Глава 2. «ДЕЯНИЯ» ХЛОДВИГА. История тайной войны в Средние века. Византия и Западная Европа
Глава 2.
«ДЕЯНИЯ» ХЛОДВИГА
Франки впервые упоминаются в римских источниках в III веке нашей эры. Это был большой племенной союз, сложившийся из нескольких более древних германских племен. В III—V веках племена франков разделились на две ветви — салических, живших по берегам моря, и рипуарских, расселившихся вдоль берегов Рейна. Вождь одного из франкских племен салиев Хлодвиг (481—511) после падения Западной Римской империи начал завоевание Северо-Восточной Галлии, а завоевав значительную ее часть, решил избавиться от вождей франкских племен, не признававших над собой его верховной власти. По мнению Хлодвига, для этого годились все средства: обман и подкуп, хитрость и вероломство, игра на человеческих слабостях и пороках.
* * *
Отцом этого исключительно вероломного и жестокого Хлодвига был король-вождь одного из франкских племен Хильдерик. Историк франков Григорий Турский отмечал, что тот, «отличаясь чрезмерной распущенностью», начал развращать дочерей свободных соплеменников, за что и лишился королевской власти[5].
Бежав в Тюрингию, Хильдерик укрылся у короля Бизина и его жены Базины. Франки же, прогнав Хильдерика, единодушно признали королем Эгидия. На восьмой год правления Эгидия Виомад отправил к Хильдерику вестника со своей частью золотого слитка, поскольку он таки сумел, действуя тайно, склонить франков на сторону бывшего короля. Хильдерик, узнав, что франки снова желают его владычества, возвратился из Тюрингии домой, где был восстановлен в королевской власти.
И вот, когда Хильдерик снова правил франками, к нему, оставив мужа, явилась Базина. Король спросил о причине ее прихода, и она ответила: «Я знаю твои доблести, знаю, что ты очень храбр, поэтому я пришла к тебе, чтобы остаться с тобой. Если бы я узнала, что есть в заморских краях человек, достойнее тебя, я сделала бы все, чтобы с ним соединить свою жизнь». Хильдерик с радостью женился на ней. От этого брака родился сын, которого Базина назвала Хлодвигом. Род, к которому принадлежал Хлодвиг, назывался Меровей, отсюда и название королевской династии, которую он основал, — Меровинги.Темные стороны характера Хлодвига проявились задолго до того, как он стал единовластным правителем франков. О его коварстве и безжалостности ярко свидетельствует знаменитая история о Суассонской чаше.
До принятия христианства в 496 году Хлодвиг и его воинство нередко грабили церкви, поскольку, как пишет Григорий Турский, он «был еще в плену языческих суеверий». Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной работы. Епископ той церкви направил послов к королю с просьбой: если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из ее священной утвари, то по крайней мере пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить военную добычу. И если этот сосуд по жребию достанется мне, я выполню его просьбу». По прибытии в Суассон перед кучей сваленной добычей Хлодвиг обратился к своим воинам: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еще и этот сосуд», имея в виду упомянутую чашу.
В ответ на эти слова короля франки сказали: «Славный король! Все, что мы здесь видим, — твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!» Как только они произнесли эти слова, один воин поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», — опустил ее на чашу.
Все были поражены этим поступком, но король внешне спокойно перенес это оскорбление, хотя затаил в душе глубокую обиду и жажду мести. Спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться с военным снаряжением, чтобы на Мартовском поле посмотреть, насколько исправно они содержат свое оружие[6]. Обходя ряды, он подошел к воину, который разбил секирой чашу, и сказал ему: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, бросил ее на землю. Когда воин нагнулся за ней, Хлодвиг разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне»…
Вскоре безжалостная секира Хлодвига обрушилась на головы не только простых воинов, но и лиц королевской крови. Примерами этого полна «История франков» Григория Турского. В те времена королевством, простиравшимся по Роне и Сене, владели братья Гундобад и Годегизил, вступившие в войну друг против друга. Годегизил, узнав о победах короля Хлодвига, послал к нему послов с такими словами: «Если ты окажешь мне помощь в преследовании брата, чтобы я смог убить его в сражении или изгнать из страны, я буду ежегодно выплачивать тебе установленную дань в любом размере». Хлодвиг с радостью принял это предложение, обещал ему помощь и в условленный срок послал войско против Гундобада. Когда последний узнал о приближении франков, то, не подозревая о коварстве брата, послал к нему гонца сказать: «Приди ко мне на помощь, так как франки выступили против нас и подходят к нашей стране, чтобы ее захватить. Объединимся против враждебного нам народа, чтобы нам, если мы будем действовать поодиночке, не претерпеть того, что претерпели другие народы». Годегизил ответил ему: «Я приду со своим войском и окажу тебе помощь».
И вот братья одновременно двинулись со своими войсками навстречу франкам. Во время сражения (оно произошло в 500 году) Годегизил перешел на сторону франков и вместе с франками уничтожил армию Гундобада. Последнему ничего не оставалось, как обратиться в поспешное бегство; он прошел вдоль берега Роны и вошел в Авиньон. А Годегизил со «славой» вступил в Вьенн, словно он уже овладел всем королевством.
Франкский воин VIII в.
Хлодвиг в это время, посчитав, что дело еще окончательно не решено, пополнив свою армию, пустился вслед за Гундобадом. Он рассчитывал изгнать его из Авиньона и лишить жизни. Узнав о планах франкского короля, Гун-добад пришел в ужас. Он призвал к себе одного знатного вельможу, по имени Аридий, крайне находчивого и изворотливого, и сказал ему: «Со всех сторон подстерегают меня несчастья, и я не знаю, что мне делать, так как наши враги хотят убить нас и разорить нашу страну». Аридий ему ответил: «Тебе следует ради сохранения твоей жизни усмирить нрав Хлодвига. Теперь же, если ты не возражаешь, я притворюсь перебежчиком от тебя, и когда я приду к нему, то буду действовать так, что он не будет вредить ни тебе, ни твоей стране. Только старайся выполнять то, что Хлодвиг, по моему совету, будет требовать от тебя, до тех пор, пока милосердный Господь не сочтет возможным довести твое дело до благополучного конца». Гундобад обещал выполнять все требования. Тогда Аридий простился со своим королем и отправился к Хлодвигу.
Когда он прибыл к франкскому королю, то сказал ему следующее: «Милосерднейший король, вот я, твой покорный слуга, пришел, чтобы отдаться твоей власти, оставив этого несчастнейшего Гундобада. Если твоя милость сочтет достойным принять меня, то ты и твои потомки будут иметь во мне честного и верного слугу».
Хлодвиг весьма охотно принял Аридия и оставил при себе. Аридий оказался веселым рассказчиком, умным советчиком, справедливым судьей и надежным человеком в сохранении тайн. И вот однажды, когда франкское воинство в очередной раз безуспешно попыталось овладеть Авиньоном, Аридий обратился к Хлодвигу: «О король, выслушай меня от чистого сердца; это было бы полезно и для тебя, и для городов, против которых ты думаешь воевать. Зачем, — продолжал он, — ты держишь здесь войско, в то время как враг твой сидит в весьма укрепленном месте, опустошаешь поля, стравливаешь луга, губишь виноградники, вырубаешь масличные сады и уничтожаешь все плоды в стране? А между тем, ты не в силах причинить ему сколько-нибудь вреда.
Избежав франкской угрозы, Гундобад вскоре выступил против изменника-брата и, заперши его в Вьенне, начал осаду. Когда в городе стал ощущаться недостаток продовольствия, то Годегизил приказал изгнать из Вьенна часть простого люда. Вместе с другими подвергся изгнанию и мастер, на которого была возложена забота о городском водопроводе. Негодуя на такое решение, мастер пришел к Гундобаду и рассказал, каким образом можно беспрепятственно проникнуть в осажденный город. Под его началом вооруженный отряд двинулся по водопроводному каналу, причем шедшие впереди имели с собой железные ломы, так как выход был закрыт большим камнем.
По указанию мастера они, пользуясь ломами, отвалили камень и ворвались в город. Вьенн пал, Годегизил попытался искать убежища в церкви, но был убит там вместе с местным епископом. Остальным жителям Гундобад приказал не причинять никакого вреда. Так один из братьев стал королем всей Бургундии и одновременно данником франкского короля.Франкские вожди V в.
Хлодвиг же тем временем продолжил свое кровавое шествие к неограниченной власти над франками. Во время сражения с готами, которое произошло неподалеку от Пуатье, франкскому королю помогал сын Сигиберта Хромого[7] — Хлодерих. Одержав над готами победу, Хлодвиг вскоре посылает своему вчерашнему союзнику письмо следующего содержания: «Вот твой отец состарился, у него больная нога, и он хромает. Если бы он умер, то тебе по праву досталось бы вместе с нашей дружбой и его королевство». Хлодерих, обрадованный такой неожиданной поддержкой, задумал убить своего отца. Однажды Сигиберт покинул Кельн и, переправившись через Рейн, решил погулять и поохотиться в соседнем лесу.
Когда преступный замысел был исполнен, Хлодерих послал к Хлодвигу послов со следующими словами: «Мой отец умер, и его богатство и его королевство в моих руках. Присылай ко мне своих людей, и я тебе охотно перешлю из сокровищ Сигиберта то, что им понравится». Хлодвиг ему ответил: «Благодарю тебя, но я прошу только показать моим людям, которые прибудут, царские сокровища, а затем сам владей всем». Когда посланцы Хлодвига прибыли, Хлодерих открыл им кладовую покойного отца. Во время осмотра драгоценностей он сказал им: «В этом сундуке обычно мой отец хранил золотые деньги». В ответ на эти слова они предложили ему опустить до дна руку и перебрать золотые монеты. Когда Хлодерих наклонился над сундуком, то один из людей Хлодвига поднял секиру и рассек ему череп. Так недостойного сына постигла та же участь, на которую он обрек своего отца.
Узнав о смерти Хлодериха, Хлодвиг срочно прибыл в Кельн и, созвав весь народ, сказал им следующее: «Послушайте, что произошло. Хлодерих наклеветал своему отцу Сигиберту, будто я хочу убить его. И когда тот, спасаясь, бежал, Хлодерих подослал к нему убийц. Сам же он погиб, не знаю, кем сраженный, когда открывал кладовую своего отца. Но во всем этом я совершенно не виновен. Ведь я не могу проливать кровь своих родственников, поскольку делать это грешно. Но раз уж так случилось, то я дам вам совет: обратитесь ко мне, дабы вам быть под моей защитой». Как только собравшиеся франки это услышали, то в знак одобрения стали бить в щиты и кричать. Затем они подняли Хлодвига на круглый щит, сделав его королем.
Григорий Турский замечает: «Так ежедневно Бог предавал врагов в его руки и увеличивал его владения, ибо он ходил с сердцем, правым перед Господом, и делал то, что приятно Его очам». Вряд ли очам Всевышнего были приятны те мерзости, которые творил франкский король, но уж точно он не покладая рук ежедневно увеличивал свои владения.
Вскоре Хлодвиг выступил против одного из вождей салических франков[8] Харариха, на которого давно затаил обиду. Дело в том, что когда Хлодвиг воевал с римским полководцем Сиагрием (последним представителем Римской империи в Галлии), он обратился за помощью к Харариху. Но тот не вмешался, не стал оказывать помощи ни одной, ни другой стороне, выжидая исхода дела, чтобы заключить союз с победителем. И вот теперь Хлодвиг пошел войной на него. Он хитростью захватил Харариха и его сына и приказал постричь их в священнослужители: отца рукоположить в сан пресвитера, а сына — в сан диакона. Когда Харарих стал сетовать и плакать, что его унизили, его сын сказал: «Эти ветви срезаны с зеленого дерева и быстро могут отрасти вновь. Если бы так быстро погиб тот, кто это сделал!» Эти слова передали Хлодвигу. В них звучала неприкрытая угроза: они убьют его. И Хлодвиг приказал обезглавить обоих и завладел их королевством. Подданные Харариха и его сына подчинились ему.
В это время в Камбре правил король Рагнахар, ненавидимый своими подданными. Этим воспользовался Хлодвиг. Он послал королевским дружинникам богатые подарки: якобы золотые запястья и перевязи, чтобы они призвали его выступить против Рагнахара. На самом деле украшения были только искусно позолочены[9]. Подарки были приняты, Хлодвига призвали. В состоявшемся сражении войско Рагнахара было разгромлено, он попытался бежать, но его собственные дружинники связали короля и его брата и привели к Хлодвигу. Тот сказал плененному королю: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Не лучше ли было тебе умереть?» И, подняв секиру, рассек ему голову. Затем обратился к брату Рагнахара: «Если бы ты помог своему брату, его бы не связали», и убил его таким же образом. После смерти обоих дружинники, предавшие их, узнали, что золотые украшения, которые они получили от короля Хлодвига, поддельные. Когда они об этом сказали королю, он им ответил: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предает смерти своего господина. Вы должны быть довольны тем, что остались в живых, а не умерли под пытками, заплатив таким образом за предательство своих господ».
Все убитые были родственниками Хлодвига. Однажды, собрав близких ему людей, Хлодвиг сказал о своих умерщвленных родственниках следующее: «Горе мне, что я остался чужим среди чужестранцев и нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности». Но скорее всего в нем говорила вовсе не жалость к убитым, а хитрость — может быть, случайно обнаружится еще какая-нибудь родня, от которой стоит избавиться.
* * *
Церковь узаконила власть и бесчестные дела Хлодвига в глазах всего христианского мира и оградила его от осуждения современников. С благословения церкви этот исключительно жестокий, вероломный и беспринципный король, принявший христианство, вошел в историю как «новый Константин». Все злодеяния Хлодвига церковь после его смерти (511) оправдала соображениями христианской и государственной пользы. Начало этому положил Григорий Турский, воздавая в своей «Истории франков» дань уважения «защитнику веры». Но из той же «Истории франков» мы угнали и обо всех кровавых преступлениях Хлодвига. Искренний и добросовестный рассказ летописца не утаил от потомков суровой правды.
Хлодвиг умер в Париже. Его погребли в церкви, которую он сам построил[10]. Кончина Хлодвига остановила на время бесконечную череду преступлений против лиц королевской крови. Но ненадолго. Преемники Хлодвига даже превзошли его в этом.
Хлодвиг
ПОТОМСТВО КОРОЛЯ ХЛОДВИГА
ПОТОМСТВО КОРОЛЯ ХЛОДВИГА Оплакав отца, четыре его сына: Теодорих (у которого у самого был уже взрослый и деятельный сын Теодоберт), Хлодомер, Хильдеберт и Хлотарь поделили Франкское королевство на четыре примерно равные по доходам части.Старшему сыну Теодориху
Дробление государства при преемниках Хлодвига
Дробление государства при преемниках Хлодвига Рост крупного землевладения и частной власти крупных земельных собственников уже при сыновьях Хлодвига привел к ослаблению королевской власти. Лишившись вследствие щедрых земельных раздач значительной части своих
В) Некоторые проблемы правления Хлодвига
В) Некоторые проблемы правления Хлодвига Правление Хлодвига всегда занимало историков, в то время как посредственность источников приводила в отчаяние. Отсюда и появление, сменяемое безвременной кончиной, стольких интерпретаций, построенных на слишком шатком
Глава 8. Замечательные деяния римской армии
Глава 8. Замечательные деяния римской армии Действия армии. Предложение суда. Октавиан соглашается. Ослабление позиции Антония. Луций Антоний. Маний. Дальнейшее вмешательствоМы очень неверно стали бы судить об армии, если бы думали, что она приветствует перспективу
Глава 8 Замечательные деяния римской армии
Глава 8 Замечательные деяния римской армии Действия армии. Предложение суда. Октавиан соглашается. Ослабление позиции Антония. Луций Антоний. Маний. Дальнейшее вмешательство Мы очень неверно стали бы судить об армии, если бы думали, что она приветствует перспективу
Крещение Хлодвига (25 декабря 498 года?)
Крещение Хлодвига (25 декабря 498 года?) Нет исторического события, которое заслужило бы стольких комментариев, как крещение Хлодвига. В определенном смысле можно сказать, что мысль о крещении возникла с начала правления Хлодвига: в упомянутом выше письме Реми просит его
Глава 5. Деяния Рюрика и его варягов
Глава 5. Деяния Рюрика и его варягов Рюрик, придя на княжение в Северную Русь, застал достаточно развитую инфраструктуру торгово-ремесленных поселений и крепостей, созданную на международных торговых путях, при активном участии его сородичей — балтийских славян. Надо
Глава IV «Старцы славянские, которые хранят в памяти все деяния язычников»
Глава IV «Старцы славянские, которые хранят в памяти все деяния язычников» Первые детальные описания живших на югозападном берегу Балтики народов и их обычаев оставил Тацит в самом конце I века н. э. Римский историк называл все земли, расположенные между реками Дунаем,
Глава 13 Правление Хлодвига
Глава 13 Правление Хлодвига Свержение Сиагрия В предыдущей главе я говорил о первых попытках салических франков мигрировать в Северо-Восточную Галлию при королях Хлодионе и Хильдерике. Точнее, я лишь кратко обозначил их передвижения, поскольку в нашем распоряжении
Свадьба Хлодвига и Хродехильды (Клотильды)
Свадьба Хлодвига и Хродехильды (Клотильды) Вероятно, в начале девяностых годов Хлодвиг отпраздновал свадьбу с христианской принцессой Клотильдой Бургундской, племянницей короля Гундобада, законодателя Бургундии. Спустя поколение после этого бракосочетания появилась
Крещение Хлодвига
Крещение Хлодвига Вскоре после покорения алеманнов произошло еще более важное событие — обращение Хлодвига в христианство. Церковная традиция связывает эти два события, представляя дело так, что Хлодвиг решил принять религию своей супруги, если одержит победу.
Отношения Хлодвига с Римской империей
Отношения Хлодвига с Римской империей Я должен сказать несколько слов об отношениях Хлодвига с Римской империей и римским императором. Обычно утверждают, что продвижение франкской власти при Хлодвиге отличается от наступления других германских племен, таких как
Крещение Хлодвига
Крещение Хлодвига 496 год В 496 г. король франков Хлодвиг (от этого имени происходит французское имя Людовик) принял католическую религию.Он был крещен епископом Реймса Святым Реми. Много позже этот прецедент будет взят за образец французскими королями, которые станут
Политическое значение крещения Хлодвига
Политическое значение крещения Хлодвига С падением императорской власти галло-римляне, став объектом варварских завоеваний, сплачиваются вокруг единственного авторитета, существующего в обществе, а именно вокруг церкви, представленной епископами.Некоторые
Королевство франков | План-конспект урока по истории (6 класс) по теме:
Класс 6
Тема: Королевство франков
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- Дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.
- Выяснить, какими были взаимоотношения Хлодвига и христианской церкви.
Основные понятия и термины: династия, корона, король, королевский двор, ополчение, граф, сборник законов, штраф, земледельцы.
Оборудование: карта «Франкское королевство в V- начале IX вв.», атласы, учебники, рабочие тетради, схема «Государство франков в VI веке».
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся по теме «Древние германцы и римская империя»
- Проверка знания новых слов.
- Рабочая тетрадь Задание 2, 3.
- *Рассуждение на тему «Почему римляне считали германцев варварами?»
- Изучение нового материала.
План:
- Франки завоевывают Галлию.
- Рост земельных владений знати.
- Образование государства франков.
- Формирование королевской власти.
- Взаимоотношения христианской церкви и королевской власти.
- Сегодня мы свами на примере одного из германских народов – франков рассмотрим как возникло, функционировало и распалось раннефеодальное государство.
Германские племена франков до переселения жили на землях по нижнему течению Рейна. В конце V века среди франкских вождей выдвинулся хитрый, расчётливый и жестокий правитель Хлодвиг.
Король франков, правил в 481/482 — 511 годах, из династии Меровингов. Сын короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской. Хлодвиг был, безусловно, одним из самых крупных политиков своего времени и, пожалуй, единственным великим королём династии Меровингов.
Франков издавна привлекали плодородные равнины соседней Галлии. В 486 году франки подчинили себе Северную Галлию.
Позднее Хлодвиг двинулся с войском на вестготов и отвоевал у них юг страны. Франки покорили и некоторые германские племена к востоку от Рейна. В завоёванных странах франки расселялись небольшими деревнями – общинами по соседству с местным населением, которое составляло примерно 6-8 тысяч человек.
- Франки расчищали и распахивали пустующие земли. Хлодвиг присвоил себе огромные земли. В имениях работали рабы. Многие местные римские богачи признали власть Хлодвига и спешили с ним породниться. Живя веками по соседству, германцы и местное население перенимали язык и обычаи друг друга, между ними возникали соседские и родственные связи.
Таким образом, к концу VI века их франкской знати и верхушки галло-римского населения начинает формироваться класс крупных землевладельцев, то есть единый правящий класс.
- ??? Почему в древности возникали государства? Вспомните главные задачи эти х государств.
Около 500 года возникло государство Франков. Хлодвиг истребил всех военных вождей и многих своих родичей. Уничтожив своих соперников, он притворно жаловался приближённым : «Горе мне, я остался, как странник среди чужой земли и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастья». Но это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так по хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли ещё кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего»
Так Хлодвиг стал главным правителем Франкского государства, которому подчинялось теперь не одно племя, а население всей страны. Хлодвиг передал власть по наследству своим сыновьям.
- Работа с документом (учебник, стр. 20) «Франкский историк VI в. о случае с драгоценной чашей»
- Какой старинный обычай нарушил Хлодвиг, потребовав себе чашу?
- Почему дружина поддержала Хлодвига?
- Что объясняет и доказывает случай с драгоценной чашей?
Таким образом, власть военного вождя переходит в королевскую власть. Случай с драгоценной чашей показывает, что Хлодвиг, пользуясь поддержкой дружины, мог без суда убить своего подданного – рядового воина.
Схема 1. Отличие государственного управления в начале VI века от племенного управления.
Власть короля | Власть племенного вождя |
|
|
Сопротивление приказам короля каралось штрафами и телесными наказаниями; действия против короля считались изменой и карались смертью.
Учащиеся чертят схему в тетрадь.
А сейчас давайте прочитаем, как в Средние века судили о невиновности человека. ( стр. 20 -22)
В правление Хлодвига появился первый письменный сборник законов франков «Салическая правда».
– Высокие штрафы за различные преступления,
– Применялся «Божий суд».
Ведение писаного закона способствовало укрепление единого порядка на всей территории государства.
Чтение дополнительного материала в синей рамке на стр. 20
???. Подумайте, что стало с государством, созданным Хлодвигом после его смерти?
5. Хлодвиг и его приближённые склонялись к принятию христианской веры, которая в то время обладала огромным влиянием. Почему?
Хлодвиг охранял богатства и привилегии церкви, щедро одаривал подарками. А церковь, в свою очередь укрепляла его власть. Руководители церкви – ближайшие советники Хлодвига.
- Домашнее задание.
- Прочитать параграф 2.
- Работа с контурной картой № 1.
- Подготовить сообщения: «Суд во времена Салической правды», «Деятельность Хлодвига»
- Рабочая тетрадь № 1, 2,5
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Глава 7: Три наследника Рима 500-950
Деяния Хлодвига, рассказанные Григорием Турским, шестой век
Родившийся в Клермоне, Григорий Турский (ок. История Франкорум. Эта история в десяти книгах начинается с Адама и Евы и продолжается во времена Григория. Возможно, самое большое значение имел отчет Григория об обращении Хлодвига (ок. 466–511), первого короля, объединившего все франкские племена под одним правителем.
27. После всего этого Хильдерик умер, и вместо него правил его сын Хлодвиг. На пятом году нового царствования Сиагрий, сын Эгидия, правил как царь римлян в городе Суассоне, где до него правил его отец. Теперь Хлодвиг выступил против него со своим родственником Рагнахаром, который также владел королевством и дал ему возможность выбрать поле битвы. Сиагрий не колебался, потому что совсем не боялся рискнуть встретиться. Однако в последовавшем за этим конфликте римлянин вскоре понял, что его армия обречена на гибель; поэтому, повернувшись и бежав с поля боя, он поспешил укрыться у короля Алариха в Тулузе. Затем Хлодвиг сообщил Алариху, что он должен немедленно выдать побежденного короля, если он не хочет начинать войну против себя. Поэтому, опасаясь гнева франков, как постоянно делают готы, Аларих сковал Сиагрия цепями и передал его посланникам короля Хлодвига. Как только последний завладел узником, он поместил его под охрану и, захватив его королевство, приказал тайно убить его.
В это время армия Хлодвига разграбила множество церквей, ибо король все еще был погряз в заблуждениях идолопоклонства. Однажды солдаты унесли из церкви вместе с другими украшениями священного места замечательно большую и красивую вазу. Епископ этой церкви отправил гонцов к королю просить, чтобы, хотя ни один из других священных сосудов не был восстановлен, по крайней мере эта драгоценная ваза могла быть возвращена. Посланникам Хлодвиг мог только ответить: «Пойдемте с нами в Суассон, потому что там вся добыча должна быть поделена. Если, когда мы будем бросать жребий, ваза упадет на меня, я верну ее, как пожелает епископ».
Когда они достигли Суассона и вся добыча была собрана посреди армии, король обратил внимание на вазу и сказал: моя законная доля». Тогда даже те из его людей, которые были наиболее своевольны, ответили: «О славный царь, все, что перед нами, твое, и мы сами подвластны твоему контролю. Поэтому делай то, что тебе больше всего нравится, ибо никто не может противиться тебе». Но когда они это сказали, один из воинов, человек импульсивный, ревнивый и тщеславный, поднял свой боевой топор и разбил вазу на куски, крича при этом: «Ты не получишь части этой добычи, если только это выпадает на вашу долю». И при таком опрометчивом поступке все были поражены.
Король сделал вид, что не рассердился и, казалось, не обратил внимания на происшествие, а когда случилось так, что разбитая ваза досталась ему по жребию, он отдал осколки посланцам епископа; тем не менее он лелеял тайное негодование в своем сердце. Через год он созвал всех своих воинов во всеоружии на Марсовом поле, чтобы провести инспекцию своих войск. Осмотрев всю армию, он наконец наткнулся на того самого человека, который разбил вазу в Суассоне. «Никто, — крикнул ему король, — так неловко держит руки, как ты; ибо ни копье твое, ни меч твой, ни секира твоя не готовы к употреблению», — и он выбил топор из рук воина, так что он упал на землю. Затем, когда человек наклонился, чтобы поднять его, король поднял свой собственный топор и ударил его по голове, сказав: «То же самое ты сделал с вазой в Суассоне». Убив его, он отпустил остальных, исполненных великого страха. . . .
30. Королева не переставала убеждать короля признать истинного Бога и оставить идолов, но все ее усилия не увенчались успехом, пока, наконец, не разразилась война с алеманнами. Затем по необходимости он был вынужден признаться в том, что до сих пор умышленно отрицал. Случилось так, что два войска сошлись в сражении, и было великое поражение. Казалось, что армия Хлодвига вот-вот будет разорвана на куски. Тогда король пылко воздел руки к небу и, заливаясь слезами, воскликнул: «Иисуса Христа, Которого Клотильда объявляет сыном Бога живого, Который, как говорят, дает помощь угнетенным и победу тем, кто ставит свои уповаю на тебя, я призываю твою чудесную помощь. Если ты дашь мне победу над моими врагами, и я докажу ту силу, которую, по словам твоих последователей, они доказали в отношении тебя, я уверую в тебя и приму крещение в твое имя; ибо я призвал своих собственных богов, и ясно, что они пренебрегли оказать мне помощь. Поэтому я убежден, что они бессильны, ибо не помогают тем, кто им служит. Теперь я взываю к тебе и хочу верить в тебя, особенно для того, чтобы спастись от моих врагов». Когда он вознес эту молитву, алеманны повернулись спиной и начали бежать. И когда они узнали, что их король убит, они тотчас подчинились Хлодвигу, сказав: «Пусть больше не погибнет наш народ, ибо мы теперь принадлежим вам». Когда он остановил битву и похвалил своих солдат за их хорошую работу, Хлодвиг с миром вернулся в свое королевство и рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа. Эти события произошли на пятнадцатом году его царствования.
31. Тогда королева тайно послала к блаженному Ремигиусу, епископу Реймскому, и попросила его принести королю евангелие спасения. Епископ явился ко двору, где мало-помалу убедил Хлодвига поверить в истинного Бога, Творца неба и земли, и оставить идолов, которые не могли помочь ни ему, ни кому-либо другому. «С охотой выслушаю тебя, о святой отец, — заявил наконец царь, — но люди, находящиеся под моей властью, не готовы отказаться от своих богов. Я пойду и посоветуюсь с ними о религии, о которой ты говоришь». Когда он пришел к ним и прежде чем он произнес слово, весь народ, по влиянию божественной силы, в один голос воскликнул: «О царь праведный, мы отвергаем наших смертных богов и готовы служить Бог, о котором Ремигиус говорит нам, бессмертен».
Когда об этом доложили епископу, он был вне себя от радости и тут же приказал приготовить купель для крещения. Улицы были затенены вышитыми драпировками; церкви были украшены белыми гобеленами, источающими благоухание; сияли надушенные свечи; и весь храм крещения наполнился небесным благоуханием, так что люди вполне могли поверить, что Бог по Своей милости излил на них райские благоухания. Тогда Хлодвиг, исповедовавший, что Бог Троицы всемогущ, крестился во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и был помазан святым елеем с крестным знамением. Вместе с ним крестились более трех тысяч его воинов. . . .
35. Теперь, когда Аларих, король готов, увидел, что Хлодвиг завоевывает многие народы, он послал к нему послов, чтобы сказать: «Если угодно брату моему, давайте, с милостью Божией, заключим союз. ” Хлодвиг сразу же заявил о своей готовности сделать то, что предложил Аларих, и два короля встретились на острове Луары, недалеко от города Амбуаз в окрестностях Тура. Там они поговорили, поели и выпили вместе и, дав взаимные обещания дружбы, разошлись с миром.
37. Но Хлодвиг сказал своим солдатам: «Я с сожалением вижу, что арианские еретики владеют какой-либо частью Галлии. Давайте же с божьей помощью выступим против них и, победив их, возьмем их страну под свой контроль». Это предложение было встречено всеми воинами благосклонно, и войско двинулось в поход, направляясь к Пуатье, где тогда находился Аларих. Поскольку часть войска проходила через территорию около Тура, Хлодвиг из уважения к святому святому Мартину запретил своим воинам брать из страны что-либо, кроме травы для лошадей. Один солдат, наткнувшись на сено, принадлежавшее бедняку, сказал: «Разве король разрешил нам брать только траву? Хорошо! сено это трава. Взять его не значит нарушить приказ. И силой отнял у бедняка сено. Однако, когда дело было доведено до сведения короля, он ударил обидчика мечом и убил его, говоря: «Как же мы можем надеяться на победу, если оскорбим святого Мартина?» После этого этого было достаточно, чтобы армия не грабила эту страну.
Когда Хлодвиг прибыл со своими войсками на берег Вены, он не знал, где переправиться, потому что из-за проливных дождей река вздулась. Ночью он молился, чтобы Господь открыл ему проход. На следующее утро, по указанию Божию, дивного размера лань вошла в реку на виду у войска и перешла вброд, указав таким образом солдатам путь перехода. Когда они были в окрестностях Пуатье, король увидел на некотором расстоянии от своей палатки огненный шар, который исходил от шпиля церкви св. с помощью света святой Иларии он легче одержит победу над еретиками, против которых сам благочестивый священник часто сражался за веру. Затем Хлодвиг запретил своей армии приставать к кому-либо или грабить какое-либо имущество в этой части страны.
Хлодвиг, наконец, вступил в бой с Аларихом, королем готов, на равнине Вуйе, в десятой миле от Пуатье. Готы сражались дротиками, а франки атаковали их копьями. Тогда готы по своему обыкновению обратились в бегство, и победа с божьей помощью досталась Хлодвигу. Он обратил готов в бегство и убил их короля Алариха, когда сразу два воина набросились на него и ударили его копьями с обеих сторон одновременно; но, благодаря прочности его доспехов и быстроте коня, он избежал смерти. После битвы Амаларик, сын Алариха, укрылся в Испании и мудро правил королевством своего отца. Аларих правил двадцать два года. Хлодвиг, проведя зиму в Бордо и вывезя из Тулузы все сокровища короля, двинулся на Ангулем. Там Господь оказал ему такую милость, что при самом его приближении стены города пали сами собой. Изгнав готов, он подчинил себе это место. Так, увенчанный победой, он возвратился в Тур и преподнес великое множество даров святой церкви блаженного Мартина.
40. Пока Хлодвиг жил в Париже, он тайно послал к сыну Сигиберта сказать: «Вот, теперь твой отец стар и хром. Если он умрет, его королевство перейдет к тебе, а вместе с ним и моя дружба. Так сын Сигиберта, движимый честолюбием, задумал убить своего отца. И когда Сигиберт вышел из Кельна и переправился через Рейн, чтобы пройти через Бухонский лес, его сын приказал убить его убийцами, когда он спал в своей палатке, чтобы он мог получить королевство для себя. Но по суду Божию он упал в яму, которую выкопал для своего отца. Он отправил гонцов к Хлодвигу, чтобы сообщить о смерти его отца и сказать: «Мой отец умер, и у меня есть его сокровища, а также королевство. Теперь пошли ко мне доверенных людей, чтобы я мог дать им для тебя все, что ты пожелаешь, из его сокровищницы». Хлодвиг ответил: «Я благодарю вас за вашу доброту и попрошу вас просто показать моим посланникам все ваши сокровища, после чего вы можете оставить их себе». И когда пришли посланцы Хлодвига, сын Сигиберта показал им сокровища, которые собрал его отец. И пока они разглядывали разные вещи, он сказал: «Мой отец хранил свои золотые монеты в этом сундучке». И они сказали: «Опустите руку на дно, чтобы показать нам все». Но когда он наклонился, чтобы сделать это, один из вестников ударил его по голове своим боевым топором, и таким образом он встретил судьбу, которую он навлек на своего отца.
Теперь, когда Хлодвиг услышал, что и Сигиберт, и его сын мертвы, он пришел к тому месту, созвал людей и сказал им: «Послушайте, что случилось. Когда я плыл по реке Шельде, Клодерик, сын Сигиберта, моего родственника, напал на своего отца, делая вид, что я хотел, чтобы он убил его. И вот, когда его отец бежал через Бухонский лес, убийцы Клодериха напали на него и убили. Но пока Клодерик открывал сундук с сокровищами своего отца, какой-то неизвестный от меня человек ударил его. Я никоим образом не виновен в этих вещах, ибо не мог пролить кровь моих родственников, что очень нечестиво. Но так как все это произошло, то, если вам так будет лучше, я советую вам соединиться со мной и перейти под мою защиту». И слышавшие его приветствовали его речь и, подняв его на щите, признали его своим царем. Так Хлодвиг получил королевство Сигиберта и его сокровища и подчинил себе своих подданных. Ибо Бог каждый день посрамлял врагов Своих и умножал царство Свое, потому что ходил пред Ним прямо и делал угодное в очах Его.
42. Затем Хлодвиг начал войну со своим родственником Рагнахаром. И когда последний увидел, что его войско разбито, он попытался бежать; но его собственные люди схватили его и его брата Рихара и привели их связанными к Хлодвигу. Тогда Хлодвиг сказал: «Зачем ты опозорил нашу семью, позволив взять себя в плен? Для тебя было бы лучше, если бы тебя убили». И, подняв боевой топор, убил его. Затем, повернувшись к Рихару, он сказал: «Если бы ты помог своему брату, его бы не взяли». и он также убил его топором. Таким образом, их смертью Хлодвиг забрал их королевство и сокровища. И многие другие его короли и родственники, которые, как он опасался, могли отобрать у него королевство, были убиты, и его владычество распространилось на всю Галлию.
43. И после этого он умер в Париже и был погребен в базилике святых святых, которую построили он и его королева Клотильда. Он скончался на пятом году после битвы при Вуйе, и всего дней его царствования было тридцать лет.
Фредерик Остин Огг, Справочник по средневековой истории: документы, иллюстрирующие европейскую жизнь и институты от немецких вторжений до эпохи Возрождения (Нью-Йорк: American Book Company, 1907), стр. 50–59.
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.
Нажмите здесь, чтобы посмотреть образцы ответов
1. Какой была арианская форма христианства? |
2. Почему Клотильде не удалось убедить Хлодвига обратиться в христианство? |
3. Согласно рассказу Григория, почему Хлодвиг обратился в христианство? |
Отправить в журнал оценок:
Имя: | Пожалуйста, введите ваше имя |
Фамилия: | Пожалуйста, введите вашу фамилию |
Ваш адрес электронной почты: | Пожалуйста, введите свой адрес электронной почты |
Адрес электронной почты вашего профессора: | Пожалуйста, введите адрес электронной почты вашего профессора |
Секция: | |
|
Латино-франкский двуязычие в Галлии шестого века: латынь Хлодвига | Двуязычие в древнем обществе: языковой контакт и письменный текст
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБилингвизм в древнем обществе: языковой контакт и письменный текстКлассическая историяКлассическая литератураКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБилингвизм в древнем обществе: языковой контакт и письменный текстКлассическая историяКлассическая литератураКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
FLOBERT, PIERRE,
«Латино-франкский двуязычие в Галлии шестого века: латынь Хлодвига»
,
в J. N. Adams, Mark Janse и Simon Swain (Eds)
,
Билингвиализм в древнем обществе: языковой контакт и письменный текст
(
Оксфорд,
2002;
онлайн Edn, Oxford,
Oxford Academic
, 1 февраля 2010 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199245062.003.0015,
, по состоянию на 5 января 2023 г.
5 Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБилингвизм в древнем обществе: языковой контакт и письменный текстКлассическая историяКлассическая литератураКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБилингвизм в древнем обществе: языковой контакт и письменный текстКлассическая историяКлассическая литератураКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе рассматриваются лингвистические отношения между галло-римлянами и их франкскими завоевателями в 6-м веке на основе латыни Хлодвига. Двуязычие франков активизировалось, когда они начали читать религиозные, а затем и литературные тексты. Писать было отличительной чертой наиболее высококультурных, как правило, священнослужителей. Это двуязычие неравномерно и лишено взаимности, при этом носители латыни остаются сдержанными. Тем не менее, хотя это явление никоим образом не было универсальным, даже среди франков, наличие многочисленных заимствований доказывает, что эти два языка находились в тесном контакте в течение длительного периода времени.
Ключевые слова: двуязычие, латынь, франкский, хлодвиг, галло-римляне, заимствования, языковые отношения
Предмет
Классическая литератураКлассическая история
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа. 901:30 Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.