточился на воспитании лояльности к династии и православной религии. Однако на украинских землях российские власти определили саму современную украинскую культуру как вызов русско-православному ядру имперской власти. В 1876 году Александр II полностью запретил издание книг на украинском языке. Почти одновременно местные русины (или «русины» в австрийской терминологии) в империи Габсбургов сделали свои первые шаги к участию в политической жизни и начали мобилизацию крестьян на национальное дело. В 189Украинские активисты в обеих империях перешли на использование этнического обозначения «украинцы» вместо имен, производных от «рус», что могло привести к тому, что их могли принять за русских. Название Украина, что означает пограничье, применялось к территории, которая сейчас является центральной Украиной, по крайней мере, с 16 века.

Одной из главных целей России в Первой мировой войне был захват габсбургских украинских территорий, сокрушение тем самым украинского национализма и завершение собирания древних русских земель. Вместо этого война привела к краху империи и созданию двух украинских республик — по одной по обе стороны от бывшей российско-австрийской границы. Эти республики объединились в 1919 в недолговечной Украинской Народной Республике. Каким бы кратким оно ни было, это воссоединение показало, что всякое «собирание» русских земель теперь могло происходить только с позиции признания существования современной украинской нации. Действительно, большевики, которым вскоре удалось отвоевать большую часть украинских территорий бывшей Российской империи, почувствовали себя обязанными создать марионеточную Украинскую советскую республику, которая была одним из основателей Советского Союза в 1922 году.

Советский диктатор Иосиф Сталин, который участвовал в усилиях большевиков по восстановлению Украины, никогда не забывал об угрозе, которую идея независимой Украины представляла для большевистского проекта. Он также интерпретировал украинскую проблему как прежде всего крестьянскую проблему. Заключительные бои 1917-я революция в Российской империи разыгралась на Украине еще в начале 1930-х гг. Сталин сначала навязал украинскому крестьянству коллективное хозяйство, а затем подавил украинское сопротивление двойным ударом организованного государством голода 1932–1933 годов, унесшего жизни около четырех миллионов человек, и одновременных массовых репрессий против украинской интеллигенции. В совокупности эти события известны в Украине как Голодомор («убийство голодом») — геноцид современной украинской нации, достигшей совершеннолетия во время революции. Что характерно, Россия как правопреемница СССР отказывается признавать Голодомор.

Когда Сталин в 1939 году заключал пакт с Гитлером о разделе Польши, он руководствовался той же великодержавной логикой, что и Екатерина II, но претендовал на новые территории не во имя древней Руси, а во имя современной Украины . Именно УССР должна была получить от Польши украинские территории — часть из них досталась в наследство от бывшей империи Габсбургов, а часть отвоевана у большевиков во время революции. В период с 1939 по 1945 год Сталину удалось объединить в Украинскую Советскую Социалистическую Республику практически все этнографические украинские земли и приступить к их ассимиляции русской культурой.

Его преемник Никита Хрущев с энтузиазмом продолжил это дело. Тем не менее, каждому советскому лидеру приходилось бороться с силой украинской идентичности в самых западных регионах, которые никогда не входили в состав Российской империи и имели лишь краткий опыт советского коммунизма. К началу 1950-х годов Кремлю удалось с большим трудом подавить там националистическое восстание.

С точки зрения русского национализма передача Хрущевым в 1954 году Крымского полуострова из Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Украинскую Советскую Социалистическую Республику кажется серьезным оскорблением национальной гордости России. Однако советские лидеры свободно изменяли границы между республиками, когда того требовала экономическая и политическая рациональность. В 1924, например, они перенесли Таганрогский район (родина драматурга Антона Чехова) из Украины в Россию, несмотря на украинское большинство там, а в 1940 году из автономной молдавской территории на Украине создали новую Молдавскую республику. Однако в случае с Крымом у Хрущева был скрытый политический мотив — сделать Украину более «русской», поскольку этнические русские недавно стали большинством на полуострове в результате сталинской геноцидной депортации крымских татар в 1919 г.44.

Неспособность Советов погасить украинскую национальную идентичность стала очевидной во время реформ Михаила Горбачева в конце 1980-х годов, когда Украина последовала примеру прибалтийских республик в их решительном отказе от Советского Союза, формально распавшегося в конце 1991 года. Западные комментаторы в то время ожидали войны между Россией и Украиной, перспектива усугублялась наличием на украинской территории третьего по величине в мире ядерного арсенала — распадающегося советского, над которым Украина никогда не имела оперативного контроля.

Тем не менее, после распада Советского Союза не произошло краха в югославском стиле, отчасти потому, что президент Борис Ельцин изначально позиционировал свою новую независимую Россию как противоположность деспотической советской империи. Он тоже в конце концов проникся имперской ностальгией, но не раньше, чем Украина отказалась от своего ядерного оружия в соответствии с Будапештским меморандумом 1994 года, согласно которому три ядерные державы — Россия, США и Великобритания — также гарантировали суверенитет и целостность Украины. его границ. Тогда русские и украинцы еще могли вместе мечтать о демократическом и благополучном будущем как соседи.

Антиправительственные протестующие охраняют периметр площади Независимости в Киеве во время протестов на Майдане в 2014 году с целью свержения президента Украины Януковича. | Брендан Хоффман / Getty Images


Что вы можете сделать , когда ваш бывший имперский хозяин заявляет, что не может жить без вас? Историческая статья Путина, опубликованная прошлым летом, по сути является заявлением о безответной любви и иллюстрирует основную проблему России по отношению к Украине: Россия считает себя не нацией, а империей.

После трех десятилетий независимости все меньше украинцев могут представить себя живущими в одном политическом пространстве с авторитарной Россией. Две народные революции на Украине — Оранжевая революция (2004–2005 годы) и Революция Достоинства (2013–2014 годы) — были направлены не просто против пророссийских политиков, а против политической модели, которую лучше всего представляет путинская Россия. Теперь, когда Россия аннексировала Крым и де-факто контролирует часть промышленного региона Донбасс, доля сторонников Путина в Украине резко сократилась, отчасти потому, что эти регионы были наиболее пророссийскими в Украине, а также потому, что российская военная оккупация привела к длительной, затяжной войне и массовому перемещению населения.

Другими словами, в результате действий Путина на Украине страна стала еще более антироссийской.

Отдельная этническая идентичность Украины бросает вызов самому видению Россией себя как империи, а политическая идентичность Украины бросает вызов путинской авторитарной политической модели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *