Великие географические открытия в Евразии и русская колонизация Сибири — Сибирская Заимка
12.05.2013 Ерохина Е.А.
Печатный аналог: Ерохина Е.А. Сибирский вектор внутренней геополитики России / Отв. ред. Ю. В. Попков / Ин-т философии и права СОРАН. Новосибирск, 2012. PDF, 3244 Кб. Публикуемая статья представляет собой главу 10 указанной работы.
Великими географическими открытиями называется период в истории человечества, начавшийся с XV и продолжавшийся по XVII века, в ходе которого европейцы в поисках новых торговых партнеров, источников товаров, ресурсов и рынков сбыта, открывали новые земли и маршруты. Принято считать, что исключительным мотивом Великих географических открытий был коммерческий интерес. Менее очевидной, однако, представляется связь между Великими географическими открытиями в Евразии и стремлением людей в позднем средневековье повысить свой социальный статус, удовлетворить житейское и интеллектуальное любопытство, воплотить христианскую утопию в жизнь.
Великие географические открытия — индикатор заката христианской цивилизации средневековья, частью которой (в составе византийского культурного круга) Русь-Россия оставалась и в период монгольского владычества. Среди характеристик, определяющих лицо христианского средневековья, историки и социологи отмечают не только институциональные особенности феодализма — систему землепользования со специфичными отношениями землевладельцев и зависимых крестьян, вассально-ленной иерархией, доминированием форм натурального и простого (нерыночного) товарного хозяйства, определенными общественными и политическими институтами (вотчина, община, город), но и, что немаловажно, ментальные характеристики эпохи. Исследования европейских и отечественных медиевистов позволили пролить свет на некоторые из этих специфических черт [1]. Особо выделяется ими значительное влияние религии на духовную жизнь людей.
Единство христианского мира обеспечивалось взаимным притяжение и, одновременно, отталкиванием двух культурных полюсов христианства: латинского и греческого. Исповедуя одну религию, Западная Европа и Византия образовали христианскую цивилизационную общность. Эта общность не была однородной. В XI в. произошел раскол церквей, разделивший католические и православные страны. Каждая страна, входившая в эту цивилизацию, сохраняла свои культурные особенности, свое направление исторического развития. Тем не менее, они имели много общего и в социально-экономической жизни, и, особенно, в системе ценностей, существенно отличаясь в этом смысле от средневековых цивилизаций Востока [2].
Поскольку христианская цивилизация средневековья была по преимуществу аграрной, постольку земля почиталась как главная ценность, а труд на ней рассматривался как служение. К служению перед Богом приравнивался не только труд крестьянина, но воина, князя, ремесленника, и, в особенной степени, молитва монаха.
Средневековое общество оставалось на протяжении тысячелетия обществом сословным. Это означает, что в социальном плане личность существовала лишь как часть некоего сословия, встроенного в структуру общества. Членство в такой социальной (цеховой, поселенческой, религиозной) группе основывалось на сетевых принципах и взаимных обязательствах по отношению к внешним структурам: феодальной сеньории, церкви, государству. Это справедливо и в отношении крестьян, определявших себя через принадлежность к общине. Каждое сословие имело свое «служение» и свое «достоинство» перед Богом.
Религиозное мировоззрение носителей средневекового сознания отражало черты целостности, универсальности и оптимизма. Средневековая всемирная история человечества от рода Адама и до грядущего конца света имела провиденциальный смысл, а цель индивидуального, земного существования человека — вполне определенное значение. Спасение зависело не только от божьей воли, но и от выбора самого человека в пользу благодати или греха.
Мир представлялся как законченное и обозримое творение Бога, а человек — как его образ и подобие.В этом мире все имело свое место, в том числе и иноверцы, образующие полярную пару христианам. Вот что говорит, например, Погодинский летописец — рукописный список из собрания русского историка М. П. Погодина, содержащий официальную версию деяний дружины Ермака, «о вере царя Кучюма»:
«Вера же и закон бысть у царя Кучюма Маометя проклятого, святи же апостоли написаша во своих святых правилех: аще кто прилежет маометевы заповеди и внемлет ученью его, анафема да будет, сиречь проклет» [3].
Остается открытым, однако, вопрос о том, в какой мере мотивы русского продвижения на Восток обусловлены средневековыми ментальными установками, а в какой мере — совсем иными. К моменту начальных этапов колонизации Сибири христианская средневековая цивилизация уже пережила свою «осень». В XVI в. складываются первые колониальные империи: испанская и португальская в Центральной и Южной Америке. В борьбу за неевропейский мир включаются Англия, Голландия, Россия. Начинается расширение экономики Европы за счет притока драгоценных металлов из колоний, включения их в структуры торгового обмена, в совершенствование экономических институтов и инструментов: бирж, ценных бумаг, различных форм кредита.
Принято считать, что аналогичные процессы коснулись и Сибири, ставшей объектом русской колонизации. Менее очевидной, однако, представляется связь между Великими географическими открытиями в Евразии и становлением самобытной российской цивилизации, специфика развития которой с трудом укладывается в любую из предложенных линейных моделей.
Успех Великих географических открытий предопределен во многом прогрессом научного знания и развитием новых технологий, особенно книгопечатания, что позволило наладить производство карт и книг по географии массовыми тиражами, и усовершенствования огнестрельного оружия, что позволило обеспечить военное доминирование в торговых отношениях и наладить выгодный для европейцев обмена. Это верно и в отношении русского освоения Сибири.
Несмотря на общую логику процесса, сближающую колонизацию Сибири русскими с движением европейцев в заокеанские земли, есть существенные отличия в ее последствиях для «коренных» территориях, исторических ядер метрополий. Стоит отметить, что характер классических европейских империй определяется направлением притока материальных ресурсов от окраин к центру, к метрополии. Характер отношений Сибири и России было бы неправомерно рассматривать в терминах «колониальной эксплуатации»: сибирский регион до конца XIX века не стал ни источником сырья для российской промышленности, ни рынком сбыта для мануфактур и фабрик центральной части России [4].
Характеризуя специфику цивилизационной трансформации, в которые вступила Европа с началом Великих географических открытий, заслуживает внимания указание на одновекторность всех базовых процессов — экономических, политических, социальных — действующих в направлении перехода от феодализма к буржуазной системе социальных отношений, или, иначе говоря, к модерну — к частной собственности в экономике, к формальному равенству прав в политико-правовой сфере, к утверждению индивидуализма в общественной жизни.
На этом фоне укрепляется атеистическое мировоззрение, общественная жизнь приобретает секулярный, автономный от единого религиозного основания характер.Общеевропейские процессы в конце XV-XVI вв. резко контрастируют с российскими. Переход от распределительной, или, иначе говоря, редистрибутивной модели экономики (в терминологии К. Поланьи) [5], базовой для феодальной Европы, к рыночной модели Нового времени, в России откладывается, как минимум, на два столетия в силу действия природно-климатических, геополитических, социально-институциональных факторов. Сословный принцип, идеал коллективистского бытия и религиозная доминанта в мировоззрении сохраняют свое значение вплоть до XX века, что позволяет охарактеризовать складывающуюся российскую цивилизацию как традиционалистскую в своих социокультурных основаниях.
В продвижении русских в Сибирь значительную роль сыграло сопряжение трех факторов. Во-первых, коммерческие интересы купцов и промышленников, движимых стимулами первоначального накопления.
Переселение на новое место оставалось одним из немногих каналов социальной мобильности, предохраняющих от перегревания социальной ситуации в центре в результате «повторного закрепощения» крестьян начиная с XVI в. Оно открывало возможность сохранить или в среднесрочной перспективе повысить собственный социальный статус за счет перехода из «тяглового» в казачье сословие.
Так в российском обществе возникает новый социальный слой — казачество. Казак — вольный человек на государевой службе. Этот статус был более престижен, нежели статус крепостного. Думается, неслучайно тюркские народы Сибири присвоили русским экзоэтноним «хазах», «хазах-тар».Путь за Урал, служивший естественной границей между Европой и Азией, начали разведывать еще в XI в. поморские промышленники и новгородские купцы. От устья Северной Двины они выходили в Белое море и плыли по Северному Ледовитому океану до устьев Оби и Енисея. Сплавлялись также по рекам, преодолевая Урал «каменным волоком». Основной целью торгово-промысловых экспедиций была пушнина.
Не всегда эти экспедиции носили мирный характер, принимая во внимание близкое соседство Новгорода с варягами и норманнами. Так, например, новгородские летописные книги упоминают о походе в 1363 г. воевод Александра Абакуновича и Степана Ляпы в Западную Сибирь, на реку Обь. В летописях также упоминаются и более ранние походы новгородцев в «югорскую землю»: в 1187, 1193, 1264, 1323, 1325, 1329 гг.
После того, как под ударами Тимура Золотая Орда распалась на множество враждовавших друг с другом ханств, начинается конкуренция за контроль над торговыми путями, идущими с Востока на Запад. В нее включается и подданные русского царя. На этот раз инициатива принадлежит Москве. Поход москвичей на Югорскую землю под предводительством Василия Скрябы в 1465 г. к установлению даннических отношений не привел. Следующий поход, организованный в 1483 г., завершился принятием вассальных обязательств некоторыми югорскими князьями. Хотя эти отношения до конца XV в. оставались номинальными, это не мешало московскому государю именовать себя «великим князем югорским».
В 1495 г. Магмет убивает Ибака, правителя Тюменского ханства, и переносит столицу в городок Сибирь на правом берегу Иртыша, которую он переименовал в Кашлык. Происхождение угорского слова «себер», от которого городок получил свое название, остается до сих пор неясным и спорным. По одной из версий, так называлось одно из угорских племен, населявших этот регион. Новый властитель переименовывает и само государство. Отныне оно становится Сибирским ханством.
Попытки привести новых данников в подчинение московского царя приводят лишь к временным успехам. В 1499 г. в поход против неверных вассалов выдвинулось войско С. Ф. Курбского и П. Ф. Ушатого, которым удалось не только добиться подтверждения вассальных отношений со стороны знати, но и привести к присяге рядовых хантов и манси. Хотя Курбским и его сподвижниками были воздвигнуты первые русские крепости за Уралом, а к титулу московского государя были добавлены слова «князь Обдорский и Кондинский», отношения подданства остаются, скорее, формально-символическими. Московские государи не имеют возможности влиять на сибирские дела [7].
После падения Казани и Астрахани Московское царство утверждается в своих геополитических притязаниях уже не только как преемница Византии, но и как наследница Золотой Орды. В 1555 г. в Москву прибывают послы правившего в Кашлыке Едигера, которые просят Ивана IV взять Сибирское ханство под свою руку. Через год Едигер присылает присяжную грамоту за своей печатью. Отныне московский царь именуется еще и повелителем сибирской земли.
Однако у царской администрации нет казенных ресурсов на освоение края. Государство жалует земли купцам и предпринимателям, которые оказываются вынужденными строить не только заводы, но и крепости, а также создавать свою армию, ставить таможни, вести собственную политику. Так рождается империя Строгановых, аналог британской Ост-индской компании — государство в государстве [8]. Во второй половине XVI в. Зауралье было уже хорошо знакомо им. С этого времени определяющую роль в знакомстве европейцев с Сибирью играет Россия.
В период Средневековья вплоть до XIV в., а в Европе даже до XIX в., территорию Северной Азии именовали Тартарией. Именно под этим названием она приобретает известность в сообщениях европейских и арабских путешественников, посещавших владения монголов в XIII — XIV вв. и оставивших отрывочные сведения о народах, живших на территориях, входивших в состав империи Чингис-хана.
Этнический массив населения Северо-Азиатского макрорегиона составляли преимущественно финно-угорские и тюрко-многольские народы леса и степи. Этот массив также содержал и другие этнические элементы: самодийские, тунгусские, манчьжурские и пр. Политическим доминированием обладали тюрко-монгольские кочевники, так как именно они становились инициаторами создания средневековых государств, последовательно сменяющих друг друга: Тюркского каганата и его Западно-тюркского и Восточно-тюркского наследников, Уйгурского каганата, Кыргызского каганата, Монгольской империи. От самоназвания общности народов тюрко-монгольского мира — тадар — произошел термин «Тартария», или, по-русски, Татария.
К моменту появления русских большинство коренных народов Сибири в той или иной мере переживали разложение первобытно-патриархальных связей. У одних народов (например, у южно-сибирских тюрков) прогресс в общественных отношениях был более значителен, нежели у других (например, у обских угров). Подобная разница объясняется, видимо, тем, что хозяйство кочевников имело в значительной мере производящий (скотоводческий) характер, а в хозяйстве народов таежной зоны в большей мере преобладали присваивающие (охота, рыболовство, собирательство) элементы. Хозяйственная деятельность аборигенных этносов Сибири в основном не вела к преобразованию природного ландшафта в антропогенный. Охотники и рыболовы входили в биоценозы как верхнее завершающее звено, приспосабливаясь к природному равновесию, и были заинтересованы в его сохранении. Скотоводческая деятельность кочевников вела к преобразованию ландшафта, ничтожному в количественном отношении в сравнении с воздействием на природу земледельческих народов.
Основу мировоззренческого ядра коренных народов Сибири составляло признание своего «младшинства» по отношению к окружающему природному миру. Согласно их представлениям, все существа природного мира выступали по отношению к коллективу людей в качестве старших родственников. Это родство означало, что человек не отделял себя от природы подобно тому, как род не отделял себя от занимаемой территории [9].
В противоположность этим народам русский этнос формировался в процессе земледельческих миграций и преобразования природного ландшафта. Заселение русскими свободных земель еще на территории Европейской России носило характер естественного расселения. Русские люди, по преимуществу земледельцы, искали нетронутые земли. Пространства, осваиваемые переселенцами, превращались в земледельческие области. Завоевание и правительственная колонизация шли, как правило, позади естественного расселения. Появление в Сибири русских — результат экстенсивного характера их хозяйственной деятельности, для которой здесь существовали самые благоприятные условия. Ориентация на земледельческое преобразование экосферы проявилась в стереотипе Хозяина, получившем библейскую санкцию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют он над рыбами морскими, и птицами небесными, и над скотом, и над всею землею» [10].
В 1563 г. в борьбу за главный ресурс северной Евразии — пушнину — вступают бухарцы, отправляя на «княжение» в Сибирское ханство своего ставленника, хана Кучума, наследственного чингисида, который захватывает столицу Сибирского ханства Кашлык и переименовывает ее в Искер, казнит Едигера, принявшего подданство Москвы, насаждает ислам. За этим следует разрыв вассальных отношений с Русью и начало военных действий, что воспринимается русскими как вызов не только коммерческим интересам и геополитическим амбициям, но и сакральным основаниям своего государства. Казаки Ермака, привлекаемые уральскими промышленниками и поощряемые царской властью, получают добро и от церкви, уповающей на обращение новых верующих. Колонизация сибирских земель становится прологом ее христианизации.
В представлении о пространстве средневековое мировоззрение исходило из деления мира на христиан и язычников. Стоит отметить, что антропологические представления в христианстве были развернуты до всечеловеческих словами апостола Павла, утвердившего идею равенства всех людей перед Христом. Тем не менее, можно говорить о своеобразной иерархии: лучшим был мир, украшенный христианской верой. За его пределами начиналось пространство, на которое не распространялись божьи установления [11].
В ту эпоху путешествия были связаны с риском. Человек судил о внешнем мире по той его части, с которой был хорошо знаком. Рассказы обрастали вымыслами и включали в себя наряду с отрывками реальных географических сведений и исторических событий библейские и мифологические представления [12]. Так, например, Румянцевский летописец, содержащий важные сведения о событиях «сибирского взятия», начинается баснословным рассказом о расселении скифских народов словена и руса [13].
Сведения о внешнем мире были крайне скудны, отрывочны и противоречивы. Однако, как полагал А. Я. Гуревич, эти противоречия игнорировались обыденным сознанием не случайно: реальное знание насыщалось морально-символическим содержанием. Далекие земли описываются как край, где не действуют христианские обычаи и запреты, где дозволено многоженство и людоедство, где приносят человеческие жертвоприношения, где живут диковинные существа, полузвери — полулюди [14].
Хронографическая повесть «О победе над бусурманским сибирским царем Кучумом» рассказывает о разноязыких людях «в том великопространном Сибирском царстве» так: «люди хотя человеческий облик имеют, но нравом и образом жизни подобны диким животным, ибо не имеют вероучения подобающего» [15]. Автор повести «О Земле Сибирской и о взятии Сибири Ермаком» пишет о местных, населяющих этот край, народах, следующим образом:
«Пегая же орда, и остяки, и самоеды закона не имеют, а поклоняются идолам и жертвоприношения совершают, звериное и гадов мясо едят, и кровь пьют, как воду, и коренья едят» [16].
Вот как через призму собственной религии оцениваются духовные воззрения других народов: «вогуличи поклоняются идолам бездушным», «татарове держат закон Бахметьев», «остяки и самоеды… закона не имеют», «калмыцкие племена… живут по ложным заповедям» [17]. Религиозные воззрения местного населения оценивались русскими как «легкомысленные», так как в них не содержалось понятия о «должности человека перед Создателем». Те проявления культуры, которые русские находили необычными, они объясняли суровыми условиями окружающей природы, которая наложила отпечаток «дикости» на образ жизни их соседей [18]. В общем, заключают сибирские летописания, «Бог позволил поручить христианам Сибирское царство» и «искупить грех идолопоклонства» [19].
Ориентируясь на сакрально-мифологические образцы колонизации Сибири с библейско-христианским подтекстом, русские воспроизводили, по сути, средневековые ментальные образы [20]. Погодинский летописец в XVII в., как и другие летописные источники того времени, опирается на религиозную версию «взятия» Сибири, объясняя успех казачьего похода божьим промышлением:
«Оттоле же солнце Евангилия землю Сибирскую осия и псаломский гром огласи, а егда не было в Сибири веры християнския, тогда же не было во всей Сибирской стране (псаломского) грому, и нихто отнюдь слыша. И Божиим повелением на мнозех местех поставишася гради и села, веси, в них же множество внутрения жителя православных пребывания быша…» [21].
Образно говоря, в Сибири в последний раз сошлись Орда и Русь. Можно согласиться с метафорой «растворения» Московской Руси в России, предложенной авторами документального сериала «Хребет России»: «Миссия Руси завершилась. Орда была добита. Но вместе с Ордой растаяла и сама Русь, как вместе с Челубеем погиб и Пересвет» [22].
С русскими в Сибирь пришло православие. В 1621 г. открывается Тобольская епархия во главе с архиепископом Киприаном, которому приписывается начало сибирского летописания, разворачивается миссионерская деятельность. С православием в Сибири связано начало книгопечатания, просвещения, народного образования, медицины, благотворительности. Появляются народные легенды, связанные с покорением Сибири, героическими персонажами которых являются реальные личности. Среди них были личности Ермака и его товарищей — Ивана Кольцо, Матвея Мещеряка и пр. В памяти сибиряков запечатлелись и подвиги святых Русской православной церкви на этой земле: Трифона Вятского, Симеона Верхотурского и многих других.
К концу XVI в. русские овладели бассейном Оби и Иртыша. В 1601–1619 г. они достигли Енисея и присоединили Восточную Сибирь. В 1618–1619 гг. русское посольство проложило путь в Китай через Монголию. В течение первой половины XVII в. открыты с суши и исследованы устья северных рек — Лены, Яны, Индигирки. В 1639 г. русские первыми из европейцев достигли Охотского моря. Русскими открыты наиболее крупные географические объекты в северо-восточной части Евразии: оз. Байкал, р. Амур, п-ов Камчатка и др. Русские первыми в 1648 г. обогнули северо-восточную оконечность Азии и обнаружили, что Америка — это отдельный материк.
С приобретением Сибири изменился статус самой России. Парадоксально, но период Смуты не притормозил ее расширения на Восток. Удачи на востоке расценивались как своеобразная компенсация за поражения на западном направлении.
Великие географические открытия и колонизация неевропейских территорий расширили границы Старого Света. Невозможность удержать его в прежних границах надломила геополитическое единство средневековой Европы. На месте ее разлома возникают современные цивилизации: европейско-североамериканская, латиноамериканская и российская.
Расширение русских границ на восток послужило прологом создания нового геополитического формата, в котором Сибирь стала восприниматься одновременно и как часть русского мира, и как часть мира восточного [23]. Параллельно этому процессу со временем происходит русское преображение Северной Азии. Современные геополитики нашли удачное название для этих краев: «вторая Великороссия» [24]. В отличие от «первой Великороссии», основное население Сибири (за исключением каторжных и ссыльных) пребывало в свободном, т.е. некрепостном, состоянии, не испытывало малоземелья, от которого страдало население в историческом ядре России, не питалось патерналистскими ожиданиями. Выбирая свободу, русское население несло новый для своего времени стиль отношений, письменную традицию и «высокую» профессиональную культуру. Тартария становилась Сибирью, превращаясь из периферии цивилизационных миров — христианского средневекового, китайского, кочевого тюрко-монгольского, переднеазиатского — в урало-сибирское звено российской цивилизации. Однако это преображение произошло не в одночасье.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997; Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. : Искусство, 1984; Февр Л. Бои за историю. М. : Наука, 1991; Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. М. : Айрис-пресс, 2002.
- Хачатурян В.М. Христианские средневековые цивилизации. Византия // В. М. Хачатурян. История мировых цивилизаций / Преподавание истории в школе. 1994. № 8. С. 66.
- Погодинский летописец // Летописи Сибирские / Сост. и общая редакция Е.И. Дергачева-Скоп. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. С. 66–67.
- Ремнев А. В., Суворова Н. Г. Колонизация Сибири XVIII — начала XX веков: империо- и нациостроительство на восточной окраине Российской империи // История. Антропология. Культурология: Программы и избранные лекции. Ч. II. Избранные лекции. Омск: ООО «Издательский дом „Наука“», 2004. С. 52.
- Капелюшников Р. И. Деконструируя Поланьи (заметки на полях «Великой трансформации»). — М.: ГУ ВШЭ, 2005; согласно Карлу Поланьи, все существующие экономики можно разделить на три типа в зависимости от характера распределения материальных благ в соответствующем обществе: 1) реципрокный (reciprocity) — добровольный обмен без разделения труда, симметричный или асимметричный в зависимости от того, каков социальный статус его участников; 2) редистрибутивный (redistribution) — централизованное принудительное перераспределение, организуемое в рамках вертикального разделения труда между неравными членами социума; 3) рыночный (market) — добровольный симметричный обмен, основанный на горизонтальном разделении труда.
- Миненко Н.А. Хождение за «Камень» // Родина. 2000. № 5. Режим доступа: http://www.istrodina.com/rodina_articul.php
- Там же.
- Иванов А. Хребет России. СПб: Азбука-классика, 2010. С. 27.
- Сагалаев А. М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, 1990. С. 18.
- Библия. Книга первая Моисеева. Бытие. Гл. 1. Стих 28.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. С.79.
- Там же. С. 71.
- Румянцевский летописец // Летописи Сибирские / Сост. и общая редакция Е.И. Дергачева-Скоп. С. 7.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. С.76.
- Хронографическая повесть // Летописи Сибирские / Сост. и общая редакция Е.И. Дергачева-Скоп. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. С. 44–45.
- Румянцевский летописец // Летописи Сибирские / Сост. и общая редакция Е.И. Дергачева-Скоп. С. 11.
- Погодинский летописец. С. 60–61; Румянцевский летописец. С. 10–11; Хронографическая повесть. С. 50–51.
- Ерохина Е.А. Влияние мировоззренческих ценностей русского этнического сознания на характер восприятия иноэтнических культур Западной Сибири: XVII — сер. XIX вв. // Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1998. С. 12–13.
- Хронографическая повесть. С. 43; Погодинский летописец. С. 69.
- Замятин Д.Н. Метагеографические образы Сибири. Независимая газета. 2010. 22 сентября. Режим доступа: http://www.ng.ru/science/2010–09–22/14_sibiria.html
- Погодинский летописец. С. 96–97.
- Иванов А. Хребет России. С. 25.
- Ремнев А.В. Внутренняя геополитика Азиатской России конца XIX — начала XX вв. // Демографическое пространство Азии: история, современность, гипотезы будущего. Сб. материалов Международной науч. конференции. Новосибирск: Параллель, 2011. С. 185.
- Ильин М.В. Этапы становления внутренней геополитики России и Украины // Полис. 1998. № 3. С. 91; Цымбурский В.А. Геополитика для «евразийской Атлантиды» // Pro et Contra. 1999. Т. 4, № 4. С. 154.
идентичность, фронтир, продвижение в сибирь, геополитика, Ерохина Е.А., выбор редакции
Из истории формирования Совета министров Временного Всероссийского правительства (октябрь 1918 года)
Геополитические факторы в динамике межкультурного синтеза народов Евразии (на примере взаимодействий этносов Сибири в XVII — начале XX вв. )
что считается началом, известные путешественники
Содержание:
- Эпоха Великих географических открытий
-
Основные географические открытия 15-17 веков
- Открытие Америки Христофором Колумбом
- Америго Веспуччи
- Васко да Гама и его путь в Индию
- Кругосветное путешествие Фернана Магеллана
- Открытие Австралии
- Продвижение России к Тихому океану
- Исследования Арктики
- Итоги эпохи Великих географических открытий
Содержание
- Эпоха Великих географических открытий
-
Основные географические открытия 15-17 веков
- Открытие Америки Христофором Колумбом
- Америго Веспуччи
- Васко да Гама и его путь в Индию
- Кругосветное путешествие Фернана Магеллана
- Открытие Австралии
- Продвижение России к Тихому океану
- Исследования Арктики
- Итоги эпохи Великих географических открытий
Эпоха Великих географических открытий
Великие географические открытия (ВГО) — использующийся в научном обороте термин, обозначающий выявление на планете новых территорий, сделанное европейскими путешественниками с конца XV до середины XVII веков.
В начале этого периода в Европе впервые возникает идея прямого пути до Индии через Атлантический океан, в конце — исследована большая часть Земли и проложены основные морские маршруты.
Примечание
Определение «Великие географические открытия» условно носит откровенный европоцентристский характер. Так, накануне празднования 500-летнего юбилея плавания Колумба (1992 г.) развернулась острая дискуссия между общественностью латиноамериканских и европейских стран. Первые отказались праздновать «начало своего угнетения», предлагали заменить термин «открытие Америки» на «встречу культур» и пр. При этом, вне зависимости от выбранной позиции, нельзя отрицать огромнейшего вклада в науку, сделанного исследователями эпохи ВГО.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основными предпосылками великих географических открытий было:
- Рост городов и развитие торговли — в результате возникла необходимость в поиске новых месторождений драгоценных металлов. Была потребность и в поставщиках дефицитных товаров (пряностей, слоновой кости и пр.) на европейский рынок.
- Религиозно-политические причины — прямой сухопутный путь на Восток был перекрыт в результате новых завоеваний Османской империи, поэтому европейцы рассчитывали найти союзников и единоверцев в других странах. Это дало бы им возможность заключить военный союз против мусульман, вернуть себе Константинополь и отвоевать Гроб Господень.
- Завершение реконкисты (возврата завоеванных мусульманами земель на Пиренейском полуострове) и объединение Испании — в составе этой страны появились Канарские острова, ставшие удобной базой для продвижения на запад. При этом окончание военных действий оставило без работы множество солдат, которые привыкли жить грабежом и поэтому создавали серьезную социальную опасность в мирное время. Привлечение их к экспансии в новые страны виделось идеальным решением существующей проблемы.
- Достижения науки того времени — стала возможной постройка быстроходных кораблей, способных проводить в плавании продолжительное время, появились точные приборы (астролябия и пр. ) и навигационные карты, с помощью которых можно было прокладывать курс судна. Примечательно, что к концу XV века в Европе закрепилось представление о том, что Земля имеет форму шара — это сподвигло Колумба на плавание в поисках нового пути в Индию.
- Готовность отдельных Европейских стран (в первую очередь — Испании и Португалии) на новые территориальные завоевания.
Традиционно Эпоху ВГО делят на два периода:
- Конец XV — середина XVI вв. Время наиболее важных открытий (путь в Америку и пр.), сделанных мореплавателями Испании и Португалии. Из отечественных путешественников этого периода можно выделить Афанасия Никитина, совершившего знаменитое «Хождение за три моря».
- Середина XVI — середина XVII вв. Приоритет перешел к Англии и Франции. Русские путешественники осуществили в это время ряд крупных экспедиций в Сибири и на Дальнем Востоке (исследования Семена Дежнева и др.)
Основные географические открытия 15-17 веков
Учитывая большое количество экспедиций, предпринятых в этот период, рассмотрение даже самых основных заняло бы очень много времени. Поэтому из большого числа были выделены наиболее значительные, сильно повлиявшие на изменение представлений о географии нашей планеты.
Открытие Америки Христофором Колумбом
Первая экспедиция Колумба в поисках морского пути в Индию состоялась в 1492-1493 гг. План путешествия долго отвергался португальскими правителями, но был принят в Испании. Официальной датой открытия Америки считается 12 ноября 1492 года, когда он добрался до Багамских островов на трех каравеллах. В этом же плавании им были открыты острова Куба и Гаити. Позднее, в 1493-1504 гг., им были предприняты еще три экспедиции — завершилось исследование Больших и Малых Антильских островов, изучено побережье возле устья реки Ориноко и полуострова Юкатан.
Важно отметить, что до самой смерти Христофор Колумб считал, что обнаружил новый путь в Индию и не подозревал, что открыл новый континент. Отголосок этого заблуждения сохранился до нашего времени в названии коренных жителей Северной и Южной Америки — индейцев. Имя великого мореплавателя не раз увековечивали в географических названиях. Например, в честь него названа страна Колумбия в Южной Америке и один из федеральных округов в США носит это же имя.
Территориальные разногласия относительно новых земель Вест-Индии (как называли тогда Америку) начались сразу же, как в Европе стало известно об открытиях Колумба. Уже через полтора года после первой высадки на Багамских островах понадобилось составление специального Тордесильясского договора, который устанавливал границу сфер влияния между Испанией и Португалией, проходящей по 49-му меридиану. Первой доставались территории к западу от него — практически весь американский континент с островами, вторая могла претендовать только на небольшую часть материка (на месте современной Бразилии), Африку и Азию.
Договор учитывал интересы только двух стран, игнорируя остальные, поэтому ни Англия, ни Франция не торопились его признавать и потихоньку вливались в поток географических открытий. Так, во время экспедиций английского мореплавателя Джона Кабота, предпринятых в 1496-1498 гг. , им были открыты остров Ньюфаундленд и исследовано побережье Северной Америки.
Америго Веспуччи
С 1497 года начался бум исследований в Западной Атлантике. Вслед за Каботом в экспедиции отправляются десятки мореплавателей, финансируемых королями Испании и Португалии. Одним из них был Америго Веспуччи, флорентиец, работавший в Севилье. Отправившись в плавание к берегам Нового света в 1501-1502 гг., он доказал, что это не восточное побережье Азии (как вслед за Колумбом в то время считали многие), а самостоятельный континент. Считается, что в честь этого исследователя Америка и получила свое название.
Примечание
Факт того, что Америка названа в честь Америго Веспуччи, вызывает сомнение у ряда ученых. В качестве альтернативных версий предлагают имя Ричарда Америка, финансировавшего одну из экспедиций Джона Кабота. Есть и другие гипотезы.
Васко да Гама и его путь в Индию
Стремление Португалии не отставать от Испании в географических открытиях привело к тому, что в 1497 году была подготовлена экспедиция для поиска пути в Индию. Ее руководителем был назначен молодой придворный Васко да Гама, которому было предоставлено три корабля и транспортное судно. Экспедиция обогнула Африку и достигла кенийского порта Малинди, где встретила индийских купцов.
Наладить торговые отношения с Индией в это плавание не удалось — процессу всячески мешали мусульманские купцы, видящие помеху для собственного бизнеса. Однако путешествие оказалось выгодным предприятием — стоимость привезенных товаров превысила расходы на подготовку плавания в 60 раз, и на карту было нанесено около 4000 км восточного побережья Африки. Впоследствии Васко да Гама совершил еще два плавания в Индию (последнее — в роли вице-короля этой страны, на должность которого он был назначен). Сегодня его имя увековечено в названии одного из индийских городов.
Кругосветное путешествие Фернана Магеллана
По Тордесильясскому договору Испания получила права на почти весь американский континент, но в конце XV — начале XVI вв. не имела от этого практически никакой выгоды. В противоположность ей Португалия активно использовала свою сферу влияния, извлекала огромную прибыль за счет своих индийских колоний.
Испанец Фернан Магеллан попытался найти новый морской путь в эту страну — двигаться вокруг Африки было опасно, так как грозило встречей с португальскими судами, и он поплыл на юго-запад, обогнув в итоге Южную Америку. Затем его экспедиция добралась до Филиппин, Индонезии и, проплыв вокруг Африки вернулась обратно почти через три года.
Из пяти кораблей, что отправились в плавание, вернулся только один. Это связано с тяжелыми условиями во время самой экспедиции (голод, цинга и др. и частыми мятежами экипажей). Сам Магеллан погиб в стычке с туземцами на Филиппинах. При этом, как и в случае с Васко да Гама, продажа товаров, привезенных экспедицией, окупила расходы на ее подготовку.
Значение этой экспедиции велико — впервые европейцы совершили кругосветное путешествие, доказав этим шарообразность Земли, проплыли через Тихий океан и обнаружили, что он соединяется с Атлантикой (пролив, через который прошли корабли, впоследствии назовут именем Магеллана). Не менее важным было подтверждение того, что большую часть поверхности земли занимает не суша (как считали многие в то время, в том числе Колумб), а океаны.
Открытие Австралии
Существование этого материка долгое время было гипотезой. Предположение о том, что на противоположном конце Земли должен быть континент, высказывали еще Аристотель и Птолемей. Есть несколько версий о первооткрывателях — эти гипотезы основаны на позднейших находках. Но первый документально подтвержденный визит европейцев сюда совершил голландский адмирал Вильям Янсзон, искавший новые торговые пути из Вест-Индии. В 1606 году его корабли пристали к полуострову на севере Австралии. Интересно, что сам мореход не понял, что открыл новый континент, считая, что это земли Новой Гвинеи.
Позднее еще около двух десятков голландских путешественников исследовали Австралию, постепенно нанося на карту ее контуры. Однако их изыскания не давали ответа на главный вопрос: «Что это — отдельный материк или выступ большого континента, расположенного южнее?». Окончательно это выяснил Абель Тасман, в 1644 году проплывший вокруг Австралии и убедившийся, что она в географическом расположении абсолютно автономна. В честь этого мореплавателя назван остров Тасмания.
Продвижение России к Тихому океану
В 1552 году Русь завоевала Казанское ханство и затем приблизилась к Уралу. Позднее сибирский хан Кучум стал подданным Ивана Грозного с обязанностью ежегодной уплаты пушного налога. Но он быстро прекратил выплаты и начал совершать набеги на пограничные русские территории, грабя и уводя в плен местных жителей.
Интерес к усмирению Кучума был у династии Строгановых, строивших в то время заводы на Урале. Со стороны многочисленных купцов был интерес к сибирским мехам. Строгановы нанимают отряды казаков, которые сначала охраняют их крепости, а потом, в 1581 году, начинают поход по завоеванию Сибири.
Нелегко пришлось участникам похода. С топорами в руках им приходилось прорубать дорогу в густой тайге, на себе перетаскивать большие лодки-струги, искать подходящее место для зимовки. На стороне русского войска было техническое преимущество — многочисленные пищали, огнестрельные ружья, поэтому они часто превосходили в сражениях с сибирскими татарами и захватывали многочисленные трофеи. Местные народы (остяки, ханты и др.) приносили им дары и просили защиты от сибирского хана.
Разгромив Кучума в 1582 году, Ермак отправляет посольство в Москву к Ивану Грозному. Царь благодушно принимает и одаривает послов, выделив 500 стрельцов в помощь для дальнейшего освоения Сибири. Но в следующие годы отряды завоевателей сталкиваются с многочисленными трудностями — было заготовлено мало провианта, поэтому начался голод. Стремясь сохранить оставшийся гарнизон, Ермак старался избегать прямых столкновений с врагом. Часто ему приходилось терпеть поражения. Погиб он в бою в 1585 г. (память о нем сохранилась в названиях некоторых топонимов — сопки, камня, остановочного пункта на железной дороге и пр.). На следующий год был основан первый русский город в этом краю — Тюмень. Он стал форпостом для продвижения России вглубь азиатского континента.
Дальнейшее освоение Сибири шло в двух направлениях — с севера это были поморы, у которых уже сложились торговые отношения с живущими тут народами, с юга — казаки. В 1607 г. появилось первое поселение на Енисее, в 1620-1624 гг. исследованы реки Лена и Ангара, в 1632 г. заложен Якутск, куда сразу послали отряды для сбора налогов с местных жителей и дальнейшего освоения этого края. В 1632 г. был основан Братский острог на Ангаре, а в 1639 году первопроходцы вышли к Тихому океану в районе Охотского моря. Любопытно, что это произошло раньше открытия озера Байкал (1643 г.).
Позднее, в 1644 году, была достигнута река Амур и открыта Колыма. Еще через четыре года капитан Семен Дежнев, выйдя на корабле из якутского порта Среднеколымск, обогнул самую крайнюю материковую точку России (этот мыс впоследствии получил имя исследователя) и открыл пролив, отделяющий Евразию от Америки. Существование этого пролива было подтверждено только в 1728 году во время Первой Камчатской экспедиции, организованной по инициативе императора Петра I.
Исследования Арктики
В середине XVII века многие европейские страны вели поиски Северо-западного прохода. Так называется морской путь через Северный Ледовитый океан в азиатские страны. Географы того времени оказались необычайно прозорливы — современный путь из Дании в Корею по северным морям занимает около 14 000 км, а вокруг Европы через Гибралтар и Суэцкий канал — более 23 000 км.
Одна из первых экспедиций по новому маршруту состоялась в 1594 году, руководителем плавания был голландский картограф Виллем Баренц. Его корабли дошли до западного побережья Новой Земли, но из-за страха перед айсбергами были вынуждены вернуться обратно. Во время второй экспедиции в следующем году он попытался пройти проливом Югорский Шар, отделявшим Новую Землю от континента, но подошел к нему слишком поздно — вода уже была полностью покрыта льдом.
Еще через год объявлена большая награда и Баренц снова отправился в плавание. В этот раз им были открыты острова Медвежий и Западный Шпицберген, ему удалось обогнуть Новую Землю и выйти в Карское море, но его корабль был зажат во льдах. Зимовка в Арктике сильно сократила экипаж — обратно они добирались на шлюпках. Сам Баренц умер во время этого плавания, остаток команды был подобран русским торговым судном. Помимо названия моря, имя голландского исследователя увековечено в названии города на Шпицбергене и группы островов около Новой Земли.
Итоги эпохи Великих географических открытий
Основными результатами этого периода стало:
- Изменение прежних географических представлений о нашей планете. Теперь было точно доказано, что она имеет форму шара и большая ее часть занята океаном.
- Крупные географические открытия, среди них — Америка и Тихий океан.
- Перераспределение приоритетов на рынке Европы. Торговые города Генуя и Венеция перестали играть ключевое значение, на их место пришли океанские порты Севилья, Лиссабон, Антверпен, Амстердам и др.
- Инфляция драгоценных металлов из-за интенсивного притока золота из Южной Америки. При этом увеличилась цена на продукты питания и сырье для производства.
- Развитие колониальной системы, способствующей господству европейских стран в Африке, Америке и Азии. Начало торговли рабами из этих стран и использование их труда, что помогало многим дельцам укрепить финансовое состояние и способствовало формированию капитализма.
- Взаимная экспансия между Европой и Америкой растений, животных, культурных достижений и технологий (это перемещение получило в науке название «Колумбов обмен»). Например, в Новый свет были ввезены пшеница, хлопок и сахарный тростник, которые великолепно прижились там. В свою очередь в Европе произошла «продовольственная революция» после того, как там стали возделывать сельскохозяйственные культуры из Америки — картофель, томаты, кукурузу, подсолнечник и фасоль. При этом применительно к культуре Колумбов обмен часто носил односторонний европоцентристский характер, приводящий к разрушению бытовавших традиций и религий (особенно это было выражено на примере Америки).
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 4. 00 (Голосов: 4)
2.1: Европа в эпоху географических открытий – Португалия и Испания
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 7871
- Кэтрин Локс, Сара Мергел, Памела Роузман, Тамара Спайк и Мари Лассетер
- Университеты штата Джордж через GALILEO Open Learning Materials
Испания и Португалия возглавили европейскую эпоху географических открытий, которая длилась примерно с 1450 по 1750 год, в области технологических достижений, исследований и колонизации. Возможно, неудивительно, что в эту эпоху они стали лидерами; в конце концов, Пиренейский полуостров выступает из Европы в Атлантический океан, а реки и гавани создавали идеальные условия для морской торговли, а также способствовали развитию искусства строительства лодок. Обе страны были включены в исламский мир на протяжении большей части Средневековья и превратились в недавно переформулированные королевства в период, предшествовавший эпохе Великих географических открытий. Каждый стремился выйти за свои географические границы и, таким образом, обогатить свои королевства за счет исследований и торговли.
Португалия начинает эпоху Великих географических открытий
Португалия возникла как нация в 1128 году после битвы при Сан-Мамеде и поражения мавров, что является иберийским названием мусульман, которые вторглись и контролировали части Пиренейского полуострова примерно с 711 по 1492. После того, как повторное завоевание или Реконкиста Португалии завершилось в 1250 году завоеванием юга, в Португалии начался период большого развития мореплавания. Такие инструменты, как компас и астролябия, которые были китайскими и арабскими изобретениями соответственно, позволили португальцам успешно перемещаться в открытом море выше и ниже экватора. Усовершенствования в картографии позволили создать карты, которые были намного точнее карт Средневековья. Португальцы также разработали каравеллу, корабль с треугольными парусами и квадратным вооружением. Легкий, маневренный корабль, каравелла могла перевозить большой груз с небольшой командой. Вместе эти достижения позволили португальцам начать создание морской империи.
Под покровительством принца Генриха Мореплавателя Португалия начала исследовать побережье Африки, чтобы торговать и распространять христианство. Принц Генрих Мореплаватель был третьим сыном Иоанна I, короля Португалии. Его называли «Навигатором» из-за его поддержки навигационных исследований в Португалии, где он основал для этого школу.
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Каравелла Boa Esperança из Португалии | Каравелла с треугольным парусом и квадратным вооружением была быстрой, маневренной и мореходной. Автор: ВМС Бразилии Источник: Wikimedia CommonsКак и у испанцев и других европейцев, главным желанием португальцев было получить доступ к прибыльной торговле специями, включая такие предметы, как гвоздика, перец и имбирь. Европейцы знали, что торговля пряностями зародилась где-то в Азии и прошла через Индию, прежде чем попасть в руки торговцев-мусульман, которые доставили товар на европейские рынки. Торговля пряностями с Азией не только обогатила бы нацию, установившую контакт, но также ослабила бы мусульманский мир и укрепила бы христианский мир, переключив сухопутную торговлю пряностями на европейскую морскую торговлю. Это обещание большого богатства и чувство религиозной завершенности побудило португальцев исследовать побережье Африки в поисках пути в Индию. Те же идеи побудили Колумба искать путь в Азию и торговать пряностями, плывя на запад.
Португальцы создали торговые сети вдоль побережья Западной Африки, торгуя золотом, а к 1441 году и рабами. Чтобы облегчить торговлю, португальские капитаны договаривались об отношениях с африканскими королевствами и лидерами в портовых городах, обмениваясь подарками и товарами, чтобы получить разрешение на торговлю. Они построили каменные крепости, известные как фейториас, или фабрики, которые служили торговыми постами и местами содержания рабов. В последующие годы другие страны, такие как голландцы, испанцы и британцы, последовали этому образцу, когда возникла трансатлантическая работорговля, движимая трудоемкими культурами, такими как сахар, рис и хлопок.
Португальцы исследовали побережье Африки не только ради прибыли и религиозных целей, но и в поисках мифического королевства пресвитера Иоанна. Миф о пресвитере Иоанне возник в Европе где-то в двенадцатом веке. Говорят, что пресвитер Иоанн был христианским монархом где-то на Востоке — возможно, в Индии или Африке — который правил среди мусульман. Одни говорили, что он потомок одного из трех волхвов; другие утверждали, что Фонтан Молодости можно найти в его королевстве. В любом случае европейцы рассматривали пресвитера Иоанна как возможного союзника против посягательств ислама и как могущественную христианскую фигуру в мусульманском мире. В конце 1400-х Португалия отправила корабли на поиски Престера Иоанна; в конце концов португальский капитан установил контакт с африканским христианским королевством Эфиопия. Португальцы пришли к выводу, что эфиопским монархом на самом деле был пресвитер Иоанн, хотя к 1500 году такой фигуре было бы несколько сотен лет.0032
Португальские исследования продолжались до конца пятнадцатого века. Один из самых значительных моментов произошел в 1487 году, когда Бартоломью Диас обогнул мыс Доброй Надежды на краю Африки. Спустя десятилетие Васко да Гама достиг субконтинента Индии. Этот момент был особенно важным, поскольку он ознаменовал вступление португальцев в прибыльную торговлю пряностями, в которой до этого времени доминировали мусульманские торговцы. Из Индии португальцы продолжили свой путь на восток, следуя за торговлей пряностями, к так называемым Островам пряностей, которые сегодня являются частью Индонезии. В 1511 году адмирал Альфонсо де Альбукерке завоевал город и Малаккский пролив, который контролировал всю морскую торговлю между Китаем и Индией. Этот захват предоставил португальцам порт захода в центр торговли специями, одновременно нарушив сеть торговли арабскими специями. Завоевание Малакки ознаменовало начало периода великого богатства, могущества и процветания Португалии.
Путешествие Колумба в 1492 году принесло новое чувство конкуренции в гонку за торговлю пряностями. В 1494 году был заключен и подписан Тордесильясский договор, чтобы сохранить порядок и эффективно разделить мировые торговые пути на сферы влияния. Договор предполагал линию примерно на полпути между удерживаемыми португальцами островами Зеленого Мыса у побережья Африки и островами, открытыми Колумбом, а именно Эспаньолой и Кубой. Земли и пути на восток принадлежали Португалии; земли и пути на запад, в Испанию.
Испанцы в эпоху великих географических открытий
Хотя 1492 год наиболее известен благодаря путешествию Христофора Колумба в Новый Свет, этот год был также важен для испанцев по другим причинам, помимо «открытия» Колумба. Прежде всего, 1492 год ознаменовал конец долгой Реконкисты испанского полуострова с завоеванием Фердинандом и Изабеллой Гренады, последней области, удерживаемой мусульманами. Чтобы закрепить свою победу и начать процесс «очищения» своих королевств, монархи издали приказы всем иудеям и мусульманам сделать выбор: принять христианство или покинуть Испанию. Для многих испанцев Реконкиста была не только военным, но и религиозным завоеванием земли. Римско-католическая церковь рассматривала испанскую Реконкисту как великую победу христианства; Папа отметил это событие, даровав монархам Patronado Real , что дало им полномочия контролировать деятельность Церкви в их владениях. Идея религиозного завоевания и власть испанского монарха надзирать за представителями церкви в более поздние годы сыграют важную роль в Новом Свете, поскольку Корона отправила тысячи монахов для обращения индейцев в христианство. Прозелитизм, конечно, был частью христианской доктрины, и, будучи добрыми католиками, монархи считали своим долгом обращать туземцев в христианство. Более того, испанцы пересмотрели свою идентичность испанцев и христиан после сотен лет мусульманского правления и Реконкиста . Недавно реформированная испанская идентичность, несомненно, была христианской, и все подданные Короны должны были принадлежать к католической пастве. Таким образом, религиозное завоевание будет принесено в Новый Свет вместе с военным завоеванием.
Для Испании путешествие Колумба соединилось с волнением победы над мусульманами на Гренаде. Изабелла, королева Кастилии, согласилась поддержать предприятие Колумба в надежде на большие выгоды для Бога и Кастилии. Она пообещала ему дворянский титул и 10 процентов золота, серебра, специй и других ценностей, которые он добудет в случае успеха. Колумб отплыл в сентябре 149 г.2 с тремя кораблями, менее девяноста человек, годовой провизией и фундаментальным непониманием размеров земли. Ученые всей Европы утверждали, что Колумб сильно недооценил расстояние до Азии. Это, наряду с эгоистичным поведением Колумба и требованиями большого личного вознаграждения за свою экспедицию, гарантировало, что Колумбу не удалось привлечь других потенциальных сторонников для финансирования путешествия.
12 октября 1492 года Колумб и его люди заметили остров в цепи, позже названной Багамами. Дальнейшее исследование выявило Эспаньолу и Кубу, два крупнейших острова в Больших Антильских островах Карибского моря. Он основал поселение под названием Ла-Навидад и оставил тридцать девять человек охранять его. Колумб вернулся в Испанию в 149 г.3, убежденный, что он достиг Азии. Он описал тропический рай и привез достаточно золота и драгоценностей, чтобы получить разрешение на второе путешествие.
Карибы быстро стали базой для дальнейших испанских исследований региона. В течение двадцати пяти лет европейские исследователи и картографы нарисовали удивительно точные очертания Карибского моря и восточных побережий Северной, Южной и Центральной Америки. Некоторое время сам Колумб был губернатором Индии, так испанцы называли Америку. Его обвинили в жестком правлении и жестоком обращении с колонистами, которые называли его «тираном Карибского моря». Колумба арестовали и в цепях вернули в Испанию, где он был лишен титулов и должностей за плохое правление.
Колумб отправился в могилу, полагая, что его путешествия привели его в Азию. Другие, однако, утверждали, что он достиг ранее неизвестного массива суши, так называемого «Нового Света». Пока испанцы были заняты обустройством Карибского моря, Васко да Гама установил контакт с Индией и, таким образом, «выиграл» гонку за доступом к торговле пряностями. Математические ошибки и фундаментальное непонимание Колумба подтвердились в конце 1520 года, когда флот Фернандо Магеллана вошел в Тихий океан. Испанская корона поручила Магеллану найти торговый путь в Азию; однако его путешествие открыло необъятность Южной Америки и Тихого океана. Хотя Магеллан умер в середине путешествия, его флот стал первым, кто успешно совершил кругосветное плавание, вернувшись в Испанию в 1525 году. Путешествие нанесло невероятный урон флоту; из первоначальных 237 человек и пяти кораблей уцелело только одно судно и восемнадцать человек.
Наследие кругосветного плавания проявилось политически, экономически и научно. Тордесильясский договор установил, что мир должен быть разделен на две зоны влияния; в этом соглашении отсутствовало точное разделение между португальской и испанской территорией на востоке. Поскольку испанский флот достиг Азии и Молуккских островов или островов Пряностей, они заявили, что португальцы нарушают их территорию, что снова привело к конфликту между двумя странами. Дело было решено в 1529 г.по Сарагосскому договору, по которому Молуккские острова перешли к Португалии, а Филиппины — к Испании. Хотя Испания была разочарована тем, что не получила Острова пряностей, Филиппины быстро стали важной базой испанских операций для азиатской торговли. Особое значение они приобрели после того, как Испания наладила добычу полезных ископаемых в колониях Новой Испании и Перу, когда серебро стало основой больших богатств.
С научной точки зрения путешествие Магеллана показало точный размер диаметра Земли. Это также установило необходимость в международной линии перемены дат. Хотя моряки строго фиксировали даты плавания в судовом журнале, по возвращении в Европу они обнаружили, что отстали от календарного на один день. По сути, они потеряли день, двигаясь на запад против вращения Земли.
Резюме
Португалия была одним из лидеров эпохи Великих географических открытий Европы. Португальцы могли успешно перемещаться в открытом море благодаря компасу, астролябии и каравелле. Под покровительством принца Генриха Мореплавателя португальцы исследовали побережье Африки, а затем основали торговые посты вверх и вниз по побережью Западной Африки. Португальцы также открыли торговые порты в Индии и, после завоевания Малакки, на островах Пряностей. Выход Португалии в Индийский океан положил начало могущественной морской империи.
Испанцы последовали примеру Португалии после завершения Реконкисты и спонсирования путешествия Колумба в 1492 году. Как и у португальцев, цель Колумба состояла в том, чтобы добраться до Азии и заняться прибыльной торговлей пряностями. Вместо этого Колумб достиг «Нового Света», а испанцы обнаружили, что исследуют обширные новые земли. Конкуренция между Португалией и Испанией была смягчена Тордесильясским договором, разделившим землю на две зоны влияния. Однако соревнование возродилось, когда испанцы совершили кругосветное плавание в 1520-1525 годах. Сарагосский договор установил антемеридиан Тордесильясского договора, фактически расширив разделительную линию на восточную половину земного шара и завершив разделение зон влияния.
Упражнение \(\PageIndex{1}\)
Какие важные события произошли в 1492 году?
- Первое путешествие Колумбуса в Новый Свел
- Вышиение евреев и мусульман из Испании
- Конец Reconquista
- Все вышеуказанные
- A и C
- .
д
Упражнение \(\PageIndex{2}\)
______ позволило португальцам заняться торговлей пряностями.
- Обход мыса Доброй Надежды
- Завоевание Малакки
- Открытие Нового Света
- Установление контакта с Престером Иоанном
- Завоевание Гоа
- 6 Ответ 6
б
Упражнение \(\PageIndex{3}\)
Верно/неверно: Для испанцев отвоевание Пиренейского полуострова было военной и религиозной акцией.
- Верно
- Ложно
- Ответить
и
Упражнение \(\PageIndex{4}\)
Мифический король Престер Джон был важен для португальцев, потому что
- он контролировал торговлю специями
- он был союзником испанцев в завоевании Пиренейского полуострова
- он был христианским королем в районе, где доминировали мусульмане
- он мог указывать им, как пересечь Индийский океан
- Ответить
в
Упражнение \(\PageIndex{5}\)
5. Тордесильясский договор и _____ работали в тандеме, чтобы установить зоны влияния для португальской и испанской торговли.
- Нанкинский договор
- Молуккский договор
- Сарагосский договор
- Гоаский договор
- Ответ
в
Эта страница под названием 2. 1: Европа в эпоху географических открытий — Португалия и Испания используется совместно в соответствии с лицензией CC BY-SA 4.0, ее авторами, ремиксами и/или кураторами являются Кэтрин Локс, Сара Мергель, Памела Роузман, Тамара Спайк и Мари Лассетер (GALILEO Open Learning Materials) через исходный контент, отредактированный в соответствии со стилем и стандартами платформы LibreTexts; подробная история редактирования доступна по запросу.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- Локс и др.
- Лицензия
- CC BY-SA
- Версия лицензии
- 4,0
- Программа OER или Publisher
- ГАЛИЛЕО
- Показать оглавление
- нет
- Теги
- источник@https://oer. galileo.usg.edu/history-textbooks/1/
Европейские экспедиции XVIII и XIX веков
Кристофер Лоуренс (автор), Меган Уорд и Адриан С. Висницки (редакторы), первое издание: 2010 г., второе издание: 2015 г.
Страница цитирования (MLA): Лоуренс, Кристофер. «Европейские экспедиции 18 и 19 веков». Меган Уорд и Адриан С. Висники, ред. Ливингстон Онлайн . Адриан С. Висницки и Меган Уорд, реж. Библиотеки Мэрилендского университета, 2015 г. Интернет. http://livingstoneonline.org/uuid/node/c97b074f-908e-4022-8ce9-e23418a99796.
Это эссе представляет собой введение в развитие, спонсорство и цели европейских экспедиций с восемнадцатого по девятнадцатый век.
- Введение
- Предыстория: Экспедиции восемнадцатого века
- Расширение исследований в девятнадцатом веке
- Спонсорство разведки
- Дополнительное чтение
В сухопутных экспедициях Дэвида Ливингстона по Африке, как и в большинстве экспедиций девятнадцатого века, наука и медицина играли ключевую роль в географических исследованиях. На самом деле, многие экспедиции сознательно отправляются за получением новых научных знаний. Однако следует также помнить, что геологоразведка издревле рассматривалась как ключевой элемент экономического развития, непосредственно связанный с военно-морскими и военными действиями и торговлей. Будь то на суше или на море, первые экспедиции обычно спонсировались правительствами, стремившимися к территориальной экспансии, или частными торговыми компаниями, такими как Голландская Ост-Индская компания, которая торговала специями, коммерческими товарами, диковинками и лекарственными веществами. Любая научная или медицинская информация, привезенная обратно, высоко ценилась.
Предыстория: Экспедиции восемнадцатого века Вверху ⤴
Вид на Хуахейн (из книги Джеймса Кука Путешествий ). Copyright Библиотека Wellcome, Лондон. Creative Commons Attribution 4.0 International
В восемнадцатом веке из Европы было отправлено много знаменитых экспедиций. Часто это были явно колонизационные предприятия, особенно связанные с аннексией различных регионов Южной Америки, Индии, Австралазии и Тихого океана. Историки теперь признают, что эти экспедиции в основном присваивали местные предметы и информацию, чтобы расширить западные знания. Культуру коренных народов мало ценили, за исключением того, что она была источником романтической экзотики и вещей, которые можно было увезти в музеи.
В Северной Америке президент Джефферсон отправил Мериуэзера Льюиса и Уильяма Кларка через континент для сбора информации о внутренней части, тогда почти совершенно неизвестной жителям восточного побережья. Два путешествия капитана Джеймса Кука к «антиподам» (1768-71 и 1772-75) претендовали на Австралию для британской короны, в то время как естествоиспытатели измеряли астрономические движения планеты Венера и собирали многие тысячи образцов естественной истории, в том числе первую шкуру кенгуру. увидеть в Европе.
Расширение исследований в девятнадцатом веке Вверху ⤴
Восемь различных экземпляров тюленей, сидящих на льдинах в Северном Ледовитом океане. Copyright Библиотека Wellcome, Лондон. Creative Commons Attribution 4.0 International
К девятнадцатому веку сухопутные и морские путешествия имели решающее значение для территориальной и политической экспансии национальных держав: Великобритания, государства континентальной Европы, Соединенные Штаты и Россия стремились расширить свое влияние. Адмирал Беллинггаузен из Российского императорского флота исследовал Антарктику в 1819 году.-21 французские военно-морские экспедиции под руководством Дюмона Д’Юрвиля пересекли Тихий океан, а с 1816 по 1857 год британское адмиралтейство направило на север множество полярных исследований, чтобы найти то, что считалось «северо-западным проходом», гипотетическим открытый водный путь между великими океанами.
Исследование Африки было важной и увлекательной частью этого предприятия, хотя до конца девятнадцатого века оно обычно ограничивалось прибрежными районами. По мере того, как возрастала империя, Африка стала центром внимания европейских стран, ищущих ценные торговые возможности и территории. «Борьба за Африку» в период с 1880 по 1919 г.40 видели соперничающие нации, борющиеся за разделение континента между собой.
Спонсирование разведки Верх ⤴
В первой половине девятнадцатого века академические общества и частные ассоциации также спонсировали исследовательские экспедиции, обычно путем продажи финансовых акций предприятия. Географические общества, естественно, стремились продвигать знания и делать открытия. Ботанические сады и садоводческие общества могут платить отдельным коллекционерам растений за участие в уже существующей экспедиции. Богатый человек, такой как сэр Джозеф Бэнкс (президент Королевского общества, 1778–1820 гг.), мог даже попросить служащего поехать в Австралию, чтобы собирать для него частные деньги.
Сцена на Ниле, с картины Карла Вернера. Copyright Библиотека Wellcome, Лондон. Creative Commons Attribution 4.0 International
В остальном предприниматели, занимающиеся естествознанием, обычно финансировали свои собственные экспедиции за счет продажи образцов по возвращении, как это делали Альфред Рассел Уоллес и Генри Уолтер Бейтс, которые исследовали Амазонку в поисках образцов естествознания в 1848–1852 годах. Александр фон Гумбольдт много путешествовал по Южной и Центральной Америке, вернувшись в Европу в 1804 году. Ботаник Джозеф Хукер исследовал внутреннюю Индию вплоть до Тибета в конце 1840-х годов.
К концу девятнадцатого века, когда возникла большая наука и произошла международная научная консолидация, были организованы крупномасштабные научно-исследовательские экспедиции, такие как глубоководные работы Challenger (1872-76), под руководством Чарльза Вивилля. Томсона и исследования Южного полюса кораблями Discovery (1901-4) и Terra Nova (1910-12) под командованием капитана Роберта Фалькона Скотта. Этот тип экспедиций был дорогим, хорошо организованным и часто проводился на совместной международной основе.
Тропическая орхидея ( catasetum trifidum ). Copyright Библиотека Wellcome, Лондон. Creative Commons Атрибуция 4.0 Международный |
Таким образом, экспедиции обеспечивают глубокое понимание социальной структуры и теоретической базы науки и естественной истории девятнадцатого века. Наука быстро становилась международным занятием. Крупные столичные центры, такие как Берлин, Лондон или Париж, стали решающими для обработки результатов разведки. Старая имперская идея «центра и периферии», когда центр является местом, где информация преобразуется в научные «факты», очень хорошо подходила ученым в развитых странах и существенно способствовала специализации их дисциплин.
Короче говоря, при анализе знаний, полученных в ходе экспедиций девятнадцатого века, всегда следует принимать во внимание широкий спектр интеллектуальных, финансовых и бюрократических структур. Большая часть исторического значения путешествий девятнадцатого века исходит из этого производственного контекста.
Дополнительная литература Верх ⤴
Кумбс, Энни. 1994. Новое изобретение Африки: музеи, материальная культура и народное воображение в поздней викторианской и эдвардианской Англии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.