Каким словом в 15 веке называли вольного человека, который не нес государственной службы?
Каким словом в 15 веке называли вольного человека, который не нес государственной службы?
Каким словом в 15 веке называли человека, принадлежащего к категории вольных людей, который не нес никакой государевой службы? 11 букв, Поле чудес, Второй тур. Сегодня у нас пятница 23 июля 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в зале, тема игры – Русский язык.
В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра.
Вот задание на второй тур. Каким словом в 15 веке называли человека, принадлежащего к категории вольных людей, который не нес никакой государевой службы?
В допетровские времена на Руси помимо тяглового населения была категория граждан, именовавшаяся вольными или гулящими людьми. Несмотря на то, что эти лица, принадлежали к самой низшей касте, они обладали целым рядом привилегий.
Читайте также:
ЗАХРЕБЕТНЫЙ, находящийся за хребтом, загорный; | носимый за спиною, заспинный. Захребетник м. бобыль, бестягольный, плохой рабочий; | наймит, батрак, казак, работник. | дармоед, приставший к пирушке на помочи, не работав, а со своими, работавшими; пославший за себя на помощь работника и пришедший сам к пиву.
В современном понимании слово «захребетник» имеет негативный окрас и характеризует человека как тунеядца или бездельника, эгоистически пользующегося плодами чужого труда. Однако в XV—XVII веках так называли вольных людей, которые, не имея собственного хозяйства, нанимались наёмными рабочими на чужие тягла.
Захребетники – категория населения на Руси XV–XVII века, принадлежали к вольным или гулящим людям, не несшим ни государевой службы, ни государственного тягла.
Они были в основном наёмными рабочими на чужих тяглах, связанными с хозяевами – крестьянами или посадскими людьми, у которых жили, личным уговором, и возможно отвечали за часть повинностей. С улучшением жизненной ситуации переводились в тягловые люди.
Захребетником своего сына назывался также крестьянин, потерявший способность работать и проживавший на его дворе. В современном русском языке «захребетник»/«захребетница» – разговорные слова, описывающее бездельников, тунеядцев, живущих за счёт других.
Ответ: Захребетник (11 букв).
В 15 веке человека, принадлежащего к категории вольных людей, который не нес никакой государевой службы, называли захребетником. Это правильный ответ на вопрос второго тура в телеигре Поле чудес за сегодняшний день.
Как хранили и передавали информацию инки?.
Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] Как хранили и передавали информацию инки?. Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное]ВикиЧтение
Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное]
Кондрашов Анатолий Павлович
Содержание
Как хранили и передавали информацию инки?
В государстве древних инков (на территории нынешнего Перу) информацию хранили и передавали с помощью кипу – замысловатого «узлового письма», которым владели лишь особые чиновники («вязатели узлов»). Приспособление для кипу состояло из шнура и привязанной к нему системы нитей-подвесок различной толщины и разных цветов. Информация передавалась узелками (количеством, размерами, способом вязки и расположением на нити) и толщиной и цветом нити, на которой их вязали.
Типичное приспособление для кипу содержало: шнур, нити-подвески трех порядков и вспомогательную нить-подвеску (нить-подвеска 1-го порядка крепилась на шнуре, нить-подвеска 2-го порядка – на нити-подвеске 1-го порядка, нить-подвеска 3-го порядка – на нити-подвеске 2-го порядка, вспомогательная нить-подвеска – на нити-подвеске 3-го порядка), а также знак-определитель содержания кипу. Применялись узлы: простой (до 9 штук на нити), «фламандский» (до 9 штук на нити) и сложный (до 9 витков каждый). Нити были 13 цветов, включая оттенки, при этом встречались как одноцветные нити, так и двух– и трехцветные. Подсчитано, что только одно кипу, составленное из перечисленных элементов (включая цвета нитей) с тремя нитями-подвесками 1-го порядка, дает 365 535 720 353 комбинации. С введением четвертой и последующих нитей число комбинаций стремительно возрастает. Между тем в храме Пачакамака найдено кипу весом 6 килограммов, – подобный моток шерсти соединит Москву с Петербургом. Такое кипу могло содержать информацию, сопоставимую лишь с многотомным статистическим справочником.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Где найти нужную информацию?
Где найти нужную информацию? На официальном сайте того города, который вы собираетесь посетить. Здесь вы найдете информацию о достопримечательностях и мероприятиях на те даты, когда вы запланировали поездку.На информационных сайтах города.Можно искать в поисковиках
Кто такие инки?
Кто такие инки? Инки – создатели и правители одной из древних цивилизаций Южной Америки, государства Тауантинсуйу. Три века процветала империя, пока в Южной Америке не высадились испанцы. А разрушил древнюю цивилизацию конкистадор Франсиско Писарро, в подчинении у
Как человек начал передавать информацию?
Как человек начал передавать информацию? Конечно, главным средством передачи сообщений всегда была и остается речь. Благодаря ей человек может передать свои чувства и мысли другому с наибольшей полнотой. Без языкового общения невозможны никакие формы
Право на информацию
Право на информацию ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ — в качестве конституционного права граждан закрепляется в ч. 3–4 ст. 29 Конституции РФ. Суть его в том, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Какое учение древнегреческого философа Анаксагора его современники считали настолько опасным, что манускрипты передавали из рук в руки тайно?
Какое учение древнегреческого философа Анаксагора его современники считали настолько опасным, что манускрипты передавали из рук в руки тайно? Анаксагор (около 500–428 до нашей эры) был богатым человеком, но равнодушно относился к своему достатку, ибо был страстно влюблен в
Ацтеки и инки
Ацтеки и инки 8 ноября 1519 года Эрнан Кортес и его конкистадоры изумленно взирали на Теночтитлан, столицу Нового Света. Белых чужеземцев пригласил император Монтесума II. Повинуясь тому, что выпало на его долю по давнему роковому предсказанию, он сдался испанцам вместе со
Кто такие инки?
Кто такие инки? По крайней мере за 400 лет до открытия Америки, совершенного Колумбом, там существовала цивилизация инков. Земли, на которых жили инки, включали в себя территории таких современных стран, как Боливия, Перу, Эквадор, а также часть Аргентины и Чили. СтолицейКак мозг хранит информацию?
Как мозг хранит информацию? Хранение информации — это память, а запоминание тесно связано с обучением. Психологи издавна старались объяснить, как люди запоминают и почему они забывают многие вещи, которые они учили. Но ни один еще не нашел ответы на эти вопросы. Согласно
Инки
Инки Инки (Inca) – название прежних государей Перу, управлявших страною до испанского завоевания. Как предполагают, И. были потомками племени, некогда завоевавшего Перу и основавшего в стране нечто вроде деспотической теократии на коммунальных основах. По туземной
1.13. Организации, обязанные предоставлять информацию
1.13. Организации, обязанные предоставлять
Как улучшить свою способность обрабатывать информацию
Как улучшить свою способность обрабатывать информацию Мы живем во времена информации: информационные технологии проникают во все сферы жизни; обработка информации стала движителем экономического развития. Изо дня в день производятся миллиарды бит информации, на нас
Религия инков | Обзор, боги, жертвоприношения и храмы
Руины храма инков
Смотреть все медиа
- Похожие темы:
- уака Койя Паска Мама Квилла Иллапу Хоча
Посмотреть весь связанный контент →
Религия инков
, Религия инков, религия цивилизации инков в Андских регионах Южной Америки. Это была смесь сложных церемоний, практик, анимистических верований, различных форм веры в объекты, обладающие магической силой, и поклонения природе, кульминацией которого стало поклонение солнцу, которым руководили жрецы инков. Хотя у инков существовала государственная религия солнца, основные религиозные верования и обычаи доинкских народов оказывали влияние на Андский регион до и после завоевания большей части Южной Америки испанцами в 16 веке.Боги
Виракоча
Виракоча был богом-создателем инков и доинкских народов. Создатель земли, людей и животных, Виракоча имел длинный список титулов, в том числе Лорд-Наставник Мира, Древний и Небесный Старик. Некоторые говорят, что он также был создателем цивилизации Тиуанако, культурными наследниками которой были инки. Виракоча претерпел несколько трансмогрификации (часто с гротескными или юмористическими эффектами). Он создал людей, уничтожил их и воссоздал из камня; когда они были воссозданы, он рассеял человечество в четырех направлениях.
Подробнее по этой теме
Доколумбовые цивилизации: религия инков
Религия инков — смесь сложных церемоний, практик, анимистических верований, разнообразных форм веры в объекты, обладающие…
Виракоча был божественным защитником правителя инков Пачакути Инки Юпанки; он явился Пачакути во сне, когда силы инков осаждали чанка, группа из земель к западу от территории инков. После победы Пачакути воздвиг храм Виракоча в Куско. Он был представлен золотой фигурой «размером с 10-летнего ребенка».
Инти
Инти, бог солнца, был главным божеством в пантеоне инков. Его тепло охватило андскую землю и созревшие посевы, и он был любим фермерами. Инти был представлен с человеческим лицом на диске с лучами. Он считался божественным предком инков: «мой отец» — это титул, данный Инти одним правителем инков.
Апу Иллапу
Апу Иллапу был подателем дождя, сельскохозяйственным божеством, к которому простые инки обращались со своими молитвами о дожде. Храмы Иллапу обычно возводились на высоких сооружениях; во время засухи к ним совершались паломничества и молитвы сопровождались жертвоприношениями — часто человеческими, если кризис был достаточным. Люди верили, что тень Иллапу была в Млечном Пути, откуда он черпал воду, которую проливал дождем.
Мама Куилла
Мама Куилла (Мама-Килья) была женой бога солнца. Она была Матерью-Луной и регулятором женских менструальных циклов. Растущая и убывающая луна использовались для расчета месячных циклов, на основании которых были установлены периоды времени для фестивалей инков. Серебро считалось слезами луны. Звезды имели второстепенные функции. Созвездие Лиры, которое, как считалось, имело вид ламы, просили о защите. Считалось, что созвездие Скорпиона имеет форму кошки. Плеяды называли «маленькими матерями», и по случаю их нового появления на небе отмечались празднества. Землю называли Пачамама (Пака Мама), или Мать-Земля. Море, которое было относительно удаленным от инков до 1450 года, называлось Кочамама (Мама Кока), Мать Моря.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Храмы и святилища
Храмы и святилища, в которых хранились фетиши культа, занимали жрецы, их служители и Избранные женщины, которые жили в храмовых монастырях по обету целомудрия и выполняли такие обязанности, как приготовление ритуальной пищи, поддержание священный огонь и ткачество одежды для ритуального использования. В целом храмы не предназначались для укрытия празднующих, поскольку большинство церемоний проводилось за пределами самого храма. Однако руины храма Виракоча в Сан-Педро-Кача (Перу) имели план земли размером 330 на 87 футов, что указывает на то, что он был предназначен для других целей, кроме хранения священнических регалий.
Самый известный храм инков — Храм Солнца в Куско. Другой, в Вилкашуамане (который считался географическим центром империи), представляет собой большой храм, который все еще существует. Рядом с горой Аконкагуа в Аргентине, на южной границе империи инков, был храм, где приносились жертвы. На острове Титикака (Исла-дель-Соль), одном из крупнейших из нескольких островов озера Титикака, находился храм солнца.
По мере того, как инки завоевывали новые территории, на новых землях возводились храмы. В Каранки, Эквадор, один из таких храмов, по описанию летописца, был наполнен большими сосудами из золота и серебра. В Латакунге (Llacta cunga) в Эквадоре был храм солнца, где совершались жертвоприношения; часть храма все еще была видна, когда немецкий исследователь и географ Александр фон Гумбольдт зарисовал руины в 1801 г.
Храм Солнца в Куско, построенный из камней, имел окружность более 1200 футов. Внутри храма было изображение солнца, а на другом участке, Золотом ограждении (Коринканча), были золотые модели стеблей кукурузы, лам и комков земли. Части земли, которые содержали храмы, жрецов и избранных женщин, были отведены солнцу и управлялись жрецами.
Наряду со святилищами и храмами широкое распространение получили уакас (священные места). Уака может быть рукотворным храмом, горой, холмом или мостом, например великим huacachaca через реку Апуримак. Уака также могла быть узлом мумии, особенно если это была мумия лорда-Инки. На высоких точках прохода в Андах были сделаны умилостивительные пирамиды ( apacheta , «груды камней»), к которым каждый человек, проходя мимо, добавлял небольшой камень и молился, чтобы его путешествие было облегчено. Идея huaca была тесно связана с религией, сочетая в себе магию и очарование.
Жречество
Жрецы жили во всех важных святилищах и храмах. Летописец предполагает, что титул священника был umu , но в использовании его титул был связан с его функциями предсказателя легких, колдуна, исповедника и целителя. Титул главного жреца в Куско, имевшего благородное происхождение, был villac umu , пожизненный пост. Он был женат, имел власть над всеми святынями и храмами, мог назначать и смещать священников. Предположительно жрецы выбирались молодыми, воспитывались более опытными и на практике усваивали богато развитую обрядность.
Гадание
Гадание было предпосылкой для всех действий. Ничего важного не предпринималось без обращения к гаданию. Его использовали для диагностики болезней, предсказания исхода сражений и раскрытия преступлений, что наделяло его судебной функцией. Гадание также использовалось, чтобы определить, какую жертву следует принести какому богу. Считалось, что жизнью управляют всепроникающие невидимые силы, и для определения этих знамений жрецы прибегали к сверхъестественному. Оракулы считались самым важным и прямым средством доступа к своенравным богам. Один оракул уака недалеко от моста Уака-Чака через реку Апуримак недалеко от Куско был описан летописцем как деревянная балка толщиной с толстяка, с золотым поясом вокруг нее и двумя большими золотыми грудями, похожими на женщина. Эти и другие идолы были окроплены кровью жертвоприношений, как животных, так и людей. «Через этого большого идола, — писал летописец, — разговаривал с ними речной демон». Другой известный оракул находился в храме в большом глинобитном комплексе Пачакамак недалеко от Лимы.
Гадание также осуществлялось другими способами, например, наблюдением за извилистыми пауками и расположением листьев коки в неглубоком блюде. Другой метод гадания заключался в том, чтобы пить аяхуаску, психоделик, приготовленный из растений, оказывающих глубокое воздействие на центральную нервную систему. Считалось, что это позволяет общаться со сверхъестественными силами.
Огонь также считался средством духовного контакта. Пламя раздувалось до красна через металлические трубы, после чего практикующий ( yacarca ), который сам себя одурманил жеванием листьев коки, вызывал духов огненным заклинанием, чтобы они говорили — «что они и делали, — писал летописец, — посредством «чревовещания». Гадание по изучению легких принесенной в жертву белой ламы считалось эффективным. Легкие надувались путем вдувания в рассеченную трахею (об этом свидетельствует керамика инков), и жрецы предсказывали будущее, внимательно следя за соответствием вен. При прочтении этого предзнаменования предпринимались политические или военные действия.
Исповедь была частью жреческого ритуала гадания. Если не шел дождь или без причины прорвался водопровод, считалось, что такое происшествие могло произойти от несоблюдения кем-то строго соблюдаемых обрядов. Это называлось хоча , ритуальная ошибка. Индивидуальные правонарушения ранят ayllu , основную социальную единицу, отождествляемую с общинной землей. Преступления должны были быть исповеданы и искуплены покаянием, чтобы не вызвать гнев Божий.
Жертвоприношение
Жертвоприношение человека или животного приносилось по каждому важному поводу; морские свинки (точнее cui ), ламы, некоторые продукты, листья коки и чича (опьяняющий напиток из кукурузы) использовались в жертвоприношениях. Многие жертвоприношения были повседневными для ритуала появления солнца. Разожгли костер, бросили на угли кукурузу и поджарили. «Съешь это, Владыка Солнце, — сказали священнослужители, — чтобы ты знал, что мы — твои дети». В первый день каждого лунного месяца 100 белоснежных лам выгоняли на Большую площадь Уаяка Пата в Куско; их перемещали к различным изображениям богов, а затем прикрепляли к 30 служителям-жрецам, каждый из которых представлял день месяца. Затем лам приносили в жертву; куски мяса бросали в огонь, а кости измельчали в порошок для ритуального использования. При жертвоприношении сжигали пончо или миниатюрные облачения. Правитель инков надевал свое пончо только один раз: его каждый день торжественно приносили в жертву огню.
Люди также были принесены в жертву. Когда нужда была крайней, например, когда новый правитель инков брал на себя королевскую окраину, 200 детей могли быть принесены в жертву. Поражения, голод и эпидемии требовали человеческой крови. Даже Избранная женщина из Храма Солнца может быть принесена в жертву. Дети перед принесением в жертву пировали, «чтобы не войти в присутствие богов голодными и плачущими». В человеческом жертвоприношении было важно, чтобы приносимый в жертву человек был без порока. Многие были выбраны из завоеванных провинций в рамках регулярных налогов; «кровавые деньги» вряд ли были метафорой.
Фестивали
30-дневный календарь был религиозным, и каждый месяц имел свой праздник. Религиозный календарь очень подробно объясняется перуанским писателем и иллюстратором Фелипе Гуаман Пома де Аяла. В El primer nueva corónica y buen gobierno (в сокращении переведенном как Письмо королю ) Филиппу III он предложил две разные версии, одна из которых посвящена государственным церемониям и жертвоприношениям, совершаемым в Куско, а другая описывает сельскохозяйственные методы в местный уровень в высокогорье. На орошаемом побережье господствовали совсем другие календари, но сохранившиеся источники не фиксируют их сколько-нибудь подробно.
Месяцы и праздники календаря инков | ||
---|---|---|
Декабрь | Капак Рэйми, Капак Куилла | праздник лорда; месяц отдыха |
январь | Зарап Тута Каваи Митан | время наблюдать за растущей кукурузой |
февраль | Паукар Вараи | время носить набедренные повязки |
Маршировать | Пача Пюкуи Куилья | месяц созревания земли |
апреля | Camai Quilla [Инти Райми в государственном календаре] | месяц урожая и отдыха |
Май | Зара Мухуи Куилла Айморай Куилла | сухая кукуруза для хранения |
Июнь | Papa Allai Mitan Pacha Haucai Cusqui | урожай картофеля остаток от уборки |
Июль | Чакра Конаки Куилья | месяц передела земли |
Август | Чакра Япуи Куилла Хейли | месяц, чтобы открывать земли, вступающие в возделывание, с песнями триумфа |
Сентябрь | Zara Tarpuy Quilla Coia Raymi Quilla | месяц посадки; также Фестиваль Королевы |
Октябрь | Чакраманта Писко Каркой | время отпугивать птиц от только что посаженных полей |
ноябрь | Чакра Паркей | время поливать поля |
5 гималайских тайн, которые заставят вас усомниться в логике
Могучие Гималаи и их очарование. Одно путешествие в горы, и вы уже не останетесь прежним, всегда ожидая нового путешествия обратно в его могучие складки. Но с другой стороны, Гималаи — это гораздо больше, чем фантазия отдыхающего. Эти горы охраняют такие далекие и невообразимые места, что звучат не иначе как фантазии. Считающиеся обителью богов, Гималаи также имеют мифы и верования, столь же причудливые, как существование йети , гигантские снеговики-получеловеки.
Хотя вы, возможно, не знали об этом, мы выбрали еще пять мистических мест из Гималайских складок, чтобы пробудить в вас любопытство.
Озеро Гурудонгмар
Это высокогорное озеро, берущее начало могучей реки Тиста, расположено на плато у горного хребта Канченъяо. Легенды гласят, что когда-то этот регион был выжжен, и озеро оставалось замерзшим круглый год. Если вы посетите озеро сейчас, даже зимой вы найдете крошечное пятно, которое не замерзнет! Что касается его тайны, местные жители считают, что буддийский Гуру Падмасамбхава, также известный тантрический , коснулся самого места и благословил его остаться незамерзшим, чтобы облегчить жизнь окружающим. Хотите верьте, хотите нет, но посетители, а также местные жители ручаются за существование крошечного незамерзающего уголка даже в самые суровые зимы.
Озеро Роопкунд
Один из самых увлекательных и красивых маршрутов в Уттаракханде, Роопкунд имеет много достоинств, включая захватывающую тайну. Многочисленные фотографии и рассказы посетителей свидетельствуют о том, что тропа прямо у озера усеяна человеческими останками, в том числе скелетами, костями и черепами, сидящими на скалах. В то время как одна теория говорит, что скелеты принадлежат солдатам Второй мировой войны, которые были поражены массивным градом во время похода, другая теория говорит, что они принадлежат королевской семье, проклятой богиней, чтобы умереть таким образом. Выберите один или другой, мы никогда не будем уверены в этом.
Монастырь «Гнездо тигра»
Этот буддийский монастырь на крутом утесе, обязательный для любого маршрута по Бутану, может рассказать свою историю. В центре этого монастыря находится пещера и поверье, что именно здесь Гуру Падмасамбхава медитировал три года, три месяца, три недели, три дня и три часа. Загадка здесь заключается в его местонахождении, тяжелом подъеме даже в наше время. Согласно поверью, Гуру Падмасамбхава прилетел сюда из Тибета верхом на тигрице! Таким образом, имя. Один взгляд на его ненадежное местоположение, и вера может показаться правдой. Монастырь, как он выглядит сегодня, был построен на месте медитации в 169 г.2, подвиг тем не менее.
Гангкхар Пуэнсум
Гангкхар Пуэнсум известен как самая высокая непройденная гора в мире. Эта гора, расположенная в Бутане, была измерена несколько раз, но ни одна из цифр не соответствует друг другу.