«Это нельзя сравнить даже со взрывом бомбы» Ровно 65 лет назад культ личности Сталина развенчали. Как это изменило историю СССР и России?: Политика: Россия: Lenta.ru
65 лет назад, 14 февраля 1956 года, в Москве начался XX съезд КПСС, на котором партийная верхушка разрушила то, на чем десятилетиями держалась вся власть и существование СССР вообще: был подвергнут критике и развенчан культ личности Сталина. С трибуны Хрущев обвинил его в кровавых преступлениях против собственного народа. Что на самом деле значил этот поворот в истории страны, какие свои цели преследовал Хрущев и почему сегодня культ личности Сталина возрождается? Об этом накануне 65-летия XX съезда «Лента.ру» спросила доктора исторических наук, главного научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН, профессора РГПУ им. А.И. Герцена Юлию Кантор.
«Лента.ру»: Часто вспоминают, что после того доклада Хрущева на XX съезде многие люди были потрясены. В одночасье рушилась картина мира целого поколения, основанная на роли Сталина в жизни советского государства и в судьбе каждого человека.
Чем это было для депутатов съезда и для всего общества? Какой была атмосфера?
Юлия Кантор: Тот доклад Хрущева нельзя сравнить даже со взрывом бомбы. Он произвел гораздо более сильное впечатление и эффект. И дело не только в том, что люди были потрясены. Важно то, как они были потрясены.
Не стоит думать, что в огромной советской стране, во всех ее республиках, люди все как один боготворили Сталина и партию. Дело в том, что, во-первых, с 1917 года (это очень важный момент — именно с 1917-го, а не с 1924-го, когда умер Ленин) страна жила в состоянии постоянного нагнетания напряжения, поиска внутреннего врага, а значит, и репрессий, которые только нарастали к 1937 году, но не закончились и в 1938-м, и 1939-м, и даже в послевоенное время.
Чуть забегая вперед скажу, что именно после войны, когда люди почувствовали себя победителями и освободителями (что совершенно справедливо), они имели полное право ждать послаблений режима. Но этого не случилось, внутри страны вновь стал раскручиваться маховик репрессий.
Первым городом, где это произошло, стал Ленинград — постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», и «метастазы» этого постановления расползлись по всей стране. Это было направлено против интеллигенции, в том числе и фронтовой — и это принципиальная вещь.
Далее было «Ленинградское дело», что опять же понятно: это было в городе, выдержавшем беспрецедентную блокаду. Руководители этого города как-то вдруг оказались сверхпопулярны по всему Советскому Союзу, и потому казалось, что они могли составить конкуренцию центральному руководству. В итоге они были выкошены все! Важно понимать: это не значит, что они были какими-то особенными, оппозиционными и резко отличались от других представителей партийной верхушки — вовсе нет, все там были примерно одинаковы, верные ленинцы-сталинцы. Просто чуть более самостоятельные. И опять же — началась кампания выкорчевывания руководителей, проявлявших хоть какую-то самостоятельность, — чтоб неповадно было.
Так вот, атмосфера была расколотая, я бы сказала.
С одной стороны, люди были шокированы: ведь не одно, а несколько поколений были воспитаны огнем и мечом в духе беспрекословного подчинения слову партии, а значит — первому лицу, товарищу Сталину, который с 1924 по 1953 год царствовал в стране. С другой стороны, огромное число людей — как прошедших лагеря, так и имевших родственников и друзей, прошедших лагеря, ссылки, депортации, — понимали, что что-то не так. Что столько людей по всей вертикали и горизонтали не могут быть врагами. Что сегодня ты маршал Советского Союза, звезда сцены, полярник или физик, а завтра — лагерная пыль.
Об этом написала Ольга Берггольц, конечно, не в 1953, а в 1956-м:
Нет, не из книжек наших скудных,
Подобья нищенской сумы,
Узнаете о том, как трудно,
Как невозможно жили мы.
И далее там очень важные слова:
Как мы любили горько, грубо,
Как обманулись мы любя,
Как на допросах, стиснув зубы,
Мы отрекались от себя.
Вот эта последняя строчка — «Мы отрекались от себя» — здесь неслучайна.
Это написала Ольга Берггольц, истовая комсомолка, ездившая на стройки и долгое время безоглядно верившая в большевизм. Именно она по поводу 5 марта 1953 года, когда умер Сталин, написала:
О, не твои ли трубы рыдали
четыре ночи, четыре дня
с пятого марта в Колонном зале
над прахом эпохи,
кромсавшей меня…
Фото: РИА Новости
Так вот, эта «кромсавшая эпоха» в течение трех лет, с 1953 по 1956 год, была под вопросом: будет так же, или мы вздохнем? И первой рефлексией после смерти Сталина стали слова Шостаковича, который сказал: «Теперь можно плакать». Не о Сталине, конечно. Слезы — это проявление сострадания. При Сталине, в системе, которую он создал, слезам места не было. Сострадание вытравлялось на митингах, в газетных передовицах, в повседневности. Боль надлежало переплавить в исступление, в ненависть. Шостакович очень точно это заметил — можно плакать. Это первая ступень облегчения — когда от боли можно плакать.
С 1953 по 1956 год в лагерях ГУЛАГа по всей стране произошло беспрецедентное количество восстаний.
И политзаключенные, и уголовники восстали за свободу, намек на которую им дала смерть Сталина. Против людей за колючей проволокой применяли авиацию и танки — такова была их мощь
В период оттепели это осторожно вошло в литературу, у того же Варлама Шаламова — на мой взгляд, самого мужественного и тонкого гулаговского писателя. Даже фильм есть по одному из его «Колымских рассказов» — естественно, постсоветский: «Последний бой майора Пугачева».
То есть радовались развенчанию культа абсолютно все?
Отнюдь нет. Господствовавшая в СССР система, естественно, держалась на Сталине и системных репрессиях. И смерть диктатора вызвала в обществе двойственные настроения. С одной стороны, произошло крушение всего, потому что Сталин — это олицетворение системы. Номенклатура почувствовала, что почва уходит из-под ног, и вроде готова была к яростному сопротивлению. Но выученная, что слову партии нельзя сопротивляться, промолчала. Но не изменилась ментально.
С другой стороны, смерть Сталина ослабила страх перед государственной системой тоталитарного образца.
И система начала давать сбои.
Еще надо понимать, что Восточная Европа, освобожденная Советским Союзом, тоже отреагировала на смерть Сталина. Первым был Восточный Берлин, 1953 год. Это восстание принципиально не было антисоветским. По документам видно, что там не было ни одного антисоветского или антиармейского лозунга. Были требования свободы, свободы выборов и свободы следования социалистическим принципам.
Заключенные в Соловецком лагере
Фото: Heritage Images / Getty
По данным МВД СССР, в 1954 году в ГУЛАГе было 1 миллион 360 тысяч заключенных. Из них 448 тысяч — политические. И это на закате, так сказать. То есть представляете, сколько людей всего прошли через лагеря за несколько десятилетий? Я уж не говорю о высылках, депортациях народов — это отдельная категория…
И, конечно, это не могло не сказаться на самой системе ГУЛАГа. Именно сотрудники МВД вскоре после смерти «вождя народов» подготовили для партийных руководителей огромный массив информации о злоупотреблениях социалистической законностью — так это тогда называлось.
Это пытки, фальсификации в ходе следствия, прямой политический заказ, разнарядки в регионах на репрессии, включая расстрел, даже соревнования по выявлению «врагов народа» и так далее. Другой вопрос, что эта информация была только для внутреннего пользования, и она была озвучена только тогда, когда стало ясно, что надо проводить амнистии. По сравнению с тем, какой огромный массив материалов стал в постсоветское время доступен в архивах и был опубликован, это немного, а тогда это было ошеломляюще. Замечу при этом, вряд ли кого-то из допущенных к этой информации она удивила — они же сами были творцами этого беззакония. Но заметьте, даже Берия был репрессирован как шпион. Хотя понятно, что никаким шпионом он не был. То есть хрущевская история началась с тех же методов, которые были при Сталине.
Хотелось бы уточнить, в какой именно момент стало понятно, что нужна амнистия. Уже после начала бунтов? То есть власть таким способом просто-напросто защищала себя?
Безусловно.
Стало понятно, что система может рухнуть от собственной жесткости
Тем не менее я бы сказала, что доклад Хрущева на XX съезде партии имеет знаковое, неустаревающее значение, потому что он дал возможность говорить пусть не всю, но — правду.
Он дал возможность анализировать и сомневаться. И когда говорят о XX съезде и конкретно об этом докладе, обычно забывают одну очень важную вещь.
Преамбулой к выступлению Хрущева был доклад Микояна. Там был очень важный аспект: Микоян впервые сказал о лживости преподавания и преподнесения народу советской истории, он впервые раскритиковал «Краткий курс истории ВКП(б)» 1936 года. То есть впервые признали, что эта система зиждется на лжи о самой себе: в Советском Союзе не было истории, была историческая пропаганда. Это очень важный момент, и, поверьте, его важно помнить и сегодня тоже.
Сейчас иногда говорят, что в 1956 году прошел «съезд предательства». Почему, на ваш взгляд, со временем Сталин вновь стал популярен в нашем обществе, несмотря на то, что тогда его особо не защищали?
Здесь есть два обстоятельства. Во-первых, насчет «съезда предательства». Так говорили те (в том числе на самом верху и «на местах», как было принято говорить в советское время), кто больше других был запятнан кровью — не по локоть, а по шею, что называется.
А также те, у кого на глазах были шоры — для кого партийное руководство, олицетворенное вождем, было божеством. Это как религия и религиозные фанатики. Хрущев готовил свой доклад не один, в этом принимало участие большое количество людей. Было несколько версий этого доклада, разной полноты и разных акцентов, он готовился несколько месяцев. И вопрос о том, когда он будет опубликован и будет ли опубликован вообще, стоял неоднократно. Открыто и полностью его издали только в 1989 году.
Хрущев среди делегатов ХХ съезда КПСС
Фото: ТАСС
Насчет предательства мог говорить тот, кто был абсолютным ментальным порождением системы и страшно боялся расплаты. В этой связи я хочу рассказать вам один исторический апокриф. Когда Хрущев в последний день XX съезда зачитывал этот секретный доклад, говоря о зверствах сталинизма, о чудовищных репрессиях, вдруг раздался голос из застывшего в оцепенении зала: «Вы нам рассказываете про преступления Сталина, а вы сами где были в это время?». Хрущев сделал паузу, обвел взглядом молчащий зал и произнес: «Кто это сказал, встаньте».
Никто не встал. Он опять: «Кто задал это вопрос, покажитесь». Молчание. Он повторил это в третий раз — и тоже никто не поднялся. И тогда Хрущев ответил: «Вот там мы все и были». Это апокриф, повторюсь, но вскрывающий суть.
Теперь насчет защиты. Во время хрущевской оттепели — не весны, а именно оттепели — люди стали гораздо свободнее. Это сказалось и на литературе, и на искусстве, и вообще на обществе. Но потом сняли Хрущева, и партия стала вновь нагнетать одномыслие, запреты на сомнения в ее деятельности, потому что она по-прежнему подменяла собой государство. При этом продолжали говорить, что Сталин плохой, а Ленин хороший. Однако если вы спросите меня, я как историк однозначно скажу, что Сталин был продолжателем дела Ленина. Он довел до абсолюта некоторые вещи, которые Ленин не успел сделать, потому что умер в 1924 году. Все пороки системы, которая укоренилась в стране после совершенного в 1917 году переворота (это именно переворот, сами большевики так называли событие, произошедшее 25 октября 1917 года, и очень этим гордились), то есть система репрессий, система лагерей, система одномыслия, чудовищной цензуры, возникли до Сталина — во всем этом Сталин был продолжателем дела Ленина.
Но понятно, что в советское время никто сказать об этом не мог.
Полностью с вами согласен…
Еще один важный момент, который есть у Шаламова в одном из моих любимых его стихотворений, относится к вопросу о недосказанности и недопонятости. Тысячи, десятки тысяч людей вышли из лагерей, вернулись из ссылок. И подписи лидеров партии во главе с самым первым лицом стоят под расстрельными списками. Сейчас это опубликовано, доказано и рассказано.
Здесь надо понимать, что НКВД был исполнителем. Кровавым, но исполнителем. Заказчиком была партия. И ХХ съезд обнародовал это. Возвращение людей и вскрытая информация. Когда люди стали возвращаться из ссылок и лагерей, возникла такая пауза, молчание, потом — невнятное и неглубокое проговаривание трагедии и стремление ее забыть
Именно об этом написал Шаламов:
Я думал, что будут о нас писать
Кантаты, плакаты, тома;
Что шапки будут в воздух бросать
И улицы сойдут с ума.
Когда мы вернемся в город — мы,
Сломавшие цепи зимы и сумы,
Что выстояли среди тьмы.
Но город другое думал о нас,
Скороговоркой он встретил нас.
Так или иначе, у многих в подсознании был страх, а также осознание соучастия в преступлении. Голосовали? Подписывали? Переходили на другую сторону дороги? Все. Как ты из себя это выдавишь? Отсюда и эта «скороговорка» — отторжение темы.
О причинно-следственной связи между XX съездом и выносом тела Сталина из мавзолея. Заметьте, это произошло совсем не сразу, а только через пять лет, после XXII съезда. «По просьбе группы ленинградских рабочих Кировского и Невского заводов», обратившихся к партийному руководству. Но сделано это было полутайно, опять же невнятно, как будто те, кто принимали решение и его исполняли, делали нечто сомнительное, двусмысленное. Тогда Евтушенко заметил: «Мы вынесли из мавзолея его. Но как из наследников Сталина — Сталина вынести?». Так вот, этого не произошло до сих пор.
Сталин едва ли не в большей степени, чем Ленин, увы, — с нами
Давайте теперь сосредоточимся на роли Хрущева.
Верно ли мнение, что он готовил развенчание культа личности Сталина с самого начала, едва укрепившись во власти?
Это начал не только он. После ареста Берии он четко осознавал, что общество — как советское, так и зарубежное — просто требует обновления идеологии, раскрепощения, что ли. Поэтому, естественно, группа прагматиков, сохранивших к тому же совесть, стала это готовить. И этот шаг был важным для его утверждения во власти.
Хрущев выступает на ХХ съезде КПСС
Фото: Василий Егоров / ТАСС
Я неслучайно сказала, что доклад Хрущева готовили долго, было несколько версий. В течение трех лет готовили — не сам доклад, а почву для того, чтобы его огласить. Конечно, Хрущев как глава государства инициировал этот доклад, но к нему приложили руку многие люди, которые давали документы. Кто-то из них был жестче других, кто-то мягче. Возник и такой вопрос: говоря о культе личности Сталина, нельзя было не заметить того, что к нему относились так же, как к Ленину. Выходит, был и культ личности Ленина — но как об этом народу скажешь? На это уже партия пойти не могла — это означало бы крушение основ.
А так — затвердили клише, что Сталин исказил учение Ленина.
Был еще один резон, из-за которого руководители партии во главе с Хрущевым решили, что доклад нужен. Стало понятно, что страна движется в сторону экономического и политического коллапса, и это нужно менять, для чего, в свою очередь, нужны другие люди, которые могут принимать более свободные решения. То есть в этом смысле имел место чисто экономический резон. И, конечно, для Хрущева это было принципиально важно.
Часто говорят, что Хрущев на XX съезде сводил какие-то личные счеты со Сталиным. Так ли это?
Я думаю, что внутри любой политической структуры, тем более такой, которая была в тоталитарном сталинском Советском Союзе и посттоталитарном СССР периода Хрущева, где все было мягче, так или иначе у представителей власти были какие-то личные счеты. Но нет ни документальных доказательств, ни парадокументальных, вроде воспоминаний, что какие-то личные счеты имели место. Хрущев сделал карьеру при Сталине, как и многие другие.
И нет никаких оснований говорить, что здесь было что-то кроме прагматизма и смелости, ну и, конечно, порядочности и стремления идти вперед, завоевывая популярность. И, как вы знаете, отношение к Хрущеву в период оттепели было очень хорошим. Это не было поклонением, но это было огромное уважение — как в стране, так и в мире. Он стал первым советским руководителем, который ездил по западным странам, в том числе и капиталистическим. Это было ошеломляюще! Как сейчас бы сказали, это был решающий внешнеполитический имиджевый момент.
Фото: РИА Новости
Какой всплеск уважения к Советскому Союзу и на востоке Европы, и на западе Европы, и в Америке был в период правления Хрущева! Интерес к Советской России и другим республикам был огромный, колоссальный всплеск интереса к Советскому Союзу был и в Восточной Германии, и в Чехословакии, и в Польше. Но постепенно начался откат. Мы с вами уже упоминали восстание в Берлине 1953 года, потом были Венгрия в 1956-м и Чехословакия в 1968-м.
Как вы думаете, почему Сталина все же полноценно не реабилитировали после смещения Хрущева, несмотря на то, что движение в этом направлении вроде бы наметилось?
Вы знаете, оно не совсем наметилось.
Все-таки беспардонного возврата к сталинизму уже быть не могло. Застой на то и застой, что называется, никаких реваншей и реставраций он не предполагал. Но уже началась травля диссидентов, усилилась борьба с инакомыслием, которая не прекращалась и при Хрущеве, просто была латентной и не масштабной. Но реабилитировать Сталина было просто не нужно, потому что пришлось бы опять идти назад. Это была такая фигура умолчания. Кстати, вернусь к Ольге Берггольц, которая значительно раньше пророчески написала:
…И если жгучего преданья
дойдет до вас холодный дым, —
ну что ж, почтите нас молчаньем,
как мы, встречая вас, молчим…
Так вот, начался период замалчивания. Поэтому при Брежневе все так и получилось. Оттепель закончилась, глотки свободы в виде открытых творческих вечеров, ярких дискуссий, поразительных по художественным качествам и смелости театральных постановок и тому подобные вещи ушли в прошлое. Но все же дали всходы — к счастью, не прошли бесследно.
Давайте вернемся к XX съезду.
Какими были его важнейшие итоги для жизни страны?
Главным итогом XX съезда стал доступ к правде. Неприятной, позорной правде о Системе. Правде о тотальной несвободе и надругательствах над человеческой личностью, обесценивании самой человеческой жизни и подмене истории пропагандой, о полном искажении самого понятия «право».
Итог XX съезда был еще и в том, что люди получили право на дискуссию. Люди получили право хотя бы на уважение (нередко посмертно) и сострадание к себе — это те, кто был репрессирован, а потом реабилитирован.
Они получили право на память. Это очень важно
Люди получили право на психологическое раскрепощение. И, конечно, это во многом предвосхитило то, что сделал Михаил Горбачев. Он пошел дальше, поставил под сомнение незыблемую правильность самой советской системы, хотя сам вырос из нее — это принципиальная вещь. Не последнюю роль здесь сыграли упомянутые мною ростки свободы, которые взошли при Хрущеве. Ничего сопоставимого по значимости больше не было.
Не кажется ли вам, что в последние десятилетия происходит разворот к личности Сталина, который снова набирает популярность?
Да, это трудно не заметить даже по данным соцопросов. Общество сейчас стремительно радикализируется, значительная его часть тяготеет к «сильной руке», ассоциирующейся с генералиссимусом. И этот тренд усиливается.
Несколько лет назад я брала интервью у Даниила Гранина, посвященное годовщине смерти Сталина, — оно, разумеется, опубликовано, потому могу процитировать. Я поинтересовалась, почему власть с одной стороны осуждает сталинизм, а с другой — подыгрывает сталинистам. Гранин сказал мне следующее: «Созданную Сталиным систему страха им сегодня нечем заменить, не научились». Я спросила: «Сталина или страх?». Он ответил: «Сталина и страх. Сталин и страх — синонимы». По-моему, гениально. И актуально сегодня.
Сильное государство — это не то, которое держится на страхе. Сильное государство уважает своих граждан, свою историю во всей ее противоречивой полноте, а не только в фанфарно-победоносных страницах
По-вашему, каков реальный вес решений XX съезда для минувших 65 лет?
Безусловно, то, что произошло в 1956 году, пустило корни и дало очень важные всходы.
И, конечно, заложило психологическую основу для того поколения, к которому принадлежал Горбачев. Он же из поколения шестидесятников, человек мыслящий, думающий и порядочный. Он сделал второй шаг (первый сделал Хрущев), но шаг не меньший, а может, и более важный: позволил обществу задуматься о сущности самой Системы.
Эксгумация жертв массовых репрессий в Челябинской области, 1989 год
Фото: Борис Клипиницер / ТАСС
Как живешь ты, великая Родина Страха?
Сколько раз ты на страхе
возрождалась из праха!..
Мы учились бояться еще до рожденья.
Страх державный
выращивался, как растенье.
И крутые овчарки от ветра шалели,
охраняя Колымские оранжереи…
Это Роберт Рождественский, которого мы привыкли воспринимать как певца комсомола, партии. А это его стихотворение периода хрущевской оттепели, между прочим. Это реакция поколения. Смотрите, какая перекличка: вот вам писатель-фронтовик Даниил Гранин говорит о том, что Сталин и страх — синонимы, а вот Роберт Рождественский, певец социализма.
Это к вопросу о ментальности, взращенной на XX съезде.
«Был культ, но была и личность». Чем разоблачение Сталина аукнулось Хрущёву | История | Общество
Олег Герчиков
Примерное время чтения: 7 минут
32342
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 8. Как справедливо поделить «бюджетный пирог»? 24/02/2021Никита Хрущев выступает на XX съезде КПСС. Репродукция из Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР (ЦГАКФД СССР). РИА Новости
65 лет назад, 25 февраля 1956 г., в последний день работы ХХ съезда КПСС, Никита Хрущёв выступил с закрытым докладом о культе личности Сталина.
В этом докладе первый секретарь ЦК говорил о полном пренебрежении Сталина принципами коллективного руководства, о его личной причастности к масштабным репрессиям.
Партийная тайна
Необычным был сам момент, когда Хрущёв выступил с этим докладом. Съезд вроде бы заканчивался, новый состав ЦК уже был избран. Но делегатов попросили не разъезжаться, а остаться ещё на один день. На это дополнительное закрытое заседание не пригласили ни представителей зарубежных компартий, ни журналистов.
Для большинства присутствовавших выступление Хрущёва стало громом среди ясного неба. Корреспондент журнала Time Джим Белл, который не был очевидцем выступления, писал: «Во время хрущёвского доклада — со слезами, перечислением интриг, заговоров и контрзаговоров, окружавших последние дни Сталина, — кто-то из зала спросил: «Почему вы его не убили?» Хрущёв ответил: «А что мы могли сделать? Тогда был террор».
На самом деле после выступления Хрущёва председательствовавший на заседании глава советского правительства Николай Булганин предложил прений не открывать и вопросов не задавать. Да и кто бы стал спрашивать? Такой смельчак нашёлся разве что в известном анекдоте того времени: «После хрущёвского доклада на ХХ съезде раздаётся голос из зала: «Почему так долго молчали?» Хрущёв: «Кто спрашивает? (Молчание). Вот потому и мы молчали!»
5 марта 1956 г. (в третью годовщину со дня смерти Сталина) советское партийное руководство приняло постановление «Об ознакомлении с докладом тов. Хрущёва Н. С. „О культе личности и его последствиях“ на ХХ съезде КПСС». Предусматривалось проинформировать о докладе всех коммунистов и комсомольцев, беспартийный актив рабочих, служащих и колхозников.
Успеть в Мавзолей
Общество разделилось на тех, кто с энтузиазмом встретил развенчание культа личности, и тех, кто видел в этом грубейшую ошибку и даже предательство дела социализма.
Тот же американский корреспондент совершил прогулку по столице и отметил изменения, произошедшие после «тайного доклада»: «В вестибюле московского Театра Советской армии один из вездесущих портретов Сталина заменили зеркалом. В Музее революции витрины, ещё недавно ломившиеся от подарков „великому Сталину“, разом опустели, а на уцелевших подарках замазаны надписи. В Третьяковской галерее, где немалую часть экспозиции составляли картины о Сталине, осталось лишь два небольших портрета „вождя народов“. В „Правде“ Московский автозавод имени Сталина назвали просто Московским автозаводом. А учительница, проводящая экскурсию в Мавзолее, рассказывала школьникам только о Ленине».
У самого Мавзолея Ленина — Сталина тем временем выстроилась такая огромная очередь, что пришлось усилить охрану. Возможно, люди прощались со Сталиным или просто из любопытства решили убедиться, там ли ещё тело «вождя народов».
На собраниях парторганизаций, где зачитывался хрущёвский доклад, принимались многочисленные резолюции с осуждением Сталина.
Не всегда эти собрания проходили гладко. Так, в Институте востоковедения АН СССР научный сотрудник Мордвинов заявил, что ответственность за расстрелы должна нести вся партийная верхушка, в том числе и Хрущёв. Кстати, сам Никита Сергеевич, будучи руководителем Украины, регулярно посылал Иосифу Виссарионовичу в Москву списки «врагов народа» и «вредителей». Говорят, это так надоело Сталину, что на одном из посланий он наложил резолюцию: «Уймись, дурак!» Однако Хрущёв вспоминал, что Сталин всех связывал круговой порукой: «Когда заканчивали следственное дело, он тут же на заседании подписывал сам… и сейчас же вкруговую давал, кто тут сидел, и те, не глядя… подписывали…»
Но самым мрачным эпизодом «хрущёвской оттепели» был расстрел демонстрации в защиту «доброго имени Сталина». В начале марта 1956 г. в Грузии, как и во всём Советском Союзе, собирались почтить его память. У огромного монумента Сталину в Тбилиси появились студенты, к ним присоединились рабочие.
Очевидцы вспоминали, что на улицы вышли десятки тысяч человек, включая фронтовиков. Появились лозунги «Долой Хрущёва», «С Лениным и Сталиным — к победе коммунизма!». Демонстрации и митинги прошли и в других городах Грузии. Выступавшие требовали запретить чтение в парторганизациях доклада о культе личности. В Тбилиси было введено патрулирование войск местного гарнизона. В ночь с 9 на 10 марта толпа напала на Дом связи, ранив несколько солдат из оцепления. В ответ военные открыли огонь на поражение, были убиты 15 и ранены 54 человека. За участие в беспорядках задержали 375 человек, из них более половины — коммунистов и комсомольцев.
«Дорогой Никита Сергеевич»
Сам секретный доклад окольными путями попал на Запад. В СССР его тогда не публиковали. Партийное руководство СССР быстро осознало, что дальнейшее его обсуждение может поставить под угрозу авторитет компартии в целом. Лишь 2 июля 1956 г. в «Правде» вышло постановление Президиума ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Из его текста почти исчезло выражение «массовые репрессии», а слов «аресты и расстрелы» вообще не встречалось. Никаких конкретных цифр из хрущёвского доклада не приводилось.
Михаил Шолохов
однажды сказал по поводу Сталина: «Был культ, но была и личность». Что касается самого Хрущёва, то во время своего правления на Украине он вовсе не препятствовал тому, чтобы его именем назывались колхозы, высшие учебные заведения, стадионы. А встав во главе страны, очень любил, чтобы к нему обращались «дорогой Никита Сергеевич». Позже товарищи по партии, решившие снять переставшего быть дорогим Хрущёва, припомнят ему в том числе и культ собственной личности, и волюнтаризм. А некоторые куски стенограммы прошедшего в октябре 1964 г. пленума ЦК КПСС удивительным образом напоминают тот доклад, что читал сам Хрущёв на секретном заседании ХХ съезда.Никита ХрущёвИосиф Сталинистория Россииистория СССР
Следующий материал
Новости СМИ2
Культ личности Сталина: его истоки и развитие
«Секретная речь» Никиты Хрущева на ХХ съезде партии в феврале 1956 г. осудила Иосифа Сталина за «[извращение] партийных принципов», создав « культ личности Сталина». Хотя термин «культ личности» был придуман в 199007- годах, он популяризировался, когда его использовали для обозначения режима Иосифа Сталина. Для меня «культ личности» означает почитание одного всемогущего, непогрешимого лидера — убеждение, укоренившееся в обществе визуально и культурно. Самодержавный тоталитаризм, закрепленный в пропаганде. Эта статья проведет нас через анализ того, как Сталин создал и поддерживал культ личности, и коснется того, насколько он был успешным.
Установление «культа личности» – наследие самодержавия
Оглядываясь назад, от правления Сталина, к Ленину и царскому режиму, становится ясно, что современная Россия имела историю самодержавного правления, что облегчало Сталин утвердился как самодержавный правитель. Русский народ привык поддерживать всемогущего лидера, но не только молчаливо, поскольку режим имел визуальное место в современном российском обществе.
Это не означает, что русские всегда были довольны своим лидером (обращая наши мысли к теме русской революции), но в культурном отношении образы самодержавного правителя и ссылки на него были обычным явлением в обществе.
Пример Ленинского уголка в начальной школе.
В царской России 19 -го -го века легитимность и присутствие правителя можно было почувствовать с помощью различных средств. Царь был «хранителем и защитником православной церкви». Поскольку в Русской православной церкви не было папства, главой церкви был царь. Это означало, что послушание Богу было также послушанием царю. В каждом дворе был «Красный уголок» с иконой святых, которые якобы производили «сакральную энергию», показывая авторитет Церкви в домах людей: супружеские пары прикрывали иконы с занавеской во время спора из страха быть «наказанным». Легитимность царя на вершине общества также обеспечивалась имперской линией престолонаследия, а также законом — цари имели право править декретом.
В Основных законах 1832 г. «император всея Руси» именуется «самодержавным и неограниченным монархом». С точки зрения присутствия, власть самодержавного режима можно было увидеть через архитектуру — будь то Кремль, Зимний дворец или более поздние памятники, такие как храм Спаса-на-Крови или конная статуя Николая I в Санкт-Петербурге. Петербург.
Перенесемся в коммунистическую Россию. Правление Ленина, безусловно, проложило путь к обретению Сталиным деспотической власти. Сам Ленин пользовался культовым статусом, например, когда русские рабочие посещали Ленина в его кабинете в Кремле, им приходилось проходить через дезинфицирующее помещение, прежде чем попасть к нему. Политик Григорий Зиновьев писал о Ленине в 1918 году, что он «избранник миллионов». Культ Ленина только усилился после смерти Ленина 19 января.24. Когда он умер, было проведено вскрытие его мозга, чтобы научно доказать его гениальность. Затем его забальзамировали и поместили в мавзолей, который стоит до сих пор. Небольшие святыни – «ленинские уголки» – были введены на предприятиях и в деревнях, оформленные в соответствии с указаниями партии, изданными в феврале 1924 года.
Они существовали и ранее, в 1920-е годы, в школах до партийного обучения. Он был вождем революции и основоположником марксизма-ленинизма.
В тени Ленина – путь Сталина к власти
«Да здравствует комсомольское поколение! Сталин» (1948)
После смерти Ленина 24 января 1924 года Сталин появился в качестве наследника Ленина на похоронах Ленина, в то время как Троцкий, главный политический соперник Сталина, отсутствовал в городе и был болен, не имея возможности присутствовать. Перед смертью Ленина Сталин поднялся по партийной лестнице, пробиваясь в ближайшее окружение Ленина; его называли «правой рукой Ленина». Это точная интерпретация роли Сталина в правительстве: он действительно был назначен Генеральным секретарем Коммунистической партии 19 апреля.22 и Ленин, и он изначально был близок. Однако незадолго до смерти Ленина Ленин начал составлять политическое завещание, выражающее недоверие к Сталину, узнав о грубом характере Сталина и его способности организовать насилие против своих противников.
Он призвал снять Сталина с поста генерального секретаря. Чтобы обойти это и продолжить наращивание своей базы власти, Сталин добился того, чтобы ссылки на указанное завещание считались антисоветскими и наказуемыми. Культ Сталина зависел от наследия Ленина — он фальсифицировал фотографии и, по сути, переписал прошлое, чтобы узаконить преемственность. Кроме того, изображения Ленина постоянно использовались на протяжении всего правления Сталина, чтобы постоянно укреплять эту идею. Революционная Россия и ленинизм в целом были изобретением, которое можно было воспроизвести. Изображая себя воплощением марксизма-ленинизма, Сталин мог построить из уже существовавшего преклонения перед героем Ленина и передать это восхищение и доверие ему как фигуре лидера и создать свой собственный культ вслед за Лениным. Сталин отстаивал основные принципы марксизма-ленинизма: наличие централизованного правительства и идеологию классовой борьбы как во внутреннем, так и в глобальном масштабе, что делало его созвучным общественным настроениям.
Люди доверяли ему как преемнику Ленина, который поведет их по пути к социализму.
Поддержание «Культа личности» Сталина
«Слава Сталину — великому архитектору коммунизма!» (1940)
Сталинская пропаганда была повсюду, внушая людям идеологию, приучая их верить в то, что Сталин непогрешим и богоподобен, работая для достижения совершенного социализма в отношении наилучших интересов людей. Пример того, насколько гротескной и чрезмерной была его пропаганда, можно увидеть на праздновании его 70-летия -го года.0008 день рождения: гигантский портрет Сталина был подвешен над Красной площадью на воздушном шаре, и «дневной номер «Правды» посвятил ему каждую строку своих 12 страниц, кроме двух колонок дюймов женских шахмат». Его изображение было повсюду, его иконы были в каждом доме, марши и парады включали гигантские знамена с его ликом, и было создано много картин маслом с его изображением. В кинотеатрах показывали советские документальные фильмы, сталинские плакаты были обычным явлением.
Образ Сталина проник в общество и приковал к его постоянному присутствию всех людей, независимо от их образования и происхождения. Культ всегда визуально навязывался им. Даже во время голода говорили, что «на столе нет хлеба, а на стене Сталин». На похоронах Сталина собралась такая толпа, что многие были задавлены насмерть. Сталинская пропаганда хорошо маскировала темную сторону режима и искажала правду. Большинство людей только спустя годы после установления режима осознали его недостатки. Как сказал Андрей Сахаров (известный российский физик-ядерщик): «Прошли годы, прежде чем я полностью понял, в какой степени обман, эксплуатация и откровенное мошенничество были присущи всей сталинской системе. В этом проявляется гипнотическая сила массовой идеологии».
Стремление Сталина оставаться публичной фигурой, скрывая свою личную жизнь и личность, озадачивало его и укрепляло его культ. К этому добавились его убежденность и вера в собственный культ, он был одержим собственным имиджем: например, он упрекал своего сына Василия за использование имени Сталина, говоря, что «Сталин» — это «советская власть… не ты, даже не я».
». Его речи были записаны на граммофоны, одна сторона которых состояла исключительно из аплодисментов и аплодисментов. Культ был его политической машиной, закрепившей его положение у власти.
Он также использовал образование и молодежные движения – комсомол и пионеров – для создания нового поколения верующих, чтобы сохранить свое положение в обществе. Школы были организованы как миниатюрные копии Советского государства, и детей поощряли осуждать нарушителей правил, что приводило к судебным процессам в классе. Игры на детской площадке включали советскую версию «Ковбоев и индейцев», известную как «Красные и белые», где мальчики боролись за то, кто должен играть Ленина в игре. Быть частью пионеров было модно, и они с гордостью носили свои красные шейные платки (часть униформы), что давало им чувство социальной включенности. Поощряя детей вести себя как члены партии и отодвигая на себя роль семьи в формировании их мышления и ценностей, культ Сталина, несомненно, переживал многие поколения после такой тяжелой идеологической обработки.
Даже высшее образование уделяло большое внимание идеологической обработке своих студентов. Через реформированную систему образования молодежь постепенно формировала для принятия Сталина и нынешней системы, сдерживая развитие воли подвергать сомнению систему, в которой они жили.
Сталин вызывал у людей слепое доверие к его лидерству, потому что его режим приносил успех, несмотря на его жестокость: «после десятичасового рабочего дня рабочий шел в вечернюю школу натощак в морозилке на скамье без спинки… Он не у него много, но он чувствовал, что в следующем году у него будет больше. Его дети шли в школу. Он был защищен от болезней, как и его дети. Безработица была забыта». Историк Брайан Мойнахан, описывающий рабочего как «натощак», является преуменьшением, учитывая тот факт, что было несколько голодовок, некоторые из которых были настолько ужасными, что в одном случае некоторые родители засолили и съели собственного ребенка от голода. Тем не менее, основной смысл звучит правдоподобно: в то время как Америка и остальной мир переживали Великую депрессию, Россия становилась промышленной сверхдержавой благодаря сталинским пятилетним планам, резко контрастируя с в значительной степени неграмотным и промышленно отсталым государством, существовавшим во времена Великой депрессии.
период 1855-1919 гг.17.
Действительно ли люди были приверженцами сталинского «культа личности»?
Женщины и дети работают в ГУЛАГе (1932)
Однако сомнительно, насколько это общественное мнение было искренним и не было ли людей просто принуждением к внешнему поклонению Сталину. Можно привести бесчисленное множество примеров того страха, который Сталин вызывал в людях. Например, на партийном съезде при упоминании имени Сталина все встали, оставшись на ногах, так как боялись сесть и закончить свой жест уважения. В конце концов один старик устал и сел, и на следующий день его арестовали. Использование Сталиным террора укрепило покорность русского народа. Примером тому был Большой террор, с массовыми убийствами в таких масштабах — «убийства по квоте», — что во время Большого террора с 19С 36 по 1939 г. в день совершалось примерно столько же расстрелов, сколько было за весь период с 1855 по 1917 г. Люди находились под постоянной угрозой ареста, в результате наблюдения со стороны тайной полиции, НКВД.
Точно так же Сталин имел право арестовывать и заменять партийных чиновников, поскольку он имел возможность применять грубую силу и насилие, когда считал нужным. Трудно подсчитать, сколько людей погибло во время Большого террора, но известно, что в ГУЛАГ было интернировано более 20 миллионов человек, из которых, по подсчетам, около половины умерло (в основном от голода). Этот тип фатальных репрессий вновь проявился во время Второй мировой войны – «Великой Отечественной войны», когда расстреливались советские солдаты-дезертиры. Сталин еще больше укрепил свое положение во власти после войны, взяв на себя ответственность за победу и казавшись великим за то, что он был хорошим государственным деятелем и принес в жертву 27 миллионов жизней (более чем в 40 раз больше, чем жизни Британии и Америки вместе взятые) делу мир. Вторая мировая война продемонстрировала великую пропагандистскую победу господства лжи.
Заключение
Само имя «Сталин» означает «Человек из стали»: stal означает «сталь» на русском языке, а «-in» — суффикс, используемый многими большевиками, включая Ленина.
Это имя придумал Сталин во время своей революционной карьеры. На самом деле он родился как Иосиф Виссарионович Джугашвили 18 декабря 1878 года в городе Гори, Грузия (тогда входившая в состав Российской империи).
В конечном итоге мы видим, что Сталин не смог бы установить культ личности, не опираясь на успехи своих предшественников, в частности Ленина, и традиции самодержавия. Не будь марксизма-ленинизма, не было бы и сталинизма. Манипулируя прошлым, Иосиф Сталин смог обеспечить себе положение самодержавной власти. Хотя его культ зависел от ленинского во всем режиме, а образ Ленина постоянно использовался на пропагандистских плакатах, по мере того, как режим Сталина становился плодом, его машина террора и пропаганды позволяла ему сохранять такую власть до своей смерти в 19 году.53. Любой, кто выступал против Сталина, был врагом партии, что очень затрудняло существование оппозиции, особенно объединенной, способной свергнуть его руководство. Хотя трудно установить, насколько действительно был популярен Сталин, были ли люди либо слишком напуганы, либо дезинформированы, чтобы восстать, остается один факт: Сталин оставался лидером Советского Союза, пока не оказался на смертном одре.
Позволив ему годами сохранять положение власти и террора, нет никаких сомнений в том, что культ личности Сталина был одним из самых сильных культов личности в современной истории.
Написано Джулией Кенни
Библиография
Роберт Конкест , Сталин: Брызчик наций (Penguin, 1992)
Fige, Wesperers: webuin, 1992). , 2007)
Линдси Хьюз, Романовы.0021 Русский век , (Random House, 1995)
Ричард Овери, Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия (Пингвин 2005)
Питер Оксли, Россия 1855-1991: От царей до комиссаров University Press, 2001)
Ричард Пайпс, Коммунизм – история интеллектуального и политического движения , (Феникс, 2001)
Ричард Пайпс, Россия при старом режиме (Пингвин, 1974)
Ян Плампер0021 Культ Сталина: исследование алхимии власти , (Yale University Press, 2012)
Саймон Себаг Монтефиоре, Сталин: Двор Красного Царя (Феникс, 2012)
C-Span интервью с Саймоном Себаг Монтефиоре, 2004 г.
(http://www.c-spanvideo.org/program/182346-1, по состоянию на 11 января, 12:46)
Сталин – Человек из стали , документальный фильм, 2004 г.
Роберт Сервис – Ленин: Биография , (Пан Макмиллиан, 2010)
Роберт К. Такер, Сталин у власти: Революция сверху , (W W Norton and Company, 1992)
Нравится:
Нравится Загрузка…
Категория : Современная история
Теги : культ личности, История, Джулия Кенни, ленин, ленинизм, человек из стали, новейшая история, россия, российская история, советский союз, сталин, сталинизм
Культ личности Сталина: компоненты
В настоящее время идея культа личности вокруг политического лидера кажется поистине странной. Представление о том, что у нас будут произведения искусства, бюсты и даже комнаты, посвященные нашим политикам, является чуждой концепцией. В Советском Союзе в 20 -й век, однако культ Сталина безусловно существовал.
Культ личности
Также известный как культ личности, он относится к ситуации, когда общественный деятель изображается как идеализированная, героическая, богоподобная фигура.
Истоки культа личности Сталина
Иосиф Сталин пропагандировал свои отношения с Владимиром Лениным, чтобы установить его культ личности. Давайте разберемся, как и почему он это сделал.
Смерть Ленина
Одним из важнейших компонентов культа личности Сталина стала смерть Владимира Ленина .
Владимир Ленин и Иосиф Сталин изначально были близкими друзьями. Когда Сталин был назначен Генеральным секретарем Коммунистической партии в 1922 , он стал, по определению, правой рукой Ленина. Однако с течением времени сомнения Ленина в отношении Сталина росли. Ленин стал считать Сталина грубым, нетерпеливым и несколько нелояльным. К моменту смерти Ленина 24 января 1924 , он пришел к выводу, что Сталин не был подходящим человеком для его преемственности.
Несмотря на ленинскую критику, Сталин боролся со своими политическими соперниками и стал лидером Советского Союза после смерти Ленина в январе 1924 года. Сталину удалось практически подавить ленинскую критику в свой адрес, часто изображая Ленина своим великим учителем.
Знаете ли вы? После смерти Ленина в Советском Союзе появилось почти полмиллиона фотографий Ленина и Сталина, болтающих на скамейке.
Рис. 1 Сталин и Ленин беседуют на скамейке.
Культ личности Сталина Развитие
День рождения Сталина 50 в декабре 1929 года развил его культ личности. Сталин сумел использовать знаменательный случай, чтобы зарекомендовать себя как преемник Ленина и новый отец Советского Союза .
Якобы вечеринка представляла собой совместное празднование дня рождения Сталина и памяти Ленина. Публично Сталин отвергал все представления о том, что он равен Ленину, показываясь советским людям скромным и смиренным.
Однако по мере приближения планов вечеринки празднование резко изменилось и сосредоточилось преимущественно на Сталине. К 1933, фотографий Сталина в Москве было в два раза больше, чем самого Ленина. 1
Компоненты культа личности Сталина
Культ личности Сталина опирался на три основных принципа:
Пропаганда
Пропаганда была в центре культа личности Сталина. Государственная цензура и ограничения печати позволили Сталину изобразить себя почти идеально. Все картины, фильмы и плакаты изображали Сталина в положительном свете, изображая его как богоподобная фигура , которая была бесспорным отцом Советского Союза.
Переписывание истории
Переписывание истории стало фундаментальным постулатом сталинского культа личности. Став лидером Советского Союза, вклад Сталина в революцию 1917 года был сильно преувеличен; его изображали ярым революционером-большевиком и самым верным последователем Ленина.
Такие исправления оставались обычным явлением на протяжении всего его премьерства. Когда коммунист чиновник Авеля Энукидзе объявили врагом государства, Сталин просто приказал убрать Энукидзе со всех фотографий КПРФ.
Идеализация
На протяжении всего своего руководства Сталин изображался превосходящим и почти богоподобным. Его показали наследником Ленина, идеальным советским работником, героем войны, экономистом и отцом Советского Союза.
Культ личности Сталина Примеры
После установления культа личности Сталин стал вездесущим во всех сферах советской жизни.
Культура
На протяжении всего своего руководства Сталин стал центром искусства и культуры . О нем написано бесчисленное количество стихов, фильмов, литературных произведений и даже музыкальных произведений. Музыкальные свидетельства величия Сталина начались с «Гимна Сталину» Александра О. Авдеенко в 1935 году и достигли кульминации во время Второй мировой войны, когда имя Сталина было включено в Государственный гимн СССР .
Многие памятники также воспроизводили любовь советского лидера. Примером тому служит памятник Сталину в Праге – массивный монумент весом семнадцать тысяч тонн, на строительство которого ушло около пяти лет!
Рис. 2 Памятник Сталину в Праге.
Наряду с грандиозными общественными памятниками, посвященными Сталину, произведения искусства советского лидера также были распространены в домах простых людей. У многих советских граждан были комнаты в сталинском стиле, украшенные произведениями искусства их вождя.
Общественная/личная жизнь
На протяжении всего своего руководства Сталин полностью разделял общественную и личную жизнь. Это создавало ощущение таинственности и делало его культ личности еще сильнее. Он отвергал всякий интерес к своей семейной жизни, выдавая лишь ограниченную личную информацию. смысл 9Тайна 0011 , окружавшая Сталина, сделала его популярным во всем мире.
Рис. 3 Люди в Китае празднуют 70--й день рождения Сталина.
Образование и молодежь
Образование и молодежь были решающими факторами в развитии культа личности Сталина. Комсомол был особенно неотъемлемой частью роста культа личности Сталина. Комсомол стремился воспитать следующее поколение сталинистов, членов которого поощряли жить тем социализмом, который предвидел Сталин.
Комсомол
Советская политическая молодежная организация для людей в возрасте от девяти до двадцати восьми лет.
В 1935 году фраза: «Спасибо, дорогой товарищ Сталин, за счастливое детство!» появились на дверях бесчисленных молодежных учреждений, таких как школы, детские сады и детские дома. Школы были устроены как миниатюрные копии советского государства, и молодежь поощряла осуждать тех, кто нарушал правила. Случаи лжи и нарушения правил часто приводили к ‘ классные испытания ‘.
На школьной площадке дети даже играли в собственную версию «Ковбоев и индейцев», основанную на Гражданской войне в России.
Религия
Сталин возглавил кампанию репрессий и преследований против религий и религиозных деятелей . По мере того, как его лидерство прогрессировало, он достиг почти богоподобного статуса, и его называли «отцом» Советского Союза. Более того, культ Сталина принял формы христианская традиция , такая как шествие и поклонение; парады в поддержку сталинизма были обычным явлением, с бюстами и изображениями вождей — обычной практикой.
Пресса
В первые дни правления Сталина пресса связывала Сталина с рядовыми рабочими. В газетах часто печатались письма рабочих, приветствовавшие советского лидера.
Однако после Второй мировой войны Сталин отошел от общественной жизни. Следовательно, советская пресса сосредоточила внимание на отношениях Сталина с Лениным. Газеты позиционировали Сталина как соратника Ленина, утверждая, что Сталину было 9 лет.0011 продолжая наследие Ленина . Сталин играл на этом стереотипе, страстно защищая учение Ленина на публике.
Государственная поддержка
В то время как культ личности Сталина не достиг такого уровня среди государственных чиновников, как среди масс, цензура и страх маргинализации создавали впечатление, что Сталин был популярен среди высокопоставленных партийных чиновников .
Конец культа личности Сталина
После смерти Сталина 5 марта 1953 начался процесс политической реформы, известной как десталинизация . Этот политический процесс привел к эрозии и культу личности Сталина.
Десталинизация
Период политической реформы при Никите Хрущеве, когда влияние Сталина было искоренено во всем СССР.
Первая волна десталинизации
Никита Хрущев стал Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза после смерти Сталина. В 1956 октября Хрущев произнес свою культовую « секретную речь » на ХХ съезде партии.
В этой речи он атаковал и осудил культ личности Сталина, подверг критике жестокую политику Сталина и репрессивное руководство.
Вторая волна десталинизации
Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза в 1985 году. Как и Хрущев, Горбачев осудил Сталина во время выступления в 1987 году:
Иногда утверждают, что Сталин не знал фактов о беспределе. Имеющиеся в нашем распоряжении документы говорят о том, что это не так. Вина Сталина и его ближайших сподвижников перед партией и народом за массовые репрессии и беззаконие огромна и непростительна. Это урок для всех поколений. 2
Затем Горбачев установил политику гласности (открытости) и перестройки (реструктуризации). Обе эти политики были осуждены Сталиным и советским руководством.
Культ личности Сталина Последствия
Культ личности Сталина сделал возможным его тоталитарный режим и предоставил ему абсолютную власть в Советском Союзе.
