Краткое содержание «Нос» Гоголя, краткий пересказ, повесть в сокращении
«Нос». Художник В. Власов |
Повесть «Нос» является одним из самых известных произведений выдающегося писателя Н. В. Гоголя.
В этой статье представлено краткое содержание повести «Нос» Гоголя, краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Смотрите: Все материалы по повести «Нос»
I
Петербург. Первая половина XIX века.
25 Марта.
Парикмахер (цирюльник) Иван Яковлевич как обычно завтракает у себя дома. Он разрезает хлеб и вдруг внутри видит нос. Это нос его клиента, майора Ковалева, которого он бреет по средам и воскресеньям.
Жена устраивает цирюльнику скандал и требует избавиться от носа. Тот заворачивает свою находку в тряпочку и идет на улицу. Ему не сразу удается выкинуть нос. В итоге он выбрасывает его в реку Неву и чувствует огромное облегчение. Правда, какой-то полицейский замечает его на мосту и подзывает к себе. Иван Яковлевич пытается выкрутиться, но полицейский что-то подозревает.
II
В то же утро клиент Ивана Яковлевича, майор Ковалев просыпается и обнаруживает, что у него нет носа. Ковалева это очень расстраивает: теперь без носа ему трудно будет заниматься делами. А у него приличный чин и неплохи знакомства. Он хотел бы жениться на богатой девушке. Он некоторое время назад приехал в Петербург, чтобы найти хорошую должность. Он одевается хорошо и аккуратно, любит каждый день гулять на Невском проспекте.
Потрясенный этим событием, он закутывается в плащ, накрывает лицо платком и выходит на улицу. На улице он вдруг видит странное зрелище: у одного дома останавливается карета и из нее выпрыгивает солидный господин в мундире. Ковалев понимает, что этот господин и есть его нос.
Ковалев следует за носом, который тем временем входит в Казанский собор и начинает набожно молиться. Ковалев видит, что его нос — человек не бедный и носит чин статского советника. Ковалев подходит к носу и отчитывает его за его исчезновение. Нос не понимает претензии Ковалева и дерзко заявляет ему, что между ними не может быть ничего общего, они не знакомы и не служат вместе. Затем нос едет дальше по своим делам. Майор Ковалев теряет его след.
Ковалев видит, что его нос ведет себя дерзко и на него трудно найти управу. Он решает дать объявление в газету о пропаже носа, но в газете отказываются публиковать такой абсурд. Затем он идет к начальнику полиции, но тот отказывается ему помогать. Бедный Ковалев ни с чем возвращается домой.
Внезапно к нему приходит полицейский, который ранее на мосту видел цирюльника Ивана Яковлевича. Полицейский сообщает Ковалеву, что его нос найден, что полиция перехватила его по дороге в Ригу. А пьяница-цирюльник Иван Яковлевич уже задержан. Полицейский вручает Ковалеву его нос, а тот в благодарность дает ему денег.
Заполучив свой дорогой нос, Ковалев пытается прикрепить его на место, но безуспешно. Он зовет знакомого доктора, но тот отказывается помочь: он советует не пришивать нос, чтоб не навредить здоровью.
На следующий день Ковалев пишет штаб‑офицерше Подточиной письмо и обвиняет ее в том, что это она что-то «наколдовала» с его носом, чтобы принудить его жениться на ее дочери. Он требует прирастить ему назад его нос. Госпожа Подточина вежливо отвечает ему в письме, что ничего не знает про нос, но что что она по-прежнему не против выдать дочь замуж за него. Ковалев понимает, что Подточина не виновата в истории с носом.
Тем временем в городе начали ходить слухи про нос Ковалева, который самостоятельно ходит по улицам.
III
7 апреля, спустя почти 2 недели после пропажи носа, майор Ковалев просыпается утром и обнаруживает, что нос вернулся на его лицо. Майор безумно радуется. К нему приходит его цирюльник Иван Яковлевич с виноватым видом. Ковалев просит его быть осторожнее, тот бреет его как всегда.
Довольный собой Ковалев отправляется по городу по делам, а также чтобы заодно покрасоваться своим вернувшимся носом. Он едет уточнить по поводу должностей, которые пытается заполучить. Он также встречает некоторых знакомых, в том числе штаб-офицершу Подточину с дочкой, и мило с ними беседует. Правда он решает все же не жениться на дочке Подточиной.
Далее автор говорит, что эта история с носом слишком неправдоподобна и бесполезна для общественности. С другой стороны, автор допускает, что бывают и такие, пусть и очень странные случаи.
***
Это было краткое содержание повести «Нос» Н. В. Гоголя, краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Смотрите: Все материалы по повести «Нос»
«Нос» – краткое содержание — Русская историческая библиотека
На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст повести «Нос». Читайте также статьи Гоголь Николай Васильевич – биография, Гоголь – биография и творчество, Гоголь «Невский проспект» – краткое содержание, Гоголь «Невский проспект» – анализ, Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала» – краткое содержание, Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» – краткое содержание
Повесть «Нос» была написана Н. В. Гоголем в 1836. Сам Гоголь считал её обыкновенной шуткой и долго не соглашался печатать. Юмор – главная часть содержания «Носа», хотя и далеко не единственная. В повести Гоголя смех тонко переплетается с меткими зарисовками тогдашней бытовой жизни. Излагая краткое содержание «Носа», мы по возможности попытаемся передать обе эти характерные его черты – и юмор в первую очередь.
Гоголь. Нос. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Петербургский цирюльник Иван Яковлевич, проснувшись утром, чувствует запах горячего хлеба, который печёт его сварливая жена Прасковья Осиповна. Сев за стол, он начинает резать хлеб – и вдруг обнаруживает внутри что-то белое и плотное. Запустив пальцы, Иван Яковлевич достаёт из краюхи человеческий нос.
«Где это ты, зверь и пьяница, отрезал нос? – кричит ему жена. – Разбойник, я уже от трёх человек слышала, что ты во время бритья так теребишь за носы, что еле держатся!»
Иван Яковлевич узнаёт нос: тот принадлежит майору Ковалёву, которого он бреет дважды в неделю. Цирюльник ничего не понимает: «происшествие несбыточное, ибо хлеб – дело печёное, а нос совсем не то». Гоголь описывает, как Иван Яковлевич в страшном беспокойстве заворачивает нос в тряпку и выносит на улицу, чтобы выбросить где-нибудь. После нескольких неудачных попыток цирюльник выходит на мост через Неву и, делая вид, что рассматривает бегающую рыбу, незаметно швыряет тряпку с носом в воду. Облегчённо вздохнув, он уже собирается идти в трактир за стаканом пунша, но в это время его подзывает стоящий поодаль квартальный надзиратель и спрашивает, что это он делал, стоя на мосту…
В это же время в одной из петербургских квартир просыпается коллежский асессор Ковалёв – мелкий гражданский чиновник, который, тем не менее, любит называть себя по-военному майором. Взглянув в зеркало, чтобы проверить, исчез ли прыщик, вскочивший у него на носу вчера, он обнаруживает, что носа нет: вместо него видно лишь гладкое место. Ситуация скандальная! Ковалёв любит прохаживаться по Невскому проспекту и собирается искать вице-губернаторского места. Он не прочь и жениться, если за невестою случится двести тысяч капиталу. Но как теперь всё это делать без носа?!!
Закрыв платком лицо, Ковалёв выбегает из дома, чтобы ехать прямо к обер-полицмейстеру. Но как на беду нет ни одного извозчика. Стоя на улице, Ковалёв вдруг видит неизъяснимое явление: его собственный нос выходит из кареты в мундире статского советника и скрывается в подъезде одного дома. Через две минуты нос выходит обратно и, крикнув кучеру: «Подавай!», уезжает.
Ковалёв бежит за каретой. Она останавливается перед Казанским собором. Ковалёв вбегает в собор и видит, как его нос, спрятав лицо своё в высокий стоячий воротник, молится с выражением величайшей набожности. Подойдя ближе, Ковалёв с минуту покашливает, но потом всё же решается прямо заговорить с носом, хотя тот, судя по мундиру, гораздо выше его чиновным рангом.
Иллюстрация Кукрыниксов к «Носу» Гоголя
«Что вам угодно?» – спрашивает нос. Ковалёв объясняет, что нос «должен знать своё место, а не стоять в церкви». «Я майор, знакомый со многими дамами, и мне неприлично ходить без носа… А вы ведь мой собственный нос». «Вы ошибаетесь, милостивый государь», – раздражённо отвечает нос.
Внимание Ковалева на минуту отвлекается видом вошедшей в собор миловидной молодой дамы. Майор с удовольствием разглядывает её свежий подбородок, но в этот момент вспоминает, что у него нет носа. Со слезами на глазах он поворачивается к носу, чтобы назвать его плутом и подлецом. Однако того уже нет на месте: вероятно, он отправился к кому-нибудь с визитом.
В отчаянии майор ловит извозчика и едет к обер-полицмейстеру. Того не оказывается дома. Ковалёв раздумывает, не обратиться ли с жалобой в Управу благочиния, ибо его нос – явно такой человек, для которого нет ничего священного. Но, поразмыслив, он решает сначала сделать публикацию о бессовестно улизнувшем носе в газете.
Газетная экспедицию, куда приезжает Ковалёв, представляет собой маленькую комнатёнку со множеством визитёров, пришедших дать объявления. Их принимает сидящий за столом седой чиновник во фраке и очках. Ковалёв сообщает, что от него сбежал нос, обманно вырядившийся в мундир статского советника, а он сам, как майор, не может быть без такой заметной части тела: это не «мизинный палец на ноге, которую в сапог – и никто не увидит».
Смешавшийся чиновник во фраке отказывается брать объявление Ковалёва, говоря, что если в газете написать о пропаже носа, то она может потерять репутацию. Он рассказывает про похожий случай: один гражданин, заплатив 2 рубля 73 копейки, дал в газете объявление об исчезновении чёрного пуделя, а этот пудель потом оказался казначеем некоего заведения. Чтобы убедить седого господина, Ковалёв снимает тряпку с лица. Чиновник подтверждает, что видит вместо носа «место, совершенно гладкое, как будто бы только что выпеченный блин», но брать объявление всё равно не хочет. Он советует майору обратиться в один из литературных журналов, где искусное перо опишет «это редкое произведение натуры» так, что, по крайней мере, будет полезное назидание юношеству.
Стараясь успокоить совсем расстроенного Ковалёва, седой чиновник любезно предлагает ему понюхать табачку. Ковалёв принимает это за издёвку: чем же нюхать, когда носа у него нет? С возгласом: «чтоб чёрт побрал ваш табак» он отправляется к знакомому частному приставу, в чьём доме вся передняя заставлена сахарными головами, принесёнными от соседних купцов. Пристав обожает подношения и из всех видов их более всего предпочитает государственные ассигнации: «нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». Но как раз собравшийся соснуть после обеда пристав принимает майора грубо, заявив, что «у порядочного человека носа не оторвут».
Обессиленный Ковалёв возвращается домой, где его лакей Иван, лежа на запачканном диване, плюёт в потолок и довольно удачно попадает в одно и то же место. Оказавшись в своей комнате, майор печально сетует: «без носа человек – черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин». Он щипает себя, дабы убедиться, что не пьян, и вновь рассматривает в зеркале свой «пасквильный вид».
Раздумывая о причинах пропажи носа, Ковалёв предполагает: виной всему могла быть штаб-офицерша Подточина, которая желала, чтобы он женился на ее дочери. Майор и сам любил приволокнуться за этой дочерью, но избегал «окончательной разделки». И потому штаб-офицерша, верно из мщения, решилась его испортить и наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб.
В этот момент в квартиру Ковалёва входит квартальный полицейский чиновник и рассказывает, что пропавший майорский нос нашёлся: он был схвачен с поличным, когда садился в дилижанс, чтобы ехать в Ригу по поддельному пашпорту, выписанному на чужое имя. В этом деле замешан и один мошенник-цирюльник.
Квартальный подаёт Ковалёву завёрнутый в тряпочку нос, громко сетуя на растущую дороговизну, которая при его многосемейности очень тяжела. Поняв намёк, Ковалёв суёт ему в руки красную ассигнацию. После ухода надзирателя майор рассматривает принесённый им свёрток и радостно понимает: нос действительно его, слева на нём виден вскочивший вчера прыщик. Но минутное торжество сменяется тревогой: Ковалёв не знает, как заставить нос пристать на прежнее место.
Дрожащими руками он подносит нос к лицу, но тот не приклеивается даже после того, как майор греет его дыханием и уговаривает: «ну, полезай, дурак!» Ковалёв посылает тогда лакея Ивана к соседу-доктору. Вскоре входит видный мужчина с прекрасными смолистыми бакенбардами и, произнеся несколько раз «Гм!», начинает осматривать Ковалёва. Взяв его за подбородок, врач даёт щелчка по месту, где прежде был нос – Ковалёв от этого так откидывает голову назад, что ударяется затылком о стену. Отведя его от стены, доктор даёт второго щелчка, качает головой и уговаривает майора оставаться так, как есть сейчас, потому что нос легко можно приставить, но «это будет только хуже».
Ковалёв умоляет врача приставить нос, чтобы он держался хоть как-нибудь. Майор согласен даже «в опасных случаях подпирать нос рукой» – а иначе ему невозможно будет делать визиты в хорошие дома. Но доктор лишь советует ему мыть место носа холодной водой – и «я вас уверяю, что вы, не имея носа, будете так же здоровы, как если бы имели его». Врач предлагает Ковалёву заспиртовать нос и продать его за порядочные деньги. «Лучше пусть он пропадёт!» – в отчаянии кричит майор.
После ухода доктора Ковалёв садится писать письмо штаб-офицерше Подточиной. В нём он ставит ей на вид, что её участие в истории с замаскированным под чиновника носом не тайна для него. Если нос не будет сегодня же на своем месте, майор грозит «прибегнуть к защите и покровительству законов». Вскоре приходит ответ от Подточиной. Она уверяет, что никогда не принимала у себя никакого замаскированного чиновника и что никогда не думала оставить Ковалёва с носом, то есть дать ему отказ в случае возможного сватовства к её дочери. Подточина, напротив готова сей же час удовлетворить майора, «ибо это составляло всегда предмет её живейшего желания». Ковалёв приходит к выводу, что Подточина, видимо, и вправду не виновата.
Меж тем слухи о его сбежавшем носе распространяются по всему Петербургу – и с самыми красочными прибавлениями. На Невский проспект стекаются толпы любопытных, чтобы проверить рассказы о том, что нос каждый день ровно в три часа выходит на прогулку. Один спекулятор изготавливает прочные деревянные скамьи, с которых удобно высматривать нос, и разрешает желающим становиться на них за плату в 80 копеек. Правда, благонадёжные люди недовольны этой шумихой…
Недели через две после происшествия проснувшийся утром Ковалёв вдруг замечает, что нос, как ни в чём не бывало, находится на его лице. Наличие носа удостоверяет и лакей Иван. Вне себя от радости Ковалёв прежде всего едет бриться к цирюльнику Ивану Яковлевичу. Тот вначале встречает его боязливо, но, увидев нос на месте, успокаивается. Бритьё сильно затрудняется для Ивана Яковлевича тем, что он старается не браться за нос руками. Счастливый Ковалёв, уже не кутая лицо, выходит на улицу и делает визиты. Случайно встретив штаб-офицершу Подточину с дочерью, он ведёт с ними долгий и весёлый разговор, вынимая при этом табакерку и щедро набивая нос «с обоих подъездов».
Вот какая история случилась в северной столице нашего обширного государства! – заключает Гоголь свою короткую повесть. – Хотя никому до сих пор неизвестно, как произошло отделение носа и появление его потом в разных местах под видом статского советника – подобные происшествия (улыбается Гоголь) бывают на свете, – редко, но бывают.
© Автор статьи – Русская историческая библиотека.
«Нос» Гоголя краткое содержание главы
«Нос» — сатирический абсурд Гоголя.
«Нос» Гоголь краткое содержаниеГлава 1 «Нос» краткое содержание
Эта история началась 25 марта в Санкт-Петербурге. Утром цирюльника Ивана Яковлевича разбудил запах свежего хлеба, который испекла его жена Прасковья Осиповна. Иван Яковлевич поспешил сесть за стол и стал резать горячий хлеб. Внезапно он нашел человеческий нос внутри буханки. Жена парикмахера тут же закатила истерику и обвинила мужа в том, что он является носом одного из клиентов Ивана Яковлевича. Мол, срезал по неосторожности во время бритья.
Цирюльник внимательно осматривает нос и понимает, что он принадлежит майору Ковалеву, который посещает парикмахера два раза в неделю. Иван Яковлевич был потрясен случившимся: сначала он не знал, что делать с таким неприятным сюрпризом, а потом решил, что надо избавиться от носа.
Он выходит на улицу и делает несколько безуспешных попыток выбросить орган Ковалева. Цирюльник боится, что кто-нибудь увидит его с чужим носом. Наконец ему удается бросить сверток в Неву. Иван Яковлевич вздыхает с облегчением, но тут его зовет квартальный и спрашивает, что делал цирюльник на мосту.
Глава 2 «Нос» краткое содержание
Примерно в это же время в одной из петербургских квартир проснулся мелкий чиновник Ковалев, который очень любит называть себя майором. Ковалев видит в зеркале, что его нос исчез, вместо него только гладкое место. Он в панике, и прежде всего потому, что рушится грандиозный план: найти доходное место в госдепартаменте и жениться на богатой девушке. Но как это сделать без носа?
Ковалев закрывает лицо платком и выбегает на улицу в поисках извозчика. Он собирается пойти на прием к начальнику полиции. В ожидании извозчика происходит что-то странное: из подъехавшей кареты выходит нос в мундире статского советника. Он входит на крыльцо дома, вскоре возвращается, садится в карету и уезжает.
Ковалеву удается догнать съемочную группу возле Казанского собора. Он заходит внутрь и видит, что его нос молится. Майор пытается заговорить своим беглым носом и объяснить, что его место на лице, а не в соборе. Однако нос так не думает. Даже аргумент о том, что сейчас Ковалев не может познакомиться с красивой девушкой, на его нос не действует. Вскоре он исчезает из собора.
В отчаянии Ковалев бросается к начальнику милиции, но не находит чиновника дома. Тогда он решает разместить объявление о сбежавшем носе в местной газете. Редакция издания располагается в небольшом душном помещении, где много посетителей, пришедших по рекламе.
Седому человеку в очках Ковалев рассказывает о беглом носе, а также о том, что он видел, как его недостающий орган разъезжал в мундире статского советника.
Седой господин в очках внимательно слушает майора, но отказывается делать такое объявление. Он мотивирует свое решение тем, что газета может потерять свою репутацию, если вы напишете в ней о сбежавшем носу. Объявитель рассказывает Ковалеву историю о том, как один человек заплатил 2 рубля 73 копейки и сообщил в газету о пропаже пуделя. А потом этот пудель оказался казначеем одного важного учреждения.
Чтобы доказать правдивость своего сообщения, майор в отчаянии снимает платок и показывает безликое лицо господину в очках. Он убеждается, что видит совершенно гладкое место, но все равно отказывается принять рекламу и предлагает Ковалеву утешить понюхать табак.
Майор воспринимает это предложение как личное оскорбление и идет к знакомому частному приставу. Но и здесь Ковалеву не повезло. Пристав прилег отдохнуть только после обеда и поэтому обращается с майором довольно грубо. Он говорит Ковалеву, что у порядочного человека носа не оторвать.
Вернувшись домой, Ковалев внимательно рассматривает себя в зеркале, пытаясь найти причину потери носа. Он убеждает себя, что история не обошлась без колдовства штаб-офицера Подточиной, которая возжелала, чтобы Ковалев женился на ее дочери. Эта девушка нравится майору, но не настолько, чтобы жениться.
Размышления о пропаже прерывает квартальный, который приходит с докладом о задержании носа Ковалева при попытке выезда в Ригу по поддельному «паспорту».
Ежеквартальный дает Ковалеву сверток и между делом жалуется на дороговизну жизни. Майор, прекрасно поняв квартальный намек, дает ему денег и разворачивает тряпку. Он ужасно рад, что держит нос руками. Однако возникает новая проблема – нос не хочет возвращаться на прежнее место.
Тогда Ковалев посылает за врачом, который после осмотра делает вывод, что лучше оставить все как есть. Он уговаривает майора продать свой алкогольный нос за крупную сумму. Ковалев, в свою очередь, уговаривает врача как-то вернуть его нос на прежнее место. Он не согласен.

Через некоторое время по Петербургу начинают ходить невероятные слухи: ходячий нос видели на Невском проспекте, в магазине, в саду и т. д. Тысячи зевак приходят в эти места в предвкушении зрелища. Один предприимчивый спекулянт стал делать скамейки деревянные и за деньги разрешает на них стоять, чтобы удобно было нос высматривать.
Глава 3 Нос Резюме
Через две недели после пропажи, а точнее 7 апреля, Ковалев обнаруживает свой нос на том же месте. Майор очень доволен!
К нему подходит парикмахер Иван Яковлевич и очень тщательно бреет Ковалева. Делает он это медленно, потому что не берет нос в руки.
Майору больше не нужно скрывать свое лицо, за день он ходил куда только мог: в кондитерскую, в отдел, с другом, а когда встретил начальника с дочерью, у него был долгий разговор с их и даже чувствовал запах табака.
В конце рассказа рассказчик намекает, что в этой истории довольно много вымысла. Например, остается загадкой, как нос отделился от лица майора Ковалева и разгуливал по городу в мундире статского советника.
‘НОС’ — ПРИЧАСТНЫЙ, ТРАГИЧЕСКИЙ, КОМИКС
Реклама
Продолжить чтение основной истории
Харлоу Робинсон
- 9 0074 Кредит… Архив New York Times
См. статью в ее первоначальном контексте от
17 марта 1985 г., раздел 2, стр. 21Купить репринты
Посмотреть на Timesmachine
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
Носы всегда играли важную роль в литературе, от «Пиноккио» до «Сирано де Бержерака». государственный служащий, который просыпается однажды утром и обнаруживает, что его «орган обоняния», на котором всего накануне вырос новый здоровый прыщ, исчез с его лица. Там, где он когда-то гордо торчал, теперь «место плоское, как свежеиспеченный блин». Прежде чем вновь вернуться на лицо главного героя так же необъяснимо, как и исчезло, нос наслаждается гламурным самостоятельным существованием петербургского денди, вызывая у него завистливые чувства. владелец невыразимое отчаяние и смущение.
Причудливая смесь трагического и комического «Нос», изданный в России в 1836 году, является одним из величайших рассказов XIX века и интригует поколения диссертантов, критиков всех возможных убеждений, фрейдистов. психологов, режиссеров, актеров и как минимум одного композитора — Дмитрия Шостаковича (1906-1975).
В среду, пятницу и следующее воскресенье Манхэттенская музыкальная школа даст первые нью-йоркские представления – как ни странно – «Носа» Шостаковича, блестящей и эксцентричной оперной интерпретации повести Гоголя. Лу Галтерио, руководитель оперной постановки Манхэттенской школы, ставит спектакль по проекту Томаса Умфрида. Дирижировать будет Дэвид Гилберт, музыкальный руководитель Гринвичской (Коннектикут) филармонии и бывший приглашенный дирижер Пекинской центральной филармонии в Китае. Все 41 актерский состав — нынешние студенты (или недавние выпускники) оперной программы Манхэттенской школы.
В музыкальном, драматическом и эмоциональном плане «Нос» является одним из забытых шедевров оперы 20-го века, произведением тревожной оригинальности, силы и видения, которое по-своему столь же глубоко, как и история, на которой он основан. Как и многие другие произведения этого композитора, она также имеет странный политический подтекст, который оценил бы Гоголь, частый объект цензурных капризов.
Зрелость и техническое совершенство «Носа», завершенное в 1928, впечатляют еще больше, учитывая возраст Шостаковича, когда он ее сочинил, — 21 год. Но к тому времени, когда не по годам развитый Шостакович — недавний выпускник Ленинградской консерватории — написал свою первую оперу, он уже был известен своей Первой симфонией, получившей мировую известность вскоре после премьеры в 1926 году, когда ему было 19 лет.
Что привлекло Шостаковича в «Носе», так это своеобразное сочетание трагедии и комедии, сатирический, даже гротескный стиль. Он так высоко ценил гоголевскую прозу, что Шостакович стремился максимально сохранить ее в либретто и создать музыкальную обстановку, которая следовала бы за текстом, не заслоняя его. Шостакович обратился за помощью к трем писателям: Георгию Йонину, Александру Прейсу (который несколько лет спустя также работал над либретто «Леди Макбет Мценского уезда») и Евгению Замятину. Поскольку повесть Гоголя коротка, в них были включены некоторые диалоги из других его произведений — особенно для неистовых массовых сцен — и даже текст песни, исполненный персонажем романа Достоевского «Братья Карамазовы» 9.0005
10 сцен «Носа» состоят из трех коротких актов и эпилога, перемежающихся четырьмя оркестровыми интермедиями (одна из них только для ударных), но вся опера длится всего около 90 минут. Две сцены — одна на почтовой станции, где нос захватывается и уничтожается истеричной толпой, другая — тщательно продуманное интермеццо, в котором различные эпизодические персонажи объединяются во всевозможные хитроумные вокальные группировки, распространяя фантастические слухи о приключениях носа — в оригинальной повести Гоголя нет.
Знакомство Шостаковича с кинотехникой помогает объяснить быстрый, эпизодический и монтажный темп. Одной из его первых работ была работа пианистом в кинотеатре немого кино, а свой первый саундтрек к фильму «Новый Вавилон» он написал вскоре после завершения «Носа». влияние оказало общение Шостаковича с режиссером-авангардистом Всеволодом Мейерхольдом (1874-1940). Во время написания «Носа» Шостакович жил в московской квартире Мейерхольда и играл на фортепиано в нескольких постановках театра Мейерхольда. Мейерхольд обожал Гоголя и в 1919 году поставил знаменитую постановку его пьесы «Ревизор».26. Хотя Мейерхольд не работал непосредственно над «Носом», именно от Мейерхольда и его приемов исходят некоторые особенности оперы: абстрактная и нереалистичная постановка, использование приемов пантомимы и импровизации, обезличивание персонажей. в кукольные фигуры, контраст пафосного и бурлеска, пародия на сентиментальную популярную музыку.
Мейерхольд был арестован в 1939 году за якобы антисоветские художественные взгляды и расстрелян в тюрьме в начале 1940.
В музыкальном плане «Нос» — одно из самых смелых авангардных произведений Шостаковича. Написанная для необычного камерного оркестра, включающего шесть перкуссионистов, две арфы, фортепиано, балалайку и домру (традиционные русские струнные инструменты), партитура переполнена чаплинскими галопами, гротескно-ритмичными польками и причудливыми вальсами. Тревожные и новые звуковые эффекты имеются в большом количестве.
Когда герой Ковалев впервые появляется, проснувшись, вокальная партия призывает его рычать, зевать и рыгать, а контрафагот (в самом низком регистре), тромбон, ксилофон и соло на скрипке создают странно игривый и грубый аккомпанемент. Партия Носа предназначена для «тенора с заложенным носом», тогда как партия Полицейского инспектора написана для очень высокого тенора (или контртенора) и часто выходит выше высокого C.
Оперные условности выступают прежде всего как объект пародии. Арии и традиционные ансамбли изгоняются. Вместо них, однако, Шостакович изобретает замечательные — и часто весьма сложные — хоровые конструкции, такие как длинная сцена на почтовом вокзале (в постановке Галтерио превращенном в железнодорожный вокзал) и распространяющее слухи интермеццо. Здесь появляются и быстро исчезают многочисленные эпизодические персонажи; их спетые и разговорные части сплетаются в быстро движущуюся полифоническую ткань.
Самая запоминающаяся сцена происходит в Казанском соборе. Ковалев преследует беглого Носа (маскирующегося под преуспевающего государственного чиновника) в собор в надежде потребовать, чтобы тот вернулся в свое лицо. Шостакович использует все драматические и эмоциональные возможности, противопоставляя кажущееся нелепым противостояние густо слаженному, устрашающе красивому и сильно «русски звучащему» бессловесному богослужебному хору.
Во время репетиций с оркестром Манхэттенской школы мистер Гилберт обнаружил, что инструменталисты с большим энтузиазмом, чем обычно, относятся к оперной партитуре. «Очень приятно видеть Шостаковича в таком свете — его более поздние работы не столь экспериментальны в оркестровом колорите или в той невероятной атмосфере, которую он создает».0005
»Нос» был удивительно экспериментальным для своего времени; она выросла из бурной и напряженной культурной атмосферы послереволюционной России 20-х гг. После премьеры в Малом театре в Ленинграде 18 января 1930 года «Нос» был показан в 16 спектаклях и имел успех у публики. Но культурный климат в Советском Союзе внезапно изменился, поскольку Сталин утвердил свой контроль над всеми сферами жизни. Одна типичная рецензия осудила оперу как «ручную гранату анархиста», «подражание западноевропейским образцам» и детскую попытку «ошеломить публику».0005
Захватывающее (и нереалистичное) революционное искусство 1920-х перестало быть приемлемым, и «Нос» исчез с советской сцены через один сезон.
Оно вернулось лишь спустя много времени после смерти Сталина, в остроумной постановке, поставленной в 1974 году Камерным музыкальным театром в Москве. Шостакович, участвовавший в репетициях, умер через год.
Оперные труппы за пределами России заново открыли для себя «Нос». Многочисленные европейские компании, особенно в Германии, исполняли его за последние 20 лет. Опера Санта-Фе дала американскую премьеру в 1965, и Английская национальная опера под дирижированием сына Шостаковича Максима в 1979 году устроили крупное возрождение (первоначально поставленной труппой Новой оперы) постановки.
Джон Кросби, президент Манхэттенской школы и генеральный директор Fe Opera, участвовал в постановке Санта-Фе. Он предложил поставить «Нос» в Манхэттенской школе Лу Галтерио несколько лет назад, но мистер Гальтерио колебался из-за огромных вокальных требований партитуры. Только в этом году он почувствовал, что студенты, прошедшие прослушивание, смогут с ними справиться. И только в этом году Нью-Йоркская Сити Опера сняла с себя спектакль «Нос», о постановке которого давно думала. Опера будет исполнена Мерле и Диной Паффер в английском переводе, который также использовался в Санта-Фе.
Г-н Галтерио признается, что поначалу певцы, которым Шостакович почти не дает возможности красивого бельканто, были разочарованы. «Ко мне подбегали студенты со слезами на глазах. Это произведение — мечта режиссера; певцы, возможно, не получают от этого столько же». Однако, по словам г-на Гилберта, процесс разучивания такой сложной и неизвестной оперы научит певцов и инструменталистов тому, как противостоять другим новым партитурам.
В постановке «Нос» г-н Галтерио и его дизайнер г-н Умфрид, который в этом году получил грант от Национального института музыкального театра, избегают реалистического подхода. Декорации за прозрачной сеткой просты — две деревянные дощатые платформы, одна выше другой, перед кирпичной стеной с пятью дверями, открывающими множество входов и выходов. Они не пытались поместить постановку в начало 19 века, а скорее примерно в 1900 год, и включили мало деталей того периода.
— Я не хочу, чтобы кто-то сидел здесь и думал, что смотрит часть истории, — объяснил Галтерио.