Платонова пещера это: Миф о пещере Платона. Скрытый и общий смысл

Содержание

Платонова пещера | Философский штурм

Систематизация и связи

Основания философии

Онтология

Термины: 

релятивизм

Наглядно пояснить идею уровней реальности, уровней субъектов можно развив знаменитый миф о пещере из платоновского диалога «Государство». Напомню: в этой аллегории Платон описал реальность, чувственно явленную обычным людям, как перемещение теней по стене пещеры, как плоскую проекцию, отображение истинного мира, разворачивающегося перед входом в пещеру и недоступного восприятию наблюдателей, сидящих к нему спиной.

В своем мифе Платон однозначно противопоставляет мир идей и его плоскую проекцию, воспринимаемую людьми как чувственная реальность. Но одинаковые ли картинки видят сидящие в пещере? Представим, что они сидят не в ряд: кто-то ближе к стене, кто-то подальше от нее. Да и не в узкой пещере, а, скажем, просто перед бесконечной ровной стеной. Будут ли их теневые реальности совпадать? Понятно, что наблюдатели, уткнувшиеся носом в стену, практически ничего не могут разглядеть – в их действительностях различимы лишь чередующиеся границы света и тени, – они не могут зафиксировать в своем внимании ни одного целостного объекта, кроме собственной тени. Сидящие же чуть подальше, помимо того, что различают на стене отдельные тени от объектов «истинного мира», видят еще тени впереди сидящих людей, ну и собственные тени. То есть их действительности однозначно разделены на две части: тени, проплывающие по стене, и относительно неподвижные тени от людей. Чем дальше от стены сидит человек, тем более крупные объекты-тени он может разглядеть и тем больше людских теней видит перед собой.

Надеюсь, аллегория ясна? Теневая картинка-действительность, явленная субъекту, напрямую зависит от его удаленности от стены, то есть от его уровня. Одновременно понятно, что у близкоуровневых (рядом сидящих) субъектов действительности практически совпадают. Тогда эти субъекты приходят к соглашению, что они существуют в некой общей для них реальности – приходят к соглашению, что видят одинаковые тени. Субъекты же, расположенные на других расстояниях от стены, живут в других реальностях. И тут понятен принцип: чем дальше от стены субъект, тем больше объектов он различает, и уж точно он различает объекты, доступные всем людям, расположенным ближе к стене. Хотя наверняка не различает тонкие эффекты чередования границ света и тени, доступные «низкоуровневым» субъектам, уткнувшимся носом в стену.

Чтобы безусловно следовать принципам релятивизма, надо еще на один шаг отступить от платоновского мифа, а по сути, вообще отказаться от его структуры. Представьте, что люди не сидят, а перемещаются на фиксированных для них расстояниях от стены. Конечно, с соблюдением условия, что смотрят они при этом только строго на стену – на которой и является им их действительность. А самое главное, уберем «истинный мир», разворачивающийся у них за спиной. Оставим только стену, свет и множество разноуровневых субъектов, перемещающихся между светом и стеной.

Предельно познавательная картинка. Человек, перемещаясь вдоль стены, однозначно выделяет движение своей тени и легко соотносит это перемещение с движениями теней близких по уровню к нему субъектов. Все они – близкоуровневые субъекты – однозначно различают в качестве объектов своей реальности и тени людей, расположенных ближе к стене – они называют их «вещами». Движения теней-вещей, отбрасываемых людьми, находящимися в непосредственной близости от стены, практически неразличимы на большом удалении – они выглядят застывшими, неподвижными. А поскольку они всегда в поле зрения и выглядят одинаково, все близкоуровневые субъекты однозначно воспринимают эти тени как незыблемо реальные.

Ну и самое интересное: субъекты выделенного нами уровня могут видеть расплывчатые контуры проплывающих по стене теней, значительно превосходящих по размеру их собственные. О происхождении этих теней наши субъекты могут только гадать, называя их «идеями». Это ведь только нам, со стороны, понятно, что это тени людей, «живущих» за их спинами, на еще большем удалении от стены. И чем дальше от них люди, тем более грандиозны, но и более размыты отбрасываемые ими тени-идеи.

Вот такая релятивистская аллегория. Вот такой мир, населенный субъектами, которые являются объектами друг для друга. Есть в этом мире множество реальностей – совпадающих действительностей близких по уровню субъектов. Но нет единой реальности. Нет никакого «истинного» реального мира у них за спиной, как в аллегории Платона. Нет ничего, что не является тенью – в реальностях одноуровневых субъектов только маленькие тени-вещи, тени самих субъектов и громадные тени-идеи.

Но это всего лишь аллегория, призванная продемонстрировать уровневое мышление и релятивистское понимание реальности – ни в коем случае не следует придавать ей онтологический статус.

Болдачёв А. В. Темпоральность и философия абсолютного релятивизма. — М.: УРСС, 2011. — 224 с.

Про пещеру смотреть с 1:22:45

Миф о пещере | это… Что такое Миф о пещере?

Уильям Блейк. «Платонова пещера» (1793).

Миф о пещере — знаменитая аллегория, использованная Платоном в трактате «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Считается краеугольным камнем платонизма и объективного идеализма в целом. Изложена в форме диалога между Сократом и Платоновым братом Главконом:

Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию… посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

— Это я себе представляю.

— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

— Странный ты рисуешь образ и странных узников!

— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?

— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?

— А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?

— То есть?

— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?

— Непременно так.

Человек и его тень.

Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия. Посему Платон продолжает:

Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?

— Конечно, он так подумает.

— А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?

— Да, это так.

Излагая данную притчу, Платон демонстрирует своим слушателям, что познание требует известного труда — беспрестанных усилий, направленных на изучение и понимание тех или иных предметов. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те люди, которые проникли в сущность идей, и в особенности идеи блага.

Сопоставление аллегории с другими платоновскими диалогами, в частности с «Федоном», позволяет заключить, что это не просто притча, а сердце платонической мифологемы. В «Федоне» Платон устами Сократа клеймит чувственный мир как тюрьму души. Единственной подлинной реальностью для него является мир вечных идей, к постижению которого душа может приблизиться посредством философии.

В художественной литературе

Испанский писатель Хосе Карлос Сомоса частично касается платоновской аллегории пещеры и развивает теорию Платона о мире идей в своем произведении «Афинские убийства», которое в 2002 году получило Золотую Даггеровскую премию как лучший детективный роман.

См. также

  • Слепые и слон

Пещера Платона

Пещера Платона
Платон

Книга VII Республики

Аллегория пещеры

На китайском языке: 柏拉圖:理想國 卷7:洞穴寓言 (перевод Лю Юй)

Вот небольшая история из самого платоновского знаменитая книга «Республика». Сократ разговаривает с молодым своим последователем по имени Главкон. рассказывая ему эту басню, чтобы проиллюстрировать, что значит быть философом — любитель мудрости: Большинство людей, включая нас самих, живут в мир относительного невежества. нас даже это устраивает невежество, потому что это все, что мы знаем. Когда мы впервые начинаем сталкиваться правда, процесс может быть пугающим, и многие люди бегут обратно к их прежняя жизнь. Но если вы продолжите искать истину, вы в конце концов, чтобы справиться с этим лучше. На самом деле, вы хотите более! Это правда, что многие люди вокруг вас сейчас могут подумать, что вы странный или даже опасный для общества, но вам все равно.

Один раз ты вкусил правду, ты никогда не захочешь вернуться к тому, чтобы быть невежественный!

— К. Джордж Бори



[Сократ разговаривает с Главконом ]

[Сократ:]  А теперь, сказал я, позвольте мне показать на рисунке, как далеко наша природа просвещенный или непросвещенный: — Вот! люди, живущие в подземном логове, который имеет рот, открытый к свету и простирающийся вдоль всего логова; здесь они были с детства, и их ноги и шеи прикованный так что они не могут двигаться и могут только видеть перед собой, будучи цепями от кружения головы. Над ними и позади них Огонь полыхает вдалеке, и между огнем и заключенными там это приподнятый путь; и ты увидишь, если присмотришься, низкую стену, построенную вдоль путь, как экран, который марионеточные игроки имеют перед их, над которым показывают марионеток.

[Главкон:] Понятно.

И вы видите, сказал я, люди проходят вдоль стены, неся все сорта сосудов, а также статуи и фигурки животных из дерева и камня а также различные материалы, которые появляются над стеной? Некоторые из них говорить, другие молчат.

Вы показали мне странное изображение, и это странные заключенные.

Как и мы, ответил я; и они видят только свои собственные тени, или в тени друг друга, которые огонь отбрасывает на противоположную стену в пещера?

Верно, сказал он; как они могли видеть что-либо, кроме теней, если Oни никогда не позволяли двигать головой?

И предметы, которые несут таким же образом, они бы видеть только тени?

Да, сказал он.

И если бы они могли разговаривать друг с другом, разве они не предполагать что они называли то, что было на самом деле перед ними?

Совершенно верно.

И предположим далее, что в тюрьме было эхо, пришедшее из с другой стороны, неужели им не понравится, когда кто-нибудь из прохожих говорили, что голос, который они слышали, исходил от проходящей тени?

Нет вопросов, ответил он.

Для них, сказал я, правда будет буквально ничем иным, как тени изображений.

Это точно.

А теперь взгляните еще раз и посмотрите, что естественно последует, если заключенные освобождаются и разочаровываются в своей ошибке. Сначала, когда кто-либо из них является освободился и был вынужден внезапно встать и повернуть шею а также ходить и смотреть на свет, он будет страдать от острой боли; блики огорчит его, и он не сможет увидеть реальность того, что в своем прежнем состоянии он видел тени; а потом зачать кого-нибудь говоря ему, что то, что он видел раньше, было иллюзией, но что теперь, когда он приближается ближе к бытию, и его взор обращен к более настоящий существование, у него более ясное видение, — каков будет его ответ? И ты май далее представьте, что его инструктор указывает на объекты, когда они пройти и потребовать от него назвать их, — не смутится ли он? Будут он не воображай, что тени, которые он прежде видел, правдивее, чем объекты которые ему сейчас показывают?

Гораздо вернее.

И если он вынужден смотреть прямо на свет, разве он не имеют боль в его глазах, которая заставит его отвернуться, чтобы взять и принять в объекты зрения, которые он может видеть и которые, по его мнению, находятся в реальность яснее того, что ему сейчас показывают?

Верно, сказал он.

А предположим еще раз, что его неохотно волокут на крутой и крутой подъем, и держался до тех пор, пока его не заставили оказаться в присутствии в самого солнца, разве он не будет страдать и раздражаться? Когда он подходы свет ослепит его глаза, и он не сможет видеть что-либо во всем, что сейчас называется реальностью.

Не все сразу, сказал он.

Ему потребуется привыкнуть к виду верхнего мира. И сначала лучше всего он увидит тени, затем отражения людей и другие предметы в воде, а затем и сами предметы; затем он будут взгляни на свет луны и звезд и на усыпанное блестками небо; и он увидит небо и звезды ночью лучше, чем солнце или в свет солнца днем?

Конечно.

В последнюю очередь он сможет видеть солнце, а не просто отражения его в воде, но увидит его на своем месте, а не в другой; и он будет созерцать его таким, какой он есть.

Конечно.

Затем он продолжит утверждать, что это он дает сезон а также лет, и является хранителем всего, что есть в видимом мире, и определенным образом причина всего, что есть у него и его товарищей привык созерцать?

Ясно, сказал он, он сначала увидит солнце, а потом рассуждает о его.

И когда он вспомнил свое старое жилище и мудрость пещеры и его сокамерники, разве вы не думаете, что он поздравил бы сам на сдачу, и жалко их?

Конечно, хотел бы.

И если бы они имели обыкновение воздавать почести между собой на тех, кто быстрее всего замечал проплывающие тени и замечал какие из них шли раньше, какие следовали за ними, а какие были вместе; и которые, следовательно, лучше всего могли делать выводы относительно будущего, вы думаете, что ему были бы интересны такие почести и слава, или зависть в обладатели их? Разве не сказал бы он вместе с Гомером,

Лучше быть бедным слугой бедный господин, и терпеть что-либо, вместо того, чтобы думать, как они, и жить по-ихнему?

Да, сказал он, я думаю, что он скорее потерпит что угодно, чем развлекать эти ложные представления и жить таким жалким образом.

Представь еще раз, сказал я, такой, выходящий внезапно из солнце быть замененным в его старой ситуации; разве он не был бы уверен, что его глаза полны тьмы?

Конечно, сказал он.

А если бы был конкурс, и ему пришлось бы соревноваться в измерении тени с заключенными, которые никогда не выходили из берлоги, в то время как его зрение было еще слабым, и прежде чем его глаза стали устойчивыми (и время которые потребуются для приобретения этой новой привычки к зрению, может быть очень значительный) не будет ли он смешным? Мужчины сказали бы о нем, что вверх он пошел и спустился без глаз; и что лучше бы не было даже думать о восхождении; и если бы кто-нибудь попытался отпустить другого и повести его на свет, пусть только поймают обидчика, и посадят его до смерти.

Нет вопросов, сказал он.

Всю эту аллегорию, сказал я, теперь ты можешь присоединить, милый Главкон, к в предыдущий аргумент; тюрьма — это мир зрения, свет огонь — это солнце, и вы не поймете меня неправильно, если будете истолковывать путешествие вверх, чтобы быть восхождением души к интеллектуальному мира по моему скудному убеждению, которое, по твоему желанию, имею выраженный правильно это или нет Бог знает. Но, правда это или ложь, мой мнение заключается в том, что в мире познания идея добра появляется в последнюю очередь, и видно только с усилием; и, когда его видят, также предполагается, что он универсальный автор всего прекрасного и правильного, родитель света и владыки света в этом видимом мире, и непосредственного источник разума и истины в интеллектуальном; и что это сила на что тот, кто будет действовать разумно, будь то в общественной или личной жизни должен исправить его глаз.


От http://classics.mit.edu/Plato/republic.html

Квартиры в Брэнсоне, Миссури | Пещера Платона

Квартиры в Брэнсоне, Миссури | Пещера Платона | Дом Перейти к основному содержанию

Применить сейчас

Вход для резидента

Мы приглашаем вас

в лучшее будущее.

Сдаем в аренду на конец октября и ноябрь!

Найдите свой дом сейчас

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Номер телефона (417) 339-3390

ТДД #711

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЖИЗНЬ ПО ТЕЛЕФОНУ

 

Platos Cave Apartments — это жемчужина сообщества, которое предлагает вам комфорт и удобство. Предлагая хорошо спроектированные апартаменты в Брэнсоне, штат Миссури, со всем необходимым для жизни, мы готовы удовлетворить ваши потребности и удовлетворить ваши желания. Краткосрочная аренда и меблированные варианты — выбор!

 

Каждый момент, проведенный дома, незабываем, когда вы окружены нашими удобствами, ориентированными на образ жизни. Жаркие летние дни еще лучше, когда вы бездельничаете у сверкающего бассейна и шевелите пальцами ног в дополнительном мелком бассейне. Не нужно стараться изо всех сил, чтобы весело провести выходные, когда у вас есть места для пикника на месте, собирайте своих друзей и готовьте барбекю, когда захотите. Если в расписании запланирована интенсивная тренировка, отправляйтесь в наш фитнес-центр и эффективно используйте свободные веса. Мы также добавили комнату отдыха и клуб для еще большего отдыха и развлечений.

Когда пришло время уединиться в своем уединенном оазисе комфорта, наши квартиры в аренду в Брэнсоне, штат Миссури, доставят вам удовольствие. Готовьте кулинарные шедевры на своей мини-кухне или в нашей коммерческой кухне, установите нужную температуру с помощью кондиционера, а затем поднимите ноги и расслабьтесь. Наше внимательное обслуживание гарантирует, что любые потенциальные неприятности будут в страхе. Среди них вы получаете выгоду от управления и обслуживания на месте, приема посылок, прачечной, велосипедных стоек и парковки во дворе.

Наши апартаменты в Брэнсоне, штат Миссури, также имеют удобный адрес. Вы находитесь в нескольких минутах ходьбы от местных достопримечательностей, таких как Парк развлечений Бигфут, Большой шанхайский театр Микки Гилли и Музей аттракционов «Титаник». И всего в 50 милях от Спрингфилда, штат Миссури. Узнайте больше о пещере Платос во время обзорной экскурсии. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы назначить дату и время!

 

ТОЧНО ЗНАЕТЕ, ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ?

Проверить наличие Форма

ПЛАНЫ ЭТАЖЕЙ

Удобство, элегантность и современность

Посмотрите наши планы этажей, чтобы увидеть наличие студий и квартир с одной спальней, а также подробную информацию о ценах.

ПЛАНИРОВКА ЭТАЖЕЙ

Посмотреть планы этажей

БОЛЬШИЕ УДОБСТВА

Наслаждайтесь разнообразными удобствами и развлечениями в нашем клубе и на наших ухоженных открытых площадках.

Помещения для отдыха, игровая комната, студия высокоинтенсивных тренировок, расслабляющий бассейн курортного типа, мы предложим достаточно места для развлечений в помещении и на открытом воздухе. Узнайте больше о впечатляющих удобствах и начните новую эру жизни.

Исследуйте удобства

РАЙОН

Непревзойденная жизнь

Живите в уникальном районе, очень близком к 76-й полосе, с множеством ресторанов и развлекательных заведений, которые вы не найдете нигде. Здание дает возможность поселиться среди парков, площадей и культурных достопримечательностей легендарной части города. Все, что может пожелать культурный горожанин — искусство, мода, еда и ночная жизнь — находится прямо у вашей двери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *