Значение древних Олимпийских игр в развитии греческой цивилизации
АННОТАЦИЯ
С учетом того, что уровень физического и психического здоровья в обществе определяет уровень здоровья нации, стабильность ее развития, мы попытались актуализировать необходимость повышения престижа знаний об истории древних спортивных состязаний на примере Олимпийских игр. Статья посвящена теоретическому изучению причин возникновения, способов организации и содержательной стороны соревнований. Рассмотрен вопрос о преемственности основных принципов древних Олимпийских игр в наши дни.
ABSTRACT
People’s health level defines the general health of the nation and it’s ability to historical progress. The authors suggest raising the level of ancient civilization’s history knowledge, using an example of Olympian Games. The article explores the theory of genesis, foundation, evolution and fall of ancient games.
Огромное значение для развития древнегреческой цивилизации имели национальные праздники, сопровождавшиеся зрелищными массовыми играми. По своей важности Олимпийские Игры занимали первое место среди прочих и по древности и по масштабу. Это старейшие, величайшие и значительнейшие Панэллинские соревнования атлетов, которые устраивались в честь древнегреческого бога Зевса Олимпийского каждые четыре года на протяжении 1170 лет—с 776г. до н.э. по 394г. н.э.
В южной части Греции на полуострове Пелопоннес располагается небольшой городок Олимпия, ранее бывший небольшой деревней, близ одноименной горы. Долина реки Алфей в этой местности являлась основной исторической сценой культовых обрядов и состязаний древнегреческих атлетов—людей, а также, по преданиям атлетов-богов. Многие греческие мифы и легенды повествуют о разных историях появления первых Олимпийских игр. Повествования носят, как откровенно историко-религиозное, так и сугубо военно-прагматическое толкование.
По одной из мифологических версий, именно Зевс считался основателем этих игр. Он учредил их будто бы в честь победы над своим отцом—Кроном. Захватив единоличную власть на земле и на небесах, он уступил лишь воды богу морей и океанов Посейдону, а подземное царство Плутону. В этих божественных соревнованиях приняли участие наиболее известные представители эллинского пантеона. Одним из особенных событий мифографы отмечают победу бога света Аполлона в кулачном бою над богом войны Ареем или иначе Аресом (Марсом). В беговом состязании Аполлон победил крылоногого вестника богов Гермеса (Меркурия). Древние греки считали Аполлона также непобедимым лучником и дискоболом. Составителем первых правил борьбы мифы называют знаменитого героя Тезея (победителя Минотавра). Но обучила его этим правилам и приемам якобы сама богиня Афина. Как видим, на Олимпе атлетов было не меньше, чем в Олимпии. И другие герои эллинских мифов и эпоса отличались незаурядной атлетической доблестью. Непревзойденный бегун Ахилл, первый лучник Филоктет, братья Диоскуры – кулачный боец и наездник, наконец, универсальный атлет Одиссей. Этот список можно было бы продолжить.
Согласно другой мифологической версии основателем Олимпийских игр был Геракл Идейский, так называемый Геракл Старший, которого не следует путать с Гераклом Фиванским, свершившим широко известные 12 подвигов. Придя якобы в Олимпию с Крита, он первый устроил тут состязания и увенчал победителя веткой маслины.
Однако самой популярной и живучей является третья версия происхождения олимпийских игр, имеется в виду миф о Пелопе – учредителе Олимпиад. Вот его краткое содержание. Внук Зевса и сын лидийского правителя из Малой Азии Тантала Пелоп прибыл на южное побережье греческого полуострова, впоследствии названный его именем, влюбился в красавицу Гипподамию – дочь Эномая, царя Элиды и сына бога войны Ареса. Оракул предсказал Эномаю, что он погибнет от руки зятя. Поэтому всем, кто сватался к Гипподамии, царь предлагал состязаться на колесницах. Догнав очередного жениха, Эномай пронзал его копьем. Головы тринадцати претендентов-неудачников уже украшали частокол царского дома, когда явился четырнадцатый. Пелоп согласился на все условия состязания, однако предусмотрительно подкупил царского возницу Миртила, и тот подменил в царской колеснице деревянную осевую чеку восковой. В тот самый момент, когда царь занес тяжелое ясеневое копье, чтобы поразить четырнадцатого жениха, колесница Эномая на полном ходу разлетается на части, и он гибнет. Пророчество сбылось.
Став мужем Гипподамии и одновременно властителем Олимпии и всей Элиды, сын Тантала решил в память о своей победе проводить тут праздник с атлетическими состязаниями. Между прочим, у древнегреческих авторов имеется описание могилы Пелопа в Олимпии. Историки и археологи решили проверить его достоверность. В точно описанном месте было найдено и захоронение, и принадлежности атлетических состязаний. Данную версию основания Олимпийских игр можно считать наиболее правдоподобной в силу того, что Пелопу воздавали высокие почести. По словам Павсания—летописца Игр, здесь почитали его настолько выше других героев, насколько Зевса выше богов [2, с. 113].
Геракл Младший внук Пелопа, знаменитый победитель Немейского льва, Лернейской гидры и других чудищ, был тоже причастен к великим играм. В войне с царем Авгием освободил Элиду. В честь этой победы и в память о своем знаменитом деде, возобновил в Олимпии, забытые было игры. В легенде Геракл, выбирая дорожку для бега, отмерил дистанцию длинной 600 ступней, или один стадий, равный примерно 192,27 метра. Эта дистанция стала впоследствии длиной стадиона. Сам же он выступил там как победитель в беге, борьбе и панкратионе. Панкратион – своеобразное соединение жестокого кулачного боя и борьбы. Подвиги Геракла отражены в известном фризе храма Зевса в Олимпии[3, с. 302].Миф этот учёные относят к ХIII в. до н. э. Поэтому считать 776 г. до н. э., когда на мраморной доске, впервые было записано имя бегуна-победителя, элидского повара Коройба, годом рождения Олимпийских игр, по-видимому, неверно. Это всего лишь начало их официального летоисчисления.
Своих богов греки представляли себе и изображали сильными, ловкими, быстрыми и красивыми. Это были фантастически идеализированные и гипертрофированные образы лучших атлетов. Каждый грек, желая походить на богов, стремился к интеллектуальному и физическому совершенству. Конечно, современный человек не может всерьёз отнестись к утверждению о божественном происхождении Олимпийских игр, хотя «олимпийская мифология» широко и разнообразно отражена в произведениях древнегреческих авторов Аполлодора, Феофраста и Элиана. К примеру, Гипподамия и Пелоп реальные исторические герои, жившие во второй половине 2-го тысячелетия до н.э .Однако, несомненно, первоначально Игры, как и другие подобные состязания эллинов, носили ритуальный характер. Древние греки считали, что лучший способ отблагодарить богов за победу над врагом, за хороший урожай и даже за удачную женитьбу или замужество – это устроить в их честь спортивные состязания. Устраивались состязания и на тризне в память об умершем и одновременно за право владения его наследством. Олимпийские игры, как и другие древнегреческие праздники, начинались обязательными культовыми процессиями. Ритуальная часть игр оказывала на зрителей и участников больше эстетическое и нравственное, чем религиозное, влияние. Олимпийский праздник распадался на две главные части: священнодействия и состязания. Первые составляли существенную часть праздника, а вторые служили только его украшением, но очевидно первые в самих эллинах возбуждали гораздо меньше интереса, нежели состязания, и потому очень мало описаны и известны.
Подробно рассказал об Олимпийских играх в своем «Описании Эллады» Павсаний – писатель и путешественник IIв. н. э.
Главным достоинством Олимпийских игр был их исключительно мирный характер: на весь праздничный период провозглашалось священное перемирие – экехейриа. Это значило, что на время подготовки и проведения игр любой гость или участник попадали под патронат спартанцев, гарантировавших мир и безопасность на территории состязаний встреч и выступлений.
Павсаний приводит одну из наиболее достоверных версий происхождения священного перемирия. Древнегреческие государства не всегда жили дружно, междоусобные стычки не были редкостью. И вот элидский правитель Ифит обратился однажды к оракулу с вопросом, как прекратить раздоры и заодно умилостивить небожителей. И получил якобы совет возродить забытые, уже в который раз, Олимпийские игры. Ифит немедленно заключил мирный договор со спартанским правителем Ликургом и Клеосфеном из Пиз. Они совместно выработали Олимпийский устав, а на медном диске записали текст договора. В частности, там говорилось: «Олимпия является священным местом, и тот, кто придет сюда с оружием, станет святотатцем…»[2]. Диск видели и описали Аристотель, а затем – Павсаний. Как предполагают некоторые исследователи, договор был заключен в 884 г. до н. э. Это еще одно свидетельство весьма древнего происхождения Олимпийских игр.
Итак, первым и главным олимпийским условием являлось прекращение на время игр любых враждебных действий. Все, кто шёл или ехал на игры, пользовались правом свободного прохода даже через неприятельские страны. Под страхом смерти и божьей кары никто не смел вторгаться с враждебными целями в священную область. Если же через неё должны были проследовать дружественные войска, то они отдавали своё оружие на границе и получали его, лишь по выходе с олимпийской территории. Однако в истории Игр были перерывы, связанные с неожиданными венными действиями. Так, в 36 году до н.э. аркадийцы пытались захватить Олимпию, на что греки ответили запретом участия агрессоров в соревнованиях.
Устав категорически возбранял также приходить во время игр на Олимпийский стадион женщинам. Нарушительниц этого запрета полагалось сбрасывать в пропасть со скалы. Так своеобразно проявлялся тут культ Зевса – суровая и жестокая религия верховного бога. Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры, у которой даже было на Олимпийском стадионе персональное мраморное кресло. Как известно, Деметра была богиней плодородия. Если же вспомнить к тому же, что победитель награждался венком из ветвей оливы, то можно смело утверждать: доисторической первоосновой Олимпийских игр был праздник урожая. Об этом же свидетельствуют и сроки их проведения. Они приходились обычно на месяцы Аполлоний и Парфений, когда собирали урожай.
В Олимпийских играх античности на первых порах принимали участие только греки, а позже – не только они, но и другие народы, приезжавшие из самых отдалённых уголков эллинского мира. А если вспомнить, что этот «мир» был весьма обширен и не настолько мобилен как сейчас, то станет ясно, что на дорогу в Олимпию и обратно домой иной атлет тратил несколько месяцев. Поэтому первые столетия Олимпийский праздник носил узко местный характер. Так было до перемирия Ифита – Ликурга, он отмечался ежегодно. Со временем же это стало невозможным. Поэтому, как предполагают учёные, именно в IX в. до н. э. игры начали проводить раз в четыре года.
Таким образом, наблюдается две основные линии версий происхождения Олимпийских Игр. Первая носит откровенно мифический и религиозный характер, объясняющий языческие основы религии античной Греции. Вторая практическая, ссылается на необходимость мирных пауз в виде отвлекающих спортивных мероприятий для решения политических, экономических и социальных вопросов того периода развития древней Греции.
Эллины часто вверяли свою судьбу богам. Бог морей Посейдон неизменно шефствовал над конными ристаниями. Обязательной принадлежностью гимнасиев и палестр (спортивных школ античной Греции) были гермы – колонны, увенчанные головой Гермеса: именно он считался покровителем молодых спортсменов. Участники состязаний до начала игр делали жертвоприношения богам, а в случае победы приносили благодарственные жертвы, возводили статуи богов, а иногда и храмы. В священной Альтиде – оливковой роще, где были расположены гимнастические постройки, стояло и несколько храмов. Самым главным был храм Зевса: тут находилось одно из семи чудес света – громадная и великолепная статуя «отца богов», изваянная Фидием из золота и слоновой кости. Мастерскую скульптора, находившуюся тут же, археологи обнаружили в 1954 г. Полагались древние греки на волю божью, выходя на Олимпийский стадион, философ Платон называл богов «друзьями игр». Возвращаясь домой, победитель возлагал свой оливковый венок на статую небожителя – покровителя своего города. Этим подчеркивались и уважение к богу, и факт его «заочного участия» в победном поединке.
Олимпия находилась в удобном географически расположенном месте, в Северо-западной части Пелопоннеса, близ моря и некотором отдалении от Афин и воинствующей Спарты. С южной стороны она отделялась рекой Алфей, с западной – рекой Кладей, а с севера находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей, на которой располагалось по 40 тыс. человек. На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались гонки на колесницах и верховой езды; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий—двор, окруженный колоннадой, предназначенный встречать и обеспечивать предсоревновательную подготовку участников игр под строгим присмотром тренеров, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных тренировочных упражнений, игр с мячом; комнатами для гигиенических процедур, банями и др. ; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр. Так называемая «Олимпийская деревня» тех времен по масштабам своей территории и качеству строений превосходила многие другие исторические памятники. О начале проведения соревнований сообщали специальные посыльные спондофоры.
Программа древних олимпийцев развивалась и совершенствовалась в зависимости от исторически обусловленных социальных спросов на виды подготовок участников. Состояла она из двух частей – первая, как было сказано ранее, религиозное жертвоприношение, вторая – практическая состязательная. Старейшим и важнейшим видом состязаний был бег на различные дистанции. Позже к нему присоединился бег на 400 метров в полной боевой амуниции. Далее в программу Игр стали включать спортивные единоборства: борьба, бокс и панкратион. Соревнования по пятиборью (пентатлону) включали в себя: бег, метание диска, прыжки в длину, метание копья, борьбу. Верховая езда и гонки на колесницах, появились последними. В перерывах отдыха или подготовки спортсменов, состязались в умениях музыканты, поэты, философы и ораторы.
Для участников состязаний (агонов) существовало четыре условия: первое — они должны были быть свободными гражданами Греции и тренироваться к Играм не менее 10 месяцев. Этот закон существовал довольно долго, однако позднее он стал видоизменяться и разрешил, примерно с 600 года, участвовать в Олимпиаде посланникам из греческих городов-колоний, которые располагались по всему средиземноморскому побережью. Этим они выражали свою принадлежность к определенному городу. Второе – участники были лица только мужского пола. Третье – иметь незапятнанную репутацию и быть, выдвинутым для участия в Играх народом своего города или местности. Осужденные или отмеченные в жалобах судом к участию не допускались. Четвертое – участники должны были подтвердить свою готовность и физическое развитие на предварительных отборочных соревнованиях, которые проводились в городе Элисе.
Победители награждались оливковым венком, а главное всеобщим долговременным признанием и многочисленными привилегиями на родине. Их называли Олимпиониками.
Судьями были элладоники – особо высокопоставленные и образованные почетные граждане, их избирали по жребию за год до начала Игр. В их компетенции были выбор мест соревнований, допуск атлетов, отбор и жеребьевка участников, определение победителей и награждение. Решения судей пересмотру и обжалованию не подлежали.
В Олимпийских Играх участвовали реальные герои античной истории Греции: Гиппократ – отец медицины, участвовал в гонках на колесницах и достиг значительных успехов в борьбе, драматурги Софокл и Еврипид, математик и философ Пифагор, а философы Сократ и Платон соревновались не только в изящных искусствах, но и в боевых стартах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Олимпионикам сочиняли оды, лучшими скульпторами тех времен в мраморе ваялись статуи с указанием имен и достижений атлетов, что считалось большой честью, которые после устанавливались на родине победителя.
Исторический рассвет и угасание древнегреческой цивилизации, несомненно, отразились и на истории Олимпийских Игр. Захват греческой территории римскими завоевателями и позднее введение монотеистической религии вошли в противоречие с самими основами идеи таких массовых культовых празднеств. Философия нового мира стала воспринимать эти мероприятия как языческое идолопоклонство, и император Феодосий Преподобный, правивший восточной частью Римской Империи, в394 году н.э. официально запретил проведение Олимпиад. Олимпия представляла собой музей греков, в котором находились священные дары и приношения от государств и отдельных лиц с разных концов эллинского мира. Среди них алтари, статуи богов, героев и атлетов. Известно что, в римскую эпоху насчитывалось более 3000 изваяний и произведений знаменитых художников. Большинство памятников искусства было перевезено в Константинополь, в том числе и знаменитая статуя Зевса работы Фидия, которая погибла там во время пожара [1, с. 393]. Окончательно дело отца довершил сын, все храмовые и спортивные сооружения были сожжены, по приказу Феодосия II (в 426 г. н. э.), а через сто лет и окончательно разрушены сильными землетрясениями и разливами рек.
Современные Олимпийские Игры являются реставрацией древних греческих Игр, их идей, принципов и собственно организацией состязаний с новой идеологией и геополитической точкой зрения. Организатором и вдохновителем этого стал французский общественный деятель, историк, педагог, социолог Пьер де Кубертен. Он был вдохновлен древними олимпийскими фестивалями и сумел на практике реализовать возрождение олимпийского движения в конце XIX века сначала в Европе, а его последователи позже и во всем мире. В Париже в большом зале Сорбонны 23 июня 1894 г. была создана международная комиссия по возрождению Олимпийских Игр. Кубертен стал ее председателем, а позже собрали МОК – международный олимпийский комитет, в который вошли наиболее авторитетные и независимые мировые «элладоники». Был разработан нормативный акт, так называемый уставной документ в деятельности МОК – Олимпийская хартия.
Основными принципами, закрепленными в олимпийской хартии, стали ранее разработанные в древние эллинские времена и адаптированные к современным условиям:
— принцип олимпизма (сочетание спорта с другими видами деятельности человека)
— принцип гармоничного развития человека и уважения его достоинства
— принцип универсальности Олимпийского движения современности
— принцип свободной реализации прав человека заниматься спортом
— принцип недопустимости дискриминации в спорте по расовой, половой и национальной принадлежности[4, с. 156.]
Эти идеи делали спорт более доступным народу, позволяли воспитывать в людях не только физические качества, но и являлись гармоничным средством коммуникации, взаимопонимания и улучшения отношений между народами и странами. Они должны были отражать не только уровень социально-экономического развития отдельных государств, но и способствовать решению общественных геополитических проблем и противоречий мирным путем, путем спортивных споров, а не войн. Основной идеей был сдерживающий фактор Игр, как совместная деятельность, осуществляемая во благо мира, взаимопонимания, уважения и дружбы между народами.
Современное олимпийское движение со всеми достижениями, но и проблемами, это тема для отдельного исследования.
Делая выводы можно сказать, что продолжительность во времени и масштаб древних Олимпийских Игр подтверждают значимость и влияние греческой цивилизации на обширные средиземноморские и черноморские территории. Периодичность и системность Игр говорят о тесной связи их с важнейшими социокультурными, военными и экономическими событиями того периода греческой истории. Олимпийские Игры способствовали развитию множества ремесел, искусств и наук, призванных обслуживать их. К примеру, строительство храмов, алтарей, статуй, сценических площадок и других материальных и духовных ценностей. Расширяли межнациональные связи и позволяли выстраивать в периоды перемирий новые геополитические отношения между государствами этого региона. В пору своего расцвета, то есть до середины V в. до н. э., атлетические состязания и подготовка к ним являлись существенным элементом гармонического воспитания свободных граждан эллинского общества. Способствовали развитию выполнения военно-прикладного заказа в подготовке молодежи к боевым действиям и развитию духа истинных воинов. В Олимпийских играх все в большей мере росла идея единства политически разобщенного греческого народа, единства жизненного уклада, языка, культуры.
Историческая неизбежность становления, развития и заката любой цивилизации с точки зрения великих философов и ученых Шпенглера, Тойнби, П.А.Сорокина и др. , несомненно, обусловили исчезновение такого социокультурного явления как Олимпийские Игры. Однако в нынешнем витке исторического развития человечества их реконструкция во времени столь незначительна, а масштаб их планетарного влияния столь велик, что есть огромное поле для научных междисциплинарных исследований и анализа данного социального явления.
Список литературы:
1. Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб., 480 с.
2. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. М., 1995. 380 с.
3. Никитюк Е.В. Историко-антикварное сочинение Павсания в русле так называемого Греческого возрождения // Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
4. Родиченко С.В. Твой олимпийский учебник. М.: издат. «Советский спорт», 2014. – С.156.
Олимпийские игры – Газета Коммерсантъ № 123 (1081) от 20.07.1996
1K 4 мин. …
 Олимпийские игры
Вчера в Атланте начались XXVI Олимпийские игры. По традиции, спортивным соревнованиям предшествует театрализованная церемония открытия игр. Центральная ее часть — зажжение на стадионе Олимпийского огня.
Неоспоримая монополия Греции
Олимпийский огонь зажигается в греческом городе Олимпия у развалин храма богини Геры при помощи вогнутого зеркала. В Древней Греции это священнодейство доверялось главной жрице храма Геры. На современных Олимпиадах огонь зажигает греческая актриса в одеянии жрицы.
От храма Геры огонь должен быть доставлен к месту проведения игр. В древности с этим особых проблем не было, поскольку путь от храма до стадиона был недолгим. В нашем веке было перепробовано множество вариантов транспортировки огня: использовались и велосипеды, и мотоциклы, и океанские лайнеры. И все же самым простым, красивым и естественным способом остается бег — древнейший вид спорта, с которого, собственно говоря, и начинались Олимпийские игры. На XXII Олимпийских играх в Москве была возрождена традиция, по которой огонь доставляет на олимпийский стадион эстафета бегунов.
Огонь нынешних Олимпийских игр был зажжен 30 марта в Олимпии греческой актрисой Марией Памбуки. Более 10 тысяч бегунов пронесли факел на расстояние 26 000 км. Вначале, по традиции, огонь пронесли по историческим местам Греции. 26 апреля он на самолете был переправлен в Лос-Анджелес, и практически через все США бегуны пронесли его до Атланты. Известно, что огонь на стадион внесет американский дискобол Эл Ортер, четырехкратный олимпийский чемпион. Все остальное окутано тайной: организаторы скрывают, кто зажжет олимпийскую чашу на стадионе и как.
Игры, угодные богам
Существует много версий появления Олимпийских игр, правда, все они имеют мифическое происхождение. Достоверно же известно, что впервые игры были проведены в IX веке до нашей эры. Ифит — царь небольшого греческого государства Элида, на территории которого находилась Олимпия, — отправился в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом по поводу того, как ему уберечь свой народ от войн. «Тебе надо организовать игры, угодные богам», — отвечал оракул. Отправившись домой, Ифит учредил «атлетические игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года». Это произошло в 884 году до н. э. Через некоторое время греки создали единый календарь Олимпийских игр, согласно которому они проводились каждые четыре года между жатвой и сбором винограда.
Олимпия, в которой проходили Олимпийские игры, — необычный город. Он расположен на юго-западе Греции в долине реки Алфей, впадающей в Ионическое море. Только во время игр Олимпия принадлежала людям. В остальное же время это был город, отданный богам, — в нем жили почти исключительно священнослужители. Это вполне объяснимо: Олимпийские игры должны были быть богоугодным мероприятием.
Во время проведения Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны. В преддверии игр в Олимпию текли бесконечные людские караваны со всей Греции, и на олимпийском стадионе собиралось от сорока до шестидесяти тысяч зрителей. Люди, ничего не боясь, пересекали границы враждующих государств. А между тем в то время войны практически не прекращались. На протяжении двенадцати веков мир во время игр был нарушен лишь однажды. Во время 103-х Олимпийских игр в 368 году до н. э. аркадийцы захватили Олимпию. Гнев всех остальных греков был настолько силен, что они надолго лишили аркадийцев права участвовать в играх.
В конце IV века Олимпийские игры были запрещены византийским императором Феодосием I. Тогда уже восторжествовало христианство, а, на взгляд монарха, Олимпийские игры были главным источником язычества. Буквально на следующий год на берегах Алфея столкнулись готты и византийцы. В результате этой битвы Олимпия была разрушена.
Французский барон и кока-кола
Идея возрождения Олимпийских игр принадлежит французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену. Он считал, что идеи олимпийского движения «вдохнут в человечество дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования» и будут способствовать культурному сотрудничеству народов. В 1894 году в Сорбонне состоялся учредительный конгресс сторонников олимпизма. Двумя тысячами делегатов от 13 стран было принято решение о возрождении Олимпийских игр и создании Международного олимпийского комитета (МОК). Для того чтобы показать преемственность, решено было провести первые Олимпийские игры современности в Афинах. Они с успехом прошли в 1896 году. В программу I Олимпийских игр входили соревнования по девяти видам спорта.
Первым олимпийским чемпионом современности стал американец Джеймс Конноли — в тройном прыжке он достиг результата 13 м 71 см. Награждение победителей Олимпиады по всем видам спорта проходило в день закрытия игр. По древней традиции, на голову чемпиона возлагали лавровый венок, вручали ему медаль, диплом и оливковую ветвь, срезанную в священной роще Олимпии. Кстати, Греция рассчитывала стать хозяином юбилейных игр 1996 года. Но в 1990 году МОК решил иначе и предпочел Афинам американскую Атланту. Многие греки все еще сожалеют по этому поводу и пренебрежительно называют предстоящие игры «Олимпиадой кока-колы», имея в виду ее главного титульного спонсора, штаб-квартира которого находится в Атланте.
Неспортивные рекорды XXVI Олимпиады
Нынешние Олимпийские игры, еще не начавшись, уже успели установить несколько рекордов. Главным является число принимающих в них участие спортсменов — 10700 атлетов из 197 стран. Это почти на 1500 больше, чем на предыдущей Олимпиаде в Барселоне в 1992 году. Рекордным в Атланте будет также участие женщин — 3700 спортсменок, что на 32% больше, чем четыре года назад в Испании. Они будут разыгрывать медали в рекордном числе спортивных дисциплин — 36. Российские спортсмены примут участие в 26 видах олимпийской программы. Рекордным также является не только число выпущенных билетов на соревнования — более 11 млн, что почти вдвое превышает число билетов прошлой Олимпиады, — но и число телезрителей, которые смогут следить за играми по телевизору. Ожидается, что Олимпиаду-96 будут смотреть более 3,5 млрд человек — почти треть населения планеты. Сами соревнования (по всем видам олимпийской программы) будут продолжаться 3000 часов, что на 11% больше, чем в Барселоне.
Общая стоимость нынешних Олимпийских игр составляет $1,58 млрд. Затраты будут покрыты за счет доходов от телетрансляций, вкладов спонсоров, продажи сувениров с символикой, а также билетов, средняя стоимость которых составляет $40.
В Атланте будут разыграны 1933 золотых, серебряных и бронзовых медали в 36 видах спорта. Ожидается прибытие более 2 млн зрителей и болельщиков из-за рубежа.
ГРАНТ Ъ-КОСЯН, ВИКТОР Ъ-ЛУКЬЯНОВ
Вся лента
Места, факты, древность и современность
Автор: History. com Editors
Обновлено: | Оригинал:
Джо Скарничи/Getty ImagesОлимпийские игры, зародившиеся в Древней Греции 3000 лет назад, возродились в конце 19 века и стали выдающимся спортивным соревнованием в мире. С 8 века до н.э. до 4 века н.э. Игры проводились каждые четыре года в Олимпии, расположенной на западе полуострова Пелопоннес, в честь бога Зевса. Первые современные Олимпийские игры состоялись в 189 г.6 в Афинах, и в нем приняли участие 280 участников из 12 стран, участвовавших в 43 соревнованиях. С 1994 года Летние и Зимние Олимпийские игры проводятся отдельно и чередуются каждые два года. Зимние Олимпийские игры 2022 года пройдут с 4 по 20 февраля 2022 года в Пекине, Китай, и будут включать фигурное катание, хоккей, керлинг и многое другое.
СМОТРЕТЬ: Первые Олимпийские игры в ИСТОРИИ Хранилище
Начало Олимпийских игр в Древней Греции
Первые письменные упоминания о древних Олимпийских играх датируются 776 г. до н.э., когда повар по имени Кореб выиграл единственное соревнование — 192-метровый бег, называемый стадией (происхождение современного «стадиона»), — стать первым олимпийским чемпионом. Однако принято считать, что к тому времени Игры продолжались уже много лет. Легенда гласит, что Геракл (римский Геракл), сын Зевса и смертной женщины Алкмены, основал Игры, которые к концу VI века до н.э. стали самым известным из всех греческих спортивных праздников.
Древние Олимпийские игры проводились каждые четыре года с 6 августа по 19 сентября.во время религиозного праздника в честь Зевса. Игры были названы в честь их расположения в Олимпии, священном месте, расположенном недалеко от западного побережья полуострова Пелопоннес на юге Греции. Их влияние было настолько велико, что древние историки стали измерять время четырехлетними промежутками между Олимпийскими играми, известными как Олимпиады.
Знаете ли вы? На Играх 1896 года состоялся первый олимпийский марафон, который проходил по 25-мильному маршруту, пройденному греческим солдатом, который принес весть о победе над персами из Марафона в Афины в 49 г. 0 г. до н.э. Соответственно, Спиридон Луис из Греции выиграл первую золотую медаль в этом мероприятии. В 1924 году дистанция будет стандартизирована до 26 миль и 385 ярдов.
После 13 олимпиад к олимпийским видам спорта присоединились еще два забега: диаулос (примерно равный сегодняшнему забегу на 400 метров) и долихос (забег на более длинные дистанции, возможно сравнимый с бегом на 1500 или 5000 метров). событие метра). Пятиборье (состоящее из пяти видов: бег, прыжок в длину, метание диска и копья и борьба) было введено в 708 г. до н.э., бокс в 688 г. до н.э. и гонки на колесницах в 680 г. до н.э. В 648 г. до н.э. панкратион, комбинация бокса и борьбы практически без правил, дебютировал как олимпийское соревнование. Первоначально участие в древних Олимпийских играх было ограничено свободнорожденными гражданами Греции мужского пола; не было женских соревнований, а замужним женщинам было запрещено посещать соревнования.
ПОДРОБНЕЕ: 10 вещей, которые вы могли не знать о первых Олимпийских играх
Упадок и возрождение олимпийской традиции качество снизилось.
В одном печально известном примере из 67 г. н.э. декадентский император Нерон участвовал в олимпийских гонках на колесницах только для того, чтобы опозорить себя, объявив себя победителем даже после того, как он упал с колесницы во время соревнований. В 39 году нашей эры3 января император Феодосий I, христианин, призвал к запрету всех «языческих» праздников, положив конец древней олимпийской традиции спустя почти 12 веков.Пройдет еще 1500 лет, прежде чем Игры снова возродятся, во многом благодаря усилиям барона Пьера де Кубертена (1863-1937) из Франции. Посвященный популяризации физического воспитания, молодой барон вдохновился идеей создания современных Олимпийских игр после посещения древнего олимпийского объекта. В ноябре 1892 года на собрании Union des Sports Athlétiques в Париже Кубертен предложил идею возрождения Олимпийских игр как международных спортивных соревнований, проводимых каждые четыре года. Два года спустя он получил необходимое разрешение на создание Международного олимпийского комитета (МОК), который стал руководящим органом современных Олимпийских игр.
ПОДРОБНЕЕ: Современные Олимпийские игры: Хронология
Олимпийские игры сквозь годы
Первые современные Олимпийские игры были проведены в Афинах, Греция, в 1896 году. На церемонии открытия король Георгиос I и 60 000 зрителей Зрители приветствовали 280 участников из 12 стран (все мужчины), которые будут соревноваться в 43 видах спорта, включая легкую атлетику, гимнастику, плавание, борьбу, велоспорт, теннис, тяжелую атлетику, стрельбу и фехтование. Все последующие Олимпиады нумеровались, даже если Игры не проводились (как в 1916, во время Первой мировой войны, и в 1940 и 1944 годах, во время Второй мировой войны). Официальным символом современных Игр являются пять смыкающихся цветных колец, представляющих континенты Северной и Южной Америки, Азии, Африки, Европы и Австралии. Олимпийский флаг с этим символом на белом фоне впервые был поднят на Играх в Антверпене в 1920 году.
Олимпийские игры стали по-настоящему международным спортивным событием после 1924 года, когда в Париже состоялись VIII Игры. В этом году соревновались около 3000 спортсменов (среди них более 100 женщин) из 44 стран, и впервые Игры прошли с церемонией закрытия. В том же году дебютировали зимние Олимпийские игры, включающие такие виды спорта, как фигурное катание, хоккей, бобслей и биатлон. Восемьдесят лет спустя, когда летние Олимпийские игры 2004 года впервые более чем за столетие вернулись в Афины, в них приняли участие почти 11 000 спортсменов из рекордной 201 страны. Соревнование по толканию ядра в том году было проведено на месте классических Игр в Олимпии, соединив как древние, так и современные олимпийские традиции.
ПОДРОБНЕЕ: Когда мировые события сорвали Олимпиаду
Игры | Реальная история древних Олимпийских игр
Древние Олимпийские игры были в первую очередь частью религиозного праздника.
в честь Зевса, отца греческих богов и богинь. Фестиваль
а игры проходили в Олимпии (см. ‘Неужели
вы знаете» в глоссарии), сельский заповедник (модель показана здесь,
любезно предоставлено Британским музеем) на западе Пелопоннеса.
Греки, пришедшие в святилище Зевса в Олимпии, разделяли то же самое религиозных верований и говорили на одном языке. Все спортсмены были мужчинами. граждане городов-государств со всех уголков греческого мира, прибывающие издалека, как Иберия (Испания) на западе и Черное море (Турция) на востоке.
Святилище было названо в древности в честь горы Олимпос (см.
вы знаете» в глоссарии), самая высокая гора в материковой Греции.
В греческой мифологии гора Олимпос была домом величайшего из греков.
боги и богини.
Древние Олимпийские игры начались в 776 году до н.э., когда Коройбос, повар из близлежащего города Элис, выиграл стадион гонка, бег на 600 футов длиной. Здесь показана стадионная дорожка в Олимпии. Согласно некоторым литературным преданиям, это было единственное спортивное мероприятие игр для первых 13 олимпийских фестивалей или до 724 г.
Противоречивые свидетельства, как литературные, так и археологические, предполагают, что игры могли существовать в Олимпии намного раньше этой даты, возможно, даже раньше как 10-й или 9-й век до нашей эры.
Что
что, спросите вы?
В Олимпии были найдены бронзовые треножники, некоторые из которых
может датироваться 9 веком до нашей эры, и было высказано предположение, что эти
на самом деле штативы могут быть призами для некоторых из первых соревнований в Олимпии. Источник: Немецкий археологический институт, Афины .
Марафон НЕ был событием древних Олимпийских игр. Марафон
это современное мероприятие, которое впервые было представлено на современных Олимпийских играх.
1896 года в Афинах, гонка от марафона к северо-востоку от Афин до олимпийского
Стадион, расстояние 40 километров.
Гонка посвящена бегу Фидиппида, древнего «дневного бегуна». принесший известие о высадке персов на Марафоне 49 г.0 г. до н.э. в Спарту (расстояние 149 миль), чтобы заручиться поддержкой для битвы. Согласно до V века до н.э. древнегреческий историк Геродот, Фидиппид на следующий день доставил новости спартанцам.
Дистанция современного марафона была стандартизирована как 26 миль 385 ярдов. или 42,195 км. в 1908 году, когда в Лондоне проходили Олимпийские игры. Расстояние было точное измерение между Виндзорским замком, началом гонки, и финиш на стадионе White City.
ОБНАЖЕНИЕ НА ИГРАХ?
Есть две истории, касающиеся вопроса о наготе в древнем
Олимпийские игры. Одна история гласит, что это был бегун из Мегары, Орсипп.
или Оррипп, который в 720 г. до н.э. был первым, кто бегал голышом по стадиону
гонка, когда он потерял свои шорты в гонке. Другая традиция состоит в том, что это было
спартанцы, которые ввели наготу на Олимпийские игры в 8 веке
ДО Н. Э. так как это была спартанская традиция. Неясно, была ли самая первая записанная
победитель Олимпии, Коройбос, выигравший стадион
раса в 776 г. до н.э. носил шорты или нет. Кажется довольно ясным, что к концу
Нагота 8-го века была обычным явлением для участников-мужчин.
ОТ ДРЕВНИХ К СОВРЕМЕННЫМ
Хотя древние Игры проводились в Олимпии, Греция, с 776 г. до н.э. 393 г. н.э. потребовалось 1503 года, чтобы Олимпийские игры вернулись. Первый современный Олимпийские игры проводились в Афинах, Греция, в 1896 году. Человек, ответственный за их Возрождение получил француз по имени барон Пьер де Кубертен, подаривший идея в 1894 году. Его первоначальная мысль заключалась в том, чтобы открыть современные Игры в 1900 году. в родном Париже, но делегаты из 34 стран были в таком восторге с концепцией, что они убедили его перенести Игры на 1896 и пусть Афины выступают в качестве первого хозяина.
ОЛИМПИЙСКИЙ ОГОНЬ
Идея олимпийского огня или олимпийского огня была впервые провозглашена в Олимпийские игры 1928 года в Амстердаме. В древности не было эстафеты огня. Олимпийские игры. Однако были известны факельные реле и в других древних Греческие спортивные фестивали, в том числе проводимые в Афинах. Современный олимпийский Эстафета огня впервые была учреждена в 1936 Олимпийские игры в Берлине.
Олимпийская клятва была введена в 1920 году.
Сделал вы знаете…
Постепенно добавлялись дополнительные спортивные мероприятия, пока к 5-му до н.э. религиозный праздник состоял из пятидневной программы. Чтобы просмотреть полный список событий, нажмите здесь.
ПЛЮС…
Полный список современных сайтов, где проводятся Олимпийские игры, можно найти здесь.
Здесь показан вход на стадион Олимпии.
Зимние игры?
Первые современные зимние Олимпийские игры состоялись в 1924 году в Шамони. Франция. В древние времена не было зимних олимпийских праздников. Отдельный
Зимние игры были впервые разрешены в 1911 году, чтобы провести их в 1916 году, но
из-за Первой мировой войны их не было до 1924 года в Шамони.
Начиная с Лиллехаммера в 1994, было решено, что каждый второй год будет олимпийским (с чередованием летних и зимних игр), вместо того, чтобы проводить летние и зимние игры каждые 4 года. Это было сделано для размещения телевизионных сетей и аудитории.
Современный олимпийский флаг из пяти связанных колец, каждое из которых
цвет, используемый на флагах стран, участвующих в играх, был
введен в 1908 году. У этого современного символа нет древней основы.
Фрагмент чердачной красной фигуры Киликс, ок. 490-480 гг. до н.э., с изображением двух мужчины борются. Над ними висят дискус в сумке и пара прыгающие веса, называемые «недоуздками».