ЗАПАДНИЧЕСТВО | Энциклопедия Кругосвет
ЗАПАДНИЧЕСТВО – течение русской общественно-политической мысли и литературы 40-х, и отчасти 50-х и 60-х годов 19 в., развивающееся в полемике со славянофильством – параллельным, но менее обширным течением.
Оба эти литературные течения, составляющие вместе все содержание богатой литературной эпохи сороковых и пятидесятых годов 19 в., коренятся в одном и том же явлении – в состоянии разочарования и скептицизма, охвативших русскую мысль после богатого и очень оптимистического литературного и общественного движения двадцатых годов.
В двадцатые годы 19 в. не было ни западников, ни славянофилов, – были романтики в литературе и либералы в обществе. И те, и другие были сторонниками просвещения, гуманизма и свободы. Они верили в близкую осуществимость своих идеалов, в силу правды, в благородство человеческой личности и в готовность народов вообще, и русского народа в частности, воспринять и воплотить эти идеалы. Поэзия Пушкина явилась наиболее полным выражением этого оптимистического движения, исполненного веры и не считавшегося с исторической действительностью. Эта историческая действительность скоро принесла ряд горьких разочарований идеалистам двадцатых годов. Идеалисты двадцатых годов думали продолжать дело Петра, ратуя за просвещение и свободу. Крушение их стремлений показало, что общество и народ не на их стороне, потому что еще живет в варварском состоянии крепостного права и невежества.
После крушения либералов в обществе (декабристов и их единомышленников) наступила очередь литературы. Печатные издания «Европеец», «Литературная газета», «Московский телеграф», «Телескоп», «Молва» были закрыты. Многие писатели подверглись опале (кроме декабристов, – К.Ф.Рылеева, А.А.Бестужева, А.И.Одоевского, В.К.Кюхельбекера и др., – Н.А.Полевой, Н.И.Надеждин, П.Я.Чаадаев, И.В.Киреевский и др.).
Целые пласты жизни стали недоступны для свободного литературного обсуждения и надежды на осуществление идеалистических стремлений двадцатых сменилось уверенностью в их неосуществимости, частично вследствие несостоятельности самих идеалов, частично, уверенности в неготовности самого народа, в неистребимости его холопского духа и вообще ничтожности человечества. Лермонтовская поэзия отразила эти сомнения и в идеалах, и в человечестве. Гоголевское же творчество ответило на вторую сторону естественного настроения времени, явилось критикой исторической действительности русской жизни, – той среды, которая не поняла, не оценила и не поддержала идеалистов предшествующего периода.
Тридцатые годы и были эпохою этих сомнений и этой критики и идей, и среды. Из этой критики должно было вырасти творчество, основанное на новых идеях и новых идеалах. Литературная и общественная мысль не могла замкнуться в одних сомнениях и в безысходном скептицизме, вырождающемся в этом случае в эгоистический пессимизм, как оправдание исключительно личных мотивов поведения и деятельности. Всегда эпоха сомнений и критики порождает и это явление, но в живом и жизнеспособном народе это будут лишь незначительные побочные течения. В главном же русле, после сомнений и критики, вызванных жестокими уроками истории, наступает волна нового творчества идей и новой веры.
Западничество и славянофильство и явились этим новым творчеством, исполненным новой веры.
Пушкинская эпоха верила, идеализируя действительность, время же, наступившее после тяжелых сомнений и беспощадной критики, возвратило веру, но без той идеализации, которой отличалась предыдущая эпоха. Осознание несостоятельности русской действительности подсказывало думающим людям российского общества два выхода: либо возвращение к допетровской старине, либо усвоение западно-европейского наследия. К сторонникам второго пути принадлежали И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский (40-е годы), И.А.Гончаров, А.Н.Майков, Н.П.Огарев, П.В.Анненков, А.В.Дружинин, П.Н.Кудрявцев, К.Д.Кавелин, М.Н.Катков, В.П.Боткин, М.А.Бакунин, С.М.Соловьев, И.С.Гагарин, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.К.Толстой, А.Н.Плещеев, С.В.Ешевский, И.И.Панаев, В.А.Милютин и др., но руководящими фигурами, творцами этого широкого литературного потока можно назвать А.И.Герцена, В.Г.Белинского и Т.Н.Грановского.
Родоначальником западничества явился П.Я.Чаадаев, сформулировавший антитезу России и Запада. Философское обоснование доктрины и ее выражение в практической программе дал Герцен, историческое истолкование принадлежит Грановскому, а наиболее яркое литературное выражение и широкая популяризация были заслугой Белинского.
Неоднородность западничества. Западники критиковали славянофилов за их приверженность и идеализацию старых укладов, патриархальных устоев и общинного быта и их неприятие исторического пути Западной Европы применительно к России. Однако западничество с начала своего возникновения не представляла собой цельного мировоззрения, а разделялась на несколько потоков в рамках единого общественно-политического течения мысли. Выступая за преодоление отсталости России от стран Западной Европы, западники отстаивали необходимость развития России в направлении, уже пройденном европейской цивилизацией или указанном ею. Западники рассматривали исторический прогресс как вектор однонаправленный, целью его предполагались общественная гармония и свобода личности, поэтому любое препятствие на пути такого развития (самодержавие, крепостничество) рассматривалось западниками как негативное.
В 30-е годы 19 в. Н.В.Станкевич образовал философский кружок, в который входили В.Г.Белинский, М.А.Бакунин, А. И.Герцен, Т.Н.Грановский В.П.Боткин и др. Основополагающим событием для западничества стал выход в свет цикла статей Белинского Россия до Петра Великого. Не меньшее значение имели диссертация К.Д.Кавелина Взгляд на юридический быт Древней России (1847).
Оставляя в стороне стадии первоначального развития западнической доктрины и рассматривая лишь ее окончательно выработанную форму, как она сложилась в середине сороковых годов, мы можем сказать, что она опиралась на левое крыло гегельянской школы, преимущественно на Фейербаха. Она признавала самобытность национального развития, видела в последовательной преемственности культур естественную эволюцию человечества к прогрессу и гуманности, но чтобы эта смена была действительным осуществлением мировой эволюции, а не случайным «отклонением» прогресса, доктрина требовала, чтобы каждая последующая культура предварительно усвоила главные и важнейшие стороны предыдущих культур. Отсюда и Россия должна усвоить западно-европейскую культуру, без чего русская культура никогда не станет мировой культурой, не в состоянии будет проявить своей национальной самобытности и стать великой. В таком чистом и законченном виде западническая доктрина процветала лишь в сороковых годах. Возникшая полемика по ряду вопросов социально-политической жизни разделила западничество на два основных потока – либеральный (Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, Ф.А.Корш, В.П.Боткин, И.С.Тургенев) и революционно-демократический (Белинский, Герцен, Огарев).
В пятидесятые западничество было поколеблено тяжелыми уроками европейской и русской истории и разбилось на массу мелких групп, из которых в 60-е годы выросли новые школы, взаимно враждебные друг к другу и более далекие друг от друга, чем даже западники от славянофилов.
Окончательный разрыв произошел со смертью Белинского, объединяющего различные группы западников, а поражение революций в Европе поколебало идею разумности и направленности истории. Сохранялся еще термин «западничество», поскольку еще сохранялись славянофилы. С исчезновением последних вышло из употребления и слово «западничество». Расширение значения этого понятия до включения в него всех сторонников западной культуры от Петра Великого до современности неправомерно, поскольку имя это принадлежит определенному течению русской мысли, занимающей в истории свое особое место.
Западники | Понятия и категории
ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ — в широком культурно-историческом смысле, в различные эпохи российской истории приверженцы мировоззренческих ориентаций на западноевропейские или самобытные модели мышления и жизнеустройства; в более узком смысле — представители основных направлений русской общественно-политической мысли 1830—1850-х годов. По наблюдениям историков, термин «западники» впервые появился на рубеже XVII—XVIII веков в богословско-полемической литературе для обозначения «латинствующих» представителей православной церкви, понятие «славянофилы» возникло в литературных спорах между «карамзинистами» и «шишковистами» в начале XIX века и означало ревнителей «старого слога», видевших образец для подражания в церковнославянском языке…
Tags:
Идеология
Большое значение в общественной жизни 40-х годов приобрела борьба различных литературных группировок, так как всякая другая легальная общественная деятельность беспощадно пресекалась правительством.
Tags:
История
Идеология
ЗАПАДНИЧЕСТВО. Направление русской общественной мысли, оппозиционное к идее самобытности. Западники в узком смысле – влиятельное идейное течение русской общественной мысли 1840–1850-х годов, порожденное активными поисками ответов на вопросы о грядущих социальных преобразованиях в стране, о выборе ею путей и форм развития. Западники исходили из того, что прогресс в России невозможен без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленные народами Западной Европы. Центральной фигурой в споре между ними и славянофилами был Петр Великий.
Tags:
Идеология
ЗАПАДНИЧЕСТВО — идейное течение, оформившееся в 1840-х годах в полемике со славянофильством. В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Ю. П. Огарев, В. П. Боткин, Н. X. Кетчер, Е. Ф. Корш, П. Г. Редкий, Д. Л. Крюков, К. Д. Кавелин и др. Тесную связь с кружком имел живший в Петербурге В. Г. Белинский. К западникам относились также И. С. Тургенев, П. Н. Анненков, И. И. Панаев и др. Термины «западничество», «западники» так же, как и «славянофильство», «славянофилы», родились в идейной полемике 40-х годов. Споры о том, идти России вслед за Западной Европой или искать «самобытный» путь, полемика о тех или иных особенностях русского национального характера, разногласия в оценке реформ
Tags:
Идеология
ЗАПАДНИЧЕСТВО — течение русской общественно-по-литической мысли, окончательно оформившееся в 40-х гг. 19 в. в полемике со славянофильством. Выступая за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, сторонники западничества отстаивали необходимость развития России в направлении, пройденном или указанном западной цивилизацией. Западничество с момента своего возникновения не представляло собой цельного мировоззрения, а разделялось на несколько потоков в рамках единого течения общественно- политической мысли. Родоначальником западничества явился П. Я. Чаадаев, как никто другой ясно сформулировавший в 30-х годах 19 века антитезу России и Запада. По своим убеждениям Чаадаев времен «Философических писем» был консервативным романтиком…
Tags:
Идеология
ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ — представители двух направлений русской либеральной мысли, либерального общественного движения, зародившегося в конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в. В более общем пони-мании можно говорить о более чем 150-летней культурной диалоговой традиции, традиции духовной борьбы между представителями европоцентристского (западнического) и самобытно-русского (славянофильского) понимания прогресса!
Tags:
Идеология
ЗАПАДНИЧЕСТВО — течение в либеральном направлении русской общественной мысли 1840—1850-х гг.
Tags:
История
Идеология
ЗАПАДНИКИ — представители одного из направлений русской общественной мысли 40-х годов 19 века. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному», т. е. буржуазному, пути. В середине 40-х годов в московский кружок западников входили Герцен, Грановский, Огарев. В. Боткин, Кавелин, Н. Кетчер, Е. Корш и др. Тесную связь с кружком имел Белинский. К западникам относились также И. Тургенев, П. Анненков, И. Панаев и др. Признание определенного единства во взглядах западников (осуждение самодержавно-крепостнического строя, борьба против идеологии «официальной народности», развитие идей Просвещения, стремление к европеизации России и т.
п.) и объективно-буржуазного их содержания не отменяет факта разногласий между ними. Первоначально полемика среди западников (по эстетическим, философским, а затем социально-политическим вопросам) не выходила за рамки кружков…Tags:
Идеология
История
определение западничества в The Free Dictionary
западничество
(ˈwɛstəˌnɪzəm)n
(Peoples) слово, привычка, практика и т. д., характерные для жителей Запада или американского Запада
Dictionary Collins. Unabridged, 12th Edition 2014 © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014
См. также: Язык-Ологи и -Измы. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.
Упоминается в ?
- язык
Ссылки в архиве периодических изданий ?
Если для некоторых российских интеллектуалов «западничество» прибалтийских республик было точкой притяжения, то для простых людей оно вызывало подозрения.
ЭСТОНСКИЕ РУССКИЕ: ИСТОРИЯ УСПЕХА ИНТЕГРАЦИИ
Заявитель утверждал, что основной целью проведения Черного дня и подобных ему празднований является внедрение доктрины западничества, которая внедряется в молодежь через электронные средства массовой информации.
IHC выступил против празднования Черной пятницы
Он не ограничивает временную последовательность рамками модернизма и концептуализирует то, что модернизм объединил с западничеством.
Драматизация культурной гибридности и «промежуточной» Турции в «Кунье» ФазиляЯнсен предлагает этот анализ раскола в Южной Индии между двумя ветвями практикующих натуропатов: теми, кто моделирует себя на основе аллопатической медицины с дополнительными практиками, и теми, кто продвигает расширение возможностей пациентов посредством простоты, невмешательства и критики глобализированного западничества. В первой части обсуждается теория натуропатии, ее историческое происхождение как метода сопротивления колониализму, ее эпистемологический плюрализм и, как следствие, разнообразие подходов.
Натуропатия в Южной Индии: клиники между профессионализацией и расширением прав и возможностей
Политическая партия, которую он возглавляет, ПСР, подчеркивает мусульманскую идентичность как ключ к определению турецкости и критикует кемалистов за то, что они превратили Турцию в маленькую страну, приняв западничество. Подтверждая подлинность Турции, мусульманские националисты предполагают, что Турция как лидер мусульманского мира может стать крупной мировой державой.
Доводы в пользу глобального реализма: оценка тезиса Махбубани-Саммерса
Бацык сравнил новый прозападный уклон со старой ориентацией и определил сдвиг следующим образом: «Таким образом, Турция переходит от идеологического западничества кемализма к стратегическому западничеству исламистов…
ЕС не НАТО
Этот класс был чрезвычайно привлечен доктринами джихада и антизападничества.Хотя удаленность от афганского конфликта не позволяла многим отправиться туда, европейские джихадисты в значительном количестве отправились в Сирию через Турцию и Иорданию9.
0007ИДЕНТИФИКАЦИЯ РЕАЛЬНОГО
Куна «Структура научных революций» (1962) и замещение Полом Фейерабендом необходимости западничества для того, чтобы метод исследования считался научным в «Против метода» (1975/1993).
О метатеоретической ориентации нозологии Дауди Азибо: сопоставление развития его африканско-центрированной диагностической системы с методологическим кризисом, о котором говорил доктор У. К. Бэнкс
С этой точки зрения можно исследовать тексты «Ориентализма». и «западничество» со ссылкой на тексты немецкой историографии и философии девятнадцатого века.
Европоцентризм и критика «всеобщей мировой истории»: восточные истоки западной цивилизации его поколение и степень, в которой эти идеи были переработаны в радикальный западничество в Турецкой Республике.
Ататюрк: интеллектуальная биография
Бог жизни, веди нас к справедливости и миру: размышления с точки зрения азиатской и корейской церкви
Он проповедует западничество, ядовитые плоды которого слишком очевидны в наших якобы доброжелательных интервенциях на Ближнем и Среднем Востоке.
Иисус был радикалом
Браузер словарей ?
- ▲
- Западное Самоа
- Денежная единица Западного Самоа
- Западная песчаная вишня
- Западный сэндвич
- Западный саксифраж
- Западный шошон
- Западный серебристый астр
- Западный смяк
- вестерн настенный цветок
- вестерн витграсс
- вестерн хлыстохвост
- вестерн белая сосна
- вестерн вуд пади
- western yellow pine
- western yew
- westerner
- Westernisation
- westernise
- westernism
- Westernization
- westernize
- westernized
- westernmost
- west-facing
- Westfalen
- Westie
- westing
- Westinghouse
- Westinghouse Brake
- Westinghouse George
- Westland
- westland pine
- Westling
- westlins
- Westm.
- Westmeath
- Westminster
- Westminster Abbey
- Westminster Assembly
- Westminster Confession
- Westmoreland
- Westmoreland William Childs
- Westmorland
- westmost
- ▼
Полный браузер ?
- ▲
- Западная династия Чжоу (1027-771 гг. до н.э.)
- Династия Западная Чжоу (1027-771 гг. до н.э.)
- Радио между общежитиями Western
- Западный, образованный, промышленно развитый, богатый и демократичный
- Западный, образованный, промышленно развитый, богатый и развитый
- Вестерн, Джаспер
- Вестерн-Каллен-Хейс
- Западно-Украинская орнитологическая станция
- Западная/английская ассоциация розничных торговцев
- Вестернблот
- Вестернблот
- житель Запада
- житель Запада
- жители Запада
- жители Запада
- Вестернизация
- Вестернизация
- западный
- западный
- европеизированный
- европеизированный
- Вестернизированный восточный джентльмен
- западник
- западник
- западники
- западники
- вестерн
- вестерн
- вестернизация
- вестернизация
- вестернизм
- вестернизация
- вестернизация
- вестернизация
- европеизированный
- Западник
- западники
- западники
- вестернизация
- вестернизация
- самый западный
- самый западный
- самый западный
- западность
- западность
- западность
- Вестерны
- Вестерны
- Вестерны
- вестерс
- Вестерстеде
- Вестервиль
- Вестервиль
- Ассоциация домашнего обучения района Вестервиль
- Центральная средняя школа Вестервилля
- Общественные группы Вестервилля
- Северная средняя школа Вестервилля
- Публичная библиотека Вестервилля
- Westeuropaeische Zeit
- Westeuropäische Union
- Вестфаальс
- ▼
аккультурация | антропология | Британика
аккультурация
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Энтони ФК Уоллес
- Похожие темы:
- культурный империализм Вестернизация регистрация направленное изменение прием
Просмотреть весь связанный контент →
аккультурация , процессы изменения артефактов, обычаев и верований в результате контакта двух или более культур. Этот термин также используется для обозначения результатов таких изменений. На основе условий, в которых происходят культурные контакты и изменения, можно выделить два основных типа аккультурации — инкорпорацию и направленное изменение.
Инкорпорация относится к свободному заимствованию и модификации культурных элементов и происходит, когда люди разных культур поддерживают контакты, а также политическое и социальное самоопределение. Это может включать синкретизм, процесс, посредством которого люди создают новый синтез явлений, отличающийся от исходной культуры; усыновление, при котором к культурному репертуару добавляется совершенно новое явление; и адаптация, при которой новый материал или технология применяются к существующему явлению. Религиозные верования часто объединяются синкретическим образом, например, в результате синтеза местных и римско-католических верований на большей части территории Мексики. Технологии часто подлежат адаптации, как, например, быстрое распространение новых методов металлообработки и типов оружия, ознаменовавшее переход от каменного века к бронзовому, а затем и к железному веку в Азии, Африке и Европе. Орнамент часто подвергается адаптации, например, когда группы коренных американцев заменили тяжелые каменные подвески металлическими украшениями в период между колумбийскими контактами и военными завоеваниями; такие украшения хорошо видны на исторических портретах важных представителей коренных народов. Поскольку инкорпорация является продуктом свободного выбора, порождаемые ею изменения часто сохраняются в течение длительного времени.
Напротив, направленное изменение происходит, когда одна группа устанавливает господство над другой посредством военного завоевания или политического контроля; таким образом, империализм является наиболее распространенным предшественником направленных изменений. Как и включение, направленное изменение включает в себя отбор и модификацию культурных характеристик. Однако эти процессы более разнообразны, а результаты более сложны, потому что они происходят из-за вмешательства в одну культурную систему представителей другой. Процессы, протекающие в условиях направленного изменения, включают принудительную ассимиляцию — полную замену одной культуры другой — и сопротивление аспектам доминирующей культуры.