Дубровский сюжет пушкина: Дубровский (Пушкин) краткое содержание для читательского дневника

Содержание

«История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский». Сюжет, композиция, герои романа.»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (7 КЛАСС)

 

Тема урока: История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»

    Сюжет, композиция, герои романа.

Цель урока: познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев.

 Задачи урока:

. Развивающая – развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

. Обучающая – развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

. Воспитывающая – воспитание любви и уважения к творчеству

А. С. Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию.

воспитания нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

.Оборудование урока – слайд – презентация, тексты произведения.

. Методические приемы – рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста.

 . Эпиграфы к уроку:

« Пушкин … унес с собою … великую тайну. И вот теперь без него

мы эту тайну разгадываем». Ф. М. Достоевский.

 

                                         Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя. (Слайды 1 -7).
  3. Обсуждение  вступительной статьи к роману «Дубровский». ( стр. 77-78 учебника)

— Как появилась  идея написать роман ?

— На каком основании сделан вывод о том, что роман не завершен Пушкиным?

—  Какова была дальнейшая судьба Дубровского, судя по планам Пушкина?

Комментарии учителя:

Образ Дубровского ( в черновиках: Андрей Зубровский, Островский) имел несколько прототипов. Характерность истории,

рассказанной Пушкину Нащокиным, для русской жизни 30-х годов

Х1Х в. подтверждалась болдинскими и псковскими впечатлениями Пушкина. ( Слайд 5)

  Пушкин знал о деле нижегородского помещика ( фамилия та же, что у героя), у которого в 1802г. Незаконно было отнято имение его родственника. И.Л. Андроников указывает  на ряд  других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила писателю включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах – решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова. Пылкий

нрав, честолюбие  толкают Дубровского на поступки, которые превращаются в преступление. Для Пушкина интересна судьба русского дворянина, который стал жертвой несправедливости.

   Роман « Дубровский» при жизни Пушкина не был опубликован. Издатели дали рукописи название по имени главного героя. В литературоведении до сих пор не умолкает спор о жанре произведения, его завершенности, причинах отказа Пушкина его печатать, но выяснена  реальная основа романа.

   Действие романа происходит в 1820-е годы, т. е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует. Внимательно прочитав роман, мы увидим, что он не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени.

  1. Характеристика романа. Элементы композиции.

— Где происходит действие первой главы? Прочитайте описание Кистеневки и Покровского. Как это описание помогает понять

Имущественное положение героев романа?

= Обратите внимание на замечание автора о Троекурове и Андрее Дубровском: « Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах и наклонностях. В некоторых отношениях и судьба

их была одинакова». Обоснуйте мысль автора, сопоставляя известное о героях.  (Слайды 8-9)

(Судьбы обоих похожи: соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь).

— Что значит – Троекуров имел «большой вес в губерниях, где находилось имение»?

( Значит Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится).

— Что давало ему такую власть?

(« богатство, знатный род и связи.»

— Какие отношения сложились у Троекурова с окрестными помещиками и чиновниками? Чем это объяснить? Каких людей подбирал Троекуров для исполнения своих прихотей?

(Соседи-помещики и чиновники относились к Троекурову льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».

Для автора важно показать, что богатство не делает людей

Лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит других людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких, бесчестных людей. К таким можно отнести Спицына, который дал показания на суде в пользу Троекурова, Шабашкина, с помощью которого

было отнято у Дубровских имение.)

-Почему Троекуров был так груб и своенравен? Чем занимался Троекуров, как проводил время?

(Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина,не

знающего ни в чем отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при « довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства», пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые- он по существу издевался над ними).( Слайд 10. « Дефорж в клетке с медведем»).

— Почему Троекуров, « надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» уважал Дубровского?

(« будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. Андрей Гаврилович Дубровский, как и Троекуров, был горд и независим, хотя и беден, « прямо высказывал свое мнение»; Дубровский был « опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником»- все это вызывало уважение Троекурова.)

— Как во время ссоры проявились характеры героев?

(Для  ответа  на этот вопрос можно зачитать эпизод « На псарне» и проследить, как автор оценивает внутреннее состояние

героев. )(Слайд 11. « На псарне»).

-Как Троекуров отнесся

к исчезновению Дубровского? Хотел ли

Троекуров обидеть своего приятеля?

Выделим глаголы, характеризующие действия и поступки Троекурова. (« Велел тотчас догнать и воротить непременно»,

«вторично послал» за соседом. Получив письмо оскорбленного

 Дубровского: « Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», а потом «разбранил гостей», нарочно

поехал полями Дубровского», «без него скучал». Обидеть Дубровского Троекуров не хотел.)

— Что чувствовал Дубровский, покинув Покровское?

( Оскорбленный Дубровский уехал домой и потребовал письменного извинения, на что имел полное право. Он возмущен тем, что Троекуров посмеялся над ним, поддержав дерзкую шутку своего холопа, что он не уважает в нем « старинного русского дворянина» и не внушает этого своим крепостным.)

-Какое обстоятельство сделало примирение невозможным?

( Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова-

«известных разбойников». Троекуров « вышел из себя», « хотел

было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковину» — в Троекурове вспыхивает жажда мести.)

-Обратим внимание на иронический тон автора, каким он пишет о «войне» между соседями.

— Какой способ мести избирает Троекуров?

(Троекуров выбрал самый подлый способ мести-  он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища: « В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Причем сделать это под видом законности, чужими руками.)

— Мог ли Дубровский догадываться о черных замыслах Троекурова?

(Андрей Гаврилович даже не мог представить размеров опасности, которая его подстерегает. Человек честный и прямой, он и не предполагал, что может стать «жертвой ябеды».)

— Охарактеризуйте заседателя Шабашкина. ( Слайд 12. «Шабашкин и Троекуров».)

(Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность: «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели». Поведение: « отвешивает поклон за поклоном», « с благоговением

Ожидая» приказаний Троекурова, «поклонился до земли» — он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.)

— Как Троекуров обращается с Шабашкиным?

( С пренебрежением- он знает, что ему подчиняются все, в том числе и законники»: « Как бишь тебя зовут? Зачем ты пожаловал, выпей водки да выслушай». Обращается к заседателю на « ты».)

-Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова?

   (« Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, устрашая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы». Шабашкин понимает, « что Дубровский мало знает толку в делах» и «что человека столь горячего и  неосмотрительного

Нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение».)

— Что Чувствует Дубровский, получив письмо из суда?

(Дубровский «изумлен», он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную собственность. )

Останавливаем внимание на завершении первой главы сценой встречи Троекурова и Дубровского по дороге в город, в суд: бывшие товарищи стали «противниками».

— Как раскрываются характеры героев в сцене суда? ( Слайд 13.                  « Сцена в уездном суде»)

( В этой сцене подчеркнуто безразличное отношение к А.Г. Дубровскому. Поручик Дубровский « стоя прислонился к стенке».

Троекуров ведет себя надменно и самоуверенно. Он встречен « с изъявлениями глубокого подобострастия». « Писаря встали и заложили перья за ухо… придвинули ему кресла из уважения к его чину…». Старик Дубровский совершающейся на его глазах несправедливостью.)

— Какую цель преследовал Троекуров, отнимая у Дубровского имение?

 (Конечно же, богатый Троекуров не нуждался в увеличении своих владений. Он хотел создать своему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, чтобы Дубровский просил о снисхождении,  унижался перед ним. Богатый «друг» хотел довести Дубровского до полной нищеты, сломить его

гордость, растоптать человеческое достоинство. )

— Как ведут себя представители власти- судьи?

(«Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», « Троекуров вышел…, сопровождаемый всем судом». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.)

— Как вели себя истец и ответчик?

( « Торжествующий Троекуров… подписал под решением суда свое удовольствие». « Дубровский стал неподвижен, потупя голову».)

— Как повлияло решение суда на Дубровского- отца?

( Неожиданное решение нанесло страшный удар старому Дубровскому, лишив его дома, земли, имущества. Он помешался и впал в совершенное детство. Преступное решение суда привело Дубровского к сумасшествию.)

— Каким должно быть настроение выигравшего процесс Троекурова? Почему решение суда не доставило ему радости?

( Троекуров должен бы радоваться своему успеху на суде, но внезапное помешательство Дубровского « сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Троекуров понял, что зашел слишком далеко, В нем говорила совесть. )

— Зачем Троекурову был суд? Какую цель он преследовал?

(Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка не нужна была ему, ему хватало собственных имений, собственного богатства. Он Желал сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство. Но довести своего противника до сумасшествия он, конечно ,не хотел.)

-Как изменился старый Дубровский со времени суда?

( « Здоровье было плохо», « силы ослабевали», « был не в состоянии

Думать о своих делах, о хозяйственных распоряжениях».)

5.Вывод:

Ребята, какой итог можно подвести в конце нашей беседы?

( Сцена суда – кульминация в истории ссоры Троекурова с Дубровским, которая многое объясняет в их характерах и моральных устоях.)

  1. Домашнее задание. Подготовить характеристику Владимира Дубровского по плану.           ( Слайд 14, план раздаётся учащимся на листочках).

1.Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?

2. Каковы отношения отца и сына Дубровских?

3.Как воспринял Владимир известие о болезни отца?

4.Как встретил Владимира родной дом?

5. Что побудило Кириллу Петровича предпринять попытку помириться с Дубровским? Подкрепите ответ текстом.

6.Почему не состоялось перемирие друзей?

7.Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам? 8.Как сами Дубровские относятся к своим крепостным?  

        

 

6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. О создании романа «Дубровский». Сюжет, характеры, проблематика. Историко-культурный контекст времени. — Повесть А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет, характеры, проблематика.

Комментарии преподавателя

Цель занятия:

1) выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов;

2) развивать умение выделять главную мысль, делать выводы, сопоставляя описанные события с историей;

3) совершенствовать навыки составления плана текста, навыки текстологического анализа произведения;  

Н.

Г Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский».

-Как автор характеризует дворовых Троекурова?

(гл. 1) («…они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство).

-Как ведут себя люди Кирила Петровича после ссоры хозяина с Дубровским?

(Покровские мужики воруют лес у Андрея Гавриловича).

-Отсюда можно сделать вывод, что хозяин и его холопы похожи: тщеславны, грубы и своенравны. Что нового узнаём мы об отношениях господ Дубровских и их слуг из разговора Владимира Дубровского с кучером Антоном?

(гл. 3) («…у него (Троекурова) и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо сдерёт. Нет, дай Бог здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж Бог его приберёт, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем»).

В этой же главе, при встрече старика Дубровского с сыном, Орина Егоровна журит барина. Обратите внимание, как она, крепостная, к нему обращается: «Зачем ты встал с постели, — говорила ему Егоровна, — на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди». Если опустить слова автора и оставить только прямую речь, как вы думаете, кто мог бы сказать такие слова?

(Только очень близкий человек, человек любящий, относящийся к Андрею Гавриловичу по-матерински).

-Значит, между хозяевами и слугами царят добрые, человеческие, вспомним слово «семейственные» и употребим его, говоря об этих отношениях. Подобные отношения между господином и слугой мы сможем наблюдать в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» между Петрушей Гринёвым и Савеличем (учащиеся делают на полях в тетради пометки «А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Савелич»)

 

-Из-за чего возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гавриловича при осмотре псарни? Обратите внимание на выражение внутренних переживаний героя и найдите авторские оценки этого состояния.

(гл. 10) («Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения… », «отвечал сурово», «побледнел и не сказал ни слова»).

-Что отвечает Дубровский Кирила Петровичу на вопрос?

(«…псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам»).

http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/4ae61004.jpg&percenta=

-Чем, на ваш взгляд, вызвана столь язвительная реплика Дубровского?

(Завистью).

-А что такое «зависть»? Обратимся к словарю В. И. Даля: «Зависть – досада по чужом добре или благе». И в той словарной статье приведена поговорка: «Лихоманка и зависть – Иродовы сёстры». Но не только завистью было вызвано его язвительное замечание Андрея Гавриловича, в нем был виден весь Дубровский, прямой, независимый, смелый.

-Обидел ли он своими словами Троекурова?

(Нет, реакции не последовало).

-А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов?

(Мог. И тут же последовал ответ псаря Парамошки: «…иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку»).

-Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. Подумайте, только ли ответ Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича?

(Не только, сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо, слуги).

-Как ведёт себя Троекуров в этой ситуации?

(Он расхаживал по псарне, громко засмеялся при «дерзком замечании» своего холопа. Он не придал значения тому, что его Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича).

-Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами говорили, что Дубровский – человек гордый и независимый. Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров?

(Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал, о том, что было в душе Дубровского, он просто не думал).

-Как дальше развиваются события?

(Заметив наконец отсутствие Дубровского, Троекуров, который «отроду не выезжал на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров» дважды посылает за ним, но получает отказ и письмо с требованием выдать ему Парамошку для наказания).

— Отметим, что Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно».

Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений. Как себя чувствует Троекуров на охоте?

(Охота не удалась, обед не удался, Кирила Петрович прибил повара, разбранил гостей).

-А. С. Пушкин очень тонко передаёт психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогда взбалмошный, своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бы сам к нему мириться?

Как показал автор Троекурова после охоты?

(«Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское – Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные»).

-Кто же помог тому, чтобы вражда разгорелась ещё пуще?

(Соседи, доносившие всё в искажённом виде, сплетни тоже сыграли свою роль).

-Как решил отомстить Троекуров Дубровскому за наказание покровских мужиков, воровавших лес в кистенёвской роще?

(Отнять имение).

 

-Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского?

(Сломить гордость Андрея Гавриловича).

-Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено?

(Такого исхода – сумасшествия Дубровского – он не ожидал).

-Что мы узнали о состоянии Кирила Петровича из 4-ой главы?

(Совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала сердце).

-Почему, описывая ссору помещиков, Пушкин так много внимания уделяет Троекурову? (Кирила Петрович – натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но отходчивая, поэтому Пушкин так подробно описывает все движения души, поступки этого героя; Дубровский же гордый и независимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому он показан статично. Пушкин этим эпизодом ещё раз показал правильность той характеристики героев, которую дал в начале романа).

 

-Какие черты характера Владимира Дубровского проявляются во время жизни в Петербурге, а какие – в Кистенёвке?

(Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведёт светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистенёвку Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напоминал старшего Дубровского).

http://i.ytimg.com/vi/M5q-eecAYmc/maxresdefault.jpg

-С какой целью автор даёт в пятой главе описание осеннего пейзажа?

(Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им владело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж даётся в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течёт, и ручей течёт. Не случаен именно осенний пейзаж, ведь осень – символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние опадающие листья символизируют конец жизни. Такое аллегорическое сравнение мы встретим при описании пейзажа и у Льва Толстого) (на полях тетради учащиеся записывают: Л. Толстой «Война и мир»).

-Как Владимир стал разбойником? Что побудило его сжечь родную усадьбу?

(гл. 6) (Портрет матери, её письма – всё это свято и дорого Владимиру, как и его отцу; он не мог позволить, чтобы «враг его семейства» надругался над этим).

-Каков Дубровский в роли предводителей разбойников? Показывает ли Пушкин, как Владимир руководит бунтовщиками?

(Нет).

http://amigefamilyschool.ru/images/cover/event/68/b469ecbb2a01a0f483d051256de71b41.jpg

-О каких эпизодах разбойничьей жизни Дубровского узнаёт читатель и от кого?

(От Анны Савишны Глобовой. Ей он является как генерал, который возвращает деньги, украденные её приказчиком).

-В роли кого появляется Дубровский в доме Троекурова?

(В роли учителя Дефоржа, сумевшего заставить себя уважать, смелого и решительного, не побоявшегося остаться наедине с разъярённым медведем).

-Когда мы узнаём, что Дефорж – это Владимир Дубровский?

(В 10-ой главе, когда он отомстил Антону Пафнутьичу за лжесвидетельство в пользу Троекурова).

Изложение событий 

-Зачем же Пушкин в 8-10 главах отказался от последовательного изложения событий?

(Чтобы заинтриговать читателя).

-Сравним, как в романе изложены события и как «было на самом деле».

 В романе: гл. 8 – Дефорж и медведь; гл. 9 – обед у Троекурова; гл. 10 – Спицын и Дефорж; гл. 11 – встреча Дубровского с Дефоржем.

Хронологическая последовательность: встреча Дубровского с Дефоржем – гл. 11; Дефорж и медведь – гл. 8; обед у Троекурова – гл. 9; Спицын и Дефорж – гл. 10.

Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные.

До сих пор говоря о произведении, о событиях, описываемых в нём, мы использовали такой термин, как сюжет. Сегодня мы познакомимся с новым термином – фабула. Чем же они отличаются? Поможет нам «Краткий словарь литературоведческих терминов под ред. Л. И. Тимофеева и С. В. Тураева» (М., 1978): «Фабула – от лат. сказание, рассказ, предание. Может употребляться в том же смысле, что и сюжет. Иногда под сюжетом понимают хронологическую последовательность событий, а под фабулой – тот порядок, в котором о них повествуется». Итак, история дворянина Островского, рассказанная Пушкину его другом П. В. Нащокиным, явилась фабулой, на основе которой строился сюжет повести «Дубровский». Фабула, таким образом, средство достижения авторской цели.

Несовпадение фабулы и сюжета мы встретим и у М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени» (запись на полях в тетради: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

В 11-ой главе А. С. Пушкин рассказывает о встрече на почтовой станции Владимира и француза Дефоржа. Мы уже читали повесть «Станционный смотритель». Кого напоминает вам смотритель из повести «Дубровский»: Самсона Вырина или героя стихотворения П. Вяземского «Станция», слова из которого взяты эпиграфом к повести «Станционный смотритель»: «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор»?

 

-Почему Владимир Дубровский отказался от мести?

(гл. 12) («Я ему простил… Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию»).

-Как вы понимаете слова: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести» (гл. 3) и слова из гл. 8: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича… есть героиня нашей повести»?

(Настоящими героями повести А. С. Пушкин назвал Владимира и Машу, значит, эта повесть – о любви).

-Любил ли Владимир Машу? Если любил, то когда возникло это чувство?

(гл. 3, 12, 15).

Как относится Маша к Дубровскому?

(гл. 8, 12, 14) (гл. 8: «Маша в него влюбилась»; гл. 12: «Может быть, она ещё не была влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в её сердце»; гл. 14: «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал её как плаха, как могила… «Нет, нет, повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского»).

Обратим внимание на этот ряд: умереть – монастырь – за Дубровского. Разве так думают о любимом человеке?

И ещё одна цитата из 16-ой главы: «Главное для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».

Брак с князем Верейским для Маши равнозначен плахе, могиле; в безысходной ситуации она из двух зол выбирает меньшее – решается обратиться за помощью к Дубровскому. Почему после венчания Маша отказывается от предложения Владимира? Только ли потому, что (как мы поняли) не испытывает к нему никаких чувств?

(гл. 18) («Я дала клятву». Чувство долга, чести берёт верх) (запись на полях в тетради: А. С. Пушкин «Евгений Онегин»: Татьяна и Онегин).

-Прежде чем мы ответим на последний вопрос, найдите в тексте главы 18 начало эпизода, когда Владимир появляется перед Верейским и Машей.

(Чтение со слов: «Вдруг раздались крики погони…»).

-Почему Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником»?

(Он появляется перед Машей в полумаске, это ещё одна роль, роль благородного спасителя).

-В каком произведении А. С. Пушкина мы встречались с мотивом маскарада, переодевания?

(В повести «Барышня-крестьянка»).

-На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.

-Работа над романом не была завершена А. С. Пушкиным. Если I часть была написана за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7-10 дней, а 15 января 1833 года Александр Сергеевич прерывает работу над повестью. В черновиках писателя сохранился план III части: «Жизнь М. К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…» Почему же Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстаётся со своими сообщниками?

(Пушкинский герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем несправедливо обиженным и обманутым (Анна Савишна Глобова), и конечно же – спасение любимой девушки от ненавистного брака).

-Давайте ещё раз обратимся к «Словарю русских личных имён». Что значит имя Владимир?(Владимир – владеющий миром).

-И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя. Владимир Дубровский по своему характеру, принципам не вписывается в круг разбойников. Пушкин не показывает своего героя как единомышленника бунтующих крестьян. А прочитав повесть «Капитанская дочка», мы поймём и отношение Пушкина к бунту.

Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и с тою ролью, которая выпала на его долю.

Подведение итогов.

 Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана). Подумайте, как могла бы сложиться дальнейшая судьба героев.

В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:

(Князь Верейский) —Сватовство — свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь Марьи Кирилловны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка .

Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина».

Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.

 

ИСТОЧНИК

http://aplik.ru/shkolniku/9-klass/izuchenie-romana-a-s-pushkina-dubrovskii-v-6-klasse/

http://soshinenie.ru/osuzhdenie-proizvola-v-povesti-pushkina-dubrovskij/

http://www. studfiles.ru/preview/1604992/page:2/

http://v.5klass.net/zip/d26b93d83876a092775b734da40ed544.zip

Черный русский – Живой Пушкинский Дубровский – Винтеркрофт

 

«Черный русский» приглашает вас в Дом Троекурова — где принято держать язык за зубами, но ненормально держать себя в руках». – www.blackrussianshow.ru

Действительно, интрига вокруг особняка XVIII века, расположенного в самом центре Москвы, привлекает посетителей со всего мира, а что касается притяжения, то, пожалуй, нет лучшей площадки для интерактивной театральной постановки по мотивам произведений Александра Пушкина. знаменитый неоконченный роман Дубровский .

Классическая сказка о молодом дворянине, землю которого отбирает хитрый и богатый аристократ, воплощается в жизнь в виде иммерсивного театрализованного представления в стенах исторического Дома Троекуровых. Первоначальная идея постановки заключалась в том, чтобы объединить аудиторию, место проведения и актеров для динамичной, захватывающей живой (а не рассказывающей ) истории. Но как этого можно было добиться? Нужен был жизненно важный компонент, чтобы собрать все это воедино…

 

 

Когда к нам впервые обратилась театральная труппа, мы с самого начала знали, что это особая возможность для сотрудничества. Идея заключалась в том, чтобы использовать наши маски животных для создания невидимого, но ощутимого различия между публикой и исполнителями. Анонимность, которую Маски обеспечивают посетителям, позволяет зрителям стать частью каждой сцены, создавая ощущение, что они наблюдают и проживают события вместе с персонажами, а не просто наблюдают за пересказом истории издалека. Этот умный механизм интегрирует зрителей в декорации таким образом, что в каждом помещении создается экосистема динамичной, драматической энергии.

 

 

Отношения между декорациями, исполнителем и аудиторией замкнуты в циклическом двухтактном движении, которое превращает историю во всеобъемлющее живое существо. Кроме того, животные не используют слова для общения, поэтому Маски животных предполагают тишину и наблюдение таким образом, что все же дает определенную степень свободы бродить вокруг действия, как оно разворачивается — так же, как это сделало бы животное.

 

 

Очень приятно видеть, что это амбициозное предприятие не только работает и оправдывает все ожидания, но и превосходит их по дизайну, исполнению и презентации. Мы очень рады видеть наших Масок среди декораций, актеров, танцоров современного балета, симфо-электронных музыкантов, артистов перформанса и даже настоящих животных, которые воплощают в жизнь эту прекрасную ужасающую историю. Как бы нам хотелось оказаться среди захваченных зрителей в Доме Троекурова… Ниже — взгляд на мистическую мрачность, предназначенную только для зрелой публики. Этот опыт не для слабонервных.

  

Black Russian — Иммерсивный театральный спектакль (Москва) от Black Russian на Vimeo.

  • #кино и театр

Поделиться:

Получайте специальные предложения и узнавайте первыми о новых продуктах.

Книги, похожие на Медный всадник Александра Пушкина

Медный всадник

Александр Пушкин

У нас есть 

5

  книжные рекомендации, похожие на

Медный всадник

Рекомендации книг

Страница 1: Показаны книги 1 — 5 из 5

#1

Дубровский

Александр Пушкин

Что читатели говорят о Дубровском?

прекрасный роман

простая приключенческая история

что-то вроде кульминации

довольно короткая и занимательная басня

Полная обложка не повреждена, но есть один дюйм разорванного корешка сверху. Обвязка скобами. Нет письма. Небольшой по размеру, но отличный экземпляр для любителя русской литературы.

Отпечатано в Москве, английский перевод. [Bx 9]… Подробнее о Дубровский

Понравилось Дубровский ?

См. 4 книги-рекомендации, такие как Дубровский

#2

Капитанская дочка

Александр Пушкин, Т. Кин

Что читатели говорят о Капитанской дочке?

довольно короткий роман

молодой офицер

неожиданно бесшабашная повесть

бунт пугачева

Александр Пушкин, известный своими чрезвычайно влиятельными стихами и пьесами, также любим своими рассказами. Эта коллекция демонстрирует его огромный диапазон, который позволил ему изобразить русский народ через романтику, драму и сатиру. С… Подробнее о Капитанская дочка

Понравилось Капитанская дочка ?

См. 24 книжных рекомендации, таких как «Капитанская дочка»

#3

«Пиковая дама»

Александр Пушкин

Что читатели говорят о «Пиковой даме»?

есть пища для размышлений

поэтический

сверхъестественный/ужасающий элемент

прозаический

‘Германн ждал назначенного часа, как тигр, дрожащий перед своей добычей’.

Один из самых популярных и леденящих кровь рассказов Пушкина «Пиковая дама» повествует о молодом человеке, который в погоне за богатством, к которому стремится, развивает опасную одержимость…. Подробнее о «Пиковой даме»

Понравилось Пиковая дама ?

См. 40 книжных рекомендаций, таких как Пиковая дама

#4

Евгений Онегин

Александр Пушкин

Что читатели говорят о Евгении Онегине?

роман в стихах

рассказ о докторе сьюзе

замечательный роман

в стихах

по-прежнему эталон русской литературы спустя 175 лет после его первой публикации — теперь в чудесном новом переводе

несравненная поэма пушкина в центре молодой русский денди, очень похожий на Пушкина своими взглядами и привычками. Евгений Онегин, скучно… Подробнее о Евгений Онегин

Понравилось Евгений Онегин ?

См. 175 книжных рекомендаций, таких как «Евгений Онегин»

#5

Медный всадник

Медный всадник (Книга 1)

Пауллина Саймонс

Что читатели говорят о Медном всаднике?

множество перипетий

душераздирающая историческая сага

замечательный роман

историческая фантастика и романтика

бестселлер USA Today

«Медный всадник» Пауллины Саймонс, названный «Русскими терновниками», представляет собой масштабную любовную сагу и война, ставшая монументальным бестселлером во всем мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *