Владимир Мономах — биография, жизнь и смерть князя
Фото Все
Видео Все
Владимира Мономаха историки считают самым мудрым и успешным правителем Киевской Руси. Под его началом княжество испытало настоящий период расцвета. Киевский престол достался Мономаху не сразу, он пришел к нему после наместничества в смоленском, черниговском, переяславльском княжествах. Этого человека называли устроителем земель русских. Он был талантливым полководцем и мыслителем, золотыми буквами вписавшим свое имя в историю Российского государства. Мономах оставил после себя цветущее княжество, а кроме него, письменное наставление сыновьям и грядущим потомкам о том, как нужно жить. «Поучение Владимира Мономаха» представляет собой светский и философский труд, мудрые рекомендации, которые не потеряли актуальности до настоящего времени.
Детство
Владимир Всеволодович Мономах родился в городе Переяславль-Южный в 1053 году. Его отец, Всеволод Ярославович, княжил в этом городе. Дед Мономаха, Ярослав Мудрый, был великим человеком, о его родословной упоминается на страницах «Повести временных лет». В 1054 году, когда его внуку исполнился год, Ярослав скончался. Матерью юного княжича была ближайшая родственница Константина IX Мономаха, византийского императора. Точных сведений нет, но многие историки считают, что княгиня была дочерью императора. В переводе с латинского слово «Мономах» означает «единоборец». Владимир унаследовал это прозвище от своего византийского родственника, и оно очень точно характеризует особенности его личности.
Свое детство и юность будущий правитель провел при княжеском дворе в Переяславле-Южном. Мальчика воспитывали в полном соответствии с законами того времени. К юношескому возрасту он должен был стать настоящим мужчиной — сильным, надежным, выносливым, хорошим охотником и умелым воином. Князь Всеволод с ранних лет брал сына на охоту.
В своих поучениях Мономах вспоминает, что во время охоты на зверя он не раз попадал в сложные ситуации.
Ему приходилось бывать в лапах у медведя, на рогах у тура, и только невероятное везение, ловкость и расторопность других охотников позволили юному князю сохранить жизнь и здоровье.
Князь Всеволод был образованным человеком, знал пять языков, приобщал своих детей к книжным знаниям, расширял их кругозор. Владимир не стал исключением, получил прекрасное образование, которое в дальнейшем позволяло ему принимать правильные решения в политике и в жизни. Его готовили к служению отчизне, и умный мальчик впитывал необходимые знания с невероятной скоростью.
Но увлечение охотой и обучение грамоте было лишь легкой разминкой перед настоящим делом. В 13 лет княжича стали обучать военному искусству. В этом же возрасте он стал князем Ростово-Суздальских земель, приобрел первый опыт государственного управления. Когда Мономаху исполнилось 20 лет, он стал князем в Смоленске.
В течение пяти лет Владимир правил смоленскими землями, был активным участником военных походов. Княжеская дружина помогала соседям отбиваться от половцев, участвовала в междоусобных войнах. Вместе с Всеволодом и войском Святополка Изяславича смоленские воины дважды ходили усмирять непокорного Всеслава Полоцкого. В 1076 году Мономах и Олег Святославич вступили во временный союз с поляками, воевали вместе с ними против чешского войска.
Правление
С 1078 года Всеволод Ярославич стал киевским князем. Мономаху в то время было 25 лет, ему досталось черниговское княжество. Богатая вотчина часто подвергалась нападениям кочевников – монголотатар и половцев. Молодой князь не знал покоя, но его сильной дружине удавалось отбиваться от врагов. Мономах был правой рукой своего отца, его надеждой и опорой. В течение пятнадцати лет он оказывал Всеволоду помощь в решении политических вопросов, был главой великокняжеской дружины, усмиряющей князей-бунтовщиков. Он возглавлял русское войско и во время войны с половцами.
В 1093 году князь Всеволод скончался. Мономах мог бы сразу стать его преемником, у него было все – огромный опыт государственного управления и замечательные человеческие качества. Однако это нарушало существовавший закон, согласно которому Киевский престол должен был занять старший из рода Рюриков. На тот момент им являлся двоюродный брат Мономаха, Святополк Изяславич. Мудрый Владимир Всеволодович, не хотевший нарушать правила, передал бразды правления брату и вернулся в Чернигов.
Жизнь Мономаха в течение последующих 20 лет была очень разной, состояла из многих побед и поражений. В битвах с врагами погиб его старший сын и младший брат. В 1094 году Владимир Всеволодович отдал богатый Чернигов Олегу Святославовичу, сам стал перяславльским князем, закрепив за собой этот скромный удел.
Внешние враги, половцы и печенеги, постоянно устраивали набеги на Киевскую Русь. Жизнь в постоянной опасности очень угнетала людей. Владимир Мономах кардинально изменил стратегию борьбы с кочевниками. Раньше русичи только защищались от их набегов, он же решил нападать на кочевников первым. Мономах стал идейным вдохновителем, объединившим князей для битвы с общим врагом.
В 1111 году русское войско само пошло в поход на кочевников. Вскоре главная цель этого военного предприятия была достигнута – разбитые и развеянные по степи кочевники долго не смели приближаться к границам Киевской Руси. В 1120 году остатки печенежских племен сочли за благо вообще удалиться за пределы русских земель. По этой причине многие исследователи считают главной заслугой Мономаха защиту отчизны от кочевников.
Сыновья Мономаха пошли еще дальше, они не только принимали деятельное участие в битвах с кочевниками, но и ходили в походы на Булгарию и Ливонию.
Слухи о возросшей воинской мощи киевского князя достигли Европы. Большую тревогу по этому поводу испытывал византийский император. Чтобы задобрить сильного князя и выказать ему свое расположение, император одарил Мономаха ценными подношениями.
Так в распоряжении Владимира Всеволодовича появилась держава, бармы, скипетр и шапка. Все это богатое убранство со временем стало считаться символами державной власти на Руси. Головной убор, украшенный драгоценными камнями, назвали «Шапкой Мономаха». Подарки императора Византии в настоящее время размещены в Оружейной палате Кремля. Их можно увидеть и на многих репродукциях, фотографиях с изображением Владимира Мономаха.
Мономах всегда выступал против братоубийственных войн, считая, что они только ослабляют Русь. Он ратовал за создание объединенного сильного войска. Для этого нужна была консолидация князей, достичь которой в тот период было очень трудно. Нужно было забыть старые обиды и думать только о пользе для родины, а не о собственных амбициях. Мономах был большим дипломатом, ему удалось достичь в этом деле немалых успехов.
В 1097 году шесть русских князей собрались на сход. Здесь решались важные проблемы, говорили о разделе территории и создании общей дружины. Это было значительное продвижение вперед в деле укрепления государства. Но объединения сил не произошло, предательство Давыда Игоревича стало поводом для новых распрей.
И только через 13 лет после первого схода Владимиру Мономаху удалось собрать правителей на второй сход, где князья пришли к мирной договоренности.
Великое княжение
Святополк скончался в 1113 году, с этого года Мономах занял место великого князя. С первых дней правления ему пришлось решать злободневные вопросы, народ поднял восстание против ростовщиков. Мономах принял мудрое решение, ограничив взимание процентов. Он провел необходимую реформу и в сфере законодательства. Тогда русичи жили по законам «Русской правды», автором которой был Ярослав Мудрый. Некоторые положения данного свода успели утратить свою актуальность, или были слишком бесчеловечными.
Мономах запретил мстить за убийство, заменив месть денежным штрафом. Раньше за непогашенные долги холопа можно было отдать в рабство. Князь отменил и этот закон. Владимир Всеволодович старался всемерно облегчить положение простого народа, и народ очень ценил это. Среди других князей Мономах пользовался таким высоким авторитетом, что его старшинство никто не рисковал оспаривать.
Три четверти территории Руси находилось под контролем великого князя. На подвластных ему землях Мономах развернул активное строительство. Он возводил крепости и укрепления, соборы и церкви. При Мономахе появилась суздальская крепость, он занимался строительством укреплений в городе Владимир-на-Клязьме. Стараниями Мономаха на русской земле воздвигли Успенский собор, Спасскую церковь, храмы в Ростове, Смоленске, других городах.
Во внешней политике Владимир Мономах тоже проявился себя успешным и мудрым государственным деятелем. Волжские болгары, монголо-татары, половцы прекратили свои набеги на сильное государство.
Берендеев и торков русичи навсегда вытеснили с территории своей страны. Историки не зря называют время правления Мономаха самым безмятежным и счастливым. Сильный и мудрый правитель умел соблюдать баланс во всем, при его правлении государство расцвело.
Сконцентрировав власть в одних руках, прекратив междоусобицы, Мономах создал крепкое государство. Русь, накопившая материальные ценности, перешла к культурному развитию. Ее правитель, Владимир Мономах, прославился не только как мудрый правитель, он был талантливым писателем. До наших дней дошло четыре его работы – знаменитое «Поучение Владимира Мономаха», «Устав Владимира Мономаха», летопись о военных походах, носящая автобиографический характер, письмо к Олегу Святославичу.
Его литературные труды представляют собой кладезь жизненной мудрости, с помощью которой можно обрести гармонию в общении с близкими и окружающими. Для своих детей и соотечественников князь не поскупился и на рекомендации по управлению государством. К его словам стоит прислушиваться, ведь сам он был мудрым политиком. умеющим выстраивать отношения в семье, в обществе и между государствами.
Все исследователи биографии великого князя считают, что самыми главными достоинствами этого человека была мудрость, политическая интуиция, постоянное стремление к самообразованию.
Личная жизнь
У Мономаха было три жены и много детей. Установить, от какой жены у него родился тот или иной ребенок, не представляется возможным. Первой супругой Мономаха стала Гита Уэссекская, дочь англосаксонского короля Гарольда II. О долгом пути Гиты на Русь, когда она находилась еще в статусе невесты, писал в своей повести В. Иванов.
Владимир Мономах и Гита УэссекскаяУ нее рождались только сыновья, по версии разных исследователей, их было семь или шесть. Это Мстислав, Ярополк, Святослав, Вячеслав, Роман, Изяслав. Историки много спорят о Юрии Долгоруком, некоторые склонны считать его седьмым сыном Гиты. Еще одного сына Мономаха звали Андреем. Кроме того, у князя было три дочери – Агафия, Евфимия, Мария (или Марица).
Причина смерти
В мае 1125 года Мономах скончался. О причине его смерти никаких сведений отыскать не удалось. Великого князя похоронили в Киеве, в соборе Святой Софии. Его называют великим воином и настоящим мудрецом, который в трудное время сумел сделать свою отчизну счастливой и процветающей.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Владимир Мономах (1053 год — 19 мая 1125) , Великий князь киевский (1113-1125), государственный деятель, военачальник
Владимир (в крещении – Василий) Всеволодович родился в 1053 году. Прозвище Мономах он получил благодаря матери, которая, как считают историки, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. Его отец, князь Всеволод Ярославович, держал сына при себе, обучая военному искусству. Владимир возглавлял княжескую дружину и нередко совершал далекие походы, в частности против вятичей и половцев.
Всеволод Ярославич в 1078 году стал киевским князем, а Владимир Мономах получил Чернигов. Спустя два года он выиграл крупную битву, отбив нападение половцев. К слову, в то время польские власти объявили награду за голову Владимира, поскольку он убил их посла – тюрка по происхождению, – приняв его за разбойника.
После смерти князя Всеволода в 1093 году Владимир мог занять киевский престол, но, не желая войны, добровольно уступил власть двоюродному брату Святополку, отец которого княжил в Киеве ранее. При этом Мономах сохранил власть в Чернигове, в Ростове и Смоленске, а также не позволил сыну Святополка занять Новгород, оставив это место за своим сыном.
С 1094 года Владимир вел войну с войсками Олега Святославовича, вступившего в союз с половцами, и в итоге вынужден был уступить Чернигов. После этого Мономах обосновался в Переяславском княжестве. В 1096 году он объединился с братом Святополком. Вдвоем они смогли изгнать Олега из Чернигова, однако последний сумел захватить Муром, Ростов и Суздаль, убив при этом сына Владимира Мономаха – Изяслава.
В 1113 году князь Святополк умер, и Киев призвал Владимира Мономаха. Став киевским князем он, чтобы успокоить народное восстание, издал несколько распоряжений, облегчающих положение низших слоев населения. Так увидел свет «Устав Владимира Мономаха», который вошел в состав «Русской Правды».
Неоспоримой заслугой Владимира Мономаха было то, что он сумел стать вдохновителем и руководителем совместных походов русских князей против половцев. Это было время усиления Киевской Руси: двумя третями территории управляли сам князь Владимир и его сыновья, а их авторитет держался на военных успехах в битвах с половцами.
Сам Владимир Мономах был не только искусным военачальником, но и мыслителем. До нашего времени сохранились три произведения, принадлежащие перу князя: «Поучение Владимира Мономаха», рассказ «О путях и ловах» и письмо к Олегу Святославовичу. Кроме того, именно по поручению Владимира Всеволодовича монах Нестор создал вторую редакцию «Повести временных лет».
Умер князь Владимир 19 мая 1125 года близ Переяславля, был погребен в Софийском соборе Киева рядом с отцом, оставив потомкам не только сильное княжество и литературные труды, но и реликвию, которая на протяжении долгих веков оставалась символом российской монархии – шапку Мономаха. До конца 17 столетия каждый царь, восходя на престол, венчался именно этим головным убором. Сегодня шапка Мономаха – одна из самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля.
Владимир Мономах
По летописи , «слава его прошла по всем странам , особенно страшен был он сквернословам; был дорог братьям и нищим и добрым страждущим ) за Русскую землю . Духовенство оплакивало над его как над святым и добрым князем;.. лет из Life (1113-1125). Отец — Vsevolod I Yaroslavich , Гранд принц Kiev . Мать — Всеволодская жена Анна, Бизантса . византийского императора Константина Мономаха . Родился в 1052 году и принял княжение Чернигов после отца.Еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворец . Завоевал всенародную любовь и имел влияние на других принцев. Его отец, Великий князь Киевский Всеволод, завещал Великих княжений Владимиру , но Мономах , не желая возобновлять междоусобных войн, отказался от этой чести и с собственноручно провозгласил двоюродным братом Святополка II Изяславича. Великий князь Киевский. Вместе с ним (и без него) участвовал в походах против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 и др.), в которых потерпели поражений, одержали побед. Стремился поддерживать дружеские отношения с другими удельными князьями. Когда в 1094 году князь Олег Святославич находился под стенами Чернигова во главе половецкого войска , намереваясь овладеть городом , в котором его отец правил , Владимир брать не желал бой и вышел из города с малой дружиной в Переяславль, где княжил. После смерти великого князя киевского Святополка киевляне собрали вече и решили, что Владимир Следующим киевским князем должен стать Мономах . К нему прислали курьеров. Мономах вновь (на второй раз) отказался от чести быть великим князем, так как по праву старшинства Киевское княжество должно было перейти к его двоюродным братьям Святославичам, сыновьям Великого Киевского князя Святослава II Ярославича, второй сын Ярослава Мудрого ( отец Владимира был третьим, младшим сыном Ярослава). Но киевляне не хотели слышать о любом другом князе, а тем временем анархия в Киеве вызвала мятеж, начались грабежи и пожары. В 1113 году Владимир дал свое согласие и принял Великое княжение. Как ни странно, но Святославичи не осмелились или не захотели требовать законных прав и не выступили против него. С тех пор Святославичи довольствовались Черниговской областью, которая стала полностью независимой от центральный орган киевского князя. Но внутренние войны вспыхивали то тут, то там снова и снова. И князья спустились на помощь враждебным России польским и венгерским племенам. Война с половцами продолжалась: едва услышав о смерти Святополка, они оказались у восточных границ Руси , но Владимир , объединившись с другими князьями, обратили их в бегство. А в 1116 Владимир выступил походом на Дон, против половцев, с сыном во главе. В течение этого похода русское войско взяло штурмом три города принадлежащие половцам. Эти победы вдохновили уменьшенных половцами, печенегами и торками до подъем . Борьба между тремя племенами была суровой и долгой. В результате печенеги и торки были разгромлены и пришли в Россию искать защиты. Владимир Мономах поселили их на границе. Время от времени в представители других степных народностей заходили до Русь ищет убежища, но как вели себя крайне беспокойно в 1120 Мономах берендеи изгнали берендеев за российские границы, а печенеги и торки обратились в бегство. В 1116 году Владимир воевал против греков (Византии), поддерживая низложенного византийского императора Диогена, так как дочь Владимира ( Мария ) была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла дальше дунайских городов. Но Диоген был убит, и дело кончилось ничем. Армии Мономах , по некоторым данным, опустошил Фракию. Алексей Комнин, новый византийский император, вынужден был прислать к Мономаху представителя, митрополита Ефесского Неофита, который принес в дар князю императорскую корону, знаменитую Шапку Мономаха , и приписал ее к Голова Владимира , называя его царем. Во времена Владимира Мономаха Новгородцы и Псковичи успешно воевали с племенем чуди, к западнее Чудского озера (1116). В северо-востоке Руси Русские были менее успешны в войне с Болгарами и Мордвой. В 1120 Владимир Мономаха 9сын 0010 Юрий, князь Ростова , выступил походом на булгар и вернулся с победой . Владимир Мономах расширенный свод Российских законов, всем известный « Русский Правда (правда)». Вероятно, одной из причин киевского мятежа 1113 г. было то, что ростовщики устанавливали слишком высокие проценты. Владимир Мономах умер в 1125 году. По летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно страшен был он нечистым; был дорог братьям и нищим и добрый страдалец (труженик) за Россия земля. Владимир Мономах похоронен в Киеве, в храме Святой Софии.Жены: первая — Кристина , дочь шведского короля Ингора ; вторая — Евфимия Дети: Мстислав, Изяслав, Ростислав, Ярополк, Вячеслав, Роман, Юрий, Андрей , Глеб, Святослав. Годы правления (1113-1125). |
Жития всех святых, память 11 февраля
Воскресенье Закхея
Пасхальному сезону Церкви предшествует период Великого поста, которому также предшествует своя литургическая подготовка. Первый признак приближения Великого поста наступает за пять воскресений до его начала. В это воскресенье читается Евангелие о мытаре Закхее. В ней рассказывается, как Христос принес спасение грешному человеку и как изменилась его жизнь просто потому, что он «искал увидеть, кто такой Иисус» (Луки 19).:3). Желание и усилие увидеть Иисуса начинают все движение через Великий пост к Пасхе. Это первое движение спасения.
Наш постный путь начинается с признания своей греховности, как Закхей признал свою. Он пообещал возместить ущерб, раздав половину своего состояния беднякам и заплатив тем, кого он ложно обвинил, в четыре раза больше, чем они потеряли. В этом он превзошел требования Закона (Исх. 22:3-12).
Пример Закхея учит нас тому, что мы должны отворачиваться от своих грехов и искупать их. Настоящим доказательством нашей скорби и раскаяния является не просто словесное извинение, а когда мы исправим себя и попытаемся загладить последствия своих злых поступков.
О милости и сострадании Божием нас уверяют и слова Христа Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9). После Великого славословия и Трисвятого на Воскресной утрени (когда глас седмицы в гласе 1, 3, 5 или 7) поется тропарь Воскресения: Тот, Кто восстал из гроба и есть Автор жизни нашей. Ибо смерть смертью разрушив, Он даровал нам победу и великую милость».
Закхей был маленького роста, поэтому он залез на дерево, чтобы увидеть Господа. Все мы согрешили и лишены славы Божьей (Рим. 3:23). Мы также низки в нашем духовном росте, поэтому мы должны подняться по лестнице добродетелей. Другими словами, мы должны подготовиться к духовному усилию и росту.
Память святителя Закхея также 20 апреля.
Священномученик Власий, епископ Севастийский
Священномученик Власий (Власий), епископ Севастийский, был известен своей праведной и благочестивой жизнью. Единогласно избранный народом, он был рукоположен во епископа Севастийского. Это произошло во время правления римских императоров Диоклетиана (284–305) и Лициния (307–324), яростных гонителей христиан. Святой Власий ободрял свою паству, посещал узников и поддерживал мучеников.
Многие скрылись от преследователей, уйдя в безлюдные и безлюдные места. Святой Власий тоже скрывался на горе Аргеос, где жил в пещере. К нему подходили звери и смиренно ждали, пока святой окончит молитву и благословит их. Святитель также исцелял больных животных возложением на них рук.
Прибежище святого было обнаружено слугами правителя Агрилая, пришедшими ловить диких зверей, чтобы натравить на христианских мучеников. Слуги доложили своему господину, что на горе прячутся христиане, и он приказал арестовать их. Но посланные нашли там только епископа Севастийского. Славя Бога, призвавшего его на этот подвиг, святой Власий последовал за воинами.
В дороге святой исцелял больных и творил другие чудеса. Так, обездоленная вдова пожаловалась ему на свое несчастье. Волк унес маленькую свинку, ее единственное имущество. Епископ улыбнулся и сказал ей: «Не плачь, твоя свинья вернется к тебе…» К удивлению всех, волк прибежал и вернул добычу невредимой.
Агрилай, приветствуя епископа словами обмана, назвал его спутником богов. Святой ответил на приветствие, но богов назвал чертями. Потом его избили и повели в тюрьму.
На следующий день святого снова подвергли пыткам. Когда его повели обратно в тюрьму, семь женщин последовали за ним и собрали капли крови. Их арестовывали и пытались заставить поклоняться идолам. Женщины сделали вид, что согласны с этим, и сказали, что сначала им нужно омыть идолов в водах озера. Они взяли идолов и бросили их в очень глубокую часть озера, после чего христиане подверглись жестоким пыткам. Святые стоически переносили муки, укреплялись благодатью Божией, тела их преобразовывались и становились белыми, как снег. У одной из женщин было двое малолетних сыновей, которые умоляли мать помочь им обрести Царство Небесное, и она вверила их заботам святого Власия. Семь святых женщин были обезглавлены.
Святителя Власия снова привели к Агрилаю, и он снова непоколебимо исповедал свою веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святитель, спустившись к воде, осенился крестным знамением и прошел по нему, как по суше.
Обращаясь к стоявшим на берегу язычникам, он призвал их прийти к нему, призывая на помощь их богов. Шестьдесят восемь человек из свиты губернатора вошли в воду и тут же утонули. Святой же, вняв явившемуся ему ангелу, вернулся на берег.
Агрилай был в ярости из-за потери своих лучших слуг и приказал обезглавить святого Власия и двух сыновей вверенной ему женщины-мученицы. Перед кончиной мученик молился за весь мир и особенно за чтящих его память. Произошло это примерно в 316 году.
Мощи священномученика Власия были привезены на Запад во времена Крестовых походов, и части мощей хранятся во многих землях Европы [и память его традиционно чтут там на 3 февраля].
Молимся святому Власию о здоровье домашних животных и о защите от диких зверей.
Преподобный Димитрий, Прилукский чудотворец, г. Вологда
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в семье богатого купца в Переяславле-Залесске. С юности святой был необыкновенно красив.
В 1334 году святитель Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приехавшим в Переяславль к митрополиту Афанасию. С этого времени он часто беседовал со преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава Переяславского игумена была так велика, что он стал крестным отцом детей великого князя Димитрия Иоанновича. Под влиянием радонежского чудотворца святой Димитрий решил удалиться в отдаленное место и отправился на север со своим учеником Пахомием.
В вологодских лесах, на реке Великой, у слободы Авнеж построили храм Воскресения Христова и готовились к закладке монастыря. Местные жители опасались, что если здесь будет построен монастырь, то их деревня станет собственностью монастыря. Они потребовали, чтобы монахи покинули их территорию, и, желая никому не быть обузой, отошли подальше.
Недалеко от Вологды, на излучине реки в уединенном месте, преподобный Димитрий решил основать первый из общежительных монастырей Русского Севера. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной для монастыря, Илия и Исидор, даже вытоптали хлебное поле, чтобы сразу же построить храм. В 1371 году был построен деревянный Спасский собор, и стала собираться братия.
Туда из Переяславля приехало много учеников преподобного. Святитель Димитрий сочетал молитву и строгое подвижничество с добротой. Он кормил бедных и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении и давал советы. Он любил молиться в одиночестве. Его постная пища состояла из просфор с теплой водой. Даже в праздничные дни он не вкушал вина и рыбы, разрешенных Уставом. И зимой, и летом он носил старый тулуп и даже в старости ходил с братией по общим делам. Святитель с осторожностью принимал пожертвования на обитель, чтобы благополучие обители не было во вред живущим поблизости.
Господь даровал Своему слуге дар ясновидения, и он достиг высокой степени духовного совершенства. Скончался преподобный Димитрий в преклонном возрасте 11 февраля 1392 года. Пришедшая братия застала его как бы спящим, и келья его наполнилась дивным благоуханием.
Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси. И не позднее 1440 года прилуцкий монах Макарий записал свое житие (Великая читательная минея, 11 февраля) по повествованиям ученика святителя Димитрия игумена Пахомия.
Святитель Всеволод (в крещении Гавриил), Псковский чудотворец
Святой князь Всеволод Псковский, в Крещении Гавриил, внук Владимира Мономаха, родился в Новгороде, где в 1088-1093 и 1095-1117 годах княжил его отец. Его отцом был святой князь святой Мстислав-Феодор Великий (память 15 апреля). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах отдал Мстиславу Киевский Белгород в удел, практически сделав его соправителем, юный Всеволод остался наместником своего отца в Новгородском княжестве.
Святой князь Всеволод много сделал для Новгорода. Вместе с архиепископом Новгородским святителем Нифонтом (память 8 апреля) он воздвиг много церквей, среди которых собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и церковь Иоанна Предтечи на Опоках, построенную в честь «ангел» (т.е. покровитель) своего первенца Иоанна, умершего в младенчестве (+ 1128).
В своем Уставе князь пожаловал особую грамоту на земли и привилегии собору Святой Софии (Святой Софии) и другим храмам. Во время страшного голода он истощил всю свою казну, чтобы спасти людей от гибели. Князь Всеволод был доблестным воином, он победоносно шел против ямских и чудских народов, но никогда не брался за меч ради корысти или власти.
В 1132 году, по смерти святого великого князя Мстислава, дядя Всеволода князь Ярополк Киевский исполнил последнюю волю своего брата и перевел Всеволода в Переяславль, считавшийся тогда старейшим городом после самого Киева. Но младшие сыновья Мономаха, Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, боялись, как бы Ярополк не сделал Всеволода своим преемником в Киеве, и выступили против своего племянника. Надеясь избежать междоусобиц, святой Всеволод вернулся в Новгород, но был принят там с неудовольствием. Новгородцы посчитали, что князь ими «воспитан» и не должен был покидать их раньше. «Всеволод ходил на Русь, в Переславль, — отмечал новгородский летописец, — и целовал крест против новгородцев, говоря: „Я вас убью“» 9.0027

Всеволод снова отправился в Киев, и дядя Ярополк дал ему Вышгородский уезд под Киевом, место, где святая Ольга (память 11 июля) жила в Х веке при сыне своем Святославе, «предпочитая города Киевские и Псков». Святая Ольга выступила на защиту своего потомка в 1137 году, когда псковичи, помня о походах новгородско-псковского войска под предводительством князя, пригласили его в Псковское княжество, родину святой Ольги. Он был первым псковским князем, избранным волею псковичей.
Среди славных дел преподобного Всеволода-Гавриила в Пскове было строительство первой каменной церкви во имя Живоначальной Троицы, заменившей деревянную церковь времен святой Ольги. На иконах святителя он часто изображается держащим церковь Святой Троицы.
Святой Всеволод княжил в Пскове всего год. Он умер 11 февраля 1138 года в возрасте сорока шести лет. Весь Псков собрался на похороны любимого князя, и пение хора едва слышно было из-за народного причитания.
Новгородцы прислали из Софийского собора протоиерея, чтобы отвезти его святые мощи обратно в Новгород. Князь, однако, не хотел, чтобы его тело покоилось в Новгороде. Он не допустит, чтобы Псков лишил его мощей новгородцы, изгнавшие его, и гроб не сдвинется с места. Новгородцы горько плакали и каялись в своем несчастье. Тогда они просили дать им хотя бы малую часть его мощей «для защиты своего города». По их молитвам с руки святого выпал ноготь. Псковичи поместили святого Всеволода в храм святого великомученика Димитрия. Возле могилы положили боевое вооружение князя, щит и меч в форме креста с латинской надписью: «Чести своей никому не уступлю».
27 ноября 1192 года мощи святого князя Всеволода были обретены и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен придел в его честь.
Никогда не прерывалась глубокая духовная связь города святой Ольги со святым князем Всеволодом. Он всегда оставался псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда стены крепости были уже пробиты и поляки готовы были ворваться в город, они принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода из Троицкого собора, и враг отступил.
22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые мощи святителя были торжественно перенесены в новую усыпальницу главного храма собора.
При явлении чудотворной Псково-Покровской иконы (1 октября) среди небесных защитников Пскова стоял святой князь Всеволод-Гавриил.
Праведная Феодора, супруга императора Феофила Иконоборца
Святая императрица Феодора была женой византийского императора Феофила Иконоборца (829 г.-842), но не разделяла ереси мужа и тайно почитала святые иконы. После смерти мужа святая Феодора управляла царством, так как ее сын Михаил был несовершеннолетним.
Она созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы анафеме, и восстановлено почитание икон. Святая Феодора установила ежегодное празднование этого события, Торжества Православия, в первую неделю Великого поста. Святая Феодора много сделала для Святой Церкви и воспитала в сыне Михаиле твердую преданность Православию.
Когда Михаил достиг совершеннолетия, она отошла от управления и провела восемь лет в монастыре святой Евфросинии, где посвятила себя подвигам и чтению книг, питавших ее душу.
Известно, что существует копия Евангелий, переписанная ею собственноручно. Она мирно скончалась около 867 года.
В 1460 году ее мощи были переданы турками жителям Керкиры (Корфу).
Святой Георгий, новомученик Софийский
Святой мученик Георгий Новый родился в знатной болгарской семье, проживающей в столице Болгарии Средце (ныне город София). Бездетные родители святого Георгия, Иоанн и Мария, на склоне лет просили Господа послать им ребенка. Их молитва была услышана, и они крестили младенца именем святого великомученика Георгия (память 23 апреля).
Юный Георгий получил прекрасное воспитание, внимательно изучал Священное Писание, был благочестив и целомудрен. Его родители умерли, когда Джорджу было двадцать пять. В то время Болгария оказалась под властью турок, которые насильно обращали христиан в ислам.
Однажды несколько мусульман пытались обратить Георгия. На голову святому возложили феску. Это красная круглая шапка, которую мусульмане надевают, входя в свой молитвенный дом. Но Джордж бросил феску на землю. Турки с побоями и издевательствами доставили мученика к своему правителю.
Правитель был впечатлен внешностью и осанкой святого Георгия и уговаривал его принять ислам, обещая почести и богатство от султана Селима (1512-1520). Святитель смело и непоколебимо исповедовал свою веру в Господа Иисуса Христа, порицал заблуждения ислама. Правитель в ярости приказал бить святого Георгия розгами, но святой упорствовал в исповедании веры во Христа.
Губернатор приказал усилить пытки. Страстотерпец понес все его страдания, призывая на помощь Господа Иисуса Христа. Затем мученика повели по городу под бой барабана и крики: «Не оскорбляй Мухаммеда и не унижай веру мусульман».
Наконец, в городе был зажжен большой костер, чтобы сжечь Святого Георгия. Ослабленный ранами, святой упал на землю. Его еще живым бросили в огонь, а сверху набросали трупы собак, чтобы христиане не смогли найти мощи мученика.
Внезапно пошел сильный дождь и потушил огонь. С наступлением темноты место, куда было брошено тело мученика, осветилось ярким светом. Они дали разрешение одному христианскому священнику взять честные мощи мученика для погребения. Узнав о происшествии, митрополит Иеремия и его клир направились к месту казни. В пепле костра нашли тело святого мученика Георгия и отнесли его в храм святого великомученика Георгия в городе Средец.
26 мая 1515 года святые мощи святого Георгия были извлечены из гроба, положены в гроб, а затем перенесены в храм, где и находятся с тех пор. Церковь чтит святого Георгия дважды в году: 11 февраля, в день его мученической кончины, и 26 мая, в день обретения его святых мощей.
Святая Гобната из Балливурни
Святой Гобната родился в графстве Клэр в конце пятого или начале шестого века. Позже она бежала на Аранские острова, спасаясь от какого-то врага. Однажды ей явился ангел и велел ей покинуть это место и продолжать идти, пока она не найдет девять белых оленей. Она увидела трех белых оленей в Клондрохид, графство Корк, и решила последовать за ними.