Поход святослава против хазарии: Недопустимое название — Циклопедия

Святослав

Святослав

Древнерусский князь, с именем которого связываются решающие события в истории падения Хазарского каганата.

Древнерусский князь, с именем которого связываются решающие события в истории падения Хазарского каганата. Существуют две наиболее распространенные версии войн Святослава против хазар. Обе они основаны на двух разных вариантах прочтения известий Повести временных лет и современника описываемых событий – арабского географа ибн Хаукаля.

Согласно одной точке зрения, представленной, работами востоковедов – Т.М. Калининой, А.П. Новосельцева, И.Г. Коноваловой – в правление этого князя русы совершили два похода против Хазарии. При этом первый поход состоялся в 965 г. и окончился захватом Саркела, (ставшего после этого древнерусским поселением – Белой Вежой), и хазарских владения на Таманском полуострове, где позднее возникло древнерусское Тмутараканское княжество. Предполагаемый второй поход русов против Хазарии мог иметь место по датировке ибн Хаукаля в 358 г.

х. (11. 968 – 11. 969 гг.). Сам Святослав по византийским источникам с августа 968 г. находился уже на Дунае и поэтому не мог принимать участия в этом вторжении.

Другая точка зрения представлена в работах М.И. Артамонова, С.А. Плетневой и В.Я. Петрухина. Согласно ей, состоялся один поход Святослава против хазар. Начавшийся с попытки подчинить вятичей – последнего восточно-славянского племени подвластного Каганату, продолжившийся экспедицией против булгар на средней Волге, взятием и разрушением хазарских столичных городов Итиля и Семендера, и завершившийся захватом хазарских владений в Приазовье и Подонье вместе с захватом Саркела.

Насколько реальным в действительности был захват Святославом именно столицы Хазарии? Ответ на этот вопрос связан с текстологическими проблемами исследования отчета ПВЛ о войне Святослава против вятичей и хазар. Простое прочтение летописного известия о событиях 964 – 966 гг. создает впечатление о том, что князь совершал ежегодные походы.

В 964 г. против вятичей, в 965 г. на хазар, и в 966 г. вновь против вятичей. Однако, что разбивка повествования летописи о войне против вятичей и хазар на даты произвольна и вторична по отношению к первоначальному тексту. Более того, описание хазарского похода Святослава производит впечатление вставки в летописное известие о столкновениях этого князя с вятичами в 964 и 966 гг.

Отдельную трудность представляет фраза летописца о взятии Святославом Саркела – Белой Вежи. В Ипатьевской редакции ПВЛ и в Новгородской первой летописи, сохранившей вариант текста «Начального свода», говорится именно Белая Вежа названа завоеванным Русью «градом хазар». Лаврентьевская летопись предполагает иное чтение: «…и градъ ихъ и Белу Вежу взя…». Тогда под иным хазарским «градом», отличным от Белой Вежи приходится видеть хазарскую столицу

Итиль. Подобная ситуация представляется еще более вероятной, если иметь в виду, что по летописному известию, хазары противостояли Святославу вместе со своим «князем» – каганом. Присутствие последнего в хазарском войске вряд ли имело бы смысл в случае если речь шла о защите пусть важной, но все же локальной крепости на Дону.

Источники и литература

  • Dunlop D.M. The History of the Jewish Khazars. Princeton, 1954. P. 237 – 263.
  • Артамонов М.И. История хазар. Изд. 2-ое. СПб., 2002. С. 428 – 438
  • Ипатьевская летопись. (ПСРЛ Т. 2) М., 1998. Стлб. 52 – 53
  • Калинина Т.М. Волжская Булгария и Дунайская Болгария в трудах арабо-персидских географов // Проблемы социально-экономической и политической истории СССР. М., 1975. С. 153 – 157
  • Калинина Т.М. Сведения ибн Хаукаля о походах Руси времен Святослава // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1975. М., 1976. С. 90 – 101
  • Коновалова И.Г. Падение Хазарии в исторической памяти разных народов // ДГ 2001. М., 2003. С.171 – 190
  • Лаврентьевская летопись (ПСРЛ Т.1). М., 1997. Стлб., 64 – 65
  • Новгородская первая летопись. (ПСРЛ Т.3.) М., 2000. С. 117
  • Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. М.; Смоленск, 1995. С. 102 – 108
  • Петрухин В.Я. Русь и вси языцы. Аспекты исторических взаимосвязей: историко-археологические очерки. М., 2011. С. 60 – 66
  • Плетнева С.А. Хазары. М., 1986. С. 71 – 72
  • Повесть временных лет. СПб., 2007. С. 31, 443 – 444; 610 – 611
  • Флеров В.С. «Города» и «Замки»Хазарского каганата. Археологическая реальность. М.; Иерусалим, 2011. С.28 – 42

Разгром князем Святославом Хазарского каганата

Средневековое государство Хазария процветало и развивалось с 7 по 10 век. Концом его могущества стал разгром Хазарского каганата князем Святославом Храбрым в 965 году. Поход называют восточным. Дружины русов дважды выдвигались против мощной державы кочевников.

Часть историков считает, что второй поход в 969 году прошел уже без участия Святослава Игоревича. Но уже в первом походе был нанесен сокрушительный удар хазарам в их владениях в Предкавказье, Нижнем и Среднем Поволжье.

Хазария прославилась завоевательными походами. Армия кочевников была мощной силой на политической арене. Разгром каганата считается очередным доказательством таланта Святослава Игоревича как великого полководца своего времени.

Предпосылки и начало похода

Хазарский каганат находился рядом с Киевской Русью. Такое соседство было неспокойным для древнерусского государства и лишало его возможных выгод и перспектив развития. Конфликт между державами назревал давно. Олег Вещий совершил несколько походов на Хазарский каганат в 880-х годах.

Они закончились победой и переходом под власть Киева северян и радимичей. До этого племена платили дань хазарам. Отец Святослава Игорь также сталкивался с кочевниками и потерпел от них поражение. Они не позволили ему продвигаться на Каспий и вдоль черноморского побережья. Честь сокрушительного разгрома Хазарского каганата принадлежит князю Святославу.

Было четыре основных предпосылки для восточного похода князя.

  1. Подчинение вятичей, которые остались последним восточнославянским племенем, платившим дань хазарам, а не киевскому князю.
  2. Постоянная угроза со стороны Хазарского каганата молодому государству. Они нередко вступали в союз с печенегами. Подвластные кочевникам степи были удобным плацдармом для нападения на славянские поселения.
  3. Стремление киевского князя выйти к Каспийскому морю и торговому пути по Волге. Эта территория контролировалась кочевниками. Транзитная торговля принесла хазарской казне внушительный доход.
  4. Хазары периодически нападали на дружины киевских князей, которые двигались с завоеванной добычей из других походов. Например, в 912 году хазарский каган нарушил данное русам обещание не нападать на них в обмен на половину добычи. Хазары забрали все и перебили изможденное военным походов войско.

Поход Святослава начался в 964 году с набега на землю вятичей.

Племя согласно было перейти под власть киевской династии, но оно подчинялось хазарам и платило им дань. Святослав понял, что это отличный повод для нападения на Хазарию. Задуманный поход он перенес на следующий год.

Основные события

О разгроме Хазарского каганата князем Святославом сохранились две версии в русских и арабских письменных источниках. Повесть временных лет называет дату крушения державы кочевников – 965 год.

Основные события выглядели так:

  • поход на Дон и взятие Саркела;
  • поворот на юг, победа над ясами и касогами;
  • возвращение в Киев.

Таким образом, разорена и захвачена оказалась лишь часть Хазарии. Вряд ли это могло привести к падению мощной державы.

Восточные источники показывают иную версию. Они не оспаривают достоверность первого похода, но говорят о крушении каганата после второго вторжения.

Арабский географ Ибн Хаукаль, современник тех событий, описывает второй поход Святослава Игоревича.

Основные события выглядели так:

  • в 968 году совершил победоносный поход на Волжскую Булгарию;
  • двинулся по Волге на Хазарский каганат;
  • в низовьях Волги захватил столицу Итиль;
  • флот двинулся на Каспий и там разорил бывшую столицу Семендер.

Вторая версия представляется более вероятной. Она описана почти очевидцем похода Святослава. Ибн Хаукаль в 968 году находился на побережье Каспийского моря, то есть в непосредственной близости от нападения на хазарские границы.

Взятие Саркела

Началом гибели Хазарского каганата стало взятие Саркела летом 965 года. Это был город-крепость на реке Дон, построенный в 30-х годах 9 века. Выгодное расположение на пересечении сухопутных и водных торговых путей обеспечило городу процветание. В нем накопилось много богатств. Саркел был главной крепостью хазар на северо-западной границе.

Для того чтобы понять талантливость Святослава как полководца, надо знать, насколько неприступной была его цель. Саркел построили византийские инженеры на мысе и отделили его двумя защитными рвами, один из которых был заполнен водой. Высота стен была не менее 10 метров, а толщина – почти 4 метра. Дополняли конструкцию массивные башни по всему периметру. Взятие Саркела было непростой задачей.

