Образ и характеристика Софьи из комедии в стихах «Горе от ума»
Софья Фамусова — 17-летняя дворянка, дочь богатого вельможи, красавица и умница, является одной из сторон любовного треугольника в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Ей доверен своеобразный выбор между двумя мирами: передовым, в лице Чацкого, и архаичным, представленным Молчалиным и самим Фамусовым. Поэтому характеристика образа Софьи настолько важна.
Содержание
Воспитание
Дочь Фамусова росла без матери, под присмотром гувернантки. Можно не сомневаться, что её обеспечили самым лучшим по тому времени образованием: обучали музыке, танцам, пению, языкам и всему, что необходимо девушке для удачного замужества.
Но дело даже не в воспитании. Проблема в том, что у девиц, принадлежащих к элите общества, никаких целей, кроме любви и замужества не было. Девочки росли, мечтая о любви, девушки её искали. Софья не исключение. Она умна, склонна к размышлениям, начитанна, умеет всматриваться в мир, анализировать происходящее, делать самостоятельные выводы о людях и их поступках. Каким бы ни было её воспитание, оно предоставляло ей достаточно свободы, чтобы развить способность к независимому мышлению, к решительным действиям, порой идущим вразрез с общепринятой моралью.
Общество
Когда-то, ещё подростком, Софья охотно смеялась вместе с Чацким над общими знакомыми. Ей тоже казались забавными «трое из бульварных лиц» и «тот черномазенький, на ножках журавлиных», дядюшка и тётушка, француз Гильоме. Но долгое время Чацкого рядом не было, а все эти смешные люди составляли её общество, её круг, семью. Она привыкла прощать их недостатки и ценить то хорошее, что в них есть.
Пытаясь развлечь подругу детства, Александр Андреевич совершает роковую ошибку. Нападая на родственников и знакомых Софьи, он невольно ранит и её. Словно в уютный домашний круг ворвался чужак и принялся всё громить. Героиня достаточно проницательна, чтобы понимать недостатки окружающих, и обладает подлинной мудростью, потому что научилась не осуждать людей.
Уважая правила общества, Софья безрассудно нарушает их, влюбившись в секретаря своего отца. Её чувства — дерзкий вызов нормам поведения. Если роман откроется, Фамусов отошлёт дочь в деревню, а сама она станет объектом язвительных насмешек и всеобщего негодования.
Любовь и осторожность
Софья любит Молчалина совершенно искренне, в этом нет никаких сомнений. Любовь настолько овладела ею, что посвящённая в её тайну служанка Лиза боится, как бы девушка не выдала себя. Забывая об осторожности, она почти каждую ночь до рассвета проводит с любимым. Теряет сознание при виде упавшего с коня Молчалина и откровенно заявляет: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?»
Но это чувство всё же далеко от реальности. Как и Татьяна у Пушкина, Софья знает о любви только из сентиментальных и романтических произведений. Подобно пушкинской героине, среди своего окружения юная дворянка выбирает того, кто более других похож на литературный идеал. Татьяна влюбляется в таинственного незнакомца из столицы, Софья — в бедного, но благородного мелкого чиновника. Обе девушки наделяют своих избранников выдуманными достоинствами, далёкими от жизни. Даже сны героинь похожи, хотя один из них выдуманный.
Молчалин ошибается, утверждая: «Любила Чацкого когда-то, //Меня разлюбит, как его». Навеянные литературой чувства Софьи такие же настоящие, как то, что испытывает Татьяна к Онегину. Лицемерие Молчалина, раскрывшееся в финале, стало для героини ошеломляющим ударом. В пьесе, где все главные персонажи переживают глубокое потрясение, она пострадала больше других.
Друг детства
Чацкий воспитывался в семье Фамусовых. Дети росли вместе, сдружились, но, вступив в юношеский возраст, Чацкий захотел жить самостоятельно, а через какое-то время молодой человек и вовсе отправляется путешествовать. Он хочет попробовать себя в разных сферах, испытать свои силы, посмотреть мир. Как это восприняла Софья? «Ах! если любит кто кого, //Зачем ума искать, и ездить так далёко?» Чацкий удивлён, не заметив в девушке прежних чувств. Но три года девушка даже не получала от Чацкого вестей. Ничего, что доказало бы, что он помнит о покинутой подруге: «Три года не писал двух слов…»
Девушка, душа которой ждала любви, обратила внимание на того, кто всегда был рядом, уважителен, внимателен, предсказуем, надёжен. Критики и читатели напрасно обвиняли Софью в том, что она предпочла ничтожного Молчалина дерзкому, независимому Чацкому. С её точки зрения ситуация выглядела иначе.
Вывод
К Софье Фамусовой можно обратить много упрёков. Она лгунья: бессовестно обманывает родного отца. Она плохо обращается с Лизой: делает её поверенной своих сердечных дел, но в любой момент может резко отчитать, прикрикнуть. По её прихоти служанка не спит ночами, а днём ей вряд ли удаётся отдохнуть. Девушка не планировала клеветать на Чацкого, но рада воспользоваться случаем и ничего не делает, чтобы развеять слухи. Однако нельзя забывать, что Софья — дитя своего времени. Узость кругозора, стереотипы, владеющие её воображением — не личные недостатки героини, а качества, свойственные не одному поколению.
Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» доказывает, насколько дворянство (его женская часть) ещё не готово к проникновению в общество передовых взглядов, к появлению людей, мыслящих по-новому. Проще говоря, для появления женщин вроде тургеневской Елены Стаховой время ещё не пришло.
Характеристика образа Софьи может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Сочинение Софья Фамусова в комедии Горе от ума (Образ и характеристика 9 класс)
- Сочинения /
- Литература /
Софья одна из главных героинь повести Грибоедова «Горе от ума». Ее образ считается достаточно противоречивым. Она многогранный человек. Девушку можно назвать умной и грамотной. Она любит независимость и обладает сильным характером. В виду своего возраста она еще любит мечтать. Она считает себя хозяйкой дома. Она главная и все должны подчиняться ее приказам. Соню воспитывает отец, поэтому сильно ее балует.
Софья довольно самостоятельная особа. У нее хорошо поставлен командный тон. В свои семнадцать лет она властная девушка. В свободное время она читает французские книги. У нее гувернантки все из Франции. У нее хорошие манеры. Девушка склонна сочувствовать и сопереживать.
У девушки достаточно много положительных качеств, но они не всегда могут проявиться в Фамусовском обществе. Она поддерживает мнение всех представителей этого коллектива и всегда солидарна с ними. Благодаря такому общению девушка стала лживой и лицемерной. Все эти качества она приобрела. Французские книги развили в Софьи чувственность и сентиментальность. Девушке очень нравился Молчалин, она считала его идеальным мужчиной. Софья испытывает к нему истинные чувства и не хочет замечать его жалкую и убогую натуру.
Софья фанатично обожала Молчалина. Она постоянно думала о нем. Но, все равно эти чувства были обречены. Софья прекрасно знала, что ее отец не одобряет их отношений. От этой мысли девушке становится жутко и больно. Ей очень сложно жить с этим, и она хочет, кому-либо выговорится. Поэтому она открывает душу сначала перед служанкой Лизой, а затем перед Чацким. В ее глазах Молчанов представляется в образе безропотного человека. Но, однажды девушка увидела, как ее возлюбленный пристает к Лизе. Этим поступком мужчина напрочь разочаровал девушку и разбил ей сердце. Ее чувства были растоптаны. Софья разорвала с мужчиной все отношения.
Несмотря на то, что Софья хорошо разбиралась в людях и тщательно отбирала себе мужа, она все же ошиблась. Чацкий был самым достойным партнером для Софии. Но, она его не хотела замечать и рассматривать. В итоге заступаясь за Молчалина, она распустила слух, что Чацкий душевно болен. В итого выяснилось, что София защищала мерзкого и лицемерного человека, а честного Чацкого обидела просто так.
София Павловна была хорошей, умной и доброй девушкой. У нее был сильный характер. Но, окружающее общество привило ей негативные качества, такие как лицемерие. София не является отрицательной героиней произведения. В поисках любви ей необходимо было прислушаться к сердцу, а не к разуму.
Характеристика Софьи
Пьеса «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, наряду с «Борисом Годуновым» Пушкина, является основой появления в русской литературе реалистической драматургии. Одним из центральных персонажей, главным женским героем, является дочь главного антагониста, Фамусова, Софья. Кроме того, именно она является предметом любовного влечения Чацкого, главного героя произведения.
Софья и Чацкий выросли вместе, знали друг друга с самого детства. В самом раннем возрасте между ними зародилась совсем детская влюбленность, которая у главного героя трансформировалось в самое искреннее чувство. В то же время Софья, прожив несколько лет без Чацкого, совсем забыла о своем раннем увлечении.
На момент начала действия пьесы Софья влюблена и готовится к свадьбе с полной противоположностью главного героя, Молчалиным, человеком успешным с точки зрения финансов и карьерных перспектив, в то же время достаточно ограниченным, лживым, в целом отталкивающем. Чего стоят хотя бы его недвусмысленные отношения со служанкой. Отец Софьи, Фамусов, квинтэссенция добропорядочного представителя высшего света Москвы, полностью одобряет выбор своей дочери.
Семейную идиллию нарушает возвращение в Москву главного героя, Чацкого. Он возвращается с твердым намерением довести до логического завершения свою юношескую любовь к Софье, заключить с ней брак, свято веря, что его подруга детства испытывает к нему похожие чувства. Но Чацкий ошибся. Софья, несмотря на изначальную растерянность, совсем не любит главного героя. Для нее он остался всего лишь другом детства. В настоящем же у нее есть Молчалин, которого она действительно любит. Только Молчалина она видит в качестве своего будущего супруга, ведь его так хорошо принимает ее отец и, следовательно, все высшее общество Москвы. А Софья — плоть от плоти представительница высшего света, со всеми характерными для него взглядами и образом жизни. Поэтому выпады Чацкого против сильных мира сего не находят у Софьи ни малейшего отклика.
В целом можно заключить, что Софья, без сомнения, девушка умная и искренняя. Просто окружающая среда, в том числе влияние отца, наложили на нее настолько сильный отпечаток, что она не может себе представить, что мнение, идущее в разрез с коллективным, может быть правильным. Поэтому можно сделать вывод, что Софья явно не пара Чацкому, бунтарю против окружающей среды. Софья, как и вся ее семья, и есть ярчайший пример существующего высшего света, элита общества. И как каждая элита, она абсолютно не заинтересована в том, что добровольно смести себя с наивысших позиций.
Сочинение 3
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» нашли отражение образы дворянства 19 века. Почти всех героев комедии можно отнести к одному из двух противостоящих друг другу лагерей. К первому относятся консервативные помещики, для которых важное значения имеют богатство и чины, они приставляют идеалы «века минувшего». Их оппонентами являются молодое поколение дворян, представители « века нынешнего», люди, стремящиеся улучшить общественный уклад в стране. Однако в комедии присутствуют герои, которых нельзя однозначно отнести к одному из лагерей. Таким героем является Софья Павловна Фамусова.
Софья Фамусова — дочь богатого московского помещика. Девушка обладает привлекательной внешностью, на момент повествования ей 17 лет. Мать Софьи умерла, и воспитанием девушки занимались ее отец и француженка-гувернантка. Софья получила хорошее домашнее образование, она умна, любит читать французские книги.
Чацкий, главный герой комедии, влюблен в Софью. Она привлекает героя своим умом, свободой от чужого мнения, сильным независимым характером. Герой находит в ней родственные черты. Однако сама Софья называет их давнее приятельство ребячеством.
Софья Фамусова увлекается чтением книг, что было не характерно для «века минувшего». Ее отец считает увлечение дочери бесполезным и даже вредным занятием.
Под влияние французских романов Софья увидела в скромном и застенчивом Молчалине черты романтического героя. Девушка полюбила его, не замечая двуличности и лживости натуры персонажа, находящегося рядом с ней только из личных интересов.
В отношениях с Молчалиным Софья проявляет себя как решительная смелая девушка. Она готова, в отличие от Молчалина, обнародовать их связь. Девушка не боится мнения света, следуя велениям своего сердца. Такая независимость от суждений общества роднит ее с Чацким.
Однако, Софья Фамусова делает выбор в пользу Молчалина руководствуясь не только романтическими убеждениями. Девушка предпочтительнее видеть рядом с собой в роли супруга кроткого нерешительного человека, чтобы властвовать в семье. Так уж было принято в фамусовском обществе, женщины стояли во главе семьи. Достаточно вспомнить пару Горичей, супруг под влиянием властной супруги превратился в безвольного человека, за которого все решения принимает жена.
Несмотря на то, что в Софье присутствуют черты характерные для поколения «века нынешнего», девушка является частью фамусовского общества. Она выросла в окружении московского дворянства, для которого важное значение имеет статус человека в обществе. Атмосфера, окружающая Софью, во многом повлияла на нее.
В комедии Грибоедова Софья является самым драматичным героем. Ей выпало даже больше душевных переживаний и волнений, чем Чацкому. Девушка является частью фамусовского общества и должна следовать его традициям. Софья не может отдаться чувствам, не считаясь с мнением окружающих. В конце комедии происходит разоблачение ее возлюбленного Молчалина, что сильно ранит девушку. Борьба героини за право любить оказывается напрасной.
4 вариант
В изумительном юмористическом произведении Грибоедова любой персонаж имеет свои своеобразные нестандартные особенности. В числе непонятных характеров в произведении отображена Софья. В ней собраны положительные качества, к которым добавлено двуличие. От природы молодая особа одарена интеллектом, самостоятельным нравом. Она может переживать и обожать всей душой. Кроме всего прочего, Софья прекрасно образована и воспитана. Помимо пристрастия к литературе французских писателей, она к тому же универсально развита. Как раз, разбирая литературные работы романтических писателей, она познала мечтательность и чувствительность. Поэтому, после этого, она стала обращать внимание на Молчалина, который своим характером напоминал ей главных персонажей любовных произведений.
Скорее всего, этот юноша, ей оказался по нраву потому, что она могла им руководить так, как ей заблагорассудиться. Любовные чувства к Чацкому помогут читателям разобраться в том, что эти два персонажа чем-то похожи друг на друга. И правда ей всего 17 лет, она считает себя самостоятельной. Ей все равно, что о ней рассказывают соседи. Но Чацкий об этом догадывается, и собственные фразы излагает молодой особе, потому что считает ее своим сторонником.
Софья, как и Чацкий, познала амурную разочарованность, потому что невольно услышала разговор Молчалина с Лизой. И ее любимый человек уже ей представляется совершенно по-иному, потому что она нужна была ему для того, чтобы подняться по служебной лестнице. В нужный момент она это обнаружила. Ведь будь она замужем, то она узнала бы, что такое разочарованность в любовных отношениях. Она совершенно не мечтала о Чацком в образе мужа, именно он открыл ей в этом глаза. Но, потому, что она выросла в консервативном социуме, то и человека она нашла безнравственного.
По какой причине же она на это пошла? Становиться ясно, что все трудности были из-за образования всех молодых особ той поры. Она совершенно не может отвечать за все свои действия и поступки. И все любовные действующие лица совершенно отличаются от настоящих людей. Девушка не может распознать настоящее нежные чувства от обмана. И мы догадываемся, что она, расставшись с Молчалиным, так или иначе, предпочтет себе любимого человека похожего на него.
Грибоедов, мне кажется, создал драматургию о жизненной действительности, а не о политике, и в нем добавил самое главное — любовные отношения. Критики подмечали, что в Софье имеются зачатки замечательной девушки. И это правда. Только Софья Павловна Фамусова стала первым образом на пути создания представлений русских женщин в отечественной письменности.
Образ героини
Персонаж в лице Софьи Фамусовой является одним из самых противоречивых в произведении, поскольку не вписывается в основной сюжетный конфликт комедии, заключающийся в противостоянии консерватизма и либерализма.
Софья представляется в комедии в образе семнадцатилетней умной, привлекательной девушки, отличающейся независимым и сильным характером со свойственными ей душевной привязанностью и способностью к эмоциональным переживаниям и мечтаниям. Девушка отличается неприятием сплетен и старается противостоять общественной точке зрения.
Софья является девушкой, получившей отличное образование и воспитание, увлекающейся французской сентиментальной литературой в оригинале, игрой на музыкальных инструментах, другими словами, героиня является всесторонне развитой личностью, которой безразлично мнение окружающих людей. При этом девушке плохо удается понимание человеческой натуры, поскольку ее мировоззрение формируется посредством французских романов, которые способствуют возникновению в ее мыслях образа идеального спутника жизни. Именно в связи с этим ее выбор падает на Молчалина, в лице которого девушка видит романтического героя, характеризующегося добродетелями в форме скромности, отсутствия пререканий, немногословности. Софья демонстрирует верность и упрямство в борьбе за авторитет любимого мужчины перед главными героями комедии, Чацким и Фамусовым, не боясь вступать в конфронтацию с общественностью. Однако оказывается проигравшей, поскольку возлюбленный не испытывает к девушке искренних чувств, а пытается начать роман с ее служанкой Лизой, демонстрируя собственную двуличность и подлость.
Образ героини представляет собой одного из самых сознательных и здравомыслящих персонажей комедии, поскольку девушка является чистым и мечтательным человеком, надеющимся на настоящую любовь, однако по сюжетной линии рядом с ней не оказывается ни один достойный претендент.
Данный персонаж характеризуется такой же пылкостью и эмоциональностью, как и Чацкий, поскольку живет сильными и неподдельными чувствами. Соответственно, Софья является страстной, глубокой, самоотверженной, неординарной натурой, отличаясь как положительными, так и отрицательными чертами характера.
В финале произведения героиня предстает перед читателем в качестве разочарованной мужским лицемерием женщиной, пытающейся наладить собственную личную жизнь.
Другие темы:← Чацкий и Молчалин↑ ГрибоедовПисьмо Чацкому из 21 века →
Софья Фамусова в комедии Горе от ума
Популярные сочинения
- Сочинение Природа и ее роль в поэме Мцыри Лермонтова
Мцыри — самая известная поэма Михаила Юрьевича Лермонтова. Она наполнена темной романтикой и стремлением к жизни. Поэт вложил в произведение все свои переживания, вызванные
- Сочинение Авдотья Кукшина в романе Отцы и дети (образ и характеристика)
Авдотья Кукшина – одна из второстепенных героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Кажется, что она принадлежит к тем, кто следует принципам нигилизма и считает себя представителем этого движения
- Дружба и взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча в романе Герой нашего времени
Максим Максимыч в романе Лермонтова «Герой нашего времени» возможно единственный персонаж, находивший в Печорине что-то положительное. Штабс-капитан по натуре человек простой, далекий от тонкостей светской жизни.
- Сочинение Тема народа в романе Война и мир Толстого
Л.
Н.Толстой в своём романе «Война и мир» описывал дух народный как единое целое и разрозненное, он показывал его в представителях интеллигенции, партизанах, крестьянах и в других простых людях. - Город Калинов и его обитатели — сочинение 10 класс
В пьесе «Гроза» автор описывает жизнь довольно странных людей, с разноречивым характером, живущих в провинциальном городе Калинов, где-то на берегу Волги. Страх жителей тёмного города
- Характеристика и образ Полутыкина в рассказе Хорь и Калиныч
Произведение «Хорь и Калиныч» великого русского писателя Ивана Тургенева описывает образы жизни Полутыкина, хозяина крепостных крестьян, Хоря и Калиныча, крепостных крестьян.
- Как я однажды чуть не заблудился 5 класс сочинение
Каждое лето всей семьей мы любим, бывать у бабушки и дедушки. Они живут в сельской местности. Дом их стоит на окраине и за забором начинается большой луг.
- Сочинение от лица животного (3, 4, 5, 6, 7, 8 класс) Привет, меня зовут Барсик. Я кот. Мне 3 года. Я живу в трёхкомнатной квартире. Со мной живут ещё пять человек: двое взрослых и трое детей.
- Тема свободы в лирике Лермонтова сочинение
Михаил Юрьевич Лермонтов — выдающийся русский поэт. Он писал свои стихотворения на разные темы. Ведущей темой в лирике М. Ю. Лермонтова стала свобода. Поэт считал, что свобода — это главная ценность для человека
- Сочинение по картине Васнецова Песнь о вещем Олеге
На картине художник запечатлел судьбоносную встречу князя Олега с провидцем, кудесником. Эти оба персонажа и изображены на переднем плане картины. Князь справа восседает на белом коне с роскошной гривой.
Прошедший век в печали от ума. «Век нынешний» и «Век прежний»
Здоровье
/// «Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Знаменитая комедия есть не что иное, как насмешка над нравами дворянства начала XIX в.
Его автор, Александр Сергеевич Грибоедов, ярко и мастерски показал конфликт между помещиками, укоренившимися в старых порядках, и молодым, передовым поколением. Обе стороны получили названия «нынешний век» и «прошлый век». И юноша назвал их так, главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого. Листая страницы любимого произведения, мы неизбежно сталкиваемся со спором между этими двумя противоборствующими лагерями. Давайте посмотрим, каковы их взгляды, на чем основана концепция каждого.
Итак, «век прошлого» по количеству представителей намного шире своих противников. Наиболее яркой и масштабной фигурой, представляющей эту сторону, является управляющий казенным домом Павел Афанасьевич Фамусов. Все события, описанные в пьесе, происходят в его доме. Конфликт между отцами и детьми просматривается уже в его отношениях с дочерью Софьей. Девушке 17 лет, она вдова, и воспитывала ее одна.
Застав дочь наедине с Молчалиным, отец начинает вести нравоучительные беседы. Виной всему, считает он, образование и те книги, которыми она так увлечена. Он не видит пользы в обучении. Иностранных преподавателей ценят количеством, а не знаниями, которые они могут дать. Фамусов предлагает себя в качестве образца для подражания дочери, подчеркивая, что отличается поведением монаха. Но за несколько минут до этого он откровенно флиртует с горничной.
Для Павла Афанасьевича общественное мнение на первом месте, его волнует только то, что говорят в мире. Ему важнее выглядеть достойно, создавать имидж, а не быть им на самом деле. И самое ужасное, что все это дворянское общество Москвы того времени, ведь главный герой — типичный его представитель.
Представитель «текущей» современности — Александр Андреевич Чацкий. На момент описываемых событий герой не был в доме Фамусовых 3 года, так как скитался по свету. Он влюблен в Софью с юности и до сих пор сохраняет нежные чувства. Но девушка холодная. Все изменилось. Чацкий — нежеланный гость, который высказывается против устоявшейся жизни этого дома и живущих в нем людей.
Александр Андреевич высказывает кардинально противоположное мнение по всем затронутым темам. Он рад служить, но не готов служить ради наживы. Чацкий не станет надевать маску шута и говорить, чего они ждут. Ему противно общество, в котором личность с ее качествами и достоинствами потеряла всякую ценность. Только ранги имеют значение.
Он побежден, но только потому, что его лагерь отличается малочисленностью. Раскол среди дворянства уже наметился, он будет всегда. Объявление Александра Андреевича невменяемым не позволит избежать изменений. Общество Фамуса лишь на время ограничилось ими, лишь отодвинуло время неизбежного наступления «настоящего века», которого они так боятся.0003
ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ
Нынешний век: Главный представитель нынешнего века в комедии — Чацкий. Он умен, хорошо развит, «умеет говорить», «умеет над всеми мило посмеяться, поболтать, пошутить». К сожалению, его разум заставляет его чувствовать себя «не в своей тарелке» в обществе Фамуса. Люди его не понимают и не слушают, а к концу произведения считают его уже сумасшедшим.
Прошлый век: В творчестве Фамусова (именно он и его общество рассматриваются как представители прошлого века) он очень негативно настроен к просвещению: «Я хотел бы взять книги и сжечь их».
(В разговоре о Софье:) «Скажи мне, что нехорошо ей глаза портить, и в чтении польза невелика: от французских книг ей не до сна, а мне от русских больно спать «Учение есть чума, учение есть причина». «Всю жизнь я читаю басни, и вот плоды этих книг» (о Софье).
Фамусов считает, что образование — это совершенно ненужная часть человека жизни, что, имея деньги, человек не нуждается ни в образовании, ни в книгах (как способ развлечения) 9.0003
ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ
Век текущий: Чацкий находился на военной службе. Его главная цель- бизнес, а не прибыль, ранг. Служба необходима для саморазвития, совершенствования способностей. «Я бы рад служить, тошно служить».
Прошлый век: Для Фамусова служба — это прежде всего получение чина. Служба в армии — это еще и способ сделать карьеру, а карьера — это деньги.
Фамусов считает, что человек без денег — это никто — человек низшего сорта.
ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ И ЗНАКАМ
Текущий век: Для Чацкого богатство не является главной характеристикой человека, хотя он и понимает, что это показатель власти (в любом веке). «А для тех, кто выше, лесть, как кружево, плела». — люди ради денег готовы с гордостью распрощаться и пойти на все. «Чины присваиваются людьми, но людей можно обмануть».
Прошлый век: Богатство — это определение положения в обществе. Если человек богатый, то Фамусов. скорее всего, он с удовольствием начнет с ним общаться (Это визиты в гости к дорогим гостям, а еще, может быть, и с пользой для себя). Конечно, для дочери Софьи Фамусов тоже хочет найти богатого мужа — для повышения собственного дохода. «Кто беден, тот тебе не пара». «Будь беден, но если есть души двух тысяч членов семьи, то это жених».
ОТНОШЕНИЕ К ИНОСТРАННОМУ
Нынешний век: Находясь в Европе, Чацкий привык к ее изменчивости, жизни, движению, моде. «Что нового покажет мне Москва?». «Как с раннего времени мы привыкли верить, что без немцев нам спасения нет». «Ах, если бы мы были рождены, чтобы все перенять, то хоть часть мудрого невежества иностранцев мы могли бы взять у китайцев. Поднимемся ли мы когда-нибудь от чужеземного господства моды? немцами не считаются». 0003
Прошлый век: Привыкнув к своему поколению, Фамусов не приемлет французскую моду. Совершенно не одобряя книг, он еще больше не любит французские романы. «Она не может спать от французских книг». Когда Фамусов застал Молчалина у Софьи: «А вот плоды этих книг! И весь кузнецкий сквернослов, и вечный французский, оттуда к нам идет и мода, и авторы, и музы: разрушители карманов и сердец! Когда Творец избавит нас от их шляп! Чепцов! И шпильки! И булавки! И книжные магазины, и кондитерские!»
ОТНОШЕНИЕ К СВОБОДЕ СУЖДЕНИЯ
Нынешний возраст: Прежде всего, нужно прислушиваться к себе и своему разуму. «Почему чужие мнения святы только? Я верю своим глазам». В беседе с Молчалиным Чацкий совершенно не согласен с ним в том, что «в их возрасте не следует сметь иметь собственных суждений». Но, к сожалению, наличие собственного мнения приводит его к неприятностям в обществе Фамуса.
Прошлый век: «Сегодня, как никогда, безумно развелись люди, и дела, и мнения». Соответственно, все беды происходят из-за появления собственного мнения у других людей. В фамусовом обществе выгодно держать при себе тех, у кого нет такого «недостатка». Люди должны жить и действовать строго по шаблону, подчиняясь, главное, людям выше по рангу.
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ
текущий век:
1) Для Чацкого любовь — это прежде всего искреннее чувство. Несмотря на это, он умеет здраво мыслить, ставит любовь не выше разума.
2) Воспитанная на французских романах Софья полностью уходит в свои сны, часто сильно отличающиеся от реальности. Это ослепляет ее, не видя, что Молчалин ищет исключительно выгоды от их «любви». «Мне все равно, что за ним, что в воде!», «Счастливый час не замечаю».
3) Молчалин вряд ли понимает понятие «искренняя любовь». Красивые слова — единственное, чем он воздействует на Софью, которой этого и созданного ею идеального выдуманного образа вполне достаточно. Софья для Молчалина — отличный способ подобраться к отцовским деньгам. По мнению Чацкого, Молчалин не достоин любви. При этом ему удается флиртовать с Лизой. В итоге для него Софья — благо, Лиза — развлечение.
Прошлый век: Фамусов не верит в существование любви, так как сам влюблен только в собственные доходы. По его мнению, брак — это хорошие связи, подъем по карьерной лестнице. «Этот нищий, этот щеголь-друг — отъявленный сорванец, сорванец; Какое поручение, творец, быть отцом взрослой дочери!»
Комедия «Горе от ума» написана А.С. Грибоедов в 1824 году. В произведении отражена борьба двух эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего». Границей между ними является война 1812 года, после которой наступило время общественного подъема. Однако старое московское дворянство враждебно относится к новым веяниям и идеям. В комедии представители каждой эпохи отстаивают свои жизненные принципы.
Представители «прошлого века» в комедии — Фамусов и его окружение. Фамусовская Москва не приемлет перемен и нововведений, в ней господствуют идеи прошлого века. В таком обществе человека ценят только за богатство и его положение. Эти люди относятся к службе как к средству получения денег и чинов, ради которых надо быть готовым и унижаться, и быть любезным. Идеалом для них является такой человек, как Максим Петрович, которого так восхваляет Фамусов. Максим Петрович добился чести при дворе Екатерины 2 не за личные заслуги, а за умение угождать начальству: «Когда надо послужить, а он из кожи вон лезет». Люди фамусовского круга хранят крепостное право, спокойно относятся к жестокости помещиков к своим крепостным и обращаются с ними так же, как с животными.
Хлестова, например, приехав на бал, просит накормить ее «арапку» остатками от обеда, как собаку. Образование Фамусов считает ненужным, ведь для него главное, чтобы человек был в чине и при деньгах. Эти люди считали образование и интеллект причиной безумия. Итак, общество «прошлого века» сохраняет старые устои, крепостничество, а главные ценности для него — богатство и чин.
Противник устаревших взглядов московского дворянства — Чацкий. Он критикует их и отвергает их принципы. Чацкий обладает острым умом и не боится говорить людям то, что о них думает. Он ненавидит крепостное право, он стоит за права людей. С негодованием он рассказывает о том, как один помещик продал за долги крепостной балет, а другой выменял своих верных слуг на борзых. Чацкий был бы готов служить, но делу страны, а не власти. Выражается: «Служить бы рад, служить тошно». государственная служба для Чацкого не так важна, как образование. Его идеал – творческая личность, жаждущая знаний. Он высмеивает старое московское дворянство. В результате общество Фамуса, которое боится любых перемен, способных нарушить их спокойное и беззаботное существование, расправляется с умным человеком, объявляя его сумасшедшим. Сплетни о безумии Чацкого — единственное, что эти люди могли противопоставить обличительным речам героя.
В своей работе А.С. Грибоедов показал раскол русского общества, выразившийся в противостоянии Чацкого и фамусовской Москвы. Словами Чацкого автор обличает все пороки дворянства того времени. Комедию «Горе от ума» не зря называют бессмертной, ведь затронутые в ней темы остаются актуальными и по сей день.
Обновлено: 06.02.2017
Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
«Век нынешний и век минувший» (основной конфликт в комедии «Горе от ума»)
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова стала первопроходцем в русской литературе. четверть XIX века.
Классическая комедия характеризовалась делением героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была благом, а отрицательные высмеивались и побеждались. В комедии Грибоедова персонажи распределяются совсем по-другому. Основной конфликт пьесы связан с делением персонажей на представителей «века нынешнего» и «века минувшего», причем к первому принадлежит почти только Александр Андреевич Чацкий, причем нередко оказывающийся в нелепом положении. , хотя он положительный герой. При этом его главный «оппонент» Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, он заботливый отец и добродушный человек.
Интересно, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, обеды, крестины…
Женился — успел, да промазал.
Все тот же смысл, и те же стихи в альбомах.
Женщины в основном заняты нарядами. Они любят все иностранное, французское. У дам общества Фамуса одна цель — выдать или выдать замуж своих дочерей за влиятельного и богатого человека. При всем этом, по словам самого Фамусова, женщины «всем и везде судьи, судей над ними нет». За покровительством все идут к некой Татьяне Юрьевне, потому что «чиновники и чиновники все ее друзья и все ее родственники». Княгиня Марья Алексеевна имеет в высшем свете такой вес, что Фамусов как-то испуганно восклицает:
О! Боже мой! Что он скажет
княжна Марья Алексевна!
А как же мужчины? Все они заняты тем, что пытаются продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот легкомысленный солдафон Скалозуб, который все измеряет военными мерками, шутит по-военному, являясь образцом глупости и ограниченности. Но это всего лишь означает хорошую перспективу роста. У него одна цель — «дойти до генералов». Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит, что «три награды получил, в Архиве числится», и ему, конечно, хочется «дойти до известных степеней».
Сам московский «ас» Фамусов рассказывает молодежи о дворянине Максиме Петровиче, служившем при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявил ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что его шея часто «гнулись» в луках. Но «в его службе было сто человек», «все в орденах». Это идеал общества Фамуса.
Московские дворяне заносчивы и заносчивы. Они относятся к людям беднее, чем они сами, с презрением. Но особое высокомерие слышится в замечаниях, обращенных к крепостным. Это «петрушки», «фомки», «болваны», «ленивые рябчики». С ними один разговор: «В работу тебе! В поселение тебя!» Сомкнутым строем фамузиты противостоят всему новому, передовому. Они могут быть либеральными, но кардинальных перемен боятся как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова:
Учение чума, учение причина
То, что сейчас больше, чем когда-либо,
Безумные разведенные люди, и поступки, и мнения.
Таким образом, Чацкий хорошо чувствует дух «прошлого века», отмеченный пресмыкательством, ненавистью к просвещению, опустошенностью жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом родных и начинает самостоятельную жизнь.
«Желание странствовать напало на него…» Его душа жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми того времени. Он уезжает из Москвы и едет в Петербург. «Высокие мысли» для него превыше всего. Именно в Петербурге сформировались взгляды и стремления Чацкого. Похоже, он интересовался литературой. Даже до Фамусова доходили слухи, что Чацкий «хорошо пишет и переводит». В то же время Чацкий увлекается общественной деятельностью. У него есть «связь с министрами». Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяют ему служить, он хотел служить делу, а не отдельным лицам.
После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где, по словам Фамусова, «кайфовал», неумело управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. В то время на «путешествие» смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.
И вот мы уже встречаемся со зрелым Чацким, человеком со сложившимися представлениями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему феодальный строй. Он не может спокойно говорить о «благородных негодяях Несторе», который меняет слуг на собак, или о том, кто «нарисовал… от матерей, отцов, отвергнутых детей до крепостного балета» и, разорившись, продал всех поодиночке. один.
Вот кто дожил до седины!
Вот кого мы должны уважать в глуши!
Вот наши строгие ценители и ценители!
Чацкий ненавидит «подлые черты прошлой жизни», людей, которые «чертят свои суждения из забытых газет времен Очаковских и завоевания Крыма». Резкий протест вызывает у него дворянское холопство ко всему иностранному, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о «французе из Бордо» он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.
Как истинный просветитель, Чацкий страстно защищает права разума и глубоко верит в его силу. В сознании, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейно-нравственного воздействия он видит главное и мощное средство переустройства общества, изменения жизни. Он отстаивает право служить просвещению и науке:
Теперь пусть один из нас
Из молодежи есть враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышений,
В науках он устремит ум, жаждущий знаний;
Иль в душе его сам Бог возбудит жар
К творчеству, высокому и прекрасному, —
Им сразу: грабеж! Огонь!
Он сойдет для них за мечтателя! Опасный!!!
Среди таких молодых людей в пьесе, кроме Чацкого, пожалуй, можно назвать и двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Тугоуховской — «химика и ботаника». Но в пьесе они упоминаются вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой — одиночка.
Конечно, Чацкий наживает себе врагов. Ну простит ли его Скалозуб, если услышит о себе: «Хрип, задушен, фагот, созвездие маневров и мазурок!» Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне? Или Хлестов, над которым Чацкий откровенно смеется? Но больше всего достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его «самым несчастным существом», подобным всем дуракам. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все радостно подхватывают эту новость, искренне верят сплетням, ведь, действительно, в этом обществе он кажется сумасшедшим.
А. С. Пушкин, прочитав «Горе от ума», заметил, что Чацкий метает бисер перед свиньями, что он никогда не убедит тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да у него нет цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего он хотел увидеть Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, прошедшее с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он изо всех сил пытается понять, как могло случиться, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта.
В результате происходит полный разрыв Чацкого с миром, в котором прошло его детство и с которым он связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личный, не случайный. Этот конфликт социален. Мы столкнулись не только с разными людьми, но и с разными мировоззрениями, разными общественными позициями. Внешней завязкой конфликта стал приезд Чацкого в дом Фамусова, он получил развитие в спорах и монологах главных героев («А судьи кто?», «Вот так, вы все гордые!..»). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают невменяемым. И тогда он сам понимает, что все его слова и мысленные движения были напрасны:
Безумно вы меня все хором прославили.
Ты прав: он выйдет из огня целым и невредимым,
Кто успеет провести с тобой день,
Вдохнет воздух один
И его разум выживет.
Исход конфликта — отъезд Чацкого из Москвы. Отношения между обществом Фамусов и главным героем выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто выигрывает. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страдания умного, образованного человека в России актуальна и сегодня. И по сей день больше страдают от ума, чем от его отсутствия. В этом смысле Грибоедов создал комедию на все времена.
План:
1. Введение
а) представители «прошлого века»;
б) представители «текущего века».
2. Основная часть:
а) точка зрения Чацкого;
б) точка зрения Фамусова;
в) разрешение конфликтов.
3. Заключение.
В комедии «» А.С. Грибоедов показывает конфликт между «текущим веком» в лице Чацкого и «прошлым веком» в лице «фамус-общества». Это главный конфликт, которому посвящена вся пьеса; недаром Гончаров в критической статье «Миллион мук» пишет, что «Чацкий начинает новый век — и в этом весь его смысл и весь его «ум». Таким образом, даже название произведения свидетельствует о том, что прежде всего Грибоедов хотел показать столкновение двух столетий
«Прошлый век» — это, конечно же, Фамусовы. Павел Афанасьевич Фамусов, пожилой дворянин и чиновник с деньгами, и его дочь, Софья Павловна Фамусова, образованная и хорошенькая молодая девушка. Об этом следует написать и полковнику Скалозубу, как и почти всем второстепенным персонажам комедии: чете Тугоуховских, госпоже Хлестовой и других. Все вместе они образуют «общество фамусов», олицетворение «прошлого века».
«Текущий век» — . Иные мимолетно упоминаются, как бы похожие на него по мышлению герои: двоюродный брат Скалозуба, князь Федор — эти молодые люди тоже стремятся жить иной жизнью, отличной от жизни «фамусовского общества». Однако между ними и Чацким есть существенная разница: Чацкий — обвинитель и непримиримый борец, при этом эти персонажи никому не навязывают свою точку зрения.
Столкновение Фамусова и Чацкого неизбежно ведет к столкновению веков, которым они принадлежат. По мнению Павла Афанасьевича, Чацкий должен был поступить на службу — Фамусов видит в молодом человеке хорошие задатки для блестящей карьеры, к тому же Александр Андреевич — сын его друга, поэтому Фамусов относится к нему крайне дружелюбно. Чацкий тоже счастлив вернуться домой, еще не подозревая, чем кончится это возвращение; он рад видеть Фамусова, но не готов разделять его взгляды: «Служить бы рад, служить тошно».
Молодой дворянин, объехав Европу, слишком ясно видит все пугающие пороки Родины: гибельное для человеческих душ крепостничество, подражание иноземцам, «подхалимство», глупую и нелепую «любовь к мундиру»… каждый этих недостатков вызывает в нем искренний протест, и Чацкий разражается новой пламенной тирадой. Его знаменитые монологи «И точно, мир начал глупеть», «Не одумаюсь…», «А судьи кто?» — отчаянная попытка заставить людей увидеть, каким ложным идеалам они следуют, как своими руками зашторить окна от лучей светлого будущего. Фамусов разочаровался в Чацком. «Маленький с головой» отказывается следовать общепринятым традициям, выступает обвинителем и даже оскорбителем ценностей «фамус-общества». «Всё имеет свои законы», и Чацкий старательно нарушает эти законы, а потом издевается над ними.
Конечно, достойный представитель московского общества этого терпеть не может и то и дело просит Чацкого замолчать для его же блага. Как ни странно, между Павлом Афансевичем и Чацким не происходит самого страшного, решающего столкновения. Да, они развивают конфликт веков, демонстрируя разные взгляды на порядок в обществе, но точку в конфликте поставит не Фамусов, а его дочь. , до последнего любимая Чацким, не только променяла его на услужливого лицемерного Молчалину, но и невольно стала виновницей его изгнания — именно из-за нее Чацкого и сочли сумасшедшим. Скорее всего, она лишь хотела пустить слух, чтобы отомстить ему за издевательства над Молчалиным, но «фамусово общество» слишком охотно подхватило и поверило: ведь сумасшедший не опасен, все его обличительные, страшные «вековечие» речи можно отнести к помутнению рассудка…
Итак, «настоящий век» и «прошлый век» не могли не вступить в противоречие из-за слишком разных, противоречивых взглядов на правильное устройство общества и поведение людей в нем. И хотя в комедии Чацкий бежит из Москвы, признав свое поражение, «Обществу Фамуса» осталось недолго. Гончаров пишет об этом так: «Чацкий разбит числом старой силы, нанеся ему смертельный удар с качеством свежей
Как меняется отношение Чацкого к Софье во время комедии А
Детское здоровье
Главный герой комедии Чацкий. С того момента, как он появляется в пьесе, он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим персонажам.
Любовь Чацкого к Софье — искреннее, пламенное чувство. Он признается ей в любви при первом появлении. У Чацкого нет тайны, нет фальши. О силе и характере его чувств можно судить по его словам о Молчалине, обращенным к Софье:
Но есть ли в нем эта страсть? это чувство? пыл что?
Чтобы, кроме тебя, у него был весь мир
Было ли это пылью и суетой?
Чацкому тяжело разочароваться в девушке. В своем нраве он упрекает ее даже в том, в чем она вовсе не виновата перед ним:
Зачем меня манили надеждой?
Почему мне прямо не сказали
Что все прошлое ты превратил в смех?
«Здесь каждое слово неправда, — говорит Гончаров. Она не возлагала на него никакой надежды. Она только и сделала, что ушла от него, почти не разговаривала с ним, призналась ему в равнодушии… Тут его выдает не только ум, но и здравый смысл, даже простая порядочность. Он такие пустяки делал!» А дело в том, что Чацкий отличается «искренностью и простотой… Он не франт, не лев…». В своем чувстве к Софье он непосредствен, искренен, честен. В то же время, ослепленный горем, он может быть вспыльчивым и несправедливым. Но от этого образ Чацкого становится нам ближе и правдивее. Это живой человек, и он может ошибаться. Кто такая Софья, которую так страстно любит Чацкий?
Гончаров очень хорошо сказал о ней: «Это смешение добрых инстинктов с ложью живого ума, с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, смешение понятий, умственная и нравственная слепота — всё это не имеет характер личных пороков в нем, а выступает как общие черты.
Софья молода и неопытна, а воспитание и окружение уже наложили свой отпечаток на ее взгляды и поступки. И Чацкий вынужден признать, что горько обманывался в нем. Однако люди любят всяких, в том числе подлых и неверных.Влюбиться не может.Здесь слабо учитываются человеческие достоинства и недостатки,а если и учитываются,то очень необъективно.Любовь,как говорится,зла…
Итак, личная драма Чацкого усложняет общественную, ожесточает его против дворянской Москвы.
Другие сочинения:
- Основным мотивом произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» является отражение трагедии Чацкого, типичного представителя молодого поколения 1810-1820-х годов, так или иначе участвующего в культурно-просветительные мероприятия. Эта трагедия включает в себя множество моментов, но один из самых главных Читать дальше ……
- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — грустная история человека, горе которого в том, что он не такой, как другие. Ум, честь, благородство, нежелание выслужиться — вот те качества, благодаря которым открываются двери в общество знаменитых, молчаливых, Читать дальше . …..
- Комедия «Горе от ума» Грибоедова, несомненно, произведение большого общественного резонанса. В нем отразилось бунтарское время, когда по всей России распространялись свободолюбивые идеи. В центре спектакля Александр Андреевич Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты прогрессивной дворянской молодежи начала века. Подробнее ……
- Чацкий близок к людям декабристского склада, Фамусов — его главный оппонент, защитник самодержавно-крепостнических порядков. Уже с 1-го акта комедии становится понятно, насколько они разные люди. В последующих сериях Фамусов высказывает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Лизой Подробнее ……
- Фамусова Софья Павловна — 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери ее воспитывала «мадам», старая француженка Розье. Другом детства С. был Чацкий, ставший и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. сильно изменилась, как изменилась ее любовь. Подробнее ……
- «Горе от ума» — «публичная» комедия с социальным конфликтом между «веком текущим» и «веком прошлым». Произведение построено таким образом, что об идеях общественно-политических преобразований, о новой морали и стремлении к духовности на сцене говорит только Чацкий. Образ Чацкого менее всего портрет Читать дальше ……
- Софья Характеристика литературного героя Софья Павловна Фамусова — 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери ее воспитывала «мадам», старая француженка Розье. Другом детства С. был Чацкий, ставший и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. сильно изменился, так как Читать дальше ……
- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение поистине реалистическое, ибо автор воспроизвел типичные жизненные обстоятельства. Главный герой комедии – Чацкий. Это действительно остроумный, честный и положительный герой произведения. Но Грибоедов противопоставляет Чацкого другому герою — Молчалину. Этот человек Подробнее ……
В своей неувядающей комедии «Горе от ума» «Грибоедову удалось создать целую галерею правдивых и типичных персонажей, узнаваемых сегодня. Образы Чацкого и Софьи мне наиболее интересны, потому что их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.
И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладает большинство представителей фамусовского общества.Их отличает сила воли, способность испытывать «живые страсти», самоотверженность, умение делать собственные выводы.
Софья и Чацкий вместе росли и воспитывались в доме Фамусова:
Привычка быть вместе каждый день неразлучна
Она связала нас детской дружбой…
За время, проведенное вместе, Чацкий успел распознал в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослев, набравшись ума, повидав многое, возвращается на родину, мы понимаем, что чувства его «не охладили ни расстояние, ни развлечения, ни перемена места». Он рад видеть Софью, удивительно похорошевшую за время разлуки, и искренне радуется встрече.
Чацкий никак не может понять, что за три года, что его не было, общество Фамуса наложило на девушку свой некрасивый отпечаток. Начитавшись французских сентиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий находится далеко, поэтому для выражения своих чувств она выбирает человека, отнюдь не достойного ее любви. Льстец и лицемер, «самая жалкая тварь» Молчалин только использует свои отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по службе. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах увидеть под маской истинное лицо, а потому свою искреннюю, нежную, готовую на жертву любовь направляет на труса и низкопоклонника.
Вскоре Чацкий понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет узнать, кто ее избранник — его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик — Молчалин, но Чацкий не хочет и не может поверить в это, видя с первого взгляда истинную сущность подхалима.
Но есть ли в нем та страсть, то чувство, тот пыл,
Чтоб, кроме тебя, у него был целый мир
Было ли это прахом и суетой?
Чтоб каждый удар сердца
Любовь к тебе ускорила?
Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь сердце влюбить невозможно! Однако он стремится познать логику ее действий, выбора, хочет узнать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, но никак не находит их. Верить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в рядовой представитель общества Фамуса.
Софья действительно прошла хорошую школу в отцовском доме, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защитить свою любовь. Она питает глубокую неприязнь к людям, отзывающимся о ее избраннике нелицеприятно, поэтому Чацкий с его пылом, остротами и нападками превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья даже готова отомстить старой близкой подруге, которая безумно в нее влюблена: она распускает слух о безумии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого только из женской гордости, но и по тем же причинам, по которым его не принимает Фамус Московский: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он «не свой», из другого круга:
Сделает ли такой ум семью счастливой?
А Чацкий между тем еще ищет определений чувствам Софьи и обманывается, ибо все презираемое им возводится в ранг добродетели в благородной Москве. Чацкий еще надеется на ясность ума и чувств Софьи, а потому еще раз списывает Молчалина со счетов:
С такими чувствами, с такой душой
Любовь!.. Обманщик смеялся надо мной!
Но вот и трагический момент решения! Этот момент действительно жесток и трагичен, потому что от него пострадали все. Чему наши герои научились на этом уроке?
Чацкий настолько потрясен простотой решения, что не только рвет нити, связывающие его с обществом Фамуса, но и разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленной и униженной ее выбором до глубины души:
Здесь я дарю кому!
Не знаю, как я сдерживала в себе ярость!
Смотрел, видел и не поверил!
Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды и винит во всем Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя именно в отношениях с Чацким Софья была хоть и жестока, но честна. Сейчас девушка действительно в незавидном положении, но у нее достаточно силы воли и самоуважения, чтобы разорвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:
С тех пор я тебя не знаю.
Упреки, жалобы, мои слезы
Не смей ждать, ты их не стоишь,
Никогда больше о тебе не слышать.
Софья винит «себя вокруг» во всем случившемся. Ее положение кажется безнадежным, потому что, отвергнув Молчалина, потеряв преданного друга Чацкого и уйдя с разгневанным отцом, она снова одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижения, поддержать ее. Но хочется верить, что она со всем справится, и что Чацкий, говоря: «Вы с ним помиритесь, после зрелого размышления», неправ.
Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне о том, что истоками поступков людей являются неоднозначные, часто противоречивые мотивы, и чтобы правильно их разгадать, нужно иметь не только ясный ум, но и интуицию, широкое сердце, открытую душу .
— комедия, где один из конфликтов — социальный. Это произведение показывает нам общество Фамуса с его устаревшими взглядами и представителя прогрессивных взглядов Чацкого. Также есть любовная тема и любовный треугольник. Попробуем разобраться в отношении Чацкого к Софье и попробуем ответить на вопрос, почему Чацкий любит Софью и какие отношения были у наших героев.
Отношения Чацкого и Софьи
Итак, какие чувства у Чацкого к Софье? Читая произведение, мы узнаем, что у Чацкого и Софьи история отношений, которая начинается в юном возрасте, когда Чацкий воспитывался в семье Фамусовых. Между ними действительно были дружеские отношения, но намеков на любовь в столь юном возрасте не было. Позже Чацкий уезжает в дальние страны и о нем долгое время ничего не известно. Может быть, такая долгая разлука пробудила в Чацком чувства к Софье, и они стали больше, чем дружбой. Была ли это просто любовь?
Чацкий уехал в Москву в хорошем настроении, мечтая о встрече с Софьей, и что же он получил? Он встречает холодность со стороны Софьи, он видит ее страсть к другим. Кто он, на кого Софья променяла Чацкого? Им оказался Молчалин, вскруживший девушке голову, и теперь им увлечена наша героиня. Только вот вопрос: девушка променяла Чацкого на Молчалина? Скорее нет, чем да. Ведь девушка ничего герою не обещала, в любви не клялись. Чацкого давно не было, естественно, сердце девушки могло открыться чувствам к другому. Но Чацкий воспринимает это увлечение как предательство, начинает издеваться над избранником Софьи.
Чацкий не пытается понять девушку, ее чувства, потому что полностью ослеплен чувствами. И это конфликт между Чацким и Софьей. Девушка обиделась на такие насмешки, поэтому Софья решает отомстить Чацкому, распустив слух о том, что он сумасшедший. Убедившись, что Софья любит другого и поняв, что он чужой в этом обществе, где его взгляды не понимают, Чацкий бежит из Москвы.
Текст очерка:
В своей неувядающей комедии «Горе от ума» Грибоедову удалось создать целую галерею правдивых и типичных персонажей, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.
И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладает большинство представителей общества Фамуса. Их отличает сила воли, способность испытывать «живые страсти», бескорыстие, умение делать собственные выводы.
Софья и Чацкий вместе росли и росли в доме Фамусова:
Привычка быть вместе каждый день неразлучно Связала нас детской дружбой…
За время, проведенное вместе, Чацкий успел распознать в Софье умного, решительная девушка и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослев, набравшись ума, повидав многое, возвращается на родину, мы понимаем, что чувства его «не охладили ни расстояние, ни развлечения, ни перемена места». Он рад видеть Софью, удивительно похорошевшую за время разлуки, и искренне радуется встрече.
Чацкий никак не может понять, что за три года его отсутствия общество Фамуса наложило на девушку свой некрасивый отпечаток. Начитавшись французских сентиментальных романов, Софья тоскует по любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, она выбирает лирика для выражения своих чувств к человеку, отнюдь не достойному ее любви. Льстец и лицемер, «самая жалкая тварь» Мол-чалин использует свои отношения с Софьей только в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по службе. Но Софья, обуреваемая чувствами, неспособная разглядеть под маской истинное лицо, и лирик направляет искреннюю, нежную, готовую на жертву любовь к трусу и низкому поклоннику.
Вскоре Чацкий понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет узнать, кто ее избранница является его соперником. Мы много говорим о том, что это счастливчик Молчалин, но Чацкий не хочет и не может поверить в это, видя с первого взгляда истинную сущность подхалима.
Но есть ли в нем та страсть, то чувство,
задор, то.
Чтобы, кроме тебя, весь мир казался ему Пылью и суетой? Чтоб каждый удар сердца с Любовью к тебе ускорялся?
Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь сердце влюбить невозможно! Однако он стремится познать логику ее действий, выбора, хочет узнать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, но не находит их. Верить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в рядовой представитель общества Фамуса.
Софья действительно прошла хорошую школу в отцовском доме, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защитить свою любовь. Она питает глубокую неприязнь к людям, отзывающимся о ее избраннике нелицеприятно, лирик Чацкий своим пылом, остротами и нападками превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья даже готова отомстить старой близкой подруге, которая безумно в нее влюблена: она распускает слух о безумии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женской гордыни, но и по тем же причинам, по которым его не принимает Фамус Московский: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он «не свой», из другого круга:
Такой ли ум делает семью счастливой?
А Чацкий между тем еще ищет определений чувствам Софьи и обманывается, ибо все презираемое им возводится в ранг добродетели в благородной Москве. Чацкий еще надеется на ясность ума и чувств Софьи и еще раз списывает Молчалина на лирика:
С такими чувствами, с такой душой Любим!. . Обманщик смеялся надо мной!
Но вот и трагический момент решения! Этот момент действительно жесток и трагичен, потому что от него пострадали все. Чему наши герои научились на этом уроке?
Чацкий настолько потрясен простотой решения, что не только рвет всех, кто связывает его с обществом Фамуса, но и разрывает отношения с Софьей, оскорбленный и униженный ее выбором до глубины души:
Вот я дарю кому!
Не знаю, как я сдерживал в себе гнев!
Смотрел, видел и не поверил!
Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды и винит во всем Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя именно в отношениях с Чацким Софья была хоть и жестока, но честна. Сейчас девушка действительно в незавидном положении, но у нее достаточно силы воли и самоуважения, чтобы разорвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:
С тех пор я тебя не знаю.
Упреки, жалобы, слезы мои
Не смей ждать, ты их не стоишь,
Но чтобы рассвет не застал тебя здесь в доме,
Никогда больше не слышать о тебе.