Поэма гесиод труды и дни: поэма «Труды и дни» («Работы и дни»): VIKENT.RU

поэма «Труды и дни» («Работы и дни»): VIKENT.RU

Одно из произведений Гесиода — поэма «Труды и дни», где описываются:

— обращения к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве;
— истории о Прометее и Пандоре;
— об ухудшении человеческого рода;
— о важности здравого размышления, честного труда и справедливого  обогащения;
— необходимые условия для разумного хозяйствования;
— подготовка к пахоте и озимому севу;
— меры предосторожности от холода и болезней;
— сбор винограда;
— мореплавание: наставления и предостережения;
— выбор жены и т.п.

История Прометея, кратко рассказанная у Гесиода, легла в основу сюжета трагедии «Прометей прикованный» древнегреческого драматурга Эсхила, жившего на два века позже.

«Труды и дни» относятся к той группе величайших шедевров мировой литературы, центральные темы которого знает любой образованный человек, даже никогда не читавший само произведение и с трудом припоминающий имя его автора.

Гесиод призывает сограждан к праведному труду. Он даже придумал вторую Эриду — богиню трудового соревнования (тогда как в «Илиаде» Эрида является богиней раздора). Гесиод жил в те времена, когда политическая власть в Греции ещё принадлежала родовой аристократии, но экономическое господство перешло уже в руки богатых, зачастую безродных. Быть бедным становилось стыдно, богач же мог быть горд и смел. Фантазёр Гесиод признавал не всякое богатство. Одно дело богатство, нажитое насилием и обманом. Другое — то, что приобретено честным трудом. В реальной жизни второго было слишком мало, а первое торжествовало. Всюду царил произвол сильного. И главное — лучшие времена позади! Гесиод рассказывает легенду о пяти поколениях людей — золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Золотое и серебряное поколения относятся ко временам господства отца Зевса — Крона, три последних — к эпохе владычества Зевса. Первое поколение было создано богами из золота, и жили те люди как боги. Так последующие поколения становились все хуже и хуже, а дальше будут ещё худшие. Сейчас настало время железных людей:

Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжелые дадут им боги… Железные люди непременно погибнут. А потом станет легче.

От этого рассказа Гесиода пошло выражение «золотой век» — время, когда люди были честными, совестливыми, трудолюбивыми и жили счастливо. Хорошо было бы вернуться в прежние времена и восстановить добрые отношения между людьми.

В поэме Гесиода высказана еще одна важнейшая мысль, на которой обычно не акцентируют внимание. Меняются не только времена — меняются человеческие рода, то есть люди золотого поколения родственно не связаны с людьми железного поколения. Со временем люди золотого поколения стали добрыми демонами, следящими за делами людей на земле; люди серебряного рода стали блаженными под землёй; воинственные люди медного (или бронзового) рода самоистребились и сошли в Аид безвестными; люди рода героев либо погибли в боях, либо в счастье и изобилии проводят жизнь на Островах блаженных. Железные люди ни с кем из прежних людей родства не имеют и стать счастливыми не могут и не имеют на то права.

Поэма «Труды и Дни» пользовалась в Греции грандиозным успехом, а потому сохранилась целиком. Для древних греков она была сокровищницей моральных сентенций и полезных советов.

Пока Гесиод занимался созданием поэмы, Перс вновь подал на него в суд и с помощью неправедных судей отсудил у поэта большую часть его достояния. Процесс был долгий и дорогостоящий. Гесиод разорился, впал в нищету. Тяжёлым трудом пришлось ему восстанавливать свое состояние».

Еремин В.И., 100 великих поэтов, М., «Вече», 2006 г., с. 19-20.

. 8 Поэмы Гесиода ” Труды и дни ” .Какие темы и проблемы, поднимаемые Гесиодом , находят своё продолжение в диалогах Платона и Аристотеля?

ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

«Труды и дни» , поэма, состоящая из 828 стихов, создалась под непосредственным влиянием личных житейских отношений Гесиода; она разделяется на две самостоятельные части, которые обе обращены к брату поэта, Персу, но были написаны в разное время и в разных местах. Поводом для её сочинения послужило то обстоятельство, что Перс, промотав свое наследство вместе с тою частью, которую он, при помощи неправедных судей, оттягал у своего брата, стал грозить ему новой тяжбой из-за остального имущества. Гесиод строго увещевает брата бросить это дело, помириться с ним и стараться увеличить свое имущество не путем обмана и грабежа, а честным трудом и бережливостью. «Есть два рода спора, – говорит Гесиод в «Трудах и днях». – Один, гнусный и ненавистный, ведет к раздору и войне, другой – соревнование в труде и искусстве – гораздо благороднее и полезнее. Избегай первого, брат мой, и не старайся лишить меня моего имущества при помощи неправедных судей. Удаляйся от рынка и предайся труду, так как боги сделали всю жизнь человека трудовою и полною забот, послав на землю, в наказание за похищение Прометеем огня, Пандору, открывшую источник всех зол. Прежде, в

золотом веке, люди жили без заботы, без зол и болезней; мы же теперь живем в пятом веке, железном, и вся наша жизнь состоит из труда, горя и нужды».

Гесиод начинает «Труды и дни» хвалою Зевсу, волею своею унижающему гордых и возвышающему смиренных. Сделав это вступление (proomion), Гесиод обращается к своему брату, Персу, и говорит ему, что есть два рода состязания, дурной и хороший: дурное состязание – судебная тяжба; хорошее состязание – соревнование в земледелии и ремеслах. Пусть Перс уклоняется от дурного состязания и пусть не подкупает снова судей, чтобы во второй раз отнять у Гесиода его собственность; пусть Перс приобретает выгоду себе честным трудом.

— поэма «Труды и дни», где описываются: — обращения к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве; — истории о Прометее и Пандоре; — об ухудшении человеческого рода; — о важности здравого размышления, честного труда и справедливого обогащения; — необходимые условия для разумного хозяйствования; — подготовка к пахоте и озимому севу; — меры предосторожности от холода и болезней; — сбор винограда; — мореплавание: наставления и предостережения; — выбор жены и т. п.

Через поэму «Труды и дни» проходит мысль, что «труд не позорен нисколько, позорна одна только праздность», что труд приносит человеку богатство и независимость. Для поэмы характерна автобиографичность. Гесиод рассказывает о своей личной обиде: его брат Перс несправедливо отнял у него долю из отцовского наследства, подкупив судей. Этих судей он клеймит, называя «дароядцами». Поэма проникнута протестом против их произвола. Вставленная в поэму басня о соловье и ястребе — предвестник поэзии, отразившей социальное движение 7—6 вв. до н. э. Приводя легенду о 5 веках, Гесиод называет своё время железным веком, т. е. веком несправедливостей, насилия и убийств. Однако поэта воодушевляет вера в торжество справедливости.

Платон был первым философом, который попытался осмыслить понятия «философия» и «философ». В диалоге говорится, что есть две категории существ, которые не занимаются философией: 1) боги и мудрецы, потому что они уже мудры; 2) невежды, потому что они считают себя мудрыми. Занимаются философией те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами. Философ тот, кто знает о своем незнании и стремится его преодолеть. Он стремится к мудрости, красоте и благу.  Учение Платона о том, что идеи вечны и неизменны, а материальные тела — «копии» идей — идеализм. Платон создает представление о мире как разумно устроенном космосе. Он разрушает господствующее мифологическое мировоззрение, согласно которому в мире все совершается по воле богов. С точки зрения философии в мире существует разумный порядок, который человек должен познать и следовать этому порядку. Пока человек это не осознает, не знает «истины», а руководствуется «мнением», он совершает неправильные поступки. Человек не знает, что есть истинное благо, поэтому в обществе нет порядка, царят насилие и несправедливость.

Уже было сказано о том, что любая философская система создается с целью решения реальных жизненных проблем. Учение Платона — попытка решить те реальные проблемы, которые были порождены жизнью полиса.

Платон считает, что большинство людей не знают истины. У каждого свое «мнение», поэтому в обществе нет согласия, оно разрушается конфликтами, войной всех против всех. «Все находятся в войне со всеми как в общественной так и в частной жизни и каждый с самим собой», — говорит Платон в диалоге «Государство».

трудов и дней — Энциклопедия всемирной истории

трудов и дней — это эпическая поэма, написанная дактилическим гекзаметром и приписываемая греческому поэту 8-го века до н. э. Гесиоду. Гесиода обычно помнят за два эпических произведения, Теогония и Труды и дни , но, как и его современник Гомер, он был частью устной традиции, и его произведения были записаны в письменной форме только спустя десятилетия после его смерти. Work and Days — дань уважения преимуществам жизни, посвященной труду и благоразумию. В поэме Гесиод прямо говорит своему брату Персесу о том, как вести свою жизнь; брат, который получил большую долю их наследства.

Авторство

О жизни Гесиода известно очень мало.

Его отец эмигрировал из Кимы в Малой Азии и поселился в Беотии, маленьком государстве в центральной Греции. Его самая ранняя известная работа Theogony прослеживает историю творения, Хаоса, до вознесения Зевса как абсолютного правителя олимпийских богов. Хотя есть некоторые разногласия относительно его авторства « работ и дней », классик Доротея Вендер в своем переводе Гесиода считает его автором более поздней и намного более качественной работы. Пока Теогония имеет исторический интерес, «…если читатель хочет найти произведение настоящего поэта, ему следует обратиться к Трудам и Дням » (19). Столетия спустя обе поэмы оказали существенное влияние на римского поэта Овидия и его метаморфозы .

Удалить рекламу

Реклама

Справедливость Зевса

Говоря о своем личном опыте, Гесиод восхваляет преимущества аграрной жизни, осуждая впустую жизнь своего брата в море. Хотя Вендер считает его совет искренним и, вероятно, правильным, она все же называет Гесиода «ворчливым».

Однако, хотя он может показаться ворчливым, он верил в справедливость, честность, благочестие, уверенность в себе и, прежде всего, в труде. Он не любил горожан, моря, женщин, сплетен и лени. В первых строках поэмы он обратился с мольбой к Зевсу-громовержцу, чтобы его брат, находившийся в то время на торговом корабле, услышал правду.

Гесиод верил в справедливость, честность, благочестие, уверенность в себе и, прежде всего, в труде.

Основным среди священных принципов Гесиода была концепция справедливости, и для него Зевс был высшим воплощением справедливости. По словам историка Томаса Мартина в его книге Древняя Греция , Гесиод рассматривал справедливость как божественное качество, воплощенное в Зевсе, которое должно наказывать злодеев. Однако для Мартина гомеровский Зевс был озабочен только судьбой своих любимых воинов в битве; черта, очевидная как в

Илиада и Одиссея . Историк Норман Кантор в своей книге Antiquity сказал, что, хотя Гомеру можно приписать создание греческого образа богов и придание им личности и функций, Гесиод продемонстрировал, что они были моральной силой, поборниками справедливости. О силе Зевса Гесиод писал:

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

С легкостью укрепляет любого человека; с легкостью
Он делает сильного человека смиренным и легким 900:50 Он выравнивает горы и возвышает равнину. (59)

Позже в поэме Гесиод будет оплакивать печальные времена, в которые он жил, призывая Зевса «восстановить наши падшие законы». Чтобы показать авторитет Зевса и проучить брата, Гесиод обратил свое внимание на Прометея, считавшегося самым хитрым из всех. Он украл огонь у богов и отдал его человечеству. Заслужив репутацию мстительного, Зевс хотел наказать за высокомерие людей, поэтому дал им «злое дело на их усладу», Пандору.

Пандора собирается открыть свой ящик

Лоуренс Альма-Тадема (общественное достояние)

Пандора впервые появилась в Theogony , хотя и не по имени. Она была создана по образу бессмертной богини. Афина научила ее ткать. Афродита дала ей очарование и желание. Гермес снабдил ее хитрыми манерами, а также убедительными словами и хитростью. Украшенная богами, она была отдана Эпиметею (брату Прометея) в жены. Прометей предупреждал его не принимать никаких даров от Зевса, но он не послушал. До Пандоры люди жили без печали, болезненной работы и болезней. Однако этот дар богов стал гибелью человечества и, согласно мифу, выпустил на землю бесчисленные бедствия, оставив только надежду. Гесиод завершил свой урок, сказав, что нет никакого способа избежать разума Зевса, поскольку, согласно Гесиоду, Зевс был всевидящим.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Пять рас

Затем Гесиод говорил о пяти расах человечества. Все еще разговаривая с братом, Гесиод попросил принять его рассказ близко к сердцу. Первая раса была во времена Кроноса, золотой расы, и видела, как люди жили со счастливым сердцем, без печали и труда. Они так и не состарились, только для того, чтобы мирно умереть во сне, им было дано все, чего бы они ни пожелали. В конце своего пребывания на земле они должны были стать невидимыми, живя как духи земли.

Их заменила короткая и гораздо низшая серебряная раса, люди, которые жили мучительной жизнью, не в состоянии контролировать себя, отказавшись от богов, оставив алтари пустыми. Зевс рассердился и спрятал их, чтобы они стали, по словам Гесиода, «духами подземного мира». Следующая раса, метко названная бронзовой, использовала бронзовое оружие и инструменты, даже живя в бронзовых домах.

Удалить рекламу

Реклама

… и любили
Стоны и насилие войны; они съели
нет хлеба; их сердца были тверды, как кремень; их было
Ужасных мужчин. (63)

Они считались непобедимыми только для того, чтобы в конце концов умереть от собственной руки, безымянные, чтобы присоединиться к Аиду, оставив сияние солнца. После бронзы Зевс создал четвертую расу; раса богоподобных героев. Это была гонка до времен Гесиода; время страшных войн и страшных сражений. Это было время, когда Парис похитил Елену, развязав Троянскую войну. Далее наступило время Гесиода — железной расы — период лишений и тяжелого труда.

Жаль, что я не из этой расы, что я
Умер раньше или еще не родился. (64)

Он сказал, что днем ​​люди работают и горюют, а ночью чахнут и умирают. Он считал их жалкими и безбожными, полагая, что Зевс в конечном итоге уничтожит их всех.

Совет брату

Гесиод провел большую часть оставшейся поэмы, давая указания своему брату. Большая часть советов, данных Персею, ​​была сосредоточена на преимуществах аграрной жизни. Он начинает диалог с мольбы:

Удалить рекламу

Реклама

О Персес, подумай об этих вещах:
Следуй за справедливостью, избегая насилия.
Сын Кроноса дал этот закон для людей:
Что звери и рыбы и крылатые птицы
Должны есть друг друга, ибо у них нет закона
Но человечество имеет закон Правды от него,
Что лучше. (67)

Гесиод утверждает, что если человек справедлив, Зевс сделает его процветающим и не накажет его упадком или голодом; однако он будет увещевать тех, кто возделывает поля гордыни. Далее Гесиод читает лекции своему брату о пороках праздности, говоря, что человек, который работает, будет предметом зависти других, но жадный человек, который наживает свое богатство на лжи, будет наказан богами. Лучший человек тот, кто думает сам, хотя и должен прислушиваться к добрым советам других людей. Если он не думает сам или не учится у других, он неудачник как человек.

Портрет Гесиода

Кэрол Раддато (CC BY-NC-SA)

В обеих своих поэмах Гесиод не отзывается о женщинах высоко. В Работах и ​​ Днях, он говорит своему брату, чтобы его не брала к себе женщина, потому что ей нужен только твой сарай. Он предостерегает женщин от мошенничества и советует своему брату жениться, когда он будет готов, примерно в возрасте тридцати лет. — Ты должен научить ее трезвым путям. (стр. 81) Повторяя свое предостережение из Theogony , он утверждает, что достойная жена — награда, а плохая заставляет человека дрожать от холода, а жадная доведёт его «до сырой старости». В то время как он может давать своему брату совет против брака, он советует ему приобрести дом, женщину (рабыню) и быка для пахоты, но убедитесь, что женщина не замужем и может помочь в поле и по дому. даже подробно описывает вспашку полей.

Когда наступит время пахоты, поспешите пахать
И вы, и ваши рабы, в дождливые дни
И сухие, пока длится сезон. (73)

Гесиод советует обязательно вознести молитву Зевсу, богу земледельцев, и Деметре о ее священном зерне. Он также говорит о священных днях месяца, которые следует соблюдать, поскольку они исходят от Зевса.

Удалить рекламу

Реклама

Эти дни — благословение для людей на земле; Остальные непостоянны, пресны и приносят удачу. (86)

Он советует своему брату не тратить время на сплетни в кузнице, потому что они лишают человека работы и, следовательно, беспомощности и бедности зимой.

Бездельник, живущий пустыми надеждами
И не имеющий возможности зарабатывать на жизнь, обращается
Его ум к преступлению: надежда ему не к добру
Кто сидит и сплетничает, когда у него нет работы. (75)

Воспевая крестьянскую жизнь, он говорит и о более простых вещах: о наличии ворсистого пальто, туники и сапог из воловьей кожи (подбитых войлоком). Его совет — не быть слишком гостеприимным, но и не выглядеть недружелюбно. На общем застолье не следует грубить и никогда не забывать мыть руки перед подношением вина богам. Наиболее мудро никогда не мочиться на солнце или во время путешествия вдоль дороги. И никогда нельзя есть из неблагословенного горшка.

Рыбная тарелка

Lucas (CC BY-NC-SA)

Персес напоминает, что у любой работы есть время, даже у плавания. Он должен восхищаться маленькими кораблями, но поместить свой груз в более крупный. Если он должен плыть, он должен сделать это после солнцестояния, чтобы избежать летней жары. Гесиод сообщает своему брату, что он сам давным-давно отплыл из Авлиды на Эвбею. Он рассказывает о своем опыте общения с музами. Именно там его научили петь.

А там, говорю, с песней покорил
И отнес домой двуухий треножник, который
Я поставил Музам
в том месте
На Геликоне, месте, где я встал
На прекрасное пение, первое по их велению. (60)

Наследие

Неизвестно, отказался ли Персес от своей неверно направленной жизни и последовал совету своего брата. Вендер считал, что, хотя Гесиода можно считать консерватором и пессимистом, его совет брату искренен и серьезен. Сравнивая Гесиода с его современником Гомером, она писала, что боги Гомера не очень достойны восхищения с этической точки зрения; они лгали, мошенничали и воровали, но все же были вполне цивилизованными. Гесиод, с другой стороны, позволил своим богам оставаться примитивными и беспорядочными. Норман Кантор считал, что оба этих поэта Средневековья Гесиод и Гомер оказали глубокое влияние на греческую религию. Кантор писал, что греки никогда не принимали кодекса поведения или каких-либо богословских убеждений. Их религия в основном состояла из мифов, культов и ритуалов. Греки восприняли взгляды, представленные произведениями Гомера и Гесиода, создав уникальную греческую религию. Стихи Гесиода, хотя и забытые многими современными читателями, оказали огромное влияние как на греческий народ его времени, так и на молодого поэта века спустя, римлянина Овидия.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Труды и дни Гесиода

Труды и дни Гесиода Гесиод: вероятно, жил около 700 г. до н.э. (обоснованное предположение, но не уверенность: наш переводчик, М.Л. Уэст, считает, что он предшествовал Гомеру и жил около 730-700 гг. до н.э.). Мы догадываемся, используя язык и древние свидетельства, ни одно из которых не является полностью надежным. На самом деле, древние свидетельства говорят нам, 1) что Гомер и Гесиод спорили, и 2) что Гесиод жил до Гомера (фрагмент Эфороса FGrH 70 F 101).
Но большинство ученых датируют Гесиода после Гомера, 1) потому что в поэзии Гесиода меньше формульных употреблений, указывающих на происхождение во времена устной речи, и 2) потому что поэзия Гесиода кажется более близкой по духу лирикам, которые, как мы знаем, были более поздними.

Кажется очевидным, что Гесиод был реальным человеком, а не просто звеном в цепи традиционных певцов, каким мог быть Гомер. Индивидуальность Гесиода просвечивает в его произведениях.

Он написал три произведения — Теогония , Труды и Дни , Каталог женщин (фрагментарно) и, возможно, стихотворение под названием Щит, , в котором описывается щит Геракла и явно основано на описании щита Ахилла из Илиады 18. Каталог женщин , также называемая Ehoien («или женщина, которая»), название, взятое из часто повторяющегося введения новой женщины со словами «или женщина, которая», строится на конце Теогонии и пытается сделать для героев что Теогония делает для богов.

Строго говоря, то, что мы знаем о жизни Гесиода, почти полностью получено из его стихов, а потому весьма подозрительно (ср. состязание с Гомером — оно может основываться на его пении на похоронных играх Амфидаманта) — а может и не вообще отражают реальную жизнь человека — это может быть чистой воды вымысел.

Тем не менее, самая простая гипотеза состоит в том, что существовал человек по имени Гесиод, который сообщает факты своей жизни в приписываемых ему стихах. Что он говорит о себе, так это то, что его отец был из Малой Азии, города под названием Ким (WD 633), что он получил призвание быть поэтом на склоне горы (Theog. 22f. Erg. 658), он принял участие в похоронных играх Амфидаманта в Халкиде (сравните похоронные игры Патрокла, которые Ахиллес устроил в «Илиаде»), и у него был брат Перс, который, очевидно, не был большим фермером, предпочитал развлекаться в городе и которого, по его мнению, оба обидели его при разделе имущества отца и подкупили судей, рассматривавших дело.

Похоронные игры по Амфидамасу, по всей вероятности, проводились во время Лелантинской войны (той, в которой Лефканди, богатое место темных веков, о котором мы говорили, вероятно, было разрушено). Плутарх ссылается на смерть Амфидаманта (schol. vet. in Hesiodi opera et dies, 206, 2-3).

Сводка

работ и дней Открытие: призыв Зевса и муз (1-8)
Зевс как верховный правитель и источник человеческого общественного порядка.

2 раздора (11-26): исправление Теогония 225.
деструктивная и конструктивная конкуренция.

Наставление Персеса (27-41): Персес — брат поэта
усердно работать, не ходить в город и не связываться с аристократией (т.е. судьями, пожирающими подарки)
фото из повседневной жизни фермера

Этиология (42-105)
Этиология заработка, болезней человечества, жертвоприношений и огня (42-58)

Этиология женщин: Пандора (59-105)
Этиология болезней человека

Миф о расах: антропология (106-201)

Ястреб и Соловей(202-212)

Дальнейшее моральное наставление для Персеса (213-)
прав и недостатков: насилие против ненасилия, соблюдение присяги против нарушения присяги, взяточничество/неправильные приговоры против прямого правосудия, почитание посетителей (213-225)
для тех, кто следует прямому правосудию, происходит процветание, но для тех, кто нечестив, каким-то образом происходит возмездие (226-248)
Более конкретно для Персеса и Гесиода: Владыки, поглощающие взятки, в конце концов пострадают, даже если они преобладают сейчас: Зевс постановляет, что: Персес, следуй прямо (249-285)
Награда для работяг
Наказание для тех, кто обращается к насилию, лени и жестоким поступкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *