21. «Ликургов строй» в древней Спарте.
В
то же время необходимость господства
над порабощенными массами, обеспечения
их эксплуатации требовала единения
спартиатов, сохранения некоторых
элементов родоплеменной общности. Этому
благоприятствовали и аграрный характер
хозяйства Спарты, известная изоляция
территории страны, замкнутой горными
хребтами, что препятствовало развитию
внешней торговли и товарно-денежных
отношений. Совокупность этих обстоятельств
обусловила сохранение значительных
элементов военной демократии и в условиях
окончательно оформившегося классового
общества. Социальное и политическое
устройство Спарты этого периода было
закреплено ретрой (договором), приписываемой
легендарному законодателю Ликургу.
Ликург как историческая личность,
вероятно, не существовал, время его
реформ точно не установлено. Считается,
что ретра относится к VIII-VII вв. до н.э., а
окончательно «Ликургов строй»
сложился к концу VII — началу VI в. до н.э.
Ретра (возможно, их было несколько)
пыталась решить две основные задачи —
обеспечить единство спартиатов путем
сдерживания имущественной дифференциации
между ними и создать организацию их
совместного господства над завоеванным
населением.
Ликург
посетил многие страны. В отличие от
философов, его интересовали не науки,
а законы. И, вернувшись домой, он привез
в Спарту три бесценные вещи: разумное
государственное устройство, мудрые и
твердые законы и поэмы Гомера. Чтобы
избежать своеволия царей и недовольства
сограждан, Ликург поставил во главе
города сразу двух царей.

|
Ликург — Энциклопедия всемирной истории
Ликург считается полумифическим основателем классической Спарты и ответственным за все законы города-государства, а также за его военные и политические институты. Он стал более известен поколениям спартанцев как законодатель. Он превратил Спарту в одну из самых эффективных военных держав Древней Греции.
Первоначально спартанский город-государство обладал суверенитетом над южной половиной Пелопоннеса, но благодаря политике Ликурга он расширил свои границы, приобретя господство над остальной частью полуострова. Однако, несмотря на то, что Ликургу приписывают изменение облика Спарты и создание «милитаристской культуры», многие историки по-прежнему скептически относятся к жизни и достижениям этого предполагаемого законодателя.
Удалить рекламу
Реклама
Дебаты о его существовании
Согласно историку Родерику Битону в его Греки , Ликург никогда не существовал, хотя его имя остается связанным со спартанской системой законов. Эрни Брэдфорд в своей книге Фермопилы писал, что существование Ликурга находится под вопросом. Многие (как современные, так и классические) считают его либо человеком, либо мифом, либо богом. Брэдфорд отверг Ликурга как законодателя и добавил, что, поскольку Спарта была сухопутной державой, для нее стало необходимо развивать класс воинов. «Факт остается фактом: примерно за два века или более до персидских вторжений спартанцы приняли свой железный свод правил, который отличал их от всех остальных людей». (61) Современные историки, которые не признают существование Ликурга, считают, что жесткий спартанский кодекс закона и порядка был результатом «согласованного замысла» и продуктом адаптации и изменения, а не работой одного человека.
Согласно Плутарху, самое важное изменение Ликурга произошло в создании сената из двадцати восьми членов.
В своих Двенадцати жизнях, историк Плутарх (ок. 45 — ок. 125 н. э.) написал в своей биографии Ликурга: «В рассказах, которые историки оставили нам о Ликурге, законодателе Спарты, много неточностей, что едва ли один из них утверждает что-либо, что не подвергается сомнению или не противоречит остальным». (15) Он надеялся написать историю, «придерживаясь тех утверждений, которые меньше всего противоречат друг другу, и опираясь на те, которые в наибольшей степени заслуживают доверия». (16) Даже период, в который жил Ликург, ставится под сомнение. Некоторые историки считают, что он может жили во времена Ифита, аргонавта, в то время как другие, такие как историк Аполлодор, датируют его гораздо раньше, до появления Олимпийских игр (776 г. до н.э.) Греческий историк Ксенофонт (430 — ок. 354 г. до н.э.) считал, что он быть современником правивших Гераклидов, потомков Геракла.0005
Удалить рекламу
Реклама
Греческие города-государства ок. 500 г. до н.э.
Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)
Изгнание
Плутарх писал, как потенциальный жизненный кризис возник после рождения племянника Ликурга, кризис, заставивший его отправиться в изгнание. Учитывая возможность восхождения его племянника на трон Спарты, Ликург опасался, что он может быть замешан, если что-то случится с маленьким ребенком. Изгнание было его единственным выходом. Сначала он отправился на Крит, где наблюдал за формой правления и законами острова, отвергая одни и одобряя другие. Именно там он познакомился с философом Фалесом. С Крита он переправился в Азию, где исследовал различия между нравами и правилами жизни критян, считавшихся трезвыми и воздержанными, и ионийцев, людей деликатных привычек. Именно в Ионии он познакомился с произведениями Гомера; он считал, что уроки поэта о государстве и правилах морали пригодятся ему по возвращении в Спарту. Следующим его шагом был Египет, где он наблюдал метод отделения военных от остального народа — «он перевел их от них в Спарту». (19) В конце концов, по просьбе Спарты, он вернулся домой и «не теряя времени занялся основательной реформацией и решил изменить весь облик государства». (20) Его собратья-спартанцы верили, что «в нем одном было видно истинное основание суверенитета, природа, созданная для управления, и гений, чтобы добиться повиновения». (19)
«Великая ретра» относится как к Дельфийскому оракулу, так и к неписаной конституции Спарты.
Прежде чем приступить к реформации, Ликург ненадолго покинул Спарту, чтобы посетить Оракула Аполлона в Дельфах. Он молился, чтобы «его законы были лучшими, а государство, соблюдающее их, — самым известным в мире». (20) Полагая, что его молитвы были услышаны, он вернулся в Спарту. Ранние историки, те, кто верит в его существование, утверждают что Оракул в Дельфах помог Ликургу сформировать спартанское общество, основанное на столпе трех добродетелей: строгости, равенстве среди граждан и военной мощи.0015 Древняя Греция писала, что «глубокое уважение спартанцев к их системе правления в соответствии с законом символизировалось их верой в то, что Аполлон Дельфийский санкционировал ее оракулом, называемым Ретра». (96) «Великая ретра» относится как к Дельфийскому оракулу, так и к неписаной конституции Спарты. Законы, исходившие от Оракула (Ретры), считались божественными откровениями. Хотя историки могут спорить о его существовании, Ликургу по-прежнему приписывают роль великого законодателя. Независимо от того, исходила ли ее сила от Оракула Аполлона, Ликурга или путем адаптации, Спарта стала доминирующим городом-государством и ярым врагом древних Афин.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Изменения начинаются
Согласно Плутарху, величайшее и наиболее важное изменение законодателя произошло в создании сената из двадцати восьми членов — органа, обладающего властью, равной власти королей и обеспечивающей «устойчивость и безопасность государства». (20) Полагая, что существует неравенство в собственности на землю, следующим «и самым опасным» изменением, которое он предпринял, был передел земли. Тщательным перераспределением он надеялся «изгнать из государства высокомерие и зависть, роскошь и преступность и еще более закоренелых в болезни нужды и излишеств». (23) Хотя Плутарх не упоминает, как это было осуществлено, Ликург смог убедить землевладельцев в своих предложениях. Единственным замечанием Плутарха было то, что Ликург убедил их, что «(т) они должны жить все вместе на равных, достойны быть их единственным путем к возвышению…». (23)
Ликург Спартанский
Жак-Луи Давид (общественное достояние)
Не удовлетворившись радикальными изменениями, которые он уже внес, Ликург собрал все золото и серебро, и новой чеканкой стало железо. Теперь не было средств покупать иностранные товары: в лаконский порт не приходили партии; не было больше ни мастеров риторики, ни странствующих гадалок, ни «торгашей блудницами», ни золотых и серебряных дел мастеров, ни граверов, ни ювелиров. Что касается отмены владения золотом и серебром, Брэдфорд писал, что после битвы спартанцы, «хотя они и стали коррумпированными позднее, были так строго внушены законам Ликурга, что видели в богатстве золотых предметов именно то, что что вызвало испорченность и мягкость среди людей». (244) Плутарх утверждал, что Ликург воспитал своих граждан таким образом, что они не могли жить сами по себе. Среди многих ограничений они не могли выезжать за границу, таким образом, не могли ознакомиться с иностранными правилами морали, привычками или различными взглядами правительства. Он также изгнал всех иностранцев, которые не могли объяснить причину своего пребывания в Спарте, опасаясь, что они могут «внести что-то противное хорошим манерам». (44) Кроме того, он объявил вне закона все ненужные и излишние искусства. Роскошь вскоре угасла. В конце концов, законы Ликурга означали, что богатство больше не было преимуществом перед бедняком.
Третьим важным изменением было постановление Ликурга о том, что все спартанцы должны есть вместе, что часто рассматривалось как «более эффективный удар против роскоши в стремлении к богатству». (25) Простая спартанская трапеза обычно состояла из черного бульона, ячменя, немного вина. инжир и сыр. Это изменение не сулило ничего хорошего многим богатым, восставшим против Ликурга. Злые слова и бросание камней заставили законодателя искать убежища в святилище. Однако молодой спартанец Александр смог подобраться к Ликургу достаточно близко, чтобы ударить его по лицу, в результате чего он потерял глаз. Увидев изуродованного вождя, толпа тихо разошлась, но добросердечный законодатель не наказал отрока, а пригласил его в свой дом. Ликург считался добрым и нежным человеком. Некоторые историки, однако, отвергают историю о потере глаза, но все же признают, что он мог быть ранен. Несмотря на это, он построил храм Минерве в память об этом инциденте.
Удалить рекламу
Реклама
Ретра
Ликург так и не записал свой закон; на самом деле Ретра запрещала это. «Он думал, что самые материальные моменты… будучи запечатлены в сердцах их молодежи хорошей дисциплиной, обязательно останутся и найдут более сильную защиту, чем любое принуждение, в принципах действия, сформированных в них их лучшими законодатель, образование». (28)И, чтобы дать хорошее образование спартанскому юноше, стало необходимо регулировать брак — даже зачатие и рождение ребенка. Поскольку мужчины часто уезжали на войну, женщин поощряли к участию в борьбе, беге, метании колотушки и метании дротиков. Сильная женщина родит крепких и здоровых детей. Из здоровых мальчиков получаются хорошие солдаты. После рождения ребенка его приводили к старейшинам его племени и обследовали. Если оно было «крепким и хорошо сложенным», то ему приказывали жить и растить. Если ребенок был «тщедушным или неуклюжим», его бросали в пропасть Апотетов. Считалось «ни во благо самого ребенка, ни в интересах общества, что его надо воспитывать». (32)
Спартанские воины
The Creative Assembly (Авторское право)
Ликург верил в воспитание хороших, преданных солдат, поэтому чтению и письму обучали лишь кратко; мальчиков обучали в первую очередь терпеть и побеждать в бою. Дисциплина была важна, и по мере того, как они становились старше, дисциплина усиливалась. Как правило, юношам запрещалось заниматься земледелием, ремеслом или какой-либо другой профессией — только вооруженной. В семь-восемь лет мальчика забирали из дома и записывали в небольшую группу, где он оставался до 13 лет. «Вся их жизнь была посвящена государству». (Брэдфорд, 61) Важными качествами мальчика, чтобы быть хорошим солдатом, были хитрость, отвага и жадность. При проживании в общежитии молодого спартанца кормили минимальным пайком, так как в качестве добавки он должен был воровать еду. Если его поймали, его безжалостно хлестали плетью.
Смерть
Однажды Ликург созвал гражданское собрание и «сказал им, что теперь, по его мнению, все достаточно устроено как для счастья, так и для достоинства государства». (45)Однако он хотел совершить последний поход в Дельфы и принести жертву Аполлону. Он сказал им соблюдать законы, пока он не вернется. Он даже заставил королей, сенат и «все общины» принести присягу поддерживать установленную форму политики. Оракул сказал ему, что установленные им законы превосходны «и достаточны для счастья и добродетели народа». (45) Послав известие о решении оракула, он решил не возвращаться в Спарту. Он решил покончить с собой, думая о смерти, «подходящей для столь благородной жизни». Его смерть, как и его жизнь, под вопросом. Возможно, он был похоронен в Спарте или на Крите, где его прах был развеян в море.
Удалить рекламу
Реклама
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Ликург: таинственный спартанский законодатель | Classical Wisdom Weekly
Автор Эдвард Уилан, автор статей, Classical Wisdom
Спарта очаровывала людей на протяжении тысячелетий. Одной из самых, если не самой важной фигурой во всей истории Спарты был Ликург, великий законодатель. Интересно то, что мы очень мало знаем об этом человеке и его характере, и действительно, многие подозревают, что он был всего лишь мифом.
Спарта во времена Ликурга
Спартанцы были дорийскими греками и, вероятно, мигрировали с Балкан и заняли части Пелопоннеса в так называемые Темные века (с 12 по 8 века до н.э.).
На момент рождения будущего законодателя Спарта была всего лишь одним из множества мелких королевств и городов-государств, которые контролировали Грецию. Он не был богат и не славился своей военной доблестью. Действительно, у него было много врагов, и он был очень уязвим для нападения.
На этой карте, датируемой примерно через 20 лет после смерти Ликурга, Спарта изображена как один из многих древнегреческих городов-государств
Происхождение Ликурга
замечательное спартанское государство. Считается, что он, возможно, жил в диапазоне дат между 10 и 8 веками до нашей эры.
То, что мы знаем о его жизни, получено от биографа Плутарха, который написал несколько сотен лет после его вероятной смерти. Многие считают, что он никогда не существовал и что Лигург происходит от эпитета, полученного от бога Аполлона. Затем некоторые считают, что имя Лигург может быть основано на архаическом божестве-волке или культе.
Конечно, великий спартанец — полумифическая фигура, но почти наверняка историческая фигура. Однако могло быть более одного человека с таким именем, и более поздние поколения могли приписывать все свои работы и политику одному человеку.
Статуя Ликурга в суде Брюсселя
Жизнь Ликурга
Широко распространено мнение, что он родился в королевской семье Спарты. Казалось, что его высоко ценили товарищи-спартанцы. Его отец и его старший брат умерли раньше него, и ему предложили королевский сан.
Он стал правителем королевства и был хорошим и справедливым правителем. Однако жена его брата была беременна, когда он умер, и позже родила. После некоторого размышления Ликург сделал нечто замечательное и отрекся от престола, что, по словам Плутарха, удивило всю Грецию.
Его племянник был коронован королем, и он действовал как его регент. Королева его брата забеспокоилась, и она и ее семья опасались, что Ликург замышляет убить младенца. Они составили против него заговор и вынудили его покинуть страну.
Ликург дает законы спартанцам, Якопо Пальма иль Веккьо (ок. 1480-1528) или Бонифацио Веронезе (1487-1553), дата неизвестна
Путешествия и Дельфийский оракул путешествовать по известному миру. В своих путешествиях он приобрел много знаний и по-новому взглянул на политику.
В частности, на него произвели впечатление институты Крита, правителями которого также были дорийские греки. Спартанец также путешествовал в Малую Азию, где восхищался интеллектуальными занятиями ионийцев, но не их роскошной жизнью. Согласно одному источнику, во время своих странствий Лигург познакомился с Гомером и позже помог составить Илиада и Одиссея , но это почти наверняка неверно.
Некоторые считают, что спартанец дошел до Испании. Вернувшись на родину, дела пошли плохо, и люди хотели, чтобы Ликург вернулся и снова правил ими. Он согласился из чувства долга, но перед этим посоветовался с Оракулом в Дельфах.
Ликург Консультирует Пифию, Эжен Делакруа, 1835-45
Оракул заверил его, что его реформы сработают и что он сделает Спарту величайшим греческим государством. Многих поразило сходство между спартанцем и афинянином Солоном, еще одним великим законодателем.
Законодатель Ликург
Спартанец понял, что его царство необходимо полностью реформировать. Он переработал конституцию и установил, что Спартой будут править два царя. Их направлял совет старейшин, а граждане мужского пола имели право голоса в правительстве благодаря своему участию в собрании.
Эта система веками обеспечивала Спарте большую политическую стабильность. Затем он установил систему, которую сравнивают с коммунизмом. Он запретил использование золота и серебра, и вся земля находилась в собственности государства, которое распределялось поровну между всеми гражданами.
Ликург демонстрирует преимущества образования, с картины Цезаря ван Эвердингена, 1660-62
Ликург решил превратить Спарту в крайне милитаристское общество с лучшими воинами Греции. Он разработал систему agoge для обучения мальчиков. По этой системе их забирали из семей и обучали военному делу с раннего возраста. Это была жестокая система, но юноши стали жестокими и дисциплинированными солдатами.
Ликург хотел, чтобы граждане ставили государство выше собственной семьи. Он приказал, чтобы у всех взрослых мужчин была общая столовая. Ликурга любили почти все, и он был кротким персонажем. Когда он состарился, он решил вернуться к Оракулу в Дельфы.
Таинственная смерть Ликурга
Перед отъездом он собрал всех спартанцев и заставил их поклясться соблюдать введенные им законы.
Затем он ушел и просто исчез, и больше его никто не видел. Некоторые утверждают, что он уморил себя голодом в рамках ритуала.
После его смерти спартанцы поклонялись ему, и вокруг его памяти возник культ героя. Такова была его репутация, после смерти он стал считаться одним из семи греческих мудрецов.
Спартанский Ликург, с картины Мерри-Жозефа Блонделя, 1828
Заключение
Ликург изменил Спарту и превратил ее в строго дисциплинированное и милитаристское общество. Без его законов спартанцы не были бы величайшей силой на Пелопоннесе и не смогли бы сыграть свою решающую роль в разгроме персидских захватчиков.