Платон основные труды и идеи: Философия Платона: основные идеи, учение кратко

Содержание

Платон. Основные произведения — презентация онлайн

Похожие презентации:

Презентация по философии: «Платон»

Философ Платон

Платон. Основные положения онтологии Платона

Философия Платона

Основные этапы развития философии

Основные идеи Сократа, Платона и Аристотеля. Античная философия

6. Возникновение античной философии. Платон: основание философского идеализма

Платон — древнегреческий философ

Исторические типы философии. Античная философия

Античная философия

1. Краткая биография

Платон родился в 428 или
427 году до н.э., в первые
годы Пелопонесской
войны. Он был богатым
аристократом, связанным с
разными людьми,
имевшими отношение к
правлению «тридцати
тиранов». Имя, данное ему
при рождении – Аристокл.
Прозвище Платон
(Широкоплечий) было ему
дано в молодости за
мощное телосложение.
Сначала он учился у Кратила, последователя
Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет
стал учеником Сократа. В З99 г. он удалился
на некоторое время в Мегару, а затем
возвратился в Афины. Несколько лет спустя,
он предпринял великое путешествие, сначала
в Египет, затем в Италию, Кирену, Сицилию и
т.д. Платон вернулся в Афины, и, в возрасте
сорока лет, он основал свою школу,
Академию, в которой преподавал до конца
своих дней, лишь дважды покинув Афины
ради двух новых путешествий на Сицилию, и
которая просуществовала 1000 лет. По
древним преданиям, Платон умер в день
своего рождения в 347 году.

3. Основные произведения

Платону приписывают 34 сочинения,
которые философ создавал в виде
диалогов, главная роль в большинстве
из которых отводится Сократу. Вот
некоторые из них:
«Апология Сократа»
«Диалоги»
«Кратил»
«Государство»
«Пир»

4. Что нового внес в философию.

Платон считается основателем идеалистического
направления не только в античной философии, но и в
мировой. Он ввел такое понятие, как «объективный
идеализм», означающее признание существования
духовного первоначала вне и независимо от
человеческого сознания. По Платону, ‹‹идея››
существует сама по себе, существует как общее для
всех предметов. У Платона слово ‹‹идея›› применяется
для обозначения сущности предмета, равно как и для
обозначения ‹‹формы››, ‹‹фигуры››, ‹‹облика››,
‹‹вида››. У него ‹‹идея›› (или ‹‹вид››) есть форма,
постигаемая не чувствами, а умом — ‹‹…неизменные
сущности можно постигнуть только лишь с помощью
размышления – они безвидны и незримы.››

5. Современники философа.

Современниками Платона являлись
Сократ
Демокрит
Пифагор
Кратил
Аристотель

7. На кого оказал влияние философ и кто на него.

Люди, оказавшие влияние на Платона, это: Сократ,
Архит, Демокрит, Парменид, Пифагор, Гераклит.
Первым учителем Платона был Кратил. Однако,
когда около 407 года Платон познакомился
с Сократом, он стал одним из его учеников.
Характерно, что Сократ является неизменным
участником практически всех сочинений Платона,
написанных в форме диалогов между историческими
и иногда вымышленными персонажами.
Последователем рассматриваемого философа
является его ученик — Аристотель, который был
воспитателем Александра Македонского. Он является
основоположником научной философии, лотки,
учения об основных принципах бытия.

English     Русский Правила

Платон


427-347 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

IGDA/G. Dagli Orti
ПЛАТОН

ПЛАТОН (428/427-348/347 до н.э.) — древнегреческий философ, создатель первого развитого учения античного идеализма, ученик Сократа. П. — основатель Академии — собственной философской школы, просуществовавшей не одно столетие. Основные произведения: «Апология Сократа», «Пир», «Федон», «Государство», «Федр», «Теэтет», «Тимей», «Государство», «Законы» и др.

В своей онтологии(учении о бытии) П. утверждает, что чувственно воспринимаемый мир не есть единственно подлинный мир. Подлинный мир невеществен, бестелесен, идеален. Бестелесные внечувственные сущности, постигаемые только умом, П. называет «эйдосами», «видами» или идеями. Каждая идея ведет абсолютно независимое существование, она вечна и неизменна, не знает ни рождения, ни роста, ни гибели: «есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли». Количество идей не бесконечно, они находятся в отношении соподчинения. На вершине пирамиды идей находятся идеи истины, прекрасного, справедливого. Венчает платоновскую пирамиду идея блага, соединяющая все достоинства Истины, Красоты, Справедливости. Благо — и самая общая идея, и одновременно самая «лучшая», превосходящая другие в нравственном отношении.

Можно обнаружить в произведениях П. обращение к идеям физических явлений («огонь», «цвет», «звук», «покой»). Выделяет он и идеи «существ» («человек», «животное»), идеи искусственно сделанных руками человека предметов, идеи отношений («равенство»), У П. нет однозначного мнения, можно ли выделять идеи зла, безобразия, лжи. Платоновские идеи являются идеалами, образцами для творения мира вещей; идеи являются также целью, сущностью вещей. Идеи — источник бытия вещей. Они доступны человеческому познанию. Человек постигает идею в форме понятия. Понятие об идее приближает познающего к самой идее как онтологической (бытийной) сущности.

Помимо вечных сущностей вещей — идей — П. выделяет в качестве второго источника существования мира то, что позже назвали «материей». П. называет его «пространством»: «оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно. Мы видим его как бы в грезах и утверждаем, будто этому бытию непременно должно быть где-то в каком-то месте и занимать какое-то пространство, а то, что не находится ни на земле, ни на небесах, будто бы и не существует». Характеристики этого «пространства» — материи — бесформенность, пластичность, недоступность человеческому восприятию, пассивность. Без этой материи невозможно было существование мира вещей, материя и есть чистая возможность, это непознаваемое небытие, его еще не коснулся Бог. Переполняющие эту материю-«кормилицу» потенции оформляются с помощью мира идей в формы вещественности — стихии: материя и растекается влагой, и пламенеет огнем, и принимает формы земли и воздуха.

Так возникает, наряду с миром идей НИ и материей, мир вещей — промежуточный мир, где всё возникает и погибает, находится в становлении. Чувственный мир, мир становления есть единство бытия (идей) и небытия (материи). Мир вещей доступен не только разуму, но и чувствам. Связь вещей и идей «неизъяснима». Вещи можно представить как отпечатки, сделанные по образцам-идеям. Каждая вещь может быть отпечатком нескольких общих идей. Вещи порождены идеями, однако идеи не присутствуют в вещах, они не дробятся на многое. Вещи причастны идеям, они их подобия. Но вещи причастны и материи, поэтому вещи — несовершенные подобия идей. Наконец, вещи «стремятся» подражать идеям, приблизиться к ним.

П. вводит понятие «мировой души», посредника между миром идей и миром вещей. Мировая душа также сотворена Богом и несет в себе причастность тождественному (идеям) и иному (материи). Мировая душа — это самодвижущаяся, творящая сила, с ее помощью мир становится единым, упорядоченным живым  целым — Космосом. Выражением мировой души, ее противоречивости является демон Эрос. Эрос есть стремление срединного, промежуточного мира к миру идеальному — идеям-образцам, но Эрос — воплощенное противоречие, он несет в себе желание объединить несоединимое, а не отказаться от земного. Обращение к образам мифа при объяснении центрального момента теории — связи бытия и небытия — не случайно. Образ мироустройства, данный П., — это мир, повернутый к человеку. Надежды, цели человека, его сила и бессилие, его творческая потенция как бы космизированы, вписаны в структуру мира. П. прямо сопоставляет творческое начало мира — Эрос — с человеком, любящим мудрость, стоящим между знанием и незнанием, — с философом.

Идея единого Бога присутствует в творчестве П., однако его понимание Бога дает простор различным интерпретациям. Бог то выступает творцом идей, то оказывается демиургом (буквально — ремесленником), творящим мир по заранее заданным образцам-идеям. Бог оказывается то живым существом, совершенной личностью, то лишь «умом», которому противостоит несотворенная им материя. Иногда П. называет Богом идею блага. Низшим родом богов П. называет небесные тела. Землю, сотворенные из огня демиургом.

Учение о душе занимает важное место в творчестве П. Тело человека создано из элементов четырех стихий; тело — лишь временное пристанище души. Душа человека состоит из трех частей. Ее разумная часть создается самим демиургом, она независима от тела и бессмертна. Неразумная часть души создана низшими богами, она включает аффективную («гневную») часть и вожделеющую. Вожделеющее начало толкает человека к любви, заставляет его испытывать голод и жажду. Разумная часть души помещается в голове, гневная — в груди, вожделеющая — в животе. Средняя (аффективная) часть души может стать союзником разумной его части, если человек направит силу своего гнева на самого себя, свои вожделения, рабом которых он становится.

Души, раз сотворенные, жили на звездах, они видели мир идей, однако чистое бытие идей могут созерцать одни лишь боги. Человеческие души хотя и бессмертны, но несовершенны: застигнутые случайностью, они тяжелеют и падают на землю. Души, дольше всех созерцавшие идеи, вселяются на Земле в мудреца, царя, государственного мужа. Души, лишь на миг прикоснувшиеся к чистому бытию, вселяются в софиста, демагога, тирана. Долгое время души не могут вернуться на небо, до этого должно пройти не менее десяти тысяч лет. Лишь душа философа может «обрести крылья» и воспарить к небу быстрее, через три тысячи лет, при условии, что каждый из ее владельцев будет искренне любить мудрость. Количество душ ограничено, они постоянно кочуют от одной телесной оболочки к другой.

На земле душа забывает о своем пребывании в царстве идей. Однако праведная жизнь, стремление к знанию, а порой и соприкосновение с земной красотой могут побудить в душе воспоминания, что открывает путь к уже сознательному стремлению к Благу. Познание открывает путь к освобождению бессмертной части души человека. П. выделяет два качественно различных видов знания: знание «умное» и знание чувственное. Те, кто надеется на чувственное познание, похожи на людей, которые с самого рождения живут в пещере и не видят реальных вещей — только их тени на стене.

И лишь философ, созерцающий истину, говорит о вещах, которые он видит при ясном солнечном свете — свете разума.

Чувственное познание предполагает веру в существование отдельных вещей, а также наличие чувственных образов вещей — «подобий». Чувственное знание выражается в форме мнения. Мнение не может усмотреть сущность вещи, ее идею; с помощью мнения можно судить о красивых телах, но не о красоте вообще. Мнение не есть знание, но и не есть незнание. Мнение не может быть истинным или ложным. Само понятие лжи появляется тогда, когда мы уже имеем знание. Могут существовать «правильные мнения», но они ничего не говорят о причине и сущности вещи, однако помогают в деле политического управления, в добродетельном поведении. Познание интеллектуальное включает мышление (чистую деятельность ума, мышление о мышлении) и рассудок. Рассудок использует знание об идеях в качестве гипотез. К этому виду знания относится математическое знание, облекающее идеи в чувственные образы. Мышление опирается на особую интеллектуальную интуицию, непосредственное созерцание. Интуиция (припоминание) стимулируется искусством диалектики, ведением спора, столкновением противоположных суждений.

Учение о душе у П. переплетается с учением о государстве. Государство понимается широко, как «совместное поселение». Это необходимое условие личного совершенства. Основанное на разделении труда, оно способствует выявлению человеческих склонностей и их развитию. Совершенная форма человеческого сосуществования — в прошлом, тогда сами боги управляли государством. В каждом государстве ныне «заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей». После «золотого века» возникли следующие формы государственного устройства: тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Тимократия (власть честолюбцев) — первая отрицательная форма государства. При тимократии еще сохраняются общие трапезы, обязательные для всех физические упражнения, правители еще пользуются почетом, воины не гонятся за материальными благами. Однако уже накапливаются богатства в руках немногих, семья отвлекает от забот государственных, появляется тяга к роскоши. Олигархия — это уже господство немногих. Властвуют только богатые, бедные не принимают участия в правлении. В олигархическом обществе есть люди, которые в результате обнищания и распродажи имущества либо вообще ничего не делают, либо превращаются в преступников; другие не совершенствуют свои способности, данные от рождения, а пытаются заниматься всеми видами деятельности одновременно, не преуспевая ни в чем. Демократия — власть большинства — усиливает и закрепляет раскол и насилие в обществе. Зависть и злоба бедняков — бывших богачей — приводит к восстанию и переделу власти победившим большинством. Тирания есть наихудшая форма правления, вырождение демократии. Избыток свободы приводит к рабству. Тиран, вознесшийся на волне народного представительства, начинает уничтожать своих врагов, пока вокруг него не остается никого.

Возможно иное государственное устройство, основанное на идее справедливости. Государство, основанное на справедливости, представляет собой единое гармоническое целое. Такое государство охраняет покой своих граждан, защищает их от нападения, направляет их духовное развитие. Деятельность такого государства подчинена высшей идее блага.

В основе деления граждан на особые разряды лежит учение П. о трех частях души. Те, у кого с детства обнаружено преобладание разумной части души, предназначаются для управления государством; те, у кого более развита аффективная часть, должны стать воинами; в ком доминирует вожделеющее начало, становятся торговцами, строителями, ремесленниками, скотоводами, наемниками. Ремесленник в таком государстве не стремится к управлению, правитель далек от своекорыстных поступков, воин думает о безопасности государства, а не о собственной безопасности и выгоде. П. не уделяет внимания воспитанию граждан низшего, «производительного» класса, но воспитание воинов и правителей-философов — важный аспект его теории идеального государства. Для этих групп населения необходима ликвидация личной собственности, отсутствие устойчивых браков, общественное воспитание детей. Воспитание должно быть как телесным, так и духовным. Не всякое искусство полезно, необходимо изгнать из искусства изображения порока, изнеживающие мелодии, дисгармонию, актерское «лицемерие». Правители-философы — это не столько профессионалы «управленцы», сколько мудрецы, стремящиеся к чистому благу, их сознание не замутнено сиюминутной полезностью. Правители — созерцатели идей, они представители мира небесного в мире земном, они поддерживают добродетели, на которых строится общественная гармония.

Учение П. о добродетелях или «доблестях» отличается от современных представлений о нравственности. Для П. подлинное благо — это не благо отдельного индивида, но благо целого. Делание каждым в обществе своего дела и есть его добродетель. В благом государстве присутствуют четыре «доблести»: мудрость, мужество, благоразумие (сдерживающая мера), справедливость. В отличие от современных представлений о нравственных нормах, которые носят всеобщий характер, обращены ко всем без исключения, добродетели не всеобщи. Нет необходимости, чтобы все в обществе были мудрыми, созерцали идеи, это удел философов. Мужество — согласное с законом мнение о том, чего следует бояться, а чего нет, — присуще воинам. Добродетельность работников ниже, чем правителей и воинов, но и им, как и всем другим разрядам, присуще благоразумие, подчинение существующим законам. Итоговая добродетель государства — справедливость, стремление к тому, чтобы каждый делал свое дело. Воины помогают правителям, как собаки пастухам, чтобы те могли без помех пасти свое стадо.

«Чары Платона» оказались столь сильны, писал современный исследователь К. Поппер, что отголоски его учения об обществе до сих пор можно обнаружить в современных взглядах на общество, в социальных утопиях, политических программах.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 278-282.


Вернуться на главную страницу Платона

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Шесть основных произведений, сделанных Платоном

Шесть основных работ, выполненных Платоном, следующие:

Перед тем, как понять сочинения Платона, на самом деле важно понять метод, принятый им в своих сочинениях. Важно получить некоторое представление о его философии в целом. Чаще всего философ дает объяснение и тем самым теоретизирует.

Ожидается, что читатель поймет, проанализирует и усвоит его суть. Платон, в отличие от других, придерживался метода диалога, который носил преимущественно политико-философский характер. Одной из важных особенностей диалогов Платона было использование аналогий. Его аналогии с природой взяты из жестокого мира. Платон считал, что политика — это искусство, и в его занятиях должны быть знания.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

Государственные деятели должны знать, чего он добивается. Платон считал, что в идеале государственные деятели должны быть свободны от ограничений закона и отстаивать теорию абсолютной монархии. Платон утверждал, что так же, как художник должен работать над улучшением своих художественных навыков, государственные деятели также должны работать на благо своих подданных.

Далее Платон следовал дедуктивному методу, что сделало его первым философом-утопистом. Его никогда не интересовало происхождение государства или основы идеального государства с реалистической точки зрения. Он никогда не обращал внимания на осуществимость такого идеального государства. Таким образом, реализм ушел от философии Платона.

Греческая политическая мысль была значительно обогащена плодотворной философской литературой Платона. Он написал ряд работ, но наиболее важными из них являются «Апология», «Критон», «Федон», «Симпозиум», «Республика», «Государственные деятели» и «Законы».

1. Апология была написана после смерти Сократа в 399 г. до н.э. Это связано с обстоятельствами, которые в итоге привели к смерти его учителя.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

2. Критон, другое произведение, представлял собой своего рода диалог, связанный с судом и смертью Сократа. Критон, по сути, был другом Сократа.

3. Третье произведение Платона «Федон» представляет собой описание Сократа в его последние дни в келье в полном одиночестве. Это была прекрасная смесь высокой драмы и высокой философии, касающейся бессмертия человеческой души.

4. Симпозиум, пятая крупная работа, тоже была платонической философией любви.

5. «Государство» было шедевром Платона, сделавшим его бессмертным в области философии. Согласно Геттелю, Платон пытался установить философские концепции справедливости, и при этом он изложил свою концепцию идеального состояния, в котором торжествует справедливость. Точка зрения прежде всего этическая и идеалистическая. Он был описан как бесподобное введение в основные проблемы, с которыми сталкиваются люди как граждане.

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

«Республика» была признана одним из величайших произведений всех времен. Она была написана, когда Платону было около 40 лет. Республика состоит из почти 10 книг, посвященных определенным моральным и философским принципам. Она охватывает множество проблем, связанных с моралью, метафизикой, социологией, образованием и так далее.

Книга начинается с предложения; какой хороший человек? И как можно стать таким? В конце концов, это приводит к вопросу, что такое хорошее состояние? Наконец, Государственные деятели и

6. «Законы» — более поздние произведения Платона, отражающие проблемы городов-государств. Эти две работы относятся к последним дням жизни Платона, когда его Академия не оправдала его ожиданий. Это заставило его осознать, что его планы были утопическими и дальновидными по своей природе. Таким образом, последние два произведения Платона ясно отражают его разочарование.

Республика: шедевр творчества Платона

Введение в древнегреческую политическую мысль

Платон: | Информация

Произведения и философия

Платон был превосходным писателем, и его произведения являются частью великой мировой литературы. Его дошедшие до нас работы представлены в виде диалогов и посланий. Известно, что некоторые диалоги и многие приписываемые ему послания ложны, а другие сомнительны. В различных диалогах он затрагивал почти все проблемы, занимавшие последующих философов. Диалоги разделены на три группы в соответствии с вероятным порядком композиции.

Самая ранняя группа диалогов, называемая Сократической, включает главным образом Апологию, , в которой представлена ​​защита Сократа; Meno, , который спрашивает, можно ли научить добродетели; и Gorgias, , которые касаются абсолютной природы правильного и неправильного. Эти ранние диалоги представляют Сократа в беседах, которые иллюстрируют его основные идеи — единство добродетели и знания, добродетели и счастья. Каждый диалог рассматривает конкретную проблему, не обязательно разрешая поднятые вопросы.

Платона всегда волновала фундаментальная философская проблема разработки теории искусства жизни и познания. Подобно Сократу, Платон вначале был убежден в абсолютной гармоничной структуре Вселенной, но пошел дальше своего наставника, пытаясь построить всеобъемлющую философскую схему. Его целью было показать рациональные отношения между душой, государством и космосом. Это общая тема великих диалогов его средних лет: Республика , Федон, Симпозиум, Федр, Тимей, и Филебус. В «Республике » он показывает, как лучше всего можно понять действие справедливости в индивидууме, по аналогии с действием справедливости в государстве, которое Платон излагает в своей концепции идеального государства. Однако справедливость нельзя понять полностью, если не рассматривать ее в связи с Идеей Добра, которая является высшим принципом порядка и истины.

Именно в этих диалогах обсуждаются знаменитые Платоновские Идеи (см. реализм). Платон выступал за независимую реальность Идей как единственную гарантию этических норм и объективного научного знания. В Республика и Федон он постулирует свою теорию Форм. Идеи или Формы — неизменные архетипы всех временных явлений, и только эти Идеи вполне реальны; физический мир обладает лишь относительной реальностью. Формы обеспечивают порядок и разум в мире, находящемся в постоянном движении. Они обеспечивают образец, из которого чувственный мир черпает свое значение.

Высшая Идея — это Идея Добра, чья функция и место в мире Идей аналогичны солнцу в физическом мире. Платон видел свою задачу в том, чтобы привести людей к видению Форм и к некоторому ощущению высшего блага. Главный путь подсказан известной метафорой пещеры в 9 веке.0055 Республика, , в которой человек в своем необученном состоянии закован в мире теней. Однако человек может двигаться вверх к солнцу или высшему благу, изучая то, что Платон называет диалектикой. Высшая наука, диалектика, представляет собой метод исследования, основанный на постоянном сомнении предположений и объяснении частной идеи в терминах более общей до тех пор, пока не будет достигнуто окончательное основание объяснения.

Республика, первая утопия в литературе, утверждает, что только философ способен управлять справедливым государством, так как через изучение диалектики он понимает гармонию всех частей вселенной в их отношении к Идее Хорошего. Каждый социальный класс с радостью выполняет ту функцию, для которой он подходит; философ правит, воин сражается, а рабочий наслаждается плодами своего труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *