Почему у новгорода особая роль в истории россии: Почему у Новгорода особая роль в российской истории?

Содержание

Архив выпусков — НГПУ им. К. Минина

VI Рождественские православно-философские чтения: «Православие и социальное суждение». 1997 год.

В книге помещены материалы торжеств, связанных с 275-летием Нижегородской духовной семинарии и традиционных Рождественских православно-философских чтений, проводимых Нижегородской епархией, областной администрацией и центра православной и русской духовной культуры.

VII Рождественские православно-философские чтения: «Русское православие: Вехи истории». 1998 год.

В книге помещены материалы VII Рождественских православно-философских чтений, посвященных различным сторонам исторического бытия церкви и ее современному состоянию. Авторы стремились показать непреходящее значение русского православия для становления и развития отечественных традиций.

IX Рождественские православно-философские чтения: «Православие и проблемы воспитания». 2000 год.

Материалы IX Рождественских православно-философских чтений посвящены значению и роли православия в воспитании юношества и в формировании национальной идеи как необходимого условия возрождения современной России.

X Рождественские православно-философские чтения: «Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия». 2001 год.

Материалы сборника посвящены фундаментальным православным ценностям, определяющим развитие новейшей истории России, ее основные направления и пути.

XI Рождественские православно-философские чтения: «Православие и культура». 2002 год.

Материалы сборника посвящены проблемам взаимодействия православия и культуры. В них анализируется роль Церкви в становлении и сохранении отечественной культуры, богословские и светские подходы к пониманию ее сущности.

XII Рождественские православно-философские чтения: «Православная духовность в прошлом и настоящем». 2003 год.

Материалы сборника посвящены проблемам православной духовности. В выступлении участников Чтений раскрываются особенности этого явления, его значимость как для индивидуального, личностного, так и для социального совершенствования, отмечается укорененность православной духовности в отечественную традицию, непреходящее значение ценностей, в нее входящих.

XIII Рождественские православно-философские чтения: «Проблемы взаимодействия духовного и светского образования». 2004 год.

Сборник посвящен проблемам взаимодействия духовного и светского образования. В публикуемых в нем материалах раскрываются исторический и современный аспекты этой темы, показывается важность взаимодействия Церкви и светских учебных заведений в сфере духовно-нравственного воспитания.

XIV Рождественские православно-философские чтения: «Российская система ценностей». 2005 год.

Сборник посвящен анализу российской системы ценностей. В публикациях рассматривается специфика отечественных аксиологических установок, исследуется их эволюция, даются рекомендации по сохранению российских традиций и их развитию.

XV Рождественские православно-философские чтения: «Православие и гуманитарное знание». 2006 год.

Сборник составлен на основе выступлений ученых и богословов, посвященных сложным проблемам взаимодействия православия и гуманитарных наук. Красной нитью во всех публикациях, помещенных в нем, проходит мысль о необходимости сотрудничества представителей богословия и светского знания для решения задач духовно-нравственного образования и воспитания личности.

XVI Рождественские православно-философские чтения: «Русское православие как основа национальной идентичности». 2007 год.

Сборник посвящен проблеме сохранения национальной идентичности русского народа. В публикуемых материалах отмечается особая роль православия в этом важном процессе. Много внимания уделено оценке глобализации, которая, насаждая западные стандарты, унифицируют народы и их культуры.

XVII Рождественские православно-философские чтения: «Православный взгляд на семью и демографические проблемы». 2008 год.

Сборник посвящен анализу демографических процессов, происходящих в современном обществе. В своих публикациях авторы делают акцент на изучение различных путей и способов преодоления кризисных тенденций, связанных с уменьшением народонаселения в России. Много места в публикуемых материалах уделено характеристике традиционных для россиян семейных ценностей.

XVIII Рождественские православно-философские чтения: «О достоинстве, свободе и правах человека». 2009 год.

Авторы материалов, представленных в сборнике, подробно рассматривают православное понимание личности, проблему соотношения прав человека и его нравственной ответственности. Особое внимание обращается при этом на необходимость сохранения приоритета духовно-нравственных ценностей перед материальными потребностями современного человека.

XIX Рождественские православно-философские чтения: «Учение о человеке в русской богословско-философской традиции». 2010 год.

Материалы сборника посвящены актуальной теме православной антропологии. В выступлениях участников чтений затронуты различные аспекты богословско-философских подходов к анализу человеческой личности.

XX Рождественские православно-философские чтения: «Русская православная церковь и современное российское общество».
2011 год.

В материалах сборника рассматриваются различные аспекты влияния православия на жизнь современного российского общества. В выступлениях участников чтений отражено со всей возможной полнотой разнообразие подходов к оценке современной духовной ситуации в нашем обществе. С некоторыми из них научный редактор не может согласиться, но считает полезным представить весь спектр существующих мнений по предложенной на традиционных православно-философских чтениях теме.

XXI Рождественские православно-философские чтения: «Русская православная церковь и отечественная государственность». 2012 год.

В сборник вошли материалы XXI Рождественских православно-философских чтений. В предъявленных статьях анализируются различные аспекты церковно-государственных отношений, проблемы взаимоотношения светского и религиозного образования, специально подчеркивается значение церкви в становлении отечественной государственности.

XXII Рождественские православно-философские чтения: «Духовно-нравственное состояние российского общества и православие».
2013 год.

Сборник составлен на основе материалов XXII Рождественских православно-философских чтений. В публикуемых докладах, статьях и сообщениях участников конференции анализируются различные аспекты церковно-государственных отношений, рассматриваются вопросы участия Церкви в решении проблем жизни российского общества в разные периоды его истории.

XXIII Рождественские православно-философские чтения: «Отечественные духовные традиции и православие». 2014 год.

Издание посвящено проблемам и вопросам необходимости восстановления, сохранения, привнесения в жизнь современного российского общества и воспитание молодого поколения православных идеалов и традиций. Единение, духовность, христианская нравственность и патриотическое служение Родине — это те ценности, которые веками составляли основу культуры и бытия русского народа и являются основой его будущего процветания.

XXIV Рождественские православно-философские чтения: «Православие и семейные ценности». 2015 год.

Издание посвящено проблемам кризисного состояния современной семьи и вопросам сохранения и развития традиционных семейных ценностей в современном российском обществе как единственному пути выхода из кризиса; роли традиционных для России конфессий, и прежде всего православия, в этом процессе; проблеме взаимодействия различных государственных, общественных и религиозных институтов в сфере семейных отношений с целью сохранения одного из фундаментальных начал российского общества.

XXV Рождественские православно-философские чтения «Образ России в русской религиозной мысли». 2016 год.

В издании представлены основные идеи связанные с предназначением России, проанализированы базисные ценности российской цивилизации, рассмотрены вызовы с которыми сталкивается наше Отечество и прежде всего процессы глобализации.

XXVI Рождественские православно-философские чтения «Русская православная церковь и русская цивилизация». 2017 год.

В сборнике представлены материалы XXVI Рождественских православно-философских чтений, посвященных анализу русской цивилизации и характеристике ее специфических черт, отмечается особая значимость православия в развитии национального самосознания и отечественной культуры, его роль в противодействии негативным аспектам глобализации.

 

XXVII Рождественские православно-философские чтения «Русское православие и интеллигенция», 2018 год

В сборнике представлены материалы XXVII Рождественских православно-философских чтений, посвященных рассмотрению сложных и противоречивых взаимоотношений, во многом определивших судьбу России в последние полтора столетия, — Русское православие и интеллигенция. Содержание понятия «интеллигенция», ее роль в истории России, отношение к православию и другие проблемы стали объектом анализа и научной дискуссии ХХVII Рождественских чтений. Публикуемые материалы будут полезны педагогам, работникам культуры, студентам, а также всем тем, кто интересуется историей отечественной мысли. 

XXVIII Рождественские православно-философские чтения «Понимание вселенского и национального в русской православной мысли», 2019

В сборнике представлены материалы, в которых анализируются процессы глобализации, при этом отмечается необходимость противостоять размыванию национальных традиций и сохранять самобытность отечественной культуры. Авторы подчеркивают, что при проведении реформ как в обществе, так и в деятельности церкви необходимо сохранять «коренные начала» России и русского православия. Публикуемые материалы будут полезны педагогам, работникам культуры, студентам, а также всем тем, кто интересуется историей отечественной мысли.

XXIX Рождественские православно-философские чтения «Нижегородские религиозные мыслители в контексте эпохи», 2020

Материалы сборника XXIX Рождественских православно-философских чтений, приуроченных к 300-летию Нижегородской духовной семинарии и будущему 800-летию Нижнего Новгорода, посвящены различным персоналиям – выдающимся деятелям и мыслителям, связанным с Нижним Новгородом и Нижегородской областью и внесшим значительный вклад в российскую историю и философско-богословскую мысль. Данные материалы будут интересны специалистам в области истории, философии, православного богословия, педагогам, занимающимся духовно-нравственным и патриотическим воспитанием детей и молодежи, а также всем, интересующимся историей, философией, краеведением.

XXX Рождественские православно-философские чтения «Православие и формирование исторической памяти (нижегородский контекст)», 2021

В сборнике ХХХ – юбилейных — Рождественских православно-философских чтений представлены материалы, отражающие результаты исследований ученых, богословов, педагогов, которые предлагают новые аспекты рассмотрения традиционной проблематики: роль православия в сохранении  исторической памяти народа, ее значение для современного общества, особенности формирования в современных условиях в России и мире и др. Отразились в материалах сборника и актуальные вопросы, связанные с 800-летием основания Нижнего Новгорода, 300-летием Нижегородской духовной семинарии и 110-летием Нижегородского государственного педагогического университета. Публикуемые материалы будут полезны педагогам, работникам культуры, студентам гуманитарных направлений, а также всем, интересующимся философией, богословием, историей России.

ХХХI Рождественские православно-философские чтения «Православие и Русский мир», 2022

В сборнике ХХХI Рождественских православно-философских чтений представлены материалы, отражающие результаты исследований ученых – философов, богословов, историков – по проблемам понимания, становления, сохранения и развития Русского мира, являющегося одним из ключевых понятий для характеристики современного миропорядка, определения места России в мире и специфики русской цивилизации. Кроме того, в материалах сборника рассматриваются традиционные вопросы духовно-нравственного воспитания, гражданско-патриотического формирования личности на основе ценностей православия и Русского мира.

Публикуемые материалы будут полезны педагогам, работникам культуры, студентам гуманитарных направлений, а также всем, интересующимся философией, богословием, историей России.

Владимир Конецкий. «Русь Новгородская: первые века» (2022): philologist — LiveJournal

?
Categories:
  • История
  • Литература
  • Cancel
Конецкий В.Я. Русь Новгородская: первые века. — СПб.: Крига, 2022. — 400 с., илл.

Книга старшего научного сотрудника Центра археологических исследований Новгородского музея-заповедника, кандидата исторических наук В.Я. Конецкого посвящена древней истории Северо-Запада России и ее исторического центра — Новгорода. Новгородский историк высказывает свой взвешенный взгляд на события, связанные с ранней историей столицы Северной Руси. Особая роль в его исследовании принадлежит археологии, дающей объективные материалы для реконструкции экономических, этнографических, социальных и этнокультурных процессов на Северо-Западе в VII-X вв. н.э.

Вы можете подписаться на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky

Tags: Великий Новгород, Древняя Русь, Средние века, история, книги

Subscribe

  • Новгородский любовный заговор XVIII века

    В 1770 году о найденном у него приворотном заговоре давал объяснения в Новгородской консистории писарь Василий Рыбаков. Он признался, что переписал…

  • Б.
    П. Белозеров. «Ленинград сражающийся: 1941-1942 гг.» (2022)

    Белозеров Б.П. Ленинград сражающийся: 1941-1942 гг. — М.: Яуза, Эксмо, 2022. — 864 с. «Вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки,…

  • Н.В. Гормина. «Сокровища Владычной палаты. Великий Новгород» (Верхов С.И., 2023)

    Гормина Н.В. Сокровища Владычной палаты. Великий Новгород. — М.: Верхов С.И., 2023. — 250 с., цв. илл. Альбом посвящен одному из известнейших и…

  • «Хованщина. Донесения шведских агентов, 1682—1683 гг.» (2022)

    Хованщина. Донесения шведских агентов, 1682—1683 гг. / Подготовка текста, перевод, примечания и послесловие Г.М. Казакова и А.С. Лаврова. -…

  • Манохин А.А. «Новгородские злые ереси» конца XV в. — М.: Квадрига, 2022

    Манохин А.А. «Новгородские злые ереси» конца XV в. — М.: Квадрига, 2022. — 444 с. Издательская аннотация: Книга посвящена истории так…

  • А.В. Евдокимов. «Новгородские ушкуйники — пираты средневековой Руси»

    «Новгородское боярство нуждалось в вооруженной силе, которая официально была бы не связана с правительством республики, но при этом могла бы…

  • В.
    А. Молочников в 1928 году: «Как это можно жить спокойно, когда совершаются на глазах такие ужасы?»

    Из дневника владельца слесарной мастерской в Новгороде; единомышленника, знакомого, корреспондента Л.Н. Толстого Владимира Айфаловича Молочникова…

  • Писатель Валентин Берестов. Анекдот про Черчилля в 1948 году

    Писатель Валентин Берестов (1928–1998) вспоминает о своей работе в Новгородской археологической экспедиции в 1948 году: «Гайда,…

  • «Новгород в нашей судьбе. Воспоминания участников НАЭ» (2022)

    Новгород в нашей судьбе. Воспоминания участников НАЭ. — СПб.: Нестор-История, 2022. В 2010 г. вышел первый сборник воспоминаний участников…

Великий Новгород: колыбель Древней Руси

Великий Новгород известен как колыбель Древней Руси. Он был основан в 10 веке, что делает его одним из старейших городов России. Город расположен между Москвой и Санкт-Петербургом и имеет очень богатую и самобытную историю. Так что, если вы оказались в этом районе, я определенно рекомендую посетить. Если вы хотите узнать больше о том, что делает регион таким уникальным, вот 7 интересных исторических фактов о Новгороде.

1. Великий Новгород – Город церквей

Количество церквей в Великом Новгороде поражает. В 15 веке в городе располагалась не менее 81 церкви, 52 из которых сохранились до наших дней. Только в стенах Кремля когда-то было 27 церквей. Что еще более увлекательно, так это то, что собор Святой Софии, известный как древнейший храм в современных границах России, находится в Новгороде. Его начали строить в 1045 году, и на завершение строительных работ ушло всего 5 лет. На самом верху собора можно увидеть металлического голубя, сидящего на большом кресте. По легенде, когда Иван Грозный грабил Новгород, на крест Софии села голубка. Увидев оттуда страшную битву, голубь пришел в ужас. После этого Дева Мария открыла одному из монахов, что этот голубь был послан в город в утешение, и с тех пор считалось, что, пока голубь остается на кресте, город не падет. Во время Второй мировой войны крест забрали испанцы; вскоре после этого город пал перед немцами.

2. Юрьев монастырь

Юрьев монастырь (Свято-Георгиевский монастырь) обычно называют древнейшим монастырем России. По преданию, он был основан Ярославом Мудрым в 1030 году. В монастыре когда-то было 12 церквей; сейчас осталось всего 4 храма – хотя монастырь действует и по сей день. Во время Второй мировой войны здания были заняты немецкими и испанскими вооруженными силами и серьезно пострадали. В 1991 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и с тех пор часть его отреставрирована. Однако западная часть, включая церковь, до сих пор в руинах. В советское время церкви использовались для самых разных целей. Один из них был превращен в склад, другой служил почтовым отделением, а третий использовался как место для вяления рыбы.

3. 1000 лет России

Великий Новгород напрямую связан с корнями российской государственности. Согласно летописям Нестора, князю Рюрику, вангарянину, было предложено править племенами, проживающими в Новгородской области, для восстановления порядка после конфликтов между разными племенами. Позже он основал династию Рюриковичей, которая правила русским государством более 700 лет. Это, как полагают, является причиной названия «Русь». Эта сказка стала официальным поводом для празднования 1000-летия России. В ознаменование этого события в центре Новгородского Кремля в 1862 году был сооружен грандиозный Памятник. Он и по сей день продолжает украшать Новгородский Кремль и напоминать нам о статусе Новгорода как Матери городов русских.

4. Новгород – экономический центр средневековья

В период позднего средневековья и раннего Нового времени Новгород был важным торговым центром. В 12 -м веке город представлял собой крупнейший рынок в Европе. На рыночной площади в центре города было не менее 1800 палаток. Положение Новогорода в международной торговле определялось, в том числе, и его географическим положением. Он расположен на реке Волхов, тогдашнем главном торговом пути вдоль русских рек, соединяющем Балтику с Византией и исламским миром. Более того, Новгород контролировал обширные поставки продуктов с севера, таких как мех и пчелиный воск. Это был ведущий экспортер таких товаров, как свечи в Европе. Воск был в Новгородской области настолько обычным достоянием, что его даже использовали в качестве валюты.

5. Политика, опередившая время

Политическая организация Новгорода была уникальной. Новгород называют родиной русских демократических, республиканских традиций. В 1136-1478 годах Новгород был столицей Новгородской республики, управляемой вече, городским советом. Вече представляло собой народное собрание, которое решало вопросы войны и мира, созывало и изгоняло князей, издавало законы и заключало договоры с другими территориями. Князь обычно вызывался к власти на определенное время, обычно на период войны, и на условиях, прописанных в особом договоре. Слово «Вече» происходит от слова «Вечер» (если вы изучаете русский язык и не знаете этого слова, вам должно быть немного стыдно), потому что городской совет собирался по вечерам. Был специальный колокол, который звонил, когда городской совет собирался для обсуждения текущих вопросов. Звонок в шутку имел серьезные последствия. За это можно было казнить. Уникальная экономическая и политическая ситуация в Новгороде, а также светская организация жизни также связаны с очень хорошей системой образования в Новгородской области. Считается, что почти 90 процентов населения Новгорода было грамотным в 12 -м веке.

6. Упадок Новгорода

Так как же этот торговый центр, родина Российского государства, пришел в упадок и утратил свое господство? Во второй половине 15 века Иван III решил присоединить город по экономическим соображениям. Вече было распущено, а значительная часть населения Новгорода была либо убита, либо сослана. После этого город стал третьим по величине городом Московского государства, пока не столкнулся с одним из самых жестоких событий в истории России. В 1570 году Иван Грозный разграбил город и приказал разбить Новгород. Тысячи его жителей были вырезаны, в том числе женщины и дети, а купеческая элита и дворянство города были депортированы в Москву и другие части России.

После столетнего восстановления Новгорода ждало еще одно ужасное историческое событие. Во время Второй мировой войны город был оккупирован немцами, и его исторические памятники систематически разрушались. В 1944 году Красная Армия освободила город, но из более чем 2000 каменных зданий уцелело менее сорока.

7. Дом там, где «ПЕЧЬ»

Если вы хотите окунуться в повседневную жизнь средневековой Руси, вам стоит посетить музей Витославлицы, в котором представлено более 20 оригинальных деревянных строений, датируемых 16-16 вв. 19век. Церкви, часовни и жилые дома были собраны со всей Новгородчины и перевезены на это место в 1960-х годах. Что интересно в сельской жизни в эпоху раннего Нового времени, так это то, что люди обычно не строили свои дома в случайно выбранных местах. Важной частью дома была «печь», традиционная русская многофункциональная печь. Поскольку «печь» так сложно построить, люди искали место с уже установленной «печью» и строили вокруг нее свои хижины. Поскольку земля не была пахотной, люди, живущие в сельской местности, переселяли свои деревни на берег реки. Они взяли с собой свои деревянные дома, построенные без гвоздей, и оставили печь. Там они искали другое место с печкой и перестраивали там свои дома.

 

Liden&Denz регулярно предлагает экскурсии в Великий Новгород для студентов, обучающихся в Санкт-Петербурге.

Другие столицы России

Что, если бы столица России находилась не в Москве? Вот наш список городов, которые наверняка могут побороться за это почетное звание.

Санкт-Петербург 

Знакомьтесь, Санкт-Петербург (он же Петроград и Ленинград) – главный претендент на звание столицы с почти 200-летним опытом работы. Петр Великий, основавший его в 1703 году, первым взял курс на укрепление связей России с Европой.

В силу своего географического положения Москва не подходила для этой амбициозной цели, поэтому в 1712 году столица была перенесена в новопостроенный город, что дало ему серьезный толчок к развитию. Благодаря этому Санкт-Петербург быстро разрастался в инфраструктуре, вскоре став европейским мегаполисом. В 1918 августа, в разгар революции, большевики, опасаясь восстаний, перенесли столицу из тогдашнего Петрограда обратно в Москву, и с тех пор этот больной вопрос к нам официально не ставился. Сейчас город носит титулы и Культурной, и Северной столицы, однако правомерность события, произошедшего более века назад, до сих пор является предметом бурных дискуссий горожан.

Казань

Столица Республики Татарстан, этот город также был официально зарегистрирован как Третья столица России в Роспатенте в 2009 году.. Да, оказывается, получение такого звания связано с бюрократией больше, чем с общественным признанием. Тем не менее, он имеет полное право так называться.

До 1552 г. он был столицей Казанского ханства; затем он был завоеван Иваном Грозным и присоединен к Русскому царству. В результате сложный исторический фон Казани сформировал своеобразное противопоставление русской и татарской культур в архитектуре, кухне и обычаях. Здесь, в стенах местного кремля, православный Благовещенский собор соседствует с величественной мечетью Кул-Шариф. Сегодня Казань — город с деловой атмосферой и популярный туристический центр, готовый вызвать восторг даже у искушенного в путешествиях по России гостя.

Нижний Новгород

Город, де-юро уступивший в гонке за звание третьей столицы Казани, Нижний Новгород на самом деле абсолютно ни в чем не уступает другим участникам. Долгие годы он считался и до сих пор остается столицей Поволжья. В 14 веке он был столицей Нижегородско-Суздальского княжества, а в 19 веке декабристы предсказывали, что после свержения самодержавия он может стать новой столицей России. Сегодня Нижний Новгород — город-миллионник, в котором средневековая атмосфера сочетается с духом купеческой России и ритмами зажиточного мегаполиса.

От Волги, королевы русских рек и древних укреплений до современных музеев, она может многое предложить своим посетителям и горожанам.

Екатеринбург

Столица Урала, горнорудный центр Российской империи, родина первого президента России Бориса Ельцина: все это Екатеринбург. С момента своего основания в 1723 году это так называемое «Окно в Азию» служило важным промышленным узлом благодаря своим месторождениям полезных ископаемых и близости к странам Средней Азии и Дальнего Востока. Уникальное расположение на стыке Европы и Азии защищало город от возможного иноземного вторжения, что послужило опорным пунктом для переноса столицы в Екатеринбург (тогда Свердловск) в периоды политических кризисов как в годы Первой мировой войны, так и в годы холодной войны и после распада СССР. Хорошо это или плохо, но этого не произошло, и сегодня Екатеринбург — это динамично развивающийся городской центр, принимающий крупные международные мероприятия, такие как саммит Шанхайской организации сотрудничества.

Сюда стоит приехать, чтобы насладиться архитектурными жемчужинами эпохи конструктивизма или посетить место расстрела семьи Романовых.

Великий Новгород

Один из древнейших городов России с уникальной тысячелетней историей взлетов и падений традиционно считается колыбелью российской государственности. На самом деле, давно, с 864 по 882 год, это была столица Руси, резиденция Рюрика, прямо перед основанием Киевской Руси. Позже Новгород стал первой в истории России демократической республикой с выборным городским головой и развитой структурой местного самоуправления, оставаясь при этом центром международной торговли в составе Ганзейского союза. Хотя благополучные времена закончились в 1478 году, когда он был присоединен к Великому княжеству Московскому и потерял свою политическую власть, Новгороду удалось сохранить свое историческое наследие и аутентичность до наших дней. Украшенный примерно 60 православными церквями и соборами, это небольшой, но яркий город, в котором европейский воздух органично вписывается в русскую культуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *