Подвиги Ильи Муромца — Русская историческая библиотека
Илья Муромец – самый популярный богатырь русского народа. О нем сложено больше всего былин. По ним можно написать всю его биографию. (См. также Боги древних славян.)
Подвиги Ильи Муромца. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Этот «матерой» казак – спокойный и сознательный слуга своему отечеству. Нет в нем никаких порывов, не знает он увлечений; жизнь его протекает спокойно и ровно, по заветам русской старины: он богомолен, охотно делает добрые дела; когда не нужно, не проливает крови: он – защитник вдов и сирот. В нем так все уравновешено, так соответствует укладам русской жизни, что из всех богатырей он менее всех подвержен случайностям, – судьба над ним бессильна. [См. также статью Илья Муромец — былины и исторические факты.]
Его любит мать сыра земля, потому что он – «крестьянский сын». Это придает ему своеобразный демократизм, который удачно подчеркнут Алексеем Константиновичем Толстым в его балладе: «Илья Муромец». Этот демократизм делает его иногда нежелательным гостем в гриднице князя, а его заставляет, порвав сношения с князем, искать общества с «голью кабацкой».
По былинам, жизнь Ильи складывается следующим образом.
Происхождение и чудесное исцеление Ильи
Илья – сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, «сидел сиднем» в отцовской избе, не владея ногами. И вот однажды, когда он был в избе один, в окно к нему постучались странники – «калики перехожие». По одной былине это были старшие богатыри (Святогор, Вольга и Микула), по другой – Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела. Они явились для того, чтобы исцелить Илью.
Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, ибо не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья «вскочил на резвы ноги», спустился «в погреба глубокие» и принес им испить чару зелена вина, величиной «в полтора ведра». Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару, которую он осушил «во единый дух».
Калики спросили: сколько он «чует в себе силушки». Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы. После второй чары Илья сказал, что у него стало «силушки – половинушка». – «Этого довольно с тебя», – сказали ему калики перехожие и дали наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела. Они предсказали Илье, что «смерть ему в бою не написана», после чего «потерялися», то есть исчезли.
В этой легенде об исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, заключён глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.
Отцовское благословение Илье на подвиги
Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой – освобождает поле от «дубья-колодья», то есть, выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:
Не сырой дуб к земле преклоняется,
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:
На добрые дела я тебе благословенье дам,
А на недобрые – моего благословенья нет.
В наставлении отца замечательны слова
Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина,
то есть, не убивай со злобой, а только защищая родину.
Подвиги Ильи под Черниговом
Садится Илья на своего «ретивого коня», которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в «Киев-град, заложиться за князя Владимира». Выехав чем свет, Илья рассчитывает попасть в Киев к обедне (вообще же, от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева – добрых 800 верст). Илья бьет своего коня «по крутым бокам»,
Ретивый конь под ним осержается,
Прочь от земли отделяется,
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.
Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут «старый матерой казак Илья, сын Иванович». Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду.
Но в Чернигов было нельзя попасть, окружила город «сила несметная» – вражеское полчище, вероятно, татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.
Куда саблей махнет – там улица лежит,
Куда отмахнет – переулочек.
«Мужики Черниговские», увидав, что Илья Муромец победил всю «силу», осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклонил эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спросил, где самая короткая «прямоезжая» дорога ко граду Киеву?
Оказалось, что надо ехать в объезд, т. к. «прямоезжая» дорога к Киеву была заложена: на ней сидел Соловей-разбойник, и никого к Киеву не пропускал. Узнав об этом, Илья Муромец направил своего коня именно по этой «прямоезжей» дороге, чтобы освободить землю русскую от злого грабителя. (См. также статью Илья Муромец на распутье.)
Бой Ильи с Соловьем-разбойником
[Подробнее см. в отдельной статье Илья Муромец и Соловей-разбойник.]
«Ретивный конь» понес Илью Муромца по «прямоезжей» дороге, и скоро богатырь очутился перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его «посвиста соловьиного» и «покрика звериного» люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.
Соловей-разбойник, «станишники» в другой былине («Илья Муромец и станишники») – символические образы внутренних врагов России, с которыми, как и с внешними, борются богатыри. В былине про станишников говорится, что Илья не хотел убивать этих разбойников, надеясь их вразумить. Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пустил стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепил дуб на мелкие щепки.
Победив Соловья-разбойника, Илья не убил его, а привязал к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляли Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец был неподкупен. С Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья в третий скачок очутился в Киеве.
Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему.
Илья у князя Владимира
Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья вошёл прямо в «гридницу», помолился на образа, «крест клал по писанному, поклон вел по ученому». Он поклонился сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? – ответил, что он – матерой казак Илья Муромец, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную.
Князь Владимир спросил Илью, каким путем он ехал из Мурома? Илья ответил, что ехал он через Чернигов. Князь усомнился в правдивости Ильи, так как знает, что под Черниговом стоит «сила несметная». Илья скромно ответил, что, правда, сила несметная стояла под Черниговом, но что больше ее там нет.
«А из Чернигова какой дорогой ехал?» – продолжал спрашивать князь. На ответ Ильи, что он ехал «прямоезжей», князь опять засомневался в правдивости Ильи, потому что знал: дорога «прямоезжая заложена», сидит на ней Соловей-разбойник. Илья спокойно объяснил, что Соловей-разбойник и вправду «сидел» на этой дороге, но теперь он, «собака», находится тут, на дворе самого князя Владимира, привязанный к седлу.
Как услышал князь таковы слова,
Он вскочил на ноги резвые,
Накинул шубку кунью на одно плечо,
Шапку соболиную надел на одно ушко.
и побежал во двор посмотреть на знаменитого разбойника. Любопытство разбирало князя: ему хотелось услыхать знаменитый «посвист соловьиный, покрик звериный», которыми разбойник губил добрых людей.
Илья Муромец подошёл к Соловью, передал ему желание князя, но велел, чтобы он, «собака, кричал в полкрика» и «свистал, собака, в полсвиста». Соловей закричал и засвистал в полсилы, но и от этого ужасного крика и свиста «маковки золотые на церквах зашаталися», князь Владимир упал на одно коленко, «куньей шубкою прикрылся». Илья же увез Соловья-разбойника во «чисто поле» и там убил его, потому что такого вредного человека нельзя было оставлять жить на земле.
Победа Ильи над Идолищем Поганым
С этих пор Илья Муромец остается при дворе князя Владимира и от него ездит совершать свои богатырские подвиги. Он – старший над другими богатырями, – «атаман Илья Муромец». Часто видим мы его на «заставе богатырской», охраняющим границы родной земли от врагов. «Заставой богатырской» в былинах называется пограничный сторожевой пост, где богатыри сторожили границу Руси и наблюдали за степью.
Богатыри. Картина В. Васнецова, 1898
Один из самых известных подвигов Ильи, это – победа над «Идолищем Поганым», который воплощает в себе всю антихристианскую языческую силу. Идолище Поганое изображается грубыми материальными чертами:
Головшца у Идолища – что лоханище,
А глазища – что пивные чашицы.
Идолище хвастает, что он «по семи пудов хлеба ест, по семи ведер пиво пьет». Илья побеждает Идолище Поганое не только физической силой, но и спокойным мужеством, духовной силой.
Ссора Ильи с князем Владимиром
В одной былине рассказывается о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром. Князь велел посадить Илью в «погреба глубокие, заковать в оковы железные». Богатырь мог бы разломать эти оковы, раскидать стены своей тюрьмы, но он подчинился воле князя. Но через некоторое время на Киев напали враги — грозный татарский Калин-царь, и князь Владимир вспомнил своего верного слугу. Он послал дружинников вывести Илью из «погребов глубоких».
Слуги спустились в погреба – и что же увидели? Сидел могучий богатырь Илья Муромец, перед ним горела свеча «воску ярого», при свете ее он читал святую книгу – Евангелие. Вот, как проводил русский богатырь время в заточении!
Есть также былина о бое Ильи с собственным сыном — богатырём Сокольником.
Подвиг ильи муромца краткое.

Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца — уж слишком сказочной кажется учёным его биография, — рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).
Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.
Исцеление Ильи
Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.
Рост Ильи составлял 177 см — для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры — 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости — это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии — заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), — такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз — болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.
Бой с Соловьём-разбойником
Самый известный подвиг Ильи Муромца — бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу — «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.
Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога — пятьсот вёрст, то окольный путь — «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.
Уход Ильи в монастырь
Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах — переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.
Образование
24 декабря 2014
Былинные богатыри и их подвиги были для русского народа воплощением героизма. Ведь эти воины ставили защиту Отечества и людей на первое место. Во время крещения Руси и эпохи правления князя Владимира появился целый былинный цикл, главным героем которого стал богатырь Илья Муромец. Он был воплощением справедливости, опытности, мудрости, трезвости, надёжности, верности, мужества, силы и миролюбия. Прежде чем рассказать о том, какие подвиги совершил Илья Муромец, поведаем о чудесном исцелении богатыря.
Чудесное исцеление
Русский воин появился на свет в деревне Карачаево (недалеко от Мурома) в крестьянской семье. Мальчик был долгожданным ребёнком, но родился больным, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Удивительное исцеление Ильи Муромца — один из самых главных моментов в его судьбе. Согласно былинам будущий воин пролежал на печи 33 года. Потом к нему пришли калики перехожие и полностью вылечили. Илья должен был вынужден перебарывать себя и носить им воду из колодца.
Кто такие калики? Это странники, которые бродили по сёлам и городам, передавая слухи и новости о том, как живут люди в соседних областях. Под аккомпанементы гуслей они пели былины и сказания. Кстати, в будущем именно благодаря каликам русский народ узнал про подвиги Ильи Муромца, краткое содержание которых вы прочтёте ниже. Но было бы ошибкой считать их лишь бродячими артистами. Калики являлись хранителями магической традиции ещё со времён древних волхвов. Потом их знания трансформировались при влиянии христианства.
Вероятно, они вылечили Илью с помощью наговоров на колодезную воду, православных молитв и гипнотического воздействия гуслярной музыки. Этот колодец существует по сей день рядом с деревней Карачаево. Над ним установлен крест, а местные жители считают его воду целебной.
Подвиги богатыря Ильи Муромца
Видео по теме
За свою долгую и интересную жизнь этот воин провёл много боёв и победил немало злодеев. Но наиболее известны три подвига Ильи Муромца, которые передаются из уст в уста уже не одно поколение. Их мы вам и поведаем.
Илья и Соловей-разбойник
Однажды Илья Муромец решил помочь людям и проложить дорогу через дремучий лес. Взял он дубину и начал сшибать деревья. Дойдя до речки Смородиной, увидел на том берегу Соловья-разбойника, который прокричал ему: «Что за невежа ходит по моему лесу?» А после стал на богатыря свистеть и рычать по-звериному. Муромец не испугался, а достал лук и выпустил в разбойника стрелу. Упал раненый Соловей с дуба, а богатырь поднял его, привязал к седлу и повёз в Киев. В общем, первый бой Ильи Муромца закончился лёгкой победой.
Приехал наш воин в Киев, а там у князя Владимира шёл пир. Говорит ему богатырь: «Привёз я тебе в подарок Соловья-разбойника». Решил Владимир испытать его силу на княжном дворе. После того как весь народ там собрался, Илья приказал Соловью засвистеть и зарычать. Набрал разбойник побольше воздуху и засвистел во всю мощь. Тут полопались стёкла в горницах, послетали крыши у теремов, а все богатыри повалились на землю. Сам князь, побледнев, спрятался под кафтан Муромца. Рассердился богатырь, схватил меч и отрубил Соловью голову. На радостях Владимир, который знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, закатил ещё больший пир. А после празднества взял война к себе на службу.
Илья и Идолище поганое
Как-то раз поехал Муромец границы Руси проверять. А во время его отъезда напал на Киев Идолище поганое и захватил город. Вернулся Илья, надел простую крестьянскую рубаху и пошёл в стольный град милостыню просить. Поймали его на улице и привели к Идолищу. Муромец не стал отвечать на его вопросы. Богатырь просто молча стоял.
Идолище знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, но думал, что перед ним обычный нищий крестьянин. Поэтому стал перед богатырём хвастаться: «Да я за один присест бочку вина выпиваю и быка съедаю, а ты, калека перехожая, можешь только рюмку выпить и калач съесть». Долго издевался над ним Идолище. Не вытерпел тогда Илья, схватил Идолище и расшиб о каменный пол, а потом поднял дубовый стол и перебил им всех его слуг. А после облачился в доспехи и отправился в путешествие по земле русской.
Илья и царь Калин
Однажды поссорился Муромец с князем Владимиром. Князь так рассердился, что посадил Илью в темницу. И тут случилась беда. Татарский царь Калин пошёл на Русь войной. Некому было помочь Владимиру. Оставался лишь один богатырь, сидящий в подземелье. Пришёл к нему князь, упал на колени и стал молить о помощи. Встал Илья, стряхнул с могучих плеч пудовые цепи и отправился одевать доспехи. Потом вскочил на лошадь и поскакал к татарскому лагерю.
Царь Калин не знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, поэтому стал обзывать и унижать богатыря. Осерчал наш воин, схватил татарина за ногу и стал им бить вражеское войско. После того как все полегли, богатырь отрубил царю голову и поехал домой в Киев.
Теперь вам известны три подвига Ильи Муромца. Есть ещё и четвёртый. Он не так популярен, но мы всё же коротко его расскажем.
Илья и Богатырь-захватчик
Однажды поехал Илья Муромец проверить границы Руси. И увидел он на родной земле чужого богатыря, который стал над ним насмехаться и себя нахваливать. Илья очень рассердился. Выхватил он свой булатный меч и ринулся в бой. Дрались они в течение трёх дней, а потом наш воин схватил руками бахвальщика и расшиб его о землю.
Роковое ранение
Про первый бой Ильи Муромца вы уже знаете. Но о последнем ничего не известно, кроме того, что богатырь получил в нём ранение. Учёные, исследовавшие мощи Муромца, обнаружили на груди след от копья. Вероятно, он пытался перехватить его на лету, и это уменьшило глубину и силу удара. Полученная рана не зажила до конца и постоянно воспалялась, что привело к инфекции и последующей смерти Муромца.
Если рассматривать военную историю средних веков, то причина гибели Ильи представляется довольно правдоподобной. Ведь в то время хорошо вооружённого и сильного война, с которым довольно трудно было справиться в открытом бою, убивали на расстоянии с помощью стрелы или копья. Это помогало сохранить жизнь собственным воинам.
Заключение
В наше время подвиги Ильи Муромца, краткое содержание которых было дано выше, по-прежнему привлекают к себе внимание. Остаётся надеяться, что за обличием непобедимого война вы увидите человека, посвятившего всю свою жизнь и поступки во славу русского народа.
Калин царь
Cкульптурный портрет Ильи Муромца, воссозданный криминалистом и скульптором С.Никитиным (реконструкции мягких частей лица по черепу)
Мощи Ильи Муромца
Легендарный герой русского эпоса Илья Муромец — самый знаменитый былинный богатырь. Любопытно, что он является главным героем не только множества русских былин, но и германских поэм XIII века, которые, в свою очередь, основаны на более ранних сказаниях.
Все что мы сегодня знаем о Илье Муромце, приблизительно: родился около 1143 года, в селе Карачарово под Муромом (Владимирская область), в семье крестьянина Ивана Тимофеева и его жены Евфросиньи. Его имя до сих пор не найдено в летописях. Возможно, упоминания о нем попросту не сохранились, поскольку Русь переживала тогда не самые легкие времена: орды завоевателей не раз полностью сжигали и разрушали города. Между тем богатырь реально существовал, а похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры как один из 69 святых угодников
Русская православная Церковь почитает Илью Муромца как святого (он канонизирован в 1643 г.). По церковному календарю день памяти Ильи Муромца — 19 декабря по старому стилю, или 1 января по- новому. Илья Муромец — не мифологический персонаж, не собирательный образ русского богатыря, а реальная историческая личность.
Исцеление Ильи
В 1988 году ученые исследовали мощи Преподобного Ильи Муромца. Ученые утверждают, что Илья был крепко сложенным мужчиной огромного для тех времен роста — 177 см (средний рост мужчин тогда составлял 165 см, то есть Илья был на голову выше среднего мужчины).
Выяснилось, что умер этот человек в возрасте 45-55 лет. Тело Муромца, ученые обнаружили множественные переломы костей, ребер, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтвердило легенды о том, что Илья был воином, участником жестоких сражений. Также они выяснили, что в юности у него был паралич конечностей и юноша долгие годы не мог двигаться, как говорится в былинах: «тридцать лет и три года сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения» .
Но когда Илье исполнилось 33 года, наступил день, который изменил всю его жизнь. В дом вошли вещие нищие странники — калики перехожие и попросили юношу подать им воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу — она звучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги. Калики и благословили его на ратные подвиги.
ПОДВИГИ ИЛЬИ МУРОМЦА
Несмотря на фантастические сюжеты, в основе большинства былин лежат подлинные исторические события, причудливо переплетённые с вымыслом в памяти многих поколений. Самый известный подвиг Ильи Муромца — бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу — «ни конному, ни пешему». Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, он приказал организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине. В 10-15 километрах от Киева находится село Зазимье, возле которого грабил Соловей — Разбойник торговцев. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую. Если прямая дорога — пятьсот вёрст, то окольный путь — «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу. Освобождение былинным богатырём пути в Киев подтверждается историческими фактами.
Князья Владимир Мономах, Владимир Святославович и языческий ДажьБог, мифический предок всех князей, объединились в образе князя ВЛАДИМИРА, во всех былинах Владимир — князь Киевский рядом с Ильей, хотя Илья Муромец жил значительно позже Владимира. Но историческому Илье Муромцу покровительствовал князь СВЯТОСЛАВ, на которого старался быть похожим Илья Муромец, он восхищался Святославом и считал этого заступника людей русских лучшим воином всех времен и народов.
МОНАХ-БОГАТЫРЬ
Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение, полученное в одном из жестоких боев с половцами. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах — переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. По-видимому, богатырь принял постриг в монахи незадолго до своей смерти. Согласно легенде, Илья дал обет уйти в монастырь и больше никогда не брать в руки меч.
Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах. Для православных воинов это был вполне обычный шаг — сменить меч железный на меч духовный и проводить остаток жизни в сражении не за земные блага, а за небесные.
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ БОГАТЫРЯ
Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! Исследование мумифицированных останков богатыря специалистами судебной медицины пролило свет на причину его смерти. Муромец умер от обширной раны в области сердца. Похоже, это случилось в 1204 году.
В первый день 1204 года, князь Рюрик Ростиславич, заключив союз с половцами, отобрал у своего зятя Романа Киев. Половцы ворвались в город, стали его грабить, разорять храмы и монастыри. Тогда монах Илья Муромец снова взял в руки оружие и отправился в свой последний бой. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна — на руке от копья, а роковой — тоже копейная, но в области сердца. По-видимому, герой, защищаясь, прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.
Кстати, еще в 1701 году паломник Иван Лукьянов повествовал: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением».
Православные почитают Илью Муромца по сей день. Русское воинство считает его своим покровителем, а пограничники России считают его первым Русским пограничником. Но об Илье осталась не только народная память. Его тело нетленно и находится в состоянии мумификации. В православии считается, что если тело усопшего не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар Бога, который дается только святым.
Останки Ильи находятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря, под скромной надписью над гробницей «Илья из Мурома». Я был там дорогие ребята. Поклонился мощам Великого Русского человека, ЗАЩИТНИКА РУССКОЙ ЗЕМЛИ! Я, маленький Филиппок горд, что я Русский, такой же русский как Илья Муромец.
По ним можно написать всю его биографию.
Его любит мать сыра земля, потому что он – «крестьянский сын». Это придает ему своеобразный демократизм, который удачно подчеркнут Алексеем Константиновичем Толстым в его балладе: «Илья Муромец». Этот демократизм делает его иногда нежелательным гостем в гриднице князя, а его заставляет, порвав сношения с князем, искать общества с «голью кабацкой».
По былинам, жизнь Ильи складывается следующим образом
Богатырский скок. Картина В. Васнецова, 1914
Происхождение и чудесное исцеление Ильи
Илья – сын крестьянина Ивана Тимофеевича из села Карачарова, близ, города Мурома. До 30-ти лет Илья был болен, «сидел сиднем» в отцовской избе, не владея ногами. И вот однажды, когда он был в избе один, в окно к нему постучались странники – «калики перехожие ». По одной былине это были старшие богатыри (Святогор , Вольга и Микула), по другой – Сам Иисус Христос и два Апостола, или два ангела. Они явились для того, чтобы исцелить Илью.
Калики попросили Илью дать им испить, на что он сказал, что не может встать, ибо не владеет ногами. Калики настойчиво повторили свою просьбу, и вдруг Илья «вскочил на резвы ноги», спустился «в погреба глубокие» и принес им испить чару зелена вина, величиной «в полтора ведра». Калики только попробовали и дали самому Илье выпить эту чару, которую он осушил «во единый дух».
Калики спросили: сколько он «чует в себе силушки». Илья ответил, что если бы в землю воткнуть кол длинной от земли до неба, он бы ухватился за этот кол и перевернул бы всю землю. Тогда калики велели ему выпить вторую чашу, чтобы поубавить ему силы. После второй чары Илья сказал, что у него стало «силушки – половинушка». – «Этого довольно с тебя», – сказали ему калики перехожие и дали наставление, что силушку эту он должен употреблять лишь на добрые дела. Они предсказали Илье, что «смерть ему в бою не написана», после чего «потерялися», то есть исчезли.
В этой легенде об исцелении Ильи Муромца каликами-ангелами, или даже Самим Спасителем, заключён глубокий смысл. Сила дана Илье свыше, от Бога, она дана ему для совершения добрых дел. Этим определяется весь его дальнейший богатырский путь, его служение вере, родине, князю.
Отцовское благословение Илье на подвиги
Первое, что делает исцеленный Илья, идет просить благословенья своего отца, который в это время занят тяжелой крестьянской работой – освобождает поле от «дубья-колодья», то есть, выкорчевывает корни деревьев. Илья помогает отцу в этой работе, а затем кланяется ему в ноги:
Не сырой дуб к земле преклоняется,
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит его благословеньица». Тоже типичная черта русского богатыря: любовь и почтенье к родителям. Илья просит отца благословить его на подвиг, на что отец отвечает так же, как и калики:
На добрые дела я тебе благословенье дам,
А на недобрые – моего благословенья нет.
В наставлении отца замечательны слова
Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина,
то есть, не убивай со злобой, а только защищая родину.
Подвиги Ильи под Черниговом
Садится Илья на своего «ретивого коня», которого он по совету калик выкупал в трех росах, и отправляется в «Киев-град, заложиться за князя Владимира ». Выехав чем свет, Илья рассчитывает попасть в Киев к обедне (вообще же, от села Карачарова, близ города Мурома, до Киева – добрых 800 верст). Илья бьет своего коня «по крутым бокам»,
Ретивый конь под ним осержается,
Прочь от земли отделяется,
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.
Первый скачок принес Илью Муромца в дремучий лес. На память он вырубил и поставил на том месте часовенку и написал, что проезжал тут «старый матерой казак Илья, сын Иванович». Вторым скачком конь принес Илью к Чернигову-граду.
Но в Чернигов было нельзя попасть, окружила город «сила несметная» – вражеское полчище, вероятно, татарское. Илья напустил своего коня на эту вражескую силу и начал ее колоть-рубить и конем топтать.
Куда саблей махнет – там улица лежит,
Куда отмахнет – переулочек.
«Мужики Черниговские», увидав, что Илья Муромец победил всю «силу», осаждавшую их город, открыли ворота, вышли встречать своего славного избавителя с хлебом-солью и стали просить его сделаться их князем. Но Илья скромно отклонил эту честь, говоря, что он сам хочет послужить князю Киевскому, и только спросил, где самая короткая «прямоезжая» дорога ко граду Киеву?
Бой Ильи с Соловьем-разбойником
«Ретивный конь» понес Илью Муромца по «прямоезжей» дороге, и скоро богатырь очутился перед гнездом Соловья-разбойника, обладавшего такой силой свиста и крика, что от этого его «посвиста соловьиного» и «покрика звериного» люди немедленно падали мертвыми, а он обирал и грабил их.
Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультфильм
Соловей-разбойник, «станишники» в другой былине («Илья Муромец и станишники») – символические образы внутренних врагов России, с которыми, как и с внешними, борются богатыри. В былине про станишников говорится, что Илья не хотел убивать этих разбойников, надеясь их вразумить. Чтобы показать им свою силу и их устрашить, он только пустил стрелу в столетний дуб на их глазах и расщепил дуб на мелкие щепки.
Победив Соловья-разбойника, Илья не убил его, а привязал к своему седлу. Напрасно жена и дети Соловья умоляли Илью принять от них дорогие подарки из сокровищ, награбленных разбойником, Илья Муромец был неподкупен. С Соловьем-разбойником, привязанным к седлу, Илья в третий скачок очутился в Киеве.
Он хотел поспеть к обедне, но, задержавшись под Черниговом и с Соловьем-разбойником, попал в Киев, когда народ уже расходился от обедни, и поехал прямо во двор к князю Владимиру, где ласковый князь принимал и угощал всех, приходивших к нему.
Илья у князя Владимира
Оставив коня с Соловьем во дворе, Илья вошёл прямо в «гридницу», помолился на образа, «крест клал по писанному, поклон вел по ученому». Он поклонился сперва князю, потом на все четыре стороны. На вопрос князя, кто он такой? – ответил, что он – матерой казак Илья Муромец, сын Иванович, что приехал он в стольный Киев-град послужить князю Владимиру, постоять за веру православную.
Князь Владимир спросил Илью, каким путем он ехал из Мурома? Илья ответил, что ехал он через Чернигов. Князь усомнился в правдивости Ильи, так как знает, что под Черниговом стоит «сила несметная». Илья скромно ответил, что, правда, сила несметная стояла под Черниговом, но что больше ее там нет.
«А из Чернигова какой дорогой ехал?» – продолжал спрашивать князь. На ответ Ильи, что он ехал «прямоезжей», князь опять засомневался в правдивости Ильи, потому что знал: дорога «прямоезжая заложена», сидит на ней Соловей-разбойник. Илья спокойно объяснил, что Соловей-разбойник и вправду «сидел» на этой дороге, но теперь он, «собака», находится тут, на дворе самого князя Владимира, привязанный к седлу.
Как услышал князь таковы слова,
Он вскочил на ноги резвые,
Накинул шубку кунью на одно плечо,
Шапку соболиную надел на одно ушко.
и побежал во двор посмотреть на знаменитого разбойника. Любопытство разбирало князя: ему хотелось услыхать знаменитый «посвист соловьиный, покрик звериный», которыми разбойник губил добрых людей.
Илья Муромец подошёл к Соловью, передал ему желание князя, но велел, чтобы он, «собака, кричал в полкрика» и «свистал, собака, в полсвиста». Соловей закричал и засвистал в полсилы, но и от этого ужасного крика и свиста «маковки золотые на церквах зашаталися», князь Владимир упал на одно коленко, «куньей шубкою прикрылся». Илья же увез Соловья-разбойника во «чисто поле» и там убил его, потому что такого вредного человека нельзя было оставлять жить на земле.
Победа Ильи над Идолищем Поганым
С этих пор Илья Муромец остается при дворе князя Владимира и от него ездит совершать свои богатырские подвиги. Он – старший над другими богатырями, – «атаман Илья Муромец». Часто видим мы его на «заставе богатырской», охраняющим границы родной земли от врагов. «Заставой богатырской» в былинах называется пограничный сторожевой пост, где богатыри сторожили границу Руси и наблюдали за степью.
Богатыри. Картина В. Васнецова, 1898
Один из самых известных подвигов Ильи, это – победа над «Идолищем Поганым» , который воплощает в себе всю антихристианскую языческую силу. Идолище Поганое изображается грубыми материальными чертами:
Головшца у Идолища – что лоханище,
А глазища – что пивные чашицы.
Идолище хвастает, что он «по семи пудов хлеба ест, по семи ведер пиво пьет». Илья побеждает Идолище Поганое не только физической силой, но и спокойным мужеством, духовной силой.
Ссора Ильи с князем Владимиром
В одной былине рассказывается о ссоре Ильи Муромца с князем Владимиром . Князь велел посадить Илью в «погреба глубокие, заковать в оковы железные». Богатырь мог бы разломать эти оковы, раскидать стены своей тюрьмы, но он подчинился воле князя. Но через некоторое время на Киев напали враги — грозный татарский Калин-царь , и князь Владимир вспомнил своего верного слугу. Он послал дружинников вывести Илью из «погребов глубоких».
Илья Муромец и Калин-царь. Былинная аудиосказка
Слуги спустились в погреба – и что же увидели? Сидел могучий богатырь Илья Муромец, перед ним горела свеча «воску ярого», при свете ее он читал святую книгу – Евангелие. Вот, как проводил русский богатырь время в заточении!
- Победа над Соловьем-разбойником.
- Царь Калин и битва за Русь.
- Победа над Идолищем.
Битва с Соловьем-разбойником
Как-то раз Илья решил помочь простому люду дорогу через лес проложить. Взял свою тяжелую дубинку и пошел ломать деревья. Так он прошел до речки Смородиной, где сидел Соловей-разбойник. Возмущенный тем, что богатырь ходит по его лесу, разбойник набрал в легкие по-больше воздуха и засвистел что есть силы. Однако Илья Муромец не испугался, он взял лук деревянный, взял стрелу, натянул тетиву посильнее и выстрелил в разбойника. Соловей, сраженный метким выстрелом Ильи, прекратил свистеть и упал. Тогда Илья взял разбойника и понес его к царю в Киев. Тот решил проверить, действительно ли Соловей-разбойник так силен. Приказал царь засвистеть разбойнику не жалея сил. Соловей набрал воздуха и свистнул, да так, что все в зале попадали от сильного ветра. Царь испугался такой силы и спрятался за Илью. Богатырь же разозлился, подошел к Соловью и отрубил своим мечом разбойнику голову.
Илья Муромец и царь Калин
Поссорился однажды Илья с царем Владимиром, да так, что царь решил в тюрьму его посадить. Тут же беда случилась. Царь Калин на Русь войною пошел. Не было у Владимира войска хорошего и пришел к Илье, прощения просить да врага помочь победить. Сжалился богатырь над царем Киевским, снарядился в бой и пошел к врагу. Царь Калин не знал о мощи богатыря и всячески усмехался над ним. Разозлился Илья, взял тщеславного царя за ногу и принялся им войско вражеское громить. И конечно же наш славный воин одержал победу.
Победа над Идолищем
Решил Илья границы Руси проверить. А пока он его не было, столицу захватил Идолище поганое. Вернулся богатырь в город, одел простую рубаху и пошел молиться. Но по пути его поймали, связали и принесли к Идолищу. Знал Идолище о подвигах Илья Муромца, однако подумал, что перед ним обычный житель стоит. Принялся захватчик смеяться и издеваться над ним. Не выдержал богатырь, взял Идолище и разбил его о пол. Затем и слуг перебил его. Так Илья освободил город от Идолища поганого.
Владимир Путин находится в плену у самобытной марки русского фашизма
Брифинг | Темное государство
Вот почему его страна представляет такую угрозу для Украины, Запада и собственного народа
Примечание редактора (1 октября): Вчера Владимир Путин объявил об аннексии четырех Украинские области. Он закончил свое выступление цитатой Ивана Ильина, интеллигента ХХ века, поклонника фашизма и монархии.
W шляпа имеет значение больше всего в Москве в эти дни то чего не хватает. Никто открыто не говорит о войне в Украине. Слово запрещено, а говорить опасно. Единственный след боев, идущих на 1000 км южнее, — рекламные щиты с портретами воинов-героев. И все же Россия находится в эпицентре войны.
Послушайте эту историю. Наслаждайтесь большим количеством аудио и подкастов на iOS или Android.
Ваш браузер не поддерживает элемент
Точно так же и в Москве нет факельных шествий. Отображение знака полусвастики « z », символизирующего поддержку войны, встречается редко. Штурмовики не устраивают погромов. Владимир Путин, стареющий российский диктатор, не собирает толпы восторженной молодежи и не призывает к массовой мобилизации. И все же Россия находится в тисках фашизма.
Как Москва прикрывает свою войну «спецоперацией», так и свой фашизм она прикрывает кампанией по уничтожению «фашистов» в Украине. Тем не менее Тимоти Снайдер, профессор Йельского университета, замечает явные симптомы: «Люди расходятся во мнениях, часто яростно, по поводу того, что представляет собой фашизм», — писал он недавно в журнале 9.0011 New York Times , «но сегодняшняя Россия соответствует большинству критериев».
Кремль построил культ личности вокруг Путина и культ мертвых вокруг Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Режим г-на Путина жаждет восстановить утраченный золотой век и очистить Россию исцеляющим насилием. Вы можете добавить к списку Снайдера ненависть к гомосексуализму, зацикленность на традиционной семье и фанатичную веру в силу государства. Ничто из этого не является естественным в светской стране с сильными анархистскими наклонностями и снисходительными взглядами на секс.
Понять, куда движется Россия при Путине, значит понять, откуда она взялась. На протяжении большей части его правления Запад рассматривал Россию как мафиозное государство, правящее атомизированным обществом. Это не было ошибкой, но это было неполным. Десять лет назад популярность Путина пошла на убыль. В ответ он обратился к фашистскому мышлению, возродившемуся после распада Советского Союза.
Возможно, это началось как политический расчет, но г-н Путин попал в порочный круг недовольства и обиды, который оставил разум далеко позади. Кульминацией стала разрушительная война, которая, как многие считали, никогда не произойдет именно потому, что она не поддавалась взвешиванию рисков и выгод.
Под формой фашизма г-на Путина Россия взяла курс, который не знает пути назад. Без риторики о жертвах и применении насилия Путину нечего предложить своему народу. Для западных демократий этот марш вперед означает, что, пока он находится у власти, отношения с Россией будут раздираться враждебностью и презрением. Некоторые на Западе хотят вернуться к обычным делам после окончания войны, но настоящего мира с фашистской Россией быть не может.
Для Украины это означает долгую войну. Цель г-на Путина состоит не только в том, чтобы захватить территорию, но и в том, чтобы сокрушить демократические идеалы, которые процветают среди соседей России, и их чувство отдельной национальной идентичности. Он не может позволить себе проиграть. Даже если будет прекращение огня, он намерен заставить Украину потерпеть неудачу, применив новую силу, если это необходимо. Это означает, что он будет использовать насилие и тоталитаризм, чтобы навязать свою волю дома. Он не только хочет сокрушить свободную Украину, но и ведет войну против лучших мечтаний своего народа. Пока что он выигрывает.
Война есть мир
Что такое русский фашизм? Слово f часто бросается небрежно. У него нет устоявшегося определения, но он питается исключительностью и ressentiment , смесью ревности и разочарования, порожденной унижением. В случае с Россией источником этого унижения является не поражение от иностранных держав, а злоупотребления, которым подвергается народ от рук собственных правителей. Лишенные свободы воли и боящиеся властей, они ищут компенсацию в мнимой мести назначенным государством врагам.
Фашизм включает в себя выступления — подумайте обо всех этих митингах и униформах — пропитанных трепетом настоящего насилия. Во всех своих разновидностях, говорит г-н Снайдер, для него характерно торжество воли над разумом. Его эссе было озаглавлено «Мы должны сказать это. Россия фашистская». Ведь первыми об этом заговорили сами русские. Одним из них был Егор Гайдар, первый постсоветский премьер-министр. В 2007 году он увидел призрак постимперской ностальгии по России. «Россия переживает опасный этап», — написал он. «Мы должны поддаваться не магии цифр, а тому факту, что между крахом Германской империи и приходом Гитлера к власти был 15-летний разрыв, а между крахом 9-го века — 15 лет.0017 СССР и Россия в 2006-07 годах заставляет задуматься…»
К 2014 году другой либеральный политик Борис Немцов ясно дал понять: «Агрессию и жестокость подогревает телевидение, а ключевые определения дает слегка одержимый кремлевский хозяин… Кремль культивирует и вознаграждает в людях самые низкие инстинкты, провоцируя ненависть и борьбу. Этот ад не может закончиться мирно».
Через год Немцов, к тому времени уже заклейменный как «национал-предатель», был убит возле Кремля. В своем последнем интервью за несколько часов до смерти он предупредил, что «Россия стремительно превращается в фашистское государство. У нас уже есть пропаганда по образцу нацистской Германии. У нас также есть ядро штурмовых бригад… Это только начало».
Никто не сигнализировал о растущем влиянии фашизма громче, чем Путин и его помощники. Вдали от благополучных московских улиц Кремль пометил танки, людей и телеканалы буквой z . Полусвастика была нарисована на дверях российских кино- и театральных критиков, пропагандистов «декадентского и дегенеративного» западного искусства. Больничные пациенты и группы детей, некоторые из которых стоят на коленях, были организованы так, чтобы они образовывали полусвастики для публикации в Интернете.
В 1930-х годах Вальтер Беньямин, немецкий культурный критик в изгнании, проанализировал фашизм как спектакль. «Логический результат фашизма — введение эстетики в политическую жизнь», — писал он. Эта эстетика была призвана вытеснить разум, и их окончательным выражением была война.
Сегодня два лица войны на телевидении, Владимир Соловьев и Ольга Скабеева, представляют собой карикатуры на нацистских пропагандистов. Г-н Соловьев часто носит черный двубортный пиджак в баварском стиле. У г-жи Скабеевой, суровой и точеной, есть намек на госпожу. Они излучают ненависть и агрессию. Они и их гости осуждают Запад за объявление войны России и театрально умоляют г-на Путина превратить ее в пепел, используя всю мощь российского ядерного арсенала.
Этот фантастический Армагеддон сочетается с реальным насилием, основой отношений между российским государством и его народом. Опрос «Левады», проведенный по заказу Комитета против пыток (теперь он сам занесен в черный список), показал, что 10% населения России когда-либо подвергались пыткам со стороны правоохранительных органов. Есть культура жестокости. Домашнее насилие больше не является преступлением в России. В первую неделю войны молодые протестующие женщины подвергались унижениям и сексуальным надругательствам в полицейских участках. Почти 30% россиян считают, что пытки должны быть разрешены.
Зверства, совершенные русской армией в Буче и других оккупированных городах, — это не просто военные эксцессы или нарушение дисциплины, а особенность армейской жизни, более широко распространяемая ветеранами. 64-я мотострелковая бригада, якобы совершившая зверства, была удостоена Путиным звания «Гвардейская» за защиту «родины и интересов государства» и похвалена за «массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество». Бригада, базирующаяся на Дальнем Востоке, печально известна в России своими издевательствами и оскорблениями.
Как и многое другое, исходящее из Кремля, фашизм — это проект сверху вниз, инициатива правящей элиты, а не массовое движение. Это требует пассивного принятия, а не мобилизации масс. Его цель — разъединить людей и предотвратить любую форму самоорганизации. Кремль и телевизионные боссы могут крутить его вверх и вниз. В первые годы своего президентства г-н Путин использовал деньги, чтобы не пускать народ в политику. После того, как в 2011–2012 годах экономика застопорилась, а городской средний класс вышел на улицы, чтобы потребовать больше прав, он разжег национализм и ненависть. Во время политического затишья после аннексии Крыма в 2014 году фашизм был отвергнут так же внезапно, как и возник.
Его возрождение в 2021–2022 годах последовало за падением легитимности Путина, протестами против отравления и ареста лидера оппозиции Алексея Навального и растущим отчуждением молодых россиян, менее восприимчивых к телевизионной пропаганде и более открытых Западу. . Для них г-н Путин был стареющим, мстительным и коррумпированным дедушкой, у которого был секретный дворец, раскрытый в популярном фильме г-на Навального на YouTube в 2021 году. Путину нужно было снова увеличить громкость, и Украина предложила ему средства.
Свобода есть рабство
Русский фашизм имеет глубокие корни, уходящие в начало 20 века. Фашистские идеи процветали среди белоэмигрантов после большевистской революции, и они были частично повторно импортированы в Советский Союз Сталиным после войны. Он боялся, что победа над фашизмом, одержанная с Америкой и Великобританией, усилит и освободит его собственный народ. Так он превратил советский успех в триумф тоталитаризма и русского имперского национализма. Он переименовал союзников по войне во врагов и фашистов, одержимых идеей уничтожить Советский Союз и лишить его славы.
В последующие десятилетия фашизм сдерживался официальной коммунистической идеологией и личным опытом русских воевать с нацистами на стороне западных союзников. Однако после распада СССР оба эти ограничения исчезли, и темная материя была высвобождена. Кроме того, либеральная элита 1990-х полностью отказалась от старых советских ценностей, сметая сильные традиции антифашистской литературы и искусства.
Все это время фашизм гнил под прикрытием, в кгб . В конце 1990-х Александр Яковлев, архитектор демократических реформ при Михаиле Горбачеве, открыто говорил о спецслужбах как о колыбели фашизма. «Опасность фашизма в России реальна, потому что с 1917 года мы привыкли жить в преступном мире с преступным государством во главе. Бандитизм, освященный идеологией, — эта формулировка подходит и коммунистам, и фашистам».
Такая двусмысленность в полной мере проявилась в «Семнадцати мгновениях весны», чрезвычайно популярном телесериале из 12 частей, снятом 9Приказы 0017 кгб в 1970-е гг. На первый взгляд сериал был не чем иным, как попыткой ребрендинга сталинской тайной полиции. Юрий Андропов, в то время начальник КГБ , а затем советский лидер, хотел приукрасить советских шпионов и привлечь на службу новое поколение молодых людей. Как оказалось, эти программы помогли внедрить в российскую массовую культуру нацистскую эстетику — эстетику, которую в конечном итоге будет использовать Путин.
русский, не украинец, фашизм Герой — вымышленный советский шпион, который внедрился в высшее нацистское командование под именем Макс Отто фон Штирлиц. Он является высокопоставленным штандартенфюрером в сс , чья миссия состоит в том, чтобы сорвать секретный план, созданный между ЦРУ и Германией ближе к концу войны. В исполнении любимых советских актеров нацисты в фильме гуманны и привлекательны. Вячеслав Тихонов, сыгравший роль Штирлица, был образцом мужского совершенства. Высокий и красивый, с идеальными скулами, он блистал в гладкой нацистской форме, сшитой в советском министерстве обороны.
Простые россияне были очарованы. Дмитрий Пригов, русский художник и поэт, писал: «Наш чудесный Штирлиц — совершенный фашист и совершенный советский человек одновременно, совершающий трансгрессивные переходы от одного к другому с покорной и неуловимой легкостью… Он предвестник новой эпохи — времени мобильности и манипулятивности».
Выгодоприобретателем был г-н Путин. В 1999 году, незадолго до того, как он был назначен президентом России, избиратели сказали социологам, что Штирлиц был бы одним из их идеальных кандидатов на этот пост после Георгия Жукова, командующего Красной Армией во время Второй мировой войны. Путин, бывший кгб человек, дислоцированный в Восточной Германии, культивировал образ новоявленного Штирлица.
Когда vt si om, один из социологов повторил упражнение в 2019 году, Штирлиц вышел на первое место. «Произошла инверсия», — говорят социологи. «В 1999 году Путин казался предпочтительным кандидатом, потому что он был похож на Штирлица; в 2019 году образ Штирлица остается актуальным, поскольку его реализует самый популярный политик страны». 24 июня с.г. перед зданием Службы внешней разведки был открыт памятник Штирлицу ( свр ) штаб, входивший в состав советского кгб .
Для г-на Путина фашистская эстетика сочетается с характерно русской фашистской философией. Он и большинство его бывших коллег из кгб приняли капитализм и сплотились против либералов и социалистов. Они также спроецировали на всю страну унижение, которое они перенесли в первое постсоветское десятилетие, представив окончание холодной войны как предательство и поражение.
Их пророк — Иван Ильин, мыслитель начала 20 века, сосланный большевиками в 19 веке20-х годов и принял фашизм в Италии и Германии. Ильин видел в фашизме «необходимое и неизбежное явление… основанное на здоровом чувстве национального патриотизма». Он оправдывал их самопровозглашенную роль защитников государства. Таким образом, они имели право контролировать его ресурсы.
После Второй мировой войны Ильин отверг то, что он считал ошибками Гитлера, такими как атеизм, и его преступления, в том числе уничтожение евреев. Но он сохранил свою веру в фашистскую идею национального возрождения. В 1948 он писал, что «фашизм — явление сложное, многогранное и, говоря историческим языком, далеко не изжитое». Соответственно, г-н Путин принял религию, отверг антисемитизм и отказался от коллективного руководства ради собственного прямого правления, подтвержденного плебисцитами.
Книга Ильина «Наши задачи» была рекомендована Кремлем в качестве обязательного чтения государственным чиновникам в 2013 году. Она заканчивается небольшим эссе будущему российскому лидеру. Ильин писал, что демократия и выборы в западном стиле принесут России крах. Только «единая и сильная государственная власть, диктаторская по размаху и государственно-национальная по сути» могла спасти ее от хаоса.
Работа Ильина, которую, как говорят, читал и перечитывал Путин, — это «Что будет означать расчленение России для мира», написанная в 1950 году. В ней автор утверждает, что западные державы попытаются «провести свой враждебный и нелепый эксперимент даже в постбольшевистском хаосе, обманчиво представляя его как высший триумф «свободы», «демократии» и «федерализма»… Немецкая пропаганда вложила слишком много денег и сил в украинский сепаратизм (а может быть, и не только украинский)».
В 2005 году, после первого народного восстания на Украине, известного как Оранжевая революция, Путин назвал распад Советского Союза величайшей геополитической катастрофой ХХ века. Опираясь на антиукраинские настроения в России, он затем поставил свою страну на путь конфронтации с Западом. В том же году тело Ильина было привезено в Россию из Швейцарии, где он умер в ссылке в 19 г. 54. Сообщается, что г-н Путин заплатил за надгробие из собственных сбережений. В 2009 году возложил цветы на могилу Ильина.
Сила в невежестве
Тот факт, что г-н Путин принял фашистские методы и фашистское мышление, вызывает тревогу у остального мира. Фашизм работает, создавая врагов. Это делает Россию храброй жертвой чужой ненависти, хотя и оправдывает чувство ненависти к ее реальным и воображаемым врагам внутри страны и за рубежом.
Дмитрий Медведев, бывший президент и «модернизатор», недавно написал в социальных сетях: «Я их ненавижу. Они ублюдки и дегенераты. Они хотят, чтобы мы, Россия, были мертвы… Я сделаю все, что в моих силах, чтобы они исчезли». Он не удосужился сказать, кого он имел в виду. Но у враждебности России есть три цели: либеральный Запад, Украина и предатели дома. Всем им необходимо проанализировать, что означает русский фашизм.
Путин давно стремится подорвать западные демократии. Он поддерживал ультраправые партии в Европе, такие как Национальное объединение во Франции, Фидес в Венгрии и Лигу Севера в Италии. Он вмешивался в американские выборы, надеясь помочь Дональду Трампу победить демократов.
Даже если в Украине прекратятся боевые действия, сторонник Ильина в Кремле не пойдет на компромисс с западными демократиями. Путин и его люди сделают все, что в их силах, чтобы бороться с либерализмом и сеять раздор.
На протяжении веков Россия была частично европейской, но политолог Кирилл Рогов недавно написал, что война на Украине позволила Путину отрезать эту часть ее идентичности. Пока г-н Путин находится у власти, Россия будет строить союзы с Китаем, Ираном и другими антилиберальными странами. Она, как всегда, будет в идеологическом авангарде.
Перспективы Украины еще более мрачные. Через несколько недель после начала войны государственное информационное агентство «Риа Новости» опубликовало статью, призывающую к чистке «этнического компонента самоидентификации у людей, населявших территории исторической Малороссии и Новороссии [Украина и Беларусь]. по инициативе советской власти».
Украина, по словам Путина, является источником смертоносных вирусов, местом расположения финансируемых США биологических лабораторий, где проводятся эксперименты со штаммами коронавируса и холеры. «Биологическое оружие создавалось в непосредственной близости от России», — предупредил он.
На российском государственном телевидении украинцев называют червями. В недавнем ток-шоу Соловьев пошутил: «Когда врач дегельминтизирует кошку, для врача это спецоперация, для глистов — война, а для кошки — очищение». Маргарита Симоньян, начальник rt , контролируемая государством международная сеть tv , заявила, что «Украина не может продолжать существовать».
Целью вторжения является не только захват территории, но и очищение Украины от ее отдельной идентичности, которая угрожает идентичности России как имперской нации. Наряду со своими карательными силами Кремль также направил сотни школьных учителей для перевоспитания украинских детей на оккупированных территориях. Он приравнивает независимую суверенную Украину к нацизму. Либо Украина перестанет существовать как национальное государство, либо сама Россия будет заражена идеей эмансипации, которая разрушит ее имперскую идентичность.
Самые мрачные перспективы у России. Путин не планировал войну на истощение. Он представлял себе, что удар по Киеву быстро приведет к установлению нового режима в Украине и подчинению украинского общества его воле. Пока Путину не удалось победить Украину. Но ему удалось победить Россию.
Разговоры о телесном загрязнении и очищении не ограничиваются Украиной. Есть в России и чуждые элементы — прихлебывающие устриц, фуа-гра поедающие фуа-гра предатели, мысленно живущие на Западе и зараженные идеями гендерной изменчивости. Российский народ, заявил г-н Путин в tv , «просто выплюнет их, как насекомое изо рта», что приведет к «естественной и необходимой самодетоксикации общества».
Как и Сталин, Путин не доверяет людям и боится их. Их нужно контролировать, манипулировать и, при необходимости, подавлять. Он исключает их из реального принятия решений. Как утверждает российский социолог Грег Юдин, они нужны для ритуала выборов, демонстрирующего легитимность правителя, а в остальное время должны быть незаметны. Господин Юдин называет такое отношение «дежурными».
Война изменила все. Как Гитлер сказал Геббельсу весной 1943 года, «война… сделала возможным решение целого ряда проблем, которые никогда не могли быть решены в обычное время». Вскоре г-н Путин смог ввести де-факто военное правление и цензуру. Он заблокировал Facebook, Twitter и Instagram, а также любые оставшиеся независимые СМИ, изолировал страну от ядовитого западного влияния и выгнал из страны всех, кто возражал против войны. Любое публичное заявление, оспаривающее версию Кремля о событиях в Украине, карается 15-летним тюремным заключением.
Григорий Асмолов из Королевского колледжа Лондона утверждает, что эта новая политическая реальность была невообразимой еще несколько месяцев назад и является самым значительным достижением Кремля в конфликте. Война позволила г-ну Путину превратить Россию в то, что г-н Асмолов называет «разъединяющим обществом». Он написал, что «эти усилия продиктованы представлением о том, что невозможно защитить внутреннюю легитимность нынешнего руководства и сохранить лояльность граждан, если Россия останется относительно открытой и подключенной к глобальной сетевой системе».
До сих пор цель Путина состояла в том, чтобы парализовать российское общество, а не сплотить толпу. Демонстрация единства и мобилизации достигается телевидением, работающим в информационном пространстве, очищенном от альтернативных голосов. Среди телезрителей — в основном людей старше 60 лет — более 80% поддерживают войну. Среди 18-24-летних, получающих новости из интернета, меньше половины. Возможно, поэтому символическими представителями операции z являются не рабочие мужчины и женщины, а бабушка с красным флажком и восьмилетним «внуком» (нарисованы на фресках и отпечатаны на шоколадных обертках соответственно). Они идеальные телезрители и статисты реалити-шоу.
Сочетание страха и пропаганды приводит к тому, что г-н Рогов называет «навязанным консенсусом». Государство публикует опросы общественного мнения, показывающие, что большинство россиян поддерживают «спецвойсковую операцию». Основная причина, по которой люди поддерживают Путина, заключается в том, что они думают, что все остальные тоже. Потребность принадлежать сильна. Даже когда у людей есть доступ к информации, они «просто игнорируют ее или рационализируют, просто чтобы не разрушить концепцию себя, страны и власти… созданную пропагандой», — отмечает социолог Елена Конева.
У двигателя фашизма нет задней передачи. Г-н Путин не может вернуться к авторитаризму, основанному на реальности. Расширение заложено в его природе. Он будет стремиться расшириться как географически, так и в частной жизни людей. По мере того, как война затягивается, а потери растут, вопрос заключается в том, сможет ли Путин мобилизовать пассивное большинство или оно начнет становиться беспокойным. Кремлевские элиты, армия и спецслужбы будут внимательно следить.
Два плюс два четыре
Виктор Клемперер, немецкий еврей, воевавший в первую мировую войну и переживший вторую, писал, что «нацизм проник в плоть и кровь людей через отдельные слова, идиомы и конструкции предложений, которые навязывались им в миллионах повторений. ” В его книге «Язык Третьего рейха» описывается, как диссоциирующий префикс ent- (de-) получил известность в Германии во время войны.
Когда российские танки штурмовали Украину ранним утром 24 февраля, Путин начал свою войну против Украины с тем же диссоциативным префиксом. По его словам, цель была 9.0011 денацификация (денацификация) и демилитаризация (демилитаризация). Государственное информационное агентство РИА Новости позже добавило, что «денацификация неизбежно будет также и деукраинизацией».
«Германия была почти уничтожена нацизмом, — писал Клемперер, — задача излечения ее от этой смертельной болезни сегодня называется «денацизацией». Я надеюсь и даже верю, что это страшное слово… исчезнет и будет вести не более чем историческое существование, как только выполнит свой нынешний долг… Но это еще не скоро, потому что оно не только нацистское действия, которые должны исчезнуть, но также… типичный нацистский образ мышления и его питательная среда: язык нацизма». ■
Эта статья появилась в разделе «Брифинг» печатного издания под заголовком «Темное состояние».
Из выпуска от 30 июля 2022 г. content
Антиколониальный нарратив России — это дипломатическая стратегия Путина в Африке
Недавняя поездка российского министра иностранных дел в Африку, возможно, и не была объявлена заранее, но не стала неожиданностью. Во второй поездке за восемь месяцев Сергей Лавров посетил Эсватини, Ботсвану, Анголу и Южную Африку. В феврале он посетит Мали, Тунис, Мавританию, Алжир и Марокко. По всему континенту он и его коллеги, скорее всего, будут продвигать мнение о том, что Россия является антиимпериалистической силой, используя положительные воспоминания о советской поддержке различных африканских войн за независимость против эксплуататорских западных колонизаторов. Москва долгое время использовала «дипломатию памяти» в Африке, ссылаясь на положительные воспоминания о прошлом, чтобы укрепить свое влияние и интересы, но теперь эта тактика стоит на пути мягкой силы Украины.
Недавняя поездка министра иностранных дел России в Африку могла быть необъявленной, но не неожиданной. Во второй поездке за восемь месяцев Сергей Лавров посетил Эсватини, Ботсвану, Анголу и Южную Африку. В феврале он посетит Мали, Тунис, Мавританию, Алжир и Марокко. По всему континенту он и его коллеги, скорее всего, будут продвигать мнение о том, что Россия является антиимпериалистической силой, используя положительные воспоминания о советской поддержке различных африканских войн за независимость против эксплуататорских западных колонизаторов. Москва долгое время использовала «дипломатию памяти» в Африке, ссылаясь на положительные воспоминания о прошлом, чтобы укрепить свое влияние и интересы, но теперь эта тактика стоит на пути мягкой силы Украины.
«Россия была одной из немногих мировых держав, не имевших колоний в Африке или где-либо еще и не участвовавших в работорговле на протяжении всей своей истории. Россия всячески помогала народам африканского континента обрести свободу и суверенитет».
Это сообщение, опубликованное посольством России в ЮАР, одним из самых громких консульских аккаунтов Кремля в социальных сетях, по случаю Дня отмены рабства 2 декабря 2022 года. Пользователи Twitter поспешили возразить, что у России нет колоний в Африке было не из-за отсутствия попыток и что, во всяком случае, оно покорило народы Азии и Восточной Европы. Что еще более важно, то, что Россия изображает себя антиколониальной, многим показалось возмутительно циничным, когда эта же страна одновременно ведет захватническую империалистическую войну против соседней Украины.
Однако этот твит — не просто очередная попытка ищущего внимания российского МИДа спровоцировать реакцию с помощью троллинга или представить себя надежным союзником и другом африканских элит: это также часть собственной самооценки России. Хотя некоторые навешивают ярлыки пагубного влияния и дезинформации на дипломатический язык России в Африке, было бы более продуктивно изучить резонанс российского нарратива, а не сами нарративы, даже если они явно преподносятся недобросовестно и корыстно. Готовность некоторых африканских стран принять претензии России на совместную борьбу против Запада часто больше связана с болезненным и продолжительным опытом империализма, чем с любовью к России. При правильном построении Украина могла бы не только подорвать аргументы России, но даже воспользоваться этим антиимпериалистическим настроением.
На самом деле многие русские не хотят рассматривать свою страну как империю, утверждая, что Советский Союз и даже Российская империя не могут быть названы империями в том же смысле, что и Великобритания или Франция, потому что русские жили рядом со своими колонизированными подданными. и смешанные браки. Представления о России как о самоколонизаторе сохраняются на протяжении всей истории: «История России — это история страны, которая колонизирует сама себя». Эта фраза, впервые употребленная историком Сергеем Соловьевым в 1840-х годах, получила широкую известность благодаря пятитомному труду Василия Ключевского «9».0212 Курс истории России , опубликованный между 1904 и 1921 годами, на который до сих пор регулярно ссылаются историки.
Эта колониальная исключительность, или отказ признать колониальный характер политических структур России, основана не только на соседстве российских империй, но, скорее, на официальном и давнем утверждении, что Россия не завоевывала Сибирь. Наоборот, его приглашали и приветствовали проживающие там народы, свободно вступившие в союз с Россией. Популярные российские исторические книги и документальные фильмы даже утверждают, что с меньшинствами обращались лучше, чем с русскими, а Россия представляла собой «перевернутую империю», в которой периферия эксплуатировала центр. Этот ход мыслей, популяризированный бывшим президентом России Борисом Ельциным в XIX90-х, сегодня часто используется политиками и прокремлевскими СМИ, книгами и телесериалами для дискредитации стран Балтии, когда они обсуждают эксплуатацию своих стран руками советских властей.
Даже нынешняя война России на Украине, несмотря на все ее имперские атрибуты, изображается российскими СМИ и политиками как война за освобождение не только за освобождение русскоязычных украинцев, но и за преодоление гегемонии Запада, особенно во главе с США. Этот ход мыслей резюмировал Андрей Безруков, профессор ведущего московского университета и бывший офицер разведки, в статье от июня 2022 года, в которой он объяснил войну России против Украины: «Для нас это, по сути, освободительная спецоперация (против США и Великобритании) за независимость, она антиколониальна». Русские идентифицируют себя с колонизированными и, считая украинцев русскими, выдают себя за антиимпериалистов, борющихся с политической, культурной и нормативной гегемонией США и Запада.
Даже нынешняя война России на Украине, несмотря на все ее имперские атрибуты, изображается российскими СМИ и политиками как освободительная война.
Российское правительство умело присваивает историю советской поддержки ряда африканских борцов за независимость и использует ее для укрепления своего имиджа среди многих стран континента. Но это больше, чем ностальгия; речь идет о том, как российские дипломаты смогли представить свою войну против Украины как защитный ответ на агрессию Запада. С этой точки зрения Россия не стремится доминировать над Украиной, а стремится к многополярности, противостоя Западу в современной версии антиимпериалистической борьбы, которую ведут африканские страны.
Кремль тратит время, энергию и ресурсы на то, чтобы убедить Африку в этом видении, и с некоторым успехом. Российские послы и дипломаты использовали публичные мероприятия, конференции и средства массовой информации в странах от Алжира до Зимбабве, чтобы отпраздновать и отметить советскую поддержку антиколониальных движений. Во время своего последнего визита Лавров прямо сравнил войну России за «освобождение» Украины от внешнего западного влияния с ангольской войной за независимость. Такие сравнения являются частью широкого спектра российской дипломатической деятельности, направленной на укрепление союзов и культурного влияния, от открытия памятников советским солдатам, сражавшимся в гражданской войне в Анголе, до написания статей для зимбабвийских газет, посвященных освободительной миссии Советского Союза.
Стратегия эффективна, потому что большая часть Африки хорошо помнит советскую поддержку движений за независимость во время холодной войны, а большое количество представителей африканской элиты окончили такие университеты, как Российский университет дружбы народов в Москве. Те, кто не может учиться в России, могут присоединиться к новой социальной сети Russosphère (русская сфера), ориентированной на Африку, которая была запущена примерно в то же время, когда Россия вторглась в Украину в феврале 2022 года. На сайте уже есть десятки тысяч пользователей, которые критикуют французов. , отвергая их как современных колонизаторов и прославляя группу наемников Вагнера, которую широко обвиняли в совершении зверств в Центральноафриканской Республике и других странах. По иронии судьбы, расследование Logally обнаружило, что человек, стоящий за сетью, Люк Мишель, из Бельгии, еще одной бывшей колониальной державы.
Эти платформы, визиты и мероприятия также используются для дискредитации западной критики России. Например, во время своего первого визита в Республику Конго и встречи с президентом Дени Сассу-Нгессо летом 2022 года Лавров уделил время обсуждению того, как Запад колонизировал Африку в своих интересах.
Российские официальные лица используют такие нарративы для налаживания связей с африканскими странами, обещая двусторонние отношения, основанные на доверии, равенстве и уважении территориальной целостности. В отличие от Запада, Лавров изображает Россию защитником суверенитета, который никогда не будет вмешиваться во внутренние дела. Эта аргументация находит отклик в некоторых частях африканского континента, особенно среди тех, кто в последнее время наиболее вопиющим образом пострадал от колониализма и рабства со стороны Запада. Это нашло отражение в заявлении президента Уганды о том, что «всякий раз, когда возникают вопросы и некоторые люди хотят, чтобы мы занимали позицию против России, мы говорим: эти люди были с нами последние 100 лет. Как мы можем автоматически выступать против них?»
Точно так же правящая партия Африканский национальный конгресс в Южной Африке назвала поддержку СССР против режима апартеида движущим фактором своих тесных отношений с Москвой. После январского визита Лаврова Южная Африка примет участие в военных учениях под руководством России, запланированных примерно на первую годовщину российского вторжения в Украину.
В конце концов, (почти) никто не отрицает, что Запад колонизировал Африку и не смог загладить свою вину, или что Советский Союз действительно поддерживал ряд африканских освободительных движений в их борьбе против колониальных держав и Соединенных Штатов. Проблема в том, что Россия и Советский Союз колонизировали силы в других местах и не имеют права на какое-либо моральное превосходство — хотя это не делает гнев, к которому взывают российские нарративы, менее праведным или сильным. Вместо этого нарратив следует передать другим странам без имперской истории, странам, которые были колонизированы Россией. Прежде всего, это должна быть Украина.
Украина имеет ряд дипломатических интересов в Африке, не в последнюю очередь для поддержания международного давления на Россию, чтобы она присоединилась к заключенной при посредничестве Турции зерновой сделке, которая может серьезно нарушить поставки продовольствия в Африку. Другие интересы включают голоса в ООН и расширение международной поддержки, поэтому украинские дипломаты до сих пор сосредоточили свои усилия на странах, которые они считают стратегически важными в этом отношении — Кении, Сенегале, Гане и Кот-д’Ивуаре.
Имеются данные о том, что некоторые африканские лидеры уже рассматривают Россию как империалистического агрессора и относятся к позиции Украины, как видно из слов постоянного представителя Кении при ООН Мартина Кимани. Объясняя, почему Кения вместе с 93 другими странами поддержала резолюцию ООН, призывающую Россию выплатить компенсацию Украине, он провел параллели между российским и западным империализмом: «Это право Украины [на репарации], но также и всех народов и стран, которые добиваясь возмещения ущерба за колониальное насилие и лишение собственности, рабство и другие акты агрессии со стороны могущественных государств, включая членов Совета Безопасности». Хотя многие африканские страны воздержались или отсутствовали, некоторые из них проголосовали за резолюцию, в том числе Сомали, Джибути и Гана, которые летом 2019 года были целью российской дипломатии памяти. .
Во время своего октябрьского визита в Сенегал, Кот-д’Ивуар, Гану и Кению министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба стремился бросить вызов российской версии по широкому кругу вопросов, от поставок зерна до НАТО.
Континент остается полем битвы за влияние. В этом свете, хотя министрам трудно покинуть страну, возможно, стоит поручить посольствам выявить любых украинских советских героев или крупных деятелей, которые помогали антиколониальной борьбе, организовать исследования, конференции или вечерние обеды в их честь, чтобы поднять Профиль Украины внутри страны.
Украинские политики продемонстрировали готовность взаимодействовать с Африкой и готовность использовать положительные элементы советского наследия.
Еще один способ задействовать неиспользуемые источники украинской «мягкой силы» — это развитие нынешних и прошлых сетей выпускников. До 24 февраля 2022 года в Украине было около 20 000 африканских студентов. Учитывая (правда, в панике) плохое обращение украинских пограничников с некоторыми африканскими студентами, пытавшимися бежать от наступающих российских военных, для Украины важно решить эту проблему, взаимодействуя с пострадавшими выпускниками. Однако Киеву следует смотреть дальше недавних студентов. Российские СМИ часто ссылаются на советское образование как на источник их мягкой силы на Ближнем Востоке, особенно в Сирии и Африке, но многие из этих же студентов учились в Киеве и Харькове, а не в Москве. Украина могла бы организовать для них приемы, подобные тем, которые устраивают посольства России в Африке.
Украинские политики продемонстрировали готовность взаимодействовать с Африкой и готовность использовать положительные элементы советского наследия. Украинская дипломатия памяти, направленная на колонизированные народы в пределах Российской Федерации, была хорошо продумана, как, например, видеообращение президента Украины Владимира Зеленского, сплачивающее народы Кавказа против войны, произнесенное перед мемориалом чеченскому герою Имаму Шамилю, которое опирался на общий опыт русской колонизации и борьбы за независимость.
Если бы Украине удалось адаптировать эти истории для аудитории за Кавказом, это могло бы стать продуктивным путем развития.