Платон труды: Труды Платона — Sapere aude! — LiveJournal

Труды Платона — Sapere aude! — LiveJournal

Начало
Что же такое философия?
В чём смысл философии?
Любовь к мудрости
Что такое истинное знание?
Три вида знания
Мир вокруг нас
Носки Локка
Беркли, Гилас и Филонус
Беркли, Гилас, Филонус и Эйнштейн
Фалес пачкает руки
Время
Пространство
Исследуем пространство силой воображения
Дарвинизм и философия
Наведение порядока в беспорядочном мире
Свободная воля и детерминизм
Открытие логики: философия и математика
Законы мышления
В поисках чистого знания вместе с Платоном
Поиск сущностей
Понимание таинственных форм
Правила и исключения
Сомнение в неизвестном
Секреты философского мышления
Спор с Сократом
Мысленный эксперимент
Платон и Сократ
Смешение стилей
Заглянем внутрь философского разума
Бей профессоров!
Парадоксы
Об ощущениях
Первые античные философы
Гераклит
Пифагор
Немного о Платоне
Разберёмся в отношениях между Платоном и Сократом

В то время, как идеи многих античных философов потеряны для истории, труды Платона составляют несколько томов. Многие учёные считают их не только как величайшими философскими работами, но и прекрасными литературными произведениями.

Труды Платона представляют собой серию небольших диалогов с участием Сократа, в которых записаны беседы Сократа и разных других персонажей, часто остроумные и всегда утончённые. Сам Платон никогда не появляется в диалогах, но невозможно сказать, чьё мнение и где там действительно услышано. Отражают ли диалоги мнение Платона или Сократа, или Пифагора, или…? В наши дни самым известным диалогом Платона является «Государство», включающее в себя теорию государства, а большинство специалистов считают, что это есть собственное мнение Платона. Но независимо от того, чьим это мнением является, никто всерьёз не воспринимает изложенные там политические рецепты.

Сочинения Платона столь важны в философии, что люди часто ссылаются не только на конкретный диалог в книге, но на его часть и номер строки. Очень интересно, как много до сих пор обсуждаются книги, которым уже 2300 лет! Стиль споров в диалогах можно назвать приятельским — часто это даже не споры вообще. За одним или двумя исключениями Платон позволяет победить все споры слишком легко, а его оппоненты большую часть времени просто соглашаются с ним. В действительности, все персонажи, включая Сократа, — лишь проводники для важных мнений Платона, которые он хотел озвучить в живой беседе.

Его диалоги, предположительно представляющие собой исторические беседы между Сократом с его согражданами, охватывают широкий круг тем: от различия между разумом и материей (чем позже займётся Декарт) до странных теорий о небесных идеях или формах (эйдосах). Особое место Платон уделяет идее блага. Очень часто цитируют, хотя и неоднозначно, его метафору пещеры, в которой рассказывается, что узники пещеры могут освободиться только благодаря свету знаний о благе, которое осветит их жалкое земное существование.

Обычно диалоги Платона делят на три периода:

✓ Философы верят, что первые написанные в ранней молодости диалоги отражают влияние Сократа. Они считают, что в них содержатся настоящие мысли настоящего Сократа. Важнейшим из ранних диалогов является «Апология Сократа», написанная через короткое время после казни Сократа.
✓ Второй период — средние диалоги, включают в себя, как считают философы, самые важные философские работы, которые Платон написал на пике своей славы. Важнейшие из них: «Государство», «Пир» и «Федр». В «Государстве» говорится не только об устройстве и структуре идеального государства, но также о природе знания и идей. «Пир» посвящён природе красоты, любви и смыслу жизни. А в «Федре» рассматриваются вопросы бессмертия и души.
✓ Третий период включает в себя диалоги, в которых Платон меняет свою точку зрения, критически подходя к мнениям из его ранних трудов, а бедный старый Сократ оказывается в стороне. К поздним диалогам относятся «Критий», «Законы», «Филеб», «Софист», «Политик» и «Тимей».

Вы не можете взять что-нибудь у Платона в том виде, как оно есть. Например, в «Государстве» содержится ясное осуждение поэзии и даже секса (в идеальном государстве детей производство детей не отдано на произвол супругов), но в «Пире» Платон даёт совершенно другую точку зрения. В «Пире» после описания психологического возбуждения, которое вызывает физическое присутствие любимого (В «Государстве» это возбуждение сильно осуждается, как «тиран»), Платон устами Сократа утверждает, что только любовь не даёт крыльям любви потерять силу, а эрос представляет, как всемогущего бога.

Единственное, что кажется ясным о взглядах Платона, это то, что у него, как и у других греков, знания выстроены в иерархию. На первом месте стоит этика. Второе место занимает чистая математика. А на последнем месте находятся практические знания, полученные в опыте.

Труды Платоны в действительности включают в себя мысли нескольких античных философов, а не только мнения реального Сократа. В них можно увидеть теории Пифагора, а также объединение разных направлений античной мысли. Но не забывайте, что он противоречит самому себе и в каждой работе вводит новые идеи. Не существует никакого единого платонизма.

Tags: Платон, Сократ, философия для чайников

Платон — биография, труды | Персоналии | ПолитНаука

Книги и статьи Платона на ПолитНауке:
  • на данный момент отсутствуют

Древнегреческий философ, основатель Академии и родоначальник традиции платонизма.

Платон родился в Афинах в аристократической семье: его отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона, мать – Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов Крития. Платон – третий сын Аристона и Периктионы – получил от родителей имя Аристокл, а «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. В юности он готовил себя к занятиям политикой, занимался литературой, слушал философа Кратила, последователя Гераклита. Но приблизительно с 407 до н.э. Платон оказывается в числе слушателей Сократа, и это событие изменило его судьбу: он сжег все, что написал до того, отказался от мечты о политической карьере и принял решение заниматься только философией.

После казни Сократа в 399 Платон на десять лет уехал из Афин и путешествовал по Южной Италии, Сицилии, Египту. Во время этих поездок он оказался при дворе сиракузского тирана Дионисия I , которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий понял из слов Платона очень мало, стал подозревать философа в подготовке заговора с целью переворота и продал философа в рабство, и из этой беды Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп. После возвращения в Афины (ок. 388–387) Платон купил там землю и организовал собственную школу – Академию. В дальнейшем еще дважды по приглашению своего друга и почитателя Диона (в 366 и 361, после смерти Дионисия I) отправлялся на Сицилию, но уже к новому тирану – Дионисию Младшему. Но и эти попытки сделать из тирана просвещенного монарха остались безуспешны. Свое впечатление об этих поездках Платон отразил в ряде Писем.

Сочинения. Corpus Platonicum включает 36 диалогов, «Апологию Сократа» (защита Сократа на суде) и «Письма», а также ряд сочинений, написанных в рамках школы, но с древних времен приписываемых Платону. Платон стал выдающимся мастером и реформатором жанра сократического диалога, получившего распространение в школах, основанных учениками Сократа. Главное действующее лицо платоновских диалогов – Сократ, который беседует со своими собеседниками, реальными историческими лицами 5 в. , на темы о знании и добродетели, бытии и небытии, справедливости и т.д. Наиболее ранние сочинения («Апология», «Критон», «Ион», «Евтифрон», «Хармид») в какой-то мере отражают содержание бесед исторического Сократа, но учение, излагаемое персонажами диалогов, принадлежит исключительно гению Платона, который избрал недогматическую форму диалога для изложения собственного философского учения. Стержень всего учения Платона – учение об идеях как бестелесных сущностях, показывает границу, где начинается оригинально платоновское творчество. «Кратил» описывает и обосновывает сосуществование двух областей: области видимых вещей, находящихся в непрерывном движении и изменении (для нее у Платона позднее был принят термин «становление»), и области вечного самотождественного бытия. «Менон» посвящен вопросу, откуда берется знание и как возможно обучение, и в нем доказывается, что знание есть припоминание истины, созерцавшейся душой до рождения. Следующая группа диалогов представляет учение об идеях: «Федон», «Федр» и «Пир».

В тот же период наивысшего расцвета платоновского творчества написано самое крупное произведение Платона – «Государство», в котором наиболее полно и систематично представлено разные стороны учения Платона о человеке, мире и познании. Более поздние диалоги посвящены проблемам познания и критике собственной теории идей: «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик»; два важнейших поздних диалога «Тимей» и «Филеб» отмечены влиянием пифагорейской философии. В конце жизни Платон работал над обширными «Законами».

Философский метод Платона связан с пониманием истинного знания как припоминания и созерцания идей. Так как истинное знание не может быть передано в слове или чувственном восприятии, то нужно через воспитание, упражнение и майевтическую практику диалога привести ученика к самостоятельному усмотрению истинной сущности. Для правильного движения к истине прежде всего следует очистить душу от неверных мнений, накопившихся в ней за время нефилософской жизни, и все ранние платоновские диалоги демонстрируют эту практику очищения (в формальном отношении представляющую собой логическое опровержение ложного мнения): в них опровергаются неправильные определения, правильного же определения не дается, потому что предполагается, что собеседник должен дать его сам, к тому же истинная идея не может быть выражена в словах, т.

е. в логическом определении.

Учение. Сердцевина философии Платона – учение об идеях. Как тени относятся к реальным существам, их отбрасывающим, так вся область чувственно воспринимаемого в целом относится к вещам умопостигаемым: идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени. Идеи находятся в «мыслимом месте», – сфере умопостигаемого, которая в самой себе имеет градацию: там пребывают вечные идеи, постижимые только интуитивным умом, но также числа и геометрические объекты как предмет, постигаемый дискурсивным знанием. В целом умопостигаемый космос обладает бытием благодаря наивысшему трансцендентному принципу – единому благу, которое «по ту сторону сущности», неизреченно и непознаваемо, но без него никакое бытие невозможно, ибо чтобы быть, всякая вещь должна быть самой собою, быть чем-то единым и одним.

Данный нам в чувствах мир – это область «становления», где все возникает и погибает, вечно меняясь и никогда подлинно не существуя. Вещи существуют лишь благодаря своей причастности идеям, вечным и неизменным образцам. Метод эмпирической науки, основанный на наблюдении, по Платону, никогда не может привести к строгой истине, потому что наука может иметь дело только с вечным и неизменным. Поэтому адекватным способом описания и рассуждения об этом физическом мире в «Тимее», где наиболее полно представлена физика Платона, является миф, т.е. не истинное, а только «правдоподобное» рассуждение.

В седьмой книге «Государства» Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет тот мир, в котором мы живем как пещеру, а всех людей – как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на глухую стену, на которую падают отблески света, падающего в пещеру сверху, где находится выход из нее. Глядя на тени люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде.

Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как источник света и вовсе смотреть невозможно. Наконец, трудно не только восхождение, но и возвращение обратно (трансляция истинного знания) – люди не верят речам об истинном бытии, они высмеивают того, кто говорит не о том, что видят глаза, а о том, что познал разум. Поэтому в одиночку философией заниматься крайне сложно, требуется поддержка со стороны человеческого сообщества, в рамках которого и формируется представление о ценностях и методах воспитания. Эти темы являются фоном всего социально-политического учения Платона, принципиальной особенность которого является интерпретация человека как разумной души – не смертные люди, а бессмертные души действуют в платоновском идеальном «Государстве», и критика Аристотелем Платона за несходство с реальной жизнью некоторых положений его учения связана прежде всего с пониманием человеческой природы, единократно или многократно проживающей свой земной век.

Души являются третьей важной онтологической реальностью наряду с вещами и идеями, они выступают как посредствующее звено между чувственным и умопостигаемым. Душа представляется у Платона состоящей из трех частей: вожделеющей, пылкой и разумной. Существуя в чувственных телах, души образуют с телом «совокупное целое» – живое существо (под этим словом подразумеваются и животные и люди). Но только души людей обладают разумом и поэтому могут познавать мир идей, если пройдут необходимый путь очищения и воспитания. Души животных (и растений) смертны, а разумные души людей бессмертны, поскольку, согласно изложенному в

Тимее учению, они сотворены богом из того же состава, что и бессмертная мировая душа. После смерти души попадают на суд и получают возможность выбрать себе новую жизнь, статус в которой будет зависеть от добродетельности или порочности уже прожитой жизни.

Наиболее похвальное занятие для людей как разумных существ – готовить себя к жизни вечной, упражнять разумную способность, заниматься философией.

Но одиночка-философ хотя исторически и возможен (например – Сократ), но все же философия возможна как часть государственной политики, направленной на совершенствование человеческой природы. Платон в диалоге «Государство» излагает учение, согласно которому построение справедливого и успешного государства возможно только в том случае, если общество людей (т.е. разумных душ, живущих на земле) будет в своей структуре соответствовать истинной иерархии универсума и природе души. Так, поскольку в душе есть три начала, то и в государстве должны быть три слоя граждан: вожделеющей части и интересам соответствуют производители ремесленники и земледельцы, пылкой – воины-стражники, а разумной – правители-философы. Справедливость существует в масштабе всего целого: когда каждый занимается своим делом, к которому способен и которому обучен, тогда общее устроение справедливо. Разные типы несправедливости выражаются в таких формах правления, как тирания, олигархия, демократия, аристократия, а лучшим все же является монархия как власть единого с целью общего блага.

Существенную роль в учении Платона играет тема любовного влечения (эроса). Платон выступает с разоблачением телесной любви, которая существенно суживает кругозор и стремится во-первых, лишь к удовольствию, во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существу желая поработить, а не сделать свободным. Между тем свобода – безусловное благо, которое может дать в человеческих отношениях именно любовь, а в человеческом познании мира – философия, причем одно от другого едва ли может быть отделено. Любовь помогает быстрее пройти первые шаги на философском пути: здесь мы испытываем то самое удивление (оно ведь начало философии), которое заставляет остановиться и узнать в каком-то человеке, одном из многих, неповторимого и единственного; она помогает узнать, почему глубокое чувство и личное переживание не могут быть выражены словами, или, во всяком случае, обыденными словами; она учит тому, что значит стремиться к любимому предмету, думая только о нем и считая это самым важным, забывая о всем прочем. Эти уроки чувственной любви во всяком случае помогают лучше понять философские метафоры Платона, связанные с истинным познанием, устремлением, сосредоточением на главном и отрешении от неважного. Одна из трудных задач платоновского философского взгляда – увидеть в мире единый принцип, который есть именно благо, решается по аналогии с темой личной любви человека к человеку. Но, по Платону, трагедия личной любви всегда будет в том, что она часто заслоняет главное: тело заслоняет душу, отдельный человек и его красота – красоту истины и бытия. Правда же любви всегда будет в том, чтобы пройти путем любви как путем философии и видеть за телом душу, за преходящей красотой – непреходящую красоту добродетели и идеи, что в свою очередь не может не привести к благу и богу.

Философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии. Последователи Платона в ранний и особенно поздний период истории античной философии (неоплатонизм) стали образцовыми и важными авторами, чтение которых до сих пор формирует основу философского образования.



Книги Платона — Биография и список произведений

Платон (греч. Πλάτων, Платон) (ок. 427–347 до н. э.) был чрезвычайно влиятельным древнегреческим философом, учеником Сократа, автором философских диалогов и основателем Академии в Афинах, где учился Аристотель.

Платон много читал лекции в Академии и писал по многим философским вопросам. Самыми важными сочинениями Платона являются его диалоги, хотя сохранилось и несколько эпиграмм, а некоторые письма дошли до нас под его именем. Считается, что все подлинные диалоги Платона сохранились. Однако некоторые диалоги, приписываемые греками Платону, теперь, по общему мнению ученых, либо подозрительны (например, Первый Алкивиад, Клитофон), либо, вероятно, ложны (например, Демодок или Второй Алкивиад). Все буквы считаются, вероятно, поддельными, за исключением, возможно, Седьмой буквы.

Сократ часто появляется в «Диалогах Платона». Какая часть содержания и аргументации любого данного диалога является точкой зрения Сократа, а какая — Платоном, является предметом серьезных споров, поскольку сам Сократ не записывал своих учений; это часто называют «проблемой Сократа». Однако Платон, несомненно, находился под сильным влиянием учения Сократа, поэтому многие идеи, представленные, по крайней мере, в его ранних работах, вероятно, были заимствованы.

Платон родился в Афинах или на Эгине в мае или декабре 428 или 427 г. до н.э. Он вырос в достаточно обеспеченной аристократической семье. Его отца звали Аристон, а мать Периктиона. Его семья утверждала, что происходит от древних афинских царей, и он был связан — хотя существуют разногласия относительно того, как именно — с известным политиком Критием. Согласно позднему эллинистическому отчету Диогена Лаэртского, Платона звали Аристокл, тогда как его тренер по борьбе, Аристон Аргосский, окрестил его Платоном, что означает широкий из-за его крепкой фигуры. Диоген упоминает альтернативные версии, согласно которым Платон получил свое имя из-за широты ( platutês ) своего красноречия или из-за того, что у него был очень широкий ( platus ) лоб. Согласно Дикеарху, Платон боролся на Истмийских играх. Таковы были его ученость и способности, что древние греки объявили его сыном Аполлона и рассказали, как в младенчестве пчелы поселились на его губах, как пророчество медовых слов, которые должны были исходить из них.

Платон в юности стал учеником Сократа и, по крайней мере, по его собственным словам, присутствовал на суде над своим учителем, но не на его казни. На него глубоко повлияло отношение города к Сократу, и большая часть его ранних работ содержит его воспоминания о своем учителе. Предполагается, что большая часть его этических произведений посвящена обществу, в котором подобная несправедливость невозможна. В течение двенадцати лет после смерти Сократа он много путешествовал по Италии, Сицилии, Египту и Кирене в поисках знаний.

Вернувшись в Афины в возрасте 40 лет, Платон основал одну из первых известных организованных школ западной цивилизации на участке земли в Академической роще. Академия представляла собой «большой участок земли, который когда-то был собственностью гражданина Афин по имени Академус … некоторые, однако, говорят, что он получил свое название от древнего героя» (Robinson, Arch. Graec. I i 16) , и он действовал до 529 г. н.э., когда он был закрыт Юстинианом I Византийским, который увидел в нем угрозу распространению христианства. В Академии учились многие интеллектуалы, самым выдающимся из которых был Аристотель.

Платон также находился под сильным влиянием ряда предшествующих философов, в том числе: пифагорейцев, чьи представления о числовой гармонии имеют явные отголоски в платоновском понятии Форм; Анаксагор, учивший Сократа и считавший, что разум, или разум, пронизывает все; и Парменид, который выступал за единство всех вещей и, возможно, повлиял на концепцию Платона о душе.

В отличие от Сократа, Платон записал свои философские воззрения, оставив после себя значительное количество рукописей.

В сочинениях Платона ведутся споры о наилучшей возможной форме правления с участием сторонников аристократии, демократии, монархии, а также по другим вопросам. Центральной темой является конфликт между природой и условностями, касающийся роли наследственности и окружающей среды в человеческом интеллекте и личности задолго до того, как во времена Томаса Гоббса и Джона Локка начались современные дебаты «природа против воспитания», с их современным продолжением в такие спорные работы, как «Неправильное измерение человека» и «Гаустическая кривая».

Другим ключевым отличием и темой Платоновского корпуса является дихотомия между знанием и мнением, которая предвосхищает современные дебаты между Дэвидом Юмом и Иммануилом Кантом и была подхвачена постмодернистами и их оппонентами, чаще как различие между «объективным » и «субъективное».

Даже история о затерянном городе или материке Атлантиде дошла до нас как наглядная история, рассказанная Платоном в его «Тимее и Критии».

Платон писал в основном в форме, известной как диалог. В ранних диалогах несколько персонажей обсуждают тему, задавая вопросы друг другу. Сократ занимает видное место, и присутствует живая, более неорганизованная форма эленхоса/диалектики; они называются Сократическими диалогами.

Характер этих диалогов сильно изменился на протяжении жизни Платона. Принято считать, что более ранние работы Платона более тесно связаны с мыслью Сократа, тогда как его более поздние произведения все больше отходят от взглядов его бывшего учителя. В средних диалогах Сократ становится рупором собственной философии Платона, а стиль вопросов и ответов более формальный: главная фигура представляет Платона, а второстепенным персонажам почти нечего сказать, кроме «да», «конечно» и «очень верно». Поздние диалоги больше похожи на трактаты, а Сократ часто отсутствует или молчит. Предполагается, что, хотя некоторые из ранних диалогов могли быть основаны на реальных разговорах Сократа, более поздние диалоги были полностью написаны Платоном. Вопрос о том, какие из диалогов, если таковые имеются, действительно сократовы, известен как проблема Сократа.

Мнимая мизансцена диалога отдаляет и Платона, и данного читателя от обсуждаемой философии; можно выбирать по крайней мере между двумя вариантами восприятия: либо участвовать в диалогах, в обсуждаемых идеях, либо рассматривать содержание как выражение личностей, содержащихся в произведении.

Формат диалога также позволяет Платону излагать непопулярные мнения в устах несимпатичных персонажей, таких как Фрасимах в «Государстве».

Платонизм традиционно интерпретируется как форма метафизического дуализма, иногда называемого платоническим или преувеличенным реализмом. Согласно этому прочтению, метафизика Платона делит мир на два отдельных аспекта: умопостигаемый мир «форм» и мир восприятия, который мы видим вокруг себя. Воспринимаемый мир состоит из несовершенных копий умопостигаемых форм или идей. Эти формы неизменны и совершенны и постижимы только посредством применения интеллекта или понимания, т. е. способности ума, не включающей в себя чувственное восприятие или воображение. Это разделение также можно найти в зороастрийской философии, в которой дихотомия упоминается как миры Мину (разум) и Гити (восприятие). Идеальный город зороастрийцев, Шахривар, также имеет определенное сходство с платоновской республикой. Существование и направление влияния здесь неясны; в то время как Зороастр жил задолго до Платона, немногие из самых ранних произведений зороастризма сохранились без изменений.

В Республиканских книгах VI и VII Платон использует ряд метафор для объяснения своих метафизических воззрений: метафору солнца, хорошо известную аллегорию пещеры и, что особенно ясно, разделяющую линию.

В совокупности эти метафоры передают сложную, а местами и трудную теорию: существует нечто, называемое Формой Добра (часто интерпретируемое как Бог Платона), которое является конечным объектом познания и которое, так сказать, проливает свет на все другие формы (т. е. универсалии: абстрактные виды и атрибуты) и из которых «исходят» все другие формы. Форма Добра делает это примерно так же, как солнце проливает свет или делает видимыми и «порождает» вещи в воспринимаемом мире. (См. Платоновскую метафору солнца)

В перцептуальном мире отдельные объекты, которые мы видим вокруг себя, имеют лишь отдаленное сходство с более реальными формами умопостигаемого мира Платона; это как если бы мы видели тени вырезанных фигур на стенах пещеры, которые являются простыми изображениями реальности вне пещеры, освещенной солнцем. (См. аллегорию Платона о пещере)

Мы можем представить себе все во вселенной, представленное на линии возрастающей реальности; его делят один раз посередине, а затем еще раз в каждой из получившихся частей. Первое деление представляет собой деление на умопостигаемый и воспринимаемый миры. Затем следует соответствующее деление в каждом из этих миров: сегмент, представляющий мир восприятия, делится на сегменты, представляющие «реальные вещи», с одной стороны, и тени, отражения и представления — с другой. Точно так же сегмент, представляющий умопостигаемый мир, делится на сегменты, представляющие первоначала и наиболее общие формы, с одной стороны, и более производные, «отраженные» формы, с другой. (См. разделённую линию Платона)

Форма правления, вытекающая из этой философии, оказывается одной из жестко фиксированной иерархии наследственных социальных классов, в которой искусства большей частью подавляются на благо государства, определяется размер города и его социальных классов математическими формулами, а евгенические меры применяются тайно путем фальсификации лотерей, в которых распределяется право на размножение. Точная связь такого правительства с возвышенной философией, представленной в книге, обсуждалась.

Платоновская метафизика, и особенно ее дуализм умопостигаемого и воспринимаемого, вдохновила более поздних мыслителей-неоплатоников, таких как Плотин и гностики, а также многих других метафизических реалистов. Хотя философы-платоники, такие как Плотин, осуждали гностицизм (см. «Эннеады» Плотина). Одной из причин является гностическое очернение природы и платоновского Демиурга из Тимея. Платон также оказал влияние на святого Иустина Мученика. Чтобы узнать больше о платоновском реализме в целом, см. «Платонический реализм и формы».

Хотя такая интерпретация сочинений Платона (особенно «Государства») пользовалась огромной популярностью на протяжении всей долгой истории западной философии, его предложения также можно интерпретировать более консервативно, отдавая предпочтение эпистемологическому, а не метафизическому прочтению таких известных метафор, как Пещера. и разделительная линия. Между аллегорией Пещеры и жизнью учителя Платона Сократа (убитого при попытке «открыть глаза» афинянам) очевидны параллели. Этот пример раскрывает драматическую сложность, которая часто лежит под поверхностью сочинений Платона (помните, что в «Государстве» историю рассказывает Сократ).

Философские взгляды Платона имели множество социальных последствий, особенно в отношении идеи идеального государства или правительства. Есть некоторое несоответствие между его ранними и поздними взглядами. Некоторые из самых известных доктрин содержатся в Республике в его средний период.

Платон утверждает, что общества имеют трехчастную классовую структуру, соответствующую структуре аппетит/дух/разум индивидуальной души.

* Продуктивные (Рабочие) — Рабочие, плотники, сантехники, каменщики, торговцы, фермеры, владельцы ранчо и т. д. Они соответствуют «аппетитной» части души.
* Защитник (Воины) — Авантюрные, сильные, смелые, влюбленные в опасность; в вооруженных силах. Они соответствуют «духовной» части души.
* Управляющие (Правители) — Те, кто умны, рациональны, владеют собой, влюблены в мудрость, хорошо подходят для принятия решений для общества. Они соответствуют «разумной» части души, и их очень мало.

Согласно этой модели, принципы афинской демократии (в том виде, в каком она существовала в его дни) отвергаются, поскольку лишь немногие способны править. Платон говорит, что вместо риторики и убеждения должны править разум и мудрость. Однако это не равнозначно тирании, деспотизму или олигархии. Как говорит Платон:

«До тех пор, пока философы не будут править как цари или те, кого ныне называют царями и правителями, будут действительно и адекватно философствовать, т. так что городам не будет покоя от зла… и, я думаю, роду человеческому». (Republic 473c-d)

Платон описывает этих «царей-философов» как «любящих видеть истину» (Republic 475c) и поддерживает эту идею аналогией с капитаном и его кораблем или доктором и его лекарством. Парусный спорт и здоровье — это не то, что каждый имеет право практиковать по своей природе. Затем большая часть Республики решает, как должна быть устроена система образования, чтобы воспитать этих королей-философов.

Однако следует принять во внимание, что идеальный город, намеченный в Республике, определяется Сократом как идеальный роскошный город, исследованный, чтобы определить, как растет несправедливость и справедливость в городе (Республика 372e). Согласно Сократу, «истинный» и «здоровый» город — это город, впервые описанный в книге II «Республики», 369c-372d, в котором есть фермеры, ремесленники, торговцы и наемные работники, но в котором отсутствует класс стражей из царей-философов. а также деликатесы, такие как «парфюмированные масла, благовония, проститутки и выпечка», помимо картин, золота, слоновой кости, кушеток, множество занятий, таких как поэты и охотники, и война.

Мысль Платона часто сравнивают с мыслью его самого известного ученика Аристотеля, чья репутация в западном средневековье настолько затмила репутацию Платона, что философы-схоласты называли Аристотеля «Философом». Однако в Византийской империи изучение Платона продолжалось.

Средневековые философы-схоласты не имели доступа к трудам Платона, а для их чтения не требовалось знание греческого языка. Первоначальные сочинения Платона были практически утеряны для западной цивилизации, пока они не были привезены из Константинополя за столетие до его падения Георгием Гемистосом Плетоном. Средневековые ученые знали о Платоне только благодаря переводам на латынь с переводов на арабский язык персидских и арабских ученых. Эти ученые не только перевели тексты древних, но и расширили их, написав обширные комментарии и толкования на произведения Платона и Аристотеля (см. Аль-Фараби, Авиценна, Аверроэс).

Только в эпоху Возрождения, с общим возрождением интереса к классической цивилизации, знание философии Платона снова получило широкое распространение на Западе. Многие из величайших ученых и художников раннего Нового времени, порвавшие со схоластикой и способствовавшие расцвету Ренессанса при поддержке вдохновленного Платоном Лоренцо Медичи, видели в философии Платона основу для прогресса в искусстве и науке. К 19 веку репутация Платона была восстановлена, по крайней мере, наравне с Аристотелем.

С тех пор известные западные философы продолжали опираться на работы Платона. Влияние Платона было особенно сильным в математике и естественных науках. Это вдохновило на величайшие достижения в области логики со времен Аристотеля благодаря Готлобу Фреге и его последователям Курту Гёделю, Алонзо Черчу и Альфреду Тарскому, последний из которых резюмировал свой подход, перевернув знаменитое заявление Асистотеля о мятеже из Академии: Inimicus Plato, sed magis инимика фальситас; Платон — враг, но ложь — еще больший враг. Альберт Эйнштейн опирался на платоновское понимание неизменной реальности, лежащей в основе потока явлений, в своих возражениях против вероятностной картины физической вселенной, предложенной Нильсом Бором в его интерпретации квантовой механики. И наоборот, мыслители, которые расходились с онтологическими моделями и моральными идеалами в своей собственной философии, были склонны пренебрежительно относиться к платонизму с более или менее информированных точек зрения. Так, Фридрих Ницше нападал на моральные и политические теории Платона, Мартин Хайдеггер пространно рассуждал о мнимом запутывании Платоном бытия, а Карл Поппер рассуждал в «Открытом обществе и его врагах» (19).45), что предложение Платона о государственной системе в Республике было прототипически тоталитарным.

Величайшие книги: написанные Платоном

Величайшие книги
  • Войти
Национальность
Греческий
Описание

Платон (; PLAY-toe греческий: Πλάτων Plátōn, произносится [plá.tɔːn] PLOT-own в классическом чердаке; 428/427 или 424/423 — 348/347 до н.э.) был афинский философ в классический период в Древней Греции и основатель Академии, первого высшего учебного заведения в западном мире. Он широко считается ключевой фигурой в истории древнегреческой и западной философии, наряду со своим учителем Сократом и его самым известным учеником Аристотелем. Альфред Норт Уайтхед однажды заметил: «Наиболее надежной общей характеристикой европейской философской традиции является то, что она состоит из ряда сносок к Платону». Платона также часто называют одним из основателей западной религии и духовности. Так называемый неоплатонизм таких философов, как Плотин и Порфирий, повлиял на святого Августина и, следовательно, на христианство.
Платон был новатором письменного диалога и диалектических форм в философии. Платон также считается основателем западной политической философии. Его самый известный вклад носит его имя, платонизм (также двусмысленно называемый либо платоническим реализмом, либо платоническим идеализмом), учение о формах, известных чистому разуму, чтобы обеспечить реалистическое решение проблемы универсалий. Он также является тезкой платоновской любви и платоновых тел.
Обычно считается, что его собственные наиболее решающие философские влияния были связаны с Сократом, досократиками Парменидом, Гераклитом и Пифагором, хотя немногие из работ его предшественников сохранились, и многое из того, что мы знаем об этих фигурах сегодня, происходит от самого Платона. . В отличие от работ почти всех его современников, считается, что все творчество Платона сохранилось нетронутым более 2400 лет. Хотя их популярность с годами колебалась, произведения Платона никогда не оставались без читателей с момента их написания.

Википедия
Связь
Пол
Самец

Лучшие книги Платона всех времен

  1. 10 . Полное собрание сочинений Платона Платона

    Платон (произносится /ˈpleɪtoʊ/) (греч. Πλάτων, Plátōn, «широкий») (428/427 г. до н.э. [a] — 348/347 г. до н.э.), был классическим греческим философом, математиком, автором философских диалогов и основатель …

    — Википедия

    • я читал эту книгу
    • Я хочу прочитать эту книгу
  2. 73 .
    Федон Платона

    «Федон» Платона (/ˈfiːdoʊ/; греч. Φαίδων, Phaidōn, греческое произношение: [pʰaídɔːn]), также известный древним читателям как «О душе» Платона, является одним из великих диалогов его среднего периода, наряду с …

    — Google

    • я читал эту книгу
    • Я хочу прочитать эту книгу
  3. 116 . Апология Платона

    Апология — это платоновская версия речи, произнесенной Сократом, когда он защищался в 399 г. до н. э. от обвинений в «развращении молодежи и неверии в богов, в которых верит город…

    — Википедия

    • я читал эту книгу
    • Я хочу прочитать эту книгу
  4. 201 .
    Республика Платона

    Республика — это сократический диалог Платона, написанный ок. 380 г. до н. э. Это одна из самых влиятельных работ по философии и политической теории и самая известная работа Платона. В вымышленном произведении Платона…

    — Википедия

    • я читал эту книгу
    • Я хочу прочитать эту книгу
  5. 636 . Критон Платона

    Критон (/ˈkraɪtoʊ/KRY-toh или /ˈkriːtoʊ/ KREE-toh; древнегреческий: Κρίτων [krítɔːn]) — диалог древнегреческого философа Платона. Это разговор между Сократом и его богатым другом…

    — Google

    • я читал эту книгу
    • Я хочу прочитать эту книгу
  6. 638 .
    Евтифрон Платона

    Евтифрон (/ˈjuːθɪfroʊ/; древнегреческий: Εὐθύφρων, Euthuphrōn) — один из ранних диалогов Платона, датированный 399 годом до нашей эры. Диалог, происходящий за несколько недель до суда над Сократом, включает в себя…

    — Google

    • я читал эту книгу
    • Я хочу прочитать эту книгу
  7. 927 . Федр Платона

    Федр (греч. Φαῖδρος, транслит. Федрос), написанный Платоном, представляет собой диалог между главным героем Платона, Сократом, и Федром, собеседником в нескольких диалогах. Федр был…

    — Википедия

    • я читал эту книгу
    • Я хочу прочитать эту книгу
  8. 1141 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *