Кто такой бусирис из 12 подвигов геракла: Мифы о иных подвигах Геракла | БУСИРИС | ГЕРКУЛЕСОВЫ СТОЛПЫ | ОМФАЛА | Деянира и кентавр Несс | Антей | Великан Какус | Керкопы

Содержание

Мифы о иных подвигах Геракла | БУСИРИС | ГЕРКУЛЕСОВЫ СТОЛПЫ | ОМФАЛА | Деянира и кентавр Несс | Антей | Великан Какус | Керкопы


Геракл — основатель Олимпийских игр. — Бусирис. — Миф о пигмеях. — Геракл и Антей. — Геркулесовы столпы. — Великан Какус. — Геракл и Омфала. — Керкопы. — Геракл в Трое. — Ахелой. — Деянира и кентавр Несс. — Костер на горе Эте и апофеоз Геракла. — Тип Геракла в искусстве.

 


Геракл — основатель Олимпийских игр

Кроме двенадцати подвигов, исполненных Гераклом по приказанию Эврисфея, мифами древней Греции герою приписывается еще много других подвигов, которые как бы дополняют характеристику Геракла, этого укротителя и истребителя чудовищ, поборника правды и справедливости.

Очистив Авгиевы конюшни и лишив царства этого вероломного царя, Геракл учредил там Олимпийские игры и воздвиг двенадцать алтарей двенадцати богам Олимпа.

 


БУСИРИС

В Египте Гераклом был убит фараон Бусирис, установивший человеческие жертвоприношения.

Когда-то в виде кары за какое-то преступление на Египет был ниспослан страшный голод. Спрошенный оракул ответил, что голод прекратится только под тем условием, чтобы ежегодно приносили в жертву египетским богам какого-нибудь чужестранца.

Геракл избивает египтян (светлокожие) и их нубийских рабов (чернокожие). Бусирис ожидает смерти на жертвеннике. Этрусская гидрия из города Цере.

Сто человек уже было принесено в жертву до прибытия Геракла, которого тотчас же схватили и заключили в оковы. Приведенный к фараону Бусирису, Геракл разорвал цепи, убил Бусириса и уничтожил человеческие жертвоприношения.

На нескольких античных вазах воспроизведен Геракл, убивающий Бусириса.

 


Миф о пигмеях

После приключения в Египте Геракл отправился в неизвестные страны, лежащие у источников Нила.

Там обитало мифическое племя пигмеев. Пигмеи были маленькие существа не выше одного локтя (¾ аршина).

Согласно мифам древней Греции, пигмеи вели постоянные войны с журавлями, их злейшими врагами.

Римский писатель Плиний Старший рассказывает, что пигмеи были вооружены стрелами. По Плинию, пигмеи спускались весной с вершин Индии к восточному морю и вели в продолжение трех месяцев ожесточенную войну с журавлями, уничтожая их птенцов.

В противном случае журавли, размножаясь, могли бы совсем уничтожить пигмеев.

Несмотря на свой маленький рост, пигмеи осмелились напасть на Геракла, который, придя усталый в страну пигмеев, лег на землю отдохнуть и заснул.

Пигмеи в боевом порядке напали на Геракла и начали вести правильную атаку.

Геракл проснулся от тысячи уколов метких стрел пигмеев, но, увидав своих врагов, разразился громким смехом, сгреб их всех в руку, завернул в львиную шкуру и унес с собой в Грецию. Само слово пигмей происходит из древнегреческого языка и означает «размером с кулак».

На многих живописных фресках в Геркулануме изображены сражения пигмеев с журавлями.

 


Геракл и Антей

Придя в Ливию (так древние греки называли Африку), Геракл встретил исполина по имени Антей ростом в 64 локтя (48 аршин).

Великан Антей заставлял всех чужестранцев бороться с ним и всегда побеждал их. Вокруг жилища Антея валялись черепа его бесчисленных жертв.

Силы Антея удваивались каждый раз, когда он прикасался к земле, его матери.

Гераклу удалось поднять Антея на воздух и задушить, оторвав от источника его сил.

Древнегреческий живописец Поликлет написал картину на мифологическую тему о Геракле и Антее. До наших дней сохранилось много античных камей и расписных ваз с изображением борьбы Геракла с Антеем.

 


Геркулесовы столпы

Геракл, продолжая свой путь по Ливии после победы над Антеем, дошел до того пункта, где Ливия почти соприкасается с Европой.

Здесь Геракл разделил горы и соединил Средиземное море с Океаном. В воспоминание этого гигантского труда Геракл поставил на берегу два столба, известных у древних греков под названием Геракловых столпов. У древних римлян они назывались Геркулесовы столпы. В наше время Геркулесовы столпы называются Гибралтаром.

 


Великан Какус

Возвращаясь через Испанию после победы над трехтелым Герионом, Геракл прошел по Италии со своими стадами. Подойдя к реке Тибр, Геракл остановился, чтобы дать быкам Гериона возможность отдохнуть.

Утомленный длинным путешествием, Геракл уснул вблизи пещеры, служившей жилищем одному из сыновей бога Гефеста (Вулкана) — великану Какусу.

Какус был огромного роста и обладал страшной силой; пламя вылетало из его уст, а туловище Какуса заканчивалось огромным драконовым хвостом.

Быки Геракла понравились великану. Какус увел часть стада и, чтобы скрыть следы, придумал тащить быков за хвост. Геракл, проснувшись, заметил кражу, бросился к пещере, но видя, что следы быков как бы удаляются оттуда, и, не зная, в какую сторону идти их искать, он уже хотел от них отказаться, как вдруг из пещеры раздалось мычание.

Геракл проник в пещеру и увидал множество окровавленных голов путешественников, убитых Какусом.

Несмотря на пламя, вылетавшее из уст чудовища, Геракл разрушил пещеру, схватил Какуса за горло и задушил.

В воспоминание этого подвига благодарные жители этой местности установили ежегодный праздник в честь Геракла, а искусство воспользовалось этим мифологическим сюжетом для многих статуй и картин.

Из новейших произведений на тему о Геракле и Какусе пользуются известностью картина французского художника Лемуана и бронзовая группа Баччо Бандинелли (она находится во Флоренции).

 


Геракл и Омфала

Окончив свои работы и совершив много других подвигов, Геракл решил вновь жениться.

Услыхав, что царь Эврит обещал свою дочь Иолу тому, кто победит его в стрельбе из лука, Геракл отправляется к нему и побеждает Эврита.

Но царь Эврит отказывается отдать за него дочь Иолу, и Геракл в припадке гнева сбрасывает со стены сына царя Эврита — Ифита.

Так как, по мнению древних греков, убийство никогда не остается безнаказанным и должно быть искуплено, то Геракл отправляется в Дельфы, чтобы узнать от оракула Аполлона, как искупить ему свою вину, но Пифия отказалась отвечать Гераклу.

Разгневанный Геракл схватил ее треножник и хотел его уничтожить. Тогда появился сам Аполлон и после ожесточенной борьбы отнял у Геракла треножник.

Геракл и Аполлон дерутся за треножник Пифии. {Фото: (Creative Commons license): jonworth

}

Дельфийский оракул, наконец, заговорил и объявил, что Геракл, для того чтобы искупить свое преступление, должен быть продан в рабство на три года.

Омфала, царица Лидии, купила Геракла за три таланта у бога Гермеса. Геракл, раненный стрелой коварного Эрота, воспылал любовью к своей повелительнице.

Геракл поддался таким образом восточной изнеженности и роскоши и подчинился всем желаниям и капризам царицы Омфалы.

Множество памятников искусства воспроизводят миф об Омфале, и почти на всех Геракл изображается одетым в женские одежды.

Геракл прядет или исполняет домашние работы, а Омфала, покрытая львиной шкурой, держит в руках палицу героя.

Сохранился гравированный камень работы знаменитого Лисиппа, изображающий Геракла, этого сильного, бесстрашного героя, почти коленопреклоненного, как бы подгибающегося под тяжестью маленького Эрота, сидящего у него на плече.

 


Керкопы

Но и период жизни у Омфалы не проходит бесследно для Геракла: герой не может жить, не совершая подвигов.

Проснувшись однажды на берегу реки, где он отдыхал, Геракл увидал, что его оружие собираются похитить Керкопы — злые и лукавые карлики. Геракл схватил Керкопов, связал и повесил за ноги.

Карлики Керкопы были самые лукавые и хитрые люди на свете. Зевс лишил Керкопов сначала дара слова, которым они злоупотребляли, обманывая всех и произнося лживые клятвы, а затем превратил Керкопов в обезьян.

 


Геракл в Трое

Пробыв на службе у Омфалы положенные три года, Геракл снарядил восемнадцать кораблей и отправился вместе с другими героями против Илиона (Трои), чтобы отомстить троянскому царю Лаомедонту, обманувшему Геракла.

Побежденный царь Трои Лаомедонт был убит Гераклом вместе с сыновьями, кроме одного — Подарка. Сын Лаомедонта Подарк был выкуплен сестрой его Гесионой ценой ее брачного покрывала, и с тех пор он стал называться Приамом, то есть выкупленным [как бы от древнегреческого глагола ἐπριάμην [эприа́мэн] (я) купил], и сделался царем Трои.

 


Ахелой

После славного похода в Трою Геракл отправился в Калидон к царю Ойнею, у которого была красавица дочь — Деянира.

Борьба Геракла и Ахелоя (?), принявшего облик Тритона. Изображение на дне чернофигурного килика середины VI в. до Р.Х.

Много героев и царей добивались ее руки, в том числе речной бог Ахелой, сын Океана.

Когда появился Геракл, предшествуемый своей славой, все претенденты прекрасной Деяниры скрылись, остался только один Ахелой, который обладал даром превращения.

Ахелой, принимая разные образы, вступил в борьбу с Гераклом и был им наконец побежден.

На многих памятниках античного искусства изображен бой Геракла с Ахелоем; в особенности часто изображался речной бог Ахелой в образе быка.

Геракл, согласно мифам древней Греции, вырвал Ахелою рог, который Нереиды наполнили цветами и плодами, превратив его таким образом в рог изобилия.

На одной античной вазе изображен Геракл, подающий Зевсу (Юпитеру) рог Ахелоя.

 


Деянира и кентавр Несс

Геракл, победив Ахелоя, захотел тотчас же увезти с собою Деяниру, но им пришлось остановиться перед рекой Эвеном.

Коварный кентавр Несс предлагает Гераклу перевезти через реку жену Геракла Деяниру. Римская фреска I в. от Р.Х., Помпеи. {Фото: (Creative Commons license): virtusincertus}

Живший там кентавр Несс предложил за плату перенести Деяниру. Геракл согласился и пошел вперед. Услыхав крики Деяниры, призывающей его на помощь, Геракл обернулся и увидал, что грубый кентавр хочет ее похитить.

Геракл догнал их и убил Несса.

Похищение Деяниры кентавром Нессом изображалось очень часто античными и новейшими художниками. Гвидо и Лука Джордано написали прекрасные картины на эту мифологическую тему.

Умирающий кентавр захотел все же отомстить своему убийце. Несс дал свой окровавленный пояс Деянире и уверил ее, что это талисман, благодаря которому Деянира может всегда вернуть любовь Геракла в случае его измены.

Скоро понадобился Деянире этот пояс: Геракл покинул ее и вновь захотел жениться на Иоле. Уже все было готово для союза Геракла и Иолы, когда Деянира узнала об этой измене. Желая вернуть любовь Геракла, Деянира призвала его слугу Лихаса и послала Гераклу с Лихасом пояс, говоря, что он может украсить им свой свадебный наряд. Герой надевает его, и едва пояс кентавра Несса дотрагивается до его тела, как Геракл начинает испытывать ужасные страдания: яд, которым пропитан был пояс, проник в кровь Геракла. Испуская дикие крики от боли, Геракл в исступлении сбрасывает своего оруженосца Лихаса со скалы в море.

Скульптор Антонио Канова изваял группу «Исступленный Геракл сбрасывает Лихаса».

 


Костер на горе Эте и апофеоз Геракла

Не в силах переносить страдания, Геракл решается покончить с собой.

Геракл собирает на горе Эте деревья, складывает их в костер, покрывает его шкурой немейского льва, ложится на костер и просит своего друга, Филоктета, которому дарит свои смертоносные стрелы, поджечь костер.

Пламя быстро охватывает костер со всех сторон. Когда сгорела смертная или земная оболочка Геракла, Зевс взял героя на Олимп, поместил его в число богов и дал Гераклу в супруги Гебу, богиню вечной юности. Присоединение героя к богам носит наименование апофеоз Геракла.

Смерть Геракла изображалась очень часто на памятниках искусства.

В Луврском музее находится картина Гвидо на эту тему и группа скульптора Кусту; оба художника изобразили Геракла сидящим на костре с поднятыми кверху руками, как бы умоляя богов сжалиться над ним.

В античном искусстве почти не встречается изображения Геракла на костре, но зато на многих барельефах, групповых изображениях, гравированных камнях и камеях представлен апофеоз Геракла.

Из всех статуй Геракла, изображавших его уже бессмертным, самой большой славой пользуется часть античной статуи, известной под названием «Торс Бельведерский». Она была найдена в конце XV века в Риме. Отзывы Микеланджело об этом шедевре самые восторженные; к сожалению, у нее не хватает ни рук, ни ног, ни головы.

Французский живописец Лемуан написал апофеоз Геракла на одном из плафонов дворца в Версале; это одно из лучших произведений французской школы.

 


Тип Геракла в искусстве

Благодаря античным поэтам и их описаниям Геракл является олицетворением энергии и труда, цивилизатора, победителя тысячи препятствий и трудностей, которые природа всюду ставит на пути человечеству.

На самых древних памятниках искусства Геракл является совершенным типом героя и атлета.

Идеальный тип Геракла, созданный древнегреческим скульптором Лисиппом, изображает этого героя в образе мужчины во цвете лет, с атлетическими формами, с сильно развитой мускулатурой, небольшой головой, покрытой курчавыми короткими волосами, с сильно выдающейся нижней частью лба, с широкой, но короткой шеей.

Эти типичные характерные черты повторяются почти на всех изображениях Геракла и являются даже более верными отличительными признаками, чем его обычные атрибуты — палица и львиная шкура.

Самыми замечательными статуями этого типа считаются античная статуя «Отдыхающий Геракл» и статуя, известная под названием «Геракл Фарнезский». Статуя «Геракл Фарнезский» изваяна афинским скульптором Гликоном и считается повторением знаменитого произведения Лисиппа.

 


 


© ЗАУМНИК.РУ, Егор Поликарпов, репетитор древнегреческого языка и преподаватель латыни: научная редактура, ученая корректура, исправления, дополнения. Для заказа услуг репетитора по языкам античности или переводчика просьба писать сюда: [email protected], либо сюда: vk.com/repetitor_latyni, либо сюда: facebook.com/polycarpov.

12 подвигов Геракла — PROZNAYKA

Геракл и Эврисфей

По бракосочетании своем с дочерью фиванского царя Геракл прожил несколько счастливых лет в счастливой семье, близ славного трона, и на будущее смотрел с самыми светлыми надеждами. Но враждебная ему Гера не могла видеть в таком счастье ненавистного ей человека. Она послала ему расстраивающую ум болезнь; в безумии своем он до смерти убил и бросил в огонь троих детей, рожденных ему Мегарою, и двоих малюток Ификла. Когда наконец оставила его болезнь, он впал в глубокую печаль и, чтобы наказать себя за это убийство, удалился в добровольное изгнание.

Друг его Феспий, в городе Феспиях (Thespiae), очистил его от убийства и отправил Геракла в Дельфы к Аполлонову оракулу спросить: где ему жить на будущее время? Должно быть, тогда назвала его Пифия Гераклом – героем, которому славу доставят преследования Геры; прежде звали его Алкидом, т. е. сыном силы. Оракул повелел ему удалиться в Тиринф, старинное местопребывание отца его, и двенадцать лет служить двоюродному брату своему Эврисфею, правившему Микенами; и тогда, когда счастливо совершит он двенадцать подвигов, которые возложит на него Эврисфей, он получит бессмертие.

Геракл, хотя и неохотно, последовал велению оракула и отправился в Тиринф. Здесь поручения Эврисфея переданы ему были герольдом, ибо трус боялся быть вблизи своего могучего слуги.

 

Первый подвиг Геракла – Немейский лев

Немейский лев

На первый раз Эврисфей поручил Гераклу умертвить чудовищ, живших в аргосской земле: немейского льва и лернейскую гидру. Геракл должен был принести шкуру немейского льва, который происходил от огнедышащего чудовища Тифона и исполинской змеи Ехидны и жил в долине между Немеей и Клеанами. Еще в Клеанах Геракл зашел к одному бедняку Моларху, собиравшемуся в то время принести Зевсу жертву. Геракл уговорил его отложить жертвоприношение на тридцать дней, ибо желал по возвращении с опасной охоты принести с ним вместе жертву спасителю Зевсу; в случае же, если б Геракл не вернулся с охоты, то Моларх должен был, по условию, жертвоприношением успокоить тень его.

Геракл отправился в лес и несколько дней отыскивал льва, наконец нашел его и бросил в него стрелу; но лев не был уязвлен: стрела отскочила от него, как от камня. Тогда Геракл поднял на льва свою палицу; лев убежал от него в пещеру, имевшую два выхода. Герой загородил один выход, а другим подошел к зверю.

В одно мгновение лев вскочил ему на грудь. Геракл обхватил льва своими могучими руками и задушил его, потом взвалил его на плечи и понес в Микены. Он пришел к Моларху в тридцатый день после своего отправления и застал его собирающимся принести заупокойную жертву по Гераклу. Тут оба совершили жертвоприношение Зевсу-спасителю и тем положили основание Немейским играм. Когда Геракл принес льва в Микены, Эврисфей при виде мощного героя и страшного зверя пришел в великий ужас и отдал такое приказание: отныне Геракл доказательства своих подвигов будет показывать с городских ворот.

 

Второй подвиг Геракла – Лернейская гидра

Лернейская гидра

Геракл должен был убить еще лернейскую гидру, страшную змею о девяти головах: восемь были смертны, средняя же бессмертна. Гидра была также порождением Тифона и Ехидны. Она выросла в лернейском болоте, близ источника Амимоны, и оттуда нападала на стада и опустошала страну. С мужеством в сердце Геракл отправился на эту борьбу в колеснице, которой правил Иолай, мужественный сын Ификла. Когда прибыл он в Лерну, он оставил позади себя Иолая с колесницей и стал искать врага.

Он нашел гидру в пещере, бывшей в одной скале, и выгнал ее оттуда своими стрелами; дело дошло до опасной борьбы. Зверь бешено бросается на него; но Геракл наступает на него ногой и держит его под собою; между тем как гидра длинным хвостом своим сбила ему другую ногу, Геракл своей дубиной смело стал наносить чудовищу удары по шипящим головам. Но Геракл не мог умертвить чудовища; вместо всякой отбитой головы вырастали из туловища две другие. К тому же явился еще другой враг: огромный рак морской, щипавший ноги Геракла. Геракл раздавил его и призвал к себе на помощь против гидры Иолая. Иолай занял часть ближайшего леса и горячими головнями обжигал раны, чтобы из них не могли расти новые головы. Наконец осталась только одна неумирающая голова: Геракл снял ее и похоронил возле дороги под тяжелой скалой. Потом разрезал он тело чудовища и стрелы свои омочил в ядовитую его печень. С тех пор стрелами своими Геракл стал наносить неизлечимые раны.

 

Третий подвиг Геракла – Керинейская лань

Керинейская лань

Третьим подвигом Геракла было доставление керинейской лани в Микены живой. То была прекрасная, посвященная Артемиде златорогая и медноногая лань, неутомимая и невероятно быстрая. Так как Геракл не хотел ни убивать ее, ни ранить, то целый год он гнался за нею до Гиперборейской страны и источников Истра [Дуная] и потом опять пригнал в Аркадию; наконец, утомившись долгой охотой, Геракл выстрелил в лань в то время, как она хотела перейти через реку Ладон, ранил ее в ногу и, схватив ее, положил на плечи и понес в Микены. Навстречу ему попалась Артемида с братом своим Аполлоном, стала упрекать его в том, что он поймал ее священную лань, и хотела ее у него отнять, Геракл оправдывался и вину свалил на Эврисфея, повелению которого повиновался, и Артемида успокоилась. Так живою принес он лань в Микены.

(У некоторых авторов поимка Керинейской лани называется не третьим, а четвертым подвигом Геракла)

 

Четвертый подвиг Геракла – Эриманфский вепрь

Эриманфский вепрь

Когда Геракл доставил лань в Микены, Эврисфей поручил ему поймать эриманфского вепря. Этот вепрь жил на Эриманфской горе, между Аркадией, Элидой и Ахайей, и часто вторгался в область города Псофиса, где опустошал поля и губил людей. По пути на эту охоту Геракл перешел через высокие лесистые горы Фолос, в которых жили некоторые кентавры, с тех пор как они изгнаны были Лапифом из Фессалии. Усталый, голодный Геракл пришел к пещере кентавра Фола и радушно был им принят, ибо, хотя Фол был также получеловек и полуконь, как и другие кентавры, но он не был, подобно Хирону, так груб и зверски дик, как они. Он угостил Геракла вареным мясом, между тем как свою порцию съел сырой.

Геракл, любивший после трудов и забот за трапезой выпить хорошего вина, изъявил желание выпить; но хозяин боялся открыть сосуд с вином, драгоценный подарок кентаврам от Диониса, находившегося у него на сохранении: боялся, что придут кентавры и в диком гневе своем нарушат гостеприимство. Геракл ободрил его и сам открыл сосуд; оба весело они пьют полными чашами, но вскоре являются кентавры: услыхав сладкий аромат вина, со всех сторон бросаются они к пещере Фола, в дикой ярости вооружаются скалами и стволами сосен и нападают на Геракла. Он отражает нападение, бросает им в грудь и лицо горячие головни и выгоняет их из пещеры. Затем преследует их своими стрелами и последних оставшихся гонит до Малейского мыса, где они ищут убежище у Хирона, прогнанного сюда с Пелионских гор. В то время как они, ища убежища, теснятся около него, в колено ему попадает стрела Геракла. Тут только герой узнал своего старого друга; с великой скорбью прибежал он к нему, приложил к ранам целебные травы, данные ему самим Хироном, и перевязал их, но рана, нанесенная отравленной стрелой, неисцелима, поэтому Хирон впоследствии добровольно и принял смерть за Прометея, Геракл возвратился в пещеру Фола и, к великому своему горю, нашел и его мертвым: Фол вынул стрелу из раны одного убитого кентавра и, смотря на нее, дивился, как такая маленькая вещь может замертво положить такого исполина; вдруг выпала у него стрела из руки, ранила его в ногу, и тотчас же пал он мертвым.

Геракл с грустью похоронил своего хозяина и отправился отыскивать эриманфского вепря. Криком он выгнал его из лесной чащи и преследовал до самой вершины горы, где вепрь засел в глубоком снегу. Герой добрался к нему, сковал его и принес живого в Микены. Когда Эврисфей увидел страшного зверя, то испугался так, что спрятался в медную кадку.

(У некоторых авторов бой с Эриманфским кабаном (вепрем) называется не четвертым, а пятым подвигом Геракла)

 

Пятый подвиг Геракла – Стимфалийские птицы

Стимфалийские птицы

Стимфалийские птицы жили в лесистой глубокой долине у озера, близ аркадского города Стимфала. Это была огромная стая страшных хищных птиц, величиной с журавлей; у них были медные крылья, когти и клювы, и могли они бросать свои перья точно стрелы. От них во всем крае этом было небезопасно, они нападали на людей и на животных и поедали их. Геракл исполнил поручение, выгнал их. Когда пришел он в долину, стаи этих птиц рассыпались по лесу. Стал Геракл на одном холме и вспугнул их страшным шумом двух медных трещоток, данных ему для этой цели Афиной, – чтобы лучше в воздухе настичь их своими стрелами. Но не мог он перебить всех: часть их улетела далеко на остров Аретия, к Эвксинскому Понту [Черному морю], где впоследствии встретили их аргонавты.

(У некоторых авторов стрельба в Стимфалийских птиц называется не пятым, а третьим подвигом Геракла)

 

Шестой подвиг Геракла – стойла Авгия

Стойло Авгия

Геракл в один день очистил стойло авгиево – это был его шестой подвиг. Авгий был сын от лучезарного бога солнца Гелиоса и царь Элиды. Он прославился своим безмерным богатством, которым обязан был своему любящему отцу. Бесчисленны, как облака небесные, были его стада быков и овец. У трехсот быков шерсть на ногах была, как снег; двести были пурпурны; двенадцать же быков, посвященных богу Гелиосу, были белы, как лебеди, и один, по имени Фаэтон, блистал, как звезда. На большом скотном дворе, где собраны были все эти животные, накопилось со временем столько навоза, что, казалось, невозможно было его вычистить. Когда явился Геракл, то предложил Авгию очистить двор в один день, если царь отдаст ему десятую часть своих стад. Авгий охотно принял условие, ибо сомневался в исполнимости этого дела. Геракл призвал в свидетели договора сына Авгиева, отвел в сторону реки Алфей и Пеней и, разломав в двух местах стену скотного двора, провел чрез него эти реки; напором воды в один день снесло все нечистоты со двора, и Геракл выполнил свое дело. Но Авгий не отдает договорной платы и запирается даже в своем обещании. Он готов даже вести дело судом. 

Собрали суд, и Филей стал свидетельствовать против отца.

Тогда Авгий, прежде чем решение суда состоялось, изгоняет из страны своей Филея и Геракла. Филей отправился на остров Дулилихий и поселился там; Геракл воротился в Тиринф.

Впоследствии, когда Геракл освободился от службы Эврисфею, он отомстил Авгию: собрал большое войско и напал на Элиду. Но племянники Авгиевы, близнецы, сыновья Актора и Молионы, называемые поэтому Акторидами и Молионидами, подстерегли его войско в засаде и разбили его. Сам Геракл в это время был болен. Скоро потом сам он подстерег Молионидов при Клеонах в то время, как они отправлялись на Истмийские игры, и перебил их. Потом снова пошел он на Элиду и предал ее огню и мечу. Наконец стрелой своей убил он и Авгия. И когда собрал он в Писе все свое войско и принес туда богатую добычу, то отмерил отцу своему Зевсу священный участок земли и посадил на нем оливы. Потом принес он жертву двенадцати олимпийским богам и богу реки Алфея и установил Олимпийские игры. После того как отборнейшие из его войска испытали свои силы в различных состязаниях, вечером, при очаровательном лунном сиянии, справляли они дивный пир и пели победные песни.

Из Элиды Геракл направился в Пилос против царя Нелея, который подал Авгию помощь в войне против Геракла. В Пилосе дело дошло до страшной битвы, в которой участвовали и боги. Могучий герой ратовал против Арея и Геры и своей палицей ударил по трезубцу Посейдона и по скипетру Гадеса, которым гонит он мертвых в свое царство. Геракл сопротивлялся даже серебряному луку мощного Аполлона. С помощью Зевса и Афины Геракл одержал победу; завоевав город Пилос, разорил его и убил Нелея и одиннадцать прекрасных юных сыновей его. Из них больше всего возился он с Периклименом, который от Посейдона получил дар превращений. Гераклу он представлялся в виде льва, орла, змеи и пчелы, когда же, намереваясь напасть на героя, он, обратившись мухой, сел на его колесницу, Афина открыла своему герою очи, и увидел он истинный образ врага своего и выстрелил в него из лука. Из всей семьи Нелея остался один Нестор, самый младший из двенадцати сыновей. В это время он был в Герении и оттого впоследствии было ему прозвище: Геренийский.

 

Седьмой подвиг Геракла – Критский бык

Критский бык

Критский бык был передан Посейдоном царю критскому Миносу с тем, чтобы он быка этого принес ему в жертву. Но Минос удержал прекрасного и сильного быка в своем стаде и заколол другого. За это Посейдон привел быка в ярость, и тот производил опустошения на всем острове. Эврисфей поручил Гераклу поймать этого быка и доставить его в Микены. С помощью Миноса Геракл поймал быка и укротил его могучей рукой. Потом на быке приплыл он в Микены и привел его к Эврисфею. Тот выпустил быка и, бешенный, стал он бродить но всему Пелопоннесу и наконец пришел в Аттику; здесь дошел он до страны Марафонской, где и поймал его Тесей.

 

Восьмой подвиг Геракла – кони Диомеда

Кони Диомеда

Геракл должен был еще привести в Микены коней фракийского царя Диомеда. Эти кони были так дики и сильны, что их нужно было приковывать к яслям крепкими железными цепями. Они ели человеческое мясо: свирепый Диомед, укрепленный дворец которого находился на морском берегу, бросал им чужестранцев, которых прибивало море к берегу. На корабле отправился туда Геракл, взял коней и сторожей их и повел их к кораблю. У морского берега встретил его Диомед со своими воинственными фракийцами, и загорелась тут кровавая битва, в которой Диомед был убит; тело его Геракл бросил на съедение коням. Во время битвы Геракл отдал коней на сохранение любимцу своему Абдеру, но, возвратись с битвы, он не нашел его: прекрасный юноша был разорван конями. Оплакивает его Геракл, погребает и над могилой его воздвигает прекрасный курган. На месте, где погиб Абдер, Геракл учредил в честь юноши игры и основал город, названный им Абдерой. Коней Эврисфей отпустил, и на Ликейских горах, в Аркадии, были растерзаны они дикими зверями.

 

Девятый подвиг Геракла – пояс Ипполиты

Пояс Ипполиты

Некогда воинственным народом амазонок правила царица Ипполита. Знаком ее царского достоинства был пояс, подаренный ей богом войны Ареем. Дочь Эврисфея Адмета пожелала иметь этот пояс, и Гераклу поручил Эврисфей достать его. По Эвксинскому Понту [Черному морю] приплыл Геракл к столице амазонок Фемискире, что в устье реки Фермодонт, и стал близ нее лагерем. Пришла к нему Ипполита со своими амазонками и спрашивала о цели его прибытия.

Величественный вид и благородное происхождение героя расположили Ипполиту в его пользу: охотно обещала она отдать ему пояс. Но Гера, желая погубить ненавистного ей Геракла, приняла вид амазонки и распустила слух, что чужеземец хочет похитить царицу. Тогда взялись амазонки за оружие и напали на лагерь Геракла. Началась страшная битва, в которой с Гераклом состязались самые знаменитые и храбрые амазонки. Прежде других напала на него Аэла, за дивную быстроту свою прозванная «Вихрем». Но в Геракле нашла она еще более быстрого противника. Побежденная, Аэла искала спасения в бегстве, но Геракл догнал ее и убил. Пала и Протоя, семь раз оставшаяся победительницей в единоборстве. Три девы, подруги Артемиды и спутницы ее на охоте, никогда не дававшие промаха своим охотничьим копьям, вместе напали на героя, да не угодили на этот раз в цель и под ударами противника пали, прикрываясь щитами своими, на землю. Многих других воительниц предал Геракл смерти, полонил он и храбрейшую предводительницу их Меланиппу; обратились тогда амазонки в бегство, и много их погибло в этом бегстве. Пленную Антиопу Геракл отдал в дар другу своему и спутнику Тесею, Меланиппу же отпустил на свободу по обещанию – за пояс, который вручила ему Ипполита перед битвой.

 

Десятый подвиг Геракла – быки Гериона

Быки Гериона

Из далеких восточных стран Геракл прибыл на крайний запад. Эврисфей повелел ему пригнать в Микены стада трехглавого исполина Гериона, пасшиеся на острове западного океана Эрифии. Пурпурных, блестящих быков охраняли великан Эвритион и страшный пес Орт. До Эрифии лежал Гераклу далекий и трудный путь через Европу и Ливию, через варварские страны и пустыни. Достигнув пролива, отделяющего Европу от Ливии [Гибралтарского пролива], Геракл в память об этом самом дальнем путешествии по обеим сторонам пролива поставил по столповидной скале – и зовутся с тех пор эти скалы «столпами Геракла». Вскоре потом прибыл он к берегу океана, но до Эрифии – цели путешествия – было еще далеко: как достичь ее, как переплыть мировую океан-реку? Не зная, что предпринять, мучимый нетерпением, до самого вечера сидел Геракл на берегу океана, и вот видит он: на лучезарной своей колеснице к океану катится Гелиос с высокого неба. Тяжко было герою смотреть на близкое солнце, и в гневе натянул он свой лук на лучезарного бога. Подивился бог смелости дивного мужа, но не разгневался на него, уступил ему даже кубовидный свой челн, на котором каждую ночь обходил северную половину земли. На этом челне прибыл Геракл на остров Эрифию. Здесь тотчас же бросился на него пес Орт, но палицей своей герой убил его. Убил он Эвритиона и погнал стада Гериона. Но Менетий, пасший невдалеке стада Гадеса, видел похищенное и сказал о нем Гериону. Исполин погнался за героем, но погиб от стрелы его. Геракл поместил быков на ладью солнца и поплыл обратно в Иберию, где опять вручил Гелиосу судно. И погнал он стада свои через Иберию и Галлию, через Пиренеи и Альпы. Преодолев много опасностей, прибыл Геракл к реке Тибр, к тому месту, где впоследствии построен был Рим. 

Остановившись в прекрасной долине Тибра, Геракл беззаботно предался сну, а в это время двух самых красивых быков из стада похитил огнедышащий исполин Как, живший в пещере Авентийской горы и делавший страшные опустошения во всей окрестной стране. На следующее утро Геракл хотел уже гнать дальше своих быков, да заметил, что не все стадо цело. И пошел он по следу затерявшихся быков и достиг пещеры, задвинутой огромной, тяжелой скалой. Головы и тлеющие кости убитых людей развешаны были по скале у входа и разбросаны по земле. Геракл подумал, не обитатель ли подозрительной пещеры похитил быков его, но – дивное дело! – след вел не в пещеру, а из нее. Этого не мог он понять и поспешил со стадом своим из негостеприимной страны. Тогда заревел один из быков Геракла, как бы сетуя об оставшихся, и такой же рев послышался в ответ ему из пещеры. Полный гнева, Геракл возвращается к жилищу Кака, могучими плечами отваливает тяжелый камень входа и врывается в пещеру. Исполин бросает в него обломки скал и стволы деревьев, но не может ни устрашить, ни удержать врага. Подобно вулкану, со страшным ревом изрыгает он на него дым и пламя, но не устрашит этим разгневанного героя. Перескочив через поток пламени, трижды ударил он Кака по лицу, и упало страшное чудовище на землю и испустило дух.

В то время как в благодарность за победу Геракл приносил в жертву Зевсу быка, пришли к нему окрестные жители, и между другими – Эвандр, переселившийся из Аркадии и здесь положивший первые начала высшей культуры. Все они приветствовали Геракла как своего избавителя и благодетеля. Эвандр, узнав в Геракле Зевсова сына, воздвиг ему алтарь, принес жертву и на веки вечные установил ему культ на месте последнего подвига Гераклова – месте, которое и впоследствии римляне считали священным.

Когда Геракл прибыл к Сицилийскому проливу, один из быков его упал в море и приплыл к Сицилии, где царь Эрикс присвоил его. Поручив Гефесту стеречь оставшихся быков, Геракл отправился за потерянным. Отдать быка Эрикс соглашался только в том случае, если Геракл одолеет его в единоборстве; Геракл одолел и убил его. На берегу Ионийского моря новая неудача постигла Геракла. Гера привела быков его в ярость, рассеяла их, и собрать их стоило герою большого труда. Наконец собрал он большую часть их и пригнал в Микены, где Эврисфей принес их в жертву Гере.

 

Одиннадцатый подвиг Геракла – яблоки Гесперид

Яблоки Гесперид

На дальний запад увлек Геракла одиннадцатый подвиг его. Здесь, на краю земли, на берегу океана, было дивное, златоплодное дерево, которое вырастила некогда Земля и подарила Гере во время бракосочетания ее с Зевсом. Дерево то находилось в душистом саду Атланта-небоносителя; ходили за ним нимфы Геспериды, дочери исполина, а стерег его страшный дракон Ладон, глаз которого никогда не смежался сном. Геракл должен был принести три золотых яблока с чудного дерева: дело трудное, тем более, что Геракл не знал, в какой стороне находится дерево Гесперид. Преодолевая неимоверные трудности, долго Геракл блуждал по Европе, Азии и Ливии и прибыл наконец на крайний север, к нимфам реки Эридан. Нимфы посоветовали ему подкрасться к старцу морскому, богу-провидцу Нерею, напасть на него и выведать у него тайну золотых яблок. Так и сделал Геракл: сковал он бога морского и тогда лишь выпустил, как узнал от него путь к Гесперидам. Путь шел через Ливию, и там напал Геракл на сына Земли, исполина Антея и вызвал его на борьбу. Пока прикасался Антей ногами к матери Земле, сила его была неодолима: но когда Геракл, обняв Антея, поднял его с земли, исчезла вся мощь великана: одолел его Геракл и убил. Из Ливии Геракл прибыл в Египет. Египтом правил в то время Бусирис, приносивший в жертву Зевсу всех иноземцев. Когда Геракл прибыл в Египет, Бусирис сковал его и повел к алтарю: но разорвал герой оковы и убил Бусириса вместе с сыном его.

Наконец Геракл у Атланта, державшего на плечах своих свод небесный. Атлант обещал достать Гераклу яблоки Гесперид; но герой должен был держать за него на это время небо. Геракл согласился и на могучие плечи свои взвалил свод неба. Возвратившись с золотыми яблоками, Атлант предложил герою подержать тяжесть еще некоторое время, сам же взялся доставить золотые плоды в Микены. «Согласен, – ответил ему Геракл, – дай мне лишь сделать подушку; положу я ее себе на плечи: слишком уж давит меня небесный свод». Атлант поверил; но когда стал он на прежнее место, давимый тяжелой ношей, – Геракл поднял с земли свой лук, стрелы и яблоки и дружески простился с обманутым исполином. Герой отдал яблоки Эврисфею, но, получив их обратно в дар, принес в жертву Афине Палладе; богиня же возвратила их на прежнее место.

(У некоторых авторов путешествие за яблоками Гесперид называется не одиннадцатым, а двенадцатым подвигом Геракла)

 

Двенадцатый подвиг Геракла – Цербер

Цербер

Самым трудным и самым опасным подвигом Геракла на служении Эврисфею был последний. Герой должен был низойти в мрачный тартар и достать оттуда страшного пса Цербера. Цербер был страшный, трехглавый зверь, хвост которого имел вид и свирепость живого дракона; на гриве же зверя кишели всевозможные змеи. Перед совершением подвига Геракл посетил Элевсин, и там жрец Эвмолп посвятил его в Элевсинские таинства, освобождавшие человека от страха смерти. Затем прибыл герой в Лаконию, откуда, через одну мрачную расщелину, лежал путь в подземный мир. По этому мрачному пути Гермес – путеводитель мертвых – и провел Геракла. В ужасе бежали тени при виде могучего мужа: лишь Мелеагр и Медуза не тронулись с места. На Медузу поднял Геракл уже меч, но Гермес остановил его, сказав, что это уже не страшная окаменяющая горгона, а лишь тень, лишенная жизни. Дружески побеседовал герой с Мелеагром и по его желанию обещал взять в замужество сестру его Дианиру. Близ ворот Гадесова (Аидова) жилища Геракл увидел Тесея и Пирифоя, приросших к скале за то, что осмелилась низойти в подземный мир с целью похитить оттуда величественную супругу Гадеса Персефону. И простерли они к герою руки, моля оторвать их от скалы, избавить от мучений. Геракл подал руку Тесею и освободил его; но когда хотел отнять от скалы Пирифоя, задрожала земля, и Геракл увидел, что богам не угодно освобождать этого преступника. Чтобы оживить безжизненные тени кровью, герой убил одну из коров Гадеса, которых пас Менетий.

Из-за коровы завязалась у них борьба: Геракл обнял Менетия и переломал ему ребра.

Достиг наконец Геракл трона Плутона (Аида). Как посвященного в Элевсинские тайны, милостиво принял его бог подземного мира и дозволил взять с собою на землю пса, если только сумеет одолеть его без оружия. Прикрытый панцирем и львиною шкурой, герой вышел на чудовище, нашел его у устья Ахерона и тотчас же напал на него. Могучими руками обхватил Геракл тройную шею страшного пса, и хотя нестерпимо больно язвил его дракон, служивший хвостом чудовищу, герой душил Цербера до тех пор, пока, побежденный, дрожа от страха, не припал он к его ногам. Геракл сковал его и привел на землю. Ужаснулся пес ада, когда увидел свет дневной: ядовитая пена полилась на землю из тройной его пасти, и от этой пены вырос ядовитый борец. Геракл поспешил отвести чудовище в Микены и, показав его в ужас пришедшему Эврисфею, отвел обратно в область Аида.

Совершил Геракл свои двенадцать подвигов. Исполненный удивления к могучему герою, обезоружившему самую смерть, Эврисфей освободил его от служенья себе. Геракл отправился в Фивы, где верная Мегара, во время долгого отсутствия мужа, блюла его дом. С этого времени Геракл мог уже свободно располагать собой.

(У некоторых авторов сход в Аид за Цербером называется не двенадцатым, а одиннадцатым подвигом Геракла)

Геракл в Африке — Противостояние Другому в Ливии и Египте

Первоначально эта статья была опубликована в журнале Ancient World Magazine . Он хранится на этом сайте с любезного разрешения автора.

К концу архаического периода (800–480 гг. до н. э.) древние греки уже установили значительные и прочные связи с Северной Африкой. В рамках более широкого процесса расселения греков по всему Средиземноморью и за его пределами греческие города были основаны как в Ливии, так и в Египте.

Существование поселений в Кирене (и в других местах) в первом и Наукратисе во втором проникало в воображение древнегреческих писателей и художников. Одним из результатов является то, что, начиная с шестого века до нашей эры, мифологические персонажи, такие как ливийский земной великан Антай и египетский фараон Бусирис, появляются как в текстах, так и в искусстве в противостоянии с героем Гераклом.

На краснофигурных и чернофигурных сосудах, сделанных греческими гончарами и вазописцами, Геракл сражается с Антайосом и Бусирисом со своими жрецами в отдельных виньетках, действие которых происходит в Ливии и Египте соответственно; на первый взгляд, изображения, кажется, усиливают идею греческой и негреческой бинарности.

Однако, как я надеюсь показать, отношения между греками и Северной Африкой намного сложнее. Расширенное изучение рассматриваемых объектов и обстоятельств, позволивших их создать, необходимо для достижения тонкого понимания.

Геракл, Антай и Бусирис в греческой мифологии

Для начала немного предыстории трех мифологических фигур. Греческий герой Геракл, безусловно, является одним из самых известных древнегреческих героев как в древности, так и в настоящее время. Сын главного олимпийского бога Зевса и смертной женщины Алкмены, Геракл часто изображается в контексте одного из его Двенадцати подвигов (9).0003 athloi ), таких как убийство монстров, включая Немейского льва или Лернейскую гидру (Броммер 1986, стр. 7, 12-13; Стаффорд 2012, стр. 30-32, 33-35).

Существуют также незначительные подвиги ( parerga ), связанные с героем, и мифы об Антайосе и Бусирисе принадлежат к этой категории, хотя оба они связаны с одиннадцатым подвигом по извлечению яблок Гесперид (Brommer 1986, стр. 49- 50; Стаффорд 2012, стр. 46-47).

Большинство литературных ссылок на Антайоса и Бусириса как на греческом, так и на латыни либо фрагментарны, либо утеряны, включая многие ранние примеры из V века до н. э. (Livingstone 2001, pp. 78-80). Антай упоминается в 9-й оде Пиндара.0003 Истмийский 4 (4.52-5) с начала пятого века до нашей эры. Бусирис был героем нескольких афинских комедий середины того же века, а в четвертом веке до нашей эры он занимает центральное место в « Busiris » Исократа , где оратор использует фараона в пародийном риторическом упражнении ( Ливингстон 2001 , стр. 54) .

Кроме того, миф получает пренебрежительное отношение со стороны Геродота во второй книге Историй (2.45). Наиболее полные версии, которые сохранились, появились намного позже и находятся во второй книге 9-й книги Псевдо-Аполлодора.0003 Библиотека греческой мифологии (Bibliotheca) второго века н.э., где автор размещает их вместе в хронологическом порядке (2. 5.11; перевод классической библиотеки Леба, сделанный Дж. Г. Фрейзером от 1921 г.):

Получив информацию, он пересек Ливию. Тогда этой страной правил Антей, сын Посейдона, который убивал чужеземцев, заставляя их бороться. Вынужденный бороться с ним, Геракл обнял его, поднял вверх, сломал и убил; ибо, когда он коснулся земли, он стал сильнее, поэтому некоторые говорили, что он был сыном Земли.

После Ливии он пересек Египет. Тогда этой страной правил Бусирис, сын Посейдона от Лисианассы, дочери Эпафа. Этот Бусирис имел обыкновение приносить в жертву чужаков на алтаре Зевса по некоему оракулу. Ибо Египет посещал голод в течение девяти лет, и Фразиус, ученый провидец, пришедший с Кипра, сказал, что голод прекратится, если они будут каждый год закалывать чужеземца в честь Зевса. Бусирис начал с того, что убил самого провидца, и продолжил убивать приземлившихся незнакомцев. Так же был схвачен и Геракл, которого привели к алтарям, но он разорвал узы и убил Бусириса и его сына Амфидаманта.

Хотя самые ранние эпизоды росписи ваз были сделаны по крайней мере на полвека раньше, чем любой из известных литературных источников, есть аспекты, присутствующие как в тексте, так и в искусстве: борцовский поединок между Гераклом и Антайосом и Гераклом. Убийство Бузириса и его жрецов у алтаря Зевса.

Поскольку многие визуальные изображения были созданы до любой письменной версии, важно помнить, что они не являются иллюстрациями к текстам. Скорее, творения художников-вазописцев основаны на их непосредственном опыте мифа, который, по всей вероятности, был в значительной степени визуальным, слуховым и устным.

Антайос и Бусирис в греческой росписи ваз

Древнегреческие гончары и художники по вазам впервые изготовили керамику, украшенную изображениями Антайоса и Бусириса, сразу после середины шестого века до нашей эры. Вазы с изображениями сохранились примерно в равном количестве, чуть менее сорока экземпляров каждой.

Последние изображения Антайоса относятся к середине пятого века до нашей эры, а Бусириса — к четвертому веку до нашей эры. Антай оставался популярной фигурой в других художественных средствах массовой информации в более поздние века и в римский период, но Бузирис когда-либо появляется только в греческой вазописи.

Мифы встречаются как в чернофигурной, так и в краснофигурной технике, но в разных пропорциях. На чернофигурном изображении, где на поверхность сосуда был нанесен черный силуэт из глины и воды, а затем надрезан для добавления деталей перед обжигом в печи, есть еще примеры Антая.

Обратное верно для бузириса, который чаще встречается в краснофигурном виде, где красно-оранжевая глина корпуса вазы использовалась для создания фигур путем нанесения шликера различной консистенции для проработки деталей. Ограниченная палитра создала технические ограничения, поскольку было невозможно показать физические различия через цвет кожи, поскольку человеческие фигуры однородно красно-оранжевые или черные в зависимости от техники. Вместо этого художники подчеркивали другие различия, о которых я расскажу ниже.

Типы керамики, предпочитаемые художниками, отличаются последовательностью, которая говорит нам о функции. Кратеры (сосуды для смешивания воды и вина), килики (кувшины для питья), амфоры (для хранения жидкостей), пелики (также для хранения жидкостей), стамнои (для подачи жидкостей) и гидрии (кувшины для воды) составляют основную часть Примеры.

Большинство гончарных изделий такого типа использовались для употребления вина, что делало их атрибутами симпозиума . На фоне этой элитной мужской попойки общепринятая интерпретация делает их средством встречи или игры с «другим» (Lissarrague 2002, стр. 108-109).).

Такая точка зрения, безусловно, верна, но важно отметить, что она применима только к греческому использованию объектов. Когда известен археологический контекст, часто оказывается, что вазы происходят из Этрурии в современной Италии, которая в древности была домом для этрусков, цивилизации, состоящей из многочисленных городов и поселков.

Нет единого мнения, что именно в греческих вазах так очаровало этрусков. Будучи негреческой аудиторией, они усложняют интерпретацию предметов и иконографии, исключая единственное, четкое прочтение «другого». Это вдвойне верно, учитывая, что в глазах греков сами этруски были «другими», и непонятно, как они читали такие предметы.

Теперь обратимся к изображениям. Есть несколько элементов, общих как для чернофигурных, так и для краснофигурных изображений каждого мифа. На тех, у кого есть Геракл и Антай, эти двое всегда показаны только в разгар борьбы (рис. 1).

Рис. 1. Чернофигурный киликс от Leagros Group. Геракл борется с Антайем 520 г. до н.э. Кабинет медалей. Обратите внимание, что на музейной этикетке он помечен как Алкионей, а не Антайос, судя по информации на странице Викимедиа. Однако это неверно: согласно архиву Бизли и моему собственному прочтению ок. 40 экземпляров Антайоса. Фото: Викимедиа.

Геракл идентифицирован визуальными маркерами. Во-первых, это наличие его оружия, дубинки и лука, которые висят на заднем плане, хотя они также могут быть расположены сбоку. Второй — львиная шкура, снятая с Немейского льва после победы героя над существом в его первом подвиге.

Его может либо носить герой, либо, как и его оружие, отложить в сторону. Хотя все снаряжение не обязательно должно присутствовать вместе в данной сцене, всегда изображается по крайней мере один характерный предмет, указывающий на Геракла. Поскольку вид боя неизменно представляет собой борьбу, Геракла часто, но не всегда, изображают обнаженным (рис. 1 — одно из исключений).

Рис. 2. Краснофигурный кратер Евфрония. Геракл борется с Антайем. 510 г. до н.э. Музей дю Лувр. Фото: Викимедиа.

В-третьих, и, наконец, физический контраст между Гераклом и Антайосом. У Геракла короткие волосы и аккуратная борода. Наоборот, Антайос, который всегда полностью обнажен, имеет более длинные волосы и характерную остроконечную бороду, которая иногда бывает большой и неопрятной (рис. 1 и рис. 2).

Этот конкретный способ подчеркнуть непохожесть Антайоса, особенно бороду, происходит из египетских изображений ливийцев, но почти не привлек внимания ученых, за исключением наблюдения сэра Джона Бордмана о том, что Антай изображается «в манере, в которой ливийцы часто изображаются в египетском искусство» (Boardman 1999, с. 158).

Чтобы расширить точку зрения Бордмана, я выделю ключевой египетский пример. На монументальном рельефе храма Абу-Симбел изображен фараон Рамзес II, попирающий одного ливийца и сражающийся с другим (рис. 3). Оба ливийца обладают характерными остроконечными бородами, которые греческие художники по вазам увеличили и использовали как атрибут Антая.

Рис. 3. Рельеф из Абу-Симбела. Рамсес II сражается с ливийцами. 13 век до н.э. Мухафаза Асуан, Египет. Фото: Викимедиа.

Несмотря на то, что вазы на рисунках 1 и 2 относятся к шестому веку до н. э., а барельеф Абу-Симбела относится к тринадцатому веку до н. э., это крупномасштабное паблик-арт, которое было видно грекам в Египте спустя столетия после его постройки. Действительно, есть веские доказательства того, что греки видели настенную резьбу. В Абу-Симбеле греческие наемники оставили ряд граффити в начале шестого века до нашей эры во время правления фараона Псамтика II, которые включали их имена и этническую принадлежность, а также каламбур, отсылающий к гомеровскому эпосу (Dillon 1997, стр. 128-9).

Переместившись из Ливии в Египет, миф о Бусирисе привлек больше внимания ученых, отчасти из-за включения греческих ритуальных принадлежностей, таких как жертвенный алтарь, нож и корзина с зерном (Van Straten 1995, стр. 47-49). ). Также было отмечено, что название «Бусирис» является греческим переводом египетского названия места Pr-Wsir , что означает «Дом Осириса» и относится к крупному городу в дельте Нила (Livingstone 2001, p. 85). ; McPhee 2006, стр. 45).

Рисунок 4. Чернофигурная амфора Swing Painter. Геракл сражается с Бусирисом и его жрецами. 540 г. до н.э. Художественный музей Цинциннати. Фото: Викимедиа.

Как и в сценах с Антайем, художники по вазам придерживаются довольно стандартной схемы, хотя особенности различаются. Алтарю отводится центральное положение, а фигуры группируются вокруг него (рис. 4). Геракл показан в процессе разгрома Бузириса и его жрецов. Герой нападает на них либо дубиной, либо голыми руками. В последнем сценарии можно увидеть, как он душит египетского священника и использует другого египтянина в качестве оружия вместо своей дубинки, чтобы напасть на товарищей неудачника (рис. 4 и 5).

Художники по вазам использовали несколько методов, чтобы показать физическую разницу между Гераклом и египтянами. Во многих случаях, как на рис. 5, Бусирис и его жрецы показаны как черные люди, к чему я вернусь в следующем разделе.

Рис. 5. Краснофигурная пелика работы Pan Painter. Геракл сражается с Бусирисом и его жрецами. 470 г. до н.э. Национальный археологический музей, Афины. Фото: Наджи Оля.

Геракл может быть или не быть полностью или частично обнаженным, но египтяне всегда носят одежду, обычно характерную kalasiris (рис. 4 и 5). Художник, расписавший вазу на рис. 5, художник-пан, также подчеркнул египетскую практику обрезания, сделав ткань kalasiris расклешенной вокруг их выдающихся гениталий. Это контрастирует с собственным пенисом Геракла, который меньше и необрезан (McNiven 1995, стр. 5).

Что касается самого Бусириса, то не всегда ясно, что это за фигура, но я полагаю, что это намеренно, если понимать, что вазописцы поставили Геракла на место фараона. Конечно, есть и другие моменты инверсии в композициях, а именно извращение человеческого жертвоприношения, которое нарушает сам Геракл, окрашивая алтарь Зевса кровью Бузириса и его жрецов.

Сэр Дж. Д. Бизли также отметил почти столетие назад, что художники по вазам пародируют египетский художественный прием фараона, поражающего своих врагов, где правитель изображается торжествующим над многочисленными врагами; это было подтверждено в более поздней академической литературе (Бизли, 1926, стр. 600; Макфи, 2006, стр. 48).

В этих ссылках не приводятся конкретные примеры, поэтому я предлагаю в качестве примера Карнакский храм, где монументальный рельеф фараона Тутмоса III пятнадцатого века до н. э. использует сокрушительные образы (рис. 6). Опять же, ранняя дата настенной резьбы может вызвать возражения, но, как и барельеф Абу-Симбел, ее можно было увидеть спустя столетия. Более того, сходство между карнакским рельефом и эпизодами Бусириса настолько поразительно, что не может быть совпадением: агрессивная поза царя, поднятая для атаки рука с булавой, сжимающиеся враги справа (рис. 6).

Рис. 6. Рельеф из Карнакского храма. Тутмос III поражает своих врагов. 15 век до н.э. Луксор, Египет. Фото: Викимедиа.

Из исследования мифов Антая и Бузириса в греческой вазописи теперь должно быть ясно, что происходят две вещи: художники не представляют монолитного образа так называемого «другого» в Северной Африке, а образы следует понимать в связи с уже древними условностями, заимствованными и адаптированными из египетского искусства.

Обстановка «Ливии» и «Египта» в росписи ваз прочно относится к героической сфере, но греческий опыт как Ливии, так и Египта был очень реальным. Следовательно, невозможно интерпретировать изображения, не признавая, что вазописцы понимали и то, и другое как отдельные места, даже если как места, расположенные на окраинах известного мира ( oikumene ).

Антай и Бусирис: инаковость в глазах египтян и греков

В этом месте я хочу остановиться на том, что является наиболее захватывающим аспектом эпизодов с Антайосом и Бусирисом, художественным и, возможно, идеологическим – что они представляют собой конструкции, созданные в тени Египта. . Вообще говоря, природа отношений между египетским искусством и греческим искусством остается предметом споров (Tanner 2003, стр. 138), но рассматривать изображения «другого» как выражение взглядов, выработанных древними греками, несостоятельно.

К тому времени, когда изображения иностранцев начали проникать в греческое искусство в архаический период, египтяне отличались от других иностранцев, таких как азиаты, ливийцы и нубийцы, в искусстве с третьего тысячелетия до нашей эры (Смит 2003, стр. 22-23).

И хотя сам Египет воспринимался греками как чужой и «другой», это понимание было сложным. Было признано, что Египет обладал впечатляющей цивилизацией, чья древность уходила далеко в далекое прошлое, задолго до основания любого греческого города-государства. Если отложить в сторону дискомфорт греков в отношении монархии, введение Геракла в положение фараона в росписи ваз позволяет прочесть то, как греки визуально поместили себя в легендарную историю Египта.

Другим вопросом, заслуживающим дальнейшего обсуждения, является физическое изображение египтян на вазах Бусириса. Литература о так называемой расе древних египтян имеет долгую и грязную историю, которую здесь невозможно описать полностью, но достаточно сказать, что в девятнадцатом веке она переплелась с тогдашней наукой о расах. Древний Египет подвергался систематическому отбеливанию в рамках более масштабных усилий по оправданию порабощения лиц африканского происхождения путем отрицания какой-либо связи между цивилизацией и чернокожими (Бернаскони, 2007 г., стр. 12).

Вопрос о том, существовали ли такие концепции, как раса и расизм, в древнем Средиземноморье, остается предметом споров (Isaac 2004, стр. 4-5; McCoskey 2012, стр. 47-49; Kennedy et al. xiii-xv; Jensen 2018, стр. 14-16), а расовые категории, такие как черный и белый, являются современными социальными вымыслами, которые не имели бы никакого значения в древности (Ди 2004, стр. 163-4; Смит 2018, стр. 18-19).

Однако ясно, что древнегреческие вазописцы, даже принимая во внимание искажения и условности, присущие их технике, изображали Египет как место, где жили люди, которых в современных терминах можно было бы считать черными.

Греция в более широком Средиземноморье

Какой вывод?

Сосредоточив внимание на столкновениях Геракла с Антайосом и Бусирисом, я попытался представить более тонкое прочтение только двух мифов, принадлежащих к более широкой категории изображений африканцев в древнегреческой вазописи. Образы поверхностно жестоки, но я надеюсь показать, что в генезисе этой иконографии присутствует множество сложностей.

Предыдущая дискуссия стала возможной только благодаря тому, что мы заглянули за границы греческого искусства и условного определения дихотомии греков и варваров. То, что древние греки были частью большого средиземноморского мира, не является чем-то новым. Древняя Греция включала в себя многие сотни отдельных городов-государств и других поселений от Испании на западе до Турции на востоке, от Ливии и Египта на юге до берегов Черного моря на севере.

Товары и люди перемещались по разветвленным торговым сетям во всех этих направлениях, и материальные и визуальные свидетельства подтверждают, что обмен мог быть и художественным. Вазы, украшенные сценами Антая и Бусириса, не могли быть произведены без этих обменов.

Если мы хотим достичь более полного понимания Древней Греции и греческого искусства, необходимо полностью принять подходы, объясняющие взаимосвязанную реальность средиземноморской среды.

Крупный рогатый скот Гериона в греческой мифологии

Десятый подвиг Геракла

Получение скота Гериона было десятой задачей, порученной Гераклу царем Эврисфеем. Крупный рогатый скот был великолепным животным, с шерстью, окрашенной в красный цвет красным светом заката; Однако опасность в этой задаче заключалась в том, что скот принадлежал Гериону, тройному гиганту, гиганту, которого Гесиод назвал самым сильным из всех смертных. История кражи крупного рогатого скота Гериона была ранним мифом, с письменными упоминаниями еще у Гесиода, но это также была история, сильно приукрашенная с годами, и вплоть до позднеримского периода в историю вносились поправки.

сделал.

Эврисфей ставит другую задачу

Геракл вернулся ко двору царя Эврисфея с Поясом (поясом) Ипполиты, который так желала дочь Эврисфея Адмета.
 
Не думая об отдыхе, вестник Копрей был послан сказать Гераклу, что теперь он должен получить скот Гериона.
 
Скот Гериона пасся на травах Эритеи; Эритея — остров на самом западном краю известного мира. Эритея была островом Гесперид, островом, где каждый вечер закат. Именно заходящее солнце заставило шерсть скота Гериона окраситься в характерный красный цвет.
 
Этот скот принадлежал Гериону , сыну Хрисаора и Каллирои и, следовательно, внуку Медузы. Герион был великаном в доспехах, обычно напоминавшим трех отдельных мужчин, соединенных талией; Говорят, что Герион обладал огромной силой и побеждал всех, кто сталкивался с ним.
 
С набором труда Геракл отправился в дальнее путешествие, и, чтобы добраться до самой дальней точки Западного Средиземноморья, Геракл должен был пройти через Египет и Ливию.

Встреча Геракла

Антея и Бусириса

Добавлено много рассказов о путешествии в Эритею и обратно; и в некоторых версиях сказки именно в этом путешествии Геракл убил Бусириса и Антея.
 
Бусирис был жестоким царем Египта, приносившим в жертву незнакомцев, найденных в его царстве. Когда нашли Геракла, пересекающего Египет, героя схватили и оттеснили. Однако прежде чем Геракла удалось принести в жертву, полубог разорвал свои цепи и убил Бусириса.
 
Антей был великаном, сыном Геи, который вызывал всех прохожих на борцовский поединок, все противники умирали от его рук, а черепа побежденных помещали в крышу храма, посвященного Посейдону. Сам Гераклу бросил вызов Антей, но герою помогла Афина, которая посоветовала Гераклу поднять его с земли, чтобы он не мог набраться от нее силы. Это сделал Геракл, и, находясь в воздухе, Геракл раздавил грудную клетку Антея, убив гиганта.
 
Чаще говорят, что убийство Антея и Бусириса произошло в различных приключениях Геракла, в том числе в Одиннадцатом подвиге по сбору золотых яблок.

Основание Гераклом 

Гекатомполис

Есть краткое упоминание о том, что Геракл основал Гекатомполис во время своего путешествия, но не очень ясно, где находился Гекатомполис. Само название означает «сто городов (полисов)», что иногда используется в отношении Лаконии, а иногда и места в Египте.

Строительство Геракловых столбов

Когда Геракл достиг самой западной точки своего пути, он отпраздновал это событие созданием Геркулесовых Столпов.

​В Библиотеке Геракл создал две горы, Монс Кальпе и Монс Абила, построив их.

В других версиях мифа Геракл расколол существующую гору пополам, создав заодно Гибралтарский пролив.

Геракл, разделяющий горы Кальпе и Абила — Франсиско де Сурбаран (1598-1664) — PD-art-100

Геракл и Гелиос

Когда Геракл пересек Ливию, солнечная жара сильно его расстроила, и в порыве гнева Геракл взял свой лук и начал стрелять в солнце.
 
Некоторые говорят о том, как Гелиос был доволен дерзостью Геракла, который подарил ему собственную золотую лодку, чтобы помочь герою завершить свое путешествие в Эритею. Это была золотая ладья, на которой сам Гелиос каждую ночь путешествовал по Океану с запада на восток.

 
В качестве альтернативы Геракл был так близок к тому, чтобы ранить Гелиоса, что Гелиос умолял Геракла прекратить стрелять в него стрелами; в этом случае Геракл потребовал помощи бога в обмен на прекращение стрельбы.

Кража скота Гериона

Золотая ладья позволила Гераклу быстро доплыть до Эрифеи, и на береговой линии острова герой высадился.

Геракл быстро разбил лагерь, но даже когда он это сделал, было замечено присутствие Геракла на острове, ибо Ортус , двухголовый сторожевой пес Гериона учуял его присутствие.
 

Геракл побеждает короля Гериона — Франсиско де Сурбаран (1598-1664) — PD-art-100

Ортус был братом более известного

Цербера , и чудовищный пес напал на незнакомца, ступившего на его остров. Однако когда сторожевая собака приблизилась, Геракл взмахнул дубиной из оливкового дерева и убил собаку одним ударом. Вскоре после этого Эвритион, сын Ареса и Эритеи (Гесперид), который также был пастухом Гериона. Однако Эвритион был уничтожен так же, как и Орф.
 
Геракл соберет скот Гериона и погонит его к своей лодке.
 
Вскоре Гериону сообщили о краже его скота, возможно, менойтами, пастухами Аида, ибо говорили, что скот Аида также пасся на Эрифее.
 
Итак, Герион надел свои доспехи и поспешил вслед за своим загнанным скотом. Герион догнал Геракла у реки Атем, но обычно говорят, что вместо того, чтобы испытать свою силу против Гериона, Геракл вместо этого взял свой лук и пустил стрелу в одну из голов Гериона. Яд гидры проник во все составные части великана, и Герион упал замертво.
 
Некоторые также говорят, что богиня Гера пришла на Эритею, чтобы помочь великану в его битве, но и она была поражена стрелой, и ей пришлось отступить обратно на гору Олимп.

 
Несколько писателей рассказывают о том, что Геракл действительно боролся с Герионом, и, конечно, сила Геракла превзошла силу Гериона, и таким образом Геракл убил гиганта, разделив его на троих.
 
Теперь, когда Герион мертв, можно было просто загнать скот Гериона в золотую лодку.

Пересказ мифа о скоте Гериона

Более поздние писатели древности считали более ранние мифы слишком фантастическими, чтобы быть правдой, и поэтому, чтобы объяснить миф о скоте Гериона, они рассказывали, что Герион на самом деле было собирательным именем трех сыновей Хрисаора.

​Каждый из этих сыновей был сильным воином, возглавлявшим могущественную армию, и трое сыновей работали вместе.
 


Таким образом, сам Геракл собрал сильное войско и отплыл в Иберию. Когда Геракл высадился со своей армией, он вызвал каждого из сыновей Хрисаора на единоборство и убил каждого из них по очереди, и, таким образом, без полководцев не было войны, и поэтому Геракл мог прогнать скот Гериона.

Возвращение со скотом Гериона

Италия названа

Более поздние авторы утверждали, что обратный путь Геракла со скотом Гериона был далеко не легким.
 
Рассказывают, что в Лигурии два сына бога Посейдона пытались украсть часть красношёрстного скота, но Геракл убил их до того, как они избавили его от каких-либо животных.
 
В месте, ныне известном как Реджо-ди-Калабрия, одному из коров удалось сбежать из-под опеки Геракла, и когда он шел через страну, земля была названа в его честь, ибо эта земля была Италия, и ее имя вероятно, происходит от Вителиу , «земли быков».
 
Более распространенная история о названии Италии связана с тем фактом, что Итал был отцом Ромула и Рема.
 
Говорят, что этот потерянный бык был найден Эриксом, королем Сицилии, который поместил его в свое стадо. Когда Геракл, наконец, нашел его там, Эрикс не хотел от него отказываться, и вместо этого царь вызвал Геракла на поединок по борьбе. Геракл легко победил бы короля и даже убил Эрикса в процессе, так что скот Гериона снова был вместе.

Крупный рогатый скот Гериона на Авантинском холме

Крупный рогатый скот Гериона, тем не менее, пользовался большим спросом, поскольку, когда Геракл расположился лагерем на Авентинском холме, огнедышащий великан Какус, сын Гефеста, вышел из своего логова и украл немного скота, возможно, четырех быков и четырех быков. коров, пока Геракл спал.
 
Говорят, что чтобы замести следы, Какус либо тащил скот назад, либо заставлял его идти назад, как это сделал Гермес, когда бог украл скот в молодости.

Геракл был в недоумении относительно того, что случилось со скотом, но некоторые говорят, как ему сказала, где они были, сестра Какуса, Кака, или как Геракл прогнал оставшийся скот мимо логова Какуса, две группы крупного рогатого скота кричали друг другу. В любом случае Геракл теперь знал, где находится украденный скот, и поэтому убил Какуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *