Поль сартр: Жан-Поль Сартр. Биография и главные идеи

Содержание

Сартр Жан Поль



Сартр Жан Поль

1905-1980

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Жан Поль Сартр

Фото из кн. : The 20th century a chronicle in pictures. New York. 1989.

Биографические материалы:

Великовский С. М. Советский взгляд на Сартра (Использованы материалы Большой Советской энциклопедии):

«Сартр (Sartre) Жан Поль (р. 21.6.1905, Париж), французский писатель, философ и публицист. Сын морского офицера. Окончив в 1929 Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицеях. Во время нем.-фаш. оккупации Франции (1940-1944) сотрудничал в патриотич. печати Движения Сопротивления. В 1945 основал журн. «Тан модерн» («Les Temps modernes»). Развитие политико-идеологич. взглядов С., отмеченное резкими колебаниями между либеральным демократизмом и леворадикальным экстремизмом, прослеживается по 9 книгам его избранной публицистики («Ситуации», 1947-1972). В годы «холодной войны» тщетно искал для левой некоммунистич. интеллигенции Запада промежуточного пути между двумя лагерями. В 1952 присоединился к Движению сторонников мира, выступал против колониализма, расизма.

Высказывался в поддержку социалистич. стран, к-рые неоднократно посещал до 1968. Под влиянием студенч. выступлений (см. Всеобщая забастовка 1968 во Франции) и др. событий этого года принял сторону левацкого бунтарства (кн. «Бунт всегда прав», 1974). В 1964 за автобиография, повесть о детстве «Слова» (1964, рус. пер. 1966) С. была присуждена Нобелевская премия, от которой он отказался, сославшись на пренебрежение присуждающим её комитетом к заслугам революционных писателей 20 века…»

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Французский философ, писатель (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010):

«…Человеческие акты самополагания чаще всего скрываются человеком от самого себя, самообман — неизбежный спутник человека, пытающегося избавиться от бремени ответственности. Мы не делаем всех выводов из своего поступка-выбора, не осознаем, что все наши взаимоотношения с миром меняются после каждого единичного акта выбора, мы разрываем мир и себя в мире на отдельные изолированные ситуации, «распределяем роли» между отдельными самополаганиями. Человек может делать что хочет, но «всем своим существом» он должен согласовывать свои проекты-выборы, принимая тем самым на себя непосильное бремя ответственности за противоречивый мир, выбираемый нами в течение собственного жизненного пути…»

Фролов И.Т. Глава французского атеистического экзистенциализма (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991):

«…Подчеркивая прогрессивность марксистской философии, Сартр стремился «дополнить» марксизм, подведя под него фундамент экзистенциалистской антропологии и психоанализа. В целом же для взглядов Сартра характерна тенденция поиска среднего пути между идеализмом и материализмом, попытка их преодоления…»

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Представитель экзистенциализма (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013):

«…Исследуя онтологический статус такого сознания в «Бытии и ничто» (1943), Сартр конструирует онтологическую систему «бытие-в-себе» — «бытие-для-себя» и объединяющее их «ничто».

Неопределимость человеческого бытия ставит человека перед тотальностью свободного действия и свободного выбора…»

Философ, писатель, драматург и эссеист (Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас»):

«…В 1950-е годы Сартр сотрудничал с Французской коммунистической партией. Сартр выступил с осуждением советского вторжения в Венгрию в 1956 и Чехословакию в 1968. В начале 1970-х годов последовательный радикализм Сартра проявился в том, что он стал редактором запрещенной во Франции маоистской газеты, а также принял участие в нескольких маоистских уличных демонстрациях…»

Степанов С. «Мои сочинения неудачны» (Статья опубликована на сайте Школьный психолог):

«…Официальных похорон не было. Незадолго до смерти Сартр сам попросил об этом. Превыше всего он ценил искренность, и пафос парадных некрологов и эпитафий ему претил. Похоронную процессию составили лишь близкие покойного. Однако по мере того как процессия двигалась по левобережному Парижу, мимо любимых мест мыслителя, к ней стихийно присоединились 50 тысяч человек.

Такого в истории наук о человеке не было ни до, ни после. Некрологи, разумеется, все-таки появились. Так, газета «Монд» написала: «Ни один французский интеллектуал ХХ века, ни один лауреат Нобелевской премии не оказал такого глубокого, длительного и всеобъемлющего влияния на общественную мысль, как Сартр»…»

Тузова Т.М. Один из наиболее значительных представителей французской феноменологии (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998):

«…Исследуя отношения между свободой и необходимостью в истории через отношения между практикой и социальной материей, практикой и тотализацией, индивидом и «практическими ансамблями» (объединениями людей в «серии» и «группы» в процессе их совместной практики), — авторством и отчуждением, поведением и структурой и др., Сартр обсуждает вопрос о возможности Истории как вопрос о ее единстве, направленности (необратимости), смысле, Истине и интеллигибельности…»

Гутнер Г.Б., Огурцов А.П. Основатель атеистического экзистенциализма (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кондаков И.М. В противоположность психоанализу, разработал экзистенциальный анализ (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Философ, писатель, литературный критик, политический публицист (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009

).

Пытается сблизиться с марксизмом (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Тесля А.А. Экзистенциальный опыт понимания социального. (Рецензия на книгу Сартр Ж.-П. Потрет антисемита: [Пер. с фр. Г. Ноткина] / Ж.-П. Сартр. – СПб.: Азбука, 2006.). — 06. 05.2008.

Сартр Ж.П. Бытие и ничто (Статья А. Ф. Зотова об одной из главных работ Ж-П. Сартра).

Бовуар Симона де (1908—1986) — французская писательница, жена Ж.-П. Сартра.

Сочинения:

Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. М., 1953

Сартр Ж.П. Слова. М., 1966

Сартр Ж.П. Пьесы. М., 1967

Сартр Ж.П. Стена. Избранные произведения. М., 1992

Сартр Ж.П. Проблемы метода. М., 1994

Литература:

Шкунаева И., Современная французская литература, М., 1961;

Е в н и н а Е., Современный французский роман 1940-1960, М., 1962;

Современный экзистенциализм, М., 1966;

Кузнецов В. Н., Жан-Поль Сартр и экзистенциализм, М., 1970;

Стрельцова Г. Я., Критика экзистенциалистской концепции диалектики (анализ философских взглядов Ж.-П. Сартра), М., 1974;

Murdoch I., Sartre, romantic rationalist L., 1953;

J e a n s о n Fr. , Sartre par lui-meme, P., 1967;

J e a n s о n Fr.,  Sartre dans sa vie, P., 1974;

Martin-Deslias N., J.-P. Sartre ou la conscience ambigue, P., [1972];

Verstraeten P., Violence et ethique, [P.], 1972;

С о n t a t M., Rybalka M., Les ecrits de Sartre. Chronologie, bibliographie commentee, P., 1970.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Жан-Поль Сартр – биография, фото, личная жизнь, книги, смерть

Биография

Споры о том, как называть Сартра, длятся и сегодня. Мартин Хайдеггер уверял, что Жан-Поль литератор, а Владимир Набоков называл философом. Но все сходятся во мнении, что обозначение мыслитель и психолог ему подойдет.

У знаменитого француза хватает и почитателей, и критиков. Первые превозносят сочинения, через которые красной нитью проходят темы абсурдности бытия, свободы и одиночества. 

Сартра называют идолом бесшабашного Парижа и отцом экзистенциализма, повлиявшим на время, за что и удостоился премии Нобеля. Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему.

Оппоненты учения Сартра упрекают автора в человеконенавистничестве и зовут социопатом, у которого человеческое вызывало тошноту. Правда притаилась где-то посередине.

Детство и юность

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр – парижанин. Родился июньской ночью 1905 года в семье буржуа. Первенец не запомнил родителя – офицера военно-морского флота: Жан-Батист скончался от желтой лихорадки, когда мальчику исполнился год и 3 месяца. Позже сын своеобразно «поблагодарит» родителя, назвав преждевременную кончину Сартра-старшего единственной заслугой: отец не воспитывал его и не подавлял.

Анн-Мари баловала ребенка, жалея, что тот растет без отца. Еще одной причиной неуемной материнской нежности оказалась внешность мальчика: Жан-Поль родился с косящим левым глазом и бельмом на правом. Избалованный ребенок к 12 годам вырос нарциссом и эгоцентриком. Но в зрелом возрасте философ и эссеист признался, что в ранние годы ощущал себя «опешившей тлей, существом без смысла и цели».

Мама яркого представителя экзистенциализма происходила из рода эльзасских ученых. Шарль Швейцер – дедушка Сартра – филолог-германист, профессор, основавший в столице Франции лингвистический вуз. Дядя – Альберт Швейцер – нобелевский лауреат, теолог и христианский гуманист.

Жан-Поль Сартр

Вырос Жан-Поль Сартр в Медоне (коммуна на южном берегу Сены), в доме знаменитого деда, где родные окружили мальчика заботой и любовью. Но и они благодарности не дождались: в романе «Слова» писатель назвал жизнь в доме адом, в котором царило тлетворное лицемерие. Примечательно, что дядя, выросший в том же доме, описал семейную атмосферу как удивительно теплую.

Атеизм Сартра стал «продуктом» воспитания. Бабушка-католичка и дед-протестант беззлобно подначивали друг друга, посмеиваясь над религией «половинки», из чего Жан-Поль сделал вывод, что обе религии гроша ломаного не стоят.

Образование философ получил в лицее портового Ла-Рошель на западе Франции, затем в престижном парижском вузе Normale Sup (Высшая педагогическая школа), пройдя трудный конкурс. После защиты философской диссертации и работы преподавателем философии в Гаврском лицее Сартр в середине 1930-х отправился на стажировку в Берлин. После возвращения в Париж молодой ученый вернулся к работе преподавателя.

Философия и литература

Первые значительные сочинения в биографии Жана-Поля Сартра появились в конце 1930-х. Начальные страницы романа «Тошнота» написаны в Гавре. Публикация в 1938 году имела эффект разорвавшейся бомбы: автор говорит об абсурдности бытия, хаосе и отчаянии, об иррациональности жизни. Герой романа приходит к выводу, что осмысленным бытие делает творчество.

В следующем году Жан-Поль Сартр преподносит новый сюрприз – сборник из 5 новелл «Стена», название которому дал первый рассказ. Оба сочинения становятся для читающих французов яркими событиями.

Разразившаяся Вторая мировая война обошла Жана-Поля Сартра стороной: из-за слепоты глаза его отправили не на фронт, а в метеорологический корпус. После оккупации немцами Франции писатель проводит в концлагере для военнопленных полгода, но в 1941-м полуслепого метеоролога отпустили, Сартр вернулся к писательству.

Книга Жан-Поля Сартра «Тошнота»

В 1943-м до публикации дошла пьеса «Мухи». В основу положен древнегреческий миф, который используется экзистенциалистом для анализа проблем современности.

1943 год для Жан-Поля Сартра триумфальный: к нашумевшей пьесе «Мухи» добавилась вторая под названием «За закрытыми дверями» и труд «Бытие и ничто». Книгами зачитываются миллионы, о великом философе пишут газеты и журналы, его боготворит интеллигенция. Изданные книги позволяют Сартру оставить преподавательскую работу и сконцентрировать внимание на философии и литературе.

Для французской интеллектуальной элиты книга «Бытие и ничто» становится настольной. Красной нитью сквозь труд проходит мысль, что сознания нет – существует лишь осознание мира вокруг нас. Человек отвечает за совершенные поступки перед собой и никем иным.

Книга Жан-Поля Сартра «Бытие и ничто»

Идеи Жан-Поля Сартра так популярны, что философ становится парижским кумиром, фанаты его учения, молодые экзистенциалисты, собираются в парижском «Кафе де Флер». Популярность экзистенциализма у молодого поколения французов объясняется духом свободолюбия, которым в те годы была пропитана атмосфера. Сартровское «человек обречен быть свободным» становится девизом, фетишем.

В 1946 году Жан-Поль Сартр подарил читателям и приверженцам идей одноактную пьесу «Добродетельная шлюха». Спустя 7 лет студия Artеs Films сняла фильм, в котором сыграл Луи де Фюнес. А в 1955-м в Советском Союзе по пьесе поставлен спектакль «Лиззи Мак-Кей», главную роль в котором сыграла Любовь Орлова.

В своих сочинениях Жан-Поль Сартр отвергает популярную идею бессознательного от Зигмунда Фрейда. Французский мыслитель утверждает, что человек всегда действует осознанно, а попытка списать поступки на нечто независящее, физиологическое – попытка избежать ответственности. По Сартру даже приступы истерики не бывают спонтанными, а закатываются сознательно.

В 1960-х Сартр в зените славы. Он критикует существующие социальные институты, обвиняя в посягательстве на права человека, правовые нормы называет нивелирующими личность, а законы – подавлением свободы. Кумир студентов убеждает, что оправданным является только спонтанный и разовый протест против социальных институтов: организованного движения с программой и уставом Сартр не признает.

В 1964-м философ отказался от Нобелевской премии, не желая, чтобы его превратили в «общественный институт», против которого он так рьяно выступает. Философ стал символом революции 1968 года. Он защищал евреев, протестовал против алжирской и вьетнамской войн, обвинял Америку за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию. Жилище лидера дважды взрывали, в редакцию врывались боевики.

Весной 1968 года во время студенческих бунтов внутрь захваченной Сорбонны революционеры пустили только 63-летнего Жан-Поля. Во время беспорядков, связанных с очередным протестом, мыслителя и кумира студентов задержали. Шарль де Голль, услышав об этом, произнес: 

«Франция Вольтеров не сажает». 

Философ вышел на свободу.

Личная жизнь

Будучи студентом, Жан-Поль встретился с Симоной де Бовуар. Внешность Сартра (косоглазие, прокуренные желтые зубы, рябое лицо, рост 1,58 м) не остановили стройную красавицу. Симона написала, что встретила своего двойника и божество. Неказистого внешне Жан-Поля окружала толпа восхищенных француженок, для которых тот едва ли не до самой смерти оставался кумиром.

Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар

Сартр и Бовуар стали гражданскими супругами, но в этом браке было слишком много странного и скандального даже для Франции с ее свободными нравами. Философ неоднократно и открыто изменял Симоне, она оставалась невозмутимой и тоже изменяла с мужчинами и женщинами. Брак не «осложняли» дети и быт – супруги жили в разных домах и встречались тогда, когда хотели.

Показательным для личной жизни пары стал роман с аристократкой из России Ольгой Козакевич. Француз увлекся красавицей, посвятил ей новеллу «Стена» и провел отпуск. Симона в долгу не осталась – соблазнила Козакевич и посвятила ей роман «Она пришла, чтобы остаться». Любовница стала членом семьи, а Сартр увлекся ее сестрой – Вандой.

Затем преподавательница Бовуар соблазнила 16-летнюю ученицу Натали Сорокину. Вскоре девушка стала любовницей Сартра. Мать Сорокиной пожаловалась в министерство образования, и Симону уволили.

Решение престарелого супруга передать права на литературное наследие юной любовнице – алжирке Арлетте Аль-каим – женщину возмутило, но не удивило. Обстоятельство, что Сартр удочерил Арлетту, пытаясь юридически защитить наследницу, тоже не привело к размолвке: Симона поступила зеркально – завещала труды и деньги молодой подружке. Но когда Жан-Поль слег, рядом оказалась верная – как бы странно это не звучало – Симона.

Смерть

Под конец жизни глаукома сделала Жан-Поля Сартра слепым. Он не писал, но раздавал интервью и устраивал диспуты с последователями. Перед кончиной философ попросил проводить его без пафоса и громких некрологов: неискренность и парадные эпитафии ему претили.

Могила Жан-Поля Сартра

Умер знаменитый парижанин в середине апреля 1980 года от отека легких. Как и завещал, официальных похорон не объявили. Но когда скорбная процессия двигалась по левобережью Сены, к ней стихийно примкнуло 50 тысяч парижан.

Смерть мужа и кумира Бовуар приняла тяжело: от потрясения слегла с воспалением легких. Симона пережила мужа на 6 лет, которые провела в затворничестве и забытьи. Объект поклонения исчез, а смысла в дальнейшей жизни не осталось. Похоронили Бовуар в одной могиле с мужем на Монпарнасском кладбище.

Библиография

  • 1938 – «Тошнота»
  • 1939 – «Cтена»
  • 1943 – «Мухи»
  • 1943 – «Бытие и ничто»
  • 1943 – «За закрытыми дверями»
  • 1946 – «Добродетельная шлюха»
  • 1948 – «Грязными руками»
  • 1951 – «Дьявол и господь Бог»
  • 1964 – «Слова»

Цитаты

«Ничего нового. Существовал.»

«Ад — это другие.»

«Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе.»

«Ты всегда в ответе за то, чему не пытался помешать.»

«Для того чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом.»

«Гений – это не дар, а путь, избираемый в отчаянных обстоятельствах.»

Жан-Поль Сартр | Биография, идеи, экзистенциализм, бытие и ничто и факты

Жан-Поль Сартр

Смотреть все медиа

Дата рождения:
21 июня 1905 г. Париж Франция
Умер:
15 апреля 1980 г. (74 года) Париж Франция
Известные работы:
«Бытие и ничто» «Критика диалектического разума». «Экзистенциализм — это гуманизм» «Фантом Сталина» “Les chemins de la liberte” «Тошнота» «Нет выхода» «Святой Жене, актер и мученик» «Ситуации» «Мухи» «Психология воображения» «Слова»
Предметы изучения:
ангажеская литература Гюстав Флобер марксизм экзистенциализм феноменология

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем известен Жан-Поль Сартр?

Жан-Поль Сартр — французский писатель, драматург и философ. Ведущая фигура французской философии 20-го века, он был представителем философии существования, известной как экзистенциализм. Его самые известные работы включали Тошнота (1938), Бытие и ничто (1943) и Экзистенциализм и гуманизм (1946).

Откуда был Жан-Поль Сартр?

Жан-Поль Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже, Франция. После смерти отца Сартр жил с матерью и дедом по материнской линии, профессором Сорбонны. Он учился в лицее Генриха IV в Париже, а затем в лицее в Ла-Рошели. В 1929 году он окончил престижную Высшую нормальную школу.

Когда Жан-Поль Сартр встретил Симону де Бовуар?

Жан-Поль Сартр познакомился с Симоной де Бовуар в 1929 году. В то время они оба готовились к национальному экзамену по философии в Париже. Хотя Сартр сопротивлялся тому, что он называл «буржуазным браком», у него сложились открытые отношения с де Бовуар. Они часто читают работы друг друга и в 1945 году основали ежемесячный журнал Les Temps modernes .

Какие произведения Жана-Поля Сартра самые известные?

Жан-Поль Сартр опубликовал свой первый роман « Тошнота » в 1938 году. Роман основан на его вере в то, что «существование предшествует сущности». Пять лет спустя Сартр опубликовал « Бытие и ничто » (1943), пожалуй, самую известную свою работу. В книге Сартр противопоставляет человеческое сознание или ничто бытию или вещности.

Почему Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе?

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе за свою автобиографию, слов (1963). Известно, что Сартр отказался от премии, заявив, что писатель должен «отказаться позволить превратить себя в институт».

Жан-Поль Сартр (родился 21 июня 1905 года, Париж, Франция — умер 15 апреля 1980 года, Париж), французский философ, писатель и драматург, наиболее известный как ведущий представитель экзистенциализма в 20 веке. В 1964 году он отказался от Нобелевской премии по литературе, присужденной ему «за его работу, богатую идеями и наполненную духом свободы и поиска истины, которая оказала далеко идущее влияние на нашу эпоху».

Молодость и сочинения

Сартр рано потерял отца и вырос в доме своего деда по материнской линии, Карла Швейцера, дяди медицинского миссионера Альберта Швейцера и профессора немецкого языка в Сорбонне. Мальчик, который бродил по Люксембургскому саду Парижа в поисках товарищей по играм, был маленького роста и косоглаз. Его блестящая автобиография, Les Mots (1963; Words ), повествует о приключениях матери и ребенка в парке, когда они переходили из группы в группу в тщетной надежде быть принятыми, а затем, наконец, удалились на шестой этаж. своей квартиры «на высотах, где живут мечты». «Слова» спасли ребенка, и его бесконечные страницы письма были бегством от мира, который отверг его, но который он начал восстанавливать в своем собственном воображении.

Сартр учился в лицее Генриха IV в Париже, а позже, после повторного замужества его матери, в лицее в Ла-Рошели. Оттуда он поступил в престижную Высшую нормальную школу, которую окончил в 1929 году. Сартр сопротивлялся тому, что он называл «буржуазным браком», но еще будучи студентом, он заключил с Симоной де Бовуар союз, который остался постоянным партнерством в жизни. Мемуары Симоны де Бовуар, Mémoires d’une jeune fille rangée (1958; Memoirs of a Dutiful Daughter ) и La Force de l’âge (1960; Расцвет жизни ), содержат подробное описание жизни Сартра со студенческих лет до его середины 50-х годов. Также в École Normale Supérieure и в Сорбонне он познакомился с несколькими людьми, которым суждено было стать писателями большой известности; среди них были Раймон Арон, Морис Мерло-Понти, Симона Вейль, Эммануэль Мунье, Жан Ипполит и Клод Леви-Стросс. С 1931 по 1945 год Сартр преподавал в лицеях Гавра, Лаона и, наконец, Парижа. Дважды его педагогическая деятельность прерывалась: один раз на год обучения в Берлине и второй раз, когда Сартр был призван в армию в 19 г. 39 для участия во Второй мировой войне. Он попал в плен в 1940 году и через год вышел на свободу.

За годы преподавания в Гавре Сартр опубликовал «Тошнота » (1938; «Тошнота »). Этот философский роман, написанный в форме дневника, повествует о чувстве отвращения, которое испытывает некий Рокантен при столкновении с миром материи — не только миром других людей, но и самим сознанием собственного тела. По мнению некоторых критиков, La Nausée следует рассматривать как патологический случай, форму невротического побега. Скорее всего, его следует оценить также как весьма оригинальное, яростно индивидуалистическое, антиобщественное произведение, содержащее на своих страницах многие из философских тем, которые позже развивал Сартр.

Викторина «Британника»

Философия 101

Сартр перенял у немецкого философа Эдмунда Гуссерля феноменологический метод, предполагающий тщательное, непредвзятое описание феноменов сознательного опыта, и с большим мастерством использовал его в трех последовательных публикациях:0039 L’Imagination (1936; Imagination: A Psychological Critique ), Esquisse d’une théorie des émotions (1939; Sketch for a Theory of the Emotions ) и L’Imaginaire : Феноменологическая психология де л «воображение » (1940; «Психология воображения» ). Но прежде всего в « L’Être et le néant » (1943; «Бытие и ничто» ) Сартр проявил себя как философ замечательной оригинальности и глубины. Сартр помещает человеческое сознание, или небытие ( néant ), в противоположность бытию или вещности ( être ). Сознание не-материя и тем самым избегает всякого детерминизма. Сообщение, со всеми его последствиями, обнадеживает; однако постоянное напоминание о том, что человеческие усилия бесполезны и остаются бесполезными, делает книгу еще и трагичной.

Работа после Второй мировой войны

Написав свою защиту личной свободы и человеческого достоинства, Сартр обратил свое внимание на концепцию социальной ответственности. В течение многих лет он проявлял большую заботу о бедных и обездоленных всех мастей. Будучи учителем, он отказывался носить галстук, как будто он мог избавиться от своего социального класса с помощью своего галстука и таким образом приблизиться к рабочему. Сама свобода, которая временами в его предыдущих работах казалась беспричинной деятельностью, не нуждающейся в какой-либо конкретной цели или намерении, чтобы иметь ценность, стала инструментом человеческой борьбы в его публичной лекции 9. 0039 Экзистенциализм и гуманизм (1946; Экзистенциализм и гуманизм ). Теперь свобода подразумевала социальную ответственность. В своих романах и пьесах Сартр начал нести свое этическое послание миру в целом. Он начал четырехтомный роман в 1945 году под названием Les Chemins de la liberté, , три из которых в конечном итоге были написаны: L’Âge de raison (1945; The Age of Reason ), Le Sursis ( 1945; Отсрочка ) и La Mort dans l’âme (1949; Железо в душе , или Тревожный сон ). После публикации третьего тома Сартр изменил свое мнение о пользе романа как средства коммуникации и вернулся к пьесам.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Писатель должен попытаться, сказал Сартр, показать людей такими, какие они есть. Нигде люди не бывают более человечными, чем в действии, и это именно то, что изображает драма. Он уже писал на этом носителе во время войны и до конца XIX в.В 40-х и 1950-х годах он написал еще несколько пьес, в том числе Les Mouches ( The Flies ), Huis-clos ( In Camera или No Exit ), Les Mains sales 9004. 0 ( Грязные руки , или Red Gloves ), Le Diable et le bon dieu ( Lucifer and the Lord ), Nekrassov , и Les Séquestrés d’Altona ( Loser Wins или Осужденные Альтоны ). Все пьесы, подчеркивающие грубую враждебность человека к человеку, кажутся преимущественно пессимистическими; тем не менее, по собственному признанию Сартра, их содержание не исключает возможности морали спасения. Другие публикации того же периода включают книгу Baudelaire (1947), смутно этическое исследование французского писателя и поэта Жана Жене под названием Saint Genet, comédien et martyr (1952; Saint Genet, Actor and Martyr ), а также бесчисленное количество статей, опубликованных в Les. Temps Modernes, ежемесячный обзор, который основали и редактировали Сартр и Симона де Бовуар. Позже эти статьи были собраны в несколько томов под названием « ситуаций».

Жан-Поль Сартр – биографический – NobelPrize.org

  • Жан-Поль Сартр

Жан-Поль Сартр (1905–1980) родился в Париже в 1905 году, учился в Высшей нормальной школе с 1924 по 1929 год и стал профессором философии в Гавре в 1931 году. С помощью стипендии Французского института он изучал в Берлине (1932) философии Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера. После дальнейшего преподавания в Гавре, а затем в Лане он преподавал в лицее Пастера в Париже с 1937 по 1939 год. После окончания Второй мировой войны Сартр жил как независимый писатель.

Сартр принадлежит к числу тех писателей, для которых определенная философская позиция является центром их художественного бытия. Хотя заимствованный из многих источников, например, идеи Гуссерля о свободном, полностью интенциональном сознании и хайдеггеровского экзистенциализма, сформулированный и популяризированный Сартром экзистенциализм глубоко оригинален. Его популярность и популярность его автора достигли апогея в сороковых годах, и теоретические труды Сартра, а также его романы и пьесы составляют один из главных источников вдохновения современной литературы. С его философской точки зрения атеизм считается само собой разумеющимся; «потеря Бога» не оплакивается. Человек обречен на свободу, свободу от всякой власти, от которой он может уклоняться, искажать и отрицать, но с которой ему придется столкнуться, если он хочет стать нравственным существом. Смысл жизни человека не устанавливается до его существования. Как только ужасная свобода признана, человек должен сам сделать этот смысл, должен вверить себя роли в этом мире, должен вверить свою свободу. И эта попытка сделать себя бесполезна без «солидарности» других.

Выводы, которые должен сделать писатель из этой позиции, изложены в «Qu’est-ce que la littérature?» (Что такое литература?), 1948: литература больше не является деятельностью для себя и в первую очередь не описывает персонажей и ситуации, а связана с человеческой свободой и ее (и авторской) приверженностью. Литература совершена; художественное творчество есть нравственная деятельность.

В то время как публикация его ранних, в основном психологических исследований, L’Imagination (1936), Esquisse d’une théorie des émotions (Очерк теории эмоций), 1939, и L’Imaginaire: Psychologie phénoménologique de l’imagination (Психология воображения), 1940, остались относительно незамеченными, Первый роман Сартра, La Nausée (Тошнота), 1938, и сборник рассказов Le Mur (Стена и другие рассказы), 1938, принесли ему немедленное признание и успех. Они драматически выражают ранние экзистенциалистские темы Сартра об отчуждении и привязанности, а также о спасении через искусство.

Его центральная философская работа « L’Etre et le néant » («Бытие и ничто»), 1943 г., представляет собой масштабную структуризацию его концепции бытия, из которой проистекает большая часть современного экзистенциализма. Экзистенциалистский гуманизм, который Сартр пропагандирует в своем популярном эссе L’Existentialisme est un humanisme (Экзистенциализм есть гуманизм), 1946, можно увидеть в серии романов Les Chemins de la Liberté (Дороги к свободе), 1945-49 гг.

Сартр, пожалуй, наиболее известен как драматург. В Les Mouches (Мухи), 1943, полная свобода молодого убийцы противопоставляется бессильному Юпитеру, в то время как в Huis Clos (Выхода нет), 1947 ад проявляется как единение людей.

Сартр много занимался литературной критикой и написал исследования о Бодлере (1947) и Жане Жене (1952). Биография его детства, Les Mots (Слова), появилась в 1964 году.

Из Нобелевских лекций по литературе 1901-1919 гг.67 , редактор Хорст Френц, издательство Elsevier Publishing Company, Амстердам, 1969 г.

Эта автобиография/биография написана во время награждения и впервые опубликовано в серии книг Les Prix Nobel . Позже он был отредактирован и переиздан в Нобелевских лекциях . Чтобы процитировать этот документ, всегда указывайте источник, как показано выше.

Жан-Поль Сартр умер 15 апреля 1980 года.

Авторское право © Нобелевский фонд, 1964 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *