Я — Белый. Полный текст стихотворения — Я
Литература
Каталог стихотворений
Андрей Белый — стихи
Андрей Белый
Я
Далек твой путь: далек, суров.
Восходит серп, как острый нож.
Ты видишь я. Ты слышишь — зов.
Приду: скажу. И ты поймешь.
Бушует рожь. Восходит день.
И ночь, как тень небытия.
С тобой Она. Она, как тень.
Как тень твоя. Твоя, твоя.
С тобой — Твоя. Но вы одни,
Ни жизнь, ни смерть: ни тень, ни свет,
А только вечный бег сквозь дни.
А дни летят, летят: их — нет.
Приди. — Да, да: иду я в ночь.
Докучный рой летящих дней!
Не превозмочь, не превозмочь.
О ночь, покрой кольцом теней!
Уйдешь — уснешь. Не здесь, а — там
Забудешь мир. Но будет он.
И там, как здесь, отдайся снам:
Ты в повтореньях отражен.
Заснул — проснулся: в сон от сна.
И жил во сне; и тот же сон,
И мировая тишина,
И бледный, бледный неба склон;
И тот же день, и та же ночь;
И прошлого докучный рой…
Не превозмочь, не превозмочь!. .
Кольцом теней, о ночь, покрой!
1907 г.
Другие стихи этого автора
«Я» и «Ты»
Говорят, что «я» и «ты» —
Мы телами столкнуты.
О любви
Один
Окна запотели.
На дворе луна.
О любви
К ней
Травы одеты
Перлами.
О любви
Нет
Ты, вставая, сказала, что — «нет»;
И какие-то призраки мы:
Ты
Меж сиреней, меж решеток
Бронзовых притих.
Не тот
Как читать
Публикация
Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»
История создания, ключевые образы и основные мотивы драмы
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Андрей Белый — биография, жизнь и творчество поэта
Фото Все
Видео Все
Андрей Белый жил в удивительную культурную эпоху, впоследствии названную «Серебряным веком». Он сделал несколько изобретений и открытий, которые легли в основу нового облика литературы в 20-м веке. Поклонники поэта уверены, что именно ему лучше всего удалось передать в своем творчестве сложности переломной эпохи.
Детство
Родился Борис Бугаев (настоящее имя Андрея Белого) 26 октября 1880 года в Москве. Отец – известный российский философ и математик Николай Бугаев. Работал деканом физико-математического факультета в Московском университете, стал основателем математической школы. Мама – Александра Бугаева (до замужества Егорова) была первой красавицей Москвы, открыла сыну мир музыки, прививала ему любовь к произведениям музыкальных классиков. Мальчик рос в необычной атмосфере, где соединялась музыка и математика, и это нашло отражение в его поэтическом наследии.
До двадцати шести лет Борис жил с родителями в центре Москвы, там, где пересекается Денежный переулок и Арбат. В настоящее время там открыт музей Андрея Белого, единственный во всем мире.
Андрей Белый в детствеОтец мальчика имел много друзей и знакомых среди московской профессуры, поэтому в детстве его окружала творческо-культурная атмосфера. Довольно часто к ним захаживал в гости Лев Толстой.
Отношения между родителями Бориса складывались непросто, и это больно ранило неокрепшую психику будущего литератора. С годами это проявилось в странностях его поведения, неумении находить общий язык с окружающими его людьми.
В одиннадцать лет родители отдали его в одно из лучших московских учебных заведений – частную гимназию Поливанова. Больше всего он интересовался восточной религией – буддизмом, оккультизмом, и литературой. Любимыми писателями Белого стали Ницше, Ибсен, Достоевский. Спустя несколько лет он увлекся поэзией, его привлекало творчество французских поэтов и русских символистов – Брюсова, Мережковского, Бальмонта.
В возрасте пятнадцати лет молодой человек подружился с Сергеем Соловьевым. Его отец был знаменитым переводчиком, сам Сергей стал поэтом. Белый частенько бывал в их доме, участвовал в диспутах по поводу новинок в мире музыки, философии, живописи. В этом доме он впервые прочел свои собственные сочинения, нашел поддержку и обзавелся псевдонимом. С легкой руки Соловьевых он стал Андреем Белым.
В 1899-м Белый получил аттестат об окончании гимназии. Он прислушался к мнению родителей, сдал необходимые экзамены и стал студентом Московского университета. Молодой человек поступил на физико-математический факультет, на отделение естественных наук. Несмотря на творческую натуру, Андрея с детства привлекали точные науки.
В студенческие годы Белый увлекся теорией Дарвина, изучал зоологию беспозвоночных, серьезно занимался химией. При этом регулярно покупал иллюстрированный журнал «Мир искусства», на страницах которого печатались поэтические строки русских поэтов-символистов.
В 1903-м молодой человек получил диплом с отличием Московского университета. Спустя год он снова сел на студенческую скамью этого же учебного заведения, только выбрал историко-филологический факультет. Его наставником стал известный русский логик Борис Фохт, знаменитый своими переводами и философскими работами. Андрей проучился всего год, потом перестал посещать лекции. В 1906-м он обратился с прошением в деканат, и его отчислили из вуза. Именно в этот период пришло решение заняться литературой.
Литературное творчество
Зима 1901-го стала судьбоносной в биографии Андрея Белого. Именно тогда среди его знакомых появляются русские символисты – Гиппиус, Брюсов, Мережковский. К 1903-му Белый сам собрал вокруг себя молодых представителей символизма, в основном, студентов вузов. Кружок получил название «Аргонавты», Андрей выполнял роль лидера и идейного вдохновителя их сообщества.
В 1903-м Белый написал письмо поэту Александру Блоку. Потом они активно переписывались, а через год состоялось личное знакомство. Спустя несколько лет эти двое очень сблизятся, но связывать их будет не только дружба, но и вражда.
Журнал «Весы»В начале 1904-го поэт начал тесно сотрудничать с научно-литературным изданием «Весы», выходившим раз в месяц.
Члены кружка «Аргонавты» регулярно собирались на собрания. Местом их встречи стала квартира Павла Астрова, юриста и общественного деятеля. Во время одного из заседаний поэты приняли решение создать литературно-философский сборник. В 1906-м удалось издать две первые книги, получившие название «Свободная совесть».
Спустя три года Андрей начал сотрудничать с московским издательством «Мусагет», он входил в число его основателей. Белый выполнял переводы, издавал на его страницах собственные стихи.
В 1911-м поэт отправился в путешествие по Северной Африке и Ближнему Востоку. Своими впечатлениями от этого вояжа он поделился в «Путевых заметках».
Спустя год он возвращается на родину, устраивается на должность редактора в журнал «Труды и дни». Это сотрудничество длилось недолго, вскоре Белый снова уезжает за границу, на этот раз в Берлин. Там состоялась встреча Белого и Рудольфа Штейнера, основоположника нового религиозно-мистического учения – антропософии. Андрею так понравилось учение, что он стал учеником и последователем австрийца.
Андрей Белый с Сергеем СоловьевымВ это время Белый плодотворно трудится, выпускает свои теоретические и критические статьи, собранные в трех томах – «Символизм», «Луг зеленый», «Арабески».
Постепенно Андрей начал отходить от написания поэзии, теперь он трудится над прозой. В это время он занят написанием романов «Серебряный голубь» и «Петербург», автобиографической повести «Котик Летаев».
В 1914-1916-м годах Белый находился в Швейцарии, он помогал возводить храм «Гетеанум». К концу 1916-го он был вынужден вернуться в Россию, супруга Ася за ним не последовала. Она так и оставалась в Швейцарии, продолжала дело Штейнера и занималась возведением храма.
Поэт считал Первую Мировую войну бедствием для всего человечества. Революция 1917-го воспринималась им, как возможный выход из катастрофы глобального масштаба. Он принял ее и отразил свое отношение к революционным идеям в нескольких произведениях – цикле эссе под названием «На перевале», поэме «Христос Воскрес», очерке «Революция и культура», сборниках поэзий «Звезда» и «Королева и рыцари».
Андрей Белый — Звезда Упал на землю солнца красный круг. И над землей, стремительно блистая, Приподнялась зеркальность золотая И в пятнах пепла тлела. Все вокруг вдруг стало: и — туманисто; и — серо… Стеклянно зеленеет бирюза, И яркая заяснилась слеза — Алмазная, алмазная Венера.
Параллельно с творчеством поэт становится преподавателем пролеткульта в Москве. Он знакомил молодых поэтов революции с теорией создания поэзии и прозы.
В 1921-м Белый снова уехал за границу, но спустя два года полностью порвал с женой и вернулся на родину. После этого он много и плодотворно трудился, все больше внимания уделяя прозе. Он написал романы «Московский чудак», «Москва под ударом», «Маски». Занялся созданием мемуаров «Воспоминания о Блоке», трилогии «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций».
Андрей Белый внес ощутимый вклад в литературоведческую науку, стал автором исследовательских статей «Мастерство Гоголя», «Медный всадник», «Ритм как диалектика».
Могут быть знакомы
Личная жизнь
Близкое знакомство с Александром Блоком сильно изменило личную жизнь Андрея Белого. Поэт влюбился в жену Блока – Любовь Менделееву, которая ответила ему взаимностью. Их связывали любовные отношения, длившиеся на протяжении четырех лет и измучившие всех троих участников треугольника. Потом случился разрыв, который Блок отразил в своей пьесе «Балаганчик», а Белый в сборниках поэзий «Урна» и «Пепел».
Одновременно с этими отношениями, Белый ухаживал и за женой Валерия Брюсова – Ниной Петровской. И снова любовный треугольник, начавшийся с невинного флирта. Женщина воспылала таким чувствами, что возводила Андрея чуть ли не в ранг божества. Наученный горьким опытом предыдущих отношений, поэт решил разорвать с Ниной все отношения, но она буквально преследовала его. Дело зашло так далеко, что чуть не закончилось трагически. Нина решилась на убийство поэта, воспользовалась перерывом между лекциями, которые читал Белый в политехе и выстрелила в него практически в упор. На счастье Андрея, у браунинга случилась осечка. Позже эту ситуацию опишет Брюсов в романе под названием «Огненный ангел».
Андрей Белый с АсейВ 1909-м в личной жизни Белого появится художница Анна Тургенева, племянница знаменитого писателя. Все называли ее просто Асей. У Белого и Тургеневой был гражданский брак, супруга отправилась с поэтом за границу в 1910-м. Они побывали в Палестине, Египте, Сицилии, Тунисе. Официальное оформление брака состоялось в 1914 году, они расписывались в Берне.
В 1916-м Белый должен был вернуться в Россию, Ася осталась в Швейцарии. Через 5 лет поэт приехал к супруге, но продолжать дальнейшую семейную жизнь не было смысла.
Андрей Белый и Клавдия ВасильеваПосле пары лет, проведенных за границей, Андрей снова возвращается в Россию и встречает Клавдию Васильеву, свою последнюю возлюбленную. В 1925-м они переехали на дачу общих друзей в Качино, которое стало для него таким же важным, как для Толстого Ясная Поляна или как для Чехова Ялта. Он полностью занят творчеством, Клавдия окружает его любовью и заботой. Супруги расписались в 1931 году.
Андрей Белый умер 8 января 1934 года, на руках у Клавдии, которую ласково называл Клодей. Местом упокоения поэта стало Новодевичье кладбище столицы.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Близкое знакомство с первым в истории Хьюстона молодым поэтом-лауреатом – СМИ Хьюстона
Этой статье больше 7 лет
Литература
Эндрю Уайт рассказывает о своей жизни, своем опыте и своем видении новой должности.
Эми Бишоп | Опубликовано
Слушайте
Ивонн Фис
Хьюстон Поэт-лауреат Робин Дэвидсон с Эндрю Уайтом, старшим в HSPVA. Уайт — первый лауреат молодежной премии Хьюстона.Однажды сентябрьским утром мать Эндрю Уайта по дороге на работу слушала радио и услышала объявление о том, что Хьюстон ищет своего первого юного поэта-лауреата. Она призвала сына подать заявку. Как оказалось, то же самое сделали и некоторые из его учителей в Высшей школе исполнительских и визуальных искусств в Хьюстоне.
В четверг старшеклассник по творческому письму был назван первым в Хьюстоне лауреатом премии «Молодой поэт» из числа 45 претендентов. Несмотря на то, что он только что получил внушительный титул, 18-летний уроженец Хьюстона невероятно скромный парень. Но он также знает, в чем он хорош.
«Я сочиняю свои собственные истории и пытаюсь их записать с шести или семи лет», — говорит Уайт. «А потом я начал писать свои собственные стихи, когда мне было около двенадцати или тринадцати лет».
– Так что, может быть, я сочиню Уоллеса Стивенса или имитацию стихотворения Роджера Ривза, – говорит он. «Но в основном в своих темах я стараюсь освещать семейные отношения или отношения с друзьями».
Уайт еще не определился с колледжем, но присматривается к паре, предлагающей сильные программы по драматургии.
У него есть несколько приоритетов для реализации своего видения в качестве Молодежного поэта-лауреата, и все они сосредоточены на том, чтобы познакомить больше людей его поколения с поэзией и устным словом.
«Это одна из моих главных миссий — попытаться организовать больше мероприятий или программ для подростков, чтобы они могли войти в свои поэтические сообщества в Хьюстоне», — говорит он. «Я хочу, чтобы подростки говорили: «О, сегодня вечер пятницы». Орбитальный слэм продолжается. Мы должны пойти проверить это». Вместо «О, мы должны просто остаться дома и посмотреть Netflix».
Первая позиция является инициативой организации «Писатели в школах» и будет заключаться в заключении книжного контракта с Penmanship Books.
Сегодня в Хьюстоне Подписка на информационный бюллетень
Мы находимся в процессе перевода услуг на наш информационный бюллетень Today in Houston. Если вы хотите зарегистрироваться сейчас, заполните форму ниже, и мы добавим вас, как только завершим переход. **Обратите внимание** Если вы уже подписались на информационный бюллетень, вам не нужно подписываться снова. Ваша подписка будет перенесена.
Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, чтобы заполнить эту форму.Имя *
Первый
Последний
Электронная почта *
Искусство и культура Искусство и культура Новости литературыЭндрю Уайт Хьюстон Молодежный поэт-лауреат Робин Дэвидсон Высшая школа писателей исполнительского и изобразительного искусства в школах
Связанные
Хьюстон Мэттерс
Майкл Хагерти
Опубликовано · В среду Хьюстонские дела: недавнее решение губернатора о переселении беженцев в Техас, наш еженедельный политический обзор, эффективность налоговых льгот для возобновляемых источников энергии, и мы встречаемся с новым молодежным поэтом-лауреатом Хьюстона.
Теги экологические налоговые льготы Хьюстонский молодежный поэт-лауреат поэт поэзия Политическая сводка новостей Налоговые льготы по возобновляемым источникам энергии
Разверните конфеты прямо сейчас
Кэтрин Лу
Опубликовано · Познакомьтесь с юной поэтессой Мэдисон Петэуэй, которая в своей новой роли будет выступать за психическое здоровье и грамотность, а также с бродвейской, теле- и кинозвездой Джоном Болтоном.
Теги Бродвей по всей Америке Привет Долли Хьюстон Молодежный поэт-лауреат Джон Болтон Мэдисон Петуэй поэзия Центр хобби Писатели в школах
Самые просматриваемые
Последние новости
Другие статьи этого автора
Одре Лорд | Poetry Foundation
Самопровозглашенная «черная лесбиянка, мать, воин, поэт», Одре Лорд посвятила свою жизнь и свой творческий талант противостоянию и устранению несправедливости расизма, сексизма, классизма и гомофобии. Лорд родилась в Нью-Йорке в семье иммигрантов из Вест-Индии. Она посещала католические школы до окончания средней школы Хантера и опубликовала свое первое стихотворение в Seventeen 9.0104 еще будучи там студентом. О своем поэтическом начале Лорд прокомментировала в чернокожих писательницах: «Раньше я говорила стихами. Я читал стихи и запоминал их. Люди скажут: ну, что ты думаешь, Одре. Что случилось с тобой вчера? И я читал стихотворение, и где-то в этом стихотворении была строчка или чувство, которым я делился. Другими словами, я буквально общался через поэзию. И когда я не мог найти стихов, чтобы выразить то, что я чувствовал, именно это и побудило меня писать стихи, и это было, когда мне было двенадцать или тринадцать».
Лорд получила степень бакалавра в Хантер-колледже и степень MLS в Колумбийском университете. В 1960-е годы она работала библиотекарем в государственных школах Нью-Йорка. У нее было двое детей от мужа Эдвина Роллинза, белого гея, до того, как они развелись в 1970 году. В 1972 году Лорд встретила свою давнюю партнершу Фрэнсис Клейтон. Она также начала преподавать в качестве поэта-резидента в колледже Тугалу. Ее опыт преподавания и педагогики, а также ее место чернокожей квир-женщины в белых академических кругах продолжали влиять на ее жизнь и работу. Действительно, вклад Лорд в феминистскую теорию, критические исследования рас и квир-теорию переплетает ее личный опыт с более широкими политическими целями. Лорд рано сформулировал пересечение расы, класса и пола в канонических эссе, таких как «Инструменты мастера не разрушат дом мастера».
Ранние сборники стихов Лорд включают Первые города (1968), Кабели к ярости (1970) и Из страны, где живут другие люди (1972), которая была номинирована на Национальную книжную премию. Более поздние работы, в том числе New York Head Shop and Museum (1974), Coal (1976) и The Black Unicorn (1978), включали сильные стихи протеста. «У меня есть долг, — заявил однажды Лорд, — говорить правду, как я ее вижу, и делиться не только своими триумфами, не только приятными ощущениями, но и болью, сильной, часто невыносимой болью». Более поздние стихи Лорд часто собирались из личных дневников. Объясняя происхождение стихотворения «Власть» о расстреле полицией десятилетнего чернокожего ребенка, Лорд рассказала о своих чувствах, когда узнала, что причастный к этому офицер был оправдан: «Во мне поднялась какая-то ярость; небо стало красным. Я чувствовал себя так плохо. Мне казалось, что я въеду эту машину в стену, в следующего человека, которого увижу. Поэтому я остановился. Я вынул свой дневник, просто чтобы выплеснуть свою ярость, высвободить ее из своих пальцев. Эти выраженные чувства и есть это стихотворение».
Ее поэзия и «действительно все ее сочинения», по словам автора Джоан Мартин в журнале Black Women Writers (1950-1980): A Critical Evaluation, , «звенят страстью, искренностью, восприятием и глубиной чувств». Обеспокоенная тенденцией современного общества к категоризации групп людей, Лорд боролась с маргинализацией таких категорий, как «лесбиянка» и «черная женщина». Она играла центральную роль во многих освободительных движениях и кругах активистов, включая феминизм второй волны, движения за гражданские права и культуру чернокожих, а также в борьбе за равенство ЛГБТК. В частности, поэзия Лорда известна силой призыва к социальной и расовой справедливости, а также изображениями квир-опыта и сексуальности. Как она сказала интервьюеру Чарльзу Х. Роуэллу в Callaloo: «Моя сексуальность — неотъемлемая часть того, кто я есть, и моя поэзия исходит из пересечения меня и моих миров… [Уайт, архиконсервативный сенатор] Джесси Хелмс возражает против моей работы не из-за непристойности… или даже о сексе. Речь идет о революции и переменах».
Лорд был известным прозаиком, а также поэтом. Ее отчет о ее борьбе с раком груди и мастэктомией, The Cancer Journals (1980), считается основным произведением, посвященным болезни 9.0103 . В The Cancer Journals, Лорд сталкивается с возможностью смерти. Рассказ об этой личной трансформации побудил Лорд обратиться к молчанию, окружающему рак, болезни и жизненный опыт женщин. Например, Лорд объяснила свое решение не носить протез после перенесенной мастэктомии в журнале : «Протез предлагает пустой комфорт «никто не заметит разницы». Я пережила это, пережила это и хочу поделиться этой силой с другими женщинами. Если мы хотим перевести молчание, окружающее рак молочной железы, в язык и действия против этого бедствия, то первым шагом будет то, что женщины с мастэктомией должны стать видимыми друг для друга».
Роман Лорд 1982 года « Зами: новое написание моего имени, » был описан издателями как «биомифография, сочетающая элементы истории, биографии и мифа». Sister Outsider: Essays and Speeches (1984) собрал научно-популярную прозу Лорд и стал каноническим текстом в исследованиях чернокожих, женских исследованиях и квир-теории. Другой сборник эссе, A Burst of Light (1988), получил Национальную книжную премию. Сборник стихов Одре Лорд был опубликован в 1997 году.
В 1981 году Лорд и ее коллеги-писатели Черри Морага и Барбара Смит основали Kitchen Table: Women of Color Press, посвященную продвижению работ чернокожих феминисток. Лорд также все больше беспокоила бедственное положение чернокожих женщин в Южной Африке в условиях апартеида, она создала Сестринство в поддержку сестер в Южной Африке и оставалась активным голосом от имени этих женщин на протяжении всей оставшейся жизни.