Поэма валерик: Валерик (Я к вам пишу случайно; право…) — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Валерик (Я к вам пишу случайно; право…)

Валерик (Я к вам пишу случайно; право…) — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Валерик (Я к вам пишу случайно; право…)

Я к вам пишу случайно; право,
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? — ничего!
Что помню вас? — но, боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, всё равно.
И знать вам также нету нужды,
Где я? Что я? В какой глуши?
Душою мы друг другу чужды,
Да вряд ли есть родство души.
Страницы прошлого читая,
Их по порядку разбирая
Теперь остынувшим умом,
Разуверяюсь я во всем.
Смешно же сердцем лицемерить
Перед собою столько лет;
Добро б еще морочить свет!
Да и притом что пользы верить
Тому, чего уж больше нет?..
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню — да и точно,
Я вас никак забыть не мог!
Во-первых, потому, что много
И долго, долго вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил;
Потом в раскаянье бесплодном
Влачил я цепь тяжелых лет;
И размышлением холодным
Убил последний жизни цвет.
С людьми сближаясь осторожно,
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию, — но вас
Забыть мне было невозможно.
И к мысли этой я привык,
Мой крест несу я без роптанья:
То иль другое наказанье?
Не всё ль одно. Я жизнь постиг;
Судьбе, как турок иль татарин,
За всё я ровно благодарен;
У бога счастья не прошу
И молча зло переношу.
Быть может, небеса востока
Меня с ученьем их пророка
Невольно сблизили. Притом
И жизнь всечасно кочевая,
Труды, заботы ночь и днем,
Всё, размышлению мешая,
Приводит в первобытный вид
Больную душу: сердце спит,
Простора нет воображенью…
И нет работы голове…
Зато лежишь в густой траве
И дремлешь под широкой тенью
Чинар иль виноградных лоз;
Кругом белеются палатки;
Казачьи тощие лошадки
Стоят рядком, повеся нос;
У медных пушек спит прислуга,
Едва дымятся фитили;
Попарно цепь стоит вдали;
Штыки горят под солнцем юга.
Вот разговор о старине
В палатке ближней слышен мне;
Как при Ермолове ходили
В Чечню, в Аварию, к горам;
Как там дрались, как мы их били,
Как доставалося и нам;
И вижу я неподалеку
У речки, следуя пророку,
Мирной татарин свой намаз
Творит, не подымая глаз;
А вот кружком сидят другие.
Люблю я цвет их желтых лиц,
Подобный цвету ноговиц,
Их шапки, рукава худые,
Их темный и лукавый взор
И их гортанный разговор.
Чу — дальний выстрел! Прожужжала
Шальная пуля… Славный звук…
Вот крик — и снова всё вокруг
Затихло… Но жара уж спа́ла,
Ведут коней на водопой,
Зашевелилася пехота;
Вот проскакал один, другой!
Шум, говор. Где вторая рота?
Что, вьючить? — что же капитан?
Повозки выдвигайте живо!
Савельич! Ой ли? — Дай огниво! –
Гудит музыка полковая;
Между колоннами въезжая,
Звенят орудья. Генерал
Вперед со свитой поскакал…
Рассыпались в широком поле,
Как пчелы, с гиком казаки;
Уж показалися значки
Там на опушке — два, и боле.
А вот в чалме один мюрид
В черкеске красной ездит важно,
Конь светло-серый весь кипит,
Он машет, кличет — где отважный?
Кто выдет с ним на смертный бой!..
Сейчас, смотрите: в шапке черной
Казак пустился гребенской;
Винтовку выхватил проворно,
Уж близко… Выстрел… Легкий дым…
Эй вы, станичники, за ним…
Что? Ранен!. . — Ничего, безделка…
И завязалась перестрелка…
Но в этих сшибках удалых
Забавы много, толку мало;
Прохладным вечером, бывало,
Мы любовалися на них
Без кровожадного волненья,
Как на трагический балет;
Зато видал я представленья,
Каких у вас на сцене нет…
Раз — это было под Гихами,
Мы проходили темный лес;
Огнем дыша, пылал над нами
Лазурно-яркий свод небес.
Нам был обещан бой жестокий.
Из гор Ичкерии далекой
Уже в Чечню на братний зов
Толпы стекались удальцов.
Над допотопными лесами
Мелькали маяки кругом;
И дым их то вился столпом,
То расстилался облаками;
И оживилися леса;
Скликались дико голоса
Под их зелеными шатрами.
Едва лишь выбрался обоз
В поляну, дело началось;
Чу! В арьергард орудья просят;
Вот ружья из кустов выносят,
Вот тащат за ноги людей
И кличут громко лекарей;
А вот и слева, из опушки,
Вдруг с гиком кинулись на пушки;
И градом пуль с вершин дерев
Отряд осыпан. Впереди же
Всё тихо — там между кустов
Бежал поток. Подходим ближе.
Пустили несколько гранат;
Еще подвинулись; молчат;
Но вот над бревнами завала
Ружье как будто заблистало;
Потом мелькнуло шапки две;
И вновь всё спряталось в траве.
То было грозное молчанье,
Не долго длилося оно,
Но в этом странном ожиданье
Забилось сердце не одно.
Вдруг залп… Глядим: лежат рядами,
Что нужды? Здешние полки
Народ испытанный… В штыки,
Дружнее! Раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди…
Верхом помчался на завалы,
Кто не успел спрыгнуть с коня…
Ура — и смолкло. — Вон кинжалы,
В приклады! — и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.
На берегу, под тенью дуба,
Пройдя завалов первый ряд,
Стоял кружок. Один солдат
Был на коленах; мрачно, грубо
Казалось выраженье лиц,
Но слезы капали с ресниц,
Покрытых пылью… На шинели,
Спиною к дереву, лежал
Их капитан. Он умирал;
В груди его едва чернели
Две ранки; кровь его чуть-чуть
Сочилась. Но высоко грудь
И трудно подымалась, взоры
Бродили страшно, он шептал…
«Спасите, братцы. — Тащат в горы.
Постойте — ранен генерал…
Не слышат…» Долго он стонал,
Но всё слабей и понемногу
Затих и душу отдал богу;
На ружья опершись, кругом
Стояли усачи седые…
И тихо плакали…. Потом
Его остатки боевые
Накрыли бережно плащом
И понесли. Тоской томимый,
Им вслед смотрел я недвижимый.
Меж тем товарищей, друзей
Со вздохом возле называли;
Но не нашел в душе моей
Я сожаленья, ни печали.
Уже затихло всё; тела
Стащили в кучу; кровь текла
Струею дымной по каменьям,
Ее тяжелым испареньем
Был полон воздух. Генерал
Сидел в тени на барабане
И донесенья принимал.
Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.
А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы — и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?
Галуб прервал мое мечтанье,
Ударив по плечу; он был
Кунак мой: я его спросил,
Как месту этому названье?
Он отвечал мне: «Валерик, [1]Так будет речка смерти: верно,
Дано старинными людьми».
— А сколько их дралось примерно
Сегодня? — Тысяч до семи.
— А много горцы потеряли?
— Как знать? — зачем вы не считали!
«Да! Будет, — кто-то тут сказал, –
Им в память этот день кровавый!»
Чеченец посмотрел лукаво
И головою покачал.
Но я боюся вам наскучить,
В забавах света вам смешны
Тревоги дикие войны;
Свой ум вы не привыкли мучить
Тяжелой думой о конце;
На вашем молодом лице
Следов заботы и печали
Не отыскать, и вы едва ли
Вблизи когда-нибудь видали,
Как умирают. Дай вам бог
И не видать: иных тревог
Довольно есть. В самозабвенье
Не лучше ль кончить жизни путь?
И беспробудным сном заснуть
С мечтой о близком пробужденье?
Теперь прощайте: если вас
Мой безыскусственный рассказ
Развеселит, займет хоть малость,
Я буду счастлив. А не так? –
Простите мне его как шалость
И тихо молвите: чудак!..[2]1840 г.[1]Валерик, или Валарик, — приток Сунжи, впадающей в Терек. Название происходит от чеченского «валлариг» — мертвый. Отсюда у Лермонтова Валерик — речка смерти.[2]«Я к вам пишу случайно; право». Впервые опубликовано (с пропусками) в 1843 г. в альманахе «Утренняя заря» (с. 66–78).
В черновом автографе заглавие отсутствует; оно имеется в копии из архива Ю.Ф. Самарина и в первопечатном издании.В стихотворении описан бой на речке Валерик (11 июля 1840 г.), в котором Лермонтов принимал участие.После стиха «Нам был обещан бой жестокий» в черновом автографе первоначально следовал другой текст:
Чечня восстала вся кругом;
У нас двух тысяч под ружьем
Не набралось бы. Слава [богу],
Выходит из кустов обоз,
В цепи стрельба; но началось
И в арьергарде понемногу;
Вот жарче, жарче… Крик! Глядим,
Уж тащат одного, — за ним
Других… и много… ружья носят
И кличут громко лекарей!
Уж им не в мочь — подмоги просят:
«Сюда орудие — скорей
Картечи»… тихо развернулся
Меж тем в поляне весь отряд.
Кругом зеленый лес замкнулся;
Дымится весь. Свистят, жужжат
Над нами пули. — Перед нами
Овраг, река, — по берегам
Валежник, бревна здесь и там –
Но ни души — кусты ветвями
Сплелись — мы ближе подошли,
Орудий восемь навели
На дерева, в овраг без цели.
Гранаты глухо загудели
И лопнули… Ответа нет,
Мы ближе… Что за притча, право!
Вот от ружья как будто свет,
Вот кто-то выбежал направо…
Мелькнул и скрылся враг лукавый.
Мы снова тронулись вперед,
Послали выстрел им прощальный –
И ружей вдруг из семисот
Осыпал нас огонь батальный
И затрещало… по бокам,
И впереди, и здесь, и там
Валятся целыми рядами…
Как птиц нас бьют со всех сторон…
Второй и третий батальон
[В штыки, дружнее, молодцами];
После стиха «Была тепла, была красна» вычеркнуто:
Тогда на самом месте сечи
У батареи я прилег
Без сил и чувств; я изнемог,
Но слышал, как просил картечи
Артиллерист. Он приберег
Один заряд на всякий случай.
Уж раза три чеченцы тучей
Кидали шашки наголо;
Прикрытье всё почти легло.
Я слушал очень равнодушно;
Хотелось спать и было душно.Послание обращено, по всей вероятности, к В.А. Бахметевой (Лопухиной). Поэт рассказывает в нем о боевых действиях отряда генерал-лейтенанта Галафеева в Чечне. Сражение при Валерике стоило больших жертв той и другой стороне. Лермонтову было поручено наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и держать связь с командиром, что было связано с величайшей опасностью, так как чеченцы скрывались в лесу. С первыми рядами храбрецов поэт ворвался в неприятельские завалы. Как вспоминает К.Х. Мамацев, Лермонтов, «заметив опасное положение артиллерии, подоспел… со своими охотниками. Но едва начался штурм, как он уже бросил орудия и верхом на белом коне, ринувшись вперед, исчез за завалами» (Воспоминания, с. 258–259). За проявленное «отличное мужество» Лермонтов был представлен к ордену. Но высочайшим повелением опальному поэту было отказано в награде. В «Журнале военных действий» отряда Галафеева подробно описано валерикское сражение. Рассказ Лермонтова в стихотворном послании до деталей совпадает с этими журнальными записями.Реалистическая простота и точность повествования, ведущегося от лица участника событий, бытовые зарисовки, разговорный язык — все это очень сильно отличало стихотворение Лермонтова от традиционных образцов высокой батальной лирики. Первым опытом поэта в этом направлении было «Бородино». Та же подчеркнутая «сниженность» темы — в стихотворениях «Завещание» и «Родина».

1840 г.

краткое содержание, анализ и история создания

Анализ стихотворения

12.11.21

13 мин.

В 1840 году М. Ю. Лермонтов был повторно выслан на Кавказ. Вторая ссылка для поэта в творческом плане была довольно продуктивной. Именно в ней был написан стих Лермонтова — «Валерик». Анализ и краткое содержание этого произведения можно использовать на уроке русской литературы в 11 классе, это позволит ученикам лучше подготовиться к сочинению.

Оглавление:

  • История написания
  • Размер и жанр
  • Образы героев
  • Тематика и проблематика
  • Главная мысль

История написания

Черновой вариант был привезен одним из родственников Лермонтова в Москву, в это время поэт уже умер. Копию стихотворения передал князь Голицын русскому публицисту Самарину. Отчего существует две гипотезы написания стиха:

  1. Июль 1840 г. — создание произведения тут же после сражения возле реки Валерик.
  2. 1841 год — уже при нахождении писателя в Пятигорске.

Какое время написания является точным, доподлинно неизвестно.

Стих посвящается сражению при реке Валерик. Писатель непосредственно принимал участие в этой битве, и именно по этой причине ему с легкостью дается описание произошедших военных действий. Читатель как бы оказывается вместе с автором на Кавказе, может наблюдать, как солдаты находятся в полевых условиях, молятся, отдыхают.

Писатель отдельно ставит ударение на свое учтивое отношение к мирным татарским жителям, к их религиозным убеждениям. На войне любые средства хороши, но нужно помнить и о человечности. Произведение в себе объединяет антивоенный пафос и любовное послание.

Размер и жанр

С одной стороны, автор пытается использовать в стихотворении нотки романтизма, например, невозможность несчастного и одинокого главного персонажа находиться возле любимой (а в романтизме начала XVIII века всегда ключевой темой был мотив неразделенной любви).

Однако его описания сражения наполнены живыми красками, это говорит о том, как сильно главный персонаж переживает события. Читатель ярко может представить себе казаков, которые сражаются с врагами, отметить их мужество в бою, невзирая на полученные раны в процессе сражения, — все это относит это стихотворение к реализму.

Написанный в духе военно-любовной лирики этот стих является посланием. Это исповедь лирического персонажа, и одновременно признание любимой и непосредственно себе в еще находящихся в душе живых чувствах, которые не могут погубить ни дальние расстояния, ни жестокая война, ни вынужденная ссылка. Размер стихотворения — двух- и четырехстопный ямб. Жанр — реализм.

В этом произведении уникальная трехчастная композиция. Все части стихотворения кратко обрамляют основную тему — описание сражения.

Такая структура выбрана неспроста — с помощью изображения военных событий писатель открывает перед любимой девушкой и читателем свои чувства, указывает, что в жизни все может хитро перекликаться. Безответная любовь переплетается с далекой ссылкой на Кавказ, на которой писатель томится по уходящим друзьям, где каждый бой собой представляет настоящее зло.

Еще разборы стихотворений М.Ю. Лермонтова:

  • Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён»
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы»: тема и смысл
  • Баллада «Завещание»: анализ стихотворения Лермонтова
  • Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
  • Краткий анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Дума»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» кратко
  • Анализ стихотворения «Сон» Михаила Лермонтова
  • Краткий анализ стихотворения «Пророк» М. Ю. Лермонтова
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Молитва»
  • История создания и анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
  • Краткий анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»
  • Анализ стихотворения «И скучно и грустно…» Михаила Лермонтова
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобой»

Образы героев

Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова показывает, какие необычные образы отважных воинов-казаков и противостоящую им армию горцев хочет изобразить поэт. К одному из главных персонажей можно отнести женщину, которая читает послание, а также автора-рассказчика, искренне надеющегося, что его любимая никогда не познает ужасов сражения и не столкнется с войной.

Мирное описание, в котором используются как символы белые палатки, общие лошади и легкий дымок от фитилей, сочетается с описанием кровавой войны, притупляющей чувства жалости к умершим товарищам, настраивающей лишь на выживание.

Но зачем нужно воевать, если в итоге люди становятся бесчувственными истуканами? И речка, и небо пропитаны огнем, даже природа противится пролитой крови. Гибнет русский капитан, а генерал, как будто ничего не случилось, принимает рапорты. Появляется чувство, что совершенно всем уже без разницы, к чему может привести эта война, но это неверно — не зря в печали «усачи седые» о погибших товарищах. Название Валерик переводится как «река смерти», а, соответственно, это предопределило человеческие потери в этом сражении.

Тематика и проблематика

В произведении «Валерик» подняты извечные темы выживания, войны и любви, сочувствия и настоящих человеческих ценностей. Читатель начинает задумываться: зачем нужна война, если она может принести столько бед, если после сражения даже река стала кровавой? Именно про это спрашивает и лирический персонаж, это главная тема стихотворения.

Герой письмом хочет показать своей любимой, что ему нужно было пережить. Возможно, он пытается вызвать ее сочувствие. В личной жизни у писателя не получилось добиться разрешения на свадьбу с Лопухиной, однако он еще за нее сражается — как на войне, так и в написанном стихотворении, в котором рассказчик показывает готовность любыми способами добиться девушки (даже невзирая на якобы «случайность» этого произведения).

В стихе подняты такие общественные актуальные вопросы, как взаимоотношение людей на войне, недостижимое обоюдное понимание между народами, храбрость в битве, взаимопомощь на поле сражения. Солдаты представлены как звери, которые готовы покусать друг друга, но зачем это нужно?

«Тревоги дикие войны» обязаны волновать только солдат, которые находятся на страже страны, и их основная цель — сделать все что можно, чтобы мирное население не столкнулось с ужасами смерти, особенно девушки, поскольку «других тревог довольно есть».

Главная мысль

С одной стороны, идея произведения — контрастное сопоставление пылкого чувства к любимой и жара войны. С другой — послание, писатель уверен, что не нужно войны.

Лермонтов этим стихотворением отчитывается перед возлюбленной и непосредственно перед собой в совершенных действиях. Вероятней ему нужно быть настойчивей, чтобы достучаться до сердца Варвары, быть более решительным, как во время битвы при Валерике, и в этом случае его ждало бы счастье. Это основная мысль его размышлений. Но через этот стих и биографию писателя читатель понимает, что совершенно не все время жизнь бывает справедлива.

Средства художественной выразительности стихотворения можно охарактеризовать следующими цитатами:

  • метафоры: «в струе потока», «река смерти»;
  • эпитеты: «лукавый темный взгляд», «кровь стекала струей дымной по камням», «ожидать любви заочной», «сверкал главой остроконечной»;
  • риторические проблемы: «Жалкий человек… один воюет он — зачем?», «Не лучше закончить жизни путь и беспробудным сном уснуть с мечтой о близком пробужденье?».

Все художественные приемы в этом стихотворении создают уникальный колорит, а образ природы как бы переносит читателей на Кавказ.

Можно увидеть диалоги обычных солдат, соратников, их мгновенную реакцию на случившееся. Военная музыка, громыхание барабанов, боевые выкрики казаков показывают сплоченность русской армии, ее цель на победу, на уничтожение своего противника.

Произведение «Валерик» очень выраженное, живое и яркое, оно воспевает настоящую любовь, искренность и смелость в сражении. Читатель осознает, что герой не боится смерти в этой битве, но его воспоминания о когда-то сильно любимой им девушке является единственным спасением.

И хоть Лермонтов и написал: «Душою мы друг другу чужды», все же неспроста он посвятил возлюбленной такое длинное и искреннее письмо. Вероятно, такое подробное описание войны в действительности является только маской, которая лишь прикрытие для настоящих, не погибших чувств в душе писателя.

валерик в приговоре — валерик приговор

SentencesMobile
  • Вскоре к Валерику подошел русский отряд.
  • 11 июля отряд Галафеева вышел из лагеря Гехи и двинулся на Валерик.
  • Первая битва на реке Валерик описана в поэме Михаила Лермонтова «Валерик».
  • Первая битва на реке Валерик описана в поэме Михаила Лермонтова «Валерик».
  • 11 июля произошло малое сражение на реке Валерик, памятное стихотворению Лермонтова.
  • Повстанцы, видимо, предвидели движение русских и в течение трех дней укрепляли берега Валерика с помощью бастиса и обломков.
  • Поэма Лермонтова «Валерик» впервые опубликована (с пропусками) в 1843 году в сборнике «Заря».
  • В ходе других боев В пятницу российские военные заявили, что войска устроили засаду на боевиков возле юго-восточного города Валерик, убив 15 человек, сообщило информационное агентство Интерфакс.
  • Путь движения отряда вел к селу Ачхой, дорога к которому проходила через Чехинский лес и пересекала реку Валерик.
  • Федеральные силы блокировали села Рошни-Чу, Мартан-Чу, Гехи-Чу, Шалажи и Валерик для проведения так называемых зачисток.
  • Валерик сложно увидеть в предложении .
  • Ожесточенным авиационным и артиллерийским обстрелам в субботу подверглись села Закан-Юрт, Лермонтово, Катыр-Юрт, Валерик и Гехи. Об этом сообщил чеченский полевой командир Ахмед Баснукаев.
  • Значение Валерика как «река мертвых» до сих пор употребляется метафорически: битва под Комсомольским называлась «Валериком конца ХХ века».
  • Значение имени Валерик как «река мертвых» до сих пор употребляется метафорически: битва под Комсомольским называлась «Валериком конца 20 века».
  • Тем временем российские войска в воскресенье проводили то, что официальные лица назвали «спецоперациями» в городах Валерик и Урус-Мартан к юго-западу от Грозного, сообщает ИТАР-ТАСС.
  • 11 июля состоялось знаменитое сражение на реке Валерик, в котором принял участие Михаил Лермонтов (впоследствии он напишет это событие в поэме «Валерик»).
  • 11 июля состоялось знаменитое сражение на реке Валерик, в котором принял участие Михаил Лермонтов (впоследствии он напишет это событие в поэме «Валерик»).
  • Местные жители рассказали, что повстанцы были уверены, что русские не смогут переправиться через Валерик, поэтому в Ачхое и других близлежащих селах жители не уходили, пока русские не прибыли.
  • В пятницу в районе села Валерик Урус-Мартановского района на мине подорвались двое омоновцев, находившихся в военном грузовике, пятеро получили ранения, сообщил представитель назначенной Москвой администрации Чечни.
  • Некоторое время продолжались стычки в лесу у загона, который мятежники обороняли особенно упорно, но к шести часам бой стал стихать и выведенные из леса саперы стали оказывать помощь конвою в переправе через Валерик .
  • Некоторые названия притоков рек Сунжи и Терек отсылают к ожесточенной борьбе за контроль над реками: Валерик (или Валарг) означало «река человеческой смерти» на нахском языке, а Мартан произошел от сарматского корня и означало «река мертвых».
  • Другие предложения:  1  2
Соседи

«valerija» в предложении,   «valerijan» в предложении,   «valerije» в предложении,   «valerijs» в предложении,   «valerijs» в предложении,   «valerijs» iv в a ,   «валерик река» в предложении,   «валерин» в предложении,   «валерин» в предложении,   «валерио» в предложении,   

Как поставить, написать и определить валерик в предложении и как слово валерик используется в предложении и примерах? valerik造句, valerik造句, 用valerik造句, valerik значение, определение, произношение, синонимы и примеры предложений предоставлены ichacha. net.

Тема войны в творчестве Лермонтова. Лермонтова о войне

Тема войны в творчестве Лермонтова занимает одно из главных мест. Говоря о причинах обращения к ней поэта, необходимо отметить обстоятельства его личной жизни, а также исторические события, повлиявшие на его мировоззрение и нашедшие отклик в произведениях.

Важные события из биографии

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году, когда русские окончательно разгромили войска Наполеона. В возрасте одиннадцати лет он стал свидетелем восстания декабристов на Сенатской площади. От пугачевского бунта его отделяло каких-то пятьдесят лет. В 1830 году произошла Французская революция, и в России начались крестьянские волнения. Будущему поэту и прозаику на тот момент было шестнадцать лет. Неудивительно, что две войны — Отечественная война 1812 года и Пугачевское восстание — глубоко врезались в память не только Лермонтова, но и многих его современников.

Война с Наполеоном особенно волновала поэта по многим причинам. В первую очередь она, конечно, показала всю силу и могущество русского народа. Также описание войны 1812 года было своего рода жалобой на современное поколение, живущее в позоре. Причем в нем принял участие отец Лермонтова, а любимыми дедами поэта — Афанасием и Дмитрием Столыпинами — стали герои Бородина. Поэтому неудивительно, что дома постоянно обсуждалась тема войны. Лермонтов, как губка, впитывал эти разговоры.

Стихи о войне

О войне говорили и в Московском университете, и в Школе гвардейских подсобников и кавалерийских юнкеров, где учился Лермонтов. Стихи о войне 1812 года он начал писать довольно рано, еще подростком.

«Бородинское поле»

Одним из первых произведений, посвященных Бородинскому сражению, была поэма «Бородинское поле». Он написал ее в возрасте семнадцати лет. В этом юношеском стихотворении Лермонтов демонстрирует свою решимость бороться за Родину до конца. Повествование ведется от первого лица, поэтому читателю сложно понять, с кем он ведет диалог — с простым солдатом, офицером, пехотинцем или артиллеристом. Образ героя не претендует на историко-документальный, ведь юный Лермонтов еще не избавился от романтических мировоззрений. Его речь еще далека от народной, он использует книжные слова, навеянные лирикой Жуковского. Например: «сыны полуночи», «могильный балдахин», «роковая ночь».

«Бородинское поле» сильно отличается от всего, что было написано о битве ранее. И дело даже не в том, что в поэме идеально сочетаются вымысел автора и реальные события битвы. Герой Лермонтова полон жизни, в нем нет той отстраненности, которая была присуща героям вышеупомянутого Жуковского.

Два великана

Военная тема — одна из основных, на которые писал юный Лермонтов. Война 1812 года также затрагивается в поэме «Два великана». В ней поэт иносказательно изображает победу России над Наполеоном. Он использует просторечные выражения, песенные мотивы и сказочные формулы, былинные образы «русских богатырей», побеждающих зло.

Особенно бросается в глаза лаконичное соперничество между «дерзким» новичком и мудрым «русским великаном». В этих двух противниках мы видим аллегорическое противостояние России и Франции, Кутузова и Наполеона, двух армий, двух народов. Один — «старый русский великан» — проявляет всю силу и непоколебимую волю русского народа, а другой — «трехнедельный удалой» — уверенно и смело, по-наполеоновски, считает, что, взяв Москву, он победит.

Русский витязь абсолютно спокоен, как будто знал, что не проиграет. Второй великан мечтает о торжественной победе, разум его затуманен прошлыми победами. В этом мы видим его безрассудство и даже дерзость, даже если он был смелым, мужественным, сильным. Лермонтов о войне был именно такого мнения: француз зазнался. Поэтому в стихотворении битва не показана, потому что ее вообще не могло быть.

Бородино

Анализируя произведения Лермонтова о войне, нельзя не сказать несколько слов об известном стихотворении поэта — «Бородино», написанном в 1837 году, к двадцать пятой годовщине Отечественной войны. 1812.

В школьные годы мы выучили наизусть эти огненные строки. Впервые в литературе война описывается с точки зрения рядового артиллерийского солдата. В «Бородинском поле» Лермонтов уже пытался показать бой как массовое сражение, но именно в «Бородине» ему удалось нарисовать поистине эпическую картину: исход боя всецело зависел от действий людей, их сплоченности. и солидарность. Солдаты были готовы ценой своей жизни добиться победы: «мы будем стоять головой за Родину».

Бородинский герой проще, популярнее своего романтического предшественника. Лермонтову удается через обыденные слова показать нам психологию героя, обычного воина: «уши на макушке», «утром пушки зажгли», «большое поле». Лермонтов написал Бородино на основе фактов. На этот раз он отказался от авторского вымысла, воссоздав картину боя по достоверным источникам. Несмотря на небольшой объем, Бородино стало целой поэмой о наполеоновской войне.

Кавказская война

Тема войны в творчестве Лермонтова вряд ли будет полностью раскрыта без упоминания Кавказа. Он, безусловно, занимает особое место в сердце поэта. Здесь он жил, впервые влюбился, воевал и умер.

Впервые на Кавказ Лермонтов приехал шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Арсеньева привела его на лечение. В одиннадцатилетнем возрасте юный поэт впервые испытал глубокое чувство любви, которое запомнилось ему на всю жизнь.

В 1837 году безвестный Лермонтов, потрясенный неожиданным известием о смерти Пушкина, написал стихотворение «Смерть поэта». В одночасье он становится знаменитым, но вместе со славой получает и связь с Кавказом. Правда, благодаря стараниям бабушки она продержалась всего несколько месяцев.

В 1840 году после дуэли с Эрнестом Барантом Лермонтова снова отправили на Кавказ. Второе звено сильно отличалось от первого, которое больше походило на путешествие по живописным местам. На этот раз Николай I потребовал, чтобы Лермонтов принял участие в боях. Война на Кавказе в те годы усугублялась восстанием горцев.

В бою поэт проявил себя отважным и хладнокровным воином. Он совершенно не боялся быть убитым, поэтому мог ездить один возле позиций, где были враги. Известно, что сами горцы уважали поэта за бесстрашие. Стоит полагать, что именно на Кавказе формировалось отношение Лермонтова к войне.

Поэт рисовал с детства. Часто на картинах он изображал Кавказ, его живописные пейзажи, сражения, в которых он участвовал. Благодаря этим картинам мы можем многое узнать о военных событиях, пережитых Лермонтовым. Поэта поразила красота высоких гор, обряды и обычаи местного населения. Скорее всего, именно отсюда и берет начало столь колоритная литература Лермонтова.

Валерик

Во время ссылки на Кавказ тема войны в творчестве Лермонтова пополнялась новыми произведениями. Одним из них было стихотворение «Валерик». Участвуя в военных сражениях, Лермонтов руководил журналом, основу которого составил Валерик. Стихотворение названо в честь реки, протекающей на Кавказе. Сравнивая «Валерика» с конспектами из журнала, можно увидеть, что они совпадают не только с фактами, но и со стилем написания, и даже целыми строками.

Начало поэмы – любовное послание, адресованное Варваре Лопухиной, чувства, к которым поэт пронес сквозь многие годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *