Эдем, Наталья Тюрина — Блог Наталья Тюрина
Фото: Наталья ТюринаКогда Ольге Ивановне Ташковой исполнилось двадцать шесть лет, она перестала ждать от жизни сюрпризов и решила выйти замуж за человека без рук. Вернее, руки-то у него были, и даже были все десять пальцев, и ногти на них, всегда одинаково длинные и грязные. И все в будущем муже устраивало Ольгу Ивановну, кроме этой грязи под ногтями.[no_access]
Избранник ее был уже не молод, но и не стар, имел широкую спину, придающую ему внешнюю стабильность, которая усиливалась низким его ростом. Не весел, зато и не вертопрах, хорошо зарабатывал и был нерасточителен. Нет, ничто в нем не вызывало в Ольге Ивановне сомнения, кроме чистоты рук, и тогда она решила, что просто не станет их замечать, и весь свой быт с Шарлем, а именно так его звали, устроит таким образом, как будто бы он был безруким инвалидом. Заставить его отмыть грязь под ногтями она не могла, но надеялась, что со временем мужа победит. Ведь Шарль был французом, а Ольга Ивановна – русской красавицей с длинной косой и силой воли. Выросла она не в богатом демократическом обществе, где все свободны жить, кто как хочет, а в обществе бедном и военном. А в армии главное, помимо дисциплины, соблюдать гигиену. Наличие блох и грибков приравнивалось к неподчинению приказу и наказывалось. Школьные дни начинались с осматривания ушей, рук и голов. Каждый школь-ник знал, что из-за грязных портянок и грибка на ногах можно проиграть войну. Блохастых отсылали домой, грязные руки отмывали на месте. Два раза в год дети приносили санитару школы спичечную коробочку с калом для проверки на глистов. Больных в класс не допускали, чтобы не заражали товарищей. Ольга Ивановна маленькой еще по собственному желанию записалась в санитары. Санитарами были те дети, которым давали белую, с красным крестом повязку на руку и ставили у входа в школу, чтобы осуществлять досмотр других детей. Одноклассники Ольги Ивановны очень ее боялись и уважали. Она же чувствовала себя царицей, имеющей власть казнить или миловать. Такой режим развивал в школьниках, помимо нетерпимости, брезгливость, и в части брезгливости Ольге Ивановне не было равных.
Она никогда не пользовалась общественными туалетами и мучилась от этого животом, не любила сопливых детей, мыла с марганцовкой овощи и фрукты и страшно не любила ходить на ужины в гости, потому что не доверяла чужим домашним работницам, не говоря о самих хозяевах. С мужчинами она не строила из себя неприступную крепость, как полагается приличным девицам, а, напротив, вела себя по-гусарски незатейливо… Непривычные к такой прямоте господа потирали руки и радовались, что попали на женщину не только интересную во всех отношениях, но и темпераментную. Однако то, что они принимали за легкость нрава, было не чем иным, как в буквальном смысле проверкой их на вшивость. Просто в интимной обстановке Ольге Ивановне легче было понять, насколько новый ее знакомый чистоплотен, и выясняла она этот вопрос без обиняков. Оттого, что молодая женщина расставалась с почитателями ее прелестей быстро и не объясняя причин, за ней закрепилась репутация «пожирательницы мужчин».
Впервые Шарль увидел Ольгу Ивановну на выставке. Она всем отличалась от толпы зрителей и сама похожа была скорее на экспонат – яркий, большой и немного вульгарный. Глядя на нее издалека, Шарль подумал, что мог бы влюбиться в русскую красавицу. Ее репутация его не только не смущала, а льстила ему. Он полагал, что, заведя взбалмошную жену, по которой сохли многие мужчины, завоюет у них авторитет, и, не мудрствуя лукаво, сделал Ольге Ивановне предложение вскорости после того, как их друг другу представили.
Для начала Ольга Ивановна переименована Шарля на германский манер в Карла. Ольга Ивановна была поклонницей немецкой литературы и музыки Вагнера, а Шарль был оппортунистом и подумал, что стать Карлом было выгодно не только ради хорошего настроения жены, но и из соображений политико-экономической обстановки в Европе. Германия доминировала, и ее нужно было слушаться. Вероятность оказаться под началом немецких руководителей была велика, да и вообще сентенцию о невозможности сидеть на двух стульях, по мнению Карла, выдумали лентяи.
У Карла был сад.
Несмотря на свою работу, отягченную публичностью и требующую от него часто быть в светских местах с накрахмаленными манжетами, Карл постоянно ковырялся в земле и ездил за тридевять земель за различной рассадой и цветочными луковицами, чтобы посадить их в саду своего дома. Именно из-за сада руки Карла были невыносимо грязны. Все его заработки и, главное, вся энергия уходили если не на поиск и покупку нужных кустов, то на книги по ботанике и альбомы с фотографиями всевозможных парков мира, которые он читал и рассматривал, пока не захрапит в садовом кресле-качалке или покуда не падет на главу его проливной дождь. Он разговаривал с листьями и цветами, мог целый час, застыв, как варан, смотреть на палку бамбука, случалось ему спорить с деревьями и даже кричать на саженцы. На людей, не знающих, что растения умеют говорить, Карл производил впечатление сумасшедшего. На работе он был добросовестным кадром и выполнял все, что ему поручали. Но к вечеру он начинал нервничать, как человек, боящийся опоздать на поезд, вполуха слушал сотрудников, раздражался без причины и ни на чем не мог сконцентрироваться. Он не шел – летел домой, а там с шумом распахивал дверь веранды и врывался в сад. В ту же секунду движения его замедлялись, как будто он попадал в банку с маслом. Он закуривал и начинал долгий разговор со своими зелеными друзьями. При первой же возможности Карл Портье совершенно отказался от карьеры и вышел на пенсию, чтобы полностью посвятить себя растениям. Ему было совершенно все равно, что и как происходило внутри его дома. Собственно, в доме он бывал редко, и любые разговоры об обустройстве зала или спален его не просто не интересовали, а выводили из себя. Когда-то в молодости он купил себе мебель, страшно неудобную, какую любят нотариусы и в которой нельзя было даже толком посидеть с приятелем и поговорить о политике. Потому в дом к Карлу никто не ходил. Обеденного стола у него тоже не было, а стулья были железные и тяжелые. Оттого, что в доме не было никакой жизни, постепенно все покрывалось пылью, и домашние работницы, понимая, что вряд ли кто-то увидит обветшание, переставали что-либо мыть и убирать.
И даже если Карл замечал плохую их работу и недобросовестность, он никого не увольнял, потому что боялся любых изменений в быту и все новое считал заранее плохим экспериментом. Как человек, не любящий перемен, он в принципе скептически относился к поиску жены. Он очень любил своих мать и сестру, и никакая женщина не могла подменить собой эту любовь. К тому же троих любить он уже был не в состоянии. Карл был давно совершенно сформировавшимся холостяком и не умел подолгу заигрывать с женщинами, лишь редко в нем просыпался ловелас, как в сломанной лампе неожиданно появляется электричество, прежде чем она погаснет снова на неопределенный срок. Он мог бодро начать с дамой разговор и даже коснуться ее плечом, но вдруг на середине ее реплики – зевнуть, посмотреть на часы и сказать, что время спать уже давно пришло, после чего удалиться.
До замужества Ольга Ивановна плохо говорила на языке мужа, и Карл решил, что она не станет особенно ему докучать разговорами. Он женился на ней, в общем, от нечего делать и еще для того, чтобы кто-то менял воду в цветах, которые он срезал в своем саду.
Супруг ничем не мешал Ольге Ивановне, и потому замужество ее никак не расстроило. Поначалу жизнь с безруким даже развлекала ее. Главной и единственной ее задачей в совместной жизни было не дать Карлу до чего-либо дотронуться его грязными пальцами. Первое табу она наложила на свое лицо. Карл имел невыносимую привычку хватать жену за щеку и теребить ее, что-то приговаривая при этом о своих чувствах. Возможно, Ольга Ивановна была просто предрасположена к прыщам, но ей казалось, что после каждого такого проявления нежности физиономия ее покрывалась угрями и пят-нами. Сначала она просто отворачивалась от него, но очень скоро переселилась в другую спальную комнату. Карл исчезновения жены из кровати как будто не заметил и на близости не настаивал. Это могло бы задеть молодую Ольгу Ивановну, но чистота кожи была ей важна больше мужниной страсти. К тому же Карл уж очень сильно храпел по ночам. Сложнее ей с ним было за столом. Нарушая все правила гигиены, Карл постоянно перебирал все куски хлеба, все булочки и все рогалики, прежде чем положить себе в тарелку что-то одно. В солонку и в сахарницу он запускал всю пятерню. Если на столе стояла корзина со сливами, Карл брал себе ту, что поглубже лежит. Ольга Ивановна по четыре раза на дню перемывала фрукты, высыпала в помойку сахар и в конце концов стала прятать все по шкафам. Карл обожал, как готовит жена, и любил обмакивать хлебный мякиш, а с ним и все пальцы, в ее отменные соусы, и сколько бы ему ни налили соуса в собственную тарелку, ему было вкуснее смаковать из общего блюда. Ольга Ивановна перестала накрывать на стол и ввела в доме правило раздачи еды по тарелкам, как в столовых пионерских лагерей – каждому своя порция и никакого самообслуживания. Любая попытка мужа подойти к кастрюле и положить себе добавки пресекалась. Она научилась угадывать по его глазам все, что он намеревался делать, до чего собирался дотронуться, и опережала мужа, подхватывая чашки, ложки, открывая перед ним дверь, нарезая ему хлеб или наливая воду из графина. Ольга Ивановна всегда держала наготове гигиенические салфетки на случай, если расторопность ее подведет и Карл нарушит строгую санитарную изоляцию.
В этом случае она бросалась протирать все столы и ручки и на целый день теряла хорошее настроение. Карл очень дивился подчеркнутой предупредительности жены, но, зная, что она женщина с фантазиями, не пытался отыскать в ее поведении никакого злого умысла. Ее болезненная чистота была ему так же безразлична, как пыль на его кровати.
И все бы было в жизни Ольги Ивановны спокойно и похоже на пустой полигон, если бы не появился однажды в ее доме садовник, которого Карл пригласил на работу, чтобы сажать цветы с ним вдвоем и с большим смыслом.
Садовник был положительным, крепким и трудолюбивым молодым человеком. Редкого для садовника воспитания: он знал свое место, но вел себя с достоинством, предлагал помощь, не навязываясь и останавливая разговор о погоде и последних новостях до того, как Ольге Ивановне приходило в голову, что нужно бы пойти что-нибудь почитать. Ольга Ивановна считала, что она относится к обществу творческой и интеллектуальной аристократии, и ей хотелось говорить об умном, принимать у себя писателей или, на худой конец, художников, вести активную социальную жизнь и иметь мнения, которыми бы интересовались журналисты толстых журналов и хроникеры теле- и радиопередач. Ей не было никакого дела до того, что и когда нужно сажать, как рыхлить или полоть, и чем больше муж и садовник хотели привлечь ее к своему аграрному творчеству, тем больше они ее разочаровывали. Выращивать перед окнами гортензии казалось ей страшной бабской глупостью и уж точно не мужским занятием. К тому же все средства мужа уходили на навоз какого-то редкого качества и непрекращающиеся перестройки сараев для садовой утвари, к которым садовник придумывал все новые и новые улучшения. То он их разбирал, то строил заново, чтобы потом перекрашивать в синий или в зеленый цвет. Уже не только ногти, но и сами руки Карла стали чернее тучи и огрубели, как у колхозника. Ольга Ивановна уже стала думать, что не для того выходила замуж за иностранца, чтобы жить в этой постоянной грязи.
Тогда она начала искать новое жилье. Утром, ни свет ни заря, она бежала в газетный киоск покупать журналы с объявлениями, обошла всех агентов по недвижимости и дни напролет проводила в осмотрах чужих квартир. Она мечтала жить у Сената, иметь огромный зал с пятиметровыми потолками, куда бы слетались элегантные люди подивиться на ее наряды и ум. Мечтала ходить по сухому, без лака, старинному паркету, выбираться из дома в кафе Левого берега, чтобы почитать на людях хорошую книгу… Словом, жить так, как живут герои в черно-белом французском кино шестидесятых годов. Карл смеялся над ней и говорил, что она, как все иностранки, имеет неправильные представления о французской жизни и вдобавок не имеет никакого вкуса. Про себя он еще думал, что эта женщина, которая должна была бы быть довольна, что не живет в русском лесу с медведями, возомнила себя графиней, и это обстоятельство было ему особенно неприятно. Хоть и женатый на русской, он, как и большинство французов, был шовинистом и считал другие народы дикарями. Вслух он ничего об этом не говорил, но раздражение его росло, и Карл все больше находил интереса в общении с садовником, этим простым парнем из бывшей французской аристократии, который, следуя исторической логике, стал работать прислугой у потомков бывших разночинцев.
Вместе они сажали тюльпаны, пили вино, пололи, копали, ездили на распродажу редких цветов, пили коньяк, посещали соседние сады, за которыми садовник ухаживал по совместительству, стригли деревья, пили сидр, оказывали помощь столетней пальме, которую кто-то посадил по ошибке тут, в холодном для нее климате, потому что была на пальмы мода в 1900 году, но она уже больше века чахла и оживала снова, пили кальвадос… им было хорошо.
Шло время. Карл перестал ужинать дома. Чаще всего один, а иногда с садовником, он ходил в рестораны по соседству или покупал себе готовое блюдо в кулинарии и ел в саду. Он не поддавался на разговоры о переезде и лишь изредка просматривал объявления домов, если в них были сады. И только один раз он согласился на уговоры Ольги Ивановны поехать и прицениться к роскошной квартире на площади Сен-Сюльпис. Выбор его пал именно на эту квартиру, во-первых, потому что была она расположена квадратом вокруг большого патио с магнолиями, а во-вторых, потому что принадлежала она крупному владельцу дорогого винного домена, а такие люди, по убеждению Карла, в плохих домах не живут. Ему нравилась сама идея жить в доме винодела, как будто бы одним своим присутствием он продолжал его дело, а дело его, конечно, после садоводства, Карл уважал и даже подумывал иногда, не купить ли ему какой-нибудь пивной завод в провинции.
Квартира оказалась слишком темной оттого, что магнолии, доходившие до второго этажа, занимали собой все пространство патио и бесстыдно лезли в окна. Но, конечно, не это было проблемой для Карла. Обстановка внутри показалась ему слишком купеческой, слишком много мулюр и колонн, и вензелей, и ковров, слишком мягких, и диванов слишком широких, и все напоказ. Нет, он в такой обстановке жить не мог! Не скрывая своего разочарования, Карл вышел из квартиры и отправился в патио курить сигару. Ольга же Ивановна продолжала быстро ходить по комнатам, и выражение лица у нее было такое, словно она пытается решить сложный математический ребус. За ней, еле поспевая, почти бежал юный агент. Он твердил, что квартира редкой красоты и цена ее непомерно низка оттого, что винодел разводится и торопится продать совместное с женой жилье. Ольга Ивановна кусала губы и с надеждой смотрела на агента, как будто тот должен был ей подсказать способ уговорить мужа переехать. Несмотря на глупое лицо, словарный запас ребенка и отсутствие какого бы то ни было представления о цене денег и способах их зарабатывать, молодой человек обладал собачьим чутьем. Он сказал Ольге Ивановне, что если она сомневается по поводу слишком густой тени от магнолии, то есть хороший и надежный метод деревья извести: стоит только полить их несколько раз соленой водой, и они сдохнут. Ольга Ивановна, конечно, возмутилась, но червь знания проник в ее голову. Отныне она имела способ избавиться от сада, а значит, и от грязных ногтей мужа, от старого дома, садовника и всего того, что она не сумела одолеть в своей жизни.
Карл больше ничего слушать о переезде не хотел и убеждал жену, что у них есть все для счастливого конца. Ольга Ивановна конца не хотела. Она совершенно дичала и стала злой. Оттого, что ей не удалось окружить себя модными писателями, она перестала интересоваться умной литературой. Тогда она превратилась в активного члена гражданского общества. Днями напролет сидела в фейсбуке и обсуждала судьбы человечества с другими его, человечества, членами. Ей надоело выметать землю из дома. Она совершенно больше не следила за собой, и все больше сама походила на колхозницу. Карл же, помимо сада, стал увлекаться биржевыми играми, и поскольку все ему в жизни удавалось, он разбогател. Несмотря на свои грязные руки, он начал пропадать в ресторанах. Жене говорил, что именно там он решал свои самые важные дела. Сам по себе всплеск молодости мужа не вызывал в Ольге Ивановне большую, чем усмешка, реакцию. Ведь она была подписана на журнал «Психология» и хорошо понимала, что мальчишество это было временным. Напротив, она очень надеялась, что благодаря бирже муж забросит сад и она переедет-таки к Сенату, где в распоряжении Карла будет весь Люксембургский парк, а она сможет в конце концов вынуть из гардероба несметное количество нарядов, которое все эти годы копила. Но Карл сада своего не бросал, а нанял к садовнику двух помощников, и с утра до вечера в доме у Ольги Ивановны тарахтели электрокосилки, и только к закату ее оставляли в покое потные работники.
Карл был очень счастлив от своей райской жизни. Щеки его полнели и румянились. Он светился изнутри, как уличный фонарь. Ольга же Ивановна тускнела и ветшала. Всю свою сознательную жизнь Ольга Ивановна была уверена, что никогда не умрет, что она бессмертна. Но вдруг стала в этом сомневаться. Райский воздух был ей не на пользу.
Тогда она пошла и купила два пуда соли.
Она сидела над огромными мешками с солью и улыбалась оттого, что представляла, как будут с каждым днем вянуть хризантемы, потом кусты и, наконец, опадут листья с яблонь. Как она скажет мужу, что наверняка какая-нибудь бактерия развелась в земле или в воздухе, что вот и пчелы не летают в последнее время. Она входила в роль сочувствующей жены и думала, как будет гладить Карла по голове и приговаривать, что всякое в жизни бывает и что на саде жизнь не заканчивается.
По ее плану, она должна была дождаться отпускного сезона, когда и муж, и садовник с подмастерьями уедут куда-нибудь, а она раз и навсегда разрешится от своего несчастья. Каждый год Карл на месяц отправлялся в отпуск в Сахару. Ольга Ивановна такой отдых без удобств не признавала, и Карл всегда уезжал один, поручая супруге следить за исправностью автоматического орошения. Месяца было вполне достаточно, чтобы при двухразовом в день поливе соленой водой с садом можно было покончить. Ожидая близкую развязку, Ольга Ивановна даже помолодела и похорошела.
За несколько дней до отпуска два пьяных рабочих приволокли в сад с десяток здоровенных берез. Карл и садовник суетились вокруг них и перешептывались, поглядывая на окна кабинета Ольги Ивановны, где она сочиняла открытое письмо министру культуры. Вид у них был словно у молодых родителей, незаметно подложивших под елку подарок и теперь с нетерпением ожидавших, когда же чадо его обнаружит. Они нарочно громко говорили, смеялись и кашляли, неестественно повернув головы в сторону распахнутого окна Ольги Ивановны. Не заметить огромные стволы с разлапистыми корнями, конечно, было невозможно, но она театрально отвернулась от окна и принялась с большим старанием выписывать буквы своего письма. Но мысли не шли к ней в голову, она забыла, зачем и с каким воззванием хотела обратиться к министру, и думала уже только о невероятной грязи, которую развели в саду два дурака, и о той, которую они разведут еще в доме, когда придут выпить по стакану после своей работы, такой бесполезной и бессмысленной.
И они вошли в дом. Не разуваясь, как обычно, и превратив в постоялый двор только что вымытую столовую. Они решили сделать Ольге Ивановне приятное и принялись накрывать полдник. До нее доносились отрывки фраз о том, что в России много берез и что теперь ОНА будет счастлива и оставит Карла в покое. Она слышала, как хлопали дверцы шкафов и холодильника, звенели бокалы и столовые приборы, и злость раздувала ее все больше и больше. Из окна смердело биологически чистым удобрением, которое проповедовал молодой садовник, на запах слетелись мухи, и, наверное, они уже ползали по колбасе, грубо нарезанной Карлом, который, конечно, рук не помыл. И чем громче мужчины смеялись и разговаривали, тем больше Ольге Ивановне было не по себе. Уже сильно хмельной, Карл кликнул ее к столу, и она окончательно вышла из себя. Дом был большой, но это не давало права мужу вести себя как в лесу или орать, как пьяный егерь. Она не откликнулась на его приглашение и изо всех сил хлопнула дверью своего кабинета. До вечера она сидела у себя, не в состоянии ни писать, ни читать, но потом, голодная, все же вышла в зал.
Обычно строгий, Карл был возбужден и весел. Красный и разомлевший от вина, он полез к Ольге Ивановне обниматься и сообщил, что на будущий год их сад станет русским лесом. Еще он сказал, что нашел очень дорогого ландшафтного дизайнера, обошедшегося ему в «бон бон». Тот предложил создать в саду искусственные холмы, чтобы было как в Москве. Карл сказал, что Ольга Ивановна могла бы придумать холмам названия, и полез к ней целоваться. В ужасе она оттолкнула его и, назвав лягушатником, велела обозвать холмы БРАТСКИМИ МОГИЛАМИ. Мужчины рассмеялись и нашли ее идею замечательной, а она в ярости опять убежала к себе.
Она хотела поскорее заснуть, чтобы не слышать хохота мужа и садовника. Заснуть, чтобы быстрее проснуться в другом дне, когда дом будет пустой и никто ей не станет мешать разводить в лейках соль. Спать! Спать! Спать!
Она наконец заснула и стала смотреть сон про другой рай.
Наутро Карл жены не видел ни за завтраком, ни в ее кабинете, в котором она имела обыкновение сидеть еще до того, как он проснется. Не вышла она и на обед. Карл часто ужинал один и только ради интереса попросил горничную сходить за мадам.
Умерла она еще ночью от передозировки снотворными, как сказал врач, и потому к вечеру была уже совершенно околевшей.
Карл похоронил ее, как было положено у нее на родине, на третий день, в одном из холмов своего сада.
Все время до похорон он проплакал и велел срезать всю сирень, которой сам укрыл ее могилу. Глядя на густой лиловый ковер, он подумал, что сирень в этом году удалась. В тот же день он улетел в Сахару.С
Сочинение: Характеристика Ольги Ивановны в рассказе «Попрыгунья» (+ таблица с цитатами)
Автор: Самый Зелёный ·
(566 слов) Антон Павлович Чехов был известным русским писателем и общественным деятелем. Одним из интереснейших произведений Антона Павловича является рассказ «Попрыгунья«. В нем Антон Павлович мастерски соединил трагический и иронический тон. Центральное место в рассказе занимает тема любви и измены. Автор продемонстрировал историю жизни одной легкомысленной женщины. Главной героиней рассказа является Ольга Ивановна. Чтобы лучше понять замысел произведения, рассмотрим характеристику этой героини поподробнее.
Ольга Ивановна является олицетворением эгоизма, лицемерия и тщеславия. Поэтому главная героиня становится противоположностью своему супругу. Несмотря на то, что он весьма не заметный, он очень талантливый и хороший человек. А вот Ольга кичилась своей мнимой принадлежностью к богеме, но так ничего и не добилась в искусстве.
Главная героиня рассказа Антона Чехова родилась и воспитывалась в небогатой дворянской семье. Скорее всего, именно это обстоятельство спровоцировало возникновение такого качества героини, как тщеславие. В образе Ольги Ивановны представлена совсем не глупая женщина, которая не предается сословному чванству. Конечно, ей присуще тщеславие, однако оно приняло другие формы. Главная героиня отличается тягой к искусству, она преклоняется перед талантами. Она предпочитает играть на фортепиано, рисовать, петь, а также принимать участие в любительских спектаклях. Ольга Ивановна очень трепетно относится к своему внешнему виду, поэтому она всегда старается одеваться модно и стильно. Искусство представляет собой одну из главных жизненных ценностей Дымовой. Женщина старается следить за творчеством великих художников. Она и сама прекрасно поёт и играет на фортепиано, а также создаёт различные превосходные вещи. Правда, ни в одном из этих направлений у Ольги нет настоящего таланта. Ее хвалят из вежливости, да и она играет не по призванию. Ей просто хочется принадлежать к миру богемы и самоутвердиться в нем. Ольга Ивановна искренне восхищается деятелями искусства, а именно: актерами, художниками, писателями, музыкантами, певцами.
Главная героиня вышла замуж, когда ей было всего двадцать два года. Супругом Ольги Ивановны стал врач, фамилия которого Дымов. Женщина любит своего супруга, однако порой ей приходится грустить из-за того, что он не восхищается искусством. Дымов — талантливый врач, который всерьёз занят диссертацией. Он не гоняется за популярностью. И у него нет времени на творчество.
Читатель замечает, что Ольге свойственно такое негативное качество, как эгоизм. Главная героиня не проявляет должного уважения к своему супругу, несмотря на то, что он оплачивает её же прихоти благодаря сверхурочной работе. Ольга Ивановна потребительски относится к своему мужу. Дымов старается исполнять каждое желание своей жены. Однако из-за этого лишь усиливается эгоизм Ольги. Она не ценит мужа и даже ищет приключения на стороне. У главной героини появляется любовник. С ним Ольге гораздо интереснее, чем со своим приземленным супругом. Женщина не испытывает никаких угрызений совести из-за измены. Она отдалилась от мужа, а он все понимал, но ничего не мог поделать. Главная героиня даже не додумалась поинтересоваться у супруга, как он защитил диссертацию.
Смело можно сказать, что Ольга Ивановна получила заслуженное наказание за свое отношение к жизни. Главная героиня неожиданно узнает, что Рябовский не любил её, что она была лишь одной из многих его пассий. После этого известия их отношения заканчиваются. Супруг Ольги не смог побороть серьёзную болезнь и умер. Только после трагических событий женщина начинает осознавать, каким талантливым и прекрасным был её муж.
Можно утверждать, что в образе Ольги Дымовой писатель воплотил эгоистичную натуру. Главная героиня оказалась легкомысленной и бессердечной. Автор показал, к чему могут привести человека тщеславие и эгоизм. Пример Ольги очень поучителен.
Черты характера Ольги | |
Активность и общительность | После обеда Ольга Ивановна ехала к знакомым, потом в театр или на концерт и возвращалась домой после полуночи. Так каждый день. |
Склонность к творчеству | он поправлял Ольге Ивановне ее этюды и говорил, что из нее, быть может, выйдет толк; затем виолончелист, у которого инструмент плакал и который откровенно сознавался, что из всех знакомых ему женщин умеет аккомпанировать одна только Ольга Ивановна… |
Легкомыслие и безнравственность | Пусть осуждают там, проклинают, а я вот на зло всем возьму и погибну, возьму вот и погибну… Надо испытать всё в жизни. Боже, как жутко и как хорошо!» |
Тщеславие и пагубная зависимость от богемного круга общения | «По-прежнему Ольга Ивановна искала великих людей, находила и не удовлетворялась и опять искала.![]() |
Предвзятость и стремление привлечь к себе внимание | «Дам не было, потому что Ольга Ивановна всех дам, кроме актрис и своей портнихи, считала скучными и пошлыми.» |
Автор: Виктория Комарова
Метки: 8 класс9 классАнтон Чеховрассказ Попрыгуньяс цитатамисочинение-рассуждениетаблица
Читайте также:
Жена и другие рассказы Полный текст — Кузнечик — II
Ольге Ивановне было двадцать два года, Дымову — тридцать один. Они прекрасно ладили вместе, когда поженились. Все стены своей гостиной Ольга Ивановна увесила своими и чужими эскизами, в рамах и без рам, а возле рояля и мебели устроила живописные уголки с японскими зонтиками, мольбертами, кинжалами, бюстами, фотографиями и разноцветными тряпками. … В столовой она оклеила стены крестьянскими гравюрами на дереве, повесила бересты и серпы, поставила в углу косу и грабли и так добилась столовой в русском стиле. В своей спальне она задрапировала потолок и стены темными тканями, чтобы получилась пещера, повесила над кроватями венецианский фонарь, а у двери поставила фигуру с алебардой. И все думали, что у молодых людей был очень очаровательный домик.
Каждое утро, вставая в одиннадцать часов, Ольга Ивановна играла на рояле или, если было солнечно, что-нибудь писала маслом. Затем между двенадцатью и часом она поехала к своей портнихе. Так как у нее и у Дымова денег было очень мало, ровно столько, то ее и ее портниху часто заставляли искусными дежурствами, чтобы она могла постоянно появляться в новых платьях и производить ими сенсацию. Очень часто из старого крашеного платья, из кусочков тюля, кружев, плюша и шелка, ничего не стоящих, создавались совершенные чудеса, что-то завораживающее — не платье, а мечта. От портнихи Ольга Ивановна ездила обыкновенно к какой-нибудь знакомой актрисе, чтобы послушать последние театральные сплетни и между прочим раздобыть билеты на премьеру какой-нибудь новой пьесы или на бенефис. От актрисы ей надо было идти в мастерскую какого-нибудь художника, или на какую-нибудь выставку, или к какой-нибудь знаменитости — или в гости, или для приглашения, или просто поболтать. И везде ее встречали веселым и дружеским приемом, и уверяли, что она хороша, что она мила, что она редка… Те, кого она называла великими и знаменитыми, принимали ее как свою, как равную, и в один голос предсказала, что с ее талантами, вкусом и умом она совершит великие дела, если сосредоточится. Она пела, играла на рояле, писала маслом, вырезала, участвовала в художественной самодеятельности; и все это не абы как, а все с талантом, и фонарики для иллюминации делала, или наряжалась, или завязывала кому-нибудь галстук, — все делала она необыкновенно изящно, артистично и прелестно. Но ни в чем ее таланты не проявлялись так ясно, как в ее способности быстро знакомиться и вступать в интимные отношения со знаменитыми людьми. Как только кто-нибудь становился так мало знаменит и заставлял о себе говорить, как она знакомилась с ним, сближалась в тот же день и приглашала его к себе домой.
Каждое новое знакомство было для нее настоящим праздником. Она обожала знаменитых людей, гордилась ими, мечтала о них каждую ночь. Она жаждала их и никогда не могла удовлетворить свою жажду. Старые ушли и забылись, им на смену пришли новые, но и к ним она скоро привыкла или разочаровалась в них и стала жадно искать новых великих людей, находила и снова искала. Зачем?
Между четырьмя и пятью она обедала дома с мужем. Его простота, здравый смысл и добросердечие тронули ее и привели в восторг. Она постоянно вскакивала, импульсивно обнимала его голову и осыпала ее поцелуями.
«Вы умный, щедрый человек, Дымов, — говорила она, — но у вас есть один очень серьезный недостаток. Вы совершенно не интересуетесь искусством. Ты не веришь ни в музыку, ни в живопись».
«Я их не понимаю», — мягко говорил он. «Всю свою жизнь я посвятил работе над естествознанием и медициной, и у меня никогда не было времени интересоваться искусством».
– Но ведь это ужасно, Дымов!
«Почему так? Твои друзья ничего не знают ни о науке, ни о медицине, но ты их в этом не упрекаешь. У каждого своя линия. Я не понимаю пейзажей и опер, но я смотрю на это так, что если одна группа разумных людей посвящает им всю свою жизнь, а другие разумные люди платят за них огромные суммы, то они должны быть полезны. Я их не понимаю, но непонимание не означает неверия в них».
«Позвольте мне пожать вашу честную руку!»
После обеда Ольга Ивановна уезжала к друзьям, потом в театр или на концерт и возвращалась домой после полуночи. Так было каждый день.
По средам у нее были «Дома». В этих «Домах» хозяйка и ее гости не играли в карты и не танцевали, а развлекались различными искусствами. Декламировал артист Драматического театра, пел певец, рисовали художники в альбомах, которых у Ольги Ивановны было великое множество, играл виолончелист, а хозяйка сама рисовала, вырезала, пела и аккомпанировала. В перерывах между декламацией, музыкой и пением они говорили и спорили о литературе, театре и живописи. Дам не было, ибо Ольга Ивановна считала всех дам скучными и пошлыми, кроме актрис и своей портнихи. Ни одно из этих увеселений не проходило без того, чтобы хозяйка вздрагивала при каждом звонке в колокольчик и говорила с торжествующим видом: «Это он», подразумевая под «он», конечно, какую-нибудь новую знаменитость. Дымова не было в гостиной, и никто не помнил о его существовании. Но ровно в половине одиннадцатого дверь, ведущая в столовую, отворялась, и появлялся Дымов со своей добродушно-мягкой улыбкой и говорил, потирая руки:0003
«Приходите ужинать, господа».
Все пошли в столовую и каждый раз находили на столе одно и то же: блюдо устриц, кусок ветчины или телятины, сардины, сыр, икру, грибы, водку и два графина вина. .
«Мой дорогой метрдотель отеля! № , — говорила Ольга Ивановна, восторженно всплеснув руками, — вы просто очаровательны! Друзья мои, посмотрите на его лоб! Дымов, включи свой профиль. Смотреть! у него морда бенгальского тигра и выражение доброе и милое, как у газели. Ах, милый!»
Гости ели и, глядя на Дымова, думали: «Он и в самом деле славный малый»; но о нем скоро забыли и продолжали говорить о театре, музыке и живописи.
Молодые люди были счастливы, и их жизнь текла без сучка и задоринки.
Третья неделя их медового месяца прошла, однако, не совсем счастливо, даже печально. Дымов заболел рожей в больнице, шесть дней пролежал в постели, и ему пришлось остричь свои прекрасные черные волосы. Ольга Ивановна села рядом с ним и горько заплакала, а когда ему стало лучше, она надела ему на бритую голову белый платок и стала рисовать бедуина. И оба были в хорошем настроении. Через три дня после того, как он начал возвращаться в больницу, с ним произошел еще один несчастный случай.
«Мне не повезло, матушка», — сказал он однажды за обедом. «Сегодня мне нужно было сделать четыре вскрытия, и я порезал себе два пальца за одно. И я не заметил этого, пока не вернулся домой».
Ольга Ивановна встревожилась. Он улыбнулся и сказал ей, что это не имеет значения, и что он часто резал себе руки, когда препарировал.
«Я увлекся, матушка, и стал беспечным».
Ольга Ивановна боялась симптомов заражения крови и молилась об этом каждую ночь, но все обошлось. И снова жизнь текла мирная и счастливая, свободная от горя и тревог. Настоящее было счастливым, а вслед за ним приближалась весна, уже улыбающаяся вдали и обещающая тысячи удовольствий. Их счастью не будет конца. В апреле, мае и июне летняя вилла недалеко от города; прогулки, зарисовки, рыбалка, соловьи; а потом с июля до самой осени гастроли художника по Волге, и в этих гастролях Ольга Ивановна принимала участие как непременный член общества. Она уже сшила для нее два дорожных платья из полотна, купила на дорогу краски, кисти, холсты и новую палитру. Почти каждый день Рябовский навещал ее, чтобы посмотреть, как продвигается ее живопись; когда она показывала ему свою картину, он засовывал руки глубоко в карманы, сжимал губы, нюхал и говорил:
«Э-э…! Это твое облако кричит: его нет в вечернем свете. Передний план как-то пережеван, и есть что-то, знаете ли, не то… И изба твоя отяжелела и жалобно скулит. Этот угол надо было взять побольше тени, но в целом неплохо; Мне это нравится. »
И чем непонятнее он говорил, тем охотнее понимала его Ольга Ивановна.