Святослав Игоревич сначала одержал победу над войском хазар, которые вышли ему навстречу. Царь Иосиф с остатками войска укрылся за стенами крепости в надежде выдержать там длительную осаду. Русская конница пришла к Саркелу по суше, а пехота приплыла на ладьях. Дружинники Святослава засыпали рвы и пошли на штурм с помощью лестниц и тарана.

Их прикрывали стрелки, осыпая стены крепости стрелами. Жестокий бой произошёл с царской охраной  в башне. Всех хазар вырезали. Святослав Игоревич вывез в Киев богатую добычу и получил славу полководца, который умеет брать даже неприступные крепости. Саркел был переименован в Белую Вежу и стал русской крепостью.

Взятие Семендера

Семендер был богатым городом, бывшей столицей Хазарии. Он был вторым по размерам после Итиля. Взятие Семендера было важно для Святослава тем, что он был автономной областью. В нем правил другой царь из арабского рода, у которого было отдельное войско. Если бы этот факт остался без внимания, то из уцелевшего очага пошло бы возрождение каганата. Святославу пришлось бы опять воевать с хазарами.

Хазарская город-крепость Саркел

Решающее сражение с основными силами противника произошла недалеко от Итиля. Русская рать с копьями, мечами и топорами уничтожила большую часть войска во главе с каганом. Итиль остался без защиты, его разграбили и частично разрушили. До сих пор археологи не нашли следов столицы Хазарского каганата.

Второе сражение, уже не такое крупное, произошло около Семендера. Войско царя Салифана было разгромлено, сам он вместе с приближенными успел убежать. Город осаждать не пришлось, его взяли без боя.

Итоги и результаты

Разгром Хазарского каганата князем Святославом Игоревичем оказался исключительным по своим последствиям. Поход киевского князя навсегда вывел с политической арены мощное государство, перераспределив тем самым сферу влияний между средневековыми державами.

Три важных итога исчезновения Хазарского каганта с политической арены:

  1. Дружины Святослава разграбили богатейшие столицы мощной державы, пополнив казну молодого государства.
  2. Два важнейших города юго-востока (Саркел и Тмутаракань) стали оплотами на границе Киевской Руси.
  3. Славяне получили широкие возможности для торговли с восточными странами.
  4. От власти хазар были освобождены вятичи. Объединение восточных славян вокруг центра в Киеве под властью династии Рюриковичей завершилось.

Были и негативные итоги, в частности, орды кочевников хлынули по бывшим землям каганата в сторону богатых европейских городов. Изменилось соотношение сил на политической арене. Земли Хазарского каганата были захвачены несколькими государствами, что привело к их усилению. Слава победы над Хазарией полностью принадлежит киевскому князю Святославу Игоревичу. В 2005 году в честь 1040-летия события в Белгородской области установили памятник.

Источники:

Прозоров Л. Р. «Святослав Храбрый – Русский бог войны».

Новосельцев А.П. «Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы».

Берега Днепро-Бугского лимана в контексте восточных походов князя Святослава (964-972)

  • Владимир Кузовков В.О. Сухомлинского Николаевского национального университета https://orcid.org/0000-0001-7263-6137

ДОИ: https://doi.org/10.33782/eminak2021.3(35).541

Ключевые слова: Днепро-Бугский лиман, Киевская Русь, Хазария, Огузы, печенеги

Abstract

В статье исследуются дискуссионные аспекты восточной политики Киевской Руси в период правления князя Святослава (964-972).

Особое внимание уделено походам русских войск против Хазарского каганата. Количество восточных походов Святослава, состав их участников, влияние византийской дипломатии на их организацию, свидетельства источников по географии военных действий, роль Днепро-Бугского лимана как стратегического пункта на Руси. водный путь к Каспийскому морю.

Анализ письменных источников и международного контекста восточной политики князя Святослава Киевского позволяет констатировать, что боевые действия русских войск против Хазарии можно объединить в два похода 965 и 968-969 годов. Маршрут этих походов проходил по древнему водному пути, соединявшему Среднее Поднепровье с Каспийским морем. Пунктами маршрута можно считать Днепровский торговый путь, Черное и Азовское моря, реки Дон и Волгу. Важное место на этом пути занимал Днепро-Бугский лиман и его побережье, в частности остров Святой Эферии (Березань) и Белобережье. Именно там войска Святослава делали остановку для отдыха и переоборудования кораблей для мореплавания. Наверное, в 965, союзниками Святослава была «большая группа турок». Последние могли быть признаны объединенным контингентом огузов и печенегов или отрядами одного из этих племен. Поход 965 г. мог пользоваться поддержкой Византии, которая на протяжении 10 го века считала Хазарию своим конкурентом в борьбе за влияние в регионе.

использованная литература

Агаджанов С.Г. (1969). Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX в.-13 вв.]. Ашхабад: Ылым.

Аль-Истахрий (1901). Книга путей царств. В Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа. Том. XXIX.

Амедрос Х. Ф. и Маргулиут Д. С. (редакторы) (1921). Затмение Аббасидского халифата: оригинальные хроники четвертого исламского века. Т. 5 (2). Оксфорд.

Артамонов М.И. (1962). История хазар [История хазар]. Ленинград. Государственный Эрмитаж.

Булгаков П.Г. и Камолиддин Ш.С. (редакторы) (2006). Ибн аль-Асир. Аль-Камиль фи-т-тарих. Полный свод истории. Избранные отрывки [Ибн-аль-Асир. Аль-Камиль фи-т-тарих. Полная книга истории. Избранные отрывки]. Ташкент: Узбекистан [на русском языке].

Джаксон Т.Н., Коновалов И.Г. , Подосинов А.В. (редакторы) (2009). Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Том. 3: Восточные источники [Древняя Русь в свете иностранных источников: Хрестоматия. Том. III: Восточные источники]. Москва [на русском].

Гадло А.В. (1979). Этническая история Северного Кавказа IV-X ул. Этническая история Северного Кавказа IV-X веков. Ленинград: ЛГУ.

Голб, Н. и Прицак, О. (1997). Хазарско-еврейские документы X века. Москва – Иерусалим: Гешарим.

Ховард-Джонстон Дж. (2007). Византийские источники по истории хазар. В П. Голден, Х. Бен-Шаммаи и А. Рона-Таш (ред.). Мир хазар. Новые перспективы. Избранные документы из Иерусалима 1999 Международный хазарский коллоквиум. Лейден-Бостон: Брилл, стр. 163-193.

Иванов С.А. (2003). Византийское миссионерство. Можно ли сделать из варвара христианина? Византийский миссионер: можно ли из «варвара» сделать христианина? Москва. Языки славянской культуры.

Калинина Т.М. (2015). Проблемы истории Хазарии (по данным восточных источников). Москва: Русский фонд содействия образованию и науке.

Коковцов П.К. (1932). Еврейско-хазарская переписка в X веке. Ленинград: АН СССР.

Коновалова И.Г. (2003). Падение Хазарии в исторической памяти разных народов. Древнее государство Восточной Европы 2001 Историческая память и формы ее воплощения. Москва: Восточная литература РАН, 171-190.

Кузовков В.В. (2012). Печенежки племена та византийская политика у Восточной Европы у середины X ул. Печенежские племена и византийская политика в Восточной Европе середины X века. II Аркасовская читания. Материалы межнародной научной конференции. Николаев, 130-132 [укр.].

Кузовков В.В. (2013). Трактат «О церемониях», как источник о международных связях Византии в середине Х века. Аркасовские чтения: материалы III Межнародной научно-практической конференции (26-27 кв. 2013 г.). Николаев, 117-120 [укр.].

Литаврин Г.Г. и Новосельцев А.П. (ред.) (1989). Константин Багрянородный. Об управлении империей [Константин Багрянородный. Об управлении империей]. Москва: Наука.

Лихачев Д.С. (ред.) (1950). Повесть временных лет. Москва: АН СССР.

Любарский Я.Н. (Эд) (2009). Продолжитель Феофана. Жизнеописание византийских царей [Продолжитель Феофана. Биографии византийских царей. Санкт-Петербург: Алетейя.

Луговой О.М. (2018). Политическая карта мира глазами византийского интеллектуала X века. Византийская мозаика Сборник публичных лекций Эллино-византийского лектория при Свято-Пантелеймоновском храме. Харьковская, 159-190.

Мец, А. (1973). Мусульманский ренессанс. Москва: Главная редакция восточной литературы. Наука.

Минорский В.Ф. (1963). История Ширвана и Дербента X-XI вв. «История Ширвана и Дербента в X-XI веках». Москва [на русском].

Новосельцев А.П. (1990). Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. Москва: Наука.

Острогорский Г.А. (2011). История Византийского государства. Москва: Сибирская благозвонница.

Рыбаков Б.А. (1966). История СССР с древнейших времен и до наших дней. Москва [на русском].

Сахаров А.Н. (1982). Дипломатия Святослава. Москва: Международные отношения.

Велиханова Н.М. (транс) (1987). Ибн Хордадбек. Книга путей и стран [Ибн Хордадбех. Книга дорог и стран. Баку: Вяз.

Живков Б. (2015). Хазария в девятом и десятом веках. Лейден-Бостон: Брилл.

Опубликован

13.11.2021

Образец цитирования

КузовковВ. (2021). Берега Днепро-Бугского лимана в контексте восточных походов князя Святослава (964-972). Эминак: Ежеквартальный научный журнал , (3(35), 59-66. https://doi.org/10.33782/eminak2021.3(35).541

Раздел

Археология

Это произведение находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Семья Святослава I + и Малуши + из ЛЮБЕЧА

См. также

  • Родители Святослава: Игорь + (877-945) и Ольга + (881-969)
  • Малуша ЛЮБЕЧ отец: Малк + ЛЮБЕЧ (918- )
Муж: Святослав I + (942-972)
Жена: Малуша + ЛЮБЕЧ (944- )
Дети: Владимир I + (960-1015)

Муж: Святослав I +

Святослав I +

Имя: Святослав I +
Пол: Мужской
Отец: Игорь + (877-945)
Мать: Ольга + (881-969)
Рождение 0942 Киев, Украина
Род занятий Великий князь Киевский
Титул Великий князь Киевский
Смерть 0972 (29-30 лет) Киев, Украина

Жена: Малуша + ЛЮБЕЧ

ФИО: Малуша + ЛЮБЕЧ
Пол: женский
Отец: Малк + ЛЮБЕЧ (918- )
Мать:
Рождение 0944 Киев, Украина

Владимир I +

Имя: Владимир I +
Пол: Мужской
Супруга 1: Милолика (963-982)
Супруга 2: Анна ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (963-1011)
Супруга 3: Рогнейде + г. ПОЛОЦК (974- )
Рождение 0960 Киев, Украина
Род занятий Великий князь Киевский
Титул Великий князь Киевский
Смерть 15 июля 1015 г. (54–55 лет) Берестово, Киев, Украина

Записка о муже: Святослав I +

Князь-воин Киевской Руси. Сын Игоря Киевского и Ольги, Святослав известен своими непрекращающимися походами на восток и юг, ускорившими крушение двух великих держав Восточной Европы — Хазарии и Первого Болгарского царства; он также покорил многочисленные восточнославянские племена, разгромил аланов и волжских булгар[2], а временами был в союзе с печенегами и мадьярами.

 

Его десятилетнее правление на Руси было отмечено быстрой экспансией в долину реки Волги, причерноморские степи и на Балканы. К концу своей короткой жизни Святослав создал для себя самое большое государство в Европе, в конце концов перенеся свою столицу из Киева в Переяславец на Дунае в 969 году. В отличие от обращения его матери в христианство, Святослав оставался убежденным язычником всю свою жизнь. жизнь. Из-за его внезапной смерти в засаде завоевания Святослава, по большей части, не были объединены в действующую империю, а его неспособность установить стабильную преемственность привела к братоубийственной вражде между его сыновьями, в результате чего двое из трех его сыновей были убиты.

 

Святослав был первым настоящим правителем Киевской Руси, чье имя бесспорно славянского происхождения (в отличие от его предшественников, чьи имена в конечном итоге произошли от древнескандинавского). Это имя не зафиксировано в других средневековых славянских странах. Даже на Руси оно засвидетельствовано только среди представителей дома Рюрика, как и имена ближайших преемников Святослава: Владимир, Ярослав, Мстислав)[3]. Некоторые ученые предполагают, что имя Святослав, составленное из славянских корней, означающих «святой» и «слава», было искусственным производным от имени его предшественников Олега и Рюрика (они означают «святой» и «славный» на древнескандинавском языке соответственно). ).[4]

 

Практически ничего не известно о его детстве и юности, которые он провел на княжении в Новгороде. Отец Святослава, Игорь, был убит древлянами около 945 г., а его мать, Ольга, правила регентшей в Киеве до совершеннолетия Святослава (ок. 963 г.)[5]. Его воспитателем был варяг по имени Асмуд. «Быстрый как барс» [6] Святослав, похоже, не имел терпения в управлении. Его жизнь прошла со своей дружиной (грубо говоря, «войсками») в постоянной войне против соседних государств. Согласно «Первой летописи»: в своих походах он не возил с собой ни повозок, ни котелков, и мяса не варил, а отрезал небольшими полосками конину, дичь или говядину и ел ее, поджарив на углях. Не было у него и палатки, но он расстелил под собой попону и положил себе под голову седло, и вся свита его сделала то же самое.

 

[править] Внешний вид

Мадридские Скилицы. Встреча Иоанна Цимисхия и Святослава. Внешний вид Святослава очень ярко описан Львом Диаконом, который сам присутствовал при встрече Святослава с Иоанном I Цимисхием. По воспоминаниям Дьякона, Святослав был голубоглазым мужчиной-европеоидом среднего роста, но крепкого телосложения, намного крепче Цимисхия. Он побрил свою белокурую голову и бороду, но носил густые усы и пейс в знак своего благородства[8]. Он предпочитал одеваться в белое, и было замечено, что его одежда была намного чище, чем у его людей, хотя у него было много общего со своими воинами. Он носил одну большую золотую серьгу с рубином и двумя жемчужинами.]

 

[править] СемьяЕго мать приняла христианство при дворе византийского императора Константина Багрянородного в 945 или 957 году. Однако[10] Святослав продолжал поклоняться Перуну, Велесу, Сварогу и другим богам и богиням славянского пантеона. . Он оставался язычником на всю жизнь; согласно Первичной хронике, он считал, что его воины потеряют к нему уважение и насмехаются над ним, если он станет христианином. Преданность его воинов имела первостепенное значение в его завоевании империи, которая простиралась от Волги до Дуная.

 

[править] Семья

Мать Святослава, Ольга, со свитой в Константинополе, миниатюра из летописи Иоанна Скилицы конца XI века. О семейной жизни Святослава известно очень мало. Не исключено, что Святослав был не единственным (и старшим) сыном своих родителей. В русско-византийском договоре 945 года некая Предслава, жена Володислава, упоминается как знатнейшая из русских женщин после Ольги. Георгий Вернадский был среди многих историков, предположивших, что Володислав был старшим сыном и наследником Игоря, умершим в какой-то момент во время регентства Ольги. На момент смерти Игоря Святослав был еще ребенком и воспитывался матерью или по ее указанию. Однако ее влияние не распространялось на его религиозные обряды.

 

Святослав, имел несколько детей, но происхождение его жен в летописи не указано. По женам у него были Ярополк и Олег[12]. От Малуши, женщины неопределенного происхождения[13], у Святослава был Владимир, который в конце концов порвал с отцовским язычеством и обратил Русь в христианство. Иоанн Скилиц сообщил, что у Владимира был брат по имени Сфенгус; был ли этот Сфенгус сыном Святослава, сыном Малуши от предыдущего или последующего мужа или неродственным русским дворянином, неясно.

 

Когда Святослав отправился в поход, он оставил своих различных родственников регентами в главных городах своего царства: свою мать Ольгу, а затем Ярополка в Киеве, Владимира в Новгороде и Олега над древлянами.

 

Вскоре после восшествия на престол Святослав начал кампанию за расширение контроля Руси над долиной Волги и причерноморскими степями. Его величайшим успехом стало завоевание Хазарии, которая на протяжении веков была одним из сильнейших государств Восточной Европы. Источникам неясны корни конфликта между Хазарией и Русью, поэтому было предложено несколько возможностей. Русь была заинтересована в снятии хазарского господства на волжском торговом пути, поскольку хазары взимали пошлину с товаров, перевозимых по Волге. Историки предполагают, что Византийская империя, возможно, настроила русов против хазар, поссорившихся с византийцами после гонений на евреев в царствование Романа I Лакапена. [15]

 

Святослав начал с того, что объединил восточнославянские вассальные племена хазар на свою сторону. Те, кто не присоединился к нему, такие как вятичи, подверглись нападению и были вынуждены платить дань Киевской Руси, а не хазарам. По преданию, записанному в «Повести временных лет», Святослав отправил вятичам послание, состоящее из одной фразы: «Хочу на вас придти!» (Древнеславянский: «???? ?? ?? ???») [17] Эта фраза используется в современном русском языке (обычно неправильно цитируется как «??? ?? ??») для обозначения недвусмысленного заявления о своей намерения. Двигаясь по рекам Оке и Волге, он вторгся в Волжскую Булгарию и взимал дань с местного населения, тем самым подчинив Киеву верховья Волги. В этой кампании он использовал наемников-огузов и печенегов, возможно, чтобы противостоять превосходящей коннице хазар и булгар.

 

Святослав разрушил хазарский город Саркел около 965 г. и, возможно, разграбил (но не занял) хазарский город Керчь в Крыму. [19] В Саркеле он основал русское поселение под названием Белая Вьежа («белая башня» или «белая крепость», восточнославянский перевод слова «Саркел»).[20] Впоследствии (вероятно, в 968 или 969 г.) он разрушил хазарскую столицу Атил.[21] Посетитель Атиля писал вскоре после похода Святослава: «Русь напала, и не осталось ни винограда, ни изюма, ни листа на ветке». [22] Точная хронология его хазарского похода неясна и оспаривается; например, Михаил Артамонов и Давид Кристиан предположили, что разграбление Саркела произошло после разрушения Атиля.

 

Хотя Ибн Хаукаль сообщает о разграблении Святославом Самандара в современном Дагестане, вождь русов не удосужился навсегда оккупировать сердце хазар к северу от Кавказских гор. На обратном пути в Киев Святослав решил нанести удар по осетинам и заставить их подчиниться.[24] Таким образом, хазарские государства-преемники продолжали свое шаткое существование в регионе.[25] Уничтожение хазарской имперской власти проложило Киевской Руси путь к доминированию на торговых путях с севера на юг через степь и через Черное море, пути, которые раньше были основным источником дохода для хазар. Более того, походы Святослава привели к увеличению расселения славян в районе салтово-маяцкой культуры, что сильно изменило демографию и культуру переходной зоны между лесом и степью.[26]

 

[править] Походы на БалканыОсновная статья: Вторжение Святослава в Болгарию

 

Преследование воинов Святослава византийской армией, миниатюра из хроник Иоанна Скилица XI века.

Святослав вторгается в Болгарию; Хроника МанассииУничтожение Хазарии было предпринято на фоне русско-византийского союза, заключенного после похода Игоря на Византию в 944 году[27]. О тесных военных связях Руси и Византии свидетельствует тот факт, по сообщению Иоанна Скилица, что отряд русов сопровождал византийского императора Никифора Фоку в его победоносном военно-морском походе на Крит.

 

В 967 или 968 году[28] Никифор послал к Святославу своего агента Калокироса с заданием уговорить Святослава помочь ему в войне против Болгарии[29]. Святославу заплатили 15 000 фунтов золота, и он отправился в плавание с армией в 60 000 человек, включая тысячи наемников-печенегов.

 

Святослав победил болгарского правителя Бориса II[32] и занял всю северную Болгарию. Тем временем византийцы подкупили печенегов, чтобы они напали и осадили Киев, где Ольга осталась с сыном Святослава Владимиром. Осада была снята дружиной Претича, и сразу после отступления печенегов Ольга послала Святославу укоризненное письмо. Он быстро вернулся и разбил печенегов, которые продолжали угрожать Киеву.

 

[hide]v · d · e

Русско-византийские войны

 

Пафлагония (830-е гг.) – Константинополь (860) – Константинополь (907) – Боспор и Вифиния (941) – Фракия –971) – Крым (988) – Лемнос (1024) – Константинополь и Эгейское море (1043)

 

 

 

 

Борис Чориков. Военный совет Святослава. Святослав отказался передать свои балканские завоевания византийцам, в результате чего стороны поссорились. К огорчению своих бояр и матери (которая умерла через три дня после того, как узнала о его решении), Святослав решил перенести свою столицу в Переяславец в устье Дуная из-за большого потенциала этого места как торгового центра. В Первичных хрониках запись 969, Святослав поясняет, что именно в Переяславец, центр его земель, «стекаются все богатства: золото, шелка, вино и разные плоды из Греции, серебро и кони из Венгрии и Богемии, а из Руси меха, воск, мед , и рабы».

 

Летом 969 года Святослав снова покинул Русь, разделив свои владения на три части, каждая из которых находилась под номинальным управлением одного из своих сыновей. Во главе армии, включавшей вспомогательные отряды печенегов и мадьяр, он снова вторгся в Болгарию, опустошив Фракию, захватив город Филиппополь и вырезав его жителей. В ответ Никифор отремонтировал оборону Константинополя и собрал новые отряды бронетанковой кавалерии. В разгар своих приготовлений Никифор был свергнут и убит Иоанном Цимисхием, который, таким образом, стал новым византийским императором.

 

Иоанн Цимисхий сначала пытался уговорить Святослава покинуть Болгарию, но безуспешно. Бросив вызов византийской власти, Святослав переправился через Дунай и осадил Адрианополь, вызвав летом 970 года панику на улицах Константинополя[34]. Позже в том же году византийцы начали контрнаступление. Занятый подавлением мятежа Варды Фоки в Малой Азии, Иоанн Цимисхий послал своего главнокомандующего Варда Склероса, который разгромил коалицию русов, печенегов, мадьяр и болгар в битве при Аркадиополе[35]. Тем временем Иоанн, подавив восстание Варды Фоки, пришел на Балканы с большим войском и, выдав себя за освободителя Болгарии от Святослава, проник через неприступные горные перевалы и вскоре после этого захватил Марцианополь, где русы держали ряд Булгарские князья в заложниках.

 

 

Осада Дуростора в Манассииной летописиСвятослав отступил к Доростолону, который византийские войска осаждали шестьдесят пять дней. Отрезанный и окруженный, Святослав пришел к соглашению с Иоанном и согласился покинуть Балканы, отказаться от своих претензий на южный Крым и вернуться к западу от Днепра. Взамен византийский император снабжал русов продовольствием и безопасным проходом домой. Святослав и его люди отплыли и высадились на острове Березань в устье Днепра, где разбили лагерь на зиму. Через несколько месяцев их стан был опустошен голодом, так что даже конскую голову нельзя было купить меньше чем за полгривны, сообщает киевский летописец «Первой летописи»[36]. Хотя поход Святослава не принес Руси ощутимых результатов, он ослабил болгарскую государственность и сделал ее уязвимой для нападений Василия Болгаробойца четыре десятилетия спустя.

 

[править] Смерть и последствия

Смерть Святослава Борисом Чориковым. Опасаясь, что мир со Святославом не продлится долго, византийский император убедил печенежского хана Курью убить Святослава до того, как он достиг Киева. Это соответствовало политике, изложенной Константином VII Багрянородным в De Administrando Imperio по разжиганию розни между Русью и печенегами. Согласно славянской летописи, Свенельд пытался предупредить Святослава, чтобы тот избегал днепровских порогов, но князь пренебрег его мудрым советом и попал в засаду и был убит печенегами, когда пытался переправиться через пороги у Хортицы в начале 9 г. 72. В «Первой летописи» сообщается, что его череп был превращен в чашу печенежским ханом Курей[38].

 

После смерти Святослава напряженность в отношениях между его сыновьями возросла. Между законными сыновьями Святослава, Олегом и Ярополком, в 976 г. началась война, по окончании которой Олег был убит. В 977 г. Владимир бежал из Новгорода, спасаясь от участи Олега, и отправился в Скандинавию, где собрал войско варягов и вернулся в 980 г. Ярополк был убит, и Владимир стал единоличным правителем Киевской Руси.

 

[править] В искусстве и литературе

Иван Акимов. Возвращение Святослава с Дуная к своей семье в Киев (1773 г.) Святослав долгое время был героем русских, украинских и белорусских патриотов благодаря своим большим военным успехам. Его фигура впервые привлекла внимание русских художников и поэтов во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов, в которой были очевидны параллели с наступлением Святослава на Константинополь. Экспансия России на юг и империалистические авантюры Екатерины II на Балканах, казалось, были узаконены походами Святослава восемь веков назад.

 

Среди произведений, созданных во время войны, была трагедия Якова Княжнина «Ольга» (1772). Русский драматург предпочел представить своим главным героем Святослава, хотя его активное участие в событиях, последовавших за смертью Игоря, не соответствует традиционной хронологии. Соперник Княжнина Николай Николаев (1758–1815) также написал пьесу на тему жизни Святослава. Картина Ивана Акимова «Возвращение Святослава с Дуная в Киев» (1773 г.) исследует конфликт между воинской честью и семейной привязанностью. Это яркий пример пуссинской передачи раннесредневековых сюжетов.

 

В XIX веке интерес к карьере Святослава угас. Клавдий Лебедев изобразил эпизод встречи Святослава с императором Иоанном на своей известной картине, а Евгений Лансере в начале ХХ века изваял конную статую Святослава[39]. Святослав выступает в славянофильских стихах Велимира Хлебникова как воплощение воинствующего славянства:

 

?????????? ??? ?????, Разливая знаменитый сок Дуная

 

??????? ? ????? ?????, В глубь моей головы,

 

????? ???? ?,????????? Выпью и запомню

 

??????? ????: «??? ?? ??!». Крик светлых: «Я иду на тебя!»[40]

 

 

Он злодей из романа Сэмюэля Гордона «Затерянное королевство, или Прохождение хазар»[41], беллетризованного рассказа о разрушение Хазарии Русью. В более положительном контексте славянский воин фигурирует в рассказе Вадима Викторовича Каргалова «Черные стрелки вятича»; рассказ включен в его книгу «Исторические повести»[42].

 

В 2005 году распространилась информация о том, что в одном из селений Белгородской области был установлен памятник победе Святослава над хазарами работы русского скульптора Вячеслава Клыкова. В сообщениях описывается, что 13-метровая статуя изображает русского кавалериста, топчущего лежащего на спине хазара со звездой Давида. Это вызвало бурю негодования в еврейской общине России. Споры усугублялись связями Клыкова с «Памятью» и другими антисемитскими организациями, а также его причастностью к «письму 500» — неоднозначному обращению к Генпрокуратуре с просьбой проверить все еврейские организации в России на предмет экстремизма[43].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *