Иван Калита — внутренняя и внешняя политика, краткая биография
История
12.11.21
9 мин.
Непревзойденный стратег, умный и расчетливый политик, человек, сыгравший огромную роль в развитии нашего Отечества, Иван Калита, прославился как яркий неординарный правитель, сумевший значительно восполнить казну государства и заложить фундамент для активного развития и процветания Московской земли и окрестностей.
Оглавление:
- Иван Калита — краткая биография
- Исторический портрет
- Княжение Ивана Калиты
- Первая жена княгиня Елена
- Вторая жена княгиня Ульяна
- Внутренняя и внешняя политика
- Итоги правления
- Смерть Московского князя
Иван Калита — краткая биография
Мальчик родился в семье князя Данилы Александровича. Он был внуком известного полководца Александра Невского.
Предположительно, будущий правитель появился на свет в 1283 году (годы жизни 1283-1340).
С самого детства мальчику рассказывали о положении дел в государстве, он много слышал о набегах татар на Русь. Не по годам смышленый, парнишка живо интересовался историей и стремился к новым знаниям. В три года Ивана посадили на коня, а после успешного освоения верховой езды отдали учиться.
Воспитатели обучали мальчика основам правления. Такую задачу поставил перед ними отец Калиты: Даниил Московский хотел видеть у престола именно младшего Ивана.
Исторический портрет
Возмужав, Иван отличался покладистым спокойным характером и был более рассудителен. Характеристика же родного брата Юрия была полной противоположностью.
После смерти Даниила 21-летний Юрий возглавил престол, а Иван во всем ему помогал.
В пятнадцатилетнем возрасте ему пришлось отстаивать осажденный тверскими князьями Переславль.
Когда Юрий был вынужден отправиться на княжение в Нижний Новгород, Иван приобрел ценный опыт, взяв бразды правления Москвой.
Юрий погиб в междоусобице, и престол перешел к Ивану Калите. Годы правления князя пришлись на 1325-1340 гг.
Княжение Ивана Калиты
Провозгласив себя князем Московским, Иван Калита принял верное решение, пригласив в Московское княжество Владимирского митрополита Петра.
Вскоре город стал духовным центром, а новый правитель получил поддержку Церкви и начал деятельность по централизации русских земель.
Калита был хорошим стратегом: он часто посещал Орду, где налаживал связи с ханом, изучал традиции ханского двора. Заручившись поддержкой Узбека, в 1328 году он присоединил к своим владениям Костромское княжество, а вскоре получил еще один титул — князя Новгородского.
1332 год стал самым знаменательным: Калита был провозглашен князем всея Руси.
Ответным ходом был сбор дани для золотоордынцев. Вскоре Иван Калита овладел Тверским и Смоленским княжествами, сделал много для сокращения разбоев и грабежей, воплотил в жизнь новые реформы.
За время правления он прославился умением копить большие богатства. По одной из версий, именно из-за этого он получил прозвище «Калита», что в переводе означает «кошель», «денежная сумка».
Первая жена княгиня Елена
Информация о браках Ивана Калиты изложена очень кратко. Нет данных о дате и месте рождения княгини Елены. Известно лишь, что в иночестве она носила имя Соломонида.
Елена родила четырех сыновей: Симеона, Даниила, Ивана и Андрея. Наследники росли в достатке и любви, радовали родителей живым умом и успехами. Женщина умерла от болезни в 1331 году.
Вторая жена княгиня Ульяна
Иван Калита снова связал себя узами брака в 1332 году. Его избранницей стала Ульяна, которая подарила правителю четверых дочерей. Когда в 1940 году князь скончался, законная супруга стала наследницей удела и имела право на сбор московского торгового налога.
Ульяна очень долго оставалась старшей княжной наряду с подросшими наследниками — великими князьями. Известно, что после смерти мужа она прожила примерно 20 лет.
Внутренняя и внешняя политика
Иван Данилович правил усердно и многое сделал для укрепления и процветания Московского княжества. Скупая земли и осваивая Владимирское княжество, он значительно расширил границы своего удела.
Благодаря грамотно выбранной политике, Москва обрела статус православного центра Руси. Калита распорядился построить два первых каменных храма — Успенский и Архангельский. Благое начало нашло свое продолжение. Во всех окрестностях со временем появились каменные храмы.
Население Московского княжества очень быстро росло: грамотная политика в отношении Золотой Орды на сорок лет освободила народ от разрушительных нашествий татар. Для оборонительных целей вокруг Москвы вырос Кремль из дуба.
Итоги правления
Самой большой заслугой Ивана Калиты стало укрепление экономики и политического положения Московского княжества.
Несмотря на довольно жесткую политику, в народе князя звали «Иван Добрый» — за его благую деятельность и возможность жить без ордынских набегов.
Калита стал основоположником в разработке земледельческого закона. При нем был установлен новый порядок наследования.
За основу строения государства был взят принцип этнической терпимости: людей брали на работу не по этнической принадлежности, а по их знаниям и умениям. Единственным условием было добровольное крещение.
Набирало силу Русско-Литовское княжество, большую роль сыграло присоединение к Москве нескольких значимых земель, а также Среднего Приднепровья. Были заложены задатки для развития централизованного государства.
Смерть Московского князя
Скончался Иван Калита в 1340 году, предварительно приняв монашеский постриг.
Он заранее позаботился о том, чтобы Московское княжество не было раздроблено на части. Этого удалось добиться завещанием, согласно которому 2/3 наследства достались старшему отроку Семену, остальное имущество разделили между собой два младших наследника.
Современники героя, провожая Калиту в последний путь, называли своего заступника Государем-отцом и Собирателем русской земли.
Многие сегодня задаются вопросом: Иван Калита — князь с доброй душой или подлый сердцем? В наш век мы можем лишь изучать историческое наследие. Каждый вправе выбрать для себя тот ответ, который покажется наиболее уместным.
Но общеизвестно, что Иван Данилович — редкий правитель, который искренне радел о благополучии Московского княжества. Он создал все предпосылки для того, чтобы Москва стала политическим, культурным и религиозным центром. А сыновья продолжили великое дело отца.
Иван Калита — биография, политика и правление
Иван Калита – князь Московский, великий князь Владимирский, князь Новгородский. Сын Даниила Александровича и внук Александра Невского.
Свое прозвище «Калита» (большой кошелек) князь получил по причине своей щедрости, которую он проявлял к бедным людям.
В биографии Ивана Калиты много интересного, и любители истории обязательно должны знать ее.
Итак, перед вами краткая биография Ивана Калиты. Интересные факты о нем читайте здесь.
Князь Иван Калита
Иван I Данилович Калита родился (предположительно) 1 ноября 1288 года в Москве. Его отцом был родоначальник московской линии Рюриковичей – князь Даниил Александрович.
О том, кем являлась мать Калиты – доподлинно неизвестно. Историки полагают, что ею была либо Мария, либо Евдокия Александровна.
Детство и юность
В детстве Иван Калита часто слышал о постоянных набегах татар, нападавших на Русь. Позже он и сам был свидетелем того, как враги напали на Москву.
С ранних лет Калиту обучали грамоте и рассказывали о делах, происходящих в государстве. Когда Ивану едва исполнилось 3 года, его впервые посадили на лошадь, после чего его воспитанием занимались специальные мужчины.
Интересен факт, что отец Ивана Калиты хотел видеть на престоле именно Ивана, а не его старшего брата Юрия.
Это и неудивительно, поскольку Иван, в отличие от своего капризного брата, отличался большим умом и рассудительностью.
Когда в 1303 г. Даниил Александрович умер, все управление перешло Юрию, а Ивану Калите досталась скромная роль его помощника. Однако Иван был вынужден неоднократно брать власть в свои руки.
Во время одного из отъездов Юрия, Иван Калита смог отстоять Переяславль, на который напали тверичи. Одержать победу над многочисленным противником ему удалось большой ценой.
Позже Юрий Данилович отправился на переговоры с ханами. В ходе поездки в Золотую Орду молодого князя убили, в результате чего вся власть перешла Ивану Калите.
Правление Ивана Калиты
Иван 1 Калита был весьма своеобразным князем. Взойдя на престол, он не стал завоевывать новые земли, а начал популяризировать православную веру.
Он издал постановление, согласно которому резиденцию митрополита стоило перенести из Владимира в Москву. В связи с этим статус Москвы серьезно возрос.
В 1327 г. Иван Калита столкнулся с проблемами в отношении раздела территорий. Когда в Твери произошло восстание, и был убит ордынский посол, ему пришлось отправиться к хану для разрешения конфликта, так как Русь находилась под монголо-татарским игом.
В результате Иван Калита получил от хана право на великое княжение.
В 1328 г. хан Узбек решил поделить княжества между Калитой и Александром Суздальским. В результате такого раздела первому отошли Кострома и Новгород, а второму – Городец и Нижний Новгород.
Спустя 3 года Александр Суздальский умер, а вместо него на престоле оказался Константин. В этот период истории все земли, принадлежавшие князю Суздальскому, вновь возвращаются великому княжеству.
В конце 1320-х годов Иван Калита выдает своих дочерей замуж за Василия Ярославского и Константина Ростовского. Эти союзы оказались очень выгодными для князя, поскольку все уделы перешли под его управление.
В 1331 г. напряжение между Новгородом и Москвой достигло своего апогея.
Все началось с того, что митрополит Феогност отказался сделать Арсения архиепископом новгородским, отдав предпочтение Василию Калике. Как раз в этот период своего правления Иван Калита выдвигает требование увеличить выплаты дани.
Услышав отказ, князь собирает дружину и направляется вместе с ней в Новгород. Однако сражения удалось избежать, поскольку Калита стремился разрешить конфликт мирным путем.
Иван Калита очень заботился о бедныхСтоит отметить, что у новгородцев вызывало опасение то, что князь женил своего сына Семена на дочери Гедимина – Айгусте-Анастасии.
Только в 1336 г., благодаря вмешательству митрополита Феогноста, Ивану Калите удалось наладить отношения с Новгородом. Его наконец-то признали законным правителем и начали выплачивать ему дань.
В следующем году Калита совершил донос хану на своего злейшего врага Александра Тверского, после чего того казнили. Позже князь отправляется в Москву, где подчиняет себе брата Александра Тверского.
Затем Иван Калита организовывает ряд военных кампаний, направленных против неугодных ему правителей.
В 1339 г. он отправил московскую дружину в Смоленск потому, что та отказалась выплачивать хану дань.
Отношения между Москвой и Новгородом снова начинают ухудшаться. Наладить их до конца своего правления князю так и не удастся.
Правление Калиты вызывает у историков неоднозначную оценку. За свою жизнь он отстроил немало храмов и соборов, а также построил новый Кремль из дуба.
Кроме этого воевода был очень набожным человеком. Более того, он даже написал Сийское Евангелие, которое сегодня хранится в Российской академии наук.
Великий князь Иван I Данилович КалитаПолитика Ивана Калиты
Современники Ивана Даниловича отзывались о нем, как об очень гибком, но в то же время твердом князе. Его политика вызывала большое доверие и уважение у хана, благодаря чему Москва не подвергалась набегам.
Люди жили в относительной безопасности, а их благосостояние год от года росло. Интересен факт, что Иван Калита сохранял государство от войн и грабежей на протяжении 40 лет.
Политика Ивана Калиты основывалась на 4 негласных правилах:
- жить в мире с Ордой;
- контролировать «выход», то есть дань;
- собирать земли;
- дружить с Церковью.
Иван I Калита достиг огромного влияния на некоторых территориях, в числе которых были Новгород, Псков и Тверь. Несмотря на постоянную выплату дани ордынскому хану, он сумел накопить немало богатства, которое позже перешло его потомкам.
Личная жизнь
Первой супругой Ивана Калиты стала Елена, которую он взял в жены в 1319 г. В этом браке у него родилось четыре сына: Андрей, Иван, Даниил и Семен. После 12 лет супружеской жизни Елена скончалась от неизвестной болезни.
Второй женой Ивана Калиты стала Ульяна. Согласно одним источникам от нее родилась только одна дочь, однако по другой версии их было четверо.
Всех своих дочерей князь выдавал замуж исходя из политической выгоды.
Интересен факт, что каждому зятю он выдвигал условие, согласно которому распоряжаться уделами имеет право только он один.
Смерть
За несколько месяцев до своей кончины Иван Калита постригся в монахи. До конца своих дней он заботился о будущем государства. Чтобы избежать потенциальных распрей между сыновьями, князь еще при жизни провел раздел имущества.
Памятник Ивану КалитеОн передал старшему сыну Семену Гордому две трети своих владений и завещал ему заботиться о младших братьях. Благодаря мудрым действиям Ивана Калиты Московскому княжеству удалось избежать территориального разделения.
Иван 1 Данилович Калита умер 31 марта 1340 года в Москве и был погребен в Архангельском соборе.
В истории России было мало правителей подобных Калите. Он отличался расчетливостью, большим умом и милосердием по отношению к бедным.
Интересен факт, что именно с Ивана Калиты пошла замечательная традиция давать прозвища князьям и царям. В память об Иване Калите снимаются фильмы, устанавливаются памятники, а также чеканятся монеты и медали.
Иван Калита кратко
Теперь вы знаете биографию и особенности правления Ивана Калиты. Если вам понравилась данная статья (и вы любите историю) – поделитесь ею в социальных сетях.
Если же вам нравятся интересные факты вообще и биографии великих людей в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Выдержки о России из Карла Маркса (1856–57/1873)
Выдержки о России из Карла Маркса (1856–57/1873)Основной индекс NI | Индекс Главной Газеты
Энциклопедия троцкизма | Интернет-архив марксистов
Новый Интернационал , ноябрь–декабрь 1951 г.
Откровения о России; Диалог с Бакуниным
[1]
От Новый Интернационал , Vol.
XVII № 6, ноябрь – декабрь 1951 г., стр. 360–366.
Расшифровано и размечено Эйндой О’Каллаганом для ETOL.
Ниже читатель найдет некоторые выдержки из Откровений о России , опубликованных Карлом Марксом в The Free Press [2], Лондонский орган русофоба Дэвида Уркарта, 1856–1857 гг. Этот текст, изъятый редакторами сочинений Маркса и Энгельса на русском языке, цитировался, однако, несколько раз в первом томе 9-го тома.0030 History of Diplomacy , изданная под руководством В. Потемкина, АН СССР (французский перевод, Librairie de Medicis, Paris, 1946). В этом советском произведении искусство цитирования достигает вершин хитрости. Фразы, вырванные из контекста, помещаются в цепь идей, не имеющих ни малейшего отношения к мысли Маркса.
Невозможно разместить полный текст работы Маркса рядом с соответствующими главами из История СССР , изданном в Москве в 1948 г., ограничимся кратким изложением того, что тенденция современной российской историографии состоит не только в прославлении сталинского режима, но и в представлении этого режима как логического следствия всей исторической эволюции России.
Кроме того, это завершение работы по строительству Российского государства, проделанной предшественниками Сталина, среди которых первое место занимают Иван III и Петр Великий. Все славянофильские тезисы бывших русских историков снова подхватили официальные советские историки; в частности, констатация чисто славянского происхождения Киевского государства. Нет намека на принятый Марксом и многочисленными современными историками тезис, согласно которому основателями первых русских государств были не славяне, а иноземные народы, а именно норманны-вареги.
М. Рубль
* * *
Угрожает ли Россия миру возвращение к всеобщей монархии?
Подавляющее влияние России в разные эпохи заставало Европу врасплох, поражало народы Запада, подчинялось как року или сопротивлялось только конвульсиями.
Но рядом с обаянием России живет вечно возрождающийся скептицизм, преследующий ее, как тень, растущий вместе с ее ростом, смешивающий пронзительные ноты иронии с воплем агонизирующих народов и высмеивающий самое ее величие в виде театральной позы. ослеплять и обманывать. Другие империи столкнулись с подобными сомнениями в младенчестве; Россия стала колоссом, не пережив их. Она представляет собой единственный в истории пример огромной империи, само существование которой, даже после мировых достижений, никогда не переставало рассматриваться как вопрос веры, а не как факт. С начала восемнадцатого века и до наших дней ни один автор, намеревался ли он возвысить или обуздать Россию, не считал возможным обойтись без предварительного доказательства ее существования.
Но будь мы спиритуалистами или материалистами по отношению к России, рассматриваем ли мы ее могущество как осязаемый факт или как простое видение угнетенной совести европейских народов, — вопрос остается один и тот же: «Как эта сила Или этот призрак власти ухитрился принять такие размеры, чтобы вызвать, с одной стороны, страстное утверждение, а с другой — гневное отрицание того, что он угрожает миру репетицией всеобщей монархии?» В начале 18 века Россия рассматривалась как грибное творение, импровизированное гением Петра Великого.
Шлёцер считал открытием то, что у нее было прошлое; и в новое время такие писатели, как Фальмерайер, бессознательно идя по следу, протоптанному русскими историками, умышленно утверждали, что северный призрак, пугающий Европу XIXго века, уже затмили Европу 9-го века. У них политика России начинается с первых Рюриковичей и с некоторыми перерывами систематически продолжается до настоящего времени.
Монгольское происхождение русской власти
Политика первых Рюриковичей совершенно отличается от политики современной России… Готский период составляет для России лишь главу германских нашествий…
Таким образом, Россия норманнов полностью исчезла со сцены, а те слабые остатки, которые сохранились, были стерты с лица земли ужасающим явлением Чингисхана. Происхождение Московии лежит в кровавой деградации монгольского рабства, а не в грубом героизме нормандской эпохи. Современная Россия есть не что иное, как преображенная Московия…
Иван Калита, Первый [4], и Иван III, прозванный Великим, воплотившиеся, [в] едином, рост Москвы под татарским владычеством; [в] другом, Москва становится независимой державой благодаря исчезновению татарского владычества.
В истории этих двух личностей подытожена вся московская политика с момента ее выхода на историческую арену.
Всю систему Ивана Калиты можно выразить в нескольких словах: макиавеллизм раба, желающего узурпировать власть. Самая его слабость, его рабство стали для него движущей силой его силы.
Иван III избавил Москву от татарского ига не смелым и решительным ударом, а терпеливым двадцатилетним трудом. Он не сломал его, а тайком выбрался из него. Таким образом, это избавление больше похоже на явление природы, чем на человеческий поступок. Когда татарское чудовище было готово издать свой последний предсмертный хрип, Иван появился у его смертного одра как врач, который ставит диагноз и возвещает конец, а не воин, поражающий удачный ход .
Кажется, что всякий народ возвышается, когда сбрасывает чужеземное иго. Из рук Ивана Московия вышла еще более униженной. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить Испанию и ее борьбу с арабами с Московией и ее борьбой с татарами.
Интересно и сегодня отметить, до какой степени Московия стремилась, как и современная Россия, к нападениям на республики. Новгород и его колонии открывают цикл, Казачья республика следует его примеру, а Польша замыкает его … Иван, кажется, вырвал у монголов цепи, которые сокрушили Московию, только для того, чтобы навязать их русским республикам.
От Ивана Великого до Петра Великого, или К завоеванию мира
Простая замена имен и дат покажет, что между политикой Ивана III и политикой современной России существует не сходство, а тождество. Иван III, со своей стороны, лишь усовершенствовал традиционную политику Московии, завещанную Иваном Калитой Первым. Иван Калита, монгольский раб, приобрел величие, используя силу своего злейшего врага, татарина, против своих второстепенных врагов, русских князей. Он не мог владеть татарской властью, кроме как под ложным предлогом. Вынужденный притворяться перед своими хозяевами силой, которую он действительно собрал, он должен был ослепить своих собратьев-крепостных силой, которой у него не было.
Чтобы решить свою проблему, ему пришлось разработать все ухищрения из самого отвратительного рабства в систему, и реализовать эту систему с терпеливым трудом раба. Сама по себе открытая сила могла войти как интрига только в систему интриг, коррупции и подпольной узурпации. Он не мог ударить, пока не отравился. Единство цели превратилось у него в двойственность действия. Посягнуть обманным использованием враждебной власти, ослабить эту власть самим актом ее использования и свергнуть ее, наконец, эффектами, производимыми ее собственными средствами, — эта политика вдохновлялась Иваном Калитой своеобразным характером как правящей и служащей расы. Его политика оставалась еще политикой Ивана III. Это все еще политика Петра Великого и современной России, какие бы изменения имени, местонахождения и характера ни претерпела враждебная власть. Петр Великий действительно изобретатель современной русской политики, но он стал таковым только тем, что избавился от старого московского метода посягательства на ее местный характер и случайные примеси, переведя ее в абстрактную формулу, обобщив ее цель и возвысив ее.
его цель от ниспровержения известных заданных пределов власти к стремлению к неограниченной власти. Он превратил Московию в современную Россию путем обобщения ее системы, а не путем простого добавления некоторых провинций.
Итак, в страшной и жалкой школе монгольского рабства вскормилась и выросла Московия. Оно окрепло только тем, что стало виртуозом в ремесле крепостного права. Даже получив эмансипацию, Московия продолжала выполнять свою традиционную роль раба, а также господина. Наконец, Петр Великий соединил политическое искусство монгольского раба с гордым стремлением монгольского господина, которому Чингисхан по воле завещал свое завоевание земли.
Петербургская империя: «России нужна вода»
Завоевание Азовского моря было целью Петра в первой войне с Турцией, завоевание Балтики в его войне со Швецией, завоевание Черного моря во второй войне против Порты и завоевание Каспийского моря. в его мошеннической интервенции в Персию.
Для системы местного вторжения земли было достаточно; для системы всеобщей агрессии вода стала незаменимой. Только путем превращения Московии из страны, полностью состоящей из суши, в морскую империю, традиционные ограничения московской политики могли быть преодолены и слиты в тот смелый синтез, который, смешивая вторгающийся метод монгольского раба с мировым завоевательные тенденции монгольского хозяина, образует жизненный источник современной российской дипломатии…
Это было с самого начала вызовом для европейцев, стимулом к дальнейшим завоеваниям для русских. Укрепления русской Польши в наши дни являются лишь дальнейшим шагом в осуществлении той же идеи. Модлин, Ивангород, Варшава — больше, чем цитадели, чтобы держать в узде мятежную страну. Они представляют собой такую же угрозу для запада, какую сто лет назад представлял Петербург в своем непосредственном отношении к северу. Они должны превратить Россию в Панславонию, подобно тому как прибалтийские провинции должны были превратить Московию в Россию.
..
Петербург был не центром расы, как Московия, а резиденцией правительства; не медленная работа людей, а мгновенное творение человека; не среда, из которой исходят особенности внутреннего народа, а морская оконечность, где они теряются; не традиционное ядро национального развития, а намеренно выбранное место космополитической интриги. Перенесением столицы Петр разорвал естественные связки, связывавшие посягательскую систему старых московских царей с природными способностями и стремлениями великого русского рода. Посадив свою столицу на берегу моря, он открыто бросил вызов антиморским инстинктам этой расы и низвел ее до простого колеса в своем политическом механизме.
Если московские цари, совершавшие свои посягательства главным образом при содействии татарских ханов, должны были тартаризировать Московию; Петр Великий, решивший действовать при посредничестве Запада, был обязан цивилизовать Московию. Завладев прибалтийскими провинциями, он сразу овладел необходимыми для этого орудиями.
Они предоставили ему не только дипломатов и генералов, мозги, с помощью которых он мог проводить в жизнь свою систему политических и военных действий против Запада. Они дали ему, в то же время, урожай бюрократов, школьных учителей и сержантов, которые должны были вдолбить русским тот лоск цивилизации, который приспосабливает их к техническим устройствам западных народов, не пропитывая их своими идеями. ..
Настоящая история покажет, что ханы Золотой Орды сыграли не более важную роль в реализации планов Ивана III и его предшественников, чем правители Англии в реализации планов Петра I и его преемников.
Карл Маркс
* * *
Эти критические заметки Маркса, которые мы представляем в виде «диалога», перемежались его резюме известной работы Бакунина «Государственность и Анархия» 9.0031 ( Анархизм и государство ), изданной в 1873 году. Впервые она была издана на русском языке Институтом Маркса-Энгельса-Ленина по оригинальным заметкам Маркса (на русском и немецком языках), до сих пор находившихся в распоряжении правительства России и поэтому доступен на другом.
В 1935 году он появился во французской брошюре под названием Contre l’Anarchisme вместе с другими антибакунистскими материалами. Это источник нашего отрывка, страницы 43–45.
Представляя то, что мы считаем первым английским переводом документа, касающегося некоторых основных проблем современности, мы обращаем внимание наших читателей на эту серию переводов, что делает невозможным гарантировать полную точность. Это всего лишь один из подобных текстов, проверка которых должна отложиться на другие дни. Сборник Маркса Максимилиана Рубеля, рецензируемый в этом выпуске Новый Интернационал также содержит текст.
Заметки Маркса выделены курсивом ; его резюме и выдержки из работы Бакунина, напечатанные прямым шрифтом, и едкие комментарии Маркса к ним заключены в скобки. – HJ
* * *
Бакунин: Где есть государство, там неизбежно и господство, а следовательно, и рабство.
Господство без рабства, будь то скрытое или явное, немыслимо — вот почему мы враги государства.
Маркс: Что означает пролетариат, возведенный в ранг господствующего класса? Это значит, что пролетариат, вместо того чтобы изолированно бороться с экономически привилегированными классами, завоевал достаточную силу и организованность, чтобы применять всеобщие средства насилия. Но он может пользоваться только такими экономическими средствами, которые подавляют его собственный характер наемного работника и, следовательно, его классовый характер. Более того, с его полной победой покончено с его господством над другими классами, так как исчезнет его характер как класса.
Возможно ли, чтобы весь пролетариат был во главе правительства? (В профсоюзе, например, может ли весь союз образовать свой исполнительный комитет? Прекратится ли на фабрике всякое разделение труда и прекратятся ли различные функции, вытекающие из этого разделения? все пойдет наверху? Не правда ли, что внизу ничего не будет! Будут ли все члены Коммуны одновременно управлять общими интересами района? Тогда нет больше различия между Коммуной и районом.
) Есть около 40 миллионов немцев. Будут ли, например, все 40 миллионов членами правительства? (Разумеется! Ибо все дело начинается с самоуправления Коммуны.) Будет управлять весь народ, а там никто не будет управляться (когда человек правит собой, он не делает этого по этому принципу, ибо не только он сам и никто другой?) Таким образом, не будет ни правительства, ни государства, а «если будет государство, то будут господа и рабы» (это просто, когда исчезнет классовое господство и когда не будет больше никакого государства в нынешнем политическом смысле).
Бакунин: Эта дилемма в теории марксистов легко разрешается (ими). Под управлением народа они ( т. е. Бакунин — К. М. ) подразумевают управление народом, при помощи небольшого числа правителей, избранных народом.
Маркс: Осина! Это демократическое словоблудие, политическая чепуха. Выборы есть политическая форма, будь то в самой маленькой русской общине или в артели.
Характер выборов зависит не от их назначения, а, наоборот, от экономической базы, от экономических отношений между избирателями. Как только функции перестанут быть политическими, (1) правительственные функции перестанут существовать, (2) распределение общих функций станет делом профессии и не даст никакой власти, (3) выборы не будут иметь никакого значения. их нынешний политический характер.
Бакунин: Всеобщее избирательное право для всего народа [ такое понятие, как «весь народ», есть в настоящем смысле слова фантасмагория! ], где есть народные представители и выборные правители государства — таково последнее слово марксистов, а также демократической школы. Ложь, за которой скрывается деспотизм господствующего меньшинства, тем более опасна, что выступает выражением так называемой воли народа.
Маркс: При коллективной собственности так называемая воля народа исчезнет, уступив место реальной воле кооперации.
Бакунин: Итак, в результате управление громадным большинством народных масс привилегированным меньшинством. Но это меньшинство, говорят марксисты [где], будет состоять из рабочих. Да, если можно так сказать, бывших рабочих, но кто в тот момент, что они более чем представители, или стали правителями народа, перестают быть рабочими.
Маркс: Не более чем фабрикант сегодня перестает быть капиталистом из-за того, что становится членом городского совета.
Бакунин: … и с высоты государства они будут смотреть свысока на мир рабочего как на подлый и вульгарный; они будут представлять уже не народ, а самих себя и свои притязания на народное правительство. Тот, кто сомневается в этом, вовсе не информирован о [ не знаком с ] человеческой природой.
Маркс: Если бы М. Бакунин был au courant, хотя бы с положением управляющего даже в рабочем кооперативе, он послал бы к черту все свои авторитарные кошмары.
Ему пришлось бы спросить себя, какую форму могут принимать административные функции, основанные на рабочем государстве, если он желает так его обозначить.
Бакунин: Но избранными будут ярые убежденные социалисты и притом ученые. Слова: «ученый-социалист» [ никогда не работал; «научный социализм» употребляется только в противовес социализму утопическому, пытающемуся внушить людям новый вздор, вместо того, чтобы ограничить свою науку пониманием общественного движения, формируемого самим народом; см. мою работу против Прудона ], которые бесконечно употребляются в трудах и речах ласальцев и марксистов, сами по себе показывают, что так называемое народное государство будет не чем иным, как в высшей степени деспотическим управлением народными массами новым и многочисленная аристократия настоящих или мнимых ученых. Народ не эрудированный. Это означает, что правительство полностью освободит его от забот; он будет полностью заперт в правительственной конюшне.
Какое прекрасное избавление!
Люди почувствовали это (!) противоречие и, признав, что, несмотря на все свои демократические формы, правительство ученых [ какой бред! ] превратит его в самую тяжелую, самую ненавистную, самую презренную и действенную диктатуру в мире, они утешают себя мыслью, что эта диктатура будет только преходящей и на короткое время [нет, батенька! ], что классовое господство рабочих над противостоящими им социальными слоями старого мира может продолжаться лишь до тех пор, пока не будет разрушена экономическая основа существования классов. Они говорят, что их единственной заботой и единственной целью будет формирование и возвышение народа [ кафе политиков! ], как в экономическом, так и в политическом плане, до такой степени, что всякое правительство скоро станет ненужным и государство, утратив весь свой политический характер, то есть характер господства, превратится в явно свободную организацию. Но если их государство действительно народное, то зачем его разрушать, и если его разрушение необходимо для действительного избавления народа, то почему они смеют называть его народным?
Маркс: Абстракция, составленная из увлечений Либкнехта, Народное государство, которое само по себе является идиотизмом, направленным против Коммунистического манифеста и т.
д. Все это просто означает, что в период борьбы за общества, так как пролетариат действует еще на основе этого старого общества и, следовательно, еще движется внутри тех политических форм, которые более или менее ему принадлежат, то он еще не достиг своего окончательного формирования в такой период борьбы и, для своего избавления, он использует методы, которые впоследствии подавляются. Отсюда Бакунин заключает, что пролетариату лучше вообще ничего не делать; она должна дождаться дня всеобщей ликвидации, последнего суда.
Бакунин: Посредством нашей полемики против них [, которая, естественно, предшествовала моей книге против Прудона, до Коммунистического манифеста и даже до Сен-Симона ] мы заставили их признать, что без свободы и анархии [ Бакунин лишь перевел на неумелый татарский анархию Прудона и Штирнера], т. е. свободную организацию рабочих масс сверху донизу [ глупость! ] считается, их «Народное государство» [ рабский ] есть ярмо, порождающее, с одной стороны, деспотизм, а с другой — рабство.
* * *
Сноски
1. Представленный здесь материал был переведен и отредактирован для публикации Генри Джаддом. Рецензия товарища Джадда на сборник эссе Маркса, составленный Максимилианом Рубелем, помещена в конце выдержек из Маркса.
2. За исключением раздела, озаглавленного «Монгольские истоки российской власти», все выдержки являются оригинальным английским текстом, опубликованным в The Free Press за февраль и апрель 1857 г. Упомянутое исключение было переведено с французского. – Ред.
3. Скандинавский народ, вторгшийся в Россию в IX веке; их вождь Рюрик считается основателем Российской империи. – Ред.
4. Великий князь Всероссийский в XIV веке; сделал Москву своей столицей. – Ред.
Начало страницы
Основной индекс NI | Индекс Главной Газеты
Энциклопедия троцкизма | Интернет-архив марксистов
Последнее обновление: 22 ноября 2018 г.
Приложений для Ивана I Даниловича Калиты. Иван Калита. Биография. Княжеское царствование
краткая биография Ивана Калиты очень похожа на биографии многих других русских князей той эпохи. При этом наш герой своей активностью сумел выделиться из этого ряда. Прежде всего, закладывая фундамент будущей экономической и политической мощи Москвы. То, что в дальнейшем стало трамплином для великих свершений, во многом было создано Иваном Калитой. Краткая биография этого князя начинается со второй половины 13 века. Предположительно в 1283 году.
Краткая биография Ивана Калиты: ранние годы
Будущий правитель был младшим сыном Москвы (и внуком знаменитого Александра Невского). Уже в 1296 году он стал наместником своего отца в Новгороде. В 1304 году он получил свой первый важный военный опыт в боях с тверскими князьями за город Переяславль. Этот эпизод закончился победой молодого князя. Довольно долго молодой представитель княжеского рода находился в тени своего старшего брата, правившего Москвой.
Но краткая биография Ивана Калиты делает крутой поворот в 1320 году. Оба брата едут в Орду за ханскими ярлыками, чтобы править русскими землями. В результате этого плавания старший брат отправляется княжить в Новгород, а младший получает в свое распоряжение Москву.
Иван Калита. Кратко о доске
Князь, вступивший на московский престол, показал себя довольно упорным и настойчивым политиком. Он регулярно ездил в Орду, что позволило ему завоевать доверие и благосклонность хана Узбека. В материальном отношении это вылилось в относительное затишье и благодатное затишье для его удела в то время, когда остальные русские земли были вынуждены платить ханам довольно высокую взятку.
Баскаки. В результате такого благоприятного климата она стала интенсивно пополняться беженцами из других земель. Росли его города, росло благосостояние местного боярства, возрождались ремесла. Краткая биография Ивана Калиты неразрывно связана с остальными. В 1325 году кафедра православного митрополита была переведена в Москву, что сделало ее не только важным экономическим и ремесленным центром, но и духовным центром всей русской земли.
Иван Калита довольно умело использовал благоприятные для него обстоятельства.
Хитрость, коварство, политическая решимость и умение использовать слабости противников позволили ему значительно расширить пределы своего предназначения. Они выкупили Углич. Довольно долго длилась борьба за господство со старым соперником, князем Александром Михайловичем Тверским. В 1327 году в Твери был убит ордынский баскак. Иван Калита поспешно заверил хана Узбека в своей лояльности и готовности содействовать наказанию виновных. Это дало ему одобрение хана на военный поход на Тверь с помощью ордынского войска, а также дальнейшее право управлять этим городом и самостоятельно собирать дань для хана. Московский князь пытался присоединить к своим владениям и крупнейший город северной Руси Новгород. Однако она закончилась для него поражением. Иван Калита умер в 1340 году, оставив московский престол своему наследнику Симеону Гордому.
Иван Данилович «Калита» — московский князь, прославившийся своим богатством и дипломатическими способностями.
Точная дата рождения, как и смерти принца, неизвестна. Он родился в семье князя Даниила Александровича и был внуком Александра Невского. За годы его правления Московское княжество расширилось и набрало вес в стране. Иван считается одним из первых правителей Руси, начавшим объединять страну.
Детство и юность
В биографии Ивана Калиты много «белых пятен». Историки считают, что он родился около 1823 года. В то время имя Иван было экзотикой для России, и должны были быть веские причины назвать этим именем своего сына. В документах не сохранилось свидетельств, раскрывающих причину таких действий отца.
Он был четвертым ребенком в семье и в принципе не должен был получить трон. Иван рос обычным юнцом и ничем не выделялся на общем фоне. С раннего возраста начал обучаться верховой езде. Уже в 3 года он впервые попробовал сесть на лошадь. Иван Калита с детства отличался рассудительным умом и осторожностью, что впоследствии пригодилось ему в борьбе за престол, а также во время его царствования.
Правление
В то время правителями на Руси стали с утверждения хана татаро-монгольского ига. После смерти старшего брата Юрия, благодаря хорошим отношениям с ханом Узбеком, Иван получил ярлык на великое княжение.
Став великим князем, Иван Калита начал укреплять Московское княжество. Договорившись с ханом Узбеков, он стал самостоятельно собирать дань и платить ее Орде. Взамен татары перестали совершать набеги и опустошать русские земли. Благодаря тому, что определенная часть собранных богатств оставалась у Московского княжества, создавались предпосылки для его развития.
Постепенно Иван Калита стал одним из самых богатых князей в истории России. Его необычное прозвище «Калита» связано с деньгами. По одной из версий, свое прозвище он получил из-за большого количества богатства, так как слово Калита в Древней Руси означало кошелек. По другой версии, это прозвище закрепилось за ним из-за того, что он постоянно носил с собой мешок денег для раздачи бедным и нуждающимся.
Есть также версия, что свое прозвище он получил из-за того, что выгодно выдавал замуж своих дочерей, которых у него было четыре, получая тем самым выгодные связи.
Благодаря своим хитрым действиям ему удалось перенести митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сделав ее духовным центром России. Это также помогло укрепить его власть. Во время своего царствования он ожесточенно боролся с разбойниками, орудовавшими на подъездах к Москве, в результате чего сократились грабежи и разбойные нападения на купеческие подводы. Со временем в Москву тянулось все больше торговых караванов со всей страны и из-за границы.
Личная жизнь и смерть
За свою жизнь Иван Калита дважды был женат. Его первую жену звали Елена, она была примерно ровесницей великого князя, однако умерла раньше него в 1331 году. Она родила ему 8 детей: четырех мальчиков и четырех девочек. После этого князь женился на девушке Ульяне, которая была намного моложе его. Она пережила Ивана почти на 20 лет. После смерти князя ей было отдано много земель и богатств.
От их брака у них родилась дочь Мария.
(1288?-1340) Великий князь Московский
Он родился, когда были еще живы старики, пережившие ужас первых набегов татар на Русь. Главным настроением того тяжелого времени был страх, и Иван разделял его со своими современниками. В раннем детстве он видел, как татары захватили Москву, а вместе с ней и его отца, князя Даниила Александровича. Может быть, поэтому, уже став великим князем, он всячески старался избежать открытого столкновения с ними.
Как и положено княжескому сыну, Иван рано вошел в мир взрослых. Отец, а иногда и бояре, рассказывали ему об истории и о том, что происходило в России. Уже в трехлетнем возрасте Иван прошел обряд посвящения — его впервые посадили на лошадь. После этого дня ребенок переходил от нянь и матерей на попечение воспитателей-мужчин. Понемногу стали приучать его к сложному княжескому ремеслу. По-видимому, отец — князь Даниил Московский — видел в Иване своего преемника, хотя основным наследником был его старший сын Юрий.
Даниил Московский считал, что осторожный Иван больше подходит для княжеского престола, чем суровый и сварливый Юрий. Тем не менее, после смерти Даниила в 1303 году власть перешла в руки Юрия. Было ему в то время двадцать два года, а Ивану не было и пятнадцати.
Сначала Иван действовал заодно со своим братом. Он помог Юрию покорить Владимирское княжество и приложил немало усилий, чтобы отобрать у тверских князей великокняжеский ярлык.
Но суровый характер Юрия и его неумение вести дипломатические переговоры, восстановили против него татарских ханов, и в 1325 году Юрий погиб во время похода в Золотую Орду. Там они намеренно устроили встречу двух враждующих князей, и тверской князь во время драки убил московского князя.
После смерти брата Иван сел на княжеский престол. Он сразу изменил свою политику по отношению к Орде, поняв, что обострение отношений с многократно превосходящим его врагом приведет лишь к бессмысленным жертвам. Оказав помощь Орде в подавлении восстания в Твери, Иван получил от хана Узбека ярлык на княжение в Новгороде и значительную часть Владимирского княжества.
Иван укрепил Москву и одновременно присоединил к ней близлежащие земли.
Не менее важным было право на сбор налогов, также полученных от Орды. Иван прекрасно понимал, что только своевременные расчеты с Ордой помогут сохранить благосклонность ее правителей. Собранных таким образом денег хватило на укрепление Москвы. Иван не только расширил и обустроил Кремль, окружив его новыми дубовыми стенами, но и помог построить белокаменные церкви и соборы. Прозвище «Калита» (кошелек для денег) князь получил за то, что очень обдуманно тратил собранные деньги, стремясь сделать Москву настоящим центром России.
Летописец также упоминает, что Иван Калита постоянно носил на поясе кожаный кошелек, полный серебряных монет, и щедро раздавал их бедным. Нередко он покупал земли, деревни и даже города у обедневших князей. Так границы Московского княжества постепенно расширялись. Он официально перенес столицу из Владимира в Москву и первым из князей в 1328 году назвал себя «великим князем всея Руси».
Бережливость Ивана Калиты стала залогом того, что он был едва ли не самым богатым князем России. В его завещании сохранился список самой ценной домашней утвари: двенадцать золотых цепей, девять золотых поясов, четырнадцать женских золотых обручей, шесть золотых чаш и блюд, семнадцать штук другой золотой и серебряной утвари, одна золотая шапка и одна золотая шкатулка.
Что касается его отношений с Золотой Ордой, то он показал себя умным и осторожным политиком. Он не препятствовал ханским баскам и жестоко подавлял всякое сопротивление. В тех же землях, которые были подвластны власти Ивана Калиты, он требовал не только поддерживать порядок, но и «воевать с татем», то есть с теми, кто хотел бы поживиться, приписывая татарам разбой.
В области внутренней политики Иван Калита тоже был достаточно дальновидным правителем. Он прекрасно понимал, что Москва должна стать не только административным, но и духовным центром России. Поэтому в 1325 году ему удалось переместить митрополита Петра Волынца в Москву.
Всего через год престарелый священник скончался и был похоронен в только что построенном Успенском соборе Кремля. Через несколько лет у его гроба стали происходить чудеса, после чего митрополит был канонизирован как новоявленный святой русской землей. Таким образом, Москва, в которой находились мощи святого Петра, стала духовным центром России. В нем располагалась митрополия.
Как только Ивану Калите удалось стабилизировать отношения с Ордой, большие боярские семьи стали переезжать на службу в Москву. Многие из них были приглашены самим Иваном. Так постепенно вокруг княжеского двора образовался круг новой московской аристократии.
Но куда более важным делом Ивана Калиты было другое: за сорок лет его правления ни разу татары не пришли на Русь с опустошительными набегами. В летописях это время затишья на Руси обычно сравнивают с периодом спокойного, безмятежного сна. Как позже писал В. Ключевский, «в эти спокойные годы успели родиться и вырасти целых два поколения русских людей, которые не испытывали безотчетного ужаса к татарам.
Позже они отправились на Куликово поле.
Семейная жизнь Калиты складывалась вполне традиционно. В 1319 году Иван женился. Известно, что его жену звали Елена. Но никаких упоминаний о роде, к которому она принадлежала, до наших дней не сохранилось. У них было трое сыновей — Симеон, Иван и Андрей. В 1332 году Елена умерла от неизвестной болезни, а через год Иван Калита женился повторно на некой Ульяне, которая вскоре родила дочь.
Когда пришло время, Иван Данилович Калита «умер в чернцах»: перед смертью постригся в монахи. Похоронен в Архангельском белокаменном соборе Московского Кремля. С этого времени и до начала 18 века здесь хоронили московских князей и царей.
Перед смертью Иван Калита написал завещание, в котором разделил свои земли между сыновьями. Он отдал им Москву в общее владение, особо оговорив, что она всегда должна быть столицей.
Сын московского князя Даниила Александровича. Прозвище Калита он получил, по одной версии, за то, что собирал дань для Орды, а по другой, всегда носил с собой мешок с мелкими деньгами для бедняков.
Точной даты его рождения нет. Считается, что он родился около 1283 г. или даже 1 ноября 1288 г.
Первые сведения появляются о нем как о наместнике своего отца в Великом Новгороде в 1296-1297 годах. В 1304 году защищал Переяславль от тверского князя. В 1320 году он впервые отправился в Орду. Здесь хан Узбек утвердил его наследником Московского княжества. В 1325 году Иван Калита становится московским князем.
Князь МосковскийСтав главой княжества, он прежде всего перенес резиденцию митрополита из Владимира. Москва стала духовной столицей России, а Петр стал первым митрополитом Московским.
Все действия Ивана Калиты были направлены на возвышение Москвы над остальными княжествами. Успешными были действия в борьбе с Тверским княжеством. В 1327 году в Твери произошло восстание против ордынского владычества. Карательные действия хана Узбека настолько ослабили силы Твери, что княжество перестало соперничать с Москвой.
Политика князя Ивана Калиты привела к расположению к нему хана Узбека.
Если гнет ордынских баскаков ощущали на себе все княжества в полной мере, то Московские земли жили относительно спокойно.
Началось переселение людей из других земель в Московское княжество.
Иван Калита способствовал развитию ремесел и торговли, что позволило ему распространить свое влияние на многие земли Северо-Восточной Руси.
Бояре были приглашены ко двору, что создало мощную опору власти. Было введено сельскохозяйственное право, основанное на византийском праве, а также новый порядок наследования.
Итоги правленияСовременники и летописцы считали, что Иван Калита избавил русскую землю от татар и разбойников. Он всегда чинил «правый двор», помогал бедным, защищал вдов от насильников. За это Иван Калита получил еще одно прозвище — Добрый.
При Иване Калите Московский Кремль обзавелся дубовой стеной, были построены Архангельский и Успенский соборы (первоначальные церкви не сохранились), церковь Иоанна Лествичника.
В начале 1340 года князь принял постриг в монахи с именем Анания, после чего принял схиму и через несколько недель скончался.
Похоронен в Архангельском соборе на Соборной площади в Москве. Он оставил завещание, по которому его наследником стал старший сын Симеон.
оставил завещание, согласно которому его наследником стал старший сын Симеон.
Иван I Данилович Калита
Калита был крупным политическим деятелем своего времени, его называют первым «собирателем русской земли». Хотя его деятельность была неоднозначно оценена историками, тем не менее она способствовала закладке основ политического и экономического могущества Москвы, началу экономического подъема России.
Иван I Данилович Калита (в крещении — Иоанн) родился в Москве в 1283 году, но более точная дата не известна. Он сын московского князя Даниила Александровича, внук князя московского, князя новгородского и великого князя владимирского.
Долгое время оставался в тени своего старшего брата князя Юрия. На рубеже XIII-XIV веков, согласно летописи, Иван был новгородским воеводой, княжил в Переяславле-Залесском и неоднократно сменял брата на Московском княжении во время пребывания его в Золотой Орде.
После смерти Юрия в 1325 году Иван, как наследник своего брата, стал княжить единолично в Московской волости. В первый же год своего царствования он, желая положить доброе начало своему царствованию, вызвал из Владимира в Москву митрополита Петра. Это сразу сделало Москву духовным центром России и обеспечило московскому князю поддержку церкви. Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», а Петр помогал Ивану в проведении политики централизации русских земель.
Калита был жестоким правителем, одновременно умным и настойчивым в достижении своих целей. Он умел ладить с татаро-монгольским ханом Узбеком, не раз ездил в Орду, где заслужил благосклонность и доверие хана. В 1327 году Иван принял участие в походе золотоордынских отрядов на Тверь. В награду в 1328 году он получил от хана Костромское княжество, а также титул князя Новгородского.
В 1332 году Калита добился от Узбека ярлыка на Великое княжество Владимирское и признание себя великим князем всея Руси. За мирные отношения с Золотой Ордой он собирал для нее огромную дань с населения, а Иван беспощадно подавлял все народное недовольство, вызванное тяжелыми реквизициями.
Также с помощью татар он устранил многих своих политических соперников — других князей.
После этого, согласно летописи, во всей Северо-Восточной Руси на долгие годы воцарилась тишина. Опасаясь ханского гнева, татары прекратили набеги на Русь. Узбек даже отказался посылать своих людей в земли князя, доверив сбор податей с населения Ивану. Он накопил большое богатство (отсюда его прозвище «Калита» — «кошелек», «денежный мешок», другая версия от привычки постоянно носить с собой «калиту» с деньгами для раздачи милости).
Иван неуклонно стремился расширить территорию своего княжества и собрать вокруг Москвы русские земли. Накопленные средства он тратил на покупку территорий своих соседей. Влияние князя распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Новгородская земля, Ростовская, Тверская, Угличская, Галичская, Псковская, Белоозёрская). И хотя в этих городах правили местные князья, они, по существу, были лишь наместниками московского князя.
Годы Иванова царствования были эпохой укрепления Москвы и возвышения ее над другими русскими городами.