Рассказы Чехова Кузнечик Сводка и анализ
Сводка
Ольга Дымова — светская львица, которая заботится о том, чтобы подружиться со звездами художественного, литературного и драматического мира. Ее хвалят за разнообразие ее талантов — рисование, пение, игру на музыкальных инструментах и актерское мастерство, — но она так и не стала экспертом в каком-либо одном навыке. Становится известно, что Ольга познакомилась со своим довольно обычным мужем, Осипом Стефанычем Дымовым, когда молодой человек лежал у смертного одра ее больного отца; главный герой влюбился в бескорыстие доктора и теперь восхищается им за его «простоту, здравый смысл и добродушие».
Рассказчик описывает распорядок дня Ольги и изобретательные способы, которыми она удовлетворяет свои дорогие вкусы, используя скудные заработки своего мужа. Каждую среду вечером она устраивает вечеринки, на которых ее гости «развлекаются всевозможными артистическими развлечениями». Осип объявляет ужин с гонгом на этих мероприятиях, но все известные люди, которые его посещают, в основном не замечают его. Обратив внимание на прекрасный профиль мужа и его сильные стороны, Ольга считает, что единственная его вина заключается в том, что он «совершенно не интересуется искусством». Тем не менее, главная героиня находит много творческого общения со своим красивым другом-художником Рябовским. Поэтому она решает провести лето в сельской местности, рисуя, а осенью присоединиться к своим друзьям-художникам в групповой экспедиции на Волгу. Рассказчик показывает преданность Осипа своей жене, рассказывая случай в день Белого понедельника, когда врач решил привезти Ольгу на пикник на дачу. Приехав на дачу, жена попросила его немедленно вернуться в их город, чтобы забрать платье, которое ей нужно на следующий день.
Повествование переключается на путешествие артистов на Волгу, где на пароходе начинается роман Ольги и Рябовского. Хотя Ольга умоляет художника подумать об Осипе, она начинает думать о своем муже как о «скучном, ненужном и далеком-далеком». Свидание Ольги и Рябовского продолжается все летние месяцы до сентября, когда они становятся полностью отчуждены друг от друга. Ольга в отчаянии угрожает покончить с собой из-за холодности Рябовского, но затем все милые письма, которые написал ей Осип, побуждают ее вернуться домой. Главная героиня садится на пароход и уезжает, чтобы восстановить свою жизнь вместе с мужем.
Однако, вернувшись домой, Ольга обнаруживает, что не может разорвать отношения с Рябовским. К декабрю Осип становится подозрительным и ему трудно смотреть жене в глаза, потому что ему стыдно за то, как она себя вела. Так же сконфужен и его друг Коростелев — «короткоголовый человечек с мятым лицом». В свою очередь, Ольга уже не изображает интереса к тому, что делает Осип, и не отвечает на известие о том, что он защитил диссертацию и таким образом получил повышение до «доцента по общей патологии». Ольга полностью озабочена своими неудачными отношениями с Рябовским, ведет себя неосторожно и часто следует за Рябовским, чтобы убедиться, что он не встречается с ее подругами. С типично драматическим размахом Ольга объявляет художнику о своем муже: «Этот человек убивает меня своим великодушием!» В день, когда главный герой обнаруживает, что Рябовский изменял, Осип ложится в постель с дифтерией после лечения мальчика от этой болезни. Это вырывает Ольгу из ее озабоченности собой и убеждает ее в том, что она действительно любит своего мужа. К сожалению, Коростелев сообщает Ольге, что прогноз врача неблагоприятный; несмотря на все усилия, Осип вскоре умирает. Коростелев садится на Ольгиную кровать, плачет и торжественно объявляет, что Осип «принес себя в жертву науке». Ольга слишком поздно понимает, каким блестящим человеком был ее муж и как ее равнодушие помогло ускорить его смерть.
Анализ
Главный герой Grasshopper наивен, энергичен и озабочен исключительно созданием «правильного впечатления». В глубине души Ольга — светский сноб, который маскирует свою неискренность притворным интересом к искусству. Но Чехов подчеркивает, что самый большой недостаток характера его главного героя состоит в том, что он принимает знаменитость за гениальность.
Чехов переключается между своими многочисленными персонажами, рассказывая свою историю в серии коротких глав. В один момент мы следуем за Осипом в его поездке в деревню, чтобы навестить жену, а в следующий мы плывем по Волге в разгар лета с Ольгой и Рябовским. Такое эпизодическое форматирование придает повествованию размах и позволяет нам заглянуть в самые сокровенные, внутренние чувства персонажей. Это типичный Чехов, предполагающий, что даже самые тривиальные события в жизни людей, такие как поездка Осипа в деревню, чтобы привезти жену на пикник, заслуживают рассмотрения. Несущественного инцидента не бывает: Чехов описывает пищу, которую люди едят, то, как они расчесывают волосы, и даже мельчайшие нюансы речи, которые помогают нам представить себе реального человека. Каждая деталь жизни персонажей раскрывает другую грань их личности, так что по мере нашего чтения раскрывается больше слоев их натуры. Чехов явно очарован средствами и мотивами человеческого взаимодействия, которые ему удается исследовать, не вынося суждений. Например, когда Ольга решает изменить мужу и отмахивается от него как от «простого, обыкновенного человека», мы видим, что автор квалифицирует это резкое чувство тем, что домашняя жизнь молодой женщины казалась «далекой-далекой».