Причины политической раздробленности на Руси в 12-13 веке, её последствия
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 741.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 741.
В конце XI века Древняя Русь вступила в неизбежный период развития феодальных отношений, выразившийся в политической раздробленности. Единое государство распалось на несколько независимых частей, ведущих между собой ожесточенную борьбу. В основе раздела “Русской земли” между Ярославичами лежали глубокие причины.
“Завещание” Ярослава Мудрого и Ярославичи
В 1054 г. Ярослав Мудрый почувствовал приближение смерти и составил знаменитое “Завещание”, разделив Русь между своими сыновьями:
- Изяслав – Киев;
- Святослав – Чернигов;
- Всеволод – Переяславль.
Ярославичи долгое время мирно правили своими землями, но в 70-е гг. между ними вновь вспыхнула борьба, в которой участвовали уже и внуки Ярослава Мудрого.
Рис. 1. Ярослав Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова.В 1097 г. в Любече состоялся съезд 6 князей, на котором было вынесено решение: “Кождо да держить отчину свою”. Это решение официально утвердило политическую раздробленность и должно было прекратить междоусобицу.
Сразу же после Любечского съезда Святополк заманил Василько Ростиславовича в ловушку и ослепил его.
“Лествица”
Одной из причин политической раздробленности Руси в 12-13 веке стал “лествичный” порядок великокняжеского наследия, закрепленный на съезде в Любече. Согласно этому порядку Киев доставался старшему сыну великого князя, остальные сыновья по старшинству получали уделы (также начиная от более крупных к мелким).
Следующими по очереди были дети старшего брата, затем – младших. После смерти очередного великого князя все остальные перемещались по старшинству из удела в удел.
Рис. 2. Схема.Род Рюриковичей быстро увеличивался, что приводило к путанице. Нередко племянник был старше своего дяди и поэтому начинал оспаривать у него старшинство.
“Лествичный” порядок приводил к появлению князей-изгоев, которые из-за ранней смерти отца вообще не получали уделов.
Споры приводили к вооруженным конфликтам. В XII веке начинают складываться княжеские земельные кланы:
- Мономашичи;
- Мстиславичи;
- Ростиславичи;
- Ольговичи и т. д.
Эти кланы были заинтересованы в том, чтобы оставаться на своих местах. Главной задачей они считали освобождение от власти Киева.
Социально-экономические причины раздробленности
Древняя Русь с момента образования состояла из нескольких крупных княжеств:
- Киевское;
- Черниговское;
- Галицкое;
- Волынское;
- Владимирское;
- Суздальское;
- Новгородское.
К началу XIII века на Руси насчитывалось уже около 30 самостоятельных княжеств.
Центральные города этих княжеств постепенно росли, богатели и подчиняли себе окрестные территории. В них формировалась собственная земельная знать, бояре и дружинники.
Развитие феодальных отношений “привязывало” крупных земельных собственников (князей и бояр) к своим землям. Им было выгоднее усиливать собственное княжество, чем добиваться киевского престола.
Причины и последствия политической раздробленности на Руси привели к бесконечным войнам и безнаказанным нападениям половецких кочевников.
Что мы узнали?
Период политической раздробленности на Руси охватывает XII-XIII вв. Он был важным этапом в развитии феодальных отношений. Раздробленность возникла в результате слияния социально-экономических причин и борьбы между представителями династии Рюрика.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Егор Борисов
5/5
Оля Кунавина
5/5
Дмитрий Куваев
5/5
Никита Сливка
5/5
Тимофей Иванов
5/5
Оценка доклада
4. 3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 741.
А какая ваша оценка?
Почему Киевская Русь не может считаться Россией — Последние новости России и мира сегодня
29 августа 2018, 14:00
Яков Кротов
Именно украинский народ имеет более всего оснований считать себя преемником «Киевской Руси» по причине не только этнического и языкового, но и в первую очередь территориального преемства.
Сюжет
История России
Вопрос о том, имеет ли Россия отношение к «Киевской Руси», ничтожен. Он ставится не для того, чтобы доказать, что Россия имеет отношение к культуре полян, а чтобы доказать, что Украина такового отношения не имеет. Доказывают несуществование Украины — и культуры-то у неё не было и нет, и языка украинского нет, и чего ни хватишься — ничего нет. Кроме Киева — ну вот и следует отобрать Киев у «самозванцев» и вернуть законному правопреемнику.
Разыскивая Россию в Киеве, одновременно отрицают Россию в СССР. Правда, отрицают Россию в преступлениях СССР, когда же речь идёт о достижениях СССР — это достижения России и только России, а всякие «хохлы», «чернож…ые» и «чучмеки» только шерпы, которые под мудрым руководством и т.п.
Интересно сравнить статьи о «Киевской Руси» в русской и в английской википедии (на 29.08.2018).
Русская:
«Киевская Русь, Древнерусское государство Древняя Русь, рѹсьскаѧ землѧ, — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке. К середине XII века вступила в состояние феодальной раздробленности и фактически распалась на полтора десятка русских княжеств, управляемых разными ветвями династии Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев, утративший своё влияние в пользу новых центров силы, формально продолжал считаться главным «столом» Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей. Как этнокультурный регион Русь продолжила существовать и после политической дезинтеграции, что впоследствии сыграло важную роль в процессе объединения русских земель».
Не «завоевание Украины Россией», а «процесс объединения русских земель». Именно «русских», не «украинских, русских и белорусских». Только «русских»!
При этом игнорируется тот факт, что «роусьский» — это омоним слова «русский». «Роусьская земля» — не «русская земля».
Английский намного лаконичнее:
«Kievan Rus’ (Old East Slavic: Рѹ́сь (Rus’ ), Рѹ́сьскаѧ землѧ (Rus’skaya zemlya), Latin: Rus(s)ia, Ruscia, Ruzzia, Rut(h)enia) was a loose federation of East Slavic and Finnic tribes in Europe from the late 9th to the mid-13th century under the reign of the Rurik dynasty. The modern peoples of Belarus, Russia and Ukraine all claim Kievan Rus’ as their cultural ancestors, with Belarus and Russia deriving their names from it».
Не «средневековое государство», а «федерация со слабыми внутренними связями» («loose»). Нет прочных связей — нет и дезинтеграции, разумеется. Ничего об «объединении русских земель», только: «Современные народы Белоруссии, России и Украины равно считают Киевскую Русь своим культурным предком».
Русское имперское сознание доказывает своё право на «Киевскую Русь» тем, что «Древняя Русь» звучит нормально, а «Древняя Украина» — звучит смехотворно. В крайнем случае, «не доставайся же ты никому». Была «Роусьская земля», к которой ни Украина, ни Россия отношения не имеют. Позиция эта озвучивается редко в силу своей абсурдности, но эмоционально именно гыгыганье над идеей, что можно говорить о «Киевской Руси» как о «древней Украине» является фундаментальным для российского империализма.
В реальности, «Древняя Украина» новодел, конечно, но и «Киевская Русь» — новодел, и «древнерусское государство» — тоже новодел. «Древнерусское государство» особенно опасный новодел в силу той же омонимии — кажется, что «древнерусское государство» это «древнее Русское государство». Просто столица из Киева переместилась в Россию — то ли в 1169-м году, то ли в 1240-м году. Столицам свойственно мигрировать, бывает!
Ожесточённое отрицание «Древней Украины» вызвано тем, что из трёх народов — украинского, белорусского и русского — именно украинский народ имеет более всего оснований считать себя преемником «Роусьской земли», «Киевской Руси». Причина проста: не только этническое и языковое преемство, но и территориальное. Именно это — причина совершенно иррационального во всех других смыслах стремления уничтожить Украину как государство, уничтожить военным путём или хотя бы словами.
Оригинал здесь
#Россия#Война на Украине#Белоруссия#История России#Украина#Мнения
Подпишитесь
Банки и коллекторы получат единый подход к сбору долгов клиентов
22 апреля 08:30
Севастополь атаковали двумя беспилотниками
Сегодня, 04:02
Сеул расширил ограничения на экспорт товаров в Россию
Сегодня, 04:19
Минфин и Центробанк направили в правительство проект о долгосрочных сбережениях
Сегодня, 04:29
Власти Кипра выселят тысячи украинских беженцев перед туристическим сезоном
Сегодня, 05:17
Мировые оборонные расходы выросли до рекордной суммы за восемь лет
Сегодня, 05:28
Регенерация
—//W3C//DTD XHTML 1. 0 Strict//EN» «http://www.w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-strict.dtd»>
Регенерация Юлия Верхоланцева
[email protected]
Литва-Русь
Как новый культурный регион Литва-Русь (Малороссия) сложилась на территории некогда процветавшей Киевской Руси – первого государства восточных славян, официально крещенного в 988 г. Ко второй половине XIV в. вошла в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ), многонационального государства, в котором проживали ряд балтийских народов, русские славяне (будущие белорусы и украинцы), татары, армяне и евреи. (Эта территория сейчас находится в границах пяти национальных государств: Белоруссии, Украины, Литвы, восточной Польши и юго-западной России.) Политический распад Киевской Руси, начавшийся в 1130-х гг., и разграбление Киева монголами в 1240 г. повлек за собой передел власти в регионе. К середине XIV века можно говорить о трех основных культурно-политических сферах, наследниках киевского наследия: Северная Русь (Новгородская республика), Юго-Западная Русь (Литовская Русь/Рутения) и Северо-Восточная Русь (Московия).
Многие жители ВКЛ были православными. Литовцы-язычники были не только терпимы к православным обычаям, но и адаптировали славянский язык для своей бюрократии, а некоторые элиты обратились в православие. На протяжении всего XIV века православная церковная иерархия Руси, поддерживаемая литовскими князьями, заявляла о своем праве наследования Киевской митрополии и отказывалась принять митрополита, проживавшего в Северной Руси, переселяясь сначала во Владимир, а затем в Москву. В то же время непреходящий экуменический дух Русской Православной Церкви способствовал культурному взаимодействию между Московией, Новгородом и Русью.
Враждебные отношения между Литвой и прусским Тевтонским орденом заставили литовских князей искать союзника в Польше. После заключения династической и политической унии между Литвой и Польшей в 1385 г. (Кревская уния) польский католицизм играл заметную роль в культурной и политической жизни Литвы и бросил вызов прежней власти православной церкви. В 1387 году началась христианизация Литвы, а победа в битве при Грюнвальде в 1410 году принесла облегчение Тевтонскому ордену.
Подобно православной иконописи (искусство) и распеву (музыка), письменность (литература) считалась сакральной по своей природе. Культура письма была культурой анонимности и смирения, без персонализации. Следование и изучение фундаментальных текстов считалось ценным, в то время как инновации и создание новых текстов считались второстепенными. Эти принципы питали традицию сбора и сохранения канонических текстов. Ради спасения души книги неустанно переписывались и переиздавались, что привело к многократным редакциям различных сборников (назидательных «сборников», таких как Пчела , Отеки , Прологи и др. )
В целом книжники Литовской Руси продолжали традицию Киевской Руси, перенявшей в первую очередь аскетическую литературу Византии, а не гуманистическую греческую литературу, сочетавшую христианскую и классические традиции. Византийский патриархат контролировал религиозную и административную сеть на славянских землях, обеспечивая основной канал, по которому передавались греческие тексты и идеи. Одним из наиболее убедительных примеров является канонизация виленских мучеников в Константинополе около 1374 г. патриархом Филофеем Коккиным и создание их жизнеописаний на греческом языке, за которыми последовали южнославянские и восточнославянские переводы (IX в.0018 Житие (страсти) трех литовских святых (мучеников) Антония, Иоанна и Евстафия
Культурно-политическая жизнь ВКЛ конца XIV в. характеризуется открытостью внешним (южным и западным) влияниям и контактам в сочетании с преданностью экуменической православной традиции, унаследованной от Киевской Руси. Этот период ознаменовался укреплением связей с Византией и Балканами, с одной стороны, и началом длительных отношений с католической Европой, с другой. В то же время взаимодействие православной религиозной традиции с языческими обычаями литовской элиты привело к развитию своеобразной народной культуры и демократизации литературного русинского языка. Особенно это проявляется в историографических трудах ( Литовские хроники ).
Возрождение славянского православия на Руси XIV века связано с деятельностью иностранных книгочеев, в первую очередь с Балкан, которые принесли на Русь новую литературную моду (панегирический стиль и прием словоплетения) и новые тексты. Крупнейшими фигурами этого течения являются Киприан и Григорий Камблак.
Правители ВКЛ и Польши активно занимались продвижением церковного объединения. Уже в 1358 году Карл IV вел переговоры с великим князем Кястутисом о преобразовании Литвы. После евангелизации Литвы король Польши Ягелло и великий князь литовский Витовт стремились к церковному союзу, чтобы объединить свои государства, населенные католиками и православными. По просьбе Ягелло и Витовта русинская делегация во главе с митрополитом Григорием Чамблаком отправилась на Констанцский собор, чтобы обсудить возможность церковной унии. Речь Камблака на Соборе — это искусно сделанная апология Русской Православной Церкви (IX в.0018 Проповедь Констанцскому собору ).
Тимоти Снайдер: Древняя нормальность Киева (редукс)
18 февраля 2022 года Тимоти Снайдер прочитал лекцию памяти Петришина по украиноведению «Украина: нормальная страна». В свете последующего вторжения в Украину представленный им исторический обзор важен как никогда. С его разрешения мы публикуем его письменную версию выступления, которая доступна на его веб-сайте.
Немного истории поможет нам разглядеть мифы
Тимоти Снайдер
Более тысячи лет назад работорговцы-викинги нашли путь на юг, который искали. Она шла по реке Днепр через факторию под названием Киев, затем вниз по порогам, которые даже они не могли осилить. Они заставили рабов нести лодки и оставили руны на берегу реки, чтобы отметить своих мертвых. Эти варяги называли себя русами.
Древние владения Хазарии распадались. Хазары остановили продвижение ислама на Кавказ в восьмом веке, примерно в то же время, что и битва при Туре. Часть или вся хазарская элита обратилась в иудаизм. Варяги вытеснили хазар как сборщиков дани Киева, объединив обычаи и лексику. Они называли своих лидеров «каганами».
Как поняли викинги, обращение в монотеистическую религию может означать контроль над территорией. Языческая Русь, по-видимому, рассматривала иудаизм и ислам перед обращением в христианство. Правитель, который, как считалось, обратился, Вальдемар (или Владимир, которого русские много позже стали называть Владимиром) сначала правил Киевом как язычник. Согласно арабским источникам, ранее он правил другим городом как мусульманин.
Красочно это, но нормально. Викинги способствовали формированию государств по всей Европе на пороге тысячелетнего обращения. Киевская Русь была нормальной в своей брачной политике, посылая принцессу замуж за короля Франции. Его борьба за престолонаследие была типичной для региона, как и неспособность противостоять монголам в начале 1240-х годов.
После этого большая часть земель Руси была присоединена к Великому княжеству Литовскому. В некотором смысле это тоже было нормально: Литва была самой большой страной в Европе. Затем Киев передал Вильнюсу цивилизационный пакет. Христианство принесло в Киев церковнославянский язык. Церковнославянский язык, созданный в Византии для обращения славян в Моравии, затем был принят в Болгарии и Киевской Руси. На Руси он послужил основой для юридического языка, ныне заимствованного Литвой.
Литва объединилась с Польшей. Киев, управляемый из Вильнюса, а затем из Варшавы в четырнадцатом, пятнадцатом, шестнадцатом, семнадцатом и восемнадцатом веках, оставался центром европейских тенденций. Его коснулся ренессансный языковой вопрос: древний или современный? В Западной Европе местные языки одержали победу над латынью. В Киеве дела, как обычно, были более сложными: латынь стала соперничать с церковнославянским как древний вариант, а польский наречие затмил украинский среди элиты. В семнадцатом и восемнадцатом веках на языковой вопрос отвечал польский язык. Он был заменен русским языком элиты в девятнадцатом и двадцатом веках. В двадцать первом русский язык уступил почетное место в политике и литературе украинскому. Языковой вопрос нашел типичный ответ.
Киев и окрестные земли были затронуты Реформацией: Украина была в этом смысле типична, но красочна. В других местах Реформация противопоставила протестантизм возрожденному католицизму. В Украине господствующей религией было восточное христианство, или православие. Но богатые украинские магнаты приглашали протестантов строить церкви, а приезжие польские дворяне были католиками. В 1596 г. была предпринята попытка слияния православия и католицизма, что привело к возникновению еще одной церкви, униатской, или греко-католической.
Последовавшие за этим религиозные войны были типичными, хотя и усиливались совокупностью факторов. Украиноязычное крестьянство угнеталось, чтобы создать излишки сельскохозяйственной продукции для польскоязычных помещиков. Элита в стране говорила на другом языке и исповедовала другую религию, чем основная масса населения. Казаки, свободные люди, которые служили эффективной кавалерией в чрезвычайной польско-литовской армии того времени, восстали в 1648 году. Они восприняли все эти украинские дела как свои собственные.
Некоторые северо-восточные территории древней Руси после монгольского нашествия развивались по другому сценарию. Из нового города Москвы (которого при Руси не существовало) князья получили власть, собирая дань для монголов. Новое образование, Московия, заявило о своей независимости, когда западная монгольская империя распалась. Сначала он двинулся на юг, затем на восток в ходе необычайной кампании расширения. В 1648 году русский исследователь достиг Тихого океана, когда началось казачье восстание — примерно в семи тысячах километров. Тупиковая ситуация между Польшей-Литвой и казаками позволила Московии повернуть свою власть на запад и получить территорию.
Когда Польша-Литва и Московия заключили мир в конце XVII века, Киев оказался на стороне Москвы. Его академия была единственным в России высшим учебным заведением, и ее выпускники ценились в России. Киевские церковники сказали своим новым правителям, что Украина и Россия имеют общую историю; это, казалось, давало им право рассказать об этом. Московия была переименована в «Российскую империю» в 1721 году по ссылке на древнюю Русь, которая к тому времени уже не существовала полтысячелетия. Между 1772 и 179 гг.5, Польша-Литва была разделена, и русская императрица (сама немка) провозгласила, что восстановила отнятое: опять миф о восстановленной Руси. В конце девятнадцатого века российские историки предлагали аналогичную историю, в которой преуменьшалась азиатская сторона русской истории и семьсот лет существования Киева за пределами России. Это более или менее та история, которую сегодня рассказывает Путин.
В реальной истории Украина никогда не переставала быть вопросом. Национальное возрождение началось в Российской империи вскоре после того, как были распущены остатки казачьих институтов. В девятнадцатом веке его центром был Киев. Запреты на использование украинского языка в Российской империи подтолкнули возрождение к монархии Габсбургов, где этому способствовали свободная пресса и свободные выборы. Украинская жизнь продолжилась в Польше после роспуска Габсбургской монархии в 1918.
После Первой мировой войны украинцы попытались создать свое государство на руинах обеих империй. Попытка была типичной для того времени и места, но трудности были чрезвычайными. Украинцы оказались под незавидным перекрестным огнем русских белых, Красной Армии и Войска Польского. Большая часть «гражданской войны в России» велась на Украине; к его изматывающему концу большевики нуждались в каком-то ответе на украинский вопрос. Именно поэтому СССР принял тот вид, что был в 1922, номинальная федерация национальных республик. Когда Борис Ельцин вывел Россию из состава СССР в 1991 году, он подписал соглашение с украинскими и белорусскими советскими лидерами, представляющими официальные лица-учредители СССР.
Украина была самым смертоносным местом в мире во время правления Гитлера и Сталина, между 1933 и 1945 годами. Она считалась житницей и Москвы, и Берлина. Коллективизация сельского хозяйства привела к политическому голоду, унесшему жизни около четырех миллионов человек в Советской Украине в 1919 году. 32-1933. Подобное желание перенаправить поставки украинского продовольствия вдохновило Гитлера на планирование войны. На Украине произошел первый крупный массовый расстрел евреев немцами в Каменце-Подольском. Крупнейшим случаем холокоста пулями в Бабьем Яре было убийство киевских евреев.
Сталин и Гитлер начали Вторую мировую войну как фактические союзники против Польши. В 1939 году они договорились, что Польша будет разделена, а ее восточная половина будет под контролем СССР. В конце концов, те самые ранее польские (западноукраинские) территории были присоединены к советской Украине в 1945, как и некоторые земли из Чехословакии. Крым был передан Украине спустя девять лет. Таким образом, Советский Союз сформировал границы Украины, точно так же, как он сформировал границы России и всех входящих в ее состав республик.
Истории Украины и России, конечно, связаны через Советский Союз и Российскую империю, через православную религию и многое другое. Современные украинская и русская нации все еще находятся в стадии становления, и следует ожидать конфликтов между ними сейчас и в будущем. Но Россия в своей ранней экспансии и современной географии была страной, тесно связанной с Азией; это не относится к Украине. История Киева и окрестностей охватывает некоторые европейские тенденции, менее выраженные в России. Польша, Литва и евреи — незаменимые референты для любого описания украинского прошлого. Украину нельзя понять без европейских факторов экспансии Литвы и Польши, ренессанса, Реформации, национального возрождения, попыток национальной государственности. Вехи мировых войн глубоко укоренились в обеих странах, но особенно в Украине.
История Киева, так сказать, нормальная до крайности. Он легко подпадает под нормальную европейскую периодизацию. Дополнительная сложность и интенсивность этих типичных переживаний могут помочь нам более ясно увидеть всю европейскую историю. Некоторые из этих ссылок отличаются или отсутствуют в России. Это может затруднить для россиян (даже добросовестных) интерпретацию украинской истории или истории, которая «общая»: «одно и то же» событие, например, большевистская революция или сталинизм, может выглядеть по-разному с разных точек зрения.